Описание породы лошадей русский тяжеловоз. Русский тяжеловоз

Выведение русской тяжеловозной породы было начато в России около 100 лет назад, когда из горной части Бельгии стали завозить мелких тяжеловозных лошадей - арденов. В большинстве своем они были дисгармоничного сложения и со многими экстерьерными недостатками. Вместе с тем, ардены обладали рядом ценных качеств: хорошей подвижностью, сухостью конституции, неприхотливостью к условиям кормления и содержания. Они стали быстро распространяться в России, и к 1904 г. арденов разводили уже 376 хозяйств, в том числе Хреновской и Деркульский государственные конные заводы, ферма Петровской сельскохозяйственной академии и много мелких частных конных заводов. Чтобы быстрее увеличить поголовье, арденов не только разводили в чистоте, но и скрещивали чистопородных арденов с кобылами упряжного типа разных других пород, преимущественно брабансонов.


Ардены под действием отбора приобрели гармоничность сложения и хорошие экстерьерные формы. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже русские ардены обратили на себя всеобщее внимание, как совершенно своеобразная порода рабочих лошадей. Одним из лучших был бурый жеребец Хреновского конного завода Каравай, 1887 г., получивший золотую медаль.


К этому времени старая арденская порода у себя на родине, в Бельгии, перестала существовать, поглощенная крупной бельгийской рабочей лошадью.
После революции сохранилась лишь часть лошадей арденской породы, с которыми и началась планомерная племенная работа по созданию некрупной, но "экономичной" сельскохозяйственной лошади, сочетающей хорошую работоспособность и гармоничность сложения с неприхотливостью к условиям содержания и кормления. Был создан большой массив племенных лошадей такого типа и выведены заводские линии - Караула, Ларчика, Поденщика, Рубикона.


В связи со значительными отличиями от старых арденов, возникло предложение назвать эту вновь созданную группу лошадей русской тяжеловозной породой, что и было официально принято Министерством сельского хозяйства СССР в 1952 году.
Промеры жеребцов: 153,4 - 166,8 - 205,2 - 22,4;
промеры кобыл:
живая масса жеребцов 600-700 кг., кобыл - 580-650кг

Голова у русских тяжеловозов сухая, легкая, широколобая, с живым глазом; шея мускулистая, красиво изогнутая и достаточно длинная; холка широкая; спина широкая, длинная, иногда мягковатая; поясница ровная, широкая и мускулистая, пах короткий; круп широкий, раздвоенный, нормального наклона; грудная клетка бочкообразного строения; ноги недлинные, сухие, крепкие, задние нередко немного саблисты; оброслость ног небольшая, а грива и хвост густые, длинные. Масть преобладает рыжая и рыже-чалая, реже гнедая и гнедо-чалая, бурая, иногда встречаются вороные лошади.


Темперамент русских тяжеловозов энергичный, уравновешенный, характер добронравный, конституция крепкая, сухая. Особенно ценное качество их - неприхотливость к корму, условиям содержания и способность хорошо "держать тело".
Русские тяжеловозы обладают большой долговечностью и высокой плодовитостью. Выход жеребят на 100 кобыл составляет в конных заводах 80-85 %, а в наиболее благоприятные годы поднимается до 90-95 %. Срок племенной службы многих жеребцов и кобыл продолжается до 20-25-летнего возраста.
Кобылы и жеребцы конных заводов широко используются на хозяйственных работах, что способствует выработке лучших рабочих качеств и отбору наиболее работоспособных лошадей. В русском тяжеловозе ценится доброезжесть, подвижность, выносливость. Русские тяжеловозы достаточно скороспелы. Они уже к 1,5 годам по высоте в холке достигают 96-97 %, по живой массе - 75 % взрослой лошади и к 3 годам по всем промерам и живой массе почти полностью заканчивают свой рост.
При небольшой высоте в холке русские тяжеловозы обладают отлично выраженными упряжными формами и значительной живой массой. Обладая перечисленными выше качествами, русские тяжеловозы служат не только хорошей сельскохозяйственной лошадью, но и ценными улучшателями поголовья мелких местных лошадей северного лесного типа.


Русская тяжеловозная порода также перспективна и для развивающегося продуктивного коневодства. Хорошие результаты дал опыт использования русских тяжеловозов в степях Бурятии и Казахстана в скрещиваниях с местными степными лошадьми для получения более крупной мясной лошади. Помеси 1-го поколения нормально развиваются в обычных табунных условиях и по своей живой массе превосходят местных лошадей на 60-70 кг. Кобылы русской тяжеловозной породы отличаются высокой молочностью. Так, на кумысной ферме ВНИИ коневодства их молочная продуктивность составляла за полную лактацию (236 дней)2782 л молока. Максимальная продуктивность получена от кобылы Лукошки - 4870 л за 305 дней лактации.
Основной метод племенной работы с русской тяжеловозной породой - чистопородное разведение по линиям.
Первоначальная генеалогическая структура породы сложилась под преобладающим влиянием двух родоначальников линий - Караула, рыж.,1909 г. и Ларчика, рыж. в седине, 1918 г., причем лидирующую роль на протяжении многих лет играли Караул и его потомки.

Генеалогический комплекс Караул х Ларчик являлся "золотым кроссом" и лег в основу формирования новых наиболее прогрессивных и многочисленных линий - Лазутчика, выведенной из линии Караула, Градуса, выведенной из линии Лазутчика, и Коварного, выведенной из линии Ларчика.
С появлением повышенного спроса на укрупненного русского тяжеловоза, в породе выведена в настоящее время новая линия Свиста (из линии Капитэна). Ее представители выделяются крупным ростом, массивным телосложением и высокой грузоподъемностью. В русской тяжеловозной породе культивируются также линии Поденщика, Рубина, Рубикона.
Кроме мужских линий, в русской тяжеловозной породе выведен целый ряд маточных семейств.
Распространены русские тяжеловозы довольно широко: Урал, Север и Северо-Запад европейской части России, а также некоторые районы Сибири и Кавказа, Белоруссия и Украина.

Промеры жеребцов: 153,4 - 166,8 - 205,2 - 22,4;
промеры кобыл: 150,9 - 161,6 - 193,5 - 21,2,
живая масса жеребцов 600-700 кг., кобыл - 580-650кг
Русская тяжеловозная порода относится к группе мелких тяжеловозов и предназначена для использования в сельском хозяйстве в качестве рабочей и племенной лошади. Обладает также хорошими мясными качествами и высокой молочной продуктивностью, что открывает перспективу использования животных этой породы в продуктивном коневодстве.

Трудно представить крестьянскую жизнь без верного рабочего коня: то землю вспахать, то воды на поля привезти, то в лес за дровами отправиться. И хотя многие могут сказать, мол, всю эту работу можно сделать и на машинах, поверьте, без лошадиной силы в селе никак. Не удивительно, что и в 21-м веке русский тяжеловоз все также популярен на просторах от Сибири и до Кавказа. И хотя он немного уступает в размерах и мощи зарубежным «тяжам», для нашего крестьянина это идеальный помощник – выносливый, неприхотливый и покладистый в любой работе.

Русский тяжеловоз и в наше время широко распространенная и популярная в нашей стране тяжелоупряжная лошадь. Она выводилась в качестве универсальной породы для использования как в сельском хозяйстве, так и в племенной работе. Неплохим успехом пользуется порода и в продуктивном животноводстве.

Однако в последние десятилетия эти лошади терпят трудные времена. Экономическая ситуация, недостаток кадров, нехватка финансирования и несовершенные условия содержания привели к тому, что поголовье животных сократилось почти в 3,5 раза. Да и согласитесь, спрос на тяжелых коней сегодня не так велик, как лет двадцать-тридцать назад. Однако это не мешает оставаться русским тяжеловозам в числе самых любимых отечественных рабочих пород.

Отечественные конезаводы и племенные конефермы обладают огромным и ценным генофондом породы, а сами русские тяжеловозы считаются великим достижением русского коневодства. Наряду с владимирским и советским тяжеловозом, эта порода используется и за рубежом. В числе ее преимуществ помимо универсальности использования, также превосходная выносливость и неприхотливость в содержании. О каждом плюсе этой породы поговорим более подробно.

История происхождения

Около полутора века назад на территорию России начали завозить из Бельгии арденов. Именно эти мелкие тяжеловозные лошади тогда стали основой для выведения русского «брата». Однако, глядя на тогдашних неказистых и дисгармоничных арденов, трудно представить, что в современных русских конях-богатырях течет их кровь. Однако на то время отечественных коневодов привлекла именно неприхотливость к условиям содержания и достаточно высокая подвижность. Как раз эти качества очень важны для местных русских лошадей.

Систематическая селекционная работа началась в 1860-х годах. Главное племенное ядро было сформировано в Петровской академии (теперь Московская Сельскохозяйственная Академия имени К. А. Тимирязева) на украинских и русских жеребцах. Позже к имеющимся арденам приливали кровь брабансонов, и уже в 1900-м году на Парижской выставке был представлен улучшенный тип породы. Бурый жеребец Каравай из Хреновского конного завода получил золотую медаль и звание «русский арден». Это был лучший на то время прародитель современной породы русских тяжеловозов.

Затем была Первая мировая и гражданская война, которая нанесла урон отечественному коневодству. На оставшихся русских арденах коневоды решили создать еще более улучшенный тип некрупной, но экономически выгодный сельскохозяйственной лошади. К 1937 году была создана независимая порода. Однако получившиеся кони отличались слишком низким ростом – не более 143 см в холке. Поэтому селекционная работа продолжилась еще до 1952 года путем воспроизводства лошадей с достаточно большим ростом. Этот же год и стал официальным годом рождения породы.

Экстерьер

Первое, что отличает русского тяжеловоза от остальных пород тяжелоупряжных лошадей – это небольшой размер. Как видно на фото, эти кони среднего роста, но с выраженным упряжным типом телосложения. Корпус длинный и массивный, крепкие костистые ноги, прочный мускулистый круп и массивная шея.

Если рассматривать экстерьер русских тяжей более подробно, то стоит отметить сухую легкую, но широколобую голову. Шея мускулистая с красивым характерным русским лошадям изгибом. Также у них широкая холка, мягкая спина, широкий раздвоенный несколько свислый круп. Особую силу придает этим лошадям широкая бочкообразная грудь и широкий постав передних ног. Грива и хвост у коней густая, но не очень длинные. Среди окрасов у русских тяжеловозов чаще всего встречается бурая и рыжая, реже чалая, гнедая и вороная масть.

Важная черта породы – скороспелость. Уже к полутора годам жеребцы достигают более 95% общего веса и к трем годам полностью заканчивают рост. Это позволяет достаточно рано привлекать коней к работе и к разведению.

Характер

По темпераменту русские тяжеловозы достойны звания богатырских коней. Они энергичные, добронравные и очень уравновешенные, что важно для тяжелой лошади. С таким работягой можно легко выполнять практически любые сельскохозяйственные работы. Лошади неприхотливые, хорошо привыкают к дому и хозяину, легко обучаются работе в упряжи и даже под седлом. В последнем случае на шагу и рыси тяжеловозы хорошо «держат тело» и красивую осанку.

Особенности разведения

Крепость конституции, отменная работоспособность, гармоничность телосложения и прекрасный характер – эти все замечательные качества русских тяжеловозов являются результатом долгой и упорной селекционной работы. Очень важную роль в этом сыграл Всесоюзный научно-исследовательскому институту коневодства. Начиная с 50-х годов прошлого века здесь проходили очень сложные работы по усовершенствованию и улучшению рабочих качеств лошадей. Здесь же была разработана и внедрена в практику система тренинга и испытания тяжеловозов. А регулярные испытания – это одна из главных задач племенной работы.

Основная племенная работа с русскими тяжеловозами основывается на разведение коней «в чистоте» по основным линиям. Основу генеалогического древа породы сложили два жеребца: Караул и Ларчик. Сегодня продолжается развитие их линий, но также делается упор на выведение новых. В частности, делается акцент на укрупненный тип ростом выше 155 см в холке.

Использование

Если правильно оценить возможность русского тяжеловоза, то по работоспособности он не уступает небольшому трактору. Но вот по экономичности значительно его превосходит. Так русская тяжеловозная порода успешно может использоваться на таких работах, как вспашка земли, транспортные грузовые роботы, обслуживание ферм. При этом отменную работоспособность при хорошем уходе эти работяги сохраняют до 25 лет.

Обладая хорошими экстерьерными качествами, эти богатыри также успешно используются в племенной работе – для улучшения многих местных упряжных пород. Не стоит забывать и такую отрасль, как продуктивное коневодство, где русские конематки преуспевают в молочном производстве. На кумысных фермах кобылицы за период лактации, а это около 236 дней, дают свыше 2700 литров молока. Рекорд породы принадлежит кобыле Лукошке, которая за 305 дней лактации дала более 4800 литров молока. О пользе такого продукта узнайте из видео (Мнение России).

Очень важно отметить, что русский тяжеловоз унаследовал от своих бельгийских прародителей арденов неприхотливость к условиям содержания. Этих лошадей можно успешно выращивать и использовать в любых климатических условиях. Они прекрасно работают как на равнинах, так и в горах, и могут длительное время довольствоваться подножным кормом. Свою массу в отличие от большинства тяжелоупряжных пород они хорошо набирают даже при отсутствии концентрированных кормов.

Благодаря всем этим качествам сегодня осваивается еще одна область использования русских тяжеловозов – конный туризм. На такого доброго и безотказного работягу можно посадить верхом даже неопытного всадника или ребенка.

Русский тяжеловоз издавна славится, как выносливая порода лошадей, применяемых в сельском хозяйстве. Однако выносливость не единственный отличительный признак. Как отличить коней такой породы? Какие еще качества позволили столь разносторонне использовать животное? На эти и другие волнующие вопросы будут даны ответы в предлагаемой статье.

Русский тяжеловоз — отличная рабочая лошадь

Если лошадь нужна в качестве тяговой силы, то рассматриваемая порода – отличный выбор. Ведь, такие качества, как спокойный нрав, выносливость и покорность являются визитной карточкой скакуна.

В современном мире, известно несколько разновидностей таких копытных:

  • уральский тип (отличается удлиненными ногами с обильным волосяным покровом);
  • массивный (крупные размеры);
  • Новоалексеевкий (напоминает массивный, но чуть меньше по размеру).

Происхождение породы

Целью, поставленной перед селекторами, считалась необходимость выведения сильной породы лошадей, которая способна восполнить пробел сельского хозяйства. В то, недалекое время, жители деревень нуждались в выносливой рабочей лошадке, которая еще и будет неприхотлива в еде. У ученых это получилось. Они создали животное, подходящее под запросы того общества.

Он был выведен из арденов (мелких тяжеловозных лошадей), которых завозили в Россию из Бельгии примерно столетие назад.

Путем сложных манипуляций (скрещивания разных коней), ученым Петровской академии удалось вывести столь эффектную породу. Во время войн (Первая мировая, Вторая), численность чистокровных особей резко сократилась. После победы над фашистами удалось восстановить популяцию. Соответственно, в 1952 году данная порода получила свое название – Русский тяжеловоз.

История русского тяжеловоза насчитывает около 100 лет

Отличительные особенности породы

Почему такие лошади подходят для сельского хозяйства? Все это стало возможным из-за особенностей породы:

  • Неприхотливость к еде;
  • Подвижность;
  • Неприхотливость к условиям содержания.

Тяжеловозы славятся неприхотливостью к кормовой базе, долговечностью и высокой производительностью. Последний показатель напрямую связан с молочной продуктивностью.

В свое время женская половина лошадей славится высокой молочной продуктивностью. Она дает ценное молоко, из которого, впоследствии, производится редкий и дорогой сырный продукт. Ведь, повышенная молочность является результатом генетических изменений лошадей. Это произошло для того, чтобы прокормить жеребенка, который появляется на свет не малых размеров и растет «как на дрожжах». Благодаря хорошей молочной продуктивности, такая порода широко используется в коневодстве.

Отличительные особенности представителей:

  • широкий лоб;
  • легкая голова среднего размера;
  • мускулистая, короткая шея;
  • широкая холка;
  • длинная спина;
  • ровная поясница:
  • крепкие недлинные ноги;
  • наличие длинных волос на конечностях;
  • сухое телосложение;
  • шикарная и густая грива.

Русский тяжеловоз обладает эффектной внешностью

Благодаря конституции их тела и основным качествам, в сельском хозяйстве используются не только взрослые особи, но и те, кто еще не достиг половозрелости. Показатель скороспелости выделяет тяжеловозов в группу лошадей, способных достигать размеров взрослых особей в кротчайшие сроки, что позволяет использовать такое создание по максимуму в ранние периоды жизни.

Так известно, что уже в полуторагодовалом возрасте высота жеребца варьируется в пяти процентах от аналогичного показателя взрослого самца, а к трем годам скакун достигает необходимых параметров и прекращает рост.

По данным ученых, среднестатистическая особь мужского пола весит примерно 600-700 килограмм, а вот кобыла – чуть больше 500 килограмм. Учитывая особенности телосложения лошадей, можно смело заявить, что работать в упряжке такая порода будет и это не составит для нее особого труда.

По своей натуре Русский тяжеловоз энергичен, подвижен, вынослив. Такое сочетание качеств дает возможность использовать их в сельском хозяйстве. Благодаря спокойному характеру, лошади быстро привыкают к своему владельцу и быстро начинают работать в созданных условиях. Однако, иногда, даже самая спокойная кобыла может показать свой характер и взбрыкнуть.

Русский тяжеловоз отлично приспособлен для проживания в холодных регионах

Даже погодные условия не остановят такого скакуна. На ум приходит фраза, из песни, написанной Михаилом Таничем: «…что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной…». Хотя эта песня написана про дружбу, но именно этим отрывком, как никаким другим, характеризуется порода.

Представители рассматриваемой породы активно применялись в сельском хозяйстве для распашки земли, перевоза тяжелого груза и даже участвовали в своеобразных соревнованиях. Соответственно, в то время (столетие назад), порода пользовалась огромным спросом. В современном мире, в век высоких технологий, на смену лошадям пришла автоматизированная тяговая машина. Однако, даже это нововведение не заставило человечество утратить интерес к таким копытным. Эти скакуны до сих пор пользуются спросом, ведь их красота завораживает. Коней тяжеловозов можно встретить на различных соревнованиях и выставках. Там порода выглядит изысканно.

Соответственно, красивыми лошадьми не обязательно должны быть изящные скакуны. Эффектно смотрится порода Русский тяжеловоз. Их мощь и сила скрыты от человеческого взора.

Ареал распространения породы русский тяжеловоз широк: Урал, северные районы России. Нередко порода встречается на территории Украины, Белоруссии, Сибири и даже Кавказа.

Лошади и сегодня в мире техники являются одними из наиболее необходимых помощников в фермерском хозяйстве. Многие люди знают, как бывает нужно в любое время года перевозить с одного места на другое достаточное количество груза. И при этом не каждый раз есть возможность использовать технику. Советский – наилучший помощник, однако, у него есть отличный собрат – Русский тяжеловоз. В чем особенности этих пород лошадей, узнаем давайте вместе.

[ Скрыть ]

Русский тяжеловоз

Русский тяжеловоз относится к породе тяжелоупряжных лошадей. Чаще всего применяются для перевоза большого груза. И хоть и не является самой крупной лошадью в мире, но обладает достаточной силой и выдержкой. Отличается замечательной работоспособностью и долголетием, а также довольно высокой плодовитостью. В отличие от многих лошадей, абсолютно не требовательны к условиям жизни, Русские тяжеловозы отлично подстраиваются под условия русского климата.

Происхождение

Родиной Русского тяжеловозного коня является Урал и работы по выводу породы были довольно непростыми. Во время селекционных работ использовались - Бельгийские тяжеловозы и русские упряжные породы. Также неоднократно приливались крови , Першеронов, Брабансонов и даже Арабских чистокровных скакунов. Основной целью было вывести скакуна с силой на достаточном уровне, неприхотливого и обладающего резвостью, чтобы он мог свободно шагать и бегать рысью.

Внешний вид

Высота в холке составляет от 146 до 150 см. Корпус лошади весьма удлинен, однако, ноги слегка коротковаты, зато отличаются крепостью. Голова довольно небольших размеров, но широкая, а шея отличается мускулистостью. Окрас шерсти такого скакуна в основном рыжий или рыже - чалый. Иногда, очень редко, встречается вороная и гнедая масть.

Характер

Лошадки породы Русский тяжеловоз отличаются абсолютно спокойным характером и добродушностью. Они умны и уравновешены. Благодаря этому легко идут на контакт с людьми и отлично служат им.

Особенности содержания

Русский тяжеловоз абсолютно не прихотлив к условиям содержания. Лошадки легко адаптируются к условиям жизни и к погоде, условиям климата. Зимой они могут проводить днем время в работах на воздухе до самых лютых морозов. Эти скакуны отлично переносят холод, дождь и жару. Однако, в жару рекомендуется давать питомцу больше жидкости.

Основная особенность Советских тяжеловозов – способность перевозить очень тяжелые грузы в несколько тонн. Являются гордостью России и пользуются огромной популярностью в странах Европы. Несмотря на суховатое строение корпуса, они обладают огромной силой и могут запросто переносить непогоду.

Можно даже смело называть Советского тяжеловоза абсолютно уникальным питомцем. Помимо своей силы, этот скакун обладает многими ценными качествами. Это также тяжелоупряжной конь и на сегодняшний день является наиболее крупным и самым выносливым среди других видов.

Происхождение

Советские тяжеловозы были выведены в Советском Союзе. Они являются прямыми потомками знаменитых битюгов. Селекционные работы проводились на базе пород лошадей, которых привезли из-за границы – Брабансоны. Путем длительных селекционных работ коневоды вывели достаточно умного и неприхотливого скакуна. В отличие от Брабансонских коней, Советский тяжеловоз не требует особых условий содержания и не отказывается от простой пищи.

Появились в России в конце 19 века. Примерно в тридцатых годах 20 века этот вид начали усовершенствовать. Полностью же порода утвердилась только в 1952 году.

Внешний вид

В среднем высота в холке составляет от 165 см до 170 см. Вес составляет от 700 до 1000 кг. Первое, что сразу же привлекает внимание – это шея, голова и грудь, которые отличаются массивностью. А благодаря тому, что спина довольно мягкая, на нем можно ездить верхом. Как и у всех тяжеловозов, особенностью является поясница, которая имеет раздвоенный круп, что позволяет лошади возить весьма тяжелый груз за собой. Ноги у Советских тяжеловозов отличаются массивностью и крепостью.

Окрас шерсти может быть разнообразным. Однако, наиболее часто встречаются рыжий цветовой окрас и чалый. Советский тяжеловоз имеет достаточно пышную гриву и хвост.

Характер

Советский тяжеловоз отличается достаточно энергичным характером. Они очень эмоциональны, но движения их горды и грациозны. Легко идут на контакт с людьми.

Особенности содержания

Так же, как и Русские тяжеловозы, Советский тяжеловоз не требует огромных апартаментов для жизни. Достаточно сделать вольер под открытым небом. Однако, этот вольер подходит для провождения времени днем и в теплое время года. В любом случае необходима конюшня с достаточным количеством пространства. Они совсем неприхотливы к питанию и не требуют дорогих кормов. Легко переносят морозы и дожди.

Фотогалерея

Видео «Как выглядит благородный скакун в реальности»

В данном видео можно увидеть Советского тяжеловоза и его манеры.

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.