Что значит гладиатор в древнем риме. Гладиаторы: быт бойцов Древнего Рима

Гладиаторами звали бойцов в Древнем Риме, которые на потеху публике сражались между собой. Специально для таких зрелищ даже создавали арены. Причиной появления такого жестокого развлечения стала территориальное расширение Древнего Рима. Оказалось, что пленных попросту некуда было девать. Просто убивать их было бессмысленно, вот и заставили на потеху публике мужчин сражаться друг с другом. Выживал только сильнейший. Публичным зрелищем гладиаторские игры стали считаться со 106 года до н.э.

В самом Риме и во всей стране это становится самым любимым зрелищем. Именно поэтому появились школы гладиаторов. А в 63 году Нерон разрешил участвовать в таких боях и женщинам. Официально запретили игры гладиаторов в 404 году, с приходом в Рим христианства. Эти смелые бойцы стали символом храбрости и отваги, а восстание бойцов под предводительством Спартака вообще стало важной частью древней истории. Имена же самых лучших гладиаторов мы помним и поныне.

Спартак. Кто является самым известным гладиатором в истории, гадать долго не стоит. Это Спартак, чьим именем называют детей, корабли и футбольные команды. Хотя личность эта очень знаменитая, до сих пор непонятно, кем же он был на самом деле в части своего происхождения. Классической считается версия, что Спартак был фракийцем, взятым римлянами в плен. Но есть предположения, что знаменитый гладиатор был все же римлянином, поднявшим мятеж и сбежавшим из своего легиона. Как раз в те годы Рим вел ожесточенные войны с Фракией и Македонией, так что Спартак вполне мог попасть в плен. Приписка Спартаку фракийского происхождения объяснима, ведь в те времена всех гладиаторов делили с учетом типа ведения боя как раз на галлов и фракийцев, вне зависимости от того, откуда бойцы вообще были родом. А судя по грамматике латинского языка, имя Спартак означает, что он имел отношение к Спарте. Историки раскопали, что гладиатор обучался в школе Лентула Батиата, где и изучал философию Гая Блоссия. В ней есть немало любопытных моментов, один из лозунгов вообще гласит: «Последние станут первыми и наоборот». В 73 году до н.э. случилось известное в истории Рима событие - гладиатор Спартак восстал вместе со своими 70 товарищами. Сначала это была просто группа беглых рабов с четырьмя сильными лидерами - помимо Спартака это еще Крикс, Каст и Гай Ганник, бунтари просто ограбили собственную школу и с оружием в руках бежали в предместья Неаполя. Восставшие стали промышлять грабежами и убийствами, их армия росла за счет других беглых рабов. Через пару лет компания составляла уже более 120 тысяч человек, которые спокойно перемещались по стране. В стране существовал рабовладельческий строй, и такое восстание поставило под угрозу существование государство. Именно поэтому на усмирение Спартака и его товарищей были посланы лучшие военные силы. Постепенно силы рабов были разбиты, сам Спартак погиб предположительно около реки Силари. Последние остатки могучего войска восставших пытались бежать на север, но были разбиты Помпеем. Именно он и получил лавры главного усмирителя бунта.

Коммод. Кто сказал, что гладиатором непременно должен был быть раб? Многие вольные люди выбирали себе эту профессию. Есть исторический факт, что существовал гладиатор и императорского происхождения. Коммод, уже начиная с раннего возраста, обладал отличными ораторскими способностями, научившись произносить яркие речи. Но чем старше он становился, тем менее интересными были для него государственные дела и забота о подданных. Коммода куда больше интересовали развлечения, в том числе и сексуальные. Император стал проявлять жестокость - время его правления отмечалось многочисленными казнями и убийствами. Неслучайно Коммода сравнивают по этому показателю с самим Нероном. Ведь ему Коммод не уступал ни в жестокости, ни в своей развратности. У молодого императора был свой гарем, в котором было более сотни молодых наложниц, а мальчиков так и того больше. Сам же император обожал носить женские одежды и заигрывал с подчиненными, разыгрывая разные роли. В числе любимых игр Коммода было и препарирование живых людей. И именно Коммод стал первым императором, вышедшим на поле боя в роли гладиатора. А ведь для особы царской крови это считалось неимоверным позором. Современники вспоминали, что Коммод был вообще-то отличным бойцом - он искусно убивал опасных животных. При этом он нисколько не стеснялся своего не подобающего сану развлечения, а даже обожал демонстрировать свои боевые навыки подчиненным. Коммод прославился еще и своей педантичностью - повсюду за ним ходил писарь, который фиксировал все действия и речи императора. Зато благодаря этому нам сегодня известно, что император-гладиатор принял участие в 735 сражениях. Также Коммод известен своей верой в разные жестокие языческие культы, порой он даже перевоплощался в одежды бога Анубиса. Император требовал от своих подданных обожествлять себя, идеализировать, а за неповиновение просто убивал. Смерть тирана была классической - его убили в результате заговора недовольные сограждане.

Спикул. По мнению историков Спикул относился к такому виду гладиаторов, как мурмиллоны. Их еще называли мирмиллонами. Основой вооружения таких бойцов был полуметровый прямоугольный щит, гладиус. Голову же гладиатора защищал беотийский шлем в виде рыбы и с волнообразным гребнем. Правая рука Спикула была защищена манникой. Перед началом боя этот знаменитый гладиатор всегда надевал повязку на свое бедро и перевязывался поясом. Верхняя часть его ступней было обмотана толстыми обмотками. Классический мурмиллон оснащался еще и короткими латами. В историю Спикул вошел, как любимчик Нерона. Недаром после одного из своих боев гладиатор даже получил от всесильного императора в подарок дворец, несколько домов и земельный надел неподалеку от Рима. Сам Нерон неоднократно упоминал о том, что в его армии гладиаторов именно Спикул устраняет своих соперников наиболее искусным образом. Историки говорят, что любимец императора был к тому же и самым опытным бойцом. Скорее всего, он обучал и новичков искусству боя. Существуют легенды о том, что Спикул снискал славу еще и великого любовника. В его компании даже сам Нерон часто посещал бордели и другие подобные увеселительные заведения. А умер легендарный гладиатор примерно в одно время со своим покровителем. Говорят, что в последние минуты своей жизни Нерон даже хотел, чтобы его убил именно Спикул. Вот только того, как назло, во дворце в тот момент не оказалось. А после смерти деспота его приближенных стали нещадно преследовать. В июне 68 года Спикула бросили под статуи Нерона, которые люди тащили по форуму. Так что не Нерон погиб от рук своего любимца, а, скорее, наоборот.

Тумелик. Считается, что этот гладиатор родом из знатной семьи. Его отцом был знаменитый германский вождь Арминий. А прославился он тем, что в глубинах Тевтобургского леса сумел победить сразу три римских легиона. Ими командовал наместник Вар. А матерью Тумелика стала Туснельда. То поражение стало настолько унизительным, что Римская империя не могла оставить это без внимания. Вскоре император Тиберий отдал приказ своему племяннику Германику выступить в поход и победить строптивых германцев. Трижды римляне вступали на земли восточнее Рейна. Они уничтожили укрепления племен, освободили город Сегест, осажденный Арминием. Но самое важное - была взята в плен Туснельда с ее маленьким сыном Тумеликом. Германик вот-вот готов был уже пленить и самого Арминия, но тут Тиберий призвал его обратно в Рим. Во время празднования триумфа в честь победы над германцами перед колесницей Германика шли главные свидетели его успеха - Туснельда и Тумелик. Даже отец Туснельды видел это, находясь рядом с Германиком. Так мать молодого пленника и его дед и доживали свою жизнь на чужбине. Туснельда стала служанкой в одном из богатых домов, она могла даже пережить своего сына. Сам же Тумелик попал в школу гладиаторов. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, новым императором стал сын Германики - Калигула. Сегодня все признают, что он был попросту безумным правителем. Так, он приказал вывести Тумелика на бой. Храбрый германец надел железную маску, на которой был изображен его непокоренный отец Арминий. В руках у гладиатора был меч. Но против него Калигула решил не выставлять других бойцов, а приказал выпустить голодных львов. О возрасте Тумелика сложно судить, по некоторым источником ему вообще было на тот момент пятнадцать-шестнадцать лет.

Эномай. Этот гладиатор вошел в историю, как один из лидеров восстания Спартака, его правой рукой. А командовал Эномай рабами. Попал он в плен римлянам во времена завоевания империей Галлии. Эномай входил в число тех гладиаторов, которые обучались в знаменитой школе Лентула Батиата. Это заведение находилось в Капуе. Есть свидетельства того, что в этой школе были невыносимые условия для тренировок и проживания. Именно поэтому Эномай без раздумий выступил в поддержку своего земляка Крикса и Спартака, родившегося, как говорили во Фракии. Эти гладиаторы и встали во главе восстания. Но из всей троицы именно Эномаю было суждено погибнуть первым. Историки склоняются к мнению, что он погиб между 73 и 72 годами до нашей эры. А погиб гладиатор не на арене и даже не на поле боя, а во время грабежа одного из городков Южной Италии. Историки считают, что Эномай занимался ремеслом гладиатора более десяти лет. Такая длинная карьера состоялась благодаря огромной силе бойца и его буквально нечеловеческой выносливости. Сообщается, что в одном из боев Эномаю повредили нос. Он сросся не очень удачно, из-за чего искривился. На переносице же образовался небольшая горбинка. Но хотя у гладиатора и был грозный вид, нрав его оставался спокойным. У Эномая была даже возлюбленная по имени Эмболария. Есть свидетельства того, что Эномай было все же не настоящее имя гладиатора, а его прозвище, которое он получил для выступлений на арене. Ведь Эномаем звали сына бога Ареса, который отличался воинственным и жестоким нравом. В те времена часто имена гладиаторов становились частью их «сценического» образа. Собственные же, «варварские» имена, римляне даже слышать не хотели, считая их попросту некрасивыми.

Батиата. Имя этого гладиатора мы уже неоднократно упоминали в связи с его школой. А ведь первоначально и он выступал на арене. После окончания активной карьеру Лентул Батиата основал собственную школу, которая стала самой большой в стране. Есть основания предполагать, что именно Батиата и был наставником самого Спартака. А открытая в Капуе школа стала образцом для заведения такого типа, которые вскоре стали появляться во всей Римской империи. А проживал Корнелий Лентул Батиата в Риме. Его взгляды были основаны на материалистических убеждениях. И хотя своих подопечных-гладиаторов он называл не иначе, как монстрами, делал это Батиата все же в шутливой и ласковой форме. Сам основатель школы заявлял, что она является по сути фермой, где и выращиваются подопытные существа. Такие радикальные жизнь вполне имели право на жизнь, гладиаторы из Капуи действительно пользовались популярностью. Посмотреть на их сражения приезжали жители из самых отдаленных мест империи. Работать же Батиате с гладиаторами было непросто. К тому же достаточно было организовать всего пару-тройку неинтересных для публики боев, как школу Батиата конкуренты отстранили бы от выступлений в Колизее. Сам бывший гладиатор отлично осознавал, как растет конкуренция со стороны других школ. Чтобы повысить мотивацию своих бойцов Батиата ввел интересную систему мотивации. Хозяин внушал своим гладиаторам, что жизнь на самом деле является обычным сном, который приходит к человеку по воле богов. Всего же в школе обучалось более двухсот бойцов. Большинство - это пленные из Фракии и Галлии. Историки полагают, что именно жестокое отношение хозяина к своим гладиаторам и вылилось в итоге в мятеж.

Гай Ганик. Точно неизвестно, когда родился и умер этот гладиатор. Некоторые энциклопедисты полагают, что Гай Ганик умер в 71 году до н.э. А вошел в историю этот человек, как соратник Спартака. Он руководил большим отрядом восставших в ту пору рабов. Родом Гай Ганник был из Галлии. Но в одном из жизнеописаний Спартака встречается информация о том, что его соратник принадлежал к древнему народу Италии, самнитам. Говорили также, что гладиатор имел кельтские корни. Скорее всего, Гай Ганник попал в Рим, будучи плененным в ходе завоеваний Галлии. Вместе со Спартаком Гай Ганник обучался гладиаторскому мастерству в капуйской школе Лентула Батитата. В Капуе многие считали, что именно он на самом деле и являлся лучшим гладиатором. Во время восстания Спартака бывший гладиатор стал командующий, одерживая победы над регулярными частями римлян. В 71 году до н.э. Спартак вместе с Гаем Ганником решили провести восставших в Галлию и Фракию. Но в последней фазе восстания, после того, как Спартак решил захватить город Брундизий, от основных сил откололось войско в двенадцать тысяч человек. Его возглавили Гай Ганик и Каст. Но противостоять обученным и превосходящим войскам римлян гладиаторы на этот раз не сумели. В последнем бою же Гай Ганик был храбр, как это и подобает настоящему гладиатору. Погиб легендарный воин неподалеку от города Регия, что находится на юре современной Италии. В своем «Сравнительном жизнеописании» Плутарх нашел место и для Гая Ганника, которого историк назвал Гаем Канницием.

Крикс. Этот гладиатор являлся галлом и несколько лет находился в рабстве. В неволю Крикс попал, сражаясь с римлянами на стороне аллоборгов. Крикс, как и Спартак, являлся гладиатором в школе Лентала Батиата, что была в Капуе. В 73 году до н.э. Крикс вместе с другими беглецами из этой школы стал грабить окрестности Неаполя и собирать других беглых рабов. Крикс был одним из самых главных помощников Спартака. Но после первых военных успехов Крикс отделился от своего вождя, оставшись в Южной Италии. Основные же силы рабов двинулись на север. Плутарх рассказал, что причиной такого отделения стала заносчивость и высокомерия Крикса. В его армии остались галлы и германцы, соплеменники лидера. Весной 72 года до н.э. римский консул Публикула начал активно сражаться с армией Крикса. Около горы Гарган в Апулии состоялась решающая битва. В ходе ее Крикс и был убит. Он сражался с большой отвагой, убив не менее десяти легионеров и центурионов. Но в итоге Крикса закололи копьем и обезглавили. 30-тысячная же армия же рабов была разгромлена. Память своих соратников Спартак почтил, устроив игры гладиаторов, как это было заведено в Риме. Только на этот раз в таких мероприятиях заставили принять участие более трехсот знатных римских военнопленных.

Герардеска Манутиус. Говоря о величайших гладиаторах, стоит упомянуть и самую известную женщину, которая освоила эту профессию. Герардеска Манутиус является, возможно, самой величайшей воительницей в истории. Она убила на арене более двухсот противников разного пола, встретив смерть свою в бою. Это была красавица, с черными смоляными волосами и идеальным телом. Римские болельщики обожали ее. А попала Манутиус на арену всего за год до своей смерти. За такой короткий промежуток она успела стать знаменитостью. Беглой рабыне было 28 лет, когда она попала в группу из тех десятков тысяч рабов, объединившихся под началом Спартака. В армии повстанцев женщина сперва исполняла незавидную роль проститутки. Со Спартаком она прошла всю Италию, в свободное время женщина брала уроки работы с мечом. Это позволило ей стать отличным рукопашным бойцом, имеющим опыт в единоборствах. В битве при Лукании в 71 году до н.э., когда Спартак был убит, Герардеску захватил в плен Марк Люциний Красс. Недолго думая, он приказал распять женщину вместе с другими шесть тысячами беглыми рабами. Но уже в момент, когда амазонку приковывали к кресту, римлянин вдруг изменил свое решение. Прекрасная Герардеска понравилась своей бронзовой кожей и провела ночь в палатке Красса. На следующий день военачальник отправил женщину в Капую, в школу гладиаторского мастерства. Он надеялся, что это ремесло поможет ей однажды стать свободной. Основы гладиаторского боя давались Герардеске без особого труда. Уже через несколько недель состоялся первый бой амазонки. Ажиотаж объяснялся тем, что на арену вышла протеже самого Красса. Но всего пять минут потребовалось женщине-гладиатору, что покончить с мускулистым и татуированным греком Трасианом. Публика с наслаждением наблюдала, как два обнаженных до пояса тела, потные от солнца, двигались в попытке убить друг друга. В итоге меч вошел в пах грека, а гром аплодисментов потряс амфитеатр. Победитель использовал обманный прием. Но кровавая карьера не могла продлиться долго. Целых 11 месяцев Герардеска уничтожала всех своих соперников, в том числе и прославленных уже бойцов. А погибла гладиатор в бою с двумя карликами. Во время поединка одному из них удалось прокрасться женщине за спину и воткнуть трезубец прямо в почки. Бывшая любимица публики вдруг лишилась разом всех симпатий, которые перешли к карликам. Весь Колизей направил пальцы вниз, вынося приговор Герардеске. Согласно правилам раненая женщина легка на спину, мучаясь от боли. Она подняла палец левой руки и в этот момент карлики вогнали свои трезубцы ей в живот и грудь, окончив бой. Израненное тело гладиаторши унесли с арены и просто бросили на груду других жертв боев. Так кумир Рима, знаменитая женщина-боец и не получила последних достойных почестей.

Истории о гладиаторских боях приводили людей в восторг на протяжении многих тысячелетий. Эти воины с мечами и щитами были вынуждены бороться за свою жизнь; их образы неустанно вдохновляют создателей книг, картин, фильмов и телевизионных шоу. Тем не менее, когда бои стали более популярными, толпа жаждала больше зрелищ. Отныне меча и щита было недостаточно. Далее представлены десять типов гладиаторов, которые в боях использовали самое разнообразное оружие.

1. Бестиарии

В отличие от других гладиаторов, бестиарии боролись за свою жизнь с животными, а не себе подобными. Специально для этих боёв римские императоры и сенаторы привозили из Африки и Азии экзотических и сильных животных (например, львов, тигров, слонов и медведей). Они служили символом богатства, а также были участниками зрелищ, которые устраивали для толпы в Колизее и амфитеатрах. Некоторые виды животных (к примеру, слоны) были призваны шокировать и развлекать зрителей, которые прежде никогда их не видели. Другие животные должны были охотиться на людей, а также сами выступали в роли добычи.


Существовало два типа бестиариев: "damnatio ad bestias" (буквально с латинского «предание зверям»; отданные на растерзание диким животным) и "venatio" («охотники»). К первому типу относились те, кого приговорили к смертной казни. Они не считались гладиаторами и были, как правило, представителями низшего класса в Древнем Риме. Их смерть была развлечением для толпы. Иногда одно дикое животное за раз могло убить несколько сотен человек.

«Охотники» тренировались и охотились на животных. Это было неотъемлемой частью их выступлений. О "venatio" нам известно очень мало, поскольку историки и хронисты не любили их описывать. В отличие от других гладиаторов, «охотников» презирали в Древнем Риме. Самым известным "venatio" был Карпофорус, который, согласно истории, голыми руками убил свыше двадцати животных на арене Большого цирка. Карпофорус также тренировал животных, чтобы они могли убивать, охотиться и даже насиловать людей.

Некоторые императоры также демонстрировали своё мастерство в убийстве животных, однако вместо признания, они получали лишь презрение толпы. Нерон сражался с животными на арене, в то время как Коммод «героически» убивал травмированных и малоподвижных животных, находясь в безопасности на возвышенной платформе. Последнее вызвало крайнее неодобрение сената.

2. Ноксии

Ноксии были представителями самого низшего класса в римском обществе. Их даже не считали за людей. К ним относились христиане, евреи, дезертиры, убийцы и предатели. Ноксий не брали в школу гладиаторов, а их появление на аренах, где они умирали самыми ужасными способами, было, своего рода, наказанием за совершённые преступления. Ноксии могли быть убиты несколькими способами: первый - их разрывали на части дикие животные; второй - их до смерти мучили гладиаторы, которые завязывали глаза и получали инструкции от толпы; третий - они выступали в роли мишени, за которой охотились настоящие гладиаторы. Ноксии, как правило, были одеты в набедренную повязку и не имели брони. Оружием им служил простой гладиус (короткий меч) или палка. Римлянам доставляло удовольствие убивать ноксий. Это служило напоминанием о том, что каждый должен знать своё место в социальной иерархии.

3. Ретиарии

Что лучше: скорость или сила? Смерть от тысячи порезов или одного удара? В древнеримские времена ответ был однозначным: чем больше силы и брони, тем лучше. Именно поэтому к ретиариям изначально относились как к низшему типу гладиаторов. У них было очень мало брони, поэтому им приходилось бороться, используя ловкость, скорость и хитрость, а также сеть, трезубец и - в крайних случаях - небольшой клинок. Ретиарии тренировались отдельно от гладиаторов, у которых были мечи и щиты. Их считали женоподобными и часто высмеивали. Сатирик и поэт Децим Юний Ювенал поведал историю о мелком аристократе Гракхе, который не только вызвал всеобщую немилость, став гладиатором, но и опозорил общество, сражаясь в качестве ретиария. Однако через несколько столетий ретиарии приобрели милость и стали одними из главных на арене.

4. Секуторы

Гладиаторы, которые относились к типу секуторов, должны были преследовать и побеждать ретиариев. Секутор имел мощные доспехи: огромный щит, меч и круглый шлем, который закрывал всё его лицо и имел два крошечных отверстия для глаз. Типичный бой между секутором и ретиарием начинался с того, что последний отходил на безопасное расстояние или - в некоторых случаях - взбирался на возвышенную платформу над водой, где лежал заранее подготовленный запас камней. Секутор (лат. secutor - преследователь) преследовал ретиария и пытался не попасть в его сеть или под град камней. Также он боялся трезубца ретиария, который использовался для того, чтобы не подпустить секутора слишком близко. Секутор был хорошо вооружён, однако он быстро уставал под тяжестью своей брони.

Император Коммод сражался в качестве секутора во время игр; он имел отличные доспехи и оружие, что гарантировало ему победу. Ещё одного знаменитого секутора звали Фламмом, он был родом из Сирии и сражался на арене в одежде, характерной для жителей территории Галлии. Он принял участие в 34 боях и одержал победу в 21 из них. Удивительно, но ему четырежды предлагали свободу, однако он каждый раз отказывался.

5. Эквиты

Эквиты были похожи на римских кавалеристов, однако их не стоит путать. Римские кавалеристы были в основном представлены мелкими аристократами, которые занимали хорошие должности в сенате и могли даже стать императорами. В свою очередь, эквиты были прославленными организаторами публичных зрелищ. Представления в Колизее, как правило, начинались с боёв эквитов, чтобы оживить толпу при помощи ловкости и скорости, которые демонстрировали эти гладиаторы. Сидя верхом на лошадях, они атаковали друг друга при помощи копий, а затем соскакивали на землю и боролись на мечах. Они носили лёгкие доспехи, что способствовало большей ловкости и атлетичности.

6. Провокаторы

Как мы теперь знаем, в Древнем Риме сражаться друг с другом на арене могли различные типы гладиаторов. Провокаторы, тем не менее, вступали в бой только с провокаторами. Причина заключалась в том, что соперника для них не выбирали - они сами вызывали его на бой. Они сражались, чтобы уладить распри между гладиаторскими школами, которые соперничали друг с другом, или повысить свой статус, победив известного соперника. Каждый провокатор был вооружён как римский легионер: он имел прямоугольный щит, нагрудник и шлем.

7. Женщины-гладиаторы

Женщины-гладиаторы, как правило, носили очень мало брони, и у них почти всегда был оголён торс. В большинстве случаев они даже не надевали шлем, чтобы все знали, что на арене сражается женщина. Бои между женщинами-гладиаторами, которые, кстати сказать, были вооружены коротким мечом и щитом, были редкостью и воспринимались как новшество. Женщины могли сражаться не только между собой, но и с карликами, чтобы вызвать негодование и шок у толпы. В некоторых случаях в гладиаторских боях могли принимать участие женщины, имевшие высокий статус в обществе. Их появление на арене сопровождалось громкими скандалами. В конечном счёте, бои женщин-гладиаторов были запрещены в 200 году нашей эры.

8. Галл / Мурмиллон

Галлы были одними из первых гладиаторов, которые произошли от галльского племени, проживавшего в Центральной и Западной Европе. Большинство из них были пленными, которые были вынуждены выйти на арену, чтобы сражаться. Галлы были хорошо вооружены и выглядели как типичные гладиаторы: они имели длинный меч, щит и шлем, однако носили традиционную галльскую одежду. Галлы были менее проворными, нежели другие гладиаторы, поэтому полагались на свою силу, атакуя противников. Они часто сражались с пленными из вражеских племён.

После того как галлы заключили мир и вошли в состав Римской империи, их стали относить к другому типу гладиаторов, которых называли мурмиллонами. Мурмиллоны по-прежнему использовали тяжёлый меч и щит, однако одевались как римские солдаты и сражались с другими мурмиллонами, гладиаторами из вражеских регионов и ретиариями.

Одного из самых знаменитых мурмиллонов звали Маркусом Аттилиусом, который во время своего первого боя победил гладиатора из личного войска Нерона, Хиларуса, и Луция Феликса. У обоих на счету было более десятка побед.

9. Самниты

Самниты также являются одними из первых гладиаторов, и они имеют много чего общего с галлами. Они также были военнопленными, однако их родиной считался регион Самний (юг Италии). После того как римляне одержали победу над самнитами, они заставили их участвовать в насмешливых церемониальных боях, которые впоследствии превратились в гладиаторские соревнования. Самниты носили традиционную военную одежду и сражались при помощи меча и прямоугольного щита. Их противниками, как правило, были попавшие в плен солдаты из враждующих с Римом племён.

Когда Самний стал одной из провинций Римской империи, самниты перестали относиться к отдельной категории. Они присоединились к гопломахам или мурмиллонам, которые носили такую же одежду и имели похожее оружие.

10. Фракийцы

Самым популярным и хорошо известным гладиатором является Спартак. Он был военнопленным из фракийского племени, проживавшего на территории Юго-Восточной Европы. Он восстал против своих поработителей, которые вынуждали его сражаться на гладиаторской арене. В конечном счёте, Спартак был побеждён, однако легенда о нём живёт по сей день.

Фракийцы, которые имели круглый щит, изогнутый клинок и широкий шлем с эмблемой грифона, были, пожалуй, самыми популярными из первых гладиаторов. Они часто сражались с галлами и самнитами.

Так же, как мы сегодня болеем за разные спортивные команды, императоры и сенаторы имели своих любимчиков среди гладиаторов. Калигула, в частности поддерживал фракийцев и даже убил гладиатора, который победил его любимого фракийского воина. Другой император, Домициан, питал такое презрение к фракийцам, что однажды бросил одного из зрителей на растерзание собакам. Что сделал этот бедняга? Он выдвинул предположение о том, что фракиец, скорее всего, выиграет гладиаторский бой.

Гладиаторы (лат. gladiatores, от gladius, «меч») – у древних римлян название бойцов, сражавшихся друг с другом в состязаниях на арене амфитеатра. Из всех игр, удовлетворявших страсть к зрелищам римского народа, наибольшею благосклонностью всех классов пользовались гладиаторские бои (munera gladiatoria). Состязания гладиаторов ведут свое происхождение от похоронных игр у этрусков , которые заменили собою человеческие жертвоприношения, совершавшиеся некогда в память умерших. Вследствие этого гладиаторские бои устраивались у древних римлян первоначально лишь на погребальных тризнах (ad rogum); первое упоминание о них относится к 264 до Р. Хр. С течением времени, однако, игры эти утратили значение жертв умершим и превратились в простое развлечение жестокого и гордого своею свободою римского народа, которому доставлял удовольствие вид бьющихся насмерть гладиаторов. В то же время в них стали видеть прекрасное средство для поддержания в народе воинственного духа.

Такой характер этот обычай принял в последние времена республики . В эту эпоху эдилы, равно как и прочие должностные лица, в особенности при вступлении своем в должность, стали устраивать гладиаторские игры по поводу самых разнообразных событий, и для этой цели были даже выстроены особые амфитеатры с открытой ареной. Число пар сражавшихся гладиаторов постепенно возрастало. Юлий Цезарь , занимая должность эдила (65 до Р. Хр.) выставил 320 пар гладиаторов.

Гладиаторы. Кровавый спорт Колизея. Видеофильм

Древнеримские императоры то ограничивали гладиаторские игры, то до безумия поощряли их. Август разрешил преторам давать гладиаторские бои не более двух раз в год, и притом с условием, чтобы в каждом из них участвовало не более 60 пар. На играх, устроенных им самим, по его собственному показанию, сражалось, в общем, не менее 10 тысяч человек. Запрещение Августа скоро было забыто. О Траяне рассказывают, что он в течение 123 дней давал различные игры, на которых сражалось 10 тысяч гладиаторов, а император Коммод ничем так не гордился, как славой искусного гладиатора, сотни раз выступавшего на арене. Скоро, впрочем, гладиаторские игры нашли доступ и в другие главнейшие города Римской империи . Так, по рассказу Иосифа Флавия , Ирод Агриппа I при открытии амфитеатра в Кесарии в один день выставил 700 гладиаторов. Даже в Афинах и Коринфе игры эти встретили сочувственный прием, а в позднейшее время едва ли существовал хоть один значительный город в Италии или в провинциях, не имевший собственного амфитеатра для гладиаторских игр.

Поединок гладиаторов ретиария и мирмиллона. Современная реконструкция

Гладиаторы набирались по большей части из военнопленных, которых массами доставляли в Древнем Риме многочисленные войны. Множество рабов присуждалось к состязаниям на арене в виде наказания. Немало было также среди гладиаторов и свободных граждан, отчаянного и обедневшего люда, не имевшего иных средств содержать себя. Гладиаторы, которым удавалось выйти победителями из состязания, не только приобретали громкую славу и увековечивались в произведениях поэзии и искусства, но получали также за каждое представление значительную плату (auctoramentum), так что могли надеяться провести остаток жизни состоятельными людьми. Эти свободные гладиаторы назывались auctorati и должны были дать клятву в том, что позволят себя «сечь розгами, жечь огнем и умерщвлять железом».

Бой гладиаторов ретиария и секутора

Во время римской империи учреждены были императорские школы для гладиаторов (ludi gladiatorii), одна из которых найдена была в Помпеях . Здесь гладиаторов держали в строжайшей дисциплине и сурово наказывали за малейшие проступки, но зато относились с большой заботливостью к их телесному благосостоянию. Гладиаторы упражнялись в своем искусстве под руководством учителя фехтования (ланисты). Начинающие пользовались особой рапирой (rudis), которая давалась также заслуженному гладиатору (rudiarius) после удачного боя, в знак полного освобождения от гладиаторской службы.

По вооружению гладиаторы Древнего Рима делились на несколько родов. В полном вооружении сражались так называемые самниты (samnites), которые носили продолговатый щит, прочный рукав на правой руке, набедренник на левой ноге, прочный пояс, шлем с забралом и гребнем и короткий меч. Ретиарии (retiarii – «бойцы с сетью»), главным оружием которых была сеть (rete), выходили почти без одежды; защитой им служил лишь широкий пояс да кожаный или металлический нарукавник на левой руке. Кроме того, они были вооружены трезубцем (fuscina) и кинжалом. Искусство их состояло в том, чтобы набросить сеть на голову противника, а затем заколоть его трезубцем. Противниками их являлись обыкновенно гладиаторы-секуторы (secutores – «преследователи»), вооруженные шлемом, щитом и мечом. Кроме секуторов в бой с ретиариями вступали нередко также мирмиллоны (myrmillones), вооруженные по галльскому образцу шлемом, щитом и мечом. Особый род гладиаторов составляли фракийцы (thraces), вооруженные по-фракийски, небольшим, обыкновенно круглым щитом (parma) и коротким кривым мечом (sica). Часто упоминаются также эсседарии (essedarii), сражавшиеся на боевой колеснице (esseda), запряженной парой лошадей, тогда как гладиаторы-андабаты (andabatae) сражались верхом на коне, в шлемах, с забралом без отверстий для глаз и, вооруженные круглым щитом и копьем (spiculum), устремлялись друг на друга, ничего не видя.

Вооружение гладиатора-фракийца. Современная реконструкция

Тот, кто устраивал гладиаторские игры, назывался editor muneris или munerarius. Он назначал заранее день игр и издавал их программу (libellus). Эти libelli, в которых приводилось число гладиаторов и перечислялись по именам наиболее выдающиеся из них, старательно распространялись; часто также держали пари по поводу ожидаемой победы того или другого бойца. В начале представления гладиаторы проходили торжественной процессией по арене, приветствуя римского императора упоминаемой Светонием фразой: «Ave, Imperator (Caesar), morituri te salutant» («Слава тебе, император, идущие на смерть приветствуют тебя!». Светоний, «Vita Claudii», 21).

Расставленные затем попарно ланистой, гладиаторы начинали примерное сражение (prolusio) тупым оружием, часто под музыку. Но вот труба давала сигнал к серьезному бою, и гладиаторы устремлялись друг на друга с острым оружием. Свирели и флейты заглушали стоны раненых и умирающих. Отступавших гнали в бой плетьми и раскаленным железом. Если гладиатор получал рану, то кричали: «Habet». Но обыкновенно на раны не обращали внимания, и сражение продолжалось, пока одного из бойцов не покидали силы. Тогда он опускал оружие и, поднимая указательный палец, молил народ о сострадании и пощаде. Исполнение просьбы (missio), в позднейшее время предоставлявшееся обыкновенно императору, возвещалось маханием платков, а также, вероятно, поднятием пальца, тогда как поворачивание большого пальца требовало смертельного удара. Древнеримский народ выказывал участие к храбрым бойцам, трусость же вызывала в нем ярость. Павших гладиаторов волокли особыми крюками через Porta Libitinensis («ворота смерти») в так называемый сполариум (spolarium) и здесь добивали тех, у которых сохранились еще признаки жизни.

«Пальцы вниз». Картина Ж. Л. Жерома на тему гладиаторских боёв

В Италии родиной упомянутых выше гладиаторских школ была Кампания и огромная масса рабов, собиравшаяся для обучения в этих школах, неоднократно создавала своими восстаниями для Древнего Рима серьезную опасность (см. Восстание Спартака). В междоусобных войнах Отона с Вителлием , гладиаторы служили в войсках и оказали большие услуги в рукопашных схватках. Христианство хоть и восстало против гладиаторских игр, но долгое время было не в силах искоренить в Древнем Риме пристрастие к этим зрелищам. Окончательно прекратились они, по-видимому, лишь в царствование Гонория (404).

Художественные изображения гладиаторских боев встречаются нередко. Важное значение имеет найденный в Помпеях большой барельеф, представляющий различные сцены из древнеримских гладиаторских сражений. Изображения подобных же боевых сцен сохранились на найденном в Ненниге (в округе Трира, Германия) мозаичном полу.

Последние изменения: Август 4, 2018

Пожалуй, ничто так не будоражит воображение приезжающих в Вечный город туристов, как стены древнеримского Колизея – безмолвные свидетели гладиаторских игрищ. Вопрос об их происхождении до сих пор останется открытым. Однако независимо от мнения историков, бои гладиаторов на арене Колизея являлись примером военной этики и были важнейшей частью политической и общественной жизни в римском мире.

Кровавые игры продолжались почти тысячу лет, достигнув своего пика еще до появления Амфитеатра Флавиев – в период со II века до н.э. до I века н.э. Откуда же и почему в Древнем Риме появилось столь нетривиальное развлечение для публики.

Гладиаторские бои – история возникновения

Дошедшие до нашего времени ранние летописные источники разнятся в оценках дат и причин возникновения гладиаторских боев. Так, в конце I века до н.э. греческий историк и философ Николай Дамасский (род. около 64г. до н.э.), полагал, что их происхождение берет свое начало из Этрурии – древнего региона Центральной Италии, в который входили: часть Лацио к северу от Рима, Тоскана, часть Умбрии и Лигурийское побережье. Эта версия, ставшая доминирующей, впоследствии была подтверждена древними артефактами, найденными при археологических раскопках в итальянском городе Тарквиния, находящемся примерно в 45 км от Рима в провинции Витербо. Этот город является одним из старейших поселений этрусков. Именно он дал целую династию древнеримских царей – .
Гипотеза о том, что бои гладиаторов были заимствованы римлянами у этрусков, основывается на найденных в их погребальных захоронениях графических изображений ритуальных похорон, сопровождавшихся играми.

Фреска «Борцы» в этруском погребальном захоронении, ок. 460г. до н.э.


Похоронные игры этрусков предусматривали, также, жертвоприношения пленных, в которых их кровь в качестве жертвенной выливалась на могилу павшего воина для упокоения его души. Этот искупительный кровавый обряд, очевидно, и предвосхитил ранние римские гладиаторские бои.

Фреска «Принесение в жертву пленных троянцев» , ок.IV до н.э.

Игры гладиаторов в раннюю римскую эпоху и смена декораций

Как и многие обычаи глубокой древности, бои гладиаторов на арене Колизея, начавшиеся как религиозный обряд, стали публичным зрелищем. Если верить римскому историку Титу Ливию (59г. до н.э. – 17г. н.э.), впервые они были проведены в Риме в 264г. до н.э. В своей работе «Ab Urbe Condita Libri» он отмечал, что их организовали братья Марко Юнио Пера (римский консул в 230г. до н.э.) и Децим Юнио Пера (римский консул в 266г. до н.э.) по случаю похорон своего отца – не менее знаменитого политика и аристократа этрусского происхождения Децим Юния Брут Пера, одного из прямых потомков основателя Рима. Тогда, чтобы почтить его память, насмерть сражались три пары гладиаторов на Forum Boarium (Бычий форум) и это кровавое действо, по оценке Тита Ливия, полностью соответствовало этрусскому погребальному обряду.

Гладиаторы. ок. II века н.э. Часть мозаики, найденной г. Злитен, провинции Мисурата в Ливии.


В 216 году до н.э. римский консул Маркус Эмилиус Лепидус также был удостоен чести проведения столь торжественного древнего обряда – «munera funerari», то есть погребальных игр. Его сыновья Люциус, Квинт и Маркус, используя двадцать две пары соперников, организовали на Forum Romanum бои гладиаторов, которые длились три дня.

Следующие масштабные гладиаторские бои, проводимые в рамках munera funerari, состоялись на похоронах римского консула Публия Лициния Красса в 183г. до н.э. Но они были уже более экстравагантными. Погребальные игры продолжались три дня, и в них участвовало около 120 гладиаторов.

Увлечение гладиаторскими играми и принятие их в качестве необходимого ритуала при погребении было восторженно воспринято многими союзниками Рима, а культ гладиаторов проник далеко за его пределы. К началу 174г. до н.э. «малые» римские munera funerari – частные или публичные, имели уже довольно низкую значимость и были настолько обыденными и ничем не примечательными, что даже не удосуживались быть упомянутыми в трудах летописцев. В 105г. до н.э. правящие консулы предложили Риму спонсировать «варварскую битву» из государственной казны в рамках учебной программы для военных. Бои гладиаторов, впервые проведенные специально обученными бойцами из Капуи, оказались столь популярны, что после этого они стали публичными. Их стали часто включать в проведение государственных игр, которые сопровождали основные религиозные праздники.

Колизей – главная арена гладиаторов

Изначально публичные бои гладиаторов устраивались на открытых многолюдных площадках городских рынков, таких как Forum Boarium, вокруг которых на возвышенностях возводились временные места для зрителей с высоким статусом. Однако по мере того, как гладиаторские игры становились все более и более популярными, потребовалось строительство фундаментальных сооружений.

Фреска с изображением Римской арены в г. Помпеи, построенной ок. 79г. до н.э.

Самый ранний известный римский амфитеатр был построен для этих целей около 70г. до н.э. в Помпеях. В Риме, по свидетельствам летописцев, существовал деревянный амфитеатр публичного оратора Гая Скрибониуса Курио, сооруженный в 53г. до н.э., а открытие первого каменного состоялось лишь в 29г. до н.э. и было приурочено к празднованию тройного триумфа Октавиана Августа. По словам Плиния, три этажа этого амфитеатра были отделаны мрамором, содержали более 3000 бронзовых статуй и вмещали 80 000 зрителей. Однако, в 64г. н.э. он сгорел дотла, так как сооружение, по всей вероятности, имело деревянный каркас. На замену ему император Тит Флавий Веспасиан возвел в Риме самую большую и известную арену гладиаторов в мире – Амфитеатр Флавиев, известный сегодня как Колизей. Он был открыт в 80 году н.э. как личный дар Императора римскому народу.

Колизей, возведенный династией Флавиев, подаренный римскому народу императором Веспасианом


Гладиаторские игры

Во времена Империи количество проводимых гладиаторских боев достигло своего пика, став любимым развлечением восторженной публики. Выступления превратились в настоящие шоу гладиаторов – игры заблаговременно объявлялись на рекламных щитах, где указывалась их причина, место и дата проведения, количество и имена выступающих пар, порядок их появления. Дополнительно зрителям сообщалось о наличии мест под тентом, защищающем от солнца, предоставляемых напитках, сладостях и еде, указывались призы для победителей.
В ночь перед играми гладиаторы получали возможность дать поручения, чтобы закончить свои личные дела, для них устраивался банкет, имевший очевидную схожесть с ритуальным и сакраментальным «последним приемом пищи».

Гладиаторы после боя. 1882г. Картина Хосе Морино Карбонеро, Музей Прадо


На следующий день, торжественно шествуя через весь город, роскошно одетые гладиаторы направлялись в амфитеатр Флавиев. Спереди шли ликторы – римские гражданские служащие, позади – небольшая группа трубачей, играющих в фанфары, и свита, несшая образы богов, чтобы засвидетельствовать судебные разбирательства на арене. Замыкал процессию писарь и специальный человек, несший пальмовую ветвь для чествования победителей.

Это интересно!

Согласно установившемуся мнению, перед боем на арене Колизея гладиаторы попадали под трибуну императора, если тот присутствовал на выступлениях, и кричали – «Ave Caesar, morituri te salutant» , т.е. «Привет, Цезарь, те, кто скоро умрет, приветствуют тебя» . Однако недавняя историография отрицает подобные домыслы.


Игры гладиаторов на арене Колизея обычно начинались с развлекательного зрелища –либо сражавшихся друг с другом диких животных, либо со звериной охоты (venationes), когда слабо вооруженный гладиатор (venator) бился с голодными хищниками – львами, тиграми или медведями. Венатор, то есть охотник, был защищен только фасциями – полосками сыровяленой кожи, обернутой вокруг туловища и ног. Для своей защиты он использовал лишь копье.

Звериная охота на арене. Византийская фреска ок. V века н.э. Музей мозаики в Стамбуле, Турция


Следующим действом было публичное осуждение нарушивших закон преступников или христиан – Ludi Meridiani, приобретшее значительную популярность в период Римкой империи. К виновным, приговоренным к смерти, применяли наиболее варварский вид смертной казни – Domnatio ad Bestia (Осуждение к зверям). Несчастных просто бросали на растерзание дикому зверю.


Зачастую несчастные были полностью или частично обнажены, а оказывать сопротивление, чтобы защитить свою жизнь, им мешали оковы. Те, кто контролировал эту форму исполнения казни, назывались bestiarii (от лат. Bestia – «зверь»). Публичная смерть от диких животных на арене считалась наиболее унизительной в Риме. Последним актом унижения было удаление трупов – их крючьями вытаскивали с арены Колизея, а растерзанные тела впоследствии лишали надлежащих языческих погребальных обрядов.

Фрагмент мозаики «Domnatio ad Bestia», I век н.э., г. Злитен, Ливия


Перед началом боев, на арене Колизея проводилась их симуляция с деревянным оружием в качестве разминки, в которой участвовали пары заявленных для участия в гладиаторском шоу бойцов. Затем ланисты (антрепренеры гладиаторов, в современном понимании) представляли публике участников предстоящих схваток и отмечали пространство боя, ограничивая его метками.

Бой гладиаторов на арене Колизея, который обычно длился 10-15 минут, начинался по сигналу взывающего протяжного звука из рога. В течение дня проводилось 10-13 схваток, а обученные бойцы должны были соблюдать профессиональные правила ее проведения. Для этого назначался summa rudis, т.е. старший судья и его помощник, чтобы предупредить или отделить противников друг от друга в какой-то наиболее критический момент. Чаще всего судьи сами были отставными гладиаторами – их решения и суждения безоговорочно соблюдались. Они могли полностью прекратить поединок или приостановить его, чтобы дать отдохнуть соперникам.

Фрагмент мозаики «Бой гладиаторов», ок. 320г. н.э., галерея Боргезе, Рим, Италия


Поверженный наземь гладиатор мог сам признать свое поражение, обратившись к рефери поднятием вверх большого пальца, чтобы остановить бой и обратиться к редактору, решение которого обычно зависело от ответа толпы. Самые ранние гладиаторские бои предусматривали для побежденного безоговорочную смерть, которая считалась праведным наказанием за поражение. Несколько позже, во времена Римской империи, те кто показывал свое мастерство и хорошо сражался, мог получить по прихоти толпы или, чаще всего, от редактора – missione, т.е. прощение и спасти свою жизнь от смертного приговора. Очевидно, это было связано с тем, что публичные бои на арене амфитеатров стали неплохим бизнесом для держателей школ – гладиаторы стоили дорого, их арендовали для боя, продавали и покупали как товар, а заключенный контракт между ланистом и редактором мог включать выплату довольно большой денежной компенсации за непредвиденные случаи смерти. Порой сумма могла оказаться в пятьдесят раз выше арендной стоимости гладиатора.

Картина Pollice Verso (лат. Пальцы вниз), худ. Жан-Леон Жером, 1872


Побежденный, которому было отказано в помиловании, должен был умереть достойно, не оказывая сопротивления и не взывая к милосердию. Некоторые сохранившиеся до нашего времени мозаики показывают, каким именно образом поверженные гладиаторы принимали смерть. Стоящему на коленях противнику победитель наносил последний роковой удар, опуская свой меч сверху вниз – между ключицей и лопаткой, чтобы достичь сердца и, таким образом, давал ему быструю смерть.

Это интересно!

Кровь убитого на арене гладиатора считалась эффективным афродизиаком, имевшим тонизирующее и бодрящее действие. Древнеримский писатель и автор «Естественной истории» Гай Плиний Секунд (23-79гг. н.э.) в своих трудах отмечал, что «римляне пили кровь из умирающих гладиаторов, как из живых чаш, как средство от анемии». Кровь раненных бойцов считалась действенным средством для излечения эпилепсии, ее собирали губками прямо на арене и даже продавали.


Распорядитель боев на арене Колизея прилюдно подтверждал смерть гладиатора, касаясь его раскаленным железом, и приглашал либитинариев – специальных служителей амфитеатра, для выноса тела. Облаченные в одежды богов Харона или Меркурия, они выносили с арены бездыханные останки через предназначенную для этого особую дверь – libitina, называемую так по имени древнеримской богини похорон и захоронений. Эта дверь вела в spoliarium – помещение, предназначенное для трупов, где мертвого гладиатора лишали доспехов и оружия.

Победитель, выигравший гладиаторские бои, получал от редактора лавровую корону, а от благодарной толпы зрителей – деньги. Для изначально осужденного гладиатора или раба самой большой наградой было вручение ему rudis – учебного деревянного меча. С этого момента невольник получал свободу, считаясь вольноотпущенником.

Запрет гладиаторских игр

Вторжения чужеземцев, эпидемия чумы, гражданская война и экономическая депрессия предопределили так называемый Кризис Третьего века. Известный также как Императорский кризис 235-284гг. н.э., начавшийся с убийства императора Александра Северуса в 235 году, он привел к глубоким изменениям во всех институтах власти и в экономической жизни на всей территории Империи и предопределил повсеместное распространение христианской религии. И хотя императоры продолжали субсидировать бои гладиаторов на арене Колизея в качестве неотъемлемых общественных интересов, кровавое зрелище становилось все более презираемо христианами.

Смерть Игнатия Антиохийского на арене в Риме


В 315г. Константин I запретил варварские смертные приговоры Domnatio ad Bestia, приводившиеся в исполнение на аренах, а через десять лет он даже попытался полностью запретить игры гладиаторов. Однако императорское законодательство не смогло полностью сдержать проведение игр, несмотря на то, что:
  • в 365 г. н.э. Валентиниан I (правивший 364-375гг.) пригрозил штрафовать судей, которые приговаривали христиан к смерти на арене;
  • в 393 г.н.э. Феодосий I (правивший 379-395гг.) запретил проведение языческих фестивалей;
  • в 399 и 404 годах император Гонорий (правивший 393-423гг.) дважды накладывал юридический запрет и закрыл школы гладиаторов в Риме;
  • в 438 году Валентиниан III (правивший 425-455гг.) повторил предыдущий запрет на проведение гладиаторских игр;
  • в 439 году состоялся последний бой гладиаторов в Риме.

Последовательно проводимая целым рядом императоров политика, направленная на искоренение языческого наследия, дала свои результаты. К тому же, распространение христианства вызывала у последователей новой религии все большее неприятие и отвращение, что значительно снизило интерес к гладиаторским боям.

Это интересно!

Считается, что в запрещении игр не последнюю роль сыграл трагический случай, произошедший в 404 году во время боя гладиаторов на арене Колизея. Согласно свидетельствам сирийского епископа Антиохия Феодорета (393-458гг.), во время финальной стадии поединка, когда победитель схватки готовился нанести последний роковой удар поверженному противнику, на арену амфитеатра выбежал монах, пытаясь остановить расправу. Жаждавшая крови толпа забросала камнями благородного христианина. История сохранила имя монаха, принявшего мученическую смерть – Альмахус (Almaquio), более известного как Святой Телемах. Впечатленный случившимся, император Флавий Гонорий Август запретил бои гладиаторов в Риме, а Альмахус был возведен в лик святых.


Тем не менее, игры гладиаторов на аренах продолжались вплоть до начала VI века. Последние зрелищные сражения, по свидетельствам историков, состоялись в Венеции в 536 году.

Бои гладиаторов в современной реконструкции

Сегодня некоторые римские реенакторы пытаются воссоздать школы гладиаторов, формируя из единомышленников целые группы. Их целью является как можно более точное воспроизведение гладиаторского боя на арене и демонстрация римского исторического наследия.

Реконструкция гладиаторского боя


Регулярно проводимые, не только в Риме, различные фестивали, дают возможность современникам воочию увидеть доспехи и оружие бойцов, а присутствуя на подобных мероприятиях – проникнуться духом времени и почувствовать былое величие Римской империи. Этому способствуют и многочисленные художественные киноленты, отснятые в жанре «peplum» итальянскими и зарубежными кинематографистами. И хотя некоторые из них являются костюмированными драмами, интерес к ним не иссякает на протяжении многих поколений зрителей. Но об этом можно прочитать в нашей следующей статье.

Бои гладиаторов на арене Колизея: меч, кровь и восторг публики


Гладиатором Древнего Рима был профессиональный боец, который специализировался на конкретном оружии и сражался перед публикой на больших, специально построенных аренах. Такие арены строились по всей Римской империи.

Гладиаторские бои взяли свое начало со 105 года до н. э. и имели статус официальных соревнований до 404 года н. э. Бои продолжались, как правило, до смерти одного из гладиаторов. Именно по этому продолжительность жизни таких бойцов была коротка. И хотя быть гладиатором считалось престижно, большинство бойцов являлись рабами, освобожденными рабами или осужденными. Без сомнения гладиаторские бои были одним из самых популярных форм развлечений в Древнем Риме.

Римляне во многих отношениях верили приметам и традициям своих итальянских предков, этрусков. Например, использовались жертвоприношения животных, для предсказания будущего, использовались символические фасции и организовывались гладиаторские бои. Этруски связывали состязания такого рода с проведением обрядов смерти, поэтому гладиаторские бои имели для них определенное религиозное значение. Хотя, первые частные гладиаторские состязания проходили в 264 году до н. э. и организовывались в память о смерти отца, позднее для организации официальных боев данная причина не бралась во внимание. Однако, следы религиозного происхождения оставила традиция добивать побежденных гладиаторов. В данном случае помощник должен был нанести удар в лоб пострадавшему гладиатору. Дежурный помощник должен был носить костюм, представляющий собой костюм бога Гермеса, который сопровождал души в загробный мир или «Charun». Присутствие божьего посланника и императора, в сопровождении жрецов и весталок, показывали некое псевдорелигиозное веяние на боях.

Римские гладиаторские бои давали возможность императорам и богатым аристократам продемонстрировать свое богатство населению. Бои устраивались в честь военных побед, визитов важных чиновников, в честь празднования дня рождения или просто для того, чтобы отвлечь народ от экономических и политических проблем. В глазах общественности это было что-то вроде развлечений, которые становились буквально вопросом жизни и смерти. Эти чрезвычайно популярные мероприятия проходили на всех массовых аренах Римской империи. Колизей (амфитеатр Флавиев) был крупнейшим из них. От 30 до 50 тысяч зрителей из всех слоев римского общества стекались сюда для развлечения кровавыми зрелищами, где устраивалась охота на диких и экзотических животных, проводились казни заключенных, религиозных мучеников бросали в клетки со львами, устраивались звездные шоу, которые являлись символами Римской добродетели, чести и мужества.

Использовали все свои боевые навыки, сражаясь под девизом «убей или будь убит». Популярным заблуждением является утверждение, что гладиаторы приветствовали своего императора вначале каждого боя строками: «Да здравствует император! Мы, идущие на смерть, приветствуем тебя!». Однако, в реальности эти слова произносились в честь заключенных и убитых в инициированных морских сражениях (Naumachia), которые также проходили на закрытых аренах по особым случаям.

Наиболее часто гладиаторами являлись рабы или преступники , также многие военнопленные были вынуждены выступать на аренах. Были случаи, когда, по причине банкротства, аристократам приходилось зарабатывать на жизнь мечем, например, Симпроний (Sempronius), потомок могущественного клана Гракхов. Необходимо отметить, что до принятия закона Septimius Severus (Септимий Север) в 200 году н. э., женщинам было разрешено сражаться в роли гладиаторов.

По всей империи были созданы специальные гладиаторские школы . В самом Риме располагались три таких казармы. Капуя - одна из казарм, которая особо славилась своими гладиаторами. По всей Риской империи агенты производили поиск потенциальных гладиаторов, чтобы удовлетворять постоянно растущий спрос и заполнять школы, которые должны были иметь огромной оборот бойцов. Условия в школах были похожи на тюрьму - небольшие клетки и кандалы, тем не менее, еда была лучше (например, проросший ячмень), а также учащиеся получали возможность оказания им лучшей медицинской помощи, так как являлись для школы дорогой инвестицией.

Победители гладиаторских сражений становились любимцами толпы и были особенно популярны среди женщин.

Термин «Гладиатор » происходит от латинского gladiators , по названию их главного оружия gladius или короткий меч. Однако, существовал широкий спектр других видов оружия, используемого в гладиаторских боях. Также, гладиаторы носили доспехи и шлемы, которые, в частности, являлись образцами великого мастерства, были богато украшены декоративным орнаментом, а гребни украшались перьями страусов и павлинов. Вид оружия и доспехов зависел от того, к какому виду принадлежал гладиатор.

Виды гладиаторов

В Древнем Риме существовало четыре основных вида гладиаторов:

  • вид Самнит , был назван в честь великих воинов самнитов, которые воевали за Рим в первые годы империи. Интересно, что римляне употребляли слова «гладиатор» и «самнит» как синонимы. Одним из лучших вооружений самнита были меч или копье, большой квадратный щит и защитные доспехи на правой руке и левой ноге;
  • Фракийский гладиатор (Фракиец) имел короткий изогнутый меч (сика) и очень маленький квадратный или круглый щит (парма), который подставлялся для отклонения ударов противника;
  • гладиатор Мурмиллон , также известный как «Fishman», был снаряжен в образе рыбы - на шлеме устанавливался гребень. Как и у Самнита у него был короткий меч и щит, но из доспехов были только накладки на руке и ноге;
  • у гладиатора Ретиарий не было ни шлема, ни доспехов, кроме мягких плечевых накладок. В качестве оружия у него была сеть и трезубец. Он пытался запутать своего противника сетью, а потом наносил удар своим трезубцем.

Гладиаторы сражались в определенных комбинациях. Как правило, для контраста подбирали пары, которые состояли из медленного и хорошо защищенного тяжелыми доспехами гладиатора (Мурмиллон) против быстрого и менее защищенного гладиатора (Ретиарий).

Были известны и другие менее распространенные виды гладиаторов с разными комбинациями оружия и доспехов, названия которых менялись с течением времени. Например, «Самнит» и «Галл» стал политически не корректным, когда эти страны стали союзниками. Другие виды гладиаторов включали лучников, боксеров и Бестиарий (вооружённые дротиком или кинжалом), которые сражались с дикими животными.

Тех, кому не хватало храбрости в поединке, заставляли сражаться, используя кожаные кнуты и раскаленные металлические прутья. Однако, под возмущенный рев толпы (от 40 тыс. зрителей) и безжалостной атаки своего противника, многие боролись до конца. Были случаи и отказа от борьбы. Одним из наиболее известных случаев был гладиаторский поединок, организованный Квинтом Аврелием Симмахом в 401 году н. э., когда германские заключенные, которые должны были драться на играх, вместо этого они повесились в своих камерах, тем самым, оставив римское население без зрелища.

Если проигравший гладиатор не был убит на месте, то он обращался за помилованием, опуская оружие и щит и поднимая палец. Противник мог проявить снисхождение, хотя тогда существовал риск повторной встречи на арене, но это считалось хорошей профессиональной практикой. Если на боях присутствовал император, тогда решение принимал он, хотя толпа пыталась влиять на его суждения, размахивая тряпками и жестами рук, - поднимали палец вверх и кричали «mitte!», что означало «дай ему уйти»; большой палец вниз и кричали «iugula!», что означало «казнить его».

Победители поединков, особенно многократные, становились любимцами толпы и в честь них создавались изображения на римских зданиях, а также они были популярны среди женской половины населения Древнего Рима.

Граффити Помпеи дают уникальную возможность узнать о том, на сколько гладиаторы были признаны общественностью. На них изображены гладиаторы и количество их побед, например Северу 55. Однако, среднее число побед было значительно ниже. Иногда проводились бои, когда победители одного боя сражались с победителями других, до тех пор, пока не оставался в живых только один. Победителей награждали материальными призами, которые включали престижную пальмовую ветвь победы и серебряное блюдо с деньгами. После многолетних побед гладиатору даровали свободу.

Пожалуй, одним из самых знаменитых гладиаторов был Спартак, который возглавил восстание гладиаторов и рабов в 73 году до н. э.