Гимнастика полезна для здоровья. «Сенсации века» в оздоровительной гимнастике

Вопрос – зачем она нужна в гимнастике?

Очень часто мы слышим от родителей гимнасток этот вопрос.

Хореография в спорте утвердилась давно, как средство специализированной подготовки спортсменов высокого класса. Термин «хореография» обобщает как искусство создания танца, так и все разновидности танцевального и мимического искусства. Именно в процессе занятий хореографией гимнастки ближе всего соприкасаются с искусством. Искусство вообще – это отражение действительности в образах; искусство танца- это передача образа посредством движений тела и мимики. Поэтому у занимающихся хореографией гимнасток формируется способность передавать движениями тела определённые эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства, а также способность создать яркий и выразительный образ.

Кроме того, при занятиях хореографией развиваются выворотность, гибкость, координация, устойчивость, лёгкий высокий прыжок; вырабатывается правильная осанка; укрепляется опорно-двигательный аппарат и, наконец (что очень важно), формируется культура движений и умение творчески мыслить.

Помимо вышеперечисленного, занятия хореографией способствуют решению ряда общеобразовательных задач. Так, применение народно-характерных, историко-бытовых и современных бальных танцев приобщает спортсменок к достояниям культуры различных народов. Использование музыки в уроках знакомит с основами музыкальной грамоты, с произведениями различных композиторов, воспитывает музыкальность и, в конечном итоге, развивает интеллектуальные способности занимающихся гимнастикой.

Хореографическая подготовка в гимнастике включает в себя обучение элементам четырёх танцевальных систем:

    классической;

    народно-характерной;

    историко-бытовой;

    современной.

Осуществляется хореографическая подготовка в форме разминок (уроков) классического, народно-характерного, и современного содержания, а также при разучивании танцевальных и спортивно- танцевальных комбинаций.

Хореографическая подготовка в гимнастике обладает также рядом особенностей, о которых нельзя не упомянуть. В основе этих особенностей лежит, прежде всего, различие целей и задач, стоящих перед спортсменками и балеринами: если для будущих балерин занятия хореографией являются их главным и основным видом деятельности, то для гимнасток – это лишь одна из сторон их подготовки на пути к высшим спортивным достижениям. Отсюда следуют два вывода, которые необходимо учитывать при занятиях хореографией с гимнастками:

    хореографическая подготовка в гимнастике является лишь частью учебно-тренировочного процесса и должна быть взаимосвязана с другими видами подготовки гимнасток;

    хореографу, работающему с гимнастками, необходимо считаться с постоянным дефицитом времени, который, во-первых, объясняется тем, что хореография не является основным видом деятельности спортсменок, а во-вторых, связан с различными возрастными рамками занимающихся: если учащиеся хореографических училищ в 18 лет лишь приступают к работе в театре, то у гимнасток этот возраст является пиком их спортивной карьеры.

Когда говорят о применении хореографии в гимнастике, подразумевают, прежде всего, классический экзерсис – школу классического танца, которая является основой основ для всего искусства хореографии в целом и которая представляет собой огромный комплекс движений, формировавшийся на протяжении почти трёх столетий и окончательно систематизированный профессором хореографии А.Я.Вагановой. В 1934 году была издана её книга «Основы классического танца», в которой народная артистка РСФСР, в прошлом солистка Мариинского театра, изложила методику преподавания классического танца, признанную сейчас во всём мире. Это комплекс движений, в котором нет ничего лишнего, случайного. Основная его задача заключается в том, чтобы путём целесообразно подобранных постоянно повторяемых, варьируемых и усложняющихся упражнений помочь учащимся развить тело и научиться свободно управлять своими движениями. При занятиях классическим экзерсисом последовательно работают и разогреваются каждая мышца, каждая связка; изучается самый широкий спектр положений рук, ног, корпуса, головы; осваиваются всевозможные позы и движения, а также – логичные и слитные переходы от одних движений и поз к другим.

Гимнастика всегда была родственным для хореографического искусства видом; более того – она создавалась на его базе. Те гимнастки, чьи тренера уделяли достаточно много времени хореографической подготовке своих учениц, всегда выделялись среди других спортсменок культурой движений, эстетичностью, выразительностью.

Однако в последнее время в эстетической гимнастике очень возросли требования к исполнительскому мастерству гимнасток. Как и в любом другом технико-эстетическом виде спорта, в эстетической гимнастике должна присутствовать гармония между трудностью, композицией и исполнением. Причем при том уровне конкуренции, который наблюдается в современной гимнастике, гармония эта должна быть совершенной. И сейчас, как никогда раньше, пригодился накапливаемый и оттачиваемый на протяжении нескольких веков опыт преподавания классического танца.

Хореографией гимнастки занимаются в обычной спортивной обуви (получешках), т.к. выполнение элементов классического танца на пальцах имеет лишь вспомогательное значение как средство совершенствования равновесий, поворотов, укрепления икроножной мышцы и мышц стопы и применяется главным образом в переходном и общеподготовительном периодах спортивной тренировки.

Особенности эстетической гимнастики вносят в урок хореографии свою специфику.

Кроме того, на уроках хореографии обращается внимание на развитие гибкости не только крупных суставов тела (тазобедренного, плечевого и подвижности позвоночника), но и мелких (особенно лучезапястного, плюсны).

Подготовка гимнасток к групповым упражнениям также должна отразиться на системе хореографической подготовки. Уже здесь желательно воспитывать умение синхронно работать в парах, тройках, четвёрках и в различных построениях (в колонне, шеренге, «стайкой» и т.д.); при выполнении комбинаций на месте, с продвижением по прямым, диагональным направлениям, дугам.

С тех пор как гаджеты стали неотъемлемой частью нашей жизни, врачи-офтальмологи отмечают тревожную тенденцию: теперь довольно часто отмечается приобретенная близорукость, как правило у тех, кто с утра до вечера проводит у монитора компьютера.

Приобретенной близорукостью страдают прежде всего айтишники, бухгалтеры и финансисты, чья работа неразрывно связана с многочасовой работой с гаджетами. Почему так происходит и как уберечь свое зрение? На эти вопросы отвечает заведующая офтальмологическим отделением Житомирской областной больницы Анна Борщивская.

Когда человек много времени проводит за компьютером, его глаза находятся в постоянном напряжении. Мышцы, которые отвечают за изменение кривизны хрусталика и за зрение на близком расстоянии в норме намного сильнее, чем те мышцы, которые распрямляют хрусталик и позволяют видеть далекие предметы. Но если человек не делает положенных перерывов в работе и не расслабляет мышцы глаз, отвечающие за "близкое зрение", то со временем расслабить их становится невероятно сложно, а то и невозможно. Это и есть приобретенная близорукость.

Чтобы не испортить себе зрение, человек обязан делать перерывы в работе, не сидеть возле монитора целыми днями, а то и сутками и обязательно выполнять специальную гимнастику для глаз. Она поможет, если речь идет о начальной стадии болезни, а если болезнь запущена, то врач вместе с пациентом могут добиться только того, чтобы близорукость не прогрессировала. Поэтому болезнь лучше не запускать, и, если вы вынуждены долгие часы работать с компьютером, нужно находить время на зарядку для глаз.

Эти упражнения необходимы для расслабления мышц глаз, снятия зрительной усталости и профилактики возникновения близорукости, а также для предотвращения ее прогрессирования. Такую зарядку можно выполнять и на работе, и дома.

Постарайтесь очень часто моргать глазами одну-две минуты. При этом веки не напрягать.

Плотно закройте веки на 3-5 секунд, а затем на такое же время откройте. Постарайтесь повторить не меньше семи раз.

Водите глазами в разных направлениях: можно рисовать круги, восьмерки, проводить зрительно линии снизу вверх и сверху вниз. Это можно делать как с открытыми, так и с закрытыми глазами. Если глаза открыты, останавливайте свой взгляд на окружающих предметах: столе, вазе, книге и так далее.

Тремя пальцами правой, а затем левой руки легко надавливайте на верхнее веко одного, а затем другого глаза. Подержите 1-2 секунды и уберите пальцы с век. Повторите несколько раз.

03.10.2016

В сентябре школа спортивной гимнастики «Смайл» для балашихинцев открыла двери своего нового зала на проспекте Ленина, 75.

Надо сказать, что данная школа – не совсем обычное явление для нашего города, можно сказать, уникальное. Школа спортивной гимнастики «Смайл» не обучает по классической схеме тренировок профессиональных спортивных школ, а возраст учеников школы начинается с 2-х лет. Возрастные ограничения для посещения занятий отсутствуют.

Основатель и главный тренер школы – Юрий Владимирович Темный – мастер спорта СССР международного класса по спортивной гимнастике с многолетним опытом выступлений на спортивных соревнованиях, имеет опыт преподавания за рубежом. Примечательно, что в возрасте 50-ти лет он находится в отличной спортивной форме и продолжает принимать участие в соревнованиях. «Я сам всю жизнь в спорте. В Балашихе не было спортивной гимнастики практически никогда. Спортивная гимнастика – очень затратный вид спорта: оборудовать спортзал стоит очень дорого. С такого раннего возраста не набирают детей в различных видах спорта, мы же принимаем именно с 2-х летнего возраста. Всем известно, что дети впитывают языки с детства, точно так же они улавливают и движения. Наша задача – обучать детей с ранних лет, чтобы они не боялись работать со спортивными снарядами и просто выросли уверенными в себе людьми», – говорит Юрий.

Первый спортивный зал планировалось открыть год назад именно на проспекте Ленина, однако руководство офисного центра отказало в разрешении. Юрий не отчаялся и открыл первый зал на улице Советской, – и спустя год решил снова встретиться с руководством центра и показал им готовый зал. «Даа!.. Мы с вами заключим договор!» – таков был их ответ под впечатлением от увиденного.

Подход к ученикам здесь более внимательный, чем в обычных школах спортивной гимнастики. «Наша задача прежде всего привлечь с раннего возраста ребенка к спорту, не спугнув желание заниматься. Мы ушли от классических схем тренировок. Растяжка, которая является необходимой в гимнастике, у нас проходит в игровой форме. Уже в раннем возрасте научившись некоторым элементам, ребенок чувствует, как он выделяется среди своих сверстников, и этот вид спорта становится ему на самом деле интересен», – поясняет главный тренер школы Юрий Темный. Тренировки строятся каждый раз по-разному с учетом настроя детей: насильно заставлять ребенка заниматься здесь никто не будет. Система занятий с маленькими детьми отличается еще и тем, что дети, сами того не осознавая, учатся делать очень сложные трюки и упражнения при страховке и поддержке тренеров. Таким образом дети на подсознательном уровне закрепляют навыки и способны исполнять упражнения после долгого перерыва тренировок.

По словам Юрия, главная цель состоит не в том, чтобы вырастить профессиональных спортсменов, а в том, чтобы воспитать хороших, уверенных в себе людей. Если вы планируете своему ребенку определенную спортивную карьеру – что в игровых видах спорта, что в различных видах единоборств – помните, гимнастика – это стартовая площадка для всех видов спорта: координация, ловкость, дисциплина – всё то, что развивает именно она.

На данный момент в школе работают 5 тренеров – опытные гимнасты, мастера спорта по спортивной гимнастике. Упражнения подбираются с учетом возраста ученика. В школе разрабатывается много заданий на развитие внимания у детей. Группы учеников небольшие по составу, что повышает эффективность тренировок. Самая младшая группа – от 2-х до 3-х лет – занимается в основном в утреннее время, после обеда – время для детей от 4-х до 10-ти, а вечером проходят занятия для подростков и взрослых. Тех, учеников, которые схватывают быстрее других в своей группе и отличаются среди своей возрастной категории более профессиональными навыками, переводят в группы постарше. А для закрепления полученных навыков и проверки на их усвоение, в школе проводят внутренние соревнования среди учеников. Одно занятие в школе спортивной гимнастики «Смайл» обойдется в 500 руб. Если после первого занятия вы поняли, что не можете больше жить без спортивной гимнастики, тогда стоит приобрести абонемент на месяц, который сэкономит ваши расходы: 12 занятий – 5000 руб. В школе вас обучат и профессиональному паркуру.

Оба спортивных зала школы можно тоже назвать уникальными. На маленькой площади нового зала удалось уместить почти все необходимые для тренировки гимнастические снаряды: турники, профессиональные батуты, кольца, брусья, гимнастические бревна, специальные маты. Также спотзалы оснащены поролоновыми ямами. В спортивном зале есть «парашют» для развития укрепления хвата маленьких детей, «грибок» для тренировки вращений туловищем, подвесные страховочные элементы для выполнения различных трюков на батуте, и даже воздушные трапеции (такие используются в цирке). Важно, что все залы оборудованы таким образом, чтобы ребенок нигде не ударился. О родителях тоже подумали. Для них здесь предусмотрен специальный балкон, откуда они смогут наблюдать за тренировками своих детей, в отличие от классических школ спортивной гимнастики, где родителям запрещается присутствовать на тренировках.

Интересно и то, какое внимание уделяет тренер практической составляющей собственной деятельности. По его мнению, в тренировках очень важен личный пример. «Все, о чем я рассказываю я могу показать. Дети в 3 года у нас делают сальто назад, и мы можем это продемонстрировать», – говорит он. (Наша редакция своими глазами убедилась в этом. Все упражнения или элементы, о которых нам рассказывал во время встречи в своем новом зале Юрий, он подтверждал собственным исполнением).

Как отмечает один из тренеров школы спортивной гимнастики, этот вид спорта корректирует рост человека: выше или ниже хочет стать человек – не имеет значения. Спортивная гимнастика может даже продлить жизнь человека: «Секрет молодости спортивных гимнастов в том, что все тело во время тренировок и выступлений находится в напряжении, кровь проходит по телу и поступает во все его части. Когда мы перестаем двигаться, у нас кровь не попадает, куда надо. Если вы будете двигаться – до 150 лет проживете». Занятия спортивной гимнастикой также являются отличной подготовкой для спортсменов других видов спорта, по словам Юрия Темного.

В школе планирует открыть секцию занятий по кросс-фиту – это сочетание спортивной гимнастики и упражнений со штангой. Данный вид спорта позволяет овладеть достаточной физической силой наравне с другими спортсменами без употребления химических добавок и протеина.

Гимнастика – это единственный вид спорта, который может научить владеть своим телом, говорят в школе спортивной гимнастики «Смайл». В спортивной гимнастике вся работа связана с рисками, поэтому и умственная деятельность человека строиться по-другому. В результате человек становится более координированным и приспособленным к чрезвычайным жизненным ситуациям.

Татьяна Иващенко, мама Насти (2 года):

«Эти занятия – отличная возможность хорошо провести время как маленькому ребенку, так и взрослому. Вместо того, чтобы смотреть телевизор, мы встаем, быстро собираемся и идем на тренировку. Мы начали посещать школу год назад. Мы еще не ходили в детский сад, и я думала: что мы будем дома сидеть, надо куда-то ходить. Но, к сожалению, я никуда не могла ее отдать, потому что в таком маленьком возрасте никого не берут в какие-либо кружки. И тут как раз я узнала от родственников об этой школе. Насте очень нравится. Поначалу она, конечно, с осторожностью относилась к тренеру, просилась поскорее домой, но потом втянулась. Сейчас, благодаря занятиям спортивной гимнастикой, Настя стала намного спортивнее. Мне кажется, что по сравнению со своими сверстниками, она намного сообразительнее. Пока мы занимаемся для собственного развития. Мне, кстати, тоже здесь очень нравится. Сюда ходит и много взрослых людей».

Ходьба, бег, плавание, лыжи, велосипед, гимнастика... В последние годы у этих видов физических упражнений, которые называются циклическими, появилось немало поклонников. И это не случайно.
Решив заниматься физической культурой, человек ориентируется прежде всего на то, что более полезно, доступно, просто. Циклические упражнения позволяют значительно повысить выносливость, улучшить деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что очень важно для профилактики многих заболеваний.

Так стоит ли, учитывая это, ратовать за гимнастику, которая требует определенной сосредоточенности, вдумчивого отношения к выполняемым упражнениям? Да, стоит! Но, к сожалению, многие приверженцы бега игнорируют не только элементарную разминку перед тренировкой, но и ежедневную утреннюю зарядку. Бег, мол, настолько универсален, что все может заменить. Но это отнюдь не так.
Выносливость, несомненно, важное качество. Но для сохранения здоровья одного его все-таки недостаточно.

Вся жизнь человека связана с движениями, и она на каждом шагу проверяет наше умение владеть своим телом.

Наблюдая людей в движении, нередко можно увидеть, что задуманное движение не совпадает с тем, что получается. Вот несколько простых примеров из повседневной жизни. Смахивая со стола крошки, вы уронили на пол чашку, не рассчитав движения руки. Неожиданно резко тронулся автобус, и, чтобы сохранить равновесие, вы несколько раз беспорядочно переступаете с ноги на ногу, толкая окружающих, вместо того, чтобы, отклонив туловище в противоположную движению автобуса сторону, отставить ногу и прочно опереться на нее.

Порой именно от точности и своевременности двигательных действий зависит здоровье, иногда даже и жизнь человека. Пример: споткнувшись и падая, женщина выставила вперед руку с зажатым в ней кошельком. Кисть подвернулась-произошел перелом запястья. Причина в элементарной двигательной неграмотности. ПАДАЯ, НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО РАСКРЫТЬ ЛАДОНИ И СЛЕГКА СОГНУТЬ РУКИ, ЧТОБЫ САМОРТИЗИРОВАТЬ ПАДЕНИЕ.

Избежать несчастных случаев можно благодаря соблюдению предельной осторожности. Но лучше, постоянно совершенствуя свою физическую подготовку с помощью гимнастики.

То, что гимнастика помогает и в труде и в быту, не пустые слова. У человека, легко и уверенно владеющего своим телом, спорится любое дело.
Умение красиво двигаться, хорошая осанка (от которой, кстати, во многом зависит и правильное положение и нормальная работа внутренних органов) рождают ощущение полноты жизни, чувство уверенности в себе.

Особо следует отметить роль гимнастики в развитии и сохранении гибкости и подвижности суставов. С возрастом она ухудшается, снижается и амплитуда движений, что ведет к ограничению двигательной активности. Появляется шаркающая старческая походка, движения становятся замедленными, нерешительными. А всего этого можно избежать с помощью гимнастических упражнений.

Гимнастические упражнения позволяют гармонично развивать мускулатуру, целенаправленно формировать красивую фигуру, развивать силу. И какому бы виду физической культуры вы ни отдавали предпочтение, не забывайте, что без древнейшего ее вида, "матери спорта"-гимнастики, вам не обойтись!

Зачем нужна утренняя гигиеническая гимнастика.

Многие выдающиеся люди считали физические упражнения обязательными в своём режиме дня. Великий русский физиолог до глубокой старости ежедневно делал утреннюю гигиеническую гимнастику. Он прожил 87 лет и до самой смерти трудился, был бодрым.

Многолетние наблюдения врачей подтверждают огромную пользу утренней гимнастики, если выполнять её систематически, а не от случая к случаю. Она – обязательное условие укрепления здоровья, развития физических качеств, воспитания воли. На первый взгляд такое утверждение может показаться странным. Ведь на утреннюю гигиеническую гимнастику отводится всего 10-15 минут, да и упражнения выполняются сравнительно простые. Однако она помогает решить сразу несколько задач.

1. Во время сна организм человека отдыхает. Мышцы расслаблены, сердце работает спокойно, дыхание замедленно, обмен веществ понижен. В момент пробуждения не хочется резко двигаться, появляется желание потянуться, глубоко вздохнуть. Все органы не сразу начинают работать в полную силу. Чтобы полностью включить организм в работу, и необходимо, проделать комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики, которую часто называют зарядкой, поскольку несколько выполненных упражнений заряжают человека энергией и бодростью на предстоящий день.

2. Упражнения утренней гигиенической гимнастики способствуют физической подготовленности. Правда, поскольку положительные результаты приходят не сразу, необходимо для достижения этого проявить терпение, настойчивость, упорство. И если человек твёрд в своих решениях, уверен в достижении цели, если он без пропусков, без уступок себе будет постоянно выполнять утром комплексы физических упражнений, через некоторое время он обязательно заметит, что мышцы его наливаются силой, движения становятся быстрыми и уверенными.

3. Утренняя гигиеническая гимнастика способствует формированию правильной осанки.

4. Для тех, кто серьёзно занимается каким-либо видом спорта, утренняя гигиеническая гимнастика способствует повышению спортивных достижений. Для этого в комплексы включают специальные упражнения, которые помогают повысить спортивное мастерство.

5. Утренняя гигиеническая гимнастика содействует воспитанию воли. Ведь прогулка по лесу на лыжах, катание с гор, игры с мячом или купание в жаркий день – всё это всегда доставляет удовольствие. Для таких занятий больших волевых усилий не требуется. Другое дело утренняя зарядка. Порой хочется поспать, а нужно встать пораньше, побороть сон и правильно выполнить весь комплекс упражнений. К тому же делать всё это нужно ежедневно, без пропусков. Здесь и необходимы волевые усилия.

С чего начать? Надо разучить комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики совместно с учителем физической культуры или родителями. Если нет такой возможности, нужно самостоятельно прочитать литературу по этому вопросу.

Одежда для зарядки должна быть не стесняющей свободы движений. Лучше всего подходят трусы и майка. В зимнее время года утреннюю гигиеническую гимнастику проводят в проветренной комнате или при открытой форточке, летом – желательно на воздухе (во дворе, саду, на балконе, веранде).

После выполнения зарядки необходимо проделать закаливающие процедуры, например, обтирание водой. В первые дни занятий воду слегка подогревают. Постепенно снижая температуру воды, можно приучить себя обтираться холодной водой из-под крана. Обтираться надо так: слегка намочив конец полотенца или губки, быстро протереть сначала руки, затем шею, грудь, живот, спину и, наконец, ноги. Затем растереть кожу сухим полотенцем до тех пор, пока она не покраснеет и во всём теле не появится приятное ощущение тепла. Сочетание упражнений утренней гимнастики с закаливающими процедурами сделают тело сильным, ловким, быстрым, не боящимся ни жары, ни холода.

Выполняя гимнастику, необходимо знать, что

1) медленная ходьба в начале занятия вызывает равномерное усиление дыхания и кровообращения;

2) упражнения типа потягивания углубляют дыхание, увеличивают подвижность грудной клетки, гибкость позвоночника, исправляют осанку;

3) поднимания рук, отведения их в стороны и назад, вращения в плечевых суставах, сгибания и разгибания в кистях, рывковые и маховые движения увеличивают подвижность суставов, укрепляют связки, способствуют увеличению амплитуды движений, развивают мышцы рук и плечевого пояса;

4) поднимания, отведения, вращения стоп, голеней и бёдер при относительно небольшой нагрузке способствуют увеличению подвижности суставов, укрепляют мышцы и связки ног;

5) наклоны, прогибания, повороты, вращения туловища увеличивают гибкость и подвижность позвоночника, укрепляют мышцы туловища, формируют правильную осанку;

6) наклоны туловища в различных направлениях, вращения укрепляют мышцы живота и спины, увеличивают подвижность позвоночника;

7) приседания, выпады с движениями рук и туловища развивают мышцы ног, брюшного пресса, оказывают общее тренирующее влияние;

8) поднимание ног в положении сидя или лёжа используют для укрепления мышц брюшного пресса;

9) силовые упражнения для рук увеличивают мышечную силу;

10) бег и прыжки используют для тренировки и укрепления сердечно-сосудистой системы и для повышения выносливости;

11) ходьбу с медленным, глубоким дыханием между упражнениями применяют для расслабления и восстановления после выполненных упражнений;

12) ходьбу в конце занятий назначают для равномерного снижения нагрузки, восстановления.

Для выполнения комплексов упражнений школьнику надо иметь:

1) гимнастическую палку длиной 80-100 см, диаметром 2-2,5 см (можно сделать самому);

2) теннисный, волейбольный или резиновый мяч (большой), скакалку;

3) коврик или половичок;

Упражнения с гимнастической палкой способствуют хорошей осанке, приучают держаться прямо. Упражнения с большим мячом повышают нагрузку (при многолетних занятиях можно использовать набивной мяч до 2 кг). Упражнения с малым мячом развивают ловкость, глазомер, точность, быстроту. Прыжки со скакалкой укрепляют мышцы ног, тренируют сердце, лёгкие, развивают ловкость.

Во время выполнения упражнений необходимо помнить, что

1) каждый комплекс начинается с ходьбы;

2) следующие упражнения выполняются в последовательности сверху вниз (для рук, плечевого пояса, туловища, ног), а затем в разбивку, чередуя работу мышц с отдыхом, более трудные упражнения выполняют после лёгких;

3) после прыжков на месте или бега в конце зарядки необходимо переходить к спокойной ходьбе в течение 0,5-1 мин;

4) одно и то же упражнение действует на организм по-разному, если его выполнять в разном темпе; большинство упражнений утренней гигиенической гимнастики выполняют в среднем темпе;

5) задержка дыхания во время выполнения упражнений особенно вредно сказывается на работе сердца, необходимо вдох и выдох сочетать со структурой движений, обращать внимание на достаточно глубокий выдох;

6) чрезмерная нагрузка скорее принесёт вред, чем пользу, поэтому усложнять комплексы более трудными упражнениями надо очень осторожно;

7) свежий воздух закаляет организм, но начинать занятия на открытом воздухе нужно в тёплое время года, так как только с постепенным понижением температуры человеческий организм также постепенно привыкает к холоду. Главное в закаливающих процедурах – их постепенность и систематичность.

Комплекс утренней гимнастики без предметов.

1 Часть. Вводная или подготовительная .

1) Ходьба и её разновидности (с высоким подниманием коленей, руки на поясе; ходьба в полуприседе, руки в стороны; ходьба с поочерёдными наклонами туловища в сторону, руки в стороны).

2) Бег (можно на месте).

2 Часть. Основная.

1) «Покачаем руками».

И. п. – ноги на ширине плеч параллельно, руки внизу, отведены назад.

1-4 – раскачивание, руками вперёд-назад, поднимая их всё выше и выше (5-6 раз).

2) «Погреемся».

И. п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны, ладонями кверху.

1 – со словами «раз» поворот туловища влево, руками обхватить себя за плечи (ноги с места не сдвигать).

2 – повернуться прямо, руки в стороны – вдох (3 раза в каждую сторону).

3) «Присядем пониже».

И. п. – основная стойка, руки в стороны.

1-2 – со словами «присели» присесть, руками обхватить колени, голову наклонить вперёд.

3-4 – выпрямиться, руки в стороны, хорошо прогнуться – вдох (4-5 раз).

4) «Стройные берёзки».

И. п. – основная стойка.

1-2 – подняться на носки, поднять руки через стороны вверх, посмотреть на них.

3-4 – опуститься на всю ступню, руки через сторону вниз (3-4 раза).

5) «Весёлый мячик».

И. п. – основная стойка, руки на поясе.

На 8 счётов прыжки на месте, легко на носках.

На 8 счётов – ходьба на месте.

3 Часть. Заключительная .

1) Ходьба на месте.

2) Упражнение у стены «Исправь осанку».

3) Дыхательные упражнения.