Упражнения по вокалу для начинающих. Упражнения по вокалу

Для безопасного и красивого исполнения произведений важно грамотное использование голосового аппарата. Отсутствие навыков звукоизвлечения, неправильно пение способно привести к травмам, которые потом долго будут давать о себе знать. Особые упражнения по вокалу для развития голоса и слуха, применяемые как начинающими певцами в домашних условиях или музыкальной школе, так и звёздами сцены, уберегут вас от неприятных последствий и поспособствуют улучшению вокальных данных.

Как поставить голос самостоятельно?

Можно ли это сделать дома? Да, хоть и гораздо менее эффективно чем с преподавателем. Быстро освоить азы, при достаточном усердии, получится просмотрев онлайн курс занятий. На нашем сайте музыкальной школы Марии Деевой сайт для исполнителей-новичков собраны лучшие упражнения для пения и вокала - видео ролики и текстовые описания. Уроки сгруппированы по темам. Без труда найдется подходящая техника вокала и голосовых связок, которая поможет для развития собственного потенциала. Точное следование рекомендациям и упорная работа с голосом способствует тому, чтобы начать хорошо петь в короткий срок.

Простые упражнения для красивого голоса

На концентрацию звука. Такие приёмы для улучшения вокала подходят для детей и начинающих взрослых, столкнувшихся с проблемой глухого, загубленного пения.

  • Сомкнутые губы на слог "М". Необходимо выполнить резкий вдох носом, при этом следите за тем, чтобы гортань была опущена. Звук «М» поется на выдохе с закрытым ртом. Гортань по-прежнему должна оставаться внизу. Опустите и расслабьте нижнюю челюсть: зубы должны быть разомкнуты и не касаться друг друга. Губы сомкнуты, но не сжаты, язык также не напрягать. Необходимо получить длительный и ровный звук. Упражнение можно начинать с любой удобной вам ноты, постепенно переходя на полтона выше;
  • Слог «Ми-и-и». Первая часть слога пропевается точно так же, как и в первом задании. Пропевая же гласную «И», старайтесь не напрягать челюсть и губы, иначе получится зажато и неестественно. Если вы почувствовали, что эта буква полностью подчинена вам, удается справляться с требованиями урока, можно двигаться дальше;
  • «М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И». Здесь важно добиться однородного звучания, чтобы каждая гласная звучала в одной певческой позиции и с похожей артикуляцией. Старайтесь получить острое звучание, держите дыхание. Обязательно должна быть опора, иначе появится хрип и продых, что портит звук. Его важно концентрировать на кончике передних зубов для хорошего резонанса.

Упражнения для голоса на придание силы, глубины, улучшения тембра пения. Уроки рекомендованы всем начинающим вокалистам, стремящимся повысить качество певческого мастерства. Представленные методы для управления голосом позволяют устранить дрожание, гнусавость, добавить песне мощи, драматичности, усилить вокал.

  • «РО-О-О-О-О-О». Не стесняйтесь широко открыть рот и опустить нижнюю челюсть. Именно это даст необходимый объем вокалу. Расслабьте губы чтобы получить звук посередине между артикуляцией «О» и «А». Используйте зеркало для контроля – при произнесении «Р» гортань необходимо слегка приподнять, а при пропевании «О» чуть опустить. Изобразите зевок, почувствуйте его. Звук должен подниматься из груди;
  • «РО!О!О!О!О!» Резкое стаккато на выдохе и следом за этим такой же быстрый вдох. При выдохе следите за прессом – мышцы должны резко и сильно сокращаться. Называется этот способ пропевания «прием активного выдоха». Чем выше подъем, тем глубже становится звучание. Рот не закрываем, шея и челюсти оставляет в расслабленном состоянии. Вокал становится похож на стон, будто бы певец продолжает пропевание этого упражнения через силу.

Как научится петь упражнения для голоса с максимальной пользой?

Работа над голосом, упражнения и тренировки для пения в домашних условиях и видео ролики для просмотра удобны тем, что не надо никуда добираться и тратить деньги. Но даже если вы искренне готовы на ежедневные усовершенствования вашего певческого уровня с нуля, то далеко не всегда сможете адекватно сопоставить и оценить результаты труда, сверить интонации, чётко понять поставленные задачи.

Гораздо более эффективные занятия начнутся с появлением тренера-профессионала. Упражнения для раскрытия, разогрева и укрепления голоса получится не только правильно осознать и исполнить. Преподаватель предложит оптимальный комплекс вокальных упражнений для начинающих под ваши нуждающиеся в проработке и развитии слабые места, даст ценные советы, проконтролирует грамотность исполнения и просто подбодрит в нужный момент.

Вокальные упражнения бывают шести типов:

1.Упражнение с различным ритмическим рисунком (на выдержанном или повторяющемся звуке, пунктирный ритм, сочетание дуолей и триолей, половинные и целые ноты).

2.Упражнения с различным звуковедением (legato, non legato, staccato, marcato).

4.Упражнения с различными штрихами (акценты, tenuto, фермата).

5.Гармонические последовательности (интервальные и аккордовые последовательности).

6.Вокализы (можно петь целиком хоровые произведения закрытым ртом и на любой звук, слог, в зависимости от задачи)

7.Отрывки из произведений (полезно над трудными местами партитур упражняться отдельно)

Распевание начинается с извлечения одного звука - с него начинается и настройка слуха, и концентрация внимания. Такое упражнение даёт возможность выровнять интонацию, создать строй и унисонное звучание.

Многократным повторением изменяется качество звука, уточняется его направленность, отрабатывается точность атаки, находится необходимая высокая позиция, активизируется диафрагма. Звук берётся закрытым ртом, без напряжения, он сконцентрирован у верхних передних зубов.

Упражнение на одной ноте (на одной высоте звука) развивает равномерный экономный длительный выдох, опору. При чередовании гласных оно способствует выравниванию их звучания. Выдержанная нота, спетая на первоначально избранном гласном в одной силе звука, может быть первым упражнением для начинающих. С такого упражнения начинал занятия М.И.Глинка.

Различные гласные исполняются в виде слогов с одинаковым согласным. Выбор гласных зависит от общего фона звучания хора. а)Если звучание хора глухое, берут звонкие гласные (ди, дэ, да; ми, мэ, мА). б)Если хор звучит пёстро, начинают упражнение с гласных, способствующих округлению и ровности звучания (лю, лё, ля). в)Если надо округлить какой-либо определённый гласный, его ставят между гласными «о», «у», «а», способствующими округлению (ма-ми-ма, мо-мэ-ма). г)Для образования слогов применяются обычно: «л» (собирает звук, способствует образованию мягкой атаки), «м» (настраивает на высокое головное звучание), «д» (активизирует атаку, приближает звук).

В первых упражнениях берут 1-2 гласных в сочетании с согласным или без него, затем постепенно вводят все гласные, основные или йотированные. Чаще такое упражнение поют на пяти основных гласных в различном их чередовании в зависимости от методических целей. При этом учитывается, что:

1).в порядке «и», «э», «а», «о», «у» происходит постепенное увеличение ротовой полости (самая маленькая на «и») и уменьшение глоточной (самая маленькая на «у»);



2). в порядке «и», «у», «о», «э», «а» происходит уменьшение напряжения мышц голосовых складок (самое большое напряжение голосовых мышц на «и», «у»);

3).подсвязочное давление повышается в порядке «а», «о», «э», «у», «и».

В этом упражнении все гласные можно петь в одной силе звука или с динамическими оттенками, т.е. постепенно увеличивая и уменьшая силу звука.

Упражнения с поступенным расположением звуков. Простейшие из них - соединение 2- 5 последовательных ступеней натуральной мажорной гаммы, обычно вначале на одном гласном звуке. Гаммы поются снизу вверх и сверху вниз с названием нот или на выбранных гласных. На начальных этапах полезнее петь гамму сверху вниз в медленном темпе. В таком упражнении необходимо следить, чтобы все нисходящие звуки имели одинаковую опору и звучали в одной высокой позиции.

При исполнении гаммы снизу вверх особое внимание надо обратить на первый, нижний звук. Он берётся в намеренно высокой позиции, т.е. применительно к позиции верхнего звука упражнения. Такой приём обеспечивает ровность звучания на протяжении всей гаммы. Вся гамма обычно исполняется на одном дыхании.

Гаммы являются незаменимым средством для выработки кантилены, развития дыхания, выравнивания звучания во всём диапазоне и, следовательно, сглаживания регистров, а также для развития подвижности и беглости голоса.

Пение гамм способствует расширению певческого диапазона.

Упражнения на различные интервалы поются как с нижнего звука к верхнему, так и наоборот. Упражнения на интервалы способствуют выравниванию звучания. В начале работают на интервалах более привычных для слуха, близких к речевым интонациям (терциях, квартах, квинтах), идут от узких интервалов (терций, кварт) к более широким (квинтам, секстам, октавам). К этому виду упражнений относится пение трезвучий и арпеджио. Все указанные упражнения полезно петь как связно, так и отрывисто, а также, чередуя эти две манеры звуковедения.

Для большинства упражнений применяется вокализация , т.е. пение на гласных звуках и слогах (внутрислоговые распевы - тоже вокализация). Вокализация позволяет сосредоточить внимание на основных моментах вокальной техники (при пении с текстом часть внимания «забирает» текст) (А.Юрлов в работе «О значении вокализации в хоровом пении» даёт огромную характеристику этому приёму).

Вокализация бывает трёх видов: а)с закрытым ртом, б)на гласный звук, в)сочетающая пение закрытым ртом и на гласный.

Пение с закрытым ртом на сонорный согласный звук «м» («мычание») осуществляется при сомкнутых губах с несколько опущенной нижней челюстью, ощущением небольшого зевка. Это упражнение исполняется на среднем участке диапазона. Оно настраивает на головное звучание, подключает к работе верхние резонаторы, вырабатывает ощущение вибрации в них, но приносит пользу только тогда, когда при нём возникают правильные резонаторные ощущения, а именно, когда поющий хорошо ощущает вибрацию (дрожание) тканей носа. Физиологическая суть этого упражнения в том, что вибрация тканей носа раздражает находящиеся в них нервные окончания чувствительных нервов. Такое раздражение вызывает ответную реакцию - значительно повышается тонус голосовых мышц, их работоспособность, поэтому пение с закрытым ртом рекомендуется применять в начале распевания.

При пении закрытым ртом всё внимание направляется на интонацию (например, скачки поются легче, чем при пении на гласные или слоги).

Вокализация закрытым ртом должна быть лёгкой и естественной, петь надо настолько тихо, чтобы улавливать такое же тихое пение певцов-соседей. Пение с закрытым ртом приучает певцов хора к мягкой атаке звука, собранности, пластичности в звучании и переходах.

В вокализации можно использовать разные штрихи (чаще legato и staccato).

Упражнения на legato являются основным средством выработки кантилены, которая неразрывно связана с длительным равномерным, правильно организованным выдохом. Поэтому упражнения на легато с постепенно удлиняющимися музыкальными фразами развивают певческое дыхание. Петь отрывисто, отделяя каждый звук, атакуя каждую ноту заново смыканием голосовых складок и дыханием при помощи активных движений диафрагмы - это значит петь стаккато.

При исполнении staccato движения диафрагмы сопровождаются перемещением верхнего отдела передней стенки живота. Движения брюшной стенки в подложечной области могут служить хорошим ориентиром для проверки работы диафрагмы при пении на стаккато. Пение на стаккато связано с активным смыканием голосовых складок. Оно хорошо активизирует их работу, способствует усвоению чёткой атаки и потому очень полезно при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом звуке. Этот вид вокализации особенно показан при работе с детскими голосами. Каждая спетая на стаккато нота не должна сопровождаться снятием вдыхательной установки. Пение фразы на стаккато должно проходить как бы на одном дыхании. Паузы между стаккатными звуками внутри фразы - это остановки дыхания (выдоха). Т.о., исключается подготовка голосового аппарата к фонации перед каждым новым звуком, остаётся взаимодействие голосовых складок и дыхательных мышц (гл. о. диафрагмы).

Спетый на стаккато звук может явиться отправной точкой для пения на легато. Полезно спеть начальный звук упражнения на стаккато и сейчас же его повторить в связной манере пения. С этой целью применяются упражнения с чередованием отрывистой и связной видов вокализации.

Чтобы партия не «плыла», теряя точность интонации и ритма в вокализации на гласный, к нему прибавляют согласный, лучше сонорный (м, н, л ), иногда д , з, к - только с у , как самой тихой из гласных, редко - т (т.о. легче получаются точные переходы от звука к звуку и после «впевания» на слог должны приобрести точность на гласный).

Дирижёр хора должен искать и находить приёмы вокализации, помогающие решать определённые задачи.

1. Достигать pp лучше на «ку» и «мо».

2. Неудобные по тесситуре фрагменты впевают закрытым ртом.

3. Слоги с «И» придают звонкость, «серебрят»

Слоги с «О» - округляют

Слоги с «У» - собирают, выравнивают звук.

Согласные тоже могут придавать различный характер звуковедению (мягкость, отрывистость...). Так, известен случай, когда А.В.Свешников долго не мог «вылечить» хор от вялого, вязкого, неинтересного звучания, пока не попробовал в работе вокализацию на «та», которая решила проблему.

В распевания включаются как традиционные распевочные упражнения, так и небольшие мелодические попевки, которые представляют собой вокально трудные места из разучиваемых хоровых сочинений. Часть трудно исполняемой фразы можно транспонировать в более низкую тональность, в которой этот фрагмент легко вокально усваивается хором. Добившись правильного звучания в низкой тональности, его секвенционно по полутонам вверх закрепляют до основной тональности или даже выше. Т.о. свободное звучание с более низкой тесситуры переносится на высокую. Этот приём очень эффективен. Он позволяет довольно быстро преодолевать вокальные трудности при разучивании репертуара.

Попевки обычно состоят из 1-2 музыкальных фраз и так же, как и обычные вокальные упражнения, исполняются в виде секвенции по полутонам вверх и вниз.

В попевки можно превратить и обычные вокальные упражнения, придав им словесный текст.

В хоровой практике получили распространение распевки, основанные на простых полифонических формах, таких, как имитация и канон. Эти упражнения развивают ансамблевые навыки, вырабатывают ориентацию певцов в многоголосном пении, а также позволяют решать проблемы уравновешенности различных голосовых партий.

Полезно сочетать распевание с выработкой навыков пения многоголосия. Простейший вид выстраивания трезвучия или аккорда - пение гаммы с остановками на звуках аккорда.

В примере показаны остановки хоровых голосов на звуках тонического аккорда. Возможны также варианты, в которых остановки делаются на субдоминантовой или доминантовой гармонии. Это отрабатывается как на упражнениях уже знакомых певцам, так и импровизационно, при помощи «живого нотного стана» - руки дирижёра: 5 пальцев левой руки хормейстера превращаются в нотный стан (5 нотных линеек), а пальцами правой руки дирижёр показывает местоположение нот, исполняющихся певцами хора. За каждым пальцем правой руки может быть закреплена отдельная хоровая партия: например, за 5-м пальцем - вторые альты, за 4-м - первые альты, за 3-м - вторые сопрано, за 2-м - первые сопрано.

В многоголосных распеваниях применяется также метод «устных подсказок», который благотворно воздействует на выработку гармонического строя. Выстроив в хоре трезвучие (допустим ре - фа-диез - ля первой октавы), дирижёр предлагает каждой хоровой партии подняться или опуститься на некоторый интервал, например, альтам - на полтона вниз, первым сопрано - на полтона вверх, вторым сопрано - на полтона вниз и т.д. При этом дирижёр внимательно следит не только за интонацией певцов, но и за другими элементами хорового звучания - цепным дыханием, качеством и силой звука. В ходе репетиций такие упражнения вносят оживление в творческий процесс, заставляя певцов быть предельно внимательными и собранными.

Теперь, когда вы познакомились с основами правильного пения - диафрагменным дыханием и свободным резонаторным звуком, можно перейти непосредственно к упражнениям и начать делать вокальные упражнения более усердно.

Общие правила выполнения вокальных упражнений

Сперва послушайте, как выполняет их педагог. Затем попробуйте повторить. Выполнять упражнения необходимо сидя на стуле, ровно держа спину и не горбясь.

Вначале следует делать их в пределах первых 6-7 самых удобных звуков, постепенно расширяя диапазон голоса. Следите за дыханием . Для контроля держите руку на животе. Контролируйте работу нижнего резонатора. Следите за тем, чтобы не дрожали губы, не задирайте вверх плечи и голову, не тяните вперед шею. Сохраняйте ощущение покоя, комфорта и некоторой расслабленности. Работать должен только живот, как бы подкачивая воздух для пения.

К верхней ноте живот напрягается больше, чем во время исполнения предыдущей. Это ощущает ваша рука, лежащая на животе. Все вышеперечисленное является обязательным как для упражнений, так и для непосредственного исполнения вещей.

Упражнения на концентрацию звука

Эти упражнения необходимы тем из вас, у кого наблюдаются следующие проблемы во время пения:

  • глухой, заглубленный звук
  • трудности с исполнением верхних и средних нот
  • сиплый звук на всех или некоторых гласных часто на “И”
  • склонность к занижению нот
Упражнение 1
Закрытый слог “М” . Сделайте быстрый вдох носом. Одновременно опустите гортань, как во время зевка и откройте ноздри. На выдохе споем одну ноту на согласную “М”. Гортань остается внизу. Нижняя челюсть опущена так, что зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно. Губы сомкнуты, но не напряжены. Ноздри открыты. Вы должны добиться удержания долгого ровного звука.

Вибрация легкое подрагивание ощущается в области носа, переносицы, щек, подбородка. Эпицентр вибрации находится на передних верхних зубах. Старайтесь не допускать гнусавого призвука. Не тянитесь к ноте снизу, атакуйте сверху, как бы нажимая на воображаемую клавишу. В противном случае нота получится несколько заниженной, или будет присутствовать ощущение, что вы “подъезжаете” к ноте, не точно интонируя.

Начинать это упражнение надо с любой удобной вам ноты, находящейся в середине диапазона, и постепенно повышать и понижать тон. Автор не рекомендует делать это упражнение в высоком регистре, оставайтесь в низком и среднем.

Упражнение 2
М-И-И-И-И-И-И-И . В этом упражнении первая нота должна звучать так же, как и в предыдущем. Для исполнения последующих нот необходимо немного открыть рот, следя однако, чтобы не появилось какое-либо напряжение. Звук “И” во время пения не должен отличаться от обычного разговорного как в слове “улитка”.
Упражнение 3
М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И . Когда вы почувствует контроль над буквой “И”, переходите к этому упражнению. Все гласные должны быть исполнены одинаковым звуком - звонко, без хрипа и продыха. Необходимо постоянно чувствовать точку концентрации звука на верхних передних зубах.

Упражнения для достижения силы звука, глубины и красоты тембра

Эти упражнения предназначены для всех, но особенное внимание на них следует обратить тем, у кого заметны следующие недостатки пения:

  • гнусавый призвук
  • дрожание голоса
  • неумение пропевать изящные вокальные украшения мелочи

Если, по мере приближения к верхним нотам, ваш голос становится тонким, в нем не хватает мощного драматичного тона, столь необходимого для исполнения роковых композиций, то эти упражнения, несомненно, для вас. Выполняя их, используйте также все полезные навыки, приобретенные при работе над упражнениями предыдущего цикла.

Упражнение 1
РО-О-О-О-О-О . Рот открыт широко, челюсть находится в самом нижнем положении. Губы расслаблены. Не старайтесь формировать букву О губами. Она должна находится как бы внутри гортани. При таком положении звук будет напоминать нечто среднее между О и А.

Возьмите зеркало и проверьте положение языка на гласной. Не забывайте, что гортань чуть поднявшись на Р, должна снова опуститься на О. Необходимо помнить о состоянии застывшего зевка. Контролируйте работу нижнего резонатора. Для этого необходимо представить, что рот переместился на грудь и звук идет оттуда.

Упражнение 2
РО!-О!-О!-О!-О! В этом упражнении после каждого слога выполняется резкий выдох и быстрый вдох, как бы добор воздуха. Выдох происходит за счет резкого сокращения мышц пресса, как во время смеха. Этот прием называется активный выдох.

Если он выполнен правильно, то добор воздуха происходит автоматически. Чем выше вы поднимаетесь, тем глубже должен быть звук. Звук все больше и больше должен походить на стон, как будто на груди лежит тяжелая гиря и вы поете через силу. Не закрывайте рот и не напрягайте шею.

Упражнение 3
РО-О’O-O’O-O’O-O’O-O’O-O’O . Во время выполнения этого упражнения после каждых двух звуков О делайте маленький выдох и вдох ртом / дыхание обозначено знаком апострофа/, как бы добор воздуха /см. упр.2/.

Старайтесь не прыгать с ноты на ноту, а плавно переползать, делая глиссандо. Должно возникать ощущение, как будто вы натягиваете нижнюю ноту на верхнюю. При этом более высокий звук должен отзвучивать в груди глубже предыдущего.

Упражнение 4
PO-O’O-O’O-O’O-O’O-O’O-O’O . В отличие от предыдущего, данное упражнение выполняется легко перескакивая с ноты на ноту. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы не тянуться за звуком, вытягивая шею и запрокидывая голову, а опускать его на грудь. Знаком апострофа отмечен активный выдох и добор дыхания.

Упражнения на развитие субтона

Упражнение 1
А-ВЕ МА-РИ-И-Я . Согрейте руки дыханием, как это делают на морозе. Теперь добавьте к дыханию немного звука. Такой прием называют расщеплением или субтоном. Вот вы и получили ощущения, необходимые для выполнения упражнения 3. Следите, чтобы рот широко открывался а продых не исчезал в течение всей фразы.

Упражнение рассчитано на использование большего, чем обычно, количества воздуха. Если дыхания едва-едва хватает, значит, звук найден правильно. Чтобы облегчить себе задачу, наклонитесь вперед, положите руки на поясницу и ощутите, как туда проникает воздух. Теперь у вас образовался “спасательный круг” вокруг талии.

Не спешите, расходуйте воздух экономно,- не выдыхайте много на первую ноту. Вдохи делайте носом, ритмично, быстро и резко, ощущая, как наполняется воздухом “спасательный круг”. Если гласная И зажимается или звучит в нос, замените ее на Ы /А-ВЕ МАРЫ-Ы-Я/.

Когда вы научитесь правильно пропевать ее, можно будет вернуться к первоначальному звучанию. Это упражнение можно делать в пределах октавы. Следите за вибрацией грудного резонатора - она не должна пропадать на высоких нотах.

Инструкция

Изучите возможности собственного голоса. Определите параметры своего вокала: силу, диапазон, тембр. Обратитесь для этого к преподавателю или профессиональному музыканту за консультацией. Прослушивание не займет у них много времени, а вам не придется полностью оплачивать пробное занятие.

Проверьте, как работают дыхательные мышцы. Положите ладони на живот и сделайте несколько вдохов и выдохов. Представьте, что вы раздуваете воображаемый огонь. Если при этом вы не почувствовали, как поднимается и опускается живот, значит, дыхание у вас не диафрагмальное, а ключичное, при котором объем воздуха расходуется нерационально.

Научитесь правильно дышать. Положите руки на живот и рассмейтесь. Ощутите, где и как напрягаются мышцы брюшного пресса. Запомните их положение. Сделайте медленный вдох, посчитайте про себя до четырех и медленно выдохните на этот же счет. Если вы не почувствовали, как при этом работают мышцы брюшного пресса, наклоните во время этого упражнения корпус вперед и положите руки на область поясницы. Продолжайте его выполнять, увеличивая при каждом вдохе-выдохе счет на одну единицу (5,6,7 и т. д.).

Выберите подходящее помещение для занятий вокалом. Например, не стоит упражняться в комнате, заставленной мягкой мебелью, так как звуки будут приглушенными, и вам придется постоянно напрягать голосовые связки. А это небезопасно даже для профессионального вокалиста.

Разогрейте перед занятием дыхательный аппарат. Сядьте на стул, расслабьте мышцы плечевого пояса и шеи. Выполните упражнение, дыша в течение одной-полутора минут ртом, чередуя при этом быстрые вдохи-выдохи. Следите за тем, чтобы плечи не поднимались. И только после этого переходите к распевке, исполняя во время нее любую мелодию на любой гласный звук (обычно это А или О) или слог (например, «ЛА»). Постепенно увеличивайте силу звучания, но не напрягайтесь при этом.

Выберите песню, мелодия и текст которой вам хорошо известны. Сделайте ее «минусовую» запись. Прослушайте ее в оригинальном исполнении. После этого спойте ее сначала без музыкального сопровождения. Поставьте «минусовый» трек и исполните ее еще несколько раз, записав все занятие. Прослушайте запись. Если вы считаете, что она не слишком удачна, пойте во время занятий сначала «вместе» с настоящим исполнителем этой песни, обращая внимание на то, как он работает голосом. И только потом – под «минусовку» или а капелла. Не забывайте записывать каждое занятие, чтобы понять, в правильном ли направлении вы работаете.

Упражняйтесь не более 30-40 минут в день. Не форсируйте звук, особенно на начальном этапе. Не старайтесь «с ходу» взять слишком высокие или слишком низкие ноты. Если вы почувствовали, что голос «садится», сократите время занятий на 5-10 минут до тех пор, пока он не восстановится.

Быстрая утомляемость, вялая дикция, невнятное произнесение, даже заикание – частые проблемы плохого развития голосового аппарата. В некоторых случаях речь становится невнятной из-за неправильно взятого темпа, слишком быстрого или слишком медленного. Собеседник перестает понимать вас и отключается от вашей речи. натренировать голос, обрести уверенность в разговоре и заинтересовать слушателей помогут специальные дыхательные методики и упражнения по сценической речи.

Инструкция

Тренировать речевой голос можно под руководством педагога по сценической речи или . Начало занятий – это всегда дыхательная гимнастика. Самая методика разработана врачом и певицей Стрельниковой, которая, применяя ее, прожила до глубокой старости, сохраняя не только певческий голос, но и общее . Основа стрельниковской методики – резкий, глубокий, короткий вдох через нос и свободный, незаметный выдох через нос или через рот. Книги с упражнений гимнастики находятся в свободной продаже.

Слоги. Сочетая несколько глухих или звонких согласных с одной гласной (птка, пткэ, птки, птко, птку, пткы), четко произносите каждый звук. Используйте разные сочетания слогов, развивая те или иные дикционные качества.

Скороговорки. Произносить их нужно сначала в медленном темпе, утрируя каждую букву, потом постепенно ускорять темп, но по-прежнему сохранять четкость и согласных. Оговорки неизбежны, но старайтесь свести их к минимуму. Постепенно они вовсе исчезнут.

Видео по теме

Запись музыки уже давно перестала быть уделом исключительно профессионалов. Любитель, владеющий азами звукорежиссуры и имеющий кое-какие технические устройства, может создать музыку на компьютере, причем по качеству даст фору солидным студиям.

Вам понадобится

Инструкция

Вокал записывается на трек в последнюю очередь, после ритм-секции (ударных, баса и ритм-), соло-гитары и прочих инструментов. Это наиболее удобный вариант записи, проверенный опытом многих музыкантов. Итак, если « » готова, откройте ее в программе звукозаписи (аудиоредакторе) и подготовьте новый трек для записи .

Пустите минусовую фонограмму за такт-два до вступления голоса. Исполните фрагмент (вступление, запев, бридж или припев) и остановите запись. Если вы допустили ошибку, остановите запись сразу и вернитесь в фрагмента. Спойте несколько раз, пока не добьетесь идеального (или к идеалу) варианта. Прослушайте фрагмент и убедитесь, что нигде нет .

Не меняя позиции, то есть удерживая небо приподнятым, попробуйте приоткрыть рот. Повторяя те же нотки, поднимитесь до самой верхней с закрытым ртом, затем приоткройте губы и спускайтесь вниз. Главное, сохранять ту же позицию.

Обычно люди предпочитают слушать песни, в которых есть все – и аранжировка, и голос. Однако бывают случаи, когда требуется только мелодия какой-либо песни без вокальной партии, а найти инструментальный вариант в готовом виде не получается. Такие треки обычно нужны для различных презентаций, музыкального сопровождения видеороликов, караоке, и многого другого. Существует способ вырезать вокальную партию из песни, оставив только мелодическую партию, и состоит этот способ в использовании Adobe Audition с плагином Center channel extractor.

Вам понадобится

  • Adobe Audition

Инструкция

Затем задайте уровень центрального канала. Предпочтительно устанавливать -40dB.

В разделе Descrimination settings произведите общие настройки звучания и окончательно очистите и подредактируйте трек. Отредактируйте пункты crossover (93-100%), phase discrimination (2-7), amplitude discrimination (0,5-10) и другие параметры.

Подберите настройки, лучше всего очищающие фонограмму от голосовой партии.

Видео по теме

Голос – древнейший музыкальный инструмент, известный человеку. В большинстве произведений он исполняет солирующие партии, так как, кроме собственно нот, может воспроизводить и слова. Развитие голоса происходит от первого урока до последнего концерта музыканта, поскольку без постоянных репетиций и упражнений он теряет свои качества. Развивать вокальные данные рекомендуется под руководством педагога-вокалиста.

Инструкция

Работа над вокалом задолго до первых упражнений. Первый этап – выбор , в котором вы собираетесь петь. Три основных манеры пения – это оперная, эстрадно-джазовая и народная. При выборе последней манеры уточните, в традиции какой и даже какого региона вы хотите петь: Северная Ирландия, Новгородская , Восточная Индия или что-то еще.

Выберите по данному направлению. Старайтесь выбирать из концертирующих вокалистов, которые знают не только методику преподавания, но и практические проблемы и их решения. Поговорите с их учениками, посетите их концерты, послушайте записи. Если вас что-то настораживает, проверьте и перепроверьте

Все занятия вокалом начинаются с разогрева голо сового аппарата.

Следуйте ощущениям, Вам должно быть комфортно во время пения.

В начале занятий всегда делают упражнения на средних нотах, к работе над высокими нотами переходят в середине занятий.

Не нужно спешить и сразу «атаковать» сложные фрагменты упражнений или музыкальных произведений. Сначала укрепите уже доступные ноты диапазона и добавляйте по одной новой ноте (высокой или низкой) в несколько занятий.

Помните о психологической стороне. Очень важно чувствовать «УСПЕХ», именно так. От позитивных эмоций зависит скорость и качество вашего обучения. Пусть в Ваших занятиях будет больше моментов, которыеуже хорошо получаются, а к трудностям относитесь как к задаче, для которой нужно время и терпение. Главное регулярно заниматься и доверять себе.

Если болит горло, или чувствуете сильную усталость-

то упражнения делать нельзя!

Упражнение 1

Упражнение - разогрев. Поём с закрытым ртом, используем среднюю громкость звука. Не касаемся очень высоких нот, т.к. это зажмёт голос и дальше заниматься будет невозможно. Если чувствуете напряжение в горле- остановитесь . Подождите пару минут, чтобы мышцы расслаблись и забыли ощущение зажатости, и пробуйте снова. Следите за ощущениями лёгкости или зажатости. Помните, что сейчас вы приучаете (, а может и переучиваете) себя петь правильно. Есть такое понятие как "мышечная память". Когда привыкнете петь правильно, всё будет получаться само-собой.

Просмотрите видео-урок "Вокальная позиция". Вы должны всегда петь в правильной вокальной позиции.

Пример

    Мужской диапазон

    • Женский диапазон

      • Упражнение 2

        Посмотрите видео-урок "Дыхание". Учимся сразу использовать правильное диафрагменное дыхание, фиксировать вдох верхним прессом и опираться на диафрагму. Время от времени проверяйте, положив руку на верхний пресс, правильно ли делается вдох и выталкивается воздух мышцами пресса. Конечно, помним о вокальной позиции. Первое время делайте упражнения перед зеркалом. Следите, чтобы плечи при вдохе не двигались.

        Пример

        • Мужской диапазон

          • Женский диаразон

            • Упражнение 3

              Продолжаем разогреваться. Более подвижный темп и быстрое переключение с ноты на ноту развивает гибкость связок. Следите за качеством пения и за интонацией (фальшивить и ползать по нотам нельзя). Помните, что сейчас вы обучаете себя, вырабатываете мышечную память. Как заучите- такой и результат получите.

              Чтобы каждая нота звучала точно, добавьте еле ощутимую букву "г" (ма-га-га-га-га-ааа).

              Начинайте с правильного вдоха, распределяйте выдох диафрагмой. Помните об объёмном звуке (вокальная позиция). Переходя с закрытого звука на открытый, только приоткрывайте звук губами. Не теряйте позицию и опору. На высоких нотах ещё сильнее опускайте челюсть (даже в закрытом звуке). Самая правильная позиция для высоких нот "на зевке". Попробуйте зевнуть и запомните, как увеличивается объём во рту. Запомните чувство, когда верхнее нёбо выгибается наверх, а корень языка сдвигается вниз.

              Пример

              • Мужской диапазон

                • Женский диапазон

                  • Упражнение 4

                    Арпеджио. Работаем над диапазоном. С закрытым ртом, помня о правильной позиции, вдохе и опоре звука, мы легко пробегаем с низких нот на высокие и обратно. Главное, это "связное пение". Добавьте к звуку букву "г", что бы точно вызвучивать каждую ноту, а не смазывать. Помните о "зевке" (в примере рассказывается о приёме "плаксивости", что поможет удерживать позицию). Также можно наклоняться.

                    Начиная мелодию- стоим ровно. Когда голос поднимается вверх, к высоким нотам, мы наклоняемся вниз, до тех пор, пока не дойдём до самой высокой ноты. Голос возвращается к низким нотам- мы выравниваем спину, возвращаемся в исходное положение. Наклоняться нужно на уровне поясницы, то есть, спина ровная. Если наклонятся в животе, то мышцы вытолкнут весь воздух, а этого нам не нужно.

                    С одной стороны, это приём-отвлечение. Во время наклона мы не думаем о нотах, мы думаем о "сохранности лба" :) ведь высокие ноты могут не поддаваться из-за неуверенности. Значит, будем наклоняться, пока голос не привыкнет брать высокие ноты автоматически.

                    А второй момент, это- движение, которое помогает звуку диафрагмой (т.е. опорой). Обратите внимание на известных техничных певцов. Когда они берут сложную ноту, то чуть наклоняются или приседают, но в общем можно увидеть, как они напрягают мышцы пресса и выталкивают мощную кульминационную ноту.

                    Но просьба не увлекаться в громкости. Даже наоборот, чтобы высокие ноты пелись легче, их поют чуть тише и используют меньше воздуха по сравнению со средними.

                    Пример

                    • Мужской диапазон

                      • Женский диапазон

                        • Упражнение 5

                          Все задачи предыдущего упражнения остаются. Здесь мы будем петь также, но прорабатывать гласные. Нужно пропеть по очереди все "А", "О", "У", "Э", "И". Впевают разные гласные на разных участках диапазона (т.е. на средних, низких и высоких нотах). Тогда голос справляется легко в песнях, ведь в словах всё те же гласные. Научись петь одинакого легко и в среднем регистре и в высоком.

                          Пример

                          • Мужской диапазон

                            • Женский диапазон

                              • Упражнение 6

                                Тренируем своё дыхание. Помним о правильном вдохе. Контролируем диафрагмой количество выпускаемго воздуха. Учимся держать ноту долго-долго на одном дыхании.

                                Пример

                                • общий диапазон

                                  • Высокие ноты.

                                    Когда вы только начинаете заниматься, помните, что слабое звучание голоса и особенно высоких нот - это нормально. Голосовым связкам нужно время и адекватная нагрузка, что бы окрепнуть на определённых участках.

                                    И не имеет значения - Вы только начинающий певец или был перерыв в занятиях несколько месяцев. Пару недель придётся просто восстанавливать голос и приучать его к нагрузкам.

                                    Занимайтесь три (3) раза в неделю (через день). Можно петь по пол-часа каждый день, если вы только разогреваете голос и не даёте на связки большую нагрузку. Если голос сипнет, мышцы горла напрягаются, нужно делать перерывы в занятиях, пока появится чувство лёгкости. Пробуйте петь не громко и с чувством, что вы постоянно «сбрасываете» напряжение в горле. Не разрешайте мышцам горла зажиматься. Научитесь расслабляться.

                                    Упражнение 7

                                    Разрабатываем высокие ноты особым приёмом- "поскрипывание" связками. Обращаю Ваше внимание, что это упражнение можно отнести к опасным для здоровья голосовых связок. Во-первых, голосовые связки на высоких нотах становятся тоньше, а значит легко могут повредится от напряжения мышц горла. Во-вторых, они должны выдерживать давление воздуха. Поэтому я призываю Вас на высоких нотах петь на средней громкости звука и не делать особо глубокий вдох. Научитесь петь с небольшим количеством воздуха на высоких нотах. А мощный звук появляется за счёт резонаторов.

                                    Найти головной резонатор самостоятельно, без профессионального педагога, задача очень сложная. Но возможная, если заниматься с умом.

                                    Именно по этому упражнение мы поём сначала с закрытым ртом. Послушайте пример, где показывается звук «поскрипывания связок». Это имитация звука скрипки. Но нельзя передавливать звук. Всё должно быть легко и без напряжения. В работе с высокими нотами, особенно помните про вокальную позицию и приопущенную гортань. Звук производится только голосовыми связками, Вы не должны чувствовать ни одну мышцу горла или мышцы под нижней челюстью.

                                    Ноты в упражнении поются отрывисто для того, чтобы правильное звукоизвлечение восстанавливалось и Вы могли сбрасывать возникающее напряжение при исполнении длинной ноты. Помните, что открытый звук с гласной не меняет позицию, а просто приоткрываются губы. Женский диапазон