Стихи для детей — детские стихи и не только. Игровая программа «Мой весёлый, звонкий мяч» в начальной школе

татьяна коновалова
Конспект НОД по рисованию «Мой веселый звонкий мяч»

Задача : вызвать интерес к рисованию игрушек ;формировать умение изображать круглые предметы (мяч) ;учить замыкать линию в кольцо, раскрашивать, повторяя очертания нарисованной фигуры ;упражнять в технике рисования гуашевыми красками ;развивать глазомер, координацию в системе "глаз-рука".

Материалы, оборудование. У детей :листы бумаги квадратной формы разного размера;картонные круги для обследования формы;гуашевые краски, кисти, непроливайки с водой, салфетки. У воспитателя :чистый лист бумаги квадратной формы, кисть, стакан с водой, салфетка, картонный круг, мяч.

1. Создание игровой мотивации.

Воспитатель. Сегодня утром у дверей нашей группы я нашла большую коробку (Воспитатель ставит коробку на стол) . Мне очень хочется узнать, что там лежит. А вам, ребята? (Ответы детей) . Чтобы узнать, что лежит в коробке, мы должны отгадать загадку :

Умею прыгать и катиться,

А если бросят – полечу.

Кругом смеющиеся лица :

Все рады круглому … (мячу) .

Воспитатель. Как вы догадались, что это мяч? (Ответы детей) .

Воспитатель открывает коробку и достаёт мяч.

2. Знакомство с формой предмета.

Воспитатель. Мяч может скакать, прыгать, катиться. Мяч имеет круглую фор-му. А вот у нас стоит корзина с игрушками. Все игрушки в ней перемешались. Помогите мне разложить игрушки и отберите себе мячи. (Каждый ребёнок получает мяч) . А зачем нам так много мячей? Что мы с ними будем делать? Давайте вспомним, как можно играть с мячом.

3. Упражнения с мячом.

«Мяч вверх» - исходное положение ребёнка стоя, чуть раздвинув ноги, держа в руках мячик, кидает его кверху и затем ловит.

«Мяч об пол» - бросает с усилием мяч об пол и ловит с отскока двумя руками.

«Наперегонки с мячом» - катнуть мячик вперёд, догнать его катящимся.

«Мяч в корзину» - Дети встают у линии и бросают мяч в корзину. Расстояние примерно 3-4 шага.

4. Рисование «Мой весёлый, звонкий мяч » .

Воспитатель. Вот какая чудесная игрушка! Как интересно и весело с ней играть ! Посмотрите, какие красивые мячи у нас есть – красные, синие, жёлтые. А давайте попробуем их нарисовать . Для рисования нам нужна кисточка , которую мы сначала должны смочить в воде. Затем на кисть нужно набрать немного краски, снять её излишки о край баночки. Вот теперь я могу рисовать свой мяч .

Воспитатель на мольберте показывает приёмы рисования фигуры мяча и способы его раскрашивания, декламируя стихотворение С. Я. Маршака «Мой весёлый, звонкий мяч » :

Мой веселый , звонкий мяч

Ты куда пустился вскачь,

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой.

Я тебя ладонью хлопал,

Ты скакал и звонко топал ,

Ты пятнадцать раз подряд

Прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился

И уже не возвратился,

Закатился в огород,

Докатился до ворот.

Вот подкатился под ворота,

Добежал до поворота,

Там попал под колесо,

Лопнул, хлопнул, вот и все.

Дети рисуют и раскрашивают рисунки. Воспитатель контролирует приёмы работы и оказывает помощь детям, испытывающим затруднения.

5. Рефлексия.

Дети с помощью воспитателя размещают свои рисунки на стенде.

Воспитатель. Посмотрите, сколько у нас красивых разноцветных мячей по-явилось! (Воспитатель даёт положительную оценку каждой работе) . Ребята, что мы сегодня делали? Что мы научились рисовать ? Расскажите, как мы будем играть с мячом. (Ответы детей) .

Публикации по теме:

Конспект непосредственной-образовательной деятельности по рисованию «Мой веселый звонкий мяч» Программное содержание: воспитывать интерес к рисованию красками, активность, самостоятельность, развивать глазомер, координацию в системе.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №93 г. Томска Тема проекта: «Мой веселый.

План-конспект ФК занятия для подготовительной группы (30 мин) «Мой веселый звонкий мяч» «Мой веселый звонкий мяч»План-конспект ФК занятия для подготовительной группы (30 мин) Задачи: - Развивать двигательные способности детей,.

План реализации проекта «Мой веселый звонкий мяч» для детей средней группы Дни недели Непосредственная образовательная деятельность Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Самостоятельная.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 85

имени Героя Советского Союза Н.Д. Пахотищева г. Тайшета»


Сценарий весёлых стартов

«Мой весёлый звонкий мяч»

для обучающихся начальных классов

Выполнила

Пономарёва Людмила Ивановна,

учитель физической культуры высшей

квалификационной

Цель данного мероприятия :

Пропаганда здорового образа жизни.

Задачи : 1. Совершенствовать развитие физических качеств

посредством эстафет.

2. Воспитывать чувство товарищества, прививать любовь к

систематическим занятиям физическими упражнениями.

3. Расширять творческие возможности учащихся.

4. Популяризация занятий спортивными играми.

Зал украшен шарами и картинками с изображением мячей из различных видов спорта (баскетбол, волейбол, регби, футбол, настольный теннис).

У входа в зал висит плакат со стихами.

Веселые старты тем хороши,

Что в них веселятся все от души,

Способности здесь проявляют свои,

Команде своей приносят очки.

Конкурсов десять бывает всего

И в них, скажем честно, всем нелегко.

Нужно выносливость в них проявлять,

Сноровку на деле всем доказать.

И только к сильнейшим приходит успех,

В награду же приз и здоровье для всех!

Ход «Весёлых стартов»

Ведущий . Добрый день, ребята! Здравствуйте, болельщики.

Сегодня у нас «Весёлые старты».

То вверх летит под облака, он голубей пугая,

То бойко пляшет гопака, с травы росу сбивая.

А то хитрец через забор на улицу ускачет.

Ведущий. Ребята, вы догадались с каким предметом сейчас будут наши эстафеты?

Дети отвечают . С мячом.

Ведущий. Правильно.

В зал под аплодисменты зрителей входят участники соревнований. Выстраиваются на исходные позиции буквой П. В середину зала выбегает группа ребят с различными мячами и начинают выполнять упражнения

(ведение баскетбольного мяча на месте, набивание футбольным мячом,

передачу волейбольного мяча в парах, подскоки с мячом, подбрасывание мяча над головой с хлопками в ладоши, ведение баскетбольного мяча «змейкой») и т.д.

На фоне выступлений группы ребят звучат слова ведущего:

Мой веселый звонкий мяч,

Ловко ты пустился в пляс.

Мяч послушен, скачет всяк,

Детворе он очень рад.

Мяч веселый, озорной,

Скачет словно он живой.

Почему он скачет так?

Детворе он очень рад.

Ведущий. Представляет судейскую коллегию, куда входят учащиеся старших классов.

Ведущий. Команды к бою готовы?

Дети отвечают. Да!

Ведущий. Начинаем мы программу

Для гостей, друзей, для всех!

Начинаем панораму

Удивительных потех.

1 эстафета.

Ведущий. Мячи в обручи клади, да смотри не урони,

А уронишь, поднимай и быстрее убегай.

/На полу, в 3-х метрах друг от друга, лежат 2 обруча напротив каждой команды.

В обручах лежат резиновые кольца.

Каждая команда разделена на две равные команды для проведения встречной эстафеты.

У первого в руках два баскетбольных мяча. По команде он бежит, раскладывает мячи по обручам, бежит до встречной команды, передаёт эстафету хлопком ладони и становится последним. Получивший эстафету бежит, собирает мячи, добежав до встречной колонны, передаёт их впереди стоящему и т.д. /.

2 эстафета.

Ведущий. В обруч смело пролезай ,

Но мяч из рук не выпускай ,

Как пролезешь, не зевай,

Быстрее мячик передай.

/У первого игрока в руках волейбольный мяч. По команде он бежит, пролезает в три обруча, которые держат помощники на расстоянии 3 метра друг от друга. Добежав до встречной колонны, передаёт мяч впереди стоящему, тот, получив мяч, повторяет задание и т.д. до смены командами мест /

3 эстафета.

Ведущий. «Змейкой» мячик проведи,

Скорость сохрани в пути,

Кто промчится лучше всех,

Команде принесёт успех.

/Напротив каждой команды стоят 4 стойки на расстоянии 2 метра друг от друга. По команде первый участник выполняет ведение баскетбольного мяча «змейкой» до поворотной стойки и обратно/.

4 эстафета .

Ведущий. Круглый мячик звонко скачет,

От руки моей не плачет.

Скачет словно на резинке.

Как живой, не на картинке.

Выбегает учащийся и начинает вести мяч.

Ведущий. Вот такое развлеченье:

Называется ведение!

/У первого игрока в руках мяч. Он выполняет ведение мяча по прямой до поворотной стойки, обводит стойку и выполняет ведение мяча по прямой до следующего участника эстафеты /.

5 эстафета.

Ведущий. Шире шаг, вперед шагай,

Мяч в ходьбе передавай.

Да смотри, не урони,

Вперед к победе поспеши.

/ Участники передают мяч на каждый шаг под ногами (при шаге с правой ноги мяч передаётся левой рукой под правым коленом в правую руку), шагают до поворотной стойки, в обратную сторону бегом с мячом /.

Ведущий. Друзья мои, не пора ли вам отдохнуть?

Дети. Да!

Ведущий. Есть одна игра для вас,

Я начну стихи сейчас,

Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте.

Проводится игра «Доскажите словечко». Играют болельщики и участники.

Что за невод во дворе?

Не мешал бы ты игре.

Ты бы лучше отошёл,

Мы играем в / волейбол/.

Два берёзовых коня

Через лес несут меня,

Кони эти рыжи,

И зовут их? / лыжи/.

Мчусь, как пуля, я вперёд,

Лишь поскрипывает лёд,

Да мелькают огоньки.

Кто несёт меня ? / коньки /.

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю я кроватку

Быстро делаю / зарядку /.

Он лежать совсем не хочет,

Если бросить, он подскочит.

Бросишь - снова мчится вскачь,

Отгадайте, это ? / мяч /.

Не обижен, а надут,

Его по полю ведут,

А ударишь, нипочем

Не угнаться за? / мячом /.

Ведущий . Что ж друзья, опять вперёд, вас состязанье снова ждёт.

6 эстафета

Ведущий. Мячик вверх над головой, передай прогнувшись,

Взяв, другому передай, вниз с мячом нагнувшись.

/Участники строятся в колонну по одному (девочка - мальчик и т.д.). У направляющего колонны (у девочки) в руках мяч. По сигналу девочка передаёт мяч над головой (прогнувшись), мальчик, приняв мяч, передаёт его, нагнувшись вперёд, между ногами стоящей сзади девочке и т.д. Таким образом, девочки передают мяч над головой, прогнувшись назад, а мальчики - между ног, нагнувшись вперёд. /

7 эстафета.

Ведущий. Мяч туда и мяч обратно -

получается занятно!

/Встречная эстафета. На одной стороне зала в колонну по одному стоят девочки, на противоположной стороне - мальчики в колонну по одному. По сигналу судьи игрок начинает катить мяч своему партнеру по команде, стоящему напротив, сам становится в конец колонны. Эстафета заканчивается тогда, когда команды поменяются местами. Можно использовать набивной мяч, футбольный мяч, баскетбольный /.

8 эстафета.

Ведущий. Чтоб очки команде дать,

Ведение в стойке надо выполнять.

Мяч быстрей бегом веди

И не потеряй в пути.

/ Первый участник выполняет ведение баскетбольного мяча в движении бегом до поворотной стойки, обводит стойку и в обратную сторону также выполняет ведение бегом, переда ёт мяч и уходит в конец колонны /.

9 эстафета.

Ведущий. Раз прыжок, два прыжок,

Кенгурёнок мяч несёт.

Держит крепко мяч ногами,

Прыгает вперед прыжками.

/ Первый участник, зажав мяч между ног, прыгает до поворотной стойки и оставляет там мяч , возвращается бегом и передаёт эстафету хлопком ладони и становится последним. Второй добегает до стойки, берёт там мяч, зажимает между ног и возвращается прыжками на место, передаёт мяч следующему игроку из своей команды, используется волейбольный мяч /.

10 эстафета.

Ведущий. Мяч возьми над головой,

Передай другому,

А последний получив,

Змейкой быстро пусть бежит .

/ Участники стоят в колоннах по одному на расстоянии одного шага друг от друга. По команде начинают передавать мяч над головой второму игроку, тот третьему и т.д. Последний игрок команды, получив мяч, пробегает «зигзагом» между игроками своей команды, становится первым и снова передаёт мяч. Когда первый окажется последним в колонне, он также пробегает между игроками и, встав перед колонной, поднимает мяч вверх /.

Судьи подводят итоги соревнования.

Ведущий. Эх! Мячи, мячи, мячи!

Вы прыгучи, горячи!

Создаёте настроенье,

С вами радостно общенье.

Ведущий. Желаю вам и впредь дружить с мячами.

Они вам радость принесут,

Чтоб лишь пятерки получали

И пусть победы только ждут.

Награждение команд.

Под звуки спортивного марша «Герои спорта», музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова команды выходят из зала.

Стихи, выделенные жирным шрифтом, сочинены автором сценария – Пономаревой Л.И.

Список литературы:

1. Алтарёва С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К. Календарные, фольклорные и тематические праздники: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2006.

2. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе (Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы) /авт.-сост. О.В. Белоножкина, Г.В. Егунова, А.С. Сучкова и др.-Волгоград: Учитель, 2006.

3. 1000 весёлых загадок для детей. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

4. Спортивный марш «Герои спорта», музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова

Текст: Фёдор Косичкин

Детские считалочки, потешки, колыбельные и прочие детские стихи встречают всякого человека буквально в колыбели. И они же, как правило, сопровождают до самой смерти. Конечно, восхищение вызывают те немногие образованные люди, которые способны в «минуту жизни трудную» процитировать Мандельштама или Рильке (в оригинале), но куда больше тех, кто подумает про себя:

Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

А попав в неловкую ситуацию, подтрунит:

Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Или, чтобы подбодрить себя, скажет:

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Мороз и солнце! День чудесный!

Конечно, эту строку, приходящую в голову пригожим зимним днем, мог написать только русский поэт. Но и у Пушкина больше памятно другое:

Ветер, ветер! Ты могуч!
Ты гоняешь стаи туч!

Детские стихи — вот настоящие «духовные скрепы», соединяющие население в народ. Наверно, не единственные. Но уж точно — самые прочные. И самые естественные.

Агния Львовна Барто

МИШКА


У ронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу —
Потому что он хороший.

БЫЧОК

И дёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

МЯЧИК

Н аша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Самуил Маршак

БАГАЖ

Д ама сдавала в багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину, корзину, картонку
И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции
Четыре зелёных квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина, корзина, картонка
И маленькая собачонка.

Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина, корзина, картонка
И маленькая собачонка.
Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.

Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина, Корзина, Картонка…
- Товарищи! Где собачонка?

Вдруг видят: стоит у колёс
Огромный взъерошенный пёс.
Поймали его - и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.

Как только приехали в Тверь,
Открыли багажную дверь
И стали носить в экипаж
Приехавшей дамы багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину, корзину, картонку,
А сзади вели собачонку.


Собака-то как зарычит.
А барыня как закричит:
- Разбойники! Воры! Уроды!
Собака - не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку…
Отдайте мою собачонку!

Позвольте, гражданка, на станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку…

Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!
1

Самуил Маршак

ВОТ КАКОЙ РАССЕЯННЫЙ

Ж ил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Надевать он стал пальто -
Говорят ему: не то.

Стал натягивать гамаши -
Говорят ему: не ваши.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.

Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!


Однажды на трамвае
Он ехал на вокзал
И, двери открывая,
Вожатому сказал:
- Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?

Вожатый удивился -
Трамвай остановился.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Он отправился в буфет
Покупать себе билет.

А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Побежал он на перрон,
Сел в отцепленный вагон,
Внёс узлы и чемоданы,
Рассовал их под диваны,
Сел в углу перед окном
И заснул спокойным сном…
- Это что за полустанок?
Закричал он спозаранок.
А с платформы говорят:
- Это город Ленинград.
Он опять поспал немножко
И опять взглянул в окошко,

Увидал большой вокзал,
Удивился и сказал:
- Это что за остановка -
Бологое иль Поповка? -
А с платформы говорят:
- Это город Ленинград.
Он опять поспал немножко
И опять взглянул в окошко,
Увидал большой вокзал,
Потянулся и сказал:
- Что за станция такая -
Дибуны или Ямская? -
А с платформы говорят:
- Это город Ленинград.

Закричал он: - Что за шутки!
Еду я вторые сутки,
А приехал я назад,
А приехал в Ленинград!
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

МОЙДОДЫР

О деяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.


Я за свечку,
Свечка — в печку!
Я за книжку,
Та — бежать
И вприпрыжку
Под кровать!

Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.

Боже, Боже,
Что случилось?
Отчего же
Всё кругом
Завертелось,
Закружилось
И помчалось колесом?

Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами,
Кочерга за кушаком —
Всё вертится,
И кружится,
И несётся кувырком.

Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
качает головой:

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.

Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.

Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.

Я — Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут —
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!»

Он ударил в медный таз
И вскричал: «Кара-барас!»

И сейчас же щётки, щётки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:

«Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!»

Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как оса.

А от бешеной мочалки
Я помчался, как от палки,
А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной.

Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица.

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил
И мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил.

А потом как зарычит
На меня,
Как ногами застучит
На меня:
«Уходи-ка ты домой,
Говорит,
Да лицо своё умой,
Говорит,
А не то как налечу,
Говорит,
Растопчу и проглочу!»
Говорит.

Как пустился я по улице бежать,
Прибежал я к умывальнику опять.
Мылом, мылом
Мылом, мылом
Умывался без конца,
Смыл и ваксу
И чернила
С неумытого лица.

И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.

А за ними пирожок:
«Ну-ка, съешь меня, дружок!»

А за ним и бутерброд:
Подскочил — и прямо в рот!


Вот и книжка воротилась,
Воротилася тетрадь,
И грамматика пустилась
С арифметикой плясать.

Тут Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир,
Подбежал ко мне, танцуя,
И, целуя, говорил:
«Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил!»

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым Трубочистам —
Стыд и срам!
Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, —
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде —
Вечная слава воде!

МУХА-ЦОКОТУХА

М уха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар
И купила самовар:

«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,

А букашки -
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!

Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые -
В них застежки золотые.

Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла…

«Бабочка-красавица.
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?»

Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок -
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!


«Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!»

Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать -
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай-погибай,
Именинница!

А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток,
Под мосток
И молчок!

А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у неё выпивает.

Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.

Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.

«Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!»

Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает!

Муху за руку берёт
И к окошечку ведёт:
«Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!»

Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки:
«Слава, слава Комару -
Победителю!»

Прибегали светляки,
Зажигали огоньки -
То-то стало весело,
То-то хорошо!

Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!


Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! бом! бом! бом!
Пляшет Муха с Комаром.

А за нею Клоп, Клоп
Сапогами топ, топ!

Козявочки с червяками,
Букашечки с мотыльками.
А жуки рогатые,
Мужики богатые,
Шапочками машут,
С бабочками пляшут.

Тара-ра, тара-ра,
Заплясала мошкара.

Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого,
Молодого Комара!

Муравей, Муравей!
Не жалеет лаптей, -
С Муравьихою попрыгивает
И букашечкам подмигивает:

«Вы букашечки,
Вы милашечки,
Тара-тара-тара-тара-таракашечки!»

Сапоги скрипят,
Каблуки стучат, -
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!

Федорино горе


1

С качет сито по полям,
А корыто по лугам.

За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?
Ничего я не пойму».

Но, как чёрная железная нога,
Побежала, поскакала кочерга.

И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»

И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…

Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы — дзынь!- натыкаются,
И стаканы — дзынь!- разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»

А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,

Чашки да ложки
Скачут по дорожке.

Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл, пошёл…

А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»

И в железную трубу:
«Бу-бу-бу! Бу-бу-бу!»

А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»

Но ответило корыто:
«На Федору я сердито!»
И сказала кочерга:

«Я Федоре не слуга!»

А фарфоровые блюдца

Над Федорою смеются:
«Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!»

Тут Федорины коты
Расфуфырили хвосты,
Побежали во всю прыть.
Чтоб посуду воротить:

«Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?
Вам ли бегать за воротами
С воробьями желторотыми?
Вы в канаву упадёте,
Вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!»


Но тарелки вьются-вьются,
А Федоре не даются:
«Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём!»

Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!»

И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!»

«Да,- промолвил медный таз,-
Погляди-ка ты на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты.

Загляни-ка ты в кадушку —
И увидишь там лягушку.
Загляни-ка ты в ушат —
Тараканы там кишат,
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
А к неряхе-замарахе
Не воротимся!»

И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре,
Горе!


6

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.

И заплакали блюдца:
«Не лучше ль вернуться?»

И зарыдало корыто:
«Увы, я разбито, разбито!»

Но блюдо сказало: «Гляди,
Кто это там позади?»

И видят: за ними из тёмного бора
Идёт-ковыляет Федора.

Но чудо случилося с ней:
Стала Федора добрей.
Тихо за ними идёт
И тихую песню поёт:


«Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!»

И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».

И сказала чашка:
«Ах, она бедняжка!»

И сказали блюдца:
«Надо бы вернуться!»

И сказали утюги:
«Мы Федоре не враги!»


7

Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поливала, умывала.
Полоскала их она.

«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»

Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»

Полетели,
Зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь, —
Будут, будут у Федоры и блины и пироги!

А метла-то, а метла — весела —
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила.

И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит,
Словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»

Николай Некрасов

Крестьянские дети

О днажды, в студёную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, подымается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
«Здорово, парнище!» — Ступай себе мимо! —
«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.
(В лесу раздавался топор дровосека.) —
«А что, у отца-то большая семья?» —
Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…-
«Так вот оно что! А как звать тебя?» — Власом. —
«А кой тебе годик?» — Шестой миновал…
Ну, мёртвая! — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.


Сколько раз я читала внуку Мише стихотворение »Мяч» С.Я. Маршака! И каждый раз, читая ему вот эти строчки: «Мой веселый, звонкий мяч, ты, куда пустился вскачь, желтый, красный голубой, не угнаться за тобой», - мне думается, что Маршак написал его о мячике из моего далекого детства.
В шестидесятых годах прошлого столетия, у нас не было столько игрушек, сколько их сегодня у нынешних детей, но мячик был непременно у каждого ребенка.

Один раз в месяц по нашему селу на лошади проезжал тряпичник (так у нас называли сборщика старого тряпья). Он громко выкрикивал: « Меняю тряпье, на все мое! Погремушки и игрушки, петушки и гребешки, куклы - крохотульки, звонкие свистульки…».
Вот в один из таких его приездов мама и обменяла у него на старые тряпки большой-пребольшой резиновый мяч. Он был такой красивый, что радости моей не было конца, и мне очень хотелось похвастаться им. Взяв мячик, я отправилась к крестной Груне, жившей от нас, через пять домов. Было мне тогда всего пять лет, но родители разрешали мне ходить к ней одной.

Я важно несла обеими руками новый мяч, прижимая его к груди. Откуда ни возьмись, ко мне подбежали наши сельские мальчишки, вырвали из рук мяч и погнали его ногами вдоль улицы. Я побежала за ними вдогонку, упала на обочину дороги, ободрав обе коленки до крови. Когда я встала, громко плача, мальчишек и след простыл!

Со слезами на глазах я зашла в дом крестной.
- Ты, что плачешь? Кто тебя обидел?- спросила она меня.
- Мальчишки отобрали у меня новый мячик и убежали с ним, не знаю, куда.
Крестная Груня улыбнулась.
- Да твой мячик ко мне прибежал!
- Как это прибежал к тебе?
- Постучался в окно, а потом и запрыгнул в него! Давай сначала помажем тебе зеленкой коленки, а потом я тебе отдам твой мячик.
Крестная обработала мне ранки, завязав их марлей, а потом достала из сундука новенький мяч.
- Вот, видишь, Люсенька, он даже сам туда и запрыгнул!
(Откуда мне, тогда было знать, что она купила его для меня в этот же день, у того же самого тряпичника).

Я росла в большой многодетной семье. Семь братьев у меня было!
Мальчишки, испугавшись, что им попадет за меня от них, как говорится по первое число, ночью принесли украдкой мяч и положили его на поляну напротив нашего дома.
На ней обычно мы и играли целыми днями в лапту, в догонялки, в салочки ….

Утром следующего дня мы и нашли этот мяч. Стали спрашивать друг друга, кто же его потерял? Поскольку никто из нас не признался, он так и стал «ничейным», то есть общим.
Целыми днями до поздней осени мы играли им, пока однажды он не продырявился.

Мячиком же, подаренным мне крестной, мы еще долго-долго играли с подружками. Он, действительно, был и веселый, и звонкий, и красный, с желтыми полосками, убежавший однажды от меня вскачь, за которым мне не удалось тогда угнаться.
Сколько лет прошло с тех пор, а я все помню его!