Ходзе дзюцу электронные библиотеки онлайн. Токусю кэйбо сохо в настоящее время

Глава четвертая. Современное будзюцу

Хоть суждено сменить сандалии,
Свой путь мы будем продолжать

Окакура Какудзо

Батто-дзюцу

Многие классические школы отличает иай-дзюцу , искусство извлечения меча из ножен, но подобное искусство там предпочитают именовать батто-дзюцу . Выражение "батто-дзюцу" равносильно по значению иай-дзюцу, но в нем сильнее звучит сам мотив "стремительной атаки" на противника. В сочетании с практикой тамэси-гири , искусства испытания рубящей силы клинка и умения им пользоваться, батто-дзюцу и составляет существо реального боя.

Создание в 1873 году Тоямой Гакко специальной школы для подготовки воинских кадров привело к образованию в 1925 году Тояма-рю. Среди воинских предметов данного рю имелся и гунто сохо , иначе способ обращения с армейским мечом. Гунто сохо, или же иай из Тояма-рю, как еще чаще его именовали, впитал опыт многих кэнси (опытных мечников), особенно владеющих техникой тати-иай из Омори-рю, то есть обнажения (и использования) меча в положении стоя. Иай из Тяма-рю включает семь техник. Все они являются действенными методами мгновенного умерщвления противника.

Накамура Тайсабуро (родился в 1911 году) является специалистом в изучении воинских искусств школы Тояма-рю; он владеет гунто сохо, дзюкэн-дзюцу и таккэн-дзюцу (искусством владения коротким мечом). Он также является ведущим наставником классического иай-дзюцу и таких современных дисциплин, как кэндо и дзюдо. Тридцатилетняя работа увенчалась созданием собственной школы Накамура-рю, где главным предметом является батто-дзюцу.

Теория и техника

Накамура сознательно выбрал для классификации собственной системы обращения с мечом наименование дзюцу , чтобы сохранить свойственное этой системе достоинство и воинский дух. Поэтому в его формах обучения преобладает практическая жилка, и нет специальной попытки облагородить их посредством причудливых философских концепций. И все же самому строю обучения в данной школе присущ положительный духовный заряд.

Батто-дзюцу из Накамура-рю черпает этот духовный заряд из того, что именуют обычно эйдзи хаппо , дословно "воплощением восьми черт каллиграфии (сёдо ) в иероглифе эй - вечность". Но здесь присутствует и более глубокий, буддийский иносказательный смысл для обозначения цифры "восемь", то есть "мириады"; поэтому и выражение "эйдзи хаппо" означает также "мириады иероглифа вечность". Это особое значение говорит о бесконечном многообразии форм иероглифов, которые могут выйти из-под кисти каллиграфа, и в своем приложении к батто-дзюцу Накамуры оно предстает как хаппо-гири но тосэн , иначе "мириады образов (траекторий меча) для ударов".

Практичность элементов из Тояма-рю побудила Накамуру включить их в программу собственной школы боя на мечах. Как и в приемах иай из Тояма-рю, в батто-дзюцу Накамуры была также полностью исключена позиция сэйдза (обычная японская стойка в положении сидя); все приемы исполнялись из положения стоя. Накамура расширил пять стандартных камаэ (боевые стойки) современного кэндо: тюдан-но камаэ (средняя стойка), гэдан-но камаэ (низкая стойка), дзёдан-но камаэ (высокая стойка), хассо-но камаэ (исходная стойка) и ваки-но камаэ (боковая стойка) - до восьми, создав левый и правый варианты стандартных положений кэндо, таких как дзёдан, хоссо (хаппо) и ваки-но камаэ. Восемь техник удара, именуемых хаппо-гири, довершают весь арсенал технических средств батто-дзюцу Накамуры, как бы дословно выполняя требования самого выражения "эйдзи хаппо"; но опираясь на эти основные приемы, опытный наставник свободен импровизировать в пределах, допустимых буддийским представлением о восьмерке как мириаде.

Батто-дзюцу, как учит Накамура, не является сугубо искусством умерщвления; но, с другой стороны, оно не допускает, чтобы последователь батто-дзюцу был убит, когда ему придется столкнуться с противником в бою. Батто-дзюцу Накамуры следует классической концепции бу , всегда трактуемой как оборонительная. Задача системы Накамуры состоит в том, чтобы обеспечить средства для сэйсин танрэн , иначе "духовной закалки" личности. В процессе обучения последователь батто-дзюцу из Накамура-рю совершенствуется как духовно, так и физически, и тем самым облагораживается его собственный характер. В свое обучение он должен вкладывать все кокоро (сердце, ум, дух, сознание). Являясь духовным аспектом собственного "я", кокоро позволяет обучающемуся подготовить себя к суровой дисциплине занятий. Кокоро освобождает его ум от отвлекающих мыслей и позволяет сосредоточить собственную энергию на предмете обучения. Сэйган-но камаэ , боевая исходная стойка, напоминающая тюдан-но камаэ из кэндо, но отличающаяся от последней тем, что в первую очередь угрожает глазам соперника, является, согласно Накамуре, "выражением душевного [кокоро ] состояния обучающегося". Такому опытному наставнику, как Накамура, она говорит об умственному состоянии и степени владения мечом его обладателя.

Но какого духховного совершенства мы бы ни достигли практикуясь батто-дзюцу из Накамура-рю, и какой уровень мастерства в исполнении хаппо-гири мы бы ни приобрели, отсутствие возможности испытать свое умение на практике, полагает Накамура, превращает само искусство в бессмысленное занятие, зацикленное на самом себе. Поэтому он полагает, что частое использование практики тамэси-гири (проверка силы удара) является необходимым дополнением к занятиям батто-дзюцу. Достаточно поупражнявшись в ударах по целям из бамбука и рисовой соломы, последователи батто-дзюцу могут оценить свое физическое умение с практической точки зрения; подобная практика выявляет степень овладения такими необходимыми основами, как правильный выбор камаэ и ма-ай (боевая дистанция) и умение сконцентрировать силу удара меча движением рук.

Иай-до в настоящее время

Накамура в своих взглядах столь же традиционен, сколь и практичен. Он не считает, что любой вид современного будо должен быть воинским искусством. Касаясь, в частности, систем иай-до, Накамура видит в них лишь служащие уму и телу дисциплины, чьи сторонники зачастую используют свое умение для того, чтобы удовлетворить собственную гордыню и поразить окружающих. По мнению Накамуры, современную технику иай-до сознательно делают искусственной и бессодержательной с точки зрения реального боя; иай-до прекрасно согласно представлению о тадасиий катати , иначе "правильной форме", которую вырабатывают в соответствии с сэйтэй-гата , иначе стандартной формой приемов обнажения меча, созданных Дзэн Нихон Иай-до Рэммэй (Всеяпонская федерация по иай-до). Накамура рассматривает сэйтэй-гата как уступки вкусам современной публики.

Практический боевой аспект техники обнажения меча, являющийся основой самих форм дзюцу, утрачивается вследствие приспособления такой техники к требованиям иай-до. Начало обнажения меча из положения сэйдза, к примеру, "совершается не подобно тому, как поступал средневековый рыцарь", замечает Накамура, "ибо такая стойка не практична, когда воин вооружен дайсё [сочетанием длинного и короткого мечей]". Также недоволен Накамура формой исполнения четырех технических действий при обнажении меча в стиле иай-до. Нукицукэ (извлечение меча из ножен) обычно происходит слишком медленно и таким образом, что нужная скорость движения достигается после извлечения из ножен четырех пятых длины клинка. "Это вовсе не нуки (мгновенное извлечение клинка)", - замечает Накамура. Медленное обнажение меча говорит о суки (слабое место в обороне) в технике фехтовальщика-мечника.

"Кирицукэ (удар мечом), как его делает большинство современных борцов, также неэффективен, - говорит Накамура, - поскольку у них нет опыта владения тамэси-гири". Тибуруи , иначе "стряхивание крови" с меча, которая якобы обагрила клинок после быстро нанесенного удара, также производится не эффективно. "Никто из рыцарей не делал тибуруи так, как это проделывают нынешние представители иай-до". По-настоящему очистить клинок после ранения им человека можно, лишь вытирая его куском ткани или клочком бумаги, чего никогда не забывал делать рыцарь прежде, чем вложить свой меч в ножны. Последнее движение ното , иначе вложение меча в ножны, также не избежало критических замечаний Накамуры не только потому, что само действие следует после неэффективно проведенного тибуруи , но и по причине его быстрого исполнения лишь для того, чтобы показать собственное умение. В действительности же возвращение меча в ножны рыцарем происходило достаточно медленно, осторожно, в форме дзансин ("бдительность", сохраняемое превосходство над противником, характеризуемое полной непрекращающейся концентрацией [внимания] и выражаемое душевным настроем и физической формой).

Современные последователи иай-до также мало знакомы с манерами и обычаями средневекового рыцаря и ведут себя, по мнению Накамуры, слишком беззаботно. "Я тщательно обследовал многие сотни мечей современных фехтовальщиков и едва нашел один из них, где бы коигути (открытый конец ножен) не был поврежден". Средневековый рыцарь оценивал свое умение и умение других по состоянию коигути . Коигути не должен быть поцарапан, что случается при неосторожном вкладывании меча в ножны. А поскольку коигути является составной частью меча, по существу частью "живой души рыцаря", то его повреждение или порез означает нанесение раны собственной душе.

Накамура дает дельный, конструктивный совет, который привил бы большее чувство ответственности у последователей современного иай-до и побудил бы их придерживаться традиционных, практических рекомендаций в обращении с мечом. "Необходим баланс старого и нового в процессе всего обучения, - говорит Накамура, - но следует покончить со сползанием в сторону публичного зрелища, отказаться от спортивных или состязательных моментов, и восстановить связь между кэндо и иай-до". Многие современные кэндоисты ничего не знают о настоящем фехтовании на мечах просто потому, что "синай [бамбуковый учебный меч] вовсе не является мечом". Лишь настоящий клинок поможет овладеть кэндо, "путем меча", полагает Накамура.

Кэйдзё-дзюцу

Когда в 1874 году создавались современные японские полицейские силы, то предполагалось возложить на них ответственность за поддержание гражданской законности и общественного порядка по всей Японии. Задача совершенствования методов ведения полицией рукопашного боя стала постоянной заботой полицейских властей с конца эры Мэйдзи. Меч являлся составной частью экипировки полицейского до конца Второй мировой войны, его дополнял револьвер или пистолет. Но несмотря на всю эффективность холодного и огнестрельного оружия, подобные средства явно не подходили для многих обычных ситуаций.

Поэтому была созвана техническая комиссия из семи человек, которой поручалось разработать более приемлемый метод борьбы, применимый в вооруженной рукопашной схватке. Симидзу Такадзи и Такаяма Кэнъити, два знатока классического будзюцу, продемонстрировали перед технической комиссией в 1927 году приемы дзёдзюцу (искусства владения боевой палкой). Их показ был столь впечатляющим, что полицейские власти решили заимствовать некоторые приемы дзёдзюцу и ввести специальные программы по обучению японских полицейских. Обучение приемам дзёдзюцу полицейских потребовало надзора, и в 1931 году Симизу был приглашен в Токио в качестве главного наставника полицейских сил по дзёдзюцу. Под его техническим руководством было создано токубэцу кэйбитай , особое полицейское подразделение, воинский состав которого специально был обучен приемам с использованием дзё , твердой деревянной палки средней длины.

Дзёдзюцу, приспособленное к современным нуждам полиции, стало официально именоваться кэйдзё-дзюцу , иначе искусством владения полицейской палкой. Это была система, созданная Симидзу для усмирения разбушевавшейся толпы или подавления беспорядков. Запрет, наложенный союзниками в 1945 году на воинские искусства и принципы, не коснулся кэйдзё-дзюцу, поскольку оно было необходимо для обучения японских полицейских. Но спокойствие внутри страны не давало поводов для использования кэйдзё-дзюцу, и потому его роль в работе полиции оказалась не столь важной, как ожидалось.

Теория и техника

Кэйдзё-дзюцу основано на классическом воинском искусстве дзёдзюцу, а именно учениях, берущих начало из школы XVII века Синдо Мусо-рю. Оборонительный характер классического дзёдзюцу соответствовал требованиям, предъявляемым к кэйдзё-дзюцу.

Используемая с умом палка оказывается идеальным оружием для усмирения агрессора. Она предлагает более широкие возможности, чем любое иное оружие. В работе по поддержанию правопорядка сфера применения огнестрельного или холодного оружия очень ограничена. Полицейский или должен решиться на суровое наказание, прибегнув к такого рода оружию, или же убрать его на прежнее место, тем самым делая его бесполезным. И нет никакой гарантии, что прибегнув к огнестрельному или холодному оружию можно избежать нанесения серьезных ранений; а если редко использовать это оружие, то нет гарантии, что агрессора удастся усмирить. Сама трудность в определении того, как использовать огнестрельное или холодное оружие, чтобы совладать с агрессором, снижает эффективность такого рода оружия. Применяя же палку в качестве оружия против нарушителя, наоборот, можно регулировать необходимую для его усмирения тяжесть удара.

Приемы кэйдзё-дзюцу можно применять с расчетом того, нужно ли посредством достаточного болевого шока отвратить агрессора от дальнейших действий, либо же, ломая кости или травмируя ткани, его обездвижить; используя анатомически уязвимые места, называемые кюсё , можно оглушить или нокаутировать агрессора. В умелых руках палка (дзё ) способна нанести режущий, колющий удары, отразить нападение агрессора и нейтрализовать его; это касается и безоружных и вооруженных нарушителей. Умение быстро управляться с дзё позволяет производить такие действия, от которых довольно трудно защититься, что вынуждает агрессора открывать свои уязвимые места, чем и может воспользоваться обладатель дзё.

Кэйдзё в настоящее время

В современному японском обществе полицейские подразделения полагаются на кэйдзё-дзюцу как основное средство в разрешении определенного рода конфликтов. В период социальных волнений, когда нарушители общественного порядка угрожают безопасности граждан, кэйдзё-дзюцу оказывается идеальным средством защиты. Массовые демонстрации, бывшие неотъемлемой чертой городской жизни Японии с середины шестидесятых годов, предоставляли прекрасную возможность по совершенствованию кэйдзё-дзюцу. Изучение приемов и тактических возможностей кэйдзё-дзюцу является постоянной заботой Симидзу; в этом ему умело помогают ведущие специалисты из полиции Курода Ититаро, Ёнэно Котэро, Хирои Цунэдзи и Каминода Цунэмори. А в обычное время дзё является символом авторитета и справедливости японской полиции. Полицейские во всех японских городах, выходя на службу, берут с собой дзё.

Тайхо-дзюцу

Прежде, чем японские силы смогут выполнить свою важную миссию, необходимо было разрешить многие неотложные проблемы. Оказалось, что ни грозные воинские приемы классических будзюцу, ни духовно ориентированные дисциплины классического будо не могут быть использованы в чистом виде для решения гражданских задач. Начиная с последнего периода эры Мэйдзи современные дисциплины кэндо и дзюдо оказались полезными для японской полиции прежде всего как системы физического воспитания. Полиции необходимо было разработать свои собственные системы рукопашного боя, которые бы лучше подходили для целей самообороны.

В 1924 году Токийское полицейское управление созвало технический комитет, куда вошли имеющие высокие степени фехтовальщики-мечники, представлявшие кэндзюцу, кэндо и иай-до, а также специалисты по госин-дзюцу (методам самообороны из дзюдзюцу и дзюдо).

В первую группу входили Накаяма Хякудо, Хияма Ёсихицу, Саймура Горо и Хотта Ситэдзиро; Нагаока Сюити, Мифунэ Кюдзо, Накано Сэйдзо, Сато Киносукэ и Каваками Тадаси составили вторую группу. Данный комитет разработал ряд приемов самообороны, основанных на обороне без оружия, и рекомендовал обучать этим приемам всех полицейских. Полицейское управление дало согласие и ввело разработанные методики самообороны в систему обучения полицейских "с той рекомендацией, что сами методы должны пройти тщательное изучение и испытание".

Запрет, наложенный союзниками на занятия воинскими искусствами и путями, вынудил японское правительство испросить у оккупационных властей разрешение позволить полицейским силам разработать и использовать хоть одну систему самообороны. Получив разрешение, Токийское полицейское управление созвало новый технический комитет, его возглавили кэндоист Саймура Горо; дзюдоист Нагаока Сюити; Симидзу Такадзи, двадцать пятый верховный наставник школы Синдо МУсо-рю; Оцука Хидэнори, основатель Вадо-рю; и Хоригути Цунэо, специалист по пистолетам. Комитет просмотрел приемы классических кэндзюцу, дзюдзюцу и дзёдзюцу и приспособил некоторые из них к нуждам полиции; комитет также отобрал приемы из арсенала современных дисциплин, таких как дзюдзюцу, каратэ-дзюцу, кэндо и дзюдо, для включения их в предлагаемую систему самообороны; а дальнейшие идеи были почерпнуты при изучении западного бокса. Система, вобравшая в себя вышеупомянутые элементы и названная тайхо-дзюцу , была создана в 1947 году, и в качестве официального пособия для полицейских были изданы "Тайхо-дзюцу Кихон Кодзо" ("Основы Тайхо-дзюцу"). Тайхо-дзюцу пересматривалось в 1949, 1951, 1955, 1962 и 1968 годах.

Теория и техника

Приемы, разработанные первым полицейским техническим комитетом, во многом опирались на видоизмененные современные дзюдо кихон , иначе основы классических дисциплин, такие, как стойка, захват и движение тела. Десять приемов типа нагэ , иначе броска, явились основой системы тайхо-дзюцу. Восемь приемов были связаны с идори , иначе с положениями, когда использовались позиции сидя; а также были разработаны шесть методов хики-татэ , т.е. позволяющих конвоировать оказывающего сопротивление нарушителя. При выполнении этих приемов мало заботились о безопасности самого нарушителя, и в таком виде они просуществовали до конца Второй мировой войны.

Что же касается использования тайхо-дзюцу в современном обществе, важно нанести нарушителю как можно меньший вред. Агрессору необходимо дать отпор, усмирить его, не подвергая опасности ни полицейского, ни самого задержанного; следует избегать убийства или увечий, за исключением чрезвычайных ситуаций. Для решения столь деликатной задачи служат определенные средства, имеющиеся в арсенале рукопашного боя.

В тайхо-дзюцу полностью признается тактика кобо-ити (выбор между нападением и защитой), где выбор оборонительных или наступательных действий зависит от конкретной ситуации, что выражается в понятии сэн , иначе инициативы в бою. Сэн имеет три уровня. Первый, и наиболее выгодный, представляется как сэн-сэн-но саки , иначе возможность арестовывающего контролировать действия нарушителя еще до того, как тот начнет нападение. Саки , второй уровень сэн, позволяет задерживающему вовремя вторгнуться в атакующие действия нарушителя, чтобы затем получить над ними контроль. Ато-но саки , третий уровень сэн, - это способность арестовывающего выдержать неожиданное нападение и отразить его.

Полицейские изучают тайхо-дзюцу двух видов: тосю , иначе безоружная борьба, и с применением кэйбо , небольшой деревянной дубинки. Особое внимание уделяется стойкам, особенно камаэ , т.е. позициям, когда задерживающий готовится к противостоянию с нарушителем. Четырнадцать кихон-вадза , иначе основных приемов защиты, дополнены шестнадцатью оё-вадза , иначе прикладными приемами; владение всеми приемами позволяет полицейскому успешно действовать во всех обычных рукопашных схватках. К тому же полицейского знакомят с шестью приемами, включающими сэйдзё , иначе связывание рук; сокэн , иначе обыск; и хики-татэ оёби , методы задержания, позволяющие конвоировать сопротивляющегося нарушителя. Используя весь этот арсенал средств, полицейский должен уметь сохранять нужную ма-аё , иначе требуемую боевую дистанцию; он учится занимать такую позицию, чтобы быть достаточно близким к нарушителю и контролировать его действия, но одновременно держаться от него на расстоянии, не дающем возможности нарушителю атаковать его.

Но одних приемов тайхо-дзюцу недостаточно. Каждый японский полицейский должен уметь сохранять хэйдзёсин , т.е.душевное спокойствие, которое выражается в непринужденной позе, спокойном ритме дыхания и уверенности во всех действиях. Занимаясь тайхо-дзюцу, полицейский учится преодолевать страх перед нарушителем. Оценка ситуации и способность правильно распорядиться практическими знаниями являются следствием глубокого овладения предметом обучения. Среди многих факторов оценки ситуации рукопашного боя можно выделить: 1)поведение нарушителя (наступательное или оборонительное), 2)число нарушителей, 3)применение оружия и4)возможности нарушителя или нарушителей. Частью процесса обучения тайхо-дзюцу являются и практические занятия с оружием и без него. Учащиеся, надев защитное снаряжение, вступают в поединок друг с другом, и результаты каждого боя затем подробно обсуждаются.

Тайхо-дзюцу в настоящее время

Тайхо-дзюцу постоянно изучается с тем, чтобы в дальнейшем в него можно было внести коррективы. Большие изменения в социальной среде Японии потребовали от полиции в свою очередь изменения и совершенствования системы тайхо-дзюцу. Хотя упор исключительно на задержание нарушителей общественного порядка здесь сохранился, пришлось ввести сюда и более жесткие средства, чтобы полиция могла противостоять насильственным действиям некоторых радикальных элементов. Тайхо-дзюцу было также приспособлено к нуждам полицейских, облаченных в тяжелую защитную амуницию (шлем, пуленепробиваемый жилет, перчатки и наколенники).

Кэйбо сохо

Кэйбо сохо является полицейским методом использования кэйбо (полицейской короткой деревянной дубинки) в рукопашном бою. Умелое обращение с кэйбо является важным звеном в обучении всех японских полицейских.

Кэйбо стала составной частью снаряжения японского полицейского в 1946 году, в период оккупации союзными войсками Японии. Особые приемы использования кэйбо появились после создания тайхо-дзюцу в следующем году. Первая кэйбо представляла собой твердую деревянную дубинку длиной примерно полметра; с одного конца она была сужена, чтобы была явно видна ручка. Такая конфигурация оказалась неудачной. Как оружие она оказалась слишком короткой, легко ломалась у шейки ручки и ее трудно было перехватить за другой конец, скользя по ней рукой. Кэйбо постоянной толщины, длиной примерно шестьдесят сантиметров, была взята на вооружение в 1949 году, но подобное оружие оказалось слишком тяжелым. Наконец в 1956 году для японской кэйбо приспособили короткую палку береговой охраны ВМС США. Симидзу Такадзи, самый видный авторитет в области приемов борьбы с помощью палки и дубинки, возглавил техническую комиссию по изучению возможностей кэйбо как оружия и предложил формализовать наиболее эффективные методы. Данная комиссия вела постоянное изучение приемов обращения с кэйбо на протяжении шестидесятых годов.

Теория и техника

Оборонительная концепция, определяющая правоохранительную деятельность, лежит в основе кэйбо сохо. Симидзу наделил кэйбо сохо многими оборонительными чертами, свойственными дзёдзюцу из Синдо Мусо-рю, где он был в то время верховным наставником; полицейских обучали пользованию кэйбо в случае несанкционированного нападения со стороны нарушителя, чтобы усмирить его, воздействуя на кюсё (жизненно важные органы). Но современные приемы кэйбо сохо оказываются ближе дзюттэ-дзюцу (искусству обращения с металлической трубой с шипом на одном конце) из Икаку-рю, школы воинских искусств XVII века; Симидзу также является верховным наставником данного рю. Сами приемы включают удары, выпады, защиту, блокировку и прикрытие. Все приемы кэйбо необходимо проводить в сочетании с основными методами управления телом, которым учат в тайхо-дзюцу; важно уметь выбирать позицию, уклоняться от ударов и сохранять нужную ма-ай.

Кэйбо сохо в настоящее время

Поскольку кэйбо является обязательным атрибутом в снаряжении полицейского, Симидзу постоянно изучает возможности подобного оружия. Кэйбо оказывается единственным наиболее полезным в руках полицейского инструментом усмирения нарушителя. Но стремление радикальных элементов все чаще прибегать к насильственным действиям с использованием различных, достаточно больших по размерам подручных средств вызывает необходимость в разработке новых приемов обращения с кэйбо для полицейских, которые призваны разрешать подобные ситуации.

Токусю кэйбо сохо

Самые последние разработки в области воинских искусств для нужд полиции используют оружие, именуемое токусю кэйбо , иначе специальной полицейской дубинкой. Она представляет собой выдвигающуюся трубку из металлического сплава; а из-за быстроты выдвижения на всю длину из сложенного положения ее еще называют таби-даси дзюттэ , иначе "выдвигающаяся трубка". Токусю кэйбо появилась в 1961 году, после чего в течение пяти лет многочисленные технические комиссии изучали ее возможности. Существенный вклад в разработку этого оружия внесли полицейские инструкторы по воинским единоборствам Симидзу Такадзи, Курода Ититаро и Каминода Цунэмори.

В 1966 году было объявлено о создании ряда стандартных приемов для токусю кэйбо, а сама система с использованием этого специального оружия получила наименование токусю кэйбо сохо . Токусю кэйбо выдавалась офицерам полиции, выполнявшим особые задания. На следующий год была пересмотрена техника приемов, и в настоящее время эти усовершенствованные приемы проходят тщательную проверку.

Теория и техника

Основные приемы токусю кэйбо сохо основываются на идеях школы Икаку-рю. Металлическая трубка с шипом на конце, дзюттэ , является особым оружием данной школы. Дзюттэ следует использовать в целях обороны, защищаясь от неспровоцированного нападения, и в таком оборонительном плане используется токусю кэйбо в современной работе полицейских.

Все формы использования токусю кэйбо требуют от ее обладателя умения владеть основами управления собственным телом, включая как позу и стойку, так и повороты. Посредством кихон рэнсю , обучения основам, обладатель токусю кэйбо совершенствует свои реакции, выполняя предписанные действия, позволяющие уклониться от атаки нарушителя и успешно его контратаковать своей телескопической трубкой. Необходимо в совершенстве владеть котэ-ути , иначе ударом по атакующей или вооруженной руке агрессора. Другие приемы, связанные с ударом, выпадом, блокировкой, защитой и прикрытием, позволяющие нейтрализовать атакующие действия противника, являются основными при использовании токусю кэйбо. Стандартными признано пять способов обращения с токусю кэйбо, хотя практикуются и их различные варианты. Поскольку эти приемы довольно коварны в исполнении, ими разрешено пользоваться только специально обученному персоналу.

Токусю кэйбо сохо в настоящее время

По существу, токусю кэйбо можно использовать таким же образом, как обычную деревянную кэйбо, но прочность конструкции телескопической трубки делает более широкой сферу ее применения. Несмотря на свою дороговизну, она во многом превосходит деревянную кэйбо. Меньшие размеры такой трубки в сложенном состоянии облегчают ее ношение, и ее труднее заметить и схватить агрессору во время потасовки с полицией; она также легко прячется.

Телесные повреждения, вызванные ударом токусю кэйбо, уступают по тяжести повреждениям, наносимым деревянной кэйбо, что, возможно, связано с трубчатой конструкцией такой дубинки, но ее действенность эффективнее.

Ходзё-дзюцу

Работая в полицейской технической комиссии в 1927 году, Симидзу Такадзи в свои показательные выступления перед членами комиссии включил приемы классического будзюцу, именуемого ходзё-дзюцу . Симидзу, которому ассистировал Такаяма Кэнъити, продемонстрировал искусство усмирения и обездвиживания агрессора посредством связывающей веревки. Большой интерес полицейских властей к этому малознакомому виду воинского искусства побудил Симидзу выступить с инициативой приспособить некоторые приемы для нужд полиции, когда приходится иметь дело с заключенными.

Освоение ходзё-дзюцу в качестве методов обучения полицейских продолжалось до 1931 года, когда Симидзу стал инструктором токийской полиции по ходзё-дзюцу. Симидзу организовал официальное обучение методам ходзё-дзюцу всех патрульных полицейских. Его основными идеями руководствовались вплоть до поражения Японии во Второй мировой войне. Последующий запрет на занятия воинскими искусствами и принципами не коснулся ходзё-дзюцу, поскольку данное искусство являлось важной составной частью в обучении японских полицейских. Специальные исследования, проведенные самим Симидзу в 1949, 1951, 1955, 1962 и 1968 годах, привели к некоторым изменениям в исходных методах ходзё-дзюцу и сделали их еще более пригодными для применения в возникающих в настоящее время ситуациях.

Теория и техника

Классическое будзюцу XVII века, ходзё-дзюцу из Итацу-рю, составляет основу современного полицейского ходзё-дзюцу. Поскольку классическое искусство выделяется тем, что оно является отдельной, законченной по форме системой единоборства, то ходзё-дзюцу составляет лишь конечную фазу действия в классическом воинском искусстве торитэ , искусстве захвата и усмирения нападавшего; нападавшего, прежде чем связать, необходимо подчинить своей власти. В современной полицейской работе полицейский может достигнуть с помощью тайхо-дзюцу того, что проделывал полицейский эпохи Эдо с помощью торитэ; применение методов кэйдзё-дзюцу, кэйбо сохо или токусю кэйбо сохо может также предшествовать приемам ходзё-дзюцу.

Современное ходзё-дзюцу в том виде, как его использует полиция, включает пять кихонов , или основ, обращения со связывающей веревкой; это три приема тотэ-нава (хосю-нава ), иначе связывания спереди, и четыре приема инти-нава (госо-нава ), иначе связывания сзади. Кто применяет ходзё-дзюцу, должен не терять контроль над своим противником, когда он его связывает. Само связывание должно при этом происходить быстро, и чтобы добиться требуемой ловкости рук, необходимо много заниматься. Многочисленные методы связывания обеспечивают различную степень контроля над противником. Например, существуют методы, ограничивающие движение рук, не лишая их полной подвижности, что позволяет принимать пищу и т.п. Некоторые методы дают возможность арестованному передвигаться на собственных ногах, но он не в состоянии бегать; другие же методы полностью обездвиживают арестованного. Одни узлы причиняют боль жертве, если арестованный попытается бежать, а другие узлы при попытке бегства приведут к потере сознания. Обученный полицейский к тому же способен усмирить и связать самостоятельно несколько человек.

Ходзё-дзюцу в настоящее время

Некоторым может показаться странным, что столь примитивный метод, как связывание задержанного посредством обыкновенной веревки, все еще используется в полицейской работе. Но в наше время массовых арестов буйствующих демонстрантов обыкновенная связывающая веревка оказывается не только экономичнее стальных наручников и других средств задержания, но и ползволяет арестовывать одновременно сотни человек более сподручным средством, когда возникает такая необходимость. Симидзу и его помощник Каминода Цунэмори постоянно изучают возможность использования ходзё-дзюцу в работе современной полиции.

Тосю какуто

поражение Японии во Второй мировой войне привело к полной ликвидации вооруженных сил, а вместе с тем лишило ее возможности развязать новую войну. В годы, последовавшие за оккупацией страны союзниками, стало очевидным, что никакое государство не займет надлежащего ему места в международному сообществе, пока оно не будет обладать хоть какой-нибудь формой национальной обороны. И в 1954 году были созданы Силы Самообороны, остающиеся до сегодняшнего для основой вооруженных сил Японии.

Каждое военное ведомство нуждается в действенной форме обучения рукопашному бою. То, что мы живем в так называемом ядерном веке, вовсе не исключает возможность того, что солдату придется вступить в рукопашную схватку с противником. И значит, он обязан уметь это делать. Японский метод ведения тактического боя каждым солдатом в отдельности и называется тосю какуто .

Система тосю какуто была разработана в 1952 году под техническим руководством майра Тибы Сансю, тогда капитана. Тиба - специалист по различным видам рукопашного боя, особенно классического дзюдзюцу, он также сведущ и в современных дисциплинах, таких, как японское кэмпо, дзюдо, каратэ-дзюцу и айкидзюцу, и обучен западному боксу и борьбе. Синтезировав эти различные системы, он разработал тосю какуто.

Теория и техника

Тосю какуто - чисто воинское искусство, предназначенное для самообороны - не лишено, однако, наступательных элементов в соответствии с понятием кобо-ити , причем именно целесообразность наступательных или оборонительных действий в данной ситуации определяет их выбор.

Некоторые изменения, внесенные в классические и современные дисциплины, сделали действенным само применение тосю какуто в современном бою. Нынешний солдат должен уметь сражаться, будучи облаченным в громоздкую униформу и, возможно, будучи нагруженным снаряжением. поэтому его движения должны быть простыми и незамысловатыми, чтобы быть эффективными, поскольку сама подвижность его может быть ограничена из-за тяжести одежды и снаряжения. Все приемы должны учитывать возможные неожиданности, таящиеся в окружающей обстановке. Поэтому тосю какуто должно располагать арсеналом средств, позволяющих быстро уложить врага, что может потребоваться при обезвреживании часового.

Поскольку методы нанесения ударов руками и ногами в тосю какуто должны учитывать то обстоятельство, что враг может быть также тяжело нагружен, то эффективность ударов по жизненно важным органам должна быть как можно выше. Удары рукой наносятся вертикальным кулаком, а не завернутым вовнутрь, что характерно для многих систем типа каратэ. Первый способ нанесения удара не только обеспечивает более плотный удар, но и лучше предохраняет кисть от повреждения. Удары ногой наносятся пяткой в выпаде. Подобным способом достигается более плотный удар и предохраняется нога; использование, как в каратэ, для удара носка или подъема стопы может ее повредить, даже если надеты ботинки.

МУГЕН-РЮ ХЕЙХО


Не менее древнюю историю, чем шест или посох, имеет и короткая дубинка (дзё) - естественное подспорье безоружного во все времена. Дубинкой любили побаловаться и благородные соратники Робин Гуда, и русские богатыри, и вьетнамские повстанцы. Железная дубина постепенно превратилась в палицу и в булаву. В Японии же вплоть до XVII в. дубина и кол оставались оружием простонародья.
приёмов боя с обычной метровой палкой приписывается самураю Мусо Гонносукэ. Ранее Мусо изучал технику работы "бо" школ Тэнсин-Сёдэн-Катори-Синто-рю и Касима-Синто-рю. Освоив все секреты бо-дзюцу, он отправился странствовать из провинции в провинцию со своим нехитрым оружием. В поединках с противниками, вооружёнными алебардами и мечами, он не знал поражений. Возгордившись, Мусо послал вызов Миямото Мусаси, величайшему фехтовальщику эпохи. Схватку он проиграл, но великодушный Мусаси подарил побеждённому жизнь. Вне себя от горя, Мусо удалился на южный остров Кюсю и там жил долгие годы отшельником в глубине гор до той самой ночи, когда к нему, как и следовало ожидать, снизошло озарение (сатори). Наутро Мусо, следуя божественным рекомендациям, вырезал палку из бука и стал разучивать движения, представлявшие нечто среднее между бо-дзюцу и кэн-дзюцу - "искусство дубины". С помощью дзё-дзюцу было удобно наносить тычковые удары по болевым точкам. К тому же, размеры палки давали больше простора для жонглёрских манипуляций.
В итоге, заменив рокусяку-бо на более короткую, лёгкую и, следовательно, удобную модель - дзё (120 - 125 см, диаметр 2,5 см), или дубинку, Мусо Гонноскэ создал новую разновидность фехтования на палках - дзё-дзюцу и основал школу Синдо-Мусо-рю, прославив-шуюся своими 64 приёмами боя, которые составили её основу.
С тех пор школы дзё-дзюцу стали плодиться во множестве, но все они носили эзотерический характер, а в новое и новейшее время существовали при Федерации кэндо. В 1955 г. возникла независимая Всеяпонская федерация дзё-до (Дзен-Нихон-Дзё-Дзюцу-Рэнмэй), но и поныне многое в технике дзё остаётся загадкой, как, например, 64 секретных приёма школы Синдо-Мусо-рю, ведущей происхождение от легендарного Мусо.


Интересно отметить, что все тренировки с дзё проводятся без протекторов, а удары (за исключением наиболее опасных) наносятся в полную силу. Подобная методика обучения не только воспитывает мужество, но и даёт великолепную "набивку" тела, развивая мышечную броню и притупляя болевые ощущения. Между тем, в кэн-дзюцу, а позже в кэндо при работе с мечами из тяжёлого дерева (боккэн) и даже из бамбука (синаи), не говоря уж о настоящих, стальных, протекторы на корпус, шлем и забрало использовались обязательно.
Одним из вспомогательных предметов, изучавшихся в большинстве школ японских воинских искусств, было искусство отбивания стрел (ядомэ-дзюцу) при помощи меча или голыми руками. В самурайской коннице никогда не использовались ручные щиты, которые мешали орудовать мечом или алебардой и вообще рассматривались как излишняя роскошь. Иногда в качестве щита выступал снятый с головы шлем, но чаще самураи полагались на ловкость рук. Скорость, глазомер и отрешённость "духа-разума" были залогом успеха. Многое зависело также от правильной стойки, дающей возможность дотянуться до стрелы и отбить её в полёте, в каких-нибудь десяти-двенадцати сантиметрах от тела. Самым трудным был момент нанесения парирующего удара (дзансин). Каждая новая стрела, выпущенная другим стрелком и с другой дистанции, несла в себе элемент неожиданности и исключала возможность удачного "механического" повторения. Отбивая одну стрелу, нужно было одновременно фиксировать взглядом вторую, третью, четвёртую, мгновенно определять степень опасности и реагировать только на летящую в голову или грудь. Стрелы можно было отбивать одним или двумя мечами, что считалось делом сравнительно простым, либо рукой в латном нарукавнике. Вершиной мастерства было умение перехватить стрелу на лету. В рыцарском эпосе встречается упоминание о самураях, остававшихся целыми и невредимыми под дождём стрел.


При освоении техники ядомэ в школах на стрелы надевали мягкие тряпичные или ватные шарики. Тренировка, где одного исполнителя обстреливало несколько лучников, напоминало игру в пинг-понг на огромных скоростях. Качеством ядомэ и вообще быстротой реакции характеризовался класс мастерства, степень совершенства виртуоза воинских искусств бугэйся. В бою самурай хотел взять противника живьём, он должен был владеть ходзё-дзюцу - искусством связывания, необходимым приложением к дзю-дзюцу, которое было обязательным в программе военной подготовки самураев. Выбив из рук врага оружие и проведя бросок с последующим удержанием, следовало немедленно одной рукой снять с пояса моток верёвки и обмотать жертву таким образом, чтобы любое движение при попытках высвободиться из пут причиняло боль. В гуще боя, под остриями направленных со всех сторон мечей и копий, сделать это было нелегко. Считается, что твёрдые правила ходзё-дзюцу впервые ввела школа Такэноути-рю, но почти каждая школа дзю-дзюцу могла похвастаться своей оригинальной методикой.


С большим усердием изучали ходзё-дзюцу блюстители порядка эпохи Токугава, правительственные надсмотрщики и сыщики мэ-цукэ. Мастера искусства связывания изобретали столь затейливые комбинации, что морские узлы выглядели бы в сравнении с ними детской шалостью. Были детально разработаны все воз-можные варианты связывания отдельно рук и ног, рук и шеи, ног и шеи и т.д. Способы и "рисунки" варьировались в зависимости от пола и возраста жертвы, её социального положения, особенностей одежды и причёски. Для транспортировки пленника своим ходом конец верёвки крепился к таким местам, что малейшее поползновение бежать вызывало мучительную боль. Если не было длинной верёвки, использовался шнур от большого меча - сагэо. Класс техники ходзё-дзюцу определялся степенью мастерства и скоростью.
Высшим шиком для самурая (и самым большим позором для его врага) было так связать неприятеля, чтобы он шёл за победителем на своих ногах, а его меч оставался при нём. В боевых ситуациях применяли тонкие шёлковые шнуры, глубоко врезавшиеся в тело. На тренировках используются плоские хлопчатобумажные пояса, которые не дают полного эффекта связывания, зато предохраняют партнёра от омертвления конечностей.
Ещё одна область применения ходзё-дзюцу - использование верёвки в качестве блокирующего и сковывающего средства в работе против вооружённого и безоружного противника.

ХОДЗЁ-ДЗЮЦУ

(яп.) - искусство связывания противника

Восточные единоборства, краткий глоссарий. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ХОДЗЁ-ДЗЮЦУ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ХОДЗЕ-ДЗЮЦУ
    — японское искусство связывания …
  • ХОДЗЁ
    (Ходзёси), род - военно-феодальный род эпохи Камакура (1185-1333). Семья была основана Тайра-но Токииэ, принявшего имя Ходзё. Его внук Ходзё Токимаса …
  • ХОДЗЁ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    феодальный дом, находившийся у власти в Японии в 13-14 вв. Глава дома Х. - Токимаса Х. (1138-1215), породнившись с семьей …
  • ФУКИБАРА-ДЗЮЦУ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    — японское искусство стрельбы иглами из духового ружья в виде …
  • ТАЙХО-ДЗЮЦУ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    — японское искусство полицейских, заключающееся в умении обезвредить преступника и взять его …
  • НАГИНАТА-ДЗЮЦУ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    — см. нагината джицу …
  • ИАИ-ДЗЮЦУ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    — японское искусство моментального выхватывания меча и нанесения из любого положения удара на опережение …
  • ДЗЮ-ДЗЮЦУ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    — комплекс боевых единоборств с оружием и без него в средневековой …
  • ДЗЕ-ДЗЮЦУ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    — японское фехтование на …
  • БО-ДЗЮЦУ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    — японское фехтование на боевых …
  • ЯДОМЭ-ДЗЮЦУ
    (яп.) - искусство отражения стрел голыми руками или …
  • ЮБИ-ДЗЮЦУ в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
    (яп.) - искусство поражения уязвимых точек …
  • ФУКИБАРИ-ДЗЮЦУ в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
    (яп.) - искусство поражения отравленными стрелками при помощи духовой …
  • ТИКУДЗЁ-ДЗЮЦУ в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
    (яп.) - искусство …
  • ТАИ-ДЗЮЦУ в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
    (яп.) - разновидность …
  • СЭНДЗЁ-ДЗЮЦУ в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
    (яп.) - искусство маневрирования частями в …
  • СУЙЭЙ-ДЗЮЦУ в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
    (яп.) - искусство …
  • СО-ДЗЮЦУ в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
    (яп.) - фехтование на …
  • САЙМИН-ДЗЮЦУ в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
    (яп.) - искусство …
  • НОРОСИ-ДЗЮЦУ в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
    (яп.) - раскладывание сигнальных …
  • НИН-ДЗЮЦУ в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
    (яп.) - система психофизического …
  • ВА-ДЗЮЦУ в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
    (яп.) - название комплекса …
  • АИКИ-ДЗЮЦУ в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
    (яп.) - вид японской борьбы, разновидность средневекового …
  • ХОДЗЁ МАСАКО в Энциклопедии Япония от А до Я:
    (1157-1225) - дочь Ходзё Токимасы, жена Минамото-но Ёритомо - основателя сёгуната Камакура (1185-1333), мать Минамото-но Ёрииэ и Минамото-но Санэтомо. После …
  • ИАИДО в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    — современный аналог …
  • ИАИ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    — см. иаи-дзюцу …
  • ЕРОИ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    КУМИУТИ — разновидность дзю-дзюцу — искусства рукопашного боя в …
  • ЕРОИ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    КУМИУТИ — вид техники дзю-дзюцу со стилетом. Выполняется в полном …
  • ЯВАРА-ДЗЁ в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
    (яп.) - короткая палка, подручное оружие в …
  • ЯВАРА в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
    (яп.) - одно из названий …
  • ЦИНЬ-ГУН в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
    (кит.) - вид психофизического тренинга, сходного с …
  • УДЭ-АТЭ в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
    (яп.) - удары руками в боевом дзю-до и …
  • ОСАЭ-ВАДЗА в Кратком глоссарии Восточных единоборств:
    (яп.) - “захзат”, прием в дзю-дзюцу и …
  • ТОКУГАВА ИЭЯСУ в Энциклопедии Япония от А до Я:
    (1542-1616) - полководец и государственный деятель, основатель династии сёгунов Токугава. Один из ближайших сподвижников и последователей Оды НОбунага и ТоЁтоми …
  • НИТТА ЁСИСАДА в Энциклопедии Япония от А до Я:
    (1301-1338) - знаменитый воин и полководец. Отпрыск семьи, родственной правящему клану Минамото и владевшей районом Нитта в провинции Кодзукэ, он …
  • МУРОМАТИ в Энциклопедии Япония от А до Я:
    - исторический период с 1333 г. по 1568 г. Часто подразделяется на два подпериода: Южной и Северной императорских династий (1336-1392) …
  • МИНАМОТО-НО САНЭТОМО в Энциклопедии Япония от А до Я:
    (1192-1219) - сын первого японского сёгуна Минамото-но Ёритомо (1147-1199). Потеряв отца в восьмилетнем возрасте, в двенадцать лет сам стал сёгуном. …
  • МИНАМОТО-НО ЁРИТОМО в Энциклопедии Япония от А до Я:
    (1147-1199) - основатель первого военного правительства в Японии - сёгуната Камакура (1192-1333). Ёритомо был третьим сыном полководца Минамото-но Ёситомо, убитого …
  • МИНАМОТО в Энциклопедии Япония от А до Я:
    , род - одна из великих семей (наряду с Тайра и Фудзивара), определявших государственную политику Японии в периоды Хэйан (794-1185) …
  • КАМАКУРА в Энциклопедии Япония от А до Я:
    1) один из самых древних городов Японии, был основан в 1192 г. Город с трех сторон окружен лесистыми горами, а …
  • ИМПЕРАТОРСКАЯ ДИНАСТИЯ в Энциклопедии Япония от А до Я:
    считается самой древней из всех поныне сохранившихся наследственных монархий в мире. По утверждению исторических хроник страны - " Кодзики " …
  • ЗАМКИ в Энциклопедии Япония от А до Я:
    стали интенсивно возводиться в период Адзути-Момояма (1568-1600), но и до этого времени имелись многочисленные укрепленные поместья крупных феодалов. Ранее большинство …
  • ДЗЮДО в Энциклопедии Япония от А до Я:
    - один из видов боевых искусств, спортивное единоборство, являющееся олимпийским видом спорта. Прообразом дзю-дзюцу (джиу-джицу), ныне известного во всем мире …

Ходзе-дзютсу, это техника связывания противника. В прошлом, высшим мастерством в этом виде считалось одолеть противника и связать его таким образом, чтобы его оружие оставалось при нем, но он не мог им воспользоваться. Для самурая это было смертельным позором, требовавшим совершения сеппуку. Если быть совсем точным, то ходзе-дзютсу является своего рода пограничной техникой между кобудо и рукопашным боем. Дело в том, что суть техники состоит именно в связывании противника. Для этого же противника сначала необходимо было сбить с ног и, используя болевое удержание, обездвижить. Фактически, это не что иное как джиу-джитсу в чистом виде. И все-таки в ходзе-дзютсу есть один раздел, который позволяет отнести эту технику к разряду работы с оружием. Речь идет о использовании веревки для блокирования атаки противника и выполнения контратаки. Сама по себе веревка, конечно, не способна выполнять блокирующую функцию так как не обладает необходимой для этого жесткостью. Однако, она обладает прочностью, которой достаточно для того, чтобы поймав оружие или руку противника в своеобразную петлю, заблокировать ее или изменить траекторию движения в сторону от точки нанесения удара. Можно также растянуть веревку и отбить удар. В этом случае ходзе работает как сетка батута, первоначально замедляя атакующее движение, а затем отбрасывая его назад. Причем силы рук вполне хватает для того, чтобы отбить даже очень сильный удар ногой или дубинкой. Понятно, что подобная техника совершенно бесполезна против удара мечем или каким-либо другим оружием имеющим хорошо заточенную режущую кромку. И все же это не означает, что техника ходзе-дзютсу в данном случае бесполезна. Существует еще один очень маленький, по объему, но очень действенный раздел. Это ударная техника. Да, да, это не опечатка, именно ударная техника! Практически, этот раздел состоит всего из одного приема щелчка концом веревки. Наверное мало кто из мальчишек в детстве в шутку не щелкал веревкой. У кого-то это получалось лучше, у кого-то хуже. Особенно ловко это проделывают деревенские пастухи и цирковые артисты занимающиеся джигитовкой. Техника, прямо надо сказать, не сложная, хотя и требующая усидчивости и терпения в отработке. Но не смотря на это может быть с успехом применена в реальном поединке. В зависимости от того, из какого материала сделан хлыст, с его помощью можно нанести серьезную травму противнику, вплоть до перелома костей и проникающих ранений. Причем вовсе не обязательно, чтобы это был какой-то прочный и тяжелый материал. Если у человека наработан соответствующий навык, то и обычный шелковый шнур вполне может подойти для этого. Собственно говоря, японские воины в прошлом чаще всего использовали в ходзе-дзютсу именно шелковый шнур от меча сагео с помощью которого ножны фиксировались за поясом. Хотя в принципе для этого могла подойти даже обыкновенная скрученная полоска ткани или цепочка. Какой-либо специальной веревки или шнура для этого не существовало. И на то были свои причины. Как уже говорилось, техника ходзе-дзютсу нередко использовалась в завершающей стадии поединка, если необходимо было взять противника живым. На начальном же этапе воины могли вести бой на мечах, копьях либо другом оружии или рукопашную схватку. После того, как противник был повержен и обездвижен при помощи болевой фиксации, его можно было связывать. Но чем? Лишних вещей, в особенности, если самурай готовился к поединку, с собой не носили. Поэтому пользовались те, что было всегда под рукой, со своим же мечом воин практически никогда не расставался, так что подходящий крепкий шнур всегда был под рукой. Во время сражений самураи одевали легкие и довольно прочные доспехи. В обычно жизни они носили кимоно с широкими рукавами и особые брюки-юбку хакама, которые могли надевать только люди благородного сословия. Рукава кимоно мешали вести поединок, поэтому если он не возникал внезапно, то перед схваткой их подвязывали специальной длинной узкой полоской ткани проходящей крест на крест через спину. Ее также частенько использовали для связывания. В настоящее время во время тренировок применяют обыкновенные пояса от спортивной одежды для занятий восточными единоборствами (доги). Обуславливается это только соображением безопасности партнера. Даже широкий и достаточно жесткий пояс, который сам по себе не всегда бывает просто завязать туго, и тот зачастую оставляет отметины и синяки на теле. Что уж говорить о тонком шелковом шнуре! И уж конечно же первоначально изучается раздел использующий веревку для постановки блоков. Более того, сначала атака должна быть безоружной и только по мере освоения техники можно переходить к оружию. Когда люди только начинают знакомиться с техникой ходзе-дзютсу они завязывают узел на конце пояса. Это облегчает его удержание в момент выполнение техники. Дает, так сказать, дополнительную точку опоры для руки. В принципе это допустимо, но только на определенном этапе, так как в бою, да и сразу после него, вязать узлы нет времени.

200 школ боевых искусств Востока и Запада: Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада. Тарас Анатолий Ефимович

ХОДЗЁ-ДЗЮЦУ

ХОДЗЁ-ДЗЮЦУ

Это искусство связывания противника, которое было обязательным в программе военной– подготовки самураев. Их учили таким образом связывать пленников, чтобы любое движение при попытках высвободиться из пут причиняло им боль. Высшим шиком для самурая (и самым большим позором для его врага) было так связать неприятеля, чтобы он шел за победителем на своих ногах, а его меч оставался при нем! В боевых ситуациях применяли тонкие шелковые шнуры, глубоко врезавшиеся в тело. На тренировках используют плоские хлопчатобумажные пояса, которые не дают полного эффекта связывания, зато предохраняют партнера от омертвления конечностей.

Еще одна область ходзё-дзюцу – использование веревки в качестве блокирующего и сковывающего средства в работе против как вооруженного, так и безоружного противника.

Из книги 200 школ боевых искусств Востока и Запада: Традиционные и современные боевые единоборства Востока и Запада. автора Тарас Анатолий Ефимович

БАТТО-ДЗЮЦУ Японское искусство, принадлежащее к группе Синбу-дзюцу (новых боевых техник) и заключающееся в особом умении пользоваться мечом (катаной).Основателем батто-дзюцу является мастер То-яма, основавший свою школу (Тояма-рю) в 1925 году. Он ранее принадлежал к школе

Из книги Путь невидимых [Подлинная история нин-дзюцу] автора Горбылев Алексей Михайлович

БО-ДЗЮЦУ Японское и окинавское искусство боя палками различных типов. Оно в равной мере продолжает традиции Бу-дзюцу феодальной Японии и Ко-будзюцу острова Окинава.Палка, чаще всего используемая в бо-дзюцу, это рокусяку-бо, длина которой примерно 180 см. Кроме того, на

Из книги Энциклопедия каратэ автора Микрюков Василий Юрьевич

ДЗЁ ДЗЮЦУ Искусство фехтования дубинкой. Основано Мусо Гонноскэ в 1610-1615 гг. Ранее Мусо изучил технику работы «бо» (шест) школы Тэнсин-Сёдэн-Катори-Синто. Однако после поражения в поединке со знаменитым фехтовальщиком Мусаси Миямото, победившим его деревянным мечом

Из книги автора

ДЗЮ-ДЗЮЦУ 1. Термин «дзю-дзюцу» (искаженное произношение – «джиу-джитсу») появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с так называемым «подручным» оружием. Он состоит из двух слов. Слово «дзю» означает «мягкий, гибкий, податливый,

Из книги автора

КИАЙ-ДЗЮЦУ Если спросить преподавателей восточных боевых искусств о киай-дзюцу, то по их реакции легко можно понять, что нет искусства более неясного, таинственного и противоречивого. Услышав этот вопрос, одни улыбнутся, другие с уважением кивнут головой, третьи пожмут

Из книги автора

КЭН-ДЗЮЦУ Это самурайское искусство владения мечом, зародившееся приблизительно в Х веке. Его техника существенно отличалась от других методов владения клинковым оружием, принятых как в Европе, так и в Азии.В кэн-дзюцу (другие термины: гэккэн, татига-ки, хэйхо)

Из книги автора

ТАЙХО-ДЗЮЦУ Японская прикладная система, созданная для нужд полиции в 1947 году группой экспертов. Это были Симидзу Такаги (работа с дубинкой), Оцу-ка Хиронори (каратэ Вадо-рю), Нагаока Сюичи и Хоригуси Цунэо (дзю-дзюцу) под руководством Саймуро Горо (кэн-до). Фактически

Из книги автора

О школах «нин-дзюцу» В литературе по нин-дзюцу имеет место совершенно дикая путаница в том, что означает слово «школа нин-дзюцу». В одной статье автор на двух страницах одним и тем же словом «школа нин-дзюцу» умудрился обозначить 4 (!) совершенно разных по сути явления, для

Из книги автора

Что такое нин-дзюцу? Японские историки указывают, что как особое искусство нин-дзюцу сложилось не ранее конца XV в. Что оно собой представляло в период своего расцвета лучше всего показывает, пожалуй, знаменитая «энциклопедия» XVII в. по нин-дзюцу «Бансэнсюкай». Автор этой

Из книги автора

Нин-дзюцу Сайга-рю Другая школа нин-дзюцу провинции Кии - Сайга-рю - была связана с лигой Сайга-икки. Лига Сайга-икки возникла в середине XV в. в дельте реки Кии в районе Сайга. Так как с середины XV в. этот район находился в сфере влияния религиозного движения Икко-икки, на

Из книги автора

13.1. Бо-дзюцу Бо (на Окинаве до сих пор используют старое название кон) является классическим оружием кобудо.Основная форма хвата бо осуществляется в его средней трети (рис. 20). Рис. 20. Основные формы хвата бо: а – хват перед собой передней рукой сверху; б – хват перед собой

Из книги автора

13.2. Дзё-дзюцу Техника работы с дзё предусматривает четыре основных исходных положения:? дзё держится перед собой под 45° за концы хватом кистей рук сверху;? дзё держится над головой под 45° за концы хватом кистей рук сверху;? дзё под 45° у правого бока держится правой рукой на Из книги автора

13.5. Кама-дзюцу Работа с камой основана на так называемом вращении «пропеллера», лопасти которого составляют две камы.Прежде чем приступать к изучению техники с камой, отрабатывают ее правильный хват (рис. 25). Рис. 25. Основные формы хвата камы: а – хонтэ-мочи; б –

Из книги автора

13.6. Нунчаку-дзюцу Как правило, нунчаку держат одной рукой за одну из рукояток. Существует прямая (хонтэ-мочи – рис. 26а) и обратная (гьякутэ-мочи – рис. 26б) форма удержания нунчаку. В одной руке можно держать и обе рукоятки, используя нунчаку как короткую дубинку, однако в