Теория и методика обучения плаванию. Учимся плавать самостоятельно: практические советы

Плавание - это самостоятельное передвижение человека в воде без применения специальных приспособлений. Данная статья расскажет, как научиться плавать взрослому. Для этого необходимо будет изучить основы теории плавания, а затем перейти к практическим занятиям.

Чтобы научиться плавать самостоятельно, нужно узнать также о технике безопасности и правилах поведения в бассейне.

Научиться плавать не так сложно, как многие думают. Навыки плавания можно освоить в любом возрасте, главное - отбросить страхи и предрассудки. Польза плавания для здоровья многогранна. Это занятие является не только приятным времяпровождением в бассейне или на открытой воде, но также:

  • Развивает дыхательную систему;
  • Тренирует сердце и сосуды;
  • Укрепляет мышцы;
  • Стимулирует обменные процессы;
  • Развивает нервную систему;
  • Благотворно действует на иммунитет.

Для постижения азов плавания лучше всего подойдёт бассейн с неглубоким дном или неглубокий водоём. Главное - это твёрдо стоять ногами на поверхности - так, чтобы голова и плечи находились в воздухе. Желательно учиться плавать под наблюдением - для спокойствия и безопасности. Как правильно плавать, лучше всего, конечно, знает специальный тренер, но начать обучение можно и самостоятельно.

Правильное дыхание

Когда человек учится плавать, одной из основных проблем является постановка правильного дыхания. Для начала следует запомнить главный принцип: дышать нужно, совершая глубокий вдох ртом, а выдыхать воздух следует в воду. Правильный способ дыхания необходим, если вы хотите научиться плавать брассом или научиться плавать кролем, а также другими стилями. Чем более глубок вдох, тем лучше вас будет держать вода. Однако наполнять лёгкие на весь объём, отпущенный вам природой, тоже не нужно - это будет создавать дискомфорт и помешает движению в воде.

Есть хорошее упражнение для тренировки дыхания, подходящее для начинающих. Нужно, стоя на мели, вдохнуть воздух полной грудью, после чего погрузиться с головой в воду и сделать полноценный выдох ртом. Это упражнение нужно сделать несколько раз без перерыва: таким образом тренируются профессиональные пловцы.

При плавании нужно выполнять вдох через открытый рот, не меняя положения тела, а лишь поворачивая голову. Дышать носом во время передвижения по воде нецелесообразно капли попадут в носоглотку и могут вызвать дискомфорт или удушье. При плавании дыхание координируется с движениями конечностей, которые характерны для каждого конкретного стиля.

Удержание на воде

Существует четыре основных способа плавания:

  • Брасс (чтобы правильно плавать брассом, нужно совершать синхронные движения конечностями параллельно поверхности воды);
  • Кроль на груди (правильно плавать кролем - это значит совершать попеременные гребки одной и другой половинами тела);
  • Кроль на спине;
  • Баттерфляй - самый сложный стиль плавания (правильно плавать баттерфляем лучше учиться под руководством опытного наставника).

Но прежде чем переходить к стилям, необходимо научится удерживаться на воде. Для этого существует упражнение под названием «звёздочка». Выполняется оно следующим образом:

Это упражнение помогает преодолеть страх перед водой. Если научиться держаться на воде при помощи набранного в лёгкие воздуха, даже не передвигая ногами и руками, дальнейшее обучение будет делом техники.

Отработка движений

Научиться делать движения руками довольно просто - это получается у человека инстинктивным образом. Труднее научиться работать ногами: без помощи нижних конечностей ваше плавание не будет полноценным ни в плане удержания на воде, ни в плане скорости.

Главное в положении ног - это держать носки вытянутыми, хлёстко ударяя ими по воде (при плавании кролем). Чем быстрее удары, тем выше скорость передвижения. Плавание брассом требует других движений ног - этот стиль похож на передвижение в воде лягушки. Для тренировки работы ног нужно удерживаться руками за бортик бассейна или держаться за плавающий предмет, который удержит вас в воде (существуют специально предназначенные для этих целей доски).

Учимся плавать кролем

Для новичков научиться плавать кролем легче всего. Для этого нужно лечь в воду лицом вниз и начать поочерёдно перебирать ногами, поднимая и опуская их, одновременно совершая движения верхними конечностями. Одна рука выносится вперёд, после чего опускается в воду, а сложенной в форме ковша ладонью совершается гребок к бедру.

Затем аналогичное движение выполняется другой рукой. Для дыхания следует выносить голову из воды при каждом втором взмахе, поворачивая лицо в сторону руки, которая в данный момент движется над водой. Вдыхать нужно как можно глубже - для плавания нужны энергия и кислород.

Плавать брассом не сложнее, чем кролем - движения в этом стиле должны быть синхронными, напоминающими лягушачьи. Сложнее научиться плавать баттерфляем - лучше, если вам покажет нужные движения опытный тренер.

Спортивное плавание, которым занимаются профессиональные пловцы, требует специальной подготовки. К карьере пловца нужно готовиться с детского возраста.

Плавание в бассейне

Посещение бассейна, помимо прямой пользы для здоровья, помогает постоянно находиться в форме тем, кто склонен к лишнему весу. Нет лучшего способа для переработки жировых отложений в свободную энергию, чем интенсивные занятие в бассейне.

  • Занятия следует проводить на пустой желудок, иначе пострадает ваше пищеварение: вода оказывает на брюшную полость и пищу довольно сильное давление (принимать пищу лучше за 2,5 часа до тренировки и через час после неё);
  • Лучшее время для занятий - с 16 до 19 часов: утром организм ещё не готов к серьёзным нагрузкам, а вечером ему уже необходим отдых, поэтому тренинг не принесёт результата;
  • В бассейн не стоит надевать никаких украшений: велик риск, что они будут утеряны;
  • Волосы лучше прикрыть резиновой шапочкой, чтобы не подвергать корни длительному воздействию воды;
  • Лучше не ходить босиком в бассейне, а надевать резиновые шлёпанцы;
  • Перед погружением в воду лучше принять тёплый душ или совершить короткую разминку.
  • Для достижения стабильных результатов посещать бассейн надо не меньше 3 раз в неделю - тогда организм привыкает к нагрузкам и лучше сохраняет полученные навыки. О том, чем полезно плавание в бассейне, можно написать отдельную статью. Но достаточно сказать, что люди, регулярно посещающие бассейн, реже болеют простудными и другими заболеваниями, всегда находятся в отличном настроении, не страдают от депрессий, имеют пропорционально развитое тело без лишнего жира, сильную мускулатуру и реже страдают от болезней сердца.

    Козлов А.В.

    Учебное пособие

    Санкт-Петербург

    МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ЗДОРОВЬЯ ИМ. П.Ф. ЛЕСГАФТА»

    Козлов А.В.

    Теория и методика плавания: основы и техника спортивных способов плавания, стартов и поворотов

    в качестве учебного пособия по направлению

    49.03.01 «Физическая культура»

    Санкт-Петербург

    К59 Рецензенты:

    Ю.М. Высоцкий , к.п.н., профессор (СПб ГПУ);А.И. Крылов , д.п.н., профессор (НГУ им. П.Ф. Лесгафта).

    Козлов А. В.

    К59 Теория и методика плавания: основы и техника спортивных способов плавания, стартов и поворотов: учебное пособие / А. В. Козлов; НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2014. -

    Печатается по решению учебно-методического совета НГУ им. П.Ф. Лесгафта. Протокол № 14 от 5 июня 2014 г.

    В данном учебном пособии рассматриваются основы техники плавания, техника выполнения движений в спортивных способах плавания, стартах и поворотах.

    Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению 49.03.01 «Физическая культура».

    © НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2014

    © Козлов А. В., 2014

    ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ СПОРТИВНЫХ

    СПОСОБОВ ПЛАВАНИЯ………………………………..

    1.1. Физические свойства воды……………………………. 4

    1.2. Равновесие тела в воде…………………………………. 7

    1.3. Гидростатическое давление……………………………

    1.4. Сопротивление движению тел…………………………

    1.5. Виды сопротивления……………………………………

    1.6. Сила сопротивления движению тел в воде……………

    1.7. Кинематические характеристики движений………….

    1.8. Динамические характеристики движений……………

    1.9. Элементы движений пловцов………………………….

    ГЛАВА 2. ТЕХНИКА СПОРТИВНЫХ СПОСОБОВ

    ПЛАВАНИЯ…………………………………………………

    2.1. КРОЛЬ НА ГРУДИ……………………...........................

    История развития кроля на груди………………………….

    Техника кроля на груди……………………………………..

    2.2. КРОЛЬ НА СПИНЕ.........................................................

    История развития кроля на спине…………………………..

    Техника кроля на спине……………………………………..

    2.3. БРАСС НА ГРУДИ...........................................................

    История развития брасса на груди…………………………

    Техника брасса на груди…………………………………….

    2.4. ДЕЛЬФИН……………………………………................. 92

    История развития дельфина………………………………... 92

    Техника дельфина…………………………………………… 96

    2.5. ТЕХНИКА ПОВОРОТОВ В СПОРТИВНОМ

    ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ СПОРТИВНОГО ПЛАВАНИЯ

    Раздел учебной программы спортивного плавания "основы техники плавания" очень важен для специалиста, который занимается конструированием техники плавания. Поскольку техника движений пловца, в первую очередь, связана

    с его биологическими особенностями и физиологическими возможностями, необходимо хорошо знать законы гидромеханики - науки, которая рассматривает взаимодействие тел

    с водой как при неподвижном их положении, так и при движении. При конструировании техники специалисту необходимо приспосабливать биологическую сферу обучаемого к законам гидродинамики, которые, в отличие от биологических закономерностей, неизменяемы.

    1.1. Физические свойства воды Вязкость воды

    В отличие от плотных сред, вода обладает качеством текучести. Отдельные молекулы воды перемещаются друг относительно друга при применении внешнего усилия. Для смещения отдельных молекул необходимо приложить усилие, которое обусловлено силами трения, возникающими между ними. Это явление называется динамической вязкостью жидкости. При повышении температуры ее вязкость уменьшается. Динамическая вязкость воды увеличивается, если в воде растворены какие-либо вещества. Так, в морской воде, содержащей неорганические элементы, вязкость заметно выше, чем в пресной воде. Динамическая вязкость измеряется в "пуазах" (П ). Один пуаз равенП =0,1Нс , гдеН - ньютон,с - секунды. На практике вязкость определяется экспериментально по количеству капель, проходящих через трубку диаметром2,8

    Плотность воды

    Плотностью называется масса вещества в единице его объема. Она измеряется в кг/м 3 . Обозначается плотность прописной буквой "Р ".

    P=M/V , гдеМ - масса вещества,V - объем вещества.

    Пресная вода при температуре 4° Цельсия имеет плотность, равную1000 кг/м 3 . Морская вода при той же температуре имеет плотность, равную1010 - 1030 кг/м 3 . Если сравнить плотность воды с плотностью воздуха, то вода оказывается примерно в800 раз плотнее. Плотность воды в условиях земли - величина постоянная и практически не зависит от давления. На самых больших глубинах океана она равна плотности воды на ее поверхности. Поэтому, если тело приобрело отрицательную плавучесть и начало тонуть, то, как бы не был глубоким водоем, оно опустится на его дно. Неизменная плотность воды обусловлена ее несжимаемостью, которая широко используется в технике для передачи давления на расстоянии. Несжимаемость воды дает возможность развивать усилие при отталкивании от воды, что является важным фактором для создания гребковой силы.

    Удельный вес и плавучесть тела

    Удельным весом называется вес вещества в единице объема. Удельный вес может измеряться в кг/м 3 ,кг/дм 3 иг/см 3 и обозначается греческой буквой.

    Д/У , где:Д - вес тела,V - объем тела.

    По размерности плотность и удельный вес воды мало различаются и незначительно изменяются в зависимости от давления и температуры воды. Удельный вес дистиллированной воды равен 1020 кг/м 3 или1 кг/дм 3 , или1 г/см 3 . Вода, насыщенная солями, имеет удельный вес больше, чем пресная. Так морская вода имеет удельный вес от1,15 до1,3 г/см 3 .

    Согласно закону Архимеда , на тело, погруженное в воду,

    действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной телом жидкости. Равнодействующая этих выталкивающих сил проходит через центр тяжести вытесненного объема и направлена вертикально вверх. Если вес

    тела больше вытесненной им воды, то тело имеет отрицательную плавучесть и погружается на дно. Если вес вытесненной телом воды больше веса тела, то тело плавает по поверхности воды, и в этом случае оно имеет положительную плавучесть. Если вес вытесненной телом воды равен весу тела, то тело может находиться в неподвижном положении на любой глубине. Такая плавучесть называется нейтральной или нулевой. Практически нулевой плавучести не бывает, как не бывает абсолютного равенства между весом тела и весом вытесненной им воды.

    Поскольку плавучесть любого тела по закону Архимеда определяется отношением его удельного веса к удельному весу воды, определив, насколько различаются удельные веса плавающего тела и воды, можно определить степень плавучести тела. Удельный вес человеческого тела при полном вдохе в среднем равен 0,92 г/см 3 , при выдохе в связи с уменьшением объема тела -1,2 г/см 3 . Наибольший удельный вес в теле человека имеет костная ткань -1,7 - 1,9 г/см 3 , меньше удельный вес мышечной ткани -1,04 -1,08 г/см 3 и самый малый удельный вес имеет жировая ткань - 0,92 - 0,94 г/см3 . Так как удельный вес морской воды больше, чем пресной, человек в ней обладает большей плавучестью, и его тело лежит более высоко, чем в пресной воде. В связи с этим в морской воде можно плыть быстрее. По этой причине международная федерация плавания не фиксирует рекордных результатов, показанных в морской воде.

    Для определения удельного веса тела человека используют прямой метод, с помощью которого измеряют объем и вес тела. Для этого необходимо иметь емкость, в которую заливают воду и помещают в нее испытуемого. Уровень изменения количества воды, умноженный на размеры используемой емкости, и будет являться объемом тела. Затем, измерив вес тела и разделив его на объем, получим удельный вес тела. Но не всегда имеется возможность использовать мерную емкость таких размеров, в которую можно бы было поместить тело человека. Поэтому для того, чтобы узнать степень плавучести, определяют разницу между весом тела в воде и величиной выталкивающей силы воды. Для этого необходим безмен, пояс,

    груз весом 4 или 5 килограммов и небольшой кусок веревки

    На испытуемого надевается пояс, к которому спереди крепится груз, например в 5 килограмм , а сзади безмен. Войдя в воду, испытуемый принимает положение группировки и погружается полностью под воду. Удерживая безмен над водой, необходимо зафиксировать силу, с которой погруженный растягивает его.

    Например, на безмене зафиксировано 3 кг . Это значит, что выталкивающая сила воды больше силы тяжести на2 кг , т.е. плавучесть тела положительная в2 килограмма . Если на безмене значение будет больше веса груза5 кг , значит плавучесть у испытуемого отрицательная. Для более точного определения разницы между весом тела и выталкивающей силы воды следует прибавить к показанию безмена вес воды, вытесненный грузом.

    Плавучесть тела имеет большое значение при решении вопроса, какую конструировать технику движений. Пловцы с хорошей плавучестью для удержания тела в высоком положении меньше тратят для этого усилий при гребке. У таких пловцов относительные траектории движений рук при гребках вытянуты в горизонтальной плоскости, у пловцов с меньшей плавучестью больше усилий тратиться на опору руками вниз. Замечено, что плавучесть у мужчин меньше, чем у женщин, у спринтеров меньше, чем у стайеров. Критерий плавучести можно использовать для определения как специализации в плавании, так и характера технических действий.

    1.2. Равновесие тела в воде

    Любое тело, погруженное в воду, находится в неподвижном положении лишь в том случае, когда выталкивающая сила равна или больше веса тела, и центры выталкивающих сил и сил

    тяжести размещаются на одной вертикали (рис. 2). В человеческом теле, лежащем на поверхности воды, центр сил тяжести F и центр выталкивающих силР располагаются на разных вертикалях (рис. 3).

    разные удельные веса. Ноги, которые состоят в основном из костной и мышечной тканей, имеют больший удельный вес, чем верхняя половина тела. Поэтому очень часто центр сил тяжести располагается в поясничной части на уровне пятого поясничного позвонка, а центр выталкивающих сил смещен на 2-3 позвонка в сторону головы. При таком расположении центров расстояние между ними называется плечом сил. Поскольку равнодействующие этих сил имеют разную направленность, возникает момент вращения, в результате которого ноги погружаются. Вращение тела прекратится, когда оба центра будут располагаться на одной вертикали.

    Расположение центра тяжести и центра выталкивающих сил у разных людей не одинаково. Оно зависит от анатомических особенностей строения тела. У людей с развитой мышечной массой ног, при которой, чаще всего, имеется развитая костная ткань, расстояние между центрами будет больше. У детей из-за большего веса головы по отношению к туловищу, расстояние между центрами отсутствует, и поэтому дети устойчиво лежат на поверхности воды без дополнительных движений. У мужчин расстояние между центром сил тяжести и центром выталкивающих сил больше, чем у женщин.

    С возрастом в связи с изменением соотношений мышечной, костной и жировой тканей в сторону увеличения массы жира, наряду с уменьшением удельного веса всего тела, происходит сближение центров. Поэтому часто наблюдается способность людей в зрелом и пожилом возрасте выполнять лежание без каких-либо усилий. Если центр сил тяжести и центр выталкивающих сил не располагаются на одной вертикали, то с помощью определенных приемов их можно приблизить и даже совместить. Делается это следующим образом. Руки из положения вдоль тела (рис. 4) перемещаются за голову.

    Рис. 4 Если такое перемещение рук не приводит к совмещению

    центров, надо разогнуть лучезапястные суставы и приподнять над водой кисти или даже часть предплечья. Если при этом тело не тонет, вращение прекратится, и тело будет занимать устойчивое положение. Это происходит потому, что при подъеме рук над водой со стороны головы уменьшается выталкивающая сила воды и весом рук устанавливается равновесие.

    В процессе обучения плаванию при выполнении упражнений на лежание следует иметь в виду, что при больших расстояниях между центром сил тяжести и центром выталкивающих сил поднимание рук над водой не приводит к остановке вращения, и с такими людьми нецелесообразно выполнять упражнения "лежание на воде". Определение расположения центра сил тяжести и центра выталкивающих сил требует специальных приспособлений. В практической работе тренера можно применить косвенный метод, не требующий использования каких-либо конструкций. Для этого пловцу необходимо принять в воде горизонтальное положение на груди или на спине. По команде пловец должен сделать вдох и прижать руки к телу (рис. 3). В этот же момент запускается секундомер и определяется время, в течение которого тело, вращаясь, займет вертикальное положение. Продолжительность вращения будет характеризовать расстояние между центрами. Чем

    Реферат *

    290руб.

    Глава 1. Общая характеристика плавания... 4

    Глава 2. Методика обучения... 5

    2.1 Задачи обучения... 8

    2.2 Принципы и последовательность обучения... 9

    2.3 Формы организации обучения... 11

    2.4 Основные средства и методы обучения... 13

    2.4.1 Средства обучения... 13

    2.4.2 Методы обучения... 15

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ... 17

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 18

    Введение

    Плавание является важным средством физического воспитания и относится к массовым видам спорта. Умение плавать необходимо каждому человеку. Большое количество несчастных случаев ежегодно происходит на воде в связи с тем, что пострадавшие не умели плавать.

    С момента, как появился человек на земле, он связан с водой. Умение плавать было необходимо всегда. При раскопках археологи находили изображения людей. Рисунок был похож на людей, которые плывут способами похожими на кроль и брасс. Проанализировав изображения, ученые пришли к выводу, что умение плавать применялось во многих видах трудовой деятельности, и было жизненно необходимым навыком. Обучение плаванию в русских войсках было введено в XVII в. При Петре I плавание было включено в число учебных дисциплин в Морской академии и Императорском сухопутном кадетском корпусе. Обучение плаванию в армии и появление школ плавания способствовали совершенствованию методики обучения.

    Большое значение имело появление наиболее прогрессивного метода обучения плаванию - целостно-раздельного. Первые научные исследования по плаванию были выполнены в сороковые годы.

    Кроме спортивного плавания, есть плавательные и водные виды спорта, для которых обязательно надо уметь плавать и нырять: водное поло, синхронное плавание, подводный спорт, прыжки в воду.

    Цель данного реферата - раскрыть понятия теории и методики плавания.

    Достижение цели возможно при реализации следующих задач:

    • дать общую характеристику плаванию;
    • изучить задачи принципы и формы обучения плаванию;
    • проанализировать основные средства и методы обучения.

    Фрагмент работы для ознакомления

    Глава 1. Общая характеристика плавания

    Умение плавать – жизненно необходимый для каждого человека навык. Для того что бы плавать не нужно обладать особыми способностями. Плаванием могут заниматься люди любого возраста, начиная с дошкольного возраста. Плавание является, также, одним из основных средств физического воспитания молодежи, улучшения ее здоровья, подготовки к будущей профессиональной деятельности [

    Глава 2. Методика обучения

    При изучении элементов техники и их согласование с дыханием известны следующие варианты:

    Вариант № 1.

    Элемент техники изучается в произвольном (подбородок у поверхности воды) и задержанном на вдохе дыхании (голова опущена в воду) последовательно: в опорном и безопорном (только на задержке дыхания) положении. Далее этот элемент в такой же последовательности изучается уже в соответствии с дыханием.

    2.3 Формы организации обучения

    Основной формой занятий с новичками является групповое обучение с индивидуальным подходом к каждому ученику. Комплектование учебных групп осуществляется на основе принципа групповой индивидуализации с учетом таких типичных характеристик учащихся (возраст, пол, уровень плавательной подготовки, особенности физической подготовленности)

    Список литературы

    1. Булгакова Н.Ж. Теория и методика плавания: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. Ж. Булгакова, О. И. Попов, Е.А.Распопова; под ред. Н.Ж.Булгаковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 319 с.
    2. Булгакова Н.Ж. Учебное пособие. / Н.Ж. Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов и др.; Под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: «Академия», 2005.- 432 с.
    3. Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие для студентов вузов, изучающих дисциплину "Физическая культура", кроме направлений и специальностей в области физической культуры и спорта / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. - 3-е изд., стер. - Москва: КноРус, 2013. - 239 с.
    4. Гузман, Р. Плавание: упражнения для обучения и совершенствования техники всех стилей / Рубен Гузман; [пер. с англ. В. М. Боженов]. - Минск: Попурри, 2013. - 286, с.: ил.
    5. Добрынин, И. М. Воспитание физических качеств: учебное пособие / И. М. Добрынин, М. А. Кочерьян; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург: [Издательство УрГЭУ], 2012. - 55 с. http://lib.usue.ru/resource/limit/ump/13/p478232.pdf
    6. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению "Педагогическое образование", профиль "Физическая культура" (квалификация "бакалавр") / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. - 7-е изд., стер. - Москва: Академия, 2014. - 288 с.
    7. Лафлин, Т. Полное погружение. Как плавать лучше, быстрее и легче / Терри Лафлин, Джон Делвз; пер. с англ. [Екатерины Шелеховой и Карины Бильдановой] ; под ред. Максима Буслаева. - 3-е изд., - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 208 c.
    8. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание: учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению "Физическая культура" / [А. А. Литвинов [и др.] ; под ред. А. А. Литвинова. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2014. - 268 с.
    9. Физическая культура: учебник для студентов вузов, обучающихся по дисциплине "Физическая культура" / [М. Я. Виленский [и др.] ; под ред. М. Я. Виленского. - 2-е изд., стер. - Москва: КноРус, 2013. - 424 с.
    10. Физическая культура студента: учебное пособие / А. Б. Муллер [и др.] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Сибир. федер. ун-т. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2011. - 172 с. http://znanium.com/go.php?id=443255
    11. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование" / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 12-е изд., испр. - Москва: Академия, 2014. - 479 с.

    Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

    * Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

    Пла́вание - вид спорта или спортивная дисциплина, заключающаяся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций. При этом в подводном положении по действующим ныне правилам разрешается проплыть не более 15 м после старта или поворота (в плавании брассом подобное ограничение сформулировано по-другому); скоростные виды подводного плавания относятся не к плаванию, а к подводному спорту.

    За свою долгую историю человечество разработало множество различных стилей плавания. В настоящее время основными стилями плавания являются: вольный стиль (кроль) , плавание на спине , брасс и баттерфляй .

    Всероссийская Федерация плавания определяет плавание вольным стилем таким образом: «Вольный стиль означает, что пловцу разрешается плыть любыми способами, произвольно меняя их на дистанции». Ранее в качестве вольного стиля использовались: брасс, плавание на боку и треджен-стиль. В 1920-х годах все эти стили плавания вытеснил более совершенный и быстрый кроль.

    Кроль известен человечеству с древнейших времен. Несмотря на это, европейские и американские спортсмены долгое время ничего не знали о кроле, отдавая все свои предпочтения другому стилю плавания – брассу. Заново «познакомиться» с кролем западная цивилизация смогла в 1844 г. на соревнованиях в Лондоне, где использовавшие кроль американские индейцы легко опередили именитых английских спортсменов, плававших брассом. Европейцы долгое время не могли преодолеть предрассудков и отказывались плавать столь «варварским», по их мнению, способом. Но вскоре (в 1870-х гг.) англичанин Джон Треджен, путешествовавший по Аргентине, обучился технике кроля у коренного местного населения и через несколько лет представил свой новый стиль на соревнованиях в Британии (правда, Джон перенял у индейцев только движения рук – ногами он по-прежнему работал в горизонтальной плоскости). Затем его технику усовершенствовали братья Дик и Тумс Кэвилл из Австралии (огромное влияние на которых оказал стиль плавания жителей Соломоновых островов). Возникший таким образом так называемый «австралийский кроль» был доработан чуть позже американцем Чарльзом Дэниэлсом, включившим в него ещё и шеститактовые гребки ногами. Таким образом, Дэниэлс создал «американский кроль», от которого и идет развитие современного стиля.

    Итак, кроль (от англ. crawl - «ползти») - стиль плавания на груди, при котором пловец совершает широкие гребки вдоль тела попеременно левой и правой рукой, одновременно непрерывно и попеременно поднимая и опуская ноги. Лицо спортсмена находится в воде, и лишь периодически во время одного из гребков пловец поворачивает голову, для того чтобы сделать вдох.

    Плавание на спине – стиль плавания на спине, визуально похожий на «перевернутый кроль». Так же, как в кроле, пловец совершает здесь попеременные гребки руками (правда взмах выполняется прямой рукой, а не согнутой), в то же время непрерывно и попеременно поднимая и опуская ноги. Так как лицо спортсмена практически постоянно (кроме старта и поворотов) находится над водой, отпадает необходимость выдохов в воду.

    Плавание на спине – 3-й по скорости стиль плавания, и единственный, в котором старт выполняется непосредственно из воды.

    Брасс (от фр. brass – «рука») - стиль плавания на груди, при котором пловец совершает одновременные и симметричные движения рук, а также одновременные и симметричные движения ног в горизонтальной плоскости под поверхностью воды.

    Среди всех стилей плавания брасс – самый древний и, в то же время, самый медленный.

    Баттерфляй (от англ. butterfly - «бабочка», альтернативное название «дельфин») - стиль плавания на груди, при котором пловец совершает одновременные и симметричные движения левой и правой частями тела. Руками спортсмен выполняет мощный гребок по широкой траектории, за счет чего передняя часть его корпуса приподнимается над водой, совершая в то же время симметричные волнообразные движения ногами и тазом. Среди всех стилей плавания баттерфляй – наиболее энергозатратный, требующий максимальной выносливости, а также точности исполнения.
    Баттерфляй возник в 1935 году, и считался тогда новой разновидностью брасса, разрешенной для применения на соревнованиях. Но в 1953 году, за счет огромного преимущества в скорости перед классическим брассом, баттерфляй был выделен в отдельный стиль плавания.

    Методы обучения - теоретически обоснованные и проверенные на практике способы и приемы работы учителя (преподавателя, тренера), применение которых обеспечивает оптимально быстрое и качественное решение задач.

    При обучении плаванию применяются три основных группы методов:

    Словесные;

    Наглядные;

    Практические.

    К словесным методам относятся рассказ, объяснение, пояснение, беседа, разбор, анализ, указания, команды, распоряжения.

    Используя объяснение, рассказ, давая указания, оценку действий и др., тренер помогает ученикам создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, осмыслить, устранить ошибки. Краткая, образная и понятная речь педагога определяет успех применения этих методов.

    Рассказ применяется при организации урока, игры, объяснении ее правил.

    Описание создает предварительное представление об изучаемом движении. Описываются его основные, ключевые элементы, но без объяснения, почему оно выполняется так или иначе.

    Объяснение должно быть кратким, образным и легким для понима­ния, содержать элементарные теоретические сведения и конкретные практиче­ские указания по выполнению элементов и движений в целом, т. е. дает ответ, почему именно надо делать то или иное, так или по-другому.

    Пояснение позволяет уточнять непонятные моменты.

    Беседа с обоюдными вопросами и ответами повышает самостоятельность и активность занимающихся, а педагог имеет обратную связь с учащимися, что дополнительно помогает ему узнать своих учеников.

    Разбор какого-либо упражнения или задания в целом, игры проводится во время подведения итогов занятия.

    Анализ и обсуждение ошибок направлены на коррекцию действий занимающихся. При этом необходимо уделить внимание каждому ученику индивидуально в виде поощрения или замечания.

    Указания даются для предупреждения и устранения ошибок до и после выполнения упражнений. Указания заостряют внимание обучаемых на выполении правильных исходных положений, основных ключевых моментов выполняемого движения, разъяснении условий для его правильного воспроизведения, подсказке о всевозможных ощущениях, которые возникают при этом. Например, при освоении правильно выполненного гребка рукой: «Почувствуй, как ты отталкиваешься от воды при каждом гребке».

    При работе с детьми указания часто даются в форме образных выражений и различных сравнений, что облегчает понимание сущности задания. Например, при обучении выдоху в воду: «Дуй на воду, как на горячий чай».

    Помимо решения учебных задач педагог устанавливает взаимоотношения с занимающимися, воздействуя на их чувства. Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помогает решению учебных и воспитательных задач, стимулирует активность, уверенность, интерес.

    Учитывая специфику плавания, все необходимые объяснения, обсуждения и другие объемные словесные методы и приемы инструктор проводит на суше - до или после занятий в воде.

    Когда группа находится в воде, инструктор отдает только лаконичные команды, распоряжения, чтобы дети не замерзли. Например, он говорит: «Сейчас выполним скольжение на груди. Руки вытянуть вперед. Принять исходное положение. Сделать вдох - «толчок» (последняя команда дается голосом или свистком). После выполнения упражнения, когда ребята встали на дно и повернулись лицом к инструктору, подводятся итоги: «Хорошо. Тело нужно держать напряженным, больше тянуться вперед. А теперь посмотрим, кто дольше проскользит. Принять исходное положение. Сделать вдох и...»

    Таким образом, с помощью команд инструктор как бы управляет группой и ходом обучения.

    Все задания на уроке выполняются под команду, она подается коротко, в приказном тоне. Команды определяют начало и окончание движения, исходные положения при выполнении заданий, место и направление для проведения учебных заданий, темп и продолжительность их выполнения.

    Команды делятся на предварительные (например, «Опустить лицо в воду!») и исполнительные (например, «Толчок!»). С детьми младшего школьного возраста команды используются с большими ограничениями.

    Подсчет в плавании применяется только в начальный период обучения - для созданий необходимого темпа и ритма выполнения движений. Подсчет осуществляется голосом, хлопками, односложными указаниями: «раз–два–три, раз–два–три» и т. д.; при изучении движений ногами кролем: коротким «вдох» и длинным «вы-ы-дох» - при освоении выдоха в воду.

    Кроме команд, необходимо давать методические указания, предупреждающие возможные ошибки и оценивающие результаты выполнения упражнений. В них чаще всего уточняются отдельные моменты и условия правильного выполнения упражнения. Так при выполнении скольжения на спине инструктор может указать, что упражнение получится только в том случае, если занимающиеся примут положение лежа, а не сидя.

    Как известно, учебные варианты упражнений для изучения техники плавания значительно отличаются от техники плавания в совершенном, мастерском исполнении. Поэтому, чтобы добиться необходимых движений при начальном обучении плаванию, инструктору приходится давать порой неточные с точки зрения высокого технического мастерства объяснения. Результат этих неверных на первый взгляд пояснений - наименьшее число ошибок и быстрое освоение учебного варианта техники плавания. Например, объясняя движения ногами и руками кролем, инструктор говорит: «Ноги и руки должны быть прямые и напряженные, как палки». Конечно, ноги и руки невозможно, да и не нужно держать таким образом: во время плавания они, встречая сопротивление воды, будут сгибаться настолько, насколько нужно для правильного гребка. Подобная ориентировка позволяет избежать типичной ошибки для всех начинающих - излишнего сгибания ног и рук.

    К наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, учебных, наглядных пособий, фото и видеоматериалов, кинофильмов, а также применение жестикуляции.

    Показ включает демонстрацию специальных учебных пособий, видеоматериалов, кино­грамм, кинофильмов:

    Непосредственное наблюдение за техникой плавания хороших спорт­сменов, а также знакомство с имитационными движениями, позволяю­щими пловцу лучше понять изучаемый или совершенствуемый техниче­ский элемент;

    Разучивание и совершенствование по частям движений рук, ног, одной руки, согласование движения рук и др.,

    Разучивание и совершенствование движений в целом;

    Устранение ошибок в технике прямым или косвенным путем.

    Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей. Сильно выраженная склонность к подражанию, особенно у младших школьников, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям в целостном виде, так и с разделением движения на части (замедленным его выполнением, остановками в главных фазах). Гребок рукой в кроле, к примеру, изучается с остановкой руки в трех основных фазах гребка. Во время остановок рекомендуется 2–3 раза напрягать мышцы руки по 3–5 с. Однако выполнением отдельных частей (фаз) плавательного цикла увлекаться не нужно. Как только занимающиеся получили представление о способе плавания в целом, они должны как можно больше плавать. Учебные варианты техники на суше демонстрирует инструктор, в воде - занимающиеся, у которых лучше получается данное упражнение. Показ может осуществляется не только до начала занятия (на суше), но и во время него.

    Эффективность показа определяется положением инструктора по отношению к группе:

    1) инструктор должен видеть каждого занимающегося, чтобы исправить его ошибки;

    2) занимающиеся должны видеть показ упражнения в плоскости, отражающей его форму, характер и амплитуду.

    Зеркальный показ применяется только при изучении простых общеразвивающих упражнений. Негативный показ («как не надо делать») возможен только при том условии, если у занимающихся не создается впечатления, что их передразнивают.

    Условия повышенного шума, характерные для бассейна, затрудняют восприятие команд и распоряжений тренера (инструктора). Поэтому в плавании применяется система условных сигналов и жестов, при помощи которых облегчается связь тренера (инструктора) с группой и каждым учащимся в отдельности и управлением учебно-тренировочным процессом. Жестикуляция заменяет команды и распоряжения, помогает уточнить технику выполнения движений, предупреждать и исправлять возникающие ошибки, подсказывать темп и ритм выполнения движений, задавать скорость проплываемых отрезков, останавливать учащихся и др.

    К практическим методам относятся:

    Метод практических упражнений;

    Соревновательный метод;

    Игровой метод.

    Метод практических упражнений может быть:

    Преимущественно направленным на освоение спортивной техники;

    Преимущественно направленным на развитие физических качеств.

    Обе группы практических упражнений тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга на всех этапах. Первая группа больше применяется на начальных этапах, вторая - на последующих.

    Обучение технике движений может вестись двумя методами: методом целостно-конструктивного упражнения (целостного) и методом расчлененно-конструктивного упражнения (по частям).

    При обучении плаванию все упражнения сначала разучиваются по частям, а затем воспроизводятся в целостном виде. Таким образом, изучение техники плавания идет по целостно-раздельному пути, который предусматривает многократное выполнение отдельных элементов техники, направленное на овладение способом плавания в целом.

    Разучивание по частям облегчает освоение техник плавания, позволяет избежать излишних ошибок, что сокращает сроки обучения и повышает его качество. Разучивание в целом применяется на завершающем этапе освоения техники плавания. Совершенствование техники плавания проводится путем целостного выполнения плавательных движений.

    Методы развития физических качеств, называемые еще методами тренировки, подразделяются на:

    Равномерный (равномерное преодоление расстояния с заданной интенсивностью);

    Переменный (равномерное преодоление с различными ускорениями по ходу дистанции);

    Повторный (повторное преодоление заданных отрезков с заданной интенсивностью);

    Интервальный (повторное преодоление отрезков с заданной интенсивностью, но строго регламентированным, как правило, незначительным интервалом отдыха).

    Каждый метод может использоваться при плавании как в полной координации, так и по частям (элементам), а также с чередованием полной координации и отдельных элементов.

    Соревновательный и игровой методы широко применяются в начальном обучении плаванию. Оба метода привносят на занятия оживление, радость, эмоции. Прежде чем упражнение будет включено в игру или соревнование, его обязательно следует выполнить всей группой. Элемент соревнования мобилизует силы и возможности, способствует проявлению воли, настойчивости, инициативы, повышает динамизм занятий.

    Помимо всех вышеперечисленных методов в практике плавания применяется и метод непосредственной помощи, который используется в том случае, если после объяснения и показа задания новичок все же не может его выполнить. Инструктор берет руки (ноги) занимающегося в свои руки и помогает ему несколько раз правильно воспроизвести движение.


    Похожая информация.


    Введение в теорию плавания 1. Плавание, как учебный предмет 2. Классификация плавания (разделы и виды плавания) 3. Олимпийские водные виды с

    Введение
    в теорию плавания
    1. Плавание, как учебный предмет
    2. Классификация плавания (разделы и
    виды плавания)
    3. Олимпийские водные виды спорта и
    олимпийская программа по плаванию
    4. Водные виды спорта, в которые
    входит плавание:
    5. Характеристика особенностей
    плавания как вида спорта 1. Безотечество К. И., Плавание: Учебно-методическое пособие для студентов ФФК ТГПУ.
    Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2004. – 108с.
    2. Булгакова, Н. Ж., Попов, О. И., Распопова, Е. А, Теория и методика плавания: Учебник. – М.:
    Академия / Серия: Высшее профессиональное образование. Бакалавриат. - 2014. - 320 с.
    3. Литвинов А. А. Плавание. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального
    образования. Гриф УМО МО РФ. – М.: Академия (Academia), 2013. - 272 с.
    4. Булгакова Н. Ж. Плавание. Учебник для студ. ФФК. – М.: Физкультура и спорт, 2002. – 160с.
    5. Булгакова Н. Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учеб. пособие для
    студ. Высш. Учеб. Заведений / Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов, О. И Попов и др.; Под ред. Н.
    Ж. Булгаковой. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 432
    6.Булгакова Н. Ж. Познакомьтесь – плавание. М. : ООО «Издательство Астрель», 2002. – 160
    с., ил.
    7. Гончар И. Л. Плавание: Теория и методика преподавания: Учеб. – Мн.: Четыре четверти,
    1998. – 352 с.
    7. Васильев, В. С. Обучение детей плаванию. - М. : Физкультура и спорт, 1989. – 94 с.
    8. Никитский Б. Н. Плавание. Учебник для ФФВ пед.вузов.- М.: Просвещение, 1986
    9. Кардамонова Н. Н. Плавание: лечение и спорт. Серия «Панацея», Ростов н/Д: Феникс, 2001.
    – 320с.
    10. Викулов А. Д. Плавание. Учебное пособие для вузов. – М.:Владос-пресс, 2004.–368 с.

    Предмет плавания, как научная дисциплина изучает закономерности физического развития и физического совершенствования человека с помощью

    Плавание – способность человека удерживаться
    на месте, на поверхности, или передвигаться в воде
    с
    помощью
    локомоций
    (переместительных
    движений). Различают плавание у поверхности
    воды – навык плавания и плавание под водой –
    навык ныряния
    КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
    ИЗУЧАЕТ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    И ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА С
    ПОМОЩЬЮ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ДЛЯ П. СРЕДСТВ,
    МЕТОДОВ
    И
    ФОРМ
    ОРГАНИЗАЦИИ
    ЗАНЯТИЙ.
    ВКЛЮЧАЕТ СВЕДЕНИЯ ОБ ОСНОВНЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ
    ВИДАХ
    ПЛАВАНИЯ:
    МАССОВОМ,
    СПОРТИВНОМ,
    ПРИКЛАДНОМ
    ПРЕДМЕТ
    ПЛАВАНИЯ,

    Особенности плавания как вида спорта:

    1. Выполнения движений в воде в горизонтальном положении
    2. Полное погружение тела в воду – взвешенное состояние
    невесомости
    3. Безопорное положение тела в воде
    4. Цикличность (плавательный цикл состоит из:
    1-го (дельфин, брасс) или 2-х (в/с, спина) гребков руками;
    2,4, или 6 гребков ногами (в/с, спина), 1-го гребка в брассе или 2-х
    в дельфине, а также вдоха и выдоха
    5. Создание условий для продвижения тела в воде – за счёт мышц

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
    Плавание – научная и спортивно-педагогическая дисциплина, которая
    раскрывает: принципы, методы, средства, организованные формы обучения
    плавательным движениям и специфику развития необходимых физических
    качеств,
    предусматривает
    рассмотрение
    и
    разработку
    путей
    совершенствования методики спортивной тренировки пловца, а также
    изучение законов взаимодействия тела человека с водой с целью обеспечения
    оптимальных условий для продвижения его в водной среде без
    поддерживающих средств
    Задачи предмета:
    1.Вооружить занимающихся профессионально-педагогическими знаниями;
    2.Обеспечить овладение знаниями, умениями, навыками и компетенциями
    для преподавания плавания, для их использования в физкультурнооздоровительной работе и для работы с пловцами массовых разрядов.

    КЛАССИФИКАЦИЯ (разделы и виды) плавания

    В соответствии с принятой классификацией, плавание
    подразделяют на разделы:
    1. спортивное;
    2. прикладное;
    3. лечебное (реабилитационное);
    4. нормативное;
    5. игры и развлечения в воде;
    6. оздоровительное (фитнес; гидроаэробика);
    7. массовое

    Виды плавания

    1. комплексное
    2. эстафетное
    3. плавательные многоборья:
    морское (400 м), автомобильное, офицерское,
    парашютное, полиатлон (многоборье ГТО) – во
    всех этих видах дистанция в плавании - 100 м
    4. массовые заплывы и проплывы

    10. Олимпийские виды спорта

    1.
    Спортивное плавание характеризуется преодолением
    соревновательной
    дистанции
    без
    специальных
    приспособлений, с использованием только техники движений,
    регламентированной правилами соревнований
    Соревнования проводятся в бассейнах (25м – Кубки Мира и
    Европы и 50 м – ЧЕ, ЧМ и ОИ) на дистанциях от 50 до 1500 м,
    соответственно 4-мя способами и марафонское плавание на
    открытой воде на дистанциях от 500 м до 25 км
    На ЧМ и Европы – 5, 10 и 25 км муж. и жен.
    на ОИ – только 10 км
    Начиная с XVI ЧМ в Казани (Республика Татарстан,
    Россия),проводятся командные соревнования: 2 муж. и 1 жен.
    плывут 5 км. Результат защитывается по последнему участнику

    11. Спортивное плавание

    Программа Олимпийских игр по плаванию
    34 комплекта медалей
    Комплексное плавание - 200 и 400 м – 4-мя способами:
    баттерфляй (дельфин), кроль на спине, брасс, вольный
    стиль (кроль на груди)
    Эстафетное плавание – 3 эстафеты: 4х100м в/с; 4х200 м
    в/с; 4х100 м комбинированная. 4 этапа: спина, брасс,
    дельфин, в/с (кроль на груди)
    В отдельных видах (эстафетное, индивидуальное) и 4-х
    способах разыгрывается первенство на дистанциях:
    Вольный стиль – 50 м, 100 м, 200 м, 400 м, 800 м-жен,
    1500 м – муж.
    Баттерфляй (дельфин), кроль на спине, брасс – 100 м,
    200 м
    Плавание на открытой воде (с 2008 г в Пекине-КНР) 10 км, муж., жен.
    В Пекине - канал им. Ларисы Ильченко

    12. Лариса Ильченко (Россия) 1-я олимпийская чемпионка по плаванию на открытой воде – XXIX игр в Пекине (Китай) – 2008 г. Каналу, на котором проходили

    соревнования по плаванию на открытой воде, было присвоено
    её имя

    13. Прикладное плавание

    Прикладное плавание направленно на
    формирование знаний, умений, навыков и
    определенного уровня подготовленности для
    профессий прямо или косвенно связанных с
    плаванием (яхтсмены, водномоторники и т.д.).
    Прикладное плавание - способность человека
    держаться на воде (то есть обладать навыком
    плавания) и производить в воде жизненно
    необходимые действия и мероприятия.

    14. Прикладное плавание

    * прикладные способы плавания: брасс на спине и плавание
    на боку;
    * спасение тонущих, включающее освобождение от захватов
    и транспортировку пострадавшего;
    * способы ныряния: ныряние в длину, глубину (головой
    вперёд и вниз ногами);
    * преодоление водных преград с помощью поддерживающих
    средств и без них. Транспортировка предметов вплавь;
    * плавание в одежде и освобождение от неё в воде;
    * оказание помощи на льду;
    * оказание 1-й доврачебной помощи: непрямой массаж
    сердца (НМС) и искусственное дыхание (ИД).

    15. Игры в воде используются в работе с детьми для обучения

    Игры в воде
    используются в работе с детьми для обучения
    плаванию и являются средством всех методик
    Классификация ПИ
    по педагогической направленности:
    - для ознакомлению со свойствами воды на ЭНОП,
    - способствующие овладению техникой спортивных способов
    плавания и её совершенствованию,
    - направленные на развитие и совершенствование физических
    качеств и физической подготовленности,
    - для освоения элементов техники прикладного плавания,
    - с элементами водного поло,
    - для освоения простых прыжков воду (спадов и соскоков).

    16. Развлечения в воде


    В аква-парках - индивидуальные
    и групповые – без соревновательного
    элемента: вышки, трамплины, горки,
    водопады, «ленивые речки»
    Beachball - игра теннисными ракетками в мяч
    на берегу и/или в мелкой воде
    Алтимат – (Altimate) вид спорта. Игра c
    летающей тарелкой («Frisbee»)
    на берегу или в мелкой воде

    17. 2. Синхронное плавание

    спортсменки соревнуются сольно, дуэты
    (2 чел.) и группы (8 -10чел.)
    Обязательная и произвольная программы
    выполняются в воде под музыку, путем построения
    пловчихами различных фигур и оцениваются судьями
    в баллах. На ОИ разыгрывается 6 комплектов
    медалей: у дуэтов и групп в обязательной,
    произвольной программах и в комбинации (Гл. тренер
    – ЗТР, Герой труда России Татьяна Покровская)
    (Гос.тренер по художественной
    гимнастике –Ирина Виннер-Усманова
    Герой труда России с апреля 2015 г.)

    18. Синхронное плавание

    На XVI чемпионате Мира
    по водным видам спорта (Казань, Россия) впервые
    разыгрывалось первенство в соревнованиях
    смешанных микст-дуэтов (мужчина+женщина)
    Александр Мальцев (36 лет) и Дарина Валитова
    впервые завоевали золотые медали в произвольной
    и серебряные – в обязательной программе
    3-кратные олимпийские чемпионки, синхронистки
    Светлана Ромашина, завоевавшая 2 золотые медали
    и Наталья Ищенко - 3 золотые медали, стали 18кратной и 19-кратной чемпионками мира

    19. Синхронное плавание

    Программу оценивают 7 судей, выставляя
    оценки за:
    Exicution – технику выполнения;
    Artistic impression – художественное впечатление
    Elements – сложность элементов
    Penalty – нарушения (превышение времени)
    Перемещение по всему бассейну (5 точек: все углы
    и центр),
    длительность пребывание под водой

    20. 3. Водное поло

    – командная спортивная игра в воде с мячом
    (муж. и жен.), требующая от спортсменов
    высокого уровня плавательной
    подготовленности и умения владеть мячом в
    воде
    Поле - 20×30 м, ворота – 0,9 м×3,0 м.
    В команде – 11 чел. В поле - 7 чел. (1 вратарь).
    Играют 4 периода по 5 мин «чистого» времени
    с двумя перерывами и сменами ворот.

    21. 4. Прыжки в воду

    Сложно-координационный вид спорта,
    требующий высокой координации движений
    Спортивные прыжки (трамплины: 1, 3 м;
    вышки: 5, 7,5 и 10 м), по 11 индивидуальных
    прыжков (обязательная и произвольная
    программы)
    оцениваются
    судьями,
    Синхронные
    прыжки
    (парные).
    Разыгрывается 8 комплектов медалей - по 4 у
    мужчин и женщин.
    Неспортивные прыжки – учебные,
    прикладные, групповые, комические.

    22. Прыжки в воду

    Начиная с XVI ЧМ по водным видам спорта
    2015 г. в Казани (Россия), разыгрывается первенство в
    командных прыжках среди смешанных (микст) дуэтов
    (мужчина + женщина)
    По 6 прыжков: 2 из них с коэффициентом «2» + 4
    произвольных прыжка. «Вышечник» прыгает с
    трамплина, «трамплинист» - с вышки.
    Победитель определяется по наибольшей сумме очков,
    набранных 2-мя участниками команды.

    23. 5. Современное пятиборье пентатлон

    5. Современное пятиборье
    пентатлон
    1. конкур (преодоление дистанции с
    препятствиями на лошадях),
    2. фехтование,
    3. стрельба из электронного пистолета (дистанция 25 м), или
    пневматического пистолета (дистанция 10 м)
    4. плавание (200 м),
    5. кросс (4000 м).
    6. Триатлон
    Впервые введён в программу ОИ с 2000 г в Сиднее (Австралия)
    Включает: плавание – 1,5 км, велосипедную гонку – 40 км и бег 10 км
    Большой классический триатлон проводится по следующей программе: плавание – 3,8
    км, велосипедная гонка – 100 км и марафонский бег (42,195 м). Титул победителя - «Iron
    man»
    РМ у мужчин = 7:22.30,10

    24. Паралимпийское плавание

    Паралимпийское плавание представляет собой
    адаптированные соревнования по плаванию для
    спортсменов с ограниченными возможностями.
    В паралимпийском плавании соревнуются не
    только на летних Паралимпийских играх, но в
    спортивных соревнованиях инвалидов по всему
    миру. Этот вид спорта регулируется
    Международным паралимпийским комитетом.
    Оксана Савченко – 5-кратная чемпионка ПИ (50 м
    в/с – новый РМ, рекорд ПИ-2012 г.)

    25. Паралимпийское плавание

    Паралимпийское плавание

    26. Чжен Тао (КНР)-паралимпийский чемпион 2012 г и Оксана Савченко, 8-кратная ПЧ

    27. Неолимпийские водные виды спорта:

    Неолимпийские
    водные

    Виды спорта:
    .
    Подводный спорт

    Плавание в ластах (скоростные виды подводного плавания) -
    под водой с использованием специального снаряжения и
    оборудования: акваланг со сжатым воздухом, ласты (моноласт),
    маска (очки). Мужчины и женщины плывут одинаковые
    дистанции.
    По поверхности (ласты, моноласты, маски, трубки). Дистанции:
    50, 100, 200, 400, 800 и 1500 м
    Под водой - плавание с аквалангом: 100, 400 и 800 м – в
    моноласте с трубкой;
    Ныряние: 50 м – в моноласте.

    28. Фридайвинг (Freediwing):

    Фридайвинг (Freediwing – свободное погружение, ныряние):
    Рекордсмены мира по нырянию в глубину:
    Мужчины – Роберт Ханке (Германия) – 101,0 м.
    Женщины – Россана Майорка (Италия, 1960 г.р. Умерла в январе 2005г).
    Рекорд 1992 г. – 80 м.
    Наталья Молчанова (Россия) – начала нырять в 40 лет. Сейчас - президент
    федерации фридайвинга России. Самая титулованная ныряльщица в Мире. В
    2004 г. – 86 м. 2010 г. – 101 м. ЖЁЛ – 9,57 л. После дополнительного вдоха –
    пантинга (panting) – ЖЁЛ более 10 л. Перед погружением спортсменка делает
    выдох, затем глубокий вдох и ещё дополнительный вдох.
    Физиология организма: после 2-3 мин пребывания под водой происходит
    замедление сердечного ритма - брадикардия. Большая ЖЁЛ.
    Алексей Молчанов (сын), 25 лет – рекордсмен Мира по нырянию в глубину
    в моноласте без акваланга и груза – 100 м. Дочь, 18-лет - танцует под водой.
    Дудов Александр. Рекорд в апноэ – погружение на 72 м без акваланга и без
    ласт.

    29.

    Подводное ориентирование

    Поиск ориентиров под водой,
    используя ласты, маску и акваплан, состоящий
    из 7-литрового баллона со сжатым воздухом
    (акваланга), лага для измерения расстояния,
    пройденного под водой и компаса, для
    ориентирования под водой.
    Номера программы: ориентиры, звезда, слалом,
    зоны, угол. Определяется время прохождения
    дистанции, точность поиска ориентиров под
    водой и отклонение от финишного створа.

    30. В 2014 г. в Италии, в провинции Венетта, открылся самый глубокий бассейн в мире для тренировок дайверов, глубиной 40 м. Второй по глубине бассей

    В 2014 г. в Италии, в провинции Венетта, открылся
    самый глубокий бассейн в мире для тренировок
    дайверов, глубиной 40 м. Второй по глубине бассейн в
    мире (33 м) - «Nemo-33» был открыт в г. Брюсселе
    (Бельгия) в 2012 г.

    31. Массовые проплывы и заплывы

    Массовые проплывы и
    заплывы

    Проводятся в естественных водоемах: озёрах, каналах, реках, морях и
    океанах (дистанционное, эстафетное - несколько участников плывут,
    поэтапно сменяя друг друга).
    Марафонское плавание в холодной воде (на оз. Байкал)
    Плавание в холодной воде – Галина Такчинакова (возрастная группа старше 50 лет) - чемпионка России 2015 г по плаванию в холодной воде
    на дистанции 450 м
    16 октября 2011 г массовый переплыв через бухту Виктория (Гонконг),
    дистанцию в 2 км победитель, пловец из Китая, преодолел за 20 мин
    В Австралии, 15 января 2008 г, состоялся самый массовый заплыв в
    мире – в нём одновременно стартовали 3400 человек

    32. Плавание на открытой воде

    Плавание на открытой воде
    Заплывы через пролив Па-де-Кале (фр. Pas de Calais), или его самую
    узкую часть – пролив Ла-Манш (фр. la Manche - «рукав», шириной
    32 км). Первым Ла-Манш в 1875 г. переплыл английский капитан
    Мэттью Уэбб за 21 час 45 мин. Гертруда Эдерле, из США, была
    первой женщиной, переплывшей пролив в 1926 г за 14 час. 39 мин.
    Спортсмены СССР пролив не переплывали. Первый россиянин,
    преодолевший пролив, - пловец-любитель Павел Кузнецов,
    который в возрасте 36 лет с августе 2006 г. переплыл пролив за 14
    час. 33 мин., 25 с.). Россиянин Юрий Кудинов 24 августа 2007 года
    установил третье в мировом зачете время - 7 час. 5 мин., 42 с. В
    2007 году пролив также преодолели две россиянки: 26 августа -
    Наталья Панкина (8 час. 11 мин.) и 6 сентября - Алла Кассиди (13
    час. 7 мин.)
    В настоящее время рекорд среди мужчин принадлежит болгарскому
    пловцу Петру Стойчеву. В 2007 г. он переплыл пролив за 6 ч. 57
    мин., 50 с.). Среди женщин рекорд принадлежит чешской пловчихе
    Иветте Главачовой (2006 г. - 7 час. 25 мин., 15 с.).

    33. Подводная стрельба стрельба по неподвижным мишеням в бассейне с подплыванием, на задержке дыхания

    1-е упражнение. 10 мишеней диаметром 9 см.
    устанавливаются на стенде на глубокой части бассейна
    – 2,5-5,0 м. Стрелок берёт старт за 25 м от мишеней.
    Огневой рубеж находится – на расстоянии 4-х м от
    мишеней. На выполнение упражнения отводится 3
    мин. После выстрела стрелок должен перезарядить
    ружьё под водой и продолжить упражнение.
    Ружьё пневматическое. Сжатый воздух создаёт
    давление, позволяющее вылетать 1,5-метровому
    гарпуну со скоростью – 23 м/с, или 216 км/час. Длина
    линя, к которому крепится гарпун – 5,0 м.

    34. Подводная стрельба

    На поясе стрелка крепится ремень с
    грузом – балластом, чтобы тело не
    всплывало на поверхность.
    На дне установлены ручки-присоски,
    чтобы стрелок мог зафиксироваться
    одной рукой на месте огневого
    рубежа

    35. Подводная стрельба

    2-е упражнение - стрельба
    по движущимся мишеням.
    3-е упражнение – стрельба по движущимся целям (рыбы) - за
    отведенное время на определенной акватории. Победитель определяется
    по весу отстрелянной рыбы
    4-е упражнение - пулевая стрельба из пневматического пистолета.
    Упражнение ПП – 1 выполняется в тире и состоит из 3-х пробных + 10ти зачётных выстрелов.

    36. Подводный хоккей

    появился в Англии в 1954 г.
    Сильнейшие команды среди женщин и
    мужчин – сборные Австралии.
    Игроки играют под водой в ластах, очках
    (масках) и трубках, погружаясь для игры на
    глубину на задержке дыхания. Шайбу ведут
    короткой клюшкой, похожей на клюшку для
    игры в хоккей с мячом, с загнутым крюком.

    37. Фитнес-центр «The Banyan Tree Fitness», на крыше Sands Sky Park на 57 этаже отеля, на высоте 297 м.

    38. открытый бассейн и небесный парк на 57 этаже отеля «Marina Bay»

    39. Бассейн с открытой перспективой отеля «Marina Bay Sands» (Сингапур) - самый большой в мире

    40. Рядом расположена галерея современного искусства - грандиозный музей в форме цветка лотоса площадью 5400 кв.м.

    41. Аква-фитнес

    Аква (гидро)аэробика
    Гидрошейпинг
    акваджоггинг
    акваскайл

    42. Виды активного отдыха

    Снорклинг или сноркелинг, (от англ. Snorkeling –
    фыркать и нем. Schnorchel - дыхательная трубка) -
    вид плавания в ластах по поверхности воды с маской и
    дыхательной трубкой. В холодной воде может быть
    надет гидрокостюм и жилет.
    . Является популярным видом активного отдыха,
    особенно в тропических широтах и в местах для
    ныряния с аквалангом (то есть дайвинга). Доступен для
    большинства людей, в том числе и для детей
    для наблюдения за жизнью подводного мира в
    естественной среде: коралловыми рифами и их
    обитателями: рыбами, моллюсками, морскими
    звездами, муренами, морскими черепахами.

    43. ВИДЫ АКТИВНОГО ОТДЫХА:

    Boat-snorкling – наблюдение за подводным мором
    c лодки со стеклянным дном. Как правило, в
    районе морских рифов, в тёплых морях с богатым
    подводным миром.
    Аква-сафари – погружение под воду со шлемом
    на голове. Воздух подаётся в шлем по шлангу с
    лодки или катера.
    Гидроспид – сплав по горным рекам на
    специальной доске в гидрокостюме и ластах
    (Аналог зимнего сноуборда)

    44. Апноэ (фри-дайвинг)

    Апноэ (фри-дайвинг)
    ряд дисциплин подводного спорта, требующих
    преодоления дистанции спортсменом на задержке дыхания
    (динамическое апноэ). По правилам принятым в CMAS,
    соревнования по динамическому апноэ проводятся по
    следующим программам:
    Апноэ в ластах (бассейн) - требуется преодолеть на
    задержке дыхания максимальное расстояние в длину.
    Апноэ без ласт (бассейн) - требуется преодолеть на
    задержке дыхания максимальное расстояние в длину
    Апноэ в ластах (соревнования на открытой акватории)
    (Jump Blue) - требуется преодолеть максимальное
    расстояние по траектории вдоль граней куба со стороной
    15х15 м

    45. АКВАТЛОН

    Соревнования проводятся в отгороженном
    бассейне-ринге в форме куба, размер сторон
    которого равен 4 м
    Пара соперников должна пройти за шесть секунд через
    укрепленные под водой обручи и вступить в схватку. Поединок
    состоит из 3 раундов по 30 сек.
    Победителем становится тот, кто сорвет с ласты противника 20сантиметровую ленточку и первым покажет ее над водой.
    ПОДВОДНОЕ РЕГБИ

    46. Особенности плавания как вида спорта:

    1. Горизонтальное положение тела при плавании
    2. Полное погружение тела в воду – взвешенное состояние
    невесомости
    3. Безопорное положение (отсутствие опоры)
    4. Цикличность (плавательный цикл состоит из:
    1-го (дельфин, брасс) или 2-х (в/с, спина) гребков руками;
    2,4, или 6 гребков ногами (в/с, спина), 1-го гребка в брассе или 2х в дельфине, а также вдоха и выдоха
    5. Создание условий для продвижения тела в воде – за счёт мышц
    ведущего звена координации (ВЗК), обеспечивающих
    наибольший вклад в выполнение плавательных движений и
    продвижение тела пловца в воде или под водой во время ныряния

    47. ТЕРМИНОЛОГИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ В ПЛАВАНИИ

    Техника плавания – совокупность различных по
    структурным отношениям движений, выполняемых
    человеком в условиях водной среды.

    Техника плавания – рациональная система движений,
    которая позволяет достигнуть наиболее высоких
    результатов на соревнованиях в плавании тем или иным
    способом.
    Она охватывает: форму, характер движений, их
    внутреннюю структуру, умение пловца наилучшим
    образом координировать и использовать для
    продвижения вперед все внутренние и внешние силы,
    которые действуют на тело.

    48. ТЕРМИНОЛОГИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ В ПЛАВАНИИ

    Фазовая структура движений
    Цикл и его фазы: - захват, подтягивание и отталкивание -
    период основного рабочего движения (рабочий период).
    - выход из воды, пронос и вход в воду - период
    завершения. (подготовительный период).
    Цикл – законченная система движений, повторяемая
    многократно.
    Фазы – части движений, отличающиеся конкретными
    особенностями
    и
    объединенные
    выполнением
    определенной двигательной задачи. Фазы объединяются
    в периоды.

    49. ТЕРМИНОЛОГИЯ:

    В движении плавания различают динамические и кинематические
    характеристики.
    Кинематические:
    1 – пространственные: положение тела, траектории звеньев, шаг
    пловца;
    2 – временные – темп движений, длительность;
    3 – пространственно – временные: скорость и ускорение.
    а) Положение тела – угол атаки – угол между продольной осью тела и
    уровнем воды; углы сгибания отдельных звеньев; их взаимное
    расположение.
    б) Траектория – воображаемый след движущейся точки в пространстве.
    Различают крутизну – форму движения, длину, направление, размах
    движений.

    50. Методы, применяемые в тренировке пловцов

    Спортивная тренировка носит -комплексный (интегральный
    характер) или избирательный (преимущественный) характер
    Применяемые
    в
    тренировке
    пловцов
    методы
    подразделяются на две группы:
    непрерывные – равномерный - стандарт. режим с
    постоянной интенсивностью и прогрессирующая =
    варьирующая нагрузка
    прерывистые - интервальный, повторный, контрольный или
    соревновательный.
    переменный
    =
    вариативный;
    прогрессирующий или нисходящий варианты. Круговая
    тренировка
    Фартлек=игра скоростей

    51. Клюворылые киты– самые способные к апноэ млекопитающие – задерживают дыхание до 130 мин

    Клюворылые киты– самые способные к
    апноэ млекопитающие – задерживают
    дыхание до 130 мин
    Глубина, на которую они способны
    погружаться в океане – до 3000 м