Десять самых необычных и скандальных историй покорения ла-манша. Какая Нева на вкус? Во время приемов пищи вы останавливались

Спортсменка-любительница научилась держаться на воде в 6 лет. Из довольно прохладных рек и озёр в окрестностях Новокузнецка могла не выходить часами, но плавала по-собачьи, не подозревая, что с технической точки зрения это неправильно. Во время учебы в Челябинском университете Татьяна впервые прочитала о заплывах через Ла-Манш на сайте международной марафонской команды Шри Чинмоя. Тогда же девушка начала посещать бассейн, узнала о существующих стилях плавания, как правильно держаться на воде и дышать. После окончания вуза Квасова переехала в Москву. В составе марафонской команды Шри Чинмоя много занималась бегом: участвовала в ультрамарафоне на 50 км, в 24-часовом и 13-часовом забегах. В октябре 2013 года Татьяна снова начала заниматься плаванием, на этот раз более серьезно. В июне 2014 года спортсменка решила забронировать лодку для сопровождения заплыва через Ла-Манш на ближайшую возможную дату - это был конец августа 2017 года.
Для справки: обычно пролив пересекают в самом узком его месте - между английским Дувром и французским Кале. Расстояние между этими городами - 32 километра.
Летом температура воды – 15-18° С, постоянные волны и ветер. Впервые пролив был покорен в 1875 году. С тех пор его преодолели уже более 1000 человек. Существует даже ассоциация пловцов через Ла-Манш, которая определяет правила плавания. Они достаточно строгие. Полный запрет гидрокостюмов - разрешено только нанесение на кожу согревающего жирового состава. Во время плавания спортсмен не должен касаться сопровождающих лодок и получать питание на специальном шесте. Также осуществляется и допинговый контроль. Интересно, что смельчаков, переплывших Ла-Манш, меньше, чем альпинистов, покоривших Эверест.
Чтобы осуществить задуманное, Татьяне пришлось собрать довольно значительную сумму - около 5000 фунтов стерлингов. Из них 3000 фунтов ушло на аренду сопровождающей лодки. Если бы первая попытка Квасовой завершилась неудачей, на вторую средств бы уже не было.
В августе 2016 года Татьяна запланировала 26-километровый тренировочный заплыв в Швейцарии. Как выяснилось, она плыла намного медленнее, чем ожидалось. Товарищи по команде посоветовали ей отложить заплыв через Ла-Манш до 2018 года. Но девушка уже решилась.

В сентябре 2016-го Квасова начала готовиться к марафонскому заплыву под руководством мастера спорта международного класса Максима Коршунова. Вот как она рассказала об этом в одном из интервью: «Тренер составил для меня годичный план подготовки, в котором была расписана каждая неделя. Моей задачей была адаптация к холоду. Я купалась в проруби, целый год принимала ледяной душ, зимой ходила в футболке и босоножках. Прохожие смотрели на меня, как на сумасшедшую. Кроме того, нужно было набрать вес. Для этого ела всё: жирное, сладкое, макароны с маслом на ночь. Когда ты плаваешь на длинные дистанции, то вес автоматически уходит за один заплыв. Случалось, что накатывали приступы страха: я думала, что у меня ничего не получится. Но тренер убедил меня не бросать затею, а довести проект до конца».
Также спортсменка черпала вдохновение и полезную информацию из книги Адриано о его одиночном плавании через Ла-Манш в 2013 году: «Вызовы Ла-Манша - духовный подход к Эвересту плавания». Чтобы готовиться в близких к проливу температурах и условиях, Татьяна в мае 2017-го отправилась на Черное море. За месяц до самого заплыва тренировки проходили в водах Ла-Манша.
28 августа 2017 года, в 16:00 по местному времени началось большое приключение Татьяны Квасовой. Погодные условия были идеальными: температура воды 18,5°C, температура воздуха 22°C, вода спокойная, ветер 2 узла. Перед заплывом кожу спортсменки обработали специальным составом: «Огромным слоем вазелина, барсучьим жиром и кремом «Барсукор», который просто жарит изнутри. Это помогает и в плане борьбы с холодом, и спасает кожу от натираний. Кстати, мне было очень сложно решиться на барсучий жир, потому что я вегетарианка, и мне очень жалко животных. Но Макс убедил меня в том, что это обязательно нужно сделать. В данной ситуации пришлось поступиться принципами, чтобы не рисковать результатом».
Из-за непредсказуемых течений Татьяне пришлось преодолеть не 32, а более 60 километров. Она провела в воде 20 часов и 13 минут. «Мне много рассказывали, что наступит момент, когда ты не сможешь шевелить руками и ногами, когда будет сводить всё тело», - поделилась спортсменка. – «Я ждала, когда же со мной такое произойдёт. И не дождалась. Хотя я пловец слабенький: могу плыть долго, но делаю это очень медленно. До старта опасалась, что у меня не будет сил нормально выйти, потому что после тренировок такое бывало не раз – силы иссякали полностью. Мне нужно было обязательно выйти на французский берег своими ногами, которые к концу заплыва стали короче. Они загибались внутрь, а я из-за этого стала похожа на морского котика. Но я вышла довольно спокойно, хотя чуть-чуть потрясывало».
На вопросы журналистов о её дальнейших планах Татьяна отвечает, что далеко не загадывает: «Я стремлюсь хотя бы на капельку приблизиться к лучшим мировым пловцам. Хотелось бы уметь развивать высокую скорость в воде. Надо научиться профессионально плавать, а потом уже думать о следующих стартах». Please enable JavaScript to view the

Ла-Манш неширок. Когда погода хорошая, из английского города Дувра в подзорную трубу или бинокль виден французский город Булонь. Между ними гладь пролива. Даже не верится, что эта спокойная вода своими штормами и туманами много столетий ужасала путешественников.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Гертруда Эдерле, первая в мире женщина, переплывшая Ла-Манш, принимает первые поздравления.

Южноафриканский спортсмен Фрэнк Чалмерс на этой узкой волнорезной доске тоже совершил путешествие из Англии во Францию.

Парашют взят на буксир моторным ботом. Таким необычным способом прибыл из Дувра в Кале телеграфист Вэлли Дрепер!

Гаю Юлию Цезарю с большим трудом удалось форсировать пролив. При первой попытке его постигла неудача, и он вынужден был вернуться. Тысячелетие спустя норманский князь Вильгельм Завоеватель, переправляясь со своей дружиной через Ла-Манш, потерял в его волнах столько воинов, что под страхом смерти запретил очевидцам об этом рассказывать. Недалеко от этих вод вместе с Непобедимой армадой короля Филиппа II исчез престиж Испании как великой морской державы.

Эта узкая водная полоса десятилетиями притягивает к себе любителей рекордов. Просто переплыть? Этим теперь уже никого не удивишь. В кровати, в ванне, в бочке или стоя на крыле самолета - как только не пытаются одолеть знаменитый пролив!

Начало «спортивной» биографии Ла-Манша можно дотировать 1785 годом, когда специальные выпуски парижских и лондонских газет сообщили сенсационную новость: двое отважных французских ученых, Бланшар и Жаффри, перелетели на воздушном шаре из Дувра в Гвин-Форест, около Кале. Обе столицы ликовали.

Не прошло и ста лет, как отыскались новые покорители водного пространства между Кале и Дувром. Матрос английского почтового судна «Россия» Мэтью Вэбб, мечтавший переплыть Ла-Манш, долго и терпеливо тренировался, пользуясь каждым штилем. В начале июня 1875 года ему пришлось пережить большое разочарованна. Королева Виктория устроила в своем замке прием в честь американского капитана Поля Бойтона, который первым вплавь преодолел пролив. Правда, Бойтон пользовался специальным спасательным костюмом. Газеты сообщали также, что Бойтон неоднократно терпел неудачи, терял ориентиры и должен был возвращаться.

Тогда отважный «капитан» - так матрос Вэбб стал называть себя - решил преодолеть Ла-Манш не в спасательном, а в самом обыкновенном купальном костюме. 12 августа 1875 года он отплыл от английского берега в районе Дувра. Бог морей Нептун не был к нему благожелателен: начался шторм. На половине пути обессилевший пловец был поднят на борт какого-то случайного судна.

Через две недели «капитан» Вэбб повторил свою попытку. Смертельно уставший, постаревший на много лет, он через 21 час 45 минут после старта достиг пляжа о Кале. Американец Бойтон был забыт, и мир отметил первое «настоящее» покорение Ла-Манша. Газеты величали Вэбба героем.

Прошло 36 лет, прежде чем другой спортсмен, Томас Берджесс, смог повторить этот рекорд.

Первой женщиной, одолевшей знаменитый пролив, стала американка немецкого происхождения Гертруда Эдерле. В августе 1926 года она за 14 с половиной часов проплыла от мыса Гри-Не до Дувра. Первым, кому покорился маршрут Дувр-Кале и обратно, был Е. Темм. Свое смелое предприятие он совершил дважды - в 1927 и 1934 годах. Первой женщиной, повторившей этот рекорд, была американка Флоренс Чедвик. Она показала отличное время на марафонской дистанции между Англией и Францией: 14 часов 42 минуты. Сейчас последнее слово среди рекордсменов принадлежит египтянину Хасану Абдель Рехиму -10 часов 50 минут.

Самой молодой «русалкой», переплывшей Ла-Манш, была семнадцатилетняя канадская школьница Клаудия Макферсон. Стартовав с французского берега, она вышла из воды на песок одного из английских пляжей и выглядела при этом так бодро, как будто провела в воде всего несколько минут.

Нынешние любители славы поставлены в трудное положение. Чтобы заставить мир заговорить о себе, приходится быть очень изобретательным и настойчивым: ведь требуется что-то новое, особенное.

Так, например, француз Жорж Мишель купил в Америке моржа и стал тренировать его в плавании на большие расстояния. После того как морж приобрел надлежащую спортивную форму, оба «спортсмена» отбыли из Кале и через 11 часов были уже у английского берега. При этом Мишель все время держал моржа на поводке, как обычную собаку.

Двадцатипятилетняя Джейн Балтазар из Нью-Йорка пыталась переплыть Ла-Манш под водой. Однако с судна, сопровождавшего ее, по ошибке спустили в воду пустой кислородный баллон, и пловчихе пришлось на половине пути сдаться. При повторной попытке Балтазар уже не была первой: ее опередил ее же бывший супруг, незадолго до этого с ней разведшийся.

Интересные события произошли летом 1963 года. Житель Корнуолла, молодой психотерапевт Кейт Слокомб, простившись с женой и двумя детьми, отправился якобы на конференцию в Лондон. На самом деле он тайком поехал в Дувр, привязал к маленькой волнорезной доске фляги с водой и фруктовым соком и пустился в плавание. Его никто не видел. Через 9 часов, весь обросший солевой коркой, смельчак достиг французского берега. И снова никто его не заметил,

Почему же вы никого не предупредили? - интересовались потом журналисты.

Отважный пловец честно ответил, что очень боялся собственной жены.

В августе 1963 года многие пассажиры пароходов, идущих Ла-Маншем, просто не верили своим глазам: высоко в небе на крыле самолета стоял человек. Таким оригинальным способом преодолевала водный рубеж Элен Кэмпбел, лондонский бухгалтер.

Многие пробуют переплыть Ла-Манш с помощью так называемых машин-амфибий. Первыми, кому посчастливилось это сделать, были владелец одного из парижских ночных клубов Тони Эндал и французский спортсмен Жан Брюэль.

Студент-химик Брайтонского университета Аллан Уитт собирается этим летом переплыть пролив в мотоботе, сделанном из старой ванны. Студент утверждает, что если все будет в порядке, то доберется в Кале из Дувра через 10 часов.

Стать в ряды покорителей пролива хочет и строитель Георг Данн. Его страсть - планеризм. В этом году он попробует перелететь через Ла-Манш на устройстве, принципиально похожем на обыкновенный бумажный змей, Предполагается, что эту алюминиевую конструкцию будет буксировать моторный бот...

Шестого мая 1994 года был открыт уникальный тоннель, который соединил под водой территории Великобритании и Франции. Это событие имело важное экономическое, культурное и геополитическое значение, причем, стоит заметить, не только положительное. Впрочем, пролив Ла-Манш всегда играл важную роль в отношениях между Англией и континентальной Европой. Огромный поток грузов перевозился с Большой земли на остров с помощью паромов с древнейших времен, так что вопрос о новом виде транспортного сообщения встал еще в XIX веке.

Существовало множество проектов тоннеля, его даже неоднократно начинали строить, но работы приостанавливали из-за различных внешних, в том числе мнимых угроз, затем возобновляли их. Увенчавшееся успехом строительство стартовало в конце 1980-х . Тоннель прокладывали сразу с двух сторон - британской и французской. Проект был завершен за семь лет, и теперь дорога с континента на остров Ее Величества на поезде занимает в среднем 2 часа 15 минут. Из них 30 минут состав проводит под водой.

Длина пролива Ла-Манш - 578 километров, ширина - от 32 до 250 километров. Крупнейшие острова - Уайт у берегов Великобритании и Нормандские острова возле французского побережья. Слово «Ла-Манш» было заимствовано из французского названия (la Manche; manche - «неширокий пролив, рукав»), которое использовалось по меньшей мере с XVII века.


Популярны рискованные заплывы через пролив - разумеется, через самую узкую его часть. В этих местах холодно - даже летом температура воды составляет всего около 15 градусов по Цельсию. Помимо этого, тут всегда дует сильный ветер, а море неспокойно. Задача спортсменов осложняется еще и из-за сильного течения. За всю историю Ла-Манш смогли преодолеть около тысячи человек. Рекорд среди мужчин принадлежит австралийцу Тренту Гримси (6 часов 55 минут), среди женщин - чешской пловчихе Иветте Главачовой (7 часов 25 минут). А британка Элисон Стритер переплывала пролив целых 43 раза, за что удостоилась почетного титула Королевы Ла-Манша. Любопытно, что уже более 20 лет французские власти запрещают подобные заплывы, потому что пловцы мешают судоходству. Впрочем, у британцев такого запрета нет.


Евротоннель (Channel Tunnel , а иногда и просто Euro Tunnel ) имеет протяженность 51 километр , 39 из которых проходят под проливом. Это третий по протяженности железнодорожный тоннель в мире. Опережают его лишь Сэйкан (53,85 км, Япония) и Готардский тоннель (57,1 км, Швейцария). Но Евротоннелю принадлежит безоговорочный рекорд по протяженности именно под водой. А еще это самый длинный международный тоннель.


Любопытно, что за время строительства Евротоннеля было изъято 8 миллионов кубометров породы. Каждая из стран по-своему распорядилась своей частью «отходов». Франция просто смыла грунт обратно в море, а вот англичане сделали из глубоководной породы искусственный мыс Шекспира, на котором впоследствии был устроен парк.


Для Евротоннеля построена линия TGV LGV Nord Europe ( Париж - Лондон ). Движение поездов тут левостороннее, как и на остальных железных дорогах Франции и Великобритании.


Всего в тоннеле курсируют 4 типа поездов. Высокоскоростные пассажирские составы TGV Eurostar соединяют Лондон, Париж и Брюссель. В пассажирские челночные поезда Eurotunnel Shuttle можно погрузиться с собственным автомобилем, причем пассажиры на время посадки остаются внутри машин. Помимо этого, есть грузовые составы, которые перевозят фуры и контейнеры.


По суше состав идет быстро, со скоростью 300 км/ч, а в тоннеле замедляется до 160 км/ч. Внутри тоннеля проложены два основных пути и один запасной. Особая система вентиляции позволяет избежать воздушных пробок и других негативных эффектов, которые могут возникать при столь стремительном движении поезда.


В истории эксплуатации тоннеля случались эксцессы . Например, в 1996 году здесь произошел крупный пожар. Обошлось без жертв - английские и французские службы спасения сработали оперативно. Впоследствии было еще несколько крупных пожаров, и после них тоннель оказывался закрыт на несколько месяцев. Изредка из-за технических сбоев поезда в тоннеле останавливаются. Обычно это не приводит к каким-либо проблемам, но люди, страдающие клаустрофобией, испытывают при этом серьезный дискомфорт.


Евротоннель - один из самых грандиозных проектов XX века , но он до сих пор не окупился в финансовом плане, настолько масштабными были затраты на его сооружение. В ходе строительства тоннель подорожал почти в два раза, и в итоге обошелся правительствам Великобритании и Франции в 10 миллиардов фунтов стерлингов.


Среди туристов популярны однодневные туры экономкласса между Парижем, Лондоном и Брюсселем с использованием Евротоннеля. Самолетом выходит дороже и дольше часов на восемь, а еще путь по воздуху менее удобен из-за пересадок и длительного ожидания в аэропортах.

Фото: Jason Langley / Getty Images (в анонсе), Philip Haynes / Getty Images, Pool BASSIGNAC/DEVILLE/GAILLARDE / Contributor / Getty Images, API / Contributor / Getty Images, WYSOCKI Pawel / Getty Images, Alain Nogues (х2) / Contributor / Getty Images, Andia / Contributor / Getty Images, Chris Ison - PA Images / Contributor / Getty Images, Frederic REGLAIN / Contributor / Getty Images

6 августа в 1926 году 19-летняя Гертруда Эдерле первой из женщин переплыла Ла-Манш. Расстояние в 56 километров она преодолела за 14 часов 31 минуту. Ла-Манш покоряли не раз. Почти каждый заплыв сопровождался каким-нибудь скандалом или трагедией. Мы собрали наиболее интересные истории покорения Ла-Манша.

Гертруда Эдерле, которая улучшила прежнее достижение мужчин на 1 час 59 минут, была олимпийской чемпионкой 1924 года в эстафете 4х100 м вольным стилем. Однако после легендарного покорения пролива ей пришлось покинуть спорт.

Для женщины покорение Ла-Манша первой после мужчин было действительно умопомрачительным достижением. В Нью-Йорке ее встретили как национальную героиню. Но из-за долгого нахождения в воде Гертруда навсегда потеряла слух и не могла больше заниматься спортом, как раньше.

Через год рекорд Гертруды побила Дороти Логэн – врач из Лондона . Рекорд зафиксировали сопровождавшие ее судьи. Однако через неделю рассказали, что Дороти проделала путь от Дувра до Кале в их лодке. Переплыть пролив действительно сложно. Пловцам приходится пересекать его в тяжелых условиях: холодная вода (15-18 °C летом), волны и ветер (заплывы проходят при волнении до 4 баллов по шкале Бофорта), а также течения, вызванные приливами и отливами. Однако есть мнение, что Дороти просто не поделилась с теми самыми судьями призовыми деньгами. Кстати, анннулировали ее рекорд или нет, неясно.

Самый громкий скандал произошел в 1950 году. 20-летняя американта Ширли Франс готовилась к установлению нового рекорда. По всей видимости, девушка хотела привлечь публику не только спортивным достижением, но и эпатажем. Ее рекламный агент дал понять прессе, что она пойдет на рекорд без купальника. Заплыв вызвал невероятный ажиотаж. Посмотреть на стартующую в чем мать родила пловчиху приехала даже сестра королевы – принцесса Маргарита. Однако эта истории едва не закончилась трагедией. Американка все-таки стартовала в купальнике. В 14 километрах от Кале задул сильный ветер, Ширли стала захлебываться, у нее начались судороги, и ее подняли в катер сопровождения. Потом она попала в больницу с тяжелым психическим заболеванием.

Изобретательности следующих покорителей Ла-Манша можно только позавидовать. Чтобы заставить публику обратить на себя внимание, спортсменам приходилось быть весьма оригинальными. Например, француз Жорж Мишель переплыл Ла-Манш за 11 часов вместе с … моржом. Животное он купил в США и специально тренировал для заплывов на большие дистанции. Во время заплыва Мишель все время держал моржа на поводке, как собаку.


Модель из Нью-Йорка Джеди Балтазар решила переплыть пролив новым способом – под водой. Но у нее ничего не получилось из-за нерасторопности помощников. Девушке по ошибке спустили в воду пустой кислородный баллон. Естественно, с ним она долго не протянула и выплыла на поверхность. Повторить заплыв американка уже не успела. За нее это сделал ее предприимчивый муж, с которым они развелись за месяц до этого.

На чем только не переплывали пролив после этого. Студент-химик из Брайтонского университета переплыл Ла-Манш в ванне с подвесным моторчиком. Успешно, надо сказать.

А вот планерист Георг Данн ухитрился за 14 часов добраться до французского берега, буксируемый громадным воздушным змеем.

Индус Брамин Синкх два раза пытался пересечь пролив на спине своего друга – дрессированного крокодила. Но у него ничего не вышло.

Сантехник из Люксембурга Жан-Клод Лемош сумел пересечь пролив на гладильной доске с моторчиком собственного изобретения, а музыкант из Японии Самуро Кито установил рекорд форсирования Ла-Манша внутри большого барабана, ибо последователей у него не оказалось.

Ла-Манш называют самым переплываемым проливом – его успели покорить больше 900 человек.

В предверии шести лет с момента заплыва через Ла-Манш решил выложить кое-какие материалы со своего старого сайта paulkuz.ru , обновив их и снабдив комментариями. Будет несколько постов с картинками. Так что, если кому неинтересно - не читайте.

Итак, для начала о том, что такое Ла-манш и заплывы через него (типа, справка).

Пролив Ла-Манш (Дуврский пролив, Английский канал, Па-де-Кале) - классическая дистанция для марафонского плавания. Впервые официально пересечен в 1875 году капитаном торогового флота Великобритании Мэтью Веббом.


Мэтью Вебб плыл брассом (кроль еще не был изобретен), кормился в пути бульоном, и пересек пролив за 21 час 45 мин!

С тех пор за 138 лет чуть больше 1000 человек успешно переплыли пролив (некоторые в двух и даже в трех направлениях без остановок). Среди них до последнего времени не было ни одного гражданина России, СССР или Российской Империи. В последние годы каждый сезон делается несколько десятков попыток - примерно 65-70% из них удачные.


Памятник пловцам через Ла-Манш в бухте Дувра. Обратите внимание: они плывут кролем и в обоих направлениях.

Заплыв занимает по времени от 6 ч. 58 мин. (непобитый пока рекорд 2007 г.) до 26+ часов, обычно от 12 до 16 часов. Время зависит не только от пловца, но и ничуть не меньше от погоды и мастерства пилота катера сопровождения. Заплыв регистрируется представителями Ассоциации плавания через Ла-Манш (Channel Swimming Association (CSA), существует с 1926 г.) или Федерации плавания и сопровождения через Ла-манш (Channel Swimming and Piloting Federation (CS&PF), существует с 1998 г.) с обязательным наймом катера с командой сопровождения, которая обеспечивает безопасность пловца, навигацию, питание и психологическую поддержку, а также возврат пловца к месту старта. Без присутствия представителей Ассоциации или Федерации заплыв не регистрируется.


Пример сообщений от команды поддержки, которые пловец видит боковым зрением.

Важно: это не соревновательные, а одиночные (solo swims) заплывы. Последний раз соревнования через Ла-Манш проводились в начале 50-х годов и сейчас в силу интенсивного судоходства в проливе их проведение невозможно. Кроме соло-заплывов сейчас также проводятся эстафетные заплывы (от 2 до 6 человек, каждый плывет по очереди по 1 часу, остальные ждут на катере), но это особая дисциплина.


Пример плохого самочувствия пловца, ожидающего своей очереди во время эстафетного заплыва через Ла-Манш.

Время старта заплыва в целом определяется временем окончания прилива, которое сдвигается каждый день примерно на один час. Точное время и место страта всякий раз определяется пилотом лодки сопровождения. День старта определяется, исходя из силы приливных течений. Примерно неделя сильных течений (spring tides) сменяется неделей слабых течений (neap tides), во время которой совершаются заплывы. Но и внутри этого "окна" день от дня сила течений разная. На это накладываются внешние погодные условия - сила ветра и высота волны. Идеальный день - со штилем и слабыми течениями - попадается крайне редко. Поэтому результаты по времени, по большому счету, даже для одного пловца не сравнимы, поскольку заплывы совершаются каждый раз в разных условиях.

До заплыва допускается пловец, доказавший способность плыть в течение шести часов в воде 16 гр. по Цельсию или ниже. Также требуется предоставление результатов медицинского обследования пловца.


Пример многочасовой тренировки в бухте Дувра.

Правилами Ассоциации / Федерации пловцу разрешается иметь на себе очки для плавания, обычный купальник / плавки (armless and legless) и шапочку, не дающие пловцу дополнительного тепла или плавучести. Т.е. гидрокостюмы использовать нельзя. Это делается с целью обеспечения сравнимости результатов заплывов в разные годы. Ведь самый первый пловец через Ла-манш плыл без гидрика! Разрешается наносить на тело специальный жир (Channel grease). Он не дает дополнительного тепла, но защищает тело пловца от непосредственного контакта с агрессивной средой. Его можно заказать в аптеке (90% ланолина, 10% вазелина). Запрещается использовать воднонепроницаемые плееры и другие гаджеты, помогающие пловцу. Ну и допинги, разумеется тоже запрещены. "Проводится выборочный допинг-контроль".


Пример аптечного рецепта Channel grease. Показания врача - наносить "на кожу туловища". А куда ж еще?


Пример нанесения жировой смеси на тело пловца. Ассистент использует резиновые перчатки.

Особые сложности заплыва через Ла-Манш:
- длина дистанции (33 км по прямой, из-за течений дистанция может увеличиваться до 40-50 км, поскольку в реальности пловец плывет по S-образной кривой из-за боковых приливных/отливных течений);
- температура воды (от 15 до 18 гр. по Цельсию в сезон с 1 июля по 15 сентября);
- интенсивный судоходный трафик в проливе (за сутки его пересекает около 700 судов);
- агрессивная среда (низкая температура воды, соленая вода как сильный раздражитель, обилие водорослей, медуз и пр.);
- опора только на собственные силы: пловец не должен касаться во время заплыва других людей или объектов (лодок и пр.)
- приливы и отливы, создающие дополнительные течения в проливе;
- ветер, волны, темнота (заплыв часто начинается и заканчивается в темное время суток).

Регулярное питание пловца обеспечивается с лодки сопровождения путем передачи бутылок на веревке или чашек на телескопическом шесте.


Пример питания во время заплыва через Ла-Манш. Пловцы-любители вначале питаются каждый час, затем каждые 30 мин. Профессионалы вначале питаются каждые 20 мин, затем еще чаще.

Задача пловца - найти оптимум между достаточно высоким темпом плавания, чтобы не переохладиться, и необходимостью экономно распределить силы на этой сверхдлинной дистанции. Остановка даже на одну лишнюю минуту в ходе заплыва легко может привести к переохлаждению и неудачному исходу. Поэтому важнейшую роль играет правильно подобранное и хорошо организованное питание пловца в ходе заплыва (как правило, жидкими углеводами).

Главное правило - в течение всего заплыва пловцу нельзя касаться лодки сопровождения и людей на ней, в противном случае он дисквалифицируется официальными наблюдателями, находящимися на лодке.


Пример официального наблюдателя, ведущего протокол заплыва через Ла-Манш.

Заплыв начинается на британском берегу, пловец должен полностью выйти из воды и по сигналу начать плыть. Финиш также засчитывается, когда пловец полностью выходит из воды на французском берегу.


Пример: после заплыва пловца укутывают в теплую одежду, потому что вне воды его начинает "колотить" от переохлаждения. Рядом - ведро на случай приступа морской болезни.

Плавание через Ла-Манш - рискованный вид спорта, связанный с потенциальной гибелью участника. Предпоследний раз это случилось 11 августа 2001 году, когда на 17 часу заплыва "был потерян визуальный контакт" с пловцом Уэли Штаубом (Швейцария). А последний раз - в этом году, буквально месяц назад 21 июля 45-летний ирландец Параик Кейзи утонул буквально в 1 км от французского берега в 1.30 ночи. Тело его так и не нашли. И это, несмотря на то, что пловец ночью прикрепляет к плавкам светящуюся палочку, чтобы его было хорошо видно в воде!

С 1995 года заплывы по требованию французских властей совершаются только по направлению из Великобритании во Францию (то есть старт из Франции запрещен), как правило со стартом из района Шекспировских Скал около г. Дувр (Великобритания) и разбросом финиша на 30-ти километровой береговой полосе в районе мыса Гри-Не (от г. Кале до г. Булонь-сюр-Мер, Франция).

Неопределенность места финиша связана с более сильными течениями в районе побережья Франции из-за мелководья. Французы запретили старты якобы по соображениям безопасности, но действительная причина - слишком малое число участников-французов и большое - британцев.


Пример традиционного места старта - Шекспировская скала, откуда по легенде бросился в море король Лир.


Пример традиционно желанного места финиша во Франции - скалистый берег у мыса Серый нос (Гри-не). После многочасового плавания зачастую непросто вылезти на скалы, чтобы официально завершить заплыв.

На самом деле, статистика показывает, что плыть из Франции в Великобританию проще, поскольку самый сложный участок с сильными течениями преодолевается в первые часы заплыва, когда соискатель еще полон сил. Значительно хуже, когда в полубессознательном состоянии пловцу уже виден заветный берег Франции в 3-5 км, а плыть до него оказыватся не два, все пять, а то и больше часов.


Пример траектории пловца-любителя: Ла-Манш наказывает медленных плоцов боковыми течениями. Зато японка Миюки - а это ее карта - пыталась проплыть "в два конца". Синяя кривая - тренировочный заплыв в один конец. Красная кривая - в два конца (немного не доплыла, у нее свело ноги). Точками отмечено положение пловца каждый час заплыва.

В связи с пересечением морской границы между Великобританией и Францией франузскую визу пловцу иметь не обязательно. За ходом заплыва в режиме реального времени следят французские береговые власти. По его окончании, пловец сразу же должен покинуть территорию Франции и быть оттранспортирован на лодке сопровождения обратно в Великобританию.


Пример переодевания пловцов после тренировки в водах Ла-Манша. Используется специальное плотенце на резинке, чтобы было удобнее переодеваться на холодном ветру.

Первым россиянином, пересекшим Ла-Манш вплавь, стал Павел Кузнецов (35 лет на момент заплыва, Москва). Заплыв состоялся с 22 на 23 августа 2006 года, время заплыва - 14 часов 33 минуты 25 секунд. Финишировал во Франции на песчаном пляже между местечком Сангатт и г. Кале в 01 час 20 мин. 23 августа 2006 года. Старт состоялся с пляжа Abbots Beach, неподалеку от г. Дувра (Великобритания) в 10 час 47 мин. утра предыдущего дня. Волнение моря в ходе заплыва составляло от 2 до 4 баллов по шкале Бофора, последние четыре с половиной часа прошли в полной темноте. Длина дистанции по прямой составила 42 км, температура воды: 16.8-17.2 градусов.


Пример пловца где-то в середине Ла-Манша. Волнение 3 балла по Бофору.


Еще один пример пловца в водах Ламанша, примерно в 5 км от Белых скал Дувра.

Годом позже сразу при поддержке неравнодушных с марафонскому плаванию российских людей и Британского посольства в Москве был организован заплыв лучших на тот момент российских марафонцев - Наталии Панкиной и Юрия Кудинова - с целью установления мирового рекорда дистанции. Несмотря на очень хорошие результаты (7 ч 05 мин 42 сек у Юрия, 24 августа и 8 ч 11 мин у Наталии, 26 августа), рекорда не получилось. В том же 2007 году со второй попытки Ла-Манш успешно переплыла Алла Кассиди - россиянка, живущая в Великобритании. (13 ч 07 мин, 6 сентября). Еще годом позже Наталия сделала вторую попытку мирового рекрода, но из-за погодных условий через 6 ч 14 мин прекратила заплыв.

С тех пор россияне не переплывали Ла-Манш.


Пример траектории заплыва профессионального пловца (Ю. Кудинова)