Лошадиная дуга с колокольчиками. Упряжь, повозки, конные орудия и запряжка лошадей

Классическое выражение «Какой же русский не любит быстрой езды?» давно прижилось в народном лексиконе. Тем не менее, на тройках, кроме нашего человека, больше не ездит никто. Почему?

В поле белом тройка мчится

Ехать так быстро, чтоб захватывало дух. Мчаться по просторам родной Руси, задыхаясь от восторга. Это ли не величайшее удовольствие! Итак, конская тройка – действительно быстрое средство передвижения. Оно способно развить скорость в 60 км/час. Откуда же пошел такой удивительный принцип упряжки? Когда же появилась тройка на Руси?

Историки утверждают, что случилось это на заре 18 столетия с развитием почтово-курьерской службы. Однако если учесть, что наш человек всегда «долго запрягает», резкое появление нового средства передвижения маловероятно.

Имеет место версия, что тройная упряжь была «украдена» (или подсмотрена) и древнерусского Культа Пророка Илии, характерного северным районам. Ведь именно в Ильин День устраивались массовые гонки на конских тройках. Такая упряжь символизировала «огненную колесницу», вознесшую святого на Небеса. Именно поэтому несчастные случаи в ходе гонок считались Благодатью. Старики сопровождали их словами: «Илия в небо забрал».

Инновационность изобретения

Тройка – не просто принцип комбинирования, а полноценная инновация. В чем же она заключалась? Да в том, что каждое животное двигалось собственным аллюром. Центральное (коренник) – только рысью, а боковые (пристяжные) – только галопом, отвернув головы в разные стороны и полностью доверяя центровому рысаку.

Удивительная комбинация состояла в том, что животные берегли собственные силы. Коренник задавал темп, а боковые – «несли» его. Так лошади меньше уставали, а скорость получалась внушительной.

Скорость движения

60 км/ч – довольно солидная скорость, особенно в старину. Ни одна упряжка (соло или пара) не достигла бы подобного результата. А если бы достигла, животные непременно бы пали от усталости.

Существует такая история. В екатерининские времена прибыл в столицу австрийский король Иосиф. Матушка решила сразить его русскими традициями и предложила прокатить тройкой.

Во дворец был вызван самый удалой из местных ямщиков. Императрица спросила его: «Доставишь гостя в Москву за полтора суток?». На что тот ответил: «Прикажите, матушка! Только душу потерять по дороге можем». К слову, дорога до Москвы в то время занимала 2-3 дня на перекладных.

Порода

Для тройки, как правило, использовали выносливых вятских лошадей. В упряжках богачей стояли орловские рысаки. Все зависело от степени состоятельности. Однако традиции были немаловажным фактором. Да и кому захочется экспериментировать с породой, коль есть риск замерзнуть насмерть в полях, если плохие кони падут?

Как применялась тройка

Считается, что первое применение тройки связано с курьерской службой. К концу 18 столетия появились и пассажирские экипажи. Правда, были они не слишком распространенными, перевозили важных людей и ценные грузы.

Постепенно на тройках начали «летать» свадьбы. Гулянья без празднично украшенных упряжек признавались бедными. То же можно сказать и о всенародных гуляньях.

Как украшались детали

Богатое украшение – непременное условие. Коренную дугу часто красили позолотой. Хотя простой народ этого не понимал и считал вычурным. Ведь золото традиционно ассоциировалось с Илией.

Позднее на дугах начала появляться резьба и искусные орнаменты. То же касалось конских шор. На них наносили знаки оберегов, чтоб Лихо не попортило скотину, не сбило с пути, не угробило и в чащу не заманило.

«Гармонь ямская»

Обязательной деталью украшения упряжи были бубенцы под дугой коренного. Их звон символизировал гром Илии Пророка. Компоновались особые колокольчики, а весь набор назывался «ямская гармонь». И любая тройка имела собственную, с уникальным мелодичным звучанием.

Примечательно, что в ряде российских регионов существовала практика избавления от «ведьминых чар». Помогала этому «громкая тройка». Именно поэтому шумная езда под аккомпанемент колокольчиков стала обязательным атрибутом каждой русской свадьбы.

29.02.2012 | История русской тройки

Тройка лошадей и все, что с ней связано - это исконно русское, не имеющее аналогов ни в одной стране мира. Иностранец, впервые приехавший в Россию и увидевший русскую тройку буквально замирал в изумлении. И было от чего! На его родине не существовало упряжки, равной по быстроте и красоте русской тройки.

Рекордная, по меркам лошадиной упряжки, скорость, 45-50 км/ч, достигалась за счет своеобразного сочетания аллюров лошадей. Центральная лошадь, называемая «коренник», пускается быстрой рысью, а пристяжные лошади (пристегнутые по бокам от коренника) скачут галопом и как бы «несут» на себе коренника. При такой разноаллюрной езде все три лошади медленнее устают, могут долгое время поддерживать высокую скорость. Русская троечная упряжь исключительно рациональна, и в ней нет ни одной лишней детали. Обычно на роль коренника выбирался рослый и мощный рысак, а пристяжными были более мелкие и легкие лошади, которым во время бега приходится красиво изгибать шеи в сторону и вниз.

История русской тройки

Если верить письменным источникам, первые русские тройки начали появляться во второй половине XVII века. До этого лошадей запрягали в упряжку по одной, а если требовалось несколько лошадей, то гуськом. Потом появились парная, «на отлет» запряжка в ряд, а на ее основе - тройка. Но упряжка по три лошади в ряд прижилась не сразу и применялась крайне редко.

К началу XVIII века тройку оценили по достоинству. Среди достоинств - высокая скорость, выносливость, большая грузоподъемность и хорошая проходимость. Благодаря этим качествам к концу XVIII века применение тройки лошадей для перевозки почты, курьеров и пассажиров официально узаконили.

С тех пор тройки лошадей возили с ветерком сани, телеги, кибитки и тарантасы. Первая половина XIX века - период настоящего пика популярности русской тройки. По мнению иностранцев, она олицетворяла удалую русскую душу и стала символом России.

Эпоха знаменитых русских троек подошла к концу, когда конный транспорт вытеснила железная дорога и автомобили. С середины XIX столетия поезда начали вытеснять русскую тройку с почтовых трактов в сельские местности. XX век положил конец двухвековой истории тройки - она утратила свое государственное значение, но, тем не менее, сохранила популярность как неизменный атрибут народных гуляний.

Главнейшие почтовые тракты дальнего конного почтового сообщения с конца XVII начала XVIII:

1. Москва - Клин - Тверь (ныне Калинин) - Торжок - Вышний Волочек - Зимогорье (около Валдая) - Новгород - Чудово - Тосно - Петербург (Ленинград).

2. Москва - Владимир - Нижний Новгород (Горький) - Казань - Елабуга - Ижевск - Пермь - Кунгур - Суксун-Екатеринбург (Свердловск) - Тюмень - Тобольск и далее на восток.

3. Москва - Серпухов - Тула - Плавск - Мценск - Орел - Курск - Белгород.

4. Москва - посад Троицкого монастыря (Загорск) - Переславль Залесский - Ростов Великий - Ярославль - Данилов - Вологда - Вельск - Шенкурск - Холмогоры - Архангельск.

Тройка: внешний вид, устройство, амуниция

Русская тройка всегда отличалась обилием декора. Каждый «троечник» стремился добиться того, чтобы его тройка была самой яркой и узнаваемой.

Тройка. Художник: Константин Баумгартнер-Стойлов (1850-1924)

Деревянные клещи хомутов покрывали росписями и резьбой, а кожа седелок, шлей, узд и шорок украшали тиснением и металлическим набором из литых деталей разной формы. Чаще всего использовались сплавы меди с никелем или цинком, посеребренная медь, а в более богатых упряжках - серебро. К уздам и шлеям крепились яркие кисти.

Вряд ли житель начала 19 века мог представить себе русскую тройку без знаменитой дуги коренника. Эту самую значимую часть упряжки богато украшали резными геометрическими фигурами и расписывали золотой краской, чтобы сверкала на солнце и была видна издалека. Позднее поверх «золота» начали прорисовывать тонкие черные или красные графические узоры и растительный орнамент.

В 60-е годы 19 века на смену золоченым дугам пришли живописные - их расписывали красными розанами, синими гроздями винограда и зеленью трав. Живописные дуги выглядели не менее ярко, чем золоченые.

Мода на крупные розаны прошла к концу 19 века. К этому времени дуга стала тоньше, поэтому места для росписи стало меньше. Рисунки стали более мелкими, пестрыми, а со временем дуги начали окрашивать в один цвет, в особых случаях одноцветные дуги перевивали цветными лентами.

Пара слов … о колокольчике

Конный транспорт наполнял улицы городов, правил дорожного движения как таковых не было, к тому же нужно было как-то решить проблему оповещения сотрудников почтовых станций о прибытии почтовой тройки, чтобы они готовили смену уставшим лошадям.

Тройка. Художник: Константин Баумгартнер-Стойлов (1850-1924)

В то время в Западной Европе широко использовался почтовый рожок, но в России это устройство не прижилось, хотя указ о его применении почтовыми службами издал еще Петр 1. Ямщики по старой русской привычке предупреждали о своем появлении свистом и криками, не смотря на штрафы и побои. Таким образом, почтовый рожок стал эмблемой российской почты, но роль сигнального устройства досталась опять-таки русскому изобретению - бронзовому колокольчику. Его туго крепили к средней части дуги над головой коренника тройки сыромятным кожаным ремнем. Начиная с конца 18 века, звон колокольчика оповещал о приближении «птицы-тройки» за две версты, поэтому пешеходы и другие экипажи знали, что нужно немедленно освободить дорогу для курьерской или почтовой повозки, несущейся с бешеной скоростью. Также такое раннее оповещение существенно сократило время перепряжки лошадей на станции - персонал успевал подготовиться к прибытию тройки.

Кроме практической, колокольчики выполняли также эстетическую функцию - их сильный, но одновременно нежный, звон скрашивал однообразные будни ямщиков.

Езда на тройках с колокольчиками быстро стала популярной не только среди почтовых ямщиков, но и среди богатых частников. Спрос на колокольчики вырос, и появилось множество кустарных колокольных мастерских. Самым знаменитым «колокольным» городом считался Валдай - город Новгородской губернии, располагался посредине главной почтовой магистрали России Петербург - Москва. По названию города Валдая поддужные колокольчики часто называли валдайскими.

Многие мастера снабжали свои изделия литыми надписями и украшениями, с 19 века начали ставить год изготовления, часто ставилось имя мастера.

Однако широкое распространение троек со звоном внесло в работу почтовой службы некоторую неразбериху - ямщики на почтовых станциях перестали срочно готовить лошадей при звуке колокольчика, думая, что едет не почта.

На любителей ездить со звоном посыпались жалобы от почтовых служб, поэтому в XIX веке правительство издало постановление о запрете колокольчиков для частных лиц. Разрешение использовать популярную «сигнализацию» было дано исключительно почтовым ямщикам и служащим земской полиции, и исключительно во время исполнения служебных обязанностей.

Впрочем, обход запрета русские нашли довольно быстро. Один колокольчик заменила целая россыпь бубенцов, которые целыми гирляндами крепились к кожаным ошейникам. Их надевали на каждую лошадь. Бубенец представлял собой полый шар с дробинкой внутри и не мог издавать сильных звуков, зато множество бубенцов, подобранных по размеру и по тону, издавали «согласный» звон. К концу 19 века, когда запреты на применение колокольчиков утратили свою силу, на тройках стали одновременно употребляться как бубенцы, так и колокольчики. Их специально подбирали в созвучие. Получившийся ансамбль по своему звучанию оказался неповторим и вошел в историю под названием «ямской гармони».

Тройки со звоном поддужных колокольчиков были воспеты в стихах А. С. Пушкина, Ф. Н. Глинки, П. А. Вяземского, А. А. Блока и С. А. Есенина. Не упустили из виду «птицу-тройку» такие знаменитые прозаики как Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Также о всенародной любви к тройкам рассказывают многочисленные народные песни и романсы, дожившие до наших дней.

Русская тройка как тип конной упряжки известна, по свидетельству печатных источников, с XVIII века. До XVII века включительно упряжная езда в России производилась лишь в одно лошадь или же несколько лошадей, запряженных гуськом. В начале XVIII века появились парная («на отлет») и троечная запряжки в ряд. Во втором десятилетии этого века нарочная почта стала применять для езды от одной до трех лошадей. Впрочем, на первых порах тройка (три лошади в ряд) была весьма редким исключением из правила. Но уже во второй половине XVII столетия почтовая тройка в силу таких достоинств, как высокая скорость и выносливость, большая грузоподъемность и хорошая проходимость, завоевала права гражданства.

В последней трети XVIII — начале XIX века тройка была официально узаконена для перевозки по широким дорогам курьеров и почты, а также пассажиров. При этом тройка запрягалась в сани, телегу, кибитку, тарантас, иногда в возок, но никогда в карету.

Настоящего расцвета в повсеместной популярности русская тройка достигла в первой половине XIX столетия. Иностранцы, испытавшие езду на тройке, единогласно утверждали, что нет более лихой и быстрой езды. Русская тройка, олицетворявшая как русскую удалую душу, так и русскую широкую природу, превратилась в своеобразный символ России. Вспомним хотя бы гоголевскую «птицу-тройку».

Появление в России в середине XIX века железные дорог и дальнейшее их интенсивное строительство привело к падению почтовой и пассажирской роли тройки. Она стала вытесняться с почтовых трактов в сельские местности, где долго еще сохраняла популярность на свадьбах и народных гуляньях. В начале XX столетия двухвековая эпоха знаменитых русских троек практически завершилась. В настоящее время тройки используются в России для катания на выставках и ярмарках, а также в различных соревнованиях.

Такова вкратце недолгая история легендарной русской тройки. Говоря о ее устройстве, надо иметь в виду, что тройка не имела аналогов в других странах. Основой троечной упряжки является русская парная упряжка («на отлет»), описанная мною в N 4 журнала «Охота». Для получения тройки достаточно с другой (обычно правой) стороны коренника припрячь еще одну пристяжную лошадь с упряжью, аналогичной упряжи пристяжной лошади парной упряжки «на отлет». Троечная упряжь и каждый ее элемент отрабатывался десятками и сотнями лет. Русская троечная упряжь исключительно рациональна, в ней нет ни одной лишней детали.

Важной отличительной особенностью троечной упряжки являются ее обильные украшения. Красочно декорировались хомуты. Помимо росписи и резьбы, которыми покрывались деревянные клещи хомута, часто применялась узорная тисненая кожа и особенно металлический набор на кожаной покрышке. Металлический набор из литых деталей разной формы вообще широко использовался в упряжки, давая красивые сочетания с кожей седелок, шлей, узд, шорок. В качестве металла употреблялись сплавы меди с никелем или цинком, посеребренная медь, иногда серебро. Помимо металлического набора, упряжь снабжалась кистями, без которых невозможно себе представить русскую тройку. Кисти прикреплялись на уздах и шлеях, свисая спереди и по бокам лошадей.

Но предметом особой гордости являлась дуга коренника, богато украшенная художественной росписью и резьбой. Резной узор состоял из ромбов, кругов, треугольников и других фигур. Что касается росписи, то поначалу особой популярностью пользовались дуги, расписанные золотой краской. Золоченая дуга должна была «гореть» на расстоянии и резко выделяться на фоне поля или леса. «А дуга-то, дуга — в золоте сияет…», — писал поэт Иван Никитин в стихотворении «Выезд троечника». Позднее на золотой фон стали наносить тонкий графический узор черной или красноватой красками. Этот узор создавал ритмические сплетения стеблей, цветов, зубчатых листьев.

В 60-е годы XIX века золоченые дуги были вытеснены живописными. Их роспись состояла из красных розанов и синих гроздей винограда, собранных в крупные цветовые контрастные сгустки, а также зеленых трав. Роспись оживлялась ритмичными белыми бликами. Яркие живописные дуги были заметны издалека так же, как золоченые. Кроме прикладной цели — видеть тройку с дальнего расстояния, была еще цель эстетическая радовать взор,

Однако к концу XIX века вкусы изменились в худшую сторону. Дуга стала тоньше, место для резьбы и росписи убавилось. Появилась мода изображать золотые, серебряные и пестрые натуралистические букеты цветов вместе с травами и виноградом. Разноцветные краски и мелкий рисунок резали глаз своей пестротой. В конце концов дуги стали окрашивать в один цвет. Одноцветные дуги иногда перевивались цветными лентами.

Вместе с расцветом курьерской и почтовой езды на тройках возникла потребность в специальных сигнальных средствах. Они должны были издавать звуковые сигналы, слышимые на значительном удалении и выполняющие две задачи. Первая — потребовать от пешеходов и экипажей немедленно освободить дорогу для курьерской или почтовой повозки. Ведь тройка, особенно курьерская, мчалась с большой скоростью, а правил дорожного движения в те времена не существовало. Поэтому велика была опасность столкновения с людьми и повозками. Вторая задача — известить персонал очередной почтовой станции о необходимости своевременно подготовить смену уставшим лошадям. Продолжительные остановки для перепряжки лошадей были недопустимы.

В странах Западной Европы в качестве звукового сигнального средства широко использовался в то время почтовый рожок. Попытки привить российской почте рожок предпринимались со времен Петра 1, но окончились неудачей. Ямщики предпочитали обходиться удалым свистом и молодецкими криками, призывая встречных и попутных уступить дорогу. Ямщиков наказывали штрафами и побоями, но наказания не помогали. Почтовый рожок остался лишь эмблемой российской почты.

Наконец, в последней трети XVIII века кто-то придумал использовать для сигнальных нужд бронзовый колокольчик, миниатюрную копию церковного колокола, столь любимого в народе. Удобное место для подвески колокольчика сразу нашлось — дуга над головой коренника тройки. Колокольчик туго привязывался к средней части дуги сыромятным кожаным ремнем. Во время езды раскачивался язык, который бил по внутренней стороне стенки колокольчика и тем самым производил звон. Колокольчик, подвешенный под дугой тройки, стали называть поддужным, а также почтовым или ямским.

Поддужные колокольчики выполняли две функции. Главной была сигнальная. Колокольчик издавал громкий, требовательный звон, который был слышен за две версты. Другая функция эстетическая. Курьерам, пассажирам и ямщикам приходилось преодолевать огромные расстояния по бескрайним российским просторам. Приятный звон колокольчика, радуя слух, скрашивал однообразие утомительной езды, которая нередко растягивалась на много дней. Поэтому звон колокольчика был одновременно и сильным, и нежным. Еще раз заметим, что такие понятия, как тройка, дуга, поддужный колокольчик, были чисто русскими и за пределами тогдашней России не встречались. Звон колокольчика лихой тройки как бы олицетворял удаль и волю русского народа.

Езда на тройках с колокольчиками в XIX веке стала очень популярной. Вслед за почтовыми тройками появились тройки многочисленных частных владельцев. Потребности в изготовлении колокольчиков быстро росли. Литье колокольчиков в России с самого начала приняло кустарный характер. Кустарные предприятия были мелкими, но получили широкое распространение во многих городах и селениях страны. Родоначальником кустарного промысла по изготовлению почтовых колокольчиков стал город Валдай Новгородской губернии, который выгодно располагался посредине тракта Петербург — Москва, главной почтовой магистрали России. По названию города Валдая поддужные колокольчики часто называли валдайскими.

Многие мастера любили снабжать свои изделия литыми надписями и украшениями. Год изготовления обозначался с начала XIX века. Часто ставилось имя мастера и место изготовления. Интересны отлитые на колокольчиках всевозможные крылатые фразы: «Дар Валдая» (слова из песенной строки «И колокольчик — дар Валдая»), «Кого люблю, того дарю», «Купи, не скупись, езди, веселись», «Звенит — потешает, ездить поспешает» и другие. Широко применялся различного рода орнамент. Излюбленными изобразительными мотивами были одноглавый и двуглавый орлы, святой Георгий Победоносец.

Езда троек со звоном, принявшая массовый характер, нередко вносила сумятицу в работу почтовой службы. Ямщики на почтовых станциях, заслышав звон колокольчика, часто бывали не готовы, думая, что едет какое-то частное лицо, а не почта. Многочисленные жалобы почтового ведомства на любителей ездить со звоном привели к тому, что правительство не раз в XIX веке издавало постановления, запрещавшие употребление колокольчиков частными лицами. Разрешение давалось только тем, кто служил на почте или в земской полиции, и лишь на время исполнения ими служебных обязанностей.

Однако подобные запреты научились обходить. С середины XIX века на шеи всех трех лошадей стали надевать кожаные ошейники с укрепленными на них гирляндами бронзовых бубенцов. Устройство бубенца в виде глухого полого шара с дробиной внутри не позволяло, в отличие от раскрытого колокольчика с подвешенным языком, извлекать сильный звук. Поэтому на бубенцы запреты не распространялись, и эти приятие звучащие предметы можно было применять в неограниченном количестве. Отсутствие ограничений на число употребляемых бубенцов привело к тому, что из множества бубенцов, подобранных по размеру, а следовательно, и по тону, стали создавать «гамму» — созвучную группу, производившую при езде «согласный» звон.

К концу XIX века запреты на применение колокольчиков утратили свою силу. На тройках стали одновременно употребляться как бубенцы, так и колокольчики. Два-три десятка бубенцов вместе с 1-3 колокольчиками специально подбирались в созвучие. Этот ансамбль был по своему звучанию совершенно неповторим и вошел в историю под названием «ямской гармони».

Еще одна особенность тройки состоит в том, что рослый и мощный рысак-коренник бежит размашистой рысью с высоким подъемом ног а более легкие пристяжные лошади скачут правильным размеренным галопом, красиво изогнув головы в сторону и вниз. Такая разноаллюрная, сочетающая рысь и галоп езда выглядит очень гармонично и красиво. Интересно, что пристяжные лошади скачут разным галопом. Как известно, галоп бывает двух типов. В зависимости от того, какая передняя нога дальше выносится вперед, различают галоп с правой или левой ноги. В тройке левая пристяжная лошадь идет галопом с правой ноги, правая пристяжная — галопом с левой ноги. Лошади выбирают нужный тип галопа инстинктивно, стремясь сохранить устойчивость (передняя нога, заканчивая скачок, уравновешивает повернутую в другую сторону голову).

Русские тройки нашли широкое отражение в русской литературе, музыке, изобразительном искусстве, фольклоре, Они до наших дней сохраняются и в народной памяти.

Анатолий Ганулич

Журнал «Охота» 1998 — 5

Основная цель использования колокольчиков - защитить пятку лошади и помочь предотвратить случайное снятие подковы, если лошадь наступит задней ногой на подкову передней ноги. Некоторые лошади носят колокольчики только во время верховой работы, а некоторых выпускают в них и на прогулки.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что у многих конников сохранилось некоторое предубеждение против этого предмета амуниции. Польза пользой, но как же трудно их снимать и надевать...было когда-то, когда конный рынок не был так богат, как сегодня. Помните такие?

Казалось, что их использование делало седловку и расседлывание невыносимо затянувшимися. Недавно в сети я нашла совет - как следует прогревать такие колокольчики в горячей воде. Думаю, это может сработать!

Но, к счастью, сегодня можно легко избавить себя и от процедуры "замачивания" - на рынке представлено множество колокольчиков из самых разных материалов, с различным уровнем комфортности, и, конечно же, легкие в использовании. Даже эти резиновые "динозавры" преобразились - приобрели липучки:

А как вам такие?

Однако, несмотря на то, что липучки значительно облегчают нам жизнь, есть у них и "обратная сторона" - лошади часто самостоятельно снимают колокольчики с ними, размахивая ногами. Цельные колокольчики без застежек труднее снимать и надевать, но на лошади они держатся лучше. Правда к таким колокольчикам: последнее предложение применить сложно....

Сегодня, подбирая колокольчики, можно позволить себе задуматься об их дизайне (выбрать подходящие материалы и цвета), но прежде всего стоит подумать о лошадином комфорте.

Как долго колокольчики будут оставаться на лошади? Венчик очень чувствителен, и длительное трение этой области колокольчиком может вызвать появление язвочек. Как насчет колокольчиков с меховой опушкой?


Мех на колокольчике предотвращает травмирование венчика, но собирает опилки, колючки и прочий мелкий конюшенный мусор. Поэтому, если заботиться о чистке колокольчика хочется пореже, можно выбрать и такой вариант, с мягкой подложкой:

Б удьте внимательны, если лошадь долго носила колокольчики, проверяйте ее ноги на предмет наличия царапин!

Еще один вопрос, которым стоит озаботиться, подбирая колокольчики - уход за ними.

Проще всего дело обстоит с резиновыми - промыть и высушить. У некоторых видов колокольчиков ткань покрытия по сути представляет собой петельную часть липучки, и постоянно собирает на себя любой мелкий мусор.

Удобны в уходе колокольчики из искусственной кожи:


Нельзя не упомянуть и о "лечебных" колокольчиках:

Терапевтические колокольчики Magnetik Hoof Boot.

Колокольчики для влажных компрессов. Три слоя пористого материала превосходно вписывают и удерживают влагу, увлажняя копыто. Ежедневное применение в течение 20-30 мин предотвращает пересыхание копытного рога и его ломкость.

Валерия Смирнова, Мария Митрофанова.

"Слышь, жена! погляди, Каковы уздечки! Видишь, вот медный набор, вот колечки, махры. А дуга-то, дуга,- сияет в золоте..." Так писал в 1855 году Иван Никитин в своем стихотворении "Выезд троечника". Красочное зрелище представляла собой русская тройка, оcобенно в праздничной сбруе. И недаром даже в специальных изданиях в ее описания то и дело вплетается поэтическая интонация.

"Русская ямская троечная сбруя считается среди других видов упряжи самой красивой. В ней воплотилось веками накопленное искусство русских шорников. На украшении ее московские шорные мастера сосредоточили всю любовь к своему ремеслу и отдали ей свои художественные дарования. Троечная упряжь отражает целую эпоху, когда еще не было железных дорог, и когда со всех концов мчались к Москве и от нее ямские тройки",- nишут Г. Петров и В. Бебешин, авторы изданной в 1928 году книги "Шорное производство".

Лошади располагаются в русской тройке в один ряд или "без выноса". Коренник (средняя лошадь) бежит рысью*, а две другие - крайние скачут обычно галопом (пристяжные). Посему коренник подбирается из рысистых пород лошадей, а пристяжные - из верхoвых. Такое сочетание двух различных аллюров в одной упряжке - рыси и галопа - и дает неповторимость троечной езды, вместе с тем быстрой и красивой.

Русская тройка веселила не только взгляд, но и слух. Не спроста троечную упряжь с набором бубенцов и колокольчиков называли в старину "ямской (или ямщицкой) гармонью". Состав такого самобытного музыкального инструмента из-за местных особенностей был довольно различен. Что же представляет собой у троечной упряжи обобщенный музыкальный набор?

Под дугой коренника подвешивались дужные (или поддужные) колокольчики. В верхней части дуги коренника прибивалось кольцо. Считается, что именно к данному кольцу привязывался колокольчик. Но это совсем не так. К нему привязывались поводки коренника. А кольцо это, между прочим, носило название "зга". Оборот речи "не видно ни зги" обозначало настолько плохую видимость, что не позволяло ямщику разглядеть даже перед ним находившуюся згу. Непосредственно же к дуге колокольчики подвязывались при помощи сыромятных ремней. В дугу вбивать дополнительные кольца значило бы нарушать прочность ее, особенно в связи с тем, что в конце 19 века изменились вкусы, и старая тяжелая дуга была заменена тонкой. Под дугой, как правило, висело от 1 до 3 колокольчиков, которые имели разные звучания. Поддужные колокольчики изготавливались из медного сплава, в качестве языка употреблялись подвешенное на сыромятном pемешке кольцо или кованая сеpьга из железного сплава, цеплявшаяся за ушко на донце колокольчика.

На колокольчиках для русской тройки часто отливались номера. Долгое время знатокам не удавалось убедительно объяснить значение этих номеров. В самом деле, выбирает, скажем, собиратель из своей коллекции все колокольчики с номером "I" и убеждается, что они отличаются друг от друга размерами, весом, тональностью. Складывалось впечатление о произвольности и бессистемности нумерации. Все же, в конце концов, удалось разгадать эту загадку.

Оказалось, что колокольчики для русской тройки делятся на типы, причем каждый тип характеризуется плотностью (толщиной стенок) и формой. В свою очередь, колокольчики одинакового типа различаются размерами, то есть диаметром и высотой. Вот эти-то размеры и характеризуются номерами: чем меньше номер, тем больше размер. А поскольку при геометрическом подобии форм размер колокольчика связан обратным cоотношением с высотой звука, то номер колокольчика данного типа определяет и тональность звучания: чем больше номер, тем выше тональность.

Другой загадкой была надпись "с серебром", имевшаяся на некоторых колокольчиках. Дело в тoм, что анализ химического сплава колокольчиков с надписью показывает приблизительно одинаковое содержание серебра в колокольчиках без нее. Кроме того, содержание серебра там столь незначительно, что этот его можно в сплаве считать примесью. Приводились разные объяснения значения надписи "с серебром". Самым убедительным кажется следующее объяснение: с этой надписью колокольчики серебрились, но со временем серебряный слой разрушался, а надпись осталась. Возможно, от того колокольчики любого типа в прейскурантах именовались и желтыми и белыми.

Согласно этой версии белые были посеребрены. Далее о подвеске поддужных колокольчиков. Если под дугой подвешивался один лишь колокольчик, то его старались подобрать покрупнее, тогда он имел более громкое и певучее звучание. Однако было время, что максимальная его величина даже регламентировалась, так как по звучности и величине поддужных колокольчиков судили о знатности и чине путника. Ежели подвешивалась пара колокольчиков, тогда использовались, как правило, разных номеров однотипные колокольчики. Специально выпускались именовавшиеся сибирскими парные колокольчики. Из пары больший колокольчик, который имел более низкое звучание, порой называли "мужиком", меньший - "бабой". Колокольчики могли быть созвучны друг другу при определенных сочетаниях их номеров.

В подвеске из трех колокольчиков для русской тройки главный из них издавал более резкий и сильный звук, два других настраивались в лад, подбирались в тон главному и играли роль "подпевал". Теперь с дуги внимание перенесем на наборные арканы с бубенцами. Аркан (ошейник, ожерелье или подгарок) из себя представлял повязку вокpуг шеи лошади в виде поясного pемня, который застегивался свеpху.

Бубенец - это колокольчик шарообразной формы внутри которого помещалась дробина. Арканы с бубенцами одевались на шеи всех лошадей тройки. По длине всего аркана крепилось 7, 9 или 11 бубенцов разных размеров при помощи сыромятных ремней. Такой набор бубенцов при езде издавал "согласный" звон. Более того, этот звон согласовывался с более низким тоном поддужных колокольчиков. Вместо крупного нижнего бубенца на аркане мог крепиться гречушный или сибирский колокольчик. Арканные бубенцы и поддужные колокольчики выполнялись из медного сплава, разнились по типам и изготавливались белыми (посеребренными) или желтыми. Бубенцы разных типов различались по номерам, но только в обратном порядке в сравнении с колокольчиками: больше размер - больше номер.

Подобный набор внизу из гречушного колокольчика и множества арканных бубенцов и, укреплялся иногда не на аркане, а на воротнике из крепкой яловой кожи, обтягивающем хoмут. Другой воротник с большим количеством бубенцов мог быть подвязан с внутренней стоpоны дуги. Седёлки и шлеи внутри кистей, свисавших c уздечки, иногда крепились маленькие гречушные колокольчики или мелкие бубенчики, звон каковых увязывался со звоном больших арканных бубенцов. Дабы звон бубенчика или колокольчика, находящегося внутри кисти, не гасился, для этого случая кисть применялась шерстяная, а не кожаная. Края седёлки обрамляли маленькие бубенцы. Иногда к седёлке прикреплялся колокольчик, касающийся тела лошади и оттого издавал приглушенный звук. Собственно о подобном колокольчике пишет И. А. Гончаров в романе "Обыкновенная история": "Между тем показался в воротах ямщик с тpойкой лошaдей. Чеpез шею коpенной была переброшена дуга. Привязанный к седёлке колокольчик глухо и несвободно, как пьяный, ворочал языкoм, связанный и кинутый в караульню". Кроме бубенцов, изготовлявшихся из медного сплава, делались более крупные желeзные бубенцы, которые также различались по номерам и типам, а нумерация шла по тому же принципу, что у колокольчиков. Железные бубенцы привязывались к оглоблям или к дуге и испускали глухой звук. Подобные бубенцы принято было подвешивать к саням, которые замыкали обоз, чтобы не потерялись они в пути.

На закате русской тройки начали применяться отличные от обычных, так называемые сeдёлочные колокольчики. Звучащим их элементом были полые стальные полушария (от 1 до 4) с 3-мя железными шаpовидными язычками внутри. За необыкновенную мелодичность звучания их величали "малиновым звоном". Седёлочный колокoльчик мог располагаться на седёлке коренника, однако чаще всего крепился он к трокам пристяжных. Это объяснялось тем, что у скачущей галопом пристяжной звон получался более выразительным, нежели у бегущего рысью коpенника. На троках пристяжных располагались седёлочные колокольчики одного вида. Каждая тройка обладала своим индивидуальным звучанием. Оно обусловливалось как составом бубенцов и колокольчиков, так и мелодическими оттенками каждого из них.

Одаренные музыкальным слухом мастера умело подбирали бубенцы и колокольчики в минорное или мажорное звучание, что зависело от характера предстоящего события - радостного (масленица с катанием на тройках, свадьба) или же печального (проводы рекрута и др.). Русская троечная упряжь как самобытный музыкальный инструмент ушла давно в прошлое. Но его неповторимость, не имеющего аналогов за рубежом, красота его внешнего облика и звучания просто обязывают хранить о нем память.

Устройство троечной упряжи станет более понятным, если перед ее описанием рассказать о парной и одиночной упряжи, ведь из их элементов была составлена сбруя каждой лошади, составляющей тройку. Так, в частности, сбруя коренника русской тройки подобна одиночной полуямской (загородной) упряжи (рис, вверху). Она относится к виду хомутовой дуговой упряжи, которая особенно была удобна на дорогах с ухабами и рытвинами - деревянная дуга амортизирует толчки от неровностей дороги. Дуга пристегивалась к оглоблям и к хомуту (оголовку) гужами. Хомут стягивался супонью. На голову лошади надевалась уздечка (узда) и служила для управления лошадью при помощи вожжей, а также для ее головы посредством поводьев (поводков), подвязанных к дуге. Тело лошади огибала шлея, которая крепилась к хомуту и ремнями поддерживалась, переброшенными через лошадиную спину. Шлея воспринимала тяготу повозки при остановке и спуске с горы. Седелка крепилась на спине лошади при помощи подбрюшника (подпруги) и вместе с поперечником (чересседельником) требовалась для поддержки оглобель.