Зимние виды спорта для детей.

Программные задачи:

Образовательные:

1. Обогащать и уточнять словарь по теме.
2. Дать представление об Олимпийских зимних видах спорта, в которых участвуют команды разных стран.
3. Учить различать и правильно называть зимние виды спорта.
4. Установить простейшие взаимосвязи между видом спорта и его атрибутами.

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление детей, внимание, память.
2. Формировать навык работы в коллективе и подгруппах.
3. Развивать навык обобщения, анализа, сравнения, умения правильно и полно высказываться и активно использовать в речи слова по теме.

Воспитательные:

1. Формировать потребность каждого ребёнка в двигательной активности и физическом совершенствовании, в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
2. Воспитывать уважительные отношения друг к другу.

Оборудование: Мультимедиа-проектор, презентация «Олимпийские игры»; дидактический материал С.Вохринцевой «Окружающий мир. Зимние виды спорта»; бумажные салфетки; ящик с манкой, в которой спрятаны талисманы разных лет для игры «Кого не хватает и кто лишний?»; иллюстрации талисманов Олимпиады – 2014; спортивный инвентарь и одежда из бумаги для талисманов; карточки для выполнения заданий «Найди пару»; набор «Дары Фрёбеля» (№ 9).

Здоровьесберегающие технологии: организация здоровьесберегающей среды в группе, контроль двигательной активности, обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе НОД.

Реализация ФГТ: интегрируемые образовательные области: «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье».

Предполагаемый результат: формирует представление о зимних Олимпийских играх, в которых участвуют различные страны и народы.

Ход занятия: Дети под музыку (спортивный марш) заходят в группу, встают полукругом.

1. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, скоро будут проходить зимние Олимпийские игры. Будут они проходить у нас в России, в городе Сочи.

Есть на юге город Сочи-

Солнечный, красивый.

Вся Россия будет рада,

Что там пройдёт Олимпиада.

Воспитатель: Город Сочи находится в горах. И сейчас высоко в горах сделали дороги, приготовили стадионы, лыжные трассы. К нам приедет немало спортсменов со всего мира. Они будут соревноваться, и мы узнаем, кто самый ловкий, кто самый сильный и быстрый.

Приезжайте, выступайте

И, конечно, побеждайте!

Ждёт вас множество призов.

Будь готов и будь здоров.

Воспитатель: А что такое «Олимпийские игры»?

Дети: Олимпийские игры — это соревнования.

Воспитатель: Да, это главные соревнования. Они проводятся 1 раз в 4 года.

Ребята, а вы знаете, что каждые Олимпийские игры имеют свой талисман? Обычно талисманом становится любимое животное, которое обитает на территории этой страны и имеет все качества настоящего спортсмена. А какие талисманы будут в 2014 году?

Дети: Талисманами в городе Сочи на Олимпиаде будут зайчик, леопард и белый медведь.

Воспитатель: Правильно.

Наш зайчишка не трусишка,

Леопард – сильнейший зверь!

Пушистой лапой белый мишка

Отворит к победе дверь.

2. Дидактическое упражнение «Кого не хватает, а кто здесь лишний?»

Воспитатель: Вот в этом ящике спрятались талисманы. Нужно их найти в «снегу», и определить, какого талисмана не хватает? А кто лишний? (ответы детей)

Воспитатель:

А какие ещё символы Олимпиады вы знаете?

Дети: Олимпийский огонь, который передают друг другу спортсмены, Олимпийский флаг с пятью кольцами, обозначающие пять континентов (показ на глобусе): Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка,

Воспитатель: А вы хотели бы принять участие в Олимпийских играх?

Дети: Да.

Воспитатель: А что нужно для этого делать?(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, делать зарядку по утрам, соблюдать режим дня, укреплять свое здоровье закаливанием,тренироваться — все это поможет быть сильным, быстрым и ловким и, возможно, стать Олимпийским чемпионом.

Воспитатель: Ребята, а кто это к нам пришел?

Дети: Это зайчик — талисман олимпийских игр.

Заяц: Здравствуйте, ребята, я пришёл к вам в гости, бросив все дела свои. Вы знаете, Олимпийские игры в Сочи могут не состояться, потому что кто-то заколдовал сундук с медалями, а открыть сундук сможете только вы, ребята.

Развеет колдовские чары, только ваша смекалка и грамотность.

Воспитатель: Поможем зайчику?

Дети: Да!

Воспитатель: Зайчик, мы тебе поможем, а ты нас познакомь нас с зимними видами спорта.

Зайчик: Ну конечно! Мы сейчас с вами посмотрим слайды. Обратите внимание на одежду спортсменов и посмотрите,что у них в руках и на ногах.

3. Презентация. Рассказ зайчика

Воспитатель: Зайчик, мы очень устали! Дети, давайте сейчас сделаем разминку как настоящие спортсмены.

4. Динамическая пауза «А теперь на месте шаг»

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись.

4. Дидактическое упражнение «Разрезная картинка»

Воспитатель: У вас на столах лежат картинки спортсменов (разрезные картинки). Вам нужно внимательно посмотреть и собрать картинку и отгадать, какой зимний вид спорта изображен, как называют спортсмена, занимающегося этим видом спорта, что ему необходимо для занятий спортом, какой инвентарь? (самостоятельная работа и ответы детей)

5. Пальчиковая и дыхательная гимнастики. Л.Яртова. «Играем в снежки»

Воспитатель: Возьмите салфетку за уголок и попробуйте подуть на неё, вдох делаем через нос, а выдох через рот, чтобы салфетки у нас слегка взлетали и опустились на ковёр. Это у нас будут большие хлопья снега.

Воспитатель: А теперь сделаем из них снежки! Мы будем сжимать салфетку в ладошках, и «лепить» снежок.

Горсть большую снега взяли. (Имитируют движение «снег взяли»)

И лепить комочки стали.

Снег плотней в руках сожмём, (Имитируют движение «лепка снежка»)

Да в снежки играть начнём.

Кидай! Не промахнись! (Имитируют движение «прицеливание»)

Осторожно! А ты пригнись! (Имитируют движение «метание снежка»)

Воспитатель: Какие они у нас легкие получились! Замечательные снежки!

6. Дидактическое упражнение «Найди пару»

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам игру «Найди пару». Посмотрите внимательно, на столе у вас лежат картинки: с одной стороны вы видите спортсменов, а с другой – необходимый инвентарь спортсмену, только инвентарь весь перемешался. Вы должны определить где, чей инвентарь и соединить карандашом соответствующие картинки. (Дети соединяют линией изображение спортсмена и инвентарь, проговаривая вслух: лыжник — лыжи, хоккей — клюшка, фигурист – коньки и др.)

Воспитатель: Молодцы, ребята с заданием справились.

7. Дидактическое упражнение «Наши талисманы- спортсмены»

На доске прикреплены три изображения талисманов. Дети делятся на три команды. В коробке лежит одежда и инвентарь для талисманов-спортсменов.

Воспитатель: Итак, первая команда будет собирать Зайку к участию в соревнованиях по фигурному катанию, вторая – Белого Мишку к соревнованиям по лыжным гонкам, Леопарда – к соревнованиям по хоккею.

(При необходимости детям оказывается помощь).

8. Работа с игровым набором «Дары Фрёбеля» (№9)

Воспитатель: И последнее задание: вам предстоит сейчас составить еще один символ олимпийских игр – пять колец, которые символизируют участие спортсменов из разных стран пяти континентов мира. Вспомните, пожалуйста, из каких пяти цветов этот символ состоит? (Самостоятельная работа детей)

Итог НОД. Рефлексия

Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите, колдовские чары развеялись.

Зайчик: Ребята, мы сегодня узнали об Олимпийских играх, символике, о зимних видах спорта. На прощание хочу подарить вам медали. Если вам понравилось наше занятие и у вас хорошее настроение, возьмите медаль с улыбкой, а если занятие не понравилось и настроение печальное, возьмите медаль с грустью (если ребенок выбрал грустную тучку, спросить у него – почему он грустит) .

Зайчик: Хочу сказать вам «До свидания» и помахать вам всем рукой, хочу сказать вам на прощанье: «До новых встреч!»

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались на занятии? (Мы сегодня много узнали об Олимпиаде, поиграли, выполнили много упражнений.) Вам понравилось занятие? Я вами очень довольна.

Симонова Оксана Дмитриевна, Леонова Галина Леонидовна,

воспитатели группы № 3 «Почемучки»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида

№ 40 «Веселинка» города Губкина Белгородской области

[email protected]

Содержание статьи:

Дети обожают зиму, несмотря на холод, ведь в это время года можно кататься на санках, лыжах, коньках, играть в хоккей и т.д. Одной излюбленных детских забав является игра в снежки, а также создание снеговиков. Вполне очевидно, что родители интересуются, какие зимние виды спорта для детей будут максимально полезны, ведь все хотят, чтобы их отпрыски были не только счастливы, но и здоровы.

Если ребенок занимается тем зимним видом спорта, который ему нравится, то тренирует свое тело и оздоравливает организм. По большому счету, все зимние виды спорта для детей полезны. Благодаря этим занятиям дети закаливаются и в меньшей степени подвержены простудным и инфекционным заболеваниям. Не стоит забывать и о той радости, которую доставляют зимние виды спорта для детей.

Просто великолепно, если родители не просто поддерживают своего ребенка в занятиях спортом, но и активно в них участвуют. Приятно видеть, когда в выходной день вся семья находится на лыжне или посещает каток. Причем заниматься большинством зимних спортивных дисциплин дети могут с ранних лет. Например, первые лыжи вы может смело купить своему отпрыску уже в три года. В результате ваш малыш получит удовольствие и улучшит работу сердечного мускула.

Фигурным катанием предпочитают в основном заниматься девочки. А мальчишки чаще всего выбирают хоккей. Однако городской каток посещают все дети и желательно, чтобы родители составили им компанию. Санным спортом дети начинают увлекаться уже с пяти лет. Это прекрасный и увлекательный вид спорта, способный доставить массу радости и укрепить здоровье.

Польза зимних видов спорта для детей и возрастные ограничения

Дети должны заниматься спортом в любое время года. Они полны энергии, которая должна расходоваться. В отличие от большинства взрослых для детей погода не является серьезным ограничителем для их физической активности. Давайте разберемся с теми положительными моментами, которые свойственны зимним видам спорта.

В первую очередь это возможность одновременной тренировки и закаливания. Так как зимой дети занимаются спортом под открытым воздухом при отрицательной температуре, то это способствует укреплению иммунитета. Еще лучше, когда ребенок находится за городской чертой, например, на лыжне. Особенно для организма полезен воздух хвойного леса.

Хвойные породы деревьев выделяют особые летучие вещества - фитонциды, которые уничтожают большое количество разнообразных болезнетворных микроорганизмов. Не стоит забывать и о том, что физическая активность на свежем воздухе улучшает работоспособность мозга, так как он не испытывает недостатка в кислороде. Все зимние виды спорта для детей способствуют закаливанию, укреплению мускулов, усилению работоспособности защитных механизмов организма. А также вызывают ускоренное производство эндорфинов.

Вполне очевидно, что существуют некоторые возрастные ограничения при занятиях спортом зимой. Родители должны иметь представление о развитии нервной и сосудистой систем, связочно-суставного аппарата, мускулов и т.д. каким бы видом спорта не решил заниматься ваш малыш, крайне важно подобрать правильную экипировку и снизить риск получения травмы до минимума.

Если ребенок хочет заниматься горными лыжами или другим видом спорта, то стоит найти хорошего инструктора. Также следует помнить и о важности различных защитных средств, например, очков, снабженных ультрафиолетовым фильтром или мазей для защиты от обморожения. Кроме этого мы рекомендуем вам предоставить определенную свободу ребенку для формирования сильных личностных качеств, однако и на самотек это дело также не стоит пускать, ведь травмы не нужны никому.

Лучшие зимние виды спорта для детей


Наверно говорить о том, какие зимние виды спорта для детей являются лучшими, будет не совсем корректно. Мы уже говорили, что любая спортивная дисциплина принесет пользу и ребенку лишь необходимо выбрать наиболее интересную для него. Большинство зимних видов принято считать экстремальными, так как риск получения травмы может быть достаточно большим. Исключением из этого правила, пожалуй, являются лыжи, сани и коньки. Однако и здесь никто не застрахован от травм.


Существует несколько видов лыжного спорта, например, двоеборье, горные лыжи, спортивное ориентирование, скоростной спуск, лыжные гонки и т.д. Некоторые из них вы сможете организовать самостоятельно в ближайшем к вашему городу лесу. Многих детей привлекает горнолыжный спорт, который также можно разделить на несколько типов:

  1. Скиборд - представляет собой скоростной спуск на короткие дистанции и отлично подойдет для начинающих.
  2. Ски-тур - коллективный подъем на склоны гор.
  3. Сноуборд - спуск с горы на доске и в последнее время эта спортивная дисциплина пользуется большой популярностью среди детворы.
  4. Твинтип - спуск с гор на максимальной скорости.
  5. Бэккантри - подъем на неизвестный вам склон и последующий спуск.
  6. Ски-альпинизм - спуск с гор без проложенной трасы и для детей это не самая желательная спортивная дисциплина.
Давайте подробнее рассмотрим некоторые виды лыжного спорта, а также другие дисциплины, которые отлично подойдут для ребенка.

Лыжный спорт


Дети обоих полов могут начинать заниматься лыжным спортом с пяти лет. Эта спортивная дисциплина позволит ребенку развить в себе уверенность, научиться правильно воспринимать не только победы, но и поражения. Медицинские работники уверены, что лыжный спорт полезен для ребенка, так как способствует усилению иммунитета и укрепляет все мускулы тела.

Благодаря занятиям лыжным спортом, ваш малыш будет гармонично развиваться как с физической точки зрения, так и психологической. Однако вам ни в коем случае нельзя принуждать ребенка заниматься лыжами, и он должен принять это решение самостоятельно.

Сноубординг


Это весьма увлекательный вид спорта, которым дети могут начинать заниматься с семи лет. Если вы хотите отдать малыша в секцию раньше, то у него должны быть хорошо развиты мускулы ног. Однако мы все же рекомендуем подождать, пока он достигнет необходимого возраста.

Так как, находясь на сноуборде, необходимо удерживать равновесие, то ноги активно работают. Благодаря сноубордингу у ребенка разовьется уверенность в своих силах, и они будут учиться общаться. Так как это достаточно травмоопасный вид спорта, то лучше всего им заниматься под руководством опытного тренера. Противопоказаниями к занятиям сноубордингом является астма, а также хрупкие кости.

Санный спорт


Одно из любимых детских развлечений, без сомнения - быстрый спуск с горы на санях. Ребенок может начать заниматься санным спортом уже с четырех лет. Безусловно, речь в такой ситуации не идет о профессиональных тренировках. Заметим, что существует и несколько разновидностей санного спорта: скелетон, натурбан и бобслей.

Хоккей


Сложно найти мужчину, который в детстве не проводил бы много времени на улице, играя в хоккей. Для занятий этим видом спорта подойдет любой каток, а из снаряжения в первую очередь потребуется клюшка. Если вы решите отдать своего отпрыска в профессиональную секцию, то придется купить и различные щитки со шлемом. Однако поверьте, ребенок будет рад.

Начинать заниматься в секции хоккея следует с девяти лет, однако уже с четырех его можно научить кататься на коньках и дать в руки клюшку. Как и любой другой командный вид спорта, хоккей предполагает наличие у ребенка умения общаться и играть в команде. Не стоит отдавать малыша в хоккейную секцию, если у него имеются проблемы с работой сердца, сосудистой системы и опорно-двигательным аппаратом.

Фигурное катание


Если хоккеем занимаются мальчишки, то девочкам отлично подойдет фигурное катание. Однако и мальчики могут выбрать этот зимний вид спорта для детей. Учиться стоять на коньках можно с раннего возраста, а в секцию фигурного катания девочки могут пойти с шести лет, а мальчикам стоит подождать годик-другой.

Так как коньки для занятий фигурным катанием отличаются от хоккейных или конькобежных, то и начинать учиться кататься на них можно раньше. К слову, основное отличие между коньками заключается в более надежной защите голеностопа и кроме этого они более устойчивы.

Конькобежный спорт


Девочки могут начать заниматься конькобежным спортом с пяти лет, а мальчишки с семи. Безусловно, это касается только профессиональных занятий конькобежным спортом. При желании ребенка можно научить кататься на коньках и в три года.

Интересные исторические факты о зимних видах спорта


За всю историю существования зимних спортивных дисциплин накопилась масса интересных фактов, касающихся мест, личностей и состязаний. О популярности горнолыжного спорта говорит тот факт, что траcса для занятий существует даже в Объединенных Арабских Эмиратах. При ее строительстве было израсходовано около шести тонн снега.

Наиболее травмоопасным зимним видом спорта считается хоккей. Скажем, Эдди Шоу за проведенные в этой спортивной дисциплине тридцать с лишним лет получил пять переломов челюсти, 14 носа. Количество рубцов на его теле сложно сосчитать и вдобавок к этому, хоккеист остался без зубов.


В 1999 году был поставлен рекорд скорости в сноубординге. Произошло это на территории Франции, а скорость сноубордиста достигла отметки в 2020 километра в час. Первые коньки появились несколько столетий назад. Уже во время царствования Петра Первого были прототипы современных коньков. Они представляли собой дощечки, к которым крепилось металлическое лезвие.

Первый турнир по конькобежному спорту прошел на территории Англии, а состоялось это событие в 1763 году. Вполне вероятно, что состязания в этом виде спорта могли проводиться и раньше, однако в исторических документах сохранились упоминания именно об этом событии.

О правилах безопасности во время занятий зимними видами спорта, смотрите здесь:




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи: обогатить и систематизировать знания детей о зимних видах спорта, развивать логическое мышление; развивать речь дошкольников; формировать потребность в здоровом образе жизни.

Предварительная работа: знакомство детей с отдельными видами спорта (лыжи, коньки) на занятиях по физической культуре; ознакомление с временами года в повседневной жизни.

Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, слайдшоу о зимних видах спорта.

Педагог: Отгадайте-ка загадку:

Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой)

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает. (Зимой)

Педагог: правильно, зимой. А как вы думаете, как называются виды спорта, которыми занимаются зимой.

Ответы детей. Правильным считается обобщающий ответ “Зимние”.

Педагог: Теперь другой вопрос: что нужно чтобы заниматься зимними видами спорта, а я вам подскажу:

На деревьях, на дорожках,
На ребячьих на сапожках.
Он зимой лежит на всех
Ну конечно, это … (Снег)

Педагог: Да, для занятий зимними видами спорта нужен снег, а какой инвентарь нужен для ходьбы по снегу:

Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу. (Лыжи)

Педагог: А как называется спортсмен, который катается на лыжах:

Кто по снегу быстро мчится,
Провалится не боится? (Лыжник)

Педагог: Молодцы ребята! А теперь отгадайте ещё одну загадку:

На прогулке бегуны
Одинаковой длины
Через луг бегут к березке,
Тянут по лесу полоски. (Лыжня)

Педагог: роме лыжных гонок, на лыжах есть еще и другие виды спорта:

Долго ходом шли коньковым
Друг за дружкою втроем,
Было очень нелегко им
Забираться на подъем.
Вдруг отточенным движеньем
Хвать винтовки – и стрелять!
Бьют прицельно по мишеням, –
Раз, другой, четыре, пять.
И помчались под уклон.
Что же это? ... (Биатлон)

Педагог: Да, правильно, биатлон. Так давайте повторим, что делают биатлонисты.

Ответы детей: бегут на лыжах, стреляют из винтовки.

Педагог: Молодцы. А какие виды спорта на лыжах вы знаете ещё:

Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я!
Стал мне спорт родней и ближе.
Кто помог мне в этом? ... (Лыжи)

Ответы детей: прыжки с трамплина, спуск с гор и др.

Педагог: да есть такие виды спорта как прыжки с трамплина, горнолыжный спорт, фристайл – это, когда спортсмен во время спуска по трассе с небольшими трамплинами выполняет акробатические упражнения. Есть и еще один вид спорта на снегу, но не на лыжах:

Он на вид – одна доска,
Но зато названьем горд,
Он зовется … (Сноуборд)

Сейчас мы с вами вспомнили зимние виды спорта, которые проходят на снегу, а что еще есть зимой для других зимних видах спорта:

С морозами, пургой и снегом
Зима-волшебница придет.
И все речушки и озера
Покроет скользкий толстый … (Лёд)

Педагог: Да, для занятий зимними видами спорта нужен не только снег, но и лёд.

А что еще необходимо для занятий на льду:

Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная! (Коньки)

Педагог: Для занятий на льду нужны коньки. А какие виды спорта вы знаете на коньках?

Ответы детей: …

Педагог: А теперь давайте посмотрим на эти виды спорта.

Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня? ... (Коньки)

Педагог: этот вид спорта называется Конькобежный, спортсмены бегут по большому стадиону на перегонки. Если спортсмены бегают на перегонки по маленькой площадке, то этот вид спорта называется Шортрек.

Танцевать на лёд пойдём,
Музыку мы заведём.

О каком виде спорта идет речь в этой загадке?

Ответы детей…

Педагог: Правильно, фигурное катание. Оно есть одиночное, где катаются только мальчики или девочки, мужчины или женщины, а есть парные виды, где спортсмены катаются в парах.

На ледяной площадке крик,
К воротам рвется ученик.
Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!".
Веселая игра... (Хоккей)

Педагог: Нам хорошо известна игра в хоккей с шайбой, а есть еще игра в хоккей с мячом или русский хоккей.

Педагог: Но есть вид спорта на льду, но без коньков:

Камень по льду я в “дом” запущу,
И щёткой дорожку ему размету. (Кёрлинг)

Педагог: Ребята, есть еще зимние виды спорта, которые начинались на снегу, а теперь проводятся на специальных ледяных трассах:

Мы с бараньими рогами
Вниз под горку мчимся сами,
А как на гору взбираться,
Начинаем упираться. (Санки)

Педагог: Это виды спорта, для которых нужны санки, это санный вид спорта и скелетон. К этим видам спорта относится и бобслей. А называется он так, потому что используются специальные сани в форме боба, т.е. похожи на фасоль.

Педагог: Вот мы с вами и вспомнили зимние виды спорта, давайте ещё раз попробуем их назвать.

Ответы детей:….

Чтоб крепким и здоровым быть,
Надо спорт вам полюбить.
Занимайтесь, не ленитесь,
И со спортом подружитесь.

Вся беседа сопровождается показом презентации в соответствии с текстом.

Конспект беседы по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста.

Тема:"Зимние виды спорта-лыжи"

Автор:Шишина Инна Викторовна.
Место работы:воспитатель, МДОУ " Детский сад №7", г. Весьегонск,Тверская обл.

Описание :беседа с иллюстрациями по данной теме,кроссворд,
Назначение :для воспитателей старших групп детского сада
Цель: Развитие интереса к зимним видам спорта.
Задачи:
1. Познакомить детей с разнообразием зимних видов спорта.
2.Обогащать знания детей о лыжном инвентаре.
3.Воспитывать у детей любовь к лыжному спорту, желание им заниматься.
4.Развивать у детей познавательные интересы

Ход беседы :Ребята,отгадайте загадку:
Бегут по дорожке
Доски да ножки.

Да вы правильно отгадали загадку. Сегодня мы с вами поговорим о лыжах и о зимнем лыжном виде спорта.
- Кто из вас умеет кататься на лыжах?
- У кого из вас есть дома лыжи?
- А из какого материала делают лыжи?(лыжи бывают деревянные,пластиковые)
- Я хочу рассказать вам об истории происхождения лыж.Они появились очень давно.Первыми на лыжах стали ходить индейцы.


- Лыжи им нужны были для охоты.Охотничьи лыжи короткие и широкие.На таких лыжах хорошо ходить по глубокому снегу и не проваливаться.Лыжи прикреплялись к валенкам веревками,на саму лыжину сверху прикреплялся мех животного. До сих пор охотники используют такие лыжи для охоты


- Спортсмены бегают на пластиковых лыжах. Современные лыжи стали легче и уже, чем раньше; крепления на них жесткие, металлические, предназначенные для специальных ботинок.


- Чтобы лыжи хорошо скользили
по снегу,используют специальные мази.


- Ребята,какие зимние лыжные виды спорта вы знаете?(лыжные гонки,прыжки с трамплина,биатлон,фристайл,)


- Ребята,как вы думаете,для всех этих видов нужны одинаковые лыжи или разные?

Конечно,чтобы заниматься этими лыжными видами, нужны разные лыжи. . Созданы горные лыжи, на которых можно по крутым горным спускам с огромной скоростью проходить большие расстояния, прыгать с трамплина.

Сейчас спортсмены научились фигурному катанию на лыжах. Такой вид спорта называется фристайл. Крепление ботинок на них такое прочное, что кажется,что ноги вмонтированы в лыжи.


- Какое знаменательное спортивное событие произошло прошлой зимой в городе Сочи?(.зимняя олимпиада)
- Как отличились Российские спортсмены на Олимпиаде?
- Да,наши спортсмены были самыми лучшими и завоевали самое большое количество медалей по зимним видам спорта.
- А сейчас мы с вами тоже немножко разомнемся.
Физкультминутка
Мы на лыжах в лес идем,Мы взбираемся на холм(шагают на месте

Палки нам идти помогут,будет нам легка дорога.(размахивают руками взад,вперед)

Вдруг поднялся сильный ветер,он деревья крутит,вертит.(круговые движения руками)

И среди ветвей шумит снег летит,летит,летит.(пружинистые приседания с плавными взмахами руками)

Очень здорово кататься,но нам нужно заниматься!(хлопки в ладоши)

Дети садятся на свои места.

Катание и бег на лыжах, ребята, очень полезны для здоровья.
Но необходимо знать, что можно упасть при катании на лыжах, поэтому нужно запомнить


Правила катания
1. При ходьбе и спуске ноги должны быть немного согнуты.
2. При спуске с горы ноги ставить чуть-чуть врозь, туловище наклонить немного вперед.
3. Руки вместе с палками отводятся назад немного врозь.
- Ребята, брать лыжи надо за их середину двумя руками., вынуть и положить с небольшим наклоном на правое плечо, придерживая лыжи руками. Палки выбирают чуть ниже уровня плеча


- С лыжами, а особенно с палками нужно обращаться очень осторожно, не толкать друг друга, чтобы не пораниться.
Кататься на лыжах можно на горке, на ровной поверхности. Особенно хорошо пойти в лес, в парк вместе со взрослыми.
Когда вы пойдете в школу и немного вырастите, то может быть, будете тренироваться в ходьбе на лыжах и вскоре станете лыжниками – спортсменами

А сейчас мы с вами вместе попробуем отгадать спортивный зимний кроссворд,и если мы все сделаем правильно,то в середине должно получиться слово обозначающее название лыжной дороги.


Кроссворд
1.Лыжный спорт со стрельбой.

2.Что совершают на лыжах с трамплина?

3.Очень быстрых два коня по снегам несут меня,
Через луг к березке, тянут две полоски.

4.Обувь к лыжам.

5.Утренние упражнения для здоровья.

Наша с вами беседа подошла к концу.Что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось?

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы "Олимпийские зимние виды спорта"

Предварительная работа.
1. Беседа с детьми о зиме, о зимних видах спорта и зимних забавах;
2. Беседа о зимних Олимпийских играх;
3. Введение понятия «талисман Олимпийских игр»;
4. Введение новой лексики (Лыжник – лыжи - лыжные гонки; фигурист – коньки - фигурное катание; хоккеист – клюшка - хоккей; слалом, биатлонист – винтовка - биатлон)
5. Знакомство с талисманами зимних Олимпийских игр в Сочи.

Цель занятия : расширение представлений об окружающей действительности через ознакомление детей с зимними Олимпийскими видами спорта.

Задачи :
Образовательные. Дать представление об Олимпийских зимних видах спорта; учить устанавливать простейшие взаимосвязи между видом спорта и его атрибутами, местом занятий и временем года
Развивающие. Развивать непроизвольную память, внимание, логическое мышление; формировать навыка работы в коллективе, в парах и подгруппах; развить навык обобщения, анализа, сравнения, умения правильно и полно высказываться и активно использовать в речи слова по теме.
Воспитательные. Приобщать детей к традициям большого спорта; формировать уважительное отношение друг к другу.
Активизировать словарь за счет слов : олимпиада, инвентарь, лыжник, лыжня, хоккеист, слаломист, фигурист, винтовка.
Оборудование :
глобус, телевизор, видеопроигрыватель, диск с видеороликом «Ванкувер», дидактический материал С. Вохринцевой «Окружающий мир. Зимние виды спорта», фотографии, натуральный спортивный инвентарь (детские коньки, детские клюшки, шайба, ворота и др.), бумажные салфетки, наборы для выкладывания «По порядку становись», картина - загадка «Кого не хватает?», иллюстрации талисманов Олимпиады - 2014, эмблема олимпийских игр, спортивный инвентарь и одежда из бумаги для талисманов, карточки для выполнения индивидуальных заданий «Найди пару».

Ход занятия

1. Организационный момент .
Организация внимания детей. Приветствие. Звучит мелодия «Гимн сочинской олимпиаде».
Воспитатель. Ребята, в 2014 году в Сочи проводилась зимняя Олимпиада. К нам приезжало много спортсменов. Спортсмены всего мира приезжают на Олимпиаду для того, чтобы посоревноваться и определить кто самый сильный, кто самый смелый, кто самый быстрый и ловкий.
Что такое Олимпиада?
Это честный спортивный бой!
В ней участвовать - это награда!
Победить же может любой!

Воспитатель . Ребята, вы знаете, что у олимпиады есть своя эмблема?
Дети. Да, это разноцветные кольца, которые переплетаются друг с другом. Воспитатель. Посмотрите на эмблему современных Олимпийских игр. (Предлагается рассмотреть эмблему). Это пять олимпийских колец, которые обозначают пять континентов.
Это знак единства и дружбы спортсменов пяти континентов.
Голубое кольцо - Европа
Желтое кольцо - Азия
Черное кольцо - Африка
Зеленое кольцо - Австралия
Красное кольцо - Америка
Воспитатель . Давайте вместе с вами найдем эти континенты на глобусе. (Дети работают с глобусом.)

Воспитатель . На соревнованиях спортсменам помогают веселые талисманы.

2. Повторение пройденного материала.
- Какие талисманы Зимних Олимпийских игр в Сочи вы знаете?
Дети. Маша – Зайка, Ваня – Леопард, Аким – Медведь.
Задание на развитие логического мышления.
На доску вывешивается карточка с заданием «Кого не хватает? ».
– Посмотрите на картинку - загадку и скажите, какого талисмана не хватает Дети. Не хватает зайчика!

3. Обобщение нового материала с использованием видео слайдов .
- Ребята, давайте посмотрим, как спортсмены всего мира соревнуются на Олимпиаде. Обратите внимание на разнообразие видов спорта, одежду, на то, что спортсмены держат в руках, и какая обувь одета на ноги.
Просмотр видеоролика «Ванкувер» о зимних видах спорта.
Воспитатель. Какие виды спорта вы отметили, просмотрев видеоролик?
Дети. Славик – Я увидел хоккеистов, мне нравится хоккей! Влада – Фигурное катание, фигуристки очень красивые! Ростик – Биатлон, в этом спорте нужна винтовка.
Воспитатель. В какое время года можно заниматься этими видами спорта? Дети. Это зимние виды спорта, поэтому ими занимаются зимой.
Воспитатель. Вы обратили внимание на одежду спортсменов? Что вы можете о ней сказать? Она теплая или холодная?
Дети. Она теплая.

Воспитатель . А из каких тканей сшита одежда, из ярких или тусклых?
Дети. Из ярких, вся одежда олимпийцев яркая.
Воспитатель . Правильно, ребята. А ещё, у каждой команды форма отличается по цвету.
Воспитатель . А что у спортсменов в руках и на ногах?
Дети. Коньки, лыжи, палки, клюшка, сани, винтовка и др.
Опрос детей с опорой на иллюстрации (дидактический материал С. Вохринцевой «Окружающий мир. Зимние виды спорта»), вывешенные на доску.
Воспитатель . Всё это называется инвентарь. Повторите «ин-вен-тарь».
Воспитатель . Как вы думаете, как называют человека, у которого на ногах надеты лыжи?
Дети. Лыжник
Воспитател ь. Каким видом спорта занимается лыжник.
Дети. Лыжные гонки, слалом.
Воспитатель . А что вы можете рассказать о человеке с коньками на ногах? Как называют человека, у которого на ногах надеты коньки?
Дети. Этот человек хоккеист или фигурист.
Воспитатель . Что вы можете рассказать о фигуристе?
Дети. Фигурист занимается фигурным катанием. Есть женское катание, есть мужское, а есть парное.
Воспитатель . А чем отличается хоккеист от фигуриста?
Дети. У хоккеиста в руках клюшка, ей он закидывает шайбу в ворота.
Воспитатель . Как называется спортсмен, который занимается биатлоном?
Дети. Он называется биатлонист.
Воспитатель . Каким видом спорта занимается биатлонист?
Дети. Он занимается биатлоном.
Воспитатель . Ребята, как вы думаете, зачем люди занимаются физкультурой и спортом?
Дети. Аким – Спортом заниматься интересно. Альбина – Физкультурой занимаются для того, чтобы быть здоровым и красивым. Максим – Спортом занимаются, чтобы не болеть.
Воспитатель . Правильно, ребята! Физкультура и спорт укрепляют здоровье человека.

Подвижная игра «Хоккей»
Воспитатель . Ребята, хоккей – это олимпийский вид спорта. Кто из вас помнит, как играют в хоккей, какие правила нужно соблюдать в этой игре?
Воспитатель помогает вспомнить правила игры.
Дети. Нужно взять две команды, двое ворот, шайбу, поставить вратарей и попытаться забить гол другой команде.
Воспитатель . Ребята, а что может объединить людей в этой игре?
Дети. Дружба, уважение к другим членам команды.
Воспитатель . Кто хочет сейчас поиграть в игру «Хоккей»? Разбирайте клюшки! На воротах будет стоять …. Не забывайте о дружбе и уважении соперника! Начинаем по свистку!
После окончания игры (2-3 гола) похвалить всех детей, отметить, что они - дружная команда!
Воспитатель . А теперь, сильные спортсмены, присаживайтесь на свои места.

4. Закрепление нового материала .
Индивидуальная работа по фотографиям
- У вас на столах лежат фотографии спортсменов. Вам нужно внимательно посмотреть и составить небольшой рассказ о зимнем виде спорта, изображенном на фотографии. Как называют спортсмена, занимающегося этим видом спорта, что ему необходимо для занятий спортом, какой нужен инвентарь?
Дети. Саша – Я хочу рассказать вам о биатлоне. В этом виде спорта главный спортсмен – биатлонист. У него на ногах лыжи, в руках палки, а за спиной ружьё. Главная задача биатлониста – добежать на лыжах до мишени, выстрелить в неё и не промахнуться.
Дарья – Фигурное катание - мой любимый вид спорта, поэтому я расскажу про него. Фигурист должен уметь хорошо кататься на коньках, танцевать под музыку и внимательно слушать своего тренера. Тренер подсказывает фигуристу, как выполнять разные фигуры.
Ваня – А я расскажу о хоккее. В хоккей играют очень смелые игроки, они должны уметь кататься на коньках. Для игры им нужна клюшка и шайба. Клюшкой хоккеист забрасывает шайбу в ворота. А вратарь караулит шайбу! Он должен её поймать. Это интересная игра, мы с папой любим её смотреть по телевизору.
После ответа дети вывешивают фотографии на магнитную доску.
Воспитатель . Посмотрите, как много у нас спортсменов. Какие интересные рассказы составили ребята. А чей рассказ вам понравился больше всего?
Дети. Все рассказы были интересными!
Дидактическая игра «Найди пару»
Воспитатель . А сейчас я предлагаю вам игру «Найди пару». Посмотрите внимательно на картинки: с одной стороны вы видите спортсменов, а с другой – сказочного героя, принесшего необходимый инвентарь спортсмену. Сказочные герои что-то напутали и принесли фигуристам – винтовку, саночнику – клюшку и т. д. помогите им, ребята. Вы должны определить, что нужно каждому спортсмену (какой инвентарь) и соединить карандашом соответствующие картинки.
Дети соединяют линией изображение спортсмена и инвентарь, проговаривая вслух: лыжник - лыжи, хоккей - клюшка, фигурист – коньки и др.
Воспитатель хвалит всех детей. Помогает исправить ошибки, если они есть.

Дидактическая игра «Построй команду по росту».
Работа детей в парах.
Воспитатель . Сейчас я предлагаю выполнить следующее задание парами. В коробках на столах лежат фигурки спортсменов. Предлагаю каждой паре «построить по росту» команду спортсменов. Нужно разместить изображения спортсменов в порядке возрастания. От самого маленького до самого высокого.
Похвалить всех детей. Помочь исправить ошибки.

Пальчиковая и дыхательная гимнастики.
Воспитатель . В какую игру дети любят играть, когда выпадает снег? (в снежки).
Хором декламируется стих «Снежок» с выполнением движений (повторяется 2-3 раза).
Снег глубокий я найду Шагают по кругу, высоко поднимая колени.
И слеплю снежочек. Имитируют движение «лепка снежка»
Вот сейчас я попаду. Имитация движения «прицеливание»
Берегись, дружочек! Имитация движения «метание снежка»
Воспитатель . Мы тоже поиграем в снежки. Раз у нас сейчас нет снега, то мы его сделаем сами из салфеток. (Раздаются белые бумажные салфетки в развернутом виде). Это у нас большие хлопья снега. Возьмите салфетку за уголок и попробуйте подуть на них, вдыхая воздух через нос и выдыхая через рот, чтобы они у нас слегка взлетали, но не отпускайте их.
Дети дуют на салфетки несколько раз медленно, затем быстро и резко выдыхая.
Воспитатель . А теперь сделаем из них снежки! Сожмите салфетку ладошками и «слепите» снежок круговыми движениями, как я. (Показ детям) У всех получилось?
Воспитатель . Молодцы. Положите на ладошку и подуйте на свой снежок.
-Воспитатель . Что происходит со снежком?
Дети. Снежок улетает с ладошки.
Воспитатель . Почему улетает снежок?
Дети. Потому что он легкий, ведь он из салфетки.
Воспитатель . Какие они у нас легкие получились! Замечательные снежки! Поднимайте свои снежки, мы соберем их в корзинку и отнесем нашим талисманам.

Дидактическая игра «Одень талисман».
Три изображения талисманов прикреплены на доске. Группа детей разбивается на три команды. Для ребят в одной коробке лежит одежда и инвентарь для талисманов-спортсменов.
Воспитатель. Итак, первая команда (называются имена членов команд) будет собирать Зайку к участию в соревнованиях по фигурному катанию, вторая – Белого Мишку к соревнованиям по лыжным гонкам, Леопарда – к соревнованиям по хоккею.
При необходимости детям оказывается помощь.
Воспитатель . Что мы наденем на Зайку?
Дети. Саша – вот это блестящее платье.
Ира – нужно ещё коньки на ножки надеть.
Воспитатель . Хорошо, на ноги – коньки. Обязательно спортивное платье! Хорошая Зайка-фигуристка получилась!
Подобным образом «одеваются» все игрушки-талисманы.

5. Подведение итогов .
Воспитатель . Подводя итоги нашего занятия о зимних видах спорта, я увидела, что все вы любите спорт и знаете многое о нем. Давайте ещё разок вспомним, что мы знаем о спорте.
Воспитатель . Какие зимние виды спорта вы знаете?
Дети. Мы знаем хоккей, фигурное катание, биатлон, слалом.
Воспитатель . Какой инвентарь нужен спортсменам?
Дети. Фигуристам и хоккеистам нужны коньки, ещё хоккеистам нужна клюшка, а слаломистам, биатлонистам и лыжникам нужны лыжи и палки.
Воспитатель . А вы бы хотели заниматься спортом?
Дети. Да, мы тоже хотим заниматься спортом.
Воспитатель . Каким?
Дети. Саша – я хочу заниматься хоккеем.
Влада – А мне нравится фигурное катание, я бы тоже хотела научиться так красиво кататься на коньках.
Ребенок. Чтоб крепким и здоровым быть,
Надо спорт вам полюбить.
Занимайтесь, не ленитесь,
И со спортом подружитесь.

Воспитатель . Какой вид спорта зимних Олимпийских игр вам понравился?
Дети. Нам понравились все виды спорта, в которых будут участвовать наши российские спортсмены на олимпиаде.
Воспитатель . Теперь вы многое знаете о зимних видах спорта. Мы с вами знаем лишь о некоторых из них. На следующем занятии я расскажу вам не менее увлекательный рассказ о других видах спорта, в которых выступали наши спортсмены на сочинской олимпиаде.