Для чего нужен репшнур в туризме. Спортивный туризм - теория - использование схватывающего узла

Репшнур и паракорд, страховочный шнур и полиамидная веревка, капроновый шнур – как отличить и надо ли?

Для начала разберемся в понятиях.

Фал (от vallen — падать, спускать) — снасть, предназначенная для подъёма и спуска парусов (грота, стакселя и других), отдельных деталей рангоута (например, реев, стеньг, гафелей), флагов, вымпелов и т.п.

Фалы, используемые на судах и кораблях, относятся к бегучему такелажу. В зависимости от предназначения фалы получают дополнительное наименование, например, дирик-фал, кливер-фал, стаксель-фал, сигнальный фал, якорный фал и др.

Воднолыжный фал — плавучий трос из синтетических волокон, снабженный рукояткой на одном конце и крепящийся другим концом к пилону на катере. Служит для буксировки спортсменов-воднолыжников. Аналогично используется в гидрофойле, вейксерфе, вейкскейте и вейкборде.

Часто фалом называют страховочный трос (например, трос для крепления вытяжного устройства парашюта к самолету, космонавта - к космическому кораблю при выходе в открытый космос).

Буксировочным фалом называется трос, используемый при аэробуксировке планёров, которым соединяется планер и самолёт-буксировщик. Также фалом называют в автомобильной практике - буксировочный трос.

Репшнур - это вспомогательная статическая верёвка диаметром 3—8 мм. Такая веревка имеет сердечник и плетеную оплетку. Количество прядей в оплетке может отличаться и это влияет на эластичность и прочность веревки. Применяется в альпинизме, скалолазании и спелеологии исключительно для выполнения вспомогательных функций.

Репшнур используется как вспомогательная веревка для решения различных задач в горных и водных походах, а также в кемпинге. Синтетический (капроновый, полипропиленовый либо комбинированный) репшнур предназначен для вязки схватывающих узлов.

Внимание! Репшнур не рассчитан на динамическое изменение нагрузки и не предназначен для страховки в качестве основной веревки.

Парако́рд (англ. Parachute cord) — легкий веревочный трос, изготовленный из нейлона (он же полиамид, он же капрон), изначально использовавшийся в стропах парашютов. Оболочка (оплетка) паракорда сплетена из множества переплетенных нитей, благодаря чему является достаточно эластичной.

Из сказанного выше делаем вывод, что синтетическая ( , ) веревка (капроновый шнур) - это веревка, которую в зависимости от задачи и диаметра можно назвать по-разному: Репшнур, Страховочный шнур, Фал капроновый, Паракорд, Веревочный трос, буксировочный трос и т.д.

(шнуры, фалы) имеют широкое применение в промышленном альпинизме, строительстве, спелеологии, скалолазании, спорте, туризме. Также шнур капроновый (веревка полиамидная, фал полипропиленовый) применяется для обеспечения вспомогательных функций, подтягивания, вытаскивания, закрепления грузов, для крепления инструментов к гибкой подвесной системе или альпинистской площадке, для монтажа и демонтажа разных конструкций и изделий, растяжки тентов, закреплении баннеров, для установки палаток, как лидер-трос для протягивания электрических кабелей и линий связи, обвязки погружных насосов и других вспомогательных целей.

И спелеологии исключительно для выполнения вспомогательных функций - для вязания петель со схватывающими узлами (например, прусик , узел Бахмана , австрийский схватывающий узел), изготовления альпинистских лестниц и др.

Обычно используется капроновая верёвка диаметром 3-8 мм, которая в зависимости от марки и года производства имеют различную прочность, от 230 кгс для 4-мм верёвки до 1200 кгс для 7-мм и 1550 кгс для 8-мм верёвки (данные 1983 года). Кевларовые верёвки более крепкие, но они более скользкие и жёсткие и неудобны для схватывающих узлов. Не используются также верёвки с особо скользкой оплёткой (фторопласты , полиэтилен и др.), даже если по прочности они соответствуют стандартной, а также кручёные верёвки без оплётки.

  • Шнуры толщиной 7-8 мм используются для вязания петель, импровизированных нижних и верхних обвязок и в других вспомогательных целях.
  • Шнуры толщиной 5-7 мм лучше всего подходят для вязания самозатягивающихся узлов .
  • Шнуры толщиной 3-6 мм используются для изготовления альпинистских лестниц, подвязывания различных грузов и инструментов к гибкой подвесной системе или альпинистской площадке.

Важно: Надо знать, что репшнур не рассчитан на динамический рывок.

См. также

Напишите отзыв о статье "Репшнур"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Репшнур

После всего того, что сказал ему Наполеон, после этих взрывов гнева и после последних сухо сказанных слов:
«Je ne vous retiens plus, general, vous recevrez ma lettre», Балашев был уверен, что Наполеон уже не только не пожелает его видеть, но постарается не видать его – оскорбленного посла и, главное, свидетеля его непристойной горячности. Но, к удивлению своему, Балашев через Дюрока получил в этот день приглашение к столу императора.
На обеде были Бессьер, Коленкур и Бертье. Наполеон встретил Балашева с веселым и ласковым видом. Не только не было в нем выражения застенчивости или упрека себе за утреннюю вспышку, но он, напротив, старался ободрить Балашева. Видно было, что уже давно для Наполеона в его убеждении не существовало возможности ошибок и что в его понятии все то, что он делал, было хорошо не потому, что оно сходилось с представлением того, что хорошо и дурно, но потому, что он делал это.
Император был очень весел после своей верховой прогулки по Вильне, в которой толпы народа с восторгом встречали и провожали его. Во всех окнах улиц, по которым он проезжал, были выставлены ковры, знамена, вензеля его, и польские дамы, приветствуя его, махали ему платками.
За обедом, посадив подле себя Балашева, он обращался с ним не только ласково, но обращался так, как будто он и Балашева считал в числе своих придворных, в числе тех людей, которые сочувствовали его планам и должны были радоваться его успехам. Между прочим разговором он заговорил о Москве и стал спрашивать Балашева о русской столице, не только как спрашивает любознательный путешественник о новом месте, которое он намеревается посетить, но как бы с убеждением, что Балашев, как русский, должен быть польщен этой любознательностью.

Данные рекомендации подготовлены на основании рекомендаций и испытаний проведенных UIAA , Mountain Rescue Association, испытаний в лаборатории фирмы Венто и др.

Схватывающие узлы предназначены для подъема/спуска по веревке, организации полиспастов, организации страховки при спуске и подъеме, организации самостраховки и др.

Применяемые материалы.

Во всех случаях следует использовать сертифицированный репшнур (разрывная нагрузка для 6 мм от 7 кН и для 7 мм от 9.8 кН). Лучшие современные нейлоновые репшнуры имеют прочность до 15 кН, а репшнуры из дайнимы с оплеткой из нейлона более 20 кН.
Использование «неизвестных» шнуров без сертификации и испытаний НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ , их прочность может составлять всего 3-4 кН, что с учетом потери прочности в узлах и естественного старения нейлона, не обеспечивает необходимой надежности.
Использование репшнура диаметром 7 мм делает его более универсальным - станционные петли из такого репшнура удовлетворяют всем требованиям по прочности и надежности.

Использование для схватывающих узлов репшнуров и лент из дайнимы, спектры и кевлара НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ .

Дайнима и спектра отличаются очень низкой температурой плавления +147С, а волокна кевлара (СВМ) подвержены быстрому старению под действием UV излучения и перегибов.

Рассмотрим свойства этих материалов в зависимости от температуры.

  • Нейлон/капрон - температура плавления 230 градусов.
  • Дайнима/спектра (высокомолекулярный полиэтилен) - температура плавления 147 градусов.
  • Кевлар/СВМ/арамид - до температуры 450 градусов практически не теряет в прочности.

Именно разница в температуре плавления и обуславливает очень низкую прочность схватывающих узлов из дайнимы.

Но дело даже не в температуре плавления, при температуре +67 градусов дайнима теряет 30% прочности.

Кевлар практически не теряет прочность при умеренном нагреве, но капроновая веревка под узлом может быть сильно оплавлена - сам кевлар не плавится, но очень сильно нагревается и обладая гораздо более низкой, чем капрон теплопроводностью удерживает,все выделившееся тепло, в узле, что может привести к повреждению веревки.


Данный график показывает снижение прочности кевлара в условиях воздействия солнечного света на уровне моря.

Волокна кевлара очень сильно повреждаются ультрафиолетовым излучением. В течении 30 дней экспозиции на солнце в горах прочность может упасть на 70%. К сожалению внешне оценить эту потерю прочности невозможно.

Также кевлар очень плохо переносит истирание и резкие перегибы, в местах перегибов также резко теряется прочность.

Значительно лучше себя ведут репшнуры с нейлововой плеткой и сердечником из дайнимы (репшнуры с сердечником из кевлала очень жесткие и плохо подходят для схватывающих узлов). При рывке нагревается и оплавляется только внешняя часть нейлоновой оплетки, что не приводит к значительной потере прочности.

Вывод - использование лент и шнуров из материалов дайнима и кевлар без оплетки - опасно и не может быть рекомендовано .

Исследования показали, что диаметр репшнура для схватывающих узлов должен быть равен примерно 2/3 от толщины веревки, на которой схватывающий узел должен работать. Т.е. при использовании веревок 10-11 мм схватывающие узлы следует завязывать из репшнура толщиной 7 мм. Использование репшнура 6 мм возможно на тонких 8-9,5 мм веревках.

Следует очень внимательно отнестись к выбору и отбраковке репшнуров для схватывающих узлов. Слишком жесткий или много использовавшийся репшнур - не подходит для схватывающих узлов.

Тест для проверки. Подходящий по мягкости репшнур не должен проходить в кольцо, образованное из него же и сжатое пальцами с небольшим усилием.


Подходит - мягкий.



Не подходит - очень жесткий.

Завязывание узлов.

Петли из репшнура для схватывающих узлов связываются с помощью узла грейпвайн (двойной рыбацкий). Свободные концы в узле грейпвайн должны иметь длину равную 10 диаметрам репшнура, т.е. 60-70 мм для 6 и 7 мм репшнура

Опасно!!!

Правильно.

Также для целей самостраховки при спуске по веревке, подстраховки полиспастных систем (только при работе с легким - до 100 кг грузом) и других применений при которых не ожидаются продолжительные нагрузки более 4 кН - возможно использование дубового узла (проводник, простой узел).

Важно! Свободные концы в узле должны быть не менее 10 диаметров репшнура, т.е. 60-70 мм для 6 и 7 мм репшнура.



Система для спуска по веревке с подстраховкой прусиком в 3 оборота.


Система для спуска по веревке с подстраховкой узлом авоблок.

Завязывание на петле для схватывающего узла дополнительных узлов – проводник, восьмерка, заячьи уши, стремя и т.д. - НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ! Завязывание этих узлов приводит к значительному снижению прочности схватывающего узла.

Это происходит из-за того, что длинна ветвей, идущих к карабину, неодинакова и узел препятствует выравниванию нагрузки - и реально всю нагрузку несет только одна ветвь петли и половина схватывающего узла.


Не рекомендуется завязывать любой тип схватывающего узла сразу на двух веревках (двух раздельных веревках) - при обрыве/отказе одной из веревок, схватывающий узел может не сработать - и груз упадет на землю. При спуске дюльфером по сдвоенной веревке схватывающий узел завязывается на двойной веревке для подстраховки спускающегося.

Пруссик в 3 оборота.


При незначительном увеличении трудоемкости при завязывании прусик в 3 оборота обладает почти двукратным превосходством в усилии проскальзывания перед узлом в 2 оборота. Применяется во всех случаях, когда требуется схватывающий узел, особенно удобен при организации полиспастов.

Во время исследований идеальной системы, соответствующей требованиям к КОМПЕТЕНТНОЙ СТРАХОВКЕ (исследования по организации страховки тяжелого 200 кг груза при ПСР) были исследованы множество различных схватывающих узлов. Но не один вариант не показал лучших результатов чем прусик в 3 оборота.

Классические прусики в три оборота показали лучшую повторяемость результатов и стабильность усилия протравливания. Важным является не максимально возможная прочность системы, а недопущение в системе чрезмерных нагрузок, и именно проскальзывание прусиков и обеспечивает сглаживание и снижение пиковых нагрузок при рывках.

Одиночный прусик в три оборота из 7 мм репшнура, завязанный на веревке диаметром 11 мм начинает проскальзывать при усилии 7-9 кН. И при этом умеренно повреждает веревку.

Французский схватывающий (автоблок, обмоточный).


Количество витков в узле зависит от качества репшнура, толщины репшнура, веревки и их состояния. Обычно вяжется в 4-5 оборота. Требует обязательной проверки после завязывание, если узел «не держит» добавьте еще 1-2 витка.

Обеспечивает высокую удерживающую силу, стабильность работы и возможность ослабить узел даже под нагрузкой. Рекомендован для использования для самостраховки при спуске по веревке. Варианте самостраховки вяжется ниже спускового устройства. При этом варианте обеспечивает легкое протравливание и отсутствие опасности падения при зажатии узла в руке - «паническом рефрексе».

Также часто используется при ПСР в малой группе так, как позволяет сдвинуть узел под нагрузкой.

Узел Маршара (австрийский, клеймхест).


Вариант обмоточного схватывающего узла, отличается стабильной и надежной работой на грязных, мокрых и обледенелых веревках. Но за счет эффекта «зажимания» веревки его прочность ниже прочности французского схватывающего. Рекомендован при необходимости организовать схватывающий узел на мокрой, грязной или обледенелой веревке.

Система Парсел прусик.


Это удобная и очень надежная система для организации самостраховки, регулируемой подвески спасателя и пострадавшего, регулируемой подвески носилок и многого другого.

На испытаниях самостраховка Парсел прусик показала лучшие результаты по надежности и минимальное усилие рывка.

Система Тандем прусик.

Система состоит из 2х пруссиков в 3 оборота, длина которых отличается на 7-10 см. Установленные тандемом на веревку они обеспечивают надежное удержание «спасательного груза» в условиях отказа грузовой веревки. Система тандем прусик выдерживает нагрузку более 10 кН. Данная система незаменима при организации страховки при ПСР.

Работа с системой Тандем прусик при страховке груза на спуске.

Работа с системой Тандем прусик при страховке груза на подъеме.

Система тандем прусик начинают проскальзывать при усилии 7,5-9,5 кН. Разница в усилии, в сравнении с одинарным присиком в 3 оборота, не очень велика, но главное в том, что при динамическом рывке в двух прусиках находится в два раза больше материала и на их расплавление требуется в два раза больше энергии. Очень важно, чтобы расстояние между натянутыми схватывающими узлами в системе тандем пруссик было не более 7-10 см - примерно равно ширине ладони.

Во время испытаний система тандем прусик из репшнура 7 мм выдержала падение спасательного груза (200 кг) с высоты 1,75 метра.- фактор рывка 0,6, а система с прусиками из 8 мм репшнура выдержала падение груза с высоты 2,5 метра, фактор рывка 0,8.

Сергей Веденин 2014

Условно шнур, репшнур и паракорд - это веревка диаметром 3-8мм из синтетических материалов, которая имеет сердечник и внешнюю оплётку. Но в зависимости от используемых материалов, которые влияют на разрывные нагрузки, мягкость и другие свойства называются по разному.

Шнур

Шнур имеет повседневное бытовое применение. Изготавливается из недорогих материалов. Например, " " изготавливается из полиэфира (сердечник) и полипропилена (оплетка). Стоит недорого (до 10руб. за метр), но при этом имеет хорошие показатели на разрыв - 300кгс. Одно из самых популярных применений шнура хозтекс 4мм - растяжки для баннеров.

Репшнур

Понятие "репшнур" чаще всего используется в альпинистских кругах.

Репшнур — статическая верёвка диаметром 4—8 мм круглого сечения с защитной оплёткой. Применяется в альпинизме, скалолазании и спелеологии исключительно для выполнения вспомогательных функций — для схватывающих узлов (напр. прусик, узел Бахмана, Австрийский схватывающий узел) и для вспомогательных целей.

Обычно используется капроновая верёвка диаметром 3—8 мм, которая в зависимости от марки и года производства имеют различную прочность, от 250 кгс для 4 мм верёвки до 1200 кгс для 7 мм и 1550 кгс для 8 мм верёвки. Например репшур Tendon имеет разрывную нагрузку 340кгс.

Шнуры толщиной 7- 8 мм используются для вязания петель, импровизированных нижних и верхних обвязок и других вспомогательных целей.

Шнуры толщиной 5—7 мм лучше всего подходят для вязания самозатягивающихся узлов.

Шнуры толщиной 3—6 мм используются для изготовления альпинистских лестниц, подвязывания различных грузов и инструментов к гибкой подвесной системе или альпинистской площадке.
Важно: Надо знать, что репшнур не рассчитан на динамический рывок.

Паракорд

Добрались до самого интересного. Если про шнур/репшнур и так все понятно, то «паракорд» в России используется в речи просто как модное слово, которое все чаще на слуху. Как показала практика, 90% клиентов спрашивающих у нас «Есть ли у Вас паракорд?» имеют ввиду обычный шнур отечественного производства.

Название Paracord это сокращение от Parachute Cord - парашютный шнур. Название впервые появилось еще во времена II мировой войны, когда у десантников армии США возникла необходимость в легком и прочном шнуре для парашютных тросов.

Высаживаясь на полях сражений, солдаты срезали стопы своих парашютов и использовали их в дальнейшем. Так, постепенно, паракорд оброс великим множеством способов применения: помогал в постройке убежища, ремонте и многом другом.

Со временем, за неимением аналогов, паракорд стал популярным по всему миру и сегодня применяется в качестве обычной многофункциональной веревки как военными, так и граждаскими лицами.

Его использовали даже астронавты (в качестве многоцелевого троса во время миссии STS-82 второго полёта Шаттла для ремонта телескопа Хаббл)

ИЗ ЧЕГО СДЕЛАН ПАРАКОРД?

Паракорд представляет собой легкий нейлоновый шнур с сердечником, сплетенный из многочисленных нейлоновых нитей. Его можно разделить на две части: «оболочку» — наружное покрытие, состоящее из большого количества переплетённых волокон и так называемые «потроха» — внутренний трос, сплетенный из нескольких одиночных канатиков, каждый из которых в свою очередь состоит из множества переплетенных нитей.

ВИДЫ ПАРАКОРДА:

Паракорд делится на 2 типа: ВОЕННЫЙ И ГРАЖДАНСКИЙ.

ВОЕННЫЙ паракорд называется Mil-Spec Paracord, или же MIL-C-5040 Type III (Military Specification) — мил-спек, отвечающий военной спецификации.

Он изготавливается всего несколькими компаниями в США и по большей части идет на государственные нужды — например, на экипировку армейских подразделений, правоохранительных органов и т.д.

Производство военного паракорда находится под контролем Министерства Обороны США и сертифицировано Центром промышленного снабжения Министерства Обороны США. Весь военный паракорд отвечает стандартам качества и регулярно проходит лабораторные исследования и серию полевых испытаний.

  • ГРАЖДАНСКИЙ паракорд называется civilian или commercial — гражданский или коммерческий.

С возрастанием популярности паракорда возрос и спрос — многие люди хотели иметь подобную «неубиваемую веревку».

Правительство США, реагируя на востребованность паракорда, разрешило выпускать его для граждансих лиц, создав так называемую «коммерческую» версию.

Он выпускается многими компаниями повсеместно. Коммерческий паракорд, как и военный, имеет прочность в 550 фунтов (249+ кг) на разрыв и почти идентичные характеристики, однако, отличается более грубой текстурой и слега большим диаметром.

Он слегка толще из-за того, что при его производстве не всегда действуют стандарты качества армейского образца. Во всем остальном — разница практически минимальна.

С этим связана одна особенность маркировки. У репшнура основным показателем, который указывается в названии, является диаметр (Cord 3mm, Cord 4mm и т.д.) У паракорда основной показатель прочность, поэтому в названии указывается Paracord 550, как правило соответствует диаметру 4мм.

Спектр применения паракорда в повседневной жизни крайне широк — его можно использовать для изготовления темляков на ножи, браслетов, как декоративных, так и предназначенных для использования в качестве НАЗ (носимый аварийный запас), часовых ремешков, брелоков на ключи, застежек на молнии, пуговиц, для оплетки различных предметов (зажигалки, фонари, рукоятки ножей, инструменты)

Компания Nike использовала паракорд в своей модели Special Field Air Force

Изделия из паракорда даже могут служить оружием самообороны(к примеру — кулак обезьяны).

Нейлоновая оболочка часто используется отдельно без сердечника, когда есть потребность в более тонком или менее эластичном тросе. Концы троса практически всегда оплавляют и обжимают, чтобы он не расплетался. Так же применение найдется и сердечнику.
Сердечник (в американской армии его называют "потрохами" может извлекаться, когда нужна более тонкая нить, например, для ремонта одежды или в качестве лески для ловли рыбы в случае отсутствия таковой в экстремальной ситуации.

В отличии от репшнура, паракорд более мягки, эластичный и приятный на ощупь. Из него очень легко плести.

Подводя итог, можно сказать, что паракорд не совсем подходит для альпинизма и дороговат для шнура под хозяйственные нужды. Но очень актуален для «выживальщиков» и как материал для функциональных аксессуаров. Оказавшись на природе, даче, охоте, рыбалке и т.д. приятно осознавать, что на крайний случай у вас найдется 5-10 метров веревки.

Верёвки туристские - являются основным техническим средством для страховки в туристическом походе и передвижения туристов на сложных участках рельефа. Изготовляются из синтетических прядей, образующих сердцевину сложной конструкции, которая окружена защитной оплёткой, так называемые плетёные верёвки, как на рисунке 1.

Для страховки и передвижения туристов на маршруте, служат верёвки, называемые основными, имеющие диаметр 9—12 мм и погонную массу 50—90 г/м. Испытание прочности и качества новой верёвки производится на образцах, отрезанных от бухты длиной 150—500 м. Верёвка диаметром 11—12 мм подвер­гается 4 рывкам выбрасываемого груза массой 80 кг. Верёвка диаметром 9-10 мм — 10 рывкам при массе груза 40 кг. Кроме того, образцы доводятся до разрыва при статической нагрузке, как на рисунке 2. Основные технические данные страховочных верёвок приведены в таблице.

В качестве опоры при передвижении, а также для навески перил лучше применять относительно жёсткие верёвки, слабо удлиняющиеся под нагрузкой. Для страховки — более упругие, способные поглощать за счёт значительного удлинения (до 30%) часть энергии рывка в случае падения туриста. Верёвка должна хорошо скользить и завязываться в узлы, быть лёгкой и удобной в работе, сохранять свои качества в течение длительной эксплуатации.

При организации страховки обычно применяют одну, так называемую, одинарную верёвку диаметром не менее 11 мм. На сложных участках маршрута, где возможен срыв со свободным падением, используют двойную верёвку — две верёвки одинакового диаметра, как правило, 9—10 мм, либо разного, например, 11 и 9 мм диаметра. При работе с двойной верёвкой обычно подбирают концы разного цвета.



Для навески перил могут служить основную верёвку любого диаметра. Работая с верёвкой, необходимо учитывать, что в узле происходит значительное снижение прочности верёвки. Например, в узле «стремя» на 40%, в узлах «булинь» и «восьмёрка» на 25%. Прочность верёвки на перегибе в карабине снижается на 30%.

Обычная длина одной верёвки или, как принято говорить, конца верёвки 40 м — условная единица длины, называется «верёвка». Для лыжных, горнолыжных, пешеходных и несложных горных походов достаточно иметь концы верёвки длиной 25 - 30 метров. В сложных горных и спелеомаршрутах применяют верёвки длиной 45 - 80 м и более.

Срок службы страховочной верёвки в зависимости от интенсивности и условий эксплуатации от 2 до 6 лет. Сохранность верёвки необходимо проверять перед походом, а также после прохождения каждого участка маршрута, где она могла быть повреждена. Верёвку со значительными повреждениями оплётки или выдержав­шую большую динамическую нагрузку нельзя использовать для страховки, а также в качестве опоры при передвижении без дополнительной страховочной верёвки.

В случае намокания верёвку просушивают в тени, при сильном загрязнении стирают в тёплой мыльной воде с тщательным ополаскиванием, хранят в прохладном, сухом, закрытом от прямого солнечного света месте. Чтобы уменьшить намокание, верёвку пропитывают специальными составами. Основные верёвки переносят смотанными в одинарные или двойные кольца, как на рисунке 3.

Для грудных обвязок и «беседок» в несложных походах, для закрепляемых на выступах и крючьях петель самостраховки и петель при навешивании перил, а также вместе с основной верёвкой при переправах и спусках, как правило, используется плетёная капроновая верёвка диаметром 6 - 8 мм, называемая вспомогательной или репшнуром. Репшнур выдерживает до разрыва не менее 500 кг статической нагрузки. Для этой же цели служит плетёная капроновая лента диаметром 20—30 мм такой же прочности.

В ситуациях, когда применение верёвки не связано непосредственно с безопасностью людей, например, подстраховка рюкзаков и других предметов снаряжения, увязка грузов и вьюков, сооружение носилок и так прочее, можно использовать любые верёвки, в том числе кручёные, а также верёвки и ленты из сизаля, пеньки, хлопчатобумажные с прочностью на разрыв 100—150 кг.

Торможение верёвки (троса) применяется для регулирования, вплоть до остановки, движения при спуске людей или груза, а также при динамической страховке.

Для торможения верёвки используют выступы рельефа, как на рисунке 4. Карабин, навешиваемый на выступы или искусств, точки опоры (крючья, закладки, ледовый столбик, проушина, снежный якорь, ледоруб) непосредственно или с помощью петли, как на рисунках 5 и 6.

Тормозные приспособления без возможности блокировки верёвки — «шайба Штихта», «лягушка», «восьмёрка», как на рисунке 7. Тормозные приспособления, блокирующие верёвки — «лепесток», бугель Мунтера, «букашки» Кашевника, «рогатка», «решётка», «каталка», как на рисунке 8.

Автоматически блокирующиеся фрикционные устройства Петцла и Серафимова, как на рисунке 9. Карабинные тормоза, как на рисунке 10. Карабины в сочетании с тормозными узлами, как на рисунке 11, а также корпус и руки туриста.

Торможение верёвки, в котором принимают участие только корпус и руки, применяется при страховке через плечо и поясницу, как на рисунке 4,6. Иногда в качестве допол­нительной страховки при спуске спортивным «сванским» способом и классическим «дюльфером».

Торможение верёвки через корпус и руки в сочетании с тормозными приспособлениями используется при динамической страховке и различных способах спуска по верёвке, как на рисунке 12 и рисунке 13. Для торможения троса, как правило, применяют блок-тормоз и фрикционные устройства: «трубку», «лесенку», «кассету» Рогожникова, как на рисунке 14.

Степень торможения зависит от трения, развиваемого в местах опоры верёвки (троса) и в тормозных приспособлениях, а также от усилия туриста, удерживающего («протравливающего») ненагруженный свободный конец верёвки. Под блокировкой подразумевается обеспечение неподвижности верёвки или троса относительно тормозного устройства либо тормозного устройства относительно верёвки (троса) без приложения удерживающего усилия человека. Иногда торможение В. осуществляется с помощью амортизаторов.


Количество показов: 5716