Осанка и здоровье человека: ее влияние, от чего зависит, формирование. Осанка и плоскостопие: связаны ли эти понятия? Признаки правильной осанки

Про осанку все, безусловно, слышали ещё с детства. Обычные фразы родителей: «Сядь прямо!», «Не сутулься», «Держи спину ровно», «Ну что у тебя за осанка!». О ней толкуют многие: и родители, и преподаватели, и врачи. Так что такое осанка, как правильно она формируется, и почему так важно держать Об этом сегодня пойдёт речь в статье.

Определение термина

Сейчас узнаем, что такое осанка и какой она может быть. Итак, это слово обозначает способность человека держать своё тело в разных положениях. Осанка может быть двух видов:

1. Правильная.

2. Неправильная.

В первом случае - это привычная естественная поза стоящего человека. Здесь люди без лишних активных напряжений могут держать корпус и голову правильно. У человека с безупречной осанкой лёгкая походка, плечи чуть-чуть опущены и отведены назад, живот подтянут, грудь расправлена.

Во втором случае человек не умеет правильно держать своё тело, ходит и стоит на полусогнутых конечностях, сутулится, опускает голову и плечи, выпячивает живот. Неправильная осанка не только портит фигуру, а и вредит его здоровью. При такой манере держать себя у многих жителей нашей планеты усложняется деятельность органов, что в итоге выливается в сплошной букет различных недугов.

Признаки правильной осанки

  1. Положение головы и позвоночника прямое.
  2. Симметричными должны быть очертания надплечий и шеи.
  3. Лопатки располагаются на одном уровне.
  4. Линия ключиц должна быть горизонтальной.
  5. Одинаковая длина ног.
  6. Положение ягодиц должно быть симметричным.

Что такое осанка, мы определили. Теперь самое время рассмотреть, как самостоятельно человек может узнать, в порядке его спина и фигура или же нет.

Собственная диагностика

Нужно подойти к стене и, повернувшись спиной, прижаться к ней затылком, лопатками и ягодицами. При этом пятки необходимо на несколько сантиметров отставить от стены. Теперь следует попробовать вставить руку между стеной и поясницей, при этом нельзя отрывать плечи и голову от поверхности. Если у вас это получилось, значит, проблем с осанкой нет.

Причины нарушения

Что такое правильная осанка, понятно, теперь нужно определить, какие факторы приводят к её нарушению. Причины нужно искать ещё в детстве, и это могут быть такие обстоятельства:

Неверное положение тела во время занятий (сутулость, закидывание одной ноги на другую).

Проведение большей части времени перед телевизором, за компьютером.

Ношение на спине тяжёлых портфелей, которые и делают осанку неправильной.

Формирование правильной осанки у ребёнка

У мальчишек и девчонок позвоночник в юном возрасте только образует свои изгибы, мышцы формируются постепенно, и малышу легче, чем взрослому, привыкнуть к определённому положению тела в пространстве.

Формирование осанки у детей обязательно должно проходить под присмотром взрослого. Как родители должны помогать ребёнку сохранить этот важный показатель, характеризующий физическое развитие? Для этого нужно придерживаться таких простых рекомендаций:

Мама с папой должны следить за тем, как сидит их малыш, правильно ли выбрана у него поза во время выполнения уроков. Ребёнок не должен сутулиться, держать плечи не на одном уровне, наклоняться набок.

Необходимо верно обустроить сына или дочки. Важно подобрать стол, а также стул, который бы подходил росту отпрыска. Также необходимо обеспечить школьнику правильное освещение рабочего стола (местное, а также общее).

Нужно покупать ребёнку качественную обувь, которая бы не давила, не стесняла движений.

Важно приобрести своему отпрыску правильный рюкзак, портфель (желательно с ортопедической спинкой), и не класть туда много книжек и ненужных вещей.

Необходимо приобщать ребёнка к утренней гимнастике. очень важна в период роста малыша. Можно совершать пешие прогулки - они тоже пойдут на пользу осанке.

Желательно записать сына или дочь на занятия по плаванию, ведь оно отлично влияет на правильное привычное положение тела ребёнка.

Можно научиться закаляться самому и приучить до этого мероприятия и своего отпрыска.

Важно, чтобы малыш правильно питался. В еде должны содержаться свежие овощи, фрукты, мясо, рыба, яйца, зелень.

Немаловажным фактором в развитии верной осанки является подбор мебели для сна. Мальчики и девочки должны отдыхать на жёстких матрасах, причём важна также поза, в которой дети спят. Желательно дремать на животе, а лучше - на спине, а не сворачиваться калачиком.

Нельзя забывать и о пользе солнца, ведь оно, как многие знают, помогает укрепить кости и сформировать правильную осанку. Поэтому необходимо выходить в тёплую солнечную погоду на улицу со своим ребёнком (но не в самый солнцепёк) и заниматься интересными и полезными для здоровья занятиями (игра в футбол, баскетбол, теннис и т. д.).

Осанка и плоскостопие: связаны ли эти понятия?

В организме человека всё тесно взаимосвязано, поэтому, если возникает сбой в одном каком-то органе, то страдают и остальные. Это можно сказать и о плоскостопии, которое приводит к Как же это происходит?

При гладкой стопе центр тяжести меняется и человек отклоняется назад, в результате нарушается равновесие, и при ходьбе корпус тела наклоняется вперёд. Образуется цепная реакция, которая приводит к развитию сутулости. Естественно, плоскостопие - не смертельный недуг, однако, если оно присутствует, то человек испытывает массу других проблем: у него быстро устают ноги, страдают колени. Поэтому, чтобы не запустить такую цепную реакцию, необходимо следить за своим ребёнком ещё с детства; нужно наблюдать за тем, как он ходит, посещать детского ортопеда. И если специалист обнаружит какие-то проблемы с ножками, то следует выполнять все рекомендации врача, чтобы у отпрыска не появилось плоскостопие, которое впоследствии приводит к ряду проблем.

Теперь вы знаете, что такое осанка и к каким последствиям может привести неправильная манера сидения, стояния, лежания. Мы выяснили, каких рекомендаций стоит придерживаться людям, желающим сохранить ровную и Узнали также о том, какая существует связь между плоскостопием и осанкой.

Часто у людей возникает вопрос: что такое осанка? Ответ достаточно прост. Осанкой принято называть привычную позу, при которой спина человека находится в вертикальном положении стоя или сидя. Корректная осанка человека включает в себя способность держать туловище в разнообразных положениях, а также без лишних активных напряжений держать прямо корпус и голову.

Типы осанки

Существуют разные , кардинально отличающиеся один от другого. Среди них, в частности, выделяют:

Нормальная осанка призвана достигнуть нескольких основных целей: обеспечивать такое положение тела, во время которого возможно максимально увеличить объем и результативность движений, снижать риски травматизации, в особенности, при высоких двигательных активностях, сохранять вертикальную позу при минимальных нагрузках на мышцы, кости и связки.

Несоблюдение элементарных правил хорошей осанки вызывает стресс, способствует несбалансированному расположению туловища, вызванному хроническим сокращением и укорочением постуральных мышц. Некорректная осанка ведет к искривлениям спины, что способно вызвать смещение любого внутреннего органа и нарушение его нормальной работы.

Плохая осанка

Причинные факторы плохой осанки

Причины нарушения осанки весьма многогранны. Часто один из ее дефектов появляется при совместном влиянии определенного количества факторов. Прежде всего, осанка может меняться как следствие долгого пребывания в неестественной позе, из-за плохого освещения, некомфортных мебельных аксессуаров (к примеру, стола, который не соответствует росту), постоянного ношения груза одной рукой. Значительное влияние на появление нарушений осанки оказывает и недостаточная двигательная активность, когда ослабевают спинные мышцы.

Неправильная поза

Многие люди интересуются, от чего зависит осанка. Существуют различные факторы, которые могут повлиять на ее ухудшение, и они включают некоторые виды профессиональной деятельности и биомеханические факторы, такие как сила и повторение выполняемой работы. Факторы риска плохой осанки также включают в себя психосоциальные факторы, такие как стресс на рабочем месте. Работники, имеющие повышенный уровень стресса на работе, более склонны к развитию болезней, связанных с искривлением позвоночника. Также немаловажно знать, какой вид спорта может отрицательно повлиять на формирование осанки. Вредными для правильной осанки будут:

  • езда на велосипеде, когда человек низко нагибается к рулю;
  • занятие определенными видами спорта, при которых необходимо осуществлять движения асимметричного характера (к примеру, теннис и бадминтон);
  • занятия акробатикой, художественной и спортивной гимнастикой, приводящие к чрезмерной гибкости позвоночника;
  • подъем тяжестей и грузов, посещение тренажерного зала.

Прочие факторы, определяющие осанку:


Плохая осанка является отправной точкой нарушений функционирования органов и систем, в некоторых случаях – необратимых. Именно поэтому необходимо стараться принимать эффективные меры, чтобы не допустить искривление позвоночника и вырабатывать формирование правильной осанки, тем самым обезопасив себя от крайне неблагоприятных последствий.

Характеристики и преимущества правильной осанки

Под осанкой понимается то, как человек держит свое тело, и правильная осанка может рассматриваться как надлежащее выравнивание позвоночника и тела. Правильная поза часто упускается из виду, даже, несмотря на то, что она имеет целый ряд преимуществ.

Значение правильной осанки велико. В частности, правильная поза:

Какой тип осанки считается нормальным? Понятие об осанке состоит в выборе привычного положения тела человеком, который стоит непринужденно. Она может считаться верной, когда средняя вертикальная ось тела берет свое начало от центральной части черепного свода и спускается дальше по касательной к выпуклости шейного отдела.

При попытке сохранить правильную позу в положении стоя, человек может представить себе условную линию, проведенную вниз вдоль его тела. Данная линия должна проходить от плеч вниз к тазобедренным и коленным суставам, и, наконец, по боковой поверхности до костей лодыжки. По мнению экспертов, голова должна быть направлена вверх и прямо, а не опускаться вперед, назад или в сторону. Кроме того, мочки ушей должны совпадать с центром плеча, которое должно быть отведено немного назад параллельно с бедрами. Ноги желательно ставить на ширине плеч, чтобы помочь равномерно распределить вес.

В положении сидя правильная осанка не менее важно. Нормальная осанка в этой ситуации может поддерживаться при нахождении колен примерно на уровне бедер. Как и в предыдущем случае, человек должен выпрямлять свои плечи и держать параллельно с бедрами. Сидя за компьютерным столом, человек не должен наклоняться вперед и сутулиться в кресле, чтобы смотреть на экран монитора. Кроме того, целесообразно делать частые перерывы, чтобы размять мышцы спины при сидении в течение продолжительного периода времени.

Значение правильной осанки заключается в том, что она поддерживает оптимальное здоровье организма и помогает уменьшить износ суставов, мышц и связок. Помимо того, что влияние осанки на здоровье человека весьма существенно, также считается, что осанка может помочь улучшить внешний вид человека и, в свою очередь, повысить самооценку. не совместима с лишним весом.

Формирование правильной осанки

Когда у человека имеется избыточная масса тела, первый шаг на пути к стройному позвоночнику будет заключаться в снижении уровня веса. Определение правильного положения тела должно происходить без напряжения мышц, поскольку это действие способно привести к постепенной утрате сил и энергии, а также создать дополнительную нагрузку на спину.

Многие компании имеют эргономические отделы или специалистов, которые могут помочь отдельным сотрудникам определить, насколько их рабочие места способствуют или негативно влияют на формирование правильной позы. Достижение надлежащей осанки может быть довольно простым. К примеру, можно отрегулировать высоту стола или стула также высоту монитора компьютера. Специалист также может порекомендовать использование специального удобного стула, имеющего эргономичную конструкцию.

Корректная осанка

Нормальная осанка может формироваться долгие годы, однако, она способна улучшить многие аспекты повседневной жизни. В частности, тренировка позвоночника может сохранить целостность костей, уменьшить вероятность артрита и устранить боли в спине.

Простой факт состоит в том, что образ жизни человека (исключая врожденные патологии и травмы), оказывает значительное влияние на все составляющие формирования правильной осанки. Для многих людей реальность такова, что они практикуют сидячий образ жизни, пагубно влияющий на спину и формирование правильной осанки. Под этим имеется в виду работа в офисе и выбор соответствующего неактивного досуга, когда необходимо сидеть в течение длительного периода времени. В связи с этим, значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, а также умеренных физических нагрузок трудно переоценить.

Корректная осанка способна сформироваться лишь в том случае, когда спина абсолютно здорова. При появлении каких-либо трудностей с позвоночником необходимо принимать неотложные меры и посетить специалиста (ортопеда) для получения консультации. Доктор, благодаря несложным манипуляциям, сможет определить диапазон симптоматики для уточнения диагноза и назначить соответствующий курс лечения или профилактики.

Важно не забывать о том, что соблюдение правильной осанки формирует красивую и стройную фигуру человека, а также положительным образом влияет на нормальную деятельность опорно-двигательной системы. Именно поэтому, правильная осанка - одна из главных составляющих требований эстетической культуры и здоровья.

Осанка - привычная поза непринужденно стоящего челове­ ка. Зависит она от формы позвоночника, равномерности физического развития, тонуса мускулатуры тела (слабость мышц, связок). Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и большое физиологическое значение: она повышает работоспо­собность, влияет на деятельность внутренних органов, особенно органов дыхания и кровообращения.

Нормальная (правильная) осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника. Осанка исследуется и описывается с головы до ног. Особенно информативными являются визуальные наблюдения позвоночного столба спереди, сзади, сбоку. При осмотре спереди у человека, имеющего правильную осанку, определяется строго вертикальное положение головы: подбородок слегка приподнят, линия надплечий горизонтальна; углы, образованные боковой поверхности шеи и надплечием, симметричны; грудная клетка не имеет западаний или выпячиваний; живот также симметричен; пупок находится на средней линии (рис. 2.1.1).

Рис. 2.1.1. Вид спереди

При осмотре осанки сзади - лопатки прижаты к туловищу, расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника, а их углы - на одной горизонтальной линии, треугольники талии симметричны, ягодичные и подколенные складки на одном уровне (рис. 2.1.2.)

Рис. 2.1.2. Вид сзади

При осмотре сбоку - грудная клетка несколько приподнята, живот подтянут, нижние конечности прямые, физиологические изгибы позвоночника умеренно выражены, угол наклона таза находится в пределах 35–55° (рис. 2.1.3).

О

Рис. 2.1.3. Вид сбоку

пределить правильность осанки может не только врач-специалист, но и вы сами. Для этого необходимо встать без одежды перед большим зеркалом и осмотреть себя со всех сторон - спереди, сзади и в профиль. Проанализируйте свою осанку - симметрично или асимметрично расположены у вас плечи, лопатки; нормальная или чрезмерная выпуклость (вогнутость) физиологических изгибов позвоночника, равномерны или нет треугольники талии. Запишите свои показатели осанки в карточку и поставьте число. Затем, выполняя программу по оздоровлению позвоночника и исправлению дефектов осанки, периодически осматривайте свою фигуру и определяйте, какие положительные изменения в ней произошли.

Отклонения от правильной осанки принято называть нарушениями или дефектами осанки. При нарушениях осанки образуются новые условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.

Основными причинами нарушений осанки являются:

1) неправильное положение тела при различных позах (лежа, стоя, сидя, при ходьбе);

2) ослабленный организм с детства;

3) недостаток физического воспитания и, следовательно, слабое физическое развитие.

Дефекты осанки связаны с отклонением от нормы физиологических изгибов позвоночника. В норме их четыре: шейный и поясничный лордозы (выпуклость вперед), грудной и крестцово-копчиковый кифозы (выпуклость назад). Эти изгибы имеют большое значение, выполняя рессорную функцию, т. е. уменьшая сотрясение при ходьбе, беге, прыжках. Глубина изгибов в норме не должна превышать 3–4 см (в поясничном отделе - до 5 см, в шейном - до 2 см).

Среди нарушений осанки с увеличением изгибов позвоночника выделяют сутуловатую (увеличен грудной кифоз и уменьшен поясничный лордоз), кифотическую (круглая спина) (рис. 2.1.4).

Рис. 2.1.4. Виды осанки: А - нормальная; Б - сутуловатая; В - лордотическая;

Г - кифотическая; Д - выпрямленная (плоская)

К нарушениям осанки, связанным с уменьшением физиологических изгибов позвоночника относится плоская спина (выпрямленная).

Типичное нарушение осанки во фронтальной плоскости - ассиметричная осанка, когда наблюдается выраженная асимметрия между правой и левой половинами туловища: треугольники талии не равномерны, плечо и лопатка одной стороны тела опущены по сравнению с другой стороной (рис. 2.1.5).

Часто такой осанке ставят диагноз «сколиоз». Это неверно. Асимметрия отдельных частей тела не дает оснований для постановки такого диагноза. Для диагноза «сколиоз» необходимо выявить торсию позвонков (скручивание их в процессе роста).

Исследование позвоночного столба заканчивается определением боковых искривлений - сколиозов. Различают простые сколиозы, при которых имеется одна дуга искривления, и сложные, с противоискривлениями.

В зависимости от того, в каком отделе позвоночного столба определяется сколиоз и куда обращена выпуклая часть дуги искривления, различают: правосторонний грудной сколиоз, левосторонний поясничный сколиоз и др. (рис. 2.1.6).

Асимметричная осанка

Рис. 2.1.6. Виды сколиозов: А - правосторонний; Б - левосторонний;

В - S-образный

Асимметрия плеч и боковые искривления позвоночного столба ведут к нарушению пропорциональности треугольников талии. Треугольник талии - это пространство, находящееся между локтевым суставом свободно опущенной руки и талией (рис. 2.1.7).

Если справа и слева величина треугольников талии неодинакова, нужно искать сколиоз или асимметрию плеч. Ассиметричное реберное выбухание в грудном отделе и «мышечный валик» в поясничном отделе являются следствием торсионной деформации позвоночника (скручивание) и свидетельствуют о наличии сколиотической болезни.

В
ыявляется торсия позвоночника в положении наклона туловища вперед с выпрямленными в суставах ногами и опущенными вниз расслабленными руками. Наклон выполняется медленно. Осмотр спереди позволяет обнаружить торсию в грудном отделе позвоночника, осмотр сзади - торсию в поясничном отделе. При выявлении торсии позвоночника необходимо обратиться к врачу-ортопеду.

2

Рис. 2.1.7. Треугольники талии. На стороне выпуклой дуги сколиоза треугольник талии сглажен, на стороне вогнутости - увеличен

.1.2. Основные правила сохранения

и исправления дефектов осанки

Основным средством, способным поддерживать правильную осанку и исправлять ее нарушения, является гимнастика. Корригирующая гимнастика должна проводиться не реже трех раз в неделю. Продолжительность одного занятия гимнастикой может быть от 15 до 25 минут. Результаты от занятий (систематических) проявляются через 3–4 месяца. Чтобы закрепить достигнутый результат, заниматься надо не менее года, а в дальнейшем, поддерживать ее, проводя профилактические мероприятия.

Эффективность использования специальных корригирующих упражнений во многом зависит от выбора исходных положений. Наиболее выгодными из них являются те, при которых возможна максимальная нагрузка позвоночника по оси и исключается влияние на тонус мышц, определяющих угол наклона таза. К ним относятся: исходные положения лежа на спине, животе и стоя в упоре на коленях.

Длительное пребывание в одном положении за рабочим столом часто приводит к сутулости, если это положение неправильное, то развивается асимметричная осанка (рис. 2.1.8–9).

Поэтому для тех, кто долгое время проводит сидя, очень важно иметь возможность разгрузить мышцы спины и позвоночник, сменить положение, облокотившись на спинку стула. Для того, чтобы «сидячая» работа не приводила к нарушениям осанки, стул и стол должны соответствовать гигиеническим нормам: спинка стула выше плеч, сидение жесткое и ровное; высота сидения равняется длине голени, глубина - не более 4/5 длины бедра; крышка стола - на уровне локтя согнутой руки. Под столом следует иметь достаточно места для ног, потому что их положение надо время от времени менять. Не следует во время работы класть ногу на ногу, это ведет к ассиметричной осанке. Однако допускается положить ногу на ногу в области голеностопных суставов. В процессе ходьбы также следует сохранять правильную осанку: голова поднята высоко, руки двигаются ритмично от самого плеча, позвоночник вытянут, живот втянут.

Рис. 2.1.9. Неправильное положение за рабочим столом

Рис. 2.1.8. Правильное положение

за рабочим столом

В постели позвоночник тоже должен быть ровным, ведь треть нашей жизни мы проводим во сне. Жесткий, плоский, но достаточно эластичный матрац дает возможность костям плеч и таза сформировать свой собственный естественный прогиб. Не­большая и достаточно мягкая подушка для головы и шеи позво­ляет удерживать верхнюю часть позвоночника в прямом поло­жении, чтобы мышцы могли полностью расслабиться во время сна. Сон на спине или на животе не дает позвоночнику соот­ветствующей поддержки.

Не горбись! Не сгибайся! Не сутулься! Что ты согнулся. как старик (старуха)? Выпрянись! Не вомчи ноги! - говорят, просят, требуют, умоляют родители, учителя, врачи...

ЧТО ЕСТЬ ОСАНКА

ОСАНКА. Одно из важнейших понятий для определения положения тела ребенка в пространстве. Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения.

Ведущими факторами, определяющими осанку человека, являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры. Благодаря наличию физиологических изгибов (шейного и поясничного лордозов, грудного и крестцово-копчикового кифозов) позвоночный столб человека имеет рессорные свойства, предохраняющие головной и спинной мозг от сотрясений; кроме того, при этом увеличиваются его устойчивость и подвижность. Физиологические изгибы позвоночника формируются в процессе развития двигательных навыков ребенка под влиянием мышечной тяги, а их выраженность зависит от угла наклона таза. При увеличении угла наклона позвоночный столб, неподвижно сочлененный с тазом, сгибается и для сохранения вертикального положения тела соответственно увеличиваются поясничный лордоз и расположенные выше изгибы. При уменьшении угла наклона таза изгибы позвоночного столба соответственно уменьшаются.

В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка имеет еще неустойчивый характер. В периоде вторичного вытягивания, когда резко усиливается рост тела ребенка в длину, характерна диссоциация в развитии костей, суставов, связок и мышц ребенка. Эта диссоциация уменьшается по мере снижения темпов роста ребенка, так как к его окончанию осанка человека стабилизируется.

Стройная, прямая осанка, легкая походка украшают человека. Не случайны сравнения: «Какая стройная девушка. Ну, прямо березка. Прекрасно сложен юноша-стройный, как Аполлон». Стройный человек маленького роста кажется выше.

В.И. Даль определял хорошую осанку как сочетание стройности, величавости, красоты и приводил пословицу: «Без осанки-конь-корова».

Волочащиеся ноги и согнутая спина могут испортить впечатление от красивого лица девушки. И наоборот, легкая походка и стройная фигурка «сгладят» недостатки некрасивого лица.

Вот какое толкование дают этому термину ученые:

«Осанка-привычное положение тела человека в покое и при движении; формируется с самого раннего периода детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой и способствует нормальному функционированию двигательного аппарата и всего организма человека».

Итак, необходимость выработки хорошей осанки вызывается не только эстетическими требованиями, но и медицинскими.

При правильной осанке естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут, ноги прямые, своды стоп нормальные, мышцы хорошо развиты, походка красивая. Развитие мускулатуры влияет на формирование скелета. Различные типы неправильной осанки хорошо видны на приведенном рисунке.

позвоночник осанка физкультура сколиотический

Нарушение осанки способно привести к изменению скелета, ухудшению деятельности органов кровообращения, дыхания, пищеварения и др. Иногда изменения в скелете могут быть врожденными, являться результатом перенесенного заболевания. Акушеры-гинекологи подчеркивают особую важность хорошей осанки для девочек, отмечая, что сутулость - не только эстетический дефект. Она ведет к нарушению развития внутренних органов, а это опасно для будущей матери.

Если врач назначит лечение, например направит на специальную корригирующую гимнастику, то уклоняться от этого нельзя.

Выработке хорошей осанки содействуют физическая культура, спорт, всякие иного рода физические нагрузки на мускулатуру. Слабые мышцы плохо удерживают скелет. Очень важно полноценное разнообразное питание для растущего организма, питание, которое способствует нормальному развитию мускулатуры и скелета.

Существует даже, на первый взгляд не совсем ожиданная, взаимосвязь между понижением слуха на одно ухо и плохой осанкой. Человек, желая получше слышать, все время склоняет или поворачивает голову к говорящему. Это входит в привычку и вызывает нарушение осанки.

На формирование осанки оказывают влияние привычки повседневной жизни манера стоять, ходить, сидеть за обеденным столом, во время просмотра телевизионных передач.

Определенное значение для выработки хорошей осанки имеют одежда и обувь. Об этих факторах мы поговорим в соответствующих главах.

Постоянная неправильная посадка, неверная рабочая поза, длительное ношение портфеля или других тяжестей в одной и той же руке и другие нарушения влекут за собой неравномерное развитие определенных мышечных групп. Постепенно развиваются кособокость, сутуловатость, грудная клетка делается более узкой и плоской, углы лопаток отходят от позвоночника, принимают вид крылышек, живот выпячивается. В результате подвижность грудной клетки уменьшается, дыхание становится менее глубоким, понижается жизненная емкость легких, самочувствие ухудшается, человек быстрее устает.

Следует заметить, что развитию нарушений осанки способствуют и врожденная слабость опорно-двигательного аппарата, некоторые заболевания (рахит, ожирение, плоскостопие, инфекционные болезни).

При нарушениях осанки необходима консультация врача-ортопеда. Если изменения выражены незначительно, то обычно назначают корригирующую гимнастику. Если ее делать регулярно и в соответствии с советами врача, то можно добиться хороших результатов в исправлении дефектов костно-мышечной системы. Для каждого случая существуют своя система, свой комплекс упражнений. Например, при боковом искривлении позвоночника в какую-либо сторону назначают упражнения, развивающие мышцы противоположной стороны; при сутулости делают упражнения, укрепляющие мышцы спины и задней поверхности шеи.

Очень важно неукоснительно выполнять эти упражнения точно, соблюдать медицинские рекомендации. Иначе можно запустить нарушение осанки, тогда придется прибегать к более сложным методам лечения.

Нормальная осанка характеризуется симметричным расположением частей тела относительно позвоночника.

При осмотре человека, имеющего нормальную осанку, определяется вертикальное положение головы, когда подбородок слегка приподнят, а линия, соединяющая нижний край орбиты и козелок уха, горизонтальна. Линия надплечий также горизонтальна; углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем (так называемые шейно-плечевые), симметричны. Грудная клетка при осмотре спереди и сзади не имеет западений или выпячиваний и симметрична относительно средней линии. Точно так же при нормальной осанке симметричен живот, брюшная стенка вертикальна, пупок находится на передней срединной линии. Лопатки прижаты к туловищу, расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника, а их углы на одной горизонтальной линии.

При осмотре сбоку нормальная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, прямыми нижними конечностями, наличием умеренно выраженных физиологических изгибов позвоночника. Угол наклона таза при нормальной осанке находится в пределах 35-55°. Он меньше у мальчиков (и мужчин).

Дефекты осанки. Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, или дефектами, осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.

Причины дефектов осанки. Условия окружающей среды, а также функциональное состояние мускулатуры могут повлиять на осанку ребенка. Порочное положение тела при различных позах принимает характер нового динамического стереотипа и таким образом неправильная осанка закрепляется. Неблагоприятные внешние условия особенно отражаются на осанке детей, организм которых ослаблен. В первую очередь, имеют значение такие болезни, как перенесенный в раннем детстве рахит, туберкулезная инфекция, различные детские инфекционные, а также частые простудные заболевания. Для формирования неправильной осанки весьма существенное значение имеют дефекты физического воспитания и связанное с этим плохое физическое развитие ребенка.

Виды дефектов осанки. В сагиттальной плоскости различают следующие варианты нарушения осанки:. Нарушения осанки с увеличением физиологических изгибов позвоночника:

а) сутуловатость - увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза;

б) круглая спина (тотальный кифоз) - увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза. При этом виде нарушения осанки для компенсации отклонения центра тяжести от средней линии ребенок стоит с согнутыми в коленных суставах ногами.

При сутуловатой и круглой спине грудь западает, плечи, шея и голова наклонены вперед, живот выстоит, ягодицы уплотнены, лопатки крыловидно выпячены;

в) кругло-вогнутая спина - все изгибы позвоночника увеличены, увеличен угол наклона таза. Голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает. Колени максимально разогнуты; мышцы задней поверхности бедра, прикрепляющиеся к седалищному бугру, растянуты по сравнению с мышцами передней поверхности.. Нарушения осанки с уменьшением физиологических изгибов позвоночника:

а) плоская спина - уплощение поясничного лордоза, наклон таза уменьшен. Грудной кифоз при этом варианте нарушения осанки выражен плохо, грудная клетка смещена вперед. Нижняя часть живота выстоит. Лопатки крыловидны;

б) плоско-вогнутая спина - уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены.

Нарушение осанки во фронтальной плоскости называется асимметричной осанкой. При этом имеется выраженная асимметрия между правой и левой половинами туловища. Позвоночник при осмотре стоящего прямо ребенка представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево. Отмечается неравномерность треугольников талии (пространство между боковой поверхностью тела и внутренней поверхностью свободно опущенной вниз руки). При нарушении осанки во фронтальной плоскости одно плечо и лопатка опущены по сравнению с другой.

Нарушение осанки, помимо значительного косметического дефекта, нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов (сердца, легких, желудочно-кишечного тракта).

Снижение рессорной функции позвоночника у людей с плоской спиной приводит к постоянным микротравмам головного мозга во время ходьбы, бега и других движений, что отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности, сопровождается быстрым наступлением утомления, а нередко и головными болями.

Коррекция. Для исправления дефектов осанки необходимо принятие мер, способствующих улучшению физического развития (питание, режим дня, создание и соблюдение гигиенических условий), а также целенаправленное использование средств физического воспитания.

К задачам такого воспитания относятся следующие:

Улучшение и нормализация течения нервных процессов, нормализация эмоционального тонуса ребенка. Стимуляция деятельности органов и систем, улучшение физического развития, повышение неспецифической сопротивляемости детского организма.

Активизация общих и местных (в мышцах туловища) обменных процессов. Выработка достаточной силовой и общей выносливости мышц туловища, укрепление «мышечного корсета».

Исправление имеющегося дефекта осанки.

Формирование и закрепление правильной осанки.

Особенности методики физического воспитания при дефектах осанки

Исправление различных нарушений осанки - процесс длительный. Формирование нового, правильного стереотипа осанки и ликвидация Порочных условий рефлексов требуют особенно строгого подхода к организации занятий по физическому воспитанию. Эти занятия должны проводиться систематически, не реже 3 раз в неделю, и обязательно подкрепляться выполнением корригирующего комплекса упражнений в домашних условиях.

В детских учреждениях, школах и кабинетах лечебной физкультуры поликлиник и диспансеров занятия корригирующей гимнастикой с детьми, у которых имеются нарушения осанки, проводятся группами по 10-15 человек.

В подготовительном периоде таких занятий у детей вырабатывается представление о правильной осанке и путем подбора специальных и общеразвивающих упражнений создаются физиологические предпосылки для ее формирования. В основном периоде последовательно решаются все лечебные и воспитательные задачи.

Общие задачи решаются путем широкого использования общеразвивающих упражнений, соответствующих возрасту и физической подготовленности занимающихся.

Исправление дефектов осанки достигается с помощью специальных упражнений. Их применение дает возможность изменить и нормализовать угол наклона таза, нормализовать нарушенные физиологические изгибы позвоночника, исправить положение и форму грудной клетки, а также положение головы, добиться симметричного стояния плечевого пояса, укрепить мышцы брюшного пресса. Правильное положение частей тела во время движений, работы и при важнейших позах закрепляется путем создания естественного мышечного корсета.

Эффективность применения специальных упражнений во многом зависит от исходных положений. Наиболее выгодным из них для развития и укрепления мышц, составляющих мышечный корсет, является такое, при котором возможна максимальная разгрузка позвоночника по оси и исключается влияние на тонус мышц угла наклона таза. К таковым относятся положение лежа на спине, животе, стоя в упоре на коленях и на четвереньках.

При асимметричной осанке основную роль играют симметричные упражнения. Они дают выраженный положительный эффект, обеспечивая выравнивание силы мышц спины и ликвидацию асимметрии мышечного тонуса. Такое действие симметричных упражнений связано с физиологическим перераспределением нагрузки. Для сохранения срединного положения тела более ослабленные мышцы на стороне отклонения позвоночника во время выполнения упражнения работают с большей нагрузкой, чем более сильные мышцы на противоположной стороне (так называемая физиологическая асимметрия).

При дефектах осанки в сагиттальной плоскости используются следующие специальные упражнения: при увеличении угла наклона таза упражнения, способствующие укреплению мышц задней поверхности бедер, межпоперечных мышц поясницы, а также брюшного пресса; при уменьшении угла наклона таза упражнения для укрепления мышц поясничного отдела спины и передней поверхности бедер.

Нормализация физиологических изгибов позвоночника достигается в ряде случаев улучшением подвижности позвоночника в месте наиболее выраженного дефекта (например, в грудном отделе при сутуловатой спине).

Крыловидные лопатки и приведенные вперед плечи могут быть исправлены при помощи упражнений с динамической и статической нагрузкой на трапециевидные и ромбовидные мышцы, а также на растягивание грудных мышц.

Выстояние живота устраняется упражнениями для мышц брюшного пресса, осуществляемыми преимущественно из исходного положения лежа на спине. Наиболее эффективны из них такие, когда одновременно вызывается максимальное для данного человека напряжение прямых и косых мышц живота.

Одновременно с упражнениями для мышц формируется навык правильной осанки. Он вырабатывается на базе мышечно-суставного чувства, позволяющего создать нужное положение определенных частей тела. После объяснений, необходимых для представления о правильной осанке, и показа ее приступают к выработке соответствующих такой осанке мышечно-суставных ощущений. Для этого используют тренировки перед зеркалом (зрительный самоконтроль); взаимоконтроль, осуществляемый занимающимися друг за другом; принятие правильной осанки с исправлением ее дефектов у стены, когда к мышечно-суставным ощущениям прибавляются тактильные (во время прижатия спины, ягодиц и пяток к стене); исправление дефектов осанки по указанию инструктора или методиста лечебной физкультуры.

Выработка и закрепление навыка правильной осанки происходят также во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, при которых обязательно сохраняется правильное положение таза, а также упражнений в равновесии и на координацию. Широко используют игры с правилами, предусматривающими соблюдение хорошей осанки.

Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника (сколиоз)

СКОЛИОЗ (от греческого scolios - кривой, согнутый), сколиотическая болезнь - тяжелое прогрессирующее заболевание позвоночника, характеризующееся дугообразным искривлением во фронтальной плоскости и торсией (torsio - скручивание) позвонков - вокруг вертикальной оси.

Сколиотическая болезнь возникает в период роста позвоночника. Это полиэтиологическое заболевание. И.А. Мовшович (1965) предложил разделить все этиологические факторы сколиотической болезни на первичные, статико-динамические и общепатологические.

Первично-патологические факторы, вызывающие нарушение роста и развития позвоночника, могут иметь как врожденный, так и приобретенный характер: врожденный клиновидный или полуклиновидный позвонок с асимметрией оси роста, дисплазия (диспластический сколиоз), когда одна сторона позвоночника растет активнее другой, наличие добавочного ребра на одной стороне, отсутствие ребра на какой-либо стороне, сращение V поясничного позвонка с крестцом (сакрализация), переход I крестцового позвонка в поясничную область (люмбализация) и т.п.

Первично-патологические факторы приобретенного характера, приводящие к нарушению роста и развития позвоночника и сколиотической болезни, могут быть связаны с рахитом, неправильным лечением компрессионного перелома позвоночника, туберкулезным поражением позвонков и т.п.

Статико-динамические факторы приводят к развитию сколиоза вследствие длительного асимметричного положения тела, способствующего искривлению позвоночника (например, разница в длине нижних конечностей врожденного характера, односторонний врожденный вывих бедра, одностороннее плоскостопие, неправильно сросшийся перелом костей одной из конечностей).

Общепатологические факторы способствуют прогрессированию сколиоза, либо его возникновению в связи с резким снижением сопротивляемости организма больного и уменьшением компенсаторных возможностей.

Особенно неблагоприятно для больного сочетание всех этиологических факторов, при котором наблюдаются наиболее тяжелые, быстро прогрессирующие формы сколиотической болезни.

Лечебная физкультура - важнейшее средство комплексной терапии сколиотической болезни. Она обеспечивает решение следующих существенных задач.

  1. Создание физиологических предпосылок для восстановления правильного положения тела. Развитие и постепенное увеличение силовой выносливости мышц туловища, укрепление мышечного корсета.
  2. Стабилизация сколиотического процесса, а на ранних его стадиях исправление в возможных пределах имеющегося дефекта.
  3. Воспитание и закрепление навыка правильной осанки.
  4. Нормализация функциональных возможностей наиболее важных систем организма больного ребенка - дыхательной, сердечнососудистой и т. д.
  5. Повышение неспецифических защитных сил организма больного ребенка.

Методика лечебной физкультуры

Для создания физиологических предпосылок восстановления правильного положения тела используют гимнастические упражнения для мышц спины и брюшного пресса преимущественно в положениях разгрузки, т.е., не связанных с сохранением вертикальной позы. Это позволяет не только увеличивать силовую выносливость мышц спины и брюшного пресса в наиболее выгодных условиях для формирования естественного мышечного корсета, но и создает возможность закрепить максимальную коррекцию, достигнутую в горизонтальном положении (так как при исключении статического напряжения мышц сколиотическая деформация уменьшается).

В лечении больных детей для оказания корригирующего действия применяются специальные корригирующие гимнастические упражнения двух типов - симметричные и асимметричные.

К симметричным корригирующим упражнениям относятся такие, при которых сохраняется срединное положение позвоночного столба. Их корригирующий эффект связан с неодинаковым напряжением мышц при попытке сохранить симметричное положение частей тела при сколиозе: мышцы на стороне выпуклости напрягаются более интенсивно, а на стороне вогнутости несколько растягиваются. При этом происходит постепенное выравнивание мышечной тяги с обеих сторон, устраняется ее асимметрия, частично ослабевает и поддается обратному развитию мышечная контрактура на стороне вогнутости сколиотической дуги.

Симметричные упражнения не нарушают, как показывают исследования, возникающие у больного компенсаторные приспособления и не приводят к развитию противоискривлений. Важным их преимуществом является относительная простота методики проведения и подбора, не требующая учета сложных биомеханических условий работы деформированного опорно-двигательного аппарата при сколиозе.

Асимметричные корригирующие упражнения позволяют сконцентрировать их лечебное действие локально, на данном участке позвоночного столба. Например, при отведении ноги в сторону выпуклости дуги сколиоза изменяется положение таза и дуга сколиоза уменьшается. При поднятии вверх руки со стороны вогнутости дуга сколиоза уплощается за счет изменения положения плечевого пояса.

Корригирующий эффект при торсионных изменениях может быть достигнут путем поворота таза или туловища.

Подбор асимметричных упражнений должен проводиться врачом и инструктором лечебной физкультуры со строгим учетом локализации процесса и характера действия подобранных упражнений на кривизну позвоночника.

В настоящее время в методике лечебной физкультуры при сколиотической болезни шире используются симметричные упражнения.

Обязательным является включение в занятие дыхательных упражнений как статических, так и динамических, тем более, что сколиотический процесс нередко сочетается с заболеваниями органов дыхания и выраженными нарушениями дыхательной функции.

Воспитанию и закреплению навыка правильной осанки, на всех этапах лечения сколиозов также уделяется большое внимание.

В ряде случаев лечебная задача исправления имеющегося дефекта позвоночника не может быть решена без увеличения подвижности позвоночника, его мобилизации. Для этого используются упражнения в ползании на четвереньках, смешанные висы и упражнения на наклонной плоскости.

Лечебную физкультуру можно сочетать с массажем, который усиливает лечебный эффект физических упражнений.

При включении массажа учитывается его физиологическое действие. На стороне спастически сокращенных мышц в области вогнутости сколиоза используют приемы расслабления (вибрацию, поглаживание). На стороне выпуклости сколиоза, где мышечный тонус ослаблен, применяют все приемы массажа (в большой дозировке).

Схема построения занятия лечебной физкультурой

Вводная часть: ходьба, упражнения в построениях и перестроениях, упражнения для воспитания и закрепления навыка правильной осанки, дыхательные упражнения.

Основная часть: упражнения, обеспечивающие выработку и тренировку общей и силовой выносливости мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки для создания «мышечного корсета», корригирующие упражнения в сочетании с общеразвивающими и дыхательными. Преимущественное исходное положение - лежа и стоя на четвереньках. В конце основной части - подвижная игра, правила которой предусматривают сохранение правильной осанки.

Заключительная часть: ходьба, упражнения в координации, дыхательные упражнения, игра на внимание с одновременным сохранением правильной позы.

Эффективность лечебной физкультуры учитывается на основании благоприятной динамики клинических признаков, положительных функциональных рентгенографических сдвигов, улучшения антропометрических данных, а также по оценке приобретенной в результате занятий лечебной физкультурой правильной осанки, умению сохранять ее в течение длительного времени.

Исходное положение стоя; правильная осанка обеспечивается за счет касания стены или гимнастической стенки ягодичной областью, икрами ног и пятками.

Исходное положение, как в упражнении 1. Отойти от стены на 1 -2 шага, сохраняя правильную осанку.

Исходное положение лежа на спине. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела. Вернуться в исходное положение.

Исходное положение лежа на спине. В правильном положении прижать поясничную область к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, которое было принято в положении лежа.

Ходьба с мешочком на голове с одновременными различными движениями: в полу приседе, с высоким подниманием коленей и т. п.. Упражнения для укрепления «мышечного корсета».

Для мышц спины.

Исходное положение лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую. Перевести руки на пояс, приподнимая голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать. Удерживать принятое положение по команде инструктора.

Исходное положение то же. Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам (как при плавании способом брасс).

Исходное положение то же. Поднять голову и плечи. Руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук.

Исходное положение - на животе, руки под подбородком. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола. Темп медленный.

Исходное положение - то же. Приподнимание обеих прямых ног с удерживанием их до 10-15 счетов.

Исходное положение - лежа на животе попарно друг против друга, мяч в согнутых руках перед собой. Перекатывание его партнеру и ловля с сохранением приподнятого положения головы и надплечий.

Для брюшного пресса.

Исходное положение для всех упражнений - лежа на спине, поясница прижата к опоре.

Сгибать и разгибать ноги в коленном и тазобедренном суставах поочередно.

Согнуть обе ноги, разогнуть вперед, медленно опустить.

Поочередное сгибание и разгибание ног на весу - «велосипед».

Руки за головой, поочередное поднимание прямых ног вперед.

То же упражнение, но в сочетании с различными движениями рук.

Для боковых мышц туловища. 1. Исходное положение лежа на правом боку, прямая правая рука поднята вверх, левая расположена вдоль туловища. Удерживая тело в положении на боку, приподнимать и опускать левую ногу. То же, лежа на другом боку.. Корригирующие упражнения. Симметричные.

Из исходного положения лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую, локти разведены в стороны (прямое положение туловища и ног проверяет инструктор), поднять руки вверх, тянуться в направлении рук головой, не поднимая подбородка, плеч и туловища. Возвратиться в исходное положение.

Исходное положение лежа на животе, руки под подбородком. Сохраняя срединное положение позвоночника, отвести назад прямые руки, ноги, разогнутые в коленях, приподнять - «рыбка».

Из этого же исходного положения приподнять голову и грудь, поднять вверх прямые руки, приподнять прямые ноги, сохраняя правильное положение тела, несколько раз качнуться («лодочка»).

В качестве симметричных корригирующих упражнений могут быть использованы упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и спины из исходных положений лежа при условии сохранения симметричного положения частей тела относительно оси позвоночника.

Асимметричные.

В исходном положении стоя перед зеркалом, сохраняя правильную осанку, поднять плечо с поворотом его внутрь на стороне вогнутости грудного сколиоза.

Исходное положение лежа на животе, руки вверх, держась за рейку гимнастической стенки. Приподнять напряженные ноги и отвести их в сторону выпуклости поясничного сколиоза.

Ходьба на гимнастической скамейке с мешочком на голове и отведением ноги в сторону выпуклости поясничного сколиоза.

Список литературы

  1. Коросталев Н.Б. От А до Я. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1987.
  2. Справочник по лечебной физкультуре Под ред. М.И. Фонарева. М.: Медицина, 1983.

Выполнила ученица 10 класса

Киселева Влада, МОУ «Средняя школа №13»

Г.Кимры, Тверской области.

Руководитель: Платонова Л.А.


Осанка - это привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении; формируется в процессе роста, развития и воспитания (в период от 5 до 18 лет ).

Эталоном для подражания может служить осанка балерин , а также спортсменок , занимающихся спортивной и художественной гимнастикой, синхронным плаванием.


Признаки правильной осанки:

голова приподнята;

грудная клетка развернута;

плечи - на одном уровне;

если смотреть сзади , голова, шея и позвоночник составляют прямую вертикальную линию;

если смотреть сбоку , позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз).


Признаки неправильной осанки:

голова выдвинута за продольную ось тела (опущенная голова);

плечи сведены вперед, подняты (или асимметричное положение плеч);

круглая спина , запавшая грудная клетка ; живот выпячен, таз отставлен назад;

излишне увеличен поясничный изгиб.


Как обнаружить дефект:

Ребенок должен раздеться, встать прямо (пятки и носки вместе) и опустить руки. Стоя в нескольких шагах за его спиной, надо внимательно осмотреть ось позвоночника (она должна быть строго вертикальной), сравнить уровни плеч, лопаток, ягодичных и коленных складок. Асимметрия свидетельствует о нарушении осанки. При регулярных осмотрах могут быть выявлены малейшие отклонения от нормы.


Неправильная осанка

Неправильная осанка становится причиной раннего появления остеохондроза , неблагоприятного положения внутренних органов (со снижением их функций). Например, привычка сутулиться создает такую позу, которая сжимает грудную клетку, дыхание становится поверхностным и частым. Это затрудняет работу легких, не позволяет насыщать организм кислородом в необходимом объеме. У школьников с нарушением осанки, как правило, ослаблен опорно-двигательный аппарат , неэластичны связки , снижены амортизационные способности нижних конечностей и, что особенно важно, позвоночника . Это приводит к тому, что дети плохо переносят физические нагрузки, быстро устают, жалуются на боли в спине.


Разновидности нарушений осанки:

Нарушение осанки - это отклонения в положении позвоночника.

Круглая спина : увеличен грудной кифоз и несколько уменьшен поясничный лордоз. Это состояние называется сутулостью.

Плоская спина : грудной и поясничный изгибы уменьшены, амортизационная способность позвоночника снижена.

Седлообразная (кругловогнутая) спина : увеличены грудной кифоз и поясничный лордоз, живот выпячен .


Проявления боковых искривлений позвоночника

Возможность проявления сколиоза особенно велика в возрасте 11-15лет, когда быстро растет скелет, а мышечная система отстает в своем развитии. Именно в этот период на осанку влияют сон на мягкой постели, неправильное положение туловища во время сидения и стояния, неравномерная нагрузка на позвоночник.

Одна из причин нарушения осанки у детей школьного возраста - неправильная посадка(положение) за письменным столом во время школьных уроков, а также при выполнении домашних заданий или при чтении.


Меры профилактики:

  • При выполнении письменных и устных уроков опираться о спинку стула спиной. Стараться сидеть прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища, чтобы не напрягать мышцы.
  • При длительной работе сидя необходимо чаще менять позу, вставать и прохаживаться по комнате, устраивать физкультминутки.
  • Не садиться перед телевизором в слишком мягком кресле или диване. Сиденье должно быть на высоте полуметра от пола.
  • Перемещая тяжёлые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине, например в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо.
  • Поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину.

Коррекция осанки:

Физические упражнения способствуют нормализации осанки. Однако эффект можно ожидать только при систематическом и продолжительном их выполнении .

Используют: тренировку перед зеркалом (зрительный самоконтроль); взаимоконтроль занимающихся ; принятие правильной осанки и исправление дефектов у стены , когда к мышечно-суставным ощущениям прибавляются тактильные при соприкосновении со стеной.


Занятия:

  • В подготовительной части занятий , применяются упражнения в построениях и перестроениях, дыхательные упражнения , ходьба .
  • В основной части используются упражнения, обеспечивающие общую и силовую выносливость мышц спины, брюшного пресса и грудной клетки. Применяемые исходные положения в этой части занятия - лежа и стоя в упоре на коленях . В конце основной части обычно проводят подвижную игру .
  • В заключительной части применяются бег, ходьба, упражнения на координацию, дыхательные. Целесообразно включать в эту часть занятия игры на внимание при условии сохранения правильной позы .
  • На занятии также следует использовать упражнения в равновесии и общеразвивающие упражнения: для мышц спины, живота, ягодиц; на растяжение ; с гимнастической палкой, обручем; на гимнастической стенке; плавание (брасс) и др.