Как сделать из ребенка чемпиона. Как вырастить из ребенка чемпиона

Если ваш ребенок занимается спортом, то надо приучить его к тому, что занятия (тренировки) он должен посещать регулярно. Ребенку вместе с родителями необходимо составить распорядок дня, которому он должен следовать неукоснительно. Многие тренеры утверждают, что дисциплина в детском спорте во многом походит на дисциплину , что в большинстве своем соответствует действительности.

Самооценка

Данное качество формируется всю сознательную жизнь. Так что, если вы решили повысить ее уровень, вы можете это сделать в любой момент. Воспитывайте в ребенке чувство уважения к окружающим и самому себе. Где он может научиться этому, как не в собственной семье? Главное, показать подрастающему поколению достойный пример. Не будьте слишком строгими - это может повредить самооценке ребенка

Тренировки

Очень важно, чтобы ребенок испытывал чувство удовлетворения от процесса тренировок, чтобы ему нравились занятия и соревнования. Было бы идеальным, если бы он стремился быстрее сделать домашнее задание, чтобы как можно раньше оказаться не тренировке.

Родители не должны вмешиваться в процесс тренировок, полностью доверяя профессиональным навыкам тренера. Они должны помогать ему, заботясь о своем ребенке, и регулярно водить его на занятия.
Родителям важно поддерживать интерес ребенка к спорту, беседовать с ним о новых достижениях, возможностях, успехах и неудачах. Обращайте внимание на эмоциональную сторону ребенка. Выясняйте причины его переживаний и помогите справиться с ними. Таким образом, тренер должен тренировать, а родители - помогать и морально поддерживать ребенка.

Питание

Одну из важнейших сторон чемпиона занимает питание. Думаю, все понимают, что здесь существует прямая зависимость: чем качественнее будет питание у вашего ребенка, тем легче ему будет достичь намеченных высот.

Необходимо избегать жареной и жирной пищи, чипсов, "вредных напитков" типа Кока-колы, Пепси-колы, Фанты и пр. Для будущего чемпиона важны натуральные продукты, которые будут обеспечивать его энергией и основным строительным материалом (белки, жиры, углеводы) в правильных пропорциях. Очень важно организовать правильный питьевой режим, где обычная вода будет преобладать над другими жидкостями. Норма употребления воды составляет 30 мг/кг в сутки.

Соревнования

Здесь тоже надо получать удовольствие. Соревнования - это процесс, результат от которого не должен влиять на поощрения для ребенка. Это просто способ, чтобы оценить работу за определенный промежуток времени.

Если вы видите в своем ребенке будущего чемпиона, то будет лучше, если вы обсудите с тренером некоторые детали занятий, а если позволяет материальное положение, то и составить план индивидуальных тренировок.

Определитесь, каких высот хочет достичь ваше чадо. Исходя из способностей вашего ребенка, вы можете составить план его развития в спорте на 10-15 лет вперед: сколько и какие медали он хочет выиграть, в каких соревнованиях участвовать.

— Первая проблема, с которой сталкиваются многие тренеры, родители, да и я в том числе — это мотивация детей. У современных детей, по большому счету, все есть, их сложно чем-то заинтересовать. В то время, когда мы росли, детям была интересна сама возможность куда-то поехать, поскольку много соревнований для более сильных спортсменов проводится за пределами своего города и области. Сейчас этим практически никого не заинтересуешь. Потом была еще одна мотивация — на соревнованиях тебе дарили какой-то приз, подарок, сейчас при изобилии вещей и игрушек в наших магазинах и, в принципе, доступности всего эта мотивация тоже не работает.

Я над этой проблемой работаю в сотрудничестве с психологом, родителями и даже бизнес-тренерами. И все вместе, наблюдая наши хорошие результаты, мы пришли к выводу, что детей мотивирует желание достичь определённых результатов и поставленных целей. Следующий момент — это личный пример родителей. Как правило у успешных спортсменов — успешные родители. Не обязательно, чтобы это был спорт, но важно, когда родители не сидят на месте, они активны по жизни, у них есть своё дело или своё хобби, которому они уделяют много времени и тоже получают ощутимые результаты. Следующий важный момент: с детьми нужно беседовать, объяснять им, что правильно, что неправильно, к чему нужно стремиться.

— Мы начали нашу беседу с того, как замотивировать детей, которые уже занимаются спортом. Но ведь есть дети, которые ничего не хотят, родители водят их на один вид спорта — не нравится, пробуют другой вид спорта — тот же результат. Как мотивировать таких детей, которым ничего не интересно?

— К сожалению, здесь нет другого варианта, как замотивировать детей собственным примером. Если дети видят, что родители ничем не занимаются, ничем не интересуются, проводят на работе весь день, а остаток дня или выходные — у телевизора, то рассказы о том, что нужно заниматься спортом здесь точно не помогут. Надо начинать с себя, а дети всегда с радостью присоединятся к вам, будь то пробежка по парку или прогулка на лыжах, и даже занятия дома гимнастикой или йогой уже дадут хороший толчок.

— Ещё немаловажный вопрос, который волнует родителей будущих чемпионов: как пережить поражение на соревнованиях и как не потерять желание идти к следующей победе?

Дети на соревнованиях должны всегда помнить, что ты выступаешь каждый раз, как последний раз и бороться нужно до конца, не «опуская руки» раньше времени. Конечно, очень много зависит от тренера, который должен быть не только спортивным наставником, но и психологом, который должен уметь объяснять, что любой поражение — стимул для продвижения вперед. Иногда даже рекомендуют проигрывать и именитым спортсменам, чемпионам, чтобы встряхнуться и двигаться вперед, не забывая, что с тобой соревнуются не менее сильные личности.

— Вы тренируете чемпионок, не сложно с ними? Короны или нимбы на головах не мешают?

Совсем недавно были соревнования, где мои воспитанницы заняли первое место, и каждой гимнастке подарили корону. Потом пригласили меня для награждения. Я дала девочкам две минуты покрасоваться на пьедестале и со своей любимой фразой: «Короны сняли и работаем дальше», вернула их к земной жизни. Может покажется, что это жестоко, но спортсмен должен помнить, что каждая победа это небольшая ступенька наверх, следующее соревнование — это все сначала. Никто не гарантирует тебе с твоими титулами и предыдущими достижениями, что ты опять поднимешься наверх, если не будешь трудиться в поте лица. Важное качество успешного спортсмена, чемпиона — умение слышать и слушать своего тренера, полное доверие ему.

— Вы долго работаете с детьми, можете ли сказать, что дети, занимающиеся спортом отличаются от детей, у которых спорта в жизни нет? Или здесь нет никакой разницы?

Дети, которые занимаются спортом воспитывают в себе следующие качества-целеустремлённость, умение не опускать руки при первом же поражении, мобильность, умение быстро принимать решения, они учатся не бояться трудностей. Также однозначно могу сказать, что дети-спортсмены всегда хорошо учатся. Многие говорят, что медали, которые дают по окончании школы наши ученики из училища олимпийского резерва получают незаслуженно. На это я хочу возразить — все медали выдаются тем, кто это заслужил своими знаниями, поскольку в настоящее время при сдаче ЕГЭ знания выпускников оценивают учителя разных школ, то наши дети оцениваются объективно, безо всяких исключений на то, что они тренируются практически с утра до ночи.

Это очень важная тема, особенно для родителей и детей в возрасте после четырнадцати лет. Многие считают, что если ты не планируешь становиться профессиональным спортсменом, то в этом возрасте нужно заканчивать с активными тренировками. Это правильное решение?

Это абсолютно неправильное решение. У детей в этом возрасте из-за избытка свободного времени теряется самоконтроль и организация. Я вижу на примере детей, которые бросили занятия спортом, к сожалению они не сдают лучше ЕГЭ, уровень и качество баллов ни чем не лучше и даже вузы, в которые они потом поступают, нисколько не отличаются от тех вузов, в которые поступили дети, занимающиеся спортом до окончания школы. На самом деле у детей появляется больше свободного времени, которое они тратят на то, чтобы поспать или погулять, учебой, как правило, в освободившееся свободное время они не занимаются. Родители, помните: спорт учёбе не помеха!

По большому счету в этой статье я ничего нового не скажу. Попробую лишь систематизировать или алгоритмизировать действия родителей, которые смогут привести ребенка если не к чемпионству, то хотя бы к ощутимым результатам в области спортивных танцев. Сразу оговорюсь, что это чисто мое мнение, основанное только на наблюдениях за детскими парами и их родителями.

На сегодня я не имею богатого практического опыта занятия с детьми как тренера, но имею достаточно богатый опыт тренировок на одном паркете вместе с ними. Часто мысленно ставлю себя на место родителей тех детей, которые могли бы развиваться лучше. Часто понимаю, что упущенные шансы детей-танцоров - это промахи их родителей. Регулярно становлюсь свидетелем того, как родители оправдывают свои действия перед тренером, приводя «железобетонные аргументы» в оправдание своих действий. В результате 90% талантливых детей «пролетают мимо кассы»… Одним из основных условий хорошего развития ребенка в спортивных танцах является четкое понимание родителями того, куда они его привели, зачем они его туда привели и что это им будет стоить. Как показывает практика, 95% родителей представляет это достаточно смутно или совершенно не так, как оно есть на самом деле. Рассмотрим, прежде всего, эти моменты:1. Зачем они его привели и что это будет стоить. Почти наверняка все скажут, что для общего развития как личности, для хорошей осанки, умения преподнести себя на людях, да просто потому, что бальные танцы это красиво. Очень немногие в самом начале скажут, что им нужен результат от занятий спортивными танцами. Большой спорт, как правило, не очень способствует ЖЕЛЕЗНОМУ здоровью. Чаще он выявляет физические изъяны или приводит к травмам как физическим, так и психологическим. Поэтому первые полгода-год с детьми работают в формате танцоров массового спорта. В спортивных танцах это 2 общих занятия в неделю и минимум одно индивидуальное. Участие в турнирах желательно, но не обязательно. НО!!! Вернемся к вопросу: зачем вы привели ребенка именно в Спортивные бальные танцы, а не в танцевальную студию, все равно какую? Почти наверняка, каждый родитель, ведя свое чадо в танцевально-спортивный клуб, хоть в тайне мечтает увидеть его в шикарной паре, на шикарном паркете, и чтоб все вокруг, захлебываясь слюной выдыхали: «ВАУ!…» Понятно, что в простой танцевальной студии такому вряд ли научат… Как правило «аппетит приходит во время еды»: чем лучше будет танцевать ваш ребенок, тем большего вы будете хотеть от него увидеть. Но надо с первого дня понять сразу, что за умение придется платить!Какие расходы вас ожидают? Может я неправ, расписывая именно этот пункт, который отпугнет достаточно много народу из нашего красивого и техничного спорта, но, на мой взгляд, терять ребенка, который имеет способности, в которого уже вложена душа тренера, которому уже самому хочется результата из-за несостоятельности родителей крайне жаль. Лучше уж совсем не пробовать, чем наблюдать потом «ломку» как ребенка, так и его тренера из-за вынужденного прекращения танцевальной карьеры. Итак Вам предстоят два вида затрат: финансовые и ваше свободное время.1.1. Финансовые затраты. Если в первый год вы будете платить за занятия почти символические деньги, практически не будете тратиться на костюм, кроме тренировочной специализированной обуви, то от года к году траты будут заметно возрастать. Причем, чем выше будет уровень танцевания вашего ребенка, тем затрат будет больше. Скажем прямо, что с момента перехода в самый низший класс спорта высших достижений имеет смысл заниматься не реже 5 раз в неделю. Из них не менее 2х индивидуальных занятий. Часто в один день придется заниматься сразу и индивидуально, и на группе. Причем, чем выше уровень пары, тем дороже преподаватель. Хорошим парам приходится на сегодня в Перми выкладывать от 600 до 1500р с пары за одну «индивидуалку» (45 минут или час, в зависимости от клуба и тренера).Далее костюм. Мальчикам это удовольствие выходит чуть дешевле, но к возрасту Ю-2 (14-15 лет) мальчики вынуждены шить фраки (цены на сегодня от 20000 р), девочки - платья со стразами (средняя цена от 35000р за новое). Плюс латинский костюм, который чуть дешевле, но тоже кусается, и тренировочный, плюс 2 пары тренировочной обуви и 2 пары конкурсной. Это минимум.Далее в спорте высших достижений (это еще не совсем большой спорт для большинства) обязательно приходиться посещать семинары, а с Д-класса на этих семинарах обязательно брать сколько-то часов индивидуальных уроков. Как правило, семинары проводят топовые танцоры страны и занятия с ними в разы дороже занятий с родным тренером. Но без этих занятий развитие будет оставлять лучшего… К финансовым затратам относятся и выездные турниры, на которые приходится ездить не только детям, но и родителям в качестве «нянек». А это: билеты на транспорт, гостиница, входной билет зрителя помимо билета участника… В общем, вылетает в реальные деньги, если учитывать, что выездной турнир внутри страны у пары среднего пошиба должен быть не реже раза в месяц.Заграничные турниры вылетают совсем в неприличные для большинства суммы, но это уже большой спорт и можно пока в расчет не брать, а иметь в виду эту перспективу. В конечном итоге, очень часто все заканчивается ситуацией, что оба родителя только и работают на танцы. Естественно таких психов по жизни найти сложно, но нас много, если присмотреться. На самом деле все не настолько печально, как я озвучил. Верней настолько, если ребенка слишком сильно оберегать и опекать сверх меры. Пути решения финансовых проблем следующие: На занятиях сэкономить не получиться! Даже не пытайтесь. Особенно вредна ситуация, когда родители отказываются либо от «индивидуалок» в пользу группы, либо наоборот. Только сделаете хуже для развития своего ребенка. Но можно здраво подойти к выбору тренера. Не нужно сразу ломиться к самому крутому преподавателю клуба (он как раз самый дорогой и самый востребованный). С ним имеет смысл посоветоваться. Как правило, в клубе есть куча спортсменов от С-класса и выше, которые занимаются с новичками и берут меньше. Действующий спортсмен очень часто учит очень даже прилично, ибо сам еще танцует. Есть еще тренеры, ведущие именно начальный уровень танцоров, они тоже дешевле ведущего. За группу обычно плата идет помесячная и пропущенные занятия - это потерянные вами деньги (поэтому в спортивных группах пропуски занятий крайне редки)! Сэкономить можно на спортивном костюме. На обуви экономить не советую, но тренировочную обувь можно брать недорогую. Как правило, костюм с рук (сэконд-хэнд в простонародье), стоит почти в 2 раза дешевле нового. Не всегда это идеально подходящий вариант вашему ребенку, но это лучше чем купить новый костюм и сэкономит на семинаре или забить на выездной турнир! Можно разрешить ребенку (в возрасте, когда траты уже вполне солидные, это Ю-2 и выше), если тренер не против, подрабатывать, давая индивидуальные уроки более младшим детям с меньшим классом мастерства. Как показывает практика, грамотный подход к соотношению количества своих занятий и чужих, позволяет ребенку «тренировать и себя за чужой счет», и с заработанных денег оплачивать свои тренировки. Есть только подводный камень! Родителям очень четко надо «держать руку на пульсе», чтоб ребенок не увлекся преподаванием в ущерб своих занятий. Из детей самостоятельно с этим справиться не может никто. Тут без родительского контроля никак. Имеется в виду не надо лично его отслеживать, надо четко представлять: сколько и когда он занимается сам и сколько часов тратит на других. Имеет смысл также регулярно общаться с его тренером, чтоб вовремя заметить перегибы. Через какое-то время ребенок сам привыкнет к нужному соотношению и перестанет закатывать вам скандалы по поводу «я сам уже большой и знаю что делаю». Рекомендую применять и непопулярные меры воздействия, чтоб этого перегиба избежать. Дети часто не понимают, что творят, осознают это потом, но бывает уже поздно… На выездных турнирах можно сэкономить за счет очередности, кому быть «нянькой» в этот раз. Есть еще вариант - выбирать «делегата» на роль сопровождающего из 2х семей и вскладчину гасить его расходы. В любом случае будет в 2 раза дешевле. К Молодежи, имеет смысл вообще рискнуть дать шанс кататься самостоятельно без опеки. Страшно конечно, зато самостоятельность развивает. Обычно на выезд гоняют группами и совсем бесхозной пара не останется. Но на это, как минимум, надо решиться. 1.2. Свободное время. Понятно, что ребенка, особенно в 5-6 лет, одного не отпустишь. Приходиться терять свое время пока он тренируется. У кого есть «улетевшая по танцам» бабушка, которой дома все равно скучно, тому повезло! Единственный реальный способ свести к минимуму эти затраты - это развивать самостоятельность в ребенке. Отговорки, что мол «мы жили в другое время» есть не что иное, как оправдание своих страхов. Дети, которые ходят в школу, вполне могут добираться на занятие на общественном транспорте. Вечером можно их забрать на автомобиле или лично, если страх перебороть не удастся или у ребенка с «царем в голове» совсем плохо. Надо заметить, что лишняя опека как раз таки этому «царю в голове» и не даст стать ЦАРЕМ. Вы, как минимум, сэкономите свое время на продолжительность тренировки. Как я уже писал выше, в идеале заняться имеет смысл 6-7 раз в неделю, включая турниры. Это имеется в виду дни, а не количество занятий. Надо четко понимать: чтоб научиться говорить на каком-либо языке, надо практиковаться в этом каждый день, лучше научиться думать на нем. Вариант спортивных танцев это то же самое! Чем чаще, тем лучше! 2. Куда они его привели. Для общего развития ребенка совсем не обязательно тащить его в спортивно-танцевальный клуб! В спортивно-танцевальных клубах ребенка обязательно попытаются приобщить к спорту высших достижений и рискнут сделать из него чемпиона, если способностей у ребенка будет для этого достаточно. Поэтому ничего особенного в том, что преподаватель будет вас агитировать «за Советскую власть», то есть заниматься больше и вдумчивей, нет! Если он этого не делает, стоит задумываться туда ли вы попали… Очень часто приходится слышать от родителей, мол мы и так тут аж 3 раза в неделю время теряем, а вы нас еще напрягаете. Сколько в конечном итоге вас будут напрягать, я описал выше. А делается это для того, чтоб окружающие, видя, как танцуют ваши дети, теряли дар речи от восхищения. Иначе таких результатов не добиться, будь ваш ребенок суперталантлив!!! Если вышеописанные основные условия вам неподъемны, дальше можете не читать. Невыполнение любого из них ставит крест на танцевальной карьере вашего ребенка. Все, что будет описано ниже для тех, кто в здравом уме и твердой памяти готов «сунуть голову в петлю». Самым главным не материальным подспорьем вашему ребенку будет ваша психологическая поддержка! Совершенно недостаточно просто читать нотации о полезности спорта в целом и СБТ в частности, проявлять волевое решение, чтоб ребенок ходил на занятия, а не бросил. Вряд ли это принесет тот результат, на который вы рассчитываете. Ваша задача поставить его в такие условия, чтобы он сам хотел этого результата. Для тех, у кого в СБТ шансы есть, особо и делать ничего не надо. Достаточно просто «жить» психологически той же спортивной жизнью, что и ребенок: интересоваться всеми веяньями танцев, радоваться успехам, сопереживать неудачи, обсуждать танцевальные проблемы с позиции не родителя, а товарища или подружки, не стесняться дискутировать на эту тему без нравоучений. Просто выскажите, как бы вы поступили на их месте и обоснуйте. К советам друзей дети очень серьезно прислушиваются, а на нравоучения включают юношеское противоречие. В идеале, неплохо было бы быть в теме таких дебатов. То есть иметь личный опыт. Потому как часто вижу, как мамаши или папаши оттягивают своих детей, сами ничего не понимая в предмете наезда. Поэтому имеет смысл, перед тем как отдать ребенка в спортивные танцы, позаниматься сперва самому, но в таком же месте, где с вас будут требовать результата, а не там, где вас будут развлекать. Как правило, в течение 2х лет большинство нюансов тренировочного процесса, финансовых затрат, выбора тренера, участия в турнирах становятся более или менее понятны для адекватных разговоров с будущими чемпионами. В общем-то, все остальное вытекает именно из здорового психологического климата между танцором и его родителями. На мой взгляд, очень важно, чтоб молодого танцора поддерживал именно папа. Очень часто мама является вдохновителем, «локомотивом», «жандармом» развития ребенка-танцора. Папы чаще всего выступают в роли «дойной коровы» дающей деньги на танцы, особо не заморачиваясь самим процессом. Сами того не понимая, они расхолаживают отношения своих детей к спорту, не проявляя должного внимания. Для ребенка, особенно мальчика, очень важно, чтоб папа, который в его глазах имеет могучий авторитет, не просто одобрял его занятия спортивными танцами, а всей душой сопереживал его победы и неудачи. Если этого нет (а чаще всего папы вообще этот вид спорта за спорт не считают), ребенок достаточно быстро охлаждается и бросает, так ничего и не добившись. Некоторые потом возвращаются во взрослом возрасте, но время уже упущено. Уже пора создавать семью, детей заводить, да и нужного количества финансов и времени уже выделить становиться совершенно нереально. Как показывает моя практика, именно мужики, пришедшие на танцы во взрослом возрасте, «улетают» от этого занятия гораздо чаще женщин. Я не хотел бы останавливаться на вопросе выборе клуба, тренера, партнера для максимально эффективного развития. Все мысли по этому поводу расписаны в немногочисленных статьях, написанных для взрослых. Все это актуально и для детей. Хотелось бы заострить внимание на тех качествах ребенка, которые следует развивать. Для хорошего роста ребенка как танцора наибольшее внимание следует обратить на развитие: 1. Целеустремленности. Здоровая доля амбиций просто необходима для развития спортсмена. Необходимо всеми силами помогать вырабатывать бойцовский характер. Это как раз проще всего делать папам. Неважно, девочка у вас или мальчик, характер должен быть именно бойцовский. К сожалению, у слишком скромных и тихих по жизни людей шансов сколь-нибудь хорошо затанцевать крайне мало. Большинство хороших танцоров по жизни очень обходительные и спокойные в общении люди, но пусть вас это не обманывает, просто они учатся виртуозно прятать бойца и включают его по мере необходимости, не выпячивая его на показ на каждом углу. Но это развивается в процессе обучения и детям обычно не свойственно. Это проявится потом, когда они станут взрослей и почувствуют свою СИЛУ. Но, чтоб они ее почувствовали, ее надо наработать. Без цели и амбиций этого не сделать.

2.Коммуникабельности. Из всех танцевальных направлений, спортивные бальные танцы, пожалуй, один менее всего располагающий к коммуникабельности вид. Каждая пара, выходя на паркет, мечтает «порвать всех соперников на британский флаг». В жизни они, конечно, все друзья, но чувство соперничества въедается очень глубоко. Подводный камень тут кроется в том, что ради результата многие танцоры готовы «идти по трупам». То есть не щадя себя и партнера продираться к великой цели. Очень важно родителям «держать руку на пульсе пары» и принимать превентивные меры к тому, чтоб дети не изводили друг друга придирками. Нужно любыми методами дать понять ребенку, что только в команде он имеет шанс на успех. А в команде надо требовать прежде всего с себя, а партнера всячески поддерживать и давать право на ошибку. Только лень партнера может вызывать праведный гнев и ничего более. Если ваш ребенок научиться ценить своего партнера как себя любимого, вы, как минимум, получите хорошего человека и с большой долей вероятности хорошего танцора.

3. Выносливости и работоспособности, упертости в хорошем смысле слова. Это почти одно и то же только вид под разными углами. Мало чтоб ребенок был талантлив и силен от природы. В технических видах спорта очень важно, чтоб он умел работать. Часто это приходится делать через «не могу» и «не хочу». Порой приходится выступать в роли «жандарма», чтоб он не опустил руки при возникновении трудностей. Как в любом спорте, в танцах часто грузят детей на пике их физических и умственных возможностей. Только так можно добиться роста мастерства. Дети обычно воспринимают это как насилие над собой. Если родители идут у них на поводу, то дело кончается бросанием тренировок или «валянием дурака» за родительский счет. Опять-таки, тут важна роль именно папы, который сильный и перед которым стыдно выглядеть слабаком (это намек на то какими аргументами можно заставить ребенка не опустить руки без применения формулы: «я сказала: будешь ходить и точка!»).

4. Обязательности.Ребенок должен уметь отвечать за свои слова и действия. Необязательным людям очень сложно стать нормальным танцором. Во-первых, нормальный тренер не будет терпеть необязательную пару. Во-вторых, нормальный партнер не простоит долго в паре с необязательным. Причем, очень часто дети страдают не от того что сами необязательны, а от того что необязательны их родители. Если вы привели ребенка в спорт, должна быть система тренировок, а не дыры, выкроенные из вашего свободного времени. Сплошь и рядом родители этого даже не понимают, удивляясь потом: почему их бросил партнер, да и тренер особо не напрягается, занимаясь с их ребенком.

5. Железных нервов. Так уж построен у нас тренировочный процесс, что тренер «цепляясь» к проблемам ребенка в том или ином движении, доводит ребенка до нервного срыва. Чаще это делается неосознанно, но нередки случаи, когда это делается намеренно, чтоб сбить излишнюю эйфорию у ребенка на занятии. Есть определенная тонкость: для качественного танца необходимо строго дозировать эмоции, поэтому на начальных этапах стараются подавить у ребенка эмоции, а потом научить его контролировать их во время танца, то есть включать ровно столько, сколько необходимо, чтоб не корежило во время танца. Но ребенку это объяснить нереально, и тренер часто вынужден бить по нервной системе, придираясь к мелочам. Нередко это заканчивается слезами и заявлением, что на танцы больше не пойду. Задача родителей - помочь ребенку восстановиться психологически к следующему занятию. Методы для каждого разные. Проще всего упирать на чувство соревновательности. Ребенок ради того, чтоб выиграть у другого, готов пожертвовать многим. Став старше, он сам прекрасно будет это делать без посторонней помощи, что и приведет к тем качествам танцора, когда они «белые и пушистые» на людях, но всегда знают свою СИЛУ и применят ее при необходимости.

Что вредно для полноценного развития в спортивных бальных танцах? Прежде всего, вредна ситуация: "...драмкружок, кружок по фото, а мне ещё и петь охота..." Спортивные танцы отнимают настолько много времени, физических и умственных сил у ребенка, что, нагрузив его еще чем-либо кроме школы, вы просто угробите его детство. Он будет, как бы, более развит в общем, но вряд ли добьется результатов в танцах. Так что рекомендую сразу решить: насколько вы хотите видеть в своем ребенке классного танцора. Совсем недавно у меня бросила девочка 14 лет. Кроме танцев она серьезно занималась плаванием и на тренировку приходила уже как выжатый лимон. Конечно, бойцовский характер не позволял ей совсем ничего не делать, но я прекрасно видел, что она уже вынуждена все делать через «не могу». Лично у меня не хватило мужества заставлять ее работать на том уровне, который нужен для полноценного развития. В результате ей пришлось оставить танцы, что я считаю правильным, так как в плавании результаты у нее выше. Есть куча примеров тех детей, с которыми я успел позаниматься в одной группе или в одном клубе. Все дети, занимаясь вторым видом спорта, никаких реально хороших результатов не добились. Причем ни там, ни тут. Опять же, каждый ребенок это уже личность. С точки зрения любого родителя личность пока бесправная, хотя и часто балуемая. Так вот, у меня детство было! Я тоже серьезно занимался спортом, но кроме этого ничем больше меня не грузили и свободное время я проводил так как считал правильным. Последняя мода в воспитании детей: загрузить его как солдата-срочника, чтоб на горшок сходить некогда было. А ведь у него тоже есть свои интересы, и реализовывать он их будет чаще всего за счет спортивных занятий, что не добавит ему мастерства.

Хотелось бы обратить внимание, что не только лишняя физическая нагрузка вредна для спортивных танцев, но и чрезмерная умственная. Толпа репетиторов чаще развращает ребенка, чем организует. Зачем учиться в школе, если мама все равно заставит заниматься с репетитором, который в персональном порядке будет вколачивать школьную программу? Для тех, кто сам не занимался спортивными танцами, скажу, что на каждой тренировке ребенка пытаются загрузить в умственном плане до степени «взрыва мозга». В это конечно тяжело поверить, но попробуйте поговорить на эту тему с ребенком! Попросите его научить вас тому, чему его учат. Почти наверняка он и вас загрузит информацией, которую вы не сможете переварить сходу. Я не хочу сказать, что танцы должны стоять во главе воспитательного процесса, но уж точно они должны быть не на задворках. Вот, пожалуй, и все, что хотелось бы донести в первую очередь. Резюмируя все написанное, можно оставить один тезис: «для развития чемпиона нужна комплексная система занятий, а не вариант «авось чему нибудь научат»». И за эту систему придется реально заплатить как вам, так и вашему ребенку. Поэтому принимайте решение осознано, а не спонтанно!

В этом году Летние Олимпийские игры пройдут в Лондоне, и до их начала осталось всего 16 дней.

Олимпийский огонь прибыл в столицу Летней Олимпиады 2012 еще 19 мая, делегацию возглавляли принцесса Анна и футболист Дэвид Бекхэм. Совсем скоро в Лондон отправятся наши спортсмены и члены их семей.

Победы наших Олимпийцев - дело не однодневное, это упорный, многолетний труд спортсменов и их тренеров. Однако накануне торжественного открытия Олимпиады в Лондоне мы говорим «Спасибо!» тем, без кого бы победы наших чемпионов не были бы полными, тем, кто является их самыми верными болельщиками - мамам наших Олимпийских чемпионов.

Быть Мамой - наисложнейшая, но, в то же время, самая почетная работа в мире, считает сайт и представляет вашему вниманию интервью с мамами звездных спортсменов - Натальи Ищенко, Никиты Лобинцева и Юлии Чермошанской.

Ирина Ищенко , спортивный врач - мама Натальи Ищенко, Олимпийской чемпионки 2008 года, 16-кратной чемпионки мира и 7-кратной чемпионки Европы, абсолютной чемпионки Европы 2010 года и первой синхронистки в истории чемпионатов Европы, которой удалось выиграть все 4 вида. Наташа - член сборной России с 2002 года и заслуженный мастер спорта России.

Валентина Лобинцева - мама Олимпийского чемпиона Никиты Лобинцева, члена национальной сборной России с 2005 года, серебряного призера Олимпийских игр 2008 года в Пекине, в составе эстафетной команды в заплыве 4×200 метров вольным стилем, серебряного и бронзового призера чемпионата Европы 2009 года, работает швеей.

Галина Мальчугина - мама Юлии Чермошанской , Олимпийской чемпионки 2008 года в эстафете 4х100 м, чемпионки Европы и России среди юниоров и молодёжи. Мама Юли - тоже известная спортсменка: чемпионка мира 1991 г, чемпионка Европы 1994 г, серебряный и бронзовый призер Олимпийских игр, заслуженный мастер спорта СССР, а с 2009 - еще и заслуженный тренер России.

Как ваш ребенок пришел в спорт?

Ирина Ищенко (И.И.): Когда Наташе исполнилось шесть лет, я решила, что ребенок должен заниматься спортом, так как спорт укрепляет здоровье, делает его более организованным и целеустремленным. А такой спорт как синхронное плавание формирует красивую фигуру, что очень важно для девочки.

Валентина Лобинцева (В.Л.): Никита с детства занимался спортом. Отец учил его основам - подтягиваться на турнике, приучал к физическим упражнениям, занимался с сыном растяжкой. В начальной школе я водила его на ушу, мы много путешествовали всей семьей, что тоже благотворно сказывалось на развитии ребенка. Как-то с классом Никита пошел на экскурсию в бассейн, ему понравилось, и он записался в секцию плавания.

Галина Мальчугина (Г.М.): Я и мой муж - профессиональные спортсмены, поэтому Юля с самого детства часто присутствовала на наших тренировках, сборах и даже на соревнованиях. Даже во время наших тренировок Юля была очень активной - она не просто сидела и ждала, когда родители закончат занятия, а бегала отрезки, прыгала в песок и даже успевала собрать для меня букет из полевых цветов. Уже тогда я поняла, что ребенку нравится заниматься спортом.

Каким было здоровье ваших детей, когда их привели в спорт?

И.И.: У Наташи был ярко выраженный сколиоз. Кстати, это стало одной из причин, по которой я решила отдать ребенка в секцию плавания.

В.Л.: Как и все дети, Никита иногда болел - в основном простудными заболеваниями . Но занятия спортом постепенно укрепляли организм, поэтому особых проблем со здоровьем не было.

Г.М.: Дочка всегда была хорошо развитым, очень координированным и подвижным ребенком, поэтому никаких противопоказаний для спортивных нагрузок у нее не было. С 9 до 11 лет Юля профессионально занималась теннисом, а в 11 лет твердо решила уйти в легкую атлетику.

Как дети совмещали учебу и спортивные тренировки? Какую установку вы им давали?

И.И.: Спорт делает ребенка более дисциплинированным и собранным. Занятие спортом, а особенно координационными видами, развивает внимание, реакцию, усидчивость. Наташа всегда училась и учится «на отлично».

В.Л.: У Никиты учеба в школе и занятия спортом никогда не мешали друг другу. Он сам делал уроки, следил за успеваемостью и старался не пропускать тренировки. А так как многие его друзья и одноклассники тоже занимались плаванием - у него был и здоровый спортивный интерес к победе и лидерству. Мы с отцом всегда учили его, что спорт это - хорошо, но школа - главное.

Как воспитать чемпиона: интервью с мамами Олимпийцев

Г.М.: Совмещать учебу и профессиональный спорт всегда очень сложно, но мы с мужем старались мотивировать Юлю, объяснить ей, почему образование так важно, советовали, как расписать свой день и совместить учебные занятия и тренировки.

Разглядели ли тренеры задатки чемпиона в ребенке сразу?

И.И.: Задатки чемпиона в Наташе стали проявляться не сразу. Вначале тренеры относились к ней как к обычному ребенку, а иногда даже как к неперспективному.

В.Л.: Как мне кажется, нет (вообще, это вопрос к нему). Но со временем Никита показал неординарную работоспособность, стремление к поставленной цели, дисциплинированность, а главное - желание работать.

Г.М.: Безусловно, у Юли были хорошие задатки, но здесь нужно отметить, что успех достигается не только природными данными, но и упорными тренировками и стремлением ребенка к занятиям. Так сложилось, что Юля обладает всеми тремя компонентами, и нам удалось это разглядеть.

Как воспитать чемпиона: интервью с мамами Олимпийцев

Профессиональные спортсмены работают на пределе возможностей. Как нагрузки во время тренировок и сборов сказывались на здоровье?

И.И.: Профессиональный спорт всегда связан с колоссальными физическими и психологическими нагрузками. Естественно, это не может не сказаться на здоровье. Но спортсмены сборной команды всегда находятся под наблюдением врачей. От здоровья спортсмена зависят и его достижения.

В.Л.: Да, действительно нагрузки в спорте - нечеловеческие, это я начала понимать, когда сын стал выигрывать все более и более значимые награды. Дистанции, которые он проплывает за тренировку, я иногда и за неделю не прохожу пешком. Но в том и состоит профессионализм спортсмена - он может контролировать состояние своего здоровья. Когда спортсмен находится на пике формы - иммунитет ослаблен до предела, т.к. все силы организма направлены на результат, и раньше случались недомогания: то внезапный насморк, токашель . Но сейчас уровень другой, и опыт преодоления проблем со здоровьем у Никиты сильно вырос.

Г.М.: Естественно, нагрузки в профессиональном спорте не проходят бесследно! Но со временем спортсмены начинают чувствовать свой организм, свое тело на 100 процентов, и умные, думающие атлеты избегают серьезных последствий посредством восстановительных процедур, межсезонных реабилитаций, грамотного питания и других процедур.

Были ли у чемпионов серьезные травмы? Как вы им помогали справиться с ними?

И.И.: Синхронное плавание - не очень травмоопасный вид спорта, и эта проблема Наташу не коснулась.

В.Л.: Слава Богу, травм почти не было. Сын прекрасно понимает их опасность и не рискует без надобности. Так, увлекаясь многими экстремальными видами спорта - катанием на горных лыжах, коньках, сноуборде, серфинге, а также некоторыми другими видами спорта, популярными среди молодежи, Никита вынужден отказывать себе в удовольствиях во избежание получения травм. Процесс восстановления крайне сложен.

Г.М.: За полтора месяца до Олимпиады в Пекине Юля получила очень серьезную травму колена, и на кону стоял вопрос об участии Юли в Олимпийских Играх. Мы были настолько подавлены, что не знали, что делать. Многие нас отговаривали от участия, советовали: «Ну, что вы переживаете? Юля такая молодая, еще столько Олимпиад у нее впереди», - но мы решили идти до конца, несмотря ни на что. Естественно, перед соревнованиями Юля активно лечилась, восстанавливала ногу. В это время Юля пропустила много тренировок, но я ее напутствовала: «Все, что натренировано - никуда не уйдет, главное, чтобы лечение было эффективным». Славу Богу, все получилось, мы с этим справились.

Были ли моменты, когда спортсмены хотели уйти из профессионального спорта?

Как воспитать чемпиона: интервью с мамами Олимпийцев

И.И.: Наташа никогда не высказывала желания уйти из спорта. Но если бы она приняла такое решение, значит, у нее были бы веские причины, и я бы ее поддержала.

В.Л.: Когда такой момент наступит, я, как мать, поддержу решение сына с радостью, хотя радуюсь его достижениям и горжусь им. Однако уж больно нелегок путь профессионального спортсмена.

Г.М.: Такого никогда не было. Безусловно, иногда Юля очень расстраивалась из-за неудачных выступлений или полученных травм, но эти ощущения знакомы всем спортсменам. Я, в свою очередь, всегда старалась морально поддерживать дочку, находиться рядом.

Каким вы видите будущее своих детей?

И.И.: Хочу, чтобы они были счастливыми, успешными и любимыми.

В.Л.: Вижу нас в окружении множества внуков.

Г.М.: Прежде всего, меня радуют человеческие качества моих детей (у меня есть еще сын Артем, ему 11 лет)! Юля - уже взрослый, самодостаточный человек, и ее будущее неким образом просматривается. Что касается Артема, мы с мужем хотим сфокусировать его на хорошее образование, для мужчин это очень важно, пока получается совмещать со спортом, далее будем расставлять приоритеты!

Галина Мальчугина - не только мама, она тренирует свою дочь вместе с Валентином Маслаковым, главным тренером сборной и старшим тренером ЦСКА, ученицей которого когда-то была и сама. Поэтому ей мы зададим такой вопрос:

Как это - быть тренером собственного ребенка? Насколько тяжела эта работа?

Г.М.: Конечно, это не так легко, как может кому-то показаться. На тренировках я должна абстрагироваться от мысли, что тренирую дочь, и быть строгим, но справедливым тренером - Юля должна выполнять весь объем запланированных нагрузок, усиленно работать над своими показателями, улучшать их. Дома у нас более теплые отношения, мы делимся друг с другом ежедневными мелкими радостями, обсуждаем прошедшие события - в общем, ведем себя как любящие друг друга мама и дочка.

Следующий блок вопросов сайт задал для тех родителей, чьи дети мечтают связать свою судьбу с большим спортом. Внимание: своим опытом делятся мамы Олимпийских чемпионов!

Как психологически подготовить ребенка к соревнованиям?

Как воспитать чемпиона: интервью с мамами Олимпийцев

И.И.: Я всегда говорю, что соревнования - это просто игра. Все спортсмены готовятся и хотят победить. Нужно показать лучшее, на что ты способен.

В.Л.: Когда сын знает, что дома все хорошо, что мы его любим и ждем и болеем за него, по-моему, это для него лучший стимул для победы.

Г.М.: Прежде всего, надо, чтобы ребенок понял, что хорошему результату предшествуют долгие и упорные тренировки! Более того, ребенок должен получать удовольствие от соревнований - это маленький праздник для него, а не испытание, перед которым ночами не спишь!

Есть ли секрет, как воспитать в ребенке чемпионский дух?

И.И.: Ребенка нужно хвалить всегда и везде. И ребенок должен быть абсолютно уверен в том, что он самый красивый, умный и любимый.

В.Л.: С детства нужно развивать дух соперничества в хорошем смысле - кто быстрее, выше, сильнее в играх, соревнованиях, делах. При правильной расстановке приоритетов из ребенка может вырасти будущий чемпион.

Г.М.: Нужно изначально формировать ответственное отношение к спорту, но помнить при этом, что это отношение не должно быть гипертрофированно. С ребенком нужно быть постоянно в контакте, отмечать его даже самую незначительную победу! Это будет поднимать его самооценку и сделает ребенка более уверенным в себе!

Как ваши дети воспринимали промахи? Как маме поддержать ребенка, «засуженного» судьями?

И.И.: Наташа не выплескивает свои эмоции наружу, но переживает очень. Я всегда повторяю ей, что она самая лучшая, но с судьями не спорят, и следующие соревнования обязательно все расставят на свои места.

В.Л.: Промахи, поражения, проигрыши для Никиты становились стимулом для дальнейшего роста. Тогда он снова и снова работает на достижение результата. А судьи в его виде спорта засудить не могут. Могут только дисквалифицировать. А это уже вопрос объективный.

Г.М.: Любой родитель должен объяснить ребенку, что помимо побед в спорте бывают еще и неудачные выступления, поэтому нужно уметь проигрывать достойно и становиться от этого еще сильнее, учиться на своих ошибках и в следующий раз их не совершать. Любой маме маленького (да и взрослого) спортсмена нужно поощрять своего ребенка, притом не обязательно материально - нужно просто поддерживать его веру в себя и собственные силы, хвалить его достоинствa и предыдущие достижения.

Если можно было бы все вернуть назад, вы бы отдали ребенка в спорт?

Дайте совет тем родителям, которые хотят воспитать Олимпийского чемпиона?

И.И.: Не ставьте перед ребенком цели стать Олимпийским чемпионом. Постарайтесь найти для него такое занятие, от которого он будет получать радость и удовольствие, и успехи не заставят себя долго ждать.

В.Л.: Главное - любить своего ребенка очень сильно, но строго. До поры до времени во всем хороша мера, а потом нужно находить в себе силы и на расставания и ожидания, и главное - верить в него!

Г.М.: Ребенка ни в коем случае нельзя заставлять заниматься «из-под палки», нужно дать ему возможность выбрать то, что ему действительно интересно, разделять его любовь к спорту и поощрять любую, даже самую маленькую победу - похвалу тренера, успешно выполненное упражнение, полученную грамоту на местных соревнованиях. Ребенок всегда должен ходить на занятия с радостью, а заметить талантливого маленького спортсмена на соревнованиях - это уже задача профессионалов.

сайт болеет за нашу Олимпийскую сборную
и желает ей побед и рекордов!

Наш папа все время удивляется, откуда у нашего сына столько энергии, и всегда добавляет: «Мне бы столько, я бы….». Думаю, каждый родитель когда-то задумывается, куда бы направить этот неустанно бьющий поток энергии, исходящий от вашего любимого маленького человечка.

Вот и я, хотя малышу всего 2.4 года уже несколько месяцев обдумываю, в какую бы спортивную секцию определить своего ребенка. Рядом с нашим домом нет, к сожалению, никаких секций не только для малышей, но и для детей постарше, поэтому ребенка придется возить в город, и тут уже наш выбор будет ограничен только количеством нашего свободного времени и суммой денег, которую мы готовы потратить на это.

Папа наш очень спортивный, поэтому мы растим спортсмена с младенчества. У нас в ходу и футбольный мяч и хоккейная клюшка. Недавно приобрели малышу боксерскую грушу и перчатки, теперь, помимо тренировок с папой, сын несколько раз в течение дня подходит к папе или ко мне и предлагает: «Давай боксироваться!». В год я приобрела ребенку шведскую стенку, а сейчас записала его в бассейн, купила шапочку и плавки, но из-за сильных морозов мы еще не доехали до спортивного комплекса. Я понимаю, что все увлечения нельзя поддерживать на профессиональном уровне и нужно выбрать одну, максимум две спортивные секции, которыми заниматься серьезно. Правда о серьезности в 2.5 года речь, конечно, не идет, но время бежит так быстро, что потом некогда будет задумываться…

Поэтому хочу предложить вам несколько советов, которые помогут вам выбрать вид спорта, а вашему малышу успешно им заниматься.

У ребенка есть свои желания

Не нужно делать из ребенка футболиста, только потому, что ваш папа мечтает, чтобы сын сделал лучшую карьеру в футболе, чем он сам (а наш папа, как раз только об этом и мечтает). Нужно обязательно интересоваться у ребенка, а нравится ли ему та или иная секция. Посмотрите на настроение малыша, когда вы встречаете его после занятий. Сияет ли на его лице улыбка, или он смурнее тучи.

Если ребенку нравится занятие, он всегда достигнет хороших результатов, возможно не сразу, но если у него есть желание, то все будет. Не заставляйте малыша ходить на занятия из-под палки. Если малыш не захотел идти на занятие в первый раз, поинтересуйтесь, может какие-то проблемы на занятиях: не успевает за всеми, просто устал, а может, с кем-то не сложились отношения в команде. Не пускайте все на самотек, отнеситесь серьезно к проблемам маленького человечка и постарайтесь помочь.

Главное, не забывайте напоминать ребенку, что спорт помогает воспитывать дух сопротивления трудностям. Будьте готовы, что вам придется сменить не одну, а может и даже 10 секций, пока ваш ребенок скажет окончательное «ДА».

Важно не повредить здоровью

Перед тем, как начать ходить в какую-то серьезную секцию, не забудьте посетить врача, как минимум педиатра, который посоветует вам, на что обратить внимание, и каких специалистов вам было бы неплохо посетить. Например, ортопед, скажет вам, есть ли у вас проблемы с позвоночником, и допустимы ли для вашего ребенка нагрузки, которые вы выбрали.

Ищите мастера своего дела

Если есть возможность выбирать, у вас не одна спортивная секция на 100 км. вокруг, ищите профессионала своего дела. Так же немаловажно, чтобы тренер умел находить общий язык со всеми ребятами. Поэтому, прежде чем отдать ребенка определенному человеку на занятия, поинтересуйтесь:

  1. каких результатов уже добились его подопечные
  2. тактичен ли он с детьми
  3. не слишком ли жесткая или наоборот слишком свободная дисциплина на занятиях
  4. и, что немаловажно, курит ли он

Питание должно быть на пользу

Следите за рационом своего будущего рекордсмена. Пища, должна идти на пользу, причем нужно учитывать, чем занимается ваш ребенок. Например, пловцам и борцам нужно есть больше белков: мясо, рыба и яйца. А вот фигуристам и теннисистам лучше придерживаться вегетарианской диеты.

И последнее, вот несколько вещей, на которые вы – РОДИТЕЛИ – должны обращать внимание, а не полагаться на руководителей секции или бабушку, которая забирает ребенка со спорта:

  • инвентарь – не стесняйтесь сами проверять его исправность, это ваше право. Если он вызывает у вас опасения, не молчите, чтобы потом не пришлось себя корить, в случае чего…
  • не нагружайте ребенка слишком много, следите за его состоянием, не перегревается ли он во время тренировок, достаточно ли воды пьет (во время интенсивных занятий возможно и обезвоживание организма)
  • если у вас случилась травма, дайте организму полностью восстановиться, не спешите с возвращением к тренировкам
  • по возможности подбирайте группу для своего ребенка, где дети будут не только одного возраста, но и телосложения с ним. В некоторых видах спорта, во время парных тренировок из-за сильной разницы в массе или росте могут быть травмы.
  • следите, чтобы малыш не только хорошо питался и успевал на тренировки, но и высыпался, здоровый сон это одно из слагаемых успеха
  • если спорт травмоопасен, приобретите малышу самую лучшую защиту. Важно, чтобы она не была на вырост или мала, если защитный шлем все время спадает или жмет, нормально тренироваться ребенок просто не сможет

И последнее, помогите ребенку настроиться на тренировку. Не нервируйте его и не портите настроение, и тренировка пройдет отлично!

А вы растите спортсмена? Каким видом спорта вы планируете занять ребенка?