Упряжь, повозки, конные орудия и запряжка лошадей. Русская троечная упряжь

Самое простое средство управления лошадью - это оголовье . Оголовья бывают трензельные, т. е. уздечка - с удилами разных конфигураций и мундштучные - с мундштуками для выездки или предназначенные для более строгого управления лошадью.

Начинающие и неопытные всадники работают на трензельном, простом, оголовье - уздечке, - которое по сравнению с мундштучным более мягкое. Трензель (удила, «железо») менее травмирует в неумелых руках рот лошади, щадит его.

Для управления используются особенности строения челюстей лошади. В область беззубого края челюсти вкладывают трензель (удила), состоящий из грызла и двух металлических колец. Воздействие грызла на язык, челюсть и губы лошади дает возможность управлять ее головой, шеей и плечами, замедлять и прекращать движение.

Для того чтобы давление металлических удил на рот лошади не было болезненным, трензельное железо изготавливают достаточно толстым. Более толстые трензеля менее болезненно воздействуют на рот лошади, и поэтому их называют менее строгими. Тонкие удила называют более строгими. Такие удила нельзя использовать для лошадей с мягким (то есть с очень чувствительным) ртом. Строгие удила используют для тугоуздых лошадей, у которых слабо развита чувствительность рта.


Есть разные конструкции удил, но грызло всегда состоит из двух или трех частей. Иначе лошадь может легко закусить удила - захватить их зубами, и тогда она перестанет повиноваться всаднику.

Плохо приученная к удилам лошадь может доставить множество проблем. В таком случае следует попробовать подобрать удила из материала, который будет более приемлем лошади. Медь, к примеру, ощущается на вкус кислой и она теплее, чем сталь, а железо сладким, но легко ржавеет. Ржавчина имеет красноватый цвет и может встревожить хозяина, если он увидит ее со слюной лошади, так как это может напомнить кровь.

Резиновые кольца защищают губы лошади от повреждений и защемлений. Также можно использовать эти кольца, если необходимо подогнать по размеру слегка великоватое железо.

Для передачи команд через удила всаднику служат поводья . Левый и правый повод крепятся к кольцам трензеля с помощью пряжек. Поводья изготавливают из кожи или тесьмы.

Оголовье состоит из системы ремней: нащечных ((4) - нащечный ремень мундштука, (5) - нащечный ремень капсюля, (6) - нащечный ремень трензеля), суголовного (затылочного) (1) , налобного (2) , подбородного (3) , переносного (нахрапного) капсуля (7) .


(8) - мундштук; (9) - трензель; (10) - трензельные поводья; (11) - мундштучные поводья. В различных конструкциях уздечек те или иные ремни могут отсутствовать.

Повод, удила и оголовье вместе составляют уздечку. Капсюль , называемый еще строгим нахрапником - это приспособление из нескольких ремешков, ограничивающее раскрывание рта лошади. Капсюль состоит из двух щечных ремней, переходящих в суголовный, и наносного ремня (переносья), который может быть различной толщины и формы. Он позволяет усилить контроль над лошадью, главным образом когда она пытается ослабить действие удил, широко открывая рот и перекашивая челюсти. Капсюли различают по степени строгости: чем тоньше ремешки и чем ниже расположены наносные ремни, тем жестче действие капсюля.

Различают следующие типы капсюлей:

(обычный, английский) состоит из широких ремней. При его использовании наносный ремень располагаю немного ниже скулового гребня.

Состоит из узких ремней, причем наносный ремень плотно охватывает рот лошади под трензелем над ноздрями и в подбородочной ямке.

Ирландский и Мексиканский капсюли имеют по два наносных ремня, то есть представляют собой как бы комбинацию английского и ганноверского. У ирландского они просто скреплены на переносице.

А у мексиканского перекрещены. Разница - и в толщине наносных ремней, охватывающих храп (часть носа лошади выше ноздрей) и рот лошади. Ирландский капсюль с его более широкими ремнями менее жесткий, чем мексиканский.

Наряду с мексиканским капсюлем для сильно тянущих лошадей используют строгие веревочные капсюли с мелкими узелками на наносном ремне (переносье).

Для участия в двоеборье надо уметь выполнять элементарные упражнения в манеже, пользуясь мундштучным оголовьем. Оно отличается от уздечки тем, что имеет дополнительную пару нащечных ремней и поводьев, к которым присоединяется второе "железо" - мундштук .

Мундштук - это неподвижно соединенное со щечками одногрызловое удило, прямое, без свободы для языка, или имеющее посредине изгиб (дугу), который оказывает усиленное воздействие на рот лошади. Дуга должна быть тем выше, чем толще язык лошади, а размер мундштука должен соответствовать ширине рта.

Мундштук служит для усиления действия повода, но действовать им надо очень осторожно и мягко и лошадь к нему приучать постепенно. Резкое и грубое действие мундштуком приводит к порче лошади и дурноезженности. При подгонке железа мундштук располагают на два пальца ниже трензеля на беззубом крае челюсти лошади, но так, чтобы он не касался клыков.

Грызло мундштука бывает разной толщины. Чем чувствительней рот, тем мягче (толще) должно быть грызло и короче рычаги щечек мундштука. При натягивании поводьев мундштук не должен слишком заваливаться. Его положение по отношению к нижней челюсти не должно превышать 90°. Чтобы это положение не нарушалось, за верхние кольца щечек мундштука прикрепляют соединительную цепочку или ремешок, проходящий по подбородку лошади. При работе без цепочки или ремешка мундштук пригоняют немного выше, и рекомендуется надевать переносной ремень, проходящий через мундштучные нащечные ремни. Он не будет давать мундштуку становиться в неправильное положение.

По характеру воздействия промежуточное положение между мундштуком и трензелем занимает пелям . Это удило по форме напоминает мундштук, но с подвижным грызлом. При взнуздывании им трензель не требуется.

К уздечке иногда пристегивают мартингал . Так называют приспособление, которое не дает лошадям, очень высоко задирающим голову, поднимать ее выше определенного уровня. Если лошадь задирает голову, ею трудно управлять, а откинув голову назад, она может ударить затылком всадника. Лошади с привычкой задирать голову очень трудны в управлении, а порой с ними справиться вообще невозможно. Этим-то и пользуются изобретательные животные, чтобы отделаться от всадника, не подчиняться ему. Мартингал дисциплинирует лошадь и не требует от всадника особого напряжения. Это приспособление состоит из трех ремней и двух колец. Один ремень с петлей на конце прикрепляют к наружной подпруге (на кавалерийском седле - к первой подпруге), а два ответвления от него, оканчивающиеся кольцами, соединяют через эти кольца с поводьями - вот вам и рычаги, удерживающие через трензель голову лошади на желаемом уровне. Такой мартингал, с двумя кольцами на раздвоенном ремне, называется охотничьим . Более строгий - мертвый мартингал . Он надевается петлей на переднюю подпругу, а раздвоенными концами при помощи пряжек пристегивается непосредственно к трензельным кольцам.

Мартингал не оказывает сильного воздействия на лошадь, но при натяжении повода оголовья животное вынуждено опускать голову. При резком воздействии поводьями неопытного всадника мартингал способствует смягчению действия на рот лошади.

Для фиксации головы лошади в определенном положении используют вспомогательные поводья: развязки , шпрунт и гог .

Действие различных видов вспомогательных поводьев основано на смещении центра тяжести лошади от его нормального положения вперед или назад, что в свою очередь зависит от того, в какой дисциплине лошадь будет выступать. Применение таких приспособлений говорит о том, что животное еще не достаточно подготовлено к какому-либо виду соревнований и правилами использование этих приспособлений в ходе состязаний запрещено.



Два тесмяных или кожаных, или из тугой резины повода, один конец которого застегивается на кольце трензеля, а другой прикрепляется к седлу или подпруге. Их используют для фиксации головы лошади в определенном положении, при котором шея принимает округлую форму, а нос лошади опускается вниз. Это единственное из вспомогательных поводьев, используемых при выступлениях. Но не в спорте - в цирке.

Шпрунт бывает верхним и нижним. препятствует опусканию головы лошади вниз и надевается на «козлящих» животных. «Козлом» называют резкий прыжок лошади вверх при низко опущенной голове, взбрыкивание задом с целью избавиться от груза на спине. надевают для опускания головы лошади вниз и применяют для таскающих лошадей, т.е. стремящихся пуститься вскачь (скакать удобней с поднятой головой и вытянутой шеей).

Шпрунт и развязки могут использоваться как при работе лошади на корде, так и под всадником.

Шамбон используют исключительно при работе на корде. Он препятствует задиранию головы вверх, но не ограничивает вытягивание головы и шеи лошади вперед-вниз, поэтому используется как на самых ранних этапах подготовки молодых лошадей, так и в более поздние периоды - для лошадей с напряженной, скованной мускулатурой.

Гог имеет подобное шамбону действие. является приспособлением, надеваемым для успокоения лошадей при обучении верховой езде начинающих, неопытных всадников, при работе на корде таскающих лошадей, для животных с сильно загруженным «тяжелым» передом. «Прямой» гог надевают при специальной подготовке конкурных лошадей.

Шамбон и гог позволяют лошади укрепить определенные группы мышц, не закрепощая остальную мускулатуру, что делает их использование более предпочтительным перед развязками и шпрунтом.

Американский недоуздок типа можно надевать на лошадь, для которой трудно подобрать подходящие удила или у которой какие-то проблемы со ртом или зубами. Этот тип уздечку работает по принципу рычага путем давления на нос и подбородочный желоб лошади. Чем длиннее щеки уздечки, тем сильнее ее действие. Пользоваться такой уздечкой могут себе позволить только опытные конники - тормозить с ее помощью хорошо, но делать повороты намного сложнее, чем с обычной уздечкой. При использовании хакамора капсюль не применяют.

"Слышь, жена! погляди, Каковы уздечки! Видишь, вот медный набор, вот колечки, махры. А дуга-то, дуга,- сияет в золоте..." Так писал в 1855 году Иван Никитин в своем стихотворении "Выезд троечника". Красочное зрелище представляла собой русская тройка, оcобенно в праздничной сбруе. И недаром даже в специальных изданиях в ее описания то и дело вплетается поэтическая интонация.

"Русская ямская троечная сбруя считается среди других видов упряжи самой красивой. В ней воплотилось веками накопленное искусство русских шорников. На украшении ее московские шорные мастера сосредоточили всю любовь к своему ремеслу и отдали ей свои художественные дарования. Троечная упряжь отражает целую эпоху, когда еще не было железных дорог, и когда со всех концов мчались к Москве и от нее ямские тройки",- nишут Г. Петров и В. Бебешин, авторы изданной в 1928 году книги "Шорное производство".

Лошади располагаются в русской тройке в один ряд или "без выноса". Коренник (средняя лошадь) бежит рысью*, а две другие - крайние скачут обычно галопом (пристяжные). Посему коренник подбирается из рысистых пород лошадей, а пристяжные - из верхoвых. Такое сочетание двух различных аллюров в одной упряжке - рыси и галопа - и дает неповторимость троечной езды, вместе с тем быстрой и красивой.

Русская тройка веселила не только взгляд, но и слух. Не спроста троечную упряжь с набором бубенцов и колокольчиков называли в старину "ямской (или ямщицкой) гармонью". Состав такого самобытного музыкального инструмента из-за местных особенностей был довольно различен. Что же представляет собой у троечной упряжи обобщенный музыкальный набор?

Под дугой коренника подвешивались дужные (или поддужные) колокольчики. В верхней части дуги коренника прибивалось кольцо. Считается, что именно к данному кольцу привязывался колокольчик. Но это совсем не так. К нему привязывались поводки коренника. А кольцо это, между прочим, носило название "зга". Оборот речи "не видно ни зги" обозначало настолько плохую видимость, что не позволяло ямщику разглядеть даже перед ним находившуюся згу. Непосредственно же к дуге колокольчики подвязывались при помощи сыромятных ремней. В дугу вбивать дополнительные кольца значило бы нарушать прочность ее, особенно в связи с тем, что в конце 19 века изменились вкусы, и старая тяжелая дуга была заменена тонкой. Под дугой, как правило, висело от 1 до 3 колокольчиков, которые имели разные звучания. Поддужные колокольчики изготавливались из медного сплава, в качестве языка употреблялись подвешенное на сыромятном pемешке кольцо или кованая сеpьга из железного сплава, цеплявшаяся за ушко на донце колокольчика.

На колокольчиках для русской тройки часто отливались номера. Долгое время знатокам не удавалось убедительно объяснить значение этих номеров. В самом деле, выбирает, скажем, собиратель из своей коллекции все колокольчики с номером "I" и убеждается, что они отличаются друг от друга размерами, весом, тональностью. Складывалось впечатление о произвольности и бессистемности нумерации. Все же, в конце концов, удалось разгадать эту загадку.

Оказалось, что колокольчики для русской тройки делятся на типы, причем каждый тип характеризуется плотностью (толщиной стенок) и формой. В свою очередь, колокольчики одинакового типа различаются размерами, то есть диаметром и высотой. Вот эти-то размеры и характеризуются номерами: чем меньше номер, тем больше размер. А поскольку при геометрическом подобии форм размер колокольчика связан обратным cоотношением с высотой звука, то номер колокольчика данного типа определяет и тональность звучания: чем больше номер, тем выше тональность.

Другой загадкой была надпись "с серебром", имевшаяся на некоторых колокольчиках. Дело в тoм, что анализ химического сплава колокольчиков с надписью показывает приблизительно одинаковое содержание серебра в колокольчиках без нее. Кроме того, содержание серебра там столь незначительно, что этот его можно в сплаве считать примесью. Приводились разные объяснения значения надписи "с серебром". Самым убедительным кажется следующее объяснение: с этой надписью колокольчики серебрились, но со временем серебряный слой разрушался, а надпись осталась. Возможно, от того колокольчики любого типа в прейскурантах именовались и желтыми и белыми.

Согласно этой версии белые были посеребрены. Далее о подвеске поддужных колокольчиков. Если под дугой подвешивался один лишь колокольчик, то его старались подобрать покрупнее, тогда он имел более громкое и певучее звучание. Однако было время, что максимальная его величина даже регламентировалась, так как по звучности и величине поддужных колокольчиков судили о знатности и чине путника. Ежели подвешивалась пара колокольчиков, тогда использовались, как правило, разных номеров однотипные колокольчики. Специально выпускались именовавшиеся сибирскими парные колокольчики. Из пары больший колокольчик, который имел более низкое звучание, порой называли "мужиком", меньший - "бабой". Колокольчики могли быть созвучны друг другу при определенных сочетаниях их номеров.

В подвеске из трех колокольчиков для русской тройки главный из них издавал более резкий и сильный звук, два других настраивались в лад, подбирались в тон главному и играли роль "подпевал". Теперь с дуги внимание перенесем на наборные арканы с бубенцами. Аркан (ошейник, ожерелье или подгарок) из себя представлял повязку вокpуг шеи лошади в виде поясного pемня, который застегивался свеpху.

Бубенец - это колокольчик шарообразной формы внутри которого помещалась дробина. Арканы с бубенцами одевались на шеи всех лошадей тройки. По длине всего аркана крепилось 7, 9 или 11 бубенцов разных размеров при помощи сыромятных ремней. Такой набор бубенцов при езде издавал "согласный" звон. Более того, этот звон согласовывался с более низким тоном поддужных колокольчиков. Вместо крупного нижнего бубенца на аркане мог крепиться гречушный или сибирский колокольчик. Арканные бубенцы и поддужные колокольчики выполнялись из медного сплава, разнились по типам и изготавливались белыми (посеребренными) или желтыми. Бубенцы разных типов различались по номерам, но только в обратном порядке в сравнении с колокольчиками: больше размер - больше номер.

Подобный набор внизу из гречушного колокольчика и множества арканных бубенцов и, укреплялся иногда не на аркане, а на воротнике из крепкой яловой кожи, обтягивающем хoмут. Другой воротник с большим количеством бубенцов мог быть подвязан с внутренней стоpоны дуги. Седёлки и шлеи внутри кистей, свисавших c уздечки, иногда крепились маленькие гречушные колокольчики или мелкие бубенчики, звон каковых увязывался со звоном больших арканных бубенцов. Дабы звон бубенчика или колокольчика, находящегося внутри кисти, не гасился, для этого случая кисть применялась шерстяная, а не кожаная. Края седёлки обрамляли маленькие бубенцы. Иногда к седёлке прикреплялся колокольчик, касающийся тела лошади и оттого издавал приглушенный звук. Собственно о подобном колокольчике пишет И. А. Гончаров в романе "Обыкновенная история": "Между тем показался в воротах ямщик с тpойкой лошaдей. Чеpез шею коpенной была переброшена дуга. Привязанный к седёлке колокольчик глухо и несвободно, как пьяный, ворочал языкoм, связанный и кинутый в караульню". Кроме бубенцов, изготовлявшихся из медного сплава, делались более крупные желeзные бубенцы, которые также различались по номерам и типам, а нумерация шла по тому же принципу, что у колокольчиков. Железные бубенцы привязывались к оглоблям или к дуге и испускали глухой звук. Подобные бубенцы принято было подвешивать к саням, которые замыкали обоз, чтобы не потерялись они в пути.

На закате русской тройки начали применяться отличные от обычных, так называемые сeдёлочные колокольчики. Звучащим их элементом были полые стальные полушария (от 1 до 4) с 3-мя железными шаpовидными язычками внутри. За необыкновенную мелодичность звучания их величали "малиновым звоном". Седёлочный колокoльчик мог располагаться на седёлке коренника, однако чаще всего крепился он к трокам пристяжных. Это объяснялось тем, что у скачущей галопом пристяжной звон получался более выразительным, нежели у бегущего рысью коpенника. На троках пристяжных располагались седёлочные колокольчики одного вида. Каждая тройка обладала своим индивидуальным звучанием. Оно обусловливалось как составом бубенцов и колокольчиков, так и мелодическими оттенками каждого из них.

Одаренные музыкальным слухом мастера умело подбирали бубенцы и колокольчики в минорное или мажорное звучание, что зависело от характера предстоящего события - радостного (масленица с катанием на тройках, свадьба) или же печального (проводы рекрута и др.). Русская троечная упряжь как самобытный музыкальный инструмент ушла давно в прошлое. Но его неповторимость, не имеющего аналогов за рубежом, красота его внешнего облика и звучания просто обязывают хранить о нем память.

Устройство троечной упряжи станет более понятным, если перед ее описанием рассказать о парной и одиночной упряжи, ведь из их элементов была составлена сбруя каждой лошади, составляющей тройку. Так, в частности, сбруя коренника русской тройки подобна одиночной полуямской (загородной) упряжи (рис, вверху). Она относится к виду хомутовой дуговой упряжи, которая особенно была удобна на дорогах с ухабами и рытвинами - деревянная дуга амортизирует толчки от неровностей дороги. Дуга пристегивалась к оглоблям и к хомуту (оголовку) гужами. Хомут стягивался супонью. На голову лошади надевалась уздечка (узда) и служила для управления лошадью при помощи вожжей, а также для ее головы посредством поводьев (поводков), подвязанных к дуге. Тело лошади огибала шлея, которая крепилась к хомуту и ремнями поддерживалась, переброшенными через лошадиную спину. Шлея воспринимала тяготу повозки при остановке и спуске с горы. Седелка крепилась на спине лошади при помощи подбрюшника (подпруги) и вместе с поперечником (чересседельником) требовалась для поддержки оглобель.

Литературные источники свидетельствуют о том, что русская тройка, в качестве конной упряжки, появилась примерно в XVIII -м веке. Ранее в России в упряжку ставили либо одну лошадь, либо несколько, запрягая их гуськом.

В начале XVIII -го века сначала появилась парная упряжка («на отлет»), а затем и троечная запряжка в ряд. Поначалу такая тройка была довольно редким явлением, но со временем приобрела широкую популярность, на ней, в частности, стали возить нарочную почту. Уже во второй половине XVII -го века, почтовая служба значительно уменьшила сроки доставки корреспонденции, используя силу, выносливость и скорость русской тройки. Она могла перевозить больше грузов и проезжать в труднопроходимых местах по извечно плохим русским дорогам.

В последней трети XVIII -го века – начале XIX -го на тройке стали перевозить не только почту и грузы, но и пассажиров. Она получила официальный статус почтового, курьерского и пассажирского перевозчика. Запрягалась тройка в телегу, кибитку, тарантас и сани, изредка в возок, но никогда не использовалась для запряжки в карету. В первой половине девятнадцатого века русская тройка приобрела такую широкую популярность, что превратилась в своеобразный символ России. Вспомним хотя бы бессмертные строки из «Мертвых душ» Н. В. Гоголя о «птице-тройке». С ней сравнивали удаль, широту и размах русской души. Иностранцы восхищались ездой на тройке, признавая, что нет более лихой и быстрой езды. С появлением в XVIII -м веке железных дорог и их быстрым развитием, ездовые упряжки, и в частности тройка, постепенно начали утрачивать свою лидирующую роль в почтовых и пассажирских перевозках. Она сохранилась в основном в сельской местности, использовалась на свадьбах и массовых мероприятиях. Начиная с двадцатого века русская тройка используется только в качестве экзотических видов развлечения для катания на разных гуляниях, выставках, ярмарках, а также в виде гоночных упряжек на различного вида конных состязаниях.

Такова краткая история русской тройки. Рассказывая об ее устройстве, надо сказать, что они были очень индивидуальными. Ничего похожего в других странах никогда не было.

В основе троечной упряжки была обычная русская парная упряжка («на отлет»). Она состояла из коренной лошади, которая несла на себе основную нагрузку, и пристяжной, которая припрягалась обычно слева от коренника. Для получения тройки, к двойной упряжке припрягали еще одну пристяжную лошадь, обычно справа от коренной. Использовали для этого такую же упряжь, как и в парной упряжке. В результате получали очень рационально устроенную, выверенную до мелочей долгими годами использования, конскую упряжку, ставшую для многих олицетворением России. Отличительной особенностью тройки являлось то, что в качестве коренной лошади использовался обычно рослый рысак. В качестве пристяжных лошадей использовались обычно более легкие породы. Лошади бежали разным аллюром: коренник мощной размашистой рысью, а пристяжные размеренным галопом, причем правая лошадь – галопом с левой ноги, когда левая передняя нога выносится дальше вперед, а левая лошадь – галопом с правой ноги, когда правая передняя нога выносится дальше вперед. Лошади выбирают вид галопа на уровне инстинкта. Этим они обычно уравновешивают грациозно повернутую в обратную сторону голову. Такое сочетание ездовой рыси и галопа смотрится очень красиво и гармонично. Со временем, троечную упряжку, начали всячески обильно украшать. Хомут красочно расписывали. Для этого использовалась резьба по дереву, декоративная роспись красками, отделка узорчатой тисненой кожей и, особенно часто, металлический набор на кожаной подкладке. Металлические детали были литыми, имели различную форму, широко использовались в упряжках, прекрасно сочетаясь с кожей уздечек, шлей, седелок, шорок. Детали выливались из меди с никелем или цинком, использовалась так же посеребренная медь, или чистое серебро. Для украшения, упряжь снабжалась также большим количеством кистей. Их располагали обычно на уздах и шлеях, по бокам и впереди лошадей. Очень богато украшали обычно дугу коренной лошади. Использовали для этого художественную роспись либо деревянную резьбу. Вырезали узоры, состоящие из геометрических фигур – кругов, ромбов, треугольников. Для росписи предпочитали пользоваться золотой краской. Она должна была гореть на солнце и выделяться на любом фоне. Со временем на позолоту стало модно наносить тонкий графический узор при помощи черной или красноватой краски. Он представлял из себя хитросплетения растительного орнамента: листьев, цветов, стеблей, плодов.

Во второй половине девятнадцатого столетия на смену золоченым дугам пришли живописные. Это были настоящие произведения искусства. На них изображались крупные гроздья винограда красного и синего цветов, а также зелень трав. Контрастное сочетание цветов создавало сочную палитру, которая оживлялась белыми равномерными мазками-бликами. Такая дуга была видна издалека и очень украшала упряжку.

К сожалению, к концу XIX -го века роспись начала видоизменяться в худшую сторону. Дуги стали тоньше, соответственно места для росписи меньше, рисунок измельчал. В роспись наряду с гроздьями винограда и травами начали вносить изображения цветочных букетов, имеющих пеструю золотую, серебряную окраску, что делало роспись яркой и безвкусной. В конце концов и эта роспись сошла на «нет». Дуги стали окрашивать в однотонные цвета, иногда для украшения во время праздников, их перевивали цветными лентами. По мере развития и распространения почтовых и курьерских ездовых троек, возникла необходимость в специальных сигнальных устройствах. Связано это было с двумя основными причинами. Во-первых: основной задачей таких упряжек была быстрая доставка корреспонденции, поэтому скорость у них, по тем временам, была приличная, а правил дорожного движения не существовало. Во избежание столкновений быстро мчащейся повозки с людьми и экипажами, она должна была издавать достаточно громкий сигнал, чтобы освободить для себя дорогу. Во-вторых: все по той же причине скорости доставки, времени на долгое пребывание тройки на почтовых станциях не было. Поэтому громкий, далеко слышный сигнал, должен был предупреждать персонал станции о приближающемся экипаже, с целью заблаговременной подготовки смены уставшим лошадям. Поначалу, в качестве сигнального средства, ямщики использовали свист и молодецкий покрик, извещая прохожих о своем приближении. Во времена Петра первого начались попытки ввести в России, распространенный в странах Западной Европы, в качестве звукового сигнального средства, почтовый рожок. Попытки эти закончились неудачей, несмотря на репрессивные меры в виде штрафов и телесных наказаний. Нововведение не прижилось, почтовый рожок лишь остался эмблемой российской почты. Ближе к концу восемнадцатого века, в качестве сигнального средства, был предложен бронзовый колокольчик, маленькая копия, так распространенного на Руси, церковного колокола. Он размещался под дугой, прямо над головой коренной лошади тройки. Его прочно привязывали к центру дуги мягким кожаным ремнем. Во время движения язычок колокольчика, раскачиваясь из стороны в сторону и ударяя по стенкам, издавал звонкий мелодичный звук, слышимый издалека. Такой колокольчик, расположенный под дугой, получил название поддужного, а так же ямского или почтового.

Поддужный колокольчик был предназначен для двух целей. Основной его функцией была, конечно же, сигнальная. Звонок колокольчика был слышен за две версты, что было очень удобно для предупреждения о приближении тройки. Вторая функция была чисто эстетическая. Курьерам, почтовым служащим и пассажирам приходилось очень много времени проводить в пути. Путешествие по огромным пространствам России было скучным и однообразным, занимало, иногда, много дней. Приятный же, мелодичный звонок колокольчика помогал путникам расслабиться. Ритмичный, нежный звук радовал слух, убаюкивал, помогая преодолевать большие расстояния.

Поддужный колокольчик – это чисто русское название, оно, также как и дуга, и тройка, принадлежит русской истории и нигде за пределами России больше не встречается. Именно поэтому, тройка и звон ее колокольчиков являются для иностранцев олицетворением удали русской души. В XIX -м веке стало очень популярно ездить на тройке с колокольчиками. Тройки стали заводить себе частные владельцы, в основном богатые люди. Производство колокольчиков стало возрастать. Отливали их в основном в кустарных литейных мастерских, расположенных во многих городах и селениях России. Мощность их была небольшая, но так как они были многочисленны, то удовлетворяли возросший спрос. Наиболее распространенным это производство стало в городе Валдай Новгородской губернии, который располагался на главном почтовом пути России Москва-Петербург, что было для него очень выгодно. Произведенные здесь колокольчики называли валдайскими колокольчиками, поэтому все поддужные колокольчики часто называют именно так. Примерно с начала XIX -го века мастера начали отмечать на колокольчиках год изготовления. Многие ставили, как бы, свое личное клеймо. На нем пропечатывалось имя мастера и место изготовления. Кроме этого часто мастера украшали свое произведение различного вида орнаментами, а так же изображениями одноглавого и двуглавого орла, святого Георгия Победоносца. Многие отливали на колокольчиках интересные крылатые фразы: «Купи, не скупись, езди, веселись», «Звенит – потешает, ездить поспешает», «Кого люблю, того дарю», «Дар Валдая» и другие. Использование колокольчиков всеми, кому захочется, при езде на тройке, имело и некоторые негативные последствия. Это вносило неразбериху в работу почтовых станций. Служащие на станции часто не реагировали на звон колокольчика, думая, что едет частный владелец, а не почта, и бывали не готовы к ее приему, это приводило к задержкам почтовых и курьерских экипажей. В ответ на постоянные жалобы почтового ведомства на любителей ездить со звоном, правительство неоднократно в XIX -м веке издавало указ с запретом на использование колокольчиков частными лицами. Разрешение выдавалось только для почтовых служащих и земской полиции и только исключительно во время работы и исполнения ими служебных обязанностей. В середине XIX -го века любители звонкой езды нашли новый способ обходить законы. Для звона начали использовать бронзовые бубенчики. Их в больших количествах, в виде гирлянд, укрепляли на кожаных ошейниках. Ошейники надевали на шею лошади, причем уже не одной, а всех трех. Бубенчики издавали не такой сильный звук, как колокольчики, так как представляли из себя глухой полый шар с дробинкой внутри, в отличие от колокольчика, который был открыт, и имел язык большего размера по сравнению с дробинкой. Для создания приятного гармоничного звука, бубенцы использовались в неограниченном количестве, при этом они специально подбирались по размерам, по тону звука, что приводило к созданию очень созвучного ряда, который при езде производил «согласный» звон.

Памятник-фонтан почтовой тройке в городе Ленске

В конце XIX -го века, с падением почтовой и курьерской роли тройки, правительство перестало издавать запрет на использование колокольчиков частными лицами. Именно тогда колокольчики стали применять в комбинации с бубенцами. От одного до трех колокольчиков размещали вместе с двадцатью-тридцатью бубенчиками, что создавало совершенно неповторимый по звучанию ансамбль, который получил название «ямская гармонь».

Несмотря на то, что научно технический прогресс вытеснил русскую тройку из нашего повседневного обихода, благодаря фольклору, русской литературе и живописи, в которой широко отразилась эта легендарная упряжка, она останется в памяти народа навечно. Денис Ефимов

Классическое выражение «Какой же русский не любит быстрой езды?» давно прижилось в народном лексиконе. Тем не менее, на тройках, кроме нашего человека, больше не ездит никто. Почему?

В поле белом тройка мчится

Ехать так быстро, чтоб захватывало дух. Мчаться по просторам родной Руси, задыхаясь от восторга. Это ли не величайшее удовольствие! Итак, конская тройка – действительно быстрое средство передвижения. Оно способно развить скорость в 60 км/час. Откуда же пошел такой удивительный принцип упряжки? Когда же появилась тройка на Руси?

Историки утверждают, что случилось это на заре 18 столетия с развитием почтово-курьерской службы. Однако если учесть, что наш человек всегда «долго запрягает», резкое появление нового средства передвижения маловероятно.

Имеет место версия, что тройная упряжь была «украдена» (или подсмотрена) и древнерусского Культа Пророка Илии, характерного северным районам. Ведь именно в Ильин День устраивались массовые гонки на конских тройках. Такая упряжь символизировала «огненную колесницу», вознесшую святого на Небеса. Именно поэтому несчастные случаи в ходе гонок считались Благодатью. Старики сопровождали их словами: «Илия в небо забрал».

Инновационность изобретения

Тройка – не просто принцип комбинирования, а полноценная инновация. В чем же она заключалась? Да в том, что каждое животное двигалось собственным аллюром. Центральное (коренник) – только рысью, а боковые (пристяжные) – только галопом, отвернув головы в разные стороны и полностью доверяя центровому рысаку.

Удивительная комбинация состояла в том, что животные берегли собственные силы. Коренник задавал темп, а боковые – «несли» его. Так лошади меньше уставали, а скорость получалась внушительной.

Скорость движения

60 км/ч – довольно солидная скорость, особенно в старину. Ни одна упряжка (соло или пара) не достигла бы подобного результата. А если бы достигла, животные непременно бы пали от усталости.

Существует такая история. В екатерининские времена прибыл в столицу австрийский король Иосиф. Матушка решила сразить его русскими традициями и предложила прокатить тройкой.

Во дворец был вызван самый удалой из местных ямщиков. Императрица спросила его: «Доставишь гостя в Москву за полтора суток?». На что тот ответил: «Прикажите, матушка! Только душу потерять по дороге можем». К слову, дорога до Москвы в то время занимала 2-3 дня на перекладных.

Порода

Для тройки, как правило, использовали выносливых вятских лошадей. В упряжках богачей стояли орловские рысаки. Все зависело от степени состоятельности. Однако традиции были немаловажным фактором. Да и кому захочется экспериментировать с породой, коль есть риск замерзнуть насмерть в полях, если плохие кони падут?

Как применялась тройка

Считается, что первое применение тройки связано с курьерской службой. К концу 18 столетия появились и пассажирские экипажи. Правда, были они не слишком распространенными, перевозили важных людей и ценные грузы.

Постепенно на тройках начали «летать» свадьбы. Гулянья без празднично украшенных упряжек признавались бедными. То же можно сказать и о всенародных гуляньях.

Как украшались детали

Богатое украшение – непременное условие. Коренную дугу часто красили позолотой. Хотя простой народ этого не понимал и считал вычурным. Ведь золото традиционно ассоциировалось с Илией.

Позднее на дугах начала появляться резьба и искусные орнаменты. То же касалось конских шор. На них наносили знаки оберегов, чтоб Лихо не попортило скотину, не сбило с пути, не угробило и в чащу не заманило.

«Гармонь ямская»

Обязательной деталью украшения упряжи были бубенцы под дугой коренного. Их звон символизировал гром Илии Пророка. Компоновались особые колокольчики, а весь набор назывался «ямская гармонь». И любая тройка имела собственную, с уникальным мелодичным звучанием.

Примечательно, что в ряде российских регионов существовала практика избавления от «ведьминых чар». Помогала этому «громкая тройка». Именно поэтому шумная езда под аккомпанемент колокольчиков стала обязательным атрибутом каждой русской свадьбы.

29.02.2012 | История русской тройки

Тройка лошадей и все, что с ней связано - это исконно русское, не имеющее аналогов ни в одной стране мира. Иностранец, впервые приехавший в Россию и увидевший русскую тройку буквально замирал в изумлении. И было от чего! На его родине не существовало упряжки, равной по быстроте и красоте русской тройки.

Рекордная, по меркам лошадиной упряжки, скорость, 45-50 км/ч, достигалась за счет своеобразного сочетания аллюров лошадей. Центральная лошадь, называемая «коренник», пускается быстрой рысью, а пристяжные лошади (пристегнутые по бокам от коренника) скачут галопом и как бы «несут» на себе коренника. При такой разноаллюрной езде все три лошади медленнее устают, могут долгое время поддерживать высокую скорость. Русская троечная упряжь исключительно рациональна, и в ней нет ни одной лишней детали. Обычно на роль коренника выбирался рослый и мощный рысак, а пристяжными были более мелкие и легкие лошади, которым во время бега приходится красиво изгибать шеи в сторону и вниз.

История русской тройки

Если верить письменным источникам, первые русские тройки начали появляться во второй половине XVII века. До этого лошадей запрягали в упряжку по одной, а если требовалось несколько лошадей, то гуськом. Потом появились парная, «на отлет» запряжка в ряд, а на ее основе - тройка. Но упряжка по три лошади в ряд прижилась не сразу и применялась крайне редко.

К началу XVIII века тройку оценили по достоинству. Среди достоинств - высокая скорость, выносливость, большая грузоподъемность и хорошая проходимость. Благодаря этим качествам к концу XVIII века применение тройки лошадей для перевозки почты, курьеров и пассажиров официально узаконили.

С тех пор тройки лошадей возили с ветерком сани, телеги, кибитки и тарантасы. Первая половина XIX века - период настоящего пика популярности русской тройки. По мнению иностранцев, она олицетворяла удалую русскую душу и стала символом России.

Эпоха знаменитых русских троек подошла к концу, когда конный транспорт вытеснила железная дорога и автомобили. С середины XIX столетия поезда начали вытеснять русскую тройку с почтовых трактов в сельские местности. XX век положил конец двухвековой истории тройки - она утратила свое государственное значение, но, тем не менее, сохранила популярность как неизменный атрибут народных гуляний.

Главнейшие почтовые тракты дальнего конного почтового сообщения с конца XVII начала XVIII:

1. Москва - Клин - Тверь (ныне Калинин) - Торжок - Вышний Волочек - Зимогорье (около Валдая) - Новгород - Чудово - Тосно - Петербург (Ленинград).

2. Москва - Владимир - Нижний Новгород (Горький) - Казань - Елабуга - Ижевск - Пермь - Кунгур - Суксун-Екатеринбург (Свердловск) - Тюмень - Тобольск и далее на восток.

3. Москва - Серпухов - Тула - Плавск - Мценск - Орел - Курск - Белгород.

4. Москва - посад Троицкого монастыря (Загорск) - Переславль Залесский - Ростов Великий - Ярославль - Данилов - Вологда - Вельск - Шенкурск - Холмогоры - Архангельск.

Тройка: внешний вид, устройство, амуниция

Русская тройка всегда отличалась обилием декора. Каждый «троечник» стремился добиться того, чтобы его тройка была самой яркой и узнаваемой.

Тройка. Художник: Константин Баумгартнер-Стойлов (1850-1924)

Деревянные клещи хомутов покрывали росписями и резьбой, а кожа седелок, шлей, узд и шорок украшали тиснением и металлическим набором из литых деталей разной формы. Чаще всего использовались сплавы меди с никелем или цинком, посеребренная медь, а в более богатых упряжках - серебро. К уздам и шлеям крепились яркие кисти.

Вряд ли житель начала 19 века мог представить себе русскую тройку без знаменитой дуги коренника. Эту самую значимую часть упряжки богато украшали резными геометрическими фигурами и расписывали золотой краской, чтобы сверкала на солнце и была видна издалека. Позднее поверх «золота» начали прорисовывать тонкие черные или красные графические узоры и растительный орнамент.

В 60-е годы 19 века на смену золоченым дугам пришли живописные - их расписывали красными розанами, синими гроздями винограда и зеленью трав. Живописные дуги выглядели не менее ярко, чем золоченые.

Мода на крупные розаны прошла к концу 19 века. К этому времени дуга стала тоньше, поэтому места для росписи стало меньше. Рисунки стали более мелкими, пестрыми, а со временем дуги начали окрашивать в один цвет, в особых случаях одноцветные дуги перевивали цветными лентами.

Пара слов … о колокольчике

Конный транспорт наполнял улицы городов, правил дорожного движения как таковых не было, к тому же нужно было как-то решить проблему оповещения сотрудников почтовых станций о прибытии почтовой тройки, чтобы они готовили смену уставшим лошадям.

Тройка. Художник: Константин Баумгартнер-Стойлов (1850-1924)

В то время в Западной Европе широко использовался почтовый рожок, но в России это устройство не прижилось, хотя указ о его применении почтовыми службами издал еще Петр 1. Ямщики по старой русской привычке предупреждали о своем появлении свистом и криками, не смотря на штрафы и побои. Таким образом, почтовый рожок стал эмблемой российской почты, но роль сигнального устройства досталась опять-таки русскому изобретению - бронзовому колокольчику. Его туго крепили к средней части дуги над головой коренника тройки сыромятным кожаным ремнем. Начиная с конца 18 века, звон колокольчика оповещал о приближении «птицы-тройки» за две версты, поэтому пешеходы и другие экипажи знали, что нужно немедленно освободить дорогу для курьерской или почтовой повозки, несущейся с бешеной скоростью. Также такое раннее оповещение существенно сократило время перепряжки лошадей на станции - персонал успевал подготовиться к прибытию тройки.

Кроме практической, колокольчики выполняли также эстетическую функцию - их сильный, но одновременно нежный, звон скрашивал однообразные будни ямщиков.

Езда на тройках с колокольчиками быстро стала популярной не только среди почтовых ямщиков, но и среди богатых частников. Спрос на колокольчики вырос, и появилось множество кустарных колокольных мастерских. Самым знаменитым «колокольным» городом считался Валдай - город Новгородской губернии, располагался посредине главной почтовой магистрали России Петербург - Москва. По названию города Валдая поддужные колокольчики часто называли валдайскими.

Многие мастера снабжали свои изделия литыми надписями и украшениями, с 19 века начали ставить год изготовления, часто ставилось имя мастера.

Однако широкое распространение троек со звоном внесло в работу почтовой службы некоторую неразбериху - ямщики на почтовых станциях перестали срочно готовить лошадей при звуке колокольчика, думая, что едет не почта.

На любителей ездить со звоном посыпались жалобы от почтовых служб, поэтому в XIX веке правительство издало постановление о запрете колокольчиков для частных лиц. Разрешение использовать популярную «сигнализацию» было дано исключительно почтовым ямщикам и служащим земской полиции, и исключительно во время исполнения служебных обязанностей.

Впрочем, обход запрета русские нашли довольно быстро. Один колокольчик заменила целая россыпь бубенцов, которые целыми гирляндами крепились к кожаным ошейникам. Их надевали на каждую лошадь. Бубенец представлял собой полый шар с дробинкой внутри и не мог издавать сильных звуков, зато множество бубенцов, подобранных по размеру и по тону, издавали «согласный» звон. К концу 19 века, когда запреты на применение колокольчиков утратили свою силу, на тройках стали одновременно употребляться как бубенцы, так и колокольчики. Их специально подбирали в созвучие. Получившийся ансамбль по своему звучанию оказался неповторим и вошел в историю под названием «ямской гармони».

Тройки со звоном поддужных колокольчиков были воспеты в стихах А. С. Пушкина, Ф. Н. Глинки, П. А. Вяземского, А. А. Блока и С. А. Есенина. Не упустили из виду «птицу-тройку» такие знаменитые прозаики как Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Также о всенародной любви к тройкам рассказывают многочисленные народные песни и романсы, дожившие до наших дней.