Первый прыжок с парашютом. Парашютный спорт – как заняться парашютным спортом

Существует классическая схема, по которой осуществляется 1 прыжок с парашютом без участия инструктора. В качестве воздушного транспорта в данном случае выступает Ан-2, который поднимается до высоты не более 800 метров. Именно такая высота регламентирована правилами парашютного спорта относительно людей, которые решают осуществить свой первый прыжок самостоятельно. Для желающих совершить свой первый самостоятельный прыжок с парашютом перейдите в раздел " " .

Высота 1-го самостоятельного прыжка с парашютом - 800 метров!

В качестве парашюта используется Д-6 серии 4, более известные как круглые десантные парашюты, которые легки в управлении и вполне безопасны для новичков. В любом случае перед поднятием в воздух человек в обязательном порядке проходит предпрыжковую подготовку, которая длится около трех часов.

Использующиеся круглые парашюты имеют площадь основного купола 83 квадратных метра и площадь запасного 50 квадратных метров. Они отличаются от других моделей простотой укладки и безопасностью. Начинающий спортсмен может только поворачиваться вокруг оси благодаря стропам. Такая низкая степень управляемости дает дополнительные гарантии безопасности новичков, они не могут управлять парашютом, поэтому приземляются в запланированном инструкторами месте.

Оговоренная выше высота первого прыжка была выбрана совсем не случайно. Ее вполне достаточно для того, чтобы успеть применить запасной вариант, в случае если с основным случилась осечка. Кроме того, на уровне 800 метров ветер не так силен, и начинающих спортсменов не уносит от предполагаемого места приземления на десятки километров.

На этапах подготовки к самостоятельному прыжку инструкторы уделяют особое внимание приземлению. Дело в том, что скорость парашюта составляет около пяти метров в секунду, по качеству приземления это будет походить на прыжок с барьера высотой полтора метра. В этом случае неправильное приземление может стать причиной серьезной травмы.

Осуществление первого самостоятельного прыжка

После взлета самолет достигает уровня, которому соответствует высота 1 го прыжка с парашютом без инструктора, затем открывается дверь и начинающие спортсмены шагают за борт. Через три секунды свободного полета срабатывает автоматическое раскрытие купола. Еще через несколько минут, после того как прошел гул в ушах и человек смог сориентироваться в пространстве, он приземляется на землю. В целом весь прыжок с момента выхода из самолета, состоящий из свободного падения и полета под парашютом в воздухе, занимает около двух минут.

После того как начинающий спортсмен оказывается снова на старте, ему выдается свидетельство о совершении им самостоятельного прыжка без инструктора.

Несмотря на то что высота одного самостоятельного прыжка с парашютом всего 800 метров, в обязательном порядке перед прибытием к месту старта человек проходит медицинскую комиссию. Инструктор посвящает во все тонкости парашютного спорта, объясняет теорию и концентрирует внимание начинающих спортсменов на некоторых отдельных деталях. В том числе, как нужно вести себя в полете, что делать при возникновении непредвиденных обстоятельств и как правильно осуществить приземление.

После выдачи парашюта новичок подгоняется под спортсмена. Инструктор проверяет то, как он одет и как подогнана подвесная система.

Высота: 800 метров, 2 500 или 4 000 — это возможности роста начинающих парашютистов. Первый этап — 800 метров — высота, которой вполне достаточно, чтобы новичок смог ощутить удовольствие полета, но при этом не успел сильно испугаться или впасть в панику во время совершения прыжка. Именно для этого и разработана в конструкции парашюта автоматическая система раскрытия. Пока человек переживает новые чувства и эмоции, учится ориентироваться в полете, система выполняет самые главные действия вместо него.

Противопоказания

Для прыжков с парашютом имеются противопоказания, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать, особенно если человек, не имея опыта, собирается прыгать самостоятельно. В первую очередь это касается тех, кто страдает близорукостью.

В этом случае очки должны быть заменены на линзы. Это позволит избежать травм при посадке.

Если ранее уже имелись травмы опорно-двигательного аппарата, то прыгать необходимо только с инструктором. Люди, чей вес больше 90 и меньше 45 килограммов, не могут прыгать самостоятельно.

Кроме того, запрещается осуществлять прыжки людям с давлением, проблемами среднего уха, сахарным диабетом, эпилепсией и тем, кто на момент прыжка простужен.

? "Перворазники" (так называют тех, кто собирается знакомиться с небом впервые) могут сделать это двумя способами. Это может быть самостоятельный прыжок по классической схеме с принудительным раскрытием парашюта (т.е. кольцо дергать не надо, все раскроется само). В другом случае это прыжок с тандем-мастером (инструктором) с высоты 4000 метров.

Классическая схема

Прыжок по классической схеме выполняется на круглом парашюте и приблизительно выглядит так: около 10минут полета на самолете (вертолете). На высоте 600 - 800 метров - отделение ("выпадание", как шутят про новичков опытные парашютисты), иногда самостоятельно. Затем открытие парашюта и дальнейшее висение под куполом в течение двух-трех минут. Приземление в том месте, куда занесет, поскольку купол неуправляемый. Укладывание купола в сумку и прогулка обратно на старт.

Тандем

Прыжок в тандеме выполняется на прямоугольном парашюте типа "крыло" и считается более безопасным: используется самая надежная техника, работают самые опытные инструкторы. Принцип прост - подвесная система новичка соединяется с подвесной системой инструктора, за спиной которого и находятся парашюты. Вдвоем они выпрыгивают из вертолета на высоте намного большей, чем по классической схеме - 3500-4000 метров. Затем то, ради чего, собственно, люди и отправляются в небо: свободное падение, которое длится около минуты. И лишь потом инструктор открывает парашют. Под его большим куполом тандемщики снижаются (всю работу по контролю за высотой, открытию парашюта, управлению куполом и приземлению выполняет тандем-мастер). Приземление происходит мягко, рядом с местом взлета. Еще один плюс тандема - можно заказать съемку своего прыжка, а после приземления просмотреть отснятый материал и заново пережить ощущения свободного падения, но уже без страха за плохой конец. Какому прыжку отдать предпочтение? Учтите плюсы и минусы того и другого.

Самостоятельный прыжок с высоты 800 метров

Минусы

  • Довольно долгая наземная подготовка.
  • Тяжелый по весу парашют.
  • Отсутствие свободного падения и связанных с ним впечатлений.
  • Отсутствие возможности снять прыжок на видео.
  • Как правило, отсутствие возможности управлять парашютом .
  • Есть опасность получения травм, например, если новичок перенервничал и что-то сделал не так.

Плюсы

  • Относительно доступная цена.
  • Всегда в наличие свободные парашюты.
  • Есть возможность прыгнуть с друзьями в одном взлете.

Прыжок с тандем-мастером (инструктором) с высоты 4000 метров

Минусы

  • Высокая стоимость прыжка.

Плюсы

  • Ощущение высоты 4000 метров.
  • Минута или больше свободного падения.
  • Мягкое приземление.
  • Видеокассета с записью прыжка.
  • Безопасность.

Как подготовиться к прыжку

Для всех новичков путь к первому прыжку один - через школу парашютизма. Такие школы существуют в большом количестве, обучаться там может любой желающий. В некоторых клубах вам предложат вместо долгих занятий экспресс-подготовку - короткий инструктаж на поле перед прыжком. Правда, многие серьезные профессионалы считают такое "полевое" обучение на аэродроме недостаточным. Ведь будущий парашютист должен не только знать, как и что делать во время прыжка, но и отшлифовать необходимые навыки до автоматизма, а это возможно лишь во время тренировок в спортзале и на макете подвесной системы парашюта. В других школах вас будут готовить не один день. Все репетируется до тех пор, пока каждый кандидат в парашютисты не выполнит "на отлично" и отделение от самолета, и отключение запасного парашюта (чтобы он не помешал основному), и приземление. Особое внимание - нештатным ситуациям, например, приземлению на дерево. На сегодняшний день существует три самых распространенных варианта серьезной подготовки к прыжку. Правилом для всех программ обучения является то, что к следующему этапу переходят только тогда, когда ученик полностью освоил предыдущий. От количества прыжков в этом случае ничего не зависит.

  1. Обучение по классической программе В советские времена в распространенных по всей стране школах ДОСААФ (ныне РОСТО) обучали только по этой методике, наиболее распространенной и дешевой и по сей день. Первые прыжки в этой программе начинаются с высоты 800 метров с использованием принудительного раскрытия парашюта. По мере дальнейшего продвижения в учебе ученик осваивает необходимые парашютисту навыки, в том числе учится самостоятельно раскрывать парашют. В результате обучения по этой программе человек оказывается достаточно подготовленным, чтобы начать изучать прыжки на управляемом парашюте типа "крыло". Чтобы полностью пройти эту программу, может потребоваться от 25 до 45 прыжков, в зависимости от способностей обучающегося.
  2. Обучение по программе "Статик Лайн" (Static Line в переводе - вытяжной фал) Отличается от классической программы тем, что с самого начала прыжки осуществляются с управляемым парашютом типа "крыло". Парашют этот, правда, специально подготовлен с учетом того, что с ним будет прыгать новичок - более устойчив и т.д. Как и в классике, первые прыжки осуществляются с применением принудительного раскрытия парашюта. Тем не менее, многие специалисты серьезно сомневаются в необходимости этой программы, поэтому в большинстве школ ее не встретишь. Основная причина заключается в небезопасности данной методики. Парашюты типа "крыло" требуют раскрытия в правильной позе, а научить этому на земле человека, который ни разу не прыгал, очень сложно. Поэтому у студентов, обучающихся по этой программе, происходило большое количество ЧП, например, когда люди запутывались в стропах во время раскрытия парашюта.
  3. Обучение по программе АФФ. (AFF - Accelerated Free Fall, в переводе - "Ускоренное свободное падение") Наиболее эффективная и безопасная программа. При достаточных способностях обучающегося ее можно пройти за неделю. Одно из отличий в том, что обучающегося очень интенсивно тренируют на земле. Другое отличие в том, что вместе с новичком с самого первого прыжка выпрыгивают два инструктора. В воздухе они контролируют и подстраховывают его. Это позволяет с первых же прыжков использовать парашют типа "крыло" и прыгать с высоты 3500 - 4 000 метров. После раскрытия парашюта контроль действий обучающегося осуществляется с земли по рации. Как показывает практика, эту программу проходят за меньшее количество прыжков - от 8 до 15.

Кстати, подготовка к прыжку в тандеме (включая надевание подвесной системы) занимает от 5 до 15 минут, теоретических знаний практически не понадобится, ведь фактически за все в ответе инструктор.

Как остаться живым

На некоторых аэродромах с вас, скорее всего, возьмут расписку на случай неудачного прыжка. Бежать к нотариусу составлять завещание и вообще сильно переживать по этому поводу не нужно. Неудачный прыжок - редкое исключение: ведь каждый новичок прыгает с двумя парашютами сразу, один из них - запасной. В случае если человек растерялся и забыл открыть основной, специальное страхующее устройство выбрасывает запасной парашют. Еще одна страшилка - неправильно уложенный парашют. Эти страхи тоже порядком преувеличены: укладкой куполов занимаются только инструкторы и спортсмены аэроклуба, знающие процесс как свои пять пальцев. Впрочем, для того, чтобы вы почти наверняка не попали в страшную статистику несчастных случаев, желательно прислушаться к советам бывалых парашютистов.

  1. Ответственно подойдите к выбору клуба, в котором будете совершать прыжки. Поговорите с теми, кто уже прыгал. Выясните, сколь опытные и ответственные люди будут организовывать ваш первый прыжок .
  2. Серьезно отнеситесь к подготовке. Не пожалейте времени и пройдите обучение по одной из программ, описанных выше.
  3. Воздержитесь на первых прыжках от использования парашютов, которые придется раскрывать самостоятельно. Для самостоятельных прыжков первое время безопаснее система с принудительным раскрытием парашюта. Полностью исключает травмирование прыжок в тандеме.
  4. Не забывайте надевать подходящую обувь и одежду.
  5. Особое внимание уделите отработке техники приземления. В подавляющем большинстве случаев новички получают серьезные травмы именно при приземлении (переломы тазового пояса и бедер, компрессионный перелом позвоночника). Поэтому есть смысл научиться делать все правильно еще на земле.

Кого не пустят в небо

Не все желающие смогут насладиться свободным падением, прыжок так и останется мечтой для тех, у кого слабое здоровье. И хотя перед вылетом местный врач обязательно вас осмотрит, даже померяет пульс и давление, все-таки лучше позаботиться о своем здоровье самостоятельно и при необходимости заранее проконсультироваться со специалистами. Противопоказания к самостоятельным прыжкам:

  1. Серьезные хронические заболевания (особенно сердечно-сосудистые, в том числе, повышенное артериальное давление на момент осмотра перед прыжком, и нервно-психические).
  2. Сильная близорукость и другие проблемы со зрением. С каким зрением можно, а с каким нельзя отправляться на аэродром, лучше проконсультироваться у своего окулиста. Очкарикам, в любом случае, лучше предпочесть контактные линзы или очки с пластиковыми стеклами, которые сзади лучше закрепить. Рекомендуется иметь горнолыжные или специальные парашютные очки (возможно, вам их выдадут на месте). Они нужны для того, чтобы линзы не выбило из глаз потоком воздуха.
  3. Переломы. Если в прошлом у вас были травмы ног, костей таза, позвоночника, или есть иные заболевания опорно-двигательного аппарата - нужна консультация лечащего врача. При переломах ног нельзя прыгать в течение года после полного срастания костей.
  4. Состояние алкогольного и (или) наркотического опьянения.
  5. Эпилепсия.
  6. Сахарный диабет.
  7. Проблемы с координацией движений.
  8. Вес менее 40 и более 95 кг.

Что еще надо знать

Прыжки проходят чаще всего в выходные дни (летом возможны прыжки и в течение недели). Построение, первичный инструктаж (если вы выбрали короткую подготовку перед прыжком) и распределение инструкторов проводится обычно в 9-10 часов утра. Иногда инструктаж затягивается надолго, поэтому лучше захватить с собой еды на целый день, буфет есть не везде. При себе необходимо иметь удостоверение личности (паспорт, военный билет, студенческий билет или "права") и деньги за прыжок . Не забудьте также предусмотреть средства на случай штрафа (например, при потере кольца). Прыгают обычно с самолетов малой авиации (в большинстве клубов это Як или Ан), кое-где есть вертолеты. Обычно техника старая, но надежная. Кстати, для одного парашютиста крылатую машину в воздух поднимать не будут, нужна группа хотя бы из пяти человек. Что касается экипировки, то для первого раза вполне можно ограничиться "земной" одеждой и обувью. Даже в самое жаркое время следует предпочесть плотную и удобную одежду с длинными рукавами, с застегивающимися манжетами, и длинными брючинами, например, комбинезон. Стоит иметь в виду, что при приземлении ваша одежда скорее всего испачкается и (или) порвется, поэтому имеет смысл взять с собой сменный комплект. Крайне желательна крепкая обувь на толстой подошве и низких каблуках, которая не слетит с ноги во время прыжка и надежно зафиксирует голеностоп. Лучше всего, если это будут жесткие и высокие ботинки со шнуровкой (кроссовки нежелательны). Захватите с собой и перчатки (в любую погоду). Перед прыжком лучше снять с себя (или оставить дома) ювелирные украшения и часы с металлическим браслетом, а также вынуть из карманов хрупкие, колющие, режущие предметы. В день, намеченный вами для визита в небо, должна быть непременно летная погода. Это значит, прежде всего, что скорость ветра должна быть меньше 6 м/с, а облачность небольшая. Самолет также не сможет взлететь, если распутица испортила взлетное поле.

Как пройдет прыжок

Перед посадкой парашютистов распределяют по весу - самые тяжелые должны прыгать первыми. Самолет делает круги над аэродромом, довольно быстро набирая высоту, при этом может заложить уши. Инструктор знаками показывает, кому приготовиться, открывает люк. На высоте около 800 м раздается зуммер: 2 коротких звонка сирены - "приготовиться". Времени на подготовку отводится очень мало - всего несколько секунд, иначе собирать потом парашютистов придется в районе нескольких километров. Парашютисты по одному подходят к открытой двери, левая нога стоит на срезе двери, правая, полусогнутая - чуть позади. Вес необходимо перенести на правую ногу и не выглядывать из самолета. Руки должны быть скрещены на груди. После длинной сирены, дождавшись похлопывания по плечу и команды "Пошел!", новичок прыгает в бездну. Люди на глазах оставшихся в самолете бесследно исчезают в воздухе. Но это не повод отказываться от прыжка! Вспоминаете считалочку парашютиста, которую вы давно выучили наизусть: "1001", "1002" "1003".- "КОЛЬЦО!". Дернули за кольцо - парашют открылся. "1004", "1005" - "КУПОЛ!". Смотрим наверх, все ли раскрылось и раскрылось ли правильно. "ЗАПАСКА!". Отключаем автоматическое открытие запасного парашюта. "ОСМОТРЕЛИСЬ!". Крутимся на подвесной системе, смотрим, нет ли кого рядом в воздухе. "УСЕЛИСЬ!". Устраиваемся поудобнее. Летим! Наслаждаемся тишиной и ощущениями полета. "САДИМСЯ!" Примерно за десять метров до земли, горизонт вдруг резко "прыгает" вверх. Пора готовиться к приземлению. В этот момент необходимо сгруппироваться: ноги вместе, полусогнуты, стопы параллельно земле, подбородок прижат к груди. Нельзя смотреть на горизонт, а только на ноги. При посадке нужно обязательно коснуться земли двумя ногами одновременно, иначе нагрузка на них может распределиться неравномерно и, как результат - возможен перелом. Для смягчения удара парашютист падает на спину или на бок. После приземления купол вместе с ранцем и стропами складывают в специальную сумку, которая прицеплена на груди. Сначала складывается в сумку ранец и стропы, потом скатывается в несколько слоев сам купол. С этим скарбом нужно идти на место упаковки парашютов. После приземления всем смельчакам выдаются свидетельства о совершении прыжка.

Приземление в экстремальных условиях

Опасности подстерегают новичков при налете на препятствия. Ими могут быть линии электропередач, бетонные заборы, столбы, автомобили.

  • Самое опасное - это приводнение. Приближаясь к воде, нужно быстро и последовательно отцепить запасной парашют, расстегнуть ножные ремни, вынуть одну руку из плечевой лямки, освободиться от грудного ремня и на высоте два-три метра, выскользнув из второй лямки, постараться нырнуть как можно глубже и проплыть дальше, чтобы купол основного парашюта не успел накрыть вас с головой.
  • Попадая в лесную зону, нужно закрыть лицо перекрещенными руками, повернув венами вовнутрь, попытаться отталкиваться напряженными ногами о стволы деревьев и стараться быстрее приблизиться к земле. В случае если купол запутался в ветвях, парашютист должен тихо-мирно висеть и ждать помощи.
  • При приземлении на крыши зданий - главное успеть разбежаться и оттолкнуться от плоскости здания, пока купол не погас.

Работа. Квартальный отчет. Планерка. Надоело! А что, если сбежать из офиса прямо в небо? Вспомнить детскую мечту, махнуть на аэродром, надеть парашют и сесть в самолет. А там, в небе, преодолев врожденную боязнь высоты, сделать шаг в никуда и парить, словно птица... Должна же мечта когда-нибудь сбыться!

Каким способом лететь

Вы решили прыгнуть с парашютом? "Перворазники" (так называют тех, кто собирается знакомиться с небом впервые) могут сделать это двумя способами. Это может быть самостоятельный прыжок по классической схеме с принудительным раскрытием парашюта (т.е. кольцо дергать не надо, все раскроется само). В другом случае это прыжок с тандем-мастером (инструктором).

Классическая схема

Прыжок по классической схеме выполняется на круглом парашюте и приблизительно выглядит так: около 10 минут полета на самолете (вертолете). На высоте 600-800 метров - отделение ("выпадение", как шутят про новичков опытные парашютисты), иногда самостоятельное. Затем открытие парашюта и дальнейшее висение под куполом в течение двух-трех минут. Приземление в том месте, куда занесет, поскольку купол неуправляемый. Укладывание купола в сумку и прогулка обратно на старт.

Тандем

Прыжок в тандеме выполняется на прямоугольном парашюте типа "крыло" и считается более безопасным: используется самая надежная техника, работают самые опытные инструкторы.

Принцип прост - подвесная система новичка соединяется с подвесной системой инструктора, за спиной которого и находятся парашюты. Вдвоем они выпрыгивают из вертолета на высоте намного большей, чем по классической схеме - 3500-4000 метров.

Затем то, ради чего, собственно, люди и отправляются в небо: свободное падение, которое длится около минуты. И лишь потом инструктор открывает парашют. Под его большим куполом тандемщики снижаются (всю работу по контролю за высотой, открытию парашюта, управлению куполом и приземлению выполняет тандем-мастер). Приземление происходит мягко, рядом с местом взлета.

Еще один плюс тандема - можно заказать съемку своего прыжка, а после приземления просмотреть отснятый материал и заново пережить ощущения свободного падения, но уже без страха за плохой конец.

Какому прыжку отдать предпочтение? Учтите плюсы и минусы того и другого.

Самостоятельный прыжок с высоты 800 метров:

  • Довольно долгая наземная подготовка.
  • Тяжелый по весу парашют.
  • Отсутствие свободного падения и связанных с ним впечатлений.
  • Отсутствие возможности снять прыжок на видео.
  • Как правило, отсутствие возможности управлять парашютом.
  • Есть опасность получения травм, например, если новичок перенервничал и что-то сделал не так.
  • Относительно доступная цена.
  • Всегда в наличие свободные парашюты.
  • Есть возможность прыгнуть с друзьями в одном взлете.

Прыжок с тандем-мастером (инструктором) с высоты 4000 метров:

  • Высокая стоимость прыжка.
  • Ощущение высоты 4000 метров.
  • Минута или больше свободного падения.
  • Мягкое приземление.
  • Видеокассета с записью прыжка.
  • Безопасность.

Как подготовиться к прыжку

Для всех новичков путь к первому прыжку один - через школу парашютизма.

Такие школы существуют в большом количестве, обучаться там может любой желающий.

В некоторых клубах вам предложат вместо долгих занятий экспресс-подготовку - короткий инструктаж на поле перед прыжком. Правда, многие серьезные профессионалы считают такое "полевое" обучение на аэродроме недостаточным. Ведь будущий парашютист должен не только знать, как и что делать во время прыжка, но и отшлифовать необходимые навыки до автоматизма, а это возможно лишь во время тренировок в спортзале и на макете подвесной системы парашюта. В других школах вас будут готовить не один день. Все репетируется до тех пор, пока каждый кандидат в парашютисты не выполнит "на отлично" и отделение от самолета, и отключение запасного парашюта (чтобы он не помешал основному), и приземление. Особое внимание - нештатным ситуациям, например приземлению на дерево.

На сегодняшний день существует три самых распространенных варианта серьезной подготовки к прыжку.

Правилом для всех программ обучения является то, что к следующему этапу переходят только тогда, когда ученик полностью освоил предыдущий. От количества прыжков в этом случае ничего не зависит.

Обучение по классической программе

В советские времена в многочисленных школах ДОСААФ (ныне РОСТО) обучали только по этой методике, наиболее распространенной и дешевой и по сей день.

Первые прыжки в этой программе начинаются с высоты 800 метров с использованием принудительного раскрытия парашюта. По мере дальнейшего продвижения в учебе ученик осваивает необходимые парашютисту навыки, в том числе учится самостоятельно раскрывать парашют. В результате обучения по этой программе человек оказывается достаточно подготовленным, чтобы начать изучать прыжки на управляемом парашюте типа "крыло". Чтобы полностью пройти эту программу, может потребоваться от 25 до 45 прыжков, в зависимости от способностей обучающегося.

Обучение по программе "Статик Лайн" (Static Line - вытяжной фал)

Отличается от классической программы тем, что с самого начала прыжки осуществляются с управляемым парашютом типа "крыло". Парашют этот, правда, специально подготовлен с учетом того, что с ним будет прыгать новичок, он более устойчив и т.д. Как и в классике, первые прыжки осуществляются с применением принудительного раскрытия парашюта.

Тем не менее многие специалисты серьезно сомневаются в необходимости этой программы, поэтому в большинстве школ ее не встретишь. Основная причина заключается в небезопасности данной методики. Парашюты типа "крыло" требуют раскрытия в правильной позе, а научить этому на земле человека, который ни разу не прыгал, очень сложно. Поэтому у студентов, обучающихся по этой программе, происходило большое количество ЧП, например, люди запутывались в стропах во время раскрытия парашюта.

Обучение по программе АФФ. (Accelerated Free Fall - ускоренное свободное падение)

Наиболее эффективная и безопасная программа.

При достаточных способностях обучающегося ее можно пройти за неделю. Одно из отличий в том, что обучающегося очень интенсивно тренируют на земле. Другое отличие в том, что вместе с новичком с самого первого прыжка выпрыгивают два инструктора. В воздухе они контролируют и подстраховывают его. Это позволяет с первых же прыжков использовать парашют типа "крыло" и прыгать с высоты 3500-4000 метров. После раскрытия парашюта контроль действий обучающегося осуществляется с земли по рации. Как показывает практика, эту программу проходят за меньшее количество прыжков - от 8 до 15.

Кстати, подготовка к прыжку в тандеме (включая надевание подвесной системы) занимает от 5 до 15 минут, теоретических знаний практически не понадобится, ведь фактически за все в ответе инструктор.

Как остаться живым

На некоторых аэродромах с вас, скорее всего, возьмут расписку на случай неудачного прыжка. Бежать к нотариусу составлять завещание и вообще сильно переживать по этому поводу не нужно. Неудачный прыжок - редкое исключение: ведь каждый новичок прыгает с двумя парашютами сразу, один из них - запасной. В случае если человек растерялся и забыл открыть основной, специальное страхующее устройство выбрасывает запасной парашют.

Еще одна страшилка - неправильно уложенный парашют. Эти страхи тоже порядком преувеличены: укладкой куполов занимаются только инструкторы и спортсмены аэроклуба, знающие процесс как свои пять пальцев.

Впрочем, для того чтобы вы почти наверняка не попали в страшную статистику несчастных случаев, желательно прислушаться к советам бывалых парашютистов.

  • Ответственно подойдите к выбору клуба, в котором будете совершать прыжки. Поговорите с теми, кто уже прыгал. Выясните, сколь опытные и ответственные люди будут организовывать ваш первый прыжок.
  • Серьезно отнеситесь к подготовке. Не пожалейте времени и пройдите обучение по одной из программ, описанных выше.
  • Воздержитесь на первых прыжках от использования парашютов, которые придется раскрывать самостоятельно. Для самостоятельных прыжков первое время безопаснее система с принудительным раскрытием парашюта. Полностью исключает травмирование прыжок в тандеме.
  • Не забывайте надевать подходящую обувь и одежду.
  • Особое внимание уделите отработке техники приземления. В подавляющем большинстве случаев новички получают серьезные травмы именно при приземлении (переломы костей таза и бедер, компрессионный перелом позвоночника). Поэтому есть смысл научиться делать все правильно еще на земле.

Кого не пустят в небо

Не все желающие смогут насладиться свободным падением, прыжок так и останется мечтой для тех, у кого слабое здоровье.

И хотя перед вылетом местный врач обязательно вас осмотрит, даже уточнит пульс и давление, все-таки лучше позаботиться о своем здоровье самостоятельно и при необходимости заранее проконсультироваться со специалистами.

Противопоказания к самостоятельным прыжкам с парашютом:

  • Серьезные хронические заболевания (особенно сердечно-сосудистые, в том числе повышенное артериальное давление на момент осмотра перед прыжком, и нервно-психические).
  • Сильная близорукость и другие проблемы со зрением. С каким зрением можно, а с каким нельзя отправляться на аэродром, лучше проконсультироваться у своего окулиста. Очкарикам в любом случае лучше предпочесть контактные линзы или очки с пластиковыми стеклами, которые сзади следует закрепить. Рекомендуется иметь горнолыжные или специальные парашютные очки (возможно, вам их выдадут на месте). Они нужны для того, чтобы линзы не выбило из глаз потоком воздуха.
  • Переломы. Если в прошлом у вас были травмы ног, костей таза, позвоночника или есть иные заболевания опорно-двигательного аппарата - нужна консультация лечащего врача. Например, при переломах ног нельзя прыгать в течение года после полного срастания костей.
  • Состояние алкогольного и (или) наркотического опьянения.
  • Эпилепсия.
  • Сахарный диабет.
  • Проблемы с координацией движений.
  • Вес менее 40 и более 95 кг.

Что еще надо знать

Прыжки проходят чаще всего в выходные дни (летом возможны прыжки и в течение недели). Построение, первичный инструктаж (если вы выбрали короткую подготовку перед прыжком) и распределение инструкторов проводится обычно в 9-10 часов утра.

Иногда инструктаж затягивается надолго, поэтому лучше захватить с собой еды на целый день, буфет есть не везде.

При себе необходимо иметь удостоверение личности (паспорт, военный билет, студенческий билет или "права") и деньги за прыжок. Не забудьте также предусмотреть средства на случай штрафа (например, при потере кольца).

Прыгают обычно с самолетов малой авиации (в большинстве клубов это Як или Ан), кое-где есть вертолеты. Обычно техника старая, но надежная. Кстати, для одного парашютиста крылатую машину в воздух поднимать не будут, нужна группа хотя бы из пяти человек.

Что касается экипировки, то для первого раза вполне можно ограничиться "земной" одеждой и обувью. Даже в самое жаркое время следует предпочесть плотную и удобную одежду с длинными рукавами, с застегивающимися манжетами и длинными брючинами, например комбинезон.

Стоит иметь в виду, что при приземлении ваша одежда скорее всего испачкается и (или) порвется, поэтому имеет смысл взять с собой сменный комплект. Крайне желательна крепкая обувь на толстой подошве и низких каблуках, которая не слетит с ноги во время прыжка и надежно зафиксирует голеностоп. Лучше всего, если это будут жесткие и высокие ботинки со шнуровкой (кроссовки нежелательны). Захватите с собой и перчатки (в любую погоду).

Перед прыжком лучше снять с себя (или оставить дома) ювелирные украшения и часы с металлическим браслетом, а также вынуть из карманов хрупкие, колющие, режущие предметы.

В день, намеченный вами для визита в небо, должна быть непременно летная погода. Это значит прежде всего, что скорость ветра должна быть меньше 6 м/с, а облачность небольшая. Самолет также не сможет взлететь, если распутица испортила взлетное поле.

Как пройдет прыжок

Перед посадкой парашютистов распределяют по весу - самые тяжелые должны прыгать первыми. Самолет делает круги над аэродромом, довольно быстро набирая высоту, при этом может заложить уши. Инструктор знаками показывает, кому приготовиться, открывает люк. На высоте около 800 м раздается зуммер: 2 коротких звонка сирены - "приготовиться". Времени на подготовку отводится очень мало - всего несколько секунд, иначе собирать потом парашютистов придется в районе нескольких километров. Парашютисты по одному подходят к открытой двери, левая нога стоит на срезе двери, правая, полусогнутая - чуть позади. Вес необходимо перенести на правую ногу и не выглядывать из самолета. Руки должны быть скрещены на груди. После длинной сирены, дождавшись похлопывания по плечу и команды "Пошел!", новичок прыгает в бездну.

Люди на глазах оставшихся в самолете бесследно исчезают в воздухе. Но это не повод отказываться от прыжка! Вспоминаете считал очку парашютиста, которую вы давно выучили наизусть: "1001", "1002", "1003" -"КОЛЬЦО!". Дернули за кольцо - парашют открылся. "1004", "1005" - "КУПОЛ!". Смотрим наверх, все ли раскрылось и раскрылось ли правильно. "ЗАПАСКА!". Отключаем автоматическое открытие запасного парашюта. "ОСМОТРЕЛИСЬ!". Крутимся на подвесной системе, смотрим, нет ли кого рядом в воздухе. "УСЕЛИСЬ!". Устраиваемся поудобнее. Летим! Наслаждаемся тишиной и ощущениями полета. "САДИМСЯ!" Примерно за десять метров до земли, горизонт вдруг резко "прыгает" вверх. Пора готовиться к приземлению. В этот момент необходимо сгруппироваться: ноги вместе, полусогнуты, стопы параллельно земле, подбородок прижат к груди. Нельзя смотреть на горизонт, а только на ноги. При посадке нужно обязательно коснуться земли двумя ногами одновременно, иначе нагрузка на них может распределиться неравномерно и как результат возможен перелом. Для смягчения удара парашютист падает на спину или на бок.

После приземления купол вместе с ранцем и стропами складывают в специальную сумку, которая прицеплена на груди. Сначала складывается в сумку ранец и стропы, потом скатывается в несколько слоев сам купол. С этим скарбом нужно идти на место упаковки парашютов. После приземления всем смельчакам выдаются свидетельства о совершении прыжка.

Где прыгнуть с парашютом и сколько это стоит?

Теоретический курс по классической схеме на одной из известных дропзон (этим словом парашютисты между собой называют аэродром для прыжков) обойдется в 4500 рублей, по программе АФФ - около 30 тыс. рублей. Прыжок по классической схеме обойдется в 450-600 рублей по столичным меркам. Стоимость прыжка в тандеме - от 3000 рублей без видеосъемки и фотографирования.

Цены примерно одинаковы на всех подмосковных дропзонах.

Одно из самых популярных мест для прыжков с парашютом - аэродром Тушино. На территории аэродрома работает несколько аэроклубов. Один из самых авторитетных -- Национальный аэроклуб России им. Чкалова.

Не менее известен в среде парашютистов и любителей авиаспорта аэродром, расположенный в окрестностях города Егорьевска, что в 96 километрах от Москвы.

Аэроград Коломна приглашает на аэродром Коробчеево (100 километров от Москвы).

Постоянно работает аэродром в Ступине.

Если вы захотите заниматься дальше, то следующим шагом станет прыжок с несколькими секундами свободного полета. Он совершается с высоты 3-4 километров, а парашют раскрывается с задержкой в пару десятков секунд. Но такое удовольствие возможно, только если вы совершили больше десятка прыжков.

Приземление в экстремальных условиях
Опасности подстерегают новичков при налете на препятствия. Ими могут быть линии электропередач, бетонные заборы, столбы, автомобили.

  • Самое опасное - это приводнение. Приближаясь к воде, нужно быстро и последовательно отцепить запасной парашют, расстегнуть ножные ремни, вынуть одну руку из плечевой лямки, освободиться от грудного ремня и на высоте два-три метра, выскользнув из второй лямки, постараться нырнуть как можно глубже и проплыть дальше, чтобы купол основного парашюта не успел накрыть вас с головой.
  • Попадая в лесную зону, нужно закрыть лицо перекрещенными руками, повернув венами вовнутрь, попытаться отталкиваться напряженными ногами о стволы деревьев и стараться быстрее приблизиться к земле. В случае, если купол запутался в ветвях, парашютист должен тихо-мирно висеть и ждать помощи.
  • При приземлении на крыши зданий - главное успеть разбежаться и оттолкнуться от плоскости здания, пока купол не погас, чтобы совершить посадку в более удобном месте.

Обсуждение

23.09.2008 00:01:44, Альбина

сколько стоит спрыгнуть? и есть контактный номер? когда в близжащие время можно осуществлить мечту?!

06.09.2008 23:37:03, Вера

Статья неплохая.Описано довольно доступно и подробно.Позволю несколько замечаний:первый одиночный прыжок гораздо безопаснее совершать с принудительным раскрытием купола(Д15У),как правило.И при приземлении следует смотреть не на ноги,а на горизонт!Оценка высоты обманчива,особенно в первый раз.
Чистого неба,мягкой посадки!

02.08.2008 22:13:07, Неболаз

Фото и видео материалы парашютных прыжков. www.skyclub.ru

24.04.2007 00:20:00, alex

Добавлю - аэродром Тушино в настоящий момент закрыт для совершения парашютных прыжков. С круглым десантным парашютом можно прыгнуть в Ватулино, а в тандеме рекомендую Ступино и Коломну. Синего неба! :)

22.11.2006 12:06:58, Papakarla

Комментировать статью "Путь в небо. Прыжок с парашютом"

И вот этот прыжок, затем попытка "подгрести" хоть немного поближе к финишу и пеший поход обратно с мотающимся парашютом, по жаре в спецодежде, шлеме, через все поле. Самые жирные дамы, да, но все равно у остальных подготовка была раза в два раза короче.

Обсуждение

Лучше в аэроклубе:
"Из списка дропзон вашего региона на сайте выбираете любую, выбираете какой прыжок хотите совершить, устанавливаете контакт и едете прыгать."
[ссылка-1]
Мой Егорьевский аэроклуб закрыт для прыжков сейчас...

Вообще безопаснее считается тандем для новичка...
Я совершала самостоятельный прыжок - если слушать инструктора и делать всё правильно, то можно обойтись без травм...а так...как в жизни...вот при наших прыжках кого-то ветром на деревья унесло - сняли потом...кто-то парашют не успел подтянуть и его по земле понесло - ногу подвернул...
вот в принципе, как тут написано, так у нас и было:
[ссылка-2]

Страшно, но прыжок того стоит! Незабываемо это!

Для этого обычно используется самолет Ан-2, он способен взлетать не выше 800 метров – это оптимальная высота для начинающих спортсменов. Подобную схему применяет и подмосковный Скайцентр, куда часто обращаются новички, желающие научиться прыгать.

Для такого прыжка используют парашюты для десантников, известные под названием Д-6. Конструкция инвентаря очень простая и удобна в управлении, такой парашют наиболее безопасен для начинающего. Перед тем как прыжок будет совершен, спортсмен должен пройти специальную подготовку, которая длится три часа.

Площадь основного купола Д-6 равняется 83 метрам, запасной купол немного меньше – 50 метров; укладывать их легко. Парашют имеет специальные стропы, а новички не смогут управлять инвентарем, что страхует их от приземления в незапланированном месте.

Высота 800 метров выбрана специалистами на основе многолетней практики. На этой высоте ветер слабее, поэтому не относит спортсменов далеко от выбранного для приземления места. В случае неисправности основного купола у человека хватит времени раскрыть запасной.

Для того чтобы избежать серьезных травм при приземлении, новички проходят специальный инструктаж. Очень важно, чтобы приземление прошло правильно; для сравнения – сила удара примерно такая же, если прыгнуть с высоты первого этажа без подготовки.

Как происходит первый прыжок

Самолет поднимается на установленную высоту, после чего открывается дверь, и спортсмены по одному шагают за борт. Купол раскрывается автоматически спустя три секунды после прыжка. Следует небольшой рывок; спортсмен может потеряться в пространстве, но дезориентация проходит через несколько минут. Этого времени хватает для того, чтобы выполнить правильное приземление. Свободный полет занимает не больше двух минут.

После того как спортсмен вернется на старт, он сможет получить свидетельство о самостоятельно совершенном прыжке. Изучить более подробные условия можно на сайте http://skycenter.aero/aff.

Перед тем как новичок прибудет на старт, его должен осмотреть врач, чтобы убедиться, что не было получено травм и не ухудшилось самочувствие. Перед прыжком кандидат на самостоятельный прыжок также проходит медицинский осмотр. В обязанности инструктора входит объяснить начинающим, как правильно выполнить прыжок самостоятельно. Специалист освещает важные детали, объясняет, как вести себя после выхода за борт, как осуществлять приземление, что делать в случае форс-мажорной ситуации. После того как парашют будет получен, он должен быть настроен под конкретного человека, который будет прыгать.

Высота 800 метров не является максимальной. После определенной подготовки спортсмены смогут попробовать свои силы на высоте 2500 и 4000 метров. 800 метров – это оптимальное расстояние, при котором спортсмен успевает сориентироваться, получить удовольствие и не успевает испугаться. Система автоматически раскрывающихся парашютов разработана именно для обучения новичков на минимальной высоте. Это гарантия безопасности, даже если спортсмен растеряется и забудет, что нужно делать.

Противопоказания

Если человек носит очки, их следует сменить на контактные линзы. В противном случае очки будут утеряны в полете, и приземление может получиться неправильным. Прыгать самостоятельно воспрещается людям с проблемами опорно-двигательного аппарата, а также тем, чей вес меньше 45 или больше 90 кг.

Прыжки с парашютом противопоказаны людям, страдающим сахарным диабетом, болезнями среднего уха, сердечной недостаточностью, гипертонией, эпилепсией. Не рекомендуется прыгать простуженным. Противопоказаны прыжки и при беременности.

Парашютный спорт – это экстремальный спорт, но это не означает, что опасный. Сам по себе парашют сегодня – безотказная система. Совсем другое дело – человеческий фактор, именно по причине совершения ошибок людьми в воздухе и происходят несчастные случаи. Чтобы подобного не случалось, нужно помнить о том, что безопасность в парашютном спорте – превыше всего. сайт подробно изучил важнейшие аспекты этого вида спорта и предлагает ознакомиться с основными правилами безопасности начинающего парашютиста.

С чего нужно начать

Первый парашют создал Леонардо да Винчи, но с тех пор прошло довольно много времени. Сегодня прыгнуть с парашютом может практически любой желающий, но не следует опасаться того, что парашют может не раскрыться, поскольку современные парашютные системы проходят тысячи тестов и испытаний прежде, чем попадают в руки к спортсменам. Новичкам нечего бояться, так как новейшее используемое оборудование откроет парашют, даже если человек будет находиться без сознания (для этого используется специальный атмосферный датчик).

Для начала следует запомнить, что совершить первый прыжок можно двумя способами: в тандеме с инструктором и самостоятельно. Первый вариант является более безопасным, поскольку большинство действий с момента прыжка новичка с самолета и до приземления совершается самим инструктором, который имеет достаточный опыт (как правило, более 1000 прыжков). Для осуществления такого типа прыжка достаточно зарегистрироваться на аэродроме, пройти медицинский осмотр и заняться с инструктором небольшой наземной тренировкой. После этого новичок получит всю необходимую экипировку и может готовиться к посадке в самолет и прыжку.

Источник фото: http://www.ua.all.biz

Второй вид прыжков требует более длительной подготовки (от 4 до 7 часов), сдачу теоретического и практического зачета. Выполнив все задания и правильно ответив на поставленные вопросы, человек получит экипировку и будет допущен к одиночному прыжку. Конечно, этот тип прыжка с парашютом является более сложным для новичка, поэтому в парашютном клубе могут предложить и вариант с двумя инструкторами, которые дают возможность совершать все действия самостоятельно, но контролируют полет и приземление.

Определившись с предпочитаемым типом, можно приступить к выбору подходящего парашютного клуба. Для этого стоит приехать в выбранный клуб, пообщаться с персоналом, обсудить все важные моменты с инструктором, убедиться в том, что клуб имеет все необходимые разрешения на проведение подобной деятельности. Конечно же, рекомендуется посмотреть, как собираются, транспортируются парашюты, где и в каких условиях они хранятся, узнать об используемом оборудовании, проверяется ли оно перед каждым прыжком…

Ни в коем случае не следует обращаться в парашютный клуб, в котором обучение поставлено на конвейер, так как даже если учеба в подобной школе может стоить дешево, жизнь в любом случае дороже. Хорошая парашютная школа должна заботиться в первую очередь об обеспечении безопасности парашютных прыжков.

Страх – это нормально

Первое, с чем сталкиваются новички – это страх высоты. Для того чтобы чувствовать себя уверенно, нужно не только овладеть всеми необходимыми теоретическими знаниями, но также довести до автоматизма все движения (когда и за какое кольцо дернуть, как повернуть парашют на 180 градусов…). Именно ради собственной безопасности следует очень внимательно слушать инструктора и обязательно задавать вопросы, которые появились.

Важно понимать, что любая парашютная система состоит из двух парашютов (один из них раскроется в любом случае), а также специального страхующего прибора. Это вовсе не означает, что в воздухе при свободном падении или опускании на парашюте можно творить все, что только вздумается. Как показывает практика, большинство несчастных случаев и при прыжке, и в воздухе, и при приземлении – вина самих парашютистов. Инструкторы обязательно должны объяснить учащимся, что делать в случае возникновения бокового ветра, как себя вести, если пропущено место посадки, рассказать о преимуществах того, кто опускается ниже…

Чтобы не паниковать, можно предварительно прокрутить в уме предстоящий прыжок, ясно представить, как это будет, а если есть такая возможность, то стоит посмотреть парашютное видео, не лишним будет также разговор с опытными людьми, совершившими уже не один прыжок.

Источник фото: http://wpapers.ru/

Иные правила безопасности

Еще одно важное правило безопасности заключается в беспрекословном выполнении всех инструкций выпускающего из самолета человека. Если этого не делать, может пострадать во время прыжка не только тот, кто ослушался, но и другие люди. На аэродроме обязательно нужно выполнять элементарные правила, которые будут озвучены инструкторами во время предварительной подготовки. Если предполагается, что на аэродроме нужно будет провести много времени, следует взять с собой запас воды и пищи.

Что касается одежды и обуви, никто девушку на каблуках, конечно, в самолет не пустит, также нельзя надевать шорты и футболки, так как одежда обязательно должна быть с рукавами и штанинами (лучше всего подойдет комбинезон из плотной ткани). Кроме того, летом нужно не забывать надевать легкий головной убор во избежание получения солнечного удара, а зимой следует помнить о теплой шапке и перчатках. Каждый человек борется со страхом по-разному, но когда инструктор заметит, что кто-то находится в состоянии алкогольного или же наркотического опьянения, этот человек не сможет подняться на борт самолета и будет отчислен из парашютной школы.

Медицинский осмотр – это еще один важный момент. Ни при каких условиях новичку не следует обманывать врача касательно состояния своего здоровья, даже если очень хочется прыгнуть. Существует целый ряд противопоказаний, которые обязательно учитываются прежде, чем допустить человека к экипировке и самолету: эпилепсия, сахарный диабет, сильные травмы костей, проблемы с сердечно-сосудистой системой или опорно-двигательным аппаратом, ограничение по весу (менее 45 или более 130 кг)… Не рекомендуется совершать прыжки даже с насморком, так как могут повредиться барабанные перепонки и носовые пазухи.

Источник фото: http://g.io.ua/

Если человек пожелал через сутки после прыжков с парашютом заняться дайвингом, противопоказаний в таком случае нет, а вот садиться в самолет после ныряния на глубину более 10 м категорически не рекомендуется. Все дело в пузырьках азота, находящихся в крови аквалангиста и собирающихся в местах сгибов сосудов, что может привести к их разрывам. В любом случае нужно перед прыжком хорошо высыпаться, чтобы мозг работал на 100 %, а тело реагировало молниеносно. Если же человек находится под действием лекарственных препараторов, следует знать, что на высоте их действие усиливается в несколько раз.

Когда же желающий научиться прыгать с парашютом человек по мнению специалистов психологически не готов к прыжку, специально для него организовываются дополнительные занятия, предусмотренные в большинстве парашютных клубов. Успешно окончив их, он допускается к прыжкам.


Полезное видео

Простобанк ТВ рассказывает о способах экономии на мобильной связи в Украине - звонках, SMS и ММS сообщениях, мобильном интернете. Подписывайтесь на наш канал на Youtube , чтобы не пропустить новое полезное видео о личных и бизнес-финансах.