Занятие по плоскостопию в саду. Открытое занятие "профилактика плоскостопия"

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления часто болеющих и аллергичных детей №25 «Гнёздышко» города Новочебоксарска

Чувашской Республики

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (НОД)

по образовательной области «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ

(подготовительная группа)

Подготовила и провела:

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад №25 «Гнёздышко»

Миронычева Вера Валентиновна

Г. Новочебоксарск

февраль 2016 г.

Тема: Профилактика плоскостопия

Задачи:

  • Познакомить детей с заболеваемостью ног - плоскостопием.
  • Познакомить с понятием плантограмма.
  • Укреплять и формировать свод стопы у детей.
  • Обучать правильной постановке стоп при ходьбе.
  • Формировать ощущение удовольствия от выполняемых движений. Развивать основные функции стопы.
  • Повышение тонуса, увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.

Оборудование: дорожка со следами, обручи по количеству детей, наклонная гимнастическая доска, скакалка, канат, фитбол, набивной мяч, платочки и пенки по количеству детей.

Ход НОД

I.Вводная часть

1) Построение, объяснение задач.

Воспитатель:

Получен от природы в дар,
Не мяч и не воздушный шар,
Не глобус это, не арбуз,
Здоровье, очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить

Ребята, давайте поздороваемся. Говорить друг другу «здравствуй» – это значит желать здоровья. А как можно сберечь здоровье? Что для этого нужно делать?

Дети: Нужно заниматься спортом, выполнять правила личной гигиены и т. д.

Воспитатель: Правильно, вот сегодня мы и отправимся на остров за здоровьем с необычным названием - «Здоровые ноги», познакомимся с плантографией, закрепим упражнения профилактики плоскостопия, будем тренировать, и развивать мышцы и связки стопы, средствами физических упражнений, закаливания, самомассажа. А чтобы ощущать себя здоровым, весёлым, нашим девизом будут заветные слова: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего нужны нам ноги?

Дети: Чтобы ходить, бегать, прыгать и т.д.

Воспитатель: Правильно, а основой наших ног является стопа.

Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке. А при деформации стопы – появляется плоскостопие, характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов. Нужна постоянная тренировка мышц и связок стопы. Без нагрузки мышцы слабеют и не

поддерживают стопу в приподнятом состоянии. В результате чего возникает плоскостопие.

Причины и факторы, влияющие на развитие плоскостопия:

  • наследственность
  • ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкой или широкой),
  • чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела),
  • чрезмерная гибкость суставов,
  • травмы стоп.

Воспитатель: Нелегко придется нашим стопам. Давайте их подготовим к нашим испытаниям.

2) Самомассаж стоп

Ребята, снимают носки, сидя на полу пошлепывая по подошвам ног, приговаривают:

Куй, куй, ковалек,

Подкуй чеботок:
На маленькую ножку
Золотую подковку.
Подай молоток,
Подковать чеботок.

Затем выполняют упражнения на обручах.

3)Упражнения для укрепления мышц и связок стопы, при помощи гимнастического обруча.

  • ходьба по обручу;
  • перекаты стоп с носка, на пятку;
  • скольжение по обручу;
  • приседания, стоя на обруче;
  • прыжки через обруч;
  • дыхательная гимнастика с произношением звуков.

Воспитатель благодарит ребят за выполнение задания, предлагает убрать спортивный инвентарь и сделать отпечаток стопы.

II.Основная часть

1) Плантография.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сделать отпечаток стопы – платографию.

Рисунки я покажу на родительском собрании, вашим родителям, где мы будем говорить о проблеме профилактики плоскостопия.

На пол кладем чистый лист бумаги. Ступни ног покрываем жирным кремом. «Испачканными» ногами встать на лист бумаги. Спину держим прямо, ноги сведены вместе, масса тела должна распределиться равномерно и задержаться в этом положении несколько секунд. На бумаге должен остаться четкий отпечаток вашей стопы.

Воспитатель: Ребята, сравним ваши стопы с изображением на картине.

Воспитатель: Ребята, чтобы дойти до острова «Здоровые ноги», нам нужно пройти по следу стоп, которые лежат на полу. Будьте внимательны идем только по здоровым отпечаткам стоп.

Дети продвигаются по отпечаткам стоп, попеременным шагом ставя стопу на правильный след, (неправильный след издает звуковой сигнал)

2)Круговая тренировка на тренажерах

Воспитатель: Ребята на острове «Здоровые ноги», мы с вами проведем круговую тренировку на тренажерах. Для того чтобы мышцы развивались и укреплялись, им нужно давать нагрузку, которая способствует укреплению мышц стопы. Вы сами должны выбрать «друзей» на острове, которые укрепили бы ваши ноги.

Ребята распределяются на тренажеры и по 1мин (с 30сек. интервалом отдыха) выполняют упражнения по методу «круговой тренировки».

Станции:

1. быстрая ходьба на беговой дорожке 2. наездник

3. подъем и спуск на степ - платформе

4. жим ног на мини-блоке

5. прыжки на батуте

6. велотренажер

7. гребля

8. прыжки через скакалку

9. ходьба по гимнастическому канату

10.прыжки на мяче-попрыгунчике

11. катание набивного мяча вдоль свода стопы

Воспитатель: Наши ноги славно потрудились. А сейчас я предлагаю проверить насколько они стали сильнее и ловчее?!

Воспитатель благодарит ребят, предлагает убрать инвентарь и приступить к играм.

III.Заключительная часть

1)Подвижные игры

Воспитатель напоминает ребятам правила игр и эстафет :

  • «Играть честно, не хитрить»
  • «Не обижаться, если проиграешь»
  • «Не кричать громко»

Игра - эстафета «Передай платочек»

Сидя на стульях босиком, передать друг другу пальцами ног платочек, руки на поясе (руками не помогать).

Воспитатель благодарит ребят за честную игру и предлагает лечь на индивидуальные коврики-пенки.

2) Релаксация «Муравей»

Дети ложатся на пенки, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка.

Воспитатель: Представьте себе, что вы лежите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза)

3)Подведение итога занятия

В неформальной обстановке воспитатель и ребята подводят итог занятия (НОД) пьют фиточай.

Воспитатель:

  • Ребята, как вы думаете, можете вы сами сформировать правильную стопу или, наоборот, деформировать её?
  • Почему появляется плоскостопие?
  • Что нужно делать, чтобы стопа была хорошей?

Ответы ребят.

Воспитатель обращается к гостям и коллегам:

Мы продемонстрировали вам несколько видов упражнений для ног с детьми. Существует еще множество различных интересных упражнений и игр, но я думаю, что слишком много информации это тоже плохо, поэтому о других упражнениях и играх вы сможете узнать из памятки о профилактике плоскостопия предложенных вашему вниманию. Спасибо за внимание и участие в нашем мероприятии.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Тюменского муниципального района Чикчинский детский сад «Улыбка»

по физкультуре в ДОУ, направленное на профилактику плоскостопия

«Лесное путешествие»

Выполнила: физинструктор МАДОУ Чикчинского

детского сада «Улыбка»

Афлетунова А.И.

г.Тюмень, 2016 г

План – конспект учебно – тренировочного занятия

по физкультуре в ДОУ

1.Группа: старшая

2.Количество занимающихся: 10 - 12 детей

3.Дата проведения:

4. Место проведения: музыкально-спортивный зал МАДОУ Чикчинского д/с «Улыбка».

5.Афлетунова Альбина Илгизовна

6.Тема урока: «Лесное путешествие»

7.Задачи занятия:

Образовательная: упражнять детей в правильной постановке стоп при ходьбе и беге, закреплять умение преодолевать препятствия, выполнять движения по команде.

Оздоровительная: развивать воображение, выносливость, ловкость, координацию движений.

Воспитательная: воспитывать положительные нравственно-волевые качества, нравственное и бережное отношение к природе.

8.Инвентарь и оборудование: канат, обручи (6), музыкальный центр, салфетки, мелкие игрушки.

Часть

занятия

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть.

Вытягивают руки вперед, ладонями вверх.

Поднимают руки вверх – тянутся, смотрят на руки.

Показывают ладошки и стучат пальчиком правой руки по ладошке левой руки.

Улыбаются и кланяются гостям
(звучит спокойная музыка)

Здравствуйте, ребята!

Давайте поздороваемся!


Улыбнемся солнышку: «Здравствуй, золотое!

Улыбнемся небу: «Здравствуй, голубое! »

Улыбнемся дождику: «Лейся, словно из ведра! »

Гостям улыбнемся: «Пожелаем им, добра! »

Ребята, давайте прислушаемся: что мы слышим?

Птички поют, шелест деревьев.

Как вы думаете, куда мы сейчас отправимся?

Правильно, мы с вами отправимся в лесное путешествие.

Прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу.

Не шуметь.

Держаться друг за другом.

Не разбегаться.

Давайте посмотрим на соседа справа, на соседа слева, запомним кто за кем стоит. И пока мы с вами путешествуем будем идти друг за другом.

Еще в лесу можно прислушиваться и услышать много интересных звуков.

Еще можно встретить в лесу разных диких животных.

Дикие животные это какие животные?

Это те животные, которые живут в лесу.

Правильно! Но к ним близко подходить нельзя, это может быть опасно.

И так, отправляемся в путь. За мной шагом марш!

Основная часть.

Ходьба друг за другом с выполнением заданий инструктора: Ходьба обычная;

Ходьба на носочках, с вытянутыми руками вверх.

Ходьба по следовой дорожке.

Мы забрели в чащу леса, как красиво в лесу. Какой здесь свежий воздух, он очень полезен для нашего организма. Травка зеленая, мягкая! По травке очень полезно ходить босиком.

Как вы думаете, почему?

Чтобы наши ножки не болели, правильно развивались, чтобы у нас была правильная походка.

Ой, ребята! Какая высокая трава! Я из-за травы вас совсем не вижу! Давайте встанем на носочки, поднимем руки вверх, потянемся.

Спинку держим прямо, вытягиваем спинку.

Молодцы, я вижу ваши ручки сквозь заросли травы – теперь я вас не потеряю.

Вот мы и прошли высокие заросли. Никто у нас не потерялся?

Никто не потерялся. Молодцы!

Я чувствую, что под ногами земля очень мягкая. Вы чувствуете? Это болото, идти дальше очень опасно.

Что же нам делать, чтобы не провалиться?

Надо идти по следам.

Правильно! Я сейчас первая пройду, проложу следы, а вы пойдете за мной, по проверенной дорожке, по протоптанным следочкам. Но идти надо строго по следам, не торопясь, осторожно, чтобы не провалиться в болото.Молодцы!

Болото мы прошли, никто у нас не провалился, молодцы! Мы справились с препятствием, потому что старались, не торопясь шли строго по следам.

Ребята, давайте прислушаемся, мне кажется, я слышу какой-то звук! А вы что-нибудь слышите?

Это что-то журчит.

А что у нас может журчать в лесу?

Р учеек!

Основная часть.

Ходьба по канату или по гимнастической палке.

Ходьба на пяточках, руки на плечевых суставах.

Правильно - это ручеек! Вода в ручейке очень холодная – студеная! Как же нам перейти через ручеек? Можем ли мы прямо по воде перейти на другой берег?

Нет, потому, что можно простудиться и заболеть.

Надо перекинуть бревно через ручеек, и по нему перейти на тот берег.

Молодцы! Смотрите, здесь кто-то уже проходил и перекинул бревнышко. Нам осталось правильно перейти по бревнышку на другой берег.

Для этого надо повернуться к бревнышку боком и приставным шагом, не спеша, пройти по нему.

Можно помогать друг другу, можно взять за руку того, кто боится и помочь перейти. Мы ведь с вами очень дружные, а друзья всегда помогают в беде или в трудных ситуациях.

Отлично, мы преодолели и это препятствие. Никто не намочил свои ножки, потому что мы очень аккуратно и осторожно шли по бревнышку, и помогали друг другу. Молодцы!

Ребята, посмотрите, что это?

Это следы?

Как вы думаете чьи это следы?

Следы утки.

Вы слышите, кто-то крякает? – Смотрите, это утки пьют воду из ручья!

Давайте представим, что я утка, а вы - утята. Для этого мы встанем на пяточки, ручки положим на плечи и пойдем как утята за уточкой. Спинку держим прямо. Молодцы! Вы как настоящие утята!

Основная часть.

Ходьба в полуприсяде на носках.

Ходьба на внешней стороне стопы с руками за спиной.

Прислушайтесь! Вы слышите какой-то странный шум?

Давайте пригнемся и пойдем в полуприсяде, чтобы этот странный зверь нас не заметил. Для этого надо присесть на корточки и передвигаться в этом положении.

Смотрите, что я нашла! Интересно, кому принадлежат эти следы?

Медведю.

Правильно! Медведю!

Давайте представим, что я медведица, а вы – мои медвежата. Для этого надо встать на внешнюю сторону стопы, и ручки спрятать за спину.

Какие хорошенькие медвежата! Молодцы!

А что медведи делают зимой?

Впадают в спячку.

А что любят медведи?

Мед. Он очень полезен.

Кто его кушает, тот не болеет.

А вы любите мед?

Хорошо, будете здоровыми, крепкими, красивыми!

Мы с вами забрели в самую глубь леса. Кого же еще мы здесь можем встретить?

Посмотрите, еще чьи-то следы….

Белочки.

Правильно, смотрите – это белочка!

Кажется, она что-то хочет нам сказать.

Я - белочка быстрая,

Хвостик пушистый.

На полянке я играла

Шишечки я собирала.

Сильный ветер налетел,

И корзинку подхватил,

Он корзинку покружил,

Все запасы уронил.

Помогите пожалуйста собрать шишечки!

Поможем?

Поможем! Ведь лесные звери и птицы нуждаются в нашей помощи и заботе.

Посмотрите, у белочек есть передние и задние лапки. У них тоже есть пальчики на передних и на задних

Заключительная часть.

1. Игра: «Собери запасы»

Захватить пальцами ног мелкий предмет и перенести его в корзинку.

2. Игра: «Скок-перескок»

Перепрыгнуть на носочках из обруча в обруч.

И. п.: стоя, руки опущены, ноги слегка расставлены. Повернуть голову влево, сделать губы трубочкой - подуть на плечо. Голова прямо - вдох. Голову вправо - выдох трубочкой. Голова прямо - вдох. Затем опустить голову, подбородком касаясь груди, сделать спокойный, слегка углубленный выдох. Голова прямо - вдох. Поднять лицо кверху и снова подуть через губы, сложенные трубочкой.

2-3 р

2-3р

лапках и они очень много дел могут делать и передними и задними лапками.

И мы с вами очень много дел можем делать ручками, (подвигаем пальчиками рук), а ножками умеем? (подвигаем пальчиками ног). Сейчас с вами попробуем пальчиками ног собрать шишечки в корзинку, без помощи рук.

А какие же еще запасы делают белочки на зиму кроме шишек?

Ягоды, грибы.

Все запасы собрали, какие молодцы!

Белочка нам говорит «Спасибо» и приглашает нас поиграть. Белки очень любят скакать по деревьям с ветки на ветку, и наша белочка предлагает вам попрыгать с ней.

Надо на двух ножках, на носочках перепрыгнуть из обруча в обруч.

Какие вы молодцы! Давайте попрощаемся с белочкой! Помашем ей правой ручкой. До свидания!

Давайте отдохнем – подышим правильно.

Подуем на плечо,

Подуем на другое,

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою.

Подуем и на грудь мы

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака

И остановимся пока.

Потом повторим все опять,

Раз, два, три, четыре, пять.

Ребята, мы прыгали с ветки – на ветку, с дерева – на дерево, и не заметили, как оказались в садике.
Итог занятия с положительной оценкой, вспомнить что делали, чему учились новому. Вопрос детям:

Лесные звери передали нам подарочек, чтобы мы не забывали о них заботиться и помогать им.

Дети улыбаются и аплодируют сами себе. Выходят из физкультурного зала и благодарят инструктора за занятие.

Муниципальное Дошкольное Образовательное Бюджетное Учреждение детский сад № 25 «Золотой петушок».
Конспект по профилактики плоскостопия в игровой форме

«У ЦАРЯ ОБЕЗЬЯН»
Подготовила: инструктор по физкультуре

Орлова Е. В.
г. Нефтекамск 2008

Задачи: Укреплять и формировать свод стопы у детей. Обучать правильной постановке стоп при ходьбе, учить создавать воображаемые картины; формировать ощущение удовольствия от выполняемых движений. Развивать основные функции стопы. Повышение тонуса, увеличение подвижности в суставах стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.

Оборудование: дорожка со следами, канат, обручи и мячи по количеству детей, мелкие игрушки, наклонная гимнастическая доска, мягкие дощечки, ребристая дорожка, валы, мат, массажные коврики, цветные цилиндры, лестница.

I часть

Инструктор: Мы пойдем сегодня в гости к царю обезьян. Обезьяны похожи на детей, но они все могут делать не только руками, но и ногами. Их иногда за это называют четверорукими.


  • Пошли в обход по залу - обычная ходьба

  • Какая высокая трава. Пошли на носках, руки подняли вверх. Так я увижу вас, ребята - ходьба на носках, руки вверх .

  • Вот и прошли этот участок - обычная ходьба.

  • Болото, идти опасно. Идем строго по следовой дорожке - ходьба по следовой дорожке.

  • Переходим через ручей - ходьба приставным шагом по гимнастической палке.

  • Утята гуляют возле ручья - ходьба на пятках, руки на плечевых суставах.

  • Какой-то подозрительный шум в лесу. Идем тихо-тихо - ходьба в полуприседе на носках.

  • Это медведь идет - ходьба на наружной стороне стопы, руки на поясе .

  • Вот мы и подходим. Уже видны обезьяньи домики - обычная ходьба, построение вдоль обручей.
^ II часть ОРУ

Маленькие обезьянки хотят нас увидеть:

1 . Обезьянки поворачиваются вправо, смотрят на нас, влево поворачиваются, хотят всех нас увидеть.

И.П. стоя на наружных сводах стоп.

Повороты вправо и влево. Выполняется без отрыва стоп.

2. ^ Обезьянки показывают нам, какие у них мячики.

И.П. стоя на обруче, в руках мяч.

Полуприсед, мяч подняли - вдох. И.П. - выдох.

3. Наверное, мячи у обезьянок - любимые игрушки .

И.П. то же.

Подняли мяч, отставили правую ногу назад на носок - вдох, И.П. - выдох.

4. ^ Обезьянки решили показать нам все свои игрушки: сели перед своими домиками и ножками достают из домиков мелкие игрушки.

И.П. Сидя. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты в КС (коленном суставе), ТБС (тазобедренном суставе) .

Захват стопами мелких предметов перед собой и перемещение их вправо и влево.

5. ^ Теперь обезьянки решили играть большими мячами .

И.П. Сидя. Руки в упоре сзади. Ноги согнуты в КС (коленном суставе),ТБС (тазобедренном суставе). Захватить мяч стопами и удерживать его несколько секунд на весу, опустить на пол, а затем опять поднять ( -5 раз).

6. ^ А еще вот они как умеют играть с мячами.

И.П. стоя, одна ступня - на мяче, другая на полу. Ступней, находящейся на мяче, покачивать его влево - вправо, вперед - назад, (3-5 раз). Ноги поменять и упражнение повторить. Далее, захватить мяч ногами и удерживать его несколько секунд на весу, опустить на пол, а затем опять поднять (3-5 раз).

7. ^ Обезьянки очень гибкие. Они выпрямили ноги и наклонились, потянулись к стопам руками.

Наклон к прямым ногам - выдох -4-6 секунд. Стопы в положении тыльного сгибания. И.П. вдох.

8. Обезьянки собирают свои игрушки в домик.

Захват стопами мелких предметов справа и слева и перемещение их по центру перед собой.

9. Обезьянки решили показать нам, как они ходят по обручу

Передвижение по обручу, ставя стопы вдоль или поперек.

ОД


  • Обезьянки пошли на прогулку. Вот они идут по наклонному бревну к высокому дереву. - Ходьба по наклонной гимнастической доске на носках . (2 раза)

  • Забираются по веткам дерева выше и выше. - Ходьба по перекладинам лежачей на полу лестницы. (2 раза)

  • Идут по песчаному берегу.–Ходьба по мату или мягким дощечкам (2 р)

  • Идут по каменистой гряде. - Ходьба по ребристой дорожке . (2 раза)

  • Идут по сваленному дереву. – Ходьба по валу, балансируя руками . (2 р)

  • И попадают прямо на берег, где находят себе замечательные игрушки. Обезьянки массируют стопы. (Массаж стоп на цветных цилиндрах .)

  • Обезьянки захотели поиграть с этими красивыми цилиндрами. – п/и «Быстро возьми».
^ III часть

Обезьянки вернулись домой. Легли в свои домики. Свернулись клубочками и сами себя укачивают. Перекаты в группировке. Обезьянки выпрямились, расслабились, слушают, как у них отдыхают стопы.

Тема: «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возрас та»

Подготовила инструктор по физической культуре

МАДОУ №13 «Умка» г. Химки

Шибанкова Елена Михайловна

Проблема плоскостопия достаточно сильно распространена в современном мире, особенно среди детей дошкольных лет. Нарушение стопы не только способствует ухудшению осанки ребенка, а может привести к серьёзным заболеваниям (артриту, остеохондрозу). Именно потому профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста так важна, особенно там, где практически ежедневно находится малыш, - в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Принципы профилактики плоскостопия детей дошкольного возраста.

Формирование осанки ребенка дошкольного возраста начинается примерно с 6 лет, а продолжается примерно до 17 лет. Именно поэтому у маленьких деток дошкольного возраста осанки как таковой практически нет, ведь изгибы позвоночника в детском организме не сформированы окончательно. Стопа крохи от одного года может быть подвержена отклонениям, потому специалисты рекомендуют проводить профилактику плоскостопия детей с малых лет.

Плоскостопие у детей младшего возраста не физиологическое, его лучше лечить до 5-летнего возраста, пока окончательно не сформировался контур ступни.

У детей дошкольного возраста профилактика плоскостопия начинается с первого визита к ортопеду (когда крохе 2-3 месяца).

Плоскостопие чаще всего, проявляется после года ходьбы, ведь стопа формируется вместе с первыми шагами ребенка. Поэтому до года у ребенка не может быть плоскостопия, но дальше нужно следить за изменениями его ножек, осанки, заниматься профилактикой заболевания. Лучше всего для профилактики плоскостопия ребенка использовать массаж ступни с первого года его жизни.

Профилактика плоскостопия у дошкольников начинается с выбора правильного обуви для своего сыночка или дочки. Обязательным является наличие жесткого задника, мягкого супинатора и каблука (примерно 0,5 см). Не рекомендовано давать детям малых лет донашивать за кем-то, ведь каждый стаптывает сандалики по-своему. Если вы покупаете обувь на вырост, то лучше брать ее не больше чем на один размер, чтоб при ходьбе нога не болталась.

Основные приемы профилактики плоскостопия дошкольников.

Такие несложные меры предосторожности помогут предотвратить искривления осанки, развитие плоскостопия.

Вид профилактики

Цель

Суть приема

Эффективность профилактики

Массаж (при помощи ковриков, валиков, массажных мячей)

    нормализировать тонус мышц;

    улучшить кровообращение;

    уменьшить боль.

После ежедневного купания полезно легкими движениями помассажировать нижние части ног. Механически воздействуя на мускулы, связки есть возможность снять усталость, расслабить напряженные, напрячь расслабленные. Полезны прогулки с детьми дошкольного возраста босиком по камушкам, песку, другим неровным поверхностям.

Высокая, особенно на первых стадиях

Ортопедическая обувь

    профилактика развития плоскостопия;

    профилактика деформации пальцев ног;

    снять нагрузку с суставов детей дошкольного возраста, позвоночника;

    скорректировать существующие проблемные отклонения.

Отличается высокими требованиями к материалу, структуре. Изготовляется только из натуральных материалов, имеется жесткий задник, стельки -супинаторы

Если индивидуально подобрать, то может эффективно предотвратить плоскостопие у ребят дошкольного возраста.

Ортопедические стельки

    для остановки изменений;

    предупреждение болей в суставах;

    профилактика искривления осанки.

Эффективны при постоянном использовании, индивидуальном подборе.

Закаливание

    укрепить сосуды;

    улучшить кровообращение;

    укрепить иммунную систему организма детей;

    профилактика различных заболеваний.

Полезно делать контрастную ванну перед сном. Взять два тазика (с холодной и горячей водой), распарить ноги сначала в горячей воде, потом опустить в холодную. Повторить несколько раз. Эффективно добавлять морскую соль, шалфей, мяту, ромашку, дубовую кору.

Эффективны при наличии медицинских противопоказаний.

Гимнастика

Ходить на носочках, поднимать ножками различные предметы с пола, крутить ступнями по часовой стрелке и против. Проводить комплексно, заниматься утром до момента ощущения усталости.

Длительные регулярные занятия дают отличный результат.

Родители, не забывайте, что плоскостопие - это серьезное заболевание, а при отсутствии профилактики, должного лечения оно может привести к существенным осложнениям опорно-двигательного аппарата вашего малыша, сколиозу, артрозу, различным деформациям стопы.

Позволяйте любимому малышу больше двигаться, не нужно стеснять его движения тесными пеленками, а также ползунками.

Уделяйте побольше внимания ножкам крохи, проводите осмотр, начиная с первого года его жизни и будьте здоровы!

«Учитесь с нами»
Открытое занятие по профилактике плоскостопия для воспитателей

Возраст детей: 5-7 лет

Цель: развитие координации движений во время ходьбы по дорожкам здоровья; совершенствование навыка правильной осанки в различных И.п. при выполнении упражнений; укрепление мышц стопы и голени при захватывании, поднимании и удерживании пальцами ног мелких предметов; воспитание сознательного отношения к своему здоровью.

Оборудование: дорожки здоровья; канат; закаливающая дорожка со следами; платочки; стульчики; клубки ниток; газета; баночки из под витаминов; деревянные косточки; следы с различным покрытием; корзинки; голубая ткань.

Время проведения: 25-30 минут

Место проведения: музыкальный зал

Ход занятия
1.Вводная часть: Загадка:
На людей похожи
Любят корчить рожи (Обезьянки)
Мы ни девочки, ни мальчики,
Все сейчас мы обезьяночки.
Обезьянки, не зевайте!
Вместе с нами повторяйте

2.Ходьба (по кругу)
-Дети идут по кругу, выполняя различные виды ходьбы с разными И.п. рук. Воспитатель сопровождает каждое упражнение стихами, что способствует повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений.

Мы походим на носочках, ходьба на носках, руки к плечам
А потом на пятках, ходьба на пятках, руки за спину
Мы проверили осанку расправить плечи
И свели лопатки свести лопатки
Мы походим на носочках ходьба на носках, руки к плечам
А потом на пятках ходьба на пятках, руки за спину
Мы идём как все ребята, обычная ходьба
И как мишка косолапый. ходьба на внешнем своде стопы

3.Гимнастика для стоп (И.п.-стоя на месте)
а)Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки: прыжки
Левой ножкой: топ, топ! притопывание левой ногой
Правой ножкой: топ, топ! притопывание правой ногой
Руки вверх, вверх, вверх! стойка на носочках, руки вверх
Кто поднимет выше всех?
Руки вниз - наклонись наклон туловища вперёд
Руки на пол положи, упор руками об пол
А теперь на четвереньках ходьба на четвереньках
Погуляем хорошенько.

Б)Лучшие качели - гибкие лианы перекаты с пятки на носок, руки к плечам
Это с колыбели знают обезьяны
Кто весь день качается - да, да, да, хлопки в ладоши
Тот не огорчается никогда! прыжки

4.Ходьба:
а) по массажным дорожкам
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки: раз, два, раз, два,
Здесь высокая трава,
Не зевай! ходьба, с высоким подниманием коленей,
Ноги выше поднимай. руки в стороны

Б) по канату
По дорожке мы прошли
К речке подошли
По канату мы пройдём ходьба боком приставным шагом, руки на поясе
И, конечно, же не упадём

В) по следам («по кочкам»)
Вот болото на пути
Только как же нам пройти?
По болоту мы пойдём ходьба след в след
Много кочек в нём.

5.Упражнение для стоп ног
а) «Обезьянки» играют платочком - И.п - стоя, поочерёдно то левой, то правой ногой.
Шли мы, шли
И к платочкам подошли
Пальчиками его возьми захват пальцами ног
Подними и опусти поднять, удержать

Б) «Обезьянки» катаются на роликовых коньках - И.п.-сидя на стульчиках, катать баночки из под витаминов с сильным нажимом от носка к пятке.
Мчусь вперёд, как пуля я
Во все стороны земля.
И мелькают огоньки,
Это роликовые коньки

В) «Обезьянки» читают газету - И.п. - сидя на стульчиках, пальчиками ног рвать газету на части.
Наши ноженьки устали
Мы на роликах катались
А теперь мы отдохнём,
И газеточку прочтём

Г) «Обезьянки» играют клубком - И.п - сидя на полу, руки в упоре сзади, захват ступнями ног, приподнять вверх и опустить.
Яркие, красивые, круглые, игривые
Покатились, покатились
Прямо к ножкам прикатились.

Д) «Обезьянки» собирают орешки -И.п - стоя, пальцами ног захватить, приподнять и положить орешек в корзинку. Упражнение выполняется под музыку.

6.Игра «Мартышки»
Мы весёлые мартышки, «Пружинка» - руки согнуты в локтях, ладони развёрнуты
Мы играем громко слишком. вперёд, пальцы раздвинуты
Мы в ладоши хлопаем, Выполняют движения по тексту стихотворения
Мы ногами топаем,
Надуваем щёчки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесём к виску,
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке.
Шире рот откроем,
Гримасы всем построим.
Как скажу я цифру «три»,-
Все с гримасами замри!
Раз. два, три!

7. Заключительная часть
Мы старались, занимались,
Занимались, закалялись.
Пусть наши ножки будут крепкими!
Пусть наши ножки будут сильными!
Мы будем все здоровыми,
Весёлыми, спортивными!