Весенняя гармония олимпиада по сольфеджио задания. «детская школа искусств»

Цель олимпиады - активизация творческой деятельности учащихся, повышение инте­реса к сольфеджио, выявление музыкально одаренных и перспективных учащихся.

Задачи олимпиады:

  • повышение интереса учащихся к предмету сольфеджио;
  • выявление уровня развития всех сторон музыкального слуха, усвоения основных теоретических сведений,
  • сведение к минимуму чувства страха детей перед различными видами контроля за счет использования игровых методов.
  • повышение профессионального педагогического мастерства, развитие творческой инициативы преподавателей.

Условия проведения:

Олимпиада по сольфеджио проводится учащихся второго года обучения. Две команды по пять человек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга

Олимпиада по предмету «СОЛЬФЕДЖИО»

для учащихся 2 года обучения

Березина Валентина Сергеевна

Тихомирова Татьяна Ивановна

Санкт-Петербург

2016

Цель олимпиады - активизация творческой деятельности учащихся, повышение интереса к сольфеджио, выявление музыкально одаренных и перспективных учащихся.

Задачи олимпиады:

  • повышение интереса учащихся к предмету сольфеджио ;
  • выявление уровня развития всех сторон музыкального слуха, усвоения основных теоретических сведений,
  • сведение к минимуму чувства страха детей перед различными видами контроля за счет использования игровых методов.
  • повышение профессионального педагогического мастерства, развитие творческой инициативы преподавателей.


Условия проведения:

Олимпиада по сольфеджио проводится учащихся второго года обучения. Две команды по пять человек.


Ход мероприятия:

Организационный момент: выдача участникам бейджиков с именами, выбор капитана и названия команды.


Ученикам раздаются листы с индивидуальными заданиями. Объясняется общий ход олимпиады.

1 задание – тест по пройденному теоретическому материалу.

1. Нотный стан:

А. Сочетание разных нот.

Б. Пять линий, на которых пишутся ноты.

11. Штили:

А. У нот выше 3 линии пишутся вверх.

Б. У нот выше 3 линии пишутся вниз.

2. Скрипичный ключ:

А. Обозначает, что нота Соль первой октавы

пишется на второй линии нотного стана.

Б. Предназначен только для скрипок.

12. Паузы:

А. Различаются по длительностям.

Б. Не различаются по длительностям.

3. Устойчивые ступени:

А. I, III, V.

Б. II, IV, VI, VII.

13. Длительности:

А. В целой ноте 4 четвертные ноты.

Б. В целой ноте 2 четвертные ноты.

4. Диез:

А. Повышает звук на полтона.

Б. Понижает звук на полтона.

14. Тактовая черта:

А. Ставится перед слабой долей.

Б. Ставится перед сильной долей.

5. Бемоль:

А. Понижает звук на полтона.

Б. Повышает звук на тон.

15. Размер такта:

А. Надо писать на каждой строчке.

Б. Надо писать вначале произведения.

6. Бекар:

А. Понижает звук на полтона.

Б. Отменяет диез и бемоль.

16. Дирижирование:

А. На сильную долю рука опускается вниз.

Б. На слабую долю рука опускается вниз.

7. Ключевые знаки:

А. Сохраняют действие до конца произведения.

Б. Действуют только в одном такте.

17. Сильные и слабые доли в размере ¾

А. Сильная, слабая, слабая.

Б. Слабая, сильная, слабая.

8. Случайные знаки:

А. Знаки альтерации, написанные перед нотами.

Б. Знаки альтерации, написанные справа от ключа.

18. Реприза:

А. Знак молчания.

Б. Знак повторения.

9. Разрешение неустойчивых ступеней:

А. II IV, IV III, VI VII, VII VI.

Б. II I, IV III, VI V, VII I.

19. Конечная тактовая черта:

А. Ставится в конце такта.

Б. Ставится в конце произведения.

10. Гармонический минор:

А. Повышаются VI ступень.

Б. Повышается VII ступень.

20. Параллельные тональности:

А. Тональности с одинаковой тоникой.

Б. Тональности с одинаковыми знаками.

Всего баллов за это задание 20. На команду – 100.

2 задание – проверка ритмической грамотности.

Первая часть задания – расставить тактовые черты в мелодии на ¾.

Вторая часть задания – ритмический диктант 4 такта.


За каждую правильно выполненную часть задания присуждается 1 балл. Максимальное количество баллов 2, на команду – 10.

3 задание – определить исполненный танец.

ВАЛЬС 3/4

МЕНУЭТ 3/4

МАРШ 4/4

ПОЛЬКА 2/4

За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Максимально 2 балла, на команду – 10.

4 задание - интервальный диктант 8 тактов.

(ч.1, м.2, б.2, ч.4, ч.5, ч.8)

Выполняется каждым участником индивидуально.

За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Максимально присуждается 8 баллов, на команду – 40.


5 задание – конкурс капитанов.

На доске написан ритмический пример со ступенями.


Задание: написать этот пример нотами в тональности Ре мажор, соблюдая ритмический рисунок и ступени.


Оценивается правильность написания нот и длительностей:
от 0 до 1 ошибки – 3 балла,
от 2 до 3 ошибок - 2 балла,
от 4 до 5 ошибок – 1 балл,
6 и более ошибок – 0 баллов.

6 задание - музыкальное лото.

Каждая команда должна собрать прозвучавшую мелодию из предложенных карточек.


За правильно выполненное задание присуждается 1 балл.

7 задание - кроссворд.

На выполнение задания дается 4 минуты. За правильно разгаданный кроссворд присуждаются 5 баллов.

Максимальное количество баллов за олимпиаду на команду – 169.

В заключение олимпиады исполняются песни «про диез» и «про бемоль» со словами и сольфеджио. Задание не оценивается.

После проведения олимпиады происходит подсчет преподавателями баллов, а также выявление команды победителей.

Награждение:
Команда, занявшая Первое место, получает диплом победителя олимпиады. Команда, занявшая Второе место, получает диплом лауреата I степени. Каждый участник отмечается дипломом в отдельной номинации.

Жюри:
Преподаватели художественного отдела ДДТ Красносельского района.

Время и место проведения:
18 марта 2016 года, Санкт-Петербург, ДДТ Красносельского района.


Актуальность данной работы обусловлена систематизацией методических приемов, использование которых позволяет проверить у обучающихся знания, умения и навыки, которыми должен обладать учащийся во втором классе... Форма работы выбрана не случайна, так как участие в таких олимпиадах повышает интерес обучающихся к предмету сольфеджио.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

УСТЬ-КУТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Занимательная олимпиада по предмету «СОЛЬФЕДЖИО» для учащихся 2 класса МБОУ ДОД ДШИ УКМО

преподаватель теоретических дисциплин

МБОУ ДОД «Детская школа искусств» УКМО

Усть-Кут

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Олимпиада проводится в соответствии с требования ми к проведению указанной Олимпиады, разработанными на основе методических рекомендаций администрации МБОУ ДОД ДШИ УКМО. Участниками олимпиады являются учащиеся 2 класса музыкального отделения школы .

Олимпиады проводится в четыре тура. Первый тур – теоретический, в котором представлены тестовые зад ания. Второй тур- анализ на слух. Третий тур – игровая форма.

Четвертый тур – домашнее задание.

На вып олнение заданий Олимпиады рекомендуется отвести : в первом туре на каждое задание – 2 минуты, во втором туре – 1 минута на каждое задание, в третьем туре – 5 минут, в четвертом туре – 30 секунд.

Участникам олимпиады запрещено:

обращаться с вопро сами к кому-либо, кроме членов жюри и ведущего преподавателя ;

проносить в классы тетради, справоч ную литературу, учебники , любые электронные устройства, служащие для передачи, получения или накопления информации (кроме выключенных мобильных телефонов).

Участники Олимпиады обязаны по истечении времени, отведенного на выполнение заданий Олимпиады, сдать задания.. Участники могут сдать работу досрочно, после чего они должны покинуть класс.


Цель олимпиады:
Основной целью занимательной олимпиады по сольфеджио ставится выявление музыкально одаренных, перспективных учеников.
Задачи олимпиады:
Повышение интереса учащихся к предмету сольфеджио ДШИ;
Сведение к минимуму чувства страха детей перед различными видами контроля за счет использования игровых мультимедиа фрагментов;
Выявление наиболее одаренных учеников;
Применение новых форм и методов работы на уроке сольфеджио;
Обмен опытом работы преподавателей.

Условия проведения:
Занимательная олимпиада проводится в рамках и в форме очередного урока по сольфеджио для всех учащихся 2-го класса инструментального отделения школы.
Кабинет должен быть оборудован компьютером (ноутбуком) с большим монитором либо с выводом изображения на экран телевизора или через проектор на доску.
На компьютере должна быть установлена программа для работы с презентациями Microsoft PowerPoint.

Программные требования и подсчет баллов:
1 тур – тестовый по пройденному теоретическому материалу (знаки в тональности до двух включительно, порядок ключевых знаков, ступени в тональностях, включая главные ступени и трезвучия лада, виды минора, количественная и качественная сторона интервалов, виды трезвучий).
10 заданий.

2 тур – определение на слух (интервалы, виды трезвучий) - письменное.
За каждый правильный ответ присуждается 3 балла (см. ниже оценивание каждого задания).

3 тур – занимательное лото. Дети делятся на 2 команды. Каждая команда должна собрать из предложенных карточек теоретическое лото.
Задание без ошибок – 5 баллов.
1-2 ошибки – 4 балла.

3-4 ошибки – 3 балла.

5-6 ошибок – 2 балла.

7 ошибок – 1 балл.Каждому учащемуся присуждается определенное количество баллов и вносится в бланк в зависимости нахождения его в той или иной команде .
4 тур – исполнение домашнего номера с аккомпанементом. Оценивается точность интонирования, верность названия нот, точность ритма, игры:




.

Всего 23 балла.

Все ответы на задания 1,2 тура ученики вписывают в специальный Бланк ответов.
При проведении 3 и 4 тура выступающий ученик отдает Бланк ответа преподавателям для оперативного оценивания задания этого тура.

После проведения олимпиады происходит подсчет преподавателями баллов 1,2,3,4 тура и суммирование баллов, а также выявление победителей: ученики, набравшие наибольшее количество баллов по всем параллелям, признаются победителями занимательной олимпиады по сольфеджио (распределяются I, II и III места).

Награждение:
Учащиеся, занявшие I, II и III места, награждаются памятными медалями и подарками.

Жюри:
Преподаватели ДШИ.

Время и место проведения:
Февраль, 2014 год . МБОУ ДОД Детская школа искусств, Усть-Кутское муниципальное образование.

Подготовка к мероприятию:
Преподавателям передается презентация с заданиями олимпиады в электронном виде.
Распечатываются Бланки ответов для каждого ученика.

Методическое пособие

1.Методическое пособие «Занимательное лото» .
Используемая литература
1. Варламова А.А., Семченко Л.В. Сольфеджио, 2 класс: пятилетний курс обучения.Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011.

2. Калинина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 2 класс.М., 2007.

3. Романюк А.Ф. Хрестоматия по слуховому анализу. М., 2003.

4. Абелян Л. Забавное сольфеджио. М.,1985.

Ход мероприятия
Ученикам раздаются Бланки ответов. Объясняется общий ход занимательной олимпиады.
На примере слайда №1 презентации объясняются правила заполнения бланков.

1 тур – тестовый по пройденному теоретическому материалу.
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
Задание 1 (слайд №1)
Перед вами ключевые знаки.
Вопрос: Сколько знаков в тональности Ре мажор?

Задание 2 (слайд №2)
Перед вами называния тональностей.
Вопрос: в какой тональности нота «соль» будет второй ступенью?
Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка.
Задание 3 (слайд №3)
Перед вами называния главных ступеней.
Вопрос: Как называется IV ступень?
Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка.
Задание 4 (слайд №4)
Перед вами изменения ступеней минора.
Вопрос: Что происходит в мелодическом миноре при движении вверх?
Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка.
Задание 5 (слайд №5)
Перед вами варианты строения гамм.
Вопрос: Какое строение имеет минор?
Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка.
Задание 6 (слайд №6)
Перед вами варианты порядка ключевых знаков.
Вопрос: Какой порядок имеют диезы?
Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка.
Задание 7 (слайд №7)
Перед вами обозначения интервалов.
Вопрос: Какой цифрой обозначается интервал септима?
Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка.
Задание 8 (слайд №8)
Перед вами названия интервалов.
Вопрос: Как называется интервал, который обозначается цифрой 4?
Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка.
Задание 9 (слайд №9)
Перед вами количество тонов в интервалах.
Вопрос: Сколько тонов в квинте чистой?
Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка.
Задание 10 (слайд №10)
Перед вами обозначения видов трезвучий.
Вопрос: Как обозначается минорное трезвучие?
Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка.
2 тур - определение на слух.
За каждый правильный ответ присуждается 2-3 балла.
Задание 1 (слайд №11)
Выберите интервал, который звучит и впишите правильный вариант в бланк общих ответов.

Задание 2 (слайд №12)
Выберите аккорд, который звучит, и впишите правильный вариант в бланк общих ответов.
3 тур – занимательное лото.
Максимально присуждается 5 баллов .

4 тур – домашнее задание.
Перед вами домашний номер.
Задание: Спойте его наизусть с аккомпанементом.
(оценивается точность интонирования, верность названия нот, точность ритма, игры:
точное интонирование, верное название нот, точность ритма и игры – 5 баллов,
неточность в одной из характеристик – 4 балла,
неточность в нескольких характеристиках – 3 балла,
неточность в большинстве характеристик – 2 балла,
очень слабое пение и игра – 1 балл)
Подведение итогов:
Поздравление учеников с участием в занимательной олимпиаде, благодарность за проделанную работу, нацеливание на дальнейшую активную музыкальную деятельность.
ДАЛЕЕ: Награждение и поздравление победителей.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Занимательная олимпиада по сольфеджио, 2 класс

__________________________________________________________________________________

(Фамилия, Имя учащегося)

Тур

№ задания

Номер ответа

Количество баллов

Занимательная олимпиада по сольфеджио_2 класс.
Конспект урока

Цели и задачи:
Основной целью занимательной олимпиады по сольфеджио ставится выявление музыкально одаренных, перспективных учеников.
Задачами олимпиады являются:
Повышение интереса учащихся к предметам теоретического цикла ДМШ;
Сведение к минимуму чувства страха детей перед различными видами контроля за счет использования игровых мультимедиафрагментов;
Выявление наиболее одаренных учеников;
Применение новых форм и методов работы на уроке сольфеджио;
Обмен опытом работы преподавателей теоретического отдела.

Условия проведения:
Занимательная олимпиада проводится в рамках и в форме очередного урока по сольфеджио для всех учащихся 2-го класса во всех параллелях школы.
Кабинет должен быть оборудован компьютером (ноутбуком) с большим монитором либо с выводом изображения на экран телевизора или через проектор на доску.
На компьютере должна быть установлена программа для работы с презентациями Microsoft PowerPoint.

Программные требования и подсчет баллов:
1 тур – тестовый по пройденному теоретическому материалу (знаки в тональности до двух включительно, порядок ключевых знаков, ступени в тональностях, включая главные ступени и трезвучия лада, виды минора, количественная и качественная сторона интервалов, виды трезвучий).
10 заданий.

2 тур – письменный по пройденным тональностям и ритмам (работа с ритмическим примером со ступенями – запись его нотами в предложенной минорной тональности, изменение ступеней в соответствии с предложенным видом минора, поиск в примере предложенных главных ступеней лада).
3 задания.
За каждый правильный ответ присуждается 2-3 балла (см. ниже оценивание каждого задания).

3 тур – определение на слух (виды гамм, интервалы, виды трезвучий) - письменное.
3 задания.
За каждый правильный ответ присуждается 1-2 балла (см. ниже оценивание каждого задания).

4 тур – пение заранее разученного номера наизусть с аккомпанементом – поочередное выступление.



Всего 27 баллов.

Все ответы на задания 1,2,3 тура ученики вписывают в специальный Бланк ответов.
При проведении 4 тура выступающий ученик отдает Бланк ответа преподавателям для оперативного оценивания задания этого тура.

После проведения олимпиады происходит подсчет преподавателями баллов 1,2,3 тура и суммирование баллов, а также выявление победителей: ученики, набравшие наибольшее количество баллов по всем параллелям, признаются победителями занимательной олимпиады по сольфеджио (распределяются I, II и III места).

Награждение:
Учащиеся, занявшие I, II и III места, награждаются памятными медалями и подарками.

Жюри:
Преподаватели теоретического отдела.

Время и место проведения:
Март 2012 года. Все филиалы ДМШ№2 г.Подольск.

Подготовка к мероприятию:
Преподавателям передается презентация с заданиями олимпиады в электронном виде.
Распечатываются Бланки ответов для каждого ученика.

Ход мероприятия:
Ученикам раздаются Бланки ответов. Объясняется общий ход занимательной олимпиады.
На примере слайда №2 презентации объясняются правила заполнения бланков.

1 тур – тестовый по пройденному теоретическому материалу.
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

Задание 1 (слайд №2)
Перед вами ключевые знаки.
Вопрос: Сколько знаков в тональности Ре мажор?

Задание 2 (слайд №3)
Перед вами называния тональностей.
Вопрос: в какой тональности нота «соль» будет второй ступенью?
Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка.

Задание 3 (слайд №4)
Перед вами называния главных ступеней.
Вопрос: Как называется IV ступень?
Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка.

Задание 4 (слайд №5)
Перед вами изменения ступеней минора.
Вопрос: Что происходит в мелодическом миноре при движении вверх?
Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка.

Задание 5 (слайд №6)
Перед вами варианты строения гамм.
Вопрос: Какое строение имеет минор?
Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка.

Задание 6 (слайд №7)
Перед вами варианты порядка ключевых знаков.
Вопрос: Какой порядок имеют диезы?
Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка.

Задание 7 (слайд №8)
Перед вами обозначения интервалов.
Вопрос: Какой цифрой обозначается интервал септима?
Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка.

Задание 8 (слайд №9)
Перед вами названия интервалов.
Вопрос: Как называется интервал, который обозначается цифрой 4?
Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка.

Задание 9 (слайд №10)
Перед вами количество тонов в интервалах.
Вопрос: Сколько тонов в квинте чистой?
Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка.

Задание 10 (слайд №11)
Перед вами обозначения видов трезвучий.
Вопрос: Как обозначается минорное трезвучие?
Впишите нужный номер ответа в соответствующую строку бланка.

2 тур – письменный по пройденным тональностям и ритмам.
За каждый правильный ответ присуждается 2-3 балла.

Задание 1 (слайд №12)
Перед вами ритмический пример со ступенями.
Задание: Напишите этот пример нотами в тональности ре минор, соблюдая ритмический рисунок и ступени - в соответствующей строке бланка.
(оценивается правильность написания нот и длительностей:
от 0 до 1 ошибки – 3 балла,
от 2 до 3 ошибок - 2 балла,
от 4 до 5 ошибок – 1 балл,
6 и более ошибок – 0 баллов)

Задание 2 (слайд №12)
В полученном нотном примере превратите натуральный вид минора в гармонический путем повышения нужных ступеней: Впишите нужные знаки около нужных нот.
(оценивается правильность определения нужных нот и знаков:
0 ошибок – 2 балла,
1 ошибка - 1 балла,

Задание 3 (слайд №12)
В полученном нотном примере найдите ступень, которая является доминантой для этой тональности. Обведите все полученные ноты в кружок.
(оценивается правильность определения нужной ноты и количество таких нот:
0 ошибок – 2 балла,
1 ошибка - 1 балла,
2 и более ошибки – 0 баллов)

3 тур – определение на слух.
За каждый правильный ответ присуждается 1-2 балла.

Задания 1,2,3 (слайд №13)
Перед вами обозначения гамм, интервалов и аккордов.
Задание 1: Послушайте один из видов гаммы.
(оценивается правильность лада и вида:
определен лад и вид – 2 балла,
определен лад, но не определен вид – 1 балл,
не определены лад и вид – 0 баллов)

Задание 2: Послушайте один из интервалов.
Впишите нужный ответ в соответствующую строку бланка.

Задание 3: Послушайте один из видов трезвучий.
Впишите нужный ответ в соответствующую строку бланка.

4 тур – пение заранее разученного номера наизусть с аккомпанементом.
Максимально присуждается 5 баллов.

Перед вами домашний номер.
Задание: Спойте его наизусть с аккомпанементом.
(оценивается точность интонирования, верность названия нот, точность ритма, игры:
точное интонирование, верное название нот, точность ритма и игры – 5 баллов,
неточность в одной из характеристик – 4 балла,
неточность в нескольких характеристиках – 3 балла,
неточность в большинстве характеристик – 2 балла,
очень слабое пение и игра – 1 балл)

Подведение итогов:
Поздравление учеников с участием в занимательной олимпиаде, благодарность за проделанную работу, нацеливание на дальнейшую активную музыкальную деятельность.
Исполнение учениками песни Я. Дубравина «Музыка» под аккомпанемент преподавателя.

На следующем по плану уроке -
Поздравление победителей.


Приложение к конспекту урока: http://mm-festival.letitbit.net/download/470f6d699d4d540791d3bb218d1f6a0e3/______________________________________2__________________.pptx.html