Зависит осанка человека. На что влияет осанка человека? Упражнения для улучшения осанки

Осанка - это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении .

«Привычное положение тела» - это то положение тела, которое регулируется бессознательно, на уровне системы условных рефлексов , так называемых двигательным стереотипом . Человек имеет только одну , присущую только ему привычную осанку. Осанка обычно ассоциируется с выправкой, привычной позой, манерой держать себя.

Осанка имеет прямую зависимость от текущего состояния человека, от его усталости и состояния.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Как сделать Осанку идеальной?

    ✪ Преимущества правильной осанки

    ✪ Осанка - зеркало состояния души и тела. Юлия Дувалина

    ✪ Видеосюжет «Красивая осанка» (1-4 классы)

    ✪ Правильная осанка. Урок 2. Вдовий горб.

    Субтитры

Этимология

Слово «осанка» образовано от корня «-сан-», ср. такие слова как «сан », «сан овник», «приосан иться» . Так, у В. И. Даля :

«САН - высокий чин или званье, знатная должность, жалованное достоинство, почёт || Стар. стан, осанка , рост…».

Английский термин

Так американский преподаватель физкультуры Джесси Банкрофт в своей книге «The Posture of School Children» («Осанка школьников») пишет:

"The term «posture» is used in this book to denote the habitual carriage of the body, especially in the erect position. It involves the correct development and contours of spine, chest, shoulders, and other main segments, as well as their relation to each other in the upright position.

«Термин „Осанка“ применяется в этой книге для обозначения привычной выправки (манере удерживать тела), главным образом в положении стоя. Он включает в себя правильное развитие изгибов позвоночника, грудной клетки, плечевого пояса и других сегментов тела, а также их взаимное расположение в вертикальном положении тела.» (перевод)

Типы осанки

Известны классические схемы Штаффеля (Staffel), иллюстрирующие различные типы осанки:

Первый, основной тип . Физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерно волнообразный вид. Вертикальная ось начинается от середины черепа, проходит тотчас у заднего края нижней челюсти, идёт по касательной к вершине шейного лордоза, опускается, слегка срезая поясничный лордоз, проходит через средину линии, соединяющей центры головок бёдер, проходит спереди от коленных суставов и заканчивается немного дольше от линии, соединяющей шопаровы суставы.

Нарушение осанки в сагиттальной плоскости включают остальные типы осанки по Штаффелю:

Второй тип осанки: плоская или плоско-вогнутая спина. Кривизны позвоночника едва намечены, он имеет инфантильный характер. Вертикальная ось пронизывает позвоночный столб по всей его длине и проходит через линию,соединяющую шопаровы суставы. Грудь уплощена, лопатки крыловидно отстоят от грудной клетки, живот втянут. Упругие свойства позвоночника при этом снижены.Он легко повреждается при механических воздействиях и очень склонен к боковым искривлениям.

Третий тип осанки - круглая спина. Её основная характеристика - увеличение физиологического кифоза грудного отдела и усиление компенсаторного лордоза шейного и поясничного отделов. Эластичность позвоночника повышена. Боковые искривления редки. Некоторыми авторами описаны другие типы круглой спины с включением в кифотическую деформацию поясничного отдела и исчезновение поясничного лордоза.

Четвёртый тип осанки по Штаффелю - сутулая спина. Доминирует грудной кифоз, остальные кривизны намечены слабо. Вертикальная ось проходит кзади от линии, соединяющей центры головок бедренных костей. Кроме того, нарушения осанки могут отмечаться и во фронтальной плоскости. Это, прежде всего, сколиотическая осанка. Нарушения осанки встречаются во всех возрастных группах, достигая 30 и более процентов.

Биомеханика осанки

Осанка - это привычное положение вертикально расположенного тела человека, обусловленное двигательным стереотипом , скелетным равновесием и мышечным балансом. [ ]

В строгом научном понимании осанка - это способ построения биомеханической схемы тела человека в вертикальном положении. Это построение определяется комплексом безусловных рефлексов - двигательным стереотипом. Двигательный стереотип «выстраивает» из сегментов тела (естественно считаясь с законами гравитации) ту или иную конструкцию тела, в той или иной степени пригодную для сохранения вертикального положения и движения. В вертикальном положении сегменты тела (голова, грудь, торс, таз, ноги) выстраиваются относительно друг друга относительно их скелета , образуя устойчивую конструкцию, способную противостоять инерционным силам, действующим на тело. Динамика позы для предотвращения падения называется скелетный баланс.

Мышцы перемещают сегменты тела относительно друг друга. Но мышцы не должны и не могут находиться в состоянии длительного напряжения, поэтому тело стремится принять такое положение, при котором не требуется поддержка скелетной мускулатуры. Такое состояние называется мышечным балансом вертикальной позы . При удачном выравнивании не должно быть также нагрузки и на связочный аппарат, так как связки не способны к длительному сопротивлению. Не только мышцы и связки, но и кости должны нагружаться в соответствии с их формой, нагрузка должна быть направлена строго вдоль «оси прочности». Иначе кость под влиянием длительной и привычной нагрузки будет вынуждена изменить свою форму в соответствии с условиями нагружения.

Перегрузка мышц, связок, костей при неправильном привычном выравнивании, при плохой осанке является причиной дискомфорта, боли, заболеваний скелета.

Значение осанки

Значение осанки особенно велико у детей, в период роста и формирования скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к деформациям позвоночника, грудной клетки ,таза ,нижних конечностей , включая стопы. Сколиотическая болезнь и плоскостопие - крайнее проявление такой неправильной нагрузки. Следует отметить прямую связь осанки и телосложения. Форма позвоночника,грудная клетка, не только наследуется, но и зависит от того сложного и крайне необходимого механизма построения вертикального положения тела человека и при стоянии, и при сидении, и при ходьбе человека или беге, именуемого осанкой. Реализуется важный закон биологии «функция определяет форму».

Положение сегмента тела при движении существенно сказывается на эффективности двигательное действие. Например, трудно представить эффективное двигательное действие сутулого человека, его движения всегда неуклюжи и могут закончиться травмой.

Осанку рассматривают в самых разных аспектах (осанка и психическое здоровье , осанка и карьера), осанка является предметом изучения таких наук, как медицина , физическая культура , военное дело , театральное искусство , эстетика , эргономика , которые дают следующие определения осанки:

Осанка - это ориентация в пространстве вертикально расположенного тела человека для выполнения простых и сложных движений, определяемая состоянием мышечного и скелетного равновесия, которое предохраняет опорные конструкции тела от травмы или прогрессирующей деформации, как в покое, так и во время движения.

В процессе эволюции человека постепенно сформировались признаки прямохождения: сбалансированная посадка головы, S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкий таз, широкая и плоская грудная клетка, массивные кости нижних конечностей, ориентация лопаток во фронтальной плоскости. S-образный позвоночник является своеобразным амортизатором при осевых нагрузках. Как известно, выделяют изгиб вперед в шейном отделе - шейный лордоз , изгиб назад в грудном отделе - грудной кифоз , изгиб вперёд в поясничном отделе - поясничный лордоз. За счёт естественных изгибов увеличивается прочность позвоночника к осевой нагрузке. При резких и чрезмерных нагрузках позвоночник как бы «складывается» в S-образную форму, предохраняя диски и связки позвоночника от травмы, а затем расправляется как пружина. Прямостоящий скелет позволяет человеку передвигаться, в отличие от других животных, на двух ногах, перенося вес с пятки на передний отдел стопы, что превращает каждый шаг в упражнение по балансированию. Нагрузка передаётся через большеберцовую кость. Точка опоры приходится на носок. Усилие создаётся ахиллесовым сухожилием, которое при сокращении мышц икры, поднимает пятку. Своды стопы «гасят» инерционные нагрузки при приземлении, которые достигают до 200 % веса тела. Естественная, сбалансированная посадка головы позволяет длинным осям орбит быть обращёнными вперёд. Это отличительный признак человека от его человекообразных собратьев, у которых голова подвешена на затылочных мышцах (антропологи определяют положение головы по строению основания черепа и шейных позвонков). Сбалансированное положение головы исключает растяжение задних связок шеи и необходимость постоянного напряжения мышц шеи, главным образом, в отличие от животных, - мышцы - верхней трапеции. В процессе исторического развития человечество прошло сложный путь. С развитием цивилизации изменялись требования к опорно-двигательной системе . Если древние люди находились или в вертикальном или в горизонтальном положении (охотились, собирали, воевали, лежали, отдыхая), то уже в 17 столетии 10 % населения выполняли сидячую работу. В 21 столетии число таких работников увеличилось до 90 %. В процессе эволюции человек перестал приспосабливаться к окружающей среде и стал приспосабливать среду к себе, и это не могло не сказаться на осанке. Изобретение скамьи, стула (это, вероятно, XV век) существенно изменило биомеханику человека, появилась новая проблема - «осанка сидящего на стуле». Современный человек большую часть своего времени проводит сидя на работе, дома, в транспорте, работая, обучаясь, отдыхая, ожидая, принимая пищу. Поза «сидя», оптимальная для выполнения конторской работы и обучения, является тяжким испытанием для опорно-двигательной системы. Именно в этой позе чаще всего страдает осанка. Именно длительная поза сидя является причиной боли в спине и причиной различных заболеваний. XVIII век - век массового школьного обучения . Этот прогрессивный исторический процесс имеет и оборотную сторону - у 40-80 % детей выявляются нарушения осанки, а у 3-10 % из них - различные искривления позвоночника, главным образом, так называемые школьные сколиозы . С развитием цивилизации изменяются содержание, организация и методы людского труда. Офисные работники - новая массовая профессия, численность которых составляет более 60 % всего работающего населения. Необходимость длительного соблюдения сидячей рабочей позы (работая за компьютером, с документами, с клиентами) приводит к росту числа заболеваний опорно-двигательной системы взрослого населения. Число таких заболеваний неуклонно растёт, они молодеют и эта тенденция, вероятно, сохранится в обозримом будущем.

См. также эволюция осанки.

Осанка - предмет изучения различных наук

Осанка является объектом исследования самых различных наук (эстетика , физиология , биомеханика , медицина , педагогика , физическая культура). Наиболее полно осанку изучают физическая культура и медицина .

  • Так, по определению С. И. Ожегова осанка - внешность, манера держать себя (о положении корпуса, складе фигуры). В. И. Даль определял хорошую осанку как «сочетание стройности, величавости, красоты» и приводил пословицу: «Без осанки - конь - корова».
  • Физическая культура рассматривает осанку комплексно : и как показатель физического развития и физического здоровья, и как фактор повышения эффективности движения, и как средство профилактики спортивного травматизма и заболеваний опорно-двигательной системы .
  • Медицина рассматривает осанку как показатель физического здоровья. Осанка - особенности, с какими человек активно удерживает туловище в вертикальном положении. Особенности осанки связаны, с одной стороны, с конституциональными условиями, с другой - с активной деятельностью мышц, находящихся под контролем психического состояния исследуемого. Таким образом, осанку человека нельзя считать чисто соматическим показателем. Она является в известной степени также показателем психических особенностей человека. Каждый взрослый имеет определённую, свойственную только ему осанку, характерную для него так же, как, например, форма лица, цвет глаз и т. п. Оценка осанки - важная составная часть исследования больного. С плохой осанкой связаны многочисленные проблемы, начиная с детского возраста и до глубокой старости. Это и сколиотическая болезнь детей школьного возраста, и кифосколиозы подростков, и остеохондроз позвоночника у взрослых, а также тяжёлые деформации скелета у пожилых людей и стариков. С плохой осанкой связаны не только заболевания позвоночника, но и заболевания суставов, стопы и внутренних органов.
  • С точки зрения науки физиологии , осанка рассматривается как двигательный стереотип (то есть комплекс безусловных и условных рефлексов), который наследуется и совершенствуется в течение индивидуального развития и воспитания .
  • Биомеханика рассматривает осанку как комбинацию положений всех суставов и сегментов тела в данный конкретный момент времени. «Осанка это застывшее движение». С точки зрения биомеханики, осанка, определяется скелетным равновесием, и характеризуется распределением центров тяжести отдельных сегментов тела. Осанка есть выражение и масштаб борьбы между силой тяжести и прямым положением тела. Осанка - комбинация положений всех суставов тела в данный конкретный момент времени. Осанка есть сочетание позиций всех суставов тела в некоторый данный момент, и статичное выравнивание тела лучше всего описывается в терминах позиций различных суставов и частей тела.
  • Школьное образование неразрывно связано с воспитанием и гигиеной осанки. В книге известного педагога Банкрофта «Осанка школьника» «Осанка» обозначает врождённую манеру держать тело, особенно в положении стоя. Она включает в себя правильное формирование позвоночника, груди, плеч и других сегментов тела, а также их отношения друг к другу в вертикальном положении. Ещё в начале прошлого столетия, в книге известного американского педагога Джесси Банкрофта «Осанка школьника» отмечена необходимость воспитания осанки для правильного формирования позвоночника, груди, плеч и других сегментов тела, а также формирования их правильного отношения друг к другу.

«Сидячая природа школьных занятий первый и постоянный враг хорошей осанки. Из-за пренебрежительного отношения к физической культуре , школьники переходят из класса в класс с сутулой спиной, выступающими лопатками, наклонённой головой и другими деформациями вызванными школьным обучением».

  • В военном деле на первый план выступает утилитарное значение осанки - осанка рассматривается как показатель, влияющий на эффективность действия военнослужащего . Воспитание и коррекция осанки традиционно входит в курс подготовки военнослужащих практически всех армий мира. Так, в руководстве по начальной военной физической подготовке США 1946 г. сказано: «Хорошая осанка очень важна для солдата. Во-первых, солдата часто оценивают по его внешности - мужчина с хорошей осанкой более напоминает хорошего солдата, он более овладевает вниманием окружающих. Во-вторых, общепринятый психологический факт - хорошая осанка связана с хорошим моральным духом - человек с хорошей осанкой чувствует себя лучше и более уверен. Человек с плохой осанкой не может чувствовать себя так уверенно, именно поэтому у него формируется негативная и неудобная поза . В-третьих, хорошая осанка позволяет телу функционировать наиболее эффективно».

Рассмотрим простой пример. Сутулая осанка, в положении сидя (справа изображена хорошая осанка).

Хорошая осанка - эффективный и надёжный путь профилактики таких болезней цивилизации, как боль в спине, сколиоз и остеохондроз позвоночника . Указывая на важность исследования осанки в ортопедической диагностике, известный советский ортопед Василий Оскарович Маркс подчёркивал, что «осанка является мерилом состояния всего тела» . Повторяющиеся или статические нагрузки способны изменить структуру органов опорно-двигательной системы. Постоянная направленность и величина нагрузки при привычном выравнивании скелета оказывают существенное влияние на структуру и форму кости. Особенно это ощутимо в чувствительные (сенситивные) к нагрузке периоды жизни, например, в период роста скелета у детей и подростков. Именно поэтому, нарушение осанки относят к ведущим этиологическим факторам школьного сколиоза . Осанку справедливо рассматривают как показатель здоровья позвоночника и это важное, но далеко не полное представление об осанке. Осанка касается также функции и формы нижних конечностей , нагружаемых при стоянии и ходьбе суставов , а также стопы.

Известный закон биологии гласит: «Функция определяет форму» .

Из этого вытекают прошедшие проверку временем и практикой постулаты:

Структура нагрузки повседневных движений влияет и на рост детского скелета (например, быстрее растёт более нагружаемая толчковая, обычно правая, нога), и на структуру скелета у взрослых. Например, внешняя форма костей может изменяться под влиянием различных видов спорта или профессиональных движений. Они становятся массивнее и толще за счёт увеличения костной массы в наиболее нагружаемых участках.

Статическая нагрузка может оказывать негативное влияние на структуру кости, вызывая её деформацию. Согласно известному закону Гютера-Фолькмана (Hueter-Volkmann) сжимающие нагрузки приводят к замедлению скелетного роста, а растягивающие – к его ускорению. Например, следуя этому закону, ограниченная асимметрия позвонка в результате локальной дисплазии приводит к увеличению деформации и к распространению прогрессирующей деформации на большую часть позвоночника, замыкая порочный круг сколиотической болезни .

Нечто подобное мы видим при синдроме патологического выравнивания нижних конечностей. Особенности развития сводов стопы, костей голени и бедра нарушают ось конечности, нарушенная ось конечности приводит к нерациональному распределению нагрузки, при которой возможна деформация стопы и суставов и ещё большее нарушение оси конечности. Это является причиной развития и прогрессирования заболеваний стопы, коленного и тазобедренного суставов, которые обознаются как плоскостопие и диспластические артрозы .

Изменение структуры скелета связано с самыми разнообразными внутренними и внешними причинами (конституция , диспластический фактор , остеопения, обувь …), но, безусловно, большое значение для этого имеет способ привычного выравнивания скелета (скелетного баланса), выражением которого является осанка.

Связочный аппарат и нормальная функционирующие мышцы без особого труда справляются с многочисленными и распространёнными отклонениями в развитии скелета. Но в определённые, сенситивные отрезки индивидуального развития возникает несоответствие возможности связочно-мышечного аппарата особенностям скелетного баланса. При этом возникает риск развития самых различных заболеваний, таких как сколиоз позвоночника во время ускоренного роста позвоночника или диспластический коксартроз в период возрастного снижения функции мышц и эластичности связок.

Нарушение двигательного стереотипа удержания вертикальной позы или естественных локомоций приводит к изменению нормальной схемы выстраивания сегментов тела и нижних конечностей , что в свою очередь является причиной прогрессирования кифосколиоза при сутулости у подростков, к развитию феморопателлярного артроза при «выключении» мышц-корректоров коленного сустава при ходьбе, к развитию шейного остеохондроза при нарушении выравнивания головы.

И скелетный баланс, и баланс мышц, и двигательный стереотип - всё это составные части осанки. При плохой осанке даже обычные статические нагрузки или «несущественные» дисплазии скелета могут оказаться чрезмерными, способными вызвать заболевание опорно-двигательной системы .

Осанка - показатель психического здоровья

С одной стороны, осанка оказывает влияние на психофизиологические показатели, а с другой стороны, состояние психики отражается на осанке. Известный английский исследователь, Чарльз Дарвин (1880) в своей книге «Эмоции людей и животных» первый сформулировал «рефлекс осанки».

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ ГУЗ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ВРАЧЕБНО-ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ДИСПАНСЕР

Школа здоровья

Лекция №5

Правильная осанка – признак здоровья

Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, способность без напряжения держать прямо туловище и голову. Позвоночник при этом должен быть не прямым, а с небольшими естественными изгибами: в шейном и поясничном отделах – изгиб вперед, а в грудном и крестцовом - назад.

В Толковом словаре записано: «Под осанкой ра­зумеют стройность, величавость, приличие и красоту». В практической работе осанка характеризуется как не­принужденное положение человека в покое и при движении.

Осанка формируется с самого раннего детства и зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерно­сти их развития, физиологических изгибов позвоночника.

Поддержание правильной осанки – главное упражнение для позвоночника, которое он выполняет всю жизнь. Правильная осанка должна быть запрограммирована в нас с самого детства. Она является непо­стоянной, но трудно поддающейся изменению. Особое внимание надо обращать на осанку детей, так как в детском возрасте она более доступна исправлению. Надо учить ребенка «держать спину».

Для проверки осанки рекомендуется встать спиной к стене и прижаться к ней затылком, ягодицами и пятками. Запомнив это положение, отойдите от стены и походите по комнате, наблюдая за собой в зеркало, проследите, сохраняется ли правильная осанка. Обратите внимание и на другие признаки правильной осанки:

1. горизонтальные линии ключиц

2. симметричное расположение лопаток

3. симметричное расположение ягодиц.

4. . симметричное расположение крыльев тазовой кости.

Осанка - зеркало здоровья

Позвоночник - это основа скелета, он выполняет в орга­низме человека две важнейшие функции. Первая функция - опорно-двигательная. Вторая - защитная. Позвоночник предо­храняет спинной мозг от механических повреждений. К нему подходят многочисленные нервные окончания, которые отве­чают за работу всех органов в организме человека. Образно говоря, каждый позвонок несет ответственность за работу оп­ределенного органа.

Если функции позвоночника нарушены, затрудняется проведение нервного импульса к тканям и клет­кам в разных участках тела. Со временем именно в этих участ­ках тела будут развиваться различные заболевания.

При пра­вильной осанке нагрузка на позвоночник при учебе или работе распределяется равномерно и не происходит перегрузки от­дельных участков. Это позволяет сохранить позвоночник здо­ровым до преклонного возраста.

Неправильная осанка чаще всего указывает на болезни по­звоночника, в том числе и на сколиоз.

Детский скелет обладает большей подвижностью, чем скелет взрослого человека, поэтому раннее обращение к врачу поможет ре­шить эту проблему.

Вспомним, что происходит с нашей спиной, когда мы вынуж­дены долго сидеть? Через какой-то промежуток времени нетре­нированные мышцы спины начинают уставать. Они уже не могут обеспечивать правильную осанку, и позвоночник слегка сгибает­ся. В этом физиологически неправильном положении происхо­дит сдавливание передних отделов межпозвоночных дисков, в то время как задние отделы растягиваются. В таком положении межпозвоночный диск теряет свою эластичность, изнашивает­ся. Нервные корешки ущемляются и хуже проводят сигналы от мозга к органам и тканям. Особенно чувствителен к таким пере­грузкам неокрепший позвоночник подростка.

Большинство де­тей вынужденно ведут "сидячий" образ жизни. Высокая учебная нагрузка, компью­теры, телевизоры и т. д. Поэтому проблема профилактики заболева­ний опорно-двигательного аппарата у детей приобрела массовый харак­тер.

От чего зависит осанка?

Осанка во многом зависит от разнообразия двигательных навыков, приобретаемых человеком в результате его развития и воспитания. Чем больше и разнообразней двигается ребенок, тем лучше развиваются его кости, связки, мышцы, тем крепче и надежней формируется естественный мышечный корсет позвоночника, который предохраняет от искривлений, деформаций. Гиподинамия – враг правильной осанки.

От количества жировых отложений. Ожирение, избыточный вес ослабляют мышцы и связки, способствуют появлению искривлений.

От положения позвоночника, от на­тяжения мышц и связок, окружающих позвоночный столб. Мы­шечные тяги сгибателей и разгибателей должны быть уравнове­шены, поэтому равномерное гармоничное развитие всех мышечных групп спо­собствует приобретению и сохранению правильной осанки. При хорошей осанке мышцы, которые удерживают позвоночник в правильном положении должны быть умеренно напряжены.

От общего самочувствия, здоровья человека, т. к. любое заболевание, ослабляющее организм, вызывает нарушение осанки.

От неправильной рабочей позы, неправильного положения позвоночника во время сна (прогнутая постель), от несимметричного ношения тяжестей.

От настроения. Плохое настроение, уныние, депрессия ведут к нарушению энергетики, ослабляют мышцы и портят осанку.

При неправильной осанке естественные изгибы позвоночника заметно увеличены. Кроме того, могут развиваться боковые искривления позвоночника - сколиозы.

Многие искривления позвоночника можно предупредить, а в начальной стадии - исправить. В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка еще не совсем сформирована. Неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на здоровье и осанку детей в период их бурного роста (в 6 - 7 и в 11 - 15 лет).

Нарушение осанки нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: уменьшаются экскурсия грудной клетки и диафрагмы, колебания внутригрудного давления, понижается жизненная емкость легких. Эти изменения неблагоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, приводя к снижению физиологических резервов детского организма. Почему у современного ребенка развивается нарушение осанки?

Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести вы­сокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в послеродовом и более позднем периоде развития ребенка , связанные с ограничением двигательной активности. Все это отрицательно сказывается на состоянии скелетных мышц и позвоночника.

Важно как можно раньше начать профилакти­ку дефектов осанки или коррекцию имеющегося вида ее на­рушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища.

При характеристике изгибов позвоночника используются понятия: кифоз (изгиб позвоночника кзади) и лордоз (изгиб позвоночника кпереди).

https://pandia.ru/text/78/288/images/image004_84.gif" width="588 height=234" height="234">

Круглая осанка (рис.характеризуется увеличением изгиба грудных позвонков, сглаживанием шейного и поясничного лордозов. Мышцы спины и живота слабые, растянутые. Грудная клетка недоразвитая, впалая, плечи «свисают» вперед, лопатки выпячиваются. Функции органов дыхания и сердца затруднены.
- При сутулой осанке (рис.ярко выражен изгиб грудного отдела позвоночника. Грудная клетка впалая, лопатки отстают, плечи выступают вперед, голова наклонена вперед.
- Для лордотической осанки (рис.характерно увеличение поясничного изгиба. Угол наклона таза увеличивается, живот выпячивается.

При кругловогнутой спине (рис.увеличены изгибы в грудном и поясничном отделах позвоночника. Угол наклона таза увеличен, ягодицы резко выступают назад, живот вперед, грудная клетка впалая, талия несколько укорочена.


- При плоской спине (рис.недоразвиты все изгибы позвоночника, угол наклона таза уменьшен, живот втянут, ягодицы чрезмерно выпячены. Переднезадний размер грудной клетки уменьшен, а поперечный увеличен. Ребенок держится напряженно, подчеркнуто прямо, движения его неуклюжи.
- Косая спина (асимметричная осанка) (рис.возникает при асимметричном положении плечевого пояса и таза, разной длине ног или косом положении таза. Если не принять мер для исправления осанки, могут возникнуть изменения в межпозвонковых дисках и костной ткани, характерные для тяжелого заболевания - сколиоза.

Различные нарушения осанки всегда сопровождаются нарушениями функций нервной системы и некоторых внутренних органов, что делает организм ребенка более подверженным целому ряду заболеваний, и в первую очередь - позвоночника.

Как же сделать так, чтобы осанка оставалась правильной?!

Постель ребенка не должна быть чрезмерно мягкой, а подушка высокой. Длина кровати должна быть больше роста ребенка на 20 - 25 см, чтобы можно было спать с вытянутыми ногами. Для детей с нарушениями осанки жесткий матрац (волосяной, травяной или ватный) кладется на щит из досок или фанеры.

Особенно портит осанку неправильная поза при сидении за столом. Надо сидеть так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног (рис.

Высота стола должна быть на 2 - 3 см выше локтя опущенной руки ребенка. Если ноги не достают до пола, подставить под них скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под углом 90°. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, расстояние между грудью и столом 1,5 - 2 см (ребром проходит ладонь), голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола 30 см. Предплечья должны симметрично лежать на столе, книгу надо держать в наклонном положении, а тетрадь класть под углом 30° (угол, открытый вправо, образуется краем стола и нижним краем тетради).
- Ухудшают осанку привычки читать лежа на боку, носить в одной и той же руке тяжести. Нарушает ее и езда на самокате (из-за отталкивания все время одной ногой) и езда на велосипеде в согнутом положении.

Перед началом выполнения комплекса, после 12-го упражнения и после окончания упражнений - ходьба 1 - 2 мин. Дыхание произвольное, равномерное. Не сутулиться, все упражнения делать в спокойном темпе, без задержек дыхания. Каждое упражнение выполняется 4 - 5 раз, затем количество повторений постепенно увеличивается до 10 - 12 раз. Выполнять можно не сразу все упражнения, а по 10 - 12 за занятие. Заниматься можно 3 - 4 раза в день за час до и спустя 45 - 60 мин после еды в различное время, но последний раз не позже 19 часов.

Для исправления дефектов осанки следует выполнять такие упражнения, когда в работу вовлекается одновременно несколько мышечных групп и суставов.

При склонности к сутуловатости и круглой спине уделяйте большое внимание упражнениям, связанным с выравниванием позвоночника, с выгибанием туловища в грудном отделе позвоночника без прогиба в поясничной области.

Имеющим крыловидные лопатки, а также сведенные вперед плечи, рекомендуется увеличивать количество повторений движений руками назад. Например, легкий бег вперед с попеременными круговыми движениями руками в боковой плоскости, слегка соединяя нижние углы лопаток и напрягая межлопаточные мышцы (живот не расслаблять), оказывает значительное эффективное воздействие при этих нарушениях.

При склонности к асимметричному положению плечевого пояса очень полезны разнообразные симметричные упражнения: повороты, волнообразные движения, взмахи, общеразвивающие упражнения.

Чтобы воспитать привычку держаться прямо, с приподнятой головой, развернутыми плечами и слегка подтянутым животом, детям необходимо в течение дня многократно повторять упражнения на ощущение правильной осанки.

Выполняя корригирующие упражнения, можно научиться свободно владеть своим телом и красиво держаться.

Для исправления осанки может быть рекомендован примерный комплекс упражнений, которые должны сочетаться с утренней гигиенической гимнастикой, подвижными играми, систематическим закаливанием.
1. Исходное положение (И. п.) - лежа на спине. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить правильное положение тела, вернуться в и. п.
2. И. п. - то же. Поочередно согнуть и разогнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах.
3. И. п. - то же. Согнуть ноги, разогнуть, медленно опустить.
4. И. п. - лежа на животе. Подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить.
5. И. п. - то же. Кисти рук переводить к плечам или за голову.
6. И. п. - лежа на правом боку, правая рука под щекой, левая над собой. Удерживая тело в этом положении, приподнять и опустить левую ногу. То же, лежа на левом боку.
7. И. п. - лежа на спине, руки за головой. Поочередно поднимать прямые ноги вверх.
8. И. п. - лежа на спине. Перейти из положения лежа в положение сидя, сохраняя правильное положение спины,
9. И. п. - то же. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таз от пола. Темп медленный.
10. И. п. - лежа на животе, подбородок на руки. Отвести руки назад и приподнять ноги («Рыбка»)
11. И. п. - лежа на спине - «Велосипед».
12. И. п. - лежа на правом боку. Приподнять обе прямые ноги, удержать их на весу на 3 - 4 счета, медленно опустить их и. п.
13. И. п. - то же на левом боку.
14. И. п. - сидя, ноги согнуты. Захватить пальцами ног мелкие предметы и переложить их на другое место.
15. И. п. - сидя, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны.
16. И. п. - стоя, стопы параллельны на ширине ступни, руки на поясе. Перекат с пятки на носок.
17. И. п. - стоя. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед

18. И. п. - сидя на стуле. Захват ножек стула ногами изнутри и снаружи по 8 - 10 раз.
19. И. п. - лежа на спине. «Ножницы» - горизонтальные и вертикальные движения прямыми ногами
20. И. п. - стоя. «Замочек» - завести одну руку за голову, вторую за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук
21. И. п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Сделать вдох и медленно поднять таз («полумостик»), на выдохе опуститься в и. п.
22. И. п. - сидя. Катание мячей (теннисного, волейбольного) вперед, назад, по кругу, по и против часовой стрелки.

Подготовили: , врач ОМО,

Врач по лечебной физкультуре ГУЗ РВФД

1.
2.
3.
4.

Ч то такое осанка? Это умение человека без всяких усилий держать своё тело, при этом сохранять позу сидя, стоя, лёжа и так далее. Тем самым осанка – это и есть та самая правильная поза. Для того, чтобы у человека была правильная осанка, в первую очередь должен быть нормально развит позвоночник. Если при движениях и в состоянии покоя у человека правильное ровное положение тела, то это значит, что никаких плохих и опасных изменений в здоровье человека не наблюдается. В основном это относится к положению и состоянию костного скелета и мышц. Однако нарушение осанки на сегодняшний день явление крайне распространённое и требующее особого внимания к себе.

Неправильная осанка обычно начинает развиваться у детей и подростков, когда они сидят за партой и кривятся в разную сторону. Или, к примеру, когда в одной и той же руке изо дня в день носят тяжелый рюкзак, это является одной из самых распространённых причин искривления позвоночника. В медицине такое искривление называется сколиозом.


Также помимо вышеперечисленных ситуаций есть ещё множество других причин, которые могут вызвать изменения состояния костей и мышц. Это могут быть и разные серьёзные заболевания, которые появились в связи с отсутствием хорошей физической подготовки. Если у человека наблюдается нарушение осанки, то необходимо сразу же обратиться к врачу, так как это очень пагубно сказывается на состояние здоровья в целом и на внутренних органах. Зачастую появляется значительное снижение работоспособности и организм становиться слабым, что в свою очередь подвергает его заболеваниям. Чтобы избежать проблем с осанкой, нужно постоянно следить за тем, как двигаешься, сидишь, лежишь. Также нужно постоянно занимать спортом или какой-нибудь лёгкой физической нагрузкой на тело.

Признаками правильной осанки являются:

  • Подтянутый живот.
  • Немного приподнятая грудь.
  • Голова расположена ровно.
  • Спина ровная.


Правильная осанка это не только положительная черта нашего внешнего вида, это также хорошее здоровье: отличные условия для работы сердечно-сосудистой, нервной системы и дыхательных путей. Также правильная осанка способствует высокой работоспособности, уверенности в себе. Когда у человека мышцы спины достаточно развитые, они удерживают позвоночный столб в правильном положении, это способствует равномерному распределению нагрузки на организм. Благодаря этому все внутренние органы не нарушены и функционируют исправно.

Правильную осанку надо разрабатывать с течением роста тела. Именно по этой причине нужно с самого раннего возраста следить за тем, как ребёнок двигается, сидит, стоит и т.д.

Виды нарушения осанки

Осанка – это положение тела, в котором стоит человек, она может отражать и физическое и психическое состояние здоровья. А как известно, это одни из главных показателей здоровья человека.

Различают несколько видов нарушения осанки:

Осанка может нарушиться очень сильно, если:

  • Носить неудобную, тесную одежду
  • Находиться в неблагоприятных условиях окружающей среды
  • Не хватает активности и подвижности мышц, а особенно если человек вообще не занимается физическими упражнениями
  • Мышцы слабы, имеют недостаток витаминов, минералов.
  • Человек имеет заболевания внутренних органов, а точнее: сердце, почек, печени и т.д.

Для каждого нарушения характерно индивидуальное расположение позвоночника, лопаток, таза и нижних конечностей. Существует также патологическая осанка. Она сохраняется благодаря определенному состоянию связок, мышц и фасций.

Сутулость — это деформация спинной кости, вследствие нарушения правил передвижения. Эта деформация возникает в основном, когда мышцы слабеют либо человека просто на просто не имеет привычки держать осанку.

Сутулость порождает собой такие виды деформации:

  1. Плоская спина. Это очень редкое явление. Позволить коррекции убрать это нарушение осанки очень сложно. Очень маленький процент приходится на народы Европы. Вот описание тела при такой деформации: прямая голова и шея, опущенные вниз плечи, втянут живот, ягодичная мышца плоска. Предосторожности: Опасен велоспорт, катание на лошади, прыжки со скакалкой, бег трусцой, так как слабые мышцы и глубокое напряжение бицепса бедра.
  2. Плоско-вогнутая спина. Также очень редкое явление. Эту деформацию можно наблюдать у женского пола, занимающегося спортивно-бальными танцами. Признаки: ягодицы оттопырены, сильно наклонённый вперед таз, спина плоская. При таком виде деформации считаются обязательными тренировки, которые направлены на увеличение подвижности поясничного отдела позвоночника. Также не стоит забывать об укреплении поперечной мышцы живота, очень полезна растяжка.
  3. Круглая спина. Частое и самое распространенное явление. Особенности этой деформации заключается в том, что исправить или скорректировать такое нарушение возможно и это является главным плюсом. Описание: Живот выпячен, ноги согнуты, напряженные икры ног, очень слаборазвитые ягодицы, которые нужно укреплять.

Причины нарушения осанки

Искривление позвоночника не такое уж редкое явление. Специалисты классифицируют это проявление по двум типам: по врожденному типу и приобретенному в процессе жизни.

Причины нарушения осанки врожденного характера закладываются во внутриутробном развитии. Этот период может сформировать недоразвитость позвонков, которые будут представлены в качестве различных патологий, таких как дополнительные позвонки или клиновидные образования.

Причины приобретенного характера искривления позвоночника возникают из-за биологического фактора или из-за механического воздействия различной природы. Биологическая природа – это, конечно, переносимые человеком заболевания. Причем, не только те, которые, так или иначе, в процессе протекания болезни напрямую затрагивают позвоночник – это полиомиелит, или рахит, но и болезни других органов, как туберкулез или плеврит, ведущих к ослаблению всего организма.


Правильная поза при работе за компьютером

Механические воздействия извне – это переломы позвоночника. Но есть и механические воздействия внутреннего характера – физиологические особенности самого индивида. Неодинаковая длина ног, тем более отсутствие одной. Плоскостопие. Близорукость или косоглазие, что влечет за собой не правильную осанку при работе.

В отдельную графу надо выделить искривления позвоночника социального происхождения. Человек нормально развивался внутриутробно и родился без аномалий. В процессе жизни не болел никакими серьёзными заболеваниями, влекущими изменения позвоночного столба. Не переносил никаких позвоночных травм. Не имеет никаких физиологических отклонений. Но искривление позвоночника заработал. Здесь имеет место его профессиональная активность – рабочее положение при неправильной осанке.

И, наконец, просто неравномерное развитие мышечной структуры. Или односторонняя физическая нагрузка при определенной работе, или проявления болезненного фактора, как ревматизм или односторонний паралич.

Во всех случаях, недостаточное физическое развитие и несбалансированное питание предрасполагает к развитию позвоночных искривлений.

ЛФК при нарушении осанки

ЛФК это лечебно профилактическая физкультура, которая обязательно требуется при проблемах с осанкой. ЛФК обычно назначается врачом, и комплекс упражнений определяется индивидуально в соответствии со степенью искривления позвоночника.

Ниже перечислены упражнения, но перед тем, как их делать необходимо пройти консультацию у врача.

Перед гимнастикой требуется сделать лёгкую разминку:

  • Руки положить на пояс, а ноги поставить на ширине плеч и наклоняться в левую и правую сторону. Затем делать наклоны туловища вперёд, потом назад.
  • Потом нужно поставить стул и сзади него, положа руки на спинку стула, прогнуться. При этом туловище, спина и голова должны быть параллельны полу. Также в этом же положении нужно немного округлить спину.
  • Далее принимаете исходное положение и прижимаете подбородок к телу и отводите голову в левую сторону и в правую.
  • Далее потягивайтесь руками. Потом выпрямляете руки перед собой и немного сгибаете в коленях. После этого в этом же положении ног необходимо прямые руки назад. И в таком положении необходимо задержаться около пяти минут.

Основные упражнения ЛФК, которые направлены на лечение нарушения осанки:

    1. Необходимо встать около стены и полностью всем телам прижаться к ней.
    2. Ноги поставить на ширине плеч и делать круговые движения прямыми руками.
    3. Необходимо кисти рук сомкнуть в замок за спиной и делать наклоны вперёд.
    4. Встать в позу, ноги на ширине плеч и поднимать плечи последовательно левую, потом правую.
    5. Далее в той же позе поднимать и опускать два плеча одновременно.
    6. Далее нужно лечь на живот, руки положить ладонями вверх и одновременно приподнимать носки ног и тело. При этом голова должна смотреть вперёд.
    7. Необходимо положить руки на лопатки. Ладонями кверху и сжимать и разжимать лопатки.

После того, как провели данный курс гимнастики нужно принять опять исходную позу возле стенки. В некоторых случаях для того, чтобы проконтролировать насколько ваш позвоночник ровный, можно положить книги на голову.

Массаж при нарушении осанки

Главной задачей массажа при проблемах с осанкой является: стабилизировать обмен веществ в организме, также нормализировать кровообращение в мышцах и связочно-суставного аппаратов, выработать тонус в некоторых группах мышц, снизить болевой синдром, убрать усталость при физической нагрузке. Также массаж является пассивной коррекцией позвоночного столба. При помощи массажа укрепляется мышечный аппарат. Также поднимается тонус организма и становится намного лучше эмоционально психологическое состояние человека, в общем. Нормализуются дыхательные пути и нервная система. Значительно увеличивается работоспособность.


Массаж назначается при всех нарушениях осанки в любых стадиях развития.

Противопоказания к массажу устанавливаются индивидуально врачом.

Область массажа. При массаже связанном с проблемами осанки включают туловище, всю поясничную область, нижние и верхние конечности, голову и шею. Перед тем, как обращаться к массажисту необходимо пройти тщательное обследование у врача для выявления состояния всего мышечного аппарата, для того, чтобы выявить более слабые мышцы и более растянутые, более напряжённые и более короткие. Также необходимо чтобы врач выявил точку болевого синдрома.

Профилактика нарушения осанки
Осанка формируется на протяжении длительного времени, начиная с самого рождения, и заканчивает процесс своего развития только к двадцати пяти годам. Именно по этой причине особое значение в этот промежуток времени имеет метод профилактики, который приносит результативный эффект. Физкультура, направленная на лечение осанки и массаж является главными профилактическими методами.

В школах и дошкольном возрасте в качестве профилактики врачи рекомендуют заниматься утренней зарядкой и каким-нибудь лёгким спортом. А вот уже постарше можно ребёнка записать в бассейн, позволить ему заниматься футболом, прыгать на скакалке, а в зимний период кататься на коньках и лыжах.

Постоянная, даже лёгкая физическая нагрузка на тело – это и есть самая основная профилактика плохой осанки. При этом также не будет сколиоза и других различных нарушений опорно – двигательного аппарата.

Особо большое значение имеет поза сидя. Необходимо с самого маленького возраста, ещё в дошкольный период воспитывать устойчивый навык, который в будущем поможет ребёнку сидеть правильно, прямо, не сутулясь и не опуская голову. Для этого ноги должны быть поставлены прямо, всей стопой на пол. Колени сгибать нужно под прямым углом.

Спина ровная и необходимо опираться на спинку стула, при этой позе бёдра должны лежать на третей части стула. Запрещается поза, при которой ложится нога на ногу или убираются ног под стул.

Также стоит уделять внимание плечам, которые должны располагаться на одном уровне. Запрещается делать опору только на одну руку, это является одной из самых распространённых причин возникновения проблем с осанкой.

Ещё нужно помнить, что наш организм максимально отдыхает во время сна, и поэтому правильная поза в ночной время также важна, как и днём. Лучше всего лежать прямо и кровать не должна провисать. Если сгибать колени лёжа, то только под прямым углом. И для сна рекомендуется выбирать более жёсткую опору.
Подушку также стоит выбирать небольших размеров и не очень мягкую.

Итоги
Вывод можно сделать следующий, что симптомы многих заболеваний связаны с нарушением осанки. Отклонение позвоночника в ту или иную сторону называется сколиозом. Если туловище направлено вперёд, то это сутулость.
Необходимо постоянно проходить обследование у врача, так как вовремя обнаружив нарушение осанки, её можно легко исправить и вылечить. Для предотвращения искривления позвоночника и поддержания организма в тонусе необходимо делать профилактические упражнения на все группы мышц. Следующие виды спорта, при которых повышается нагрузка на позвоночник, это тяжёлая атлетика, прыжки и многие другие должны быть исключены.

Понятие «осанка» имеет много толкований. В специальных медицинских руководствах осанка характеризуется в различных вариациях. Обычно это -- «привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения» (профессор В. К. Добровольский). Как и всякое определение, оно имеет свои плюсы и минусы. С момента, когда оно было сформулировано, прошло уже около 40 лет. Время и проведенные исследования показали, что такое узкое понимание выполняет только методическую задачу оценки осанки.

Некоторые положения приведенного выше определения уже требуют пересмотра. Например, многочисленными исследованиями было установлено, что без активного мышечного напряжения человек в принципе не может пребывать в вертикальном положении. Такое определение осанки не дает ответа и на очевидные вопросы: «Как называть позу сидящего человека?», «Как определить положение тела человека при ходьбе, или стоящего перед станком, или играющего на сцене?», «Является ли типичное (ходьба, бег, и др.) или нетипичное (подвижная игра) движение проявлением осанки?» Думается, ответ очевиден. Это подтверждают и современные научные изыскания, которые, как это ни покажется удивительным, согласуются с мнением известных лингвистов прошлого века. Они подразумевали под осанкой внешность, манеру держать свою фигуру (стройность и представительность в складе фигуры). Осанка, по их мнению, -- «это стан, строй, склад живого тела, общность приемов и всех движений его». Дубровский В.И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов/ В.И. Дубровский. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998. - с. 128. осанка мышечный искривление движение

Искривления спины у человека возникают в сагиттальной (боковой) и фронтальной (передне-задней) плоскостях. В сагиттальной плоскости возникают следующие виды нарушения осанки:

  • 1. Сутулость - уменьшение поясничного лордоза (внутренний физиологический изгиб позвоночника в поясничном отделе) и чрезмерная выраженность грудного кифоза (физиологическое выпячивание в грудном отделе позвоночника);
  • 2. Кругловогнутая спина - повышение выраженности всех изгибов позвоночного столба;
  • 3. Круглая спина - отсутствие поясничного лордоза при большой выраженности грудного кифоза;
  • 4. Плоская спина - уменьшение выраженности поясничного лордоза и грудного кифоза;
  • 5. Плосковогнутая спина - незначительное увеличение поясничного лордоза при уменьшении кифоза в грудном отделе.

Во фронтальной плоскости наблюдается ассиметричная осанка (сколиотическая дуга). При ней прослеживается неравномерное расположение анатомических структур с правой и левой стороны туловища.

Рис. 1.

Современный уровень медицинских знаний о человеке подтверждает мудрость такого широкого понимания осанки. Ведь очевидно, что принятие человеком определенной статической позы или выполнение определенного движения в пространстве (то есть склад живого тела и общность его движений) должно обеспечивать оптимальное эстетическое и физиологическое» выполнение таких действий. Манжелей И.В. Инновации в физическом воспитании: учебное пособие. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. - с. 75.

Осанка человека является одной из характеристик его физического развития, которое принято оценивать по таким показателям телосложения, как линейные размеры, объем и соотношению длины и массы тела. Однако осанка аккумулирует в себе не только антропометрическую часть физического развития, но и биомеханическую, кинематическую и энергетическую составляющие физиологии движения, эстетическую характеристику, связанную с понятиями гармонии тела и человеческой этикой, педагогическую доминанту, обеспечивающую формирование поведенческих навыков и самоконтроля.

Обсуждая различные определения осанки, мы стараемся не вставать на путь «терминологических войн»", столь популярный среди специалистов. Поскольку эта книга предназначена для широкого круга специалистов и заинтересованных родителей, мы считаем возможным предложить следующее определение осанки, основанное на современных представлениях о функционировании опорно-двигательного аппарата и позволяющее, на наш взгляд, решать многие, уже давно назревшие, вопросы медицинской и педагогической практики.

Осанка -характеристика состояния опорно-двигательного аппарата, уровня физического развития и сформированное™ (степени зрелости) поведенческих навыков, отражающая способность человека поддерживать оптимальное эстетическое и физиологическое положение тела и его частей при удержании статических поз (стоя, сидя и др.), и обеспечивающая рациональное и адекватное выполнение основных естественных и профессиональных движений.»

Осанка -- термин, понятный большинству людей, даже если они и не являются специалистами в области медицины или педагогики. Предлагаемое определение осанки, по нашему мнению, может и должно стать объединяющим для всех заинтересованных людей (врачей, педагогов, родителей) при выработке и проведении в жизнь совместных программ, направленных на оздоровление детей и формирование у них правильной осанки.

С биомеханической точки зрения, правильная осанка является результатом такого соотношения всех действующих между собой сил, когда физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имея равномерно волнообразный вид, что является основным моментом, так как они по законам биомеханики придают позвоночнику большую устойчивость, сопротивляемость, увеличивают его рессорные свойства и облегчают возможность сохранения равновесия.

Понятие об осанке складывается из учета положения головы, состояния плечевого пояса, конфигурации позвоночника, наклона таза и оси нижних конечностей. Ведущим является положение позвоночника, который имеет в сагиттальной плоскости четыре физиологических изгиба (шейный и поясничный лордоз, грудной и крестцовый кифоз). Каким же должно быть правильное расположение различных частей тела в положении стоя?

Голова -- рычаг первого рода с точкой опоры в области затылочной кости. Для уравновешивания головы необходимо напряжение затылочных мышц.

Грудная клетка -- центр тяжести находится впереди позвоночного столба, и для уравновешивания необходимо напряжение разгибателей спины.

Поясничная часть позвоночника -- центр тяжести находится сзади тел поясничных позвонков и для сохранения правильного положения туловища необходимо напряжение мышц брюшного пресса. Манжелей И.В. Педагогические модели физического воспитания: Учебное пособие. - М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005. - с. 64.

Тазобедренный сустав -- центр тяжести вышерасположенных частей тела проходит через середину поперечной оси, соединяющей оба тазобедренных сустава; для сохранения устойчивого положения туловища необходимо напряжение как передних, так и задних групп мышц, окружающих тазобедренный сустав. Газ удерживается в нормальном положении благодаря гармоничной работе сгибателей и разгибателей бедра. Таз имеет определенный угол наклона, который увеличивается при перевесе функции сгибателей бедра, а чрезмерный угол наклона таза, в свою очередь, приводит к увеличению поясничного лордоза и растяжению мышц брюшного пресса, что ведет к нарушению функций внутренних органов.

Преимущественная функция разгибателей бедра -- угол наклона таза уменьшается, сглаживается поясничный лордоз, компенсаторно возможно уменьшение всех других изгибов позвоночника, а это, в свою очередь, уменьшает сопротивляемость позвоночного столба по отношению к механическим факторам внешней среды.

Коленный сустав -- центр тяжести находится впереди коленного сустава, следовательно, для уравновешивания туловища необходимо напряжение икроножных мышц.

Голеностопный сустав -- центр тяжести находится на уровне ладьевидной кости предплюсны, и для уравновешивания тела также необходимо напряжение икроножных мышц.

Пропорции тела ребенка в разные возрастные периоды изменяются, поэтому изменяются и биомеханические факторы, определяющие осанку.

Традиционно принято описывать осанку дошкольника, младшего школьника, юноши и девушки в исходном положении стоя, так как это стандартизует и облегчает оценку.

Оптимальная осанка дошкольника: туловище расположено вертикально, грудная клетка симметрична, плечи развернуты, лопатки слегка выступают, живот выдается вперед, намечается поясничный лордоз. Ноги выпрямлены. Угол наклона таза -- от 22 до 25°.

Оптимальная осанка школьника: голова и туловище расположены вертикально, плечевой пояс горизонтально, лопатки прижаты к спине. Физиологические изгибы позвоночника умеренно выражены, остистые отростки расположены по одной линии. Выпячивание живота уменьшается, но передняя поверхность брюшной стенки расположена кпереди от грудной клетки, угол наклона таза увеличивается. Манжелей И.В. Педагогические модели физического воспитания: Учебное пособие. - М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2005. - с. 95.

Оптимальная осанка юноши и девушки: голова и туловище расположены вертикально при выпрямленных ногах. Плечи слегка опущены и находятся на одном уровне. Лопатки прижаты к спине. Грудная клетка симметрична. Молочные железы у девушек и околососковые кружки у юношей симметричны и находятся на одном уровне. Живот плоский, втянут по отношению к грудной клетке. Физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, у девушек подчеркнут лордоз, у юношей -- кифоз.

Очевидно, что оптимальная, с точки зрения биомеханики и физиологии, осанка должна сохраняться и в положении сидя, и при выполнении основных движений (ходьба, бег и пр.)

Осанка - это умение человека держать свое тело в различных положениях, привычная поза непринужденно стоящего человека.

При правильной осанке туловище выпрямлено, плечи расправлены, живот подобран, голова поднята, взгляд устремлен вперед.

При любой работе, любом виде спорта необходимо уметь держать свое тело. Правильная осанка, сочетающаяся с координированными, слаженными и ловкими движениями, делает человека сильным, красивым.

Что может быть прекраснее балета? Не отрываясь можно любоваться художественной гимнастикой и фигурным катанием. А ведь эту красоту создают не только отточенные движения исполнителей, но и их умение держать свое тело. И при тяжелых видах труда умение правильно держать свое тело помогает человеку быть сильным. Как свободны движения у доменщика и лесоруба, у ткачихи и токаря! А сколько поэтических строк в русской литературе посвящено косарям!

Человек, не умеющий держать свое тело, стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот. Но странное дело - некоторые молодые люди считают именно такую осанку и расхлябанную походку красивыми. А ведь это не только некрасиво, но и вредно. При плохой осанке затруднена деятельность всех внутренних органов и в первую очередь легких и сердца, сокращен объем дыхательных движений, уменьшена жизненная емкость легких. Это значит, что снижена доставка кислорода к тканям и органам.

Как же формируется осанка? Можно ли предотвратить образование плохой осанки и как это сделать?

На характер осанки человека большое влияние оказывает позвоночник, так как он является основным костным стержнем и связующим звеном всех частей скелета. Позвоночник обеспечивает вертикальное положение тела, удерживает его в равновесии, поддерживает тяжесть головы и верхней части туловища. Он представляет собой стержень, состоящий из отдельных позвонков (рис. 1). Это обеспечивает ему большую подвижность. Наиболее подвижен позвоночник в шейном и поясничном отделах; стоя на месте, можно легко повернуть голову и туловище в ту или другую сторону. В грудном отделе подвижность позвоночника очень незначительна.

Рис. 1. Позвоночник человека.
1 - вид сбоку;
2 - вид спереди,
а - 7 шейных позвонков;
6 - 12 грудных позвонков;
е - 5 поясничных позвонков;
г - 5 крестцовых позвонков;
д - копчиковые позвонки.

Позвоночник имеет четыре изгиба, из которых два обращены выпуклостью вперед (шейный и поясничный) и два выпуклостью назад (грудной и крестцовый). Появляются они в раннем детском возрасте в связи с возникновением у ребенка умения держать голову, а затем сидеть и стоять. Окончательно изгибы позвоночника сформировываются к 6-7 годам, а закрепляются - к 18-20 годам.

В раннем детстве позвоночник в основном состоит из хряща, постепенно заменяющегося костной тканью. Верхние и нижние поверхности тел позвонков окостеневают к 15-16 годам, завершается окостенение в более позднем возрасте (после 20 лет). У мальчиков, начиная с 13 лет, позвоночник быстро растет в длину, у девочек рост позвоночника более медленный. В этом возрасте мальчики обгоняют девочек в росте.

В вертикальном положении позвоночник удерживается с помощью мышц, которые его окружают (мышцы спины, брюшного пресса и др.). Наиболее сильной мышцей, разгибающей и выпрямляющей позвоночник, является длинная мышца спины, которая тянется на всем протяжении позвоночного столба от костей черепа до крестца. Эти мышцы образуют естественный «мышечный корсет». Он-то и удерживает позвоночник в вертикальном положении и обеспечивает правильную осанку. Поэтому развитие мускулатуры играет большую роль в формировании правильной осанки. При этом основную роль играет не сила мышц, а равномерное развитие их и правильное распределение мышечной тяги на позвоночник.

По природе своей строение человеческого тела в основном симметрично. Следовательно, мышцы левой и правой половины тела должны быть развиты одинаково. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга сгибателей уравновешивается тягой разгибателей, то корпус и голова находятся в прямом, красивом положении.

Любопытно отметить, что нередко у людей, занимающихся тяжелым физическим трудом, - у грузчиков, молотобойцев, а также у спортсменов-тяжелоатлетов - штангистов, борцов и т. д. - осанка плохая из-за чрезмерного развития отдельных групп мышц. И наоборот, у спортсменов, занимающихся таким видом спорта, который способствует равномерному развитию всех мышечных групп (гимнасты, легкоатлеты), наблюдается хорошая осанка.

Итак, наиболее частой причиной нарушений осанки является либо слабость мышц туловища, либо неравномерность их развития. А у детей школьного возраста в силу возрастных особенностей мышцы туловища развиты еще недостаточно, у них отсутствует крепкий естественный «мышечный корсет». При неблагоприятных условиях, о которых речь пойдет ниже, это становится причиной нарушения осанки. К тому же в школьном возрасте развитие скелета еще не завершено, позвоночник гибок и податлив. Первоначально возникающее нарушение осанки может перейти в искривление позвоночника.