Марма-терапия. Целебные точки

Привязанность к чувственным наслаждениям развивается в каждом из нас чуть ли не с рождения. Мы млеем, когда кашемировый свитер ласкает кожу, и часто не в силах отказаться от нежного тортика «Тирамису». Не удивительно поэтому, что многим может показаться трудновыполнимой практика пратьяхары, пятой из восьми ступеней йоги, описанных Патанджали. В переводе с санскрита «пратьяхара» означает «сдерживать» и заключается в обращении внимания, которое обычно направлено на внешние объекты, внутрь, к самому себе.

В результате наши чувства: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус, – подобно верным псам, следуют за сознанием и тоже обращаются внутрь. Мы перестаем отвлекаться на то, что происходит вокруг, и успешно фокусируем внимание. Подобная работа готовит нас к последующим ступеням классической практики – дхаране (концентрации) и дхьяне (медитации). Пратьяхару обычно уподобляют черепахе, которая втягивает ножки под панцирь. А один из ранних толкователей Патанджали, Вьяса, очень точно сравнил наши чувства с роем пчел, а сознание – с пчелиной маткой: «Подобно тому как пчелы следуют за маткой и успокаиваются в минуты ее отдыха, чувства прекращают свою работу, когда прекращаются колебания ума».

Энергетическая лестница

Яркие образы и метафоры, столь любимые восточными философами и активно используемые в определении пратьяхары, безусловно, помогают понять суть практики. Но вместе с тем Патанджали и его толкователи почти не уделили внимания конкретным рекомендациям по ее выполнению. К счастью, несколько вполне определенных техник все же существует. Одна из них дана в произведении «Йога-Яджнавалкья Гита» (Йогическая песнь Яджнавалкьи), написанном в форме диалога между мудрецом Яджнавалкьей и его супругой Гарги.

Техника Яджнавалкьи – вайю-пратьяхара (удержание ветра) или прана-пратьяхара (удержание жизненной силы) – заключается в том, что ученик последовательно сосредоточивает внимание на мармах – жизненных точках в теле. Их количество варьируется в зависимости от источника (например, в традиционных аюрведических текстах называют 107). Но в Песни Яджнавалкьи их всего восемнадцать. Это большие пальцы ног, лодыжки, середины икр, «корни икр», колени, середины бедер, промежность, «центр тела», органы репродуктивной системы, пупок, сердечный центр, «колодец горла», корень языка, основание носа, глаза, межбровье, лоб, макушка. Яджнавалкья рекомендует начинать с концентрации на макушке и заканчивать большими пальцами ног. Однако движение снизу вверх тоже вполне допустимо, и многие предпочитают именно этот вариант.

Технику вайю-пратьяхара можно использовать в качестве самостоятельной дыхательной практики или как подготовку к пранаяме. Работа с мармами может носить и терапевтический характер: каждая жизненная точка энергетически связана с определенным органом или системой (нервной, кровеносной и т. п.). Поэтому массаж или воздействие иного рода на ту или иную марму может благотворно влиять на соответствующую систему или орган. Более подробно о марматерапии написано в книге Д. Фроули, С. Ренаде и А. Леле «Марматерапия. Энергетические точки йоги и аюрведы».

Система точек

Приступая к вайю-пратьяхаре, примите удобную позу сидя или любую другую, в которой вы можете расслабиться, например Шавасану. Начните с упрощенного варианта, ограничившись двенадцатью мармами: большими пальцами ног, лодыжками, серединой икр, коленями, серединой бедер, промежностью, пупком, центром сердца, «колодцем горла», межбровьем, лбом и макушкой. Включить в практику остальные точки можно будет позже.

Чтобы отчетливо осознать каждую точку, прикоснитесь к ней рукой. Можно даже представить, что в каждой из них присутствует ваше любимое божество, учитель или мантра. Затем сосредоточьте внимание на больших пальцах ног (или на макушке, в зависимости от того, в каком направлении вы решили двигаться) и представьте, что дышите ими: каждый вдох и каждый выдох текут через пальцы.

Продолжайте осознанно продвигаться по двенадцати ступеням «энергетической лестницы»: вы можете концентрироваться на каждой марме в течение одного-двух циклов дыхания или задерживаться на каждой из них на более длительное время. В первом случае вы учитесь быстро и четко направлять внимание и дыхание в определенную область, во втором – удерживать внимание на объекте.

Работать с последовательностью можно по-разному. Например, «пробежаться» по всем центрам один раз, используя технику как своеобразную разминку перед медитацией. А можно двигаться вверх и вниз несколько раз, превращая процесс в самостоятельную медитативно-дыхательную практику, – в этом случае в конце выполните короткую Шавасану.

По мере овладения техникой можно увеличивать количество марм, постепенно доведя его до восемнадцати. А затем поэкспериментировать с нетрадиционными точками – большими пальцами рук, основанием черепа, ушами. Если верить Яджнавалкье, пратьяхара предупреждает все болезни, приводит к внутреннему освобождению и – самое заманчивое – продлевает жизнь. «Преданный практик будет жить, пока не угаснут звезды и Луна», – говорит мудрец. Будем надеяться, что пенсионный фонд нас в этом поддержит.

Фото: yogawithbriohny/instagram.com

В нашем теле находится множество энергетических каналов, каждый из которых отвечает за работу органа или систему в нашем организме. Места пересечения этих каналов образуют некие энергетические узлы называемые в аюрведе – мармами .

Мармы в своем роде выступают индикаторами состояния здоровья. Если в нашем организме начинается болезнь – эти точки первыми сигнализируют о неполадках в нем.

В местах расположения мармы могут появиться дискомфортные ощущения, боль при надавливании, скопление солей, зуд или гнойнички. Непосредственное воздействие на мармы в аюрведе называется мармотерапия.

Марматерапия выступает как вспомогательное средство в процессе исцеления как от физических так и психологических недугов.

Работа с энергетическими точками может быть как прямая, так и косвенная. К примеру, во время выполнения асан в йоге за счет растяжки, сжатий и скручиваний происходит стимуляция марм. Еще одно средство работы с энергетическими потоками и мармами – это массаж тела. К примеру, во время процедуры классического аюрведического массажа, когда тонкая струя масла льется в центр лба, происходит активная работа с энергетическим центром, называемым третьим глазом. После такой процедуры появляется устойчивое чувство ясности ума и внутреннего спокойствия.

Прямое воздействие на энергетические каналы через мармы оказывает процедура иглоукалывания. Это очень мощный инструмент воздействия на наш организм. Процедуру иглоукалывания может выполнять только высокопрофессиональный мануальный терапевт. Неумелое обращение с иголками может привести к очень серьезным негативным последствиям. Об этом стоит помнить, даже когда вы прокалываете уши. Большое скопление марм присутствует на мочках ушей, и даже в современной медицине прокол ушей считается не такой уже безопасной процедурой, поэтому ее всегда должен делать врач.

Если вы практикуете уделяйте внимание ушам, особенно мочкам – разминание ушей прекрасно тонизирует организм помогает взбодриться и убрать сонливость.

Множество марм расположено на ступнях ног. Проекцию почти каждого органа можно найти на ступнях ног. С чего следует сделать вывод, что надо внимательно относится к обуви которую вы носите. Ноги должны находиться в комфортном состоянии, а это исключает каблуки и узкую и неудобную обувь. Очень полезно ходить босиком по траве, песку или гальке, так как в это время происходит активная стимуляция марм на стопе.Таже стимуляция точек происходит при использовании специальных ковриков и массажеров.

Некоторые мармы вам возможно знакомы, к примеру, точка в центре лба, так называемый третий глаз.

Массаж этой точки поможет сконцентрироваться и устранить головные боли. Марма в районе окончания грудной клетки имеет связь с сердцем, а также она помогает наладить пищеварение. Ели у вас проблемы со сном проработайте марму расположенную ниже пупка на расстоянии трех пальцев. Изучив расположение необходимых вам точек на теле вполне можно самостоятельно выполнить точечный массаж. Эта процедура не займет много времени. Достаточно 2-3 минут для каждой мармы.

Техника выполнения точечного массажа не сложная: большим пальцем правой или левой руки, кому как удобно, в районе расположении мармы совершите 5 круговых движений по часовой стрелке увеличивая радиус и 5 круговых движений уменьшая радиус, повторить три раза. Очень часто во время точечного массажа используют соответствующее эфирное масло для усиления эффекта. (см.таблицу).

Точечный массаж лучше выполнять перед сном или в любое другое спокойное время, когда вы никуда не торопитесь и можете позволить себе расслабится. Если вас заинтересовал точечный массаж в таблице ниже вы найдете расположение некоторых марм и их связь с физиологией. Оставайтесь здоровыми!

Таблица некоторых марм, ежедневный масляный массаж которых поможет вам поддержать свое здоровье.

НАЗВАНИЕ МАРМЫ

РАСПОЛОЖЕНИЕ НА ТЕЛЕ ФУНКЦИЯ, ПРОЕКЦИЯ

ЭФИРНЫЕ МАСЛА

Адхипати Макушка Гипофиз; самореализация Ладан, мирра, шамама
Ани Центральная точка над коленом Равновесие Ладан, роза, сандал, тысячелистник
Ани Нижняя точка задней стороны бедра Кишечник Имбирь, тымьян
Апа Висок Зрение Базилик
Апастамг Точка в верхней части грудины Мышечный тонус, сердце Кардамон, роза, розмарин
Асаха Верхняя точка плеча Успокаивает нервы; самооценка Имбирь, розовое дерево, сандал
Ашпалака Верхняя часть спины Тимус, сердце Лаванда, роза, тымьян
Васт Центр лобковой области Сексуальная энергия, выживание Имбирь, сандал, тысячелистник
Ворве Верхняя точка задней стороны бедра Кровообращение в ногах Кипарис, можжевельник, эвкалипт
Врати Середина спины Сердце, легкие Роза, розмарин, эвкалипт
Вторая Джану Две точки под коленом Суставы Лаванда, сандал, тысячелистник
Вторая Индравасти Нижняя часть икры Спортивность Лаванда, лимонная трава
Вторая курпара Внутренняяя и наружная стороны локтя левой руки Селезенка Мирт, розмарин
Вторая кшира Основание мизинца руки Страсть, воля; отвечает за желудок Кардамон, сандал, фенхель
Вторая талхридия Кончики пальцев рук Нервозность Иланг-иланг, розовое дерево, сандал
Второй хардиям Центр верхней части грудины Сердце
Гульпха Внутренняя и наружная сторона лодыжки Репродуктивная система Шалфей
Джану Под коленом Селезенка (на левой ноге), печень и желчный пузырь на правой ноге Лимон, мелиса, тысячелистник
Какшадхара Точка в верхней части грудины под левой ключицей Мышечный тонус, сердце Кардамон, роза, розмарин
Карпорам Центр передней боковой стороны локтя Половой метаболизм Гвоздика, корица
Кипрам Над основаниями пальцев с верхней и подошвенной сторон Носовые пазухи, лимфа Камфора, розмарин, эвкалипт
Копрам Верхние точки области почек Надпочечники Герань, лаванда
Корчша На запястье со стороны мизинца Циркуляция Апельсин, кипарис, лаванда, можжевельник
Корчша Возвышение под большим пальцем ноги с подошвенной стороны Желудок Кеава, сандал
Корчшир Центр пятки Связана с позвоночником Ветивер, джатамамси, дягиль, трифолия
Кракнрик Точки, расположенные 2-3 см. в бок от основания черепа Легкие Базилик, эвкалипт
Ктектанинам Центр ягодицы Равновесие Герань, лаванда, роза, сандал
Лохитакшам Паховая складка Отток лимфы Герань, жасмин, ианг-иланг
Манибандха На запястье со стороны большого пальца Самовыражение во внешнем мире Валериана, розовое дерево
Манипура Нижняя оконечность грудины Воля Анис, сандал
Манья Перед ухом на передней стороне шеи Кровеносные сосуды, цыркуляция Герань лаванда, розмарин
Наби 5 см. ниже пупка Равновесие, творчество, выделительная система Имбирь, кипарис, шалфей
Нади Верхняя точка затылка Задняя доля гипофиза Сандал
Нела Стык ключицы с грудиной Щитовидная железа Сандал
Нитамба Нижние точки области почек Почки Апельсин, кипарис, лимонная трава
Ови Центральная точка передней стороны бедра Освобождение, избавление от старого Лаванда,роза
Орви Центр наружной стороны плеча Кровообращение Апельсин, гвоздика, эвкалипт
Первая джану Две точки над коленом Равновесие Тысячелистник, лаванда, сандал
Первая индравасти Центр икры Судороги,боли в ногах Лаванда, лимонная трава
Первая курпара Внутренняя и наружная стороны локтя правой руки Печень, желчный пузырь Имбирь, роза
Первая кшира Основание большого пальца руки Страсть; воля; отвечает за желудок Кардамон, сандал, фенхель
Первая талхридая Центр ладони Сердце Апельсин, кардамон, роза
Первый хридаям Центр нижней части грудины Сердце Апельсин, кардамон, роза, шафран
Стхапуи Между бровями Гипофиз; внутреннее зрение Базилик, жасмин, камфора
Талхридаям Центр подошвы Сердце Кардамон, роза, розмарин, сандал
Уткшепау Сзади над ухом Усиливает внимание и стимулирует работу мозга Базилик, камфора, розмарин
Шаунк Спереди над ухом Ясность слуха Лаванда, мята перечная, эвкалипт
Ширамантрика Точки в нижней части передней сторны шеи Сосуды Кипарис, мирт, сандал, эвкалипт

По материалам книги И-Шен Аюрведа (по Дипаку Чопре). Начинаем с нуля.

Марма массаж - один из самых эффективных методов омоложения кожи лица, лечения и ухода, который помогает справиться со стрессом и усталостью, приводит в гармонию чувства, способствует улучшению сна, придает ясность уму, дарит красоту и здоровье кожному покрову и даже снимает головную боль!

Большинство марма-точек расположено именно в области лица, головы и шеи. Посредством особого деликатного и точного воздействия на мармы и головы производится тонкая настройка центральной нервной системы, эндокринных желез, иммунитета, регулируются все энергетические центры мозга, психоэмоциональная сфера, память и интеллект.

Тело, ум и эмоции возвращаются на высокий энергетический уровень. Результат марматерапии всегда один - радость, спокойствие, восстановление здоровья, спокойный сон, отсутствие тревоги и депрессии.

Что такое марма терапия?

Марма терапия - понятие, знакомое далеко не каждому. Тем не менее, в beauty-индустрии это явление достаточно известное. Редакция ФотоЭльф рекомендует освоить данную процедуру всем женщинам, стремящимся сохранить красоту и на долгие годы.

Марма массаж, - немного истории…

Задача мармы - работа с биологически активными зонами, отвечающими за самые важные области нашего организма. Такие точки - это своего рода связь между телом физическим и потоками неиссякаемой энергии. При этом мармы могут быть связаны не только с внутренними органами или тканями. Активно затрагивают они и мышцы.

Сама история техники насчитывает много лет. Особенно ценна она была при военном деле, когда, нанося удар в определенную точку, воины подрывали силы своего врага. Со стороны медиков марма имела обратную силу и, наоборот, возвращала покалеченных солдат к жизни.

Особо эффективной марма считается в терапии йогов. Оздоровление внутренних органов, гармонизация энергетических потоков, омоложение кожи лица, снятие усталости и напряжения - все это подвластно данной технике, которую по праву можно назвать чудодейственной.

О марма-массаже

По преданию, наука о мармах берет начало в текстах великого индийского мудреца Агастьи, жившего тысячи лет назад на юге Индии. Однако наверняка известно, что первыми разработали и начали практиковать марма-терапию в Южной Индии мастера школы Калари.

Марма-массаж – целительный точечный индийский массаж. Этот массаж является предшественником иглотерапии. В его основе лежит мягкое, но глубокое воздействие на жизненно важные точки «мармы» (с санскрита переводится как «тайный», «жизненный») и каналы «нади».

Согласно Аюрведе, на нашем теле располагается 107 марма-точек, а разум является 108-й. Мармы могут находиться в сосудах, костях, сухожилиях, связках и суставах. С точки зрения марма-терапии, основополагающей причиной большинства болезней является нарушение распределения жизненной энергии в организме человека.

Точечное воздействие на мармы позволяет устранить энергетические блоки и восстановить нормальное течение праны в теле и сознании.

Классификация «волшебных» точек

В разных ресурсах информация о количестве точек различна. Например, школа Сушруте утверждает, что из 107 точек самыми важными считаются только 64. Эти точки, в свою очередь подразделяются на:

  • кула мармы - те, повредив которые, можно лишиться жизни или получить серьезные увечья
  • колу мармы - те, нарушение которых опасно сильными болевыми ощущениями.

Эффективность марма массажа действительно говорит сама за себя и в подтверждении не нуждается. Для женщин эта техника интересна и дарит здоровье всему организму в целом.

Марма массаж. Подробнее об использовании

Массаж против часовой стрелки позволяет избавиться от негативной энергии. Наполнить организм новой энергией, напротив, поможет массаж по часовой стрелке. Бывает так, что с определением верного направления возникают трудности. Тогда на помощь придет зеркало, специальные пособия, например, видеоуроки, и, конечно же, практика.

Самомассаж

Первое, с чего стоит начинать самомассаж - выполнение круговых движений от правой брови. Двигаться необходимо вниз, к противоположной брови, далее снова вверх и завершить круг снова у правой (чем-то похоже на , правда?).

При обратном движении идти стоит движениями вверх по кругу, к левой брови и далее вниз, затем снова вернуться к правой.

Отличительной чертой такого массажа является то, что руки всегда будут работать в параллели, тогда как в большинстве других массажей их работа происходит при встречном движении, при том же фейс фитнесе, например.

Массаж марма для кожи лица - это, прежде всего, работа с энергией

Большая эффективность процедуры зависит именно от распределения энергетических потоков. Главное здесь - не перепутать направления и двигаться точно согласно схеме. Повысить эффективность всей процедуры способен крем гхи. Отдать предпочтение лучше обычному, а не тому, что настаивают на трипхале.

Марма массаж для кожи лица - это лишь одна из многих техник омолаживающего самомассажа. Разработанная еще в древности, техника успешно сохранилась до наших дней, получив распространение и уважение.

Ее достоинство - эффективность и отсутствие дополнительных затрат. Все, что может потребоваться - это желание и немного внимания для освоения предлагаемых навыков.

А сейчас, после того, как вы убедились в чрезвычайной полезности марма массажа для кожи лица , предлагаем вам освоить навыки его самостоятельного применения. Посмотрите, как аюрведический массаж делают в салоне и применяйте этот метод в домашних условиях:

Мармавидья - наука о мармах, жизненных точках тела. Это огромная область знаний, существующая не одно тысячелетие. Одно из первых упоминаний марм встречается уже в Ригведе. Там бог Индра расправляется с демоном Виртрой, атакуя жизненные точки его тела (мармы) своей ваджрой. Теория марм оказала большое влияние на развитие индийских боевых искусств, йоги, астрологии и аюрведы.

Традиционно выделяют две ветви мармавидьи - тамильскую, основателем которой принято считать легендарного сиддха Агастьяра, и керальскую, основанную на наследии Сушруты, Вагбхаты и др.Тамильская нашла своё выражение в боевом исскустве варма-ати, традиционной медицине сиддхов и в школе ситтаров, классическое определение которой даёт сиддх Тирумулар: “ Лишь тот, кто живёт йогой, и посредством её видит Божественный Свет (оли) и Мощь (шакти) - лишь тот ситтар”.

Наследие же Сушруты оформилось в воинском исскустве каларипайят, аюрведе и различных школах йоги. В частности Свами Шивананда описывает технику концентрации на 16 точках тела (мармах) и называет её “пратьяхара Яджнавалкьи”.

Тамильская ветвь

Как было упомянуто ранее, основателем тамильской ветви принято считать сиддха Агастьяра, личность легендарную и овеяную мраком древности. Тот ли это риши, что упомянут в Ригведе, или другой - неизвестно. Зато ясно, что наука мармавидьи была тайной и передавалась от учителя к ученику, о чём говорится в тексте “Агастьяр кутирам”:

Это (знание о вармах) было создано для каждого в этом мире. Вы должны понимать это. Люди могут приходить за ним и пытаться восхвалять вас, но не позволяйте делать это. Лучше наблюдайте за учеником 12 лет и лишь потом дайте ему это знание.

Рисунок (примерно I век н.э.), найден на северо-востоке Индии, с изображением марм.

Письменные источники традиционно создавались в стихотворной форме, что способствовало более полному запоминанию. По объёму они сильно разнятся - от 146 шлок в “Варма Кутирам” до более чем 1000 в “Варма Оти Муриву Кара Кутирам”.

Тамильская традиция насчитывает 108 жизненных точек, называемых вармами. Однако 108 - не общее число точек, а количество названий. Тамильский текст “Варма Оти Муриву Кара Кутирам” говорит о том, что 46 из108-ми точек - единичные, а 62 - двойные, итого - 170 точек. Из этих 108-ми точек 96 классифицируются как второстепенные (тоду варма) и 12 как основные смертельные жизненные точки (паду варма). Наиболее опасны, паду вармы - те, которые при достаточном повреждении влекут за собой смерть. Более многочисленные второстепенные точки менее опасны, но при повреждении вызывают сильную боль. Например, “Варма Оти Муриву Кара Кутирам” содержит следующую запись об одной из 12-ти смертельных точек:

  • 45.1 Контаколи находится точно наверху головы. Вот симптомы при серьёзном повреждении:
  • 45.2 Мой дорогой ученик, его голова полностью разрушается и происходит спонтанная эякуляция.
  • 45.3. Случаются жизненно опасные судороги и озноб. При прямом поражении случается смерть.
  • 45.4 Вы должны знать, что даже если опытный врач лечит это повреждение, пациент умрёт.

Другой тамильский текст,“Варма Кутирам”, описывает название, расположение, симптомы поражения и противодействия для другой из 12-ти смертельных точек: "Между бровями, ниже на одно рисовое звено, имя этог центра - тилада калам. Если он ломается при ударе, наступает смерть. Это смертельный центр. Если после удара нет перелома, человек открывает рот и смотрит в небо. Это будет продолжаться 3 и ¾ налика (90 минут). Я научу вас секретной технике. Схватите его за волосы, собранные в хвост на вершине головы и посадите его, и ударьте в центр макушки (темени) головы. Массируйте пинкалай (два нади, идущие по задней части шеи к ушам). Измельчите сушёный имбирь и выдуйте это в нос пострадавшего. Когда вы дадите рисовый отвар, будьте уверены, с пациентом всё будет хорошо".


В целом же можно сказать, что согласно традициям ситтаров, сами тексты - закрытая от невежд сокровищница, и только практика сиддха-йоги способна открыть её и показать их истинное значение. И подтверждая старую тамильскую поговорку “Не познавший себя, не может познать других”, автор “Варма Оти Муриву Кара Кутирам” пишет: "Только практикуя, пять ступеней (йоги кантам) в шести атарам (центры тонкого тела, санскр. - чакры), Вы получаете ясное понимание 108 варм".

Наследие Сушруты

Ветвь, берущая своё начало в работах Сушруты, более известна. Отчасти это связано с большим количеством письменных источников, отчасти с их более доступным языком. Немалую роль в этом играет и всё возрастающая популярность йоги и аюрведы.

Письменные источники этой традиции включают и достаточно известные аюрведические трактаты, такие как “Сушрута-самхита”, и менее известные - “Мармарахасьянгал” и “Марманиданам”. Эти книги рассматривают вопросы местонахождения марм, каждой жизненной точке даны название, номер, расположение, размер, классификация, признаки прямого и полного повреждения, время жизни после такого повреждения, и симптомы при слабом повреждении точки. Примером такого описания может служить отрывок из “Марманиданам”: “В центре тела, между толстой и тонкой кишкой располагается набхи марма. Это центр всех нади. Это сира марма (точка соединения сосудов). При повреждении наступает скорая смерть. Симптомы - непрерывное сильное кровотечение, приводящее к анемии, жажде, спутанности сознания, затруднённому дыханию, икоте. Время жизни - максимум 7 дней.

Между грудями, в месте соединения грудной клетки и брюшной полости находится хридайям марма. Это сира марма (точка соединения сосудов). При повреждении - скорая смерть. Симптомы - непрерывное сильное кровотечение, приводящее к анемии, жажде, спутанности сознания, затруднённому дыханию, икоте”.

Несколько особняком стоят тексты, описывающие как эти повреждения производить. Именно они легли в основу каларипайят. Вот отрывок из “Мармайогам” о набхи - и хридайям мармах: “Джалапатнам находится на половину ширины пальца ниже пупка. Блок левой, шаг с правой и удар правой рукой. Противник будет терять сознание и мочиться. Чтобы восстановить противника, надо произвести контрудар в точку, расположенную выше копчика на 6 пальцев. Иногда может просачиваться кровь. Тогда надавите основанием ладони на основании позвоночного столба.

Трисанкпурушпам (трёхлепестковый цветок) между сосками ниже грудной клетки и выше брюшной полости, жидкостный по своей природе и по форме напоминает бутон лотоса, наклонённый вправо… Защититесь от удара левой и ударьте эту точку правым локтем. Восстановление - только ударом по противоположной стороне”.

Тексты “Грантхаваримарма чикитса” и “Мармани чикитса” посвящены способам лечения повреждения марм: “Если талхридайя марма повреждена, вы делаете дхара (непрерывный поток любой жидкости на какую-либо часть тела) с маслом гингелеи и гхи в течение трёх часов. После завершения дхара перемешиваете масло гингелеи с гхи и натираете это место. На верх головы кладёте смесь цветов жасмина со сливочным маслом. Удалить это через три часа. Затем натираете всё тело смесью воды, растительного масла, гхи, сока алоэ, или, если этого нет, гхи, растительного масла и соком кокосового ореха”.

В традиции Сушруты насчитывается 107 точек, но это общее количество. Названий точек - 43, некоторые названия идентичны для точек рук и ног. Так, например, урви марма - одновременно и середина бедра, и середина плеча, а талхридайя марма - и центр подошвы и центр ладони.

Согласно “Сушрута-самхите» (древнему аюрведическому трактату) марма - это узловая точка, место соединения двух или более телесных начал - мамса (мышцы), сира (сосуды), снаю (связки), астхи (кости) и сандхи (суставы). Жизненными точками мармы называют по причине того, что по ним циркулирует жизненный ветер (прана-вайю). Чем ближе этот поток к поверхности тела - тем более опасны повреждения мармы.

Классификация марм по Сушруте

Из 107 наиболее важными считаются 64 мармы. Они в свою очередь делятся на кула мармы (наиболее важные, повреждения которых приводит к смерти или к очень серьёзнам повреждениям), колу мармы(останавливающие, повреждение которых вызывает острую боль) и абхьяса марамы (часто применяемые точки, не вызывающие серьёзных повреждений).

Мармы и их местонахождение

  • адхипати: темя
  • ани: наружный верхний край коленной чашечки
  • ани: внутренняя поверхность плеча, над локтевым суставом
  • анса-пхпалак: лопатки
  • анса: плечи
  • апалапа: чуть выше и сбоку соска
  • апанга: наружный уголок глаза
  • апастамбха: между соском и грудиной
  • аварта: наружный угол надбровной дуги
  • вастих: мочевой пузырь
  • видхурам: под ушами
  • витапам: основание мошонки
  • врихати: по обе стороны 10-го грудного позвонка
  • гуда: конец копчика
  • гулпха: лодыжечный сустав
  • джану: коленный сустав
  • индравасти: середина икры
  • какшадхара: подмышечная впадина
  • катика-тарунам: основание ягодиц и нижний край таза
  • крикатика: основание черепа
  • кукундарайа: крестцово-подвздошные сочленения
  • курпара: внутренняя поверхность локтевого сустава
  • куручча: над кшипрой, в основании большого пальца
  • куручча: подъём свода стопы
  • курчшира: пятка (тыльная) и внешний край стопы (передняя)
  • курчшира: середина лучезапястного сустава у основания большого пальца и под мизинцем
  • кшипра: между первым и вторым пальцами стопы
  • лохитакша: подмышечная складка
  • лохитакша: паховая складка
  • манибандха: лучезапястный сустав
  • манья-дхамни: боковая сторона щитовидной железы
  • набхи: пупок
  • нил-дхамни: передняя стенка гортани
  • нитамба: внешний угол подвздошного гребня
  • паршва-сандхи: над катика-тарунам, выше поясницы
  • пхана: боковые стенки ноздрей
  • симантаки: места соединения черепных костей
  • сираматрика: артерии по обе стороны шеи
  • срингатака: мягкое нёбо
  • станмула: под соском
  • станрохита: над соском
  • стхапни: третье око
  • талхридайя: центр подошвы
  • талхридайям: центр ладони
  • урви: середина ляжки
  • урви: середина плеча
  • уткшепа: над ухом
  • хридайям: мечевидный отросток
  • шанкх: висок

Мармавидья 2

Предыдущая статья нашла горячий отклик и кучу вопросов в умах наших читателей.

Вопрос номер 1: “Почему мармы не совпадают с точками чжень-цзю терапии?”

Ну во-первых, “мармы - точки исключительно плотного тела, стхула-шарира”, а “аккупунктурные меридианы являются системой энергетического обмена между нашим физическим телом и окружающими его энергетическими потоками”.

Во-вторых, как уже писалось ранее, “некоторые источники говорят о 32 йоги мармах, точках тонкого тела”, а “16 из йоги-марм пересекаются со стхула-мармами, точками физического тела”. Так, например, талхридайя соотносится с юн-цюань на ноге и лао-гун на руке, индравасти - с чэн-шань на ноге и си-мэнь на руке, набхи - с шэнь-цюэ, хридайям - с цзю-вэй, адхипати - с бай-хуэй. Как говорится, список можно продолжать.

Вопрос номер 2: “Зачем это нужно?”

Признаться, меня самого когда-то мучил этот вопрос. Особенно когда я обнаруживал, что половина книги по ушу или цигун забита рисунками человечков с точками, списками ло-пунктов и объяснениями правил “пин-бу” и “пин-се”. А зачем медику анатомия и физиология, если есть таблетки и от кашля, и от поноса, и от головной боли? Чтобы понимать! Понимать, что и как должно работать, и если не работает, то почему. И потом, если выбирать между девизами “Лишних знаний не бывает” и “Меньше знаешь - крепче спишь”, лично мне больше нравится первый.

Вопрос номер 3: “Что с этим делать?”

Ну вот и добрались…Конечно, писания сиддхов размыты, “Кшурика упанишада” - образна, а хочется чего-то конкретного и простого. Извольте, техника мармастханани, она же техника шавасаны, адаптированая Джоном Мамфордом - учеником Свами Гитананды из Пондишера. Адаптация заключалась в отказе от названия марм (хотя их всего 16, можно было бы и запомнить), и размывания их границ (что тоже не важно, т.к. при правильной концентрации локализация происходит автоматически).

“Шавасана - древний и самый естественный вклад йоги в решение таких современных проблем, как перенапряжение и бессонница. Действие шавасаны заключается в замедлении метаболических процессов при одновременной консервации нервной энергии, что является одним из ключей к объяснению многочисленных медицински подтверждённых случаев “йогической спячки”, когда йогов заживо закапывали в землю на несколько недель.

Искусство шавасаны даёт ученику возможность сознательно контролировать свою нейромышечную систему. Хорошим тестом на владение этим искусством является способность засыпать в течение трёх минут.

Шавасана представляет собой первый шаг к изменению биоэлектрической активности мозга от активного, бодрственного бета-ритма к дельте (сну без сновидений). Для достижения глубоко изменённого состояния сознания, называемого йога-нидрой, в усложнённую технику могут включаться управляемые образы с аффирмациями (иногда называемые “психическими энергетизаторами”). Йога-нидра достигается лучше всего, когда вы слушаете инструкции, записанные на аудиокассету.

Мармы используемые в технике Мармастханани

Техника

Ступни (талхридайя-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте свои ступни, включая голеностопные суставы. Одновременно согните пальцы обеих ног, затем мгновенно расслабьте их, осознавая ощущение покалывания. Мысленно повторяйте: “Ступни, первая зона”.

Голени (индравасти-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте свои голени и их мускулы. Усиливайте осознание мускулов, вытягивая пальцы ног в направлении коленных чашечек, затем мгновенно расслабьте их, одновременно мысленно просматривая голени и их мышцы. Мысленно повторяйте: “Голени, вторая зона”.

Колени (джану-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте оба коленных сустава со всех сторон. Прижмите подколенные впадины к полу, расслабьте, воспринимая каждое ощущение, и безмолвно повторяйте: “Колени, третья зона”.

Бёдра (урви-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте бёдра, направляя их посредством поворота ног пальцами друг к другу, затем расслабьте, позволяя ногам вернуться в естественное положение. Отмечайте ощущения, выражая их для себя словами: “Бёдра, четвёртая зона”.

Живот (набхи-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте тазовую чашу от промежности до пупка, задержите дыхание на выдохе, одновременно сжимая ягодицы и втягивая живот так, словно вы пытаетесь притянуть пупок к анусу. Расслабьтесь, позволяя воздуху войти в ваши лёгкие, отмечайте ощущения и ментальное состояние: “Низ живота, пятая зона”.

Солнечное сплетение (хридайям-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте диафрагму, задержите дыхание на выдохе, одновременно напрягая пупок, как будто пытаетесь притянуть его к спине. Освободите живот от напряжения, в то же время позволяя лёгким втягивать воздух, и, осознавая ощущения в диафрагме, безмолвно повторяйте: “Солнечное сплетение, шестая зона”.

Грудная клетка (апастамбха-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте и вдохните, как можно больше расширяя грудную клетку, чтобы получить максимум объёма. Расслабьтесь, позволяя рёбрам принять естественное при расслаблении положение. Отметьте ощущения. Безмолвно произносите: “Грудь, седьмая зона”.

Спина (врихати-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте и прижмите поясницу к полу, расслабьте, затем прижмите к полу остальную часть спины. Расслабьтесь и воспринимайте все ощущения, приходящие от позвоночного столба, безмолвно произнося: “Спина, восьмая зона”.

Кисти (талхридайя-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте, медленно сжимая кулаки (положите большой палец на ладонь, перед тем как согнуть остальные, для усиления ощущений). Расслабьтесь, мгновенно освободив кисти от напряжения, отмечайте ваши ощущения, говоря про себя: “Кисти, девятая зона”.

Предплечья (индравасти-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте ваши предплечья; прижмите тыльные стороны запястий к полу, напрягая предплечья до локтей. Отпустите, отмечая свои чувства и безмолвно произнося: “Предплечья, десятая зона”.

Плечи (урви-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте их. Сфокусируйтесь на давлении ваших локтей на пол, позвольте этому ощущению распространиться до ваших плечевых суставов. Отмечайте каждое ощущение, безмолвно произнося: “Плечи, одиннадцатая зона”.

Шея (манья-дхамни-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте и, не отрывая затылка от пола, как можно ближе притяните подбородок к шейной ямке. Чувствуйте напряжение в шее несколько секунд, затем расслабьте, безмолвно повторяя: “Шея, двенадцатая зона”.

Затылок (крикатика-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте его. Прижмите затылок на несколько секунд к полу, затем расслабьте, безмолвно произнося: “Затылок, тринадцатая зона”.

Челюсть (срингатака-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте её и, сомкнув губы, сильно прижмите язык к нёбу. Расслабьте, мысленно произнося: “Челюсть, четырнадцатая зона”.

Глаза (апанги-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте их. Сожмите веки, концентрируя внимание на щеках и лбе. Расслабьтесь, отмечайте ощущения и безмолвно произносите: “Глаза, пятнадцатая зона”.

Верхняя часть черепа (адхипати-марма): Визуализируйте-почувствуйте-увидьте. Ощутите вес мозга в черепе, одновременно расслабляя кожу черепа. Мысленно произносите: “Скальп-мозг, шестнадцатая зона”.

Учение о Мармах повлияло на развитие йоги, астрологии и индийских боевых искусств. Нам эти знания нужны для здоровья.

Аюрведа дала много уникальных концепций для мира медицины, еще в эпоху, когда не было даже намека на современную науку. Трактаты аюрведы – это огромный ресурс знаний в том числе по анатомии тела и хирургии.

В древнем тексте «Сушрута Самхита» анатомия описана до малейших деталей, включая все кости, сосуды, нервы, эмбриологию и т.д. Среди уникальных концепций, которые содержит этот труд, есть учение о Мармах(пер. уязвимый) – жизненно важных точках человеческого тела, повреждение которых может вызвать деформации, боли, или даже привести к смерти. Это соединение физического и тонкого тел.

Прим. Кроме Сушруты эти точки определяли и другие древние врачи, но его работа дошла до нашего времени в законченной форме и считается наиболее полной.

Сушрута (автор «Сушрута Самхита») сумел идентифицировать 107 точек Мармы. Древний врач так определил это понятие: «Марма - это место встречи пяти элементов тела, а именно: Мамса (мышцы, плоть), Сира (кровеносные сосуды, артерии и вены), Снаю (связки, сухожилия и нервы), Асти (кости) и Сандхи (суставы). Прана (элемент жизни) находится в этих местах слияния. Поэтому любая травма таких точек приводит к серьезным последствиям в зависимости от структуры или структур, преимущественно вовлеченных в Марму».

Хотя все Мармы состоят из вышеупомянутых пяти элементов, но какая-то из пяти составляющих в каждой конкретной точке преобладает. Например, сердце считается Сирой-Мармой. Оно состоит из всех 5 элементов, но в основном формируется кровеносными сосудами. Аналогично, Гуда-Марма (анус и прямая кишка) состоит из всех элементов или структур, но преимущественно образована мышцами.

Все Мармы соединяются друг с другом энергетическими каналами. По ним протекает жизненная энергия Прана. Сушрута определил 64 самых основных Марм. Они, в свою очередь, классифицируются на три типа:

1.Кула-Мармы . Нанесение им вреда чревато смертельным исходом. В Древней Индии информация об этих точках охранялась, ее передавали только самым достойным ученикам. Воины в бою закрывали именно эти места.

2.Колу-мармы . Нарушение функционирования этих точек вызывает очень сильную боль.

3.Абхьяса-мармы. Воздействие на эти точки не влечет за собой серьезных нарушений.

Кроме того, Мармы классифицируются и относительно трех дош, поэтому с помощью массажа определенных точек можно гармонизировать вышедшую из баланса дошу.

По этому же принципу некоторые Мармы могут служить для определения или лечения заболеваний различных органов. Если связанный с точкой орган или канал поражен, то Марма болезненно реагирует на нажатие «отраженной» болью. Это дает возможность определить наличие проблемы.

Аюрведа рекомендует стимулировать некоторые из этих точек с помощью масляного самомассажа ежедневно, так как это активирует энергетические каналы и улучшает общее состояние организма. Знаниями о Мармах пользуются массажисты в аюрведе. В сочетании с индивидуально подобранными травами и маслами марама-терапия приносит отличный результат.