Джиу-джитсу - что это такое? Боевые искусства.

Цель самозащиты - как можно скорее нейтрализовать нападающего. Именно этому посвящена книга Войтеха Левского, которая дает возможность противостоять вооруженному и невооруженному противнику. Автор рассматривает всевозможные виды ударов и захватов при нападении и рекомендует реальные способы защиты для мужчин и женщин, описывает приемы воздействия на некоторые из чувствительных и уязвимых зон тела человека. Методика автора основана на простых принципах каратэ, джиу-джитсу и самбо.

В конце книги приведены приемы оказания первой помощи пострадавшим. Для широкого круга читателей.

С0ДЕРЖАНИЕ
Часть I. Самозащита без оружия
Что такое каратэ
Что такое джиу-джитсу
Что такое самбо
Чувствительные и уязвимые места человеческого тела
Удары и болевые приемы с воздействием на уязвимые точки
Часть II. Приемы самообороны
Защита от захватов за запястья
Защита от захвата за грудь (куртку, пояс и т. д.)
Зашита от обхвата корпуса спереди без рук
Защита от захватывания головы
Защита от удушений
Защита от ударов рукой
Защита от кулачного бойца
Зашита от вооруженного противника
Защита от удара ножом (клинок со стороны мизинца)
Защита от атаки противника, вооруженного пистолетом
Защита от ударов палкой или дубинкой
Защита от ударов топором
Защита от удара стулом
Защита от удара ногой
Самозащита в положении лежа
Зашита от нескольких противников
Способы сопровождения
Некоторые уловки криминальных личностей и их задерживание
Самооборона для женщин
Часть III. Первая помощь пострадавшему
Нарушение дыхания
Искусственное дыхание изо рта в рот
Массаж сердца
Переноска раненых

Что такое Джиу - Джитсу.
В XVI веке вместо каратэ в Японии начала развиваться система боевого умения без использования оружия, называемая джиу-джитсу, т. с. «искусство мягкости». Данная система представляла собой набор приемов с характерными выкручиваниями и пригибаниями костей верхних и нижних конечностей, а также и некоторых других частей тела.
Джиу-джитсу была упорядочена и усовершенствована врачом Акуямой и со временем распространилась по всему свету, причем пик ее популярности пришелся на наше столетие, когда ее стали практиковать в Европе в полицейских школах.
В 1882 году учитель Дзигоро Кано изъял из джиу-джитсу опасные приемы и удары, создав спортивную дисциплину дзю-до, которая полностью соответствовала мышлению японского народа.

Бросание врага на землю.
Бросок это специфический способ уронить противника на землю. Данный элемент довольно важен при самообороне. Бывает, что на вас напало несколько человек (либо очень сильный противник), и победить обычными приемами довольно трудно. Здесь-то и необходимо провести бросок или же своим падением увлечь врага на землю. При этом вам надо отлично понимать движения противника и предвидеть, каким образом тот приземлится. Враг при падении может и потонуть, и получить серьезную травму. Возможны сотрясение мозга, нарушения дыхания, потеря сознания и т. д.

Упав, противник должен оказаться в положении, которое удобно для вас. После падения враг бывает ошеломлен, что обеспечивает вас временным преимуществом для завершения атаки.

Условием для выполнения броска является потеря человеком равновесия. Когда противник собирается напасть на вас (а это узнают по стойке), попробуйте нарушить его равновесие, после чего вам будет ясно, как победить врага. Не забывайте о своей устойчивости. Нападающего необходимо отклонять туда, где од заметно менее устойчив, и не давать ему возможности активно воспрепятствовать вашим действиям.

Противника можно оперативно вывести из равновесия различными способами:
1 - блокированием его ведущей ноги (при этом он не сможет увеличить площадь опоры, поскольку путь здесь перекрыт) (ф. 5);
2 - подбивом либо «вырыванием» ног противника, который находится в неустойчивом положении (к примеру, сильно отклонен назад) (ф. 6-8);
3 - оттягиванием ноги, на которую противник наступает;
4 - нарушить равновесие нападающего можно во многих направлениях (вперед и назад, влево и вправо).

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу 500 советов по самообороне, Приемы Джиу - джитсу, Каратэ, Левский В., 2001 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Еще три десятка лет назад на территории тогдашнего СССР мало кто знал о существовании различных боевых искусств. Знали, что такое бокс, самбо, слышали о том, что есть какое-то каратэ, и на этом все. И если бы кто-то спросил у простого обывателя, к примеру, о джиу-джитсу, что это такое и т.д., в 99% случаях ответа никто бы не дал. Но к концу 80-х годов прошлого века начали появляться так называемые видеосалоны, где демонстрировались фильмы с участием Брюса Ли, Чака Нориса, Ванн Дама и прочих звезд восточных единоборств. Тогда же стали появляться сомнительного качества методички с описанием десятка-другого приемов. И на основании этой информации молодежь начала свое знакомство с восточными боевыми искусствами.

Сейчас же всем доступно огромное количество достоверной информации о любом единоборстве. Есть много секций и кружков, где идет подготовка спортсменов как на любительском уровне, так и на высшем профессиональном.

Краткий обзор популярных боевых искусств

К самым известным и популярным сейчас боевым искусствам можно отнести следующие единоборства:

  • кикбоксинг - смесь классического бокса и нескольких восточных единоборств, данный вид спорта располагает неплохим арсеналом ударов руками и ногами;
  • капоэйра - национальное бразильское боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, игры и акробатических трюков;
  • тайский бокс - довольно жесткий контактный вид боевого искусства, в котором сочетаются удары руками, ногами, коленями и локтями;
  • айкидо - боевое искусство, в котором практикуются захваты, освобождения из них и броски;
  • тхэквондо - здесь ударам руками уделено меньше внимания, а идет большее акцентирование на удары ногами и высокие прыжки с ударами;
  • каратэ - довольно жесткий вид боевого искусства, в нем равномерно уделяется внимание ударам руками и ногами.

Перечислять все виды единоборств можно очень долго, но есть еще одно боевое искусство. Называется оно джиу-джитсу или дзю-дзютсу. Кто-то спросит: "Джиу-джитсу - что это такое?" Об этом и пойдет дальше речь.

Что такое джиу-джитсу

Само название этого единоборства звучит в переводе как "мягкий стиль". В оригинале его название произносится дзю-дзютсу, так как в японском языке отсутствуют шипящие звуки. Весь принцип этого боевого искусства построен на том, чтобы в ответ на грубую силу противопоставить мягкость и податливость, но когда возникнет необходимость, нужно уметь проявить и жесткость. В результате чего сила будет направлена в нужное русло и просто уничтожит сама себя. Этот боевой стиль состоит из бросков, захватов, болевых приемов и воздействия на различные болевые точки на теле человека. Также в джиу-джитсу присутствуют и элементы ударной техники.

Экскурс в историю

Попробуем дать ответ на вопрос о джиу-джитсу, что это такое и как оно возникло в историческом аспекте. Существует много легенд о том, как возникло это боевое искусство. Одна из самых распространенных гласит, что жил в средние века японский доктор Акаяма Сиробей. Он посвятил свою жизнь изучению боевых приемов, много путешествовал по Китаю и вот, вернувшись в родную Японию, он разработал технику такудо, организовал школу и начал учить этому единоборству. Но далеко не все в этом стиле устраивало Акаяму, и вот однажды зимой он вышел в свой сад и обратил внимание, что после сильного снегопада у многих деревьев были сломаны ветви, только у ивы они были целыми, так как снег под своими весом просто соскальзывал с них вниз. И здесь Акаяма понял, чего не хватает в разработанной им технике. И он начал создавать новый стиль, в котором грубую силу побеждает мягкость.

Джиу-джитсу: приемы, школы и стили

Сейчас во всем мире насчитывается огромное количество школ джиу-джитсу. И у каждой есть свое отличие. Где-то упор делается на болевые приемы и удушение, где-то на захваты и бросковую технику или же на ударную технику с воздействием на болевые точки на теле человека. Именно по этой причине перед каждым соревнованием самым подробным образом оговаривается свод правил, по которым они будут проводиться.

Всемирная федерация джиу-джитсу условно выделяет три основных направления. Это классические японские школы, специализированные боевые стили, что разработаны для спецслужб, и бразильское джиу-джитсу, в котором акцент поставлен на борьбу в партере.

Что касается вопроса, какие в джиу-джитсу приемы, то их насчитывается более трех сотен, чтобы описать все, нужно создать отдельную книгу. Поэтому просто рассмотрим некоторые нюансы ударной и бросково-болевой техники с заломами и удушениями.

Удары в джиу-джитсу не настолько красивы, как у каратэ или тхэквондо, отсутствуют зрелищные удары ногами в прыжке и с разворота. В этом единоборстве эффективность на первом месте, и ударная техника наиболее близка к технике тайского бокса. Также разрешено наносить удары в партере, в том числе и локтями.

Что касается болевого воздействия, захватов и заломов, то тут джиу-джитсу имеет просто огромное количество приемов. Что говорить, если одних только способов захвата и болевого воздействия на кисть руки существует 32 вида. А еще заломы пальцев, суставов рук и ног, воздействие на позвоночник и на различные болевые точки, а еще великое множество удушающих приемов. Вот уж действительно большой простор для действий.

Бросковая техника джиу-джитсу также изобилует множеством приемов. Она избрана как основа у таких видов единоборств, как самбо, айкидо, рукопашный бой и многие другие.

Джиу-джитсу: пояса и нормативы на них

Как и во всех боевых искусствах, в джиу-джитсу существуют степени мастерства. И как это принято в восточных единоборствах, выражаются они в цвете поясов. Итак, по порядку:

  • белый пояс - для его получения нужно знать основы этикета, специальную гимнастику, 10 раз отжиматься, 20 раз приседать и владеть несколькими элементарными приемами;
  • белый пояс с черной полосой - кроме тех же требований, что к белому поясу, нужно еще знать стойки, а также владеть простыми приемами из стойки и из положения на колене;
  • желтый пояс - для его получения уже нужны соревнования по джиу-джитсу, необходимо принять участие не менее чем в двух любого уровня, владеть техникой передвижения на коленях, защиты, подсечек и удержания;
  • оранжевый пояс - нужно одержать не менее четырех побед на любых соревнованиях, владеть техникой ударов и бросков;
  • зеленый пояс - требуется не менее четырех побед за последний год на любых соревнованиях, владеть дополнительными аспектами ударной техники, а также удушающими захватами и заломами;
  • синий пояс - для получения требуется не менее 4-х побед за последний год, плюс 1-2 место на соревнованиях не ниже уровня межклубных;
  • коричневый пояс - на официальных соревнованиях нужно занять с 1-го по 5-е место при этом, одержав не менее двух побед, а также выполнить целый ряд требований по технике и теории;
  • черный пояс - чтобы его получить, нужно занять с 1-го по 3-е место на официальных соревнованиях, одержав не менее 2-х побед, также уже нужно иметь инструкторскую подготовку и к этому времени вести обучающие занятия не менее двух лет;
  • красно-черный, красно-белый и красный пояс мастера - для того чтобы получить в джиу-джитсу пояса таких цветов, нужно проявить особые заслуги и внести существенный вклад в развитие единоборства.

Экипировка для занятий джиу-джитсу

Тем, кто заинтересовался данным боевым искусством, стоит обратить внимание на необходимость приобретения специальной экипировки и инвентаря для тренировок. Во-первых, это специальное кимоно для джиу-джитсу, называемое «ги» или «доги», состоящее из штанов, куртки и пояса. Кимоно, по сравнению с аналогичным для занятий тем же каратэ, отличается плотностью ткани, так как кроме того, что оно не должно сковывать движений, оно обязано выдерживать захваты, броски и сильные рывки. Кроме кимоно, понадобятся мягкий шлем, перчатки с открытыми пальцами, капа и ракушка для защиты паха. Еще может пригодиться защита на голень. О дополнительном инвентаре, если возникнет в нем необходимость, расскажет тренер. Если кимоно для джиу-джитсу еще не приобретено, на первых порах можно тренироваться в обычном спортивном костюме. Главное, чтобы он был свободным, прочным и не стеснял движений.

Заключение

Хотелось бы добавить напоследок, что для того, чтобы рассказать подробно о джиу-джитсу, что это такое и так далее, понадобится написать книгу не в одну сотню страниц. В данной статье были затронуты основные аспекты этого удивительного восточного единоборства, существующего и совершенствуемого не одну сотню лет. Возможно, читатель заинтересуется, захочет изучить данный вид подробнее или даже заняться им на профессиональном уровне. Стоит отметить, что это будет прекрасный выбор.

Обычно японскими видами единоборств занимаются в специальной одежде. Кимоно здесь называют «ги», «доги» или «кейкоги», где «кейко» - тренировка. Доги - это куртка, штаны и пояс. Униформа для занятий джиу-джитсу, с одной стороны, должна быть достаточно прочной, так как обязана выдерживать мощные рывки, захваты, броски, с другой - быть свободной, дабы не сковывать движений бойца во время проведения ударов. Правила предписывают использования мягкого шлема (надевается с 18 лет по желанию), шингертов (перчатки с открытыми пальцами), мягкой защиты на голень (по желанию), а вот надевать капу и применять защиту паха (ракушка) нужно обязательно. Обычно спортсмены выходят на бой босиком в кимоно белого или синего цвета.

Раздел джиу-джитсу «кобудо» посвящён работе с палкой и холодным оружием. Так как дзю-дзюцу предполагает, прежде всего, самооборону без каких-либо специальных средств, имеется много предметов, не являющихся оружием, но выступающих в его роли. В частности в качестве оружия могут широко применяться явара (палочка длиной 12-30,5 см), дзё (дубинка), бо (шест или посох), нож и веревка (или пояс). Среди наиболее характерных видов подручных средств - нунчаку (две палки длиной около 30 см, соединённые верёвкой), кама (серп), тонфа (палка длиной около 40 см с поперечной рукоятью), сай (металлический трезубец), кува (аналог тяпки), эку (деревянное весло), тимбэй (щит) и другие.

Техника

Учитывая тот факт, что развитие техники джиу-джитсу проходило в среде японских самураев как один из способов поразить пешего, но вооружённого противника, не используя при этом оружие, следует отметить некоторые особенности этого вида единоборств. Ими являются как болевое воздействие на суставы тела, так и бросковая техника. Существенным моментом есть использование ударной техники, служащей в основном для того, чтобы, остановить соперника, который нередко находится в состоянии болевого шока, подготовить время для броска, вывести его из равновесия и произвести болевой либо удушающий приём.

За время возникновения единоборства появилась масса разновидностей джиу-джитсу, а значит - каждый вид требует особого подхода к изучению. Но, не смотря на то, что в разных школах техника дзю-дзюцу порою имела разные названия («явара», «хакуда», «торидэ», «когусоку»), неизменным оставалась главная цель данного боевого искусства: эффективно поразить атакующего при помощи самозащиты.

Джиу-джитсу – это старинное искусство боя, родом из Японии. В переводе – «мягкое искусство». В Википедии называют «искусством мягкости». Это общее наименование, используемое для боевых единоборств Японии, которые содержат технику боя без оружия или с его применением. Это техника рукопашного боя, главным его принципом считается «мягкая», «податливая» работа. Основное правило – «не идти на противостояние, чтобы одержать победу», не противиться, а уступить противнику, обращая его воздействия в необходимую сторону, пока он не попадет в ловушку, и тогда направить усилия и действия врага против него.

История возникновения

В своей жизни человек создает и закрепляет четыре стены каркаса крепости , это:

  • здоровье;
  • духовность;
  • познания;
  • деятельность.

В результате краха одной из четырех стен жизнь сможет обвалиться, подобно карточному дому. Этим стоит заниматься с детского возраста. Необходимо, чтобы повзрослевший ребенок владел надежной опорой и «крепостью» с крепким фундаментом. Такие приемы должны вырабатывать выносливый, смелый характер, улучшать наилучшие качества человека.

Основы джиу-джитсу берут свое начало с середины 16 века. Хисамори Такэноути , правитель провинции Мимасака, соединил разные боевые искусства, какие применялись в сложных обстоятельствах, когда оружие было неэффективно. Он стал основателем и истории тактики ведения боя. В отличие от китайских и корейских боевых единоборств, где все сосредоточено на технике удара, технике рукопашного боя основывались на бросках, блокировании и удушье, потому что эта техника не работает против снаряжений.

Отдельные приемы борьбы хорошо применяли сворачивание и атаки большому оружию мечу и копью, с помощью кинжалов и прочего оружия. В 17 веке оружие и снаряжения превращались в домашние декорации, таким образом, рукопашные бои преуспевали как приемы самозащиты, и были сформированы новейшие техники с учетом не вооружённости врага. Послы из Китая привезли в Японию свое боевое искусство ушу, и разные техники удара были введены в джиу-джитсу.

Постепенно число техник удара сокращалось, потому что такие методики стали менее результативны и расходовали максимум энергии, интенсивные удары ногами и руками. Эти действия были нацелены в жизненно необходимые точки акупунктуры и жизненно необходимые области выше плеча, раскрытые в методике джиу-джитсу. В практику вошли свободные единоборства рандори.

Основы техники борьбы

Развитие методик джиу-джитсу происходило в окружении самураев как способ сразить вооруженного пешего недруга, не используя оружие . Это болевые приемы на кости тела, сустав и опрокидывания.

Важнейшим пунктом является применение техники ударом, предназначающейся для остановки конкурента, который пребывает в состоянии болевого шока, подготовить время для броска, вывести его из равновесия и совершить болевой либо удушающий маневр.

Правила

У всякого вида боевого искусства имеются собственные правила. Для единоборств используют площадки, покрытые татами либо прочими материалами, самые маленькие габариты которой не менее 8х8 м. Эту территорию разделяют на две зоны: рабочую (6х6 м) и опасную (не менее 2 м). Разных цветов площадки. Сражение в 3 минуты, проходит в рабочей области. Дозволено правилами наносить удары руками, так и ногами по телу, а также в голову конкурента. Разрешено использование болевых и удушающих методов только в партере и стойке.

Приемы

Удары не так красивы, как в карате или тхэквондо, нет зрелищных ударов ногами в прыжках и с разворота. Разрешено нанесение ударов в партере , и локтями. Способов захвата и болевого воздействия на кисть руки имеется 32 вида. А еще заломы пальцев, суставов рук и ног, действие на позвоночник и на акупунктурные точки, а еще множество удушающих приемов. Бросковая техника изобилует массой приемов. Она избрана как основа у таких видов борьбы, как самбо, айкидо , рукопашный бой.

Степень мастерства

Требования стандартов для аттестации на степень мастерства пояса различаются между всеми школами, но в основном применяют способы установления опыта спортсмена и его уровня:

  • обладание методикой, которое они обязаны продемонстрировать;
  • уровень мастерства в спарринге и на состязании.

Обладание приемами и техниками оценивается с числа приёмов, которые спортсмен способен исполнить, а также степени опыта, с которым он исполняет их на поединке. Обучающиеся награждаются за адаптацию приёмов к различным факторам. Решающая мера это способность осуществить приём благополучно, а не в строгом техническом соответствии. Поединки, конечно, исполняют существенную роль в разделении обучающихся бразильскому виду. Разрешают учителю установить степень мастерства спортсмена против соперника из другой школы. Выступление на пояс может быть выполнено следом за победой на состязании.

Высокий уровень состязаний среди школ его значимость для получения пояса считаются основным фактором , который мешает уменьшению стандартов и способности просто купить пояс. Педагоги могут учесть поведение потенциального обладателя пояса вне стен школы и отказать ему в выдаче, если он выражает противоречащие наклонности.

У отдельных школ может быть типовое анкетирование, тестирование. Могут включать устную или письменную сдачу экзаменов. Допустимо применение прочей системы многоцветных поясов до синего цвета, но на состязаниях применяется единственный стандарт разделения поясов. Имеются наименьшие требования к возрасту. К примеру, синий пояс не выдадут человеку, младше шестнадцатилетнего возраста.

Для получения черного пояса, ученик обязан быть не младше 19 лет, соответственно регламентирующей документации Федерации бразильского джиу-джитсу. Полосы на синем поясе Отдельные заведения применяют систему полос, чтобы установить повышения мастерства ученика в границах пояса. По усмотрению педагога, полосы могут выдаваться какому угодно поясу меньше чёрного цвета. Занимающиеся с чёрным поясом могут обретать мастерство - дан.

Уровни владения техниками

  • 1 дан. Не способен результативно обучать студентов, а только помогать в занятиях.
  • 2 дан. Спортсмен может квалифицированно проводить занятия в группах для новичков. Способность использования боевых техник на большой скорости.
  • 3 дан. Мастер на высшем уровне владеет базовыми техниками и техниками комбинирования и контрприемов и может использовать ее в разных ситуациях с большой силой и скоростью, а также владеет тактическими приемами.
  • 4 дан. Это уровень технического совершенства во владении базовыми принципами. Возможность преподавать увеличивается.
  • 5 дан. Позволяет пройти курс обучения на «ренши», что определяет обладателя этого титула, как эксперта.
  • 6 дан. В технический арсенал входит множество способов точечного воздействия. Для этого используются знания об анатомии и физиологии тела и знание его энергетических каналов и биологически активных точек.
  • 7 дан. Боевой аспект полностью достигнут.
  • 8 дан. Адепт надевает красный пояс с золотой полосой в центре, характеризующий внутреннее наполнение.

Обучение технике

Раньше это искусство нечасто встречалось в низших слоях народонаселения, которые не были обладателями права носить оружие. Сегодня постичь его проще, достаточно посмотреть видеоурок. Основным принципом служит устремление силы противника против него самого . Борец не сопротивляется силе, а направляет её в нужное русло. Бразильская техника возникла благодаря известному Митсуйо Маэде, который странствовал, продвигая направление дзюдо.

В Бразилии он принялся обучать людей методике и приемам борьбы. Его воспитанник организовал собственную школу, которая развивалась, модифицировалась техника единоборства, улучшались приемы, так возник новейший стиль, который зовут бразильское джиу-джитсу. Имена российских спортсменов популярны в том числе за границей.

Доброго времени суток, Бойц! Недавно, просматривая книгу по джиу-джитсу, я заметил нечто новое в методике подготовки. Ну, думаю, объяснять,что это за система такая, никому не нужно - она хорошо всем известна и до сих пор пользуется заслуженным уважением.

Но, разумеется, раз система родом из Японии, то и методики подготовки традиционно японские: те которые были разработаны довольно-таки давно. И в частности это касается систематизации входящих в нее приемов, которая, собственно говоря, просто отвратительная.


Говоря о систематизации, я подразумеваю, что есть какой-то вид атаки, а есть какой-то прием противодействия этой самой атаке. Но ведь не всегда все идет гладко и так, как надо! Противник — это все-таки человек, пусть даже начинающие и преувеличивают немного, относясь к своему противнику, как к Брюсу Ли:) И, соответственно, напавший способен к импровизации, например, проводя одно действие, переключаться на другое. Или, попавшись на контрприем, сделать свой, что ломает схему противодействия, выстроенную защищающимся. Каких-бы то ни было специально разработанных методов, подготавливающих человека для действий в таких ситуациях, просто нет, как и нет и наработанных схем, которые бы позволяли бы быстро и сообразно ситуации действовать по оптимальной схеме.

А японцам подобные разработки не нужны, им это просто не надо. У них в почете традиции и прочее, в том же духе. Но для русского человека, который обладает пытливым умом и, часто, даже не начав ещё тренироваться, ясно видит недочеты той или иной школы , такое нелогичное поведение просто совершенно непонятно.

И в самом деле, зачем изучать систему боя, которая обладает ярко выраженными недостатками и даже не пытаться избавится от них?

Вспомним Ощепкова, который изучив дзюдо, провел впоследствии её такой модернизации, подобную которой сами японцы сделали гораздо-гораздо позже. Что они, «не врубались», что-ли? То ли видели, но не осмеливались преступить запрет «великого Учителя», то ли действительно реально не замечали. А взять того же, к примеру, Уэсибу. Он разрабатывал и шлифовал свое «детище» много лет, но только к концу жизни начал чувствовать, что в его системе «явно не хватает способов противодействия атакам ног»! Это просто удивительно!

И нельзя сказать, что такие атаки были неизвестны: каратэ тогда в Японии отлично знали.

После того, как Герман Попов разработал свой базово-кустовой метод, позволяющий в несколько раз увеличить скорость подготовки человека, как бойца, многие инструктора начали активно внедрять в свой тренинг нечто подобное. И в принципе, это понятно. Такой подход позволяет выстроить в мозгу занимающегося представление о структурно-логических схемах, что позволяет совершенно ясно увидеть, например, какое место в общей структуре тренинга занимает действие и его связь с остальными приемами. То есть, в голове выстраивается некая логическая схема изучаемой системы, в которой каждое техническое действие зависит от других и вне их ничего не значит.

Правда, тут обычно идут именно «от приемов», а не от базовых движений, как в , но это от того, что «знаний не хватает». Основная мысль рукопашников тут следующая: попытаться универсализировать какой-нибудь прием, который становится в данном случае «базовым» и, соответственно, научится применять его во множестве различных ситуаций, действуя по принципу «Универсализации» (я приведу такие схемы на примере джиу-джитсу ) .

Действуют также и в другом направлении. Разрабатывают некие схемы, состоящие из специально подобранных технических действий, которые позволяют заманить противника в ловушку, как-бы тот ни двигался. То есть, как-бы он ни двигался и что-бы не предпринимал, все равно оказывается в проигрышной ситуации, ситуации поражения.

К примеру вы наносите удар в живот противника, но видя, что тот защищает его от удара (опытный, засранец!), просто поднимаете локоть, разворачивая его из положения «локоть вниз» в положение «локоть смотрит в сторону» и перенаправьте свой удар, который попадет по лицу.

Это простейшая схема действий, учитывающая контрприем противника типа «некая защита среднего уровня». А существуют и такие схемы действий, которые задействуют болевые, переломы, удушения и прочее. И противник все время проигрывает. Именно, в направлении проработки таких комплексов, начинает идти впоследствии тренинг в таких школах, как Чой, Унибос (кстати, один из разработчиков её Герман Попов), а теперь вот ещё и в джиу-джитсу стали появляться такие наработки.

Все это очень важно для того, чтобы противник всегда проигрывал и мелочей при создании таких комплексов быть просто не может.

Так вот. Идея создания таких комплексов, взволновала умы русского человека, который жуть как не любит отрабатывать “жесткие” схемы ответов на атаки. Нам тесно в таких системах, поскольку нет творчества, да и какое может быть творчество, если все уже отшлифовано до нас за множество лет Мастерами, не чета нам? Вон, бросок «на четыре стороны» из айкидо. Уэсиба отрабатывал и шлифовал его на протяжении, я не хочу соврать, но что-то около двадцати пяти лет (поправьте, если что). Примерно, после такого периода усиленного потения над ним, он понял, что действие отработано. Вот это «да», вот за эту настойчивость я и уважамс Мастера!

Приведу несколько таблиц для наглядности, чтобы было понятно, в каком направлении сейчас идет развитие системы джиу-джитсу . Не каждого направления, коих много. Собственно говоря, эти приведенные схемы есть авторская разработка и взяты они из книги «Джиу-джитсу: техника древнего боевого искусства », автора Агафонова. Г. Г.

Самих приемов я приводить не буду. Тут главное, чтобы человек понял основную мысль и может быть, сгруппировал бы свою освоенную технику по подобному принципу. А если он захочет более подробно ознакомится с джиу-джитсу , то может скачать эту книгу - она есть в свободном доступе.

Это не совсем «базово-кустовой» метод, скорее, «кустовой»: куст подобранных приемов в ответ на какой-то вариант атаки. Или подобранные действия в основе которых лежит искусственно созданная ситуация, например, уход в сторону, или вниз… Собственно говоря, такая группировка освоенного арсенала является одной из ступеней в развитии рукопашника в любом боевом искусстве, а не только в джиу-джитсу . Сам базово-кустовой метод развивается в четырех направлениях:

На базовых движениях тела. Под этим, собственно говоря, и подразумевается метод Попова и это дело не будет рассматриваться в этой статье из-за своей крайней обширности. А вот второе направление: «Кусты приемов, основанные на каком-то элементе», будет разобрано немного подробнее, в основном в рисунках. Смысл подхода заключается в следующем. Берется какой-то элемент и начинается его разработка по принципу «Семь бед - один ответ». Эта фраза очень точно отражает смысл второго направления. Вот как строятся такие комплексы: читаем, вдумываемся и проникаемся чувством.

А вот комплекс, основанный на другом базовом элементе джиу-джитсу : загибе руки за спину. Не правда ли: все становится ясно, даже без дополнительной расшифровки?

А вот ещё одна “сборка приемов”. Как понимаете, таких сборок ровно столько, сколько и самих базовых элементов в системе, а потому, их тут все просто физически невозможно изложить.

Это то, что касается построению куста приемов, исходя из второго подхода. Точно также, кусты могут основываться на каком-то защитном элементе.(это третий подход), и на сложившихся ситуациях, как спонтанной, так и специально созданной, например, уходе в сторону (четвертое направление).

Уход от атаки приседанием.

На уходе в сторону. Как видите, внешне ничего сложного.

В общем, я думаю, основная идея этого опуса ясна каждому.

Разумеется, что тут показаны только некоторые технические элементы и их логическая связь с остальными составляющими системы джиу-джитсу . Но тут главное не количество, а сама идея таких комплексов, которую вполне можно развить практически в любой технически богатой школе боя.

Что важно в данном случае? Некоторые моменты, которые необходимо учитывать, уже упоминались выше. Ну, а путь развития примерно следующий. Для начала подбирается тот набор техник, который лучше всего получается у занимающегося. Они, значит, шлифуются и доводятся до необходимого уровня исполнения. А уже далее, идет сборка: кусты приемов, основывающиеся на каких-то действиях различных видов: на базовых защитах, ударах, переломах и т.д. Разумеется, что это дело малоосвоенное, но тем интереснее будут занятия. По крайней мере, в них появится творчество и поневоле, мысленная проработка действий: ведь, прежде чем что-то разработать, необходимо сначала всё тщательно продумать и проиграть все возможные варианты развития ситуации.

В боевых системах боя, особенно тех, которые имеют давнюю историю, не может быть какого-то застоя и прочего «табу». Это смерть для школы, поскольку… жизнь не стоит на месте и, соответственно, меняется всё, в том числе и сам человек, хотя строение у него то же самое, разумеется. В наше время, встретить на улице дурака, ничего не смыслящего в «рукопашке», это нелепость, и уже практически каждый алкаш, едва держась на своих двоих, пытается изобразить что-то вроде «маваши».

Я к чему веду. Человеческое сознание сейчас находится на другом уровне развития даже по сравнению с человеком, начала прошлого века. Соответственно, некоторые граждане, которых раньше звали, как «несознательные элементы нашего общества», будут действовать совершенно по-другому, как вели себя такие же на заре прошлого века, и отнюдь не в сторону примитивизма. Соответственно, и тренинг в наше время должен быть более изощрённым и совершенным, для увеличения шансов на победу, что «заставляет великих русичей разрабатывать , опровергая утверждение, что в этой области принципиально новое изобрести уже ничего невозможно».