Промысловое морское судно. Вступление


Шебека - крупное парусно-гребпое судно, получило широкое распространение в Средиземноморье в XVIII в Шебеки были как военные, так и купеческие. Военные шебеки имели бортовое артиллерийское вооружение, то есть пушки на станках, установленные между банками, и тем отличались от галер, имевших на бортах лишь вертлюги с малокалиберными орудиями.
Парусное вооружение большинства средиземноморских шебек состояло из

Гемам «Торнео»

Носовая часть гемама «Торнео»

Русская шебека «большого типа» (рис. А.Е. Лютова)

трех мачт с косыми парусами. Особенностью шебек было то, что фок-мачта (передняя мачта) ставилась почти у форштевня и несколько наклонно вперед. В отдельных случаях на мачтах шебек были прямые паруса.
Впервые русские моряки познакомились с шебеками в Архипелаге в 1770- 1774 гг. В составе русской Средиземно- морской эскадры было несколько шебек, из которых особенно прославилась «Забияка». Шебеки ходили под Андреевским флагом, по офицеры и команда были из греков, албанцев и др. Таким образом, они были фактически корсарскими судами. Данные по размерам и устройству корсарских шебек не сохранились.
В 1789 г. в корсарской эскадре Гулье- мо Лоренца, плававшей под Андреевским флагом в Средиземном море, состояли шебеки «Святой Николай» (16 пушек, фалькопета) и «Минерва» (8 пушек, фалькопета).
20 октября 1776 г. на заседании Адми- ралтейств-коллсгии было решено начать строительство на Балтийском флоте шебек средиземноморского типа. Однако строительство их было начато через 12 лет.
«Летучая». Длина 36,6 м. Ширина м. Глубина интрюма 2,5 м. 3 мачты. 40 весел. Заложена 8 мая 1788 г. на Галерной верфи в С.-Петербурге, спущена сентября 1788 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. В 1792 г. переделана в плавбат- рею «Побеждающая». 25 мая 1796 г. сгорела во время пожара в Главном гребном порту.
Вооружение: 4-18-фн пушки (нос и корма), 20- 12-фп пушек по бортам, 22- 3-фн фальконета.
Тип «Скорая» (3 единицы). 50 пушек. Длина 36,6 м. Ширина 9,1 м. Глубина интрюма 2,5 м. 40 весел. 3 мачты. Построены на Галерной верфи в С.-Петербурге.
Вооружение: 4-18-фн пушки, 20- фн пушек, 22-3-фн фальконета.
Конструкция русских шебек в целом была неудачной, под парусами их скорость не превышала 5 уз., а на веслах - 2 уз. Из-
за плохих ходовых качеств шебеки было решено переделать в плавбатареи.
«Скорая». Заложена 24 октября 1778 г., спущена 4 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. В 1792 г: переделана в плав- батрею «Крепкая». 25 мая 1796 г. сгорела во время пожара в Главном гребном порту.
«Малая». Заложена 24 октября 1788 г., спущена 4 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. В 1792 г. переделана в плав- батрею «Храбрая». 25 мая 1796 г. сгорела во время пожара в Главном гребном порту.
«Быстрая». Заложена 1 декабря 1788 г., спущена 4 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. В 1792 г. переделана в плав- батрею «Свирепая». 25 мая 1796 г. сгорела во время пожара в Главном гребном порту.
Тип «Минерва» (4 единицы). 32 пушки. Длина 36,6 м. Ширина 10,4 м. Глубина интрюма 3,5 м. 40 весел - по 3 чел. на весло. 3 мачты. Построены на Галерной верфи в С.-Петербурге. По проекту вооружение состояло из: 24-24-фн пушек и 8- 6-фн пушек. Фактически же их вооружение состояло из 20-12-фн пушек и 10- 6-фп пушек.
«Минерва». Заложена I декабря г., спущена 7 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13- августа 1789 г. Во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г. была захвачена шведами.
«Беллопа». Заложена I декабря 1788 г., спущена 7 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. Во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г. была захвачена шведами.
«Прозерпииа». Заложена 1 декабря г., спущена 16 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 14 августа 1789 г. Во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г. была захвачена шведами.
«Диана». Заложена [декабря 1788 г., спущена 16 мая 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. Во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г. была захвачена шведами.
Шведские турумы, взятые 13 ав1уста г. в первом Роченсальмском сражении. Название «турума» происходит от названия финской области Turunmaa. Турума - двухпалубное парусно-гребное судно. Три мачты, вооружение фрегатское. С некоторой натяжкой турумы можно отнести к шебекам.
«Биорк-Эрнсида»23. 48 пушек. Длина м. Ширина 9,2 м. Осадка 2,7 м. 38 весел. В 1801 г. в составе эскадры выходила на Северный фарватер для обороны о. Котлин. В 1808 г. затоплена в Кронштадте для заграждения фарватера.
«Рогвальд». 48 пушек. Длина 36,6 м. Ширина 9,2 м. Осадка 2,7 м. 38 весел. Построена в 1774 г. в Карлскроне. В 1791 г. последний раз выходила в практическое плавание в Финский залив.
«Селлан-Вере». 4 мая 1790 г. участвовала в Фридрихсгамском сражении, где была захвачена шведами.
«Макапий». 18 пушек. Бывшая французская шебека, взята в плен кораблем «Богоявление Господне». 9 октября 1800 г.

выброшена в шторм на румелийский берег у местечка Келенгози в 80 милях от Босфора и разбита волнами.
«Азард»24. 14 пушек. Бывшая корсарская шебека, захвачена 17 февраля 1806 г. шестью шлюпками под командованием лейтенанта Сытина (командира шхуны «Экспедицион») у крепости Кастельново в заливе Бокка-ди-Катаро (Адриатическое море). В декабре 1807 г. оставлена в Корфу. Продана в конце 1809 г.
«Забияка». Бывшая французская шебека, захвачена фрегатом «Автроил» у г. Сполатро. В декабре 1807 г. оставлена в Корфу. Продана в конце 1809 г.
Вооружение: 2-8-фн пушки и 12- alt="" />фн пушек.
Полушебеки
Полушебеки отличались от шебек меньшими размерами и несли вместо трех две мачты. Парусное вооружение шхуны.
Тип «Лев» (10 единиц). Длина 23,2 м. Ширина 5,8 м. Глубина интрюма 2,4 м.
Первоначальное вооружение: 8-8-фн пушек, 8-6-фн пушек. В начале 1790 г. все полушебеки получили по 4-18-фн пушки на нос и корму и 6-6-фн пушек, установленных в шахматном порядке по три с каждого борта.
«Лев». Заложена в 1788 г. на Городской верфи в С.-Петербурге, спущена в 1789 г.

Участвовала в первом Рочснсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. Взята в плен шведами во втором Рочснсальмском сражении 28 июня 1790 г.
«Орёл». Заложена в 1788 г. на Городской верфи в С.-Петербурге, спущена в г. Участвовала в первом Роченсальм- ском сражении 13-14 августа 1789 г. Взята в плен шведами во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г.
«Дракон». Заложена в 1788 г. на Городской верфи в С.-Петербурге, спущена в г. Участвовала в первом Роченсальм- ском сражении 13-14 августа 1789 г. Взята в плен шведами во втором Роченсальм- ском сражении 28 июня 1790 г.
«Кит». Заложена в 1788 г. на Городской верфи в С.-Петербурге, спущена в г. Участвовала в первом Роченсальм- ском сражении 13-14 августа 1789 г. Взята в плен шведами во втором Роченсальм- ском сражении 28 июля 1790 г.
«Медведь». Заложена в 1788 г. на верфи в Лодейном Поле, спущена в 1789 г. Участвовала в первом Рочснсальмском. сражении 13-14 августа 1789 г. Взята в плен шведами во втором Рочснсальмском сражении 28 июня 1790 г.
«Олень»25. Заложена в 1788 г. на верфи и Лодейном Поле, спущена в 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сраже- нии 13-14 августа 1789 г. Взята в плен шведами во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г.
«Itorp». Заложена в 1788 г. на верфи в Лодейном Поле, спущена в 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 14 августа 1789 г. Взята в плен шведами во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г.
«Барс». Заложена в 1788 г. на верфи в Лодейном Поле, спущена в 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 14 августа 1789 г. Взята в плен шведами во втором Роченсальмском сражении июня 1790 г.
«Рысь». Заложена в 1788 г. на верфи в Лодейном Поле, спущена в 1789 г Участвовала в первом Роченсальмском сражении 14 августа 1789 г Взята и плен шведами во втором Роченсальмском сражении июня 1790 г.
«Волк». Заложена в 1788 г. на верфи в Лодейном Поле, спущена в 1789 г. Участвовала в первом Роченсальмском сражении 13-14 августа 1789 г. Взята в плен шведами во втором Роченсальмском сражении 28 июня 1790 г. Согласно справочнику А.А. Чернышева, спаслась и к 25 августа 1790 г. вернулась в Фридрихсгам, но тут же Чернышев ставит знак вопроса. Таким образом, нет оснований не верить Ф.Ф. Веселаго, утверждавшему, что все русских полушебек были захвачены шведами.
«Ужасная». Бывшее французское судно «Тременда», 22 июня 1806 г взятое фрегатом «Венус» у г. Сполагро. Приведено в Корфу, нов боевых действиях не участвовало. Продано в ноябре 1809 г.

рыбопромышленное судно для добычи и обработки рыбы, а также китов, морского зверя и др. нерыбных объектов. Различают добывающие П. с. (Траулеры и Сейнеры, дрифтеры, китобойные и зверобойные суда (См. Зверобойное судно) и др.) и обрабатывающие (крабо- и рыбоконсервные плавучие базы (См. Рыбоконсервная плавучая база), китобазы, рыбообрабатывающие рефрижераторы (См. Рыбообрабатывающий рефрижератор) и др.). Многие П. с. (например, большие морозильные траулеры) совмещают одновременно функции как добывающего, так и обрабатывающего П. с. Кроме специального оборудования для добычи и переработки рыбы, китов и др., большинство П. с. имеет охлаждаемые грузовые помещения. Для многих типов П. с. характерны: неограниченный район плавания и большая Автономность корабля (60-80 сут ). Водоизмещение П. с. достигает нескольких десятков тыс. т , например 44,9 тыс. т у китобазы «Советская Украина» (СССР); мощность энергосиловых установок крупных рыбопромысловых баз (См. Рыбопромысловая база) 17 Мвт и более; скорость китобойных судов около 18 узлов (33 км /ч ). Подробно о характеристиках П. с. см. в статьях об отдельных типах П. с., а также в ст. Китобойный промысел.

  • - См. Золото...

    Словарь золотого промысла Российской Империи

  • - средство транспортировки пассажиров и грузов по воде. Современные океанские суда произошли от ранних парусных судов, таких как карраки XIII в. и более крупные галеоны...

    Научно-технический энциклопедический словарь

  • - См. Свидетельство...

    Словарь бизнес терминов

  • - право без ограничений заниматься любой хозяйственной деятельностью в пределах соблюдения законов...

    Экономический словарь

  • - объем всех производственных операций, непосредственно направленных на добычу рыбы. Единица промыслового усилия - количество орудий лова на единицу выловленной рыбы или на данный водоем...

    Экологический словарь

  • - принцип свободы промысла, то есть право каждого без каких-либо ограничений заниматься любой хозяйственной деятельностью. В странах Западной Европы свобода промысла реализована различно...

    Большой экономический словарь

  • - "...промысловое рыболовство означает все виды добычи рыбы, включая добычу рыбы в бассейнах рек, озерах или каналах, за исключением рыболовства для личного потребления, а также любительского и спортивного рыболовства.....

    Официальная терминология

  • - "...1.2.11. - судно, предназначенное для приема с других судов нефтесодержащих, сточных вод, мусора и других отходов для последующей передачи их на береговые очистные сооружения или специализированные очистные суда.....

    Официальная терминология

  • - право заниматься любой хозяйственной деятельностью без ограничений, но в пределах соблюдения законов...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - судно на Везере и других реках северо-западной Германии, около 100 фт. длины, 8-10 фт. ширины, посередине 5-6 фт. глубины, спереди и сзади плоское...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - одномачтовое судно...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - одномачтовое судно...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ежемесячный журнал...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ежемесячный журнал...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - для добычи и обработки рыбы, а также морского зверя и других нерыбных объектов. Различают промысловые судна добывающие и обрабатывающие...

    Большой энциклопедический словарь

"Промысловое судно" в книгах

XI Водоходное судно

Из книги Кулибин автора Кочин Николай Иванович

XI Водоходное судно По замыслу Кулибина, устройство «водоходного судна» было следующим. Один конец каната привязывается к неподвижному предмету на берегу (или якорю, заносимому вперед), другой обвивается вокруг гребного вала на судне. Течение давит на лопасти колес, они

ПОЛИНЕЗИЙСКОЕ СУДНО

Из книги Очарованные Гавайи автора Стингл Милослав

ПОЛИНЕЗИЙСКОЕ СУДНО Полинезийцы всегда славились умением строить суда. Первоначально это были небольшие лодки, выдолбленные из цельного ствола дерева, к которому крепилось длинное бревно. Я нередко видел такие в Океании и в наши дни. По этому же принципу строились

Глава 4 «ТОР» (СУДНО № 10)

Из книги Тайные рейдеры. Диверсионные операции ВМС Германии автора Вудворд Дэвид

«Вижу судно»

Из книги Столкновение в океане автора Москоу Элвин

«Вижу судно» Густой серый туман, сокративший видимость почти до полумили, окутывал «Андреа Дориа». Временами влажная мгла скрывала от взоров стоявших на мостике даже нос судна. Рулевая рубка уже погружалась в сумерки, когда два штурмана одновременно поднялись на мостик.

10 Судно пришло!

Из книги Загадка гибели шхуны «Святая Анна». По следам пропавшей экспедиции автора Чванов Михаил Андреевич

10 Судно пришло! 20 июля (2 августа), около 6 часов вечера, я окончил работу в доме и отправился готовить ужин. Конрад еще остался на работе, желая во что бы то ни стало сегодня закончить очистку дома. Остановившись на площадке перед домом передохнуть после усиленной работы в

Судно из Брезена

автора

Судно из Брезена "В 1872 г. около Брезена, севернее Данцига (Гданьска), при строительстве порта был найден хорошо сохранившийся корпус судна с клинкерной обшивкой. В описании того же года приводится рисунок этого судна и говорится о том, что корпус сделан из дубовых досок

Судно из Калмара

Из книги Морские тайны древних славян автора Дмитренко Сергей Георгиевич

Судно из Калмара "Основными типами судов XII–XIV вв., согласно документальным записям, таможенным спискам и т. д., были, очевидно, одномачтовые парусные суда неф и ког (или, как их еще называли, кога, кого, когхен, кокен и т. д.). Они служили моделями для гравировки на печатях

Судно "на шипах"

Из книги Морские тайны древних славян автора Дмитренко Сергей Георгиевич

Судно "на шипах" Мтепе"Другой наиболее ранний тип дау - беспалубная остроконечная мтепе, чья наружная обшивка подбиралась по древнеегипетскому способу, без шпангоутов. Лишь в более поздние времена (а мтепе и сегодня можно изредка повстречать у восточного побережья

«Покинуть судно!»

Из книги Яхтинг: Полное руководство автора Тогхилл Джефф

«Покинуть судно!» Любой моряк боится услышать эти слова. Если для спасения судна сделано все, но ничто не помогает, приходит время покинуть его и принять помощь. Однако следует помнить, что это делается только в крайнем случае. Многие яхтсмены, мужчины и женщины, погибли,

Судно

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов автора БСЭ

ПРОМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОХОТЫ С БОРЗЫМИ

Из книги Борзые и охота с ними автора Шерешевский Э И

ПРОМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОХОТЫ С БОРЗЫМИ В заготовках пушнины в нашей стране важное место занимают шкурки лисиц и зайцев, добываемых охотниками степной, лесостепной, полупустынной и пустынной зон. Лисиц и зайцев добывают ружьем без собаки, капканами и с

Промысловые суда предназначены для ловли различных рыб, китов, морских зверей и нерыбных объектов. Такие суда имеют большую автономость. Промысловые суда бывают добывающими, обрабатывающие и выполняющие обе функции сразу. Некоторые промысловые суда имеют охлаждаемые помещения для хранения пойманной рыбы. Обладают всем оборудованием для обработки рыбы. Водоизмещение некоторых промысловых судов превышает несколько десятков тысяч тонн.

Сейнер – промысловое судно, занимающееся ловлей рыб кошельковым закидным неводом. Однопалубное судно с надстройкой на носу и пространством на корме для хранения и обработки рыбы. Ha корме также есть поворотная площадка для управления неводом. Известен сейнерДмитрий Весельчаков.

Траулер – предназначен для лова рыбы траломи обработки продукта: очистки, мойки, заморозки. Траулер имеет множество видов: большой рыболовный, большой морозильный рыболовный, средний рыболовный, малый рыболовный и т.д. На траулерах XX века трал опускали с борта, у современных моделей трал опускается с кормы. На современных траулерах имеется рыбопоисковая аппаратура.

Литовский БМРТ Нида

Китобойное судно – большой специализированный корабль, предназначенный для ловли китов. Длина судна достигает 60 метров. Такие суда должны быть очень быстрыми. Для этого на них устанавливалась специальная система парусов, а позже усиленная двигательная установка. Выслеживая кита, с корабля спускаются шлюпки, и матросы с помощьюгарпуновубивают китов. На современных китобойных судах гарпун установлен на носу. В настоящее время не используются из-за запрета китобойного промысла.

Дрифтер – судно, ловящее рыбу дрифтерными сетями. Сеть закидывается с кормы и свободно плавает за судном. Судно имеет низкий надводный борт и снабжено аппаратурой для выбирания сети и обработки рыбы.

Вспомогательные суда

Суда, выполняющие второстепенные задачи – вспомогательные суда не перевозят пассажиров и грузы, не участвуют в битвах, но выполняют некоторые важные задачи: тушение пожаров, спасение потерпевшихбедствие. Другие предназначены для развлечения, например, для гонок. Есть также суда, которые выполняют научную исследовательскую работу.

Ледокол – судно, выполняющее ледокольные операции: проводка судов через льды, спасательные операции и, наконец, покорение арктических и антарктических льдов. Ледокол разбивает лёд своей тяжестью. В основном в качестве двигатель на ледоколах применяется паровая машина. Первым ледоколом стал российский «Пайлот». В1959 годупоявился ледокол «Ленин», который стал первым судном с атомной энергетической установкой. Вторым ледоколом-атомоходом была «Арктика». Также созданы российские «Сибирь», «Россия».

Буксир тащит баржу

Буксир – судно, предназначенное для транспортировки несамоходных судов. Буксирное судно берёт баржу или сломавшееся судно на буксирный канати доставляет в порт. Существуют буксиры-толкачи, осуществляющие буксировку методом толкания.

Пожарное судно – судно, предназначенное для тушения пожаров на больших судах, например, танкерах, или на берегу. На пожарном судне установлены насосы, подающие воду вшлангии рукавные линии. Судно может близко подходить к огню, поскольку по его периметру проложенытрубопроводы. Пожарные суда могут также тушить разгоревшуюся на поверхности водынефть.

Спасательное судно – предназначено для спасательных операций в море. Подбирает потерпевших крушение, на судне им оказывается медицинская помощь. Спасательное судно помогает кораблям, попавшим в аварию. Иногда берёт их на буксир и доставляет в порт.

Землесос – подводное и надводное судно, предназначенное для углубления подводной почвыв некоторых местах, также для взятия земли наэкспертизу.

Батискаф – подводный обитаемый аппарат, предназначенный для океанографических и других подводных исследований на большой глубине. Первый батискаф появился в 1948 году, построен учёнымОгюстом Пикаром. Благодаря прочности стен, батискаф выдерживает огромное давление на глубине более 10 000 м.

Спортивные суда – суда, участвующие в гонках и бьющие рекорды. Такие суда чаще всего – маленькие катера, развивающие большую скорость. Существует такое понятие как регата, в которой участвуют парусные суда.

Водолазное судно – судно, оснащённое водолазным комплексом и предназначенное для подводных работ.

Развлекательные суда – предназначены для развлечения людей. В список развлекательных судов входят водный мотоцикл,прогулочный катер,яхтаводный велосипед и разные типы лодок.

Плавучий маяк – мореходное, но не всегда самоходное, судно, предназначенное своим присутствием, а также подаваемыми им световыми и звуковыми сигналами отмечать определённую точку прибрежной зоны мирового океана с целью облегчения ориентировки судов в затруднённых условиях плавания. Устанавливается на мёртвых якорях, что исключает возможность его маневрирования с целью оптимальной встречи набегающей волны; это значительно снижает его безопасность в штормовой обстановке. Маяки бывают окрашены в красный цвет и имеют надпись на бортах: «Плавучий маяк».