Физические упражнения при миопии. Лучшие упражнения для глаз при близорукости

  • 1.7.1. Классификация массажа. Влияние массажа на организм
  • 1.7.2. Основы классического ручного массажа
  • 1.7.3. Точечный массаж
  • Контрольные вопросы по разделу
  • Раздел 2. Основы методики лфк
  • 2.1. Периодизация лфк
  • 2.2. Регламентация и контроль нагрузок в лфк
  • 2.2.1. Теоретические основы регламентации нагрузок в лфк
  • 2.2.2. Нагрузки в лфк
  • 2.3. Формы организации занятий лфк
  • 2.4. Организация, структура и методика проведения занятия в лфк
  • Контрольные вопросы по разделу
  • Раздел 3. Методика лфк в ортопедии и травматологии
  • 3.1. Лфк при деформациях опорно‑двигательного аппарата
  • 3.1.1. Лфк при дефектах осанки
  • Укрепление мышечного корсета
  • 3.1.2. Лфк при плоскостопии
  • 3.2. Лфк в травматологии
  • 3.2.1. Общие основы травматологии
  • 3.2.2. Лфк при травмах опорно‑двигательного аппарата
  • Лфк при травмах мягких тканей
  • Лфк при травмах костей
  • Лфк при переломах позвонков (без повреждения спинного мозга)
  • Лфк при вывихах в плечевом суставе
  • 3.3. Контрактуры и анкилозы
  • 3.4. Лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе позвоночника
  • 3.4.1. Заболевания суставов и их виды
  • 3.4.2. Основы методики лфк при заболеваниях суставов и остеохондрозе
  • Комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета (начальный этап третьего периода)
  • Комплекс основных упражнений для разблокировки шейного отдела позвоночника
  • Разблокировка пояснично‑крестцового отдела позвоночника
  • Раздел 4. Методика лфк при заболеваниях висцеральных систем
  • 4.1. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.1. Классификация сердечно‑сосудистой патологии
  • 4.1.2. Патогенетические механизмы влияния физических упражнений при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.3. Методика лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Показания и противопоказания к лфк
  • Общие принципы методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы
  • 4.1.4. Частные методики лфк при заболеваниях сердечно‑сосудистой системы Вегетососудистая дистония
  • Артериальная гипертензия (гипертония)
  • Гипотоническая болезнь
  • Атеросклероз
  • Ишемическая болезнь сердца
  • Инфаркт миокарда
  • 4.2. Лфк при заболеваниях органов дыхания
  • 4.2.1. Заболевания органов дыхания и их классификация
  • 4.2.2. Методика лфк при заболеваниях дыхательной системы
  • Лфк при заболеваниях верхних дыхательных путей
  • Простудные и простудно‑инфекционные заболевания
  • 4.3. Методика лфк при нарушениях обмена веществ
  • 4.3.1. Нарушения обмена веществ, их этиология и патогенез
  • 4.3.2. Лфк при нарушениях обмена веществ
  • Сахарный диабет
  • Ожирение
  • Лечебная физкультура при ожирении
  • 4.4. Методика лфк при заболеваниях желудочно‑кишечного тракта
  • 4.4.1. Заболевания желудочно‑кишечного тракта, их этиология и патогенез
  • 4.4.2. Лфк при заболеваниях жкт Механизмы лечебного действия физических упражнений
  • Гастрит
  • Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки
  • Раздел 5. Методика лфк при заболеваниях, повреждениях и нарушениях деятельности нервной системы
  • 5.1. Этиология, патогенез и классификация заболеваний и нарушений нервной системы
  • 5.2. Механизмы терапевтического влияния физических упражнений при заболеваниях, нарушениях и травмах нервной системы
  • 5.3. Основы методики лфк при заболеваниях и повреждениях периферической нервной системы
  • 5.4. Лфк при травматических повреждениях спинного мозга
  • 5.4.1. Этиопатогенез повреждений спинного мозга
  • 5.4.2. Лфк при повреждениях спинного мозга
  • 5.5. Лфк при травматических повреждениях головного мозга
  • 5.5.1. Этиопатогенез травм головного мозга
  • 5.5.2. Лфк при травмах головного мозга
  • 5.6. Нарушения мозгового кровообращения
  • 5.6.1. Этиопатогенез нарушений мозгового кровообращения
  • 5.6.2. Лечебная физкультура при мозговых инсультах
  • 5.7. Функциональные нарушения деятельности головного мозга
  • 5.7.1. Этиопатогенез функциональных нарушений деятельности головного мозга
  • 5.7.2. Лфк при неврозах
  • 5.8. Детский церебральный паралич
  • 5.8.1. Этиопатогенез детского церебрального паралича
  • 5.8.2. Лфк при детском церебральном параличе
  • 5.9. Лфк при нарушениях зрения
  • 5.9.1. Этиология и патогенез миопии
  • 5.9.2. Лечебная физкультура при миопии
  • Контрольные вопросы и задания по разделу
  • Раздел 6. Особенности организации, содержания и работы специальной медицинской группы в образовательной школе
  • 6.1. Состояние здоровья школьников в России
  • 6.2. Понятие о группах здоровья и медицинских группах
  • 6.3. Организация и работа специальной медицинской группы в школе
  • 6.4. Методика работы в специальной медицинской группе в условиях общеобразовательной школы
  • 6.4.1. Организация работы руководителя смг
  • 6.4.2. Урок как основная форма организации работы смг
  • Контрольные вопросы и задания по разделу
  • Рекомендуемая литература Основная
  • Дополнительная
  • 5.9.2. Лечебная физкультура при миопии

    Возможности терапии близорукости во многом предопределяются механизмом ее развития. Но в любом случае правильно подобранные средства – общеукрепляющие мероприятия, режим дня, занятия ЛФК, достаточное пребывание на свежем воздухе и другие – позволяют если и не полностью устранить это нарушение, то остановить его прогрессирование. Именно это условие и является основной задачей ЛФК при миопии.

    Возможность профилактики миопии и ее прогрессирования определяется воздействием на аккомодационный аппарат глаза при помощи физических упражнений. Разработаны специальные упражнения для цилиарной мышцы со сменными линзами, с использованием лазерного стекла и более простые домашние упражнения. Благодаря этим мерам нормализуются или значительно повышаются показатели аккомодации и регионарной гемодинамики, а частота и степень прогрессирования миопии снижаются в три – пять раз. Более того, доказана принципиальная возможность предупреждения самого возникновения миопии путем проведения систематических тренировочных курсов в группе риска, в частности у школьников с пониженным запасом относительной аккомодации.

    Исходя из указанных предпосылок, в настоящее время ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Однако средства и методика их использования требуют тщательного подбора, потому что неправильно подобранная или чрезмерная физическая нагрузка может оказать неблагоприятное влияние на здоровье близоруких людей. Поэтому для таких лиц существуют определенные противопоказания. Так, при близорукости более 6,0 диоптрий, а также при хронических изменениях на глазном дне велика опасность отслоения сетчатки, поэтому нежелательны упражнения, которые могут привести к такому тяжелому последствию, грозящему слепотой. С этой точки зрения таким больным противопоказаны упражнения:

    С резким возрастанием артериального давления – упражнения с натуживанием, с задержкой дыхания, силовые, с длительным удержанием статического напряжения и т.п.;

    С продолжительными и напряженными переходами из положения сидя в положение лежа и обратно;

    Единоборства, сопровождающиеся ударами (бокс, восточные виды с полным или даже частичным контактом), бросками (все виды борьбы) и пр.;

    Игры, при которых возможны столкновения играющих, нанесение ударов по голове, а также игры, требующие большого напряжения;

    Прыжки и спрыгивания с высоты (спортивная гимнастика);

    С резкими поворотами головы и т.д.

    При непрогрессирующей близорукости первой и второй степеней (до ‑6 диоптрий) в случае отсутствия других противопоказаний можно заниматься некоторыми видами спорта: бегом на средние и длинные дистанции, спортивной ходьбой, плаванием, художественной гимнастикой, лыжными гонками и т.п. Однако окончательное заключение о возможности занятий даже названными видами спорта должен сделать врач‑окулист.

    Средства ЛФК при близорукости включают общеукрепляющие и специальные виды физических упражнений. Что касается первых, то это любые средства циклического, гимнастического, закаливающего и т.п. характера, за исключением тех, которые были отмечены выше как противопоказания.

    Занятия лечебной физкультурой можно проводить и дома под наблюдением родителей, которым нужно внимательно следить за выполнением упражнений детьми, руководствуясь методическими указаниями.

    Так как развитию близорукости способствует ослабление глазных мышц, то этот недостаток требует применения специальных упражнений, предназначенных именно для их укрепления. К числу таких упражнений относят комплексы:

    а) специально используемые для укрепления мышц, обеспечивающих процесс аккомодации;

    б) упражнения для снятия чрезмерного мышечного напряжения мышц глаза, головы и шеи;

    в) применяемые для предупреждения возможного неблагоприятного влияния на аппарат аккомодации глаза длительной напряженной зрительной работы.

    А) Упражнения для укрепления мышц, обеспечивающих процесс аккомодации.

    Основу этой группы упражнений составляют те, в которых происходит ритмичное расслабление и сокращение указанных мышц.

    В качестве примера приведем следующие упражнения:

    Сделать на уровне глаз фломастером метку диаметром в 3 мм на оконном стекле. Отойти от окна на 30 см и смотреть пять секунд на метку, пять секунд вдаль на вид за окном, вновь перевести взгляд на метку – и так три – пять минут. Кому прописаны очки, тот делает эту гимнастику в очках.

    Нарисовать на большом листе бумаги круг диаметром 50 см и повесить его на стену. Отойти на удобное расстояние. Вести взгляд от центральной точки сначала влево, потом вправо по горизонтали, вверх до конца, вниз, от нижней точки круговые движения вправо до конца, влево до конца, восьмерку в одну сторону, в другую (в направлении стрелок). Это одно движение. В первый день проделать это движение два раза. Каждый день добавлять по одному движению. Довести гимнастику до 6 – 8 движений подряд. Вертеть головой во время гимнастики нельзя.

    Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, голова неподвижна. Повторять 8 – 12 раз.

    Медленные круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении (4 – 6 раз).

    Число повторений упражнений следует постепенно увеличивать. Выполнять их при наличии миопии необходимо не менее двух раз, а для ее профилактики – один раз в день.

    Комплексы упражнений для лиц с близорукостью слабой степени в полной мере могут использоваться и теми, у кого имеется миопия средней степени. Однако общую нагрузку каждый должен регулировать сам, изменяя исходные положения, облегчая или усложняя упражнения, уменьшая или увеличивая амплитуду движений в зависимости от самочувствия.

    Б) Упражнения для снятия чрезмерного мышечного напряжения мышц глаза, головы и шеи.

    По мнению Бейтса, затруднения в аккомодации связаны не с какими‑либо органическими изменениями в форме глазного яблока или в строении хрусталика, а с функциональным расстройством действия мышц, окружающих глазное яблоко. Поэтому основная цель предложенного им метода – научить человека безусильному видению, достичь психического расслабления, при котором возможно улучшение зрения. Дело в том, что напряжение глазодвигательных мышц является следствием чрезмерных усилий глаза разглядеть какой‑либо объект с постепенным развитием равномерного (при близорукости, дальнозоркости, возрастном ухудшении зрения) или неравномерного (при астигматизме, косоглазии, напряжении прямых и косых мышц глаза) нарушения зрения. Для достижения расслабления глазных мышц автором была разработана серия упражнений, направленных на способность человека смотреть без чрезмерных усилий.

    Степень нарушения зрения варьируется в зависимости от состояния напряжения мышц лица и шеи и уровня напряжения ЦНС человека. В настоящее время специалисты считают, что напряжение на глаза и глазные мышцы, кровеносные сосуды и нервы (при интенсивной умственной работе, сопровождающей учебную и многие виды профессиональной деятельности) передается на мышцы задней части шеи, и они, в свою очередь, становятся напряженными. Следовательно, если удается снять чрезмерное усилие, то и глаза не будут находиться в напряженном состоянии, что непосредственно скажется и на состоянии мозга. Поэтому полное восстановление нормального зрения невозможно без расслабления этих мышц, для чего особое значение имеют соответствующие упражнения. Наиболее эффективными средствами снятия чрезмерного напряжения с мышц глаз, головы и шеи являются аутогенная тренировка, различные виды миорелаксации, в частности мышц лица, спины и шеи (воротниковая зона), а также массаж этих участков.

    В) Упражнения для предупреждения возможного неблагоприятного влияния на зрение длительной напряженной зрительной работы.

    Как уже отмечалось, длительное расслабленное состояние цилиарных мышц является важной предпосылкой развития миопии. Однако современному человеку – учащемуся, представителям многих профессий – приходится многие часы ежедневно нагружать свой зрительный аппарат. Усугубляется это положение длительным просмотром телевизионных программ и работой на компьютере, при которых состояние напряжения цилиарных мышц остается неизменным. Особенно неблагоприятно (даже при соблюдении гигиенических требований к посадке, освещенности и т.п.), это сказывается на растущем организме. В этих условиях особенно важно прибегать к мерам, которые бы позволили периодически упражнять ресничные мышцы в процессе самой работы. Вот почему основным требованием к указанным видам работ должны быть регулярные перерывы в занятиях, периодичность которых зависит от возраста и состояния зрения данного человека. Так, для школьников младшего звена перерывы следует делать через каждые 30 – 35 мин, среднего и старшего звена – через 40 – 50 мин, для студентов и людей среднего возраста – через 60 – 90 мин. Если у человека есть уже хотя бы слабая степень миопии, то перерывы в работе следует делать не реже, чем через 30 – 40 мин.

    Сами перерывы в 10 – 15 мин должны решать целый ряд задач, направленных на устранение возможных последствий длительной малоподвижности (профилактика нарушений осанки, застойных явлений в дыхательной системе и в кровообращении), на восстановление умственной работоспособности и – обязательно – на разгрузку аппарата аккомодации глаза. Основное значение в решении последней задачи играют упражнения, при которых, с одной стороны, достигается расслабление соответствующих мышц, а с другой – их «игра» с ритмичным сокращением и расслаблением.

    Приведем примеры упражнений каждой из указанных групп.

    I. Упражнения на разгрузку аппарата аккомодации глаза (исходное положение – сидя):

    1. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений кончиками указательных пальцев. Выполнять в течение одной минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

    2. II – IV пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через одну – две секунды снять пальцы с век. Повторить три – четыре раза.

    3. Крепко зажмурить, затем открыть глаза на три – пять секунд. Повторить шесть – восемь раз. Укрепляет мышцы век, способствует восстановлению кровообращения в них.

    4. Быстро моргать в течение одной минуты. Способствует улучшению кровообращения.

    5. В среднем темпе проделать три – четыре круговых вращения глазами в правую сторону, столько же – в левую. Расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет один – шесть. Повторить один – два раза.

    II. Упражнения на ритмичные сокращения и расслабления цилиарных мышц (исходное положение – стоя):

    1. Смотреть прямо перед собой две – три секунды, держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него три – пять секунд, опустить руку. Повторить 10 – 12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

    2. Вытянуть вперед руку, смотреть на кончик пальца, расположенного по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить шесть – восемь раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

    3. Сосредоточить взгляд (не мигая как можно дольше) на кончике носа, перевести и задержать взгляд на какой‑нибудь дальней точке в течение 30 сек.

    4. Вытянуть руку вперед, следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца влево и вправо, вверх и вниз. Повторить четыре – пять раз.

    6. Четыре – шесть раз зажмурить глаза изо всех сил, сделать ими десять круговых движений налево – вверх – направо – вниз и обратно.

    Для снятия напряжения глаз можно воспользоваться и массажем шиацу, для чего лучше всего подойдут точки вокруг глаз, вдоль носа и особенно в области основания головы. Точки основания несколько болезненны и неприятны при надавливании, но эти манипуляции отлично снимают перенапряжение глаз, шеи и даже могут быть хорошим средством для облегчения головной боли (рис. 38).

    Рис. 38. Точки для массажа шиацу при утомлении глаз

    Достижение положительного эффекта физических упражнений при миопии возможно лишь при систематических и регулярных их выполнениях, поэтому (как это чаще всего бывает) трех занятий в неделю в условиях лечебного учреждения или специальной медицинской группы явно недостаточно. В связи с этим особое значение имеет самостоятельное (а для младших школьников – под контролем родителей) выполнение специальных заданий.

    Программа самостоятельных занятий ЛФК для лиц с близорукостью может включать разнообразные средства – подвижные и некоторые спортивные игры, занятия легкой атлетикой, ритмической гимнастикой, турпоходы без переноски больших тяжестей, лыжные прогулки, катание на коньках и велосипеде, плавание и др. Однако при близорукости (кроме легкой степени, да и то по разрешению врача) противопоказано принимать участие в соревнованиях по футболу, баскетболу, регби и хоккею из‑за возможности получения травмы головы и отслойки сетчатки. Это не значит, что нельзя выполнять отдельные элементы этих видов спорта, тренируясь на площадке или на стадионе 33 . Можно заниматься также ходьбой в среднем и быстром темпе, бегом трусцой в медленном и среднем темпе, бегом по пересеченной местности. Занимаясь ритмической гимнастикой, следует использовать музыку с темпом не более 100 – 120 тактов в минуту, делать паузы для отдыха и включать в комплекс дыхательные и специальные упражнения для мышц глаз.

    Профилактика миопии в школе. В последние годы во многих общеобразовательных школах с успехом используется предложенная В.Ф. Базарным методика профилактики нервно‑психического переутомления и «истощающего развития» учащихся, существенное место в которой занимает профилактика нарушений зрения у учащихся непосредственно в учебном процессе. Для этого используются ceнcoρнo‑координаторные тренажи на основе зрительно‑сигнальных сюжетов, когда дети в положении стоя следят глазами по заданным траекториям с одновременным вращением головой и туловищем. В развитии этой методики автор предложил автоматизированную систему ceнcoρнo‑координаторного тренажа, которая позволяет активизировать зрительно‑двигательную поисковую активность в пространстве, в том числе выполнение более интенсивных ритмических движений глазами, головой и туловищем. Последнее достигается за счет монтажа в каждом классе специальной технической системы, позволяющей создать поочередное вспыхивание комплекса сигнальных ламп (эффект «бегущего огонька»), при прослеживании которых дети вступают в увлекательную моторно‑поисковую игру, сопровождающуюся движениями корпусом, головой и глазами.

    Другим вариантом указанного тренажа является разработанная тем же автором методика, построенная на основе схемы универсальных символов, представляющих собой офтальмотренажер (рис. 39). Установлено, что систематические занятия по схеме универсальных символов способствуют нормализации не только состояния зрительного аппарата, но и психического статуса школьников.

    Рис. 39. Офтальмотренажер

    План:

    1. Введение.
    2. Миопия.
    3. Причины миопии.
    4. Лечение миопии.
    5. Занятия физической культурой и спортом при близорукости.
    6. Ограничения к занятиям физической культурой школьников по состоянию органа зрения.
    7. Основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью.
    8. Физическая культура для школьников с близорукостью.

    Введение

    За последние десятилетия число лиц, страдающих близорукостью, значительно возросло. Люди в очках стали неотъемлемой приметой современной жизни: всего в мире очки носят около 1 миллиарда человек. Близорукость присуща в основном молодым. Так, по данным разных авторов, близорукость у школьников колеблется от 2,3 до 16,2% и более. У студентов вузов этот процент ещё выше. И хотя довольно большое значение в развитии миопии имеет наследственный фактор, он далеко не всегда является определяющим.

    Близорукость, миопия (от греческого «мио» – щуриться и «опсис» – взгляд, зрение), – один из недостатков рефракции глаза, в результате чего люди, страдающие им, плохо видят отдалённые предметы. Миопия чаще всего развивается в школьные годы, а также во время учёбы в средних и высших учебных заведениях и связана главным образом с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при неправильном освещении и плохих гигиенических условиях. С введение информатики в школах и распространением персональных компьютеров положение стало еще более серьезным.

    Если вовремя не принять мер, то близорукость прогрессирует, что может привести к серьёзным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения. И как следствие – к частичной или полной утрате трудоспособности.

    Развитию близорукости способствует также ослабление глазных мышц. Этот недостаток можно исправить с помощью специально разработанных комплексов физических упражнений, предназначенных для укрепления мышц. В результате процесс прогрессирования близорукости нередко приостанавливается или замедляется. Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось ещё недавно, в настоящее время признано неправильным. Однако и чрезмерная физическая нагрузка может оказать неблагоприятное влияние на здоровье близоруких людей.

    Первое упоминание о близорукости встречается у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Он отметил, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля впервые встречается и слово “миопс”, означавшее: закрывать глаза мигая, от которого произошел современный термин “миопия”.

    Миопия

    Миопия (близорукость) является сильной рефракцией, поэтому напряжение аккомодации в таких глазах не может улучшить изображения отдаленных предметов и миопы плохо видят вдаль и хорошо – на близком расстоянии.

    Принято выделять три степени миопии: слабую – до 3.0 дптр, среднюю – 6.0 дптр, высокую – свыше 6.0 дптр.

    По клиническому течению различают миопию не прогрессирующую и прогрессирующую.

    Прогрессирование миопии может протекать медленно и закончиться с завершением роста организма. Иногда миопия прогрессирует непрерывно. достигает высоких степеней (до 30.0-40.0 дптр.), сопровождается рядом осложнений и значительным снижением зрения. Такая миопия называется злокачественной – миопической болезнью. Не прогрессирующая миопия является аномалией рефракции. Клинически она проявляется снижением зрения вдаль, хорошо корригируется и не требует лечения. Благоприятно протекает и временно прогрессирующая миопия. Постоянно прогрессирующая миопия – всегда серьезное заболевание, являющаяся основной причиной инвалидности. связанной с патологией органа зрения.

    Клиническая картина миопии связана с наличием первичной слабости аккомодации, перенапряжением конвергенции и растяжением заднего сегмента глаза, происходящим после остановки роста глаза.

    Аккомодативная мышца в миопических глазах развита слабо, но так как при рассматривании близко расположенных предметов напряжения аккомодации не требуется, клинически это обычно не проявляется, однако по данным, способствует компенсаторному растяжению глазного яблока и увеличению близорукости.

    Несбалансированность слабой аккомодации со значительным напряжением конвергенции может привести к спазму ресничной мышцы, развитию ложной близорукости, которая со временем переходит в истинную. При миопии выше 6.0 дптр постоянное напряжение конвергенции, обусловленное близким расположением дальнейшей точки ясного зрения, является большой нагрузкой для внутренних прямых мышц, в результате чего возникает зрительное утомление – мышечная астенопия.

    Растяжение заднего сегмента глазного яблока приводит к анатомическим и физиологическим изменениям. Особенно резко, на зрительной функции сказываются нарушения в сосудистой и сетчатой оболочках. Следствием этих нарушений являются типичные для миопии изменения глазного дна.

    Причины миопии

    В развитии близорукости следует рассматривать следующие факторы.

    1. Генетический, несомненно, имеющий большое значение, так как у близоруких родителей часто бывают близорукие дети. Особенно наглядно это проявляется в больших группах населения. Так, в Европе число миопов среди студентов достигает 15%, а в Японии – 85%.

    2. Неблагоприятные условия внешней Среды, особенно при длительной работе на близком расстоянии. Это профессиональная и школьная миопия, особенно легко формирующаяся, когда развитие организма не завершено.

    3. Первичная слабость аккомодации, приводящая к компенсаторному растяжению глазного яблока.

    4. Несбалансированное напряжение аккомодации и конвергенции, вызывающее спазм аккомодации и развитие ложной, а затем и истинной миопии.

    При современном уровне развития офтальмологии нет единой, достаточно обоснованной научной концепции развития миопии. Участие приведенных выше факторов следует считать достаточно вероятным, но убедительных данных о преимущественном значении какого либо из них нет. По-видимому, разные виды миопии имеют различное происхождение, а их развитие обусловлено одним из факторов или имеет сложный генез.

    Лечение миопии

    В период роста организма миопия прогрессирует чаще, поэтому особенно тщательно следует проводить ее лечение в детском и юношеском возрасте. Обязательны рациональная коррекция, устранение спазмов ресничной мышцы и явлений астенопии. Рекомендуются специальные упражнения для тренировки ресничной мышцы.

    При высокой осложненной миопии, кроме того, показан общий щадящий режим: исключают физические напряжения (подъем тяжестей, прыжки и т. п.) и зрительные перегрузки. Назначают общеукрепляющее лечение и специальную терапию.

    Занятия физической культурой и спортом при близорукости

    Близорукость у детей школьного возраста нередко сочетается с такими заболеваниями, как ревматизм, рахит, хронический тонзиллит, нарушение опорно-двигательного аппарата и другими заболеваниями. При определении медицинской группы по физической культуре для детей с близорукостью учитываются острота зрения, рефракция и состояние глазного дна.

    Результаты исследования последних лет, особенно касающиеся механизмов происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрения.

    Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и в профилактике ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

    Ученые установили, что девушки 15-17 лет, имеющие близорукость средней степени, значительно отстают по уровню физической подготовленности от сверстниц. У них отмечается существенное снижение кровотоков в сосудах глаза и ослабление аккомодационной способности. Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100-140 уд./мин.) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодационную способность глаза, вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышения работоспособности цилиарной мышцы. После выполнения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 180 уд./мин.), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечаются выраженная ишемия глаз, сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилеарной мышцы. Апробация методики физического воспитания детей с миопией средней степени с учетом указанных выше эффектов действия физических упражнений показала, что применение этой методики способствует профилактике прогрессирования миопии. Спустя год в экспериментальной группе рефракция уменьшилась в 37.2% случаев, осталась на прежнем уровне в 53.5% и увеличилась у 9.3%, тогда как в контрольной группе это наблюдалось в 2.4; 7.4 и 90.2% соответственно.

    Исследования ученых позволили установить, что снижение общей двигательной активности учащихся при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеразвивающего характера в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции миопического глаза. На основе результатов, проведенных исследований разработана методика лечебной физкультуры для студентов и школьников с близорукостью и показана ее эффективность при применении в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования. Ю.И. Курпан обосновал методику физического воспитания учащихся, страдающих близорукостью.

    Особенность физического воспитания школьников и студентов, способствующего предупреждению близорукости и ее прогрессирования, состоит в том, что в занятия, помимо общеразвивающих упражнений, включают и специальные упражнения, улучшающие кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.

    Физическая культура для учащихся с близорукостью

    Ведущее место в системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ занимают уроки физической культуры.

    Обязательные занятия школьников физкультурой проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной.

    В основную группу не допускаются учащиеся с остротой зрения без коррекции ниже 0.5 на лучше видящем глазу, с гиперметропической или миопической рефракцией более 3 дптр.
    В подготовительной группе спортивные тренировки и соревнования исключены. Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения не допускаются к занятиям в этой группе.

    Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими и дегеративными заболеваниями глаз занимаются в специальной группе по индивидуальной программе.

    Для школьников, страдающих близорукостью и включенных в специальную группу, разработаны специальные упражнения типа лечебной физкультуры.

    Как уже отмечалось выше, значительная часть учащихся страдают близорукостью. По мере перехода в старшие классы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Это вызвано, очевидно, большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением гигиенических требований труда и быта.

    Учащиеся с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физической культурой. Полезны занятия спортивными играми. Постоянное переключение зрения при игре в волейбол, баскетбол, теннис с близкого расстояния на далекое и обратно способствует усилению аккомодации и профилактики прогрессирования близорукости.

    При наличии близорукости средней степени, учащихся включают в подготовительную медицинскую группу. В программные требования для них целесообразно ввести некоторые ограничения: исключить прыжки с высоты более 1.5 м., упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной медицинской группы.

    Для учащихся подготовительной медицинской группы наряду с учебными занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физкультурой.

    Студенты с близорукостью высокой степени (6.0 дптр и более) должны заниматься физической культурой только в специальной медицинской группе. Используются следующие формы физического воспитания:

    а) обязательные и факультативные занятия;
    б) самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, упражнения для повышения уровня общей и силовой выносливости, а также тренировку цилиарной мышцы. Кроме того можно рекомендовать и занятия лечебной физкультуры.

    Физические упражнения и спорт – это основные средства укрепления здоровья и поддержания хорошей работоспособности в любом возрасте, однако для людей страдающих заболеваниями глазного органа, необходимы специальные комплексы упражнений.

    Развитию близорукости способствует также ослабление глазных мышц. Этот недостаток можно исправить с помощью специально разработанных комплексов физических упражнений, предназначенных для укрепления мышц. В результате процесс прогрессирования близорукости нередко приостанавливается или замедляется. Так как у детей с высокой степенью близорукости наблюдается нарушение осанки, слабость мышечно-связочного аппарата, привычка чрезмерно наклонять голову и туловище при чтении и письме, целесообразно использовать корригирующие и дыхательные упражнения. Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось ещё недавно, в настоящее время признано неправильным. Однако и чрезмерная физическая нагрузка может оказать неблагоприятное влияние на здоровье близоруких людей. В Приложении 1 приведёны специальные физические упражнения, которые необходимо выполнять с целью профилактики появления и прогрессирования близорукости укрепления глазодвигательных мышц не реже 3-4 раз в неделю.

    Существует также общеразвивающие упражнения, которые можно сочетать с движениями глаз:

    При выполнении этих упражнений голову не поворачивать, движения глазами выполнять медленно.

    1. И. п. – лёжа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди (по отношению к туловищу), передать мяч в левую руку. Вернуться в и. п. смотреть на мяч. Повторить 10-12 раз.
    2. И. п. – лёжа на спине, руки опущены вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку с мячом вверх (за голову) и, опуская её, передать мяч в другую руку. То же другой рукой. Смотреть на мяч. Повторить 5-6 раз каждой рукой. При поднимании руки – вдох, при опускании выдох.
      Мужчинам эти два упражнения можно выполнять с гантелью весом 1-3 кг.
    3. И. п. – лёжа на спине, руки в стороны. Выполнять скрестные движения прямыми руками. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Выполнять 15-20 сек. Дыхание произвольное.
    4. И. п. – сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять ими скрестные движения 15-20 сек. Смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.
    5. И. п. – то же. Одна нога несколько поднимается, другая опускается, затем наоборот. Смотреть на носок одной ноги. Выполнять 15-20 сек.
    6. И. п. – сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх – влево. То же левой ногой вверх – вправо. Смотреть на носок. Повторить 6-8 раз каждой ногой.
    7. И. п. – то же, прямая нога слегка поднята. Выполнять ею круговые движения в одном и другом направлении. Смотреть на носок. То же другой ногой. В течение 10-15 сек. каждой ногой.
    8. И. п. – стоя, держать гимнастическую палку вверх, прогнуться – вдох, опустить палку – выдох. Смотреть на палку. Повторить 6-8 раз.
    9. И. п. – стоя, держать гантели впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении 15-20 сек. Смотреть то на одну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения 5 сек. в одном направлении, затем в противоположном.

    Занятия физкультурой при слабой степени близорукости

    Как уже отмечалось, люди, имеющие близорукость слабой степени, могут использовать разнообразные средства физкультуры и спорта. Исключение составляют только те, при которых возможны удары по голове, резкие сотрясения всего организма, общее большое и продолжительное напряжение занимающихся. К ним относятся бокс, борьба, прыжки в длину, высоту, в воду и с трамплина на лыжах, а также хоккей и регби.

    Лицам с близорукостью слабой степени необходимо ежедневно выполнять специальные упражнения, направленные на укрепление мышц, способствующих улучшению зрения. Следует во все комплексы включать упражнения «метка на стекле» для тренировки цилиарной мышцы. Рекомендуемый комплекс ежедневных упражнений:

    1. И. п. – стоя, кисти на затылке. 1-2 – поднять руки вверх, прогнуться, 3-4 – вернуться в и. п. Повторить 3-4 раза.
    2. И. п. – стоя или сидя. Медленные круговые движения головой по 8 раз в каждом направлении.
    3. Самомассаж затылка и мышц задней поверхности шеи в течение 1 мин.
    4. Круговые движения глазными яблоками. Выполнять медленно в различных направлениях в течение 40-45 сек.
    5. Закрыть глаза. Выполнять несильные надавливания пальцами на глазные яблоки в течение 25-30 сек.
    6. Упражнение «метка на стекле». Выполнять в течение 1-2 мин., тренируя мышцы каждого глаза в отдельности и обоих глаз вместе.
    7. Закрыть глаза и выполнять поглаживание век от носа к наружным углам глаз и обратно в течение 30-35 сек.
    8. Выполнять быстрые моргания в течение 15-20 сек.
    9. Посидеть с закрытыми глазами в течение 1 мин., выполнять брюшное дыхание.

    Физкультура при средней степени близорукости (от 3 до 6 диоптрий)

    Круг средств физкультуры и спорта, которые можно рекомендовать лицам с близорукостью средней степени, сужен по сравнению с теми, у кого миопия слабой степени. Они могут заниматься некоторыми видами спорта лишь при не прогрессирующей близорукости – бегом на средние и длинные дистанции, спортивной ходьбой, плаванием, парусным спортом, художественной гимнастикой, гимнастикой по программе III – II спортивных разрядов, лыжными гонками. Заключение о возможности занятий даже названными видами спорта должен сделать окулист.

    Важно помнить о том, что следует избегать упражнений с резкими движениями головой. Поэтому наклоны туловища вперёд лучше выполнять в положении сидя на полу. Комплексы упражнений для лиц с близорукостью слабой степени в полной мере могут использоваться и теми, у кого имеется миопия средней степени. Однако общую нагрузку каждый должен регулировать сам, изменяя исходные положения, облегчая или усложняя упражнения, уменьшая или увеличивая амплитуду движений в зависимости от самочувствия.

    Существуют ограничения к занятиям физической культурой школьников по состоянию органа зрения.

    Физкультура при высокой степени близорукости (свыше 6 диоптрий)

    Людям с высокой степенью близорукости не рекомендуются занятия спортом, но желательно выполнять ежедневно утреннюю гигиеническую гимнастику продолжительностью 8-10 мин. с включением в комплекс специальных упражнений для тренировки наружных и внутренних мышц глаз. Людям с близорукостью высокой степени нежелательны упражнения типа прыжков и соскоков, опорные прыжки через снаряды, кувырки и стойка на голове, упражнения на верхних рейках гимнастической стенки, прыжки с подкидного мостика, а также упражнения, требующие длительного напряжения зрения (продолжительная стрельба).

    Занятия лечебной гимнастикой продолжительностью до 10 мин. и физкультурную паузу необходимо выполнять ежедневно со средней нагрузкой.

    Лицам с близорукостью свыше 8 диоптрий с коррекцией зрения и без патологических изменений в глазу показаны только занятия лечебной физкультурой, которые желательно проводить ежедневно. Комплекс лечебной гимнастики должен содержать 10-12 общеразвивающих, дыхательных и корригирующих упражнений, выполняемых в медленном темпе без резких движений туловищем и с небольшой нагрузкой. Рекомендуется также ходьба в среднем темпе.

    Близорукость появляется и прогрессирует чаще всего в тех случаях, когда дети и взрослые нарушают нормальный режим зрительной работы, по много часов читают, особенно в положении лёжа, при плохом освещении или в движущемся транспорте, а также не выполняют рекомендуемых упражнений для глаз или занимаются противопоказанными видами спорта, превышая допустимый уровень физической нагрузки. (См. таблицу противопоказаний – Приложение 3 )

    Как дополнение к теме, в Приложении 4 предлагается памятка для учащихся начальных классов для профилактики зрительного утомления и близорукости (автор метода Э.С. Аветисов).

    Список используемой литературы:

    1. Аветисов Э.С. Возвращение зрения. М., 1980.
    2. Аветисов Э.С., Ливадо Е.И., Курпан Ю.И . Занятия физкультурой при близорукости. – М., 1983
    3. “Глазные болезни”: Учебник. Под ред. Т.И. Ерошевского, А.А. Бочкаревой. - М.: Медицина 1983.
    4. Аветисов Э.С. “Близорукость”- М.: Медицина, 1986.
    5. Стив Шенк ман «Можно ли жить без очков?», М:1992
    6. Джерри Фридман «Освободи свои глаза», М:1997
    7. Сайкина Е.Г., Фирилёва Ж.Е. Физкульт – привет минуткам и паузам! Сборник физкультурных упражнений для дошкольников: Учебно – методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб., 2004.
    8. Бахрах, И.И «Физическое воспитание детей школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья», М.:2006

    Важность спорта нельзя недооценить. Адекватная физическая нагрузка необходима для сбалансированной работы всех систем организма. Но при наличии в анамнезе ряда заболеваний рекомендуется выполнять специальную лечебную физкультуру. ЛФК при миопии имеет большое значение. В случае систематического выполнения правильно подобранных упражнений возможно не только остановить прогрессирование патологии, но и значительно улучшить зрение.

    ЛФК при миопии имеет большое значение.

    Миопия представляет собой аномалию рефракции глаза. При такой патологии преломление световых лучей в органах зрения происходит с искажением. Пациент видит дальние объекты нечетко и размыто, так как изображение строится не на сетчатке глаза, как положено по норме, а перед ней.

    В офтальмологической практике выделяют три степени развития близорукости:

    • слабая: ниже -3 диоптрий;
    • средняя: в диапазоне от -3 до -6 диоптрий;
    • высокая: превышает -6 диоптрий.

    Такое нарушение зрения может быть врожденным, но обычно является приобретенным. Если пациент родился с указанной патологией, устранить ее с помощью физических упражнений вряд ли получится. В прочих случаях ЛФК способствует выраженному улучшению зрения, особенно на начальном этапе развития аномалии или в детском возрасте.

    Польза занятий спортом для улучшения зрения

    Нарушение зрения может быть как врожденным, так и приобретенным.

    В процессе наблюдений за пациентами с различной степенью миопии выяснилось, что ряд физических упражнений позитивно влияет на работу мышц глаза, благоприятствует улучшению аккомодации и нормализует кровообращение в его тканях.

    На заметку: по существующему регламенту предписывается освобождение от занятий спортом пациентам с близорукостью свыше -3 диоптрий. Однако правильно подобранная нагрузка принесет несомненную пользу. Окончательное заключение должен вынести врач-офтальмолог с учетом имеющихся симптомов и возможных осложнений.

    Для ребенка с пониженным зрением, как правило, не предусматривается освобождение от физкультуры. В школе на таких уроках учеников распределяют в разные группы с учетом выявленной степени миопии.

    • бег (за исключением коротких дистанций);
    • плавание;
    • спортивная ходьба;
    • катание на велосипеде;
    • лыжные прогулки;
    • художественная гимнастика;
    • катание на коньках;
    • игра в городки;
    • хождение под парусом.

    Допускается участие в таких играх, как волейбол, баскетбол или бадминтон. В их процессе игрок вынужден следить за мячом или воланом как с ближнего, так и с дальнего расстояния, что повышает способность глаза к аккомодации и улучшает остроту зрения.

    Важно! Разрешается физическая нагрузка умеренной интенсивности, пульс не должен превышать 100-130 ударов в минуту. В противном случае возможен обратный эффект и снижение работоспособности мышц глаза.

    При выраженных нарушениях зрения существует ряд ограничений для спортивных занятий, что требует детального рассмотрения.

    Физические упражнения позитивно влияют на работу мышц глаза, благоприятствуют улучшению аккомодации и нормализует кровообращение в тканях.

    Ограничения к спортивным занятиям и ЛФК

    Главным противопоказанием к проведению ЛФК является угроза разрыва или отслоения сетчатки глаза. При таком условии активные физические нагрузки категорически запрещены. Требуется с осторожностью подходить к занятиям спортом и при прогрессирующей близорукости, поскольку существует риск спровоцировать ухудшение состояния.

    Ограничения при миопии от -3 до -6 D

    Лечебная физкультура при миопии средней степени требует индивидуального подхода. Пациенту следует придерживаться некоторых рекомендаций:

    1. Избегать участия в игровых чемпионатах и соревнованиях – на них повышается угроза получить травму. Лучшим вариантом будет выполнять некоторые элементы игры в футбол, баскетбол или волейбол на спортивной площадке.
    2. Бегать трусцой в различном темпе, заниматься спортивной ходьбой по пересеченной местности. Разрешаются прыжки с места в длину, но в ограниченном количестве.
    3. Участвовать в туристических походах. Людям с пониженным зрением необходимо чаще делать привалы и избегать длительного ношения рюкзака, а также поднятия прочих тяжестей.

    Ограничения при миопии от -6 D

    Если у пациента близорукость высокой степени , то список ограничений расширяется. В указанном случае запрещены:

    • действия, способные привести к повышению артериального давления: силовые упражнения, выполняемые с натугой, с задержкой дыхания;
    • все виды единоборств и некоторые спортивные игры, так как нанесение ударов, особенно по голове, или столкновение тел чревато серьезными осложнениями;
    • занятия, требующие концентрации внимания и длительной фокусировки зрения, например, стрельба;
    • упражнения, требующие натужного перехода из сидячего положения в лежачее и наоборот, а также предполагающие резкие повороты головы;
    • занятия спортивной гимнастикой и акробатикой: прыжки со скакалкой, через снаряд, с мостика, стойки на голове, кувырки, соскоки с высоты более полуметра, упражнения на гимнастической стенке.

    Миопия и спорт в меньшей мере совместимы при ярко выраженном нарушении зрения. При близорукости свыше -8 D пациенту потребуется ограничить занятия физической культурой. Достаточным будет регулярное выполнение утренней зарядки. Выраженную пользу принесет закаливание.

    Всем близоруким пациентам рекомендуется систематически делать специальную зарядку для глаз, направленную на нормализацию работы его внутренних мышц. В процессе выполнения такой гимнастики обеспечивается усиленный приток кислорода к тканям, и улучшаются обменные процессы в глазу.

    При прогрессирующей близорукости ЛФК можно с очень большой осторожностью, поскольку существует риск спровоцировать ухудшение состояния.

    Лечебная физкультура при близорукости должна выполняться с учетом индивидуальных особенностей организма и выраженности имеющихся проблем со зрением. Перед применением на практике предлагаемого комплекса упражнений важно предварительно получить консультацию офтальмолога.

    Подготовка к тренировке должна проходить следующим образом:

    • проводить занятия на открытом воздухе или в основательно проветренном помещении;
    • выполнять тренировку без очков;
    • сделать разминку в виде ходьбы и специальной дыхательной гимнастики.

    В жаркую погоду тренировку рекомендуется проводить в тени. Важно правильно дозировать нагрузку: повышать интенсивность и продолжительность движений постепенно, на протяжении двух-трех недель. В процессе тренировки необходимо делать перерывы для отдыха, чередовать или совмещать физические упражнения с зарядкой для глаз.

    Важно создать правильный эмоциональный настрой – физкультура должна приносить удовольствие, а не быть принудительной обязанностью.

    Упражнения с мячом

    Различные упражнения, выполняемые с мячом, укрепляют цилиарную мышцу глаза за счет сосредоточивания на движущемся предмете с дальнего и ближнего расстояния. Подобная тренировка может проходить следующим образом:

    • бросать теннисный мячик в мишень, закрепленную на стене, поочередно обеими руками;
    • подбрасывать мяч над головой и ловить его;
    • отбивать мяч от пола;
    • передавать мяч из-за головы напарнику;
    • бросать мяч в баскетбольную корзину с максимального расстояния в 5 метров;
    • играть в теннис как через сетку, так и у стенки;
    • играть в бадминтон.

    Упражнения для укрепления передней брюшной стенки

    Близорукий человек часто сутулится. Ему приходиться регулярно наклоняться вперед, чтобы рассмотреть предмет поближе или прочитать надпись, и это входит в привычку. Предлагаемый комплекс упражнений предназначается для накачивания мышц брюшного пресса, что поможет избавиться от сутулости и остановить падение зрения.

    Из исходного положения лежа на спине:

    • сделать глубокий вдох и выдох, приподнимая и втягивая брюшную стенку;
    • вдохнуть воздух и, задержав дыхание, несколько раз втянуть и надуть живот;
    • вытянув руки вдоль тела, приподнимать голову;
    • сложив руки на затылке, поднимать и опускать голову и плечи;
    • подтягивать к груди согнутые в коленях ноги с помощью рук.

    Людям со средней и высокой степенью миопии рекомендуется выполнять такие упражнения с осторожностью и без усилий, чтобы избежать повышенного напряжения.

    Упражнения для укрепления задней поверхности тела

    Для устранения сутулости, свойственной многим близоруким людям, следует также делать упражнения на укрепление слабых мышц спины и шеи. Это предотвратит прогрессирование миопии. Предлагается проводить тренировку следующим образом:

    • походить на носках, как вариант – со специальным мешочком с песком на голове;
    • прогнуться назад из положения стоя, руки за спиной, пальцы сцепить;
    • делать наклоны вперед с прямой спиной из положения стоя, руки на поясе;
    • наклонять голову вперед и назад с небольшим сопротивлением из положения сидя, пальцы сцепить на затылке.

    Из положения на спине:

    • приподнимать тело в области таза, упираясь в пол или кушетку ступнями, локтями и головой, согнув ноги в коленях;
    • податься вперед, приподнимая грудную клетку.

    Из положения на животе:

    • прогнуться назад, приподняв плечи и голову, руки вытянуты вдоль тела;
    • прогнуться назад с приподнятой верхней частью туловища, одновременно отрывая от пола или кушетки выпрямленные ноги.

    Для устранения сутулости следует делать упражнения на укрепление слабых мышц спины и шеи. Это предотвратит прогрессирование заболевания.

    В заключение следует отметить, что выраженный эффект от лечебной физкультуры наблюдается в комплексной терапии близорукости. Хорошие отзывы заслужила специальная зарядка для глаз по методике У. Бейтса. Улучшить кровообращение в сосудах головного мозга и усилить приток кислорода к тканям глаза поможет массаж шеи, который можно проводить самостоятельно. Принесут пользу занятия йогой, которая направлена на восстановление всех систем организма. Остановить прогрессирование патологии рефракции глаза поможет правильный режим питания, отказ от вредных привычек и регулярный прием витаминов.

    Дек 26, 2016 Doc

    Ученые доказали, что сбалансированные физические нагрузки, сочетающиеся со , помогают остановить и способствуют . Предлагаем вашему вниманию простые упражнения, которые можно включить в утреннюю зарядку. Лечебная физкультура при рекомендована для слабой и средней степени развития заболевания.

    Гимнастика с мячом

    Для выполнения упражнений вам понадобится теннисный или другой мяч небольшого размера. Подборка подходит и детям, и взрослым:

    • Ходьба на месте. Держа голову прямо, подкидывайте мяч одной рукой, а ловите противоположной.
    • Положение стоя, теннисный мяч – в правой руке. Медленно поднимайте обе руки вверх, передавайте мяч в левую руку. Опустите руки. Сделайте несколько повторов.
    • Присед. Поднимаясь, подбросьте мяч левой рукой. Приседая, поймайте его правой. Голову поднимать нельзя.
    • Прыжки. Подпрыгивая, подбрасывайте мяч вверх и ловите его. Чередуйте упражнение с ходьбой.
    • Круговые движения тазом. При этом передавайте теннисный мяч из одной руки в другую, вращая его вокруг туловища.
    • Положение сидя. Зажмите теннисный мяч между коленями согнутых ног. Опускайте согнутые ноги поочередно направо и налево (колени должны касаться пола). Следите взглядом за мячом.
    • Положение лежа. Согните ноги, руки — в стороны. Приподнимите таз, несколько раз передайте мяч из одной руки в другую.

    Практически любые общеукрепляющие упражнения можно дополнять приемами, направленными на укрепление всех групп глазных мышц. Например, выполняя «ножницы», можно следить взглядом за носками ног. Делая круговые движения руками, направляйте взгляд на кисть левой руки и переводите его на правую руку. Головой двигать нельзя.

    Физкультминутка

    При больших зрительных нагрузках (постоянная работа за компьютером и т.п.) рекомендуется давать глазам передышку каждые 1,5 часа. Потратьте перерыв с пользой, устроив физкультминутку:

    • Прикройте глаза ладонями на 1-2 минуты, помассируйте глазные яблоки сквозь веки.
    • Сцепите руки в замок за спиной. Прогибайтесь, отводя голову назад, — вдох. Исходное положение – выдох.
    • Разотрите заднюю часть шеи и плечи.
    • Поморгайте.
    • Сделайте несколько приседаний.

    Разминку можно дополнить небольшой прогулкой и ходьбой по лестнице.

    Спорт при миопии

    При близорукости слабой степени можно заниматься практически любыми видами спорта, избегая при этом перегрузок. Исключение составляют контактные (бокс, борьба, единоборства) и экстремальные виды спорта.

    Средняя степень (от 6 диоптрий) накладывает определенные ограничения. Не рекомендуется спортивная гимнастика, командные игры, прыжки и легкая атлетика. Лучше выбрать циклические упражнения – ходьба, бег трусцой, лыжи, плавание, игра в бадминтон или теннис.

    При миопии высокой степени (от 8 диоптрий) противопоказаны любые прыжки и соскоки, кувырки и стойки, а также упражнения, требующие длительного зрительного напряжения (например, стрельба).

    Прежде чем начать активные занятия спортом, следует посетить своего окулиста и проверить, нет ли патологий и изменений на глазном дне. В этом случае физическая активность должна быть ограничена.

    Миопия или близорукость - самый распространённый в мире дефект, вызываемый аномалией рефракции на сетчатке глаза. Одной из самых распространённых причин этого явления, принято считать увеличенное глазное яблоко, из-за которого изображение, поступающее в глаз, формируется перед сетчаткой, в результате чего отдалённые предметы имеют размытый и нечеткий вид.

    Основные моменты

    Способствуют развитию миопии генетические болезни, ослабление мышц глаз и другие факторы, включая склероз хрусталика у пожилых людей, его смещением при травме, каратоконусом и аккомодационным спазмом.

    Офтальмологи различают три степени миопии - от слабой в пределах трёх диоптрий, до высокой в 6, 15 и даже 30 диоптрий. Довольно часто проблема начинает прогрессировать и в данном случае рекомендуется оперативное вмешательство.

    Решение проблемы близорукости лежит сразу в нескольких, формально независимых плоскостях - это ношение контактных линз или очков, рефракционная хирургия, а также осуществление специальных комплексов упражнений для глаз, нормализирующих в среднесрочной перспективе отдельные параметры зрения.

    Основные методики упражнений для глаз

    Методик альтернативного безоперационного улучшения состояния зрения при близорукости достаточно много, однако далеко не всегда они эффективны, поскольку существенно зависят от состояния самого пациента, индивидуальной восприимчивости зрительных мышц к определенным действиям.

    Классический аккомодотренинг

    Данная система упражнений обычно рекомендуется офтальмологами как простая, функциональная и безопасная терапия проблем со зрением. Основные её направления - это релаксация пояска хрусталика, раскачка аккомодационных резервов и цилиарной мышцы, а также поддержка оптимального зрительного режима на протяжении дня.

    1. Из положения сидя делайте как можно более быстро, активные мигательные действия в течение нескольких мин.
    2. Встаньте, рассредоточьте взгляд, направив его в «бесконечность». Поднимите руку с вытянутым средним пальцем и расположите её перед носом. Переведите взгляд и сосредоточьтесь на конце пальца (в течение пяти сек.), потом опускайте руку и вновь рассредоточьте взгляд. Сделайте пятнадцать таких циклов в течение одного подхода не прерываясь.
    3. Из стоячей позы поднимите руку к глазам и поднесите палец близко к носу. Сосредоточьте взгляд на конце в течение пяти секунд и начинайте приближать его к носу до того, пока изображение не будет раздваиваться. Делать повторно упражнение необходимо десять раз, не останавливаясь для передышки.
    4. Сядьте на стул, сильно зажмурьтесь и держите веки плотно сомкнутыми на протяжении пяти секунд, после чего откройте глаза, несколько секунд посидите в расслабленном состоянии и повторите мероприятие. Количество подходов - от восьми до десяти.
    5. Встаньте, поднимите левую руку к лицу, согнув в локтевом суставе. Поверните указательный палец к потолку и поставьте его напротив носа на расстоянии в два сантиметра. Прикройте правый глаз ладошкой, и мониторьте кончик пальца глазом, концентрируясь на нём в течение пяти сек., после чего опустите левую руку и поднимите правую, совершив зеркально аналогичные действия для правого глаза. Третий этап - это концентрация на пальце любой руки с двумя открытыми глазами. Всю описанную методику необходимо повторить 10–12 раз за один подход.
    6. В сидячем положении прикройте глаза и давите сверху на веки двумя пальцами рук, массируя область глаз около двадцати сек.
    7. В положении стоя приподнимайте правую руку к лицу, установите указательный палец напротив носа и медленно опускайте его вниз к поясу, всё время, концентрируя взгляд на конце, после чего так же медленно поднимайте палец, не снижая концентрации. Всего шесть подходов.
    8. Встаньте, направьте взгляд перед собой и из этого положения, не вращая глазами/головой переводите взгляд как можно глубже влево, вправо, вверх и вниз. Повторять процедуру нужно десять раз в один заход.

    Система Бэйтса, Жданова

    Вышеозначенная система предназначена для коррективной комплексной терапии при лечении дальнозоркости, близорукости и астигматизма.

    1. Посмотрите на буквы в таблице или же книге с максимально удобной для вас дистанции. Ненадолго прикройте глаза и представьте на том же месте тот же объект. Через минуту откройте глаза. Повторите мероприятие десять раз. Оптимальным «виртуальным» шаблоном будет инсталляция изображения тёмного цвета, в максимальном контрасте. Чем более черным оно будет, тем проще вспоминать объект.
    2. Визуально представьте для себя максимально широкую палитру цветов с как можно более яркой интенсивностью. Каждый из цветов радуги виртуально визуализируйте на пару секунд, резко переключаясь на новый цвет и так до конца спектра. После окончания спектра, повторите упражнение вновь. Делать его необходимо на протяжении десяти минут, при этом медленно про себя считая до ста. Данный комплекс называется пальминг, и проводить его оптимально в свободное время, перед сном либо в процессе снятия усталости либо же психического напряжения. Согласно Бейтсу, упражнение улучшает зрение и расслабляет психику.
    3. Попробуйте мысленно представить себе максимально красивый цветок как единую концепцию. Второй этап - детализация. Постепенно расширяйте собственные представления о виртуальном цветке, различными деталями: стебельками, листиками, лепестками. Третий этап - окружающее цветок пространство в виде земли, небольшой травы, ползающих насекомых. Все представляемые вами элементы с объектами, должны виртуально быть очень чёткими и «создаваться» без напряжения. Такое упражнение совмещайте в вышеописанным пальмингом.
    4. Возьмите себе классическую таблицу Сивцева (стандартная проверка зрения) и разместите её на расстоянии пяти метров от себя. Область размещения должна быть хорошо освещена. Теперь внимательно прочитайте те строки, которые вы можете разглядеть без усилий и прищуривания. Запомните саму небольшую по размеру прочитанную букву и параллельно с вышеописанным пальмингом, представляйте её в своём воображении, делая написанное максимально тёмным. После процедуры откройте глаза и гляньте на эту же букву в таблице - если вы производили пальминг качественно и правильно всё делали, она в реальности станет чётче. Такое упражнение стоит провести несколько раз, каждый раз «обрабатывая» самые маленькие буквы, которые вы можете рассмотреть без усилий.
    5. Одним из вариационных упражнений Бейтса, принято считать вспоминание мелких цифр и букв. Суть его в следующем: сначала вы рассматриваем таблицу Сивцева с самыми крупными буквами, запоминаем их и пытаемся представить начертанное в маленьких размерах максимально тёмного цвета. Всю процедуру необходимо проходить с закрытыми глазами, несколько минут.

    М. Д. Корбетт создала собственный комплекс-тренинг для максимально эффективной борьбы с близорукостью. В её упражнениях нам также необходимо будет пользоваться проверочной таблицей Сивцева, а сутью является запоминание и узнавание букв, в результате чего напряжение при их рассматривании в дальнейшем, значительно снижается.

    Первый пункт - правильный моральный настрой. Не воспринимайте имеющуюся у вас таблицу как проверочный шаблон для зрения, используйте её лишь как механизм для получения результата. Если вы не можете найти таблицу Сивцова или вам неудобно её использовать, то сделать такой инструмент можно самостоятельно: для этого вам понадобится стандартных размеров лист А3, несколько старых журналов или газет и терпение. Вверху вашей самодельной таблицы приклейте слово с высотой букв пять сантиметров, после чего отступите на 2 сантиметра ниже и приклейте уже предложение с буквами меньшего размера и там до самой нижней строи, где высота каждой буквы будет не более чем один сантиметр.

    Далее вам понадобится два варианта проверочных таблиц - классическая большая, которую мы размещаем в двух метрах от себя под источником хорошего яркого освещения, а также ручной вариант, подносимый непосредственно к глазам.

    Поднесите мини-таблицу поближе до того расстояния, пока сможете без труда прочесть все буквы. Прочтите первую строчку и отдалите написанное от себя, читая с максимального расстояния вытянутой руки. Повторите процедуру несколько раз, после чего быстро взгляните на ту же строчку в большой таблице. Остановитесь, закройте глаза, совершите пару поворотов головы в разные стороны и максимально успокойте дыхание. Начните все вышеописанные процедуры вновь, но уже со второй строчкой. Оптимально дойти до последней строчки, однако не перенапрягайте глаза: если чувствуете дискомфорт, то необходимо остановить занятие.

    После несколькодневных циклов вы сможете чётко увидеть всю большую таблицу, поэтому её необходимо теперь отодвинуть дальше от себя на 0,5–1 метр и далее проводить вышеописанные мероприятия. В том случае, если острота зрения у левого и правого глаза существенно отличается, то лучше проводить занятия с каждым глазом по отдельности, завязывая временно не используемый плотной светонепроникающей повязкой и устанавливая большую проверочную таблицу дальше или ближе в зависимости от силы зрения отдельного зрачка.

    Дополнительный комплекс упражнений по Корбетт

    Основная суть дополнительного комплекса заключается не столько в улучшении зрения, сколько в его центрировании. Для правильного настроя и визуализации, обозначьте на таблице мёткую запоминающуюся фразу.

    Саму таблицу стоит, как и раньше, повесить в нескольких метрах от себя на прекрасно освещенном участке, прочитать с близкого расстояния вышеозначенную фразу, запомнить её, после чего выполнить соляризацию с пальмингом.

    Теперь отходите от таблицы на комфортное для глаз расстояние, с которого видна первая верхняя строчка. Сконцентрируйтесь на первой букве, после чего переводите взгляд на белое межпространство между буквами сначала справа, а потом слева от искомой, мимоходом скользя по ней взглядом: таким образом, вы как бы притираетесь к букве. После нескольких минут делайте аналогичное упражнение со следующими буквами.

    Последний этап - это попытки рассмотреть белый фон за буквой. Необходимо мысленно проникнуть сквозь написанное и рассматривать первичную поверхность, при этом черная буква или цифра начнет, словно исчезать или же сдвигаться вбок - это так называемое, челночное движение. После мероприятия закрывайте глаза и мысленно повторяйте вышеописанную процедуру, расслабляя себя между подходами пальмингом и проходя от буквы к букве, от строки к строке до самого конца. На весь полный цикл вам понадобится около получаса, поэтому обязательно запланируйте свободный коридор для упражнений, улучшающих работу аккомодационной мышцы и адаптирующих хрусталик глаза к активной работе.

    Кстати, во время пальминга постарайтесь вспоминать знакомые вам слова, которые начинаются на букву, с которой вы на данный момент тренируетесь. Через несколько полных циклов горизонтальные строки будут отчётливо видны. В качестве дополнительного релакса к вышеописанным упражнениям, непосредственно после окончания комплекса, возьмите в руки яркий резиновый мяч небольших размеров, и пять минут активно поиграйте с ним, бросая в потолок, пол или стены, попутно ловя его обеими руками и внимательно следя за траекторией движений.

    Комплекс упражнений по Р. С. Агарвалу

    Р. С. Агарвал в своей методике восстановления зрения использовал десятки классических древних индийский рецептов коррекции глаз из медицинских трактатов мудрецов данного народа.

    Основные принципы

    1. Устранение. Каждому человеку, имеющему проблемы со зрением, необходимо научиться децентрализировать усилия при разглядывании любого объекта. В процессе чтения, шитья, письма и т. д. не нужно напрягать зрение, оно должно быть пассивным. Добившись этого, вы значительно снизите нагрузку на аккомодационные мышцы глаза и соответственно, сделаете первый шаг к хорошему зрению.
    2. Стимуляция. Важный принцип, соблюдая который, можно улучшить чувствительность сетчатки глаза, а также нормализовать кровообращение в глазных капиллярах. Стимулировать глаза можно глубоким дыханием, ярким солнечным светом, чтением мелких шрифтов при очень хорошем освещении.
    3. Расслабление. Без расслабления невозможно нормализовать остроту зрения. При этом к данному принципу применяется двойственное значение - расслаблять нужно как сами глаза, так и психику, используя раскачивания и перемещения глазных яблок, пальминг, отрешенный взгляд на природу и чистые поверхности с отсутствующей концентрацией на объектах.

    Основные виды близорукости по Агарвалу

    1. Быстроизлечимые. Обычно это небольшие аномалии рефракции зрачка, спазмы аккомодационной мышцы, перенапряжения глаз в сочетании с головной болью. Такие состояния можно очень быстро нейтрализовать классическим приёмами пальминга, частым морганием, обычными процедурами чтения проверочных таблиц с крупным и мелким шрифтом.
    2. Трудноизлечимые. Обычно сюда относят первые стадии глаукомы, средние или тяжелые рефракционные аномалии, раннюю катаракту, и амблиопию. Такую близорукость можно вылечить интенсивными тренировками, используя комбинированные методы Бейтса, Агарвала и Корбетт, уделяя им значительную часть свободного времени.
    3. Частично неизлечимые. Включают в себя поздние запущенные стадии глаукомы, атрофии зрительного нерва, исключительные случаи глубоких аномалий рефракции, комплексные миопии с дегенеративным разрушением сетчатки и макулы. В данных случаях вышеописанные методы могут использоваться при одобрении в составе комплексной послеоперационной терапии, предназначенной для качественного восстановления зрительных функций после их исправления хирургическими методами.

    Агарвал описывает сходные с Бейтсом методы расслабления, пальминга, перемещения/раскачивания, мысленной индукции на мелкий черных буквах, однако рекомендует активно включать в комплекс упражнений также игры с использованием ярких шаров, скорочтение, сборку паззлов, составление головоломок, вышивание, а также длительные прогулки на природе.

    При всём этом, как классические упражнения, так и дополнительные «игры», нужно организовывать таким образом, чтобы их выполнение не было формальным и превратилось в один из ответственных этапов жизни на пути к выздоровлению и чёткому зрению. Усердие, самоконтроль, а также регулярные упражнения помогут сравнительно быстро обрести желанный результат, даже при сильной близорукости.

    Комплекс упражнений для глаз Уиндолфа

    Современная система американского глазного специалиста, С. Уиндолфа, предназначена для создания условий правильной фокусировки глаз в процессе рассмотрения предметов на любом расстоянии и исправлении аккомодационных реакций мышц органа. Немаловажную роль в процессе корректировки играет расслабляющие мероприятия.

    Уиндолф перед началом занятий, а не после них, рекомендует хорошо расслабить мышцы глаз. Сделать это можно при помощи яркого предмета - например, конфеты в красочной обертке, шарика или игрушки максимально контрастной расцветки. Вышеозначенный предмет нужно поместить перед глазами на вытянутой руке и вскользь глядя на него, часто моргать, прикрывать веки и вскользь фиксировать взгляд, стремясь к получению максимально чёткого изображения.

    Далее производим манипуляции с тем же предметом: мысленно уменьшаем его размеры, не напрягаясь и стараясь как бы «втягивать глаза», сжимая мышцы органа зрения и отдавая тот же мысленный приказ им оттягивать глазные яблоки назад, не переставая попутно фиксировать взгляд на центре объекта и периодически активно моргать.

    Конечно, первое же занятие вряд ли принесёт положительные результаты, а вышеописанные манипуляции проводить будет достаточно сложно. Однако не падайте духом! Уже во втором цикле вы научитесь ощущать натяжение мышц, возможно в районе глаз появятся не слишком приятные ощущение - их пугаться не стоит, поскольку лёгкая боль и переутомление означает, что комплекс работает эффективно и аккомодационные мышцы начали взаимодействовать с глазами. При проведении регулярных ежедневных упражнений, на которые необходимо выделить около получаса свободного времени, неприятные ощущения вскоре исчезнут, обычно это происходит уже на четвертой-пятой тренировке.

    Полезное видео

    Упражнения Жданова для глаз

    Вместо послесловия

    Если есть возможность и свободное время, комбинируйте различные методы борьбы с близорукостью, выбирайте оптимальные нагрузки и временные интервалы занятий, подбирайте удачные соотношения методов и затраченных сил.

    Следует понимать, что в запущенной форме сама по себе близорукость не исчезнет: зачастую могут понадобиться и иные мероприятия, вплоть до оперативного вмешательства, а вышеуказанные упражнения придётся применять в качестве комплексной вторичной терапии при восстановлении качестве зрения.

    При отсутствии противопоказаний и согласии лечащего врача-офтальмолога, занимайтесь ежедневными тренировками, и приобретенная или врождённая близорукость начнёт постепенно исчезать. Высшее благо - острое зрение, а также возможность без очков чётко рассмотреть любой объект вне зависимости от расстояния до него. Берегите глаза и собственное здоровье!