Использование реки нерль человеком. Интересные истории,легенды о реке Нерль

Нерль клязьминская-2009 или путешествие психа-одиночки.

Почему психа-одиночки? Потому что только так обычно воспринимают людей, которые отправляются в путешествие в одиночку…

Часть первая - сборы.

Как вообще собираются в походы? Похоже, совершенно однообразно. Прочитав несколько достаточно подробных (иначе говоря, «художественных») отчетов о походах, я пришел к выводу, что собираюсь точно так же, как все. Иначе говоря: сначала долго мечтаешь попасть на выбранную реку, потом резко собираешься и идёшь.

Нерль клязьминская (начинается из болот в районе пос. Чернцы Ярославской области. Есть ещё Нерль волжская с истоком оз. Сомово - километров 15-20 к югу от Чернцов. Впадает, соответственно в Волгу) привлекла моё внимание достаточно давно. Из Москвы до неё можно добраться как по трассе Москва-Ярославль, так и по железной дороге того же направления. Последний вариант удобнее потому, что ж/д находится ниже по течению, где река уже несколько шире и полноводнее. Возвращение в ту же Москву снова не представляет трудностей («Как всё просто удаётся, на словах и на бумаге: как легко на гладкой карте стрелку начертить… А потом идти придётся, через горы и овраги…»©) - либо со станции «Петровская» (железная дорога Москва-Иваново) или платформы «Боголюбово» (один перегон до Владимира).
Протекает красавица, в основном, по границам областей Владимирской, Ярославской, и Ивановской. С одной стороны - мало населённых пунктов (но это в среднем течении), с другой стороны - веслоруких на ней тоже мало. Сказывается удалённость от Москвы. Удалённость, конечно, спорный вопрос. Но по сравнению с той же Угрой… Разница - как пройтись по скверику на окраине Москвы и по пешеходному Арбату.
***
Как уже говорил, всё шло точно по плану: долго хотелось. К отпуску уже морально подготовился и даже начал раскидывать в Интернете объявления в поисках попутчиков. Закупился продуктами. Несколько найденных претендентов, в итоге, растерялись, сразу выехать не смог и уже было похоронил идею до следующего лета, но… «В один прекрасный день» - т.е. в субботу (почти Вини-Пух, право слово) по окончании первой из двух недель отпуска, я понял: лучше идти, а то есть риск совсем никуда не попасть. И, минимально выкинув ненужное (Ошибка №1 ), в воскресенье утром я стартовал…

Часть вторая - «заброс»

Расписание электричек запасено заранее и по всем направлениям. Два тюка на телеге и рюкзак за плечами («Мальбрук в поход собрался». Вспомнить бы, чем тот поход закончился… – очень неприлично он закончился, – прим. ред._ )/
Москва становится удобным для жизни городом: стало ходить много «низкопольных» автобусов, где в центральных дверях даже поручня нет посередине. Так что до платформы Москворечье доехал совершенно без проблем.
Дальше процесс пошёл интереснее. Проезд на любое расстояние по Москве в электричке – 22 рубля. А багаж свыше 36 до 100 кг уже – 104! Я чуть с лестницы (она рядом с кассами) не скувыркнулся, как услышал…

Но это – ерунда. Как выясняется, путешествовать с тяжёлым грузом на тележке – та ещё морока. Для начала оказалось, что для прохода на нужную платформу требуется сначала спуститься на другую, пройти по ней 2/3 длины, ПОДНЯТЬСЯ на временный мост и СНОВА СПУСТИТЬСЯ уже на нужную… Кроме того, швеллеры для колёс колясок и тележек закреплены на ступенях вплотную к поручням и мои мешки, выпирающие за габариты тележки, не позволяют по ним спуститься. Мдя… Этап 1: распаковка телеги. Этап 2: спуск по очереди. Этап 3: перемещение по платформе… Этапы с 4 по 6-й (поднять на мост, перенести, спустить с моста) я решил пропустить. Пользуясь тем, что груз не привязан, положил всё на край платформы, спрыгнул на пути и перенёс всё по очереди…
Да! Я знаю! Хождение по путям – опасно! Но дорогим инженерам по ТБ (технике безопасности) кроме умных инструкций, следовало бы участвовать в планировании работ. Господи, как же там старушки справляются?
Знать бы, что приключения с телегой только начинаются! Но, счастливый и довольный своей сообразительностью (наивная душа), я спокойно привязываю всё на место и сажусь в электричку, которая везёт меня к трём вокзалам.
***
Платформа «Каланчёвская».
Это сейчас я осознаю, что «широкие» проходы турникетов для пассажиров с багажом, в которые моя телега с трудом протискивается, это - ерунда. «Путешествовать с тяжёлым грузом..» - об этом я уже упоминал.
200 метров до Ярославского вокзала прошли без приключений. Много нового об интеллекте окружающих я открыл уже там. Во-первых ни одна из 3-х кассиров не знала, как оформлять багаж на электричку (на «Москворечье» просто дали соответствующий багажный билет). Мне даже пришлось по их указке прогуляться до места взвешивания багажа (телега с грузом ровно 60,0 кг!). Оказалось, что это только на поезда дальнего следования. Для очистки совести я купил пассажирский билет на меньшее расстояние и беспрепятственно прошёл на платформу. Чтобы не пропустить «во-вторых», следует напомнить, что в турникетных вестибюлях стоит толпа контролёров. Ни одного(одну) из них оплата багажа не интересовала.
Проезд до Александрова в полупустом (предпоследнем – важно) вагоне вряд ли интересен…
***
Александров.
Значительная пересадочная станция. Сходятся линии Москва, Иваново, Ярославль и проходит железнодорожное кольцо Московской области. Соответственно и количество маневровых путей (ещё ж, понятное дело, депо есть) - соответствующее.
Ошибка №2 : язык не только доведёт до Киева, но и значительно сократит как путь, так и геморрой! Не видя из-за изгиба путей нормального перехода к вокзалу, ничтоже сумняшеся, выдвигаюсь к концу платформы. Прогулка через почти десяток путей с вышеозначенным грузом радости не прибавляет. Но до электрички, судя по расписанию из Интернета, – 28 минут. Время есть и я спокоен, как удав.
Перебравшись через рельсовые барьеры (новый олимпийский вид спорта: скачки через барьеры с телегой груза!) обнаруживаю, что между мной и вокзалом имеется куча строений, вплотную располагающихся к путям. Подробности очередной прогулки с препятствиями опустим. (Где была моя дурная голова? В худшем случае можно было спросить на платформе…)
Для тех, кому предстоит пересаживаться в Александрове , скажу: платформа вдвое длиннее привычных. С московской стороны - высокая, как по всему Подмосковью. С ярославской - низкая, как по всем Ярославской и Ивановской областям (и кольцевой ж/д, разумеется). В центре - настил для удобного перехода через пути. О том, что две электрички стояли в ряд у этой платформы, вы уже и сами догадались…
Ну и напоследок для путешествующих: в подмосковных электричках наличие бригады кассиров-контролеров чаще только обещают. В ярославской они реально есть. На вокзал ходить не нужно. Выходишь из одной электрички, проходишь по платформе и садишься в другую. Покупаешь билет на месте. Ни каких проблем.
Впереди - станция БеклемИшево (читать именно так) и мост через реку Нерль.
***
Беклемишево.
Микростанция (вероятно, так воспринимается после Москвы). Наверное, именно такие подразумеваются под понятием «полустанок».
Ошибка №3 : читай отчеты тщательно! Впереди два километра до моста через Нерль. Что соответствует карте и чужим отчетам. Как указывалось в одном из отчётов и подтвердилось позже, с машинистом можно договориться на остановку электрички у моста! (По непроверенным данным, на сегодня - 200 рублей).
Ошибка №4 : отчётам и ответам можно верить с поправкой на прошедшее время! Вопрос, обращённый к аборигенам, подтверждает информацию одного из отчётов: вдоль железнодорожного полотна есть тропа, по которой можно попасть к реке. В указанном направлении обнаруживается неплохо утоптанная пешеходная тропинка, по которой я и отправляюсь по кочкам и ямкам, пыхтя, и с телегой…
Преодолён небольшой подъём… Открывшаяся перспектива озадачивает: на протяжении 3-4 километров моста не видно. Вовремя вспоминаю, что мост не обязательно должен быть калассически-арочным - река то не широкая! Продолжаю пыхтеть. Потихоньку-полегоньку и за 30-40 минут первый километр пройден. Насыпь высотой метра два, а я внизу на тропе, более напоминающей грунтовую дорогу. Если тут ездят машины (две колеи - ёшкин кот!), то и я доеду! Припекает солнышко и я, слегка вымотавшийся, всё ещё готов к подвигам и наивно верю в прекрасное будущее…

Всем известный пушной зверёк подкрадываться незаметно не стал. Он заранее знал, что я его не узнаю. Дорога закончилась через километр, возле трубы, через которую дождевые воды протекают под насыпью. Покорять высокие целинные травы желания не было. Мысленно выразив своё возмущение по поводу сложившейся ситуации, я полез на насыпь. Назад - километр или более в гору, вперёд… не видать. Только неестественное для железнодорожного полотна тёмно-синее пятнышко. («-Там что-то чёрненькое белеется! - Да нет, там что-то беленькое чернеется!» ©) даёт основание полагать, что там - вожделенный мост. Короче, вариант был единственным: на насыпь и… («…я по шпалам, опять по шпалам иду домой к мосту, по привычке.» ©)

Когда вы последний раз были на железнодорожном полотне? Видели какой там гравий? 1. Острый! 2. Крупный! Из первого следует, что в обуви на тонкой подошве ходить не стоит. Из второго - что маленькие колёса тяжёлой тележки по нему не перекатываются вообще! Минут через 40 мучений выяснилось, что телегу можно более-менее катить по шпалам между рельсами: буквально прыгая со шпалы на шпалу. А также, что одновременно тащить рюкзак и тележку - выше человеческих сил. Дальнейшее перемещение выглядело так: телега бросается у стометрового столбика (помните, там стоят такие маленькие?), рюкзак переносится метров на 200 к очередному столбику; возврат за телегой; перетаскивание телеги на N сотен метров, возврат за рюкзаком… Километр до моста преодолён за рекордное время: более двух часов! А колёса тележки выглядят так, как будто проехали полторы тысячи километров.

Пока полз, упаковка с вёслами сползла на привязи и прорвалась о гравий. Как оказалось позже, часть креплений к тенту лодки я таки потерял. Но узнал об этом через день.
Это было незабываемо! Для спуска всего снаряжения к реке приходилось дважды подниматься на мост. Я до сих пор не понимаю, как мне это удалось…

Часть третья - плавание

День первый
Один толчок ногой - и плавание началось.
Обещанной чьим-то отчётом арматуры под мостом не видно. Кроме одинокого прута, к тому же в стороне от течения.
Купание перед отплытием принесло небольшое облегчение от жары, но не сняло боли в мышцах по всему телу. Тем не менее, плыть легче, чем идти, и я наивно начинаю радоваться. (Похоже, что человеческая наивность так же бесконечна, как и глупость.)
Десять минут хода – и я влетаю в заросли водных растений… То ли всё русло заросло, то ли я проход проморгал, но метров 10-15 приходится двигаться пешком, волоча лодку по зарослям. Это даже можно посчитать за отдельную ошибку: были же в отчетах рекомендации доехать на станцию дальше (до Итларя) и нанять машину до Пречистого или Остеево.
Тем не менее к 20:00 я был у деревни Пречистое.

Церковь, брод, колодец. Вечером - рыбаки. В верхнем течении рыбаки встречаются часто. В принципе, мальки постоянно видны под лодкой, что подтверждает: рыба не просто есть - её много.
Сил не остаётся, и за первым поворотам на противоположном берегу реки я нахожу выход на берег и встаю. Сил хватило ровно на выгрузку, установку палатки и разведение костра. Даже воду поставил кипятить. После чего плюнул на всё и упал спать. Даже без чая, не говоря уже о еде.

День второй
Утро приносит подтверждение двум законам: водный поход - лучше пешего и китайское наказание палками по пяткам - серьёзная пытка. Во-первых: на ногах после пешего марша по железной дороге еле держусь, во-вторых: ступни и пятки почти не позволяют на них стоять после вышеупомянутого гравия.
Хорошо хоть, за дровами далеко идти не нужно: сосенки мелкие, но нижние ветки уже высохли - только руку протяни. Комары, как обычно в сосняках - поштучно и кофе придаёт бодрости. Но попытка поесть почти провалена - не хочется. Зажаренная на шампуре сарделька съедается только на 2/3, несмотря на вполне приемлемый вкус. Заваренная кипятком лапша «Роллтон» (на фига на китайское гуано фирменную этикетку клеить? Имидж не жалко?) выбрасывается сразу после пробы.
Так как на ногах стоять почти невозможно, снимаюсь максимально быстро - насколько можно, ковыляя, точно паралитик. Старт в 6:45 и это - нормально. Заснул около 10-то вечера.

В Интернете есть история, как, доверившись карте, люди пытались попасть к мосту, разрушенному ещё во время войны. До деревни Остеево война точно не доходила. Так что та история не про этот несуществующий мост. Вот и верь картам, даже если они не игральные!
До впадения реки Шаха не столько плывёшь, сколько ползёшь: водные растения над поверхностью не стоят (как камыши или рогоз), но на ней плавают. Только разгонишься на открытой воде - стоп, наехал. Интересно, как по ним байдарочники проходят? Как острым носом байдарки их не раздвигай, трение о борта остаётся. Только на местах с течением хорошо: вода сама растения шевелит, уменьшая сопротивление. Скорость почти не снижается.

Зато вместе с солнцем появилась главная напасть: слепни. И ведь, как гады умны: просто так не нападают. Засады устраивают там, где водных растений побольше. Пока отвлечешься, чтобы сманеврировать, тут-то толпой и налетают! Бросаешь вёсла, чтобы отмахаться и тут же въезжаешь в очередные заросли. И то ли гадов бить, то ли выгребать… Классная стратегия - загнать жертву в тупик и пока она выбраться пытается - загрызть. Волки позорные!

Поначалу даже я думал, что байдарочников на реке не встречу: те немногие, что могли в субботу запроситься, должны были быть уже далеко. Да и их не должно быть много. Но около восьми утра по левому берегу увидел российский флаг и байдарку у берега. Ну, для отдыхающих восемь - время ещё раннее, посмотрел, да поплыл себе дальше.
Рано не рано, но за следующим поворотом местные детишки уже рыбачили вовсю: пацан лет 12-ти уже позировал для фото с щучкой на кило-полтора.
Часам к десяти уже поздоровался с другими байдарочниками. Они как раз находились в стадии подъёма. Предложил догонять (догнали к девяти вечера):).
Речка Шаха как-то ни чем не запомнилась. Чуть поуже Нерли в месте впадения.
Зато дальше на реке обозначен брод. Брода в этом месте нет. Зато есть оригинальный мост. Явно самопальный, но добротный. Судя по основанию, там саперы свой понтон утопили в перевернутом состоянии, чем и воспользовались местные: рельсы, брёвна и толстая проволока. Но машины выдерживает и, похоже, не только легковые.

За что люблю лодку - в отличие от байдарки, из неё можно куда угодно выйти. Хочешь - на мост, на одном уровне с водой, а хочешь - на бревно, перегораживающее течение. И тут же волоком лодку перетащить. Байдарку-то волоком не потаскаешь - поднимать нужно.
Тут же, в ста метрах ниже по течению, на левом берегу услышал два родника, где и заправил канистру. (Не покупайте вы эти китайские складные канистры: протекают. В лодке ещё худо-бедно можно уложить и присматривать, а в остальных случаях только проблем добавится.) Будете в тех местах - на фото родники под деревьями: первый под сухим, второй под группой (верховья реки слева).

Деревня Конюково, на правом берегу, ничем не примечательна, кроме названия. Пейзажи хорошие.

Но ниже по течению, километра через два, наверное, есть замечательный участок – быстрое течение, каменистое дно, слева косогор. Прокатиться было очень приятно. На косогоре слышно впадение в реку 6-ти родников. Сразу за этой быстрицей - поворот, на котором есть замечательная отмель. Отличное место для купания. Ещё метров двести и обещанный Интернет-отчётами перекат. Проходится совершенно без проблем.

До деревни Чернокулово особых достопримечательностей нет. Заросли травы, леса, косогоры, стрижиные гнёзда в обрывах. Природа, в общем.

После Чернокулово река приятно меняется. Похоже, выходит из холмистой местности. Течение немного замедляется, река становится глубже, и заметно уменьшается количество водной растительности. Плыть становится гораздо легче.
При впадении реки Шоса в Нерль стоят какие-то развалины. Лезть в одиночку разгадывать загадки не особо хотелось. К тому же оставался открытым вопрос, сколько времени потребуется, чтобы доплыть до Петровского.

В Лучках сначала натыкаешься на разрушенный мост. Я совершенно спокойно прошел во второй справа пролёт. Как оказалось в дальнейшем, идущие за мной байдарочники пошли в туда же и налетели на доску или бревно, перегораживающие пролёт! А я его даже не заметил. Короче: проход для байдарок - первый справа и сразу выгребать влево к центру реки, чтобы не налететь на отмели, кочки и сваи. Поворот получится крутой, но не сложный.

Видимый на фото действующий мост проблем для прохода не представляет.
В тот вечер, видимо, всем приспичило купаться. Денёк, правда, выдался жаркий. В итоге после одного из поворотов я наблюдал прелестную картинку: Явно пожилая, толстая тётка, забравшись на косогор (не на самый верх, но метра на 3-4 выше уровня реки (А с другой стороны реки – поля) вздумала переодеваться. Выгребаешь себе так с благостным расположением духа и тут тебе на… Нечто толстое в кофте и сверкает толстой ж… ягодицами, в общем. Я порадовался, что на надувной лодке плывёшь спиной вперёд. Просто не представляю, какую рожу нужно было бы состроить на байдарке: обратно в поворот не погребешь, орать ей на таком расстоянии (метров 50-100) не станешь. А спрятаться тётке негде! Пока до неё доплыл, какие-то рейтузы она на себя напялила…

К девяти часам, проплыв Спас-Нерль, Косяково и Куменёво, на первом же подходящем месте я встал. Похоже, что до меня тут были другие водоплавающие: костровище, дрова… Ужин весьма скромен (особенно учитывая отсутствие обеда): фирменная «перекрёстовская» тушенка отправлена в кусты всей банкой, две чашки чая и и сарделька на шампуре. И снова есть больше не хотелось. Фантастика.

Пока всё делал, меня догнали утренние знакомцы - с которыми здоровался. Оказалось отец, мать и трое отпрысков на двух байдарках (Хотя, может, и не все дети их. Могли друга детей или ребенка знакомых прихватить. Не спрашивал). Для десяти вечера - поздновато плавать. Окликнул. Не собираются ли всю ночь грести. Предложил пристать. Отец отправил мальчишек на разведку. Вернулись через полчаса: стоянок ниже по течению нет. В итоге заночевали они рядом со мной. По соседству покрупнее полянка оказалась. Заодно потрепались. Товарищи тоже шли от моста, прогулявшись, как и я - по шпалам. От них же узнал о возможности тормознуть электричку. И о таране моста в Лучках:).

Спать завалился, пока они ужинали. Часов с семи на небе собирались тучки, а к одиннадцати всё обложило и немного покапало. В появление проблем я ещё не верил, считая, что боль во всём теле - наибольшая из возможных.

День третий
Снова встал в шесть. Ну не спится мне на природе больше. Как и накануне, одной сосновой ветки хватило на кипяток. Дрова на стоянке оказались практически не тронутыми (байдарочники себе сами насобирали).
Чашка кофе, бублик и «роллтоновская» безвкусная лапша. Лапшу съел, но с трудом. Проголодался, наверное. Но бульон пришлось вылить: безвкусие пытались заглушить обилием специй.

Ошибка №5 : не доверяй погоде! Небо обложено, но какими-то не сильно тёмными облаками. Я, наивно решил: «распогодится», и без пятнадцати восемь тронулся.
Часам к девяти проснулись и слепни. «Ага! - сказали они. - Деликатес из Москвы доставили! Налетай!» Атаки продолжались по сценарию предыдущего дня. Причём дождь, даже усилившийся, им совершенно не мешал. Возможно, даже порадовал: конкурентов-комаров практически не было.

К десяти часам природа сказала: «Тэ-эк-с! Расслабился, значит! Получай!». Дождь мелкий и противный, как осенью. Решив, что на ближайшем мелководье, где можно пристать без труда, натяну тент, я решил потерпеть. «Подходящего» не появилось в течение двух часов. Зато в полдень я наткнулся на полуразрушенное гидросооружение (вероятно, плотина для защиты от паводка).

И как раз метров за 50 до него меня повторно навестил мелкий пушной зверёк: хлынул дождь! Под ливнем пришлось высматривать место для преодоления преграды и остановки. По счастью, слева препятствий на пороге не было, а высота по всей ширине реки на превышала 10 см. Переплыл в «два шлёпа»: шлёп - нос, шлёп - корма. Сразу за зданием можно пристать.
Там-то и узнал я о потере крепежа на тент. Тем не менее, лишние верёвочки у меня были, и тент я поставил. (На фото - другой поход)

Поскольку дождь был явно затяжным, а до вечера было далеко, я двинулся дальше. Благодаря моей предусмотрительности при изготовлении тента, грести он не мешал. Зато почему-то не понравился слепням. Только некоторые из них залетали внутрь. Хотя снаружи садились на тент чуть ли не в бОльшем количестве.
Грести пришлось некоторое время «задом наперёд». Иначе трудно ориентироваться. Но позже всё-таки снова сел на вёсла обычным способом. Ширина реки позволяла слегка отклоняться от курса.

Ошибка №6 : Изготавливая снаряжение, проверяй его на функциональность. Тент банально протекал. Сверху - плоская поверхность. На вмятинах скапливались лужицы и оттуда текло, пока не поставил запасное весло вертикально, создав подобие шатра. К тому времени воды на дне лодки набралось достаточно, чтобы низ рюкзака промок насквозь вместе с брюками и полуботинками, в которых я собирался возвращаться

Впадение реки Селекша опять порадовало неизвестными руинами. Особенно это впечатляет, учитывая, что это самый глухой участок реки. Километров по 10 до ближайшей деревни в каждую сторону.

Если не считать периодических боёв со слепнями, до деревней Быстри и Мышкино делать было не чего. Места глухие, людей нет, выходов на берег не видно. Сплошной лес. Только перекусил на плаву банкой тушёнки и куском хлеба. Больше из-за осознания, что гастриту лучше не помогать в развитии.

Мышкино порадовало оригинальным мостом. Видимо народ любит ходить в соседнюю деревню на другой берег (мост чисто пешеходный, но какой величественный!).

К тому времени (около 17:00) дождь закончился, и плыть стало веселее. После Мышкина я и тент убрал. Даже солнышко появилось.
К тому же леса закончились и слепни как-то сами по себе поотставали.

За Мышкиным слева в Нерль впадает река Ухтома. С этого места Нерль замедляется до уровня чисто равнинной, вальяжной реки.
Церковь деревни Мирславль видна от Ухтомы, если выйти на берег. Всё-таки церкви пытались располагать красиво….

А уже в деревне Новая дорогу перегородила плотина разрушенной микро-ГЭС.

Если доберётесь до тех мест - обход слева. Но не причаливайте в камыши. Можно подойти вплотную к плотине. Рассыпанный гравий из засыпки плотины очень хорошо покрывает дно. В грязи не утонешь.
А вот мост после плотины - не самое удобное препятствие в половодье. Хотя в межень пройти под ним можно без труда. Метрах в десяти ниже по течению остатки свай более раннего моста.

Километра через два ниже по течению решил вставать, хотя было часов семь вечера. Устал за день, как чёрт, впереди по карте и отчетам леса отступают от реки, и дров не найдёшь (похоже - правда), да ещё и мостки попались. До леса – метров триста, за то лодку вытаскивать не высоко. В целом, проблему составили только дрова: На краю леса стояла веранда, а возле неё костровище. Пара взятых оттуда берёзовых чурбачков оказалась насквозь промокшими. Мучиться не хотелось, и я прогулялся ещё раз. Как оказалось, в первый раз перебил не всех слепней, приставших в лесу. Но на оставшихся много времени не потребовалось. Пара досок, лежащих под навесом, решили проблему костра. Одной доски хватило и на вечер и на утро.
Ужин снова был сверхлёгким: пара баранок к чаю… Воздух там, что ли, сытный? :)

Знакомые байдарочники догнали часа через два и встали километра на два ниже по течению.

День четвертый
Дождя ночью не было, но небо хмурое, как накануне. Попадать во вчерашнюю историю не хотелось и, после «бараночного» завтрака подготовил тент так, чтобы он и не мешал, но и поставить можно было не выходя из лодки в кратчайшее время. Вторая доска разрублена и в пакете лежит в лодке. Тюки и рюкзак лежат, опираясь на скамейку и тележку так, что не касаются дна лодки, чтобы не намокнуть.
Старт самый поздний за весь поход: 8:45. На той стоянке я и забыл два замечательных багажных ремня .
В этот день мимо меня проплыли самые красивые пейзажи. Уже часа через полтора небо очистилось полностью. К полудню набежали кучевые облака, иногда даря тень. Но на дождь и намёка не было (как всегда, когда готов его встречать!) :).

В деревне Лобцово полюбовался на церковь-близнец Мирославльской.

Из соседней деревни - Кощеево, тоже, видать, любят ходить к ним в гости и построили славный мостик:

Автомост после Кощеево, видимо стоит со времён царя Гороха. Но и до него там была не одна переправа - гнилые деревянные сваи встречаются дважды ниже моста.

Природа - восхитительна:

Не доплывая Киркеево, можно найти преотличное место для стоянки:

Скорее всего, мои новые знакомые байдарочники затерялись где-то там, так меня и не догнав:)
Сама деревня стоит на высоком берегу, откуда открывается прекрасный вид на реку. Зайдя в деревню в поисках колодца, я даже обнаружил там телефон.

Воды поблизости от реки не обнаружил, а оставлять лодку без присмотра не хотелось, и я отправился дальше.

Настроение немного омрачалось поднявшимся ветром. На некоторых изгибах реки он дул навстречу, но красота пейзажей окупала всё! Река широкая (вот где байдарке раздолье!), хотя и медленная, леса далековато, да деревни встречаются регулярно. Но не вечно же в глуши плавать! Зато нет комаров, а слепни только какие-то случайно-приблудные. Часам к шести вечера я уже подплывал к Петровскому.

После Стебачёво сел за карту: надеялся, что таким ходом смогу продолжить плавание и идти до Боголюбово (до впадения в Клязьму под Владимиром). Но расстояние по расчётам было великовато. Пришлось бы сниматься с маршрута или в субботу в Суздале (откуда только машиной и из-за туристов за бешеные деньги) или в воскресенье (и не дай Бог, под вечер) в Боголюбово. А до Москвы-то еще добраться нужно…
Решил, что ночевать нужно в лодке под автомостом (тент позволяет прямо на плаву спать), а часиков в пять утра выдвигаться к вокзалу. К тому же на карте отмечена прямая автодорога прямо к станции. Заблудиться негде. Тем более расписание редких электричек и поездов я не помнил. Всплывало только в памяти, что около 22-х и позже есть два поезда на Москву.

Через 20 минут я точно знал, что сниматься с маршрута придётся сегодня! За поворотом стояла очередная ГЭС. Обнос был явно не рентабелен.

У неё на правом берегу и собирался. Благо, было только 20:00. Расчёт - час на сборы и просушку и час на 2-3 км по городу до вокзала, так что у меня были шансы не ночевать на вокзале.

Пока сохла лодка, сфотографировал подвесной мост над плотиной, место установки гидротурбины и… «голубую даль непройденных дорог»… :)

На вокзале был в начале одиннадцатого. Без кучи вопросов к аборигенам, дорогу хрен найдёшь. Но даже по разбитому асфальту Петровского идти не в пример легче, чем по полотну железной дороги:)

Поездов и электричек - кот наплакал.

И не надо обольщаться Юрьевым-Польским! Не факт, что добравшись туда, вы сможете попасть на электричку хотя бы до Александрова! Кроме той, что из Иванова и идёт.

Вокзал Петровского - сказка. На нормальном вокзале вход с платформы и из города в центре строения. В этом - с торцов! Когда я подошёл, свет горел только в служебных помещениях. Дежурная по станции, дававшая отмашку фонарем какому-то техническому поезду подтвердила, что СЕГОДНЯ на Москву ещё можно уехать!

Через минут десять в зале ожидания горел свет, и ещё через пять – подошла кассир! Похоже пассажиропоток на станции такой, что некоторые железнодорожники могут работать на дому:).

В 22:46 я отбыл из Петровского, забыв на перроне складную китайскую канистру. Да и чёрт с ней! Всё равно протекает. Если верить карте и курвиметру, за три с небольшим дня пройдено 127 километров.

Советы
Ошибки я уже перечислил. :(
1. Начать лучше с приезда в Итларь. Дальше машиной к Остеево. В крайнем случае – Пречистое. Продираться через заросли от моста - удовольствие ниже среднего. Если всё же хотите начать от железной дороги, то пытайтесь договориться об остановке электричке или всё равно сначала станция Итларь! С той стороны подходит грунтовка и у моста я лично видел у реки легковушку «ИЖ».
2. Стоянок мало. Готовиться к ночи лучше заранее!
3. Перед Петровским с дровами будет совсем плохо, хотя выходов на берег прибавится (местные ходят ловить рыбу).
4. Слепней и, наверняка, комаров - непуганые стада.
5. Первая половина реки (на маршруте до Петровского) изобилует водными растениями. Но тут больше требуется моральная подготовка.

Река Нерль – одна из самых крупных рек Владимирской области, популярная как среди отдыхающих, так и среди рыбаков. На территории области она впадает в Клязьму, что само по себе является запоминающимся зрелищем.

Происхождение названия реки вызывает оживленные споры среди географов, которые не могут определиться, из какого языка пошло слово «нерль». Большинство из них склоняется к тому, что в основу этого топонима легло пропавшее славянское слово, так или иначе связанное с озерами и реками. Некоторые считают, что в основу слова был положен финно-угорский термин, переводящийся как «река». Возможно также литовское происхождение слова. Все эти версии вполне реальны, так как раньше по реке проходил крупный международный торговый маршрут.

Особенности

Река Нерль является одним из основных притоков Клязьмы. Относится к бассейну Каспийского моря и собирает воды с площади 6,7 тыс. кв. км. По территории Владимирской области река проходит около 117 километров, особенно разливаясь ближе к своему устью. В верховьях Нерль минует холмистые регионы с огромными хвойными и смешанными лесами, которые особенно красивы в летне-осенний период. Поэтому в это время здесь можно встретить большое количество туристов, желающих провести время на природе недалеко от негромко шумящего водоема.

Сама речка очень извилистая, чем она особенно привлекает любителей организованных сплавов и байдарочного спорта.

Рыбаки не уедут с этой речки без внушительного улова. Лучше всего «клюют» язи, плотва, судаки, окуни и щуки. При этом особенно удачной получается зимняя рыбалка на этой водоеме, так как именно в это время рыба более активно ищет пропитание и легко попадается практически на любую приманку. Замерзает Нерль в ноябре или начале декабря, а вскрывается, как правило, только в апреле.

Обязательно посетите достопримечательности, расположившиеся на берегу этого водоема – резиденцию князя Андрея Боголюбского, храм Покрова Богородицы на Нерли и архитектурный ансамбль села Кидекши.

Как добраться

На берегу реки Нерль расположилось множество населенных пунктов Владимировской области, в частности, Омутское, Троица-берег, Абакумлево, Барское Городище, Заполицы, Порецкое, Добрынское и Боголюбово. Возле последнего населенного пункта река впадает в Клязьму, так что советуем сюда съездить и полюбоваться на это зрелище. Тем более, что от Владимира до Боголюбово нужно проехать всего несколько километров, направляясь по дороге через Фрунзенский район вдоль железной дороги. Недалеко от Нерли также находится старинный город Суздаль, отдаленный от Владимира на 35 км.

Координаты:

Исток с. Лыченцы, 56°58′28″ с. ш. 38°47′12″ в. д.

Устье река Клязьма, 56°11′27″ с. ш. 40°34′08″ в. д.

Данные по объекту:

Длина 284 км

Бассейн 6780 км²

Природа
Ограничения

Путеводители неподалеку

Сообщество

Невероятная Россия

Суздаль - самый русский город

Сообщество

Московские туристы

«Беда случилась с рекой. Нет, скорее не с рекой, а в
сознании отдельных граждан помутнение рассудка
случилось. Ну, где же это видано, чтоб на одном
перекате выставлялось по 15 сетей кряду? Да сетка-
то китайская с самой мелкой ячейкой! Душа кровью
обливалась у нас с дядькой! Не успевали эти сети
резать: вечером порежем, а утром на этом месте
новые стоят. Мы вновь за ножи, а вечером снова…
Так продолжалось несколько лет. До тех пор, пока
даже уклейка в эти сетки попадаться перестала. Вот
бракаши и съехали. А может, наши с дядькой
«убеждения» подействовали. Конечно, и рыбнадзор
подсобил: редко, но устраивал противосеточные
рейды. Так или иначе, в последние годы сетей на
реке практически нет...»
Теперь рыбное изобилие на Нерли возрождается.
Водятся там щука, жерех, плотва, лещ, красноперка,
полосатик, густера, голавль. Разве что судаков нет…
Рыбаки ловят там и с лодок, для которых, правда, до
сих пор непроходимой преградой являются остатки
когда-то высокой плотины, расположенной рядом с
руинами «мирславльского замка». Плотина уцелела в
еще меньшей степени. Груды камней и сотни, а
может, и тысячи потемневших от времени
деревянных свай (среди них, говорят, есть и из
мореного дуба, которым более 500 лет) ныне
образуют подобие рукотворного переката.
Нерльская вода бурлит и пенится, пробивая себе
путь среди полуразрушенной, но все еще ясно
видимой плотины.
Смельчаки уже который год практикуют там
опасную забаву: перебираются через бурлящую
Нерль по остаткам конструкций плотины –
подгнившим, скользким от воды бревнам, рискуя
сорваться в клокочущий водоворот, на дней
которого камни, сваи и острые обломки дерева.
Однажды не обошлось без трагедии: молодой
человек, прежде чем штурмовать мирславльскую
плотину, выпил для храбрости. Но водка, как
водится, сыграла дурную шутку. Храбрости стало
через край, а осторожности и быстроты реакции
изрядно поубавилось. В результате - падение и
смертельный удар головой о бревна. После этого
печального случая, наполовину в шутку, наполовину
всерьез, «аборигены» называют это место «плотиной
смерти».
Впрочем, в целом те места мрачного впечатления ни
в коей степени не производят. Окрестности старого
замка и соседнее село («Новый Мирславль) -
созданный природой и людьми удивительный
уголок между «Суждалью» и Опольем. Словно
часовой, сторожит покой этих мест громада
«электрокрепости», а через реку напротив уже
который век высится храм в честь преподобного
Сергия Радонежского - самого почитаемого святого
на Руси. И все это объединяет загадочное, но
одновременно манящее имя - Мирславль.

Поплавочная снасть. Улов: 1-3 килограмма(подлещик 250 гр)

Погода: Утром 0 градусов к обеду до 13
Ветер от слабого до близкого у штормовому

Снасть: Удилище шесть метров Maximus sorcerer
Леска колмик ксило основная 0.128 поводок 0.09

Приманка/насадка: Опарыш, мотыль.

Место ловли: Село Капшино

Две недели без рыбалки это уже через чур! А что делать если на спиннинг сейчас запрет, льда уже нет? Конечно хватать поплавочную удочку и рвать на речку! Так я и сделал в пятницу 20ого апреля. На кануне позвонив товарищу из Капшино и узнав обстановку на месте. А обстановка была следующая: дул сильнейший ветер и рыба клевала не очень активно, да и по прогнозам обещали дождь. Ну в общем звонок я делал больше для того к чему готовиться, а не в вопросе ехать или нет! Поэтому договорились встретиться на месте в семь утра. По приезду Коля мне показал где можно подъехать к воде и обрисовал рельеф дна вдоль берега. Но так как обещали сильный ветер привязка к рельефу отошла на второй план и я выбирал место просто более комфортное для ловли. Вода поднялась где-то на пол метра и затопила прибрежную ростительность, что затрудняло подход к воде. Ну да ладно, из двух удочек которые есть у меня в наличии (я же спиннингист) выбираю шестиметровую maximus sorcerer маховую с глухой оснасткой. А так как основная задача была половить уклейку, то и оснастку сделал полегче с поплавком в полтора грамма. Замесил прикормку не замарачиваясь которая осталась с зимы и добавил сухого молока для мути. Разложил свой металлический садок, а в дне на крышке образовалась дыра, стягивающая проволочка видимо лопнула. Хорошо заметил, а то половил бы уклейки!) Для крупного окуня и форели это не критично, а вот в данный момент это не приемлемо. Ну ладно верёвочка найденная в машине решила проблему. Все, приступаю к ловле! Несколько комочков прикормки и далее летит оснастка. Поплавок встаёт и волнительное ожидание! Но не долгое. Отгрузка правильная и при малейшей поклёвке поплавок уходит под воду, подсечка и.. ! Маленькая плотвичка кувыркается в полете до моей руки. Отпускаю и опять лёгким движением руки оснастка ложится на водную гладь. Ещё маленький комочек прикормки летит по мишени в виде поплавка. Несколько секунд и очередная поклевка, подсечка и на этот раз ко мне приближается поблёскивая серебром, то за чем я ехал сто восемьдесят километров! Первая уклейка отправляется в садок. А он особенный! Имеет свойство фильтровать уклейку и не приходится задумываться маленькая она или нет. Пролезла через ячейку значит маленькая!)Ну и постоянно докармлевая ловля превратилась в конвейер. Переодичеки проскакивали и мелкие плотвички, густерки, красноперки и подлещики, но они отправлялись мимо садка. Часам с одинадцати я собрался попить чаю и как обычно в голове мысль: "последняя рыбка и перекушу". Поклевка, подсечка и что-то приличное сопротивляется на крючке! Но борьер из травы мешает аккуратно не вынимая из воды подвезти рыбу к себе. Пришлось поднять на леске отливающую бронзой приличную красноперку, а удочка согнувшись гасила кульбиты красавицы! Вот теперь можно и перекусить.А тем временем ветерок стал усиливаться и пришлось оснастку поставить потяжелее. И ловля не перестала быть комфортной при уселении ветра. После перекуса пришлось чуть раскачать уклейку, видимо течение и ветер унесли прикормку с точки. И ещё я заметил, что более крупная рыбка стояла не у поверхности, а в метре от нее. Пробовал опускать насадку на дно, но старая трава не давала возможности ловить со дна. Хотя чуть выше поклевки были, но это либо мелкая красноперка, либо нано подлещик. Хотя один подлец грамм на двести пятьдесят проскочил, но его я отпустил за ненадобностью. Но для ярких пятен всё-таки оставил три красноперки! К двум часам дня ветер больше стал походить на поток в аэродинамической трубе. Даже с учётом того, что стоял я в заливе удочку приходилось держать двумя руками, ну и поклевки видеть стало на много сложнее. Противостоять ветру меня хватило на пол часа и в пол третьего я стал собираться домой. Я с трудом сделал фото улова, половина которого упрыгала за объектив!) По подсчёту после фильтрации садком осталось семьдесят пять уклеек и три красноперки. Для прекрасного ужина и баночки пряного посола вполне хватит, а большего нам и не надо! По приезду домой почистил и пожарил деликатес! Домашним всем очень понравилось! Теперь в запрет это войдёт в традицию!
Ну, а в субботу я и товарищи из клуба Айсфан собрались на ежегодном субботнике по уборке берегов реки Пахра! И ещё один километр берега стал чистым от мусора. Дорогие рыбаки убирайте за собой мусор! На это больно смотреть! Ведь кто как не мы сделаем это!? Ведь если ты берёшь что-то у природы, то обязан и отблагодарить ее за это!!! И не надо быть как большинство: " Я не мусорю и за другими убирать не обязан!" Будь настоящим рыбаком!!! Любящим природу и ухаживающим за ее чистотой. До встречи, надеюсь на чистых берегах наших рек!!!