Как мотивировать ребенка на занятия. Ребенок и спорт

Сегодня детей гораздо легче заинтересовать компьютером, современными гаджетами, телевидением, нежели . Но любой адекватный взрослый понимает, что для полноценного развития ребенка важна и физическая составляющая. Следует присмотреться к ребенку. Например, если сын смотрит новости велоспорта, не отрываясь от экрана, можно смело вести его в спортивную секцию велосипедистов .

Главные правила в спортивном воспитании детей

    Что важно знать?
  1. Практически все родители либо вовсе не интересуются развитием ребенка вне школьного образования, либо стремятся уберечь детишек от чрезмерных нагрузок, а также и прочих возможных неприятных ситуаций. Данный подход в корне неверен, как показывает практика, дети, занимающиеся регулярными спортивными упражнениями, гораздо здоровее, выносливее и дисциплинированнее незанятых сверстников.
  2. Никто не способен получать удовольствие от дела, к которому, что называется, «не лежит душа». Важно помнить об этом и при выборе спортивного направления для ребенка. Если четкие детские предпочтения не прослеживаются, нужно пробовать. Не нравятся танцы , то тогда вперед – на коньки . Не нравятся коньки? Можно попробовать плавание . Спустя некоторое время у ребенка загорятся глаза на то занятие, которое ему действительно нравится.
  3. Начинать с нуля сложно не только взрослым, но и детишкам. Если ребенок проиграл в первом соревновании, либо не сумел сделать что-то с первого раза, вполне естественно, что энтузиазма у него несколько поубавится. Здесь важна поддержка. Нужно объяснить, что не всегда все удается сразу, это не повод для расстройств, это повод развиваться и идти дальше.

При соблюдении вышеперечисленных правил шансы на успешное развитие ребенка в области спорта значительно возрастают.

Также не стоит забывать о том, что необходимо относиться к любым занятиям ребенка с интересом, поощрять и хвалить его. В таком случае он вырастет гармоничным и целеустремленным человеком, человеком, который верит в свои силы и полон благодарности к родителям.


От автора:
Меня часто спрашивают как я «убеждаю» или «договариваюсь» со своими детьми чтобы они ходили на тренировки. Дело в том, что я никого не убеждаю, у детей всегда есть выбор - идти или не идти (и за два с половиной года наших занятий таких «да, я совершенно точно знаю, что сегодня не пойду» было, может, раза четыре, у всех троих).

Но было много случаев наоборот, когда с температурой, больные, эти дети, как какие-то сектанты рвались в зал, как будто нет на свете дел важнее. А самое страшное наказание в самом зале - отстранение от тренировки или выполнения определенного упражнения.

Еще они любят прийти пораньше и негласным правилом хорошего тона, а также поводом для гордости, у них считается уйти попозже, вообще позже всех. Тренер для них -самый большой авторитет на свете, они ловят каждое слово и тренерские подарки для них самые драгоценные. Сейчас им 12, и почти по 8 лет и они намного взрослее, самостоятельнее, целеустремленнее и, мне кажется, счастливее, чем была я в их возрасте.

Я подумала о том, как мы пришли к такому состоянию дел, когда дети сами добровольно рвутся в зал, где тяжело тренируются по 4, а иногда и по 5 часов, где на них могут накричать и сделать больно, когда готовы не опуская рук трудится над каким-то элементом, который может не получаться месяцами… ну и вообще в состоянии трудиться самостоятельно, даже когда рядом никого нет и не сачковать. Разумеется, таких детей готовыми «не выдают» .

И происходящее результат некоторой «политики партии», проводившейся на протяжении этого времени.

Принцип первый, самый главный - это дело должно быть таким, которое нравится и ребенку и родителям.

Если дело не нравится, ну не лежит к нему душа - ничего не получится. Например, старшие дети занимались карате несколько лет, и ходили на занятия с деловитой печалью маленького существа, у которого выбора все равно нет (да, тогда в нашей семье было так). Мне казалось, что карате это важно. Детям казалось, что бить друг друга это не правильно. И за почти три года, что мы отзанималсиь там - их мнение не изменилось. Они получили синие пояса с желтыми нашивками. Спорт не увлек их. То есть если это что-то такое, что только нравится родителям, а мнением ребенка никто особо не интересуется (распространенный сценарий с музыкальными школами), то вариант «стерпится-слюбится» может и не прокатит.

Но важно еще и вот что: если родитель сам не увлечется тем, что полюбил ребенок, то детская незрелая психика может легко «сдуться» при первых неудачах. Любое занятие имеет свои радостные и темные стороны. Гимнастика, например - это так красиво, а вот растяжка - это так больно. Маленькая девочка может очень хотеть стать гимнасткой и очень не хотеть терпеть боль. Задача родителя - быть рядом если не на самих тренировках, то реально быть в теме в общем, показывать, что «я с тобой», это важно и интересно для него. Вдвоем идти интереснее, особенно по незнакомой дороге. А если это дело такое, что у взрослого ну совсем душа не лежит - ребенок может скиснуть (… ну раз родителям это не важно, то мне и подавно …)

Принцип второй - плавный старт. Никакой человек не выдержит моментального погружения в тренировочный режим профессионального спортсмена. Дети первого года учатся просто ходить на эти занятия, а что на них там происходит - уже не так важно Когда мы только начали - дети занимались три раза в неделю по полтора часа и этого было как раз достаточно. Иногда мне казалось, что так мало времени прошло, мы только расслабились - а тут снова тренировка… и это было всего лишь 4,5 часа в неделю. А сейчас их бывает и 27. Мы начали с цирковой студии, детям понравилось. Бывает так, что амбициозные родители приводят детей в серьезную группу, мол «мы очень серьезно настроены», там они начинают пахать и просто перегорают - тяжело, ничего не получается, нам за остальными детьми не угнаться никогда и т.д. Прежде чем развить скорость, нужно разогнаться, и в нашем деле разгон должен быть плавным. Мы наращивали обороты на протяжении многих месяцев. Когда начались ежедневные тренировки в спортивной группе, мы б не выдержали, если бы полгода не занимались до того в цирковой студии. Детей сперва отпускали через два часа и я не представляла, как выдерживают дети, которые тренируются по 4-5.

Принцип третий - у каждого свой путь и своя скорость. Мои трое детей, которые тренируются у одного тренера, в одной группе - совершенно разные. Старшая дочка одарена данными, силой, но часто ей не хватает драйва и настойчивости. Она - грустная бледная принцесса. Вторая дочка - маленький трактор. Я бы написала «тупой» трактор, но так о детях нельзя, а особенно о своих. Она не одарена данными, ей с трудом даются новые элементы, выучить танцевальную связку - вообще кошмар. Но она фантастически работоспособна и очень любит то, чем занимается.

Чтобы ее «запустить» в работу нужны совсем другие рычаги, чем у старшей. Еще у нас есть младший мальчик. Будучи братом-близнецом маленького трактора, он стал ее антиподом, скажем так. Мальчик четко знает свои границы комфорта, занимается ровно столько, сколько ему комфортно и тренеры быстро приняли позицию «ненасилия» по отношению к нему. Пока он где-то на полтора года отстает от сестер по умениям. Но мы все почему-то верим в его большое будущее.

Просто именно этому мальчику нужно время , чтобы проявить себя, раскрыться. Если бы не его сестры, я не знаю, хватило бы у меня терпения водить его каждый день на тренировки, на которых он делает процентов десять от того, что мог бы. Ведь на фоне остальных детей - этот мальчик самый отстающий. Но это не главное - ведь ему нравится то, чем он занимается. Он не готов работать, как остальные, но вообще тренировки ему по душе. И это - главное!

Принцип четвертый - выбор есть всегда. Меня часто спрашивают «а вот если они решат бросить?… тебе не жаль будет потраченного времени?». Во-первых, это время - очень качественное, это прекрасное время. И мы ходим на тренировки не только для того, чтобы в будущем чего-то достичь, а потому что это классно. Как поход в кино, например. Но, с другой стороны, если мы тренируемся там, где есть всякие соревнования, то, конечно, хочется, чтобы исход этих тренировок привел детей к призовым местам. Об этом все помнят. А если захотят бросить я сделаю вот что: попрошу их подумать как следует о своих партнерах, которых они бросают на полпути. О тренерах, которые может имеют какие-то планы на них, верят в них и по-своему любят. И все взвесить еще раз: проблема, ведущая к уходу лежит в сфере спорта, в сфере отношений, в сфере личных умений-неумений и тд.

Дальше мы поговорим о том, что могло вызвать такое решение. Моя младшая дочь сказала что «на акробатике ей больше нечего делать» когда их разлучили с сестрой, с которой они весьма неплохо выступили в паре и она осталась без состава. Мы пришли к выводу, что это не «акробатика плохая», а так сложились обстоятельства, и бросить сейчас будет очень тупо, когда все только началось.Мы обсудили то, что ее личное мастерство не зависит от партнера рядом и есть много чего, что она может освоить самостоятельно. Дочку успокоил этот разговор. Вообще дети доверяют мне, они знают, что я на их стороне и никогда не скажу «нет, потому что я так решила». Мы много говорим про их тренировки, мы с мужем знаем по именам всех детей в группе, и это занятие стало частью нашей семьи в некотором роде. Не просто место, куда дети ходят тренироваться.

Принцип пятый - помогаем с первой победой. Я считаю, единственный период, когда на новобранца можно жестко наезжать (родителям, в смысле, можно - у тренера это работа каждого дня:), прессовать и не оставлять выхода кроме как стараться - это начальный этап, перед первыми соревнованиями.

«Неообстрелянные» дети не умеют навыка работать и стараться в принципе. Представьте лицо типичного сколиозного школьника, отводящего взгляд от планшета «что-о-о-о-о-? рабо-о-о-о-отать?».

Важно понимать, что это бой не с человеком, а бой с ленью.

Мои были точно такими же. Я бесконечно благодарна нашим первым тренерам из цирковой студии, которые сказали что мои дети, которые ходили туда три месяца чтобы потусоваться, не готовы работать и в этом кружке им делать нечего. Вот тут-то мы за них и взялись. «Вы хотите продолжать?» Они хотели. «Вы расстроитесь если вас выгонят?» Они расстроились. И тогда мы договорились с ними, что мы их подтянем до уровня той группы, но будем действовать как надо, а не как может быть им привычно и приятно. Ведь игра стоит свеч? Можно подписать контракт с ребенком, кстати. Чтобы было ясно - ЭТО имеет четкие временные границы. Скажем - месяц. Первые дни домашних тренировок были адом - я стояла за дверью и слушала как воют дети, которых Дима учил кувыркаться. Они выли от офигения, от протеста, от того, что вся их суть не хотела прилагать усилия. Но спустя пару недель они научились кувыркаться вперед, назад, делать «колесо» и стали уже сами вприпрыжку бежать на занятие.

Нам было важно пробить этот барьер, сломить силу притяжения и вывести их на новую орбиту.

Да, можно было махнуть рукой - кувыркаться назад сложно. На шпагат садиться больно. Это не наше. Но в любом деле так - оно сперва кажется сложным, а потом появляется столько радости, когда дело получается!

Я видела много детей, которые отказывались идти на тренировку потому что им казалось, что они просто никогда не смогут так. Зачем браться. Потому тренеры так орут иногда на детей - мол, не смей сомневаться, ленивый мешок с костями, ты сможешь! И они могут.

Принцип шестой - поддержка самых маленьких достижений. Парадоксальным образом, чем больше ребенка хвалишь - тем больше он работает. Должна быть точка опоры, когда весь мир против тебя - судьи, соперники, все только и ждут, кода ты оступишься.

Потому теплый, честный родительский тыл так важен.

Я никогда не ругаю детей за то, что у них что-то не получается, хотя было множество таких ситуаций, как в анекдоте, про «не плач девочка, у тебя голова не квадратная» У нас правило - радоваться любой, самой крошечной победе. Многие родители боятся перехвалить детей, испортить их - но дело в том, что дети не останавливаются, когда достигают одной какой-то победы, им нужно двигаться дальше, наращивая количество побед. Потому похвалой их не испортишь.

Принцип седьмой - не все сразу и всему свое время. Мой старший сын пока еще не нашел дело, которым он готов заниматься сутки напролет. То есть нашел, но нам нужно еще прийти к разумному консенсусу - чтобы его хобби обрело структурированную форму с профессиональной огранкой. Ему 15 и я считаю, что все еще впереди. Старшая дочка поменяла более десяти кружков от танцев до зоологии, прежде чем неожиданно для всех укоренилась на акробатике. Ей было 11 лет, когда она, совершенно не подготовленная, не растянутая, пришла в спорт, где принято начинать лет в 6. Но в 6 лет она была совсем другим человеком, ей было просто рано.

Принцип восьмой - там, где хороший тренер. У нас на дорогу уходит где-то два с половиной - три часа в день. Мы ездим через весь город и это, порой, выматывает. Конечно, есть секции и поближе. Но даже если вдруг наша группа переедет еще дальше и неудобнее - мы продолжим ездить, потому что все начинается с тренера. Мне кажется, если нужно будет - мы даже переедем в другой город. Очень важно, чтобы дети любили своего тренера, доверяли ему.

Спорт – не просто веселое времяпрепровождение после садика или школы. Медики утверждают, что регулярные физические нагрузки являются самым простым путем к крепкому детскому здоровью, эмоциональной устойчивости и позитивному настрою в целом. Поэтому задача родителей – привить малышу любовь к спорту. Сам ребенок вряд ли ринется покорять спортивные вершины, его необходимо мотивировать.

Направляем, а не заставляем на спортивном пути

Спортивный кругозор ребенка не очень широк, поэтому родители должны оказать посильную помощь в выборе полезного увлечения. Не следует излишне настаивать на определенном виде спорта. Ребенку лучше рассказать обо всех возможных вариантах, а решение он должен принимать только сам. В сферу последующих обязанностей родителей войдут:

  • покупка красивой и удобной экипировки;
  • организация регулярных посещений тренировок;
  • поездки на соревнования.

Выбранное спортивное увлечение должно укладываться в рамки семейного бюджета. Ребенку будет обидно прощаться с любимым занятием, потому что финансовые возможности родителей исчерпались. По ссылке http://health-you.ru/kak-podruzhit-rebyonka-so-sportom/ можно прочесть о том, как правильно и ненавязчиво скорректировать спортивные интересы малыша.

Личный пример действует заразительно и положительно

Но что делать, если у ребенка не вызвало интереса ни одно из предложений спортивных секций? Не стоит опускать руки, выход из этой ситуации тоже есть. Спорт – понятие очень многогранное, и он не обязательно должен включать регулярные занятия в специализированном учреждении. Детям важна физическая активность в любом своем проявлении – прогулки, активные игры, пробежки и т. д.

Лучший способ мотивировать ребенка к физическим нагрузкам – личный пример родителей. Никакие лекции о пользе спорта, рассуждения о том, как упражнения укрепляют мышцы и кости, не подействуют. Родители сами должны дома или на улице личным примером показать, как нужно заниматься.

Практика показывает, что охотнее всего дети приобщаются к спорту через катание на велосипеде. Совместные выезды могут стать доброй семейной традицией выходного дня. Не менее удачным стартом легко станут походы в бассейн, на скалодром, в батутный центр, каток или ролледром. Ребенок должен почувствовать, насколько это круто – владеть в совершенстве своим телом и физическими возможностями.

  • Практически все дети внутренне мотивированы. Они стараются изо всех сил, а стремление к успеху идет у них изнутри. Поэтому особо ничего и выдумывать не нужно по поводу того, как мотивировать ребёнка на успех. Детская самооценка напрямую зависит от их успехов. Очень важно, чтобы у малыша не развилась . Если они знают, что у них есть все шансы достичь успеха, они будут упорно двигаться к своей цели. Так уж устроена детская природа.
  • В свою очередь, целеустремленные дети легче управляются и обучаются , поэтому родители должны пользоваться такой возможностью. Сочетание хороших обучающих стратегий и поощрения со стороны родителей просто творит чудеса с такими детьми.
  • Однако не все дети имеют высокую мотивацию и целеустремленность. Им сложнее дается обучение и они медленнее достигают успеха в своих делах. Чтобы помочь таким детям, родителям необходимо создать особые условия для их развития и дополнительно мотивировать своих детей.
  • Кроме всего прочего важным элементом мотивации у детей является навык хорошей коммуникации Так что для того, чтобы малыш хорошо учился, должна быть на высоте.

Помогите сделать обучение веселым.

  • Как мотивировать ребенка учиться? Ищите способы, чтобы сделать обучение приятным для детей. Таким образом, их интерес к процессу учебы сохранится намного дольше за счет дополнительной внешней мотивации. Попытайтесь привлечь их внимание с помощью компьютерного обучения, игр и интересных мероприятий. При этом учитывайте возраст вашего ребенка, и его уровень образования.

Установите личные рекорды.

  • Поощряйте детей к тому, чтобы они самостоятельно устанавливали свои цели в обучении и стремились к личным рекордам. К примеру, в «воспитании жизнью», мальчики любят конкурировать со своими одноклассниками в школе, поэтому можно направить их энергию на установление личных рекордов в целом ряде мероприятий. Так что вот Вам готовый ответ как мотивировать ребенка к учебе. При этом вы будете способствовать . Для девочек же важны другие принципы, о которых вы можете почитать в статье про « » на нашем . А вообще если вы будете внимательно наблюдать за развитием характера вашего малыша, вы сами поймёте как мотивировать ребёнка.

Свяжите процесс обучения с перспективой будущей взрослой жизни.

  • Найдите способы связать обучение с личными интересами ребенка. Многие подростки мотивированы, когда учебная деятельность имеет непосредственное положительное влияние на их жизнь. Например, начинающие звезды спорта часто читают научно-популярные книги о своем виде спорта когда уверены, что это поможет им в .

Крутой ролик о том, как мотивировать ребенка на спорт:

Награды и поощрения.

  • Обычная похвала от мамы или папы может быть огромным стимулом для детей, которые стремятся привлечь внимание родителей. Тем не менее, некоторым детям требуется более сильная мотивация для выполнения тяжелой программы обучения. В этом случае могут подойти в качестве мотивации различные типы вознаграждений. И лучше всего, если эти награды будут небольшие, чтобы у ребенка не они были целью, а всё-таки обучение и саморазвитие. Например, дополнительное время на встречи с друзьями, видеоигры и просмотр телевизора. В выборе награды ориентируйтесь на интересы вашего ребенка. Но ни в коем случае наградой не должно быть увеличение количества

Поощряйте усилия и улучшения.

  • Некоторые дети стараются избегать изучение предметов, которых они не знают или в которых плохо разбираются. Такое избегание является одним из способов самозащиты ребенка своей самооценки. Если у вас возникла именно такая ситуация с вашим ребенком, тогда вам стоит сосредоточиться на поощрении усилий ребенка, а не результатов его обучения.

Надеемся наша статья помогла Вам понять как мотивировать ребёнка. Иногда достаточно использовать только один из приведенных выше советов, но лучше всего использовать сочетание всех этих стратегий. Кроме того, если ваш , то хороший повод направить светлые чувства в русло мотивации и самосовершенствования. Тогда вам легко удастся заинтересовать своего ребенка в обучении и, таким образом, вы зададите ему цель в будущей жизни.

Позвольте ребенку самому выбрать, каким спортом заниматься. Усердная работа и прилежание – это хорошо, но прежде всего дети должны получать удовольствие от того, чем занимаются. Поговорите с ребенком о ваших и его ожиданиях, расскажите, что ничего невозможного нет. Продумайте, как совмещать школу и хобби.

Перед началом нового сезона, убедитесь, что ваши ожидания соответствуют действительности, и что у вашего ребенка останется достаточно времени на отдых.

Приобретите качественную экипировку для занятий спортом: одежду, обувь, необходимые аксессуары. Комфорт и безопасность должны служить основным критерием при выборе. К тому же, правильно подобранная экипировка убережет от переутомления и травм. Уделите внимание дизайну. Красивые вещи становятся любимыми, а это повышает настроение и мотивацию даже у взрослых, что уж говорить про детей.

Вполне нормально ожидать, что ребенок-спортсмен будет прилагать все усилия для достижения высоких результатов в своем виде спорта. Вы как родитель вкладываете в это свое время и деньги. Но не стоит уделять слишком много внимания конечному результату. Посмотрите на ситуацию в целом – какого прогресса достигли ваш сын или дочь с начала года, сезона. Если вдруг вы решили бросить секцию, сначала подумайте, чего ребенок достиг по сравнению с первыми занятиями. Не стоит недооценивать даже маленькие успехи!

Будьте рядом, подбадривайте ребенка. Особенно во время соревнований. Интересуйтесь тем, чем занимается ваш маленький спортсмен. Покажите, что вы верите в него, но и не перегибайте палку. Будьте хорошим примером для других детей и родителей, которым сложно контролировать свои эмоции. Учите, что нужно радоваться не только своим успехам, но и успехам других, и принимать поражение без зависти, обид и упреков.

Не забывайте спрашивать ребенка после тренировки или соревнования, понравилось ли ему, доволен ли он. Если у него нет желания об этом говорить или он устал, не настаивайте, отнеситесь к его желанию с уважением. Попробуйте поговорить об этом позже, подобрав более удачный момент.

Будьте честны, но при этом позитивны. Когда вы высказываете свое мнение об успехах ребенка, старайтесь оперировать фактами. Например, можете сказать: « Я видел, что ты упустил мяч, такое бывает. Уверен, в следующий раз у тебя всё получится!» Или: «У тебя уже очень хорошо получается плавать брассом, вскоре освоишь и кроль». Не драматизируйте, и если вдруг случилась неудача, то любовь, терпение и поддержка будут самыми верными помощниками. Обращайте внимание на то, что получилось хорошо, но когда хвалите, не лукавьте, говорите правду.

Научите ребенка правильно воспринимать как свои победы, так и поражения. В результате, он научится брать на себя ответственность, анализировать свои ошибки и гордиться заслуженным успехом.

Убедитесь, что ребенок не переутомляется. Помогите ему найти и сохранить баланс между усердной работой и отдыхом.

Ни в коем случае …!

  1. Нельзя пытаться воплотить в ребенке вашу спортивную мечту!
  2. Нельзя давить на ребенка. Старайтесь не быть навязчивыми, не подвергайте ребенка стрессу, иначе вы отобьете всё желание. Не давайте ему бояться неудач – не обещайте слишком высокую награду за удачное выступление и ни в коем случае не угрожайте наказанием в случае неудачи. Ваша игра в супер-тренера или сумасшедшего фаната может развить чувство тревоги или даже страха у вашего ребенка. Оставайтесь собой, пусть рядом с вами ребенок чувствует себя как в тихой бухте. Вытащить ребенка из зоны комфорта – это задача тренера.
  3. Нельзя нервничать и кричать на вашего ребенка, его приятелей, их родителей, тренера или арбитра. Это неприемлемо!