Что значит mvp в играх. Почему вашему стартапу нужен MVP

Что такое MVP? Аббревиатура, которую от стартаперов подхватили клерки, продолжает свой путь в инфосреде. Увы, первоначальный смысл заколочен в гробу интерпретаций от тех, кто услышал звон. А знать надо - понимание основ MVP жизненно необходимо в IT-бизнесе.

MVP - сокращение от minimum viable product. На русский переводится как минимально жизнеспособная версия продукта. В этой фразе каждое слово наполнено смыслом, и смысл этот однозначен. Начну с конца.

Продукт

Смотрите на картинку, это прототип айфона:

А это первая жизнеспособная версия айфона:

Можно долго цитировать Джобса про буквальное вылизывание иконок на рабочем столе, но в первом айфоне не было огромного количества фич, которые на тот момент были у большинства конкурентов. Первая партия была выпущена ограниченным тиражом. Первая партия была привязана к одному оператору.

Это был функционально обрезанный и глючный продукт. Отличие продукта от прототипа - его можно продавать. Продукт внедряется в рынок, а прототип - это одна из итераций на пути к этой цели.

Версия

Слово «версия» говорит об итеративном подходе. Попытки достичь MVP без промежуточных шагов похожи на красное лицо худощавого подростка, который первый раз пришёл в спортзал и сразу хватается за 200-килограммовую штангу.

MVP - это точка на временной оси, когда прототип превращается в продукт, которой предшествуют другие точки.

Жизнеспособная

MVP - это та итерация, когда продукт удовлетворяет хотелку клиента. «Жизнеспособность» следует читать в контексте выживаемости внутри рынка. Угадали с болью и подтвердили ценностное предложение, но боль уже давно решается на рынке крупным игроком на недостижимо качественном уровне? До свиданья, продукт нежизнеспособен. Именно поэтому выживаемость - штука относительная.

Минимально

А вот и главное, важнейшее - MVP находится в точке равновесия между хотелкой клиента, и затраченными усилиями команды.

Теперь откровение - недолёт лучше, чем перелёт. Если продукт, который вы выкатили на рынок, не найдёт пути к сердцу клиента, вы всегда можете его допилить. А вот ресурсы нужно экономить, потому что их мало.

А теперь определение

Каноническое определение дал Френк Робинсон, СЕО SyncDev Inc. Я переведу его на русский:

MVP - это версия продукта с максимальным отношением коэффициента возврата инвестиций к рискам. Это место между версией продукта, которая провалится на рынке из-за отсутствия требуемых функций, и версией продукта, которая содержит слишком много функций, что уменьшает коэффициент возврата инвестиций и повышает риски.

Главный риск, самый актуальный для стартапов - фейл в Customer Development’е и, как следствие, людям нафиг не нужно то, что вы делаете.

Что не является MVP

  • Лендинг с предоплатой - с помощью этого инструмента обычно исследуют спрос и пытаются понять, каким должен быть MVP. Это поиск той самой заветной точки равновесия. Если проще, то на лендинге добавляете и убираете фичи из описания, смотрите на изменение конверсии и понимаете, что важно, а что нет.
  • Flipchart-продажи. Это та же история, что и лендинг и предоплатой - вы исследуете спрос и понимаете, за что готовы люди отдать деньги.
  • Продукт, который тестируется на рынке, отличном от планируемого. Частая ситуация: «Я щас на России потесчу, а потом выбегу в Калифорнию с тем же самым продуктом». Найденная точка равновесия на одном рынке очень редко коррелирует с точкой равновесия на другом рынке.
  • Прототип/Альфа-версия. Если вы идёте к инвестору, он просит MVP, а вы показываете прототип, шансы на успех резко падают. Помедитируйте пару минут на картинки с айфонами абзацами выше. MVP можно продавать, прототип - нет.

При создании и развитии любого IT-продукта всегда имеют место быть люди от технологий и люди от бизнеса. С MVP так или иначе знакомы обе категории, с той лишь оговоркой, что последняя намного больше первой.

Концепция MVP (от англ. minimum viable product) минимально жизнеспособного продукта была разработана в рамках методологии Customer development - тестирования идеи или прототипа будущего продукта на потенциальных потребителях. Термин ввел в 1990-х годах американский серийный предприниматель Стив Бланк. Customer development часто противопоставлялся продуктоориентированному подходу («сделай классный продукт, а покупатель найдется»).

Сейчас термин больше используется для обозначения функционала, способного удовлетворить основные потребности заказчика и недорогого по стоимости разработки и внедрения. Несмотря на то, что фокус сместился с тестирования на поиск дешевого решения, концепция MVP осталась той же: минимально жизнеспособный продукт - решение не от бедности, а от рациональности и приоритезации.


Однако, в нарастающей конкурентности продуктового IT-рынка оказалось недостаточно одного лишь работающего прототипа функционала, который решал бы большинство проблем. Как известно, решать проблемы можно разными способами, но не за всякий люди готовы платить.

Рынок рождает множество аббревиатур, и в этот раз такой стала MMP - minimal marketable product (он же в некоторых статьях minimal sellable product). Такой минимальный набор возможностей продукта, за который люди готовы платить.

Как подружиться этим двум понятиям? Тут все относительно просто - одно следует за другим.

Ответ нам дает математика:

Сумма версий MVP в итоге дают нам MMP. А фактически:

MVP ver. 1 + MVP ver. 2 + MVP ver. 3 + … MVP ver. n = MMP

То есть, тестируя и расширяя (а иногда сокращая) потенциал продуктового решения, мы постепенно приходим к его положительному коммерческому наполнению.

Не всегда за минимально функциональную версию готовы платить и, конечно же, почти никогда люди не готовы отдавать деньги за работающий прототип полного решения.


И, если до этого момента все было хорошо, то теперь мы дошли до эмоций. Немного выше я упоминал конкурентность рынка, со временем все еще немного усложнилось. От измерений стандартных NPS чаша весов от лояльности склонилась в сторону любви клиента.

Теперь для качественного IT продукта недостаточно просто удовлетворять потребности заказчика . С этого момента нужно сделать все возможное, чтобы пользователь полюбил ваш продукт. Для обозначения минимального состояния, которого должен достичь продукт, чтобы быть любимым, выведена новая аббревиатура MLP - minimal loveable product. Концепция «минимально любимого продукта» заключается в идее, что не всегда нужно удовлетворять все нужды, чтобы быть любимым.

На языке рынка это означает, что юзер продолжает платить за ваш продукт, даже если он не до конца ему подходит. Только лишь потому, что он его любит.

И не спрашивайте меня, как это измерить (может так же, как NPS? :)

Данная короткая статья ни в коем случае не претендует на полноту в объяснении вопросов «минимальных продуктов». Тем не менее, надеюсь, что она сможет направить тех, кого эта тема заинтересовала, в нужном направлении.

Удовлетворяющих, любимых и продаваемых вам продуктов.

Startup manager Станислав Жуковский рассказывает о том, что такое минимально жизнеспособный продукт и концепция ленивого пользователя, а также объясняет, как правильно применять эти понятия на практике.

В своей я рассматривал этапы подготовки и заказа мобильного приложения, а также предлагал возможные варианты взаимоотношений между заказчиком и исполнителем.

Но мы не рассмотрели такой важный и актуальный для обеих сторон вопрос, как MVP.

MVP: что, зачем и как

Аббревиатура MVP расшифровывается как minimum viable product - минимально жизнеспособный продукт. В теории данная концепция приносит свою положительную выгоду тем, кто пытается ее внедрить в жизнь. Не всегда это получается удачно (особенно в России), но об этом чуть позднее.

Поговорим об идеальной модели MVP, как ее видят некоторые эксперты из российского интернет-сообщества: предположим, вы хотите делать и продавать автомобили. Минимальной жизнеспособной моделью, с точки зрения некоторых экспертов, будет являться велосипед, ну, или скажем, скейтборд. Мол, так вы проверите спрос пользователей на колесный транспорт, убедитесь в том, что он есть, сделаете опрос пользователей и поймете, в каком направлении вам дотачивать следующий релиз: делать трехколесный велосипед, мопед или скутер.

Но что вы получите? Сэкономите время на разработку? Может быть. Сэкономите деньги на разработку? Может быть. Даже нервы тоже, казалось бы, сэкономите. Но это далеко не факт.

Но что вы потеряете? Если так примитивно трактовать модель минимально жизнеспособного продукта, то вы потеряете все: и время, и деньги, и нервы.

Давайте рассмотрим конкретный, не метафоричный пример: фирма «А» решила создать сервис по доставке продуктов из сетевых магазинов города. Сервис кросс-платформенный: есть веб-версия, приложения для iOS, Android и даже Windows, а также админ-панель для обработки заказов, сервер и база данных. Но это все в планах. Ребята начитались статей про MVP и решили, что минимально жизнеспособный продукт надо делать только в веб-версии. Правильное решение, на первый взгляд. Таким образом, они серьезно и действительно сэкономили средства и время на разработку приложений, значительно облегчили разработку бэкэнда.

Но дальше… Дальше они также скупо и прагматично подошли к минимальному функционалу своей веб-версии и админ-панели для обработки заказов. После первой же демонстрации в одной из городских сетей их проект зарубили, как не представляющий интереса для сети, так как они предлагают доставлять слишком короткий список продуктов и функционал админки слишком беден. Короткий список был продиктован их беглым анализом по покупательскому спросу на доставку и возможности курьеров. А функционал админки был сделан сугубо по пунктам MVP.

Да, у них еще есть шанс все переработать и снова прийти на презентацию, но оправдываться всегда намного тяжелее, чем сразу произвести нормальное впечатление. Вот по какой причине модель MVP в вакууме смотрится хорошо, а когда доходит до дела, то нужно включать ум. И включать его в нужном направлении.

А какое направление будет нужным? Естественно, пользователь.

При этом концепция MVP говорит о том, что вектор развития продукта будет зависеть от пользовательского спроса на тот или иной функционал. Но модель не объясняет, как и о чем спрашивать пользователя, и что самое ужасное, она не говорит, как сделать продукт таким, чтобы было о чем спрашивать.

Поэтому множество разработчиков на свой «экспертный» взгляд предлагают заказчику во время разработки урезать функционал лайка, чата, возможности оплатить через смс и прочего, так как это скорее «дополнения» к основному функционалу. Но на основании чего они делают такие предложения? На основании чего, какой-то функционал признается основным, а какой-то дополнительным? Разве пользователя уже кто-то о чем-то успел спросить? Нет. Есть предположения, анализ, чужие платформы и чужой опыт. Ну, так на то он и чужой и, скорее всего, менее успешный, раз вы решили развивать свой сервис в противовес конкурентам.

Что такое LUC и с чем его едят

Поговорим о Lazy User Concept или концепции ленивого пользователя. Ее суть сводится ко взгляду на любую бизнес-модель со стороны ленивого пользователя.

Кадр из мультфильма WALL-E

Основные положения LUC:

    Пользователь всегда стремится к состоянию комфортного покоя (ничего не делать, ничего не платить, получать удовольствие). То есть его раздражает все, что его хоть как-то беспокоит, даже если эти изменения будут положительными.

    Пользователь готов сделать изменения только в том случае, если они в ближайшем будущем принесут ему еще большее состояние комфортного покоя.

    Пользователь готов заплатить за изменения только в том случае, если планируемый профит значительно улучшит его положение.

    Пользователя нельзя просто спрашивать, ему надо предлагать и анализировать реакцию на предложенное.

По стандартной пользовательской статистике вы можете исследовать и внедрять любой пользовательский функционал, которым хотите насытить свой сервис: как только более 2% пользователей тыкнут в соответствующую кнопку pre-function - вы тут же бросаетесь реализовывать данный функционал в полном объеме. Не тыкают - ваше счастье: вы ведь все сделали по правилам - деньги сэкономили, время сэкономили и даже пользователя спросили.

Кроме pre-function, есть еще несколько немаловажных моментов, вытекающих из принципов поведения ленивого пользователя:

    При разработке и визуализации вам нужно по всем правилам UI/UX эти цели поставить настолько близко к носу пользователя, чтобы он не смог пройти мимо них;

    Гиперважный момент: при разработке пункта №2 необходимо убрать все лишнее, что может отвлечь пользователя от поставленной вами пользовательской цели. Про это забывают почти все. Запомните: пользователя нельзя отвлекать.

Итак, рассмотрим на конкретном примере, как это работает. Вы - заказчик, пришли к разработчику. Делаете заказ на навигационное приложение, которое показывает, где находятся ваши друзья и знакомые, у которых также установлено это приложение. В прототип приложения вы уже «напихали» чат, обмен фотографиями и другими файлами, кнопку «заказать такси» и кучу всякой всячины, которую разработчик в первом релизе в рамках модели MVP предлагает вам не делать. А сделать сначала «сухую» карту и точки на ней. Максимум с именами, чтобы пользователи видели, кто есть поблизости и как его зовут. Прибавляем к модели MVP еще Lazy User Concept и задаем себе вопросы:

    Какую цель я ставлю для себя в первом релизе?

    Что я должен сделать для пользователя?

    Что пользователь должен сделать для меня?

Цель в первом релизе может быть действительно такой, как видит ее разработчик: сделать карту и показать на ней друзей. Но что уникального вы хотите дать своим пользователям дальше? Какую фишку вы добавите, которая будет вас отличать от прочих, уже накачанных богатым функционалом приложений? Что вы сделаете для пользователя?

Надеюсь, мои объяснения с примерами помогут вам разобраться в том, как делать первый релиз и в каком направлении его развивать. MVP + Lazy User Concept шикарный инструментарий для создания и выпуска в жизнь любых цифровых продуктов, потому что позволяют вам не только делать предположения, но и проводить анализ поведения целевой аудитории в реальном времени.

Как часто мы используем в личных беседах аббревиатуры? Сегодня эти короткие слова прочно вошли в наш язык. ГАИ, ООН, СМИ, ГИБДД, ГМО и т. д. - эти слова, пожалуй, привык использовать каждый. У любителей спорта есть другие популярные сокращения, например, MVP. В этой статье речь пойдет о том, что понимать под этой аббревиатурой, для чего ее придумали и в каких спортивных состязаниях она используется.

Аббревиатура - что это такое?

Под аббревиатурой подразумевается слово, образованное путем сокращения двух слов или более до заглавных букв. "Аббревиатура" с латинского языка переводится как "краткий" (brevis). Таким образом, аббревиатура полностью оправдывает свою цель: используя ее, многие сводят к минимуму потерю времени в разговоре или письме. Итак, что же подразумевается под выражением MVP?

Расшифровка MVP

Эта аббревиатура применяется в различных сферах, к примеру, в проектировании и химиотерапии. Но в этой статье пойдет речь о том, какова расшифровка MVP в спорте. Сегодня MVP используется как в профессиональных спортивных соревнованиях, так и в любительских.

MVP (англ. Most Valuable Player) - это самый ценный/полезный игрок, это индивидуальная награда. Она присуждается лично спортсмену, а не всей команде. Суть приза в разных видах спорта практически одинакова, но критерии отбора отличаются.

В футболе

Чаще всего MVP употребляется в высшей лиге Соединенных Штатов Америки и Канады, MLS. Полностью приз называется так - MVP Award, присуждается он раз в год.

В футболе расшифровка MVP следующая: это футболист, который благодаря голосованию других игроков, тренеров и представителей СМИ, признается наиболее ценным игроком в сезоне. Именно он и получает заветный трофей. Следует отметить, что за более чем двадцатилетнюю историю MVP в лиге США и Канады (трофей начали присуждать в 1996 году) лишь один игрок удостаивался приза дважды - Преки, или Предраг Радославлевич, игравший за футбольный клуб "Канзас-Сити Уизардс". Также самыми ценными игроками в MLS признавали Давида Вилью, ранее игравшего в испанской "Барселоне", а также Себастьяна Джовинко, выступавшего за итальянский "Ювентус".

Кроме того, следует отметить награду "Золотой мяч", учрежденную французским изданием France Football, а также приз "Игрок года ФИФА", вручаемый всемирной футбольной организацией. В последнее время эти трофеи доставались либо Криштиану Роналду, либо Лионелю Месси. А вот в 2018 году игроком года ФИФА стал хорват Лука Модрич, выступающий за испанский "Реал". Сборная Хорватии на чемпионате мира в России дошла до финала, но проиграла французам. Модрич внес весомый вклад - являясь опорником команды, он забил два гола в семи матчах.

MVP в баскетболе

В США этот приз выдают четыре раза в год. Первый MVP присуждается по итогу сезона, состоящего из 82 матчей. Игроки команд, победивших в 50 играх и попавших в плей-офф, выбирают наиболее ценного участника чемпионата. К примеру, в 2018 году трофей MVP достался игроку "Хьюстона" Джеймсу Хардену. В среднем за матч Джеймс набирал более 30 очков, сделав 8 передач и 5 подборов. Безусловно, он очень помог своей команде стать первой в том сезоне.

В разное время обладателями этой награды были такие известные спортсмены, как Коби Брайант, Майкл Джордан, Уилт Чемберлен, Леброн Джеймс и другие. Но более всего побед (шесть!) у Карима Абдул-Джаббара, игравшего в НБА практически 20 лет.

Также награда MVP вручается самому ценному игроку серии плей-офф в финале, проводящейся до четырех побед. Этот трофей чаще всего получал Майкл Джордан - его шесть раз называли лучшим спортсменом финальной серии НБА.

Третий MVP вручается после Матча всех звезд НБА. В этом случае в голосовании участвуют те журналисты и комментаторы, которые были на матче. Спортсмены команды "Лос-Анджелес Лейкерс" выигрывали этот приз наибольшее количество раз - 10. Чаще всего самыми полезными игроками становились Коби Брайант и Боб Петтит (у них по четыре статуэтки).

Поскольку в ассоциации проводится чемпионат и среди женщин, приз MVP получает баскетболистка, набравшая максимальное количество баллов среди остальных.

Итак, нет ничего сложного в расшифровке MVP в баскетболе. Просто запомните: наиболее ценный игрок (по результатам голосования) получает приз в соревновании.

В хоккее

Приз наиболее результативному игроку присуждается и в знакомой многим соотечественникам КХЛ - лиге, которая объединяет хоккейные клубы из России, Финляндии, Беларуси и других стран. Критерий победы очень интересен - используется способ "плюс/минус". То есть ценным хоккеистом признается тот спортсмен, который находился в игре, когда его команда забивала шайбу или пропускала. У кого этот статистический показатель в конце чемпионата больше, тот и получает трофей.

Итог

Итак, в статье мы дали расшифровку MVP. По сути, Most Valuable Player - это лучший/ценный/полезный игрок, которому выдают приз по итогам спортивных соревнований.

В музыке аналогичная премия называется "Грэмми", ею награждают за достижения в области музыки. В кино - "Оскар", который вручают лучшим деятелям в сфере киноискусства. В спорте же награждают званием MVP, и награда эта индивидуальна: она присуждается спортсмену, внесшему наибольший вклад в достижения команды.

Безусловно, получить личный приз очень приятно. Миллионы спортсменов мечтают об этой награде, но лишь немногие получают ее.

Если у вас возникла идея отличного сервиса или приложения, которые решают проблему пользователей, не спешите вкладывать деньги в разработку полнофункционального продукта и готовиться к месяцам кропотливой работы за закрытыми дверями. Согласно концепции «бережливого стартапа» (lean startup) Эрика Риса гораздо эффективней будет найти ответ на вопрос: «Нужен ли этот продукт пользователям?». В этом вам поможет MVP.

Что такое MVP?

MVP (minimum viable product, иногда ошибочно расшифровывается как minimum valuable product или minimal valuable product) - это минимально жизнеспособный продукт, который позволяет получить осмысленную обратную связь от пользователей, понять что им нужно и не создавать то, что им неинтересно и за что они не готовы платить.

В рамках концепции идея вашего стартапа - это гипотеза. Чтобы проверить ее, необходимо сделать следующее:

  1. Четко сформулировать гипотезу.
  2. Определить критерии, по которым будет определяться ее жизнеспособность.
  3. Сделать минимально жизнеспособный продукт для подтверждения гипотезы и запустить его.
  4. Измерить показатели эффективности.
  5. Сделать выводы и проверить следующую гипотезу, если это необходимо.

MVP для стартапов ни в коем случае не означает сырой продукт, сделанный в спешке. На его разработку просто тратится минимальное время и он содержит только ключевые функции, актуальность которых для реальных пользователей и следует проверить. Исследования показывают , что 60% фич вообще не используются, а, значит, и не являются востребованными среди пользователей. Концепция MVP позволяет сократить время запуска проекта за счет создания только необходимых функций и начать получать реальный фидбек по своему продукту.

При этом все не заканчивается получением обратной связи. В основе методологии lean startup, к которой принадлежит концепция MVP, лежит цикл разработка–измерение–изучение фидбека. Поэтому за получением фидбека следует доработка удачных фич и их повторное тестирование. В случае успеха можно создавать полноценный продукт и выходить на рынок.

Зачем стартапу MVP?

Какой бы гениальной она не была, идея - это не конечный результат. Создав минимально жизнеспособный продукт, вы сможете:

  1. Сэкономить деньги, не вкладывая их в провальный проект.
  2. Проверить, интересует ли ваш продукт потенциальных пользователей.
  3. С помощью итераций узнать, какое направление развития будет самым оптимальным.
  4. Собрать базу потенциальных клиентов и найти ранних приверженцев (early adopters) своего продукта.

Компании, которые начали свой путь с MVP

Spotify

Разработчики MVP Spotify сконцентрировались на единственной функции: потоковой передаче музыки. Изучив данные закрытого бета-тестирования приложения для Windows основатели смогли заключить контракты с большими рекординговыми лейблами и получить значительное финансирование для своего проекта. Сейчас у сервиса 60 миллионов пользователей , а его стоимость оценивают в 8,4 миллиарда долларов США.

Spotify также является одним из на PHP-фреймворке Symfony2.

Foursquare

MVP компании Foursquare содержало чек-ины и награды за них в виде бейджей. Изучив реакцию пользователей, разработчики MVP начали расширять его возможности, добавив рекомендации и путеводители по городам. Сегодня сервис объединяет 50 миллионов людей, которые зачекинились 8 миллиардов раз.

Groupon

До того, как проверить идею сервиса коллективных ссылок, создатели Groupon сделали сайт The Point, предназначенный для того, чтобы люди, которые не могут выполнить что-то в одиночку, могли найти единомышленников. Однако, идея оказалась слишком общей, поэтому они запустили кастомизированный блог на платформе Wordpress, в который вручную добавляли информацию только о возможностях коллективных скидок. Когда пользователи подписывались на определенную скидку, PDF-файл с информацией о ней отправлялся им на электронную почту с помощью Apple Mail. Таким образом, основателям Groupon удалось протестировать свою гипотезу (людей интересуют коллективные скидки) с минимальными затратами.

CourseYard

MVP для компании CourseYard представлял собой инструмент для создания онлайн-публикаций с набором функций форматирования, вставки интерактивного контента и создания опросов для проверки знаний учащихся.

Мы также подготовили пример публикации и написали Android-приложение для удобного созданных материалов. Подробнее о проекте CourseYard читайте в нашем .

Согласно исследованию , в ходе которого было изучено 3200 быстрорастущих мобильных и интернет-стартапов, в 74% случаев причиной неудачи стартапа становится преждевременное масштабирование, т. е. доход компании от новых пользователей ниже, чем затраты на их обслуживание. Эта проблема является производной от недостаточного знания потребностей целевой аудитории. Но ее можно избежать, создав минимально жизнеспособный продукт (MVP) и откорректировав первоначальную гипотезу в соответствии с полученными с его помощью данными.

Мы, студия , создаем MVP для стартапов и будем рады разработать эффективное решение для вашего бизнеса.