Сборник подвижных игр на тему "подвижные игры".

- 396.50 Кб

Командные игры

Успей взять кеглю

Играющие выстраиваются в две шеренги и становятся лицом друг к другу. Расстояние между ними 10 м. Игроки каждой из шеренг рассчитываются по порядку номеров. Между шеренгами (на равном расстоянии от них) ставят кеглю. Руководитель называет какой-либо номер. Игроки, имеющие этот номер, выбегают. Каждый стремится первым схватить кеглю. Тот, кто сумеет это сделать, убегает в свою шеренгу, а противник старается его запятнать. Если игрок с кеглей вернется в шеренгу, не будучи запятнанным, его команда получает два очка, а если его запятнают - одно очко. Затем руководитель называет другой номер, и бегут другие игроки. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Сбей мяч

Играющие выстраиваются в две шеренги и становятся лицом друг к другу на расстоянии 10-15 м. Обе команды рассчитываются по порядку номеров. Перед носками играющих каждой шеренги проводят линию. Между шеренгами на равном расстоянии от них ставят стул и кладут на него мяч. Руководитель называет какой-нибудь номер. Игроки, имеющие этот номер, выбегают. Они должны добежать до противоположной шеренги, наступить ногой на линию и на обратном пути сбить со стула мяч. Команде, представитель которой это выполнит, опередив соперника, засчитывается очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Бег за флажками

Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются друг против друга на противоположных концах площадки. Параллельно этим линиям посередине площадки обозначается полоса шириной 1,5-2 м, на которой раскладываются флажки. По сигналу руководителя игроки обеих команд быстро выбегают к поперечной полосе и стараются собрать, возможно, большее количество флажков, а затем с флажками возвращаются за свои линии и строятся в шеренгу. Капитаны команд собирают и подсчитывают принесенные своими игроками флажки. За каждый флажок команде дается одно очко. Команда, получившая большее количество очков, выигрывает. Каждый игрок может собирать любое количество флажков. Отнимать флажки нельзя: за каждое нарушение этого правила команда получает штрафное очко. На полосу с флажками забегать нельзя.

Гонка с мячом по кругу

Играют 10-12 человек. Они становятся по кругу на расстоянии вытянутых рук один от другого, а потом рассчитываются на первые и вторые номера. Так составляются две команды: одна с четными, другая с нечетными номерами. Руководитель дает волейбольные мячи двум игрокам, стоящим рядом, т. е. первому и второму номерам. По сигналу они бегут в противоположных направлениях, огибая круг с внешней стороны. Каждый из этой пары, вернувшись на свое место, немедленно бросает мяч ближайшему товарищу по команде. Этот игрок, поймав мяч, сейчас же обегает круг, становится на свое место и отсюда перекидывает мяч дальше через одного человека и т. д. Побеждает та команда, в которой все игроки пробегут с мячом по кругу раньше.

Игры-эстафеты

Бег по кочкам

Перед каждой командой от линии старта до линии финиша на расстоянии 1-1,5 м друг от друга чертят кружки диаметром 30-40 см (по прямой или извилистой линии). По сигналу руководителя первые номера, перепрыгивая из кружка в кружок, добегают до конечной черты, после чего по кратчайшему пути возвращаются обратно и передают эстафетные палочки следующим игрокам. Вручив эстафетную палочку очередному номеру, каждый игрок становится в конец колонны. Выигрывает команда, раньше закончившая игру.

Бег сороконожек

Играющие делятся на две-три команды по 10-12 человек. Каждая команда получает длинную веревку. Игроки равномерно располагаются по обе стороны веревки, за которую они держатся соответственно правой или левой рукой. По сигналу команды бегут к финишу (дистанция в 30-40 м), все время, держась за веревку. Выигрывает команда, прибежавшая к финишу первой, при условии, что ни один из ее участников не бросил веревки.

Эту игру можно провести и по-другому. Каждая команда выстраивается в колонну по одному. Все поднимают вверх правую руку и держатся за шнур, натянутый вдоль колонны. По сигналу обе команды направляются к финишу (10-15 м) и возвращаются. Побеждает команда, вернувшаяся раньше.

Скорый поезд

В 6-7 м от каждой команды ставят флажки. По команде «Марш!» первые игроки быстрым шагом (бе­жать запрещается) направляются к своим флажкам, огибают их и возвращаются в колонны, где к ним присоединяются вторые по счету игроки, и вместе они снова проделывают тот же путь и т.д. Играющие держат друг друга за локти и во время ходьбы двигают руками наподобие паровозного шатуна. Когда передний игрок - паровоз - возвратится на место с полным составом, он должен подать протяжный гудок. Выигрывает команда, первой прибывшая на станцию.

Эстафета с мячами

Для игры нужны волейбольные мячи по числу команд. В 6-7 шагах от линии старта перед каждой командой ставится стул. Первые номера, получив по мячу, бегут к своим стульям, становятся за ними и с этого места бросают мячи вторым номерам, после чего возвращаются и становятся в конец своей колонны. Вторые и последующие номера, поймав мяч, проделывают то же самое. Если очередной игрок мяч не поймал, он должен побежать за ним, вернуться на свое место и лишь после этого продолжать игру. Выигрывает команда, у которой мяч, обойдя всех игроков, раньше вернется к первому номеру.

Рак пятится назад

Команды строятся в колонны по одному. Перед каждой командой в 10-15 м ставят по флажку. По сигналу первые игроки поворачиваются кругом и идут к флажкам спиной вперед, обходят их справа и точно так же - спиной вперед - возвращаются на место. Как только они перейдут линию старта, отправляются в путь вторые, затем третьи игроки и т. д. Выигрывает команда, закончившая соревнование первой. Во время движения оглядываться не разрешается.

Пингвин с мячом

Две команды выстраиваются в колонны по одному. Перед ними в 10 шагах ставят по флажку. Первые номера в командах получают по волейбольному мячу. Зажав его между коленями и передвигаясь прыжками, они устремляются к флажку, огибают его справа и возвращаются. Мячи передаются вторым игрокам, потом третьим и т. д. Побеждает команда, завершившая игру первой.

Эстафета со скакалками

Чертятся две параллельные линии на расстоянии 15-20 м одна от другой. У первой линии выстраиваются в затылок две или три команды. Игроки, стоящие впереди колонны, держат в руках скакалку. На противоположной черте, напротив каждой команды, ставят флажок. По сигналу руководителя первые номера начинают бег, перепрыгивая через скакалку, и, обогнув флажок, возвращаются обратно и передают скакалку следующему игроку. Тот, не задерживаясь, прыгает через скакалку и устремляется вперед. Последний участник, достигнув финиша, поднимает руку со скакалкой вверх. Выигрывает команда, первая закончившая эстафету.

Эстафета с длинной скакалкой

Играющие выстраиваются в две колонны по одному у линии старта на расстоянии 4-5 шагов одна колонна от другой. Перед каждой командой в 5-6 шагах становятся по два игрока с длинной скакалкой. По сигналу руководителя они начинают равномерно крутить скакалку в сторону своих команд. По этому же сигналу первые номера выбегают вперед. Их задача - пробежать под скакалкой, не задев ее, вернуться назад, коснуться рукой вторых игроков и встать в конец своей колонны. После этого вперед выбегают вторые номера, за ними третьи и т. д. Тот, кого веревка задела, должен вернуться и повторить свою попытку. Побеждает команда, закончившая прыжки первой. При повторении игры тех, кто крутил скакалку, заменяют другими.

Зимой на воздухе

Гонки снежных комов

Играющие делятся на две равные команды. Каждая команда выстраивается в колонну по одному на расстоянии 5-10 шагов один от другого. У последних игроков в командах имеется по снежному хорошо скатанному кому. По сигналу руководителя они катят ком до следующих игроков, стоящих перед ними, те в свою очередь катят ком также до впереди стоящих и т.д. Когда ком дойдет до самого первого игрока в колонне, он должен докатить его до конечной черты, находящейся в 10-20 шагах впереди. Чья команда сумеет раньше доставить ком к конечной черте, та считается выигравшей. Игру нужно начинать по сигналу руководителя. Игрок, докативший ком до впереди стоящего, остается на месте.

Перебежки

По противоположным краям площадки проведены линии, за которыми расположились два города. Расстояние между ними 15-20 м. Между городами вдоль одной из сторон площадки проводят черту, перпендикулярную черте города. Первая команда становится вдоль черты одного из городов, вторая, каждый из игроков которой держит по три снежка, - вдоль боковой черты. По команде руководителя игроки, находящиеся в городе, начинают по одному перебегать в противоположный город. Игроки второй команды бросают в бегущих снежки. Тот, в кого попали снежком, выбывает из игры. После этого команды меняются местами и игра проводится вновь. Побеждает команда, которой удалось при перебежке сохранить больше игроков.

Салки со снежками

Одного из играющих выбирают водящим. Остальные разбегаются по площадке, пробегая мимо водящего в разных направлениях. Водящий заготавливает заранее побольше снежков и старается попасть снежком в кого-либо из пробегающих. Тот, в кого попали, становится помощником водящего и тоже, не покидая своего места, старается осалить снежками пробегающих мимо игроков. Постепенно число помощников увеличивается. Игра прекращается, когда будет осалена большая часть игроков.

Гонка, с шайбами

Несколько играющих, вооружившись клюшками, становятся на линии старта. Каждый получает шайбу (деревянный или резиновый кружок). Перед каждым игроком, в 15-20 м от него, вбивается флажок. По сигналу руководителя играющие доводят клюшками свои шайбы до флажков, огибают их и возвращаются. Выигрывает тот, кто вернется первым.

На лыжах

Пятнашки на лыжах

До начала игры флажками отмечают границы площадки. Играть могут 10-15 человек. Все игроки - на лыжах, но без палок. Один или два игрока выбираются водящими. Дети разбегаются по площадке, а водящие стараются их запятнать. Тот, кого запятнали, становится водящим. Он должен остановиться, поднять вверх руку и громко объявить: «Я вожу».

На одной лыже

Несколько игроков идут 15-20 м на одной лыже, Отталкиваясь палками. Победителем считается тот, кто придет быстрее, не оступившись ни разу свободной ногой в снег.

Танки

На площадке отмечаются линии старта и финиша. Расстояние между ними 20-25 м. Играющие делятся на группы (по 6-8 человек в каждой) и выстраиваются у линии старта в колонны по одному. У каждого игрока по палке, свободный конец которой он протягивает следующему игроку своей команды, так что получается одна длинная цепь - танк. По команде все танки начинают двигаться к финишу. Побеждает группа, чей танк придет первым.

На санках

Эстафета

Две команды выстраиваются параллельными рядами, лицом к линии финиша, находящейся в 30-40 м. По сигналу руководителя три игрока от каждой команды: один в санях, другой в упряжке, третий - подталкивающий сани сзади, бегут до линии финиша и обратно. Затем тот, кто вез сани, становится в конец колонны, его сменяет тот, кто сидел, а тот, кто подталкивал сани, садится в них. Для подталкивания саней сзади выходит следующий игрок команды. Побеждает команда, все игроки которой раньше успели прокатиться на санках. Если играющих мало, можно в каждом забеге занимать только двух игроков: один везет, другой сидит в санях.

Черепахи

В соревнованиях участвуют 2-3 пары играющих. Каждая пара садится на сани спиной друг к другу. По команде руководителя игроки стараются как можно скорее доехать на санках до финиша (8-10 м). Каждая пара игроков передвигает свои сани, отталкиваясь от земли четырьмя ногами одновременно. Согласовать свои действия им очень трудно, так как один из игроков сидит лицом в сторону движения, а другой - спиной. Побеждает та пара, которая первой доберется до финиша.

Содержание

Ведение…………………………………………………........................................... 3
Глава I. Теоретическое обоснование бега как средства развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста……………………………………….. 5
1.1. Основы техники бега……………………………………………………….. 5
1.2. Психофизиологические особенности дошкольников…………………….. 12
1.3. Обучения бегу детей старшего дошкольного возраста…………………. 19
1.4. Выносливость и методы ее развития………………………………………. 25
Глава II. Методика использования бега как средства развития выносливости у дошкольников………………………………………………………………….. 30
2.1. Развитие выносливости на занятиях по физической культуре………… 30
2.2. Подвижные игры с бегом как средство развития выносливости у дошкольников…………………………………………………………………………. 34
Заключение……………………………………………........................................... 39
Список литературы…………………………..……........................................... 41
Приложения………………………………………................................................ 44

Бег сороконожек

Играют 2-3 команды по 10 человек. Ведущий обвязывает каждую команду веревкой или игроки "надевают" гимнастический обруч. По сигналу группы "сороконожек" начинают движение к финишу.

Выигрывает команда, пришедшая первой и не упавшая по пути.

Не расплескай воду

На теннисные ракетки ставится по стакану с водой. Участники по сигналу ведущего бегут к финишу и возвращаются обратно на линию старта.

Побеждает игрок, пришедший первым и не расплескавший воду.
Паровоз и вагоны

Играют 2-3 команды по 10 человек. Каждая выстраивается на старте, колонной, в затылок друг другу. Впереди команды, на расстоянии 15 метров, ставится какой-либо предмет – камень, палка, кегля, флажок, воткнутая в землю ветка дерева. По сигналу ведущего первые номера бегут вперед к контрольному ориентиру, огибают его и снова бегут к своей команде. К первому номеру присоединяется второй, обхватив его за пояс, и теперь они бегут вперед вдвоем, потом к ним присоединяются третьи номера, четвертые и т.д.

Выигрывает команда, закончившая соревнование первой.
Веревочка под ногами

Команды встают в колонны по одному, у первых в руках игровые скакалки. По сигналу они передают один конец скакалки стоящим позади вторым игрокам и вдвоем проводят ее под ногами всей колонны. Первый игрок становится в конце колонны, второй бежит вперед, передает свободный конец скакалки третьему игроку, и веревочка опять проводится под ногами стоящих в колонне и т.д. Выигрывает команда, быстро закончившая игру и меньшее число раз задевшая ногами веревочку.
Шахматы

Играют две команды по 5-10 человек. Посередине игровой площадки ставится раскрытая шахматная доска.

Команды выстраиваются в колонны друг за другом на противоположных сторонах. Возле одной группы лежат черные шахматные фигурки, возле другой – белые. По сигналу ведущего первые номера обеих команд берут по одной фигурке и бегут к шахматной доске, ставят фигурку на положенное ей место, возвращаются обратно, дотрагиваются рукой до следующего игрока, который берет фигурку, бежит к доске и т.д. Первые номера занимают место в конце колонны.

Побеждает та из команд, игроки которой быстро и правильно расставят шахматные фигурки.

Бег с яйцом в ложке

Ведущий дает каждому из игроков ложку, в которой лежит яйцо, картошка или теннисный мяч. По сигналу ведущего участники бегут, держа ложки перед собой и стараясь не уронить находящиеся в них предметы.

Побеждает тот, кто первый достигнет финиша.

Соревноваться могут и две команды. Тогда первые игроки обеих команд, добежав до финиша, делают поворот и бегут к старту – передают ложку вторым номерам и т. д.

Выигрывает команда, игроки которой первыми закончат перебежку.

Наматывание клубка

Напротив каждой команды у противоположной стены лежат отрезки ниток длиной 2-3 метра. По сигналу по одному участнику начинают движение. Они должны намотать первую нитку на катушку и, вернувшись, передать катушку товарищу. Тот опять отправляется к стене и наматывает следующую нитку и т.д. Побеждает тот, кто быстрее и аккуратнее намотает свой клубок.

Постройка башни

Напротив ребят у противоположной стены лежат пустые спичечные коробки. По команде по одному участнику начинают движение и ставят по одному коробку.

С другим пустым коробком они возвращаются к команде и передают его следующему.

Тот должен положить его на предыдущий и т.д. Если башня падает, тот, кто ее разрушил, восстанавливает заново и продолжает игру. Побеждает та команда, у которой после трех падений башня больше. Игра не заканчивается, когда все участники команды пробежали по одному разу.
Бег с мячом

Ведущий с мячом в руках стоит между двумя командами, игроки которых рассчитываются по порядку (первый, второй, третий и т. д.). Бросая мяч вперёд, ведущий называет какой-либо номер. Игроки обеих команд под этим номером бросаются догонять мяч. Тот, кто первым добежит и схватит его, приносит своей команде очко.

Выигрывает та команда, игроки которой догонят мяч большее количество раз.
Кто дальше прыгнет

Соревнуются команды по 5-6 человек. Первые участники прыгают от стартовой линии с места, толкаясь двумя ногами. С места приземления первых прыгают вторые номера, затем третьи и т. д.

Побеждает команда, которая преодолеет большее расстояние.
Прыгуны

На старте две команды. Игроки стоят в колонне по одному, каждый держит за пояс впередистоящего. По сигналу ведущего участники прыгают на двух ногах до финиша.

Выигрывает та команда, последний игрок которой первым пересечёт финишную черту.
Сумей удержать

Несколько пар играющих соревнуются между собой, стараясь как можно быстрей добежать до финиша:


  1. Положив мяч на плечи и прижимая его головами с двух сторон.

  2. Прижав мяч плечами.

  3. Зажав мяч спинами.

  4. Удерживая мяч, зажав его лбами и двигаясь боком.
Побеждает пара, пришедшая первой и не потерявшая мяч.
Эстафета с мячами

Участники игры делятся на две команды; каждая выбирает капитана. На земле чертят две параллельные линии: за одной выстраиваются команды, за другой становятся капитаны, каждый лицом к своей команде. У обоих в руках по мячу.

По сигналу ведущего оба капитана одновременно бросают мячи впередистоящим в своих командах. Поймав мяч, играющий кидает его обратно капитану, а сам занимает последнее место в колонне. Затем капитан бросает мяч второму и, получив его обратно, - третьему. Кинув мяч капитану, каждый играющий убегает в конец колонны.

Выигрывает команда, у которой раньше возле черты снова окажется тот, кто первым ловил мяч, брошенный капитаном.
Катание на мяче

Участники делятся на группы по три человека и выстраиваются на линии старта. У каждой группы есть футбольный мяч. По сигналу ведущего двое игроков ставят третьего на мяч и поддерживают с боков, игрок, перебирая ногами, катит мяч к финишу.

Побеждает тройка, пришедшая первой.

Список литературы:


  1. Алиева М.А., Гришанович Т.В. и др. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации). – СПб., 2001.

  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1987.

  3. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Чем занять детей в пришкольном лагере или 100 отрядных дел. Методич. пособие. – Кострома, 1998.

  4. Балаховитинов Б., Колтовой В. Твое свободное время. – М., 1995.

  5. Бедпрев Г. Игры и развлечения. – М., 1985.

  6. Белов В. Калейдоскоп игр. – Л., 1990.

  7. Большаков В.Ю. Психотренинг: Социодинамика, игры, упражнения. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

  8. Боно Э. Нестандартное мышление: самоучитель. - Минск, 2000.

  9. Боно Э. Учите вашего ребенка мыслить. – Минск, 1998.

  10. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. – М., 2000.

  11. Былеева Л., Таборков В. Игра? Игра! – М., 1989.

  12. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. - М., 1999.

  13. Воспитание детей в игре. – М., 1983.

  14. Выигрывает тот, кто играет! – Н.Новгород, 2001.

  15. Гибсон Р., Тайлер Д. Веселые игры (пер. с англ.). М.: Росмен, 1994.

  16. Гик Е.Я., Сухарев А.В. Интеллектуальные игры и развлечения. – М., 1999.

  17. Гиппиус С. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб., 2001.

  18. Гмезер С. Ларчик с играми. - М., 1975.

  19. Гурин Ю.В. Море чудес и другие игры на бумаге. - СПб., 1998.

  20. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М., 1975.

  21. Зельцерман Б., Рогалева Н. Учись! Твори! Развивайся! - 2: Игры для развития мышления, общения, творчества. - Рига, 1997.

  22. Игровое моделирование. Методология и практика / Под ред. И.С.Ладенко. – Новосибирск, 1987.

  23. Игры для интенсивного обучения (под ред. В.В.Петрусинского). – М., 1991.

  24. Игры и развлечения. - СПб., 1998.

  25. Игры: обучение, тренинг, досуг (под ред. В.В.Петрусинского). – М., 1994.

  26. Исаенко В.П. Методика использования игрового общения в работе с детьми и подростками. - М., 1991.

  27. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. – М., 1998.

  28. Кенеман Д. Детские подвижные игры народов СССР. – М., 1988.

  29. Козак О.Н. Летние игры для больших и маленьких. - СПб., 1997.

  30. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.

  31. Кудашов Г.Н. Игра - источник саморазвития (методический сборник в помощь педагогам-организаторам социально-клубной работы и детско-юношеского движения). - Тюмень, 2000.

  32. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982.

  33. Ментс М. ван. Эффективное использование ролевых игр в тренинге. – СПб., 2001.

  34. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей. - Минск, 1989.

  35. Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров: Учеб. пособ. / Под ред. В.В.Давыдова. – М., 1995.

  36. Оливова В. Люди и игры. – М., 1985.

  37. Педагогическая азбука: В помощь организаторам детского досуга. - Н.Новгород, 1997.

  38. Программно-целевой подход и деловые игры. – Новосибирск, 1982.

  39. Продленный день в школе: режим и организация досуга / Под ред. О.А.Лосевой. – М., 1991.

  40. Прутченков А.С. "Свет мой, зеркальце, скажи...": Методические разработки социально-психологических тренингов. – М., 1996.

  41. Прутченков А.С. Учим и учимся, играя (Игровая технология экономического воспитания школьников). – М., 1997.

  42. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю.Хрящевой. - СПб., 1999.

  43. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее. - СПб., 1998.

  44. Развивающие игры: знания и сообразительность. - СПб., 1998.

  45. Родионов В.А. и др. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1 – 11 классов. – Ярославль, 2001.

  46. Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют...». Психологический практикум. - Дубна, 1996.

  47. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и программы. – М., 1995.

  48. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М., 1998.

  49. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 1999.

  50. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. - М., 2000.

  51. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М., 1981.

  52. Таран Ю.Н., Таланов В.В. Познавательная игра в досуге школьников. - Липецк, 1996.

  53. Театрализованные игры в школе. – М., 2000.

  54. Технология воспитательных дел в школе./Под ред. И.А.Чурикова. – Чебоксары, 1997.

  55. Торгашов В.Н. В эфире новости: Праздники. Конкурсы. Забавы. Викторины. Путешествия. Советы. Игры. – М., 2000.

  56. Торгашов В.Н. Мы играем в детектив: Праздники. Концерты. Затеи. Сюжеты. Конкурсы. Истории. Викторины. Шифровки. – М., 2001.

  57. 365 развивающих игр / Сост. Беляков Е.А. – М., 1998.

  58. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. - М., 1998.

  59. Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие / Пер. с нем. - М., 1999.

  60. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения. – М., 2002.

  61. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. – М., 2002.

  62. Хейзинга Й. «Homo Ludens». – М., 1992.

  63. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: Игры и упражнения. - М., 1988.

  64. Шильгави В.П. Начнем с игры. - М., 1980.

  65. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию (сборник игр-коррекций). – М., 1993.

  66. Шмаков С.А. Ее величество - игра. Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей. - М., 1992.

  67. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М., 1994.

  68. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М., 1993.

  69. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999.

  70. Энциклопедия игр и развлечений: Книга для детей и взрослых. - М., 1999.

Эстафета зверей

Играющие делятся на 2 - 4 равные команды и выстраиваются в колонны по одному. Играющие в командах принимают названия зверей. Стоящие первыми называются "медведями", вторыми - "волками", третьими - "лисами", четвертыми - "зайцами". Перед впереди стоящими проводится стартовая линия. По команде ведущего участники команд должны пропрыгать до заданного места так, как это делают настоящие звери. Команда "волков" бегут как волки, команда "зайцев" - как зайцы и т. д.

Разгрузи машину

Детям предлагается разгрузить «машины» с «овощами». Машины ставят у одной стены, а напротив них у другой стены помещают две корзины. Около корзин встают по одному игроку и по сигналу бегут к машинам. Переносить овощи можно по одной штуке. Овощи должны быть во всех машинах одинаковые как по количеству, так и по объему.

Затем другие участники могут «нагружать» машины; В этом случае игроки встают у машин, по сигналу бегут к корзинам и переносят овощи в машины.

Машинами могут быть коробки, стулья; овощами -- кегли, кубики и т. п.

Передал - садись!

Играющие делятся на несколько команд, по 7 - 8 человек в каждой и строятся за общей линией старта в колонну по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии 5 - 6 м становятся капитаны. Капитаны получают по волейбольному мячу. По сигналу каждый капитан передает мяч первому игроку своей колонны. Поймав мяч, этот игрок возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму, затем третьему и последующим игрокам. Каждый из них, вернув мяч капитану, приседает. Получив мяч от последнего игрока своей колонны, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.

Репка

Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит репка - ребенок в шапочке с изображением репки.

Игру начинает дед. По сигналу он бежит к репке, обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают репку и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется репка. Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула репку.

Посади и собери урожай

Количество игроков: 2 команды по 4 человека

Дополнительно: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки.

  • 1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).
  • 2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).
  • 3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).
  • 4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).

Побеждает более быстрая команда.

Бег «сороконожек»

Играющие делятся на две-три команды по 10-20 человек и выстраиваются в затылок друг другу. Каждая команда получает толстую веревку (канат), за которую все игроки берутся правой или левой рукой, равномерно распределяясь по обе стороны веревки. По сигналу организатора «сороконожки» бегут вперед 40-50 метров до «финиша», все время держась за веревку.

Победа присуждается команде, которая первой прибежала к финишу, при условии, что ни один из ее участников не отцепился от веревки во время бега.

1 класс

1.«Кто быстрей?» - эстафета

(7-8 лет)

Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движений, умения действовать в команде; упражнять в выполнении прыжков разными способами.

В эстафете участвуют 2 – 4 команды. Все выстраиваются с одной стороны шарика, каждая команда – напротив определенной геометрической фигуры. По сигналу ведущего первые участники команды прыжками начинают передвигаться по своим фигурам по порядку – от цифры 1 до цифры 5; выполнив задание, выпрыгивают из шарика с противоположной стороны. В это время в соревнование включается следующий участник команды и т.д. Закончив эстафету, команды выстраиваются на противоположной стороне шарика. Эстафета повторяется – дети выполняют прыжки в обратном порядке.

Варианты:

Прыжки на одной ноге;

Прыжки на 2-х ногах с мячом (мешочком) между колен.

2.«Донеси – не урони!» - эстафета

(7-8 лет)

Цель:

Дети передвигаются по фигурам по порядку номеров, стараясь удержать мешочек на голове

Вариант:

Передвигаясь по фигурам, нести теннисный шарик на ракетке.

3. «По местам!»

(7-8лет)

Цель: развитие внимания, умения действовать по сигналу, формирование навыков ориентировки в пространстве.

Дети встают на любую фигуру. По сигналу ведущего «Синие!» бег вокруг шарика начинают дети, стоящие на фигурах синего цвета; по сигналу «Зеленые!» к ним присоединяются дети, стоящие на фигурах зеленого цвета; по сигналу «Оранжевые!» начинают бег дети, стоящие на оранжевых фигурах и т.д. По команде «По местам!» все стараются найти фигуру своего цвета.

Вариант 1.

При каждом повторении игры способ передвижения детей меняется (бег, подскоки, галоп, прыжки на 2-х или одной ноге и др.).

Вариант 2

Дети двигаются вокруг шарика, отбивая мяч (одной рукой, двумя руками, попеременно правой и левой рукой).

4. «С кочки на кочку»

(7-8 лет)

Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, обогащать двигательный опыт, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.

Прыжки на двух ногах по фигурам (желательно создавать различные игровые ситуации: прыгаем как зайки, прыгаем как лягушки; прыгаем через болото, прыгаем, чтобы попасть в гости к кому-нибудь или добраться до предмета, лежащего на другой стороне шарика).

Вариант:

- для детей можно предлагать передвигаться по фигурам определенного цвета (только по синим, зеленым и т.п.).

5. «Пройди и перешагни»

(7 –8 года)

Цель: упражнять детей в ходьбе с перешагиванием, обогащать двигательный опыт, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.

Ходьба с перешагиванием через фигуры (для поддержания интереса создавать различные игровые ситуации).

Вариант:

Прыжки через фигуры.

6.«Не задень!»

(7 – 8 года)

Цель: упражнять детей в ходьбе и беге змейкой, обогащать двигательный опыт, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве.

Ходьба или бег змейкой между фигурами (для поддержания интереса создавать различные игровые ситуации).

Вариант:

Прыжки змейкой между фигурами

7.«Быстрая команда» - эстафета

(7– 8 лет)

Цель: развитие ловкости и быстроты, умения двигаться разными способами по ограниченной извилистой дорожке, сохраняя равновесие и скорость движения, формирование навыков игры в команде, обогащение двигательного опыта.

Две равные по количеству участников команды строятся на старте. Забег начинает участник под № 1. Как только он достигает финиша, стартует следующий игрок и т.д. Эстафета заканчивается, когда вся команда окажется на другом конце дорожки.

Варианты:

Эстафета с ведением мяча (обруча); ведение мяча клюшкой по дорожке;

Бег в чередовании с прыжками через короткую скакалку;

Прыжки через длинную скакалку с продвижением вперед;

Прыжки на двух ногах (одной ноге) из клетки в клетку; через клетку (только по зеленым или только по желтым); через саму змейку; боковые прыжки;

Две команды одновременно начинают бег по дорожкам; побеждает та команда, которая сделала меньше ошибок на дистанции и быстрее добралась до финиша.

8.«Донеси – не урони» - соревнование, эстафета, парный аттракцион

(7– 8 лет)

Цель: развитие координации движений, чувства равновесия, умения действовать в команде.

Идя по дорожке, нести теннисный шарик на ракетке (мешочек на голове, картошку в ложке и т.п.).

Вариант:

С мешочками на голове передвигаться двойками или тройками, держась за плечи (пояс) друг друга.

9.«Полоса препятствий» - эстафета

(7– 8 лет)

Цель: развитие ловкости, быстроты, координации движений, обогащение двигательного опыта, формирование умения следовать заданным условиям.

На каждом повороте дорожки установлен вертикальный или горизонтальный обруч. Дети, пробегая дистанцию, пролезают в них. Победителем считается команда, участники которой первыми выполнили задание и допустили меньше ошибок.

Вариант:

Вместо обручей использовать другие препятствия, которые надо преодолеть (дуги – подлезание; большие кубы – перешагивание с наступанием на куб, огибание, прыжки вокруг каждого куба; малые кубы – перепрыгивание).

10.«По извилистой дорожке» - игровое упражнение, парное соревнование

(7 – 8 лет)

Цель : развитие ловкости, координации движений, чувства равновесия, обогащение двигательного опыта.

Разные виды ходьбы, бега, прыжков по извилистой дорожке с сохранением равновесия.

Вариант:

Для детей можно ввести элементы соревнования парами (по типу игры «Наперегонки вдвоем»).

2 класс

1.«Лови, бросай – упасть не давай!»

(8– 9 лет)

Цель: развивать ловкость, координацию движений, упражнять в бросании и ловле мяча.

Дети выстраиваются в шеренгу на самую ближнюю к ведущему часть дорожки. Он бросает мяч каждому игроку. Ребенок ловит мяч и возвращает его ведущему таким же способом. Выполнив упражнение без ошибки, дети отходят на следующую часть дорожки. Ребенок, допустивший ошибку в ловле или броске мяча, остается на месте до следующей попытки. По окончании игры победителем выбирают участника, который оказался на самой дальней от ведущего части дорожки.

Вариант:

Бросать мяч каждому игроку разными способами: снизу, от груди, с ударом о землю, из-за головы и т.п.

2.«Добеги и принеси!» - эстафета

(8 – 9 лет)

Цель: развивать ловкость, быстроту, умение реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт, формировать навыки ориентировки в пространстве.

Игроки располагаются на фигурах с одной стороны площадки. На противоположной стороне напротив каждого ребенка на такой же фигуре лежит какой-нибудь предмет (кубик, флажок, кегля и пр.). По команде ведущего дети должны добежать до своего предмета и принести его: при повторении эстафеты отнести предмет.

Вариант:

Условия те же, но на противоположной стороне напротив каждого ребенка вертикально установлен обруч; по сигналу ведущего дети добегают до обручей, пролезают через них, берут предмет и возвращаются на свое место. Игру можно повторить несколько раз, называя разные фигуры.

3.«Найди фигуру»

(8 – 9 лет)

Цель: ориентировки в пространстве.

Все дети двигаются врассыпную, выполняя задания ведущего (бегом, шагом, на носках, в полуприседе, высоко поднимая колени, прыжками, галопом, как мышки, как медведи, как зайчики и др.). Неожиданно ведущий говорит название фигуры (цвета) – дети стараются найти соответствующий рисунок и встать на него. Дети, не успевшие занять фигуру или допустившие ошибку, считаются проигравшими.

Вариант :

При назывании фигуры можно сочетать сразу 2 признака: цвет и название (красный квадрат, синий треугольник и т.п.)

4.Игра – эстафета «Пейзаж»

8-9лет

Цель: развивать ловкость, быстроту, умение реагировать на сигнал.

Перед детьми расположена картинная плоскость с изображением неба и земли и четко выраженной линией горизонта. На столе лежат элементы, относящиеся к жанру пейзажа. Дети, выбирают любой элемент и располагают его на плоскости. Подходят к следующему игроку и передают ход игры. В заключении совместно придумывают название картины.

Одна команда проверяет результаты другой.

5.Игра – эстафета

«Яблонька»

Цель:

Развивать выдержку, быстроту реакции.

Дети делятся на две команды (мальчики и девочки), встают с двух сторон стола с разложенными листочками и яблоками.

По сигналу дети по одному развешивают яблоки (девочки) и листочки (мальчики) на дидактическом дереве.

Побеждает команда первая выполнившая задание.

6.«По местам!»

(8 – 9 лет)

Цель: развивать ловкость, быстроту, внимание, умение реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт, формировать навыки ориентировки в пространстве.

Дети встают на любую цифру божьей коровки. Ведущий громко считает от 1 до 13. Ребенок, услышав свою цифру, начинает бег вокруг рисунка. По сигналу «По местам!» каждый старается найти свое место. При повторении игры дети двигаются вокруг божьей коровки подскоками, галопом, прыжками и др.

Вариант:

- каждый ребенок, чью цифру назвал ведущий, начинает вести мяч вокруг божьей коровки.

7.»Пингвин»

8-9 лет

Цель:

Правила: каждый из участников команд зажимает мяч между коленями, доходит до точки назначения и так же обратно возвращается назад, передает эстафету другому.

Инвентарь: 2 мяча.

8. «Бег со скакалками».

8-9 лет

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

Правила: частники команд со скакалками в руках, добегают до нужной точки назначения, и также возвращаются обратно.

Инвентарь: 2 скакалки.

9. «Бег в мешках».

8-9 лет

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

Правила: прыгая в мешках, участники доходят до точки назначения и возвращаются обратно, передают эстафету другому.

Инвентарь: 2 мешка.

10. «Обручи»

8-9 лет

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

Правила: каждый из участников команд, вращая обруч на руке, доходит до цели и возвращается обратно быстрым бегом.

Инвентарь: 2 обруча.

3 класс.

1.«Словесная дуэль».

8-9 лет

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

Правила: необходимо капитанам команд называть по очереди названия спортивных игр. Например: теннис, хоккей, футбол … Тот, у кого не будет вариантов, проигрывает.

2. «Бег на скорость».

8-9 лет

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

Правила: обе команды бегут вокруг школы и последний, кто прибежит, тот и завершает эстафету.

3.«Болото»

8-9 лет

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

Участвуют два человека. На двух стульях стоит миска с водой и лежит по одной ложке. В нескольких шагах стоит еще два стула, а на них пустой стакан. Кто первый заполнит пустой стакан, тот - победил.

4.» ПРОЙДИ, НЕ ЗАДЕНЬ»

8-9 лет

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

На ровном месте, на расстоянии шага друг от друга ставятся 8–10 городков на одной линии (или кеглей). Играющий становится перед первым городком, ему завязывают глаза повязкой и предлагают пройти между городками туда и обратно. Выигрывает тот, кто свалит наименьшее количество городков.

5. БУМАЖНАЯ СТРЕЛА

8-9 лет

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

Для игры нужна бумажная стрела типа голубка, которую может сделать любой школьник. Играть лучше в безветренную погоду. Ребята делятся на две равные команды. На земле проводится прямая, на которую становится первый игрок, бросающий стрелу. С того места, на которое упала стрела, игрок второй команды мечет в противоположную сторону. И снова с этого места, где упала стрела, игрок первой команды бросает ее опять в противоположную сторону. Так поочередно, один за другим игроки разных команд мечут стрелу изо всех сил в две противоположные стороны. Если при последнем броске стрела упала на проведенную по земле черту, обе команды метали одинаково. Если же стрела оказалась в том направлении от черты, в каком бросала одна из команд, то победила эта команда.

6. СОРОКОНОЖКИ

8-9 лет

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

Играющие делятся на две-три команды по 10-20 человек и выстраиваются в затылок друг другу. Каждая команда получает толстую веревку (канат), за которую все игроки берутся правой или левой рукой, равномерно распределяясь по обе стороны веревки. Затем каждый из участников аттракциона в зависимости от того, с какой стороны каната он стоит, берется правой или левой рукой за щиколотку правой или левой ноги. По сигналу ведущего сороконожки скачут вперед 10-12 метров, держась за веревку, затем разворачиваются и прыгают назад. Можно бежать и просто на двух ногах, но тогда следует ребят поставить очень близко друг к другу. Победа присуждается команде, которая первой прибежала к финишу, при условии, что ни один из ее участников не отцепился от веревки во время бега или прыганья.

7. ЭСТАФЕТА С ШАРИКАМИ

8-9 лет

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

В эстафете могут участвовать две-три команды по пять-семь человек. Этапы эстафеты: Первый этап – пронести шарик на голове. Если упадет, остановиться, поднять и вновь продолжать движение. Второй этап – бежать или идти шагом, а шарик гнать по воздуху. Третий этап – нести два шарика, прижав, их друг к Другу, между ладонями. Четвертый этап – гнать шарик по полу, огибая расставленные змейкой городки (кегли, игрушки). Пятый этап – пройти быстро дистанцию с шариком, привязанным метровой ниткой к щиколотке ноги. Шестой этап – нести шарик от настольного тенниса на ракетке или в большой ложке. Седьмой этап – зажать шарик между колен и прыгать с ним, как кенгуру.

8. ОХОТА НА ДИКОГО СЛОНА.

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

Перед командами игроков на расстоянии 5 v 10 м стоят стулья. По сигналу руководителя первые скауты бегут к стульям и привязывают веревку заданным узлом, вторые участники привязывают к этой веревке новую и т. д. Побеждает та команда, которая быстрее свяжет канат и вытащит стул к себе.

9. БЕГ СОРОКОНОЖЕК

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

Это групповое соревнование. Играют 2 v3 команды по 15 человек. Ведущий обвязывает каждую команду веревкой. По сигналу группы. Lсороконожек│ начинают движение к финишу.

Выигрывает команда, не упавшая по пути и пришедшая первой.

10. РУКИ ВВЕРХ!

Цель: Развивать выносливость в беге и подвижных играх, скоростные качества и ловкость;

В игре принимают участие 3 и более человек. Необходимо иметь 1 монету. Все делятся на 2 команды и садятся напротив друг друга за стол. Одна команда получает монету, и участники передают ее друг другу под столом. Командир противоположной команды медленно (можно про себя) считает до десяти, а затем говорит: LРуки вверх!│ игроки команды, передававшей монету, тут же должны поднять руки вверх, причем руки сжаты в кулаки. Затем командир говорит: LРуки вниз!│ v и игроки должны положить руки на стол ладонями вниз. Тот, у кого монета, старается прикрыть ее ладонью. Теперь игроки противоположной команды совещаются, решают, у кого монета. Если они отгадали правильно, монета переходит к ним, если нет v остается у той же самой команды.

4 класс

1. СТАИ РЫБОК.

Игроки делятся на 2 v 3 равных команды, и каждый игрок получает бумажную рыбку (длина 22 v 25 сантиметров, ширина 6 v 7 сантиметров), привязанную на нитке хвостом вниз (длина нитки 1 v 1,2 метра). Ребята закрепляют конец нитки сзади на поясе так, чтобы хвост рыбки свободно касался пола. У каждой команды рыбки из разного цвета. По сигналу ведущего игроки, бегая друг за другом, стараются наступить на хвост рыбки Lпротивника│. Касаться рыбок и ниток руками не разрешается. Игрок, чью рыбку сорвали, выходит из игры. Побеждает та команда, у которой останется больше рыбок.

2. КАПИТАНЫ.

Роли: капитаны, адмирал, судьи.

Играющие разбиваются на две равные команды, два экипажа морских кораблей, скажем крейсер LЗадира│ и эсминец LЗабияка│. Ведущий (адмирал) выстраивает игроков в две шеренги друг против друга и говорит им примерно следующее: LСейчас мы проведем маневры двух кораблей. С этой минуты всем вам присваиваются звания капитанов. Я v адмирал. Мои приказы и распоряжения выполнять безоговорочно, если только- я обращаюсь к вам по званию v капитаны: LКапитаны, сесть!│, LКапитаны, встать!│, LКапитаны, налево!│ и т. д. Если же я подам команду без обращения, например: LВстать!│, LСесть!│, вы ее выполнять не должны. Кто выполнит эту команду, выбывает из игры. Побеждает тот экипаж, в котором осталось больше капитанов. Итак, начинаем:

    Капитаны, руки на пояс!

    Капитаны, руки вниз!

    Руки вверх!

Данная игра требует наличия боковых судей, каждый из них следит за своим экипажем. Участники могут надеть бескозырки, воротнички разных цветов.

В финале адмирал выстраивает всех и объявляет благодарность экипажу-победителю.

3. ПОБЕДИ ТРОИХ.

Две одинаковые по размеру и толщине веревки по 2.5 v 3 метра связываются посредине так, чтобы получилось четыре одинаковых конца. Соревнуются четверо ребят, каждый берет свой конец веревки, натягивает его, получается Lкрест│. Примерно в двух метрах от каждого игрока, на полу (на земле) кладется приз (игрушка, мешочек с орехами, конфеты и т. д.). По команде участники тянут свой конец веревки, пытаясь первыми схватить приз.

4. КТО БЫСТРЕЕ.

Ставятся два стула спинками друг к другу на расстоянии примерно 2-х метров. Под стульями протянута веревка, ее концы находятся между ступнями сидящих на стуле ребят. Посредине веревки привязан мешочек с орехами (конфетами, печеньем, семечками). По команде ведущего, сидящие на стуле должны вскочить, обежать кругом стульев, сесть на свой и, ухватившись за веревку, подтянуть к себе приз, который достается тому, кто первым сможет это сделать.

5. ПАУК.

На линии старта начертите два круга. Разделите ребят поровну на две группы, по 15 v 20 человек, и каждую группу поставьте в круг. Теперь обвяжите обе группы веревками, получилось два Lпаука│. По команде Lмарш!│ оба Lпаука│ начинают наперегонки перебираться к финишу, где начерчены два других круга, в которые они должны встать. LПауки│ спотыкаются, не бегут, а еле ползут. Все играющие должны быть или в ботинках или босыми.

6. ЛОВКИЙ ХОККЕИСТ.

Участники строятся в колонну по одному за лицевой линией площадки. В 3-х м от нее на земле устанавливается первая вертикальная стойка (набивной мяч, кирпич, ведро с песком, толстые деревянные чурки), затем на таком же расстоянии на одной линии устанавливается еще пять стоек, последняя из них находится на противоположной лицевой линии.

Направляющий, удерживая хоккейную клюшку, ведет волейбольный мяч (можно теннисный, футбольный и т. д.) и встречающиеся на пути препятствия (стойки) туда и обратно обводит змейкой. Поравнявшись с командой, останавливает мяч и передает клюшку очередному играющему, а сам уходит в конец команды. Эстафета заканчивается, когда все участники проведут мяч и клюшку и передадут капитану. Победителем выходит команда, сумевшая быстрее всех это сделать.

7. ЭСТАФЕТА С ПРЕОДОЛЕНИЕМ ПРЕПЯТСТВИЙ.

Каждая команда делится на две равные подгруппы. Игроки всех подгрупп строятся в колонны по одному, одна против другой на расстоянии 15 м. Между ними посредине площадки устанавливаются препятствия: веревочка, натянутая поперек площадки на высоте 40 v 50 см, ров шириной 1,5 м, обозначают двумя линиями (расстояние между препятствиями 5 м). По сигналу руководителя, первые игроки подгрупп, стоящих по одну сторону площадки, с флажком в руках бегут вперед по направлению к вторым подгруппам своих команд, по пути преодолевают одно за другим оба препятствия, после чего передают флажок игрокам, стоящим первыми в противоположных подгруппах. Эти игроки бегут в противоположном направлении, преодолевая препятствия в обратном порядке. Выигрывает команда, первой закончившая передачу флажка. Количество препятствий и их характер можно варьировать.

8. НЕ УРОНИ МЯЧ

Большой надувной резиновый мяч кладут на маленький деревянный кружок с небольшим углублением, прикреплённый к разъёмной палочке, которая состоит из трёх частей. Играющие должны сначала разъединить палочку на части, а затем собрать её. Сделать это, не уронив мяч, очень трудно.

9. СОРЕВНОВАНИЕ «ШТАНГИСТОВ»

На концах палки приделываются два бутафорских диска - это будет «штанга». Концы резинового многожильного жгута (или резинового бинта) привязываются к концам палки. Ребята по очереди наступают на середину жгута, а палку стараются поднять выше головы и возможно большее число раз. Для каждого участника соревнования устанавливается длина жгута, соответствующая его росту.

10 ВОКРУГ ОБРУЧА

Участники игры по очереди сильным движением рук направляют гимнастический обруч по ровной дорожке. Затем стараются догнать его и успеть проскочить через него туда и обратно. Кто сделает это большее число раз, тот победитель. Можно провести соревнование по-другому. Два обруча кладут в трёх шагах один от другого. Двое соревнующихся стремятся в течение минуты большее число раз пролезть сквозь обруч, надевая его сверху вниз. Два самых быстрых игрока в финале соревнуются между собой. Ещё один вариант игры с обручем: берут его одной рукой и движением пальцев заставляют вращаться на месте. Судья засекает время вращения до тех пор, пока обруч не упадёт. Соревнуются поочерёдно, а если есть два обруча - парами. Тогда в финальном поединке встречаются два лучших игрока.