Пальчиковая гимнастика на тему «Насекомые. Материал для проведения артикуляционной гимнастики в стихах Дыхательная гимнастика по теме насекомые

Тема: Насекомые
Цель: Расширить словарь по теме, закрепить обобщающее слово
«насекомые». Обобщить и расширить знания о жизни насекомых весной, вредных и
полезных насекомых. Учить различать их. Познакомить со значением насекомых в
природе.
Закрепить знания детей о частях тела насекомых
Развивать наблюдательность, зрительную память, мелкую моторику руки.
Воспитывать любовь к окружающему миру, к домашним и диким животным.
Оборудование: картины насекомых, схемы, раздаточный материал, рабочие
тетради Теремковой.
Речевой материал: жук, бабочка, стрекоза, кузнечик, комар, оса, пчела,
шмель, овод, божья коровка, саранча, муравей, тело, лапки, голова, брюшко,
крылья, жало, грудка, летать, жужжать, порхать, пищит, стрекочет, муха и т.д.
Ход занятия:
I.Организационный момент:
Игра «Четвертый лишний»
Объясните, почему лишнее это животное?
Лев, зебра, корова, обезьяна
Жеребенок, коза, котенок, ягненок
Корова, крольчиха, теленок, собака
Лошадь, овца, еж, коза
Медвежонок, зайчонок, лиса, бельчонок
II. Знакомство с новой темой:
1. Дыхательная гимнастика: «Бабочки»
Сделать глубокий вдох и сдуть с ладошек бабочку. Плечи не поднимаются,
щеки не надуваются.
Все бабочки улетели, остались одни цветочки.
2. Артикуляционная гимнастика:
Блинчик – широкий язык лежит на нижней губе.
Чашка – поднять боковые края языка.
Барабанчик – постучать широким языком по небу.
Грибок – удерживать широкий распластанный язык на небе.
3. Голосовая гимнастика:
Пропеть звук «О» с разной силой голоса.
Очень тихо – рука лежит внизу.
Громко – рука поднята наверх.
4. Загадки:
Деловитая хозяйка хлопочет над цветком
И поделится медком.
(Пчела)

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
(Бабочка)
Черен, а не бык, шесть ног без копыт, летит – воет, сядет – землю роет.
(Жук)
И под тяжелой ношей спешит на помощь друг. Тут народ хороший, в беде не
бросят вдруг. Без работы – хоть убей! – жить не может…
(Муравей)
Не зверь, не птица, а нос как спица.
(Комар)
5. Беседа:
Как можно назвать одним словом пчелу, муравья, комара и бабочку?
Еще каких насекомых вы знаете?
Выставляются картины насекомых.
Обратите внимание, сколько у них лап?
У всех ли насекомых 6 лап? У кого 8 лап? Сколько крыльев?
Какую пользу приносят насекомые природе? Какой вред?
6. Сообщение о внешнем виде и строении насекомых.
Как называются части тела жука?
С чем соединяются части тела жука? (С грудью)
Чем покрыто тело? (Жесткими крыльями)
Какую роль выполняют жесткие крылья? (Жесткие крылья защищают тело и
тонкое крыло).
Что есть на голове? (Глаза, ушки, рот, усики)
7. Рассказ:
Бабочки откладывают яйца. Из яиц вылупляются гусеницы. Гусеницы очень
маленькие, они много едят траву, листья, цветы, кору и очень быстро растут. Как
только гусеницы наберут нужный вес и пройдет определенный срок, они
превращаются в куколку. Куколки не едят, не пьют. В этот период у них организм
меняется. И самая последняя стадия – превращение в бабочку.
ФИЗМИНУТКА «Цветок»
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся
Бабочка кружит и вьётся.
8. Игра «Повтори, не ошибись»
Муха, муравей, пчела, оса,
Стрекоза, жук, бабочка, паук,
Комар, кузнечик, бабочка, овод,
Оса, шмель, муха, таракан,
Муравей, муха, жук, пчела.

Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций. В играх и упражнениях развивается импрессивная и экспрессивная речь: формируется, расширяется уточняется словарь; формируется и совершенствуется грамматический строй речи; развивается фонематическая и фонетическая системы речи, развивается понимание речи, формируется диалогическая речь, развивается речевое общение.

Подвижные игры и упражнения способствуют всестороннему полноценному развитию двигательных способностей детей, обогащают их двигательный опыт, развивают координацию движений, подражательность.

Речевые пятиминутки включают в себя игры и упражнения, каждое из которых имеет свою цель. Это:

1. Артикуляционная гимнастика – это упражнения необходимые для того что бы:

Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводи­мость);


  • улучшить подвижность артикуляционных органов;

  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

  • научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

  • увеличить амплитуду движений;

  • уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

  • подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
2. Упражнения по развитию мелкой и общей моторики. Упражнения развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка. Упражнения способствуют развитию координации речи с движением, а так же улучшения мышечного тонуса, силы, ловкости, быстроты, точности движений, ритмичности, пластичности.

3. Упражнения на дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Упражнения способствуют развитию нижнего диафрагмального дыхания, плавного и длительного выдоха, не обходимого для правильного развития речи.

4. Упражнения на развитие эмоций, направлены на развитие мимической мускулатуры лица.

5. Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению мышечного тонуса..

6. Упражнение на развитие высоты и силы звучания голоса, просодического компонента речи.

Главный принцип эффективности в работе – это индивидуальный подход к каждому ребенку учитывая возрастные особенности и уровень развития ребенка.

Данный вид деятельности способствует положительной динамике в работе с детьми.
Речевая пятиминутка по лексической теме «Осень»


  1. Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»

«Осень»
Подул ветер - «У-у-у!» Листья пожелтели, задрожали - «Ф-ф-ф!» Полетели на землю - «П-п-п!» Зашуршали - «Ш-ш, Ш-ш!».

  1. Развитие мелкой моторики

  1. Речевая зарядка
Любит осень жёлтый цвет:
С жёлтым дождиком рассвет,
Пожелтевшую траву
И опавшую листву,
Листьев жёлтые страницы,
Улетают когда птицы.
Погрустить любит с утра
Осень - жёлтая пора.

  1. Координация речи с движением

Речевая пятиминутка по лексической теме «Грибы»


  1. Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»


    Развитие речевого дыхания и силы голоса
Увидели большой гриб и удивились: «О-о-о-о-о!» Нашли червивый гриб, огорчились: «Ах-ах-ах!»

  1. Развитие мелкой моторики

  1. Речевая зарядка
Есть семейные грибы,

Лишь семьей живут они

На пеньках и на корнях,

И в траве на вырубках.

Это дружные ребята

Называются опята.


  1. Координация с движением

Речевая пятиминутка по лексической теме «Перелетные и зимующие птицы»


  1. Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»


  1. Развитие речевого дыхания и силы голоса
Снегирь: «Фью-фью-фью»

Чайка: «Га-ак-аг-аг, гре-гри»

Синица: «Кик-кик-кик»

Воробей: «Чик-чи-рик»


  1. Развитие мелкой моторики
- Где обедал воробей?

В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у синицы,

У моржа попил водицы,

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена,

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного…

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя,

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.


  1. Речевая зарядка
Алой кисточкой заря,
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу,
Не замерз он на снегу.

  1. Координация с движением

Речевая пятиминутка по лексической теме «Инструменты»

  1. Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»


    Развитие речевого дыхания и силы голоса
«Насос»

Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса - вот так! "С-С-С" - работают насосы!


  1. Развитие мелкой моторики

  1. Речевая зарядка
Папа дал мне молоток,
И сказал: "Давай, сынок,
Вместе сделаем забор,
Приведем в порядок двор.
Буду я пилить, строгать,
Ты – дощечки прибивать".
Дружно взялись мы за дело,
И работа закипела.

  1. Координация с движением

Речевая пятиминутка по лексической теме «Насекомые»


  1. Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»


  1. Развитие речевого дыхания и силы голоса
Вращая указательными пальцами перед грудью, продолжительно выдыхать: «ж-ж-ж».

Пчелка, гуди, в поле лети.

С поля лети, медок неси. Ж-ж-ж...


  1. Развитие мелкой моторики

  1. Речевая зарядка
Все собрав свои дела,
Жужжит и кружится пчела.
Вот важно села на цветок,
Она ведь знает в этом толк,
Суть её земных забот -
Сладкий и душистый мёд.

  1. Координация с движением

Речевая пятиминутка по лексической теме «23 февраля. Защитники отечества»


  1. Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»


    Развитие речевого дыхания и силы голоса
    Дует легкий ветерок - ф-ф-ф... И качает так листок - ф-ф-ф... Выдох спокойный, равномерный.
    Дует сильный ветерок - ф-ф-ф... И качает так листок - ф-ф-ф... Активный выдох.
    Листочки на веточках сидят, осенние листочки детям говорят:
    Осиновый - а-а-а...
    Рябиновый - и-и-и...
    Березовый - о-о-о...
    Дубовый - у-у-у...

  1. Развитие мелкой моторики

  1. Речевая зарядка
Защитники обители.
Отважные бойцы.
И доблестные рыцари.
Лихие храбрецы.

  1. Координация с движением
Левой, правой
Левой, правой!
На парад
Идет отряд.
На парад
Идет отряд.
Барабанщик очень рад.
Барабанит,
Барабанит
Полтора часа
Подряд.
Левой,
правой,
Левой,
правой,
Барабан... уже дырявый!
Речевая пятиминутка по лексической теме «Рыбы»

  1. Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»


  1. Развитие речевого дыхания и силы голоса
    - Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А-У-У-У!" Наберите побольше воздуха - песенка должна получиться длинная. А вот вторая песенка: "У-У-У-А-А-А!"

  2. Развитие мелкой моторики

Пять маленьких рыбок
Играли в реке,
Лежало большое
Бревно на песке,
И рыбка сказала:
“Нырять здесь легко!”
Вторая сказала:
“Ведь здесь глубоко”.
А третья сказала:
“Мне хочется спать!”
Четвёртая стала
Чуть-чуть замерзать.
А пятая крикнула:
“Здесь крокодил!
Плывите скорей,
Чтобы не проглотил!”

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе. .

Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.

Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
Ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).


Быстро качаем ладонями (дрожь).
Запястья соединены; ладони раскрываются и соединяются (рот).
Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями (рыбки уплывают).


  1. Речевая зарядка
Сом на дне ночует в яме,
Шевелит во сне усами,
А река бежит с высот,
В яму соне корм несет.

  1. Координация с движением
У меня в аквариуме

Золотая рыбка,

Я смотрю на рыбку,

Говорю с улыбкой:

«Может, ты – волшебная,

Может, не простая,

Раз зовут тебя все люди

Рыбка золотая?» Хвостиком колышет,

Смотрит не мигая,

Ничего не отвечает

Рыбка золотая.
Речевая пятиминутка по лексической теме «Фрукты»


  1. Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»


  1. Развитие речевого дыхания и силы голоса
Пришли девочки в сад, увидели много фруктов и удивились:"О-о-о-о-о-о!" Услышали разговоры фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: "Фу-фа-фу!" Вишни просят Скворцов не клевать их: "Пта-пты-пто, пта-пту-пты". Яблоки падают на траву: "Бам-бом-бум!"

  1. Развитие мелкой моторики
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик - самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

  1. Речевая зарядка
Так бывает каждый год:
Весною ранней он цветёт,
И будто солнышка привет,
Его душистый нежный цвет.
Ароматен он, пригож
И на солнышко похож.
Привлекает пчёл и ос
Мой любимый абрикос

  1. Координация речи с движением

- Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?

Заморозил их мороз?

Или ветер их унес?

Или молния спалила?

Или грдом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали?

Не морозил их мороз,

И не ветер их унес,

Не спалило их огнем,

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали.

Дети оборвали.



Дети идут по кругу, взявшись за руки,

в центре круга стоит ведущий.

Останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальчику,

водящий отрицательно качает головой.

Пожимают плечами.

Опять загибают по одному пальчику.

Дети разбегаются.


Речевая пятиминутка по лексической теме: «Весна. Мамин праздник»

  1. Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»


Говорит Весна:

Сестра, уходить тебе пора! А Зима Весне в ответ:

Нет! Нет! Нет! Нет! Говорит Весна тогда:

С крыши капает вода?

Да! Да! Да! Да!

Тают горки во дворах?

Ах! Ах! Ах! Ах!

А на речке треснул лед?

Вот так! Так вот!


  1. Развитие мелкой моторики

  1. Речевая зарядка
Весной на березке.

Распустились сережки.

Зеленые сережки

Висят на березке.


  1. Координация речи с движением

Речевая пятиминутка по лексической теме: «Домашние животные»


  1. Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»


    Развитие речевого дыхания и силы голоса
Звукоподражание животным. Изменять голос по силе и высоте.

Корова: «Му-у-у-у, молока кому?» (громко, низким голосом)


  1. Развитие мелкой моторики
Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”,
Два щенка: “Ав-ав!”,
Два жеребенка: “Иго-го!”,
Два тигренка: “Р-р-р!”,
Два быка: “Му!”.
Смотри, какие рога.

  1. Речевая зарядка
В доме на окошке,
Встретились две кошки.
Шерсть их дыбом, хвост трубой,
Не хотят идти домой.
Ссорились соседки,
На яблоневой ветке.
Вдруг ветки закачались,
И кошки разбежались.

  1. Координация речи с движением
То прогнет,

То выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед -

Это делает зарядку

Наш Маркиз -

Пушистый кот.

Чешет он себя за ушком,

Жмурит глазки и урчит.

У Маркиза все в порядке:

Когти, шерсть и аппетит.

Речевая пятиминутка по лексической теме: «Дикие животные»


  1. Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопаточка»

«Качели»


  1. Развитие речевого дыхания и силы голоса.
Волк воет: «У-у-у-у-у-у-у» (произносить тихо и громко)

Ежик пыхтит: «Пых-пых-пых».


  1. Развитие мелкой моторики

  1. Речевая зарядка
Медвежонок Жак простужен,

Мед ему сегодня нужен.

Мед дадим ему на ужин,

Потому что мы с ним дружим.


  1. Координация речи с движением
Зайка в травке скок-скок.

Зайка прыг за кусток.

Смелый зайка не боится,

Не поймать его лисице.

Речевая пятиминутка по лексической теме «Транспорт»


  1. Артикуляционная гимнастика
«Заборчик»

«Улыбочка»

«Лопатка»

«Качели»


«Окошко»

  1. Развитие речевого дыхания и силы голоса
Прокололась шина у машины: ш-ш-ш.

Накачаем шину: с-с-с.

Машины едут по дороге: ша-шу-ши.

Сигналит машина: би-би-би-би.

Гудит поезд: ту-ту-ту-ту.


  1. Развитие мелкой моторики

  1. Речевая зарядка
По улице нашей машины спешат,

Детишек машины везут в детский сад,

Везут в магазины различные грузы.

У каждой машины кабина и кузов,

Колеса и фары у каждой машины,

И бак у машины наполнен бензином.


  1. Координация речи с движением.
Грузовик песок везет.

Удивляется народ:

«Вот так чудо-чудеса,

В нем песок под небеса!»

Речевая пятиминутка по лексической теме: «Игрушки»


  1. Артикуляционная гимнастика
«Улыбка»

«Заборчик»

«Окошко»

«Качели»


«Лопатка»

  1. Развитие речевого дыхания и силы голоса

Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: "ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!" Давайте споем вместе с Катей!

3. Развитие мелкой моторики


  1. Речевая зарядка
По дорожкам сада, вскачь,
Побежал упрямый мяч,
И весёлою гурьбой
Позвал ребят всех за собой.
Сине-красные бока,
К нему притронешься слегка,-
Он земли коснётся,
А в руки не даётся.

  1. Координация речи с движением
Этот мяч, круглый мяч,

Красный мяч, гладкий мяч.

Любит мячик прыгать вскачь.

Вот так мяч, круглый мя.

Речевая пятиминутка по лексической теме: «Одежда»


  1. Артикуляционная гимнастика
«Улыбка»

«Трубочка»

«Окошко»

«Качели»


«Лопатка»

  1. Развитие речевого дыхания и силы голоса
«Шитье одежды »

Шьем и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю».


Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой!», а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!», «Уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!».

  1. Развитие мелкой моторики
В понедельник я кроила,
А во вторник - платье шила.
В среду - фартук вышивала,
А в четверг - белье стирала:
Все свои платочки.

И братишкины носочки.


А в пятницу, субботу.

Отдыхала от работы.


  1. Речевая зарядка
У Романа, у Ромашки

С карманами рубашка.

Бабушка шила Ромашке рубашку.


  1. Координация речи с движением

Речевая пятиминутка по лексической теме: «Посуда»


  1. Артикуляционная гимнастика
«Улыбка»

«Трубочка»

«Качели»

«Чашка»


  1. Развитие речевого дыхания и силы голоса
Дуем на горячий чай, губы трубочкой.

Пыхтящий чайник.

Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих! ».


  1. Развитие мелкой моторики
У пушистой белочки

Круглая тарелочка,

У полосатой кошки

Маленькая плошка!


  1. Речевая зарядка
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.
Он посуду нам принес.

  1. Координация речи с движением

.
Речевая пятиминутка по лексической теме: «Новый год. Елка. Зимние забавы»


  1. Артикуляционная гимнастика
«Улыбка»

«Трубочка»

«Окошко»

«Качели»


«Лопатка»

  1. Развитие речевого дыхания и силы голоса
Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой.

Вьюга воет: «З-з-з-з-з» (с усилением звука)

Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м» (тихо, высоким голосом)

Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м» (громко, низким голосом)

Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш»

Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с»


  1. Развитие мелкой моторики

  1. Речевая зарядка
Разноцветные игрушки,
Шум, весёлые хлопушки.
Вот блестящие шары
И гирлянды мишуры.
Как зелёная принцесса,
К нам она пришла из леса,
Чтоб на праздник пригласить,
Смех и радость подарить.

  1. Координация речи с движением

Речевая пятиминутка по лексической теме: «Семья»

  1. Артикуляционная гимнастика
«Улыбка»

«Трубочка»

«Окошко»

«Качели»


«Лопатка»

  1. Развитие речевого дыхания и силы голоса
Бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело: «О-о-о-о-ох! У-у-у-у-ух!»

Учим маленького брата говорить слоги: «Ка-га, ко-го, ку-гу. Кто-кты, кта-кту»


  1. Развитие мелкой моторики

  1. Речевая зарядка
Ну давай моя бабуля,

Мы с тобою порисуем.

Я рисую зайчиков,

Ты рисуй трамвайчики.


  1. Координация речи с движением

Речевая пятиминутка по лексической теме: «Части тела и лица»


  1. Артикуляционная гимнастика
«Улыбка»

«Трубочка»

«Окошко»

«Качели»


«Лопатка»

  1. Развитие речевого дыхания и силы голоса
«Подуй на пальцы».
Сложить пальцы в щепоть, и сделав энергичный вдох носом, дуть на пальцы короткими выдохами, работая мышцами живота.

  1. Развитие мелкой моторики

  1. Речевая зарядка
Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки!

  1. Координация речи с движением

Речевая пятиминутка по лексической теме: «Продукты питания»


  1. Артикуляционная гимнастика
«Улыбка»

«Трубочка»

«Окошко»

«Лопатка»

«Качели»


  1. Развитие речевого дыхания и силы голоса
Раз, два, три, Горшочек, вари!
Каша варится. "Ш-Ш-Ш"
Огонь прибавляют. "Ш-Ш-Ш" (в убыстренном темпе).
Раз, два, три,
Горшочек, не вари!

  1. Развитие мелкой моторики

  1. Речевая зарядка
Суп сварили из фасоли.

Положить забыли соли.

Несоленый суп с фасолью

Мы потом солили солью.


  1. Координация речи с движением

Речевая пятиминутка по лексической теме: «Мебель»


  1. Артикуляционная гимнастика
«Улыбка»

«Трубочка»

«Окошко»

«Лопатка»

«Часики»


  1. Развитие речевого дыхания и силы голоса
Приколачиваем дверку к шкафу.

Произносить на одном выдохе: «Т-т-т-т-т-т, д-д-д-д-д. Та-та-та-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук»


  1. Развитие мелкой моторики

  1. Речевая зарядка
Стул взглянул на табурет:

«Ну, буквально, мой портрет!

Мы, как половинки,

Только он без спинки»


  1. Координация речи с движением

Речевая пятиминутка по лексической теме: «Овощи»


  1. Артикуляционная гимнастика
«Улыбочка»

«Трубочка»

«Качели»

«Лопатка»

«Чашечка»


  1. Развитие речевого дыхания и силы голоса
Разговоры овощей. Помидор (хвастливо), Огурец (обиженно)

Помидор хвастается перед Огурцом: «Па-пу,пы-по!»

Огурец: «Пы-бы, по-бо»

Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту»


  1. Развитие мелкой моторики

  1. Речевая зарядка
Повторяй за мной зарядку.
В ней звук Т пришел на грядку.
Тыква - вот, а вот - томат.
Здесь - капуста, здесь - салат,
Тмин, картошка, артишок,
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы,
Будем, есть мы до весны.

  1. Координация речи с движением
Дети в огород идут,
А там овощи растут,
Дети спинки наклоняют,
И горох они срывают.

Речевая пятиминутка по лексической теме: «Обувь»


  1. Артикуляционная гимнастика
«Улыбочка»

«Трубочка»

«Качели»

«Лопатка»

«Часики»


  1. Развитие речевого дыхания и силы голоса
- Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная.
- Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"

  1. Развитие мелкой моторики
Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Сережки,
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.

  1. Речевая зарядка
Растерялся сапожок,

Оторвался ремешок,

Зацепился по дороге

За упрямый корешок.


  1. Координация речи с движением

Речевая пятиминутка по лексической теме: «Профессии»


  1. Артикуляционная гимнастика
«Улыбочка»

«Трубочка»

«Качели»

«Лопатка»

«Часики»


  1. Развитие речевого дыхания и силы голоса
Трубач.
Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф». Повторить 4–5 раз.

  1. Развитие мелкой моторики

  1. Речевая зарядка
Лётчик знает своё дело,
В небе водит самолёт.
Над землёй летит он смело,
Совершая перелёт.

  1. Координация речи с движением
«Строители»

Мы строгали, мы строгали

Доски гладенькие стали.

Мы пилили, мы пилили,

Чтобы ровными все были.

Мы сложили их рядком,

Прибивали молотком,

Получился птичий дом.

Мы на улицу идем,

Высоко его прибьем.

Чтобы птички залетали,

А котята не достали.

Список литературы


  1. Анищенкова Е.С. - Пальчиковая гимнастика для развития речи дошколников: пособие для родителей и педагогов /– М.:АСТ: Астрель. 2006. – 60,

  2. Нищева Н.В – Картотека упражнений для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009. – 160с.

  3. Нищева Н.В – Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада. – СПб. «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2006 – 192с

  4. Рыбина А.Ф – Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал. – Волгоград: Учитель, 2010 – 110с.

Сказка про к о м арика
(для пассивной артикуляционной гимнастики)

Жил-был комар. Он каждое утро делал зарядку. И чистил свой хоботок вот так.
«Хоботок»* (Здесь и далее указаны названия упражнений, приведенных в приложении.)
А потом он весело улыбался себе.
Губы фиксируются двумя пальцами.
И всем насекомым, которые жили рядом с ним.

Губы фиксируются четырьмя пальцами .

Но однажды поселилась рядом лягушка, она широко открывала рот и тем очень пугала насекомых.
Комар набрался храбрости и полетел посмотреть на нее. Он сделал страшную мордочку, сверкая чистым хоботком.

Верхняя губа поднимается так, что обнажается верхняя десна, положение фиксируется двумя пальцами.

Когда такое увидела лягушка, она так растерялась, она даже испугалась и открыла от удивления рот.

Нижняя губа опускается так, что обнажаются десны, положение фиксируется двумя пальцами.
Лягушка тут же ускакала из этих мест и больше не возвращалась. Насекомые стали трубить победу в честь комара. Подняли свои язычки, приветствуя победителя.

«Веселая змейка».
А комар в ответ помахивал своим чистым хоботком.
Язык выпячивается вперед.
С тех пор все насекомые по утрам стали чистить свои хоботки и вытягивать вперед язычки.

Сказка про гусеничку
(к комплексу упражнений для отработки звуков [к] - [г] - [х]).



Гусеничка Обжорка все время хотела кушать. Она лопала всё, что попадало в ее поле зрения; и листочки, и цветочки, и веточки, и плоды.

А наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хобот слон.
«Хоботок».

Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась слону в ответ.

«Улыбочка»
И слон решил удалиться подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной дамы с такой прекрасной улыбкой.
- Ах! Какой вежливый слон! Посмотрю на себя в зеркальце, сказала гусеничка. - Ой, какой у меня бледный вид!
И гусеничка решила позаниматься, чтобы у нее стал вид более здоровый, когда вернется слон.

«Лопатка» и «Иголочка».
Она очень сильно проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела... Но вскоре она опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубы, ожидая слона.

«Почистим зубки» и «Посчитаем нижние зубки».
Затем Обжорка немножко посердилась,
«Киска сердится».
свернулась катушечкой и сладко уснула.
«Катушка».

Настало время для Обжорки превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно ее убаюкивала и раскачивала вверх-вниз, как на качелях.
«Качели».

В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. И однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красоту.

Сказка про божью коровку
(к комплексу упражнений для отработки звуков [ш] - [ж] - [ щ ] - [ч])

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у нее нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.
- Какая же ты божья коровка, если у тебя нет черных пятнышек, - говорили они.
- д а ты просто красный жук, - вторили другие.
Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.
«Улыбочка». - Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.
Божья коровка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его.
«Непослушный язычок».
И он стал ровным, как лопаточка.
«Лопатка».
Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась:
сложила свой язычок чашечкой

«Чашечка».

и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом
«Бублик»,
и снова за работу. На картинках она увидела лошадку,

«Лошадка».

веселого маляра,

«Маляр».

грибок

«Грибок».

и даже гармошку.

«Гармошка».

Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие пятнышки.
- Божья коровка, пора ложиться спать, - обратилось к ней солнышко.
- Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, - весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем
«Вкусное варенье».
и отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок. «Грибок». А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие Щеки открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашютике.

«Парашютик».

Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить ее, и тут все увидели, что у нее появились... пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.

Сказка про бабочку

(к начальному комплексу артикуляцио н ной гимнастики при стертой дизартрии)

Эту красивую бабочку все называли Загадкой. Знаете почему? д а потому, что она очень любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал, открывая при этом свой клюв.

«Птенчик».

А бабочка ему говорит:
Явился в желтой шубке:
- Прощайте, две скорлупки!

Перестав плакать, птенчик сказал: «Это что, про меня?»
А бабочка все свое:


Летом в болоте
Вы ее найдете.
Зеленая квакушка
Улыбается от ушка до ушка.
Птенчик стал уже улыбаться, как Лягушка.
«Улыбочка».
А еще знаешь, про что-нибудь большое?
- спросил он.
И тут бабочка не растерялась:
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя маленький хвост,
Спереди у зверя
- хвост большой.
Ну, конечно, это он!
Ну, конечно, это...
- Слон! - закричал весело птенчик.
«Хоботок».
- Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты так громко плакал? - спросила бабочка.
- Я остался один, потому и плакал.
Рядом с птенчиком стояла маленькая Лопатка. И бабочка сразу загадала новую загадку:

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

д елать горку, строить дом.
- Это про мою лопатку.

«Лопатка»

Я отгадал. А еще знаешь? - спросил птенчик.

Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, но он не научился еще летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку:
Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные... (шары).
И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но он все равно сдувался.
«Надуй игрушку».
Они даже пошлепали свои язычки,

«Непослушный язычок».

но шарик все равно сдувался. А когда шарик сдувался, из него дул сильный ветер, так что у птенчика разлетелись все перышки в разные стороны. Посмотрела на него бабочка и говорит:
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
Птенчик сразу отгадал загадку и причесался.
«Расческа».
Затем друзья покачались на качелях.
«Качели».
И не заметили, как время прошло.
- А что всегда идет, а с места не сходит? - спросила бабочка.
И снова отгадал птенчик загадку, А тут и мама прилетела.

Поблагодарила она бабочку за чудесные загадки и пригласила к себе в гости. Так загадочная бабочка нашла себе друзей.

Данные об авторе

Жилина Светлана Александровна

Место работы, должность:

МБДОУ "Детский сад №17 комбинированного вида"

учитель - логопед

Ленинградская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Дошкольное образование

Целевая аудитория:

Воспитатель

Целевая аудитория:

Методист

Целевая аудитория:

Педагог-психолог

Целевая аудитория:

Родитель

Предмет(ы):

Валеология (здоровый образ жизни)

Предмет(ы):

Логопедия

Предмет(ы):

Окружающий мир

Цель урока:

Закрепление знаний по лексической теме: "Насекомые".

Тип урока:

Комбинированный урок

Используемая методическая литература:

  1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  2. О.А. Новиковская «Конспекты комплексных занятий с детьми 4-5 лет», СПб.: Паритет, 2006г., стр. 192
  3. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
  4. Соболева А.В. Загадки-смекалки. Социально-политический журнал Ассоциация «Гуманитарий»,М., 1994
  5. Солнцева В.А., Белова Т.В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников. - М.: АСТ: Астрель. 2007.

Используемое оборудование:

Презентация «Насекомые», ноутбук. Мнемокарточки для выполнения артикуляционной гимнастики, мнемосхема для проговаривания действия «Ориентировка на доске», макет цветка, макеты насекомых, картонные плоские цветы, магниты, тренажеры для дыхания «Бабочки», листы бумаги, цветные карандаши, мяч.

Краткое описание:

Дети отгадывают загадки о насекомых, играют в игры "Один - много", "Скажи наоборот", тренируются в использовании сложных предлогов и составлении сложноподчиненных предложений. В занятие включены здоровье сберегающие игры: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения и др.

Ход занятия:

I .Организационный момент

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей. Поздоровайтесь с ними.

Создание положительного эмоционального фона:

Встали дети дружно в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся! (выполнение движений по тексту)

Логопед: Молодцы, садитесь на свои места.

Для того, чтобы лучше говорить, нужно подготовить язычок. Поиграем с язычком, выполним артикуляционную гимнастику. Выполнение артикуляционной гимнастики. Логопед показывает мнемосхемы, дети выполняют упражнения («Улыбка», «Трубочка», «Лопатка», «Иголочка» и другие).

II . Основная часть.

1.Отгадывание загадок (мышление)

Логопед: Ребята, отгадайте загадки и вы узнаете тему нашего занятия. (слайд 2)

На ромашку у ворот

Приземлился вертолет.

Серебристые глаза.

Кто же это……(стрекоза) (слайд 3)

И под тяжелой ношей (слайд 4)

Спешит на помощь друг

Тут народ хороший,

В беде не бросит вдруг.

Без работы-хоть убей!-

Жить не может …(муравей) (слайд 5)

Всех жуков она милей, (слайд 6)

Спинка алая на ней,

А на ней кружочки,

Черненькие точки. (божья коровка) (слайд 7)

Домовитая хозяйка (слайд 8)

Пролетает над лужком,

Похлопочет над цветком

И поделится медком. (пчела) (слайд 9)

Логопед: Ребята, вы отгадали все загадки. А как одним словом можно назвать муравья, пчелу, божью коровку, стрекозу (ответы детей). Насекомые. И сегодня тема нашего занятия «Насекомые».

2. Развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика «Пчела» Н. Нищева.

Логопед: Ребята, пчелка приглашает нас поиграть в пальчиковую гимнастику «Пчела»

Прилетела к нам вчера (машут ладошками)

Полосатая пчела. (на каждое название насекомого загибают один палец)

А за нею шмель - шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза (делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам)

Пожужжали, полетали,

От усталости упали. (опускают ладони на стол)

3.Образование существительных родительного падежа множественного числа.

Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Один - много». (с мячом)

Один жук - много жуков.

Один комар - много комаров.

Одна муха - много мух.

Одна бабочка - много бабочек.

Одна стрекоза - много стрекоз.

Один муравей - много муравьев.

Одна мошка - много мошек.

Одна пчела - много пчел.

Один шмель - много шмелей.

4.Активизация словарного запаса.

Логопед. Какую пользу приносят насекомые? (Насекомые - корм для птиц, пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочки радуют своей красотой). Какой вред приносят насекомые? (гусеницы поедают растения, комары кусают).

Логопед: Все они в месте - маленькие жители планеты и их надо беречь.

5. Кинезиологическое упражнение «Кулак-ребро-ладонь».

Логопед: А сейчас мы свами поиграем с нашими ручками, выполним знакомые вам упражнения.

«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно

сменяют друг друга.

Упражнения выполняются сначала в медленном темпе,

затем быстрее.

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

И в кулачок.

Логопед: Молодцы ребята, все выполнили упражнения верно.

6. Закрепление умения употреблять предлоги из - за, из - под, из.

(Сюрпризный момент).

Логопед: Посмотрите ребята, какой у меня есть красивый цветок, на нем маленькие жители.

Логопед достает цветок в горшке, на котором п
рицеплены игрушечные насекомые.

Дети берут насекомых и проговаривают, откуда они их взяли.

Я достал стрекозу из-за стебелька.

Я достала бабочку из-под листа.

Я достал пчелу из цветка.

Я достала муравья из-под цветка.

Я достал жука из-под камня.

7. Сравнение насекомых и пауков. Расширение знаний, закрепление понятий, согласование числительных с существительным.

Логопед: Внимательно рассмотрите насекомых и скажите, чем они похожи?

Дети отвечают: у насекомых есть голова, грудь, брюшко, 6 лапок, глаза, усы, у многих есть жало.

Логопед: А чем отличаются?

Дети: у одних есть крылья - называются «летающие», у других нет - «нелетающие».

Логопед: обратите внимание, что у них есть насечки на брюшке, поэтому их назвали «насекомыми».

Посмотрите ребята. Кто это спрятался под камнем? Это паук. А паук это насекомое? Рассматривают паука и насекомых. Считают лапки: одна лапка, две лапки…. (согласование числительного с существительным). У паука 8 лапок, а у насекомых - 6.

Значит паук не насекомое.

Логопед: давайте еще раз посмотрим на картинки.

Муравей - насекомое, а паук - это не насекомое.. (слайд 10)

8. Активизация активного словаря, использование слов антонимов;

Игра «Скажи наоборот» (антонимы)

Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Скажи наоборот».

Дети по одному подходят к ноутбуку и включаются в работу.

Логопед: Кто нарисован на картинке?

Ребенок: На картинке нарисован майский жук и божья коровка.

Логопед: Я буду говорить про жука, а ты подумай и скажи про божью коровку. Напоминаю - играем в игру «Скажи наоборот». Так проводят работу с каждым ребенком.

Майский жук большой, а божья коровка… (слайд 11)

У шмеля крылья короткие, а у стрекозы …(слайд 12)

У жука усы толстые, а у бабочки …(слайд 13)

Бабочка красивая, а паук …(слайд 14)

Муравей передвигается быстро, а гусеница …(слайд 15)

9. Физкультминутка. Развитие общей моторики. Упражнение «Гусеница».

Логопед: Давайте представим, что мы гусеницы и выполним

уже знакомое нам упражнение «Гусеница».

Гусеница, гусеница в шубке золотистой,

Отправляйся, гусеница, под листок тенистый.

От лягушки под листком сможешь ты укрыться,

В голубой его тени не заметит птица.

Предстоит тебе скрутиться в кокон под листком,

Чтоб потом родиться снова мотыльком.

10. Упражнение «Разноцветные бабочки». Дыхательная гимнастика.

Логопед: Ребята, посмотрите, в каких красивых бабочек превратились гусеницы! (логопед раздает самодельные тренажеры для дыхания «Бабочки»).

Давайте подуем на них, чтобы они закружились в воздухе. Нужно набрать воздух через нос и подуть на бабочку, не надувая щек, вытянув губы трубочкой (дети выполняют упражнение 4-5 раз по команде логопеда).

11. Игровое упражнение «Рассели бабочек по цветочкам». Развитие зрительно - пространственных представлений. Развитие связной речи, образование сложноподчиненных предложений.

Логопед: Куда же нам посадить бабочек?

Дети: На цветы.

Логопед размещает цветы на магнитной доске (по углам и в центре). Приглашает по одному ребенку и дает задание посадить бабочку на определенный цветок. Ребенок сажает бабочку и проговаривает, по схеме, на какой цветок он посадил насекомое.

Ребенок: Я посажу свою бабочку на цветок, который находится в левом нижнем углу доски.

Также, используя схему, работают все дети.

12.Релаксационное упражнение «Узнай насекомое». Развитие фонематического слуха.

Логопед: Ребята, а теперь немного отдохнем и послушаем, какие звуки издают насекомые.

(писк комара, жужжание пчел, стрекотание кузнечика, жужжание мухи) (слайд 16).

Молодцы, ребята! Вы узнали всех насекомых.

13. Деление слов на слоги.

А теперь давайте разделим слова на слоги. Отхлопываем слоги. (ко - мар, куз - не - чик, пче - ла, му - ха).

14. Гимнастика для глаз.

Логопед: Ребята, посмотрите, к нам «прилетела муха» (слайд 17), давайте выполним гимнастику для глаз, понаблюдаем за мухой.

Встаньте ровно, расправьте плечи, руки опустите вдоль туловища, голову держим ровно, не наклоняем и не поворачиваем. Итак, начнем.

Муха полетела направо, муха полетела налево, муха села на потолок, муха села на пол. (Дети выполняют движения глазами, четко следуя инструкции логопеда).

Молодцы! Садитесь на свои места.

15. Массажная гимнастика.

Логопед: Давайте выполним с вами звуковой разбор слова МУХА.

Перед тем, как выполнять звуковой разбор,

помассируем пальчики карандашом.

Карандаш в руках вращаю,

Карандаш в руках верчу.

Непременно, каждый пальчик,

Быть послушным научу.

16.Закрепление навыка звукового анализа.

Логопед предлагает составить схему слова МУХА

Сколько слогов в слове?

Назовите гласные.

Назовите первый звук.

Назовите третий.

Сделайте звуковой анализ слова.

(Дети выполняют задание).

Как измениться схема, если будет слово МУХИ?

Ответы детей.

17. Подведение итогов занятия.

Логопед: Ребята, вам понравилось занятие? А, что понравилось больше всего? А, какая тема занятия? А, кого мы сегодня сравнивали с насекомыми? Паук, насекомое?

А почему? А, что мы сегодня еще делали на занятие? (Ответы детей)

Логопед: Ребята, мне тоже понравилось наше занятие! Мне понравилось, как вы все сегодня потрудились. Вы - молодцы!

И на память о нашем занятии я хочу раздать вам вот такие рисунки (контуры насекомых наложенные друг на друга). Дома или в группе вы можете раскрасить насекомых, которых выберите сами. Ребята, спасибо за занятие!

Показ речевых гимнастик в группах дошкольного возраста. Гимнастики, проводились педагогами детского сада.

Цель показа:

Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики.

Задачи:

1. Ознакомление воспитателей с методами и приёмами работы при проведении речевых (артикуляционных) гимнастик.

2. Дать представление о разно плановости речевых гимнастик, в зависимости от возрастных и речевых возможностей детей.

3. Показать возможность использования речевых гимнастик в развитии познавательно – речевой деятельности детей.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, презентация «Пальчиковая гимнастика «Дикие животные». Картинный материал: силуэты диких животных, ранняя и поздняя осень, детёныши диких животных, звуковая дорожка «Помоги стрекозе долететь до озера»; игрушки диких животных.

Вступительное слово.

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согласно ФГОС речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылке к обучению грамоте.

Развитие речи – это очень сложный, длительный процесс.

Сегодня мы будем говорить о звуковой культуре речи. Есть логопед в детском саду или нет, педагоги группы обязаны работать над звуковой культурой речи, в соответствии с программой ОУ.

В норме все звуки речи дети должны произносить к 5 годам. Не даром, логопед по положению о «Дошкольном логопункте» работает с детьми с 5 лет. На практике нарушение звукопроизношения (разной степени сложности) к 5 годам у детей от 65% до 95% в зависимости от набора детей в группе.

К сожалению, работа по звуковой культуре речи среди педагогов не популярна. Воспитатели предпочитают выполнять работу, которая им более понятна и быстро результативна. Это не относится к звукопроизношению. Часто от педагогов слышишь:

«Раньше было хуже. Это особенности ребёнка. Да, что с ним делать, исправляешь, исправляешь, а он так же говорит. Я не успеваю».

Сегодня мы покажем практические, действенные приёмы работы с детьми по развитию звуковой культуры речи.

Звуковая культура речи берётся как часть НОД, работая, вы стараетесь принести детям добро. Но если Вы в НОД повторяете чистоговорки, учите выделять звуки, а большинство детей в группе, их не проговаривает, это не только бесполезная работа, это работа со знаком минус, вы прикладываете силы к закреплению дефектного произношения звуков. Это не добро, это зло.

Самая первая, самая простая, действенная, приносящая видимый результат – речевая гимнастика.

Мы привыкли к утренней физкультурной гимнастике, где закрепляются знания, полученные на НОД, например построение, перестроение, умение маршировать, выполнять движения по команде.

Ту же функцию будет нести и артикуляционная гимнастика. Сколько раз в неделю Вы планируете звуковую культуру речи?..

Здесь вы с ребятками будете работать над ней ежедневно.

Основная часть.

Структура гимнастики может быть разной. Воспитатели детского сада покажут вам несколько речевых гимнастик, которые регулярно, в данный момент, проводятся в ДОУ.

2 младшая группа.

Тема «Животные»

Развитие речевой моторики /упражнения на развитие подвижности губ, нижней челюсти, языка/, упражнение на дыхание и упражнение на развитие логического мышления, знания диких животных.

Пальчиковая гимнастика + словарная работа, знание детёнышей животных.

Ход гимнастики.

1. Развитие речевой артикуляции

- «Зайчик» Губку верхнюю подняв,

замер зайчик, зубки сжав.

(Поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы, опустить обратно – 5-7 раз.)

- «Волк» Зубастый волк

Зубами щёлк да щёлк

(Открыть губки, показать зубки, пощёлкать зубами сильно откидывая нижнюю челюсть.)

- «Белка и лиса» Сверху белка прискакала,

лиса здравствуй, ей сказала.

(Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу, держать 3-5 секунд, убрать язык в рот – 5 раз.)

- «Белка и еж» Осмотрелась белка,

а потом поздоровалась с ежом.

(Широким языком тянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот.)

- «Лиса» Как будто колобок лежит на губе,

слижу его «чашечкой» в ротик себе.

(Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз.)

2. Упражнение на дыхание.

Подул ветерок (лёгкий вдох, продолжительный выдох), пошёл снежок (волнистые движения руками) засыпал животных.

Это зайчонок, это бельчонок, сгибают пальцы в кулак, начиная с

Это лисёнок, это волчонок, мизинца

А это спешит, ковыляет спросонок вращают большим пальцем

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

4. Упражнение на развитие мышления, внимания.

Помогите, ребятки отгадайте, что это за животные.

Средняя группа.

Тема «Осень»

Мимическое упражнение /выразительность восприятия, знание различия ранней и поздней осени/,

Развитие артикуляционной моторики, упражнение на дыхание,

Пальчиковая гимнастика + словарная работа – детёныши животных,

Словообразование – детёныши животных /усложнение/.

Ход гимнастики

1. Мимические упражнения

Изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Изобразить Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная, Зимой гонимая. Изобразить плачущую Осень.

Наше настроение. Показать, какое у вас настроение в яркий, солнечный осенний и в дождливый, хмурый осенний день.

2. Развитие артикуляционной моторики.

Хомячок-толстячок. Втянуть щеки.

Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.

3. Пальчиковая гимнастика «Детёныши диких животных»

Применение ИКТ. Гимнастика с использованием презентации Лутовой Е.Ю. «Дикие животные»

4. Работа со словарём.

У зайчихи - … У ежихи - …

У белки - … У лосихи - …

У волчицы - …

У лисы - …

У медведицы …

Старшая группа.

Работа над дикцией, упражнения на дыхание,

Развитие мелкой моторики, подготовка к обучению элементам грамоты,

Развитие артикуляционной моторики /упражнения такие же, как в средней группе, т.е. одинаковые упражнения можно брать в разные комплексы речевой гимнастики/. Гимнастику вы формируете под нужды группы.

Ход гимнастики:

Поём слитно на одном выдохе. Короткий вдох через нос.

Пропевание гласных сопровождаем движением правой руки.

На одну гимнастику 2 звука.

Звуки бывают короткими и длинными. Короткие звуки надо петь упруго, отрывисто, звонко. Помогаем жестом: «стряхиваем с кисти капельки».

Короткий вдох через нос.

2. Развитие артикуляционной моторики, мимических мышц «Как животные готовятся к зиме»

Шли-шли, к мишкиной берлоге подошли. Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.

Хомячок-толстячок. Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы. Надуть обе щеки одновременно. Хомячок высыпал зерно в норке. Втянуть щеки.

Делает белочка запасы на зиму. Мелькает беличий хвостик.

Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.

Белочка накалывает грибы и ягодки на веточку. Рот закрыт, поочередно надавливаем кончиком языка в щёку.

/После разучивания комплекса поощрять детей на передачу настроения животных./

Подготовительная группа.

Тема «Насекомые».

Дыхательная гимнастика + различение звуков З и Ж,

Развитие артикуляционной моторики,

Элементы обучение грамоте.

Ход гимнастики

1. Дыхательная гимнастика:

- «Комарик» Встать прямо, выполнить полный вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнести «з-з-з-З-З-З».

- «Жук» Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «ж-ж-ж».

Я - жук, я - жук, я здесь живу. (Плавно размахивать руками.)

Я все жужжу, жужжу, жужжу: (Ритмично переступать ногами. )

2 . Развитие артикуляционной моторики:

- «Хоботок». Сомкнутые губы вытянуть вперед.

- «Шмель». Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».

- «Комарик кусает». Узкий язык максимально выдвигать вперёд и убирать вглубь рта.

- «Бабочка летает вокруг цветка». Приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой и против часовой стрелки.

-«Кузнечик». Широко открыть рот, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно касаться основания (бугорков) то верхних, то нижних зубов.

- «Пчела». Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх к бугоркам (альвеолам). Пытаться произнести «джжж», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд.

3. «Помоги стрекозе долететь до озера»

Чтение слогов. По возможности подбор слов к слогам.

Заключительная часть.

Речевую гимнастику мы формируем под нужды группы, в данном конкретном случае это:

  • Младшая и средняя группа – развитие подвижности органов артикуляции + развитие мышления, речевого внимания.
  • Старшая группа – развитие подвижности органов артикуляции, дикция /что бы чётко говорить не обязательно кричать, надо чётко произносить звуки, т.е. работать губами, языком/, развитие познавательных процессов – введение творческих работ.
  • Подготовительная группа – развитие инициативности, речевого внимания, обучение элементам грамоты: различение звуков, выделение звуков из слов, умение составлять слова с определённым звуком или слогом, обучение элементам чтения. Работа над дикцией.

И всё это от 3-5 до 8 минут, но каждый день. Кроме речевых, Вы будете решать познавательные, организационные и другие задачи. И всё за 5 – 8 минут.

Использованная литература:

1. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».- М: Из – во «Просвещение», 1998 г.

2. Овчинникова Т.С. «Логопедические распевки». – СПб: КАРО, 2010 г.