Обязанности командиров и военнослужащих перед построением и в строю. Строевая стойка и движение строевым шагом Что делать при команде вольно

Рапорт дежурного.

Тема 2. Построение в шеренгу.

Выравнивание группы на фланги и на середину.

Повороты на месте.

Тема 3. Ходьба на месте и остановка

Движение в обход

Тема 4. Изменение темпа ходьбы.

Тема 5. Переход с шага на бег и обратно.

Тема 6. Перестроение из колонны по одному в колонну по три (четыре)

поворотом в движении и обратное перестроение в колонну по одному

Тема 7 Перестроение уступом.

При изучении темы "Общеразвивающие упражнения" повторить материал по учебнику "Гимнастика и методика преподавания" (М.:Физкультура и спорт, 1987. - С.55-69). Научиться качественно демонстрировать упражнения, в том числе владеть зеркальным способом показа, правильно по содержанию и интонации подавать команды для начала и окончания ОРУ.

Способ обучения по рассказу . Начинать объяснение упражнения с исходного положения. Затем, по возможности, кратко рассказать, какие движения следует выполнять на счет "раз", "два" и т.д. Команды для начала и окончания упражнения аналогичны тем, какие подаются при обучении способом по показу. Первые движения сопровождать подсчетом для установления удобного темпа, потом переключить внимание на точность выполнения упражнения.

Способ обучения по показу . Проводящий вначале показывает упражнение в целом. Затем подает команду "Исходное положение" (если необходимо, то указывается способ принятия и.п.: "шагом", "прыжком" и т.п.) - принять!" Сделать паузу для исправления возможных ошибок. Далее подать команду "Упражнение начи-Най!" Проводящий выполняет движения вместе с группой, но зеркально. Это облегчает занимающимся копирование упражнения. Для окончания упражнения подается команда "Стой!" Она подается вместо последнего счета.

Способ обучения по рассказу и показу . С рассказом и последующим показом упражнения одновременно объяснять, как его выполнять. Например:

1 - поднимаясь на носки, руки в стороны

3 - присед, руки за голову

Действия проводящего: стоя лицом к группе, проводящий объясняет и одновременно показывает исходное положение, а в дальнейшем и движения на каждый счет. После объяснения и одновременного показа упражнения подает команды: "Группа - Смирно!" и далее "Упражнение начи-Най!"

1-е четыре счета - проводящий выполняет упражнение вместе с группой и одновременно считает до четырех.

2-е четыре счета - проводящий прекращает выполнение упражнения, но продолжает считать.

4-е четыре счета - делает замечания по качеству выполнения поднимания на носки, произнося слова вместо счета, например,

счеты: 1 2 3 4

указания: выше подняться на носки четыре (про себя)

5-е четыре счета - ритмично считает и наблюдает за качеством выполнения приседаний.

6-е четыре счета - делает замечания по качеству выполнения приседаний по той же схеме, например,

счеты: 1 2 3 4

указания: глубже присед (про себя) (про себя)

8-е четыре счета - завершение упражнения. Команда "Стой!" подается вместо последнего, в данном случае, четвертого счета. Далее следует подать команду "Вольно!"

Способ обучения по разделениям. После объяснения исходного положения и подачи команды "Исходное положение принять!" проводящий называет движения, разделяя каждый счет паузами. Например, "Правую вперед на носок, руки за голову - делай раз!", "Мах правой вперед, руки вверх - делай два!", "Правую вперед на носок, руки за голову - делай три!", !Исходное положение - делай четыре!" То же с левой.

Умения и навыки, оцениваемые на зачетной учебной

практике по строевым и общеразвивающим упражнениям

    Умение выбирать место для показа упражнений и держаться перед строем с надлежащей выправкой.

    Подавать команды правильно, четко, звонко.

    Умение вести подсчет при передвижении группы шагом и бегом в любом заданном темпе.

    Умение провести раздельным способом 2-х общеразвивающих упражнений, создавая представление об упражнении путем рассказа и показа. Одно упражнение провести на заданном преподавателем примере так, как это представлено в настоящих методических указаниях; другое - на самостоятельно составленном и записанном примере в соответствии с гимнастической терминологией.

    Умение видеть и устранять допущенные занимающимися ошибки в строевых и общеразвивающих упражнениях.

Вопросы по теории гимнастики.

Управление строем осуществляется командами и приказаниями, которые подает командир голосом, сигналами и личным примером, и которые передаются также с помощью технических и подвижных средств.

Команда разделяется на предварительную и исполнительную; команды могут быть и только исполнительные.

Предварительная команда подается отчетливо, громко и протяжно, чтобы находящиеся в строю поняли, каких действий от них требует командир. По всякой предварительной команде военнослужащие, находящиеся в строю, принимают строевую стойку, в движении переходят на строевой шаг, а вне строя поворачиваются в сторону начальника и принимают строевую стойку.

Исполнительная команда подается после паузы, громко, отрывисто и четко. По исполнительной команде производится немедленное и точное ее выполнение.

С целью привлечь внимание подразделения или отдельного военнослужащего в предварительной команде при необходимости называются наименование подразделения или звание и фамилия военнослужащего. Например: «Взвод (третий взвод) - СТОЙ ». «Рядовой Петров, кру-ГОМ».

Чтобы отменить или прекратить выполнение приема, подается команда «ОТСТАВИТЬ ». По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.

Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.

Каждый военнослужащий обязан твердо знать, умело и добросовестно выполнять свои обязанности перед построением и в строю.

Перед построением военнослужащий обязан:

· проверить исправность своего оружия, закрепленных за ним вооружения и военной техники, боеприпасов, средств индивидуальной защиты, шанцевого инструмента, обмундирования и снаряжения;

· аккуратно заправить обмундирование, правильно надеть и подогнать снаряжение, помочь товарищу устранить замеченные недостатки.

В строю военнослужащий обязан:

· знать свое место, уметь быстро, без суеты занять его;

· в движении сохранять равнение, установленные интервал и дистанцию;

· соблюдать требования безопасности;

· не выходить из строя (машины) без разрешения;

· в строю без разрешения не разговаривать и не курить;

· быть внимательным к приказаниям и командам своего командира, быстро и точно их выполнять, не мешая другим;

· передавать приказания, команды без искажений, громко и четко.

Строевые приемы.

Строевая стойка является основным элементом строевой выучки. Она принимается по команде

«СТАНОВИСЬ » или «СМИРНО ». По этой команде следует стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.

Строевая стойка на месте принимается и без команды: при отдании и получении приказа, при докладе, во время исполнения Государственного гимна Российской Федерации, при выполнении воинского приветствия, а также при подаче команд.

По команде «ВОЛЬНО » стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.По команде «ЗАПРАВИТЬСЯ », не оставляя своего места в строю, поправить оружие, обмундирование и снаряжение; при необходимости выйти из строя за разрешением обратиться к непосредственному начальнику. Перед командой «ЗАПРАВИТЬСЯ » подается команда «ВОЛЬНО ».

Повороты на месте выполняются по командам: «Напра-ВО», «Пол-оборотанапра-ВО», «Нале-ВО», «Пол-оборота нале-ВО», «Кру-ГОМ».

Повороты кругом, налево, пол-оборота налево производятся в сторону левой руки на левом каблуке и на правом носке; повороты направо и пол-оборота направо - в сторону правой руки на правом каблуке и на левом носке.

Повороты выполняются в два приема:

· первый прием - повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу;

· второй прием - кратчайшим путем приставить другую ногу.

Задание:

В процессе подготовки к занятию и в начале занятия студенты знакомятся с основными положениями строевого устава в рамках изучаемых вопросов по теме занятия.

Под руководством преподавателя изучают и отрабатывают строевые приёмы на строевой площадке.

Порядок проведения тренировки

Строевая стойка

Для обучения правильному выполнению СТРОЕВОЙ СТОЙКЕ руководитель строит группу в одну шеренгу и, выйдя перед серединой строя, приступает к отработке учебного вопроса, соблюдая следующую методическую последовательность:

Последовательность обучения Методические указания, действия руководителя занятия и обучаемых
I. Знакомит обучаемых со строевым приемом:
Называет строевой прием Строевая стойка
Объясняет, где и в каких случаях этот строевой прием применяется Строевая стойка принимается в следующих случаях:
  • по команде;
  • при отдании и получении приказа;
  • при докладе;
  • во время исполнения Государственного гимна Российской Федерации;
  • при выполнении воинского приветствия;
  • при подаче команд.
Доводит команды, по которым выполняется строевой прием Строевая стойка принимается по командам: «СТАНОВИСЬ» или «СМИРНО».
Образцово показывает выполнение строевого приема в целом Для показа строевого приема руководитель командует: «Показываю. Команду подаю себе. Смотрите». Подает команду: «СМИРНО» и показывает выполнение строевой стойки. Затем поворачивается направо, принимает положение «ВОЛЬНО» и снова по команде «СМИРНО» принимает строевую стойку. Последовательно поворачиваясь к строю левым и правым боком осуществляет показ строевой стойки со всех сторон. Руководитель может вызвать для показа строевого приема наиболее подготовленного сержанта или солдата подразделения. В этом случае сержант (солдат) выполняет строевой прием по его команде.
Доводит порядок выполнения строевого приема, согласно требованиям Строевого устава При выполнении строевой стойки по команде «СМИРНО» нужно:
  • стоять прямо, без напряжения, каблуки поставить вместе, носки выровнять по линии фронта, поставив их на ширину ступни;
  • ноги в коленях выпрямить, но не напрягать;
  • грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед;
  • живот подобрать;
  • плечи развернуть;
  • руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра;
  • голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка;
  • смотреть прямо перед собой;
  • быть готовым к немедленному действию.
Если строевая стойка выполняется по команде «СТАНОВИСЬ», то перед выполнением вышеперечисленных элементов необходимо быстро занять свое место в строю (стать в строй).
II. Разучивает строевой прием:
III. Проводит тренировку выполнения строевого приема в составе подразделения:
Тренировку в выполнении приема в составе подразделения командир проводит по командам «СТАНОВИСЬ», «СМИРНО», а также по любой другой предварительной команде. Приступая к тренировке, он подает команду «РАЗОЙДИСЬ», а затем, обозначив место построения, командует, например: «Отделение, в одну шеренгу (в две шеренги) – СТАНОВИСЬ». По предварительной команде «Отделение» все обучаемые немедленно поворачиваются лицом к командиру, принимают положение «смирно» и ждут следующей команды в готовности быстро и четко ее выполнить. Свое место в строю военнослужащие занимают по исполнительной команде «СТАНОВИСЬ». С началом построения командир выходит из строя и следит за действиями обучаемых, обращая внимание на быстроту занятия ими своего места в строю, на интервал, равнение и правильность выполнения строевой стойки. Чтобы проверить, правильно ли принята строевая стойка руководитель приказывает военнослужащим поднять носки ног. Если положение строевой стойки кем-либо было принято неправильно, то есть тело не было подано несколько вперед, то это действие будет выполнено легко. Для устранения этой ошибки руководитель приказывает военнослужащим, допустившим ошибку, подняться до отказа на носках, а затем, не изменяя положения туловища, то есть, оставив его несколько поданным вперед, опуститься на всю ступню. Если в этом случае положение строевой стойки принято правильно, то при повторном поднятии носков ног это действие выполнить будет невозможно. Устранив все выявленные недостатки, тренировку строевой стойки в строю, руководитель продолжает по команде «СМИРНО», руководствуясь методическими рекомендациями изложенными выше. Тренировка продолжается до тех пор, пока изучаемый строевой прием не будет отработан до автоматизма.

«Повороты на месте»

Цель тренировки:

· Совершенствовать навыки учащихся при выполнении поворотов месте в строю по команде руководителя;

· Проверить и оценить выполнение отработанных строевых приемов.

Место занятия: Строевая площадка.

1. Команда «Становись!». По этой команде занимающийся встает в строй, принимая строевую (основную) стойку.

2. Команда «Смирно!». По этой команде принимается строевая стойка. В гимнастике соответствует «основной стойке».

3. Команды «Равняйсь!», «Налево - равняйсь!», «На середину - равняйсь!».

4. Команда «Отставить!». По этой команде принимается предшествующее ей положение.

5. Команда «Вольно!». По этой команде занимающийся, не сходя с места, ослабляет одну ногу в колене и встает свободно.

6. Команда «Правой (левой) - вольно!». Занимающийся отставляет правую (левую) ногу на шаг в сторону, распределяет тяжесть тела на обеих ногах и кладет руки за спину. Применяется в разомкнутом строю.

7. Команда «Разойдись!». Занимающиеся действуют произвольно.

8. Расчет. Команды «По порядку - РАССЧИТАЙСЬ!», «На первый и второй - РАССЧИТАЙСЬ!», «По три (четыре, пять и т. д.) - РАССЧИТАЙСЬ!» и др; расчет начинается с правого фланга.

9. Называя свой номер, занимающийся быстро поворачивает голову к стоящему слева от него и быстро принимает и. п.

10. Повороты на месте (команды «Напра-ВО!», «Нале-ВО!», «Кру-ГОМ!», «Пол-оборота нале-ВО!»).

В отдельных случаях команды могут заменяться распоряжениями.

Построения и перестроения

Построения - действия занимающихся после команды преподавателя для принятия (первоначально) того или иного строя.

Развернутый строй группы перед началом занятий, как правило, одношереножный, реже двухшереножный.

Для построения подается команда «В одну (две, три и т. д.) шеренгу - СТАНОВИСЬ!» Одновременно с подачей команды дежурный становится лицом к фронту в положение «смирно». Группа выстраивается слева от него.

Перед докладом о готовности к занятиям дежурный выравнивает группу, рассчитывает ее, затем подает команду «СМИРНО! Равнение НАПРАВО (НАЛЕВО, НА СЕРЕДИНУ!).

Не доходя строевым шагом 2-3 шага до преподавателя, дежурный останавливается и рапортует: «Товарищ преподаватель! На занятии присутствует группа... курса... факультета... По списку... человек, присутствует... человек. Дежурный...». Затем, кратчайшим путем пройдя на линию расположения преподавателя, поворачивается лицом к строю. После приветствия преподавателя и ответа группы дежурный дублирует команду преподавателя «ВОЛЬНО!» и встает на правый фланг строя.

Построение в колонну выполняется по команде «В колонну по одному (по два, по три и т. д.) - СТАНОВИСЬ!» Группа выстраивается за преподавателем.


Построение в шеренги, колонны, круги и т. д. по распоряжению. Например: «Встаньте в круг», «Встаньте в две шеренги».

Перестроения - переходы из одного строя в другой.

Перестроение из одной шеренги в две. После предварительного расчета на 1-й и 2-й подается команда «В две шеренги - СТРОЙСЯ!». По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад (счет «раз»); правой ногой, не приставляя ее, шаг вправо (счет «два») и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу (счет «три»).

Перестроение из одной шеренгив три. После предварительного расчета подается команда «В три шеренги - СТРОЙСЯ!». По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую ногу, становятся в затылок вторыми номерами. Третьи номера делают шаг левой ногой вперед, шаг правой в сторону и, приставляя левую ногу, становятся перед вторыми номерами.

Перестроение изшеренги уступом. После предварительного расчета по заданию («6-3 - на месте», «6-4-2 - на месте» и т. д.) подается команда «По расчету шагом - МАРШ!». Занимающиеся выходят на положенное им по расчету количество шагов и приставляют ногу. Преподаватель ведет подсчет до момента приставления ноги первой шеренгой. Так, при расчете «6-3 - на месте» - до 7; 9-6-3 - на месте» - до 10.

Для обратного перестроения подается команда «На свои места шагом - МАРШ!». Все выходившие из строя делают поворот кругом, идут на свои места и, дойдя до них, делают поворот кругом.

Преподаватель ведет подсчет «раз-два» до тех пор, пока последние, вошедшие в строй, не сделают поворот кругом.

Перестроение из шеренги в колонну захождением отделений плечом.После предварительного расчета по 3-4 и т. д. подается команда «Отделениями в колонну по 3 (по 4 и т. д.) левые (правые) плечи вперед шагом - МАРШ!».

По этой команде рассчитанные на отделения, сохраняя равнение по фронту, начинают захождением плечом до образования колонны. Вторая команда «Группа - СТОЙ!».

1. «Кру - ГОМ!»

2. «Отделениями в одну шеренгу, правые (левые) плечи вперед, шагом - МАРШ!».

3. «Группа - СТОЙ!».

4. Последняя команда подается в тот момент, когда занимающиеся дойдут до своего места в шеренге.

Перестроение из одной колонны в три уступом. После предварительного расчета по три подается команда «Первые номера-два (три, четыре и т. д.) шага вправо, третьи номера - два (три, четыре и т. д.) шага влево шагом - МАРШ!». Для обратного перестроения подается команда «На свои места шагом - МАРШ!». Перестроение выполняется приставными шагами.

Перестроение из колонны одному в колонну по два (три и т. д.) поворотом в движении. При движении группы налево в обход подается команда «В колонну по два (три, четыре и т. д.) налево - МАРШ!» (как правило, команда подается, когда направляющий находится на верхней или нижней границе зала или площадки). После поворота первой двойки (тройки, четверки и т. д.) следующие делают поворот под команду своего замыкающего на том же месте, что и первые. Здесь же можно дать указание об интервале и дистанции, с тем чтобы не размыкать колонну потом специально.

Для обратного перестроения подаются команды:

2. «В колонну по одному направо (налево) в обход шагом -МАРШ!»

При обучении целесообразно показать перестроение на нескольких занимающихся, останавливая их в тех местах, где должны подаваться соответствующие команды.

Виды передвижений

Строевойшаг - шаг, при котором ногу надо выносить на высоту 15-20 см от пола (подошву держать горизонтально и ставить ее твердо на всю ступню); движения руками выполняются - вперед (сгибать в локтях так, чтобы кисти поднимались на ширину ладони выше пояса и на расстоянии ширины ладони от тела) и назад (руки прямые отводятся до отказа в плечевом суставе), пальцы слегка сжаты в кулаки. Команда: «Строевым шагом - МАРШ!».

В практике встречается разновидность строевого шага, которая заключается в том, что движения руками выполняются с большой амплитудой - вперед до высоты плеча, назад - до отказа и слегка наружу (движения ногами остаются те же). Эта разновидность имеет широкое применение во время массовых гимнастических выступлений и торжественных прохождений спортсменов.

Походный (обычный) шаг отличается от строевого большей свободой движений.

Команды :

1. «Шагом - МАРШ!» - подается для всякого движения шагом с места (даже на один шаг).

2. «Обычным шагом (бегом) - МАРШ!» - применяется при переходе с других видов ходьбы, бега и при окончании упражнений в движении.

Исполнительная команда подается под левую ногу. Движение на месте выполняется по команде:

3. «На месте шагом (бегом) - МАРШ!».

4. «Направляющий, на месте!» - подается тогда, когда передвигающуюся группу надо сомкнуть на дистанцию в один шаг, так как при выполнении упражнений в движении дистанция, как правило, большая.

Переход с движения на месте к передвижению. Команды:

1. «Прямо!» (подается под левую ногу) - выполняется шаг правой ногой на месте, и с левой ноги начинается движение вперед.

2. «Два (три, четыре и т. д.) шага вперед (назад, вправо, влево) - МАРШ!»

Прекращение движения по команде «Группа - СТОЙ!» - подается под левую ногу (выполняется шаг правой и приставляется левая нога). Для изменения характера передвижения подаются команды «Идти не в ногу!», «Идти в ногу!» (после такой команды необходимо вести подсчет до выполнения ее всей группой).

Для изменения длины шага и темпа движения подаются команды:

«ШИРЕ ШАГ!, «КОРОЧЕ ШАГ!», «ЧАЩЕ ШАГ!», «РЕ-ЖЕ!» (команда подается под левую ногу через счет), «ПОЛНЫЙ ШАГ!», «ПОЛШАГА!».

Движение бегом. Команда: «Бегом - МАРШ!» При переходе с движения шагом под музыку исполнительная команда подается под левую ногу, после чего занимающиеся делают шаг правой и с левой начинают движение бегом (то же при переходе с бега на шаг под музыку по команде «Шагом - МАРШ!». Если музыкального сопровождения нет, команда «МАРШ!» подается под правую ногу.

Повороты в движении. Команды те же, что и для поворотов на месте, за исключением команды для поворота кругом. Исполнительная команда для поворота направо подается под правую ногу, после чего занимающийся, делая шаг левой вперед, поворачивается на левом носке и с правой ноги начинает движение в новом направлении. При ходьбе на месте после исполнительной команды поворот также осуществляется после постановки левой ноги.

Исполнительная команда для поворота налево подается под левую ногу; поворот выполняется на правом носке.

Для выполнения поворота кругом подается команда «Кругом - МАРШ!». Исполнительная команда «МАРШ!» подается под правую ногу, после чего занимающийся делает шаг левой вперед, полшага правой вперед, поворачивается на носках обеих ног и с левой ноги начинает движение в новом направлении.

При выполнении поворотов в движении (особенно поворота кругом) целесообразно после подачи исполнительной команды вести подсчет, чтобы сохранить ритм движения.

Обучать повороту кругом надо по разделениям, после того, как освоены повороты направо и налево.

Перемена направления фронта захождением плечом.

Команды :

1. «Правое (левое) плечо вперед шагом-МАРШ!» (при движении слово «шагом» опускается). По этой команде группа, не нарушая шереножного строя, движется вокруг левофлангового, который, обозначая шаг на месте, поворачивается вместе со всей шеренгой, соблюдая равнение.

2. «Прямо!» (подается под левую ногу), «На месте!» или «Группа - СТОЙ!»

Движение в обход. Команда «Налево (направо) в обход шагом - МАРШ!». Если команда подается во время передвижения, то исполнительная команда «МАРШ!» должна быть подана у угла зала или площадки, а слово «шагом» исключатся.

Движение по диагонали. Команда «По диагонали - МАРШ!».

Передвижение противоходом - движение всей колонны за направляющим в противоположном направлении.

Команда «Противоходом направо (налево) шагом - МАРШ!». Интервал между встречными колоннами - один шаг. Может исполняться по прямым и косым направлениям.

Движение змейкой - несколько противоходов подряд. Величина змейки определяется по первому противоходу.

Движение по кругу. Команда «По кругу - МАРШ!». Исполнительная команда подается на середине одной из граница зала или площадки, после чего указывается дистанция, для того чтобы определить размер круга.

Муниципальное образование город Новороссийск

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 6

Разработка урока

по основам безопасности жизнедеятельности для 10 класса

учителя ОБЖ Жилина И.А.

Тема урока: «Строевые приемы и движения без оружия»

Цели урока : - образовательная : научить учащихся выполнению команд: «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ»;
- развивающая : развивать у учащихся военные навыки, подтянутость, красоту движений и образцовый внешний вид;
- воспитательная : привить учащимся дисциплинированность и ответственность за выполнение приёмов, команд и приказов.
Задачи : 1. Отработать строевую стойку. 2. Выполнить команды: «СТАНОВИСЬ», «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ».
Место проведения урока : строевая площадка во дворе гимназии. Метод : Рассказ с пояснением, тренировка.
Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Вступительная беседа с классом: объявить тему, цель занятия и учебные вопросы; построить учащихся и проверить внешний вид, при необходимости сделать замечания с учетом требований общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации . 3 .Основная часть урока: учитель показывает технику выполнения строевого приема (действия) в целом и по разделениям, затем по его команде показанный прием (действие) выполняют учащиеся по разделениям и в целом. 1-й учебный вопрос: « Строевая стойка» Находясь перед фронтом строя, лично образцово показать , как правильно принимать строевую стойку. При этом обучаемые должны видеть руководителя впереди и сбоку. Подчеркнуть, что строевая стойка является исходным положением к правильному и красивому выполнению всех строевых приемов. Обратить внимание на то, что строевая стойка принимается не только по команде «СТАНОВИСЬ», но и при команде «СМИРНО». Положение «смирно» на месте принимается без команды; при отдаче и получении приказания, при рапорте и обращении военнослужащих друг к другу, во время исполнения Гимна Российской Федерации, при отдании чести и подаче команд.
Практическое обучение выполнения строевой стойки: - разучивание целесообразно начинать с подготовительного упражнения – для выработки правильной постановки носков ног. Для выполнения этого упражнения подается команда: «Носки свести вместе, делай – РАЗ», «Носки развести, делай – ДВА» и т.д. Упражнение повторить пять-шесть раз. Следить за правильностью выполнения приемов.

На фото: Строевая стойка
После этого тренировать обучающихся в выполнении приема в целом, для чего подать команды: «Группа – РАЗОЙДИСЬ», «Группа – в одну шеренгу – СТАНОВИСЬ». Проверять правильность выполнения команд. Обучающиеся выполняют подаваемые команды, быстро занимают своё место в строю и принимают положение строевой стойки. Стоят прямо, без напряжения, каблуки поставлены вместе, а носки развернуты по линии фронта, на ширину ступни; ноги в коленях выпрямлены, но не напряжены, грудь приподнята, а все тело несколько подано вперед; живот подобран, плечи развернуты, руки опущены так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посередине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держат высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотрят прямо перед собой в готовности к немедленному действию. Чтобы проверить, правильно ли учащиеся принимают строевую стойку, необходимо подать команду «СМИРНО», а после этого сказать: «Поднять носки ног». Те, кто строевую стойку принял правильно, должны легко, без наклона вперед, выполнить эту команду. ( Возможные ошибки , допускаемые учащимися при выполнении строевой стойки: носки ног ставят широко или узко; центр тяжести тела переносят на каблуки, руки сгибают в локтях, кисти рук держат ладонями назад; живот выставляют вперед; голову держат низко).
4 . 2-й учебный вопрос: « Выполнение команд: «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ».
Образцово показать выполнение команд : «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», затем приступить к отработке выполнения этих команд, для чего последовательно подавать команды: «РАВНЯЙСЬ», «СМИРНО», «ВОЛЬНО». Из числа учащихся выбрать командиров отделений в качестве своих помощников на занятии. Действия обучающихся по этим командам. По команде «РАВНЯЙСЬ» все обучаемые, кроме правофлангового, поворачивают голову направо (правое ухо выше левого, подбородок приподнят) и выравнивают так, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым. При выравнивании обучаемые могут несколько передвигаться вперед, назад или в стороны. По команде «Налево – РАВНЯЙСЬ» все, кроме левофлангового, голову поворачивают налево (левое ухо выше правого, подбородок приподнят). По команде «СМИРНО» голову поставить прямо и смотреть прямо перед собой. Показать выполнение команд: «ВОЛЬНО», «ЗАПРАВИТЬСЯ», «ОТСТАВИТЬ». По команде «ВОЛЬНО» стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать. По команде «ЗАПРАВИТЬСЯ» стать свободно, не оставляя места в строю, поправить обмундирование, можно негромко разговаривать; при необходимости выйти из строя, обратиться за разрешением к непосредственному начальнику. Перед командой «ЗАПРАВИТЬСЯ» подается команда «ВОЛЬНО». Команда «ОТСТАВИТЬ» подается, чтобы отменить или прекратить выполнение приема. По этой команде принимается положение, которое было до выполнения приема.
После отработки всех приемов необходимо тренировать учащихся в выполнении команд, например: «группа – РАЗОЙДИСЬ», «Группа, в две шеренги – СТАНОВИСЬ», «Группа – СМИРНО», «Группа – ВОЛЬНО», «ОТСТАВИТЬ».


На фото: команда: «РАВНЯЙСЬ»

На фото: команда: «ВОЛЬНО»
На фото: команда «ЗАПРАВИТЬСЯ» На фото: команда «СМИРНО»
5. Заключительная часть: - краткий разбор и ответ на вопросы учащихся; - указать на достигнутую цель урока; - отметить лучших в выполнении приемов.
6 . Домашнее задание: выучить что такое «строевая стойка».