История развития айкидо. История возникновения айкидо

Как ни коротка история айкидо в России, но столько желающих ее рассказать, что невольно приходит на ум анекдот про Ленина и бревно, который применительно к нашей ситуации подходит как по количеству человек, заявляющих, что они несли это бревно, так и по той свободной интерпретации, кому досталась самая тяжелая его часть.

Понимаю, что это не скромно, понимаю, что кому-то это не нравится, но волею судеб я не просто оказался в гуще событий, связанных с зарождением и развитием айкидо в СССР и в последующем в России, но эта история творилась при непосредственном моем участии. И, несмотря на то, что до меня доносились разные фантастические рассказы о происходивших событиях, непосредственным участником которых я был, я полагал, что время написания истории айкидо у нас еще не наступило, да я и не отношу себя к любителям мемуарного жанра. Многие недоумевали, почему я как очевидец не берусь за перо, чтобы внести ясность и написать, как оно все было на самом деле, но я все отнекивался, полагая, что главное - конкретное дело, а не слова, вокруг него. Но, к сожалению, истину легко скрыть, а факты извратить, особенно когда по прошествии времени уже не будет тех, кто может подтвердить или опровергнуть. Это и стало тем последним аргументом, который подвигнул меня на это неблагодарное занятие - рассказать, как это было. Я понимаю, что написать это нужно именно сейчас, когда еще так много живых свидетелей происходившего, и каждый сможет взять слово, если будет с чем-то не согласен.

Андеграунд

Был энтузиазм, жажда знаний, стремление разобраться, научиться. Мы имели желание и возможность заниматься только для себя. Счастливое и беззаботное время.

Всем, занимающимся айкидо, интересно появление и развитие айкидо в мире, но, наверное, занимающимся айкидо в России интересна история появления айкидо в России, и естественно, возникает вопрос: «А кто же первый?»

Мы понимали, что со временем будет много кандидатов, которые захотят, чтобы именно их считали первыми, и утверждать это будет тем проще, чем меньше будет оставаться участников тех событий. Мы понимали это, и мы действительно серьезно занимались анализом и историей - кто же первым начал практиковать айкидо в СССР. Мы анализировали происходившее не только в больших городах, но и в глубинке, расспрашивали иностранных специалистов о русских, которые тренировались за рубежом.

Возможно, действительно есть люди, которые занимались айкидо гораздо раньше описываемых здесь событий, и мы не смогли их выявить, но существует достоверный факт, что первая секция, именно секция, которая была организована на территории СССР - была организована Владиславом Алексеевичем Рукавишниковым . Молодым преподавателем он был послан работать в Мали, где впервые узнал и увлекся айкидо, занимаясь в секции сенсея Ван Бая. Вместе с ним айкидо практиковали еще двое русских, которые вернувшись в СССР прекратили занятия, во всяком случае, никаких сведений о том, что они продолжали заниматься айкидо сами, либо организовав группу, мы не имеем. Напротив, Владислав Алексеевич Рукавишников, вернувшись в СССР в 1969 году, организовал секцию айкидо.

Какие были яркие вдумчивые айкидоки первой поры: Альфат Макашев, Олег Андреев, полковник Липовка. Как много могли бы они сделать для айкидо, но жизнь распорядилась иначе. Человек предполагает, а Бог располагает. Только Альфат Макашев остался в айкидо. Олег Андреев - директор фабрики Микробиологических удобрений в Колпино, полковник Липовка - преподаватель Военного института физкультуры. Кстати, его диссертация была именно по айкидо.

Я впервые познакомился с айкидо в начале 70-х годов по какой-то книге, и первые попытки разучить эти приемы я предпринимал со своим другом, в то время актером Пушкинского театра Костей Смирновым. Сегодня отец Константин служит в церкви на Конюшенной площади, в той самой, где отпевали Пушкина. После Константина Смирнова моим партнером по айкидо стал мой ученик по самбо и дзюдо Володя Спиров. Сейчас он живет в Лондоне.

В то время я очень увлекался кэмпо и любил спарринговать с каратистами. Благодаря этим спаррингам я был вхож в мир каратэ , и примерно в 1973-74 годах я познакомился с крайне интересным человеком, человеком огромной эрудиции, по достоинству не оцененной до сих пор, Альфатом Макашевым. В Петербурге его знают как «отца восточных единоборств», первого тренера по каратэ, подготовившего целую плеяду тренеров и чемпионов. Через него я и познакомился со всей группой, практиковавшей в Ленинграде айкидо под руководством В.А. Рукавишникова. Периодически мы встречались, обменивались опытом. Также были очень интересные тренировки, которые проводил приезжавший из Москвы Герман Васильевич Попов, большой специалист по единоборствам. Основное его направление, которое он практиковал, была школа Чой, но он очень много интересного показывал и из раздела айкидо.

Существует мнение, что мы оказались в положении сирот, не имея зарубежных наставников, но анализируя тот период и оценивая положение дел в нашем айкидо сегодня, я все больше утверждаюсь в мысли, что нам в некотором смысле повезло: у нас не было Учителей , беспрекословному авторитету которых мы должны были подчиняться, принимая на веру их восприятие айкидо. С ними у нас не было бы возможности такой большой и кропотливой творческой работы по поиску истины, по раскрытию секретов айкидо. Разглядывая снимки и рисунки в книгах, мы старались понять все тонкости проведения приемов, исходя из накопленных знаний и законов дзюдо, самбо, рукопашного боя и т.д. Сотни и тысячи раз мы пробовали разные варианты, даже самые нелепые. Это дало нам возможность прочувствовать на себе и сформулировать основные принципы, на которых построено айкидо. Найти «узелочки» в приемах. Конечно, мы изобретали велосипед. Но сколько было радости в этих открытиях. Как глубоко мы копались и узнавали то, к чему просто занимаясь айкидо, мы даже и не подошли бы.

Конечно, мы изобретали велосипед. Но сколько было радости в этих открытиях. Как глубоко мы копались и узнавали то, к чему просто занимаясь айкидо, мы даже и не подошли бы.

С каким удовольствием вспоминается то время. И не только потому, что мы были молоды. С какой чистотой и бережностью мы относились друг к другу. Это было самое чистое по духу айкидо без интриг, политики и попыток самоутверждения за счет других. Как восторгались тем новым, что удавалось понять. Мы находились в атмосфере свободного творчества, не связанные никакими условностями, корыстью, оглядкой на начальство и на результаты (система оценки тренерской деятельности в спорте). Не было организационной структуры, не надо было заниматься администрированием. Был энтузиазм, жажда знаний, стремление разобраться, научиться. Мы имели желание и возможность заниматься только для себя. Счастливое и беззаботное время.

С середины 80-х годов появились практикующие айкидо в Москве, Киеве, Ростове-на-Дону, и других регионах. Я знаю, как там развивалось айкидо, но писать о развитии айкидо в других регионах считаю неправильным. Иначе это будет описание истории развития айкидо в каждом из регионов. Возможно, в дальнейшем я расскажу об этом подробнее.

На пути к официальному признанию айкидо в СССР


В середине 80-х годов в тогда еще Ленинград к моему знакомому приехали его друзья из Швейцарии. Среди них была девушка по имени Карола, которая занималась айкидо и имела 1-й Дан. Я встретился с ними и договорился с Каролой о совместной тренировке.

Мы с Альфатом стали штудировать технику, готовя самые замысловатые комбинации. А она попросила нас показать только иккё . И всю тренировку мы занимались только иккё . Зато какое разнообразие техники, сколько тонкостей мы узнали. И самое главное - мы поняли, какое большое значение в изучении техники айкидо имеет кихон , мы впервые увидели принципы преподавания айкидо японцами и узнали многие упражнения разминки. Это была наша единственная встреча с Каролой. Позже она прислала мне учебник по айкидо, который пошел по рукам и вернулся ко мне только лет через 15, и то благодаря дарственной надписи на нем.

В 1987 году я смог получить официальное «в порядке эксперимента» разрешение на преподавание айкидо.

В этом же году меня пригласил в качестве тренера по айкидо в кооператив «Ювентус» Яков Борисович Никитин , созданный им на базе Педиатрического института, а на следующий год я начал тренировки по айкидо еще в двух залах.

В 1988 году была открыта секция айкидо в Тихвине. В 1989-м под руководством Василия Емельяненко начались занятия в созданном им клубе по направлению Такемусу . Василий с первых дней имел тесные связи с айкидоками из Скандинавии, благодаря которым у них был быстрый прогресс, лишенный ошибок.

Начали открывать секции наши ученики. В городе образовалось довольно большое количество клубов, что дало нам возможность 7 января 1989 года создать Федерацию Айкидо Ленинграда и Ленинградской области.

В 1988 году в Москве прошла учредительная конференция по созданию Федерации Боевых Искусств СССР, которая ставила своей целью провести ревизию и объединение практикующих восточные единоборства, а так же создать условия для дальнейшего их развития.

На этой конференции мы познакомились с Александром Качаном , Огняном Найдовым-Железовым и другими ребятами, практикующими айкидо в Москве. Они имели связи с Айкикай Хомбу Додзё. Более того, Московский Университет, благодаря им, имел аккредитацию в Айкикай Хомбу Додзё. Их же заслуга в том, что еще при подготовке этой Конференции айкидо как полноправный член было внесено в список восточных единоборств, практикующихся в СССР.

21 января 1990 года в Москве Слава Матвеев организовал первый в СССР Всесоюзный семинар по айкидо. Это дало сильнейший толчок в развитии айкидо в СССР, в чем, несомненно, главная заслуга Славы. Были приглашены практикующие айкидо из многих городов и республик СССР. Приехали те, кто создал первые секции айкидо на Украине, в Белоруссии, в Азербайджане, в Узбекистане, в Казахстане, в Эстонии, в Латвии, городах - Курск, Новосибирск, Владикавказ, Барнаул и т.д., прошу прощения у тех, кого не назвал. Ленинград был представлен Федерацией Айкидо Ленинграда и Ленинградской области.

Этот семинар прошел довольно драматично, но его результатом стало создание Всесоюзной комиссии по развитию айкидо в СССР, которую возглавил начальник Управления единоборств Госкомспорта СССР Юрий Алексеенко . Кроме того, произошло реальное объединение практикующих айкидо.

С этого времени начались регулярные встречи, совместные тренировки, проведения фестивалей и праздников, приглашения друг друга на семинары, которые зачастую проводили иностранные специалисты. Всесоюзная комиссия стала регулярно проводить совещания по рабочим моментам, оказывать помощь практикующим айкидо на местах.


Айкидо является одним из видов традиционного будо (Путь боевых искусств), появившегося в Японии в прошлом веке. Дословный перевод с японского означает Путь (До) Гармонии (Ай) с Жизненной Энергией (Ки). Несмотря на тесную связь с другими более древними видами боевых искусств, айкидо имеет ярко выраженные отличительные особенности как в техническом, так и в философском аспектах. Это система самообороны с сугубо оборонительной направленностью. Её глубокая философия, в основе которой лежит принцип всеобщей гармонии и отсутствие состязательности позволяет заниматься этим видом будо людям любого возраста, пола и с различными физическими возможностями.

Основатель айкидо О’Сэнсей Морихей Уесиба родился 14 декабря 1883 года в Танабэ, провинции Кии (ныне - префектура Вакаяма) в семье мелкого землевладельца.

В юные годы склонный к болезням Уесиба по наставлению отца начал заниматься сумо и плаванием; в это время он начинает проявлять интерес к боевым искусствам. Желание быть первым во всём и огромное трудолюбие позволяло будущему основателю айкидо добиваться поставленных целей. Окончив школу и колледж, молодой Уесиба сначала поступает на службу в налоговое управление, а в 1901 году переезжает в Токио, где изучает торговое дело и открывает в квартале Асакуса собственный магазин «Уесиба Сонай». Его интерес к будо растет и он тратит все свободное время на обучение Кито-рю дзюдзюцу под руководством Токусабуро Тодзава, а также кэн-дзюцу в додзё Синкагэ-рю. Однако, вскоре он серьёзно заболевает и вынужден возвратиться в Танабэ. Мысль о необходимости укрепления здоровья н оставляет его и, едва оправившись от своего недуга, он возобновляет тренировки, безжалостно увеличивая нагрузки. В результате к 20-ти годам он уже обладает незаурядными физическими данными, несмотря на свой небольшой рост (всего 152 см). Но чисто физическое превосходство не удовлетворяет Уесибу и он отправляется в Сакай к известному мастеруНакаи Масакацу изучать Ягъю-рю дзюдзюцу: полученные им в ту пору навыки отразились впоследствии в движениях айкидо.

В 1903 году Уесиба вступает добровольцем в пехотный полк, который вскоре был направлен в Манчжурию. Доблесть и мужество Уесибы в период боевых действий были высоко оценены командованием и ему присваивается чин сержанта. Незадолго до мобилизации Уесиба получает предложение поступить в военную академию, однако он решительно отказывается от продолжения военной карьеры. Возвратившись на родину Уесиба возобновляет тренировки и в 1908 году он получает диплом школы Ягъю-рю дзюдзюцу.

В 1910 году японское правительство приступает к проекту массового заселения острова Хоккайдо. Уесибу привлекает перспектива попробовать свои силы на новой территории, и он возглавляет группу энтузиастов. Состоящую из 55 семей, которая весной 1911 года начинает возделывать земли вокруг Сиротаки, провинции Китами.

В феврале 1915 года Уесиба повстречал известного мастера Дайто-рю дзюдзюцу Сокаку Такеда, который согласился обучать его своему искусству. Спустя некоторое время, Такеда переезжает к своему ученику. Уесиба построил дом для своего учителя и всецело заботился о нём, влючая приготовление пищи и ванны, что не исключало отдельной оплаты за обучение, составляющей от 300 до 500 йен за каждый новый приём. Будущий основатель айкидо отдает все силы (равно как и деньги) учёбе и, прозанимавшись непосредственно с Такедой в общей сложности не более 100 дней получает в 1916 году заветный диплом Дайто-рю. Этот сравнительно недолгий период его жизни самым непосредственным образом связан с созданием современного айкидо.

В ноябре 1919 Уесиба получает известие о тяжелой болезни отца и, оставив всё своё имущество учителю Такеда, отправляется на родину. По дороге он знакомится с Преподобным Онисабуро Дегути, главой синтоистской секты Омотокё, который впоследствии становится его духовным наставником.

В1924 году Дегути с учениками предпринимает попытку осуществить свою заветную мечту - создать в Монголии Царство Мира и Справедливости на основе новых религиозных течений. Но благородная миссия Дегути потерпела крах и её участники, перенёсшие немало лишений и неоднократно оказывавшиеся на волосок от смерти, спаслись только благодаря вмешательству японского правительства.

Возвратившись летом 1925 года в Аябе, Уесиба вновь посвящает себя упорным тренировкам, пытаясь проникнуть в сущность будо. В процессе этого поиска он осознал, что духовное начало свойственно всем японским боевым искусствам, однако, нигде оно не развито до такой степени, чтобы нести в себе любовь к человечеству. Положив в основу философии нового будо понятие Всеобщей Любви и Гармонии, Уесиба завершил в общих чертах построение системы духовного, физического и нравственного совершенствования личности, которую он позже назовёт айкидо.

Начиная со второй половины 20-х годов известность Уесибы как учителя растёт и в 1926 году он создаёт новое направление будо, которое называет «Путь айки». В 1927 году по приглашению одного из своих покровителей адмирала Такеситы, он переезжает с семьей в Токио, где начинает обучать искусству айкидо военную элиту и представителей знати. Весной 1931 года завершилось строительство нового додзё в Уситоме (ныне Синдзюку) Вакаматсу-чо, которое получило название «Кобукан». В то время число постоянно живущих в школе учеников Уесибы (утидеси) не превышало нескольких десятков человек. Все они проходили безжалостный отбор и обладали незаурядными физическими данными, однако даже им с трудом удавалось выдерживать тренировочные нагрузки и место их занятий вскоре стало известно как «Адское додзё в Уситоме». Это годы расцвета айкидо: имя учителя Уесибы пользуется высоким авторитетом в сфере будо, его искусство общепризнанно, число занимающихся и филиалов растёт. В 1940-ом додзё получает официальный статус.

С началом Второй Мировой, большинство талантливых учеников Уесибы призвано в армию и деятельность Кобукана замирает. Учителю претит сама мысль об использовании айкидо в милитаристских целях и в 1941 году он удаляется в Ивама, префектура Ибараки, где открывает додзё под открытым небом. Всё время он уделяет занятиям будо и земледелию. Тренировки в Токийском додзё ведёт его сын Киссемару Уесиба. Именно в это время название «айкидо» начинает использоваться официально.

Поражение и оккупация Японии принесли с собой запрет на занятия любыми видами будо и лишь в 1948-ом организация айкидо возобновляет свою деятельность, получив новое название - Айкикай. В том же году она получает официальное признание Министерства просвещения Японии в качестве Дзайдан Ходзин (общественно полезная школа). Приблизительно с 1955 года Уесиба начинает преподавать айкидо за границей, хотя уже до этого некоторые его ученики уже смогли познакомить с этим искусством мир. (В 1951 г. - Минору Мотидзуки во Франции, Тадаси Абэ в Европе и Коити Тохеи на Гавайях.) Начиная с 1956 г. утидеси Хомбу Додзё официально направляются преподавать айкидо в различные страны мира: Ёсимитцу Ямада - в США, Сейти Сугано в Австралию, а позже в Бельгию, Масамити Норо и Нобуёси Тамура - во Францию, Кадзуо Тиба - в Великобританию, а потом в США, Митсунари Канаи - в США. В 1963 г. впервые за границу выехал Киссемару Уесиба.

В период с 1960 по 1964 годы Морихеи Уесиба награждается почётными орденами как основатель айкидо. Скончался он на 86-ом году жизни 26 апреля 1969 года.

Составлено по материалам Кристиана Тиссье (Айкидо. Основной курс., Седирен, Болонья.1982 г) и Киссемару Уесиба (Айкидо., Ходзанья, Токио, 1985 г.)

Айкидо один из наиболее молодых видов воинских искусств Японии, основателем которого является Морихей Уесиба. Айкидо - искусство, синтезирующее в себе изучение техники приемов, духовных, энергетических, психологических аспектов развития личности.

Айкидо одинаково эффективно, как общеукрепляющая и саморазвивающая здоровье система упражнений, так и прикладная ее часть, которая является универсальным средством самообороны.

Являясь разновидностью японских будо (боевых искусств), айкидо представляет собой превосходно сбалансированную систему физического, психического и духовного воспитания личности. Ее специфическая философия, граничащая с религией, также представляет огромный интерес для исследователей и заслуживает отдельного изучения.

Айкидо отказываются причислять к спорту как сами спортсмены, так и теоретики спорта, поскольку принципиальное отсутствие каких-либо соревнований не позволяет охарактеризовать его как вид спорта. Однако айкидо все же более спорт, чем просто физическая культура, поскольку постоянное стремление к повышению мастерства и оттачивание навыков - черта, характерная для высшего спорта. Да и пресловутое отсутствие физических нагрузок, которым так гордятся айкидоисты - не более чем миф (достаточно вспомнить "Адский зал" основателя айкидо Морихэя Уэсибы).

В последнее время айкидо приобретает все больше поклонников и последователей по всему миру. Такие характерные черты этого искусства, как демократичность требований к уровню физической подготовки, возрасту и полу занимающихся, кажущееся отсутствие больших физических нагрузок, красота и гармоничность движений, очевидная несоревновательная направленность, привлекают к нему тысячи людей самых разных возрастов и профессий. Это и спортсмены со стажем, собирающиеся повысить уровень своей общей подготовки, и люди со слабым здоровьем, желающие его поправить, и люди экстремальных профессий (военные, охранники, милиционеры), и дети самых разных возрастов, и многие, многие другие.

Совершенно очевидно, что японская методика тренировок, рассчитанная на человека с восточным (а более конкретно - с японским) менталитетом и основывающаяся на тысячелетней традиции передачи знаний, неприменима в оригинальном виде при обучении спортсменов-европейцев и требует определенной адаптации к западным условиям, с учетом сложившихся на Западе традиций обучения спортсменов.

Гипертрофированный коллективизм, слепое подчинение авторитету старшего, стремление принадлежать какому-либо кай (обществу людей, связанных единой идеей) или иэ (родовой общине), веками вырабатывавшиеся в Японии, являются залогом успешного роста айкидоистов в техническом и духовном плане.

Однако при столкновении с прагматическим мышлением европейских спортсменов-индивидуалистов традиционная методика часто терпит крах, поскольку требует полной перестройки сознания занимающихся на японский лад, а это удается лишь отдельным энтузиастам. Основная же масса занимающихся айкидо чаще всего воспринимает лишь технику, и часто достигает хороших результатов, однако дальнейший прогресс в техническом плане оказывается практически невозможным из-за отсутствия духовной наполненности отрабатываемых действий.

Другая, не менее важная проблема обучения айкидо - возраст занимающихся. С какого возраста можно начинать тренировки? Какие требования имеет смысл предъявлять к малолетним спортсменам? Какие подходы использовать при обучении детей и подростков, а ведь они составляют весьма значительный процент занимающихся? На эти вопросы до сих пор не получено четких ответов. Обучение детей либо предполагает слепое копирование схем построения тренировок для взрослых с поправкой на возраст занимающихся, либо обусловлено субъективно-интуитивным видением каждого отдельного тренера.

Практика Айкидо весьма полезна для людей любого возраста, не зависимо от физических данных, не носит религиозного характера, одинаково доступна для всех желающих.

Это единоборство представляет собой синтез воинских искусств, сведенных в эффективную систему защиты. Кроме того, это еще и динамическая форма медитации, которая призвана решить большинство конфликтных ситуаций.

Айкидо относится к традиционным будо. Название состоит из трёх иероглифов, имеющих следующее значение:

Ай (яп. 合) - 1. подходить для чего-либо; 2. совпадать, согласовываться; 3. быть правильным; 4. Гармония, единение.
Ки (яп. 気) - энергия духа, жизненная энергия, дыхание, движение пара (кит. ци);
До (яп. 道) - дорога, путь, метод.

Традиционное Айкидо - современное восточное единоборство. Оно было развито от традиционных воинских искусств O-сенсеем Морихеем Уесиба (родился 14 декабря 1883 г., умер 26 апреля 1969 г.). Уесиба, рожденный в Taнабе (теперь префектура Вакаяма в Японии), постепенно стал одним из самых больших мастеров в военных искусствах его времени. На него особенно повлияло и вдохновило Дайто рю Айки джиу-джитсу мастера Сокаку Такеда. Это военное искусство стало технической основой Айкидо O-сенсея. Другое большое влияние на Уесибу было оказано человеком по имени Онисабуро Дегучи. Это был духовный лидер Oмото-кио, группы людей, занимающихся Синтоизмом. Именно через Oнисабуро и его духовное обучение O-сенсей нашел основу для развития "aiki"- создание гармонии между физическим и духовным в Айкидо и в жизни. Исходя из своего обширного опыта, O-сенсей создавал Budo, которое он наконец назвал Айкидо. Хотя Айкидо - недавно развитое военное искусство, это искусство, основанное на твердых, проверенных и испытанных принципах, как для техники без оружия, так и с оружием.

Айкидо прошло различные стадии после собственного развития Уесибы: от Дайто рю - базовой техники 1930-ых - к Айкидо, каким мы знаем его сегодня. Хонбу Додзё было основано в 1927 г. в Токио, но когда началась Вторая Мировая Война, Уесиба переехал в деревню Ивама, к северу от Токио в префектуре Ибараки. Он неоднократно говорил, что Ивама была местом, где его Айкидо было систематизировано и усовершенствовано.

И именно в Ивама Доджо он завершил создание и преподавал базовые и продвинутые формы техники с пустыми руками. Также это было единственное место, где Уесиба регулярно и систематически преподавал технику с оружием, которую он развил как неотъемлимую часть искусства Айкидо. Таким образом Айкидо О-сенсея состоит из трёх переплетающихся дисциплин: ken (меч), jou (палка) и taijutsu.

Пять принципов айкидо, сформулированные Основателем:
  1. Айкидо - это путь, который вечно объединяет все пути Вселенной; это Универсальный Разум, который содержит все и все объединяет.
  2. Айкидо - это истина, которой учит Вселенная и которая должна применяться к нашим жизням на Земле.
  3. Айкидо - это принцип и путь, который объединяет человечество с Универсальным Сознанием.
  4. Айкидо придет к своему завершению, когда каждый, кто следовал своему истинному пути, станет одним целым со Вселенной.
  5. Айкидо - это путь силы и сострадания, который ведет к бесконечному совершенству и вечно растущей славе Бога.

Период Кобукан Додзё (Часть I)

В апреле 1931 года Морихей Уесиба, основатель айкидо, открыл в районе Синдзуки в Токио частное додзё под названием «Кобукан». Более чем на десять лет оно стало центром всей деятельности Основателя и местом, с которым связывают рождение айкидо, духовного воинского искусства Японии...

Период Кобукан Додзё (Часть II)

В первой части мы видели, какое драматическое влияние оказали на жизнь и психологическое состояние Морихея Уесиба Второй Инцидент Омото и его последствия. Он не мог больше встречаться со многими людьми, с которыми у него за предшествующие 15 лет установились хорошие связи, поскольку японское правительство преследовало членов сообщества Омото. Некоторое время Морихей скрывался в доме начальника полиции Сонезаки, и только затем смог вернуться к обычной жизни и тренировкам...

Истоки айкидо

По мнению некоторых исследователей, предшествовавшее Айкидо комплексное боевое искусство Айкидзюдзюцу было основано шестым сыном императора Сэйва (850-880), принцем Тэйдзюном и через сына последнего, Цунэмото, стало достоянием могущест-венного самурайского клана Минамото...

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 6

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 5

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 4

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 3

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 2

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 1

Хронология айкидо

История развития айкидо с момента рождения О-сэнсэя до конца ХХ века.

Ивама: место рождения айкидо

Спроси любого айкидоку, кто является основателем айкидо, и даже новичок без особого труда сможет назвать имя Морихея Уэсибы. По-видимому, это можно объяснить тем, что фотография Основателя висит на видном месте практически в каждом додзё по всему миру, да и в разговорах имя учителя упоминается достаточно часто. Но если не останавливаться на первом вопросе, а продолжать спрашивать дальше: когда и где Уесиба развивал и совершенствовал свое искусство - то даже среди опытных айкидок мало кто сможет дать точный ответ.

В сентябре 1989 г. в Ленинград приехала делегация Копенгагенского Айкидо клуба, ученики Сайто - сенсея: Итан Вейсгард (3 дан), Кит (3 дан), Ян Стеффенсен (2 дан), Ларс Ландберг (2 дан). Был проведен двухнедельный семинар. А в октябре того же года был организован клуб Айкидо "Такемусу Айки". С этого момента и начинается история Такемусу Айкидо России.

МЕАФА

Международная Евро-Азиатская Федерация Айкидо (МЕАФА) является основанным на членстве некоммерческим общественным объединением, созданным для защиты общих интересов и достижения уставных целей и задач, направленных на развитие и популяризацию айкидо.

Морихеи Уешиба родился 14 декабря 1883 года в городке Танабе префектуры Вакаяма. Он был четвертым ребенком и младшим сыном зажиточного землевладельца Йороки Уешиба, собственностью которого были два гектара плодородной земли. Йороки пользовался большим уважением в местной общине, он был избран в совет самоуправления и оставался его членом в течение двадцати лет. Мать Морихеи, Юки, происходила из благородного семейства Итокава.

Сыновья в семье воспитывались в духе буддизма. В возрасте семи лет Морихеи начал изучать классиков конфуцианства и буддистские священные писания в храме секты Шингон, расположенном вблизи Дзизоде-ры. Его учитель, священник Кобо Дайши, был талантливым рассказчиком. Мальчика очаровали его чудесные истории, но под их влиянием впечатлительного ребенка стали преследовать повторяющиеся сновидения, что очень обеспокоило его отца. Йороки решил, что физические нагрузки помогут восстановить здоровый сон сына, и стал обучать Морихеи плаванию и сумо.

В Танабе Морихеи окончил начальную школу, и там же в возрасте тринадцати лет был зачислен в недавно открытую местную среднюю школу, которую оставил, не закончив обучения, и поступил в Счетный институт Йосиды. Получив диплом, Морихеи работал в налоговой службе Танабе, где в его обязанности входила оценка земель.

В 1902 году Морихеи уволился из налоговой службы и поехал в Токио, намереваясь создать там собственное торговое предприятие. В период организационных работ перед открытием «Уешиба Трэйдинг» - компании по торговле канцелярскими и школьными принадлежностями, - он работал коммивояжером в районе Нихом-баси. И именно тогда, во время своего первого пребывания в Токий, Морихеи начал заниматься боевыми искусствами джиу-джитсу и кен-джитсу. Тогда же у него обнаружилась болезнь бери-бери, что и вынудило его оставить Токио и возвратиться в Танабе. Там вскоре состоялось бракосочетание Морихеи Уешиба и Хацу Итокава. Хацу родилась в 1881 году и выросла в Танабе, Морихеи был знаком с ней с детских лет.

В 1903 году Морихеи был призван в армию, зачислен в 37-ой полк Четвертой дивизии в Осаке. За успехи в боевой подготовке, трудолюбие и честность его называли «королем солдат». Через год, когда началась русско-японская война, он попал на фронт в чине капрала и за беспримерную отвагу в сражениях получил звание сержанта. В периоды затишья в военных действиях Морихеи постоянно занимался боевыми искусствами, посещая додзо мастера Масакацу Накаи в Сакае, где он изучал джиу-джитсу Ягю-рю школы Гото.

В 1907 году Морихеи был демобилизован из армии и возвратился в Танабе, где работал в семейном хозяйстве и участвовал в местной политической жизни, возглавив молодежную ассоциацию городка.

В это время отец Уешибы предложил посетившему Танабе преподавателю дзюдо Киючи Такаги стать наставником Морихеи. Получив согласие Такаги, Йороки переделал семейный амбар в додзо- Именно здесь Морихеи осваивал дзюдо стиля Кодокан. Одновременно он продолжал посещать додзо Накаи и получил квалификационное свидетельство школы Гото. Так, в делах и занятиях боевыми искусствами, прошли три года.

В 1910 году у Хацу и Морихеи родилась дочь Мацу-ко. В это время Морихеи заинтересовался правительственным планом освоения севера острова Хоккайдо. Он совершил ознакомительную поездку на Хоккайдо, где останавливался в гостинице города Энгару. Там и произошло его знакомство с известным мастером боевого искусства Дайто-рю Сокаку Такеда. Техника Дайто-рю потрясла Морихеи, у него появилось желание освоить ее под руководством Такеда. который переселился на Хоккайдо в поисках новой жизни. Морихеи договорился с местной администрацией о возможности переселения в Ширатаки, близ деревни Йобецу. Вернувшись в Та-набе, он организовал группу добровольных переселенцев из членов местной молодежной ассоциации. Группа, получившая название Кишу, состояла из пятидесяти четырех хозяйств (более восьмидесяти человек). В марте 1912 года началось путешествие переселенцев из Танабе в Ширатаки, которое завершилось в мае.

Местность, где и сейчас находится поселок Ширатаки, в те времена была пустошью с бедной почвой, а климатические условия на севере Хоккайдо не были благоприятны для растениеводства. Тем не менее, множество начинаний группы Кишу были успешными, такие как выращивание мяты, разведение лошадей и коров молочных пород. В первый же год были заложены основы деревообрабатывающего предприятия. Морихеи делал все возможное, чтобы добиться успеха этого предприятия, занимаясь одновременно строительством начальной школы и торгового ряда в Ширатаки, благоустройством домов и интенсивными тренировками с Сокаку Такеда (в 1916 году Морихеи получил квалификационное свидетельство Дайто-рю джиу-джитсу).

Вследствие расширения производства древесины Ширатаки быстро разрастался. Но 23 мая 1917 года был почти полностью уничтожен сильнейшим пожаром. В течение года Морихеи вместе с другими переселенцами восстанавливал Ширатаки. Весной 1918 года он был избран в совет местного самоуправления, а в июле того же года родился его первый сын - Такемори, год спустя в семье появился еще один ребенок - сын Кунихару.

Восемь лет жизни Морихеи Уешиба посвятил освоению Хоккайдо, но беспокойство о тяжело заболевшем отце заставило его возвратиться в Танабе. Известие о болезни отца Морихеи получил в середине ноября 1919 года, и после недолгих сборов семья Морихеи отправилась в далекое путешествие на юг. При остановке в Киото Морихеи узнал, что в близлежащем Аябе поселился основатель нового, быстро обретавшего популярность религиозного учения Омотокийо - Онисабуро Дегучи, известный своими идеями об умиротворении духа и возвращении к божественному посредством медитаций и физических упражнений. Морихеи решил посетить Дегучи и оставался в Аябе до 28 декабря. Он попросил Онисабуро помолиться за своего больного отца, но Дегучи ответил: «Тот не нуждается в молитвах, кто уже близок к Богу». Эти слова произвели глубокое впечатление на Морихеи,

Йороки Уешиба умер 2 января 1920 года в возрасте 76 лет. Морихеи тяжело переживал смерть отца и в поисках душевного успокоения решил переехать в Аябе, чтобы быть рядом с Онисабуро Дегучи, религиозное учение которого позволило бы Морихеи обрести мир в своей душе. В Аябе он поселился в районе проживания последователей учения Омотокийо, в доме позади начальной школы, где и прожил вместе с семьей до своего переезда в Токио в 1927 году.

Морихеи глубоко проникся идеей Онисабуро об утверждении мира и взаимопонимания между людьми путем их совершенствования в боевых искусствах. Он присоединился к ученикам Омотокийо, принимая участие в физических упражнениях и медитациях. С помощью Онисабуро Морихеи переоборудовал часть своего дома в додзо на 18 циновок, получившее название «Академия Уешиба». Там он преподавал начала боевых искусств последователям Омотокийо.

К сожалению, первый год пребывания Морихеи в Аябе был отмечен новыми личными драмами: он потерял обоих сыновей. В августе 1920 года заболел и умер Такемори, а в сентябре - годовалый Кунихару.

В течение первого года пребывания Морихеи в Аябе программа обучения в Академии Уешибы расширялась и углублялась, и стала расти известность великолепного мастера боевых искусств из Аябе. Вместе с этим росло число занимающихся в Академии, и не только за счет последователей Омотокийо. Учиться приехали многие военные моряки с базы Майдзуру. 11 февраля 1921 года власти устроили облаву на штаб-квартиру последователей Омотокийо (впоследствии она получила название "Первый Инцидент Омото"). Несколько человек были арестованы, среди них и Онисабуро. К счастью, неприятности не коснулись Академии и семьи Морихеи. В 1921 году родился я.

В следующие два года Морихеи помогал освобожденному под залог Онисабуро восстанавливать центр Омотокийо, обрабатывал в Теннодэра девять соток земли, полученных от администрации, и все это не прекращая преподавания в Академии.

Повседневные занятия боевыми искусствами и возделыванием земли привели Морихеи к мысли, что между обоими видами деятельности существует несомненное родство - и то, и другое призвано взращивать и лелеять жизнь, защищать и очищать ее. Веру в то. что любое действие ценно только тогда, когда оно наполнено оберегающей любовью и ответственностью за живое, Морихеи принял всем сердцем, и все его поступки в дальнейшем были подчинены ей. Другими словами, эта вера стала лейтмотивом его жизни.

В это время Морихеи увлекся изучением котодама - науки о единстве формы и содержания. Он отказался от формального преподавания Ягю-рю и Дайто-рю, так как пришел к пониманию необходимости преодолеть условные разграничения между духовным и телесным развитием, поскольку они взаимосвязаны. Так зарождалось новое, совершенно оригинальное боевое искусство, основанное на гармоничном развитии духа и тела, а не только на превосходной технике самообороны. В 1922 году Морихеи назвал его «айки-буджитсу».

13 февраля 1924 года Морихеи вместе с Онисабуро и группой учеников Омотокийо тайно покинули Аябе, намереваясь пересечь Маньчжурию и найти в Монголии место, куда можно было бы переместить штаб-квартиру Омотокийо, и где религиозная секта могла бы мирно существовать, не подвергаясь преследованиям со стороны властей. 15-го февраля они прибыли в Мукден, где встретили Лю Чанг Кьюи, известного маньчжурского военачальника, возглавлявшего Северо-западную Независимую Армию. Вместе с Лю они направились вглубь Монголии. В этом путешествии Морихеи взял себе китайское имя Ванг Шу Као. Экспедиция закончилась плачевно. Китайский военачальник Чанг Цо Лин уже поджидал путешественников в Байан Далаи, где они попали в засаду 20 июня. Морихеи, Онисабуро и еще четыре участника экспедиции были арестованы и приговорены к смертной казни. В ожидании исполнения приговора они провели в плену несколько месяцев. К счастью, вмешались сотрудники японского консульства, которые договорились об освобождении пленников и. обеспечили их благополучное возвращение на родину.

Это приключение стало серьезным испытанием для Морихеи и его спутников. Понадобились все духовные и физические силы, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь своих товарищей.

Морихеи Уешиба, Онисабуро Дегучи и их товарищи по несчастью во время «Великого монгольского приключения». У всех на ногах цепи. Морихеи третий слева. В поисках места для «рая на земле» Онисабуро и его спутники направились в Монголию, где были арестованы китайским военачальником и приговорены к смертной казни- Снимок сделан во дворе японского консульства перед освобождением после нескольких месяцев пребывания в плену.

Возвратившись домой в 1925 году, Морихеи пытался вернуться к прежней жизни, привычным занятиям сельским трудом и боевыми искусствами. К своим обычным тренировкам он прибавил упражнения с копьем и мечом. Однако все воспринималось не так, как прежде. Потрясения, выпавшие на его долю во время пребывания в Монголии, оставили глубокий след в душе Морихеи. Там он обнаружил в себе новые качества. Так, в ситуациях, когда жизнь подвергалась опасности, его спасало внутреннее зрение - под ружейным огнем он видел траектории движущихся пуль, как светящиеся линии.

Однажды открыв в себе интуитивную сверхчувствительность, Морихеи учился осознанно применять ее в своих занятиях "айки-буджитсу".

Весной 1925 года военно-морской офицер, мастер кэндо, вызвал Морихеи на поединок. Морихеи принял вызов и победил практически без борьбы, поскольку мог предвидеть направление ударов соперника прежде, чем офицер успевал поднять свой деревянный меч. Сразу после поединка Морихеи пошел искупаться к водопаду. Под струями воды он испытал ни с чем не сравнимое чувство чистоты духа и тела, как будто заново родился. Ему казалось, что он купается в золотом свете, льющемся с небес, а его тело и душа сами излучают золотое сияние. Он ощутил себя частицей Вселенной. После долгих нравственных исканий смысла будо он, наконец, пришел к осознанию тех фундаментальных философских принципов, которые теперь являются основой айкидо. Другими словами, то было божественное озарение.

Морихеи решил изменить название "айки-буджитсу" на "айки-будо" (джитсу - искусство, до - путь). «Искусство» подразумевает совершенство техники выполнения приемов, «до» — путь, по которому следует воин, совершенствуясь и духовно, и физически.

С возрастанием известности айки-будо, рос и интерес к нему среди высокопоставленных персон. Осенью 1925 года по приглашению адмирала Исаму Такешита Морихеи поехал в Токио для демонстрации боевых искусств перед множеством сановников в резиденции бывшего премьер-министра Гомбеи Ямамото. Его выступление произвело на всех огромное впечатление. Двадцать один день Морихеи прожил во дворце наследного принца, преподавая боевые искусства.

Весной 1926 года Такешита вновь пригласил Морихеи в Токио. На этот раз Морихеи преподавал в Имперском суде. Министерстве внутренних дел, обучал военных и морских офицеров, финансистов. Пребывание Морихеи в Токио несколько затянулось, а летом из-за кишечного расстройства он плохо себя чувствовал и вынужден был возвратиться на отдых в Аябе.

Получив следующее приглашение адмирала Такешита в феврале 1927 года, Морихеи не мог отказаться от поездки в Токио, но постоянные разъезды стали утомительны, и с благословения Онисабуро Морихеи решил переехать в Токио на постоянное жительство с намерением полностью посвятить себя преподаванию боевых искусств.

В течение двух лет Морихеи снимал в Токио временное жилье, потом поселился в доме неподалеку от храма Сенгаки в районе Курума. Он переделал две комнаты в додзо с восемью циновками. В это время его учениками были Исаму Фудзита, Шойо Мацуи, Кайдзан Накадзато и актер театра кабуки Кикугоро Йонносуки vi.

В 1930 году Морихеи поселился на вилле Ушигоме в районе Вакамацу и начал строительство нового додзо. Именно там его посетил Дзигоро Кано - основатель дзюдо и глава Кодокана. Кано был восхищен мастерством Морихеи, а об айки-будо Дзигоро сказал: «Это -идеал будо^. Впоследствии Кано послал заниматься у Морихеи двух своих учеников: Дзиро Такеда и Минору Мочидзики.

В 1930 году произошло еще одно важное для развития айки-будо событие - это был визит генерал-майора Макото Мицура. Тот был скептически настроен к новому будо и приехал в додзо, чтобы посрамить Морихеи. Однако от его скепсиса не осталось и следа, а восхищение основателем айки-будо было столь велико, что Мицура тут же записался к нему в ученики. В дальнейшем, по рекомендации этого генерал-майора, Морихеи стал инструктором Военной Академии Тояма.

В 1931 году было завершено строительство главного додзо айки-будо на восемьдесят циновок в районе Вакамацу, где оно стоит и сегодня. На торжественном открытии додзо получило название «Кобукан». Следующие десять лет были первым «золотым периодом» айки-будо. В Кобукане тогда обучалось множество последователей айки-будо, среди них Хисао Камата. Хадзима Ивата, Каору Фунабаши, Цутому Югава, Риндзиро Шира-та. В первые годы работы Кобукана там занимались и несколько талантливых женщин. Кобукан называли «адским додзо» из-за высокой интенсивности тренировок.

Следующие несколько лет Морихеи был чрезвычайно занят, поскольку преподавал не только в Кобукане, но и во многих других организованных им в Токио и Осаке додзо: в Токио - Оцука (додзо, спонсируемый Сейдзи Нома, председателем Коданса), Койсикава, Фудзими и Шайбадаши; в Осаке - Сонедзаки, Суйда и Чаусуяма.

Выдающимися учи-деши (постоянными учениками) в это время были Шигеми Йонекава, Дзензабуро Акадза-ва, Годзо Шиода и Тегуми Хоши.

В этот период Морихеи много времени и внимания уделял искусству боя с мечом - кендо. Множество бойцов кэндо стали тогда завсегдатаями додзо Кобукан, среди них Кийоши Накамура, который в 1932 году женился на дочери Морихеи.

Морихеи преподавал также в полицейских участках Осаки (по рекомендации Кендзи Томита, начальника полиции префектуры Осака, а впоследствии губернатора префектуры Нагано и ответственного секретаря кабинета министров). Кроме того, он сотрудничал с осакской газетой «Асаши» и тренировал финансистов в Японском Промышленном Клубе.

В 1932 году было основано «Общество Содействия Боевым искусствам Японии», и в 1933 году Морихеи стал его президентом. В мае 1933 года открылся додзо Такеда - постоянно действующий тренировочный комплекс в префектуре Хайого. Со всех концов страны съехались туда молодые люди, чтобы тренироваться и работать, воплощая в жизнь идеи основателя об объединении занятий боевыми искусствами и земледелием.

К середине тридцатых годов Морихеи стал знаменитостью в мире боевых искусств. Глубокое философское содержание его детища - айки-будо, «союза духа, разума и тела» — привлекало общественное внимание к его личности даже в большей степени, чем его непревзойденное мастерство во многих традиционных японских боевых искусствах.

В сентябре 1939 года Морихеи в качестве почетного гостя побывал в Маньчжурии на соревнованиях по боевым искусствам. В показательных выступлениях он сразился с бывшим борцом сумо Тенрю и с легкостью одержал победу. Морихеи стал часто посещать Маньчжурию, консультируя в университете Кэнкоку и других учебных заведениях. Он не прекратил свои поездки даже после начала военных действий в Тихом океане. В последний раз он был в Маньчжурии по приглашению «Великой Ассоциации Боевых искусств» в 1942 году на праздновании десятой годовщины со дня образования прояпонского государства Маньчжуко. Там Морихеи демонстрировал приемы боевых искусств в присутствии императора Пу-И.

30 апреля 1940 года Кобукан получил статус головной организации Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Первым президентом этой организации стая адмирал Исаму Такешита. В том же году айки-будо стало обязательным предметом в учебном плане Полицейской Академии, где преподавал Уешиба.

С началом войны в Тихом океане ученики додзо Кобукан один за другим уходили на фронт. В это время я был учащимся средней школы при университете Васеда. Мне, Кисабуро Одзава и другим молодым ученикам было поручено поддерживать порядок в додзо.

В 1941 году Бутокукай (правительственная организация, объединяющая все боевые искусства) принял айки-будо в свои члены. Морихеи назначил Минору Хираи представителем Кобукана в секции Айки Бутокукая. Именно с этого времени в употребление вошло название "айкидо" вместо "айки-будо".

Во время Второй Мировой войны, после объявления в Токио чрезвычайного положения, основной задачей Морихеи стало сохранение айкидо для будущих поколений. Он эвакуировал штаб-квартиру организации в префектуру Ибараги. Поручив мне ответственность за додзо в Вакамацу, Морихеи с женой переехал в Иваму. Там они очень скромно жили в сарайчике, приспособленном для жилья, до окончания войны.

В Иваме Морихеи начал строительство комплекса, включающего Святилище Айки и Айки Додзо. Святилище Айки, украшенное изнутри изящной резьбой, было закончено в 1944 году. В Святилище хранятся сорок три изваяния божеств, оберегающих айкидо. Айки Додзо, ныне известный как додзо Ибараги, был закончен в 1945 году, незадолго до окончания войны.

Морихеи лично спроектировал комплекс, следуя принципам котодама в расположении его элементов. Все элементы в додзо, молельне и окрестностях расположены соответственно трем универсальным фигурам - треугольнику, кругу и квадрату, символизирующим дыхательные упражнения в котодама. «Когда треугольник, круг и квадрат объединяются в сферическом вращении, возникает состояние совершенной ясности и чистоты. Это - основа айкидо»,- объяснял Морихеи.

Во время войны все свои силы я отдавал сохранению додзо Кобукан. Несмотря на массированные бомбардировки Токио американской военной авиацией, додзо не был поврежден, но занятия в нем не могли продолжаться, так как после войны он использовался в качестве приюта для тридцати с лишним бездомных семей. Штаб-квартирой айкидо в это время была Ивама, где мирно жил Морихеи, занимаясь земледелием и обучая молодых людей из окрестностей.

После войны интерес к боевым искусствам заметно ослабел, и будущее айкидо оказалось под сомнением. Однако Морихеи верил в свое детище, и мы вместе упорно трудились, чтобы айкидо утвердилось в послевоенной Японии. Когда столица немного оправилась от военных невзгод и разрушений, мы стали готовить почву для возвращения штаб-квартиры айкидо в Токио.

9 февраля 1948 года было получено разрешение Министерства образования на создание международной организации Айкикай. Тогда же главный додзо в Токио был переименован во «Всемирный Центр Айкидо».

Когда был учрежден Айкикай, я получил поручение объединить существующие организации айкидо и планировать их дальнейшее развитие. Тем временем Морихеи оставался в Иваме, поглощенный осмыслением и практикой боевых искусств.

Начиная с 1950 года Морихеи снова стали приглашать для чтения лекций, демонстраций техники айкидо и обучения молодежи. Поскольку возраст Морихеи приближался к семидесяти годам, его превосходная техника могла поддерживаться только исключительной силой его духа, а не тем неистовым напором и физической силой, которые были присущи ему в молодости. Он особо подчеркивал, что главным источником айкидо является любовь. Первый иероглиф в названии «ай» - гармония, читается точно так же, как иероглиф, в японском языке обозначающий любовь. В зрелые годы Морихеи сконцентрировал внимание учеников на сходстве не только звучания, но и смысла этих двух слов.

В 1954 году штаб-квартирой айкидо снова стал Токио. Токийский додзо, ставший базовым для организации Айкикай, получил новое название: «Главный Додзо Айкидо». В сентябре 1956 года Айкикай провел первую после окончания войны публичную демонстрацию боевых искусств на крыше универмага Такашимайя в районе Токио Ни-хомбаси. Демонстрация продолжалась пять дней и оставила неизгладимое впечатление у высокопоставленных иностранных гостей. Морихеи всегда был против публичных демонстраций, но он понял, что теперь Япония вступила в новую эру, и согласился проводить демонстрант ради дальнейшего развития айкидо. 1956 год можно назвать годом международного при знания айкидо. В Токио стали съезжаться со всех континентов желающие обучаться айкидо. По всей территории Японии открывались новые додзо, айкидо изучали в университетах, промышленных компаниях ] правительственных учреждениях. Так начался второй «золотой период» айкидо.

С возрастом Морихеи стал все меньше заниматься делами Айкикая, поручив мне заботы по организации занятий в Главном Додзо. Тем не менее, он продолжал лично участвовать в демонстрациях, а в январе 1960 года МТУ сняло фильм о Морихеи «Мастер Айкидо», в котором он сам демонстрировал технические приемы.

14 мая 1960 года Айкикай организовал демонстрации айкидо в районе Шинзуки в Токио. Морихеи участвовал в них и своим показательным выступлением, названным «Сущность Айкидо», просто поразил аудиторию.

Позднее в этом же году император Хирохито наградил Морихеи и обладателя десятого дана по кюдо Йо-сабуро Уно орденами Шидзухосо. Ранее только три мастера боевых искусств были награждены этим орденом: мастер дзюдо Киузо Мифуне и мастера кэндо Кин-носуко Огава и Сейдзи Мошида.

28 февраля 1961 года Морихеи посетил Соединенные Штаты Америки по приглашению гавайского филиала Айкикай. Во время этого визита основатель айкидо сделал такое заявление: «Я прибыл на Гавайи с целью построить «серебряный мост». До сих пор я трудился в Японии, создавая «золотой мост» для объединения страны, но отныне я хотел бы построить мост, объединяющий разные страны мира в гармонии и любви, заложенных в айкидо. Я считаю, что Айки, дух боевых искусств, сможет объединить людей мира в гармонии, в истинном духе будо, в неизменной всеохватывающей любви».

7 августа 1962 года в честь шестидесятилетнего юбилея занятий Морихеи боевыми искусствами в Святилище Айки был организован большой фестиваль айкидо. А в 1964 году Морихеи получил новую персональную награду от императора Хирохито за заслуги в развитии боевых искусств.

14 марта 1967 года в Токио состоялась церемония начала строительства нового Главного Додзо. В этот же день в Иваме Морихеи провел первую церемониальную борозду Нового года. Строительство нового здания додзо, трехэтажного бетонного строения, было завершено 15 декабря 1967 года. Одну из комнат этого здания Морихеи использовал как кабинет и спальню, и теперь она называется Комнатой Основателя.

Торжественное открытие нового Главного Додзо состоялось 12 января 1968 года. Речь Морихеи на церемонии открытия была посвящена сущности техники айкидо. В этом же году было построено новое здание дод-зо в Кокайдо, Хибия. На праздновании в честь открытия этого додзо Морихеи провел, как оказалось, свою последнюю демонстрацию айкидо.

15 января 1969 года Морихеи посетил празднование Нового года в Главном Додзо. Он ничем не болел, но его физическое состояние быстро ухушалось. Морихеи тихо скончался 26 апреля 1969 года в 17 часов. Церемония прощания с Основателем началась в Главном Додзо 1 мая в 19 часов 10 минут. В этот день Основатель был удостоен посмертной награды от императора Хирохито. Его прах захоронен в семейном склепе Уешиба на кладбище Танабе, пряди волос Основателя помещены в Святилище Айки в Иваме, в Главном Святилище Кумано и захоронены на семейном участке кладбища в Аябе.

Я был избран преемником своего отца на посту Айки Дошу единогласным решением Айкикай 14 июня 1970 года.

Киссомару Уешиба.
Главы из книги "Будо - учение основателя Айкидо"
Издательство "Феникс"
1999г.