Пробы самоконтроля на занятиях физической культуры. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом - реферат

Оцініть публікацію

Медицинский контроль, педагогический контроль и самоконтроль - единая система охраны, которая обеспечивает полноценное физическое развитие школьников, т. к. данные личных наблюдений являются важнейшим дополнением к врачебному и педагогическому контролю.

Самоконтроль - это регулярное применение ряда простых приемов для самостоятельного наблюдения за состоянием своего здоровья при занятиях физическими упражнениями при занятиях.

Самоконтроль воспитывает у школьников сознательное отношение к мероприятиям, направленных на укрепление здоровья через физические упражнения, соблюдение правил личной гигиены, закаливание организма.

Учитель физкультуры учит школьников правильно понимать изменение показателей самоконтроля , обязательно подчеркивает, что самоконтроль дополняет, но не заменяет врачебно-педагогические наблюдения.

Задачами учителя являются : разъяснение ученикам значения режима дня и регулярного самоконтроля для укрепления здоровья и физического развития; ознакомления с основными сведениями по гигиене, анатомии, необходимыми для понимания и оценки показателей доступных самонаблюдений; обучению школьников простым приемам наблюдения (счет пульса, частоты дыхания и др.)

Показатели, которыми можно пользоваться при самоконтроле, условно делятся на объективные и субъективные .

К субъективным показателям относятся: самочувствие, настроение, сон, аппетит, работоспособность, болевые и другие ощущения, возникающие в результате воздействия на центральную нервную систему раздражителей внешней и внутренней среды.

Объективными показателями считают такие, которые можно выразить в определенных цифровых значениях (масса тела, пульс, частота дыхания, ЖЕЛ, динамометрия).

Данные самоконтроля регулярно (не реже 3-4 раза в неделю) записывают в дневник самоконтроля.

В дневник самоконтроля в графу о самочувствии записывают: хорошее, обычное, удовлетворительное, плохое, слабость, вялость, головокружение, сердцебиение, боль. В эту графу надо записывать степень усталости после занятий, не устал, немного устал, переутомился. На следующий после занятий день вносят: утомлений нет, чувствует себя хорошо, осталось чувство утомления, полностью не отдохнул, чувствую себя утомленным.

Приступая к занятиям, следует сразу самостоятельно научиться контролировать состояние своего организма, который определяет степень посильной в данный момент нагрузки.

На первом этапе занятий физическими упражнениями не должно вызывать отдышки и обильного потоотделения.

Тогда, когда организм достигает надлежащей формы, можно осуществлять рекомендации Н.М. Амосова «задохнуться, не вспотеть».

Достаточно точным методом контроля за нагрузкой является определенное число ударов пульса. Пульс удобнее считать за 10 секунд, затем умножить на 6, узнать сколько их было в минуту.

Ваша задача : научившись быстро и точно контролировать пульс на месте, освоить полученные данные в движении. По мере того, как организм начнет приближаться к оптимальной спортивной форме, следует определить и ту границу пульса, ниже которой не происходит существенных изменений в нагрузке, т. е. прекращается благотворное аэробное влияние на сердечнососудистую систему, а тренировка обращается в обычную прогулку.

Работоспособность определяется как хорошая, обычная, пониженная, после учебы значительное утомление.

Простой показатель здоровья - это масса тела. Ее определяют регулярным взвешиванием. Потеря массы с неполным восстановлением до исходных величин обычно является неблагоприятным признаком, за исключением такой у школьников, страдающих ожирением.

Самочувствие - это отражение деятельности всего организма и в первую очередь центральной нервной системы. Отсутствие каких-либо признаков болезненных ощущений, бодрость, жизнерадостность, - признаки хорошего самочувствия. Появление необычных ощущений: боль в мышцах, головокружение, вялость, головная боль, - признаки плохого самочувствия.

Потоотделение - определяют как обычное, умеренное и слабое. Усиление потоотделение связано с перегрузкой.

Пульс - это ритмическое, толчкообразное колебание стенок артерий в соответствии с ритмом сокращения сердца.

В дневник самоконтроля необходимо вносить сведения о дыхании: число и количество (поверхностное, глубокое, редкое), а так же нарушения частоты и ритма, появление отдышки. Кашля.

Отдышка возникает при недостаточном газовом обмене.

Объективные данные учета воздействия нагрузки на организм школьника - при контроле данных гикоксических проб (продолжительность задержки дыхания при вдохе и выдохе в секундах на ЖЕЛ).

Гинекологический контроль является обязательным для девушек. Из месяца в месяц девушка должна регулировать основные показатели, характеризующие течение менструации (периодичность, обильность, продолжительность и других отклонений).

Дневник самоконтроля за занятиями физическими упражнениями периодически показывают учителю физкультуры для контроля и записи рекомендаций по дальнейшему режиму занятий, домашних занятий по физической культуре.

  • В школьном возрасте имеется множество условий для формирования самостоятельности и самоконтроля.
  • Для успешного развития у учащихся самостоятельности и самоконтроля необходимо знать уровень их психомоторики и способности мышления.
  • Развитие самостоятельности и активности уч-ся должно составлять часть учебно-воспитательного процесса физической культуры, а значит требует тщательного планирования, продуманной методики воздействия на учеников, а так же систематической реализации на каждом уроке.
  • Развивая самоконтроль и активность, следует опираться на специфические принципы: самостоятельность, активность и индивидуализацию деятельности учеников. А также применяют методы, развивающие самостоятельность.

Матеріал розміщено в рамках проведення Форуму педагогічних ідей «УРОК»

Категорично заборонено використовувати цей матеріал на інших інтернет-порталах і в засобах масової інформації, а також поширювати, перекладати або копіювати будь-яким способом без письмового дозволу освітнього порталу Освіта.ua.

Самоконтроль при занятиях массовой физической культурой.

Самоконтроль – это систематические наблюдения занимающихся физической культурой и спортом за состоянием своего здоровья и физического развития. Самоконтроль существенно дополняет данные врачебного и педагогического контроля, способствует правильному выбору формы занятий и оптимальной для каждого занимающегося нагрузки, предупреждению и современному выявлению нарушений здоровья и физическом развитии детей и подростков.

В процессе самоконтроля дети познают свой организм, на собственном опыте учатся определять своё состояние и влияние на него физических упражнений. Самоконтроль дисциплинирует их, приобщает к физической культуре и спорту, способствует сознательному отношению к занятиям, приобретению жизненно важных навыков и знаний, выполнению основных правил гигиены и здорового образа жизни. Тем самым самоконтроль повышает общую и санитарную культуру, способствует правильной организации физического воспитания.

Наблюдения необходимо проводить регулярно, желательно всегда в одно и то же время – утром, после занятия, через 4 – 6 часов после него и на следующий день, что позволяет оценить влияние нагрузки и быстроту восстановления.

Полученные данные можно сравнивать со средними для данного возраста, а также оценивать их в динамике, ориентируясь на свои индивидуальные показатели, характерные для хорошего своего состояния.

Данные своих наблюдений надо заносить в дневник самоконтроля, который ведётся по произвольной форме: в дневнике фиксируется вся выполненная в этот день нагрузка (в том числе нагрузка занятия, после которой проводились измерения), режим дня, перенесённые заболевания и травмы; в дневник вносятся также основные результаты врачебных осмотров и данные педагога: отношение к занятиям, выполненная нагрузка, показатели тестирования, проведенные соревнования и их результат. Дневник периодически (1 раз в 1-2 недели) предоставляется тренеру или учителю физической культуры, а если появляются какие-либо жалобы на здоровье, - то и врачу, вместе с ними анализируются показатели самоконтроля, которые затем используются для планирования и коррекции двигательного режима.

Проведение самоконтроля и ведение дневника вполне доступно школьникам среднего и старшего возраста. Приучать к самоконтролю младших школьников следует с помощью родителей, обучая их методом самоконтроля.

С помощью наблюдения спортсмена за определенными показателями своего здоровья, по динамики их сдвигов можно определить состояние здоровья, влияние тренировочной нагрузки, эффективность тренировочного процесса. Эти сведения очень помогут тренеру и самому спортсмену.

Методы самоконтроля должны быть простыми, доступными и понятными занимающимся, не требовать специальной аппаратуры и не занимать много времени. Их принято делить на субъективные (оценка самочувствия, настроения, сна, аппетита, работоспособности и успеваемости, степени утомления после нагрузки и быстроты восстановления) и объективные (частота и ритм сердечных сокращений и дыхания, масса тела, сила мышц, жизненная емкость легких, результаты простых функциональных проб).

Субъективные методы

Самочувствие (субъективное ощущение своего здоровья) – важный показатель самоконтроля. Здоровый человек любого возраста чувствует себя хорошо, не испытывает никаких неприятных и болезненных ощущений. Он бодр, спокоен, активен, жизнерадостен, хорошо спит и обладает хорошим аппетитом, учится с охотой, с желанием заниматься физическими упражнениями. Нагрузка сопровождается определенным чувством усталости, но это отражение естественного утомления после проделанной работы и не должно вызывать беспокойства, если оно быстро (через 2-4 часа после нагрузки) проходит. Если же усталость значительная (особенно после небольшой и привычной работы), долго держится и сопровождается вялостью, апатией, подавленным настроением или, наоборот, раздражительностью, слабостью, появлением жалоб на головокружение, головные боли, боли в области сердца, суставов, правого подреберья и пр. – это может быть связано с переутомлением, физическим перенапряжением или заболеванием. В этих случаях следует обратиться к врачу. Но при этом надо учесть, что ухудшение самочувствия может быть связано и с другими причинами – различными неприятностями, волнением перед экзаменами, резким изменением погоды и прочим. Поэтому надо указать в дневнике, появилось ли это состояние с нагрузкой, а также характер и содержание последней.

Иногда, преимущественно после первых занятий или при вовлечении в нагрузку ранее малоупотребляемых в работе мышечных групп, могут появиться боли в мышцах как реакция на непривычную нагрузку. Ускоряют восстановление тепловые процедуры (ванны, душ, плавание), массаж или самомассаж. У достаточно подготовленных к нагрузкам ребят после нее может ощущаться приятная мышечная усталость.

В дневнике самочувствия отмечается как «хорошее», «удовлетворительное» и «плохое» с указанием появившихся жалоб.

Настроение – составная часть самочувствия. Отмечается как хорошее, бодрое или подавленное либо, наоборот, повышенная раздражительность.

Сон имеет особое значение для восстановления работоспособности после умственной и физической нагрузки, в том числе и дневной сон. Сон должен быть спокойным, достаточным (не менее 10 – 11 часов для младших школьников, 9-10 в среднем и 8-8.5 часа – в старшем школьном возрасте). Спать следует ложиться в одни и те же часы, не ранее 1.5-2 часов после нагрузки и выполнения уроков. Лучшее время для сна – с 10-11 час вечера до 7-8 час утра. Быстрому засыпанию и спокойному сну способствуют прогулки перед сном, водные процедуры при нормальной температуре воды, обтирания, проветренная комната, тишина, удобная постель. Всякие нарушения сна (трудно засыпать, часто просыпаться, неприятные сновидения и т.п.) фиксируются в дневнике. Если этого нет, то сон оценивается как хороший либо удовлетворительный.

Аппетит характеризуется как хороший, сниженный, повышенный.

Объективные методы

Контроль за пульсом – один из самых простых и информативных методов самоконтроля. При этом определяется на лучевой артерии, для чего 2 или 3 пальца одной руки накладываются на нижнюю часть другой у основания большого пальца со стороны ладони. Частота сердечных сокращений подсчитывается в состоянии мышечного покоя, после небольшого отдыха, в течение 10-20с с пересчетом на минуту. При очень частом пульсе его частоту удобнее считать по сердечному толчку, положив ладонь на область сердца. Частота сердечных сокращений меняется с возрастом и в связи с уровнем тренированности. У взрослого здорового человека ЧСС обычно составляет 66-72 уд/мин, у тренированных спортсменов пульс замедляется до 46-60 уд/мин (так называется брадикардия), отражая более экономную деятельность сердца. У детей 7-9 лет ЧСС обычно находится в пределах 80-90 уд/мин, в 10-12 лет – 70-85, 13-14 лет – 76-78, 15-16 лет – 72-78, 16-18 лет – 68-72 уд/мин.

Замедление пульса при нарастании тренированности у детей выражено меньше, чем у взрослых. После физической нагрузки при достаточной подготовленности уже через 5-10 мин ЧСС не должна превышать 90 уд/мин, а через 1-2 часа полностью возвращается к исходным величинам.

При правильном ритме сердечные сокращения следуют одно за другим с примерно одинаковым интервалом времени (меняться они могут только в связи с ритмом дыхания).

При резком учащении пульса в покое (тахикардия), особенно приступообразного характера, слабом его наполнении или ощущении сердцебиений, нарушениях ритма (большие различия времени между сокращениями, дополнительные удары) пульс следует посчитывать более длительно (в течение 1-3 мин) и обращаться к врачу, поскольку это чаще всего бывает при заболеваниях и перенапряжениях. К вечеру пульс чаще, чем утром, у девочек и девушек на 2-4 удара чаще, чем у мальчиков.

Пульс следует подсчитывать утром натощак, до и после тренировки и утром следующего дня для оценки восстановления.

1.Введение…………………………………………………………………………… 3

2.Самоконтроль в процессе занятий физической культурой……………………… 4

2.1.Диагностика и врачебный контроль спортсмена ……………………………….. 4

2.2.Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки,

дневник самоконтроля……………………………………………………………… 7

2.3.Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями

и спортом по результатам контроля…………………………………………….. 16

3.Заключение………………………………………………………………………….. 17

4.Список использованной литературы……………………………………………… 18

1.Введение.

Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Любой человек, начинавший систематически заниматься физическими упражнениями, должен регулярно наблюдать за состоянием своего организма, что поможет правильно регулировать величину нагрузки во время выполнения физических упражнений, оценить результаты самостоятельной тренировки и при необходимости изменять режим тренировки.

Физические упражнения действуют всесторонне на человеческий организм. Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями увеличивается неспецифическая устойчивость организма по отношению к самым различным неблагоприятным факторам: инфекциям, резким температурным влияниям, радиации, интоксикациям и др.

При регулярных занятиях физическими упражнениями активизируется деятельность всех органов и систем, увеличивается объем мышц, усиливаются обменные процессы, совершенствуется сердечнососудистая система. Тем самым, улучшается физическая подготовленность занимающихся, нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой.

В основе достижения профессиональными спортсменами спортивного результата и его роста лежат адаптационные процессы, происходящие в организме. Используя самоконтроль, оценивают свое физическое развитие, двигательные качества и функциональные возможности.

Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья.

2 .Самоконтроль в процессе занятий физической культурой

2.1 Диагностика и врачебный контроль спортсмена.

Каждый, кто решил заниматься спортом, должен знать, что одного желания мало, следует четко себе представить и определить, какие физические упражнения и тренировки подходят вам, соответствуют вашему здоровью и уровню физической подготовки. Перед тем как начать самостоятельно заниматься, необходимо пройти диагностику

Диагностика включает в себя теорию и методы определения состояния и уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения и построения диагноза. Основа диагностики - накопленная годами, статистически проанализированная информация, позволяющая сопоставить и оценить результаты последнего тестирования с аналогичными данными прошлых лет. Спортивно-педагогическая диагностика органически вписывается в систему подготовки спортсменов. Она направлена на получение информации (диагноза) о физическом состоянии и специальной подготовленности спортсменов. Программа диагностики включает функционально-диагностическое обследование и тестирование ведущих для данного вида спорта физиологических систем и функций:

·центральной нервной системы,

·вегетативной нервной системы,

·сердечно-сосудистой и дыхательной систем,

·нервно-мышечного аппарата,

·внутренней среды,

·физического развития,

·соматической и биологической зрелости (в тех видах спорта, вкоторых высокие спортивные результаты достигаются в юном возрасте),

·психофизиологического состояния.

Для решения всех этих задач были разработаны специальные программы исследования профессиональных спортсменов и тех, кто занимается оздоровительной физкультурой. Исследования проводятся в состоянии покоя и при выполнении физических нагрузок. Так, например, комплекс исследований в состоянии покоя включает:

·врачебный осмотр, составление медицинского и спортивного анализа;

·электрокардиографию (с проведением активной ортопробы);

·ультразвуковое исследование сердца (при необходимости - внутренних органов: печени, почек и т.д.);

·биохимический анализ крови (при необходимости определение гормонального статуса);

·антропометрические исследования (измерение размеров тела),состава тела (соотношение жировой и мышечной массы), биологического возраста и др.

При исследованиях с физическими нагрузками важное место занимает подбор средств и методов задания тестовой нагрузки. В зависимости от возраста, пола, специализации и квалификации спортсменов могут быть использованы физические нагрузки следующего характера:

·ступенчато возрастающего субмаксимальной мощности с ограниченным временем работы (типа PWC 170) и " до отказа";

·предельного характера с постоянной мощностью от 1 до 7-12 мин(типа удержание критической скорости, мощности, скорости (мощности)анаэробного порога и т.п.);

·с переменной скоростью (мощностью) повторного или интервального характера;

·моделирование соревновательной деятельности.

При проведении диагностики тщательно фиксируются объективные показатели самоконтроля: частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диагностика также применяется для определения тренированности занимающегося. Оценка реакции сердечнососудистой системы проводится по измерению частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80.

Обобщение и анализ исследований, проведенных на спортсменах позволяет сформулировать факторы, определяющие и формирующие уровень функциональной подготовленности обследуемых:

·физическое развитие,

·функциональные возможности основных физиологических системорганизма,

·иммунный статус,

·психологический статус,

Следующую группу факторов, формирующих функциональную подготовленность, составляют:

·спортивная деятельность, ее специфика, соотнесенная с видом спорта,

·продолжительность занятий,

·успешность в достижении спортивных результатов.

Еще одна группа факторов, формирующих функциональную подготовленность, представлена методическими основами организации тренировочного процесса:

·режимом тренировок,

·объемом и интенсивностью тренировочных нагрузок,

·соотношением средств и методов развития физических качеств, психофизической напряженностью,

·календарем и регламентом соревнований.

Отсутствие контроля за физическим состоянием и подготовленностью спортсменов, опирающегося на объективную диагностику, может привести к развитию переутомления, значительному снижению работоспособности и в дальнейшем - к возникновению заболеваний и травм.

Занятия физической культурой нельзя проводить без врачебного контроля. Врачебный контроль - система медицинского обеспечения всех контингентов населения, занимающихся физической культурой, спортом, туризмом. Основная цель врачебных обследований - определение и оценка состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обследуемых. Полученные данные позволяют врачу рекомендовать виды физических упражнений, величину нагрузки и методику применения в соответствии с состоянием организма. При нормальном состоянии человека все его органы и системы функционируют наиболее правильно, в соответствии с условиями жизни. Деятельность всех органов взаимосвязана, согласована и представляет единый сложный процесс. Весь организм в целом целесообразно и эффективно приспосабливается к изменению условий, усилению режима деятельности, и отличается высоким уровнем дееспособности, в том числе и физической работоспособности. При врачебном обследовании, определяя и оценивая состояние здоровья и уровень физического развития, врач выявляет тем самым уровень физической подготовленности.

Врачебный контроль в процессе занятий физической культурой направлен на решение трех основных задач:

1.выявление противопоказаний к физической тренировке;

2.определение уровня физического состояния (УФС) для назначения адекватной тренировочной программы;

3.контроль за состоянием организма в процессе занятий (не менее двух раз в год).

В Положении о врачебном контроле за физическим воспитанием населения определены следующие основные формы работы:

1.Врачебные обследования всех лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

2.Диспансерное обслуживание отдельных групп спортсменов.

3.Врачебно-педагогическое наблюдение в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.

4.Медико-санитарное обеспечение производственной гимнастики.

5.Медико-санитарное обеспечение соревнований.

6.Профилактика спортивного травматизма.

7.Предупредительный и текущий санитарный надзор за местами и условиями проведения физкультурных занятий и соревнований.

8.Врачебная консультация по вопросам физкультуры и спорта.

9.Санитарно-просветительская работа с занимающимися физкультурой и спортом.

10.Пропаганда оздоровительного влияния физической культуры и спорта среди населения.

11.Повышение квалификации медицинских работников по вопросам врачебного контроля.

12.Использование в работе современных методов диагностики и применение аппаратуры, компьютерное программирование, функциональные и биохимические методы исследования, психологическое тестирование и т. п.

Врачебный контроль обеспечивается специалистами лечебно-профилактических учреждений, диспансерами спортивной медицины и под их организационно-методическим руководством всей сетью лечебно-профилактических учреждений. Допуск к организованным занятиям физической культурой осуществляется на основании медицинского освидетельствования с применением методов врачебного контроля. Разрешение на участие в соревнованиях выдается лицами, прошедшими соответствующую подготовку и врачебный контроль. Руководители коллективов физической культуры и спортивных клубов, директора и ректоры учебных заведений, преподаватели, тренеры и инструкторы физической культуры должны следить за своевременным проведением медицинского освидетельствования.

2.2.Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии оценки,

дневник самоконтроля.

Оздоровительное значение физической культуры общеизвестно имеет огромное количество исследований показывающих положительное влияние физических упражнений на опорно-двигательный аппарат, центральную нервную систему, кровообращение, дыхание, выделение, обмен веществ, теплорегуляцию, органы внутренней секреции. Вместе с тем, известны случаи, когда чрезмерные физические нагрузки наносят ущерб здоровью, поэтому очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья. При решении вопроса о дозировке тренировочных нагрузок важное значение имеет грамотный самоконтроль. Наиболее удобная форма самоконтроля -это ведение дневника самоконтроля (таблица №1).

Таблица №1

Дневник самоконтроля.

Показатели 22 апреля 23 апреля 24 апреля 25 апреля
Самочувствие Хорошее Плохое Удовлетворительное Хорошее
Работоспособность Хорошая Пониженная Удовлетворительное Хорошая
Сон 8 ч,крепкий 6ч,долго не засыпал 7 ч,чуткий 8ч,крепкий
Аппетит Хороший Плохой Умеренный Хороший
С удовольствием Нет желания Безразлично С удовольствием
Характер тренировки и как она переносится 10 мин разминка,15 мин броски по корзине,40 мин двусторонняя игра,тренировка переносится легко Не тренировался 10 мин разминка,15 мин броски по корзине,20 мин тактические варианты,25 мин двусторонняя игра,тренировка переносится удовлетворительно. 10 мин разминка,20 мин кросс в парке,15 мин броски по корзине,15 мин прыжки; тренировка переносится хорошо
Нарушение режима Не было Накануне вечеринка до часу ночи с употреблением вина Не было Не было
Пульс (в покое в мин.) 62 64 63 62
Спирометрия,см 3 4200 4000 4100 4200
Дыхание (в минуту) 16 18 17 16
Масса тела,кг 71,4 72,4 71,8 71,5
Мышечная сила кисти: правой 55 52 53 55
левой 51 48 49 51
Потоотделение Умеренное - Обильное Умеренное
Другие данные - Боль в области кишечника - Немного болели икроножные мышцы

Дневника самоконтроля позволяет выявить ранние признаки переутомления и вовремя внести соответствующие коррективы в тренировочный процесс. Он служит для учёта самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима. В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности. Регулярное ведение дневника даёт возможность определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии.

Текущий самоконтроль и периодический врачебный контроль повышают эффективность и обеспечивают безопасность занятий оздоровительной физической культурой. Для ведения дневника самоконтроля необходима тетрадь, которую следует разграфить по показателям самоконтроля и датам. Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы - субъективные и объективные.

Основным объективным критерием переносимости и эффективности тренировки является частота сердечных сокращений (пульс) . Пульс можно подсчитать на лучевой артерии, височной артерии, сонной артерии, в области сердечного толчка. Для этого необходимы секундомер или обычные часы с секундной стрелкой. Пульс здорового нетренированного мужчины в состоянии покоя равен 70-80 ударов в минуту, женщины 75-85 ударов. Любая физическая нагрузка, даже небольшая, вызывает учащение пульса. Величина ЧСС, полученная за первые 10 с после окончания нагрузки, характеризует ее интенсивность. Она не должна превышать средних значений для данного возраста и уровня тренированности. Суммарным показателем величины нагрузки (объем плюс интенсивность) является величина ЧСС, измеренная через 10 и 60 мин после окончания занятия. Через 10 мин пульс не должен превышать 96 уд/мин, или 16 ударов за 10 с, а через 1 ч должен быть на 10-12 уд/мин (не более) выше до рабочей величины. Например, если до начала бега пульс был 60 уд/мин, то в случае адекватности нагрузки через 1 ч после финиша он должен быть не более 72 уд/мин. Если же в течение нескольких часов после тренировки значения ЧСС значительно выше исходных, это свидетельствует о чрезмерности нагрузки, значит, ее необходимо уменьшить. Длительное увеличение ЧСС (в течение нескольких суток) обычно наблюдается после преодоления марафонской дистанции.

Объективные данные, отражающие суммарную величину тренировочного воздействия на организм и степень восстановления, можно получить, ежедневно подсчитывая пульс утром после сна, в положении лежа. Если его колебания не превышают 2-4 уд/мин, это свидетельствует о хорошей переносимости нагрузок и полном восстановлении организма. Если же разница пульсовых ударов больше этой величины, это сигнал начинающегося переутомления; в этом случае нагрузку следует немедленно уменьшить.

Состояние сердечнососудистой системы можно контролировать ортостатической и клиностатической пробами. Ортостатическая проба проводится таким образом. Необходимо сосчитать пульс, лежа в постели. Затем медленно встать и через 1 мин, снова сосчитать пульс в вертикальном положении. Если разница пульса в вертикальном и горизонтальном положении не превышает 10-12 уд/мин, значит, нагрузка вполне адекватна и организм отлично восстанавливается после тренировки. Если прирост пульса составляет 18-22 уд/мин, значит, состояние удовлетворительное. Если же эта цифра больше указанных величин, это явный признак переутомления, которое помимо чрезмерного объема тренировки может быть вызвано другими причинами (постоянное недосыпание, перенесенное заболевание и т. п.)

Клиностатическая проба- переход из положения стоя в положение лежа. В норме отмечается урежение пульса на 4-6 ударов в минуту. Более выраженное замедление пульса указывает на повышение тонуса вегетативной нервной системы.

Важным показателем состояния здоровья является артериальное давление до и после нагрузки . В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе повышается на 5-10 мм рт.ст.

Следует указать, что субъективным симптомом повышенного артериального давления служит пульсирующие головные боли, тяжесть в затылке, мелькание перед глазами, шум в ушах, подташнивание. В этих случаях необходимо прекратить занятия и обратиться к врачу.

Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в норме численно совпадают. Кердо (венгерский врач) предложил высчитывать индекс по формуле

ИК(индекс Кердо)=Д/П,

где Д - минимальное давление, П - пульс.

У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечнососудистой системы он становится большим или меньшим единице.

О состоянии нормальной функции сердечнососудистой системы можно судить и по коэффициенту экономизации кровообращения (КЭК),который отражает выброс крови за 1 минуту. Он вычисляется по формуле:

Ад макс. -АД мин., умноженное на частоту пульса.

КЭК у здорового человека равен 2600.Увеличение КЭК указывает на затруднение работы сердечнососудистой системы.

Также очень важно произвести оценку функций органов дыхания . Нужно помнить, что при выполнении физических упражнений увеличивается потребление кислорода, что связано с вентиляцией легких за счет углубления дыхания или учащения числа дыхательных движений. С первых занятий физическими упражнениями человек должен научиться правильно дышать.

Различают три типа дыхания: грудной, брюшной (или диафрагмальный) и смешанный. Это разделение основано на том, какие мышцы преимущественно принимают участие в дыхании. Тип дыхания может изменяться в зависимости от физической нагрузки, характера тренировки и прочих причин. Правильно дышать- это значит дышать глубоко, ритмично, полной грудью. Однако ритм дыхания может меняться при физической нагрузке в связи с изменениями температуры окружающей среды, эмоциональными переживаниями. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту. Число их считают, положив ладонь руки на нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота (вдох и выдох принимают за одно дыхание). При счете нужно стараться дышать нормально, не изменяя ритма.

Для оперативного контроля над интенсивностью нагрузки можно использовать также показатели дыхания, которые могут определяться непосредственно во время бега. К ним относится тест носового дыхания . Если во время бега дыхание легко осуществляется через нос, это свидетельствует об аэробном режиме тренировки. Если же воздуха не хватает и приходится переходить на смешанный носа - ротовой тип дыхания, значит, интенсивность бега соответствует смешанной аэробно-анаэробной зоне энергообеспечения и скорость следует несколько снизить.

Так же успешно может использоваться разговорный тест . Если во время бега занимающийся можете легко поддерживать непринужденный разговор с партнером, значит, темп оптимальный. Если же он начинаете задыхаться и отвечать на вопросы односложными словами, это сигнал перехода в смешанную зону.

Важным показателем функции дыхания является жизненная ёмкость лёгких - объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Измеряется ЖЕЛ с помощью водяного, воздушного или портативного спирометров, которые всегда имеются в медицинских пунктах на спортивных сооружениях. Измерение ЖЕЛ желательно повторять несколько раз с интервалом 0.5-1 минута до получения одинакового результата. Его величина, измеряемая в литрах, зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5литров, у женщин - 2,5-4 литра. При правильной тренировке величина ЖЕЛ увеличивается, но не очень быстро.

Ещё есть один довольно простой метод самоконтроля «с помощью дыхания» - так называемая проба Штанге (по имени русского медика, представившего этот способ в 1913 году). Сделать вдох, затем глубокий выдох и снова вдох, задержать дыхание, по секундомеру фиксируя время задержки дыхания. По мере тренированности время задержки дыхания увеличивается. Хорошо подготовленные спортсмены задерживают дыхание на 60-120 секунд. Переутомился, перетренировался - возможность задержать дыхание резко снижается.

Важное значение в повышение работоспособности вообще и при физической нагрузки в частности имеют уровень физического развития, масса тела, мышечная сила, координация движений возрастом - антропометрические показатели.

С возрастом вес тела увеличивается за счет отложения жира в области живота, груди, шеи, уменьшается общая подвижность. Полнота мешает человеку, его выносливости, здоровью. Известно, что вес тела находится в прямой зависимости от роста, окружности грудной клетки, возраста, пола, профессии, характера питания, особенностей телосложения. Постоянно следить за весом тела при занятиях физической культуры так же необходимо, как и за состоянием пульса и артериального давления. Для определения нормального веса тела используются различные способы, так называемые весоростовые индексы. В практике широко применяется индекс Брока . Нормальный вес тела людей ростом от 155 до 165 равен длине тела в сантиметрах, из которого вычитают цифру 100. Все отклонения в сторону увеличения или уменьшения считаются избытком или недостатком веса. При росте 165-175 вычитается цифра 105,а при росте 175 и выше - 110 см. Можно пользоваться весоростовым индексом сопоставления веса и роста (индекс Кетля ). Вес тела в граммах делят на рост в сантиметрах. Нормальным считается вес, когда на 1 см роста приходится у мужчин 350-400 г, у женщин 325-375 г.

Излишек веса до 10% регулируется физическими упражнениями, ограничениями в употреблении углеводов (хлеб, сахар и др.), при избытке веса свыше 10% следует резко сократить прием животного масла и углеводов, полностью исключить мучные и крупяные блюда, картофель, сладости. Следует использовать в рационе фрукты и овощи, принимать пищу 5-6 раз в день небольшими порциями. Масса тела также снижается при ограничениях в пищевом и, особенно, в питьевом режиме.

В спортивной практике для снижения веса широко используются парная баня и сауна. Пользование банями должно быть согласовано с врачом. При этом организм теряет много жидкости, происходит его обезвоживание.

Хорошим регулятором веса является процесс занятия физическими упражнениями. В течение первых 15-30 дней масса тела обычно снижается за счет уменьшения в организме количества жира и воды. В дальнейшем она повышается за счет утолщения мышц, а затем остается на одном уровне.

Форсированное снижение массы тела связано с большим изменением в организме, и если возникает необходимость часто прибегать к этой мере и снижать ее на 3 кг и больше, то эта процедура может причинить явный вред здоровью. Допустимой нормой для снижения массы принято считать 2 кг. Уменьшение массы тела должно проводиться постепенно путем регулирования питьевого и пищевого рациона. Однако это не должно вызывать уменьшение питательности пищевого рациона, или количество белков, витаминов, минеральных солей.

При занятиях физической культурой также важно знать, как реагирует нервно-мышечная система на физические упражнения. Мышцы обладают важными физиологическими свойствами: возбудимостью и сократимостью. Сократимость мышц, а значит и мышечную силу, можно измерить. В практике обычно измеряется сила кисти ручным динамометром и высчитывается так называемый силовой индекс путем деления величины силы (показанный на динамометре)на вес. Средняя величина силы кисти у мужчин равна 70-75% веса, у женщин-50%-60%.

При систематических занятиях физическими упражнениями сила кисти постепенно возрастает.

Сила мышц спины, поясницы, ног - так называемая становая сила - измеряется становым динамометром. Проверять свою силу с помощью динамометра нужно регулярно, лучше через каждые три месяца занятий.

При систематической физической тренировке возрастает не только мышечная сила, но и координация движения. Функциональное состояние нервно-мышечной системы можно определить с помощью простой методики- выявления максимальной частоты движения кисти (теппинг-тест). Для этого берут лист бумаги, разделенный карандашом на 4 равных квадрата размером 6*10см.

Сидя за столом, по команде начинают с максимальной частотой ставить точки на бумаге в течение 10 секунд. После паузы в 20 секунд руку переносят на следующий квадрат, продолжая выполнять движения с максимальной частотой. После четырехкратного повторения по команде «стоп»работа прекращается. При подсчитывании точек, чтобы не ошибаться, карандаш ведут от точки к точке, не отрывая его от бумаги.

Показателем функционального состояния нервно-мышечной системы является максимальная частота за первые 10 секунд и ее изменение в течение остальных трех 10-секундных периодов. Нормальная максимальная частота движения кисти у тренированных молодых людей равна примерно 70 точек за 10 секунд, что указывает на хорошее функциональное состояние двигательных центров центральной нервной системы. Постепенно снижающаяся частота движений кисти указывает на недостаточную функциональную устойчивость нервно-мышечного аппарата.

Кроме того, можно проводить исследования статистической устойчивости в позе Ромберга. Проба на устойчивость тела (проба Ромберга )заключается в том, что спортсмен становится в основную стойку: стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы раздвинуты (усложненный вариант -стопы находятся на одной линии, носок к пятке).Определяют максимальное время устойчивости и наличие дрожания кистей. У тренированных людей время устойчивости возрастает по мере улучшения функционального состояния нервно-мышечной системы.

Необходимо также систематически проверять гибкость позвоночника. Под гибкостью понимают способность совершать движения с большей амплитудой в суставах(позвоночнике)за счет активности соответствующих групп мышц. С возрастом гибкость позвоночника уменьшается вследствие отложения солей, травм, уменьшения эластичности связок. Поэтому физические упражнения, особенно с нагрузкой на позвоночник, улучшают кровообращение, питание межпозвоночных дисков, что приводит к увеличению подвижности позвоночника и профилактике остеохондрозов.

С возрастом снижается гибкость позвоночника, которую определяют измерением амплитуды движения туловища вперед - вниз. Для этого используют простое устройство с перемещающейся планкой. На вертикальной части штатива нанесены деления в см. с нулевой отметкой на уровне поверхности скамейки. Обследуемый, стоя на скамейке, сгибается вперед - вниз и пальцами рук медленно передвигает планку по возможности ниже. Результат фиксируется в миллиметрах с знаком (-),если планка остается над уровнем нуля, или знаком (+),если ниже него. Отрицательные показатели говорят о недостаточности гибкости.

Не менее важное значение для самоконтроля имеют и субъективные показатели состояния организма ( сон, самочувствие, аппетит, работоспособность, настроение, желание тренироваться и др.). Самочувствие после занятий физическими упражнениями должно быть бодрым, настроение хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и выраженного утомления. При отсутствии комфортности в состоянии (вялость, сонливость, раздраженность, мышечные боли, нет желания заниматься физическими упражнениями) следует прекратить занятия.

Сон при систематических занятиях физкультурой, как правило, хороший, с быстрым засыпанием и бодрым состоянием после сна. Крепкий сон, хорошее самочувствие и высокая работоспособность в течение дня, желание тренироваться свидетельствуют об адекватности тренировочных нагрузок. Если после занятий трудно заснуть и сон беспокойный (и это повторяется после каждого занятия),то следует считать, что применимые нагрузки не соответствуют физической подготовленности и возрасту.

Аппетит после умеренных физических нагрузок также должен быть хорошим. Усиление энерготрат и процессов обмена веществ, вызываемых деятельностью организма, повышает аппетит, что отражает увеличение потребности организма в пище. Сразу после занятий не рекомендуется принимать пищу, лучше подождать 30-60 минут, для утоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая.

Особо важно состояние аппетита утром. Обычно человек утром через 30-45 мин после пробуждения испытывает потребность в приеме пищи. Это вполне нормальное явление. Бывают случаи, что человек утром в течении 2-3 часов и более не ощущает желания есть. Такой признак указывает на какое-то нарушение функций в организме. В частности, деятельности органов пищеварения.

При ухудшении самочувствия, сна, аппетита необходимо снизить нагрузки, а при повторных нарушениях - обратиться к врачу.

Работоспособность -это весьма важный показатель самоконтроля. Если учесть, что человек работает или учится в сутки в среднем 8 часов, а это составляет половину времени бодрствования, то станет ясно, что в период работы человек тратит много сил и энергии.

Чем напряженнее и сложнее работа или учеба, тем выше энергетические траты организма. Поэтому при построении тренировки необходимо учитывать характер и условия работы. При осуществлении самоконтроля в графе «Работоспособность» отмечается продолжительность рабочего дня и дается общая оценка работоспособности: хорошая, нормальная, пониженная.

Желание заниматься физическими упражнениями характерно для здоровых и, особенно, молодых людей, которым физические упражнения, по образному выражению И.П.Павлова, приносят «мышечную радость», физически их развивают, укрепляют здоровье, способствуют улучшению самочувствия, повышают работоспособность.

Если нет желания заниматься физическими упражнениями, а иногда имеется даже отвращение к занятиям спортом, то это является признаком наступившего переутомления и начальной фазы пере тренированности.

В дневнике самоконтроля следует отмечать случаи нарушения режима и как они отражаются на занятиях физической культуры и общей работоспособности. Лицам, занимающимся спортом, достаточно хорошо известно о значении режима. Если человек действительно серьезно решил заниматься физической культурой и стремиться добиться высоких результатов, то соблюдение режима для него должно быть обязательным и ничто, никакие искушения не должны поколебать его.

В примерной схеме ведения дневника самоконтроля мы приведем один отрицательный пример (данные взяты из дневника самоконтроля баскетболиста В.(таблица№1))показывающий, как повлияло нарушение режима на все показатели самоконтроля. Спортсмен провел время на вечеринке до часу ночи, выпил много вина, переел, пришел домой в 2часа,долго не мог заснуть, ночью просыпался, одолевала жажда, вставал, пил воду. Утром поднялся с трудом, так как сон не восстановил сил, весь день ему хотелось спать, аппетит был плохим, работоспособность была пониженной, спортом в этот день не занимался, пропустил тренировку. Объективные данные: пульс, спирометрия, дыхание, масса тела на следующий день были несколько хуже обычных. Отмечались периодические боли в области кишечника.

Другие данные . В это графе самоконтроля фиксируется любое отклонение в состоянии здоровья, например возникновение сильного утомления после соревнования или тренировки, ощущение боли в области сердца, желудка, мышц, полученное повреждение и др.

Женщины должны записывать все, что связано с менструальным циклом: его начало, продолжительность, болевые ощущения и др.

Если регулярно осуществляется самоконтроль, аккуратно ведется дневник самоконтроля, то постепенно накапливается чрезвычайно полезный материал, который помогает тренеру и врачу в анализе тренировки, в правильном ее планирование.

2.3.Коррекция содержания и методики занятий физическими

упражнениями и спортом по результатам контроля.

Как показали исследования, в процессе около трети спортсменов нуждаются в индивидуальной коррекции с использованием медико-биологических средств и примерно 10-20 % - в коррекции тренировочного процесса. В рекомендациях по тренировочному режиму учитывается необходимость его коррекции - повышение аэробных возможностей, скоростной выносливости, или увеличение интервалов отдыха в тренировке, или временное снижение объема и интенсивности нагрузки.

Например, на занятиях ритмической гимнастикой оздоровительной направленности выбор темпа движений и серий упражнений должен осуществляться таким образом, чтобы тренировка носила в основном аэробный характер (с увеличением ЧСС в пределах 130-150 уд/мин). Для достижения положительного эффекта продолжительность выполнения упражнений должна быть не менее 20-30 мин, а интенсивность - не выше уровня ПАНО. При увеличении ЧСС до 180-200 уд/мин необходимо изменить упражнения и темп движений.

При занятиях атлетической гимнастикой с целью общего физического развития могут быть замечены большие перепады артериального давления, связанные с задержкой дыхания и натуживанием. Для исключения этого необходимо изменить методику тренировок: сочетать атлетические упражнения с тренировкой на выносливость (бег и др.). В массовой физической культуре широко используется оздоровительный бег. Оптимальная ЧСС при занятиях бегом должна быть равна 180 минус возраст, что соответствует 60 % МПК. Если ЧСС превышает оптимальный уровень, необходимо снизить скорость или перейти на оздоровительную ходьбу.

Если частые тренировки приводят к переутомлению и травмам опорно-двигательного аппарата, то частоту занятий необходимо уменьшить до 3-х раз в неделю. Интервалы отдыха между занятиями зависят от величины тренировочной нагрузки. Они должны обеспечивать полное восстановление работоспособности до исходного уровня.

Если не принять соответствующие меры и не снизить нагрузки, позже могут появиться более серьезные симптомы перетренированности - боли в области сердца, нарушения ритма (экстрасистолия), повышение артериального давления и др. В этом случае следует на несколько недель прекратить занятия и обратиться к врачу.

После исчезновения указанных симптомов и возобновления занятий необходимо начинать с минимальных нагрузок, использовать реабилитационный режим тренировок. Для того чтобы избежать таких неприятностей, нужно правильно оценивать свои возможности и увеличивать тренировочные нагрузки постепенно.

Выбор оптимальной величины тренировочной нагрузки, а также продолжительности, интенсивности и частоты занятий определяется уровнем физического состояния занимающегося. Индивидуализация тренировочных нагрузок в оздоровительной физической культуре является важнейшим условием их эффективности; в противномслучае тренировка может принести вред.

3.Заключение.

Регулярные занятия физической культурой не только улучшают здоровье и функциональное состояние, но и повышают работоспособность и эмоциональный тонус. Однако, следует помнить, что самостоятельные занятия физической культурой нельзя проводить без врачебного контроля и самоконтроля. Самоконтроль способствует правильному использованию средств и методов выполнения физических упражнений, укреплению здоровья, достижения высоких результатов и спортивному долголетию.

Хорошо зная особенности воздействия физической нагрузки на организм, умея следить за состоянием своего здоровья, правильно разбираясь в изменениях состояния организма, мы можем наиболее обоснованно регулировать нагрузку, определить самые ранние признаки нарушений в здоровье и тренированности и тем самым вовремя принимать необходимые меры.

Правильно организованный комплекс физических нагрузок, регулярный контроль медицинского специалиста и постоянный самоконтроль - единая система, направленная на укрепление здоровья, на всестороннее гармоничное развитие человека.

4.Список использованной литературы.

1. «Самоконтроль при занятиях физической культуры» -П. И. Готовцев, В.И.Дубровский,Москва, «Физкультура и спорт»,1984 г.

2. «Здоровье и физическая культура»- Г.М. Куколевский, Москва. «Медицина».1979г.

3. «Физическая культура в жизни человека» - С.М. Оплавин, Ю.Т.Чихачев,Ленинград,1986г.

4. Изд. «Физкультура и спорт» Москва 1991 год.

5. «Самоконтроль физкультурника» Синяков А.Ф.

6. «Врачебный контроль при занятиях ФК»,Демин Д.Ф.

7. «Лечебная физкультура и врачебный контроль»: Учебник под редакцией В.А.Епифанова, Г.Л. Апанасенко. - М.: Медицина, 1990.

8.. Методические указания для студентов «Самостоятельные занятия физическими упражнениями», Челябинск, 1987.

9. Спортивная медицина: Учеб. для ин-тов физ.культ./Под ред. В.Л. Карпмана. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

Посредством самоконтроля прослеживают изменения в организме, возникающие в ходе выполнения упражнений или тренировок. Это дополняет медицинское сопровождение, а также человек имеет возможность вовремя принять меры по изменению или отмене нагрузок, корректировать план. Кто-то желает укрепить здоровье посредством физкультуры, другие предпочитают настоящий спорт. Так или иначе, самоконтроль при занятиях физическими упражнениями производится для фиксации изменений показателей . С его помощью определяют состояние параметров физиологии, выносливости, улучшения или ухудшения функций. Проводимый самим человеком, он помогает врачам составить общую картину. А тренеры могут вносить .

Виды контроля

Человек, занимающийся спортом или физкультурой, может контролировать себя, благодаря чему будет знать, благоприятно ли воздействие. Самоконтроль при занятиях физической культурой возможен в следующих разновидностях.

  • Анализ субъективных и объективных параметров.
  • По внешним и внутренним признакам.
  • Человек ведёт дневник самоконтроля.

Контролируют самочувствие в виде общего состояния, что дополняется сопровождением медика и педагога.

Объективные и субъективные методы

Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями на основании субъективных параметров включает следующие признаки:

  • самочувствие;
  • эмоциональный настрой;
  • комфорт;
  • наличие аппетита.

Объективные параметры:

  • пульс или ЧСС (частота сердечных сокращений);
  • артериальное давление;
  • масса и объемы тела;
  • работа пищеварения;
  • потоотделение;
  • жизненная емкость легких (ЖЕЛ);
  • мускульная сила;
  • динамические параметры;
  • достижения, результативность.

Также наблюдение осуществляется по . К первым относятся обильность потоотделения, цвет кожных покровов, координация движений, ритмы дыхания. При перегруженности может появиться одышка, посинение возле губ, покраснение тела, нарушение координации. В этом случае предпринимают отдых, прекратив заниматься. Внутренние показатели утомления: боли в мышцах, тошнота, головокружение. При таких признаках тренировку останавливают вообще. Если человек успешно преодолевает нагрузку, у него улучшается аппетит, сон, настроение, общее самочувствие.

Самоконтроль спортсмена

Каждому спортсмену нужен систематический контроль за собой. Это позволит давать оценку нагрузкам, развитию, проследить динамику изменений. При этом тренер получает данные об эффективности применяемых этапов и методики. Результаты обычно отражаются в тетради со стандартным для самоконтроля оформлением. Общее состояние получает оценку: плохо, удовлетворительно, хорошо.

Правильная ориентация тренировок — это:

  • отсутствие физиологических отклонений;
  • комфортное состояние;
  • работоспособность.

В дневник вносятся данные о параметрах сна, работоспособности, которая не может быть пониженная. Иначе о ситуации сообщают тренеру либо врачу. Записывают отклонения в режиме, данные об интенсивности и о том, как переносилась нагрузка. проверяют несколько раз в день, проставляя число ударов за минуту времен.

Для тех, кто проводит самостоятельные тренировки

Тренируются не только спортсмены, но и люди, желающие поддержать форму. Одни предпочитают бег, другие — гимнастику. Данные самоконтроля рекомендуется заносить в дневник, но несколько иной, чем у спортсмена. А именно, в нем отражают не только результаты и реакции организма, но и информацию о спокойных периодах.

Контроль над работой сосудов и сердца

Перенося спортивные физические нагрузки, нужно прослеживать общее состояние. Ведь это ответ функций органов и систем на активизацию работы мышц. Особенно важным считается изменение параметров дыхания, сердечной и сосудистой систем. Работоспособность основным образом зависит от частоты сокращений сердца (ЧСС).

Прочие показатели физиологического развития

К прочим параметрам относятся следующие величины.

  1. Объем грудной клетки. Самоконтроль включает ее измерение на вдохе и выдохе в спокойном состоянии. Разница именуется экскурсией и находится в зависимости от разновидности дыхания и того, насколько развиты мышцы.
  2. Сила мускул рук определяется динамометром. Данное значение связано с предыдущим, а также с весом человека и иными параметрами. Для мужчин это от 60 до 70 % от массы тела, а у лиц женского пола — до 45 %.
  3. Становая мускульная сила, (мышц, разгибающих спину), на которую влияют половая принадлежность, возраст, масса тела и профессия.
  4. Спирометрия. Измеряется выдыхаемый из легких объем (ЖЕЛ).

МЕТОДЫ САМОКОНТРОЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА

Оценка функций возможна благодаря следующим методам.

  • Наблюдение за ЧСС — простой способ, отражающий деятельность сердца и сосудов. Пульс обычного человека — от 60 до 80 уд/минуту. Минимум обычно обнаруживают утром.
  • Ритмичность пульса. Или аритмичность, свидетельствующая о нарушениях функции дыхания (на вдохе чаще, а на выдохе — реже), что считается нормой, либо о чрезмерном напряжении.
  • Частота дыхания определяется с учетом возраста, уровня физподготовки, интенсивности тренировки.

Изменения систем кровообращения и дыхания особенно важны. Они играют решающую роль при допуске к занятиям либо соревнованиям. Но также уделяют внимание артериальному давлению. Отклонениями от нормы считаются показатели от 130 на 80 мм рт ст. и выше, указывающие на гипертонические состояния. Если цифры ниже 100 на 60 мм рт. ст., устанавливают гипотонию.

По инициативе Кердо появилась формула с одноименным индексом (ИК). По ней вычисляют норму, применяя соотношение: ИК=Д/П, где:

  • Д — давление по минимуму;
  • П — пульс.

Известен факт: нормы минимального давления и пульса численно совпадают. То есть, у человека без нарушений индекс приблизительно равен единице. При отклонении в работе сердечно-сосудистой системы численное значение оказывается больше или меньше. Такие сбои имеют причиной неправильную нервную регуляцию.

Самостоятельно контролируют и физическое развитие: рост, вес, окружность груди, проводя замеры.

ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ

При занятиях физкультурой и различными видами спорта применяется занесение сведений в дневник самоконтроля. Учитываются работоспособность, эмоции, сон, аппетит. Измеряется пульс и иные объективные характеристики. Если в результате ведения журнала выявлен значительный дискомфорт, переутомление, болевые ощущения, занятия прекращают. : медик, тренер.

Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом помогает в расчете нагрузок. В данном факторе учитывают степень подготовленности, возраст. Но если становятся хуже сон или аппетит, загруженность и интенсивность уменьшают. А при очередных несоответствиях нормам рекомендуется консультация или обследование врача.

Итак, систематическое ведение записей практикуется, как самоконтроль при занятиях физическими упражнениями и видами спорта в следующих целях.

  • Учет занятий.
  • Отражение изменений.
  • Запись функциональных проб.
  • Проверка подготовленности.
  • Исследование двигательного режима за неделю.

По записям оценивают эффект от тренировок. Они отражают способы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями и используемые средства. В результате письменной фиксации показателей возможны плановый расчет интенсивности тренингов, оптимизация чередования интервалов активности и отдыха. Дневник показывает, соблюдается ли режим.

Методы определения нагрузки по показаниям пульса и частоты дыхания

Основы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями и различными видами спорта относят , ритмы дыхания к объективным значениям. ЧСС — особенно достоверная цифра, отражающая, как сердце реагирует на нагрузку. Она определяется количеством ударов за интервал: минуту, 10 секунд. Проверка проводится в покое и после активной работы. Степень натренированности человека определяется величиной учащения пульса в процентах. При этом частота покоя принимается за 100%. К примеру, если за 10 секунд спокойного состояния зафиксировано 12 ударов сердца, а после нагрузки — 20, то показатель учащения равен 67%.

Самоконтроль в процессе физического воспитания предполагает также оценку дыхательной функции. При нагрузках человек потребляет больше кислорода, который идет на снабжение мышц и мозга. Частота дыхания может свидетельствовать о ее величине, при норме принимая значение от 16 до 18 раз за минуту. ЖЕЛ — другой важный параметр. Это объем при максимальном выдохе после такого же предельно большого вдоха. Измеренная в литрах, данная цифра зависит от возраста, пола, габаритов тела и физподготовки. Усредненное значение — от 3,5 до 5,0 л у лиц мужского пола и от 2,5 до 4,0 у женщин.

Врачебный контроль

Самоконтроль в процессе физического воспитания дополняется медицинским, включающим комплексное обследование функций. Зачем это надо? Цель — изучение последствий нагрузок, полученных на занятиях по физкультуре. Так в ВУЗах каждый год посредством осмотра выявляют 3 медицинские группы студентов.

  • Основная из них почти полностью не имеет отклонений. Эти лица могут быть участниками соревнований без ограничений выполнять все программы.
  • Подготовительная, с удовлетворительным развитием и состоянием. Здесь нагрузка увеличивается постепенно.
  • У лиц из специальной группы обнаружены хронические болезни, недуги, отклонения в развитии. Они занимаются по особой программе после консультации врача или преподавателя физкультуры.

Спортсмены проходят подобные осмотры дважды в год.

Применение правил гигиены

Частью самоконтроля является гигиена. В понятие входит правильная организация работы и отдыха, соблюдения , правил рационального питания. А также факторы гигиены тела, одежды, устранение тяги к наносящим вред привычкам. Соблюдение этого перечня — залог сохранения формы и работоспособности.

Коррекция содержания занятий физическими упражнениями и спортом по результатам контроля

В результате наблюдений выяснилось, что трети спортсменов потребовалась медицинская корректировка. А до 20% — исправление процесса проведения тренировок. К примеру, необходимо повысить аэробные и скоростные возможности, выносливость. Либо рекомендуется увеличение периодов отдыха. А также временное снижение объема, интенсивности нагрузки. Меры принимают по значениям пульса, состоянию дыхания, артериальному давлению, иным параметрам. Так при переутомлении, травмах уменьшают число тренировок. Период отдыха должен быть таким, чтобы исходная работоспособность могла полностью восстановиться.

Если не откорректировать тренировочный режим, у занимающегося могут начаться серьезные нарушения. Это боли в сердце, аритмия, повышения давления. Тренировки будут прекращены на более долгий срок, потребуется помощь врача. При восстановлении начинать придется с минимальных нагрузок в реабилитационном режиме. Индивидуализации и оптимизация занятий спортом — залог его эффективности при исключении вреда.

Самоконтроль -- существенное дополнение врачебного контроля. Он проводится самими занимающимися.

Самоконтроль позволяет своевременно установить наличие тех или иных отклонений в состоянии здоровья занимающихся, принять необходимые меры по их устранению. В то же время самоконтроль позволяет врачу вести регулярный текущий контроль, а тренеру вносить те или иные изменения в тренировочные планы.

Главное же его преимущество состоит в том, что занимающиеся, осуществляя повседневные самонаблюдения, могут наглядно ощутить благотворное действие занятий физическими упражнениями на состояние своего здоровья.

Самоконтроль - это систематические самостоятельные наблюдениязанимающегося физическими упражнениями и спортом за изменениями своего здоровья, физического развития и физической подготовленности. При самостоятельных занятиях оздоровительным бегом, упражнениями с отягощением, атлетической гимнастикой, самоконтроль необходим. В качестве показателей самоконтроля используются субъективные и объективные признаки функционального состояния организма под влиянием физических нагрузок. Такие показатели самоконтроля как самочувствие, настроение, неприятные ощущения, аппетит, относятся к субъективным, а частота сердечных сокращений (ЧСС), масса тела, длина тела, функция кишечно-желудочного тракта, потоотделение, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), сила мышц, динамика развития двигательных качеств, спортивные результаты - к субъективным. Контролировать состояние своего организма можно по внешним и внутренним признакам. К внешним признакам относятся выделение пота, изменение цвета кожи, нарушения координации и ритма дыхания. Если нагрузка очень большая, то наблюдается обильное потоотделение, чрезмерное покраснение тела, посинение кожи вокруг губ, появляется отдышка, нарушается координация движений.

При появлении таких признаков надо прекратить выполнение упражн ений и отдохнуть. К внутренним признакам утомления относят появление болевых ощущений в мышцах, подташнивание и даже головокружений. В таких случаях необходимо прекратить выполнение упражнения, отдохнуть и на этом закончить тренировку. Если после занятий физическими упражнениями самочувствие, настроение, аппетит, сон - хорошие и есть желание заниматься дальше, то это показывает что ваш организм справляется с нагрузками.

Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии и оценки, дневник самоконтроля.

При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья. Наиболее удобная форма самоконтроля - это ведение специального дневника. Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы - субъективные и объективные. К субъективным показателям можно отнести самочувствие, сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность, положительные и отрицательные эмоции. Самочувствие после занятий физическими упражнениями должно быть бодрым, настроение хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и ощущения переутомления. При наличии сильного дискомфорта следует прекратить занятия и обратиться за консультацией к специалистам.

Как правило, при систематических занятиях физкультурой сон хороший, с быстрым засыпанием и бодрым самочувствием после сна.

Применяемые нагрузки должны соответствовать физической подготовленности и возрасту.

Аппетит после умеренных физических нагрузок также должен быть хорошим. Есть сразу после занятий не рекомендуется, лучше подождать 30-60 минут. Для утоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая.

При ухудшении самочувствия, сна, аппетита необходимо снизить нагрузки, а при повторных нарушениях - обратиться к врачу.

Дневник самоконтроля служит для учёта самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима.

Регулярное ведение дневника даёт возможность определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии.

В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности. К объективным показателям самоконтроля относятся: наблюдение за частотой сердечных сокращений (пульсом), артериальным давлением, дыханием, жизненной ёмкостью лёгких, весом, мышечной силой, спортивными результатами.

Общепризнанно, что достоверным показателем тренированности является пульс. Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и после нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса. Частоту пульса в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки - за Х. Например, пульс до начала нагрузки был равен 12 ударам за 10 секунд, а после - 20 ударов. После нехитрых вычислений выясняем, что пульс участился на 67%.

Но не только пульсу следует уделять внимание. Желательно, если есть возможность, измерять также артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается.

Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в норме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать индекс по формуле:

ИК=Д/П, где Д - минимальное давление, а П - пульс.

У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единицы.

Также очень важно произвести оценку функций органов дыхания. Нужно помнить, что при выполнении физических нагрузок резко возрастает потребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту. Важным показателем функции дыхания является жизненная ёмкость лёгких - объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Его величина, измеряемая в литрах, зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5 литров, у женщин - 2,5-4 литра.