Когда возник дуэль. Все зло от «миньонов»


И звестно, что в Россию дуэль пришла с Запада. Считается, что первая дуэль в России состоялась в 1666 году в Москве. Дрались два офицера иностранца... шотландец Патрик Гордон (впоследствии ставший петровским генералом) и англичанин майор Монтгомери (вечный покой его праху...).

Дуэли в России всегда были серьезным испытанием для характера. Петр Великий, хоть и насаждал в России европейские обычаи, понимал опасность дуэлей и постарался сразу пресечь их появление жестокими законами. В чем, нужно признаться, приуспел. Дуэлей среди русских в годы его правления почти не было.

Глава 49 петровского Воинского устава 1715 года, называвшаяся «Патент о поединках и начинании ссор», провозглашала: «Никакое оскорбление чести обиженного никаким образом умалить не может», потерпевший и свидетели происшествия обязаны незамедлительно донести о факте оскорбления военному суду… даже недонесение каралась. За сам вызов на дуэль полагалось лишение чинов и частичная конфискация имущества, за выход на поединок и обнажение оружия — смертная казнь! С полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.
Петр III запретил телесные наказания для дворянства. Так в России появилось поколение, для которого даже косой взгляд мог привести к дуэли. Современные пародии на дуэли в соцсетях (как не так давно устроил Маil) просто унижает это благородное действо и память погибших, ведь благодаря дуэлям Россия лишилась множества великих умов и достойных людей.

При всех недостатках, дуэли заставляли ценить жизнь, достоинство других людей и смотреть на жизнь совсем по-другому. Кроме того, благодаря дуэлям и откровенной швали и подецов в обществе было меньше. Дело в том, что у русского дворянства, ЧЕСТЬ всегда была самым дорогим в жизни.

"Душа - Богу, сердце - женщине, долг - Отечеству, честь - никому!" Человек с запятнанной честью уже не считался дворянином. Ему попросту не протягивали руки... он становился изгоем общества. По русскому дуэльному кодексу отказаться от дуэли было нельзя. Такой поступок расценивался как признание в собственной несостоятельности.

Расцвет дуэлей был в годы царствования Александра I и продолжались они вплоть до Александра III (к ним позже ещё вернусь). Интересно отметить, что император Павел I всерьез предложил разрешать межгосударственные конфликты не путем войны, а проведением поединка между императорами… в Европе поддержку данное предложение не получило.

Был в России и комичный случай, когда два высокопоставленных офицера пожелали драться выстрелами из артиллерийских орудий. Самое удивительное то, что дуэль состоялась. К сожалению, не знаю её исхода.

Если в Европе дуэли были чем-то вроде показного баловства для завоевания женщин, в России это было узаконенное убийство... и хоть за дуэли ссылали на Кавказ, даже императоры очень часто были вынуждены закрывать на них глаза, обществу дуэли были необходимы.

Если сейчас у России, как известно, две главные беды - дураки и дороги... то в то тяжелое историческое время была ещё и третья беда - дуэли на пистолетах.
Дело в том, что на Руси не любили драться на саблях или шпагах. Это давало слишком большое преимущество военным и людям постоянно тренирующимся. А участвовать в дуэлях хотели все слои благородного общества. Именно поэтому у нас придумали стреляться из пистолетов. Причем самое главное правило абсурда - пистолеты перед дуэлью НЕ ПРИСТРЕЛИВАЛИСЬ ! Недаром говорят "пуля дура"... Пистолеты покупались перед дуэлью секундантами, по два с каждой стороны. Непосредственно перед дуэлью бросался жребий с чьей пары стрелять. Осечка считалась за выстрел.

Пистоли покупались новыми, причем пригодны для дуэлей были только исключительно гладкоствольные пистолеты (у них очень низкая кучность боя), и не пристрелянные т.е. без запаха пороха из ствола. Повторно с тех же пистолетов на дуэлях больше не стрелялись. Они хранились, как сувенир.

Таким не пристрелянным оружием уравнивались шансы юнца впервые державшего пистолет и опытного стрелка. Можно было с 15 шагов целиться в ногу и попасть в грудь. Отказ от пристрелки пистолетов делал дуэль не соревнованием мастерства дуэлянтов, а скорее БОЖЕСТВЕННЫМ проведением. Более того, дуэли в России отличались исключительной жесткостью условий: нигде в Европе такого не было.... дистанция между барьерами обычно составляла всего 10-20 шагов (примерно 7-10 метров!). Дуэлянты по команде сходились к барьеру. Выстреливший первым останавливался и если он промахивался... это означало практически стопроцентную смерть. Ведь его соперник мог спокойно подойти к барьеру и сделать свой выстрел с 4-7 шагов… практически в упор! Даже с не пристреленного оружия сложно промахнуться.
Возможно, именно поэтому, перед дуэлью многие пили. Дрожание руки не имело особого значения. Дуэли проводились разными способами. Существовало около пяти способов дуэлей на пистолетах. Самый распространенный описан выше, но был ещё со стрельбой по команде, со стрельбой без схождения по очереди до первого попадания, был даже вариант даже со стрельбой на звук с закрытыми глазами...

Офицеры друг с другом, как правило, дрались на своих условиях, которые заранее оговаривались, но с гражданскими лицами всегда по правилам дуэльного кодекса без малейших отступлений. Считалось дурным вкусом вызывать на дуэль своего армейского командира. Но и это часто случалось.

Кому-то история описанная ниже может показаться романтической сказкой, кому-то - пьесой абсурда, но ведь это было на самом деле. Лейтенант Гуниус и подполковник Горлов привезли в Петербург из Америки образцы ружей, сконструированных Хайремом Берданом (знаменитые впоследствии "берданки", принятые на вооружение в русской армии и прослужившие царю и Отечеству вплоть до 1891 года) и представлял их цесаревичу Александру, мнившему себя в военном деле экспертом.
Александру Александровичу ружья не понравились, о чем он не замедлил высказаться в довольно грубой форме. Гуниус, дельный специалист, знавший вопрос досконально, вполне обоснованно ему возразил. Завязался спор. Будущий Александр III Миротворец разозлился, не сдержался и позволил себе в запале разговора разразиться нецензурной бранью в адрес Гуниуса.

Человек с высоким понятием о чести, Гуниус молча закончил беседу и вышел не прощаясь, а позже прислал цесаревичу Александру Александровичу письмо с требованием извинений. Вызвать на дуэль цесаревича офицер не мог и в письме он поставил такое условие: если в течение суток он не получит от Александра Александровича извинений, то застрелится. Можно только догадываться, что испытал Гуниус за эти 24 часа…. но извинений он так и не дождался...

Когда все стало известно императору Александру II, он был сильно разгневан и заставил идти сына за гробом Гуниуса до самой могилы. Александр Александрович не посмел ослушаться отца, но, как говорили, во время похорон показательно страдал только от дождя и встречного ветра...

АлександрIII был прост и надежен, как берданка, но многие дворяне не простили ему этот эпизод до самой смерти.

На фото Александр III в кругу семьи. Став императором он почти узаконил дуэли. Император понял, что их все равно не избежать и решил возглавить процесс. Страх сурового наказания только усугублял ситуацию, заставлял стреляться в глухих лесах, далеко от медицинской помощи, а нередко и вовсе превращал данное действо в простое убийство благородных наследников или в сведение счетов.

В России был издан Приказ по военному ведомству № 118 от 20 мая 1894 года: «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде ».

Он состоял из 6 пунктов:
Первый пункт устанавливал, что все дела об офицерских ссорах направляются командиром войсковой части в суд общества офицеров.
Пункт второй определял, что суд может либо признать возможным примирение офицеров, либо (ввиду тяжести оскорблений) постановить о необходимости поединка. При этом решение суда о возможности примирения носило характер рекомендательный, решение о поединке — обязательный к исполнению.
Пункт третий гласил, что конкретные условия дуэли определяют секунданты, выбранные самими противниками, но по окончании дуэли суд общества офицеров по представленному старшим секундантом-распорядителем протоколу рассматривает поведение дуэлянтов и секундантов и условия поединка.
Пункт четвертый обязывал офицера, отказавшегося от дуэли, в двухнедельный срок представить прошение об увольнении в отставку; в противном случае он подлежал увольнению без прошения.
Наконец, пункт пятый оговаривал, что в тех войсковых частях, где отсутствуют суды общества офицеров, их функции выполняет сам командир войсковой части.

Если суд признавал возможность примирения без ущерба для чести оскорбленного, то так оно и происходило. В противоположном случае суд санкционировал проведение поединка.
Неправоспособными к дуэли (чей вызов можно было не принимать и кого не принято было вызывать) считались:
лица, опозоренные в общественном мнении (шулера; ранее отказавшиеся от дуэли; подавшие жалобу на обидчика в уголовный суд);
- сумасшедшие;
- несовершеннолетние, т. е. лица не достигшие 21 года (кроме женатых, студентов и служащих — вообще же четкой границы не было);
- лица, стоявшие на низких ступенях общественной культуры (т. е., как правило, представители простого народа);
- должники по отношению к своим кредиторам; близкие родственники (до дядей и племянников включительно);
- женщины.

Защищать честь женщины был ОБЯЗАН ее естественный покровитель (муж, отец, брат, сын, опекун, близкий родственник), но что интересно, необходимым условием допустимости дуэли из-за женщины являлось ее нравственное поведение — то есть за женщиной, известной легким поведением, НЕ признавалось право на защиту от оскорблений.
Особым шиком стало принять дуэль, но выстрелить в воздух. В выстрел в воздух допускался только в случае, если стрелял вызванный на дуэль, а не тот, кто вызвал — в противном случае дуэль не признавалась действительной, а лишь фарсом, поскольку при этом ни один из противников не подверг себя опасности.
О дуэлях писали газеты, их обсасывали в романах, а подробности смаковали годами. Для девушек-актрис выступающих в театрах было просто неприличным, если из-за них не пострадал на дуэлях ни один мужчина. Чем больше за нее убитых и раненых, тем достойнее и интереснее прима.

Особенно часто дрались на дуэлях Кавалергарды (в основном это гусарские полки). Кавалергарды - сливки русского офицерства, люди с детства живущие в казармах, офицеры воспитанные на узах чести и братства... все они, как правило, молодые, дерзкие, прославленные в боях за отечество, хорошо знающие, что в России мир короткий, что скоро опять война, а значит нужно "взять свое". Это люди, для которых риск смерти был будничной работой и даже замужняя дама могла разрешить такому офицеру многие вольности (причем без осуждения общества). Кавалергарды всегда были для России чем-то вроде гладиаторов в Древнем Риме... им прощали все, им позволяли многое.

В Петербурге были случаи когда стрелялись таким образом, что это было похоже на самоубийство.
Такой была дуэль К. П. Чернова и В. Д. Новосильцева.
Оба дуэлянта — флигель-адъютант Владимир Новосильцев и поручик Измайловского полка Константин Чернов получили смертельные ранения. Все потому что стрелялись они в 8 шагов. Промахнуться было сложно...

Причиной дуэли стала женщина. Новосильцев обещал жениться и сумел совратить и обесчестить сестру Чернова. Но из-за давления матери жениться отказался. Чернов вызвал Новосильцева на дуэль с 8 шагов. Погибли оба.

Дуэль вызвала широкий резонанс в обществе. О ней писали даже в газетах. С тех пор на это место стали приезжать дуэлянты. Появилось поверье, что посещение этого места перед дуэлью гарантирует победу.

Теперь на том месте стоит па́мятный знак. Он был открыт 10 сентября 1988 года по инициативе Лесотехнической академии, и в первую очередь — директора библиотеки Т. А. Зуевой. Памятник установлен в С.-Петербурге, на проспекте Энгельса, через дорогу от входа в парк академии.

Дуэли языком статистики…
Как известно статистика знает все. По данным генерала Микулина "...с 1876 по 1890 год до суда дошло лишь 14 дел об офицерских дуэлях (в 2 из них противники были оправданы).

Начиная от правления Николая I дуэли не канули в историю, но постепенно прекращались… с 1894 по 1910 год состоялось 322 дуэли, из них 256 — по решению судов чести, 47 — с разрешения войсковых начальников и 19 самовольных (до уголовного суда не дошла ни одна из них).
Ежегодно происходило от 4 до 33 поединков в армии (в среднем — 20). с 1894 по 1910 год в офицерских дуэлях участвовали в качестве противников: 4 генерала, 14 штаб-офицеров, 187 капитанов и штабс-капитанов, 367 младших офицеров, 72 штатских.
Из 99 дуэлей по оскорблению 9 окончились тяжелым исходом, 17 — легким ранением и 73 — бескровно. Из 183 дуэлей по тяжелому оскорблению 21 окончилась тяжелым исходом, 31 — легким ранением и 131 — бескровно. Таким образом, гибелью одного из противников либо тяжелым ранением заканчивалось все же незначительное число поединков— 10—11% от общего числа.
Из всех 322 дуэлей 315 состоялись на пистолетах и только 7 — на шпагах или саблях. Из них в 241 поединке (т. е. в 3/4 случаев) было выпущено по одной пуле, в 49 — по две, в 12 — по три, в одной — по четыре и в одной — по шесть пуль; дистанция колебалась от 12 до 50 шагов. Промежутки между нанесением оскорбления и поединком колебались от одного дня до... трех лет(!), но чаще всего — от двух дней до двух с половиной месяцев (в зависимости от длительности разбора дела судом чести)..."

В XX веке человеческую жизнь стали больше ценить и цинизм уже вовсю шагал по России. Дворянин мог уклониться от дуэли и остаться дворянином. Честь стали подменять практичностью и финансовыми успехами… типичен случай с Бурениным.
Виктор Петрович Буренин, журналист и литературный критик, многие годы сотрудничал в популярной газете "Новое время" и был скандально известен. Люди, знавшие Буренина в частной жизни, считали его добрым и деликатным человеком, однако не было в Петербурге журналиста, которого бы так не любили в литературных кругах. Буренин писал зло и желчно, не затруднялся обидеть любого, авторитетов и моральных ограничений для него не существовало. Александр Блок называл Виктора Петровича "корифеем газетной брани".
Не все литераторы сносили ругань Буренина стоически, Всеволод Крестовский так обиделся на критику своего романа, что вызвал ядовитого журналиста на дуэль. Буренин от дуэли уклонился, чем вдохновил поэтов, писавших под именем Козьмы Пруткова:

"Не дерись на дуэли, если жизнь дорога,
Откажись, как Буренин, и ругай врага"…

И в наше время благородные некогда дуэли cтали объектом для анекдотов и смешков...
Но все равно дуэли встречаются. Когда я служил в Сковородино (Амурская область) у нас был случай... из-за женщины (не как Ржевский на картинке) на дуэли стрелялись два офицера из охотничьих ружей. Все как положено - один дуэлянт получил ранение. К счастью, остался в живых...

На охоте в нашем военном городке погибало в среднем 1 - 2 человека в год, так что никто в медсанбате самострелу на охоте не удивился… но это, к счастью, скорее исключение, чем правило…

Что век грядущий нам готовит...

В XVI веке отмечалась тенденция разрешения конфликтных ситуаций, возникающих между высокопоставленных особ (в том числе коронованных) посредством дуэльных поединков. Известно, что Карл V ( Германии) бросал Франциску I (французскому королю). Сам Наполеон Бонапарт, в свое время, получал приглашение принять участие в со шведским королем Густавом IV. История также хранит сведения и о неблагоприятных исходах подобных противостояний, например, король Франции Генрих II получил смертельное ранение в дуэльном поединке с графом Монгомери. Впрочем, с окончанием воцарилось равенство сословий, повлекшее всеобщее позволение выяснять отношения в столь благородном противоборстве.

Поначалу дуэли протекали торжественно и являли собою публичное действо. Во Франции на проведение дуэли требовалось одобрение короля, который присутствовал на поединке. При желании властитель мог в любой момент остановить происходящее жестом. Так, если король ронял скипетр наземь, противостояние немедленно прекращалось.

Дуэльный кодекс

Случай, произошедший в 1578 году, когда помимо самих дуэлянтов, в поединок оказались вовлечены и четверо секундантов, послужил поводом к созданию карающих мер, а также к регламентации дуэльного кодекса.

В дуэльном поединке принимают участие лишь двое: обидчик и тот, кому нанесено оскорбление.

Требовать удовлетворения можно лишь единожды.

Цель поединка – повышение уважения к собственной чести и достоинству.

Если один из дуэлянтов опаздывал на событие более чем на 15 минут – его считали уклонившимся от поединка.

Драться позволялось лишь на саблях, шпагах, да пистолетах.

Право выбора , а также первого автоматически предоставляется оскорбленному, в противном случае решается жеребьевкой.

Секунданты обязались не только принимать участие в разработке стратегии, но и строго следить за соблюдением правил.

Стреляющий не имеет производить выстрел в воздух.

Выстреливший обязан неподвижно стоять у барьера в ожидании ответного шага.

Кроме того, запрещалось надевать кольчуги, начинать дуэль без сигнала секунданта, отступать и тому подобное.

По окончании боя противники жали друг другу руки, и инцидент считался исчерпанным.

Следует отметить, что к концу XIX века дуэльный кодекс стал в разы гуманнее, нежели тот, что был характерен даже для первой половины того же столетия.

Защита своей чести посредством дуэли всегда считалась благородным делом. Среди дуэлей составлен топ самых необычных. Известно так же о самой любопытной, самой страшной и самой быстрой дуэли.

Топ самых необычных дуэлей

О дуэлях известно ещё со времён викингов. У них они называлась «хольмринг». Бой, проводимый на вершине холма, оканчивался с появлением первой крови. После этого проигравший обязан был выплатить победителю определённую сумму.

Несмотря на то, что со временем дуэли были официально запрещены во многих странах мира, они всё же проводились. Соперники считали, что только так можно выяснить, кто прав, отстоять честь, определить победителя в споре и так далее. В моде были необычные дуэли. Далее рассмотрим некоторые из них, вошедшие в топ.

Самая любопытная и быстрая дуэль

Известно о дуэли, которая состоялась в четырнадцатом веке между двумя друзьями, один из которых был уже мёртв. Имена этих друзей - Жак Шевантье и Андре Маршан. Вместе они отправились на охоту, однако, назад вернулся только Шеваньтье.


Многие заметили, что после этого события собака пропавшего друга по непонятным причинам стала весьма агрессивно относиться к Шеваньтье. Это было расценено, как вызов на дуэль. Собака, якобы, желала отомстить другу своего хозяина за то, что тот убил Маршана. Шевантье принял вызов. В качестве оружия он взял палицу с металлическими шипами, собака же – собственные зубы. Как только собака была отпущена, она вонзила зубы в глотку противника. Андре Маршан умер, но перед смертью успел сознаться в том, что именно он убил своего друга.

Самая страшная дуэль

Самая страшная и необычная дуэль состоялась в Африке. Предметом спора стала девушка. Африканцы, которые до дуэли никогда не проплывали более ста метров, решили посостязаться в плавании. На лодках они отплыли примерно на пять километров от морского берега и прыгнули в воду. Секунданты следили за ходом дуэли.

Надо сказать, что всё было совсем не безобидно, так как вода кишела акулами. Вскоре секунданты поняли, что дуэлянтов надо срочно вытаскивать из воды. Несмотря на то, что они измучились, оба были живы. Акулы не успели их съесть.

Дуэль с самым нелепым видом оружия

Генерал Бисмарк решил вызвать на дуэль некоего учёного по фамилии Рудольф Вирхов. Сам по себе такой вызов был нестандартным, так как Бисмарк занимал очень высокий пост, будучи канцлером Германии, а учёный возглавлял оппозиционную либеральную партию. Так как, по мнению этого учёного, Бисмарк владел в совершенстве любым оружием, для состязания им были выбраны обычные сосиски, одна из которых была бы с ядом.


Учёный предложил во время дуэли съесть по одной сосиске, после чего судьба решит, кто из них останется в живых, а кто умрёт. Бисмарк от этой дуэли отказался, так как считал, что герой не может умереть, объевшись.

«Юбочный поединок»

Дуэли случались и между представительницами слабого пола. Один из таких поединков состоялся после безобидного чаепития во Франции между двумя подругами. Дуэлянтками стали леди Брэддок и миссис Эльфинстоун. Причиной дуэли было то, что одна из подруг описывала внешность другой в прошедшем времени, а именно – она сказала, что та раньше была красивой женщиной.


Посчитав такие слова для себя оскорбительными, обиженная женщина вызвала подругу на дуэль. Они тут же отправились в Гайд-Парк с намерением стреляться на пистолетах. Шляпа леди Брэддок оказалась простреленной, тем не менее, она настояла на том, чтобы дуэль продолжилась на шпагах. Вскоре после начавшегося поединка, Брэддок легко ранила обидчицу. Раненная обидчица принесла ей ещё и письменные извинения.

Необычная дуэль середины двадцатого века

Даже в двадцатом веке время от времени проходили дуэли. Известно о дуэли, которая состоялась в середине прошлого времени в Америке. Оба дуэлянта – фермеры, которые влюбились в одну девушку. В качестве оружия ими были выбраны автомобили. Влюблённые планировали разогнаться и ехать навстречу друг другу на огромной скорости. Местом для дуэли они выбрали плато.


На этой дуэли кроме секундантов присутствовала и девушка, ставшая предметом спора молодых и горячих фермеров. Разогнавшись, они в последний момент решили свернуть, предотвратив, таким образом, мгновенную смерть обоих. Дуэлянты продолжили борьбу, пытаясь столкнуть в пропасть один другого, сидя при этом за рулём. Один из влюблённых вместе с автомобилем вскоре полетел в бездну, победителю же пришлось сесть в тюрьму на пятнадцать лет. Девушка стала женой водителя автобуса, который любезно подвёз её, когда она возвращалась с этой дуэли.

Самая необычная дуэль в истории: битва на воздушных шарах

Пожалуй, самой необычной можно назвать дуэль, которая проходила в воздухе над Парижем. Два претендента на сердце примадонны приняли решение подняться на воздушных шарах и произвести по выстрелу друг в друга. Речь о месье де Пике и месье де Грандпре. Каждый из них взял с собой секунданта.


Первым после необходимого сближения воздушных шаров сумел выстрелить месье де Грандпре. Шар, в котором находился месье де Пике со своим секундантом, загорелся и рухнул. Надо отметить, что примадонна не оценила состоявшуюся дуэль, уехав из города с третьим претендентом на её сердце.

Интересными бывают и массовые противостояния. .
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

В городке на берегу Чёрного моря во время купания беседуют два приятеля. Иван Андреевич Лаевский, молодой человек лет двадцати восьми, делится тайнами своей личной жизни с военным доктором Самойленко. Два года назад он сошёлся с замужней женщиной, они бежали из Петербурга на Кавказ, говоря себе, что начнут там новую трудовую жизнь. Но городок оказался скучным, люди неинтересными, трудиться на земле в поте лица Лаевский не умел и не желал, и поэтому с первого дня он почувствовал себя банкротом. В своих отношениях с Надеждой Федоровной он уже не видит ничего, кроме лжи, жить с нею теперь выше его сил. Он мечтает бежать назад, на север. Но и разойтись с ней нельзя: у неё нет родных, нет денег, работать она не умеет. Есть ещё одна сложность: пришло известие о смерти ее мужа, что означает для Лаевского и Надежды Федоровны возможность венчаться. Добрый Самойленко именно это и советует сделать приятелю.

Все, что говорит и делает Надежда Федоровна, Лаевскому кажется ложью или похожим на ложь. За завтраком он еле сдерживает своё раздражение, даже то, как она глотает молоко, вызывает в нем тяжёлую ненависть. Желание поскорее выяснить отношения и бежать теперь не отпускает его. Лаевский привык находить объяснения и оправдания своей жизни в чьих-нибудь теориях, в литературных типах, сравнивает себя с Онегиным и Печориным, с Анной Карениной, с Гамлетом. Он готов то обвинять себя в отсутствии руководящей идеи, признать себя неудачником и лишним человеком, то оправдывается перед собой. Но как раньше он верил в спасение от пустоты жизни на Кавказе, так теперь считает, что стоит ему бросить Надежду Федоровну и уехать в Петербург, как он заживёт культурной интеллигентной, бодрой жизнью.

Самойленко держит у себя нечто вроде табльдота, у него столуются молодой зоолог фон Корен и только что окончивший семинарию Победов. За обедом разговор заходит о Лаевском. Фон Корен говорит, что Лаевский так же опасен для общества, как холерная микроба. Он развращает жителей городка тем, что открыто живёт с чужой женой, пьёт и спаивает других, играет в карты, множит долги, ничего не делает и притом оправдывает себя модными теориями о наследственности, вырождении и прочем. Если такие, как он, размножатся, человечеству, цивилизации угрожает серьёзная опасность. Поэтому Лаевского для его же пользы следовало бы обезвредить. «Во имя спасения человечества мы должны сами позаботиться об уничтожении хилых и негодных», - холодно говорит зоолог.

Смешливый дьякон хохочет, ошеломлённый же Самойленко может только сказать: «Если людей топить и вешать, то к черту твою цивилизацию, к черту человечество! К черту!»

В воскресенье утром Надежда Федоровна идёт купаться в самом праздничном настроении. Она нравится себе, уверена, что все встречные мужчины любуются ею. Она чувствует себя виноватой перед Лаевским. За эти два года она наделала долгов в лавке Ачмианова рублей на триста и все не собралась сказать об этом. Кроме того, уже дважды она принимала у себя полицейского пристава Кирилина. Но Надежда Федоровна радостно думает, что в ее измене душа не участвовала, она продолжает любить Лаевского, а с Кирилиным уже все порвано. В купальне она беседует с пожилой дамой Марьей Константиновной Битюговой и узнает, что вечером местное общество устраивает пикник на берегу горной речки. По дороге на пикник фон Корен рассказывает дьякону о своих планах отправиться в экспедицию по побережью Тихого и Ледовитого океанов; Лаевский, едущий в другой коляске, бранит кавказские пейзажи. Он постоянно чувствует неприязнь к себе фон Корена и жалеет, что поехал на пикник. У горного духана татарина Кербалая компания останавливается.

Надежда Федоровна в шаловливом настроении, ей хочется хохотать, дразнить, кокетничать. Но преследования Кирилина и совет молодого Ачмианова остерегаться того омрачают ее радость. Лаевский, утомлённый пикником и нескрываемой ненавистью фон Корена, срывает своё раздражение на Надежде Федоровне и называет ее кокеткой. На обратном пути фон Корен признается Самойленко, что у него рука бы не дрогнула, поручи ему государство или общество уничтожить Лаевского.

Дома, после пикника, Лаевский сообщает Надежде Федоровне о смерти ее мужа и, чувствуя себя дома как в тюрьме, уходит к Самойленко. Он умоляет приятеля помочь, дать взаймы триста рублей, обещает все устроить с Надеждой Федоровной, помириться с матерью. Самойленко предлагает помириться и с фон Кореном, но Лаевский говорит, что это невозможно. Может быть, он и протянул бы ему руку, но фон Корен отвернулся бы с презрением. Ведь это натура твёрдая, деспотичная. И идеалы у него деспотические. Люди для него - щенки и ничтожества, слишком мелкие для того, чтобы быть целью его жизни. Он работает, поедет в экспедицию, свернёт себе там шею не во имя любви к ближнему, а во имя таких абстрактов, как человечество, будущие поколения, идеальная порода людей... Он велел бы стрелять во всякого, кто выходит за круг нашей узкой консервативной морали, и все это во имя улучшения человеческой породы... Деспоты всегда были иллюзионистами. С увлечением Лаевский говорит, что ясно видит свои недостатки и сознаёт их. Это поможет ему воскреснуть и стать другим человеком, и этого возрождения и обновления он страстно ждёт.

Через три дня после пикника к Надежде Федоровне приходит взволнованная Марья Константиновна и предлагает ей быть ее свахой. Но венчание с Лаевским, чувствует Надежда Федоровна, сейчас невозможно. Она не может сказать Марье Константиновне всего: как запутались ее отношения с Кирилиным, с молодым Ачмиановым. От всех переживаний у неё начинается сильная лихорадка.

Лаевский чувствует себя виноватым перед Надеждой Федоровной. Но мысли об отъезде в ближайшую субботу настолько овладели им, что у Самойленко, пришедшего проведать больную, он спрашивает только о том, смог ли тот достать денег. Но денег пока нет. Самойленко решает попросить сто рублей у фон Корена. Тот, после спора, соглашается дать деньги для Лаевского, но только при условии, что он уедет не один, а вместе с Надеждой Федоровной.

На другой день, в четверг, в гостях у Марьи Константиновны, Самойленко говорит Лаевскому об условии, поставленном фон Кореном. Гости, в их числе фон Корен, играют в почту. Лаевский, машинально участвуя в игре, думает о том, как много ему приходится и ещё придётся лгать, какая гора лжи мешает ему начать новую жизнь. Чтобы перескочить ее в один раз, а не лгать по частям, нужно решиться на какую-то крутую меру, но он чувствует, что для него это невозможно. Ехидная записка, посланная, очевидно, фон Кореном, вызывает у него истерический припадок. Придя в себя, вечером, как обычно, он уходит играть в карты.

По пути из гостей к дому Надежду Федоровну преследует Кирилин. Он угрожает ей скандалом, если она не даст ему сегодня же свидания. Надежде Федоровне он противен, она умоляет отпустить ее, но в конце концов уступает. За ними, незамеченный, следит молодой Ачмианов.

На следующий день Лаевский идёт к Самойленко, чтобы взять у него денег, так как оставаться в городе после истерики стыдно и невозможно. Застаёт он только фон Корена. Следует короткий разговор; Лаевский понимает, что тот знает о его планах. Он остро чувствует, что зоолог ненавидит его, презирает и издевается над ним и что он самый злейший и непримиримый враг его. Когда приходит Самойленко, Лаевский в нервном припадке обвиняет его в том, что он не умеет хранить чужие тайны, и оскорбляет фон Корена. Фон Корен как будто ждал этого выпада, он вызывает Лаевского на дуэль. Самойленко безуспешно пытается их помирить.

В вечер накануне дуэли Лаевским сначала владеет ненависть к фон Корену, потом, за вином и картами, он становится беспечен, потом им овладевает беспокойство. Когда молодой Ачмианов ведёт его к какому-то домику и там он видит Кирилина, а рядом с ним Надежду Федоровну, все чувства словно исчезают у него из души.

Фон Корен в этот вечер на набережной беседует с дьяконом о различном понимании учения Христа. В чем должна заключаться любовь к ближнему? В устранении всего, что так или иначе вредит людям и угрожает им опасностью в настоящем или будущем, считает зоолог. Опасность человечеству грозит со стороны нравственно и физически ненормальных, и их следует обезвредить, то есть уничтожить. Но где критерии для различения, ведь возможны ошибки? - спрашивает дьякон. Нечего бояться промочить ноги, когда угрожает потоп, отвечает зоолог.

Лаевский в ночь перед дуэлью прислушивается к грозе за окном, перебирает в памяти своё прошлое, видит в нем только ложь, чувствует свою вину в падении Надежды Федоровны и готов умолять ее о прощении. Если бы можно было вернуть прошлое, он нашёл бы Бога и справедливость, но это так же невозможно, как закатившуюся звезду вернуть опять на небо. Прежде чем ехать на дуэль, он идёт в спальню к Надежде Федоровне. Она с ужасом глядит на Лаевского, но он, обняв ее, понимает, что эта несчастная, порочная женщина для него единственный близкий, родной и незаменимый человек. Садясь в коляску, он хочет вернуться домой живым.

Дьякон, выйдя рано утром, чтобы увидеть поединок, размышляет, за что могут Лаевский и фон Корен ненавидеть друг друга и драться на дуэли? Не лучше ли им спуститься пониже и направить ненависть и гнев туда, где стоном гудят целые улицы от грубого невежества, алчности, попрёков, нечистоты... Сидя в полосе кукурузы, он видит, как приехали противники и секунданты. Из-за гор вытягиваются два зелёных луча, восходит солнце. Правил дуэли никто не знает точно, вспоминают описания поединков у Лермонтова, у Тургенева... Лаевский стреляет первым; боясь, как бы пуля не попала в фон Корена, делает выстрел в воздух. Фон Корен направляет дуло пистолета прямо в лицо Лаевского. «Он убьёт его!» - отчаянный крик дьякона заставляет того промахнуться.

Проходит три месяца. В день своего отъезда в экспедицию фон Корен в сопровождении Самойленко и дьякона идёт к пристани. Проходя мимо дома Лаевского, они говорят о происшедшей с ним перемене. Он женился на Надежде Федоровне, с утра до вечера работает, чтобы выплатить долги... Решив войти в дом, фон Корен протягивает руку Лаевскому. Он не изменил своих убеждений, но признает, что ошибся относительно своего бывшего противника. Никто не знает настоящей правды, говорит он. Да, никто не знает правды, соглашается Лаевский.

Он смотрит, как лодка с фон Кореном преодолевает волны, и думает: так и в жизни... В поисках правды люди делают два шага вперёд, шаг назад... И кто знает? Быть может, доплывут до настоящей правды...

"На пистолетах на рассвете!". Вызов брошен.
Отклонение вызова заклеймит вас трусом на всю жизнь. Вы встретитесь на выбранном месте, и между вами будет 20 шагов. Ваши дуэльные пистолеты заряжены. Кто-то из вас может быть серьезно ранен или убит. Врачи стоят рядом, готовые оказать первую помощь, а ваши друзья смотрят друг на друга с опаской. Из-за чего все это?

Потому что вы высмеяли его шляпу.

Дуэль один на один (чаще всего на шпагах или пистолетах) является неотъемлемой частью общества, формировавшая образ жизни многих тысяч дворян, рыцарей, крестоносцев, политиков и ковбоев с Дикого Запада. Но кроме общественного явления, дуэль является доведенным до абсурда инстинктом конкурировать и побеждать. Мужчины готовы убивать и умирать за сущий пустяк.

Основы дуэли

Дуэль – это жестко контролируемый вид борьбы. Она дает равные шансы обоим мужчинам (женщины принимают участие только в исключительных случаях). Дуэль проводится согласно правилам в заранее оговоренном месте и в заранее оговоренное время. Само слово «дуэль» происходит от латинского слова «duellum», которое происходит от duo (два) и bellum (война).

Дуэли редко проводятся спонтанно. Обычно первый участник бросает вызов второму, который уточняет все возникшие вопросы у секунданта. Секундант – это друг дуэлянта, который следит за соблюдением правил, готовит оружие и обеспечивает безопасность во время дуэли. Также секунданты перед поединком должны попытаться примирить стороны, попытавшись разрядить ситуацию, которая привела к дуэли. Но зачастую секунданты сами дрались наравне с дуэлянтами. После вызова секунданты утрясают все детали дуэли, зачастую тратя на это несколько дней.

После объявления поединка может быть использовано любое оружие по решению вызываемого или вызывающего в зависимости от варианта правил. Дуэльные правила от 1777 гласят, что «вызываемый имеет право выбирать оружие по своему усмотрению, если он не фехтовальщик. При этом вызывающий может отказаться или предложить другой вариант оружия».

Долгое время выбор оружия ограничивался различными типами мечей. Но со временем, когда пистолеты стали использоваться для дуэлей, в правилах стали указывать, что разрешается использовать только гладкоствольные пистолеты. Нарезные запрещались, так как они увеличивали точность и дальность выстрела. Многие правила дуэлей предназначены для того, чтобы уменьшить вероятность гибели или увечья. Например, для этого в некоторых сборниках требовали, чтобы дуэлянты стояли спиной друг к другу и поворачивались только по сигналу. Это снижало время на прицеливание и уменьшало возможность попадания.

Проигравшему участнику оставалось надеяться на милость победителя, который выбирал, оставить его в живых или убить. При этом дуэльный кодекс разрешал победителю осквернить тело проигравшего, например, отрезав голову и разместив её в общественном месте.

Бросок перчатки

Вызов на дуэль может быть сделан на месте бросанием в лицо или на землю перчатки до того, как это сделает соперник.

Правила дуэли

В 1777 году комитет ирландцев составил свод дуэльных правил, который стал широко использоваться в Европе и Америке. Это привело к настолько большой его популярности, что люди во всем мире приняли его за «официальный» дуэльный кодекс. Этот свод правил входил в «Руководство гардемарина» ВМФ США вплоть до запрета дуэлей между морскими офицерами в 1862 году.

Кодекс включал в себя правила извинений, благодаря которым можно было отменить поединок, требования к поведению участников дуэлей, роль и обязанности секундантов, в каких случаях дуэль считается законченной и многое другое.

Извинения

Извинения с оскорбляющей стороны могут предотвратить поединок, но важно принести их правильно. Большинство дуэлей произошло потому, что один человек оскорбил честь другого. Поэтому достаточно было извинений, чтобы решить возникший конфликт до поединка. В дуэльном кодексе однозначно определено, в каком порядке должны приноситься извинения. Правило № 1 гласит, что «тот, кто первым оскорбил, должен первым извиниться, хотя ответные реплики могли быть более оскорбительны. То есть зачинщик должен первым признать свою вину. При этом он может потребовать пояснений ответным репликам».

Кодекс также определяет, в каком случае словесных извинений достаточно, а когда их не хватит для компенсации оскорблений. Правило № 5 гласит, что «так как драка недостойна настоящего джентльмена, то любой удар считается серьезным оскорблением. Его нельзя загладить словесными извинениями. Если оскорбивший не хочет доводить дело до поединка, то он должен дать оскорбленному свою трость, которая будет использоваться для нанесения ударов. Во время экзекуции он должен просить прощения у потерпевшего».

Этикет дуэли

Дуэль – это не драка. Это битва за честь. Поэтому она должна проводиться таким образом, чтобы не уронить достоинства обоих участников. Правило № 13 описывает поведение во время дуэли, и оно является самым нарушаемым, так как многие дуэлянты выходят на линию с желанием защитить свою честь, а не убивать или калечить.

Итак, правило гласит, что стрельба в воздух недопустима. Вызов дается только в случае реального оскорбления, но должна быть попытка принести свои извинения до начала дуэли. Поэтому недопустимо превращать такое действие в игру или развлечение для детей, это является бесчестьем для обоих участников.

Поскольку самого факта поединка достаточно для удовлетворения, дуэлянты могут заранее объявить об использовании фиктивных пуль, стрельбе в воздух или какую-либо неопасную часть тела противника. Дуэльный кодекс отрицательно относится к такому поведению.

Это необходимо для того, чтобы избежать горячности при решении дела.

Секунданты

Обязанности секундантов описаны в правилах № 18 и № 21, согласно которым «секунданты заряжают оружие в присутствии друг друга. Секунданты должны попытаться примирить стороны перед дуэлью и после проведения достаточного количества выстрелов».

Дуэльный кодекс допускает вмешательство секундантов в ход поединка. Но это очень специфичная ситуация и регламентируется правилом № 25: «При желании и по согласию секундантов возможна дуэль между ними. При этом она должна проводиться в это же время, и они должны стоять на линии, перпендикулярной линии основных дуэлянтов».

Окончание дуэли

Дуэль до смерти не желательна с точки зрения кодекса, так как это поединок для восстановления чести, а не для убийства. Тем не менее такой исход допускается.

Кодекс предлагает пять вариантов окончания дуэли: до смерти, до первой крови, до потери сознания, разоружения или после того, как агрессор не попросит прощения. Правило № 22 однозначно определяет окончание дуэли как «любую серьезную рану, из-за которой могут дрожать руки, или мешающую движениям».

Возможно, самое главное правило кодекса определяет не сам процесс дуэли, а те слои населения, которые могут выяснять отношения в поединке. В средневековой Европе дуэль была действием для благородных по происхождению мужчин. Хотя среди простолюдинов вспыхивали драки, которые можно было отнести к дуэлям, фактически участниками дуэли могли быть только лица дворянского происхождения. Несомненно, что одной из причин была экономическая составляющая. Мечи были не по карману крестьянину. Кроме этого, дуэль отделяла верхние слои населения от нижних. Во многих странах были законы, запрещающие поединки между простолюдинами, при этом аристократы зачастую были обязаны принимать в них участие.

Дуэль между дворянами

Дуэль напрямую переплетена с понятием чести. Тем не менее средневековое понятие о чести разительно отличается от современного. Если сейчас слово означает хорошее качество и положительные стороны человека, то раньше оно было связанно с происхождением. Таким образом, если у вашей семьи были заслуги перед правящей династией, она обладала титулом, то, независимо от вашего поведения, вы являлись честным человеком.

Благородное происхождение накладывало строгие требования по защите своей чести. Любая попытка в ней усомниться должна была закончиться вызовом. Кроме того, защите подлежала честь семьи на несколько поколений в прошлое. При этом потерять свою честь можно было в любой момент. Чаще всего это следовало из-за обвинения в трусости. Самый простой способ избежать обвинения в трусости и последующей потери чести заключался в бросании вызова по любому поводу и приему всех вызовов, предлагаемых вам. В противном случае противник мог рассказать о вашем поступке всем вокруг, сообщить об этом церкви и своим друзьям. Последствия такого поступка были разными, зачастую семья лишалась расположения монарха, трус лишался права голоса, отлучался от церкви или мог быть заключен в тюрьму. Поэтому было проще погибнуть в поединке, чем отказаться от него и жить без чести.

Особенность благородного происхождения заключалась в том, что дворяне не работали. Работа или занятие куплей-продажей были недопустимыми для дворянина и могли стать причиной для потери чести. Основной доход дворянских семей составляла рента с земельных наделов. Поэтому большую часть времени дворяне предавались скуке. Из-за этого с течением времени дуэли из защиты чести переросли в спортивное состязание. Если причин для вызова не было, то они сами оскорбляли окружающих. Иногда основанием для дуэли считали простое столкновение в толпе или недостаточную вежливость. Если в компании была дама, то её честь считалась настолько хрупким понятием, что любое недостаточно вежливое обращение могло послужить обвинением в бесчестье и стать поводом для вызова на поединок.

При этом победитель считался лучше проигравшего. Не важны были личные качества, самого факта победы в дуэли считалось достаточным основанием для этого. Причем он считался лучше во всем. Он был честнее, умнее, мудрее и был Богом для проигравшего.

Дуэль среди простолюдинов

Простолюдины также принимали участие в поединках. На ранних стадиях так определяли виновность или невиновность. До XII века для доказательства невиновности можно было пройти испытание на невиновность, одним из вариантов был судебный поединок. Противником в этом случае выступал обвинитель или специальный боец, назначаемый судом. В случае победы подсудимого все обвинения снимались, так как считалось, что Бог защитил его.

Многие дуэлянты бросали вызов из практических соображений. Для человека, уверенного в своем мастерстве, это было решением любой проблемы. Долги можно отдать, просто убив кредитора. Земельные споры легко решались с помощью дуэли. Конкуренты в работе или политике могут быть устранены с помощью меча, а не на выборах с помощью голосов.

В довоенной Миссури политические дуэли стали нормой жизни. В своей работе «Дуэли и корни насилия в Миссури» Дик Стюард подчеркивает следующее: «Непосредственная цель (дуэли) была в устранении политического конкурента». Дуэль стала одним из инструментов политических споров. Первый губернатор Калифорнии Питер Бернетт так отзывался о политике в Миссури: «Желательно убить своих политических конкурентов, чтобы наверняка устранить их со своего пути».

Эволюция дуэли

Дуэль тесно переплетается с рыцарскими соревнованиями Средневековья. Создание и развитие дуэльного кодекса могут быть связаны с рыцарскими кодексами чести, которые использовали благородные воины. Рыцарский турнир – это дуэль на лошадях, формальные правила которого требуют от участников благородного происхождения. Перед началом сражения оба рыцаря встречались в центре и поднимали забрала своих шлемов, раскрывая свою личность. Такое действие гарантировало благородное происхождение участников. В настоящее время этот жест перерос в воинский салют.

Появление огнестрельного оружия на полях сражений привело к исчезновению рыцарей в тяжелой броне, так как она не давала защиту от пуль. Поэтому массивные мечи больше были не нужны, стало развиваться легкое клинковое оружие, которое позволяло легче с ним управляться.

Когда произошло смещение акцента на легкие мечи, появились дуэлянты, занимающиеся фехтованием не из-за поединков, а в качестве спорта. Появились соревнования на количество касаний кончиком оружия до противника. Так как травмы происходили достаточно часто, итальянцы стали размещать защиту на остриях клинков. Это позволило обезопасить бойцов. И до сих пор искусство фехтования с некоторыми ограничениями практикуется в спорте.

Когда пистолеты приобрели большую популярность, они еще существенней повлияли на характер дуэлей. Изменилась доступность дуэли, так как пистолеты стали дешевле меча. Поэтому, чтобы участвовать в пистолетной дуэли, не было необходимости в покупке меча и дорогостоящем обучении у итальянского мастера фехтования. Поединки стали доступны всем слоям населения.

В Соединенных Штатах врачи, редакторы газет, политики и юристы сражались на дуэлях раз за разом. Это окончательно открыло доступ к дуэли всем желающим. Поединки не теряли своей популярности по всей территории Европы и Соединенных Штатов вплоть до ХХ века.

Смерть дуэли

Дуэль погибла не внезапно. Фактически первые попытки запретить дуэль были давно. Христианские лидеры не любили дуэли, так как они явно нарушали одну из божьих заповедей. Кроме того, такое решение возникших конфликтов лишало их некоторой доли власти, терять которую они не хотели. Противостояние церкви и дуэли длилось много веков плоть до окончательной смерти последней. Монархи и военачальники также были против дуэлей, так как молодые дворяне могли стать офицерами в армии, а не гибнуть просто так.

В 1800 году многие политики, писатели и судьи активно выступали против дуэли. Марк Твен, Джордж Вашингтон и Бенджамин Франклин были против дуэлей, считая их тратой жизни. Во многих странах были приняты законы против дуэлей, но на протяжении многих лет присяжные не находили состава преступления в поединке.

Смерть дуэли была обусловлена совокупностью культурных факторов. Она была популярна на протяжении многих веков, потому что была доступна только благородному сословию и служила ярким отличием высших слоев общества от низших. Когда она стала доступна всем, то потеряла эту функцию. И одновременно с этим деструктивный характер дуэли стал вызывать недовольство общества. Кроме того, кровопролитные войны XIX и XX веков, такие как Гражданская война в США и Первая мировая в Европе заставили людей задуматься о массовой гибели молодого поколения. Так дуэль стала терять свою привлекательность во многих слоях общества.

Сейчас дуэли все еще существуют, но в менее кровавых формах. В чистом виде поединок один на один превратился в бокс и борьбу, они наследовали дух дуэли, а искусство фехтования переродилось в спортивную дисциплину. Практически любая встреча лицом к лицу руководствуется правилами этикета, который можно считать наследием дуэльного поединка. При этом она может быть в любом месте: за покерным столом, в корпоративном зале, на теннисном корте или в видеоиграх…