Восточные боевые искусства виды. Восточные единоборства

Боевые искусства востока - это целый мир, еще совсем недавно закрытый для европейцев и прочих «западников». Это стили и школы, традиции и современность, мифы и легенды, техника и мастера. С древнейших времен и до наших дней на стыке и смешении народов и государств возникали системы единоборств. Каларипаятту в Индии, кунг-фу в Китае, дзю-дзюцу в Японии, каратэ на Окинаве, хапкидо в Корее, муай-тай в Таиланде, эскрима на Филиппинах и пр. и пр. и пр. Все эти и многие другие системы боевых искусств возникли и развивались на протяжении веков. Все они и составляют то, что сегодня обобщённо называется боевые искусства востока.

Разумеется, каждый из нас в той или иной степени сталкивался с популярностью этих искусств. Фильмы с участием знаменитых мастеров (Стивен Сигал , Брюс Ли , Джет Ли , Жан-Клод Ван Дамм , Дольф Лундгрен , Джеки Чан и Чак Норрис) всегда поощряли неиссякаемый интерес к таинственному, кажущемуся недоступным миру восточных боевых искусств.

Брюс Ли и Чак Норрис - фильмы с их участием способствовали популяризации боевых искусств востока

Как же появился этот мир - мир таких разных, непохожих друг на друга, но дополняющих общую картину - искусств?

По одной из версий считается, что боевые искусства востока, появились в качестве ответа рядового населения восточных стран вооружённому гнёту со стороны сил правителей или иноземных захватчиков. Например, на Окинаве каратэ зародилось как противовес японскому джиу-джитсу и кэндо. Во время японского владычества на этом острове местным жителям запрещалось иметь оружие. В некоторые периоды истории доходило до того, что на целую деревню полагался всего один железный нож для разделки мяса и рыбы, который висел привязанный к столбу в центре деревни. В то же время живущие на острове и приезжие самураи были вооружены и согласно традиции могли при желании просто напросто «испытать остроту своего меча на простолюдинах». Местным жителям пришлось что-то изобретать для выживания. Стали возникать различные школы в разных местах острова (наха-тэ, сюри-тэ, томари-тэ). Из них впоследствии возникло то, что потом назвали окинава каратэ, а впоследствии такие стили как годзю рю каратэ, каратэ шотокан и т. д.

Несколько иная история была у каларипаятту. Это древнейшая из ныне сохранившихся систем борьбы возникла в Индии около 4 тысяч лет назад именно как боевое искусство касты воинов. Сегодня школы этого реликта давно забытых веков еще существует в некоторых индийских штатах, но уже никто не может сказать насколько то, что называют каларипаятту сейчас соответствует тому, что было раньше, когда это искусство использовалось на войне.

Можно много говорить о происхождении и историческом пути различных видов боевых искусств Китая, Кореи и др. стран. О них снято и снимается много фильмов очень разного уровня качества и достоверности. Примером хорошего кино может служить фильм «Боевые искусства Шаолиня». В легендарном монастыре долгое время существовала своя школа боевых искусств. Также можем посоветовать документальный фильм, который рассказывает о таком жанре кино, как "фильмы о Кунг-Фу". Освещается история жанра от момента зарождения, когда на экранах господствовал народный заступник Вонг Фей Хунг, до прорыва на мировые экраны фильмов с Брюсом Ли :

Стоит отметить, что существуют и версии происхождения боевых искусств, согласнок которым пять древнейших стилей были разработаны именно монахами Шаолиня на основе наблюдений за поведением животных, обитавших в окрестностях монастыря. Это были тигр, змея, журавль, богомол и обезьяна. Каждый стиль имеет свои характерные особенности техники и тактики приписываемые тотемным животным - покровителям стиля.

Свои легенды о происхождении существуют и в других странах. В каждой стране боевые искусства развивались исходя из местных условий и специфики требований, предъявляемых к бойцам. Но и тогда и сегодня боевые искусства востока - интереснейшая тема для изучения и обсуждения для всех, кого интересует раскрытие и развитие человеческих возможностей.

Все виды единоборств берут начало с древних времен, когда для защиты семей, деревень и племен разрабатывались стили ведения боя и применялись на врагах. Конечно, сначала старые боевые искусства были довольно примитивны и не раскрывали возможности человеческого тела, однако со временем их совершенствовали и преобразовывали в совершенно другие направления, делая более жестокими и агрессивными (тайский бокс) или, наоборот, мягкими, но не менее эффективными (Вин Чунь).

Древние виды единоборств

Большинство историков считают родоначальником всех восточных единоборств ушу, но в опровержение этому есть другие мнения, подкрепленные фактами:

  1. Самое первое единоборство возникло в 648 году до нашей эры и называлось «греческий панкратион».
  2. Тюркский народ, живший на территории современного Узбекистана, разработал единоборство «кераш», которое и стало родоначальником современных боевых искусств.
  3. Индусы, как и другие народы, также практиковали создание эффективного метода борьбы и, по мнению многих историков, именно они положили начало развитию боевых школ в Китае и остальной части Востока.

Примечание : третья гипотеза считается наиболее реальной, а ее изучение продолжается даже сейчас.

Восточные единоборства: виды и различия

На Востоке единоборства имеют совсем другое назначение, чем в Европе или Америке, тут все заключается не столько в самообороне, сколько в духовном развитии человека посредством выполнения физических заданий, правильное преодоление которых позволяет выйти на следующий уровень гармонии души.

Лучшие виды единоборств у европейских стран базируются исключительно на самообороне и защите человека и общества, а в восточных искусствах ведения боя все совсем по-другому, там покалечить человека считается не лучшим решением задачи.

При рассмотрении восточных единоборств чаще всего начинают с Китая, который, по мнению множества людей, ввел боевые искусства восточного происхождения в другие государства, однако к востоку относится множество других стран, которые практикуют свои единоборства и с большим успехом набирают последователей по всему миру.

Каратэ и дзюдо - это самые популярные восточные единоборства. Виды, конечно, не ограничиваются всего на двух стилях, нет, их довольно много, но подвидов обоих знаменитых методик еще больше, и сегодня многие школы настаивают на том, что их стиль является настоящим и первоочередным.

Китайские единоборства

В Древнем Китае люди практиковали ушу, но до 520 года этот вид единоборств стоял на «мертвой точке» развития, и только помогал защите жителей страны от набегов окружающих племен и феодалов.

В 520 году до нашей эры в Китай приезжает монах по имени Бодхидхарма с территории современной Индии и по договору с Императором страны на территории Шаолиньского монастыря создает собственную резиденцию, где начинает практиковать слияние своих знаний боевых искусств с китайским ушу.

Бодхидхарма работал не над простым слиянием ушу и своего боевого искусства, он проделал огромную работу, в ходе которой Китай перешел на буддизм, хотя ранее исповедовал конфуцианство и в некоторых местах страны даоизм. Но самое главное достижение монаха из Индии - это преобразование ушу в духовное искусство с элементами гимнастики и в то же время усиление боевой стороны единоборства.

После работы индийского монастыри начали разрабатывать направления ушу и создавать спортивные, боевые и оздоровительные стили боевых искусств. Проведя множество лет в обучении китайцев, мастера ушу дошли до острова Окинава (ранее не принадлежащего Японии, но практиковавшего джиу-джитсу), где изучили японские стили единоборств и разработали знаменитое карате.

Японские единоборства

Первым в Японии является джиу-джитсу, которое базировалось не на контакте с противником, а на том, чтобы поддаться ему и победить.

Во время разработки самообороны основой было состояние души и сосредоточение на противнике таким образом, чтобы боец перестал видеть окружение и полностью концентрировался на оппоненте.

Джиу-джитсу является основоположником сегодняшнего дзюдо, за исключением травмоопасных бросков и смертельных ударов в противника, но основа у обоих искусств борьбы с противником одна - поддаться, чтобы победить.

Спортивные единоборства

Популярные боевые искусства существуют не только в виде серьезных противоборствующих техник, и во многих из них есть стили, которые изначально разрабатывались как спортивные единоборства. Виды контактных методик, которые сегодня относятся к спорту, исчисляют десятками, но самые популярные - это бокс, карате, дзюдо, но постепенно набирают популярность смешанные виды единоборств ММА и другие.

Одним из первых к спорту пришел бокс, цель которого нанести максимальный вред противнику, чтобы он не смог видеть или судья остановил бой из-за обилия крови. Дзюдо и карате, в отличие от бокса, мягки, запрещают контакты в лицо, из-за чего ценятся не как а как единоборства. Виды спорта вроде бокса или смешанных боев набирают популярность из-за контакта и проявляемой агрессии, что дает им большие рейтинги.

Другие виды единоборств

Каждая страна имеет свои единоборства, которые разрабатывались в стиле поведения жителей или условий их жизни.

Серьезный пример разработки боевого искусства по стилю жизни и погодным условиям - это древнерусский стиль ведения боя любки.

В старые времена готовило простых крестьян к самообороне даже против профессиональных солдат, для чего оно изобреталось на принципе местных погодных условий. Во время проведения Масленицы крестьяне играли в популярную игру на льду, где несколько рядов жителей (мужчин) шли друг на друга и должны были прорвать «стенку» противника, причем был разрешен физический контакт (за исключением лица и области паха).

Лед подготавливал крестьян к сложности и заставлял учиться сохранять равновесие даже в трудных для этого условиях, а само единоборство было направлено не на то, чтобы навредить, тем не менее, бойцам следовало отправить противника в нокаут (бессознательное состояние).

Самые кровавые боевые искусства востока

5 (100%) 1 vote

Существует мнение, что боевые искусства востока зародились в Древнем Китае, а уже оттуда разошлись по всему миру. В принципе, эта точка зрения имеет право на существование, но возникает вопрос: что послужило основой для воинского искусства Поднебесной?

Современная археология свидетельствует,что истоки всех единоборств находятся в Древней Индии, а именно - в боевой системе калари-паятту.

Индийское боевое искусство - самая древняя традиция, насчитывающая более 6000 лет. Его считают родоначальником всех боевых искусств. Согласно легенде, создателем этого боевого искусства является Натараджа.

Техника калари-паятту родилась из наблюдений за движениями 8 свирепых животных: слона, льва, тигра, лошади, боевого кабана, боевого петуха, буйвола и кобры.

♦♦♦♦♦

НАСЛЕДНИКИ ШИВЫ

ЕСТЬ множество подтверждений тому, что в древней Индии были хорошо развиты воинские искусства. Это отражено и в мифологии, и в религии, и в искусстве. В основном это относится к способам ведения войны и использованию оружия.

Кришна сражал врагов, метая чакры (с санскрита «чакра» переводится как «колесо»), а оружием служили железные пластины круглой формы. Метали их, целясь противнику в шею, так как острый, как лезвие бритвы, край вращающейся чакры мог обезглавить противника.

Шива пользовался огромным мощным луком, поднять который было не под силу даже самым сильным из простых смертных.

Калари-паятту зародилось в IV веке нашей эры и до сих пор практикуется в штате Керала (Южная Индия).

Хотя его иногда сравнивают с каратэ, это искусство определенно имеет больше общего с кунг-фу. Для калари-паятту характерны большая гибкость, подвижность и легкость, для развития которых использовались массаж с растительными маслами и специальные упражнения.

Хотя калари-паятту и другие национальные виды борьбы и боевых искусств практикуются в современной Индии, они далеко не так распространены, как в былые времена. Во многом это результат влияния индийской философии, умения принимать все как есть и принципов ненасильственного сопротивления.

♦♦♦♦♦

На развитие боевых искусств Индии без сомнения повлияла древнейшая религиозно-философская концепция, которую мы знаем под названием йога (слово «йога» означает концентрацию и сосредоточенность, его можно перевести как «объединение»). Первые относящиеся к йоге письменные упоминания можно найти еще в Ведах.

Если йогу, точнее ее общеразвивающее и оздоровительное направление знают и изучают очень многие жители Запада, то индийские боевые искусства на Западе известны гораздо меньше и пользуются намного меньшей популярностью, чем боевые искусства Китая, Кореи и Японии.

Говорят, что небольшой популярности индийских стилей способствует крайне слабая постановка поединков в индийских фильмах. Но скорее это связано с тем, что с древнейших времен и до наших дней практически все индийские школы боевых искусств были тесно связаны с религиозными сектами и оставались закрытыми для посторонних. Поэтому даже то, что относится к описанию многих индийских стилей, надо рассматривать как легенды.

Например, легенды рассказывают о комплексе традиционных боевых искусств, наводивших ужас на англичан-завоевателей воинов-сикхов. Воины были членами религиозной общины нихангов. Они давали клятву найти смерть в бою. Перед небольшими отрядами нихангов в панике разбегались английские солдаты, имевшие превосходство в численности и вооружении. Оружием сикхов были копья, сабли, дротики и чакры - боевые диски для метания, остро заточенные по краям.

Легенды упоминают также - секту поклонников Кали - богини смерти.


♦♦♦♦♦

Их боевое искусство строилось на использовании специальной узкой шелковой ленты, которой душили противника в соответствии с принципом «не проливать кровь».

Стиль калари-паятту по разным версиям появился во II веке до нашей эры или в IV веке нашей эры. На языке древних темнокожих коренных жителей Индии калари значит «священное место», а слово паятту переводится как «бой», «боевые приемы».

Таким образом, название стиля можно перевести как «бой на священном месте». Это связано с интересной особенностью традиционных занятий - их никогда не проводят на открытой площадке.

Свой вклад в формирование воинской традиции также внесли брамины, поселения которых появились в Керале примерно в VII веке нашей эры. Существовала целая каста «полубрахманов» , которые несколько столетий хранили и формировали воинское искусство.

Позднее возникла каста «наяр»: в обязанности ее представителей входило нести воинскую службу или быть медиком при главе деревни, правителе области или местном радже.

На старинных гравюрах, сделанных уже европейцами, можно видеть воинов этой касты: они сражаются в одной набедренной повязке, с мечом и круглым щитом (как и наши современники, практикующие калари-паятту), или стреляют из лука .

♦♦♦♦♦

Вот как описывает воинов-наяр европеец Джованни Маффеи:

«Мальчики этой касты начинают учиться ремеслу воина с семи лет, делая различные упражнения и втирая в тело кунжутовое масло

- все это под руководством знающих мастеров.

Вследствие подобного обучения они могут гнуться и извиваться так, как будто у них нет костей.

Они замечательные борцы, однако выказывают еще больше умения в обращении с оружием.

Мальчики выходят на бой в одной лишь набедренной повязке, без кирас и шлемов».

Интересно заметить, что в этой касте в некоторых случаях даже девочки обучались воинскому искусству - более того, известно, что несколько женщин весьма преуспели в овладении им. Большая часть современных мастеров калари-паятту относятся к этой касте и ведут свою родословную от времен задолго до прихода английских колонизаторов.

В Керале даже считают, что «если бы не предательство своих, англичане никогда не смогли бы захватить эту землю».

Закат наступил с приходом европейцев и появлением огнестрельного оружия, но само искусство сохранилось у нескольких мастеров в разных местах Кералы: от отца к сыну, от дяди к племяннику оно передавалось из поколения в поколение. Чуть ли не в каждой деревне был свой «калари» с мастером, который учил детей и занимался медицинской практикой.


♦♦♦♦♦

Однако лишь в XX веке самобытная воинская традиция стала осознаваться как часть историко-культурного наследия Кералы, составная образа героико-эпического прошлого.

Тогда же стало использоваться слово калари-паятту. В широкое употребление оно вошло лишь в XX веке, когда помимо интереса к философии, религии, медицине (Аюрведа) и искусству Южной Азии, возник интерес к традиционным боевым искусствам этой части света, сохранившихся до наших дней.

Калари-паятту существует как совокупность нескольких традиций и стилей, с общими особенностями: системой вводных упражнений, которые, вкупе с масляным массажем всего тела, подготовляют практикующего к занятиям и бою; поединки на мечах, кинжалах, копьях и палках; техника «самозащиты без оружия», цель которой - обезоружить противника;

особые медитации и дыхательные упражнения; знание жизненно важных мест (марммам) на теле - которые требуется поразить или защитить;

медицинские знания по излечению ран и повреждений, полученных во время тренировки или на поле боя; ритуалы, которые позволяют практикующему добиться успеха.

♦♦♦♦♦

ТЕХНИКА Боевые искусства востока

ТЕХНИКА калари-паятту включает приемы самозащиты без оружия, использование подручных средств, бамбуковых палок, мечей и щитов, копий, а также воздействие на болевые точки. Важное значение придается духовному самосовершенствованию и развитию гибкости и подвижности.

В Индии, готовя место для занятий, обычно сначала размечают на земле прямоугольник размером 12 на 6 метров. Затем углубляются в землю на 2 метра.

Сверху кладут решетку из прутьев и пальмовые листья, иногда обкладывают стены камнем.

Это позволяет не только скрыться от посторонних взглядов, но и защититься от сильной жары.

Ученики должны входить в помещение для занятий обязательно с правой ноги. Затем следует поклониться залу, помня о том, что он символизирует священное место, на котором сидели древние боги, и коснуться ног гуру (учителя).


♦♦♦♦♦

Впервые приступая к тренировкам, ученик начинает с мейтхари

- физических упражнений, цель которых - достижение контроля, равновесия и выносливости, необходимых для занятий калари-паятту.

Вторая стадия - колтхари - это тренировки с деревянными орудиями разной длины - от полуметра до полутора метров.

Самое важное из них - это оттакол, нечто вроде изогнутой деревянной сабли, которое используют для атаки и обороны жизненно важных точек.

Третья фаза, анкатхари, посвящена обучению работе с металлическим оружием - кинжалом, мечом, копьем, а также борьбе без оружия.

На этом этапе ученик осваивает уруми - гибкий длинный обоюдоострый меч.

Можно выделить два стиля калари - северный и южный. В одном много высоких прыжков и упражнений на развитие гибкости, в другом больший упор идет на работу с оружием.

В боевом искусстве около 30 видов оружия. Это легкие мечи-уруми, тяжелые мечи, гибкий меч (его длина может достигать 6 метров, в традиционной практике он обматывался вокруг тела воина), чурика (нож с защитой для рук, техника владения которым сохранилась только в Индии). Изучается также техника работы с копьем , в индийских школах учеников обязательно обучают стрельбе из лука.

Вообще же во многом оружие Древней Индии по технике владения и по внешнему виду близко оружию Древней Руси.


♦♦♦♦♦

В традиции калари-паятту нет систем «поясов», наград, поощрений и званий. Это искусство является путем физического и духовного развития. Раз в год каждый ученик должен пройти систему полного традиционного аюрведического массажа тела, который помогает увеличить мышечный тонус и обмен веществ, улучшить гибкость и оздоровить организм.
Спортивной составляющей в калари нет.

Изучая это боевое искусство, люди учатся наносить удары в максимальную силу и не останавливать свой удар, поскольку изначально в Индии из-за кастового строя боевыми искусствами имели право заниматься только воины-кшатрии.

Во многом поэтому в калари нет спаррингов, а есть парная работа, которая, в сущности, представляет собой формальный комплекс.

Более того, запрещено всяческое ломание кирпичей, палок и досок, которое любят демонстрировать мастера ушу на показательных выступлениях - с точки зрения аюрведы это крайне вредно для здоровья.

♦♦♦♦♦

КУЛЬТУРА

В КАЛАРИ-ПАЯТТУ находит широкое применение аюрведическая медицина - лечебный массаж с применением специальных масел проходит каждый, кто занимается этой системой. Знаменитые храмовые танцы Индии много заимствовали из этой боевой традиции в плане физической подготовки и передвижения по сцене.

Как часть жизни традиционного индийского общества, калари-паятту связано с традициями - религиозной, йогической, аюрведической. В частности, мармачикитса (лечение жизненно важных точек) - производное от калари-паятту. Это знание было окружено завесой тайны:

«…наблюдай за учеником 12 лет, и лишь после этого делись с ним знанием (о жизненно важных точках).

Не делись этим знанием с жестоким, но лишь с Шива йоги» - так говорится в старинном трактате.


♦♦♦♦♦

В этой традиции известно 108 жизненно важных мест (мармам), поражение которых может привести к смерти.

Однако с их помощью можно также лечить, восстанавливая равновесие элементов в организме - и в калари к мастеру приходят не только затем, чтобы научиться сражаться, но и за лечением. Таким образом, традиционный калари - это и индуистский храм, и зал для тренировок, и место, где лечат.

Также калари-паятту тесно связано с традиционным танцевально-драматическим искусством катакали: содержание постановок - это истории из эпоса и пуран, из героического прошлого Кералы. Представления продолжаются всю ночь, а поскольку разыгрываются сцены баталий, то артистам необходима не только выносливость, но и навык.

Специальные упражнения для контроля над телом и массаж всего тела, необходимые для актеров, имеют своим источником калари-паятту.


♦♦♦♦♦

НОВОЕ ВРЕМЯ

В 1970-1990-е годы в Керале открылось несколько школ калари-паятту, где могут учиться как индусы, так и иностранцы. Одна из самых известных - ISMA - школа боевых искусств Балачандрана Наира. Здесь обучаются десятки мужчин и женщин не только из Индии, но и из других стран.

Студенты совершенствуются в способах самозащиты, в ловкости движений, в човаду, майва-заккам (контроль дыхания, расслабление тела, концентрация энергии). Здесь действует центр Мармачикитса.

История российской школы калари-паятту берет свое начало в 1996 году в Петербурге с приходом учителя-ашана из Индии. Сейчас в ней на постоянной основе занимаются человек 70, а в Москве - немногим более двадцати.

Восточные единоборства, в противовес боевым искусствам, с которыми их сравнивают, популярны по всему миру. Называются так, потому что их происхождению обязаны страны Востока - Корея, Япония, Китай. Существует множество видов восточных единоборств, различающихся по правилам проведения боя, приемам. Приступить к их изучению можно в детском, юношеском возрасте, добившись значительных успехов в духовном и социальном плане, или будучи уже взрослым, найдя просветление в подобном образе жизни.

Разновидность восточных единоборств

Во времена, когда вооруженные конфликты и войны проходили повсеместно, простым людям оставалось только научиться защищать себя и семью, рассчитывая на собственную физическую силу, сноровку и желание выжить. Люди заимствовали от других народов некоторые приемы, соединяли их с национальными типами борьбы, создавая собственные способы защиты. Наиболее популярными, дошедшими до современности видами восточных единоборств являются:

1. Джиу-джитсу - удачно сочетает в себе элементы дзюдо , самбо , айкидо , а также карате . Для выведения из строя соперника используется ряд специальных ударов, а когда он дезориентирован, к нему применяется удушающий прием. Основным требованием джиу-джитсу является ловкость, мгновенная ориентация, умение овладеть техникой бросков.

2. Карате - уходит корнями в Японию, все движения единоборства основаны на тщательном применении законов механики. Карате относится к бесконтактным видам единоборств и исключает использование вспомогательного оружия. Облегченным вариантом борьбы рекомендуется заниматься для общего оздоровления организма, так как он воздействует на организм многим лучше известной аэробики или популярного шейпинга.

3. Ушу (гунфу) - доступен для любой возрастной категории. Все упражнения проводятся медленно, с минимальной нагрузкой на сердечнососудистую систему. Принцип ушу кроется в совершенствовании собственной философской системы, гласящей, что физическое совершенство приходит только через духовное просвещение.

4. Тхэквондо - по построению и использованию некоторых приемов этот вид восточных единоборств в некоторой степени схож с карате. Существует несколько видов модификаций тхэквондо, приступить к изучению которых можно уже начиная с 6-7 лет.

5. Айкидо - своеобразная система защиты, разработанная в Японии. Согласно древней технике, все элементы борьбы должны выполняться красиво, изысканно, даже в некоторой степени элегантно. Во время занятий одним из основных требований к участникам является сосредоточенность, позволяющая избегать каких-либо травм.

6. Дзюдо - проводится без ударов, что позволяет заниматься им девушкам. Единоборство этого типа является бесконтактным искусством защиты, совершенствованием которого занимаются лучшие мастера мира.

За исключением дзюдо и ушу , восточные единоборства могут привести к травмам, если занятиям не посвящать достаточно сил, усилий, времени. Только серьезное отношение к тренировкам помогает добиться существенных успехов, превратит хобби в способ восприятия мира.

Философия единоборств - «Путь Воина»

Прародители восточных единоборств во всех своих трудах акцентировали внимание на том, что единства тела и духа можно достичь только с помощью тренировок души. Они утверждают, что физическое развитие не может опережать духовное, иначе мастер утратит свое настоящее «я». Так, на протяжении множества веков сформировалась философия, называемая «Путь Воина».

Начать свой путь всегда просто, многим сложнее не сойти с него, невзирая на искушения и желание добиться успеха, переступив через существующие правила и принципы. Решение необходимо принимать, ориентируясь на пожелания души, а не с позиции силы, найдя мир внутри себя.

Мастера утверждают, что побежденным считается не то, кто упал, а только человек, не желающий приложить усилия, чтобы подняться.

Согласно философии, теория и практика необходимы в равной степени, так как поодиночке они не представляют ценности.

На Востоке, в первую очередь в Китае, оформился круг единоборств, опиравшийся и на философские, и на религиозные, и на социально-психологические факторы. Если для европейца единоборство имеет лишь прикладной аспект и преследует цель защиты интересов человека и общества, то для азиата не меньшую значимость приобретал духовный аспект - боевое искусство становилось средством индивидуального самосовершенствования, способом включения себя в сферу мировой гармонии.

Для боевых искусств Востока, основанных на комплексе моральных принципов, приемы единоборств были средством психофизической регуляции личности и достижения высшей цели. Любой бросок, захват, залом или удар не был самоценен, он на определенном идеологическом фоне становился очередной ступенью на пути реализации идеала.

Этап формирования первых военных школ Восточной Азии приходится на время с 1395 по 1122 гг.до н.э., когда, по китайской хронологии, в верховьях реки Хуанхэ существовала иньская культура шанской эпохи, называемая или Инь, или Шан-Инь, с предположительным центром-столицей в городище Аньян (современная провинция Шэньси). По данным археологических находок оружейных кладов, относящихся к иньской культуре, обнаруженных китайскими и отечественными исследователями. Археологические находки косвенно указывают на существование здесь, уже в иньскую эпоху, военных школ, в которых, при подготовке воинов с целью выполнения задач по защите интересов государства, изучались такие предметы как ратное дело, тактика и стратегия, управлениеколесницами и верховая езда, медицина и философия, астрономия (астрология и хронология) и топография (геомантия). При обучении воинов тактике ведения боя уже тогда учитывались такие факторы как климат и ландшафт, вид вооружения противника, организационная структура войск, способы их построения, степень развития военного искусства.

С точки зрения восточной философии, человек - звено в единой системе мирового развития, боевые искусства - часть этой системы. Таким образом, сочетание физических тренировок и психотренинга позволяло максимально развивать человеческие возможности. Боевая техника становилась таким же видом искусства, как живопись, каллиграфия, стихосложение или медицина.

Следует отметить, что цели занятий боевыми искусствами на Востоке были различны, иногда прямо противоположны, и зависели от религиозных воззрений, социального статуса адептов, но вне зависимости от целей результат был один - совершенствование боевого искусства. Приемы ушу, например, использовались в качестве методов для достижения бессмертия и освобождения от плоти. Это означает, что совершенствование приемов ушу происходило в рамках различных религиозно-философских систем, и доказывает многогранность и многофункциональность боевых искусств. Также можно говорить о развитии ушу «сверху» и «снизу», что придает боевым искусствам триединый характер: помимо монастырского ушу, существовало еще государственное (военное) и народное.

В древности термином «ушу» обозначали любую воинскую подготовку, но в VI-VII веках наметилось разделение между воинскими и боевыми искусствами в Китае. Понятие воинского искусства (бинфа) включало в себя умения вести крупномасштабные сражения, управлять войсками, организовывать тренировку и закалку воинов. Воинские методы были исключительно прагматичны, то есть кроме достижения победы в бою никаких других целей не ставилось, и все приемы боевого искусства преследовали только одну задачу - одержать физическую победу над противником.

Воинские искусства были монополией элиты и аристократической культуры и никогда не ставили таких целей как достижение просветления или очищениедуха. В свою очередь, элементы мистики и даосские воззрения были популярны в народной среде, и именно там формировалась духовная культура ушу. К VI-VII векам в народной среде армейские приемы, получив новое осмысление, включались в систему сложных народных мистерий, ритуалов, боевых танцев и переходили на уровень сложного таинства боевого искусства. Народная среда давала новое, более глубокое содержание формам армейского ушу.

Чань-буддийские монастыри получают широкое распространение в танскую эпоху. VI - X вв. н.э. - время зарождения и расцвета легендарного чаньского монастыря Шаолинь-сы - универсальной военной школы Средневекового Китая. Именно здесь, получает развитие монастырская форма военного обучения и особенно те ее методы, которые позволяли достигать максимально адекватного поведения адепта (воина-монаха) в критической ситуации. Упор делался на индивидуальный учебно-воспитательный процесс. В Шаолинь-сы стекались видные полководцы и военачальники Поднебесной, учиться здесь было огромной честью для любого человека. Военная школа Шаолинь достаточно быстро обросла легендами, некоторые из которых и сегодня не потеряли своей актуальности. Последнее известное учебное пособие по шаолиньской форме «Шаолинь Цигун» было написано одним из хранителей древней традиции Дэ Чанем в 1983 г. Основным методом обучения здесь, во времена династии Мин (1368-1644), стал так называемый метод воплощений - ассоциативного мыслеобразного отождествления себя с тем или иным героем прошлых времен, животным, предметом или явлением объективного мира (деревом, огнем, ветром, водой и т.д.). Этот метод иногда называют «способ отключения сознания», «транс», «мгновенное просветление» и др., но эти термины употребляются чаще переводчиками, чем самими монахами.

К процессу обучения чаньские монахи предъявляли 5 основных требований: постепенность, непрерывность, умеренность, самоконтроль и выдержка, учтивость. Уже в VI веке для поступления в монастырь требовалось сдать экзамен на сообразительность, выносливость, терпение и упорство.

Основой практики в чаньских монастырях стала военная гимнастика, перенявшая принципы Дао-Инь, но переименованный в «формальные комплексы» ТАО-ЛУ......., каждому упражнению которого соответствовала не только определенная янтра (мыслеобразный символ), как в Дао-Инь, но и мантра (звуковое сочетание по типу молитвы), что ранее в военное обучение попытался ввести Гань Бао.

Метод «произношения звуков» получает широкое распространение в манчжурской армии, как система ускоренной массовой подготовки новобранцев к ведению боевых действий. В основу методики был положен принцип психомоторной гимнастики Дао-Инь, но под хоровое произношение, на мотивы народных песен, 32-х четверостиший-мантр, в которых описывалось и боевое действие, и мыслеобраз, и конкретный прием. Сущность метода Ци Цзигуана, описанного им в «Книге о повышении эффективности обучения солдат» заключалась в переносе системы монастырского военного обучения, подкрепленного богатым военно-историческим прошлым Китая, в условия государственной армии с целью осуществления ускоренной подготовки воинов к выполнению задач по «укреплению тела, пресечения предательства и упрочению государства».

Из документальных источников известно, что в тайных обществах Китая эту методику довели до ее совершенства. Минимальные сроки обучения воинов занимали всего 10 суток, причем первый экзамен сдавался уже на четвертые сутки обучения. Комплексное внушающее воздействие позволяло в самые кратчайшие сроки проводить массовую подготовку воинов к участию в реальных боевых действиях. Принцип тай-цзи цюань заключается в том, что все телорасслаблено, акцент делается на умственном усилии, а не на мускульном. Другими словами, последовательность боевых приемов

В триедином характере боевых искусств народное направление позволяло синтезировать мистические элементы монастырского ушу и практику армейских боевых искусств.

Крайне важным обстоятельством является тот факт, что в восточных боевых искусствах существует культ мастера. В Китае мастеров сравнивали с сокровенным зеркалом сюаньцзин - предметом даосской культовой практики, представлявшим собой отполированную круглую металлическую пластину. Зеркалоо бъективно отражает события, само при этом не меняясь. Человек, глядя в него, видит не зеркальную поверхность, а свое отражение. Таков и мастер: его характер, истинный облик являются тайной для абсолютного большинства окружающих. Лишь у мастера прием действительно исходит из сердца. Так обучение ушу обращается в передачу истинной традиции. Наставник ушу - это живое воплощение первооснователей школы, а школа обеспечивает передачу того внутреннего сокровенного знания, в которое посвящен учитель. Для передачи истинной традиции боевого искусства важно, чтобы между учителем и учеником установились взаимоотношения глубочайшей содоверительности - лишь вера в учителя поможет ученику реализовать форму, которую он постигает. Благодаря вере, ученик относится с искренним доверием к стилю, который он изучает, к его истинности и непреходящей ценности, заключенной в нем мудрости.

Безраздельная вера в стиль и учителя задает направление развития, и не позволяет ученику сойти с истинного пути.

Вопрос передачи истинной традиции (чжэньчуань) очень важен для боевых искусств, так как ценно не только умение вести бой и владение приемами, но и овладение духовным потоком, берущим свою силу от древних мудрецов. При этом посредством определенных медитативных упражнений и общения с носителем «истинной передачи» человек приобщался к потоку духа древних мудрецов-мастеров и входил в духовное соприкосновение с ними.

Истинную традицию можно передать только при личностном общении, ее нельзя описать в книге, прочесть и выучить. Подобные взаимоотношения между учителем и учеником, а также проблема передачи истинной традиции характерны не только для боевых искусств Китая. Наиболее ярким подтверждением вышесказанному служит, к примеру, японское айкидо. Его техническое и духовное содержание невозможно передать только словами, здесь главная роль отводится интуиции, а без тесного духовного контакта между учителем и учеником канал интуитивной передачи не действует.

Настоящий учитель должен быть для своего ученика другом, тонко ощущающим его душу. Только в этом случае возможно свободное развитие индивидуальности подопечного. Благодаря общению, построенному на принципе «от сердца к сердцу», в сознание ученика проникают доверие, признательность и прилежание, и он сможет передать в будущем то, что получил от собственного учителя.

Именно утрата «истинной традиции» в обучение является, на мой взгляд, одной из острейших проблем современного педагогического процесса. И в этом состоит особая ценность в изучении и использовании практики обучения восточных боевых искусств.

В наши дни боевые искусства имеют следующую классификацию современных форм: массовые, специализированные, воинские и др. Массовые БИ рассматриваются как народная физическая культура и оздоровительная гимнастика для трудящихся масс, подрастающего поколения и пенсионеров. Специализированные БИ получили развитие в спортивных и медицинских вузах, вновь открывшихся чаньских и даосских монастырях. Воинские СБИ определяются, с одной стороны, как эффективная система рукопашного боя, с другой - система повышения личностных качеств военнослужащих. Под «другими» понимаются формы, которые могут найти применение в самых широких областях современной деятельности человека: космонавтика, фундаментальные исследования, история и т.д.