Росберг, сын росберга. Как кеке росберг титул взял

Кеййо Эрик «Кеке» Росберг - финский автогонщик шведского происхождения, родился 6 декабря 1948 года в Сольне вблизи Стокгольма, Швеция.

Ранние годы и старт карьеры

Кеййо был первенцем финских студентов Ларса и Лии Росбергов, имел двух младших сестер. Ларс и Лиа были влюблены в раллийные гонки. Эта страсть к гонкам передалась и Кеке, как он сам себя потом окрестил, чтобы легче было произносить. В первый раз, когда Кеййо сел за руль, он разнес дверь отцовского гаража.

В 1965 году Кеке дебютировал в финской картинговой Формуле. В следующем году он выиграл сразу две серии картингового чемпионата SM и PM. В 1967 он повторил свою победу в SM. Правда, о карьере гонщика тогда речь не шла, он хотел стать стоматологом или программистом.

Затем он ушел в армию, но по возвращению в 1970 году еще три года принимал участие в гонках на картингах, пять раз был чемпионом Финляндии в этом виде спорта.

В 1972 году он перешел в Формулу Vее. И в своем дебютном сезоне показал третий результат в серии SM. За период с 1973 по 1976 год Кеке принимал участие в огромном количестве чемпионатов: Formula Vee, Formula Atlantic и Формула-2. Он радовался победам и терпел поражения, но упорно шел к своей цели.

Формула-1

Дебют в Формуле-1 состоялся 4 марта 1978 года в составе команды Theodore во внезачетной гонке Формулы-1 International Trophy, в которой, несмотря на неблагоприятные погодные условия, Росберг уверенно победил. В последующих гонках автомобиль отказывался слушаться гонщика вплоть до того, что Росберг не мог преодолеть даже предквалификационный барьер. Вторую половину сезона Росберг попеременно выступал в составе ATS и Wolf.

В 1979 году его пригласил в свою команду Вальтер Вольф, но затем он продал команду братьям Фиттипальди, причем, вместе с пилотом. В следующем же сезоне Кеке зарабатывает подиум в Аргентине. В 1981 году Росберг продолжал работать с Фиттипальди.

Неслучайный чемпион

В конце 1981 года команду Williams покидал Алан Джонс. Ему на замену взяли 31-летнего Кеййо Росберга. Так в 1982 году он стал партнером Карлоса Рейтеманна, который тоже вскоре ушел из автоспорта и лидерство в команде досталось Кеке.

13-й этап чемпионата, который проходил в Австрии, не принес финну такой долгожданной победы. Но Росберг занимал вторую строчку в зачете. Но на Гран При Швейцарии он поднялся-таки на верхнюю ступень подиума. Эта победа вывела его в лидеры чемпионата, и это первенство он сохранил до самого финиша. Для многих гонщиков это был драматический сезон, во главе списка побывали 11 пилотов, но опытный 34-летний финн уверенно шел к победе. Росберг так и стал чемпионом, выиграв всего одну гонку в сезоне.

Что было потом

Конечно, контракт Росбергу продлили и до 1985 года он выступал за Williams, но без каких либо ощутимых успехов.

Свой последний сезон Кеке Росберг провел в команде McLaren. Его напарником был Ален Прост. Из Формулы-1 финн ушел в середине сезона. Он работал в качестве спортивного менеджера и привел в большой спорт Джей Джей Лехто и Мику Хаккинена.

В самом начале 90-х Росберг выступал в Ле-Мане. Потом серии DTM в составе Mercedes и Opel. А в 1994-м Росберг основал собственную команду Opel Team Rosberg.

Семья

В 1983 году Кеке женился на немке Сине и в 1985 году у них родился сын Нико.

Известный как «Летающий финн» Кеке гордый отец, который дожил до того, чтобы увидеть победу своего сына в Гран При. Кроме того он является менеджером своего сына - Нико Росберга, который представляет Германию.

1974

Медленно и уверенно

1948

1973 1977

Бесславный дебют

В Формулу-1 горячие финские парни пришли не сразу. Первым стал в 1974 году Лео Киннунен, который засветился на шести этапах. Итоги его печальны - ни одного финиша. Но всего через четыре года появился в королевском класе следующий представитель страны - Кеке Росберг. Он начал выступления в Формуле-1 для того, чтобы однажды стать чемпионом. Чемпионство было может не самым впечатляющим, но первый титул в конце концов уехал в Скандинавию. Корона стала вершиной его карьеры - он добился ее, не имея за плечами великих побед, а после вновь оказался статистом.

Медленно и уверенно

Кейо Эрик Росберг родился 6 декабря 1948 в Стокгольме. В то время его родители получали в столице Швеции образования для того, чтобы продолжить работу на своей родине. Уже в Финляндии отец стал ветеринаром, а мать занималась химией. Для родителей это стало простой работой, а вот увлечением было соревнование в ралли. Их сын наследовал это качество от них и получил свой первый опыт за рулем семейного автомобиля. Тогда юный будущий чемпион пробрался в гараж, завел машину и на всех парах угодил в закрытые ворота.

Такой сюрприз совсем не смутил Кеке - прозвище, которое он придумал себе сам,- и он вскоре начал выступления в картинговых гонках. Одной из его увлечений стал ветер, который дул ему прямо в лицо. Это превратилось в страсть и стало выше, чем достойное образование. С последним у него не должно было возникнуть проблем. Кеке в юношеские годы хотел стать дантистом либо программистом, но душа настояла на другом - гонки.

Карьера пилота у Кеке развивалась медленно. Для начала он целых пять раз становился чемпионом Финляндии в карте перед тем, как выйти на международный уровень. В 1973 году - а ему было уже 25 лет - он стал чемпионом Скандинавии и Европы, и только после этого рост ускорился. За четыре года Росберг побывал в сериях Formula Vee, Formula Atlantic и Формула-2. В них он добивался разных результатов - были и победы и поражения, но он не переставал работать. Об этом красноречиво говорит 1977 год, когда он провел 41 гонку за год! Благодаря своим положительным результатам он не слышал от своих спонсоров, которые с радостью ему помогали, недовольства. Так в следующем году состоялся дебют в Формуле-1.

Первой командой для финна стал Теодор. Машина была абсолютно неконкурентоспособна, но Кеке смог удивить. На второй гонке, которая стала незачетной в чемпионате, он одержал победу. Успехов же в официальной части чемпионата не было. На протяжении сезона он перешел в команду ATS, но и там звезд с неба не хватал - 10 место в Германии стало лучшим результатом.

Бесславный дебют

Дебют, как правило, придает дополнительных сил и гонщика должны встретить улучшения результатов. Но этого с Кеке не произошло. Сезон 1979 года начался для Кеке вне Формулы-1 - одной победы на незачетной гонке оказалось явно недостаточно для заключения нового контракта. Тем не менее, ему помог случай. В том году Джеймс , который уже успел примерять корону победителя, выступал в команду Вольф. Но все надежды на хорошие результаты таяли с каждой гонкой, и после Гран-при Монако британец ушел на заслуженный отдых. Руководители команды пригласили Росберга на его место. В такой ситуации рассчитывать на успех было глупо, но может таковым просто являлся старт в восьми гонках?

Следующий сезон для Кеке начался намного успешнее. Его пригласили в команду Вилсона Фиттипальди, в которой статус первого пилота принадлежал первому чемпиону из Бразилии. Финну удался молниеносный успех - третье место в жаркой Аргентине. К такому результату ничего не предрасполагало, вскоре команда доказала это. Ни Эмерсону, ни Кеке в дальнейшем не покорились громкие победы. По окончанию сезона паулиста завершил карьеру, а Росберг остался еще на год. Остался, чтобы провести еще один безрезультатный сезон. Это был уже четвертый год в королевских гонках, а пилот набрал лишь 6 очков за все время.

Можно ли с такой добычей надеяться на лучшее? Конечно,- ответил финн и пошел праздновать новый 1982 год... Начал он его за здравие. В команде Уильямс освободилось место - ушел из гонок Алан , - и именно Росберг его занял. До этого команда Фрэнка Уильямса провела два отличных сезона и Кеке не было на что жаловаться.

Чемпионский сезон

Много в истории было разных сезонов, но этот не просто отдельной главой - о нем можно писать в отдельном томе. Чего только не случалось в этом сезоне, но все это было связано между собой и повлияло на то, что чемпионом стал Кеке Росберг - пилот, который до этого не знал, что такое победа в гонке. Началось все с возвращением в Формулу-1. Первым же делом он прочитал контракт и поднял восстание против всемогущей власти. Ряд пилотов встревожили некоторые правила суперлицензии и они пошли на бойкот в первом же Гран-при. Вопрос был урегулирован, гонщики вышли на старт, но это было только начало.

На втором этапе в Бразилии Росберг приехал на финиш вторым, но получил дисквалификацию. На той же гонке был дисквалифицирован и победитель , который выступал в команде... Берни Экклстоуна - топор войны был откопан. Причиной дисквалификации стал недовес болидов победителей гонки, а это сильно не понравилось Берни и его другу Максу Мосли.

В начале сезона мир наконец-то начали завоевывать турбомоторы и Рено с Феррари были в выигрышном положении - их двигатели просто были сильнее. С этой "проблемой" и пытались справиться остальные команды. Идеальным решением стала водяная «система охлаждения тормозов». Эта система ничего не давала кроме одного - по ходу гонки жидкость мгновенно испарялась, и болиды становились легче. Здесь здорово помогал регламент, который не запрещал заливать различные жидкости после гонки до взвешивания.

Вот из-за этого абсурда и началась война. После принятия в суде решения о пересмотре результатов гонки в Жакаперагуа команды пошли напрямую против Федерации и не вышли на старт Гран-при Сан-Марино. Не вышел и Росберг, но то, что случилось в Имоле, изменило многое. Нет, это изменило все.

В гонке быстро сошли Рено - турбомоторы погрузились в пламя. Этим воспользовались в Феррари и оба пилота поехали за дублем. Из боксов алых обоим пилотам для уверенности была показана табличка "сбавьте темп" (оригинал - SLOW) и можно было идти на перекур. Против этого был только Дидье Пирони, который не подчинился командному приказу и обошел Жиля Вильнева на последнем круге. Через две недели на квалификации канадец погнался за временем француза и наскочил на один из болидов.

Его подбросило на всей скорости, болид разлетелся и Жиль выпал из машины - это было последнее мгновение в его жизни. А Кеке тем временем опять взял серебро и занял третье место в личном зачете за Джоном Уотсоном на Макларен и Аленом Простом на Рено. После этого Кеке выпал из борьбы за титул. Погоню повели Уотсон и очухавшийся Пирони. Так продолжалось до Гран-при Германии. Лидер чемпионата Дидье Пирони попал в аварию на этапе и сломал обе ноги - карьера была закончена навсегда.

В этот момент и открылись двери для команд без турбомоторов. В Германии Кеке приехал третьим, в Австрии - вторым, а впереди маячил Гран-при Швейцарии. Этап прошел во французском Дижоне и был проведен по той же идее, что и Гран-при Сан-Марино. Это была еще одна домашняя гонка для Рено и они вновь были лучшими... пока у них не возникли проблемы. Рене Арну сошел за четыре круга, а у Алена Проста забарахлила система подачи топлива. Француз скинул скорость и пропустил Кеке Росберга. Финн стал победителем единственного Гран-при Швейцарии в истории. После гонки он вышел в лидеры чемпионата благодаря многочисленным проблемам у соперников на протяжении всего чемпионата. Оставалось только два этапа, в которых Кейо набрал аж два очка, но и этого оказалось достаточным.

Вот и сказке конец

Ну а после 1982 года соперники Кеке вернулись в строй в полном составе. Чемпионами становились Ален Прост, , Нельсон . До 1985 года он был членом команды Уильямс и выиграл лишь четыре гонки. Красивейшую победу он добыл в Далласе в 1984 году. Городские гонки в США уже не были диковинкой, но в тот день гонка выделилась из многих. Над Техасом стояла жара, асфальт быстро превратился в негодность, его ночью пришлось ремонтировать. Иллюстрацией ситуации стал выезд Жака Лаффита на практике в... пижаме – такая температура стояла. Что касается нашего героя, то он стартовал пятым и в таких погодных условиях сумел подняться на второе место. Впереди был только и после нескольких кругов Росберг провел обгон. Так он выиграл первую гонку для турбомотора Хонда.

Последний сезон Кеке Росберг провел в Макларене. Успехи у него были намного ниже, чем у напарника Проста, но он получил Оскар за роль второго плана на Гран-при Австралии. Этап в Аделаиде он не закончил из-за пробитого колеса, но куда важнее стала победа Алена Проста в чемпионате мира. Это была последняя гонка в Формуле-1, но из автоспорта Кеке не ушел. В начале 90-ых он начал выступления на спортивных автомобилях. В его активе были участия в Ле-Мане и чемпионате DTM, но никаких успехов не было видно. Главным же для него стала роль менеджера. Именно Кеке привел в Формулу-1 Мику , который в конце тысячелетия стал двукратным чемпионом мира. А затем он стал менеджером своего сына Нико, который сейчас выступает под флагом Германии. Нико сейчас является пилотом Формулы-1 и кто знает, может он когда-то станет чемпионом.

показатель значение примечание
Лет в Формуле 1: 9 1978 - 1986
Участие в Гран-При: 128
Старты в Гран-При: 114 89.06% от участий в Гран-При
Количество финишей: 63 Сходов: 51 - 44.74% от стартов в Гран-При
Поул-позиции: 5
Первый ряд: 9 7.89% от всех стартов (более чем в каждой 13-й гонке)
Подиумы: 17 14.91% от всех стартов (более чем в каждой 7-й гонке)
Победы: 5 4.39% от всех стартов (более чем в каждой 23-й гонке)
Победы с пол-позишн: 0 0% от всех побед в Формуле 1
Лучший старт: 1 Средняя позиция на старте: 9.34
Лучший финиш: 1 Средняя позиция на финише: 5.85
Финиш в очках: 38 33.33% от всех стартов в Гран-При
Набрано очков: 159.5 В среднем 2.7 за гонку
Круги: 5306 пройденные в гонках Формулы 1
Первая гонка: 1978-03-04 Гран При Южной Африки
Кеке Росберг старт: 24 финиш Ret Theodore-Ford
Последняя гонка: 1986-10-26 Гран При Австралии
Кеке Росберг старт: 7 финиш Ret McLaren-TAG

Юзербары для форумов, статистика гонщика будет обновляться автоматически.

Гонщик формулы 1 Кеке Росберг (Keke Rosberg)
(70 лет , дата рождения: Понедельник 06 Декабря 1948 года) дебютировал в Формуле 1 04 Марта 1978 года на Гран При Южной Африки за рулем Theodore-Ford где он не классифицирован. Кеке Росберг провел в чемпионате мира 9 лет и принял участие в 128 гран-при. Кеке Росберг стартовал в 114 гонках и одержал 5 побед , завоевал 5 поул-позишн , 17 раз финишировал на подиуме. За 9 лет гонщик 38 раз финишировал в очках. Всего Кеке Росберг заработал 159.5 очков, в среднем 2.7 на каждую гонку в которой он принимал участие. Лучшим результатом в гонке для гонщика стало 1 место, лучший старт с 1 позиции. Последнюю гонку в Формуле 1 Кеке Росберг провел 26 Октября 1986 на Гран При Австралии за рулем McLaren-TAG где он не классифицирован.Полное имя: Кейо Росберг (Keijo Rosberg) Родился: 6 декабря 1948 г.

Выступал за команды: Theodore, ATS, Wolf, Fittipaldi, Williams, McLaren.

В "Формуле-1": Гран-при - 128; стартов - 114; побед - 5; подиумов - 17, поул-позиций - 5; стартов с первого ряда - 10, быстрейших кругов - 3, набранных очков - 159,5;

Чемпион мира 1982 г.

В McLaren: Гран-при - 16; стартов - 16; побед - 0; подиумов - 1, поул-позиций - 1; стартов с первого ряда - 1?, быстрейших кругов - 0, набранных очков - 22.

Успех и Формуле-1 долго дожидался этого финна, и большинство его побед были добыты в сложных условиях. В Формуле-1 он очутился в 1976 г. после блестящего выступления на Международном кубке в...

График не показывается, потому что у вас не установлен флеш плеер

П осмотрите на этого седовласого мачо. Разве вы поверите, что в минувшую субботу он отпраздновал свое 60-летие? А между тем, "летающий финн" Кейо Эрик Росберг или просто "Кеке", как на бразильский манер он однажды сам себя окрестил, продолжает принимать бесчисленные поздравления с юбилеем от поклонников Формулы-1 всего мира. И, в первую очередь, из Финляндии, Швеции и Германии. Болельщики этих стран считают Кеке Росберга "своим" и имеют на то полное право.

Э рик родился в Стокгольме 6 декабря 1948 года в семье студентов: папа-финн Ларс учился на ветеринара, а мама-шведка Лиа на химика. Однако, без "гоночных генов" не обошлось. Родители будущего чемпиона мира F1 активно выступали в раллийных гонках, а Ларс был одним из лучших картингистов Финляндии, куда родители вместе с сыном и дочерью Сейо переехали после защиты дипломов.

В детстве Эрик мечтал быть похожим на папу и лечить животных. По этой причине Росберг довольно поздно пришел автоспорт: свою первую гонку на картинговой трассе он провел только в 1965 году. Однако довольно быстро стал прогрессировать, выиграл Чемпионат Европы и стал пятым на чемпионате мира.

П олностью сосредоточиться на автоспорте мешала учеба на факультете информатики, а потом и работа в фирме в качестве системного аналитика. И все-таки Кеке находил время для участия в гонках серии Formel Vее (FV), болиды которой оснащались 1300-кубовыми моторами от Volkswagen Beetle. Успехи 1973-го (победа в финском, скандинавском и европейском чемпионатах FV) и 1974-го (второе место в Евросерии Formula Super Vee 1600 и третье в Castrol GTX series), убедили 25-летнего финна серьезно отнестись к профессиональной карьере автогонщика.

TOJ 201 BMW

В 1975-м Росберг берет неоплачиваемый годичный отпуск, поселяется неподалеку от легендарного автодрома Хоккенхаймринг и концентрируется на выступлениях в немецкой Формуле Super Vau GTX 1600. Публика мгновенно влюбилась в усатого косматого финского хиппи за агрессивный стиль пилотирования, бесстрашие и индивидуальность.

О собенно впечатлил болельщиков случай произошедший в гонке Мемориала Джима Кларка. Росберг задел заднее колесо впереди идущего болида, его машина взлетела в воздух, сделала несколько кульбитов. После приземления абсолютно невредимый и невозмутимый Кеке покинул кокпит, достал из него ковбойскую шляпу и раскланялся перед трибунами. "Я был нахальным мерзавцем. И я знал об этом", вспоминал Росберг. И публике это нравилось!

В ыиграв в 1975-м за явным преимуществом "Castrol GTX Trophy" (9 побед + три подиума), Эрик перебирается на более высокую ступень в европейскую серию Формулы-2. Для того, чтобы освоится за рулем более мощной TOJ 201 BMW Росбергу понадобилось довольно много времени: лишь на седьмом этапе на французском треке Rouen-Les-Essarts ему удалось заработать первые очки. А первые победы в F2 пришли в следующем сезоне, когда Кеке перешел в канадскую команду Фреда Оперта и занял место в кокпите Chevron B 40 Hart.

Н аконец, в 1978 году, Росберга приглашает в свою команду кинорежиссер из Гонконга Тэдди Йип, и финн получает вожделенное место в Формуле-1 за рулем Theodore Ford Cosworth. Первая гонка, как и положено, вышла комом: 30-летний дебютант F1 до финиша не доехал из-за проблем со сцеплением. Зато второй старт в болиде F1 стал главной сенсацией "королевского класса" в 1978 году: во внезачетной, но чрезвычайно престижной, гонке XXX BRDC International Trophy на трассе Сильверстоуна Кеке в упорной борьбе с Эмерсоном Фиттипальди сумел одержать победу, опередив бразильца на 1.9 секунды.

П рофессия гонщика заставляла Росберга работать на износ, и усердный финн добросовестно трудился, не отказываясь от стартов в многочисленных сериях по обеим сторонам Атлантического океана. Формулы Pacific и Atlantic, чемпионаты Formula 2 и CanAm, горные гонки и ралли — 36 гоночных уикэндов, 41 проведенная гонка за год!

А в Формуле-1 дела пока не складывались. Росберг, никогда не лазивший за словом в карман, характеризовал Theodore Ford "настоящей свиньей из всех машин". Автомобиль отказывался ехать уже на стадии квалификации. Терпение финна лопнуло, и он перебрался в ATS. В концовке сезона под уговорами Йипа, приобретшего у Wolf Racing пару б/у болидов, Кеке вернулся в Theodore Racing Hong Kong, но заработать первых очков в первом сезоне так и не сумел.

1 979-й "летающий финн" начал, не имея места в "королевском классе" автоспорта, но в середине сезона, после внезапного ухода Джеймса Ханта, Росберга позвал к себе Вальтер Вольф. Ближе к финишу Чемпионата австриец теряет интерес к слишком дорогой и не слишком успешной затее и продает команду братьям Фиттипальди Эмерсону и Уилсону. Кейо Эрик сохраняет за собой место пилота и в первой же гонке нового сезона-1980 в Аргентине зарабатывает подиум. Правда развить успех не удалось: 6 очков в 80-м и "баранка" в следующем.

Д о начала Чемпионата мира F1 1982 года оставалось совсем немного времени. Фрэнк Уильямс тщетно искал кандидата на замену австралийцу Алану Джонсу. Росбергу был дан один шанс на тестах и скандинав использовал его, забронировав место второго пилота. Интересно, что рискуя местом в команде, независимый Кеке ни на минуту не изменил себе: на подписание договора куривший, как паровоз, финн заявился в офис ярого ненавистника табака Уильямса с сигаретой в зубах!

В качестве второго пилота TAG Williams Racing Team Кеке должен был поддерживать аргентинца Карлоса Ройтманна в борьбе за чемпионский титул. Однако, уже после двух гонок 38-летний "Лоли" (прозвище Ройтманна — авт.) решил "завязать" с автоспортом, и статус примы команды перешел к пилоту из Финляндии. Несколько раз Росберг был в непосредственной близости от вершины подиума — не хватало удачи. И вот во Франции на Circuit de Dijon-Prenois, где проходил Гран-при Швейцарии, Кеке, наконец-то, выигрывает!

Э то был драматический сезон. Гибель Жиля Вильнева, смерть Рикардо Палетти и серьезная авария Дидье Пирони. Холодная война между руководством автоспорта (FISA) и командами (FOCA). Бойкот Гран-при Сан-Марино. Ни одному из пилотов не удалось выиграть более двух гонок, а всего на вершине подиума побывали 11 пилотов. В этих условиях умудренный опытом 34-летний Росберг сумел сохранить стабильность на протяжении всего Чемпионата и по праву завоевал мировой титул.

В "конюшне" Williams Росберг выступал до 1985 года, выиграв еще 4 гонки, а в 1986 году в паре с Аленом Простом гонялся в "серебряных стрелах" McLaren. После объявления об "отставке" Кеке в качестве менеджера взял под опеку талантливую финскую молодежь — Юрки-Юхани Ярвилехто (Джей Джей Лехто) и Мику Хаккинена.

С Микой Хаккиненом

Ч ерез три года Росберг вернулся в гонки, промчавшись на Ferrari Mondial в "24 часах Спа". Потом были успешные выступления на спортпрототипах Peugeot 905 в World Sportscar Championship и туринговой серии DTM под знаменами Mercedes и Opel. В 1994-м Росберг основывает свою собственную команду Opel Team Rosberg со штаб-квартирой в Рюссельхайме. Пилоты его команды довольно успешно выступали в чемпионатах DTM, GT, евросериях Формулы-3 и Формулы BMW. Вплоть до 2002 года Кеке работал с Микой Хаккиненом, ставшим двукратным чемпионом мира в 1998 и 1999-м.

Проживая в Монте-Карло и Леви (Лапландия) Кеке, тем не менее, в 1983 году женился на немке Зине, которая через два года родила ему в Висбадене сына Нико. В 17 лет потомственный гонщик стал самым юным тест-пилотом в истории Williams F1, а Росберг-старший с тех пор сосредоточился исключительно на карьере талантливого отпрыска в качестве консультанта. В минувшем сезоне экс-чемпиона мира можно было частенько видеть на телеэкранах Германии: компания Pay TV пригласила Кеке в качестве эксперта, чем он и не преминул воспользоваться.

О стается только позавидовать энергии и жизненному оптимизму этого без преувеличения замечательного пилота и человека, пожелать здоровья и удачи ему и его перспективному подопечному.

Отец и сын

С Берни Экклстоуном

М ихаил Валентинов.

Положим, это не самое крупное событие, произошедшее в венском замке Хофбург за последние восемь столетий.

Правители Австрии жили здесь с XIII века, и вплоть до Первой мировой войны замком владела могущественная династия Габсбургов, успевшая понастроить на этой территории 19 грандиозных, хотя и преимущественно серых дворцов. В 1814 году в Хофбурге расположились гости Венского конгресса, готовые обсудить будущее Европы после наполеоновских войн. А 15 марта 1938 года, выступая с балкона перед толпой, которая собралась на полукруглой Площади Героев, Адольф Гитлер объявил о выполнении «самой важной миссии» в своей жизни. Третий Рейх осуществил аншлюс Австрии.

И пусть древние стены императорского дворца уже ничем не удивить, крохотный мир автоспорта был обескуражен Событием, произошедшим в Вене 2 декабря 2016 года.

Михайловское крыло замка Хофбург на открытке конца XIX века

На этот раз именно Хофбург стал местом проведения ежегодной торжественной церемонии FIA, на которой международная федерация автоспорта вручает гонщикам радостные, словно светящиеся изнутри кубки, показывает трогательные видео и накрывает фуршет для людей в смокингах и вечерних платьях.

Днем 2-го декабря новый чемпион мира в классе Формула-1 Нико Росберг в черно-белых кедах и серых трико пришел в Красный зал Хофбурга на итоговую пресс-конференцию, чтобы поговорить о завершившемся сезоне. Пока глава FIA Жан Тодт – человек без мимики и интонации – тянул занудную пятиминутную преамбулу, Росберг сидел в кресле, положив ногу на ногу и солнечно улыбаясь. Когда чемпиону дали слово, он поднялся и начал с места в карьер: «Спасибо, что пришли. Для меня это особенный день. Сегодня мне вручат трофей, и это будет потрясающе. Но я хочу сказать, что принял решение завершить карьеру в Формуле-1».

Зал не успел отреагировать ни вздохом, ни аплодисментами, затворы фотокамер несколько секунд щелкали в повисшей тишине. Далее Росберг скажет, что впервые задумался об уходе после Гран-при Японии – тогда он одержал девятую победу в сезоне и за четыре гонки до конца чемпионата закрепился на первом месте в общем зачете.

«С шести лет я мечтал попасть в Формулу-1 и стать чемпионом мира. Я потратил 25 лет на то, чтобы достичь этой цели».

Нико Росберг с кубком победителя. Instagram nicorosberg

Последним гонщиком, завершившим карьеру на первом месте, был Ален Прост в 1993-м. Но это совсем другая история. Росберг не был триумфатором прежде и не собирался становиться легендой на долгие годы. Он сделал то, что хотел, и, отблагодарив всех, ушел однократным обладателем титула.

Однократным, как и его отец – Кейо Эрик Росберг по прозвищу «Кеке».

СРАВНЕНИЯ РОСБЕРГА -младшего со старшим были неизбежны, а жизнь сама рада подбрасывать рифмы.

Например, в 2013 году Нико одержал свою вторую победу в карьере на Гран-при Монако – именно там, где за 30 сезонов до этого победил Кеке. Для Росберга-старшего этот успех также был вторым в «Формуле-1». Кстати, на ту пору он уже был чемпионом мира.

Это было по-своему странное время и по-своему странное чемпионство. То же самое через несколько лет можно будет услышать о победе Росберга-младшего в 2016-м. «Неожиданно», «неуместно» или даже «случайно».


Кеке и Нико Росберги. Instagram nicorosberg

Сезон 1982-го года был одним из самых сумбурных и трагичных в истории «Формулы-1». Он начался с забастовки, которую спровоцировал знаменитый австрийский гонщик Ники Лауда: ему не понравилось, что по правилам команды могут расторгнуть договор с пилотами в любой момент, а пилоты – нет. Гонщики заперлись в отеле при южноафриканском автодроме «Кьялами», ожидая окончания переговоров. Элио Де Анджелис и Жиль Вильнев развлекали коллег игрой на рояле.

Вскоре чемпионат все-таки начнется, а Жиль Вильнев погибнет в квалификации Гран-при Бельгии – вылетит из многократно перевернувшегося болида и пробьет головой два ограждения. Месяц спустя в Канаде дебютант «королевских гонок» Риккардо Палетти заживо сгорит в своем Osella FA1C, врезавшись в заглохшую на стартовой прямой машину Дидье Пирони. Наконец, в августовском Гран-при Германии сам Пирони получит перелом обеих ног и навсегда завершит выступления в «Формуле-1», чтобы заняться гонками на моторных лодках, где травмы не будут такой помехой. Через пять лет Дидье Пирони перевернется на катере в проливе Ла-Манш у острова Уайт и уйдет из жизни в возрасте 35 лет.

В сезоне-1982 продолжилась жесткая борьба между федерацией автоспорта и конструкторами «Формулы-1». Некоторые конструкторы были недовольны техническим регламентом и пользовались лазейками в правилах, чтобы сделать своими машины конкурентоспособными, а в ответ получали дисквалификации. Дело дошло до того, что многие команды бойкотировали Гран-при Сан-Марино – лишь в последний момент организаторам удалось избежать недобора машин на старте.

В свою очередь, в Монако недобор был уже на финише. Дождь настолько спутал карты, что из двадцати машин до клетчатого флага добрались лишь три.

В этом хаосе Кеке Росберг и сумел завоевать свой единственный трофей. Показательно, что победитель чемпионата выиграл лишь одну гонку из 16-ти. Еще более показательно, что второе место в общем зачете занял все тот же Пирони, оборвавший свою карьеру за четыре этапа до конца сезона.

Росберг-старший не закончил выступления сразу, однако на вершине больше не появился: еще три года в «Уильямсе» и один – в «Макларене», несколько побед в Гран-при, но лишь одно третье место в чемпионате. Кеке стал сдавать эмоционально. Однажды Ники Лауда встретил слегка разогретого Росберга в баре накануне стартов в Монако и услышал от него: «Тебе не надоело гоняться в этих ваннах на колесах? Сегодня мне впервые в жизни захотелось забыть о гонках!».

Кеке покинул Формулу-1 в 1986-м, спустя несколько месяцев после гибели своего близкого друга Де Анджелиса на тестах во Франции. Того самого Де Анджелиса, который играл на рояле с Жилем Вильневым перед стартом чемпионского для Кеке сезона.

Ну а на место Росберга в «Макларен» годом позже пригласят молодого Айртона Сенну.


Кеке Росберг на подиуме. Instagram RTL GP Magazine

ПАПАША РОСБЕРГ занялся воспитанием маленького Нико, который родился летом 1985-го в Висбадене (Германия). Кеке – финн шведского происхождения, а его жена Зина – немка. Семья Росбергов ненадолго задержалась в ФРГ – бывший пилот Формулы-1 мог позволить себе жилье в Монако.

Именно на теплом Средиземноморье Нико готовился повторить гоночные подвиги своего отца. В начале 90-х светловолосый мальчишка развлекался тем, что на трехколесном велосипеде въезжал прямо в бассейн во дворе дома Росбергов, а затем отправлялся с Кеке за город, натягивал бело-синий комбинезон (со значком почему-то Ferrari) и бело-сине-желтый шлем с надписью «Nico» и нарезал круги на карте по узкому асфальтовому треку. Вальяжный усатый Кеке заливал в бак топливо, пары которого будоражили раскаленный на солнце воздух. Сам Кеке, разумеется, предпочитал гулять в пляжных трусах.

К концу 1997 года Нико был готов к тому, чтобы переехать в Италию и начать серьезную карьеру в картинге. Отцу не составило большого труда связаться с менеджером команды CRG Дино Кьезой, который взял мальчика под крыло.

В это время в Великобритании подрастал другой, совсем непохожий на Росберга парень, папа которого вкалывал на трех работах, чтобы обеспечить карьеру сына. Очень скоро судьба впервые сведет двух героев вместе. В 1999 году в команду к Кьезе и Росбергу приедет Льюис Хэмилтон.


Льюис Хэмилтон и Нико Росберг на карте. Instagram lewishamilton

БУДУЩИЕ ЧЕМПИОНЫ Формулы-1 стали друзьями. Лишь через 13 лет жесткая внутрикомандная конкуренция на пределе амбиций отодвинет хорошие личные отношения на второй план и на время заменит их.

В 2000 году для двух мальчишек создали отдельную картинговую команду MBM – нехитрое название означало «Мерседес-Бенц-Макларен». Уже тогда они ездили на «Мерседесах»! Справедливости ради, к тому времени Хэмилтон уже не один год находился под опекой команды Формулы-1 McLaren-Mercedes, так что совпадение тут надумано.

Сложно представить более разных подростков, чем выросший в Монако Росберг и приехавший из лондонского пригорода Хэмилтон. Дино Кьеза звал Нико «принцем», а Льюиса – «шейхом» (из-за цвета кожи), но главная разница заключалась в другом. «Нормальный» подросток Хэм быстро стал «учителем» Нико в плане развлечений, общения и нехороших слов. Однажды, оставшись без опеки родителей в одной из гостиниц, парни выбросили из окна матрас и чуть не разнесли номер.

Два друга, два ровесника. Их физические данные также совпадали, поэтому они могли водить болиды друг друга без дополнительной подгонки. Поначалу Кьезе приходилось менять ребят местами, поскольку у Энтони Хэмилтона (папы Льюиса) были подозрения, что Росбергу дают более сильную машину. Подозрения не подтвердились: гонщики были в равных условиях.

И все же Хэмилтон всегда был талантливее и быстрее.

В КАРТИНГЕ они соседствовали недолго. В начале двухтысячных кочевали по различным младшим сериям (гоняясь уже на взрослых болидах), а затем поочередно стали чемпионами серии GP2 и получили контракты в «Формуле-1». Нико сделал это на год раньше: GP2 покорился ему в 2005-м, а с 2006-го Росберг начал выступать за команду Williams.

Льюис, который еще в тринадцатилетнем возрасте застолбил за собой место в McLaren, в первом же сезоне (2007) сел за руль быстрейшей машины чемпионата, по случайности отдал титул в последней гонке и успел показать свой характер, дерзость и амбиции, фактически выдавив из команды двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо. На следующий год Хэмилтон был безоговорочным лидером McLaren и победил в чемпионате.

Росберг на Williams не вел борьбу за трофеи. Первый инцидент, которой можно было бы назвать «встречей старых друзей» произошел на Гран-при Канады-2008, когда Льюис на пит-лейне врезался в машину Кими Райкконена, а Росберг не успел затормозить перед Льюисом. Хэмилтон сошел, но взял свое в конце года.

В следующих сезонах McLaren был не так хорош, и Хэм финишировал лишь на 4-5 местах в общем зачете, но и Нико не пошел вверх, хоть и перебрался в Mercedes, где раз за разом обыгрывал своего великого напарника Михаэля Шумахера.

В 2012 году Шумахер окончательно ушел из гонок, а его место в Mercedes занял Хэмилтон.


Михаэль Шумахер и Льюис Хэмилтон. Instagram lewishamilton

После невзрачного первого сезона Нико и Льюис получили-таки болиды, угнаться за которыми было практически невозможно. Старые знакомые встретились в новых обстоятельствах и, сражаясь за чемпионство, выдали несколько потрясающих миниатюр. Периодически гонщики «Мерседеса» выбивали друг друга с трассы, освобождая путь соперникам, которые при иных обстоятельствах не могли даже замахнуться на победу в гран-при.

По итогам очередного громкого эпизода, который произошел в 2016 году в Австрии, директор Mercedes Тото Вольфф заявил: «У меня ощущение дежавю. Это точно не то, что мы хотим видеть. Мы выглядим как кучка идиотов, а это неуважение по отношению к 1500 сотрудникам, которые лезут из кожи вон, стараясь как можно лучше подготовить для нас болиды». В тот день Росберг на последнем круге чуть не выдавил своего напарника с трассы, хотя в результате пострадал сам, опустившись с 1-го места на 4-е, а Льюис одержал победу.

Бывало и хуже. За три чемпионских года «Мерседесы» сталкивались в Бельгии, Венгрии, Японии, США, Испании и Канаде. Зачастую после этого лучшая команда пелотона просто не добиралась до финиша. Любопытно, что во многих авариях был виноват интеллигентный Росберг, а не Хэм, о выходках которого могут рассказать десятка полтора действующих и бывших пилотов «Формулы».

Впрочем, неизвестно, где здесь причина и следствие. Как много лет назад Льюис преподавал Нико уроки шалостей, так и теперь учил партнера агрессивной борьбе, пусть и косвенно. Никогда и ни в одной команде с 2007-го года Хэмилтон не соглашался на равенство двух пилотов, не говоря уже о том, чтобы быть вторым. Давление на Росберга с самого начала было огромным, а после первой аварии (Бельгия-2014) штаб «Мерседеса» открыто встал на сторону британца. Льюис подначивал, и даже заявления типа «Двигатели почему-то сгорают только у меня», которые смешно слышать от человека, обласканного боссами на протяжении всей карьеры, показывали: Льюис не упустит ни одной возможности попрессинговать Нико и команду.

Борьба внутри Mercedes стала главной интригой Формулы-1. И, тем не менее, с самого начала Хэмилтон делал то, на чем собаку съел. Он побеждал.

Вот почему для стороннего наблюдателя чемпионства Кеке в 1982-м и Нико в 2016-м совпадают в своей «случайности». Хэмилтон всегда был впереди Росберга. Технический регламент перед сезоном не изменился. Никто не спорит о том, что от природы Льюис получил больше – не только талант выигрывать дополнительные секунды на круге за счет чистого инстинкта, но и резкий, неуемный, безапелляционный характер, помноженный на амбиции.

С какой стати Росберг вдруг должен обойти британца, и не только его, но и голландскую копию Хэма – Макса Ферстаппена, который при доминировании «Мерседесов» умудряется второй сезон подряд брать награду «Персона года»? Росберг сам признается: «Мне было совсем непросто проигрывать два сезона подряд Льюису. Порой я сам не верил, что смогу отыграться и осуществить свою мечту».


Росберг, Ферстаппен и Хэмилтон. Instagram nicorosberg

Аргументы, конечно, есть. Некоторые считают, что еще за три гонки до конца прошлого сезона Хэмилтон, понимавший, что очередной титул от него не уйдет, ослабил вожжи, а затем задержался в этом расслабленном состоянии, успевая летать на вечеринки в другие части света, спать по три часа в сутки и задевать припаркованные автомобили на своей Pagani Zonda.

В этот момент мог сработать фактор, о котором говорил еще «первый учитель» обоих мальчишек Дино Кьеза: «Нико всегда был очень сфокусирован. Он любит работать. Это одна из его сильных сторон».

А затем Кьеза добавляет: «Его не волнуют деньги, статус, хорошая жизнь и так далее. Это парень, который очень хорошо чувствует почву под ногами».

Вот он и вышел из болида и встал на почву.

Конечно, драмы нынешней эпохи тяжело сравнить с драмами 80-х. Кеке Росберг стал чемпионом под трагический аккомпанемент, а перед уходом из гонок навсегда потерял одного из своих друзей. Сегодня многие, напротив, говорят о возвращении былой дружбы между Нико и Хэмилтоном. По крайней мере, это возможно.