Влияние занятий физическими упражнениями на формирования телосложения. Как тип телосложения влияет на успех в похудении

Т.е. не только собственно телосложением, но и программой его будущего физического развития.

Телосложение человека изменяется на протяжении его жизни, тогда как соматотип обусловлен генетически и является постоянной его характеристикой от рождения и до смерти. Размеры и формы тела каждого человека генетически запрограммированы.

Эта наследственная программа реализуется в ходе последовательных морфологических, физиологических и биохимических трансформаций организма от его зарождения до конца жизни. Возрастные изменения, усиленная физическая нагрузка изменяют размеры, очертания тела, но не соматотип.

Соматотип - это генотипически обусловленный, конституционный тип, характеризующийся уровнем и особенностью обмена веществ (преимущественным развитием мышечной, жировой или костной ткани), склонностью к определенным заболеваниям, а также психофизиологическими отличиями.

Выделяют три основных типа телосложения человека: мезоморфный, брахиморфный и долихоморфный. К мезоморфному типу телосложения (нормостеники) отнесены люди, анатомические особенности которых приближаются к усредненным параметрам нормы (с учетом возраста, пола). У людей брахиморфного типа телосложения (гиперстеники) преобладают поперечные размеры, хорошо развита мускулатура, они не очень высокого роста. Люди долихоморфного типа телосложения (астеники) отличаются преобладанием продольных размеров, имеют относительно более длинные конечности, слабо развитые мышцы и тонкую прослойку подкожного жира, узкие кости (Г.С. Туманян, 1976). Гармоничность пропорций тела является одним из критериев при оценке состояния здоровья человека. При диспропорции в строении тела можно предположительно говорить о нарушении ростовых процессов и обусловивших его причинах (эндокринных, хромосомных и др.).

Физические упражнения обладают свойством изменять в определенных пределах массу и внешние формы тела, способствовать формированию эстетически совершенной фигуры.

Занимаясь физическими упражнениями, можно не только укрепить здоровье, но и достичь физического совершенства. При этом возникают вопросы: какие именно упражнения наиболее эффективны для формирования эстетически совершенной фигуры? Во всех ли случаях физические упражнения обладают сопряженным эффектом: укрепляют здоровье и одновременно способствуют формированию красивого тела?

Далеко не все сочетания упражнений, используемые для достижения физического совершенства, полезны для здоровья, потому что представления разных людей о красивой фигуре различны.

Например, развитие бодибилдинга привело к появлению таких мышечно-развитых тел, параметры которых не укладываются ни в какие рамки.

Разработанная в бодибилдинге система тренировок и появление специальных продуктов питания (белки, энергетики, свободные аминокислоты и т.п.) фактически позволили менять в определенных пределах соматотип и поддерживать его в измененном виде долгое время. Соответственно различаются и методы достижения поставленной цели: в одних случаях возникает гармония здоровья и красоты, а в других - дисгармония.

Однозначно ответить на вопрос, какую фигуру следует считать эстетически совершенной, затруднительно, поскольку точки зрения специалистов (скульпторов, модельеров, организаторов конкурсов красоты и т.д.) часто не совпадают, не однозначны эстетические вкусы и неспециалистов. Представления об эстетически совершенной фигуре в значительной мере зависят от исторической эпохи, взглядов скульпторов, художников и общества в целом на красоту тела и других факторов.

Если сопоставить образы обнаженного тела эллинский эпохи с периодом Ренессанса, без сомнений можно обнаружить большие различия. Тому свидетельство скульптуры Венеры Милосской (ок. 130- 100 лет до н.э.) и Аполлона Бельведерского (ок. 330-320 до н.э.), живописные картины художников эпохи Возрождения: П. Рубенса (1577- 1649), Рафаэля (1483-1520) или Тициана Велеччио (1488-1567). Почитатели атлетической гимнастики считают эстетическим идеалом мужской фигуры сочетание пропорционально развитых частей тела с гипертрофированной и моделированной мускулатурой. Показатели эстетически совершенной фигуры зависят от роста и массы тела. Так, согласно критериям Дж. Уайдера (1991), при длине тела 157-188 см и массе 64-99 кг окружность разных частей тела молодых мужчин должна соответствовать следующим показателям (табл. 6).

Таблица 6

По результатам конкурсов эстетические критерии женской красоты следующие: длина тела 167-170 см; масса тела 51-53 кг; окружность груди, талии и бедер 87-88 см, 59-60 см и 86-88 см соответственно. Эти пропорции одобряют модельеры, хотя они не так строго относятся к массе тела и допускают ее увеличение на 5-8 кг.

Физическое совершенство предполагает единство эстетики, физического развития и здоровья. В нашей стране до недавнего времени эстетические взгляды, касающиеся физического воспитания, в основном декларировались. В последние десятилетия стремительно возрастает потребность в единстве эстетики и физического воспитания. Конкурсы красоты, несмотря на спорность некоторых моментов, стали реальностью. Однако дело не в конкурсах и не в появлении официально признанных красавиц, а в том, что реализуемое с помощью физического воспитания чувство прекрасного становится ежедневной потребностью. Один из основоположников физического воспитания в России В.В. Го- риневский (1916, 1951) писал: «Стремления к красоте тела, к красоте движений и выразительности в проявлении чувства должны быть не случайными, а постоянными, они должны почитаться вполне законными, естественными». Во многих зарубежных странах сформулированы критерии красивой фигуры для мужчин и женщин, разработаны методики ее формирования и поддержания, где физическим упражнениям отводится решающая роль. При этом эстетические идеалы приобретают возрастающее социальное значение во «внеэстетических» профессиях. В частности, красивая фигура и привлекательная внешность в ряде случаев приравниваются к деловым качествам специалиста. Так, в «деловом мире» стала обычной ситуация, когда на вакантное место в системе управления фирмой или предприятием претендуют несколько равноценных по деловым качествам специалистов. При окончательном выборе предпочтение отдается претенденту с красивой фигурой и экспрессивными манерами. По мнению менеджеров, такие специалисты, обладая высокими деловыми качествами и личным обаянием, успешно осуществляют деловые контакты и содействуют процветанию предприятия. Более того, стремление быть подтянутыми, стройными побуждает их в условиях острой конкуренции регулярно заниматься физическими упражнениями, что в свою очередь способствует укреплению здоровья и продлению творческого долголетия. Деловая отдача таких людей очень высока, к тому же они сравнительно редко болеют.

У каждого занимающегося есть свой эстетический идеал, поэтому набор физических упражнений для достижения физического совершенства не может быть стандартным. Например, для тех, кто не стремится к развитию гипертрофированной мускулатуры, подходят упражнения с гантелями, а поклонники атлетической гимнастики должны в большом объеме выполнять силовые упражнения. В ходе тренировки силу мышц можно развивать как за счет увеличения мышечной массы и физиологического поперечника, так и преимущественно за счет повышения мобилизационных возможностей организма и улучшения внутримышечной и межмышечной координации.

В 80-90 х годах прошлого столетия стала широко распространяться «мода на здоровый образ жизни». Термин «мода» - мера, образ, способ, правило и может выражаться в двух формулах:

  • 1) непродолжительное господство определенного вкуса в какой- либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля, мода характеризует более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений. В узком смысле - смена форм и образцов одежды;
  • 2) непрочная, быстро проходящая популярность.

Емкую и противоречивую формулу, которая показывает двуликий характер моды, предложил известный специалист в области пропаганды физической культуры и массового спорта А.Ф. Бойко (1990): «Мода, гарантирующая здоровье, позволяет одним зарабатывать деньги на его популяризации, а другим - тратить время на то, чтобы удостовериться в неразумности собственных усилий». Но «мода» на здоровый образ жизни, которая в силу определенных тенденций доводится до абсурда, когда здоровье связывается с определенным внешним видом, может принимать формы гротеска и даже сопровождаться смертельными исходами.

В работе С. Розенцвейг «Красота в здоровье» (1985) сформулированы и убедительно аргументированы три основных правила активного двигательного режима:

  • 1) циклические упражнения умеренной интенсивности, позволяющие повысить выносливость сердечно-сосудистой и дыхательной систем, работоспособность и приумножить запас жизненных сил;
  • 2) рациональный режим питания, обеспечивающий организм всеми необходимыми для жизнедеятельности компонентами, но одновременно не содержащеми избыточных калорий;
  • 3) достаточный объем гимнастических упражнений, позволяющих сохранить гибкость мышц и суставов, помогающих обрести правильную и красивую осанку, плавную походку, размеренные свободные движения.

Спустя некоторое время на смену ей пришла другая волна, причины и последствия которой обсуждает Наоми Вульф. Объяснение причин полуголодной диеты Н. Вульф изложила в книге «Миф о красоте» (2013), суть которой сводится к навязыванию обществом определенных стандартов женского тела, тем самым ограничивая женскую свободу. Строгая процедура потребления пищи, доведенная буквально до абсурда как в отношении калорийности, белково-углеводно- жирового и минерального баланса, так и в «механике» пережевывания и проглатывания пищи, зачастую заканчивается пищеварительным расстройством нервно-психического характера. Физическое совершенство становится для женщин навязчивой идеей, а несоответствие ему - источником страданий. Но даже достигнув идеала, женщина все равно проигрывает, поскольку приносит в жертву общепринятому стандарту внешности свою природную красоту, здоровье, энергию, сексуальность, а порой и жизнь.

Утверждая гармонию эстетических идеалов, физической подготовленности и здоровья, следует критически отнестись к некоторым спорным современным тенденциям у молодых людей, касающимся взаимосвязи «физическое воспитание - красивая фигура». Так, стремление иметь красивую фигуру побуждает молодых женщин к интенсивным занятиям физическими упражнениями в сочетании с диетар- ными ограничениями питания. Им приходится ценой огромных волевых усилий подавлять в себе пищеварительные рефлексы. В результате они достигают намеченной цели, но при этом часто возникает нервная анорексия, т.е. расстройство приема пищи, характеризующееся преднамеренным снижением веса, вызываемым и поддерживаемым самим занимающимся в целях похудения или для профилактики набора лишнего веса. Чаще встречается у девушек. При анорексии наблюдается патологическое желание потери веса, которое сопровождается сильным страхом ожирения, искаженным восприятием своей физической формы и беспокойством об увеличении веса, даже если такого в действительности не наблюдается.

Такие отклонения характеры для тех женщин, которые придают большое значение особенностям личности со сверхценными или навязчивыми представлениями о полноте, что связано с особенностями воспитания в семье, психогениями детства, дисфункциями гипоталамоги- пофизарной системы.

Часто анорексия возникает в сочетании с булимией , которая характеризуется тремя основными признаками:

  • 1) переедание (т.е. бесконтрольное потребление пищи в большом количестве);
  • 2) регулярное применение методов, призванных оказывать влияние на массу тела и фигуру, таких как очищение желудочно- кишечного тракта (вызывание у себя рвоты, злоупотребление слабительными), строгое соблюдение диеты или голодание, изнуряющие физические упражнения;
  • 3) излишняя зависимость самооценки от фигуры и массы тела.

Значительное уменьшение массы тела не всегда сопровождается

болезнями. Однако при сгонке веса девушкам приходится сталкиваться с другой проблемой - резким снижением объема жировой ткани. Профессор Гарвардского университета США Р. Фриш установила, что нормальная способность к деторождению сохраняется лишь в том случае, если объем жировой ткани составляет не менее 22% общей массы тела.

У мужчин, стремящихся увеличить объемы мышц, возникают свои проблемы. Чрезмерная гипертрофия мышц с неизбежным увеличением массы тела может иметь негативные последствия через несколько лет. После уменьшения объема физических упражнений часть мышечных клеток постепенно трансформируется в жировую ткань. Для мужчин оптимальным объемом жира считается 14-17% общей массы тела.

Таким образом, эстетические идеалы не должны противоречить биологическим законам природы - это один из основных критериев физического совершенства. Поэтому столь значима постановка вопроса о выборе «модели» своей фигуры. От этого, в частности, зависит и выбор специального двигательного режима. Следовательно, при подборе методики занятий с оздоровительной направленностью необходимо внимательно подходить к оценке физического состояния, определению массы тела и другим индивидуальным показателям функционального состояния.

  • Телосложение - пропорции и особенности частей тела, а также особенности развитиякостной, жировой и мышечной тканей.
  • Соматическая конституция - конституционный тип телосложения человека.
  • Булемня (от греч. bulimia) - патологическое, резко усиленное чувство голода, сопровождающееся слабостью и болевыми ощущениями. Сочетается со снижением чувстванасыщения.

3. Особенности подготовки и проведения туристских походов (выполнить практическое задание по ук­ладке рюкзака).

1. Во всех видах легкой атлетики чаще всего встре­чаются повреждения голеностопного и коленного суставов, особенно растяжения и разрывы связочно­го аппарата, сухожилий (ахиллова сухожилия, го­ловки двуглавой мышцы плеча), а иногда и мышц (задней поверхности бедра, спины, поясничного от­дела позвоночника). Прежде чем приступить к заня­тиям, необходимо выполнить следующие условия:


  • тщательно изучить все пункты требования мер безопасности;

  • правильно спланировать ход занятия и физиче­ские нагрузки;

  • проверить состояние площадок, исправность инвентаря и оборудования;

  • в жаркое время резинобитумные и синтетиче­ские дорожки следует побрызгать водой, а зимой очистить. В случае оледенения посыпать беговую дорожку поваренной солью или специальной смесью;

  • перед выполнением прыжков в длину необходи­мо перекопать песок в прыжковой яме и убедиться, что в нем нет предметов, которые могут стать при­чиной травмы (битых стекол, обрезков металла, камней и т. д.);

  • надеть спортивный костюм, соответствующий погодным условиям, и спортивную обувь с не­скользкой подошвой;

  • провести разминку.

Необходимо учитывать, что при общих стартах на кроссовых дистанциях возможно травмирование друг друга шиповками, а также острое физическое перенапряжение сердечно-сосудистой системы. Иног­да наблюдается гравитационный шок - кратковре­менная потеря сознания в результате резкой оста­новки после интенсивного бега.

2. Систематические и правильно организованные занятия физическими упражнениями накладывают заметный отпечаток на весь внешний облик челове­ка. Люди, с детства занимающиеся различными фи­зическими упражнениями, отличаются красивым, соразмерно развитым телом. Вопрос о пропорциях тела издавна интересует ученых. Еще в древности считали, что пропорциональным следует считать те­лосложение, при котором ширина разведенных в стороны рук равняется росту тела. Высота головы должна, по мнению некоторых ученых, уклады­ваться в длине тела взрослого человека восемь раз, ширина плеч - составлять четверть роста, окруж­ность груди - равняться удвоенной окружности талии. Занятия тем или иным видом спорта накла­дывают свой отпечаток на формы тела. Бегуны на средние и длинные дистанции худощавы, стройны, с нерезко выраженной мускулатурой, с хорошо раз­витой грудной клеткой. Прыгуны обычно обладают высоким ростом, относительно небольшим весом, тонким строением скелета, значительной окружно­стью бедер при сравнительно небольшой их длине. Пловцы характеризуются высоким или средним ростом, хорошей подвижностью грудной клетки и высокой жизненной емкостью легких. Они имеют правильно и равномерно развитое тело с мягкими, нерезко выраженными линиями мускулов. Тяжело­атлеты (гиревики), наоборот, часто имеют относи­тельно недлинные ноги, мощное широкое тулови­ще, очень рельефные мышцы спины, плечевого по­яса, рук. Чтобы иметь хорошее телосложение, надо регулярно заниматься физическими упражнения­ми. Это увеличивает силу мышц и оказывает благо­творное влияние на состояние костей и суставов. Мышцы при выполнении физических упражнений выступают в качестве активного раздражителя, влияющего на питание костей и их рост. Кости начинают приобретать прочность, движения в сус­тавах - большую свободу, плавность. Правильно проводимые занятия могут способствовать росту костей в длину и после 20, и даже после 25 лет, ког­да окостенение скелета в основном уже завершено. Особенно ценными считаются упражнения, которые включают прыжки и всякого рода подскоки.

Недостаток движений ослабляет не только наши мышцы и кости, но и наш мозг, который погружает­ся в глубокий «сон». Детям с развитой мускулату­рой легче учиться. Они меньше устают, быстрее восстанавливаются, сделать успевают больше, чем их сверстники, ведущие малоподвижный образ жизни. Чтобы мышцы украсили торс своим релье­фом и были сильными, а связки могли выдержи­вать большие нагрузки, их надо тренировать. Одна­ко следует учитывать, что увеличение одних мышц при заметном отставании других может привести к искривлению позвоночника. Преобладание силы сгибательной мускулатуры над разгибательной вы­зывает сутулость. Преимущественное развитие си­лы мышц груди при отставании развития мышц плечевого пояса и спины уменьшает подвижность грудной клетки. Вот почему в подростковом возрас­те задачей номер один должно быть во время любых тренировок предупреждение нарушения осанки и ее исправление.

3. Участие в туристских походах способствует раз­витию таких качеств, как инициатива и взаимная выручка, настойчивость, сила воли и дисциплини­рованность. Документом, дающим право на прове­дение однодневных и многодневных некатегорийных пеших походов (путешествий), является марш­рутный лист, экспедиционное удостоверение или путевка, а для походов I-III категорий сложнос­ти - маршрутная книжка. В категорийных путе­шествиях могут участвовать школьники не моложе 14 лет, имеющие опыт участия в небольших турист­ских путешествиях. Каждый участник похода дол­жен пройти медицинский осмотр и получить разре­шение врача. Прежде всего надо точно определить его цель, район проведения, а затем приступить к разработке маршрута (наметить путь следования, остановки для наблюдений и отдыха, определить продолжительность похода, составить расписание маршрута в часах). Намечая маршрут, необходимо придерживаться следующих норм. Для одноднев­ных походов протяженность пути (в оба конца) не должна превышать 15 км - для учащихся 13- 14 лет, 20 км - для туристов 15-17 лет. Протя­женность двухдневных походов соответственно 24 и 35 км. Средняя скорость движения - 3-4 км/ч. Привал на обед занимает около 4 ч; назначать его следует в самое жаркое время дня (11.00-15.00). На месте ночлега (при многодневном походе) туристы должны быть не позднее чем за 2 ч до на­ступления темноты. Руководитель похода предвари­тельно проходит по намеченному маршруту и прове­ряет, не перегорожен ли где-нибудь путь, не разру­шен ли мост, удачно ли намечены места для привала, купания, ночлега; нет ли в районе прове­дения похода эпидемических заболеваний и т. д. По результатам разведки маршрут похода уточняется. Перед отправлением участники похода знакомятся на схематическом плане (самодельном или скопиро­ванном с карты) с путем следования, местами оста­новок, купания, ночлега. Следует заранее проду­мать и наметить план проведения похода. От того, как будет организовано движение группы в пути, во многом зависит успех похода. В походе необходимо экономить энергию. Один из способов ее сохране­ния - выработка походки. Не надо раскачиваться на ходу; в этом случае путешественник выполняет за день огромное количество лишней работы. Идти надо, слегка согнув ноги в коленях, не полностью распрямляя ногу во время отталкивания, и не стре­миться делать большие шаги. На ровной дороге ногу ставят сначала на каблук, потом на всю ступню; на подъемах - на всю ступню; на крутых песчаных спусках - только на пятку, резко вдавливая ее в грунт; при движении поперек склона одну ногу ста­вят вдоль склона, носком вниз, а другую - поперек. При подъеме в гору не следует разговаривать и кри­чать: это сберегает энергию и не нарушает необходи­мого при подъемах равномерного дыхания. Ско­рость движения группы зависит от качества дороги и тренированности туристов. На ровной, гладкой дороге скорость может достигать 4 км/ч. На подъ­емах и крутых спусках, на скользкой и каменистой дороге группа идет медленнее. В начале пути (15- 20 мин) тоже следует идти не торопясь, чтобы посте­пенно все втянулись в темп движения. В эти первые минуты выявляются все недочеты снаряжения. На остановке, после 15-20 минут хода, каждый устра­няет обнаруженные неполадки с обувью, одеждой или рюкзаком. В дальнейшем останавливаться можно не чаще, чем через 40-50 мин. Короткие (не более 10 мин) остановки-передышки надо делать в таких местах, где приятно отдохнуть (в тени, на мягкой траве). После 2-3 ч движения устраивается большой привал. На этом месте должны быть про­точная (лучше ключевая) вода, топливо для костра, укрытие от ветра и солнца. Отличное место для привала - берег реки, пологий склон сухого оврага, опушка леса. Здесь туристы должны прежде всего снять свои рюкзаки и сложить их в одном месте, а затем уже заниматься оборудованием лагеря. Обя­занности на привале надо распределить так, чтобы каждому нашлось дело. Когда разведен костер и все готово для приготовления пищи, можно выкупать­ся, если поблизости есть хорошее, проверенное мес­то для купания. После купания - обед, а затем - отдых. Когда привал окончен, костровой тушит кос­тер: угли и золу заливает водой, а кострище закла­дывает дерном или засыпает землей. Группа про­должает путь, все время сверяя свой маршрут по карте. Во время остановок на ночлег назначаются ночные дежурные (по двое). Задача дежурных - ох­ранять покой отдыхающих и поддерживать огонь в костре. Каждая смена дежурит 2 ч. В установленное время дежурные производят побудку группы. В слу­чаях каких-нибудь происшествий (появление посто­ронних лиц, сильный дождь, гроза) дежурные будят руководителя группы, докладывают ему и действу­ют по его указаниям.

Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.

Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 - 85% дневного

времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 - 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 -10 классе меньше, чем в 6- 7 классе; девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики; двигательная активность в воскресные дни больше, чем в учебные. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала зимой; весной и осенью она возрастает.

Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.

Мало подвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Отрицательное последствие гипокинезии проявляется так же сопротивляемости молодого организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно - сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению.

У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.

В печати были опубликованы довольно интересные наблюдения влияния ограничения двигательной активности на физическое развитие молодого организма. Учёные установили, что 6 - 7 летние дети, уже принятые в школу, отстают в росте и массе тела и мозгов от сверстников, не посещающих учебные заведения. Разница к концу года оказывается значительной: у мальчиков различие в росте составляет 3,2 см. в массе тела 700 гр. А у девочек - соответственно 0,9 см. и 1 кг. 300 гр.

Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающее у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде, - это активный отдых от школы и организованная физическая деятельность.

Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдых в выходные дни.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

Средние показатели роста и развития, а так же некоторые функциональные показатели у юных физкультурников значительно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом: длинна тела юношей 16-17 лет больше на 5,7 - 6 см. , масса тела - на 8- 8,5 кг, а окружность грудной клетки на 2,5 - 5 см. , сила сжатия кисти руки - на 4,5 - 5,7 кг, жизненная ёмкость лёгких - на 0,5 - 1,4 литра.

В литературе описаны следующие наблюдения: у школьников не занимающихся физическими упражнениями становая сила в течении года увеличивалась на 8,7 кг.; у подростков того же возраста, занимавшихся физической культурой, - на13 кг., а у занимавшихся, кроме уроков физического воспитания, ещё и спортом на 23 кг. Наглядное объяснение этому даёт следующий эксперимент. При рассмотрении под микроскопом участка мышц животного было обнаружено, что в одном мм квадратном мышцы, находящейся в покое, насчитывается от 30 до60 капилляров. На этом же участке после усиленной физической работы мышцы насчитывалось до 30 000 капилляров то есть в десятки раз больше. Кроме того, каждый капилляр увеличился почти в 2 раза в диаметре. Это свидетельствует о том, что в состоянии покоя они не участвуют в кровообращении, а во время мышечной нагрузки капилляры наполняются кровью, способствуют поступлению в мышцы питательных веществ. Таким образом, обмен веществ при мышечной работе по сравнению с состоянием покоя возрастает во много раз.

Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и врятли можно ожидать хорошего здоровья если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью.

Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физические нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления. Высший отдел нервной системы поступают сигналы от органов чувств и от скелетных мышц. Кора головного мозга перерабатывает огромный поток информации и осуществляет точную регуляцию деятельности организма.

Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких функций нервной системы как силы, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения. Вот ученик сел и задумался над сложной задачей и вдруг почувствовал потребность пройтись по комнате - так ему легче работать, думать. Если взглянуть на думающего школьника, видно, как собранно вся мускулатура его лица, рук тела. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как сигналы от мышц активизируют деятельность мозга.

Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы моё тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться”, - признание великого французского мыслителя Ж.Ж. Руссо как нельзя лучше показывает взаимосвязь мозга с движением.

Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности.

Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.

Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того, во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кроветворение.

Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается “жизненная ёмкость лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.

Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции лёгких.

Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятием ими.

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

Реферат

На тему: «Как влияют занятия физическими упражнениями на развитие телосложения и здоровья»

Омутнинск, 2015 год

Содержание:


Введение

1. Особенности телосложения человека

2. Типичные варианты телосложения (конституции) человека

3. Влияние занятий физическими упражнениями на развитие телосложения

Заключение

Введение

Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Физическое здоровье человека определяется комплексом взаимосвязанных факторов, характеризующих физическое состояние организма:
1.функциональным состоянием органов и систем;

2.уровнем физического развития;

3.степенью развития физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости).

Физическое развитие есть совокупность морфофункциональных показателей, характеризующих развитие организма, важный критерий состояния здоровья. Для его изучения применяют методику антропометрических исследований (от греч. anthropos - человек, metreo - мерить, измерять).

Телосложение (конституция, от лат. constitutio - устройство, состояние) есть совокупность особенностей строения, формы, величины и соотношения отдельных частей тела человека и является одним из критериев физического развития.

1. Особенности телосложения человека

Гармоничное телосложение определяется с учетом конституциональных особенностей.

Конституция (от лат. constitutio - установление, организация) - комплекс индивидуальных, относительно устойчивых морфологических, физиологических и психических свойств организма, обусловленных наследственной программой, а также длительным, интенсивным влиянием окружающей среды.

Конституция определяет особенности физического развития, темпов роста и полового созревания, биологического возраста, состав и строение тела, физиологические параметры жизненных функций и обмена веществ, психологические черты личности.

2. Типичные варианты телосложения (конституции) человека

Чаще всего выделяют три типа телосложения в зависимости от того, какой из компонентов тела преобладает в развитии – костная ткань, жировая или мышечная.

Типы телосложения человека: а – торакальный (грудной); б – дигестивный (брюшной); в – мышечный (атлетический)

3. Влияние занятий физическими упражнениями на развитие телосложения

Систематические и правильно организованные занятия физическими упражнениями накладывают заметный отпечаток на весь внешний облик человека. Люди, с детства занимающиеся различными физическими упражнениями, отличаются красивым, соразмерно развитым телом. Чтобы иметь хорошее телосложение, надо регулярно заниматься физическими упражнениями. Это увеличивает силу мышц и оказывает благотворное влияние на состояние костей и суставов. Мышцы при выполнении физических упражнений выступают в качестве активного раздражителя, влияющего на питание костей и их рост. Кости начинают приобретать прочность, движения в суставах - большую свободу, плавность. Особенно ценными считаются упражнения, которые включают прыжки и всякого рода подскоки.

Недостаток движений ослабляет не только наши мышцы и кости, но и наш мозг, который погружается в глубокий «сон». Чтобы мышцы украсили торс своим рельефом и были сильными, а связки могли выдерживать большие нагрузки, их надо тренировать. Как известно, спортивная тренировка увеличивает силу мышц, эластичность, характер проявления силы и другие их функциональные качества.

Заключение

Способ достижения гармонии человека один – необходимо систематически выполнять физические упражнения, но необходимо следить за состоянием здоровья – это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда при выполнении упражнений.

Список используемой литературы


1. Зайцева В. Конституция, телосложение, характер -http://zdd.1september.ru/2009/17

2. Кречмер Э. Строение тела и характер. - М., 2012.

Как могут влиять на телосложение занятия физическими упражнениями??? и получил лучший ответ

Ответ от Alex[гуру]
Каким образом могут повлиять занятия физическими упражнениями (на уроках и самостоятельные) на развитие телосложения?
Систематические и правильно организованные занятия физическими упражнениями накладывают заметный отпечаток на весь внешний облик человека. Люди, с детства занимающиеся различными физическими упражнениями, отличаются красивым, соразмерно развитым телом. Вопрос о пропорциях тела издавна интересует ученых. Еще в древности считали, что пропорциональным следует считать телосложение, при котором ширина разведенных в стороны рук равняется росту тела. Высота головы должна, по мнению некоторых ученых, укладываться в длине тела взрослого человека восемь раз, ширина плеч - составлять четверть роста, окружность груди - равняться удвоенной окружности талии. Занятия тем или иным видом спорта накладывают свой отпечаток на формы тела. Бегуны на средние и длинные дистанции худощавы, стройны, с нерезко выраженной мускулатурой, с хороню развитой грудной клеткой. Прыгуны обычно обладают высоким ростом, относительно небольшим весом, тонким строением скелета, значительной окружностью бедер при сравнительно небольшой их длине. Пловцы характеризуются высоким или средним ростом, хорошей подвижностью грудной клетки и высокой жизненной емкостью легких. Они имеют правильно и равномерно развитое тело с мягкими, нерезко выраженными линиями мускулов. Тяжелоатлеты (гиревики) , наоборот, часто имеют относительно недлинные ноги, мощное широкое туловище, очень рельефные мышцы спины, плечевого пояса, рук. Чтобы иметь хорошее телосложение, надо регулярно заниматься физическими упражнениями. Это увеличивает силу мышц и оказывает благотворное влияние на состояние костей и суставов. Мышцы при выполнении физических упражнений выступают в качестве активного раздражителя, влияющего на питание костей и их рост. Кости начинают приобретать прочность, движения в суставах - большую свободу, плавность. Правильно проводимые занятия могут способствовать росту костей в длину и после 20, и даже после 25 лет, когда окостенение скелета в основном уже завершено. Особенно ценными считаются упражнения, которые включают прыжки и всякого рода подскоки.
Недостаток движений ослабляет не только наши мышцы и кости, но и наш мозг, который погружается в глубокий «сон». Детям с развитой мускулатурой легче учиться. Они меньше устают, быстрее восстанавливаются, сделать успевают больше, чем их сверстники, ведущие малоподвижный образ жизни. Чтобы мышцы украсили торс своим рельефом и были сильными, а связки могли выдерживать большие нагрузки, их надо тренировать. Однако следует учитывать, что увеличение одних мышц при заметном отставании других может привести к искривлению позвоночника. Преобладание силы сгибательной мускулатуры над разгибательной вызывает сутулость. Преимущественное развитие силы мышц груди при отставании развития мышц плечевого пояса и спины уменьшает подвижность грудной клетки. Вот почему в подростковом возрасте задачей номер один должно быть во время любых тренировок предупреждение нарушения осанки и ее исправление.