Художественная гимнастика краткое описание вида спорта. Особенности занятиями художественной гимнастикой

Художественная гимнастика. История.

Художественная гимнастика - сравнительно молодой вид спорта. Несмотря на это, художественная гимнастика завоевала миллионы поклонников во всем мире. Ее популярность сравнима, пожалуй, только с популярностью более «старого» футбола. Интересна история формирования художественной гимнастики.

Корни художественной гимнастики уходят в глубокую древность. Еще в Древнем Риме каноны женской красоты предписывали женщинам иметь плавную походку и умение свободно и грациозно танцевать. Поэтому создатели и законодатели художественной гимнастики поставили перед собой цель научить женщин красиво и раскрепощенно двигаться, уметь владеть своим телом.

У истоков формирования художественной гимнастики стоял французский педагог и физиолог Жорж Демини (1850-1917гг). Он доказал полезность и целесообразность упражнений на растягивания и расслабления мышц, применение танцевальных шагов, динамических движений и упражнений с предметами.

Большой вклад в разработку теории современной художественной гимнастики внес французский педагог Франсуа Дельсарт (1811-1871гг). Созданная им «Грамматика художественного жеста» применялась в физическом воспитании. Особенно ее использовали при массовых гимнастических выступлениях, в сопровождении музыки.

Принципы, разработанные Дельсартом, воплотились в искусстве известнейшей танцовщицы Айседоры Дункан (1878-1927гг). Ее танцевальные импровизации, свободная пластика движения - во многом прообраз современной художественной гимнастики.

Сам термин «художественная гимнастика» родился в 1934 году. На базе ленинградского института физической культуры им П.Ф Лесгафта открылась Высшая школа художественного движения. Ее первыми педагогами-преподавателями по художественной гимнастике стали Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак и Роза Варшавская. Именно они, первый педагогический состав школы, заслуженно считаются создателями и пионерами художественной гимнастики. В Высшей школе благодаря помощи признанных мастеров балета Мариинского театра родился новый, один из красивейших и изящных видов спорта – художественная гимнастика.


Силами педагогов и воспитанников школы в апреле 1941 года был проведен первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. После войны, в 1949 году, прошел первый чемпионат Советского Союза по художественной гимнастике.

Далее развитие художественной гимнастики происходит в ускоренном темпе. Появляются первые мастера спорта. В 1954 году советские спортсменки-«художницы» выезжают за границу, демонстрируя свое мастерство во многих странах.

В 1960 году в Софии проходит первый международный турнир по художественной гимнастике – встреча между спортсменками СССР и Болгарии.

Через три года в Будапеште стартовал первый чемпионат мира. Абсолютной чемпионкой мира по художественной гимнастике стала москвичка Людмила Савинкова .

Первая чемпионка Европы - мастер спорта по художественной гимнастике, спортсменка из Омска Галима Шугурова . Стала абсолютной чемпионкой в 1978 году.

В 1984 году художественная гимнастика была официально признана олимпийским видом спорта. Первой олимпийской чемпионкой по художественной гимнастике стала гимнастка из Канады Лори Фланг . Основные её соперницы, гимнастки СССР и Болгарии, не принимали участие в этой Олимпиаде из-за политических разногласий в мировом спортивном сообществе.

После распада Советского Союза на спортивной олимпийской арене образовалось несколько сильнейших школ по художественной гимнастике. Это школы бывших союзных республик - Белоруссии, Украины и России. Лидирующие позиции в подготовке спортсменок по художественной гимнастике занимают также Франция, Германия и Испания. В последнее время силу набрала школа по художественной гимнастике Израиля.

В 1988 году на Олимпийских играх в Сеуле чемпионкой по художественной гимнастике стала гимнастка из Белоруссии Марина Лобач.

На Олимпийских играх в Барселоне в 1992 году, победительницей стала украинка Александра Тимошенко.

На Играх в Атланте в 1996 году её успех повторила другая украинская спортсменка - Екатерина Серебрянская .

В 2000 году на Играх в Сиднее чемпионкой по художественной гимнастике впервые становится россиянка - Юлия Барсукова (воспитанница "МГФСО") .

На Олимпийских играх в Афинах, которые прошли в 2004 году, на пьедестал почета поднялась спортсменка "МГФСО" Алина Кабаева .

Успех российской школы художественной гимнастики закрепляется на двух последующих Олимпиадах - в Пекине (2008г) и в Лондоне (2012г). Здесь победительницей соревнований по художественной гимнастике стала Евгения Канаева (воспитанница "МГФСО") .

Главным тренером сборной России по художественной гимнастике является Ирина Винер-Усманова. Как тренер она подготовила ряд известнейших гимнасток, среди которых победительницы и призеры Олимпийских игр, чемпионки мира и Европы. С 2008 года Ирина Александровна - президент Всероссийской федерации по художественной гимнастике.

Таким образом, период с конца 90-х годов прошлого столетия, когда наши гимнастки стали выступать за национальную сборную России, а руководителем сборной страны по художественной гимнастике является Ирина Винер-Усманова, можно считать поистине «золотым».

Документальный фильм об истории художественной гимнатсики:

Если вам необходимо знать точную дату и место официального возникновения художественной гимнастики то это 3 сентября 1934 года, когда в Ленинграде Институт физической культуры имени Лесгафта открыл Высшую школу художественного движения. Но подоплёки данного события возникли несколько раньше.

Занятие в Высшей школе художественного движения 1935 год.

Почти за век до этого, в 1839 году, в центре мира того времени — Париже, состоялось открытие курсов сценической выразительности Франсуа Дельсарта. Этот педагог дал словесное описание и классифицировал движения актрисы (танцовщицы), с помощью которых она выражает различные эмоции. Так, например, для рук было определено 243 разновидности движения, каждое что-либо обозначающее. По его мнению, выразительный танец обязательно:

  1. Задействует как можно больше суставов человеческого тела, а движения вытекают одно из другого, таким образом, «рассказывая историю» героя танца;
  2. Содержит понятную зрителю связь, между переживанием человека на сцене и его телодвижениями;
  3. Насыщен противопоставленными движениями. Сейчас это называют разноименным положением рук и ног.

Несколькими десятилетиями спустя Жорж Демени стал преподавать искусство танцевальной гимнастики во Франции. Его вклад заключается в научном обосновании пользы для физического здоровья от упражнений на расслабление и растягивание мышц, работы с предметами, динамических движений. Он установил принципы, которые сейчас стали нормой физического воспитания:

  1. При изучении упражнений нужно начинать с более простых и постепенно переходить к более сложным, от неизвестных к известным;
  2. Движения физических упражнений должны быть плавными и естественными, резкие и отрывистые нужно исключать;
  3. Также, стоит исключить статические упражнения и больше практиковать динамические;
  4. Динамические упражнения должны выполнятся с полной амплитудой;
  5. Мышцы, которые ну участвуют в упражнении должны быть расслаблены.

Тренировки для девушек проходили под музыку из классических произведений, а спортсменки выполняли элементы с булавами, палками и венками - прототипами современных снарядов художественной гимнастики.

На многие танцевальные направления, в том числе и на художественную гимнастику, повлияло появление свободного танца американской артистки Айседоры Дункан. Её главный посыл заключался в отказе от заученных классических элементов в пользу импровизации, произвольных (но красивых) движений, заимствовании пластики, форм и нарядов античного танца. Артист сначала должен услышать музыку, а потом выразить её телом. В художественной гимнастике закрепились базовые элементы свободного танца: прыжки, различные виды бега, ходьба, волнистые и пружинистые движения в сочетании с движением рук и корпуса. Впоследствии Дункан приехала в Россию и основала школу художественного движения в Москве (1921 год).

В 1905 году в Женеве под влиянием нового направления Айседоры Дункан, появились курсы ритмической гимнастики (ритмики) под руководством Эмиля Жака Далькроза. Опыт Далькроза перенял Сергей Волконский и в 1912 году открыл курсы ритмической гимнастики в Петербурге

В 1913 году (Александра Семенова-Найпак, Елена Горлова, Роза Варшавская и Анастасия Невинская) стали педагогами в Высшей школе художественного движения в Санкт-Петербурге. С 1917 года при заводах, производствах и техникумах активно формируются группы женской гимнастики.

Вербова Зинаида в окружении своих воспитанниц. 1923 год.

Через 4 года были выпущены первые(Ю. Шишкарева, Т. Варакина, А. Башнина, Л. Кудряшова, Т. Маркова, С. Нечаева) . На следующий год, в 1939 их силами были организованны первые соревнования по художественной гимнастике. Участники (студентки института и представители спортивных обществ "Буревестник", "Пламя", "Каучук", "Строитель"). Апрель 1941-ого стал месяцем проведения первого чемпионата Ленинграда по художественной гимнастике, а в июне началась Великой Отечественной войны.

В военное время развитие спорта в СССР остановилось, многие преподаватели и студенты ушли на фронт, не все вернулись. Однако уже в 1947 году в Таллине был проведён конкурс по художественной гимнастике, на котором участницы показывали вольные выступления. На следующий год в Тбилиси был проведён конкурс гимнасток по обязательным упражнениям без предмета с элементами акробатики. Победители определялись по командному зачёту без проведения личного первенства. Личное первенство стало выделяться на чемпионате СССР 1949 года в Киеве, его выиграла Л. Денисова. В это время идёт активное формирование и развитие программы выступления, утверждение правил соревнований, введение Единой классификации по которой для присвоения каждого гимнастического разряда нужно было выполнить программу состоящую из упражнений без предмета, с предметом, выбранным по жребию, акробатических элементов и гимнастического прыжка.

Классификация постоянно изменялась, но уже в 1954 году появились первые мастера спорта по художественной гимнастике в мире. С этого момента советские гимнастки стали регулярно выезжать за рубеж с показательными выступлениями, первоначально в ФРГ, Югославию, Бельгию, Чехословакию и Францию. Этот вид спорта начинает активно набирать популярность за границей, и в 1960 году проходят первые международные соревнования по художественной гимнастике среди команд Чехословакии, Болгарии и СССР в городе София.

Первым мастером спорта по художественной гимнастике стала Лилия Назмутдинова из г. Свердловск на чемпионате СССР в Ярославле в 1954 г.

Через 3 года из Всесоюзной секции художественной гимнастики была образована Федерация художественной гимнастики СССР. Тогда же, прошёл первый Кубок Европы, победительницей которого стала Людмила Савинкова. По завершению турнира выяснилось, что участие принимали не только европейские страны, что позволило считать эти соревнования первым чемпионатом мира по художественной гимнастике. Вплоть до 1991 года чемпионаты мира стали проводится раз в 2 года, с 1992 он стал ежегодным.

Со временем самый эстетичный спорт развивается, правила совершенствуются и в 1967 году в Копенгагене прошёл первый чемпионат мира, на котором учитывались групповые упражнения. В 1978 г. учреждается регулярный чемпионат Европы по художественной гимнастике, сначала проходящий, как и чемпионат мира, раз в два года, а с 1992 — ежегодный.

После московской олимпиады 1980 года Международный олимпийский комитет включает художественную гимнастику в программу следующих Олимпийских игр. Таким образом, в 1984 году в Лос-Анжелесе прошли первые олимпийские соревнования по художественной гимнастике, но только по индивидуальным упражнениям. С 1996 года, с Олимпийских игр в Атланте, в программу соревнований был включён и групповой зачёт.

Отдельного упоминания заслуживает Кубок мира по художественной гимнастике, проходивший в Токио в 1985 году. Тогда впервые в истории выступила мужская команда в этом виде спорта. Западным гостям этот перфоманс не особо пришёлся по вкусу, а вот японский зритель был в восторге. Вскоре был учреждён отдельный чемпионат по мужской гимнастике, на котором россияне появились только в 2005 году, завоевав сразу 5 медалей.

Хоть художественная гимнастика и считается исключительно женским спортом, у её истоков стояли мужчины: Далькроза, Демени и Дальсарт. Их взгляды на искусство танца нашли большую популярность в России, что не удивительно: Россия всегда славилась сильной школой классического танца и балета и красивыми женщинами. Советский Союз активно поддерживал художественную гимнастику как внутри страны, так и на международном уровне. Результатом стало включению этого спорта в программу Олимпиады. Теперь мы можем гордиться, что художественная гимнастика это единственный вид спорта, который Россия подарила Олимпийским играм и до сих пор удерживает в нём абсолютное лидерство.

Художественная гимнастикасегодня - это не просто вид спорта. Это тандем гармонирующих друг -другу искусства и спорта.Художественная гимнастика не ограничиваетсясилой, выносливостью и ловкостью.Перед спортсменками стоит довольно непростая задача: они должны чувствовать ритм, подбирать к нему выразительные движения. Другими словами: гимнасткидолжны воспитывать в себеэстетическую духовность.

Сложные комбинации, состоящие из гимнастических, акробатических,танцевальных, плавных, гибких, пластичных упражненийс предметами (скакалка, обруч, лента, мячик), в сопровождении красивой музыки- Вот что такое Художественная гимнастика. Детская художественная гимнастикаспособствует гармоничному физиологическому развитию, помогает развиваться эстетически,формирует вкус


Благодаря взаимосвязи гимнастики и балета – вырабатывается координация и выразительность каждого движения (включая пластику, чувство ритма, грацию, и даже артистичность.) Основой любого танца является классическая хореография, которая дает базовые и фундаментальные уроки. (растяжка, гибкость, силовые нагрузки) Такая хореография актуальна и просто в повседневной жизни- хорошая осанка, плавная походка… Стать устойчивее и лучше ориентироваться в пространстве, улучшить навык самостраховки поможет акробатика- неотъемлемая базовая часть любого вида танцев, спорта.


исполнение



Как уже писалось, художественная гимнастика предполагает наличие предметов: (скакалка, обруч, лента, мячик) но иногда гимнастки выступают без них.Но вот на соревнованияхмирового класса наличие предметов обязательно.Победители соревнований определяются в отдельных видах упражнений и в групповых упражнениях




Раньше спортсменки выступали подфортепиано или какой-либо другой инструмент. Сейчас используютсяоркестровые фонограммы.Выбор музыки – личное дело гимнастки и тренера. На каждое упражнение отводится не более1.5. минуты.Гимнастический ковер. На котором показываются упражнения -13х13 метров. Классическое многоборие – это 4 упражнения (олимпийская дисциплина) Гимнастки. Выступающие в индивидуальном первенстверазыгрывают комплекс наград в отдельных видах упражнений. (кроме Олимпийских игр).



Художественная гимнастика – это довольно молодой вид спорта. Появилась она благодаря мэтрам балета великого Мариинского театра. Художественная гимнастика быстро завоеваламировое признаниеи стала очень популярным видом спорта.



В 1913 годув Ленинградском институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта начала свою школа художественного движения. Первые преподавателиэтой школы- известные во всем мире Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак.


Вапреле 1941 годаучениками, выпускниками и преподавателями школыбыл проведен первый чемпионатЛенинграда по художественной гимнастике. А в 1948 году прошелпервый чемпионат СССР по художественной гимнастике






К Олимпийским видам спорта гимнастика присоединилась в 1980 году.В разное время Олимпийскимичемпионками были:Марина Лобач (СССР), Яна Батыршина, Екатерина Серебрянская, Юлия Барсукова, Алина Кабаева, Ирина Чащина.

В начале появления художественной гимнастики на мировой арене лидирующие позиции занимал СССР. А затем Болгария (НРБ) Гимнастки этих 2-х стран соревновались долгое время (период с 1960-по 1991)

В период соревнований гимнасток этих двух стран. Гимнастки других стран претендовали лишь на серебряные. А чаще на бронзовые медали.После развала СССР картина поменялась(появилось множество независимых государств) 90-е годы XX века – это расцвет украинской художественной гимнастики и крах болгарской и российской школ




Российская художественная гимнастика значительно подняласьк началу XXI века. На 2011 годпочти ни с кем не делимое лидерство принадлежит российскимгимнасткам. Высокие результатыдемонстрируютгимнастки Украины, Белоруссии. Азербайджана

Художественная гимнастика очень популярна в Испании, Канаде, Италии Японии, Франции, Израиле… Некоторым спортсменкам - представительницам этих стран иногда удается потеснитьпризнанных лидеров



В России нет ни одного города, или крупного поселка, где бы не занимались художественной гимнастикой.Поэтому на летних Олимпийских играх большинствочемпионов – россиянки



Особенности художественной гимнастики

Тренировки гимнасток младших групп длятся несколько часов в день, старших групп- до14 часов в день. В 14-16 летмногие гимнасткипереходят в спортивный балет. Только единицы продолжают карьеру до 20-22 лет



Девушка. Занимающаяся художественной гимнастикойможет с легкостью освоить любой вид танца




Художественная гимнастика - необыкновенное сочетание гармонии души и тела.


Введение

Гимнастика является технической основой многих видов спорта, соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Гимнастика не только дает определенные технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений.

Гимнастика (от греческого "гимназо" - обучаю, тренирую) - система телесных (физических) упражнений, сложившаяся в Древней Греции за много веков до нашей эры, - служила целям общего всестороннего физического развития и совершенствования. Впрочем, существует и другая, менее убедительная, версия происхождения этого слова от греческого "гимнос" - обнаженный, так как древние занимались телесными упражнениями обнаженными.

Существует множество видов гимнастики: спортивная, художественная, гигиеническая, оздоровительная и другие.

В данной работе описана сама история возникновения гимнастики, как неотъемлемой части жизнедеятельности человека от древнейших времён до современности.

История возникновения гимнастики

Гимнастика представляет собой систему телесных упражнений, направленных на обретение физической гармонии человеком. Создана эта система была в Древней Греции задолго до новой эры. Кроме общефизических упражнений, верховой езды, плавания, танцев гимнастика включала в себя и публичные состязания в беге, прыжках, метания копья и диска, борьбе, кулачном бое, езде на колесницах. Все эти состязания входили в состав соревнований, включенный в Олимпийские Игры.

В древности с гимнастикой были знакомы не только греки. К примеру, в Китае и Индии несколько тысячелетий назад тоже практиковались гимнастические упражнения - в основном в лечебных целях. Уже тогда были известны и специальные приспособления, похожие на некоторые современные гимнастические снаряды. Так, в древнем Риме для обучения основам верховой езды использовалось некое подобие известного нам «коня».

Ранние христиане считали гимнастику «сатанинским изобретением», противопоставляя плотское, т.е. «греховное» ее начало - под которым, прежде всего, подразумевалась нагота атлетов, - духовному, возвышенному. В 393 гимнастика была официально запрещена и лишь в XIV в. началось её возрождение как системы физического воспитания.

На рубеже XVIII - XIX столетий в Германии возникло течение филантропистов, в котором большое внимание уделяли развитию физического воспитания. Активное участие в этом принимали Герхард Фит, Иоганн Гутс-Мутс, Фридрих Ян. В немецкой гимнастике были популярны упражнения на перекладине, кольцах, брусьях и коне. Оригинальные системы гимнастики создали француз Франс Аморос, швед Пер Линг, чех Мирослав Тырш. Эти люди внесли большой вклад в историю развития гимнастики.

Гимнастика, как вид спорта

Известно, что в 1817 г. 80 учеников Ф. Амороса провели публичные состязания в Париже, что в Греции, в Афинах, начиная с 1859 г., не раз предпринимались попытки возродить античные Олимпийские игры, и проводились соревнования по многим видам физических упражнений и гимнастике. Можно предположить, что ученики Ф. Яна пытались мериться силами, соревноваться в выполнении упражнений, а ученики М. Тырша - "соколы" - проводили слеты, на которых гимнасты демонстрировали свои успехи и, естественно, эти успехи как-то сравнивались.

Признанным видом спорта гимнастика стала в 1896 г., когда была включена в программу первых современных Олимпийских игр. И с тех пор остается их подлинным украшением.

С первых Олимпийских игр основу соревнований гимнастов составляли упражнения на гимнастических снарядах: коне, кольцах, брусьях, перекладине и в опорных прыжках, а с 1932 г. (Лос-Анджелес, США) и в вольных упражнениях. Однако, отдавая дань гимнастике - системе физического воспитания, и в зависимости от содержания гимнастики в стране-организаторе Олимпийских игр, в программу соревнований включались дополнительные упражнения, служившие разносторонней физической подготовке - лазание по канату, спринтерский бег, прыжки в высоту, длину и с шестом, толкание ядра. На Олимпийских играх разыгрывается командное первенство, первенство в многоборье и первенство по отдельным видам многоборья.

В середине столетия в Германии появляются первые закрытые гимнастические залы (до этого действовали лишь открытые площадки). Начинают проводиться официальные соревнования по спортивной гимнастике. Во второй половине XIX в. Европа, а позже и Америка переживают настоящий гимнастический бум.

А следующий век можно с полным основанием назвать «веком гимнастики». Хотя современная программа гимнастических соревнований определилась далеко не сразу. К тому же проходили они необычно. Состязания гимнастов нередко устраивались на открытом воздухе. Не существовало поначалу и единых технических требований к гимнастическим снарядам: зачастую национальные сборные приезжали на международные соревнования с собственным «реквизитом».

Поначалу на олимпийский гимнастический помост выходили только мужчины, а в 1928 г. (Амстердам, Нидерланды) впервые соревновались и женщины. Правда, следующие, Х Игры (1932, Лос-Анджелес, США), они пропустили, но с XI Игр (1936, Берлин, Германия), участвовали постоянно во всех играх. Поначалу женщины соревновались только в командном первенстве, а с XV Игр (1952, Хельсинки, Финляндия) оспаривают и личное первенство в многоборье - опорные прыжки, брусья, бревно, вольные упражнения - и по отдельным видам.

С XI Игр программа соревнований мужчин стабилизировалась и приняла современный вид - шестиборье: вольные упражнения, конь, кольца, опорные прыжки, брусья, перекладина.

До Второй мировой войны успешнее других выступали гимнасты Германии, Чехословакии, Франции, Италии, Швейцарии Финляндии, США, Югославии, Венгрии. В 50-е в мировую гимнастическую элиту вошли спортсмены СССР и Японии, позже - Румынии, Китая и Болгарии, а с распадом СССР - представители России, Украины и Белоруссии.

В современной спортивной гимнастике огромное число общеразвивающих и прикладных упражнений для мышц рук, туловища и ног, как на снарядах, так и без них. В ней используются гимнастическая палка, набивные мячи, шведская стенка, канат, шест, кольца, перекладина, бревно, и брусья. Гимнастика включает в себя бег, ходьбу, прыжки через планку и опорные: через козла и коня, преодоление препятствий и эстафеты.

гимнастика спортивный олимпийский игра

Возникнув сравнительно недавно, этот вид спорта имеет интересную историю. Красота женщин в Древней Греции и Риме считалась неполноценной, если она не обладала искусством грациозной походки. Научить девушек раскрепощенно и изящно двигаться, свободно владеть своим телом - эту цель и ставили перед собой создатели художественной гимнастики. В 1913 году при Санкт-Петербургском институте физической культуры им. П.Ф.Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения. Ее первыми педагогами стали Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак. Их заслуженно называют пионерами художественной гимнастики. Все они до прихода в ВШХГ имели свои студии или школы, где преподавали "эстетическую гимнастику" Франсуа Дельсарта, "ритмическую гимнастику" Эмиля Жака Дель-Кроза, "танцевальную гимнастику" Жоржа Демини, "свободный танец" Айседоры Дункан.

В высшей школе все слилось воедино и с помощью мэтров балета Мариинского театра родился красивый вид спорта - художественная гимнастика.

Выпускники школы и их учителя в апреле 1941 года провели первый чемпионат Ленинграда. И лишь после войны уже в 1948 году прошел первый чемпионат Советского Союза. Дальше развитие нового вида спорта пошло семимильными шагами. В 1954 году появляются первые мастера спорта - "художницы". Советские мастера начинают выезжать за рубеж с показательными выступлениями демонстрируют свое мастерство в Бельгии, Болгарии, Франции, ФРГ, Чехословакии, Югославии. В 1960 году в Софии проводится первая официальная международная встреча: Болгария - СССР - Чехословакия. А спустя три года 7-8 декабря 1963 года в Будапеште прошел первый Чемпионат мира. Первой королевой художественной гимнастики - абсолютной чемпионкой мира стала москвичка Людмила Савинкова. Сейчас позади уже более 20 мировых чемпионатов. С 1978 года проводятся чемпионаты Европы. Тогда в Мадриде первой обладательницей Европейской короны стала советская гимнастка, россиянка Галима Шугурова. И, наконец, олимпийская история художественной гимнастики началась с 1984 года. Первой в Лос-Анджелесе олимпийского золота была удостоена канадка Лори Фанд. Спустя 4 года в Сеуле олимпийской чемпионкой стала Марина Лобач, в Барселоне праздновала победу Александра Тимошенко, в Атланте – Екатерина Серебрянская, в Сиднее – москвичка Юлия Барсукова, в Афинах – Алина Кабаева, в Пекине – Евгения Канаева. Современная программа Олимпийских игр насчитывает более 50 видов спорта. Но только один из них - художественная гимнастика - подарена миру Россией, и не просто Россией, а Санкт-Петербургом, и не просто Санкт-Петербургом, а Академией физической культуры имени П.Ф. Лесгафта.

Родилась художественная гимнастика в 1934 году, когда при Институте физической культуры имени П.Ф. Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения и основной предмет специальной подготовки студентов был назван художественной гимнастикой.

Первый выпуск специалистов по художественной гимнастике с высшим образованием состоялся в Ленинграде в 1938 году. Ю. Шишкарева, Т. Варакина, А. Башнина, Л. Кудряшова, Т. Маркова, С. Нечаева и др. стали через некоторое время гордостью отечественной школы, её самой активной силой, её "генеральным штабом".

Первые соревнования по художественной гимнастике, подготовленные силами преподавателей и студентов Института физической культуры имени П.Ф.Лесгафта, состоялись в марте 1939 года в Ленинграде. В них участвовали студентки института и представители спортивных обществ "Буревестник", "Пламя", "Каучук", "Строитель".

Первая разрядная классификация и нормативы по художественной гимнастике были разработаны преподавателями и выпускниками Института физической культуры Р.А. Варшавской, А. Ларионовой, Ю. Шишкаревой, Т. Варакиной, Л. Кудряшовой, Т. Марковой и др. в 1941 году. Первой победительницей официального турнира по художественной гимнастике по высшему в то время 1 разряду стала старший преподаватель Института физической культуры имени П.Ф. Лесгафта Ю. Шишкарева.

В декабре 1945 года решением Всесоюзной конференции по гимнастике в Москве художественная гимнастика, разработанная ленинградскими специалистами, была признана единой для всей страны, что было подтверждено приказом № 595 Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта от 22 октября 1946 года. Первая диссертация по художественной гимнастике была защищена в Ленинграде Р. А. Варшавской на тему "Художественное движение как часть эстетического и физического воспитания" в 1946 году.

В 1947 году состоялись первые всесоюзные командные соревнования - I Всесоюзный конкурс по художественной гимнастике в Таллинне. В том же году Всесоюзным комитетом была утверждена первая типовая учебная программа для коллективов физкультуры, разработанная "генеральным штабом" ленинградских специалистов.

Первой победительницей всесоюзных соревнований по художественной гимнастике в 1948 году в Тбилиси стала выпускница Института имени П.Ф. Лесгафта Ариадна Башнина (тренер Е.Н. Горлова). Участвовали в конкурсе 130 гимнасток из 8 команд: России, Украины, Азербайджана, Латвии, Эстонии, Грузии, Москвы и Ленинграда.

Первой официальной чемпионкой СССР в декабре 1949 года в Киеве стала Любовь Денисова (тренер Ю. Шишкарева). Чемпионками СССР были также ленинградки Валентина Сивохина (тренер Ю. Шишкарева), Зинаида Третьякова (тренер А. Башнина), Дина Кабакова (тренер Т. Варакина) и Римма Постнова (тренер Е.Н. Горлова).

Первое методическое пособие для преподавателей художественной гимнастики в ДЮСШ и школьных секциях было подготовлено Ю.Н. Шишкаревой и издано в 1950 году, второе - в 1954 году, написано Ю.Н. Шишкаревой в соавторстве с Р. Варшавской, Е. Горловой, 3. Вербовой, Т. Варакиной, А. Ларионовой и Л. Кудряшовой.

Три первые всесоюзные классификационные программы по художественной гимнастике (1950, 1954, 1960 гг.) с подробной записью, рисунками обязательных комбинаций с нотами музыкального аккомпанемента для гимнасток всех разрядов были подготовлены также, в основном, ленинградскими специалистами, их "генеральным штабом". Они же подготовили первые правила соревнований 1950, 1951, 1954, 1955 гг.

Первые учебные пособия для институтов физической культуры были изданы в 1965 и 1973 г. г. коллективом ленинградских специалистов под общей редакцией Л.П. Орловой.

Первые международные матчевые встречи были проведены Ленинградом с командами Финляндии и Швеции в 1947 году, более регулярными они стали с 1955 года с командами Бельгии, Югославии, ФРГ, Франции, Чехословакии и Болгарии. В 1957 году на III Всемирном конгрессе по вопросам физического воспитания девушек и женщин в Лондоне Ю.Н. Шишкарева познакомила международную общественность с художественной гимнастикой.

В 1958 году на конгрессе Международной федерации гимнастики (ФИЖ) в Москве был продемонстрирован показательный урок и выступления лучших художественных гимнасток страны. В 1959 году президент женского технического комитета ФИЖ Берта Вилланше посетила чемпионат СССР в Москве и побывала на учебных занятиях в ряде секций. В 1961 году на Гимнастраде в Штудгарте была проведена демонстрация художественной гимнастики всем национальным федерациям. В.Г. Батаен, М.В. Лисициан, Т.Т. Варакина подготовили к этому доклад и показательные выступления сильнейших гимнасток СССР. Результатом стало решение провести первые официальные соревнования по художественной гимнастике под эгидой ФИЖ в 1963 году в Будапеште по правилам, принятым в СССР, но только по произвольной программе.

Первые официальные международные соревнования по художественной гимнастике, как и планировалось, состоялись 6 декабря 1963 года в Будапеште и назывались Кубком Европы. Однако при подведении итогов техкомом ФИЖ было обнаружено, что среди участниц были гимнастки не только из Европы, поэтому было решено считать эти соревнования I чемпионатом мира, а его победительницу - москвичку Людмилу Савинкову - первой чемпионкой мира по художественной гимнастике.

С 1963 по 1991 год чемпионаты мира по художественной гимнастике проводились раз в два года по нечетным годам, а по четным годам, начиная с 1978 года по 1992 год, проводились чемпионаты Европы. Первой чемпионкой Европы стала омская гимнастка Галима Шугурова. С 1992 года чемпионаты мира и Европы стали проводиться ежегодно.

К сожалению, ленинградские гимнастки не имеют высоких международных достижений в личном первенстве. "Коньком" ленинградских гимнасток стал другой раздел художественной гимнастики - соревнования по групповым упражнениям. В 1967 году в мировой художественной гимнастике появился принципиально новый командный вид - соревнования по групповым упражнениям. Первый чемпионат мира по групповым упражнениям состоялся в 1967 году в Копенгагене. Первой чемпионкой мира в групповых упражнениях в составе команды из 6 человек стала ленинградка, заслуженный мастер спорта Мария Кучинская. В 1973 году в Роттердаме аналогичный успех выпал на долю ленинградки Натальи Лащинской. В 1981 году серебряные награды в чемпионате мира в групповых упражнениях в Мюнхене была удостоена Татьяна Сац. В 1989 году на Чемпионате Европы среди юных гимнасток ленинградка Наталья Викторова стала серебряным призером. Интересно отметить, что все вышеназванные гимнастки были студентками Академии имени П.Ф. Лесгафта. А в 1993 году чемпионкой мира в групповых упражнениях стала также запасная команды России петербурженка Юлия Иванова.

Поворотным для художественной гимнастики стал 1980 год. На Конгрессе МОК после завершения XXII Олимпийских игр в Москве было принято долгожданное решение о включении художественной гимнастики в программу Олимпийских игр. Огромная заслуга в принятии этого решения принадлежит Президенту Международной Федерации гимнастики (ФИЖ) Юрию Евлампиевичу Титову.

В 1984 году, через 50 лет после рождения, художественная гимнастика впервые была представлена в программе XXIII Олимпийских игр в Лос-Анжелесе (США). Но дебют был неудачен, так как не выступали ведущие спортсменки - гимнастки социалистических стран. Первой Олимпийской чемпионкой стала весьма посредственная гимнастка из Канады Лори Фанг.

Настоящий дебют художественной гимнастики в программе Олимпийских игр состоялся в 1988 году на XXIV Олимпийских играх в Сеуле (Южная Корея). Олимпийской чемпионкой стала минчанка Марина Лобач. В 1992 году в Барселоне (Испания) на XXV Олимпийских играх чемпионкой стала киевлянка Александра Тимошенко.

Но окончательная точка в прохождении художественной гимнастики на олимпийский помост была поставлена в 1996 году в Атланте, когда художественная гимнастика была представлена полностью двумя разделами: соревнованиями в индивидуальных и групповых упражнениях. И вновь заслуга в этом принадлежит разумной, дипломатичной политике Юрия Титова, и в какой-то мере, достижениям соотечественниц Президента МОК Хуана Антонио Самаранча - испанским гимнасткам. Чемпионками XXVI в Атланте стали крымчанка Екатерина Серебрянская и гимнастки Испании.