Японское дзюдо. Борьба без жестокости: история возникновения и основные принципы дзюдо

Боевое искусство, получившее название «Дзюдо», появилось в Японии, в конце XIX века. Его создатель - Дзигоро Кано - практиковал дзю-дзюцу (или джиу-джитсу).

Во время своих занятий он пришел к мысли, что этот вид единоборств можно реформировать, сделав более эффективным . Так, появился новый вид спорта, отличающийся собственной философией.

Из какого восточного единоборства родилось дзюдо

Дзю-дзюцу — японское боевое искусство боя без оружия, берущее начало от борьбы сумо. Родиной его является Япония. Его применяли для подготовки воинов-самураев в эпоху феодализма. С 1650 года дзю-дзюцу изучали в школах самураев.

Как переводится название

В переводе с японского «дзюдо» означает «мягкий путь» .

Главное, что должен запомнить человек, выбравший в качестве пути своего совершенствования дзюдо — уважение к своему противнику.

Кодекс чести дзюдоиста включает в себя такие качества, как вежливость, смелость, искренность, честность, скромность, самоконтроль, верность в дружбе, уважение к окружающим.

Философия

5 принципов поведения дзюдоиста в обычной жизни гласят:

  • владей инициативой в любом начинании;
  • внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами повседневной жизни, внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим;
  • осмысливай полностью, действуй решительно;
  • знай меру ;
  • держись середины между радостью и подавленностью, самоистязанием и ленью, безрассудной бравадой и жалкой трусостью.

Основатель школы Кодокан

1882 год, Япония. 21-летний японский учитель литературы создал школу боевого искусства «Кодокан». Своей задачей он видел обобщение опыта разных школ, перенимая у них самое эффективное.

Создатель дзюдо исключил опасные для жизни приемы и фактически создал новый вид боевого искусства.

Сам Кано говорил, что дзюдо должно стать «боевым спортом для физической тренировки и общего образования молодежи, философией, искусством повседневной жизни».

Дзигоро Кано был довольно строгим учителем, требуя от учеников (и от себя) дисциплинированности в жизни и тренировках. При этом он не просил платы за обучение: ученики приносили в благодарность рис и чай. Одежду для тренировок своим ученикам мастер шил сам.

К 1887 году уже была выработана техническая база стиля Кодокан дзюдо, а тремя годами позже — придумали правила судейства соревнований.

Представители дзюдзюцу поначалу довольно скептически отнеслись к новой школе. Но в 1886 году власти страны всерьез обратили внимание на сферу единоборств, решив навести порядок.

В соревнованиях, назначенных между учениками Кодокана и представителями старой школы дзюдзюцу победили ученики Кано: в 15 боях они одержали 13 побед , еще два боя закончились вничью.

И уже в 1888 году новое единоборство начали изучать курсанты Военно-морского училища страны. А в 1907 году дзюдо вошло в обязательную программу общеобразовательных школ.

В 1889 году Дзигоро Кано уже начал развивать дзюдо в Европе, открыв свою школу во Франции, а затем в Великобритании. В США самым знаменитым дзюдоистом стал не кто иной, как Теодор Рузвельт. А в начале XX века дзюдо добралось и до России.

История возникновения в России

До 1914 года в России о дзюдо почти не знали. Хотя некоторые приемы боевого искусства изучались в Петербургской полицейской школе. Но настоящий интерес к единоборству появился благодаря Василию Ощепкову — первому русскому выпускнику школы Кодокан .

В 1914 году он организовал кружок во Владивостоке, а после переезда в Москву — двухмесячные курсы для красноармейцев (в том числе женские).

Судьба его сложилась довольно трагично: в 1937 году Ощепков был арестован и умер в камере.

Во время Второй мировой войны дзюдо, из-за японского происхождения, попало в составленный американскими оккупационными властями список запрещенных боевых искусств. Позже запрет сняли.

Современная история развития

В середине XX века начался новый этап развития дзюдо. В 1951 году появилась Международная федерация дзюдо (International Judo Federation, IJF) — организация, занимающаяся развитием спортивной составляющей этого вида единоборств. Возглавил ее сын Рисэй Кано — сын основателя. Федерация организовывает чемпионаты, устанавливает правила и присваивает ранги. К 2018 году в IJF вошли около 200 национальных федераций.

Кодокан также не прекратил существование, став институтом. Здесь в большей степени сосредоточены на развитии традиционного дзюдо, одной из главных целей которого является не только физическое развитие, но и совершенствование сознания.

Внимание! Правила Кодокана и Федерации несколько различаются.

Но это не мешает их мирному сосуществованию.

Фото 1. Дзюдоист Беслан Мудранов, представитель России, после победы на Олимпийских играх Рио-де-Жанейро в 2016 году.

В 1956 году в Токио состоялся первый в мире Чемпионат мира по дзюдо. А спустя несколько лет, в 1964 году это искусство борьбы вошло в число олимпийских видов спорта. Символично, что произошло это на Олимпиаде в Токио.

Самыми сильными спортсменами-дзюдоистами справедливо считаются японцы . Они выигрывают по числу кубков и медалей (в том числе золотых). Стоит вспомнить Ясухиро Ямасита — этот дзюдоист провел за свою спортивную карьеру 203 официальных поединка и ни одного не проиграл.

Сколько лет женскому единоборству

Самые первые соревнования проводились только среди мужчин. И лишь в 1980 году прошли первые женские соревнования. Кстати, женское дзюдо — во многом результат стараний жены Дзигоро Кано Сумако, которая считала, что женщины не меньше мужчин достойны постигать «мягкий путь».

Дзюдо (в переводе с японского "мягкий путь ") — японское боевое искусство , соединяющее в себе самооборону без оружия, философию , вид спортивного единоборства.

Дзюдо возникло в 1882 году в Японии , благодаря японскому мастеру боевых искусств Дзигоро Кано . В основе дзюдо лежит дзюдзютцу , представляющее из себя различные стили единоборств, распространённых на Японских островах.

Дзюдо, по японской классификации, относится к современным боевым искусствам (т.е. нетрадиционным), и при этом сильно выделяется среди множества своих собратьев. Во-первых, это единственное боевое искусство Востока, принятое в семью олимпийских видов спорта . Во-вторых, техника дзюдо, в отличие от того же карате, не ударная, а борцовская — броски, болевые приёмы, удушения и удержания. Основатель дзюдо Дзигоро Кано изначально сделал акцент на исключение всех травмоопасных техник, чтобы создать общедоступное искусство борьбы, максимально адаптированное к проведению соревнований.

Удивительно, но признание дзюдо в качестве популярного вида спорта , не принизило его духовную и философскую составляющую, а также воспитательную роль . Занимающие этим стилем единоборств приобретают такие черты характера как дисциплина, настойчивость, уважение . Большую роль в духовном совершенствовании имеет система тренировок, например, работа в парах способствует развитию психологической гибкости , коммуникабельности и взаимопомощи . Важным является то, что эти качества закрепляются в ходе телесных практик . Занятия дзюдо положительно сказываются на умственных способностях — необходимо запоминать сложные приёмы, тактически мыслить в ходе поединка, генерировать творческие нестандартные идеи и т.д. Дзингоро Кано следующим образом формулирует духовную ценность дзюдо: "Я считаю, что тот, кто будет изучать дзюдо у хорошего учителя, тот будет ценить свою родину, любить её дела и вещи, возвышать свой дух и сможет воспитать в себе мужественный, деятельный характер ". На практике он выразил эти идеи в ряде наставлений :

  • Соотнесение своих возможностей с возможностями противника;
  • Овладение инициативой в поединке;
  • Тщательное обдумывание, а затем решительное действие;
  • Умение вовремя остановиться;
  • "Одержав победу — не заносись; потерпев поражение — не сгибайся; благоденствуя, не теряй бдительности; попав в опасное положение, не пугайся и иди вперёд избранным путём".

Как видно, эти поучения актуальны не только в дзюдо, но и в повседневной жизни .

В 20-м веке благодаря Кано и его ученикам дзюдо прошло большой путь от национального единоборства до всемирного признания : этим единоборством занимаются в 198 странах 28 миллионов человек , в т.ч. 200 тысяч — в России. Нужно отметить, что история становления дзюдо в России имеет множество драматических страниц . В.С. Ощепков — был первым россиянином и четвёрным европейцем, который сдал экзамен на мастерскую степень (дан) в японской школе дзюдо Кодокан. Это было в 1917 году . После революции Ощепков успешно популяризировал дзюдо в СССР, а также обогащал его разнообразными эффективными приёмами, которые он черпал в национальных видах борьбы , изучая их во время своих путешествий. После ареста и смерти Ощепкова в 1937 году, в СССР был введён запрет на дзюдо . Но его ученики , продолжив дело русского мастера, разработали на основе дзюдо новый вид борьбы — самбо , который общепризнан в качестве одного из самых эффективных в мире. Дзюдо в СССР возродилось лишь в 60-е годы , когда страна начала принимать активное участие в мировом олимпийском движении.

Обучение дзюдо включает изучение базовых стоек, перемещений, самострахования, захватов и техники реанимации. Ковёр для борьбы называется татами , дзюдоисты тренируются босиком , одежда для занятий — дзюдоги (куртка, штаны, пояс). Основа техники дзюдо — разнообразные броски , выполняемые как из стойки, так и с падением. Также применяются болевые приёмы : разгибания и скручивания конечностей. В отличие от других распространённых видов борьбы — вольная, греко-римская — в дзюдо упор делается на максимальное использование силы противника , что сближает этот стиль с айкидо. В дзюдо, как в ушу и карате, кроме схваток есть комплексы формальных упражнений — ката. Ката отрабатываются в парах и позволяют освоить физические и духовные принципы дзюдо , а также безопасно изучить приёмы, которые запрещены на соревнованиях из соображений травмоопасности.

Наряду со спортивным дзюдо существуют и различные прикладные разновидности , направленные на эффективную самозащиту . Приёмы дзюдо легли в основу множества систем рукопашного боя , в том числе уже упомянутое советское самбо , американского боевого дзюдо и др.

Более полувека дзюдо оставалось практически единственным восточным боевым искусством, широко представленным в мире и получившим признание во многих странах. Но в последние десятилетия наблюдается активное распространение таких видов восточных единоборств как ушу, карате, тайский бокс, айкидо и многих других. Остаётся пожелать, чтобы усилившаяся конкуренция между дзюдо и другими боевыми искусствами способствовала их обогащению , а также популяризировала физическое и духовное развитие.

В.В. Путин на тренировке по Дзюдо

Дзюдо (в переводе с японского «мягкий путь «) - японское боевое искусство , соединяющее в себе самооборону без оружия, философию , вид спортивного единоборства.

Дзюдо возникло в 1882 году в Японии , благодаря японскому мастеру боевых искусств Дзигоро Кано . В основе дзюдо лежит дзюдзютцу, представляющее из себя различные стили единоборств, распространённых на Японских островах.

Дзюдо, по японской классификации, относится к современным боевым искусствам (т.е. нетрадиционным), и при этом сильно выделяется среди множества своих собратьев.

  1. Во-первых, это единственное боевое искусство Востока, принятое в семью олимпийских видов спорта.
  2. Во-вторых, техника дзюдо, в отличие от того же карате, не ударная, а борцовская - броски, болевые приёмы, удушения и удержания.

В.В. Путин проводит прием броска в Дзюдо

Основатель дзюдо Дзигоро Кано изначально сделал акцент на исключение всех травмоопасных техник, чтобы создать общедоступное искусство борьбы, максимально адаптированное к проведению соревнований.

Удивительно, но признание дзюдо в качестве популярного вида спорта, не принизило его духовную и философскую составляющую, а также воспитательную роль. Занимающие этим стилем единоборств приобретают такие черты характера как дисциплина, настойчивость, уважение. Большую роль в духовном совершенствовании имеет система тренировок, например, работа в парах способствует развитию психологической гибкости, коммуникабельности и взаимопомощи. Важным является то, что эти качества закрепляются в ходе телесных практик. Занятия дзюдо положительно сказываются на умственных способностях - необходимо запоминать сложные приёмы, тактически мыслить в ходе поединка, генерировать творческие нестандартные идеи и т.д.

Дзингоро Кано следующим образом формулирует духовную ценность дзюдо: «Я считаю, что тот, кто будет изучать дзюдо у хорошего учителя, тот будет ценить свою родину, любить её дела и вещи, возвышать свой дух и сможет воспитать в себе мужественный, деятельный характер».

На практике он выразил эти идеи в ряде наставлений:

  • Соотнесение своих возможностей с возможностями противника;
  • Овладение инициативой в поединке;
  • Тщательное обдумывание, а затем решительное действие;
  • Умение вовремя остановиться;
  • «Одержав победу - не заносись; потерпев поражение - не сгибайся; благоденствуя, не теряй бдительности; попав в опасное положение, не пугайся и иди вперёд избранным путём».

Как видно, эти поучения актуальны не только в дзюдо, но и в повседневной жизни.

Короткая история в СССР

В 20-м веке благодаря Кано и его ученикам дзюдо прошло большой путь от национального единоборства до всемирного признания: этим единоборством занимаются в 198 странах 28 миллионов человек, в т.ч. 200 тысяч - в России. Нужно отметить, что история становления дзюдо в России имеет множество драматических страниц. В.С. Ощепков - был первым россиянином и четвёрным европейцем, который сдал экзамен на мастерскую степень (дан) в японской школе дзюдо Кодокан. Это было в 1917 году.

После революции Ощепков успешно популяризировал дзюдо в СССР, а также обогащал его разнообразными эффективными приёмами, которые он черпал в национальных видах борьбы, изучая их во время своих путешествий. После ареста и смерти Ощепкова в 1937 году, в СССР был введён запрет на дзюдо. Но его ученики, продолжив дело русского мастера, разработали на основе дзюдо новый вид борьбы - самбо, который общепризнан в качестве одного из самых эффективных в мире. Дзюдо в СССР возродилось лишь в 60-е годы, когда страна начала принимать активное участие в мировом олимпийском движении.

Обучение дзюдо включает изучение базовых стоек, перемещений, самострахования, захватов и техники реанимации. Ковёр для борьбы называется татами, дзюдоисты тренируются босиком, одежда для занятий - дзюдоги (куртка, штаны, пояс). Основа техники дзюдо - разнообразные броски, выполняемые как из стойки, так и с падением. Также применяются болевые приёмы: разгибания и скручивания конечностей.

В отличие от других распространённых видов борьбы - вольная, греко-римская - в дзюдо упор делается на максимальное использование силы противника, что сближает этот стиль с айкидо. В дзюдо, как в ушу и карате, кроме схваток есть комплексы формальных упражнений - ката. Ката отрабатываются в парах и позволяют освоить физические и духовные принципы дзюдо, а также безопасно изучить приёмы, которые запрещены на соревнованиях из соображений травмоопасности.

Наряду со спортивным дзюдо существуют и различные прикладные разновидности, направленные на эффективную самозащиту. Приёмы дзюдо легли в основу множества систем рукопашного боя, в том числе уже упомянутое советское самбо, американского боевого дзюдо и др.

Более полувека дзюдо оставалось практически единственным восточным боевым искусством, широко представленным в мире и получившим признание во многих странах. Но в последние десятилетия наблюдается активное распространение таких видов восточных единоборств как ушу, карате, тайский бокс, айкидо и многих других. Остаётся пожелать, чтобы усилившаяся конкуренция между дзюдо и другими боевыми искусствами способствовала их обогащению, а также популяризировала физическое и духовное развитие.

Видео: Что такое дзюдо

Дзюдо возникло на базе дзю-дзюцу, искусстве рукопашного боя, который относят к наиболее древним видам японской борьбы, основным принципом которого является «мягкая», «податливая» техника движений. Основатель дзюдо – выдающийся японский общественный деятель и педагог, профессор Дзигоро Кано, родившийся 28 октября 1860г. в г.Микагэ на Японских островах.

В юношестве Кано был физически слаб и не выделялся хорошим телосложением, что давало повод для издёвок со стороны его сверстников. Кано решил самостоятельно начать развиваться и в возрасте 17 лет начал заниматься дзю-дзюцу. В короткие сроки он сумел освоить сложную технику многочисленных приемов дзю-дзюцу школ Тэндзин Синъё Рю (относительно новый стиль дзю-дзюцу того периода, основное внимание в котором уделялось атэми – поражению анатомически слабых точек и технике захвата) и Кито Рю (во времена Кано основное направление школы – нагэ-вадза, техники броска).

При развитии бросковых техник Кано пришёл к мысли реформировать дзю-дзюцу. Кано хотел с помощью новой техники, базировавшейся на научных наблюдениях, добиться объединения ума и духа у занимающихся. Обобщив опыт различных школ, систематизировав лучшие и исключив опасные для жизни приемы, он создал дзюдо (в переводе с японского «мягкий путь» или «путь мягкости») – боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия.

Название дзюдо уже использовалось к тому времени в японских боевых искусствах как синоним названия дзю-дзюцу, но Дзигоро Кано наполнил его новым содержанием, объявив основой «Путь» (до) самосовершенствования, а не «Технику» (дзюцу). Также выбором такого названия Кано хотел подчеркнуть гуманистическую направленность дзюдо, чтобы лишний раз отметить его отличие от дзю-дзюцу, рассматривавшееся после реставрации Мэйдзи (конец 19 века) многими людьми как занятие грубое, предназначенное только для убийства, недостойное просвещенного человека. По мысли Кано, дзюдо должно было стать «боевым спортом для физической тренировки и общего образования молодежи, философией, искусством повседневной жизни, хранилищем бесценных национальных традиций».

Отправной точкой дзюдо считается 1882 год. В это время Кано с несколькими своими учениками открывает собственную школу в токийском буддийском храме Эйсёдзи. Это и был всемирно известный ныне Институт Кодокан (в переводе с японского «Дом изучения Пути»), который тогда разместился в четырех помещениях, самое большое из которых (4 на 6 м) отвели под додзё (в переводе с японского «Место где ищут путь»; места для тренировок, соревнований, аттестаций).

Основав Кодокан, Дзигоро Кано стал посредством дзюдо создавать систему воспитания человека. Он рассматривал борьбу дзюдо, прежде всего как средство воспитания, а не как одну из форм времяпрепровождения. «Дзюдо – это путь к наиболее эффективному способу использования духа и тела. Сущность дзюдо заключается в постижении искусства нападать и обороняться через упорные тренировки, закаляя тело и воспитывая волю», - так писал Дзигоро Кано, выражая главное направление своей системы воспитания.

В январе 1883 года Кодокан покидает храм Эйсёдзи и находит новое пристанище в очень скромном помещении. Новый зал не мог вместить все татами, поэтому Кано делает рядом с оградой небольшую пристройку, больше напоминающую сарай, который, хотя и был просторным, от холода и сырости не спасал.

В 1883 году Кано вводит разрядную систему. Первоначально в ней было три начальных уровня (кю) и три уровня для мастеров (дан).

В том же году Кано разработал кодекс поведения для учеников Кодокана. Первыми подписали его, обмакивая кисточку в собственную кровь, Цунедзиро Томита, Сайго Хагучи, Сиро Сайго, Сакудзиро Екояма и Есиаки Ямасита.

В тот же день Сиро Сайго и Цунедзиро Томита, стали первыми учениками, удостоенными ранга сёдан (японское название первого дана).

В 1886 году Кано переехал в Фудзими-тё, и там ему удалось построить прекрасное здание на сорок матов. Здесь, впервые, ученики с уровнем дан начали носить черные пояса как знак своего статуса. Стоит отметить, что мастерам Кодокан, достигшим этого уровня, вменялось в обязанность изучение традиционных способов оказания первой помощи при травмах. Способы эти имеют мало общего с европейской медициной, они целиком и полностью основаны на теории акупрессуры – лечении и профилактики заболеваний через давление на определённые точки тела.

С разрешения Министерства просвещения Японии в 1886 году был организован специальный турнир, целью которого было определение лучшей школы, методику которой намеревались включить в школьные программы и взять на вооружение в полицию. В финале встретились представители школы дзюдо Дзигоро Кано и воспитанники школы дзю-дзюцу мастера Тоцука. Из 15 лучших воспитанников школ, заявленных на участие в турнире, 13 дзюдоистов одержали чистые победы и лишь двое свели поединки вничью! Турнир показал раз и навсегда, что ДЗЮДО - лучший вид единоборств! В результате дзюдо было признано на государственном уровне и стало преподаваться в военных и полицейских академиях.

К 1887 году под руководством Кано была сформирована техническая база стиля Кодокан дзюдо, а в 1900 году разработаны правила судейства соревнований.

Добившись долгожданного, но главное, официального признания у себя на родине, Дзигоро Кано приступил к осуществлению следующего грандиозного замысла - о дзюдо должен был услышать мир. Стремление "подарить" дзюдо всему миру подтолкнуло Кано развернуть свою деятельность в Европе. В 1889 году он лично открывает первую школу во Франции. Позднее дзюдо добирается до Великобритании и других Европейских государств.

В 1906 году Кодокан вновь расширяется, на сей раз, он переезжает в додзё на двести семь матов в районе Симо-Томисака-тё. Примерно в то же время стандартом становится дзюдоги (форменная одежда дзюдо) в том виде, в каком она известна нам сегодня (прежде брюки часто были очень короткими, а куртки шились по самым разным образцам).

Дальнейшим развитием дзюдо в Японии обязано не в последнюю очередь включением его в 1907 году, наряду с кэндо (современное фехтовальное искусство), в обязательную программу общеобразовательных средних школ, что существенно увеличило количество занимающихся и привлекло большее внимание общественности.

В 1909 году Кано избирается первым японским представителем в Международном Олимпийском Комитете. Хотя Кано был предельно добросовестным членом этого комитета и, в конце концов, добился проведения Олимпийских Игр 1940 года в Токио, он занимал довольно неоднозначную позицию по отношению к введению дзюдо в программу Олимпийских Игр. Кано был глубоко обеспокоен возрастанием значения спортивных побед и боялся, что олимпийское дзюдо может стать орудием национализма. Разумеется, он одобрял открытые международные турниры, но не хотел, чтобы они стали формой противостояния между различными странами и мерилом расового превосходства.

В 1911 году Кано основал Японскую спортивную ассоциацию и был выбран на пост её президента.

В 1919 был назначен президентом Японской атлетической организации.

В 1926 году в Кодокане было официально открыто женское отделение. Кано всегда активно призывал женщин к практике дзюдо, он часто повторял: «Если вы хотите по-настоящему понять дзюдо, понаблюдайте за тренирующейся женщиной».

В 1938 году Кано отправился в Каир на заседание Олимпийского Комитета, на котором обсуждалась организация Олимпийских Игр 1940 года в Токио (в конце концов, эта Олимпиада была сорвана из-за начала Второй мировой войны). Возвращаясь в Токио на судне «Хикава-мару», Кано заболел воспалением легких и скончался 4 мая 1938 года, в возрасте семидесяти восьми лет.

Жизнь и учение Кано лучше всего отражаются словами, которые он писал, создавая Кодокан Дзюдо: «Учение одного добродетельного человека способно повлиять на многих, то, что было хорошо усвоено одним поколением, будет передано сотням поколений».

Вторая мировая война и последовавший за капитуляцией Японии запрет оккупационных властей на преподавание воинских искусств временно остановил развитие дзюдо в Японии. Но в 1948 году запрет был все-таки снят, и движение по «мягкому пути» приняло необратимый характер.

Интернационализация и развитие Олимпийского движения приводит к тому, что на первый план в дзюдо выходит спортивная составляющая. В июле 1951 года основана Международная федерация дзюдо, её президентом назначен единственный сын Дзигоро Кано, Рисэй.

В 1956 году в Токио прошёл первый чемпионат мира, в котором принял участие 31 представитель из 21 страны.

В 1964 году дзюдо вошло в программу Олимпийских игр.

До 1914 года в России дзюдо как спорт не культивировался. О нем было известно из книг американского офицера Ганкока как о системе защиты. Некоторые из ее приемов были введены в русской полиции и, начиная с 1902 года, изучались в Петербургской полицейской школе. Начало развитию дзюдо в СССР положил Василий Сергеевич Ощепков, детство и юность которого прошли в Японии. Он был одним из первых европейцев, сдавших экзамен на мастерскую степень дан в Кодокане. В 1917 году ему был присвоен 2-й дан.

После возвращения в Россию он активно развивал дзюдо, сначала на Дальнем Востоке (1914г., 1917-1925г.), а затем в Новосибирске (1928) и в Москве (с 1930 года). В 1937 году В.С.Ощепков был репрессирован по грязному доносу своих приближенных, объявлен «врагом народа» и казнен. После этого дзюдо многие годы, как «чуждый нашим идеалам» вид единоборства, пребывало в забвении. При жизни Ощепков очень много сделал для популяризации дзюдо. Занимаясь в основном практическим дзюдо, он имел много теоретических разработок, но все рукописи в день ареста исчезли. После его смерти, ученики и соратники, страстные пропагандисты дзюдо, были вынуждены, используя свои знания о дзюдо, создать другой вид борьбы.

Could not load widget with the id 10.

В процессе «перелицовывания» дзюдо были изменены правила, форма одежды, а самое главное, исчез дух дзюдо. С введением в технику дзюдо всевозможных приемов из разных видов борьбыродилась другая, вольная борьба, а затем и самбо. Интерес к дзюдо вернулся после его выхода на международную арену. В соревнованиях по дзюдо стали принимать участие советские самбисты. Они успешно проявили себя на чемпионате Европы в Эссене (ФРГ) 11-12 мая 1962 года, затем в 1963 году на предолимпийском турнире в Японии. А на Олимпиаде 1964 года в Токио наши спортсмены завоевали 4 бронзовые награды. Это был большой успех советских атлетов, любящих и умеющих бороться. Первую золотую медаль советские дзюдоисты завоевали на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене (олимпийским чемпионом стал уроженец города Гори Шота Чочишвили). Впоследствии победителями Олимпийских игр становились наши дзюдоисты Владимир Невзоров, Сергей Новиков, Николай Солодухин, Шота Хабарели.

В 1972 году была создана Федерация дзюдо СССР, преобразованная после 1990 года в Федерацию дзюдо России. В настоящее время Федерация дзюдо России является членом Европейского союза дзюдо, который в качестве континентального подразделения входит в Международную федерацию дзюдо. На сегодняшний день членами Международной федерации дзюдо, являются 178 стран. В Японии дзюдо регулярно занимается около 8 миллионов человек, в остальном мире – более 20 миллионов. К сожалению, создатель дзюдо не дожил до того времени, когда его детище превратилось в поистине массовый вид спорта, популярный во всем мире среди детей и взрослых, юношей и девушек, мужчин и женщин. Дзюдо объединяет людей разных национальностей, вкусов, вероисповеданий. Многогранность дзюдо позволяет каждому найти здесь то, что нужно только ему.

В этой статье разговор пойдет о «гибком познании»… Нет, это вовсе не нудные пары по философии или логике. Речь о дзюдо, а также о том, почему этот вид спорта полезен, во сколько лет дети могут начинать им заниматься и сколько стоят занятия.

Японское боевое искусство, настоящая философия и борьба без нападения – все это о дзюдо. Этот вид спорта часто привлекает детей и их родителей. И не зря: он прекрасно развивает ребенка как физически, так и духовно, укрепляет характер и волю к победе.

Со скольки лет?

Дзюдо – мягкий, безударный вид единоборств, подходящий даже для самых маленьких деток. Поэтому начать обучение можно уже с 4 лет. Раннее начало боевого пути пойдет только на пользу: ребенок научится направлять свою энергию в правильное русло и контактировать с другими детьми и взрослыми.

Важно понимать, что в таком возрасте ребенка не будут учить делать захваты или наносить удары соперникам. В секции с четырехлетками начинают заниматься общей физической подготовкой, и только потом, уже укрепившихся и подготовленных, постепенно обучают основам дзюдо.

Есть только одна проблема: четырехлетнего малыша могут не взять в секцию. Это особенно актуально для маленьких городов. В городах-миллионниках уже начинают открываться клубы, в которые можно отдать ребенка в столь юном возрасте.

Обычно рекомендуется отдавать детей на дзюдо с 7-8 лет. Это тот возраст, когда они становятся более собранными, целеустремленными и начинают осознавать, в чем суть этого вида спорта. А также в этом возрасте легче привыкнуть к строгим правилам на тренировках.

Медицинские противопоказания

Одно из самых безопасных единоборств, которое подойдет почти всем – это дзюдо для детей. Но есть и некоторые ограничения по состоянию здоровья.

Основные противопоказания:

  • больное сердце;
  • плохое зрение;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • болезни почек;
  • аномалии развития.

Родителям стоит понимать, что дзюдо – это борьба. И хотя дети учатся не причинять сопернику боль, а лишь имитировать поединок, ваше чадо не застраховано от синяков и сильных ушибов. Поэтому стоит проконсультироваться с врачом или , чтобы быть уверенными, что тренировки не навредят.

Узнать подробнее об .

Мальчики и девочки

Другой вариант перевода этого японского слова – «мягкий путь». Здесь важны не сила или умение «задавить» соперника, а ловкость и гибкость. Дзигоро Кано, создатель этого вида единоборств, вложил в свое творение основную идею: Необходимо поддаться, чтобы победить .

Дзюдо прекрасно подойдет для девочек. Тренировки вырастят сильную, уверенную в себе, дисциплинированную, но женственную и нежную девушку.

Если вы сомневаетесь, то вот еще несколько причин, чтобы отдать девочку именно на дзюдо:

  1. Ребенок приобретает навыки самообороны и учится защищать себя, что бывает иногда жизненно важным.
  2. Девочкам легче на тренировках, чем мальчикам, так как женская половина человечества от природы гибкая и склонная брать не напором, а хитростью и ловкостью.
  3. В конкуренция в женском дзюдо в разы меньше, чем в мужском, поэтому это очень перспективное направление.

Да что там говорить, девочка, которая способна уложить любого мальчишку, вызывает в кругу сверстников искреннее восхищение и даже преклонение.

Плюсы

Дзюдо для детей, как и любой другой вид спорта, полезен для здоровья, физического и умственного развития, а также приносит удовольствие и позволяет выпустить лишнюю энергию.

Регулярные тренировки:

  • Развивают координацию. Захваты и броски требуют четких, отточенных движений. Неверно направил удар, промахнулся – и уже проиграл.
  • Тренируют реакцию . Во время спарринга необходимо постоянно наблюдать за соперником, чтобы удачно защищаться и нападать. Любое неверное действие противника становится преимуществом, которое нужно умело использовать.
  • Формируют дисциплинированную и сильную личность. Тренировки по дзюдо – дело серьезное. Они приучают детей к дисциплине: во время занятий запрещается бегать по залу и даже разговаривать. В процессе обучения боевому искусству ребенок учится выигрывать и проигрывать, контролировать эмоции и тело, обретает волю к победе и уверенность в собственных силах.
  • Укрепляют здоровье. Занятия дзюдо укрепляют мышцы и кости, уменьшают вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, являются эффективным средством борьбы с ожирением.

Минусы


Несмотря на максимальную безопасность этого вида единоборств, травмы не исключены. Но не стоит бояться, что после первой тренировки ребенок придет с синяком или хуже – с переломом.

На первых занятиях, а иногда и годы, малышей обучают, как избежать травм и сохранить все конечности в целости, затем с помощью упражнений укрепляют их тело, а только потом показывают приемы и ставят в спарринги.

Сколько стоят занятия?

Любой спорт, если им заниматься серьезно и основательно, требует постоянных затрат. Вот примерный список расходов и расценки:

  • Тренировки. Одно занятие с тренером обойдется примерно в 600 – 800 рублей. Однако можно найти и бесплатную секцию для детей с 7 – 8 лет.
  • Поездки на турниры. Вероятность того, что ребенок будет ездить на турниры за счет организации, есть, но стоит быть готовыми к тому, чтобы оплачивать дорогу, питание и проживание.
  • Экипировка. Кимоно необходимо покупать самостоятельно. Его примерная стоимость: от 2 000 до 15 000 рублей. Есть и бюджетный вариант – взять с рук.

Как выбрать секцию?

От секции и тренера зависит многое: результаты тренировок, настрой и мотивация, травмоопасность занятий. Поэтому к выбору подходящей организации стоит подойти серьезно.

Есть несколько факторов, которые необходимо учитывать при выборе секции:

  • Желание ребенка. Это главный фактор, о котором многие родители просто забывают. Если ребенок будет заниматься без желания, то никаких положительных результатов быть просто не может. Поэтому не бойтесь пробовать заниматься в разных клубах. Во многих платных секциях предлагается пробное бесплатное занятие. Пробуйте, и найдете то, что подойдет Вам и Вашему ребенку.