Медицинский контроль при занятиях физической культурой. Врачебный контроль и самоконтроль в процессе физического воспитания

4.1.1 Сущность, задачи и формы врачебного контроля

Прежде чем начать самостоятельно заниматься, нужно получить рекомендации по режиму физической подвижности у своего участкового врача или в районном врачебно-физкультурном диспансере. Затем, используя советы врачей или специалистов по физической культуре, подобрать себе наиболее полезные виды упражнений. Заниматься следует регулярно, стараясь не пропускать ни одного дня. При этом необходимо систематически следить за своим самочувствием, отмечая все изменения, происходящие в организме до и после занятий физическими упражнениями. Для этого проводится диагностика или самодиагностика. При ее проведении тщательно фиксируются объективные показатели самоконтроля: частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диагностика также применяется для определения тренированности занимающегося.

Существует много функциональных проб, критериев, тестов-упражнений, с помощью которых производится диагностика состояния организма при физических нагрузках. Особенное место при занятиях оздоровительной физической культурой людей старшего и пожилого возраста занимает врачебный контроль.

Прежде чем приступить к оздоровительной тренировке, людям среднего и пожилого возраста следует пройти медицинский осмотр с записью ЭКГ до и после (или во время проведения) функциональной нагрузочной пробы, чтобы выявить возможные нарушения в деятельности системы кровообращения.

Врачебный контроль в процессе занятий физической культурой направлен на решение трех основных задач: 1) выявление противопоказаний к физической тренировке; 2) определение Уфе для назначения адекватной тренировочной программы; 3) контроль за состоянием организма в процессе занятий (не менее двух раз в год) .

В связи с возможностью варьировать величину тренировочных нагрузок (начиная с ходьбы) в широких пределах, абсолютные противопоказания к оздоровительной тренировке весьма ограниченны: - врожденные пороки сердца и стеноз (сужение) предсердно-желудочкового отверстия; - сердечная или легочная недостаточность любой этиологии; - выраженная коронарная недостаточность, проявляющаяся в покое или при минимальной нагрузке; - хронические заболевания почек; - высокое артериальное давление (200/120 мм рт. ст.), которое не удается снизить с помощью гипотензивных средств; - ранний период после перенесенного инфаркта миокарда (3-6 месяцев и более); - выраженные нарушения сердечного ритма (мерцательная аритмия и т.д.); - тромбофлебит; - гиперфункция щитовидной железы (тиреотоксикоз).

Занятия физкультурой временно противопоказаны также после любого острого заболевания или же обострения хронической болезни.

Данные, полученные в процессе врачебного контроля, объективно отражают функциональное состояние организма и эффективность использования оздоровительных программ. Дополнительная ценная информация при медицинском осмотре получают также при измерении артериального давления, записи ЭКГ в покое и после нагрузки, определении ЖЕЛ и массы тела.

В Положении о врачебном контроле за физическим воспитанием населения определены следующие основные формы работы по врачебному контролю :

1. Врачебные обследования всех лиц, занимающихся физкультурой и спортом.

2. Врачебно-педагогическое наблюдение в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.

3. Диспансерное обслуживание отдельных групп спортсменов.

4. Медико-санитарное обеспечение производственной гимнастики.

5. Медико-санитарное обеспечение соревнований.

6. Профилактика спортивного травматизма.

7. Предупредительный и текущий санитарный надзор за местами и условиями проведения физкультурных занятий и соревнований.

8. Врачебная консультация по вопросам физкультуры и спорта.

9. Санитарно-просветительская работа с занимающимися физкультурой и спортом.

10. Агитация и пропаганда физической культуры и спорта среди населения.

Лечебная физическая культура (ЛФК)- это лечебный метод, основным средством которого являются физические упражнения, применяемые с лечебной и лечебно-профилактической целью при травмах и различных заболеваниях. ЛФК наряду с основной задачей (восстановление нарушенных функций) воспитывает быстроту реакции, силу, выносливость, ловкость, координацию и помогает быстрее возвратиться к общественно-трудовой деятельности после болезни. ЛФК используется в сочетании с правильно организованным режимом в клинической, поликлинической, санаторно-курортной практике и в домашних условиях.
Физические упражнения изменяют реактивность организма : в первую очередь влияют на центральную нервную систему, вызывая изменение подвижности нервных процессов в коре головного мозга; корригируют функции основных систем организма (кровообращение , дыхание и др.), процессов обмена; способствуют их компенсации; влияют на эмоциональное состояние больного, отвлекают от мысли о болезни, вызывают чувство бодрости и уверенности.

Основное средство лечебной физкультуры — комплексы физических упражнений — делятся на гимнастические, спортивно-прикладные (плавание ,гребля ,лыжи ,коньки и др.), подвижные испортивные игры . Они применяются в сочетании с естественными факторами природы (воздух, вода, солнце), которые наиболее полно используются в условиях санаторно-курортного лечения. Из комплекса средств чаще всего назначают гимнастические упражнения в форме лечебной гимнастики. При назначении больному самостоятельных занятий в домашних условиях даются специальные рекомендации по самоконтролю. Гимнастические упражнения классифицируются: а) по анатомическому принципу — для мелких мышечных групп (кисти, стопы, лица), средних (мышцы шеи, рук, голени, мышцыпромежности ), крупных (мышцы бедра, живота, спины); б) по активности (рис. 1) — пассивные и активные; последние могут быть свободными, облегченными (в воде, на скользящей поверхности и др.), с усилием, на расслабление и др.; в) по видовому принципу — дыхательные, подготовительные, корригирующие, в метании, равновесии, сопротивлении, со снарядами, ползание, лазание, прыжки, подскоки, в висах и упорах и др.

Врачебный контроль – это система медицинских исследований, проводимых совместно врачом и тренером (преподавателем), для определения воздействия тренировочных нагрузок на организм занимающегося.

Организация всей работы по лечебной физической культуре возлагается на врача-специалиста и инструктора (методиста) с привлечением медицинского персонала (врачей, медицинских сестер) лечебного учреждения. Врачебно-физкультурные диспансеры района, города, области осуществляют методическое руководство всеми звеньями лечебно-профилактических учреждений, где работают специалисты по лечебной физической культуре.
В обязанности врача-специалиста по лечебной физической культуре входит: проведение осмотров больных, назначенных на занятия, до, после, а иногда и во время лечения; определение методики занятий (форм, средств, дозировки физических упражнений); руководство работой инструкторов (методистов); консультации врачей других специальностей по вопросам лечебной физической культуры, организация и проведение санитарно-просветительской работы среди больных и здорового населения. Врач должен присутствовать на занятиях с больными и осуществлять врачебно-педагогический контроль за ними.
В обязанности инструктора (методиста) входит: организация и проведение занятий лечебной гимнастикой (индивидуальных и групповых) в палатах, кабинетах или залах лечебной физической культуры, на спортивных площадках; организация и проведение спортивно-массовых мероприятий с занимающимися, включая группы здоровья.
Врач и инструктор (методист) ведут установленную документацию (форма № 42, записи в истории болезни), проводят антропометрические и другие исследования, анализируя эффективность лечения, составляют комплекс и схемы упражнений лечебной гимнастики.
Схему занятий лечебной гимнастикой разрабатывают применительно к основным группам заболевания (без учета принципа индивидуализации) по следующей форме: 1) части занятия; 2) порядковый номер группы упражнений; 3) исходное положение больного; 4) содержание частей; 5) дозировка (число повторений) упражнений в каждой группе; 6) целевая установка, методические указания.
Примерные комплексы упражнений лечебной гимнастикой должны соответствовать содержанию схемы, отвечать принципу индивидуального подхода к больному и составляться по указанной форме.
Врач лечебной физической культуры отвечает за обеспечение необходимым оборудованием мест проведения занятий, а инструктор (методист) является материально ответственным лицом.
В больницах и поликлиниках зал для проведения групповых занятий по лечебной физической культуре должен иметь площадь не менее 30—40 м 2 , комната для индивидуальных занятий — 20 м 2 . Кроме того, обязательны кабинет врача, душевая, раздевальня, кладовая. Для занятий на воздухе оборудуются спортивные площадки.
В отделениях реабилитации, санаториях и на курортах зал должен быть площадью около 60 м 2 . Желательно иметь также мастерские по трудотерапии, маршруты терренкура , плавательные бассейны, лыжные и водные станции, катки, пляжи и другие сооружения.
В зале должны быть гимнастическая стенка (несколько пролетов), гимнастические скамейки, тренажеры, наклонные плоскости, кушетки, стол с гладкой поверхностью (для восстановления подвижности в суставах пальцев при травматических и неврологических заболеваниях), блоковые установки, баскетбольные корзины, большое зеркало, игрушки и различные приспособления для восстановления подвижности в суставах пальцев и кисти.
В кабинете (отделении) лечебной физической культуры должны быть измерительные приборы: ростомер, весы, сантиметровая лента, угломеры, динамометры (становой и ручной), тонометры, миотонометры, толстотный циркуль, спирометр и др., а также наглядные пособия по методике занятий при различных заболеваниях и травмах, комплексы упражнений для самостоятельных занятий.

Вопросы для самоподготовки:

1. Дайте определение ЛФК

2. Кем назначаются занятия ЛФК?

3. Что учитывается при выборе ЛФК, средств и методик?

4. Что является главной ценностью жизни человека?

5. Какие средства вы знаете в ЛФК?

6. Что такое врачебный контроль?

7. Что входит в обязанности врача-специалиста по ЛФК?

8. Что такое травма?

9. Что такое заболевание?

10. Как влияют упражнения ЛФК на центральную нервную систему?

Тест по теме 1: «Основы врачебного контроля при занятиях ЛФК»

В-1

1.Что такое «ЛФК»?

а) ходьба , занятия на тренажерах

2.Какова главная ценность в жизни?

а) деньги

б) здоровье

в) путешествие

г) красота

3.Кем назначаются занятия ЛФК?

а) актером

б) водителем

в) врачом

г) сантехником

4.Дайте определение понятию «средства ЛФК».

а) лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба , занятия на тренажерах

б) часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья

в) наука о здоровье, отрасль медицины, изучающая влияние разнообразных факторов внешней среды (природных и бытовых условий, общественных производственных отношений) на здоровье человека

г) метод лечения, профилактики и реабилитации заболеваний, который заключается в применении специально подобранных физических упражнений и постановке правильного дыхания

5.Что учитывают при выборе средств и методик ЛФК?

в) возраст и вес пациента

г) пол и возраст пациент

6.Что такое «Врачебный контроль»?

а) лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба , занятия на тренажерах

б) часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья

г) метод лечения, профилактики и реабилитации заболеваний, который заключается в применении специально подобранных физических упражнений и постановке правильного дыхания

7.Что такое «Физкультура»?

а) лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба , занятия на тренажерах

б) часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья

в) наука о здоровье, отрасль медицины, изучающая влияние разнообразных факторов внешней среды (природных и бытовых условий, общественных производственных отношений) на здоровье человека

г) метод лечения, профилактики и реабилитации заболеваний, который заключается в применении специально подобранных физических упражнений и постановке правильного дыхания

8.Основными формами ЛФК являются…..?

а) утренняя гимнастика, физические упражнение, прогулки и т.д.

б) лечение таблетками, массажи и отдых

в) отдых на кровати и здоровое питание

г) здоровое питание, отдых, лечение таблетками и массажи.

9.Влияют ли упражнения ЛФК на ЦНС?

а) да

б) нет

в) не всегда

г) в зависимости от упражнений

10. В каких направлениях широко используют ЛФК?

а) в травматологии, ортопедии, пульмонологии

б) в комплексном лечении различной патологии у детей (заболевания сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, ревматизм ).

г) во всех перечисленных

В-2

1.Что учитывается при выборе средств и методик в ЛФК?

а) размер туловища, головы, длина шага пациента

б) особенности заболевания и состояние пациента в данный момент

в) возраст и вес пациента

г) пол и возраст пациент

2.Что такое «Врачебный контроль»?

а) лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба , занятия на тренажерах

б) часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья

в) система медицинских исследований, проводимых совместно врачом и тренером (преподавателем), для определения воздействия тренировочных нагрузок на организм занимающегося.

г) метод лечения, профилактики и реабилитации заболеваний, который заключается в применении специально подобранных физических упражнений и постановке правильного дыхания

3.Что являются главной ценностью в жизни человека?

а) деньги

б) здоровье

в) путешествие

г) красота

4.Кем назначается занятия ЛФК?

а) актером

б) водителем

Региональный учебно-методический центр физической культуры, спорта и начальной военной подготовки

Доклад

Тема: « Врачебный контроль при занятиях физической культурой »

Подготовила:

Машенцева Т.И.

Петропавловск 2014

Врачебный контроль при занятиях физической культурой

Проблема сохранения и укрепления здоровья в Республике Казахстан является одной из первостепенных. Здоровый образ жизни постепенно становится нормой в нашей стране. В ежегодных обращениях к народу Казахстана Президент страны Н.А.Назарбаев уделяет достойное внимание развитию физической культуры среди широких слоев населения, формированию здоровой нации.

Организм здорового человека имеет высокую сопротивляемость к воздействию разнообразных факторов внешней среды, в том числе и к болезнетворным микроорганизмам. Кроме того, органы нашего тела имеют большой запас прочности - огромный функциональный резерв, который организм использует в различных трудных ситуациях для защиты от повреждений и поддержания нормальных условий жизнедеятельности, т.е. для сохранения здоровья. Отклонения от нормы здоровья происходят в том случае, когда естественные защитно-приспособительные реакции организма недостаточно активны и поэтому его устойчивость к любым повреждающим влияниям снижена.

Дефицит двигательной активности (гипокинезия), поразивший наше общество, в том числе и молодежь, является причиной снижения сопротивляемости организма, а следовательно и общего уровня здоровья студентов всех курсов и особенно - старших.

Снижение физической активности ухудшает кровоснабжение тканей, доставку к ним кислорода, в результате возникает кислородное голодание головного мозга, сердца и других органов. Атрофия мышц приводит к увеличению количество жировой ткани, нарушению обменных процессов, изменению состояния нервной системы, что способствует быстрой утомляемости и эмоциональной неустойчивости.

Физическая нагрузка вызывает резкое учащение сердечных сокращений, одышку, появляются боли в области.

Таким образом, в результате снижения двигательной активности возникает не только слабость и дряблость мышц, ухудшаются физиологические процессы в организме, что приводит к ухудшению здоровья, работоспособности, раннему физиологическому старению.

Профилактика гиподинамии в повседневной жизни достигается полноценной физической активностью, систематическими занятиями физическими упражнениями.

Главным принципом физического воспитания является его оздоровительная направленность, что обеспечивается всем содержанием и организацией работы по физическому воспитанию, в частности обязательностью врачебного контроля.

Врачебный контроль – это система медицинских исследований, проводимых совместно врачом и преподавателем, для определения воздействия нагрузок на организм занимающегося. Основной формой врачебного контроля является врачебные обследования.

Эффективность занятий физическими упражнениями, физическое развитие занимающихся, во время врачебного контроля определяется с помощью наружного осмотра, антропометрии и исследования функционального состояния занимающихся физической культурой.

Наружный осмотр дает возможность оценить форму грудной клетки, спины, ног, живота, характеризующие в целом телосложение человека.

Форма грудной клетки может быть цилиндрической, что чаще всего наблюдается у лиц систематически занимающихся физкультурой и конической или уплощенной у не занимающихся, ведущих малоподвижный образ жизни. Уплощение грудной клетки способствует уменьшению жизненной емкости легких, снижению дыхательной функции организма

Форма спины может быть нормальной, круглой, плоской, кругловогнутой, в зависимости от степени выраженности естественных изгибов позвоночника

Позвоночный столб имеет 4 изгиба: 2- обращенных выпуклостью вперед (шейный и поясничный лордозы) и 2 - обращенных выпуклостью назад (грудной и крестцовый кифозы). Все эти естественные изгибы сформировываются к 6-7 годам и закрепляются к 18-20 годам.

Боковые искривления позвоночного столба влево или вправо от вертикальной линии формируют сколиотическую осанку, характеризующуюся асимметричным положением туловища, в частности плеч и лопаток.

Сколиозы бывают грудные, поясничные и тотальные.

Занятия специальными корригирующими упражнениями, направленными на укрепление недостаточно развитых групп мышц, способствуют устранению отклонений в осанке, обеспечивающей гармоничное функционирование организма.

Форма живота может быть нормальной, отвислой и втянутой, в зависимости от развития мышц брюшной стенки.

Форма ног: N (норма)-ноги – когда пятки и колени соприкасаются Отсутствие касания в области коленного сустава характерно для О-образной формы ног. Расхождение пяток при сомкнутых коленях дает Х-образную форму.

Форма стопы: нормальная, уплощенная, плоская. Нормальная форма стопы играет роль амортизатора, что имеет большое значение в предохранении внутренних органов человека и его спинного и головного мозга от излишних сотрясений при ходьбе, беге, прыжках.

Плоскостопие часто сопровождается болевыми ощущениями во время длительной ходьбы или спортивных упражнений, в которых большая нагрузка падает на нижние конечности.

Тип телосложения: нормостенический, астенический и гиперстенический.

Помимо наружного осмотра уровень физического развития дополняют данные антропометрических измерений. Основными признаками физического развития, определенными с помощью антропометрии являются: рост/стоя и сидя/,вес тела, окружность шеи, окружность грудной клетки, окружность плеча, предплечья, талии, бедра, голени, а также жизненная емкость легких, сила мышц кистей и спины.

Функциональное состояние организма и его оценка .

Исследование сердечно-сосудистой системы. ЧСС (частота сердечных сокращений). Важным и простым показателем, дающим информацию о деятельности сердечно-сосудистой системы является пульс. В норме ЧСС колеблется в пределах 60-80 уд/мин. Определяя величину пульса следует помнить, что сердечно-сосудистая система очень чувствительна к различным влияниям (эмоциям, физической нагрузке). Вот почему наиболее редкий пульс регистрируется утром.

Помимо частоты сердечных сокращений можно определить еще одну характеристику пульса - ритмичность или аритмичность его.

О соответствии применяемой нагрузки следует судить по восстановлению пульса после занятий или дозированной пробы.

Проба с 20 приседаниями за 30 сек . После приседаний в течение 3-х минут сидя подсчитывается пульс 10 секундными интервалами. У тренированных людей учащение пульса может возрастать с 8-10 уд/мин. (в покое) до 13-15 уд/мин. После работы восстановление, как правило, наступает к концу 1-ой минуты. Или в начале 2-ой. Если пульс возвращается к норме к концу 1-ой минуты это отлично, если 2-ой -хорошо, если 3-ей -удовлетворительно. Если восстановление не произошло в течение 3-х минут это указывает на снижение функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

Если после продолжительного периода занятий физическими упражнениями (5-6 месяцев) время восстановления пульса после физических нагрузок сократится, это является одним из показателей улучшения приспособляемости к ним организма.

Оценка системы дыхания. Проба с задержкой дыхания. Функциональное состояние органов дыхания и сердечно-сосудистой системы можно определить также с помощью пробы с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и выдохе (проба Генчи). Методика их проведения следующая: после нормального вдоха делается максимальный вдох и на высоте вдоха, удерживается дыхание, зажав нос пальцами. При проведении пробы на выдохе, выдох делают нормальным. В норме задержка дыхания на вдохе 55-60 сек., на выдохе - 30-40 сек.

Оценка вестибулярной устойчивости . Проба Ромберга .

При выполнении пробы Ромберга надо встать сомкнув ступни ног, руки с чуть разведенными пальцами, вытянуть вперед, глаза закрыть. Определяется время устойчивости в этой позе. При потере равновесия пробу прекращают и фиксируют время ее выполнения.

Изменения в организме под влиянием физической нагрузки

Любая физическая нагрузка, особенно, напряженная вызывает в организме человека определенные изменения его физиологических параметров. Так, при длительном выполнении напряженной мышечной работы, запас энергетических ресурсов снижается, в крови накапливаются остаточные продукты обмена веществ, а импульсы, поступающие в кору головного мозга от работающей скелетной мускулатуры, приводят к нарушению согласованности процессов возбуждения и торможения. Эти изменения сопровождаются неприятными субъективными ощущениями, которые затрудняют выполнение физической работы, в результате работоспособность организма понижается, наступает утомление.

После всякой работы, вызвавшей снижение работоспособности и утомление ( табл. 1), необходим отдых, восстановление сил. Отдых может быть активным; с вовлечением в работу других, ранее не работавших мышц и пассивный, когда организму представляется мышечный покой.

Таблица 1.

Признаки различных степеней утомления

Наблюдаемые

Степень утомления

Признаки

небольшая

средняя

большая

(недопустимая)

1. Окраска слизистых и кожных покровов

Без изменений или легкое покраснение

Значительное покраснение, скоро проходящее

Значительное покраснение или наоборот побледнение, синюшность, медленно исчезающее

2.Потливость

Отсутствует или небольшое выступление пота на лбу, груди.

Большая потливость верхней половины тела.

Потливость, распространившаяся на все тело

3.Дыхание

Ровное, спокойное, глубокое

Учащение дыхания, иногда чередующееся с форсированным глубоким дыханием.

Резкое учащение дыхания. Поверхностное дыхание. Отдельные глубокие вдохи, сменяющиеся беспорядочными

4. Осанка, походка, характер движений

Осанка не изменена. Походка бодрая. Точность выполнения заданных движений вполне удовл.

Осанка расслабленная. Шаг неуверенный, покачивания.

Резкое покачивание. Дрожание конечностей, вынужденные позы с опорой

5. Речь, мимика

Речь отчетливая. Мимика обычная

Речь затруднена. выражение лица напряженное. Взгляд вялый.

Речь крайне затруднительна. Выражение лица страдальческое

6. Самочувствие

Жалоб нет. Бодрое состояние.

Жалобы на усталость. Боль в мышцах. Сердцебиение, одышка, шум в ушах, биение в висках.

Оценка системы дыхания

Оценка системы дыхания

7. Внимание, интерес к проводимому занятию.

Внимание, интерес, активность сохранены.

Внимание снижено. Вялость.

Активность уменьшена.

Рассеянность. Ответы невпопад. Отсутствие интереса, вплоть до апатии

Неадекватность нагрузки может привести к гравитационному шоку, ортостатическому коллапсу, обморочному состоянию и т.д. Так, при внезапной остановке после интенсивного бега, в связи с прекращением действия «мышечного насоса» возникает острая сосудистая недостаточность, сопровождающаяся резким побледнением лица, слабостью, головокружением, тошнотой, потерей сознания и пульса. Это состояние называется гравитационным шоком . Пострадавшего нужно уложить на спину, приподняв ноги выше головы,обеспечив достаточный приток крови к голове. Временная потеря сознания может наступить при нарушении сосудистой регуляции.

При сильных переживаниях и отрицательных эмоциях так же может возникнуть обморочное состояние. Обморок может быть и при гипервентиляции легких, когда в крови понижается содержание углекислого газа, являющегося стимулятором дыхательного центра в головном мозгу. Обморочные состояния могут быть у тяжелоатлетов и других спортсменов, которые выполняют упражнения с чрезмерным напряжением, с задержкой дыхания, которые препятствуют нормальному кровообращению в головном мозгу.

Физическая нагрузка с использованием интенсивных и однообразных движений в сочетании с большой эмоциональной нагрузкой (экзаменационная сессия, семейные конфликты и т.д.) чаще всего приводят к снижению общей работоспособности, появляется быстрая утомляемость, раздражительность, повышенная потливость, одышка и т.д.

Головные боли могут быть следствием чрезмерной физической нагрузки, в особенности если она выполняется в неблагоприятных условиях. Боли в правом подреберье (так называемый печеночно-болевой синдром), наблюдающийся после интенсивной нагрузки могут возникать в результате различных причин. Но чаще всего боли в правом подреберье являются следствием заболеваний печени и желчного пузыря. В ряде случаев боли в правом подреберье могут возникать при несоответствии интенсивных нагрузок функциональным возможностям организма, что приводит к перенапряжениям и перетренированности организма. Определенную роль может играть дыхание. Недостаточное участие диафрагмы в акте дыхания при интенсивных физических нагрузках, наряду с другими причинами могут способствовать застою крови в печени и вызывать боли. Болевые ощущения в печени могут быть, если занимающийся перед тренировкой обильно поел, особенно жидкой пищи. При болях в правом подреберье необходимо значительно снизить нагрузку.

Метод экспресс-оценки резервных возможностей организма

Один из простых методов оценки физических возможностей разработан в Киевском научно-исследовательском институте медицинских проблем физической культуры:

1. Характер труда: умственный -1 балл

физический - 3 балла

2. Возраст: в 20 лет начисляется 20 баллов, за каждое последующее пятилетие снимаются по 2 балла.

3. Двигательная активность:

занятия физическими упражнениями 3 и более раз в неделю в

течение 30 минут и более оцениваются в 10 баллов. Менее 3 раз в

неделю -5 баллов. Тем, кто не занимается ничем баллы не

Начисляются.

4.Масса тела:

имеющие нормальную массу тела получают 10 баллов

(допускается 5% выше нормы). Превышение массы тела на 6-14

кг выше нормы оценивается в 6 баллов, более 15 кг -0.

Частота сердечных сокращений:

За каждый удар пульса, измеренного в покое, ниже 90

начисляется 1 балл, при пульсе 90 и выше баллы не

начисляются.

6. Артериальное давление: имеющие АД не более 130/80 мм.рт.ст. получают 20 баллов. За повышение АД на каждые 10 мм.рт.ст. вычитается по 5 баллов.

7. Жалобы: при наличии жалоб баллы не начисляются, при отсутствии -5 баллов.

Высокий уровень физических возможностей соответствует 75 баллам и более. Средний - 46-74 и низкий -45 и ниже.

ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЗАНИМАЮЩИМИСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Внешние

Внутренние

неблагоприятное внутриутробное развитие;
социальные условия;

нерациональное питание;

малоподвижный образ жизни;

вредные привычки;

режим труда и отдыха;

экологичесий фактор;

наследственность;
наличие заболеваний;

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ:

Постоянные занятия физкультурой я спортом предъявляют к организму человека повышенные требования и оказывают на него сильные, сложные и многообразные воздействия. Чтобы воздейст­вие тренировочного упражнения было верным, занятия должны быть организованы правильно, с соблюдением принципов спортив­ной тренировки, под наблюдением тренера -преподавателя и врача. В то же время неправильная организация занятий, несоблюдение ме­тодических принципов планирования, объема и интенсивности тре­нировочной нагрузки, отсутствие учета состояния организма и ме­дицинских наблюдений, а также регулярных медосмотров могут нанести организму вред.

Во избежание этого проводится врачебный контроль в секциях детских спортивных школ, в сборных командах. Врачебный кон­троль является разделом медицины и составной частью системы физического воспитания, позволяет своевременно выявлять нарушения в состоянии здоровья, физического развития и подготовленности занимающихся к тренировочным нагрузкам. Формами врачебного контроля является регулярные медосмотры, медицинские обследо­вания, врачебно- педагогические наблюдения, медицинское обеспе­чение и обслуживание на соревнованиях, а также меры по преду­преждению спортивного травматизма и санитарно-просветительская деятельность.

Врачебно-физкультурные диспансеры давно уже стали цен­трами по реабилитации спортсменов сборных команд, а также меди­цинского обеспечения, врачебно-педагогического наблюдения и контроля ч а состоянием спортсменов.

В условиях вуза очень важно проводить регулярные медицин­ские осмотры, а также регулярные врачебно-педагогические наблю­дения с целью предупреждения спортивного травматизма и заболе­ваемости спортсменов и физкультурников. Согласно Положению о занимающихся физическими упражнениями, студенты должны про­ходить медицинское обследование. Эти обследования делятся на первичные и повторные.

Первичный осмотр необходим перед началом занятий студен­тов на 1-м курсе.

Повторный - для всех студентов, занимающихся спортом. 2-4 раза (в зависимости от вида спорта). Повторные осмотры нуж­ны спортсменам и тренерам как источник информации для построе­ния учебно-тренировочного процесса, выявления нарушений и из­менений в организме занимающихся.

Во врачебном контроле существуют и дополнительные вра­чебные обследования, которые проводятся перед каждыми соревно­ваниями с целью выяснить имеющиеся противопоказания на момент стартов и получить информацию о готовности организма спортсме­на к соревнованиям.

Участники соревнований по марафону (42 км), лыжному ма­рафону 50 и 100 км, велосипедных многодневных туров, дальних заплывов проходят медосмотр и перед стартом.

Техника владения мячом в защите.

Одна из основных групп техники защиты - техника владения мячом имеет следующие разделы:

Прием мяча

Блокирование

Прием мяча

После подачи и нападающих ударов противника можно принимать мяч различными способами - сверху или снизу двумя руками, одной рукой.

При приеме мяча сверху двумя руками кисти более согнуты, чем при верхней передаче мяча, находятся на уровне лица. Пальцы напряжены.Этим приемом пользуются спортсмены более высокой квалификации и спортивной подготовленности. У начинающих волейболистов могут быть травмы кистей рук. В зависимости от условий прима мяча сверху двумя руками выполняются в стойке и в падении.

Прием мяча снизу двумя руками стали использовать в связи с возросшей мощью

подач и нападающих ударов.

Прием мяча снизу двумя руками. Мячи, летящие на уровне пояса (или ниже пояса), принимаются, как правило, снизу двумя руками. При этом кисти рук соединены вместе и вынесены вперед. При приближении мяча игрок разгибает ноги, туловище поднимает несколько вверх и вперед. Удар по мячу выполняют предплечьями, затем руки смещают вперед-вверх за счет выпрямления туловища и разгибания ног (рис. 9).

Прием мяча снизу одной рукой. Одной рукой принимаются мячи, летящие далеко от игрока, после предварительного передвижения игрока. Ударное движение выполняется напряженной кистью. Большое значение для успешной игры в защите имеет прием мяча снизу одной рукой в падении вперед или в сторону с последующим скольжением на груди и животе. Выполняя выпад вперед, а затем толчок ногой игрок посылает туловище вниз-вперед, руки для предстоящего махового движения несколько отведены назад. Одновременно с толчком нога, расположенная сзади, маховым движением выносится вверх, туловище игрока перемещается вперед-вверх, угол его наклона к горизонтали увеличивается. Удар по мячу осуществляется в полете тыльной стороной ладони или кулаком. После удара по мячу игрок вытягивает руки вперед и разводит в стороны несколько шире плеч. При приземлении на руки амортизация осуществляется, главным образом, уступающим движением пояса верхних конечностей. Туловище прогибается в пояснице, опускаясь вниз-вперед до соприкосновения груди и живота с площадкой. Приземление сопровождается скольжением туловища по площадке, подбородок при этом отклоняется несколько назад.

Очень эффективен прием мяча снизу одной рукой в падении с выполнением кувырка через плечо после удара по мячу.

Распространенные ошибки:

1. Игрок выполняет прием мяча с техническими ошибками (мяч прокатывается по рукам, останавливается и т.д.). Причины: неправильный выход игрока к месту встречи с мячом; неправильное расположение рук при приеме мяча; отсутствие зрительного контроля при выполнении удара по мячу.

2. Игрок не может точно направить мяч своему партнеру. Причины: слишком резкое движение рук при выполнении удара по мячу; руки не вытягиваются в направлении движения мяча; неправильный выбор стойки при приеме мяча.

Способы устранения ошибок: отработать правильный выход к мячу так, чтобы он падал на выставленное вперед колено; обратить внимание на быстрое выпрямление ног и относительно медленную работу рук при передаче; отработать вытягивание рук после передачи в направлении движения мяча; следить за правильной стойкой.

Блокирование

Блокирование в волейболе является основным средством защи­ты команды от сильных нападающих ударов.

Блокирование может выполняться одним, двумя и тремя игро­ками.

Классификация блокирования дана на схеме:

Техника выполнения блокирования:

Определив направление и высоту передачи мяча для нападающего удара, игрок передвигается к предполагаемому месту встречи с мячом приставными шагами, скачком или медленным бегом. При этом ноги его незначительно согнуты в коленных, а руки - в локтевых суставах, кисти находятся на уровне головы. Перед блокированием игрок сильнее сгибает ноги в коленных и голеностопных суставах, ноги на ширине плеч, а предплечья согнутых рук, поднимаются несколько выше головы. При блокировании нападающих ударов, выполняемых после обычных передач, игрок отталкивается от опоры в тот момент, когда нападающий находится в безопорном положений. Определив действия нападающего, блокирующий отталкивается от опоры, при этом движение начинается руками, а затем ногами. Резким разгибанием ног, выпрямлением туловища и энергичным махом руками игрок принимает вертикальное положение.

Руки выносятся над сеткой так, чтобы предплечья имели небольшой наклон по отношению к сетке, пальцы рук разведены несколько меньше диаметра мяча и оптимально напряжены. При приближении мяча руки перемещаются вперед-вверх в сторону соперника. Одновременно кисти сгибаются в лучезапястных суставах и пальцами выполняется движение вперед-вниз. После блокирования игрок приземляется на согнутые ноги (рис. 1).

Описанные выше движения касаются техники выполнения неподвижного блокирования. Подвижное блокирование аналогично неподвижному. Если для неподвижного блокирования руки выставляют над сеткой с целью прикрытия определенной зоны площадки, то при подвижном игрок перемещает руки вправо или влево, в зависимости от направления нападающего удара. Если удары блокируются с краев сетки, ладонь руки, ближней к краю, разворачивается внутрь так, чтобы при ударе в блок мяч отскочил на площадку соперника.

Техника блокирования нападающих ударов, выполняемых после различных передач, почти аналогична описанной выше. Исключение составляет момент отталкивания от опоры, который соотносится с началом безопорной фазы нападающего.

Распространенные ошибки:

1. Игрок не успевает поставить блок. Причины: несвоевременное перемещение к месту блокирования, неправильный выбор места, прыжок вперед или в сторону, блокирующий прыгает раньше нападающего.

Дисциплина: “Физическая культура”

Выполнил: План:

    Морфофункциональные характеристики возрастных особенностей школьников. Врачебный контроль за школьниками, юными спортсменами, студентами, лицами среднего и пожилого возраста.

    Врачебный контроль за женщинами занимающимися физкультурой и спортом.

    Оценка состояния здоровья, физического развития и тренированности. Отрицательные явления в процессе тренировки.

    Антидопинговый контроль.

Задачи, содержание, формы, методы и организация врачебного контроля.

В нашей стране впервые в мире врачебные наблюдения стали обяза­тельным для всех физкультурников и спортсменов. Система медицинского обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом называ­ется врачебным контролем в физическом воспитании.

Как научная дисциплина врачебный контроль представляет собой самостоятельную отрасль медицинской науки, изучающую состоя­ние здоровья, физическое развитие и функциональные возможности лиц систематически занимающихся физическими упражнениями и спортом.

Врачебный контроль является важным звеном в научном обосно­вании теории и практики Российской (Советской) системы физического воспитания. Вместе с комплексом других научных дисциплин: физиоло­гией, биохимией и гигиеной физических упражнений, спортивной трав­матологией - врачебный контроль составляет спортивную медицину.

Основная цель врачебного контроля в физическом воспитании -содействие эффективному использованию средств и методов физическо­го воспитания для укрепления здоровья, повышения физического развития и физической подготовленности трудящихся нашей страны.

В соответствии с этим задачами врачебного контроля являются:

наблюдение за состоянием здоровья, физическим развитием и работо­способностью лиц, занимающихся физическими упражнениями и спор­том; наблюдение за правильным использованием средств и методов фи­зического воспитания с учетом пола, возраста, состояния здоровья и фи­зической подготовленности занимающихся, предупреждение и устране­ние отрицательных явлений в процессе тренировки (пере тренированности, переутомления и др.); надзор за санитарно-гигиеническими усло­виями мест занятий, предупреждение спортивных травм, также их лече­ние.

В настоящее время вся работа по организации, планированию и ру­ководству врачебным контролем осуществляется органами здравоохра­нения. Ими также проводится подготовка врачей- специалистов по физи­ческой культуре в системе институтов усовершенствования врачей и ка­федр по врачебной физкультуре медицинских университетов (институ­тов). Общий контроль за постановкой медицинского обслуживания за­нимающихся физической культурой и спортом возложен на Комитет по физической культуре и спорту при СМ России (раньше при СМ СССР), который в этой работе опирается на Научно-методический Совет и Феде­рацию спортивной медицины. В областных центрах и крупных городах действуют физкультурно-врачебные диспансеры, которые непосредст­венно осуществляют врачебный контроль за ведущими спортсменами, обеспечивают медицинское обслуживание крупнейших соревнований, контролируют санитарное состояние спортивных сооружений, контро­лируют ведение врачебного контроля на предприятиях, в учебных за­ведениях, спортивных организациях. Врачебный контроль возложен на врачей городских и сельских лечебно-профилактических учреждений. В высших учебных заведениях, школах высшего спортивного мастерства, на крупных спортивных сооружениях и тренировочных центрах созданы кабинеты врачебного контроля.

Основная форма в.к. - врачебное обследование. Проводятся первич­ные, повторные и дополнительные обследования. Другими формами в.к. являются: врачебно-педагогические наблюдения во время занятий физиче­скими упражнениями, санитарно-гигиенический контроль за местами и ус­ловиями проведения занятий по физической культуре и спорту, предупре­ждение спортивного травматизма и заболеваемости; медицинское об­служивание массовых оздоровительных, физкультурных и спортив­ных мероприятий: медицинское обслуживание оздоровительно-спортивных лагерей; санитарно-просветительская работа и пропаганда фи­зической культуры и спорта.

Врачебные обследования могут проводиться в лабораторных услови­ях и в условиях спортивной деятельности. Комплексное врачебное обсле­дование в лабораторных условиях включает в себя следующие методы:

общепринятый комплекс методов - анализ общий и спортивный, опреде­ление физического развития, обследование систем и органов, комбинированная функциональная проба, клинические анализы крови и мочи, электрокардиофафия, рентгеноскопия грудной клетки, рентгенокимография сердца; дополнительный комплекс инструментальных методов.

В условиях спортивной деятельности применяются методы: опреде­ление воздействия тренировочного занятия используя показатели частоты пульса, частоты дыхания, кровяного давления, динамометрии, спиромет­рии. веса тела и дополнительные инструментальные методы; испытания с повторными нагрузками используя показатели пульса и частоты дыхания, определение кровяного давления, регистрация внешних признаков утом­ления, учет показателей работоспособности, учет субъективных ощущений и дополнительные инструментальные методы.

Медицинское обследование охватывает всех студентов вузов и про­водится в соответствии с инструкцией об организации врачебного контро­ля за физическим воспитанием студентов вузов страны, введенной в дей­ствие в 1972 году.

В начале учебного года студенты в обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование, антропометрические измерения. Пе­риодические медицинские осмотры занимающихся физической культурой и спортом проводятся не менее одного раза в год. Отдельные студенты по назначению врача или преподавателя проходят медицинские осмотры по­вторно.

Морфофункциональные характеристики возрастных особенностей школьников. Врачебный контроль за школьниками, юными спортсменами, студентами, лицами среднего и пожилого возраста.

Организм школьника по своим анатомо-физиологическим и функциональным возможностям отличается от организма взрос­лого человека. Дети более чувствительны к факторам внешней среды (перегревание, переохлаждение и др.) и хуже переносят физические перегрузки. Поэтому правильно спланированные занятия, дозированные по времени и сложности, способствуют гармоничному развитию школьника, и, напротив, ранняя специа­лизация, достижение результатов любой ценой часто ведут к травматизму и серьезным заболеваниям, тормозят рост и развитие.

У детей младшего школьного возраста (7-11 лет) еще недо­статочно твердая костная система, поэтому возможность нару­шения их осанки наибольшая. В этом возрасте часто наблюда­ются искривления позвоночника, плоскостопие, приостановка роста и другие нарушения.

Крупные мышцы развиваются быстрее малых, отчего дети затрудняются выполнять мелкие и точные движения, у них не­достаточно развита координация. Процессы возбуждения преоб­ладают над процессами торможения. Отсюда - недостаточная устойчивость внимания и более быстрое наступление утомления. В связи с этим при занятиях спортом или на уроке физкультуры следует умело сочетать нагрузки и отдых.

В начальных классах особенно важна профилактика утомле­ния. Нужны правильный режим дня, закаливающие процедуры (душ, прогулки на улице в любую погоду), игры, утренняя гим­настика, в школе - гимнастика до занятий, уроки физкульту­ры, физкультурные минутки между уроками и т.п.

В среднем школьном возрасте (12-16 лет) дети имеют почти оформленную костную систему. Но окостенение позвоночника и таза еще не закончено, нагрузки на силу и выносливость перено­сятся плохо, а потому большие физические нагрузки недопус­тимы. Сохраняется опасность возникновения сколиозов, замед­ления роста, особенно если школьник занимается штангой, прыж­ками, спортивной гимнастикой и др.

Мышечная система в этом возрасте характеризуется усилен­ным ростом (развитием) мышц и увеличением их силы, особен­но у мальчиков. Совершенствуется координация движений.

Этот возраст связан также с началом полового созревания, которое сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы и ее неустойчивостью, что неблагоприятно сказывается на приспособляемости к физическим нагрузкам и процессам вос­становления. Поэтому при проведении занятий рекомендуется и необходим строго индивидуальный подход к занимающимся.

В старшем школьном возрасте (17-18 лет) формирование костной и мышечной систем почти завершается. Отмечается уси­ленный рост тела в длину, особенно при занятии играми (волей­бол, баскетбол, прыжки в высоту и др.), увеличивается масса тела, растет становая сила. Интенсивно развивается мелкая мус­кулатура, совершенствуется точность и координация движений.

На рост и развитие школьников существенное влияние ока­зывает двигательная активность, питание, а также закаливаю­щие процедуры.

Исследования показывают, что только 15% выпускников сред­них школ здоровы, остальные имеют те или иные отклонения состояния здоровья от нормы. Одной из причин такого неблаго­получия является пониженная двигательная активность (гиподинамия). Нормой суточной двигательной активности школьни­ков 11-15 лет является наличие (20-24)% динамической рабо­ты в дневном распорядке, то есть 4-5 уроков физкультуры в неделю. При этом суточный расход энергии должен составлять 3100-4000 ккал.

Два урока физкультуры в неделю (даже сдвоенные) компен­сируют ежедневный дефицит двигательной активности лишь на 11%. Для нормального развития девочек необходимо 5-12 ч в неделю, а мальчиков - 7-15 ч занятий физическими упраж­нениями разного характера (уроки физкультуры, физкультпаузы, танцы, активные перемены, игры, физический труд, ут­ренняя гимнастика и т.п.). Интенсивность ежедневных заня­тий должна быть достаточно высокой (средняя ЧСС при этом - 140-160 уд/мин).

Большая роль в наблюдении за ростом, развитием и состоя­нием здоровья школьников наряду с учителем физкультуры (тре­нером) отводится врачу-педиатру и медицинской сестре. Зада­чей медицинского контроля является определение медицинских групп для занятий физкультурой и спортом, а в последующем - постоянный контроль за состоянием здоровья и развитием школьни­ков, корректировка физических нагрузок, их планирование и т.п.

Понятие о врачебном контроле не должно ограничиваться только медицинскими осмотрами, инструментальными исследо­ваниями, оно значительно шире и включает в себя широкий ком­плекс мероприятий, а именно:

контроль за состоянием здоровья и общим развитием зани­мающихся физической культурой и спортом;

врачебно-педагогические наблюдения на уроках физкульту­ры в процессе тренировочных занятий, соревнований;

диспансерное обследование занимающихся в школьных сек­циях;

медико-санитарное обеспечение школьных соревнований;

профилактика спортивного травматизма на уроках физкуль­туры и на соревнованиях;

профилактика и текущий санитарный контроль мест и усло­вий проведения занятий и соревнований;

врачебные консультации по вопросам физической культуры

и спорта.

Важным участком работы школьных медицинских работни­ков является врачебно-педагогический контроль за занимающи­мися, который должен охватывать все формы физического вос­питания в школе - уроки физкультуры, занятия в спортивных секциях, самостоятельные игры на большой перемене и т.д. И главное - определение влияния занятий физкультурой на орга­низм школьника.

Школьный врач (или медицинская сестра) определяют ин­тенсивность урока физкультуры (по пульсу, частоте дыхания и внешним признакам утомления), достаточна ли разминка, со­блюдены ли принципы распределения детей на медицинские группы (иногда детей с теми или иными отклонениями в состо­янии здоровья отстраняют от занятий, но еще хуже, когда они занимаются вместе со здоровыми детьми).

Врач (медсестра) следит за соблюдением ограничений в заня­тиях того или иного школьника, имеющего отклонения в физи­ческом развитии (нарушение осанки, плоскостопие и др.).

Важным направлением врачебно-педагогических наблюдений является проверка выполнения санитарно-гигиенических пра­вил в отношении условий и мест проведения занятий физкуль­турой (температура, влажность, освещение, покрытие, готовность спортивного инвентаря и т.п.), соответствия одежды и обуви, достаточности страховки (при выполнении упражнений на спортивных снарядах).

Об интенсивности нагрузки на уроках физкультуры судят по моторной плотности урока физкультуры, физиологической кри­вой урока по пульсу и внешним признакам утомления.

Эффект от физкультуры минимален, если нагрузка слишком мала, с большими перерывами между подходами к снарядам, когда пульс ниже 130 уд/мин и т.д.

Кроме того, врач (медсестра) и учитель физкультуры перед допуском к занятиям должны тестировать школьников, пере­несших те или иные заболевания. Тестирующей нагрузкой мо­жет быть степ-тест, подъем на гимнастическую скамейку в тече­ние 30 с с подсчетом пульса до и после восхождения. Учитель физкультуры должен знать сроки допуска к занятиям физкуль­турой после перенесенных заболеваний.

Примерные сроки освобождения от уроков физкультуры: ан­гина - 14-28 дней, следует опасаться резких переохлаждений;

бронхит - 7-21 день; отит - 14-28 дней; пневмония - 30-60 дней; плеврит - 30-60 дней; грипп - 14-28 дней; острый не­врит, пояснично-крестцовый радикулит - 60 и более дней; пе­реломы костей - 30-90 дней; сотрясение головного мозга - 60 и более дней; острые инфекционные заболевания - 30-60 дней.

Важная форма работы врача и учителя физкультуры - про­филактика спортивных травм при занятиях физкультурой. Ос­новными причинами травматизма у школьников являются: пло­хая разминка, неполадки в оснащении и подготовке мест заня­тий, отсутствие страховки при упражнениях на снарядах, ран­нее возобновление занятий школьником, перенесшим заболева­ние, плохое освещение, низкая температура воздуха в зале и многие другие причины.

Двигательная активность школьников. Между двигатель­ной активностью и здоровьем детей существует прямая связь. Движение - залог здоровья - это аксиома. Понятие “двига­тельная активность” включает в себя сумму движений, выпол­няемых человеком в процессе жизнедеятельности.

В детском и подростковом возрасте двигательную активность можно условно разделить на три вида: активность в процессе физического воспитания; физическую активность во время обу­чения, общественно-полезную и трудовую деятельность; спон­танную физическую активность в свободное время. Все эти час­ти тесно связаны между собой.

Для контроля за двигательной активностью используют хро­нометраж (определение ее продолжительности и вида, одновре­менно учитывая длительность перерыва, отдыха и пр.), шаго-метрию (подсчитывают движения с помощью специальных при­боров - шагомеров) и др. Шагомер прикрепляют к поясу и по показанию счетчика определяют количество километров, прой­денных за день. За рубежом разработаны электрошагомеры, ко­торые вмонтированы в подошву обуви. При каждом касании зем­ли в специальном устройстве возникают электрические сигна­лы, по которым миниатюрный счетчик подсчитывает число ша­гов и энергию, затраченную при ходьбе (беге). По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) суммарная величина двигательной активности представлена та­ким образом: занятия в школе (4-6 ч), легкая активность (4-7 ч), умеренная (2,5-6,5 ч), высокая (0,5 ч). К этому показателю при­бавляют величину энергозатрат на суточный рост (ее максимум приходится на возраст 14,5 лет).

У юных спортсменов суточная величина энерготрат может быть значительно выше, в зависимости от вида спорта, которым они занимаются.

Следует отметить, что и недостаток движений (гиподинамия), и их избыток (гиперкинезия) отрицательно влияют на здоровье школьников.

Летом, для обеспечения школьникам условий для достаточ­ной двигательной активности, следует шире использовать по­движные игры, плавание, корригирующие упражнения для нор­мализации осанки и свода стоп.

Врачебный контроль за юными спортсменами. Стрессовое воздействие физических нагрузок на юного спортсмена, если специализация начинается в юном возрасте без достаточной разносторонней подготовки, ведет к снижению иммунитета, за­держке роста и развития, к частым заболеваниям и травмам. Ранняя специализация девочек, особенно в гимнастике, прыж­ках в воду, акробатике и других видах спорта влияет на поло­вую функцию. У них, как правило, позднее начинается менстру­ация, иногда она сопряжена с нарушениями (аменорея и др.). Прием фармакологических препаратов в таких случаях пагубно действует на здоровье и детородную функцию.

Врачебный контроль (ВК) при занятиях физкультурой и спортом предусматривает:

диспансерное обследование - 2-4 раза в год;

дополнительные медицинские осмотры с включением тести­рования физической работоспособности перед участием в сорев­нованиях и после перенесенной болезни или травмы;

врачебно-педагогические наблюдения с применением и до­полнительных повторных нагрузок после тренировок;

санитарно-гигиенический контроль за местами тренировок, соревнований, инвентарем, одеждой, обувью и др.;

контроль за средствами восстановления (по возможности - исключать фармакологические препараты, баню и другие силь­но действующие средства);

Физическая (спортивная) подготовка детей и подростков имеет следующие задачи: оздоровительную, воспитательную и физичес­кого совершенствования. Средства и методы их решения должны соответствовать возрастным особенностям организма школьника.

Спортивная специализация - это планомерная разносторон­няя физическая подготовка детей и подростков к достижению высоких спортивных результатов в избранном ими виде спорта в наиболее благоприятном для этого возрасте.

Тренеру (преподавателю физкультуры) следует помнить, что возраст, позволяющий допускать школьника к высшим трени­ровочным нагрузкам, зависит от вида спорта.

акробатика - с 8-10 лет;

баскетбол, волейбол - 10-13;

бокс - 12-15;

борьба - 10-13;

водное поло - 10-13;

гребля академическая - 10-12;

легкая атлетика - 11-13;

лыжный спорт - 9-12;

плавание - 7-10;

тяжелая атлетика - 13-14;

фигурное катание - 7-9;

футбол, хоккей - 10-12;

гимнастика спортивная - 8-10 лет (мальчики), 7-9 лет (де­вочки).

Недооценка тренером возрастных и индивидуальных морфо-функциональных особенностей юных спортсменов нередко яв­ляется причиной прекращения роста спортивных результатов, возникновения предпатологических и патологических состояний, а иногда приводит и к инвалидности.

К тренировкам следует допускать абсолютно здоровых детей! Если у них наблюдаются какие-либо отклонения, то их перево­дят в подготовительную или специальную медицинскую группу.

Особенности питания школьников. Правильно организован­ное (в количественном и качественном отношении) питание де­тей является обязательным условием их нормального физичес­кого развития и играет важную роль в повышении работоспособ­ности и сопротивляемости организма инфекционным заболева­ниям. Преобладание в пище детей углеводов ведет к различным заболеваниям (диабету, ожирению, снижению иммунитета, кариозности зубов и др.).

Питание школьников связано с анатомо-физиологическими особенностями растущего организма и условиями деятельности учащихся. Повышенная калорийность питания у детей по срав­нению со взрослыми объясняется интенсивным обменом веществ, большей подвижностью, соотношением между поверхностью тела и его массой (у детей на 1 кг веса приходится большая наружная поверхность, чем у взрослых, а потому они быстрее охлаждают­ся и, соответственно, теряют больше тепла).

Расчеты показывают, что на 1 кг веса тела приходятся следу­ющие размеры поверхности кожи: у ребенка 1 года - 528 см 2 , 6 лет - 456 см 2 , 15 лет - 378 см 2 , у взрослых - 221 см 2 .

Усиленные теплопотери требуют большей калорийности пи­тания. С учетом относительной поверхности тела на 1 кг веса взрослому необходимо получить в сутки 42 ккал, детям 16 лет - 50 ккал, 10 лет - 69 ккал, 5 лет - 82 ккал.

Потребность в жирах у школьников также увеличивается, так как они содержат жирорастворимые витамины А, Д, Е, К.

Наиболее благоприятным условием для роста и развития яв­ляется соотношение, когда на 1 г белка приходится 1 г жира. Потребление углеводов в младшем возрасте меньше, чем в стар­шем, в то время как потребление белков с возрастом увеличива­ется. Избыток углеводов в питании так же вреден, как и недо­статок (излишки идут на отложение жира; снижается иммуни­тет; дети-сластены больше подвержены простудным заболевани­ям, а в дальнейшем не исключено заболевание диабетом).

У детей потребность во всех витаминах повышена, они более чувствительны к их недостатку, чем взрослые. Так, недостаток витамина А вызывает приостановку роста, снижение веса и пр., а при недостатке витамина Д возникает рахит (витамин Д регу­лирует фосфорно-кальциевый обмен). Недостаток ультрафиоле­та и витамина Д ведет к рахиту, кариесу зубов и пр.

Питание в школе разных возрастных групп должно строить­ся дифференцированно, с учетом физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии. Порции не должны быть слиш­ком объемными. Большое значение имеют школьные завтраки, которые своевременно удовлетворяют потребность в еде и оказы­вают положительное влияние на самочувствие и успеваемость в течение дня. Калорийность завтрака в городских школах должна составлять примерно 25% общей калорийности суточного рацио­на, а в сельской местности при отдаленности жилья - 30-35%.

Длительные перерывы в приеме пищи и еда всухомятку на­носят существенный вред здоровью школьника.

Закаливание школьников проводится по системе гигиеничес­ких мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метео­рологических факторов (холод, тепло, радиация, перепады ат­мосферного давления и т.п.). Это своего рода тренировка орга­низма с использованием целого ряда процедур.

При проведении закаливания необходимо соблюдать ряд ус­ловий: систематичность и постепенность, учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья, возраста, пола и физического развития; использование комплекса закаливающих процедур, то есть применение разнообразных форм и средств (воздух, вода, солнце и др.); сочетание общих и локальных воздействий.

В процессе закаливания школьники осуществляют самоконт­роль, а родители следят за реакциями ребенка на закаливающие процедуры, оценивают их переносимость и эффективность.

Средства закаливания: воздух и солнце (воздушные и сол­нечные ванны), вода (души, ванны, полоскания горла и др.).

Последовательность выполнения закаливающих водных про­цедур: обтирание, обливание, прием ванн, купание в бассейне, растирание снегом и т.д.

Приступая к закаливанию детей и подростков, необходимо помнить, что у детей высокая чувствительность (реакция) к рез­кой смене температур. Несовершенная терморегуляционная сис­тема делает их беззащитными перед переохлаждением и пере­греванием.

Приступать к закаливанию можно практически в любом воз­расте. Лучше начинать летом или осенью. Эффективность процедур увеличивается, если их проводить в активном режиме, то есть в сочетании с физическими упражне­ниями, играми и т.п.

При острых заболеваниях и обострении хронических заболе­ваний проводить закаливающие процедуры нельзя!

Согласно государственной программе, обязательные занятия физкультурой в вузе проводятся первые два года обучения, в последующие годы - факультативно. Занятия проводятся два раза в неделю, медицинское обследование - 1 раз в год.

Врачебный контроль за физическим воспитанием студентов включает:

исследование физического развития и состояния здоровья;

определение влияния физических нагрузок (занятий физкуль­турой) на организм с помощью тестов;

оценку санитарно-гигиенического состояния мест занятий, инвентаря, одежды, обуви, помещения и т.п.;

врачебно-педагогический контроль в процессе занятий (до занятий, в середине урока и после его окончания);

профилактику травматизма на уроках физкультуры, завися­щего от качества страховки, разминки, подгонки инвентаря, одежды, обуви и т.п.;

пропаганду оздоровительного влияния физкультуры, закали­вания и занятий спортом на состояние здоровья студента с ис­пользованием плакатов, лекций, бесед и пр.

Врачебный контроль проводится по общей схеме с включе­нием тестирования, осмотра, антропометрических исследований и, по необходимости, осмотра врачом-специалистом (урологом, гинекологом, терапевтом, травматологом и др.).

Занятия должны проводиться с учетом анатомо-физиологических особенностей. Морфологические, функциональные и био­химические особенности организма в период старения оказыва­ют влияние на его важнейшее свойство - способность реагиро­вать на воздействия внешней среды, физических нагрузок и т.д. Реактивность определяется состоянием рецепторов, нервной си­стемы, висцеральных органов и др.

Возрастные изменения начинаются с периферических сосу­дов. Происходит утончение мышечного слоя артерий. Склероз раньше всего возникает в аорте и крупных сосудах нижних ко­нечностей. Кратко изменения в организме при старении можно сформулировать следующим образом:

нарушается координация движений, изменяется структура мышечной ткани с потерей жидкости, сухостью кожи и т.д.;

уменьшается выделение гормонов (например, адренокортикотропного гормона АКТГ), по этой причине снижается эффектив­ность синтеза и секреции гормонов надпочечников, ответствен­ных за обменные и приспособительные процессы организма, в частности, при мышечной работе;

снижается функция щитовидной железы (гормон тироксин), регулирующей обменные процессы (биосинтез белков);

нарушается обмен жиров, в частности, их окисление, а это ведет к накоплению в организме холестерина, который способ­ствует развитию склероза сосудов;

возникает инсулиновая недостаточность (функциональные нарушения поджелудочной железы), затрудняется переход глю­козы в клетки и ее усвоение, ослабляется синтез гликогена: ин­сулиновая недостаточность затрудняет биосинтез белка;

ослабляется деятельность половых желез, что в свою очередь вызывает ослабление мышечной силы.

С возрастом мышцы уменьшаются в объеме, снижается их эластичность, сила и сократимость.

Исследования показывают, что наиболее выраженным возра­стным изменением протоплазмы клеток (мышц) является сни­жение гидрофильности и водоудерживающей способности бел­ковых коллоидов.

С возрастом интенсивность обменных процессов понижается и величина минутного объема сердца уменьшается. Скорость возра­стного снижения сердечного индекса составляет 26,2 мл/мин/м 2 в год.

Отмечается также уменьшение частоты сердечных сокраще­ний и ударного объема. Так, в течение 60 лет (с 20 лет до 80 лет) ударный индекс снижается на 26%, а частота сокращения серд­ца - на 19% . Уменьшение максимального минутного объема кровообраще­ния и МПК по мере старения связано с возрастным снижением частоты сердечных сокращений. У пожилых людей, из-за нарушения эластичности артерий, систолическое давление имеет тенденцию к повышению. Во вре­мя физической нагрузки оно также возрастает в большей степе­ни, чем у молодых.

При возникновении гипертрофии миокарда, коронарокардиосклероза нарушается метаболизм мышц, повышается артериаль­ное давление, возникает тахикардия и другие изменения, кото­рые существенно лимитируют физическую деятельность.

Кроме того, происходит частичная замена мышечных воло­кон соединительной тканью, возникает атрофия мышц. Из-за потери эластичности легочной ткани снижается вентиляция лег­ких, а следовательно, и снабжение тканей кислородом.

Практика свидетельствует, что умеренные физические тре­нировки задерживают развитие многих симптомов старения, за­медляют прогрессирование возрастных и атеросклеротических изменений, улучшают функциональное состояние главнейших систем организма. А если учесть, что для лиц среднего, и осо­бенно пожилого возраста характерна гиподинамия и избыточное питание, то становится очевидной необходимость регулярных занятий физкультурой.

Наиболее эффективны в этом отношении циклические виды двигательной активности - ходьба по пересеченной местности, лыжные прогулки, плавание, езда на велосипеде, тренировки на велотренажере, тредбане (тредмилле) и др., а также ежедневная утренняя гимнастика (или длительная прогулка в лесу, парке, сквере), контрастный душ, раз в неделю - посещение сауны (бани), умеренное питание (без ограничения в животных бел­ках, овощах, фруктах) и т.д.

Не следует включать в тренировки бег, прыжки, упражне­ния с тяжестями, которые приводят к травматизму и заболева­ниям опорно-двигательного аппарата. В свое время популярным был “бег трусцой”, который приводил к заболеваниям нижних конечностей (периоститы и другие структурные изменения над­костницы, мышц, сухожилий и пр.), возникновению (или обо­стрению) остеохондроза позвоночника. Его пришлось заменить более физиологичным видом - ходьбой.

Врачебный контроль за женщинами, занимающимися физкультурой и спортом.

При занятиях физической культурой и спортом, а также при отборе в секции необходимо учитывать морфофункциональные особенности женского организма.

Физическое развитие и телосложение женщин во многом от­личаются от мужского. Во-первых, это касается роста и массы тела. Мышечная масса у женщин составляет примерно 35% массы тела, а у мужчин - 40-45% . Соответственно, и сила у женщин меньше. Так, у студенток института физкультуры кистевая ди­намометрия 36,5 кг, у мужчин - 60,1 кг; становая, соответ­ственно, - 91,4 кг и 167,7 кг. Жировая ткань у женщин состав­ляет в среднем 28% массы тела, а у мужчин - 18%. И топогра­фия отложения жиров у женщин отличается от мужской.

Занятия спортом существенно изменяют морфологические показатели, особенно в таких видах спорта, как метание диска, толкание ядра, тяжелая атлетика, борьба и др.

У здоровых женщин плечи уже, таз - шире, ноги и руки короче. Структура и функции внутренних органов также раз­личны. Сердце у женщин меньше, чем у мужчин, на 10-15%, объем сердца у нетренированных женщин составляет 583 см 3 , у мужчин - 760 см 3 . То же различие отмечено и у спортсменов.

Ударный объем сердца у мужчин в покое на 10-15 см 3 боль­ше, чем у женщин. Минутный объем крови (МОК) больше на 0,3-0,5 л/мин. Следовательно, в условиях выполнения макси­мальной физической нагрузки сердечный выброс у женщин суще­ственно ниже, чем у мужчин. У женщин также меньше объем крови, но ЧСС в покое у женщин выше, чем у мужчин, на 10-15 уд/мин. Частота дыхания (ЧД) у женщин выше, а глубина дыхания мень­ше, меньше также МОД. ЖЕЛ на 1000-1500 мл меньше. Тип дыхания у женщин грудной, а у мужчин - брюшной. МПК у женщин меньше, чем у мужчин, на 500-1500 мл/мин.PWC170 у женщин - 640 кгм/мин, а у мужчин - 1027 кгм/мин. Поэтому и спортивные результаты у женщин ниже, чем у мужчин, во всех видах спорта.

Все это указывает на более низкие функциональные возмож­ности сердечно-сосудистой системы женщин по сравнению с муж­чинами.

Под влиянием систематических занятий спортом функцио­нальные показатели различных систем организма у мужчин и женщин еще более различаются. Так, по данным PWC170, физи­ческая работоспособность у спортсменок в циклических видах спорта (лыжные гонки, коньки, академическая гребля) состав­ляет 70,1% (1144 кгм/мин), у мужчин - 1630 кгм/мин. Связа­но это с возможностями кардиореспираторной системы.

В связи с более низким основным обменом у женщин на 7- 10% меньше, чем у мужчин, сердечный индекс, более низкий ударный объем (соответственно 99 мл и 120 мл) во время нагруз­ки в положении лежа на спине.

Помимо сказанного выше, при построении учебно-трениро­вочного процесса необходимо учитывать функциональное состоя­ние спортсменки в различные фазы овариально-менструального цикла, психоэмоциональное состояние. В этот период ослабева­ет внимание, ухудшается самочувствие, появляются боли в по­ясничной области и внизу живота и др. Физическая работо­способность (по тестированию) в середине менструального цикла (в период овуляции) заметно снижается. В этом периоде трени­ровки противопоказаны.

В период менструации не следует посещать сауну (баню), плавательный бассейн, проводить занятия в тренажерном зале. Запрещается принимать фармакологические средства, способствую­щие задержке или ускорению (преждевременному наступлению) менструации. Такая искусственная регуляция приводит к нару­шению детородной функции, раннему наступлению климакса и ряду других осложнений.

Рождение ребенка положительно сказывается на спортивных ре­зультатах. Практика спорта знает немало случаев, когда женщина, имея одного, двух и даже трех детей, показывала выдающиеся ре­зультаты на чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх.

С наступлением беременности следует прекратить интенсив­ные тренировки, а заняться ЛФК, дозированной ходьбой, плава­нием, лыжными прогулками и т.д. Исключаются упражнения на напряжение брюшного пресса и промежности (особенно в ран­ние сроки беременности), задержку дыхания, прыжки, подско­ки и др.

В послеродовом периоде полезны лечебная гимнастика, мас­саж спины и ног, прогулки в лесу (сквере, парке). Умеренные нагрузки способствуют увеличению лактации, а интенсивные - снижению или даже прекращению. Через 6-8 мес. после родов, прекращения кормления ребенка грудью можно возобновить тре­нировки, но они должны быть умеренными (желательно в цик­лических видах спорта), с постепенным включением общеразвивающих упражнений и занятий на тренажерах.

У гимнасток, фигуристок и прыгуний в воду после многолет­них тренировок в детском возрасте отмечается более позднее на­чало месячных (у 46-64% они начинались в 15-17 лет). Задер­жка менструального цикла объясняется перегрузками в ходе тре­нировочного цикла, а также воздействием холода у фигуристок, микротравмами гениталий у гимнасток и некорректным (нетех­ничным) вхождением в воду прыгуний.

Анаболитические стероиды женщинам противопоказаны, осо­бенно опасны они для девушек. От их применения изменяется структура мышц, изменяется голос, появляется агрессивность, повышается травматизм, нарушается менструальный цикл вплоть до аменореи, а также детородная функция (характерны выки­дыши), отмечается повышение артериального давления, заболе­вание печени, возникают раковые заболевания, даже со смер­тельным исходом. От применения анаболиков у юных спортсме­нок возникает также опасность остановки роста.