Что сложнее спортивная или художественная гимнастика. Гимнастика – спортивная или художественная? Правила художественной гимнастики

Спорт в искусстве


И. Чайков, скульптор






Тема спорта в живописи:







Заботин. Балтийская регата

М. Курзин. Баскетбол М.






В. Вальцефер. Гимнастки

Творчество А. А. Дейнеки:



А. Дейнека :



А. Дейнека. Снегурочка

Дейнека. «Баскетбол».


Творчество Д. Д. Жилинского:


Творчество А.Н. Самохвалова:

Тема спорта в плакате:


Т. Слободская. На коньки!

Тема спорта в скульптуре:


И. Чайков. Парашютист


А. Дейнека






Тема спорта в кинематографе:

«Штрафной удар»


Место нахождения:



Место нахождения: зал литературы по искусству ЦГБ им. А.С. Пушкина




Место нахождения: зал литературы по искусству ЦГБ им. А.С. Пушкина

О"Махоуни, М.


Место нахождения:

Спорт в искусстве

Спорт всегда был излюбленной темой всех видов пластического искусства, особенно скульптуры. В своих произведениях художник не только воплощает красоту тренированного человеческого тела, динамизм спортивной схватки, но и творчески раскрывает внутренний облик человека в момент высочайшей его собранности, волевого напряжения, спортивного подвига.
И. Чайков, скульптор

В глубокой древности спортивная тема не была выделена из рамок ритуальных религиозных обрядов. Таковы египетские рельефы и фрески с изображением танцовщиц или акробаты с быком на прославленном фрагменте росписи Кносского дворца на Крите.

Кулачный бой. Фреска из острова Санторин (Фера).

Даже на мастеров слова спорт и произведения искусства о спорте произвели впечатление, известен такой случай. В 1836 году в Петербурге на академической выставке экспонировались две статуи: «Парень, играющий в свайку» А. Логановского и «Парень, играющий в бабки» Н. Пименова. Скульптуры пришлись по душе А. Пушкину. Он написал тут же два экспромта. На статую «Парень, играющий в свайку» А. Логановского:

Юноша, полный красы, напряженья, усилия чуждый,
Строен, легок и могуч, - тешится быстрой игрой!
Вот и товарищ тебе, дискобол! Он достоин клянуся,
Дружно обнявшись с тобой, после игры отдыхать.

Идея Пьера де Кубертена объединить спорт и искусство стала одним из основных принципов Олимпийского движения.
Зрелищность, состязательность сделали спорт интересным для кинематографа, красота движений, трудность тренировок, радость победы и грусть поражения зафиксировали фотографии. Известны фотографии спортивной тематики Александра Устинова (1909 - 1995), Льва Бородулина (род. 1923) Бориса Игнатовича (1899 - 1979)



На музыку переложили силу, стремительность, эмоции спорта. Время великих спортсменов и великих песен о спорте, когда развитие спорта поддерживалось на государственном уровне – это эпоха СССР. Не отставали от чиновников поэты и композиторы, посвящавшие свои песни спорту. Много песен сложено на стихи Н. Добронравова и музыку А. Пахмутовой («Трус не играет в хоккей», «Герои спорта», «Богатырская сила» В. Высоцкий («Утренняя гимнастика», «Марафон», «Вес взят!», «Песенка про прыгуна в высоту» , "В хоккей играют настоящие мужчины", «Мы-спортсмены», «Спортивный марш»

Тема спорта в живописи:


Д. ван де Бремден, Зима, 1650 г. П.


Пикассо. «Игрок в футбол», 1905 г.


К. Сомов. Зима. Каток 1915 г.


В. Шварц. Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы)

В. Шварц - родоначальник историко-бытового жанра в русской живописи, изобразил царя Алексея Михайловича за игрой в шахматы с одним из бояр. Это было любимое развлечение царя в кругу близких ему людей, с которыми он любил уединяться в вечернее время. Игра пользовалась при дворе такой популярностью, что в Оружейной палате состояли на службе особые мастера, занимавшиеся изготовлением и починкой шахмат.



Заботин. Балтийская регата

М. Курзин. Баскетбол М.


И. Городецкая. Весенний кросс.


Н. Загреков. Метатель копья на Олимпийских играх.


Талашенко. Портрет мастера спорта по фехтованию


В. Рогачев. Предстартовые указания. Лыжники


В. Вальцефер. Гимнастки

Творчество А. А. Дейнеки:


Александр Александрович Дейнека (1899 - 1969) - советский живописец, график и скульптор, педагог, Народный художник СССР.
Дейнека увлеченно занимался различными видами спорта: много играл в футбол, плавал и занимался в секции бокса Вхутемаса, под руководством знаменитого тренера А.Ф. Гетье. Тренер считал, что если бы не увлечение живописью, то из Дейнеки получился бы великолепный боксер. Для Дейнеки важен не столько сюжет – спортивное соревнование, а то богатство острых и динамичных ракурсов, которое оно представляет. То, как раскрывается человеческое тело в движении.

А. Дейнека :
«…Позирующая натура не может длительное время (1-2 часа) держать одно и то же движение, не говоря уже о внутренней убедительности жеста. Ведь, например, писать три часа подряд рывок бегуна нельзя, в беге на сто метров момент рывка на старте длится мгновение, и удержать долго время, не сфальшивив, это движение натура не может.
Поэтому я иду на стадион, на ринг и там в набросках нахожу то, что характерно для данного движения изображенной мной натуры. Я также делаю там ряд нашлепок-этюдов, в них я нахожу и определяю, как живописное тело смотрится на фоне неба, зелени, земли».


А. Дейнека. “Эстафета по Садовому кольцу”


А. Дейнека. Снегурочка

Дейнека. «Баскетбол».


Творчество Д. Д. Жилинского:


Дми́трий Дмитриевич Жили́нский (род. 25 мая 1927) - советский и российский художник-живописец и график, педагог, профессор.

Как рассказывал сам Д. Жилинский, «Гимнастов» я писал два года. Ездил за ними, рисовал, они мне позировали». Картина «Гимнасты СССР» Дмитрия Жилинского – это картина-портрет, где происходит своеобразная индивидуальная настройка мысли, воли, чувства. Это видно в лицах, ощутимо в выразительности жестов. Ясность и четкость композиции, острота ракурсов, чистота цвета психологичны. Среди изображенных - подлинные герои спорта. В их числе: на дальнем плане Полина Астахова, трехкратная олимпийская и двукратная чемпионка мира; Борис Шахлин, «железный Шахлин», как его называли спортсмены и зрители за мужество и волю к победе, трехкратный олимпийский и двукратный чемпион мира; Юрий Титов, олимпийский чемпион и абсолютный чемпион мира, впоследствии президент международной федерации гимнастики. Произведение отличается повышенным интересом к выражению индивидуальности каждого, что вполне соответствует духу времени середины 1960-х годов.

Творчество А.Н. Самохвалова:

Александр Николаевич Самохвалов (1894 1971) - крупнейший советский художник, живописец, график, прикладник, монументалист.

Для Самохвалова-художника физкультура была радостью бытия, той радостью, которая накапливала потенциал преодоления трудностей в борьбе за построение новой жизни, той радостью, которая воспитывала любовь к человеку и ко всему человеческому, любовь к солнцу, к природе, к миру для всех. Поэтому у него так много работ, посвященных спортивным праздникам, спортивной молодости.

Особенно удавались художнику образы «героинь труда и спорта» («Девушка в футболке», «Девушка с ядром») – образы, полные мажорного пафоса и в то же время по-своему сюрреального, почти «мифологического» обаяния; это своего рода таинственные современные богини, окруженные романтическим ореолом.

Физкультура, ставившая своей задачей воспитание здорового жизнерадостного человека, тесно связанного с коллективом, приводила меня к таким образам, как «Спартаковка» и образы серии «Радость жизни».

Тема спорта в плакате:

Неотъемлемой частью подготовки человека к любым трудностям становится спорт в годы СССР, что ярким лейтмотивом отражается в произведениях искусства того времени. Советский Союз добился очень многого в спорте, а в некоторых видах состязаний ему просто не было равных. Поэтому всё, что носило спортивную тематику очень ценилось людьми того времени. Спортивная открытка и плакат советской эпохи всегда идеологически выдержаны и отражает наиболее значимые моменты и достижения отечественного спорта.

Плакат «На зарядку – становись!» исполнен во второй половине 1950-х годов, воплощает приподнятую атмосферу тех лет. Перед страной поставлена цель построения нового общества, не за горами победа коммунизма, юные пионеры должны быть здоровыми и сильными, чтобы вдохновенно строить это светлое будущее. Изображенные в едином порыве, дети в красных галстуках подспудно вызывают воспоминание о «Рабочем и колхознице» В.Мухиной.

М. Митряшкин. На зарядку – становись!

В. Каленский. Плакат Солнце, воздух и вода

Нестерова-Берзина, О. Нестерова.Молодёжь, на лыжи! Множат силы для труда!


Т. Слободская. На коньки!

В 1970-80-ые годы спортивная тема получает новое звучание в искусстве. Теперь авторы намеренно снижают победно-героический пафос и эмоциональную приподнятость творчества. Их герои забавны и порой откровенно смешны. Многие работы (например, «Регбисты» Владимира Видермана, «Игра в мяч» Владлена Гаврильчика, «Летающий лыжник» М.Дронова, «А судьи кто?...» Б.Черствого) выполнены не только с оттеками иронии, но и в пародийном жанре.

Тема спорта в скульптуре:

Иосиф Чайков (1888 - 1979) - советский российский скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1959), профессор. Монументально-декоративные работы Чайкова отмечены динамикой композиции.

Начиная со второй половины 20-ых годов, темы физической культуры и спорта в его творчестве становятся определяющими. Как говорил сам скульптор, для него спортивная тема – не просто предлог для демонстрации натренированного тела, но прежде всего «активное выявление безграничных возможностей человеческой воли».

В своей наиболее плодотворной теме – «физкультура и спорт» - И. Чайков особенно последовательно и скурпулезно опирался на созданную им теорию «обыгрывания пространства между фигурами». Мастер стремился к скульптуре цельной, насыщенной, уплотненной. «Футболисты», «Волейбол», «Бег с препятствиями», «Аквалагистка», «Баскетбол», «Мотоциклист». Как объяснял автор, спортивные действия отличаются глубокой пластичностью, разные виды спорта представляют различные типы движения, необходимо найти средства для преодоления ощущения тяжести в пространстве, чтобы вещи «жили», а не только изображали застывший миг.

Бурное развитие парашютизма в СССР в 1930-е годы, массовый интерес к этому новому, во многом технически революционному для того времени виду спорта, по-видимому, обусловили интерес скульптора к этой теме. Передать движущееся в воздушном потоке, соприкасающееся с земной опорой тело в момент приземления – такую сложную пластическую задачу решает скульптор в работе «Парашютист». Спиралевидная композиция скульптуры подчеркивает динамизм образа.


И. Чайков. Парашютист


А. Дейнека
пробовал себя и в скульптуре. При работе над скульптурами, Дейнека постоянно советовался, делился своими художественными замыслами с мастерами спорта – Градополовым, Васильевым, братьями Старостиными, сестрами Второвыми. Дейнека часто называл их «разговаривающими натурщиками». Многие решения композиций были подсказаны ему именно спортсменами. Художник восхищался искусством древних греков, постигших красоту человеческого тела в движении. Особенно примечательна скульптура «Эстафета».



А. Чиркин. Наездница Петушкова

Изображение известной советской спортсменки, заслуженного мастера спорта СССР по конному спорту, чемпионки СССР, мира, Олимпийских игр по конной выездке Елены Петушковой верхом на коне по имени Пепел в момент состязаний.

В композиции Рогайшиса две фигурки очень красиво соединены ритмом движения и жестов. У пространственной группы, по сути дела, лишь две точки опоры: правая нога девушки и левая юноши. Ритм рук спортсменов помогает ощутить стремительность бега. Торсы изображены не параллельно, а под небольшим углом друг к другу, голова юноши, передающего эстафетную палочку, откинута назад, и это разнообразит движение. Пластическими средствами автору удалось передать характерные черты юности 1960-х. Исполненная в жанре мелкой пластики, композиция смотрится достаточно монументально.


Оригинально, с оттенком легкой шутливости обыграна тема спорта в работе латвийской художницы. Семь сидящих на скамье и стоящих рядом с ней в разных эмоциональных состояниях фигурок болельщиков складываются в забавную жанровую сценку, подсмотренную автором на каком-то спортивном состязании или матче. Бережное отношение к естественному цвету глины, акцентирование ее мягкого розового тона – все это создает особую эмоциональную атмосферу произведения.

Тема спорта в монументальном искусстве:

В творчестве А. Дейнеки немаловажную часть составляли монументально-декоративные работы. Мастер создал 34 мозаичных панно для станции метро Маяковская в Москве на тему «Сутки советского неба» (1938). В них он отразил основные увлечения эпохи – парашютный и авиамодельный спорт, прыжки с трамплина и легкую атлетику, волейбол и плавание. В 1943 году им же были выполнены 7 мозаичных панно для станции Новокузнецкая, где также нашла отражение тема советского спорта.

А. Дейнека. Прыжок ночью на парашюте.


А. Дейнека. Игра в мяч. Мозаика на станции метро Маяковская

Тема спорта в кинематографе:

Футбольная команда «Синие стрелы» вышла в финал соревнований между заводскими командами. На игру со своим соперником, командой «Вымпел», было решено отправиться теплоходом. Матч должен состояться в городе Сухуми. Во время путешествия на теплоходе разыгрывается самая настоящая любовная драма. Запасной игрок «Синих стрел» Вася Веснушкин, влюбленный в гимнастку Валю, считает, что девушка больше внимания уделяет его старшему брату, звезде команды. А тот, вместо того, чтобы готовиться к игре, повздорил с пожилым профессором, который на деле оказался молодым актером Светлановым. И таких метаморфоз на теплоходе будет немало, прежде чем ребята доберутся до своего решающего поединка.

«Штрафной удар»

Спортивная комедия о предприимчивом сельском руководителе Кукушкине, который получает задание поднять авторитет спорта на селе и выполняет поручение нетривиальным способом. Мужчина приглашает в местную команду профессиональных спортсменов, естественно, под вымышленными именами. Они должны выступать на областной спартакиаде сельских физкультурников. Но случается непредвиденное: по дороге команда знакомится с корреспонденткой газеты Людмилой Миловановой. Кажется, скандала не избежать, и Кукушкин получит Штрафной Удар.

Фильм «Третий тайм» основан на реальных событиях - так называемом футбольном «матче смерти» между командой советских военнопленных (бывших «динамовцев») и немецкой командой, который состоялся 22 июня 1942 года в Киеве. Советским футболистам пообещали свободу только при условии, если немецкие спортсмены одержат победу. В противном случае их ожидала смерть. Экранизация повести «Тревожные облака» советского писателя Александра Борщаговского. В 1963 году в СССР фильм посмотрели 32 миллиона зрителей.

После сокрушительного поражения студенческая команда гребцов Московского авиационного института разваливается. Главный тренер открещивается от поражения и уходит из команды, забирая с собой лучших спортсменов. Оставшиеся спортсмены деморализованы крупным проигрышем. Но команду решено возродить. Тренером нового сбора гребцов становится преподаватель гидродинамики. Человек не из спорта, Николай Львович Борисов решает подойти к процессу тренировок с научной точки зрения. Он разрабатывает особый метод гребли. Поможет ли это его команде достичь успеха, покажет крупное и самое важное соревнование - Королевская регата.

Тренер по лыжному спорту Степан Михайлович Чудинов уходит из профессии после разногласий с Федерацией спорта и профессиональными неудачами его подопечных. Чудинов уезжает в далекий город Земногорск, где судьба вновь сталкивает его со спортом. Степан Михайлович знакомится с Натальей Скуратовой, бывшей профессиональной лыжницей, ушедшей из спорта после сокрушительного поражения во всесоюзных соревнованиях. Увидев в своей новой знакомой огромный нераскрытый потенциал, Чудинов вновь решает тренировать. Фильм «Ход белой королевы» посвящен победе советских спортсменов на Чемпионате мира по лыжам в Высоких Татрах.

Героиня фильма обладает уникальным талантом пловчихи, который помогает ей довольно легко показывать рекордное время на тренировках в «родном» бассейне. Но на соревнованиях при заполненных трибунах девушке никак не удается преодолеть барьер страха. Сможет ли она справиться с собой и победить на международных соревнованиях?

Америка периода «Великой депрессии». Ежедневно унылые люди выходят из своих домов в поисках хоть какой-то работы. А некоторые отправляются пытать счастье на ипподром. Ставки делаются небольшие, но их много. Слепнущий жокей берется объездить негодную для скачек лошаденку и даже борется вместе с ней за призовой кубок. Сентиментальная, душещипательная драма о торжестве справедливости и нереально чутких людях

Спортивный байопик. Его называли Чемпион чемпионов. О силе и волевом характере Поддубного слагали легенды. И в 50 великий борец играючи одолевал молодых атлетов, а вопросах чести и справедливости не знал компромиссов. И лишь любовь смогла уложить Русского Богатыря на обе лопатки. Для главной роли в фильме «Поддубный» Михаил Пореченков набрал 25 килограмм веса.

Биографическая драма о советском хоккеисте Валерии Харламове. 2 сентября 1972 года в Монреале хоккейная сборная СССР с разгромным счетом 7:3 победила канадских профессионалов из НХЛ в стартовом матче эпохальной Суперсерии СССР - Канада. Это была не просто игра, это была битва за свою страну, которая перевернула мировое представление о хоккее. Валерий Харламов, забивший в том матче две шайбы, мгновенно взлетел на вершину славы. Сбылась его мечта - упорство, спортивный талант и суровые уроки великого тренера Анатолия Тарасова сделали из номера 17 легенду мирового хоккея.

Документальная лента о подготовке к Паралимпийским играм 2012 года, в которых приняли участие одноногая немецкая пловчиха, безрукий американский лучник, парализованный чемпион по бочче из Греции и другие спортсмены.

Вместо традиционного документального авторы обращают внимание зрителей на отдельные истории, которые происходили во время соревнований. Хотя камеры зафиксировали трагическую смерть израильских атлетов, фильм остается вне политики и является данью духу олимпийского движения. События представлены глазами восьми великих режиссеров, каждый из которых рассказал о том, что его больше всего интересовало. Мировая премьера киноленты «Глазами восьми» состоялась в мае 1973 года.

Сюжет фильма «Всеми силами» основан на реальной истории. В свои 17 лет Жюльен, как и все подростки, обожает приключения и хочет получать как можно больше острых ощущений. Однако парень прикован к инвалидному креслу и не может воплощать свои мечты в реальность. Но вот однажды Жюльен узнает, что его отец Поль 25 лет назад принимал участие в триатлоне «Ironman», и просит его вместе принять участие в аналогичном соревновании «Железный человек Ниццы». А это - одно из самых сложных спортивных соревнований во Франции. Отец отказывается помочь сыну, и тогда Жюльен находит другой способ поучаствовать в триатлоне.

По мотивам одноименной повести Бориса Алмазова. Действие фильма происходит в Ленинграде. Двоечник Игорь Пономарев по кличке «Панама» начинает увлекаться конным спортом и получает уроки мастерства у пожилого жокея Дениса Платоновича. Его новый друг - конь по кличке Конус - меняет всю жизнь мальчика.

В фильме рассказана история простого парня Антона Кандидова. На сельскохозяйственных работах он перевозит по Волге арбузы на лодке. Заметив, как ловко Антон ловит и грузит арбузы, ему говорят, что он мог бы стать вратарём и играть в футбол. Александр Дейнека. Живопись. Графика. Скульптура. Мозаика [Текст] : альбом / авт. вступ. ст. и сост. В. П. Сысоев. - Л. : Аврора, 1982.
Место нахождения: зал литературы по искусству ЦГБ им. А.С. Пушкина

[Звукозапись] : [сборник: записи 1935-1962 гг. : 6+] / ИДДК; [исполняют: Клавдия Шульженко и др.]. - Москва: Агентство, 2014.
Советские песни о спорте. Веселые, жизнерадостные, любимые и хорошо знакомые! Сборник песен, которые строить и жить помогали. Записи 1935-1962 гг.
Место нахождения: зал литературы по искусству ЦГБ им. А.С. Пушкина

Спорт. Музыка. Грация: Художественная гимнастика [Текст] . - М. : Физкультура и спорт, 1984.
Место нахождения: зал техники, спорта и сельского хозяйства ЦГБ им. А.С. Пушкина
Спорт в советском изобразительном искусстве [Текст] . - М. : Совет. художник, 1980. - 20 с., ил. - 8-20.
Место нахождения: зал литературы по искусству ЦГБ им. А.С. Пушкина

О"Махоуни, М.
[Текст] : физическая культура - визуальная культура / Майк; Майк О"Махоуни; [пер. с англ. Е. Ляминой, А. Фишман]. - М. : Новое лит. обозрение, 2010.
Советский спорт - больше, чем спорт. Он был важной частью идеологии, политики, культуры, а по репрезентациям физкультуры и спорта можно проследить всю историю СССР, лучше понять, какими были установки государства и устремления общества. Майк О"Махоуни раскрывает сложные взаимоотношения между спортом как официально одобренной социальной практикой и спортом как культурным продуктом. Он анализирует работы А. Родченко и Д. Ветрова, А. Самохвалова и А. Дейнеки, Комара и Меламида, Г. Брускина и многих других художников, рассказывает о физкультурных парадах и производственной гимнастике, олимпиадах и спартакиадах, о метростроевцах и стилягах.
Место нахождения: зал техники, спорта и сельского хозяйства ЦГБ им. А.С. Пушкина

Является одним из видов олимпийского спорта. В него входит ряд определенных упражнений, которые выполняются на таких снарядах: бревно, кольца, брусья и конь. Помимо всего прочего, к нему относятся вольные упражнения и прыжки. Вольные упражнения включают комбинирование элементов - сальто, кувырков, шпагатов и стоек. Наилучшим образом даст понять то, что такое спортивная гимнастика, фото.

Кто выносит вердикт на соревнованиях?

Вердикт по выступлению выносится несколькими судьями по разным критериям. Специалисты также подбираются тщательно. Они должны понимать, что такое и разбираться в ее нюансах. На основе их оценок выводится средний балл. Среди критериев большое значение имеет техничность упражнений, уверенно ли их исполнял спортсмен и какие комбинации применял в выступлении, в каком количестве за время всего выступления. Также берется во внимание творческая сторона исполнения и артистичность спортсмена.

Первые упоминания

Что такое стало известно еще в VIII в. до н.э. Появилась она у древних греков. В то время была заинтересованность в общем развитии человека, большую роль в котором играло его физическое здоровье. В то время гимнастические элементы еще не были самостоятельным видом спорта и использовалась только лишь для подготовки спортсменов к Олимпийским играм.

Есть еще сведения о более раннем применении гимнастических упражнений в Древнем Китае, где они использовались в основном для оздоровления организма. В Китае гимнастикой занимались регулярно, два раза в день - утром и вечером. У них она носит разные названия и так или иначе пересекается с боевыми искусствами - ушу и тайцзы. Последняя практика довольно популярна в наше время, но приобрела некоторые изменения и больше направлена на развитие дыхательной системы, относится к дыхательным практикам.

Кроме общего оздоровления, ныне известные элементы спортивной гимнастики были предназначены для оттачивания приемов в борьбе с противником и успешного ведения битв. То есть они имели четкое военное направление. Распространено мнение, что для подготовки воинов ко владению конем во время схваток использовался ныне известный специальный деревянный снаряд - конь. На нем воины оттачивали свое мастерство, чтобы быть способными к уверенной посадке на коне и параллельно с этим вести бой с противником.

Кроме того, в Индии также были найдены артефакты, подтверждающие зарождение гимнастики и ее составляющих упражнений. Понятие о том, что такое спортивная гимнастика, пошло из Южной Азии.

Правила и особенности спорта

Для мужского пола предназначены выходы на таких снарядах: кольца, перекладина, брусья и упражнения на коне, а также вольные упражнения и прыжки. Женщины выполняют на соревнованиях элементы на брусьях, имеющих разную высоту, а также на бревне. Как и у мужчин, у них присутствуют с вольными упражнениями. Победитель определяется по успешной совокупности выполненных упражнений на разных снарядах.

Одежда для спортивной гимнастики

Есть определенные критерии правильного купальника для спортивной гимнастики и утвержденные к нему требования, несоблюдение которых может служить недопущением к выступлению:

  1. Купальник должен быть выполнен из непрозрачного материала, если такой присутствует и необходим для дизайна, то под ним обязательно должен быть непрозрачный материал.
  2. Вырез на груди и спине не должен быть слишком глубоким.
  3. Цвет купальника должен быть достаточно сдержанным и не отвлекать зрителей от выполнения спортсменом упражнений.

Купальник для женщин играет не только практическую роль, но и эстетическую. Он предоставляет максимальный комфорт и удобство во время выполнения элементов в многоборье. Спортсмен сам может выбрать подходящий для него дизайн, тем самым создавая свой образ на арене. Красивый купальник будет выделять спортсмена и привлекать внимание зрителей.

Для тренировок и выступлений у спортсмена должны быть разные модели купальников. Как правило, первый довольно простой, а второй украшенный всевозможными стразами и узорами. Есть разные модели купальников, один из которых - облегающий. Такой купальник максимально прилегает к коже и как бы сливается с ней, позволяя спортсмену не ощущать его на себе. Он не стесняет движений и очень удобен в носке.

Купальники бывают с рукавами и без них. Как правило, особых требований к типу купальника не предъявляется. Спортсмен выбирает сам, надеть купальник с рукавами или без. Рукава выполняют исключительно стилистическую функцию купальника и дополнительно его украшают.

Самый распространенный материал, использующийся в изготовлении купальников, - это лайкра, так как она обладает наибольшими показателями эластичности.

Какие особенности имела спортивная гимнастика в Древней Руси

Начало относится еще к Древней Руси, когда она была частью народных праздников. На них проводились различные соревнования, где людям предлагалось посоревноваться в силе и ловкости. Чуть позже серьезное внимание к ней начали уделять Петр Первый и Суворов. В это время она была обязательным атрибутом в военной среде и использовалась для физической подготовки солдат к сражениям и войнам.

Спортивная гимнастика в России уже приобрела большую популярность и статус массового вида спорта. Первопроходцы в этом виде спорта, которые первыми представили Советский Союз на чемпионатах, - Николай Серый и Мария Тышко. Их выступление оказалось удачным, и они получили на этом чемпионате звание абсолютных чемпионов.

Спортивная и художественная гимнастика. Основные различия

В художественной гимнастике, в отличие от спортивной, допускаются к участию исключительно лица женского пола.

Это выполнение под музыку с одним из нескольких видов предметов или же вовсе без него. Могут использоваться скакалки, мяч, обручи, булавы и ленты.

Для художественной гимнастики, в отличие от спортивной, характерно обязательное музыкальное сопровождение. Ранее выступали под аккомпанемент фортепиано, где была только одна основная мелодия, проигрывающаяся на протяжении всего выступления. В настоящее время спортсмены-гимнасты выступают под оркестровые фонограммы. Выбор музыки для выступления выбирается тренером и участниками на свой вкус. Продолжительность выступления в художественной гимнастике примерно равна продолжительности выступления женщин в спортивной гимнастике.

Каждый родитель хочет, чтобы их ребенок был спортивным. Для того, чтобы заниматься спортом профессионально, первые тренировки должны проходить в раннем возрасте, примерно в период 4-5 лет. Поэтому, часто выбирать вид спорта для ребенка должны родители.
В последние несколько десятилетий одним из самых известных видов спорта для детей является гимнастика. И спортивная и художественная гимнастика относятся к гимнастическим видам спорта. Родители, которые никогда не были связаны со спортом не знают, что существует две разновидности и они сильно различаются между собой. Прежде чем записать ребенка в спортшколу необходимо рассмотреть отличие художественной гимнастики от спортивной.

У мужчин и женщин в спортивной гимнастике некоторые упражнения различаются по гимнастическим снарядам.

Что представляет собой художественная гимнастика

В самом начале важно уточнить, что в художественную гимнастику принимают исключительно девочек. Может быть, именно поэтому она считается одним из самых грациозных видов спорта. Она представляет собой выполнение нескольких упражнений на ковре 13 м на 13 м. Упражнения содержат в себя множество хореографических и акробатических элементов под фонограмму. Длительностью фонограммы варьируется от 75 до 90 секунд. Упражнения различаются по набору спортивного инвентаря:

Скакалка;

Без предмета.

При отборе детей в художественную гимнастику тренера в основном обращают внимание на гибкость, растяжку и пластичность. Кроме того, в данном спорте ценят такие качества как ритмичность и музыкальность. отличаются красивыми, стройными, подтянутыми фигурами.

Художественная гимнастика один из самых молодых видов спорта, она зародилась в г. Санкт-Петербург только в 1913 году. За чуть более 100 лет истории красота покорила весь мир. Российская спортивная школа по художественной гимнастике считается эталоном среди всех стран.

Все основные нормативы, требования, методики и программы включены в федеральный стандарт спортивной подготовки по художественной гимнастике.

Кроме личного первенства в художественной гимнастике существуют групповые упражнения. Групповичек часто недооценивают: их не знают в лицо и по именам как одиночек. Однако работать в группе намного тяжелее, чем одной. При этом спортсменки из России по художественной гимнастике становятся Олимпийскими Чемпионками в групповом многоборье на протяжении последних 18 лет.

Что представляет собой спортивная гимнастика

В спортивную гимнастику берут как девочек, так и мальчиков. Спортивная гимнастика представляет собой вид спорта, основой которого является выполнение разнообразных акробатических элементов на гимнастических снарядах, а также выполнение опорных прыжков и вольных упражнений.

У мужчин и женщин в спортивной гимнастике некоторые упражнения различаются по гимнастическим снарядам. У мужчин на один вид упражнения больше.

Так, общими видами упражнений, которые выполняют и женщины, и мужчины, являются опорные прыжки и вольные упражнения. Также осуществляются упражнения на брусьях, только у женщин упражнения исполняются на брусьях разной высоты, а у мужчин на параллельных брусьях. Исключительно женским упражнением в спортивной гимнастике является упражнение на бревне. Исключительно мужскими – упражнения на кольцах и перекладине.

При отборе детей на спортивную гимнастику тренера в основном обращают внимание: на вестибулярный аппарат и гибкость. Кроме того, с первых тренировок проверяют юных спортсменов на отношение к снаряду, если ребенок не может справиться со страхом, то его не принимают.

Спортивная гимнастика насчитывает несколько веков существования, однако современная спортивная гимнастика разительно отличается своей сложностью от родоначальницы. В России первые соревнования по спортивной гимнастике провели в 19 веке. С тех пор элементы упражнений по спортивной гимнастике стали сложнее и интереснее.

Гимнастика художественная и спортивная: сравнение

Рассматриваемые виды спорта имеют много расхождений. Разница между гимнастикой художественной и спортивной заключается в следующем:

Выводы

Спортивная или художественная гимнастика? Выбор сложный. Прежде чем сделать его присмотритесь внимательнее к своему ребенку. Просмотрите соревнования по данным видам спорта, почитайте несколько биографий спорстменов. Представьте на месте спортсменки свою дочь и постарайтесь понять, что ей будет ближе.

Если ребенок не может усидеть на месте, постоянно находится в движении, попробуйте свои силы в спортивной гимнастике. Если девочка более спокойная, уравновешенная и любит двигаться под музыку, то стоит изначально идти в художественную гимнастику.

Обязательно ориентируйтесь на мнение ребенка, если юная спортсменка будет ходить на тренировки с удовольствием, то от них будет больше пользы.

Художественная гимнастика более эстетична, показывает красоту возможностей тела гимнастки, спортивная гимнастика более строгий спорт, в основном направленный на силу и координацию.

Художественная гимнастика — это вид спорта, в котором выполняются под музыку различные гимнастические и танцевальные упражнения без предметов или с предметами (ленты, скакалки, обручи, булавы, мячи).

В последнее время выступления без предмета не проводятся на соревнованиях мирового класса. При групповых выступлениях используются или одновременно два вида предметов (например — обручи и мячи) или один вид (пять мячей, пять пар булав). Победители определяются в многоборье, в отдельных видах и групповом упражнениях.

Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Раньше выступали под фортепиано или один инструмент. Теперь используются оркестровые фонограммы. Выбор музыки зависит от желаний гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть не менее 1 минуты 15 секунд и не более полутора минут. Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров. Классическое многоборье (4 упражнения) - олимпийская дисциплина. Кроме многоборья гимнастки, выступающие в индивидуальном первенстве, традиционно разыгрывают комплекты наград в отдельных видах упражнений (кроме Олимпийских игр).

Выступления с недавнего времени оцениваются по двадцатибалльной системе. Один из самых зрелищных и изящных видов спорта. В СССР художественная гимнастика как вид спорта возникла и сформировалась в 1940-е годы. С 1984 года — олимпийский вид спорта. До недавнего времени исключительно женский вид спорта, однако, с конца XX века — благодаря усилиям японских гимнастов стали проводиться соревнования и между мужчинами.

История

Художественная гимнастика — достаточно молодой вид спорта, который обязан своим появлением мэтрам балета прославленного Мариинского театра. За сравнительно небольшой срок своего существования этот вид спорта завоевал общемировую признательность и имеет многочисленных поклонников по всему миру.

В 1913 году в Ленинградском институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта была открыта высшая школа художественного движения. Первыми педагогами ее стали Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак. Все эти преподаватели до прихода в ВШХГ имели свой опыт в работе по преподаванию: «эстетической гимнастики» — Франсуа Дельсарта, «ритмической гимнастики» — Эмиля Жака дель-Кроза, «танцевальной гимнастики» — Жоржа Демини и «свободного танца» — Айседоры Дункан. Слияние воедино всех этих направлений гимнастики способствовало появлению этого изящного вида спорта.

В апреле 1941 года, был организован и проведен выпускниками и учителями школы, первый чемпионат Ленинграда по художественной гимнастике. В 40-е гды развите художественной гимнастики, так же как и всего советского спорта практически остановилось из-за Великой Отечественной Войны.

В 1948 году прошел первый чемпионат СССР по художественной гимнастике. В 1945 — создана Всесоюзная секция художественной гимнастики, преобразованная в 1963 в федерацию СССР. В конце 1940-х годов разработаны классификационная программа и правила соревнований. А дальше развитие этого вида спорта протекало с необычайной быстротой, охватывая все большее число юных участниц.

С 1949 ежегодно проводятся чемпионаты СССР, с 1965 — соревнования на Кубок СССР по художественной гимнастики, с 1966 — всесоюзные детские соревнования. Первой чемпионкой СССР в 1949 в Киеве стала Любовь Денисова (тренер Ю. Шишкарева). И в 1954 году появляются первые мастера спорта. Гимнастики начинают выезжать за пределы СССР с показательными выступлениями в Бельгию, Францию, ФРГ, Чехословакию, Югославию.

После этого художественная гимнастика была признана Международной федерацией гимнастики видом спорта. В 1960 году в Софии проводится первая официальная международная встреча: Болгария — СССР — Чехословакия, а спустя 3 года 7-8 декабря 1963 года в Будапеште проходит первые официальные международные соревнования, названные Кубком Европы.

Подводя итоги, было обнаружено, что участие принимали гимнастки не только из Европы, и тогда было принято решение считать эти соревнования первым чемпионатом мира, а его победительницу — москвичку Людмилу Савинкову — первой чемпионкой мира по художественной гимнастике. В Будапеште соревнования проводились по правилам, принятым в СССР, но только по произвольной программе.

В 1967 в мировой художественной гимнастике появляется принципиально новый командный вид — соревнование по групповым упражнениям. В 1967 в Копенгагене состоялся первый чемпионат мира по групповым упражнениям. Тогда же советская команда завоевала золотые медали. С 1978 года проводятся чемпионаты Европы. В Мадриде советская гимнастка Галима Шугурова становится обладательницей Европейской короны. В период с 1963 по 1991 чемпионаты мира проводились раз в два года по нечетным годам, а по четным годам, начиная с 1978 по 1992, проводились чемпионаты Европы. С 1992 г. чемпионаты мира и Европы проводятся ежегодно.

1980 — стал для художественной гимнастики поворотным. После завершения Олимпийских игр в Москве на конгрессе МОК было принято решение о включении этого вида спорта в программу Олимпийских игр. Олимпийская же история художественной гимнастики начинается в 1984 году когда первое Олимпийское золото завоевала в Лос-Анжелесе канадка Лори Фанг.

Спустя четыре года олимпийской чемпионкой в Сеуле стала Марина Лобач, Александра Тимошенко одержала победу в Барселоне, в Атланте — Екатерина Серебрянская, в Сиднее- Юлия Барсукова, в Афинах — Алина Кабаева. Начиная с Олимпийских Игр в Атланте художественная гимнастика была представлена полностью двумя разделами: соревнованиями в индивидуальных и групповых упражнениях.

Система оценок и судейство

Международная федерация гимнастики в 2001, 2003 и 2005 годах меняла систему оценок для того, чтобы подчеркнуть технические элементы и уменьшить субьективность оценок. До 2001 года оценка выставлялась по 10-и балльной шкале, в 2003 была изменена на 30-и балльную шкалу и на 20-и балльную шкалу в 2005.

Нельзя не отметить тот факт, что оценка результатов выступлений в этом виде спорта - вещь крайне субъективная. Не раз возникали серьезные скандалы и даже дисквалификации судей из-за неравноценного отношения к спортсменам.

Один из самых громких инцидентов произошёл на европейском первенстве в Сарагосе в 2000 году с Еленой Витриченко. Из-за этого неоднократно поднимались вопросы об изменении процедуры судейства или об удалении этого вида спорта из олимпийской программы.

Художественную гимнастику не обошла стороной проблема допинговых препаратов . Их принимают не для повышения выносливости или увеличения мышечной массы. Основная проблема гимнасток — лишний вес. Поэтому основные применяемые препараты — мочегонные средства, которые, в свою очередь, запрещены антидопинговым комитетом.

Особенности занятиями художественной гимнастикой

Первые шаги в художественной гимнастике желательно начинать в 3-5 лет, т.к организм ребенка в этом возрасте гораздо более восприимчив к развитию гибкости, координации и быстроты движений. Главные качества гимнаста - это сила воли, выносливость и пластика. Как правило, уже в 14-16 лет многим спортсменам приходится расставаться с гимнастикой или переходить в спортивный балет. Лишь немногие гимнастки продолжают спортивную карьеру до 20-22 лет.

Если сравнивать художественную гимнастику со спортивной гимнастикой , то художественная — более безопасный и доступный вид спорта. Однако предъявляются довольно высокие требования к внешнему виду спортсменов. Совсем недавно художественная гимнастика стала трансформироваться в аэробику и фитнес , поэтому многие спортсменки могут продолжить свою жизнь в спорте. В спортивной аэробике большинство участниц из бывших гимнасток. Художественная гимнастика развивает гибкость, выносливость, ловкость, дисциплинирует человека, совершенствуя его тело, учит владеть им красиво и грациозно, укрепляет чувство уверенности в себе, что очень важно в сегодняшнем мире.

Найти секцию художественной гимнистики в Москве ,

«Художественная гимнастика больше, чем спорт – это искусство»

Особенности художественной гимнастики

О дним из самых зрелищных видов спорта по праву считается художественная гимнастика. У художественной гимнастки не меньше поклонников, чем у любого другого вида спорта. В процессе занятий формируются жизненно важные двигательные умения и навыки (прикладные и спортивные), приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества.

Художественная гимнастика — вид спорта, разновидность гимнастики, соревнования женщин в выполнении под музыку комбинаций из гимнастических и танцевальных упражнений с предметом и без него. Снаряды (предметы) художественной гимнастики: скакалка, обруч, мяч, ленты, булавы. В последнее время выступления без предмета не проводятся на соревнованиях мирового класса. Художественная гимнастика — один из самых зрелищных и изящных видов спорта. До недавнего времени исключительно женский вид спорта, однако, с конца XX века - благодаря усилиям японских гимнастов стали проводиться соревнования и между мужчинами. Но у нас мужская гимнастика не развивается. По мнению специалистов, когда в СССР рождалась художественная гимнастика, главным в ней считалась целостность движений - текучесть, плавность линий, переходы, обволакивание, всё то, что присуще женской природе. Хотя, однажды на показательных выступлениях воспитанники школы акробатов в Озерках крутили обруч мужественно, да и выразительно, те же Алина Кабаева и Ирина Чащина пришли в неописуемый восторг: в ладоши хлопали, просили повторить. В Японии, гимнасты-«художники» доминируют в мире, этот вид спорта представляет собой синтез балета и акробатики. Но, всё-равно «женской целостности движений» даже у них не наблюдается.

Х удожественная гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность.

Е сли сравнивать со спортивной гимнастикой, то художественная - более доступный и безопасный вид спорта. Однако предъявляются очень высокие требования к внешнему виду спортсменов. Совсем недавно художественная гимнастика стала трансформироваться в аэробику и фитнес, поэтому многие девушки могут продолжить свою жизнь в спорте. В спортивной аэробике большинство участниц из бывших гимнасток. Художественная гимнастика развивает гибкость, ловкость, выносливость, дисциплинирует человека, совершенствует его тело, учит владеть им красиво и грациозно двигаться, укрепляет чувство уверенности в себе, что очень важно в сегодняшнем мире.

П рикладная художественная гимнастика применяется при подготовке спортсменов в других видах спорта (в спортивной гимнастике, акробатике, фигурном катании, синхронном плавании), а также при подготовке артистов балета и цирка. Ее средства — элементы танцев, упражнения на расслабление, волны, взмахи, прыжки, по-вороты и др. Большой популярностью в нашей стране и за рубежом пользуется художественная гимнастика со спортивной направленностью.

В ажное место в художественной гимнастике занимают такие виды искусства, как танец и музыка. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Элементы танца расширяют общий кругозор занимающихся, знакомят с народным творчеством; развивают у них любовь к искусству своего народа, народов мира. Они способствуют развитию координации движений, танцевальности, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств.

Б огатство, разнообразие и доступность упражнений художественной гимнастики, эффективное воздействие их на организм, зрелищность привлекают к занятиям различный контингент занимающихся.

С редства художественной гимнастики соответствуют анатомо-физиологическим и психологическим особенностям женского организма. Они доступны при любом возрасте и конституции тела. Художественная гимнастика подразделяется на основную, прикладную и художественную гимнастику со спортивной направленностью.

О сновная художественная гимнастика применяется в целях всестороннего, гармонического физического развития, укрепления здоровья и совершенствования двигательных функций, осанки занимающихся. Ее средства (танцы, игры под музыку, упражнения без предмета и с предметами) используются в детских садах, общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях.

Х удожественная гимнастика — ациклический, сложнокоординированный вид спорта.

О сновными ее средствами являются:

  • упражнения без предмета (равновесия, волны, взмахи, прыжки и т. п.);
  • упражнения с предметами (обручем, мячом, булавами, скакалкой, лентой);
  • элементы классического танца;
  • элементы народных танцев;
  • элементы историко-бытовых и современных танцев;
  • акробатические упражнения;
  • ритмика (упражнения на согласованность движений с музыкой);
  • элементы пантомимы;
  • элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые, прикладные упражнения);
  • упражнения из других видов спорта.

Равновесия

В художественной гимнастике равновесия различают статические и динамические. Они выполняются на полупальцах и полной ступне, ориентируются по разным плоскостям и направлениям. Одной из главных особенностей выполнения равновесий является необходимость их удержания после различных движений: шагов, бега, прыжков, поворотов, «многооборотных вращений». Это требует особой подготовленности гимнасток, обеспечивающей точность действий в сочетании с надежной устойчивостью.

Повороты

П овороты представляют собой действия вращательного характера вокруг вертикальной оси. Эти упражнения обычно выполняются переступанием, шагом, прыжком, наклоном или изгибами; на полной ступне или на полупальцах одной или двух ног. При этом основное требование предъявляется к пространственно-временной точности как самих поворотов, так и конкретного положения тела в пространстве и взаимного расположения его частей.

Прыжки

П рыжки, как технический элемент, в художественной гимнастике характеризуются быстрым и сильным отталкиванием и достаточно высоким полетом - обеспечивающими условия для выполнения в полете сложных телодвижений и манипуляций предметами.

В таком сложном действии принято выделять отдельные фазы (что весьма важно для правильного понимания причин, обеспечивающих или не обеспечивающих правильное выполнение прыжка в целом и соответствущей коррекции главных ошибок):

1) подготовительные действия (подседания, разбег)

2) отталкивание (одной или двумя ногами или даже руками)

3) формообразующие действия, обусловленные двигательным заданием

4) фиксация заданной позы

5) подготовка к приземлению

6) приземление (амортизационные действия, компенсаторные, связующие, переходные)

С огласно требованиям правил соревнований любое исполнение какого-либо действия характеризуется его качеством. Качество проявляется в виртуозности исполнительского мастерства, в основе которого лежат способности гимнастки к оптимальному управлению и регулированию двигательного действия. В художественной гимнастике управление двигательным действием определяется техникой владения предметом и телом и определяется как виртуозность исполнения.

Компоненты виртуозности в художественной гимнастике:

В иртуозность — это сверх техничное исполнение какого-либо элемента с проявлением координационных способностей:

Способность к управлению временными, пространственными и силовыми параметрами движений;

Способность к ориентированию в пространстве;

Способность к сохранению равновесия, способность к чувству ритма;

Способность к произвольному расслаблению мышц;

Согласованность движений.

В художественной гимнастике выделяют две группы КС: двигательные способности и специализированные восприятия.

Хореография

Х ореография в художественной гимнастике является важной составляющей тренировки, готовящей гимнастку к виртуозному исполнению на ковре танцевально-гимнастической связки под музыку с предметом или без.

З адачи хореографии в гимнастике — это развитие профессиональных танцевальных навыков, музыкальности и выразительности исполнения, воли, характера учеников и их эстетическое воспитание. Эти качества развиваются прежде всего классическим тренажем, который в системе хореографического образования остается основой основ. Цель классического тренажа состоит в том, чтобы путем специальных упражнений, во-первых, развивать в учащихся навыки, без которых невозможно овладеть танцевальной техникой (выворотность, устойчивость и т.п.), во-вторых, развить в них техническое танцевальное мастерство наряду с воспитанием выразительности и артистичности.

Э лементы хореографии (термины):

  • полуприседание — деми плие (demi plie);
  • приседание — гран плие (grand plie);
  • выставление ноги на носок — батман тандю (battement tendu);
  • махи на высоту 45° — батман тандю жэтэ (battement tendu jete);
  • полуприседание с выставлением ноги на носок — батман тандю сутеню (battement tendu soutenu) ;
  • приседание на одной, другая согнута (прижата) к щиколотке — батман фондю (battement fondu);
  • нога согнута, колено в сторону, носок у щиколотки опорной ноги (спереди или сзади) — сюр ле ку де пье (sur le cou-de-pied);
  • нога согнута, колено выворотно, носок у колена опорной ноги — пассэ (passe);
  • резкое сгибание ноги в положении сюр ле ку де пье и разгибание на 45° — батман фраппэ (battement frappe);
  • круги ногой по полу — рон де жамб пар терр (rond de jambe par terre);
  • круги голенью из положения нога в сторону на высоте 45° — рон де жамб ан лэр (rond de jambe en l’air);
  • медленно — адажио (adagio);
  • подъем на полупальцы — релеве (releve);
  • махи ногами на 90° и выше — гран батман жэтэ (grand battement jete);
  • махи ногами вперед, назад — гран батман жэтэ балансэ (grand battement jete balance);
  • двойной — дубль (double);
  • движение ногой вперед, в сторону, назад — крестом вперед;
  • движение ногой назад, в сторону, вперед — крестом назад;
  • поднимание ноги вперед, в сторону, назад — батман девлоппэ (battement developpe).

Сайт Всероссийской федерации художественной гимнастики :