Жизнь маори до европейцев. Самое жуткое завоевание XIX века: война каннибалов маори и пацифистов мориори

Маори — один из народов Океании. Его численность в настоящее время около 750 тысяч человек (половина всех полинезийцев). Маори проживают в Новой Зеландии (около 600 тыс.), островах Кука и в Австралии. Новую Зеландию они заселили сравнительно недавно — в 13-14 веках н.э. Язык их относится к полинезийской группе австронезийской семьи.

Характер маори

Новая Зеландия была заселена последней из крупных территорий, пригодных для жизни. Согласно ряду теорий из этого следует, что маори были лузерами, изгоями, которым не нашлось места на прежнем месте, и они вынуждены были искать новый дом. При этом, однако, м аори считаются воинственным племенем. У европейцев они приобрели такую репутацию с первой же встречи которая произошла 24 ноября 1642 года когда экспедиция Тасмана ступила на берега Новой Зеландии. Встреча закончилась стычкой, убийством и съедением нескольких участников экспедиции. После Тасмана практически каждый европейский мореплаватель вступал в стычки с маори. Хотя Кука всё же съели не они (каково распространенное заблуждение), а родственные им гавайцы.

Ритуальный танец маори

Культура маори

Согласно некоторым данным, маори не всегда исповедовали культ войны. Воинственность они приобрели в результате климатических изменений и ряда тектонических катастроф, приведших Новую Зеландию к резкому сокращению биоресурсов. Впрочем, возможно, главной причиной стали сами маори, истребившие или сократившие местные популяции, что не знали столь крупных и хищных млекопитающих до прихода человека, а потому и не выработали защиту.

Ограничение ресурсов привело к войнам, которые быстро укоренились в культуре и социальной структуре. Маори начали строить укрепленные поселения, развивать тактику, совершенствовать оружие. Контакты с европейцами, особенно с китобоями, которых не особенно заботили этические вопросы, открыли перед маори новые горизонты. Культура возделывания картофеля позволила создавать стратегические запасы продовольствия, а огнестрельное оружие привело к революционным изменениям в военном деле. Начались так называемые «мушкетные войны» — бесконечная череда междоусобных стычек, которая продлилась с 1807 по 1847 год. В 1835 году несколько групп маори совершили набег на остров Чатем, истребив или обратив в рабство живущее там родственное племя мориори.

Мушкетные войны закончились лишь с появлением нового врага — Британской короны. Упорное сопротивление колонизации хоть и было обречено на поражение в военном смысле, в политическом привело к результату. За племенами сохранились земельные владения, а сами маори получили равноправие с колонистами, что для 19 веке было редкостью. Имущественное расслоение долгое время оставляло коренных обитателей вне политической жизни, но в 1867 году на землях маори были созданы четыре избирательных округа (позже их число увеличилось до 7), и народ получил представительство в парламенте.

Мифологи маори

Маори не поклонялись животным. Их боги имели в основном человеческий облик и соседствовали с героями — предками, родоначальниками племен. Маори помнят имена основателей, что согласно преданию, прибыли в Новую Зеландию (Ао Теа Роа) на семи лодках.

Некоторые исследователи считают, что верховное божество Ио, создателя всего сущего, маори придумали до прихода европейцев. Однако, скорее всего, это позднее христианское наслоение, вызванное миссионерской деятельностью, а само имя произошло от Иеговы. Слишком явные параллели прослеживаются в описаниях (например с Ио связывают познание добра и зла).

Гораздо больше на роль верховного божества подходит Тане. Он бог плодородия, бог лесов и птиц, но он же, согласно космогоническому мфу, создал женщин, отделив женское начало (Землю) от мужского (Небо), что стало актом творения. В современной интерпретации, однако, Тане занимает скромное место. Он является сыном Папа (Земля) и Рангу (Небо), хотя и разделил родителей в начале начал.

Особое место в пантеоне маори занимает бог войны Туматауэнга. В космогоническом мифе он выступил против Тане, собираясь убить родителей, вместо того, чтобы разделять их. Что интересно, именно от бога войны Туматауэнга и произошли маори, согласно их представлениям.

Концепция маны — магической субстанции — также отражает воинственную парадигму маори. Волшебная сила, которую можно накопить или потратить, её можно потерять в результате направленных действий врага. Она же дает возможность причинить вред другому человеку. Тапу (табу) — система защиты от вредного воздействия маны, а татуировки моко призваны, помимо прочего, контролировать магию.

Маори - полинезийский народ, коренное население Новой Зеландии. Самоназвание "маори" означает "обычные" / "естественные". Так в маорийских мифах обозначаются смертные люди, в отличие от божеств и духов. У маори существует легенда о том, как они прибыли в Новую Зеландию на 7 каноэ со своей прародины Гаваики.

Современные исследования показывают, что необитаемая тогда Новая Зеландия была заселена полинезийцами около 1280 года нашей эры. К тому времени все нынешние места обитания человечества были уже населены. Прародина маори и всех полинезийцев - это остров Тайвань вблизи материкового Китая.

Менее чем через 4 века после заселения Новой Зеландии здесь появились первые европейцы. Это был голландский мореплаватель Абель Тасман. Встреча маори и европейцев, состоявшаяся в 1642 году, закончилась трагически: маори напали на высадившихся голландцев, убили нескольких матросов, съели их (маори практиковали каннибализм) и скрылись. Раздосадованный происшествием Тасман назвал это место Бухтой убийц.

Современные маори. Фото Джимми Нельсона

Вновь нога европейца ступила на новозеландскую землю только спустя 127 лет: в 1769 году сюда прибыла экспедиция Джеймса Кука, которая положила начало колонизации Новой Зеландии англичанами. Сам Джеймс Кук избежал зубов маори, однако был убит и съеден другим полинезийским народом - гавайцами.

К 1830 году численность европейцев в Новой Зеландии достигала 2 тысяч при 100 тысячах маори. Маори традиционно не имели товарно-денежных отношений и торговли, но практиковали товарообмен. Англичане выменивали у маори земли в обмен, например, на огнестрельное оружие.

Маорийская девочка

В 1891 году маори составляли всего лишь 10% населения Новой Зеландии и им принадлежало 17% земли, в основном низкопробной. В 30-е годы 20-го века численность маори стала увеличиваться, во многом благодаря введеному для маори семейному пособию, выдаваемому при рождении ребенка.

Семейная пара маори

Сейчас в Новой Зеландии живут, согласно переписи 2013 года, 598,6 тыс. маори, что составляет 14,9% населения страны. Около 126 тысяч маори живут в Австралии и 8 тысяч в Великобритании.

Несмотря на то, что язык маори, наряду с английским, является государственным языком Новой Зеландии, большинство маори в повседневной жизни предпочитают английский. Около 50 тысяч человек свободно говорят на языке маори и около 100 тысяч понимают язык, но не говорят на нем.

Христианство вытеснило традиционные верования маори и сегодня большинство маори являются христианами разных ветвей, в том числе синкретичных культов, созданных в среде самих мори. Около 1 тысячи маори исповедуют ислам.

Смотря на лица коренного новозеландского народа маори, особенно на фотографии, сделанные на рубеже 19-20 веков, нельзя не заметить их татуировки, которые на языке маори называются та-моко (или просто моко).

Впервые маорийские татуировки описал Джеймс Кук в 1769 году: "Знаки в основном являются спиралями, сделанными с большой точностью и даже элегантностью. Одна сторона соответствует другой". Также Кук отметил, что из ста маори не найти двух с одинаковыми татуировками.

Традиции татуировки не являются изобретением именно маори. Традиционные орудия и методы, использовавшиеся в Новой Зеландии, похожи на те, что использовались на других островах Восточной Полинезии. Единственное различие заключается в том, что в остальной Полинезии татуировалось часто всё тело, а в Новой Зеландии из-за более холодного климата (температура иногда опускается ниже нуля) не практиковалось постоянное обнажение тела, поэтому основным участком для татуировки стало лицо, хотя ягодицы, живот и бедра также могли служить местом для татуировок.

Люди, которые делали татуировки, назывались тохунга-та-моко и наделись статусом "табу", т.е. являлись неприкосновенными. Тохунга-та-моко были как мужчины, так и женщины.

Татуировки маори имели различные значения. Во-первых, это была инициация для юношей и девушек, знаменующая их вступление во взрослый мир. Как и в других архаичных культурах, процедура инициации являлась крайне болезненной. Татуировки у маори наносились не иглами, а с помощью долота, сделанного из кости альбатроса. По ручке долота били молотком. Таким образом делались надрезы на коже. У маори были специальные воронки для кормления тех, у кого в процессе нанесения татуировки опухал рот.

Второе предназначение татуировки - подчеркнуть высокий социальный статус человека (не все маори имели право на татуировки). Третье значение та-моко - это нанесение на лицо важной информации о владельце тату. Взглянув на татуировки, другие маори могли узнать количество битв, в которых владелец данного моко принимал участие, количество убитых врагов, количество полученных ранений, положение в обществе, сферу занятий, количество браков.

Для женщин количество необходимой информации было меньше, т.к. они не принимали участие в битвах, поэтому им тату на лице наносили только в области губ и подбородка (татуировки на теле делались в тех же местах, что и мужчинам).

Татуировки служили маори и в качестве привлечения внимания противоположного пола.

После смерти воина его высушенный череп с сохраненными татуировками сохранялся и выставлялся во время праздников. Мокомокаи (так назывались черепа) были, наряду с землей, важным товаром, в обмен на который маори получали огнестрельное оружие от англичан. Черепа маори были объектом охоты европейских музеев и частных коллекционеров, поэтому в Новой Зеландии появилось немало охотников за головами. Чтобы получить от этих охотников мушкеты в обмен на черепа-мокомокаи, маори стали прибегать к обману и наносить тауировки на лица рабов и людей низкого социального статуса и потом продавать их черепа.

Британский офицер и его коллекция мокомокаи

Из-за профанации старинных обычаев в 19-м веке стала угасать традиция как мокомокаи, так и искусства татуировки для мужчин. У женщин татуировки сохранялись и в начале 20-го века. С пробуждением национального самосознания маори пытаются возродить традиции та-моко.

"Тату в стиле маори" сейчас являются популярными у любителей татуировок во всем мире, но при этом следует помнить, что традиционное та-моко имеет священный статус и нанесение его на лица и тела тех, кто не является маори, рассматривается маори как преступление. Чтобы избежать профанации термина "та-моко", маори предлагают использовать для не-маори термин "киритухи", означающий просто рисунок на коже, не несущий в себе никакого смысла, кроме эстетического.

Еще несколько портретов девочек, девушек и женщин маори, сделанных в разное время.

Живописный портрет женщины маори

Рисунок изображает маорийское приветствие - прикосновение носами при встрече. Трение носами представляет собой символический акт обращения к ха ("дыхание жизни"), которое восходит непосредственно к богам, в которых верили маори.

Много веков назад прародители маори приплыли на семи каноэ-ваках в земли Аотеароа из далекой Гаваики. Где именно находится эта мифическая Гаваика точно не известно, ученые называют более десятка версий – от Гавайев и Таити до Явы и Тайваня. Название ваки дало имя и новообразовавшимся племенам, которые заселили необитаемые земли Новой Зеландии – арава, мататуа, аотева, таинуио, курахаупо, такитуму и токомару. Когда усталые путники подплывали к острову, он был окутан белой дымкой от извергающихся вулканов, поэтому новые хозяева и назвали его «Страной длинного белого облака».

Маори считаются одними из самых воинственные и кровожадных племен, хотя само название новозеландских аборигенов переводится как «нормальные», «обычные». На самом деле так представители племени отличали себя от богов, а к белому человеку эти полинезийцы до нашего времени испытывают чувство неприязни. От одних только ритмов боевого танца «хака» у обычных туристов уже идут мурашки по коже. Но любопытство побеждает все страхи, поэтому джайлоо-туризм в деревни маори сегодня считается одним из самых популярных направлений.

Племена маори живут небольшими деревнями «па», которые обнесены высокой оградой и глубоким рвом. Традиционная семья живет в доме-фаре, построенном из бревен и покрытым соломой. Пол в таких домах всегда ниже земли, чтобы было теплее. Центром деревни считаются «марае», так называемый Дом Собраний. Сами маорийцы считают это здание живым существом, хранителем их культуры и традиций. Это самый богатый дом деревни, украшенный традиционной резьбой, здесь хоронят вождей, проводят магические ритуалы, совершают жертвоприношения, празднуют торжества и решают проблемы племени.

Маори почитают полинезийских богов Тангароа, Тане, Ту, Ронго и именно им часто посвящают мужские ритуальные танцы «хака» и женские «пои». Воплощение таких божеств можно также увидеть на маорийских масках, статуэтках и барельефах. Резьба этого народа довольно сложная и основана на спиралевидных узорах и завитках, которые несут в себе зашифрованную информацию. Разгадать ее могут только те, кто близко знаком с этнической символикой маорийцев.

Настоящим искусством также является маорийская татуировка мокко. Если в современном мире тату используют для украшения тела, то для маори она является чем-то на подобии удостоверения личности. Мокко на теле аборигенов может рассказать всю его родословную и даже несет тайное послание остальному миру. Эти татуировки раскрывают не только прошлое маори, но и определяют их будущее.

Еще несколько фото маори.

Коренные жители - полинезийцы-маори - переселенцы из Восточной Полинезии - начали осваивать Aoteаroa более шестисот лет назад.

На новом месте оказался более суровый климат, но в то же время были прекрасные возможности для охоты и рыболовства. Чтобы добывать себе пищу, маори использовали каменные топоры, копья из костей китов, рыболовные крючки, сделанные из раковин. Заселив Северный остров и северную часть Южного, они занялись земледелием: на расчищенных от леса землях стали выращивать овощные культуры (батат, таро, ямс). Жили маори в камышовых хижинах, одежду изготовляли из дикого новозеландского льна и собачьих шкур. Смешавшись с местным населением (предположительно австралоидной расы), они обрели некоторые черты, отличающие их от полинезийцев.

Более чем через 100 лет после открытия Новой Зеландии острова обследовал английский мореплаватель Джеймс Кук, который водрузил на берегу одной из бухт британский флаг. В 1804 AD Великобритания объявила острова своей колонией. Новой Зеландии была отведена роль сельскохозяйственного придатка Англии.

Были и русские коллонии, китобои в районе Блафа, но об этом молчат - то ли отголоски холодной войны с brainwash, то ли просто неудобно англоговорящей массе согласиться, что русские били китов здесь раньше, чем Кук понаходил названия для этих мест..

Лет за 30 до Кука на острова в поисках золота высадились пронырливые китайцы.

Традиционно маори исполняли ритуальный танец для проверки незваных гостей - с миром ли они пришли или с враждебными намерениями. Эту церемонию можно увидеть и сейчас в маорийских культурных центрах. Выглядит она действительно устрашающе и неприятно для белого человека: выпученные глаза, дикие крики, высунутые языки, потрясание палками. Вдобавок маори трубят в огромные раковины и бросают под ноги гостям специальные листья, свирепо озираясь и производя агрессивные выпады. Если гость поднимал лист и вообще действовал, на взгляд маори, адекватно, его впускали в деревню и даже не съедали.

У маори не было металла и письменности, также не знали они алкогольных и наркотических веществ. Они молились богам природы и поклонялись культу предков, выполняли сложнейшую резьбу по дереву и покрывали лицо и тело узорчатыми татуировками.

В 1840 AD англичане навязали маорийским вождям договор, по которому последние уступали английской королеве "все права и полномочия суверенитета". Новая Зеландия стала английской колонией.Европейская колонизация территории Новой Зеландии нарушила естественный ход исторического развития маори. "Золотая лихорадка", связанная с открытием (в 60-х гг.) золота на Южном острове, вызвала резкое увеличение иммиграции в Новую Зеландию.

Маори ни разу не проиграли Короне на поле брани. По исконной традиции всех империй, там, где нельзя взять штыком и картечью, берут дипломатией..Трудно сказать, какие чувства были в голове у маори, наверное, не самые радостные, особенно, когда, научившись читать, они, наконец-то поняли, что Договор Вайтанге, подписаный ими, и чтимый не меньше, чем Биль о правах или Конституция СССР, всего лишь дипломатическое подтверждение пожизненой кабалы от "далекой немецкой тётки, сидящей на другом конце мира"

В 1840 AD НЗ стала английской колонией со всеми неизбежными атрибутами колонизации - миссионерами, полками её величества, солдаты которых после окончания службы получали наделы земли, проходимцами и прохиндеями со всего мира, называемыми иммигрантами и ломящимися сюда до сих пор..

Европейцы принесли в Новую Зеландию болезни и вредные привычки, нарушили привычный, природный образ жизни аборигенов. И действительно, не из-за странной ли европейской еды и спокойной жизни сегодняшние маори болезненно толстые и не живут долго ?

Сегодня у маори есть все права и преимущества коренного народа, есть даже своя политическая партия , представленная в парламенте . Но маори не торопятся пользоваться своими гражданскими правами - большинство из них живут на социальные пособия, не работают, выпивают и пополняют скудную новозеландскую статистику преступности.

До европейцев маори имели относительно передовые знания в медицине, гигиене и навигации, они были отважными мореходами, хорошими земледельцами, смелыми воинами, отличались музыкальностью и художественными способностями, обладали неоспоримым техническим и строительным мастерством.

Маори верят, что человек умрёт, если оскорбит другого, что причина болезни - дурной поступок, что обнаженного тела надо стесняться. Поэтому многие больничные процедуры для них мученье. Они оскорбляют их чувство стыдливости. Даже простому осмотру больного должны предшествовать долгие разъяснения врача.

Маори считают, что врачи-пакеха не понимают их болезней. И в самом деле, белым зачастую кажется, что многие болезни маори от суеверий. Дело в том, что сами маори причину большинства болезней усматривают в нарушениях племенных обычаев, установленных божествами еще в незапамятные времена.

Выздоровление же приписывали определенному богу, который покровительствует тохунга. Он-то и занимается врачеванием. Миссионеры всячески очерняли его, приравнивали к колдуну. Белые врачи, как правило, и поныне отзываются о тохунга с пренебрежением. И потому пациенты-маори скрывают, что посещали его. Лишь немногие врачи - как маори, так и пакеха - консультируются теперь с тохунга относительно больных, которые не поддаются обычному лечению.

Двадцать девять лет, с 1843 по 1872 AD, шли так называемые маорийские войны. Самое сильное в то время в военном отношении государство - Великобритания - воевала с дикими племенами, населявшими Новую Зеландию. Воевать было за что: удобное географическое положение, благоприятный для европейцев климат, природные богатства.

Маорийцы пришли в Новую Зеландию на тысячу лет раньше европейцев, имели богатую культуру, но только-только начинали переходить к рабовладельческому строю. Особенностью маорийцев было то, что в их среде повсеместно распространено было людоедство.

Объяснялось это просто: кроме людей, из млекопитающих в Новой Зеландии в то время жили только собаки и крысы. Сейчас страна занимает одно из ведущих мест в животноводстве, а сто пятьдесят лет назад коренное население страдало белковым голодом (примерно такая же картина наблюдалась когда-то и на островах Карибского бассейна).

Надо сказать, что появление здесь белого человека не самым лучшим образом сказалось на местной флоре и фауне. Кошки и собаки, завезенные колонизаторами, а также многочисленные опоссумы, расплодившиеся, как тараканы, создали вполне реальную угрозу для национального символа Новой Зеландии - птицы киви. Оказывается, что Новая Зеландия была единственным местом на земле, где оказалось возможным появление бескрылой птицы. У нее просто не было естественных врагов: змей, пауков, крупных или мелких хищников. Теперь же все изменилось.

До сих пор маори с пренебрежением относятся к выходцам с других островов Океании - фиджийцам, тонганцам или с островов Кука, пытавшимся когда-то высадиться здесь после многонедельных морских переходов.

Убивать ради убийства, ради удовольствия или ради ужина, законы маори не позволяли. В котёл шли только враги, убитые в бою, при этом жены, дети и скот убитого переходили в пользование победителя.

И маорийцы считали само собою разумеющимся кушать своих пленных. Это считалось совершенно естественным. Пытать пленных перед этим тоже было в порядке вещей.

Но вот парадокс. Англичан очень удивляло, почему маорийцы никогда не нападают на обозы с оружием и продовольствием. Когда они задавали этот вопрос пленным маорийцам, те совершенно искренне отвечали: "А как же вы будете тогда воевать?"

То есть и понятия о нравственности, и понимание тактики и стратегии войны коренным образом отличались от европейских. Все было поставлено с ног на голову.

В боях за свою землю и свободу маори показали чудеса храбрости. Но превосходство в силе было на стороне их противника. В 1872 AD последние очаги вооруженного сопротивления маорийских племен были подавлены. Более половины всех маори были уничтожены англичанами в ходе войны. А вообще их население сократилось до 10% первоначального в результате "цивилизации".

Маори говорили, что накануне извержения Руапеху, в Те-Арики, 10 июня 1886 AD, останавливались белые путники и тамошний вождь в знак дружбы преподнес им угощение - мед, собранный на склонах Тараверы, на которую спокон веков было наложено табу. Вот разгневанные боги и покарали нечестивца вождя: в ту ночь погиб и он, и весь его род...

Вулкан этот действующий, последнее его крупное извержение отмечалось в 1945 AD. Оно продолжалось почти полгода, вулканические бомбы и пепел засыпали окрестности. А через восемь лет (1953 AD) переполненный скорый поезд Веллингтон - Окленд был сметен с моста в реку потоком, хлынувшим из высокогорного озера в одном из кратеров Руапеху..

Активность вулкана Руапеху в Новой Зеландии все возрастает, и ученые ожидают его извержения, сообщает Reuters . Последний раз Гремящая бездна, как переводится название вулкана с языка маори, выбрасывала вверх раскаленные камни в сентябре прошлого года. Некоторые из них достигали 2 м в диаметре. Тогда пострадали альпинист и рабочий в хижине на склоне, крышу которой проломило булыжнико

За последние полтора столетия в результате интенсивных рубок и выжигания лесов, расчистки земель под строительство, лесные площади островов сократились на 11 миллионов гектаров. Были уничтожены места обитания многих эндемичных видов животных и растений. В результате природа понесла огромный урон.

Первыми осознали это потомки полинезийцев - маори. Именно на их землях и по их инициативе был организован первый в стране национальный парк Торгариро. В 1887 AD вождь племени нгатитувхаретоа Те Хеухеу Тукино вместе с другими вождями группы племен туапо преподнес в дар нации участок “священной земли” площадью 2,5 тысячи гектаров. Эта земля и стала ядром одного из крупнейших национальных парков страны - Тонгариро.

Лесной попугай Кака получил имя по своему сигнальному крику. Эти птицы питаются насекомыми. С другим видом попугаев, обитающих в Новой Зеландии, кеа, произошла любопытная метаморфоза. Из вегетарианцев они превратились в хищников.

Здесь обитает уникальное насекомое - гигантский сверчок, или вета. В Новой Зеландии совсем нет змей, и вообще фауна не опасная для человека. В океане в Заливе Островов (Северный остров) можно искупаться с дельфинами, на отдаленных побережьях Южного острова - увидеть колонии морских львов, китов и миниатюрных пингвинов, которые, как оказалось, любят жить в более теплых регионах.

На киви (белых переселенцах) британцы ставили социальные опыты.

Именно в Новой Зеландии впервые в мире разрешили голосовать женщинам (1893 AD) и ввели пенсии по возрасту (1898 AD).

Женщины очень эмансипированы, а их права защищаются специальным министерством (Ministry of Women`s Affairs). Важные государственные посты в Новой Зеландии сейчас занимают женщины: премьер-министр, генерал-губернатор и верховный судья. Глава второй по величине новозеландской компании - Telecom NZ - тоже женщина.

После того, как на Северном острове поселились люди, Мауи принес им огонь, на котором люди могли готовить себе пищу и истребил всех чудовищ. А погибает Мауи из-за другой птички, смешливой трясогузки, при попытке уничтожить богиню смерти Хине и тем самым даровать людям бессмертие.
читать сказку про Мауи

Истребляя чудовищ, Мауи определенно перестарался, ибо самым крупным наземным существом на островах осталась птичка киви. А из "чудовищ" жертвами первых людей стали нелетающая птица моа и охотившийся на нее гигантский орел, крупнейший из пернатых хищников в мире (вес до 14 кг, размах крыльев до 2,6м).

реконструкция с чучелом моа

До прихода человека Новая Зеландия была царством птиц, млекопитающих здесь не существовало вообще, за исключением нескольких видов летучих мышей. Царицей этого пернатого государства была огромная нелетающая птица моа. Самые крупные представители (самки) достигали в высоту 3,6 метров и весили около 250 кг. У моа не было даже рудиментарных крыльев, зачатки передних конечностей рассасывались еще до вылупления из яйца – уникальное явление среди птиц. Существовало 10 видов моа, но уже к началу 16 века все они была съедены без остатка. Гигантские нелетающие птицы оказались слишком легкой добычей для первых охотников и их собак. Так что довольно скоро образовался дефицит мяса, и кушать аборигенам стало нечего - только корешки, рыбу, собак да друг друга.

Мауи как культурный герой принадлежит полинезийской мифологии, ведь именно полинезийский мореплаватель Купе первым приплыл сюда на лёгком катамаране в конце X века, открыв дорогу будущим переселенцам.

видеоинсталляция путешествия первых маори, музей Те Папа

Но основная масса поселенцев прибыла в Новую Зеландию во время Великого переселения с Гаваики, которое можно отнести приблизительно к 1350 году. Скорее всего, оно было связанного с внутренними конфликтами, из-за которых часть племен, проигравщих в борьбе, была вынуждена покинуть родину.
Территориально Гаваика - это вовсе не Гавайские острова, а остров Раиатеа, принадлежащий архипелагу Таити. Здесь сложился облик собственно полинезийской культуры и сформировались религия и мифология полинезийцев, отсюда шла по всем направлениям колонизация других островов Полинезии, в том числе и западных - Самоа, Тонга и других.
Культура полинезийцев далеко не так примитивна, как это казалось ранее некоторым ученым. Действительно, полинезийцы не знали металлов, гончарного ремесла и ткачества, не употребляли лука и стрел и ходили полуголыми. Но, с другой стороны, они были искусными земледельцами, применяя на некоторых островах искусственное орошение и удобрения. Раскопки показывают, что полинезийцы были также прекрасными зодчими: их каменная архитектура монументальна и впечатляюща. Смелые и опытные мореплаватели, полинезийцы были также виртуозными судостроителями. Каждая их мореходная лодка была подлинным произведением искусства, хотя ее изготавливали при помощи каменных топоров, а части ее корпуса скрепляли шнурами из растительного волокна. Неудивительно, что предания полинезийцев хранят не только имена выдающихся вождей и кормчих, но и имена лодок и даже собственные имена рулевых весел и парусов.

По легенде изгнанники отправились к берегам новой земли на 7 больших лодках - "Арава", "Таинуи", "Матаатуа", "Курахаупо", "Токомароу", "Такимуту" и "Аотеа", названия которых перешли к племенам маори. Сейчас таких судов полинезийцы не строят, но в самых ранних сообщениях об островах Южных морей сохранились описания судов, которые, возможно, походили на «Океанские корабли» полинезийцев. Например, капитан Кук обратил внимание на двойное каноэ, которое таитяне называли паи, с большим парусом из рогожи, предназначенное для дальних плаваний. Его длина превышала пятьдесят стоп.

Одно из таких судов, служащих для поездок с Тонга на Фиджи, изобразил художник экспедиции Кука Джеймс Вебер. На его рисунке – широкое двойное каноэ с одним большим треугольным парусом. Вебер попробовал сам проплыть на одном из таких каноэ. Скорость его достигала примерно семи узлов, что давало возможность маори преодолевать расстояние между Раиатеа и островом Северный примерно за месяц.

Подплывая к островам, будущие маори видели белые облака, растянутые по прибрежным холмам. Возможно, так и повилось название Аотеароа, "Страна Длинного Белого Облака" (ao = облако, tea = белый, roa = длинный), ставшее позднее общепринятым названием в языке маори для всей страны.

Интересно исследовать пути миграции древних людей на основе культивируемых ими растений. Так, очень любопытна история распространения батата.
Батат - это травянистая лиана с длинными ползучими стеблями. Боковые корни батата сильно утолщаются и образуют клубни со съедобной мякотью. Второе название батата - сладкий картофель, но пусть оно вас не вводит в заблуждение. Картофель и батат - весьма дальние родственники: первый относится к семейству паслёновых, а батат - это представитель семейства вьюнковых.

Родиной батата являются Перу и Колумбия (Анды), где местные племена окультурили его еще 6-8 тысяч лет назад. Однако еще до времен Колумба батат был распространен по всей Океании, попав в Вест-Индию, южную и восточную Полинезию, на остров Пасхи и в Новую Зеландию.

Каким образом шло распространение батата на такие большие расстояния, до сих пор является предметом научных споров. Гипотеза, что клубни разносились океанскими течениями, была исключена, поскольку те портятся в морской воде. Ученые-филологи указывают на сходство названий батата в не связанных друг с другом языках: kuumala и производные от него - в Полинезии; kumara, cumar, cumal - в языке кечуа у индейцев Южной Америки.
Объяснить это можно только так: либо батат привезли индейцы Южной Америки, впервые заселяя Полинезию; либо полинезийцы, будучи родом из Азии, сами плавали к индейцам.

Реальность первой версии блестяще доказал известный норвежский этнограф и путешественник Тур Хейердал. В 1947 году он и ещё пятеро путешественников совершили плавание на построенном ими из бальсового дерева плоту "Кон-Тики". За 101 день они проплыли от перуанского побережья до островов Туамоту в восточной Полинезии. Плавание на "Кон-Тики" продемонстрировало, что примитивный плот, используя течение Гумбольдта и попутный ветер, действительно мог относительно просто и безопасно переплыть Тихий океан в западном направлении.

К примерам обратного влияния можно отнести перуанскую мумию в музее Болтона; установлено, что для её бальзамирования применялась смола хвойного дерева, растущего лишь в Океании. Дата бальзамирования – около 1200 года н.э.

Так или иначе, факт наличия древних полинезийско-американских связей можно считать в основном доказанным. Также и последние генетические исследования сладкого картофеля подверждают теорию, по которой батат добирался до Океании несколько раз: сначала из Южной Америки, а затем, начиная с шестнадцатого столетия, европейцы (испанцы и португальцы) распространили здесь сорта из Вест-Индии.
Что касается новозеландского батата, то с ним связан забавный факт: южноамериканская разновидность, выращиваемая маори, была вытеснена бататом, приплывшим в 1850 году на американском китобойном судне.

В Веллингтоне находится крупнейший национальный музей Новой Зеландии Те-Папа (Te Papa). В современном виде он был открыт для публики только в 1998 г. Музей определенно заслуживает внимания, особенно если путешествовать с детьми - там множество интерактивных экспонатов, показывающих строение земли, имитирующих землетрясения, работу челюстей акулы и человеческого сердца. Также там можно познакомиться с культурой маори.

Дословный перевод самоназвания māori означает "обычные" ("естественные", "нормальные"). Это понятие использовалось древним народом для отличия людей от богов и духов.

На фотографии выше - маска-копия лица Taupua Те Whanoa, вождя племени Ngati Whakaue, (1854г). На ней мы можем разглядеть все его татуировки - моко. Наличие моко долгое время считалось признаком социального статуса, поэтому представителям низшего слоя общества не разрешалось делать себе татуировку на лице. Зато иметь элементы татуировки на теле им позволяли. Для женщин традиционным считалось нанесение татуировки на щеки и губы, а для мужчин - на лицо, бедра и ягодицы. Татуировка, нанесенная мужчинам и женщинам на остальные части тела, имела намного меньшее значение.

картина G.F.Goldie "Вдова".
музей Те Папа, Веллингтон.

Женщина держит в руках нефритовую фигурку Хеи Тики. Нефрит (маор. "поунаму") - любимый и священный для маори камень, он встречается в водоемах и фьюрдах острова Южный. Цвет камня очень похож на цвет воды в озерах и горных реках, поэтому еще одно название Южного острова Те Ваи Поунаму - "Страна нефритовой воды".

Тики – первый человек, родоначальник людей на Земле. Образ Тики сопровождал и до сих пор сопровождает маори почти на каждом шагу. Огромный деревянный Тики украшает вход в деревню, маленький, но тоже деревянный, сторожит священные места.

Из стволов относительно небольших столетних каури маори делали боевые каноэ. Одной из основных проблем было повалить столь массивное дерево - у маори не было для этого инструментов. Могучий ствол медленно выжигали и постепенно подрубали в течение многих месяцев. Когда же дерево, наконец, падало, то процесс последующей обработки был ритуализирован и окружен множеством табу. Например, изготовление каноэ не должны были видеть женщины (под страхом смерти). Добротное каноэ из каури было величайшим богатством и имело собственное имя.

На фотографии ниже изображена патака (pataka) - склад/хранилище ценностей, оружия или еды, важных для выживания племени.

Эта необычайно большая и искусно сделанная патака является символом богатства и силы племени Ngati Pikiao. Она имеет собственное имя - Te Takinga, по имени воина, предка племени. Te Takinga изображен сверху на фронтоне сооружения, а снизу - три его жены.

В музее можно зайти в действующий мараэ - священное место собраний маори.
Марае – это своего рода символ национальной идентичности для маори. Считается, что в марае сконцентрирована сильная mana. Перевести это слово буквально достаточно сложно, mana для маори – это сила (в том числе магическая), власть и престиж одновременно.

Эти дома считались живыми существами. Внутреннее их помещение называлось живот, балки - позвоночником, а маска над гребнем крыши - головой. Эти дома украшались резьбой, изображавшей богов, вождей и события прошлого

При посещении марае принято придерживаться традиционных форм этикета.
Начинается все с "pōwhiri" - формального приветствия гостя и "wero" - встречи гостя. Сначала караульный в марае поет, оповещая соплеменников, что он бдителен и готов, в случае необходимости, дать отпор врагу. Затем воин, угрожающе размахивая капьем тай-аха, подходит к гостям и бросает к их ногам веточку или листок. Если гость поднимает их, значит, он явился с миром. И в этом случае караульный спокойно поворачивается к гостям спиной и ведет их в марае, где будет происходить дальнейший прием.
После завершения ритуала wero женщины маори исполняют karanga – это нечто вроде приветственной переклички. Ну а женщины, пришедшие с группой гостей, должны ответить и в свою очередь также исполнить karanga следом за женщинами из марае хозяев. Только после исполнения karanga гости заходят в марае. Перед входом необходимо снять обувь.

Далее, когда гости заходят в дом собраний, начинается следующий этап – приветствия (mihimihi) и приветственные речи (whaikorero). Первым говорить начинает самый старший мужчина племени хозяина, затем в ответ ему речь должен сказать самый старший их прибывших гостей. Женщинам говорить запрещается. Иногда вместе с приветственными речами также исполняются waiata – приветственные песни.

После того, как официальная часть приветственного ритуала закончена, хозяин здоровается с гостем посредством hongi – традиционного маорийского приветствия, которое представляет собой соприкосновение носами (у нас хонги иногда ещё называют "поцелуй маори").

Интересно, что похожая традиция существует в эскимосской культуре. "Эскимосский поцелуй" куник - форма выражения привязанности, обычно между членами одной семьи или влюбленными. Один из участвующих прижимает нос и верхнюю губу к коже (обычно лбу или щекам) второго и вдыхает воздух. Существует заблуждение, что эта традиция возникла у эскимосов из-за того, что их губы примерзают друг к другу на сильном морозе при обычных поцелуях. В действительности, это действие не имеет эротического смысла, а является формой дружеского приветствия между близкими людьми, которые, встречаясь, часто имеют неприкрытыми одеждой только нос и глаза.

Еще один важный элемент культуры маори - система танцев капа хака (Kapa Haka), включающая в себя сразу несколько направлений. Во-первых, это мужской танец хака, известный на весь мир благодаря национальной сборной Новой Зеландии по регби All Blacks, одной из сильнейших в мире, игроки которой традиционно исполняют хаку перед началом матча. Изначально этот танец исполнялся для призыва духов природы или перед вступлением в бой. Отличительные черты хаки - высунутый язык и зверское выражение лица для устрашения противника.
А также описание жестами того, что они с этим противником сделают:)

Во-вторых, это женский танец пои, сегодня более известный как вид жонглирования шариками на веревках.
Кстати, Новая Зеландия в 1893 году стала первой страной в мире, предоставившей женщинам равные избирательные права.

Маори были свирепыми воинами и не любили чужаков. Когда в 1642 году капитан Абель Тасман из голландской Ост-Индской компании попытался высадиться на неизведанном берегу, маори напали на отряд европейцев и убили нескольких матросов. Раздосадованный Тасман назвал это место Бухтой убийц (теперь залив Голден-Бей около нац.парка Abel Tasman) и уплыл восвояси.
Новую открытую землю Тасман обозначил на карте как "Staten Landt". Но голландские картографы переделали название в Nova Zeelandia, в честь одной из провинций Нидерландов - Зеландии (нидерл. Zeeland). И забыли про неё больше чем на век - ни у кого не было ни необходимости, ни желания плыть в такую даль.
До тех пор, пока на горизонте не появился Джеймс Кук.

(продолжение следует)