Варфейс мозговой штурм 10 задание. Т-игра "мозговой штурм"

Все человечество в современном мире регулярно сталкивается с множеством разнообразных проблем, которые, так или иначе, нужно решать. И для этого разработано такое же множество эффективных методик, которые помогают в их решении. Сегодня огромную популярность и широкое применение получил так называемый метод мозгового штурма . Давайте попробуем разобраться мозговой штурм, что же это и как работает метод мозгового штурма.

Что такое мозговой штурм?

Ученые говорят, мозговой штурм – это метод оперативного решения проблемы, когда его участники вариантов выдвигают наибольшее количество (в том числе и совершенно нелепых или фантастических, порой даже абсурдных) решений. А затем, из всего количества идей выбираются наиболее жизнеспособные. Суть метода мозгового штурма заключается в том, что его участники стимулируют свою творческую активность и таким образом, способны ускорить решение проблемы.

Мозговой штурм проходит в три этапа:

1. Проблема.
2. Идеи решения.
3. Выбор решения.

Первый этап – предварительный или организационный. Заключается в четкой формулировке проблемы, отбора участников и распределения для них ролей.

Второй этап – основной. От него зависит успех в решении какой-либо проблемы. При генерации идей не должно быть критики и оценивания, предлагаемые варианты могут быть абсолютно разными от реальных до абсурдных.

Третий этап – заключительный и так же достаточно важен, как и второй этап. Здесь нужно учитывать согласованность участников, общая их направленность в решении обсуждаемой проблемы, все идеи оцениваются и критикуются.

Применение метода мозгового штурма несет свои преимущества:

Общая работа участников, которые имеют различный опыт, уровень знаний, свою точку зрения, в разы усиливает эффект поиска выхода из проблемы.
Творческий подход к решению создает коллективизм сотрудников.
Позитив и дружеская обстановка позволяют раскрыть сотрудникам свой скрытый потенциал, который необходим для принятия конструктивного решения.

Подводя итоги, можно сказать, что сплоченная коллективная работа позволяет выдавать высокие результаты. Однако, как утверждают многие ученые, особенно психологи, если будет неправильно организована работа участников метода мозгового штурма, результаты будут весьма плачевными. Чтобы этого не случилось, следует учитывать 10 обязательных правил.

10 правил метода мозгового штурма

1. Подготовка. Все участвующие в методе мозгового штурма должны быть оповещены за несколько дней до проведения метода и озвучена решаемая задача.

2. Участников должно быть много. Для большей эффективности мозгового штурма нужно приглашать как можно больше людей. Принцип жизни - «Больше людей – больше идей» сработает однозначно.

3. Уточнение проблемы. Перед началом мозгового штурма обязательно нужно уточнить исследуемую проблему, что позволит всем участникам сконцентрировать свое внимание только на этом.

4. Ведение записей. Все время на протяжении всего мозгового штурма каждый участник должен записывать все, что происходит. Так как в процессе ведущий может что-то упустить, и список идей может оказаться не объективным и не полным.

5. Критика. Нельзя отвергать даже самые нелепые и фантастические идеи. Ни в коем случае не критикуйте их, так как критика влияет на людей подавляюще и их скрытый потенциал, так и может остаться скрытым.

6. Генерация идей – максимальная. Все участники метода мозгового штурма должны предложить как можно больше идей без стеснения и на протяжении всего отведенного для этого времени.

7. Привлечение людей со стороны. Для проведения метода мозгового штурма можно привлекать большое количество людей, вообще не имеющих к этому методу никакого отношения. Это не повредит.

8. Комбинирование идей. Идеи можно компоновать, то есть соединять между собой. Решение может получиться достаточно креативным.

9. Визуализация. Для большей эффективности работы можно использовать таблицы, доски, панели, схемы, плакаты и т.п.

10. Негативный результат. Представьте, что ситуация вышла из-под контроля и все сложилось таким образом, как вы не планировали. Это может помочь вам психологически настроится на любой исход и сгенерировать несколько идей дополнительно.

Метод мозгового штурма для выхода из проблематических ситуаций можно применять везде – в бизнесе разного уровня, на работе, в семейных отношениях и т.д. Главное правильно расставить приоритеты, организовать процесс и четко поэтапно двигаться, учитывая правила мозгового штурма к нужной цели.

Один из методов создать «критическую массу» идей - это процесс «мозгового штурма», во время которого два или больше участников работают совместно, генерируя возможности для решения проблемы. Причем эта практика хороша не только как способ поиска решений проблем или генерации идей, но и в качестве упражнения по развитию творческих навыков и способностей к командной работе.

1. Первый шаг

На первом шаге важно четко понять ситуацию и сформулировать задачу. Плохо определенная проблема приводит к беспокойству и замешательству.

2. Идеи


У нас нет недостатка идей. У нас есть недостаток уверенности, в том, что они хорошие. Из-за этого мы часто не даем им «прорваться наружу». Зато ночью все просто «сходят с ума» - творческий поток бывает просто не остановить.

Упражнение: держите диктофон у своей кровати. Когда очнетесь ото сна, запишите его содержание. А также все мысли, которые пришли к вам после пробуждения. Иногда это бывает очень и очень полезно.

3. Время для штурма

Мозговой штурм - это процесс создания творческого потока, возглавляемый «вдохновителем» и командой из двух или более людей.

Упражнение: вы и ваш партнер или партнеры должны написать проблему на клочке бумаги и прикрепить его на стену. Теперь - за следующие 15 минут - каждый из вас по очереди предлагает свое решение. Делайте это быстро! Награждайте за самый полный и самый глупый ответ. После этих 15 минут, запишите ответы и обсудите их.

4. Тихо сам с собою

В эту игру вполне можно играть и одному, хотя в команде намного веселее и продуктивнее.

Упражнение: представьте пятерых из тех, кем вы восхищаетесь. Запишите то, что, по вашему мнению, они бы предложили для решения вашей проблемы.

5. Изучение

Изучите проблему как можно глубже. Рассмотрите ее со всех сторон.

Упражнение: подумайте над последним использованным аргументом. Попробуйте посмотреть на ситуацию с разных сторон:

А) с вашей точки зрения,
б) с точки зрения вашего оппонента,
в) с нейтральной точки зрения.

Делая это, удерживайтесь на позиции другого человека. Не пытайтесь «отстоять» те или иные аргументы. Постарайтесь понять, как увидеть проблему иначе.

6. Сделайте перерыв

После того, как вы определили ситуацию и тщательно ее исследовали, сделайте перерыв и займитесь чем-нибудь совершенно отвлеченным. Общеизвестно, что идеи часто приходят в голову во время принятия душа или выполнения физических упражнений.

7. Не останавливайтесь

Если это возможно, проведите сессию мозгового штурма во время прогулки. Заставьте кровь двигаться! Аристотель был известен как «Перипатетический философ» за свою привычку преподавать и устраивать мозговые штурмы во время ходьбы. Хватайтесь за каждую идею, независимо от их непосредственной полезности. Носите с собой цифровой диктофон, набор карточек, стикеры, программы для заметок на своем смартфоне, бумагу для записей - все что угодно, что может позволить зафиксировать пришедшую в голову мысль.

8. Глупые идеи

Вы просто обязаны генерировать «глупые» идеи. Дайте себе команду, что как минимум каждая десятая ваша идея будет немножечко сумасшедшей, а может - даже совершено безумной. Разрешение быть диким и безумным открывает дорогу для творчества. Чем больше вы смущены этим предложением, тем больше вам это нужно. К сожалению, услышав про этот шаг, все люди кивают: «Конечно-конечно», о чем старательно забывают, когда нужно действовать.

9. Игнорируйте голоса в голове

Игнорируйте голоса в своей голове, которые критикуют: «Вот это нехорошо, это не сработает». Это тот же голос, который мешает писателям делать их работу. Он никогда не замолкает, но вы должны научиться прислушиваться к другому - молодому, дикому, безумному, гораздо более творческому голосу в вашем сознании.

10. Поиграйте с существующими идеями

Каждый просмотренный вами фильм, каждая прочитанная вами книга может быть переосмыслена - какими тремя другими способами она могла бы начинаться (начаться раньше или позже, в другом месте, с другим героем, быть написана другим тоном)? А затем можно придумать три альтернативных окончания для нее (на хорошей ноте или плохой, внезапно меняя жанр, сгущая краски)? Это даст разминку для мозга, который непременно «отблагодарит» вас за нее потоком новых идей.

День добрый, читатели моего блога. Сегодня анализировал статистику запросов от пользователей, искал интересные темы для своих статей и понял, что многие ищут в сети новые бизнес идеи. Уверен, что все хотят найти готовую бизнес идею, которая уже завтра, а то даже и сегодня, начнет приносить прибыль. Скажу сразу, что в сети вы сможете найти бизнес идеи, но не факт, что они будут актуальные. В большинстве случаев в открытый доступ попадают старые бизнес планы, которые уже себя изжили, или такие, что не являются рентабельными. К чему я веду? К тому, что бизнес идею можно разработать самостоятельно, она будет уникальная, она будет авторская, вы продумаете все плюсы и минусы, сможете рассчитать все риски и плюсы данного дела.
Но тут возникает вопрос, а как это сделать? Если честно, то я тоже с самого начала задался таким вопросом. Очень легко сказать – придумать новую бизнес идею, но нужно ж иметь четкое понимание того, как и что делать. Не все от природы могут за секунды выдавать креативный решения, способные давать отличный результат.

Детальней изучая данную тему я понял, что в науке очень много людей тоже задавалось себе таким вопросом, и некоторые из них разработали даже специальный системы позволяющие стимулировать мозг, заставляющие его работать сверх своих возможностей и выдавать новые идеи. Итак, сегодня мы с Вами поговорим о 10 основных методах генерирования новых бизнес идей.

Мозговой штурм – отличный способ получения новых идей

Мозговой штурм – это то, что практикуется во многих компания, больших и малых. Не важно каким видом бизнеса вы занимаетесь или планируете заняться, мозговой штурм всегда способен выдать новые идеи, интересные концепции и решения поставленных задач.
Данный метод был разработан Алексом Осборном. Основная идея состоит в том, что участники мозгового штурма обсуждаю поставленный вопрос. Сначала задается вопрос, потом каждый предлагает свое решение, высказывая несколько фраз. Идеи должны быть разные, желательно высказывать все, что приходит в голову, не бояться. Даже если решение кажется фантастическим, то говорите. Таким образом идет коллективное мышление, происходит стимулирование творческого процесса. У меня в команде бывало так, что с начала все идет тяжело, но потом кто-то сказал одну идею, его подхватил другой, третий и пошло. Идея за идеей, решение за решением, из сотни высказанных предложений мы обязательно находим парочку толковых. Далее следует их записать и уже более детально обговорить.
Мозговой штурм имеет три этапа:
Постановка проблемы. Определитесь с тем, что будете обговаривать, четко сформулируйте задачу.
Генерация идеи. Самая важная и креативная часть мозгового штурма. Тут нужно соблюдать определенные правила: не ограничивать идеи, говорить все подряд; ни в коем случае не критиковать идею другого участника штурма; самые необычные идеи приветствуются; по возможности объединять и компонировать сказанное.
Группировка и выделение самых интересных идей. Часто этот этап забывается, но именно он позволяет из сотен сказанных идей выделить самые лучшие и достойные.
Думаю, что вы разобрались с тем, что такое мозговой штурм. Уверен, что первые несколько раз будет тяжело, но со временем вы приловчитесь и сможете генерировать очень интересные и полезные идеи.

Новые бизнес идеи: метод «шесть шляп»

Данный метод генерации новых бизнес идей, да и всех идей в целом, принадлежит Эдварду де Боно. В ходе творческого процесса человек должен надеть шесть разных шляп. У каждой свой определенный цвет, который отвечает за ту или иную функцию. Так, надев белую шляпу вы должны беспристрастно проверить все цифры и факты, примеряв черную, нужно искать все негативные черты и риски данного бизнеса, в желтой – проанализировать все плюсы данного дела, в зеленой сгенерировать еще новых идей развития проекта, а в красной можете себе позволить эмоционально высказываться по поводу представленной идеи. И последняя, синяя шляпа – в ней вы должны подвести итоги всей проделанной работы.
Очень интересный метод, который превращается в игру, но тем самым способен невероятным образом стимулировать процесс мышления и увеличивать возможность генерировать новые бизнес идеи.

Метод «ментальные карты»

Данный метод генерации новых бизнес идей получил название «ментальные карты». Его создателем является Тони Бьюзен. Основная идея заключается в том, что весь процесс мышления и креатива тесно связан с памятью человека. Именно ее нужно развивать, стимулировать, стараться как-то взбудоражить. Тони Бьюзен предлагает взять большой ватман бумаги, в центре написать идею, ключевое понятие от которого нужно отталкиваться, а далее создавать ветви на которых писать все возникающие ассоциации. Таким образом у Вас образуется определенная карта, состоящая из множества ассоциаций. Все они будут связаны между собой ключевым понятием. Это позволит включить креативный процесс мышления, создать целую сетку ассоциативных понятий из которых можно вывести интересные и новые идеи.

Новые бизнес идеи: метод синектики

Вот это уже действительно реальный метод, который я использовал в своей практике несколько раз. Не скажу, что он простой, но довольно таки действенный. Понял алгоритм работы, вы сможете с легкостью генерировать новые бизнес идеи, или решать поставленные задачи.
Итак, синектика – главным источником новых идей тут является поиск аналогий. Автором данного метода является Уильям Гордон. Что нужно делать? Вначале выбираем объект, и рисуем таблицу для его аналогий. В первом столбце указываем прямые аналогии, во втором – косвенные, а потом нужно сопоставить цель, прямую и косвенную аналогию.
Тяжеловато понять с первого раза? Я тоже был запутался, по этому приведу простой пример.
Объект – карандаш
Задача – расширение ассортимента и увеличение продаж
Прямая аналогия – большой и объемный карандаш
Косвенная аналогия (отрицание прямой) – плоский карандаш
Сопоставляем цель, прямую и косвенную аналогию и понимаем, что можно сделать плоский карандаш-закладку для книг.
Более детально про метод синектики я написал в статье «Синектика: метод генерации новых идей»

Новые бизнес идеи: метод фокальных обьектов


Метод фокальных объектов – довольно интересный способ генерации новых бизнес идей. Его автором является Чарльз Вайтинг, который отмечает, что данный способ призван объединить признаки разных объектов в одном целом, и за счет этого вывести новый объект, более интересный для людей.
Например: за основу берем праздник Новый Год. Ассоциаций много, но у меня сразу в голову приходят апельсины, подарки, бенгальские огни и свечи которые родители ставили на стол. Идея такова, что можно в воск свечи добавить перетертые бенгальские огни, и мы получил интересную свечу, которая будет искриться. Пример простой, но думаю, что он позволил Вам понять как это работает. Метод фокальных объектов используется везде – в технике, в машиностроении, в промышленности. Даже взять технику от Apple – все новые гаджеты (iPhone, iPad) –это генерация различных устройств, свойства которых объединили в одно и доработали.

Морфологический анализ

Данный метод был предложен Фрицем Цвике. Если честно, то я не до конца его понял, несколько раз старался сгенерировать новые идеи таким образом, но не получалось. Возможно я тяготею к другим способам, но в своей статье не мог обойти этот стороной.
Итак, метод морфологического анализа заключается в том, что исследуемый объект нужно разложить на компоненты, среди которых нужно выбрать самые важные и существенные. Далее их нужно изменить всевозможными методами и попытаться собрать, в результате получив другой, качественно новый объект.

Метод непрямых стратегий

Данный метод генерации новых идей довольно забавный. Лично я несколько раз его использовал, сказать, что идея пришла гениальная – будет не правдой. Возможно из-за того, что я воспринимал все как игру, больше хотел протестировать метод непрямых стратегий на действенность, нежели получить какой-то конечный результат.
Непрямые стратегии были разработаны Брайаном Ино и Питером Шмидтом. Суть состоит в том, что вы даете определенные инструкции самому себе, но предварительно не знаете, что должны будете выполнить и куда приведет результат выполнение того или иного указания. Раньше для этого использовались специальные карты, на которых писали команды типа «Спроси свое тело», «отбрось обычные инструменты», «сделай это наоборот». Были также и немного непонятные команды – «Послушай тихий голос», «Прокрути хребет» или «Проделай умывание». Именно такие указания использовал сам Брайан Ино.
В наше время, когда интернет доступен практически каждому, вам не нужно писать карточки, или искать специальные карты непрямых стратегий. Достаточно зайти на сайт futura.ru/Oblique.htm и вы получите найдете генератор случайных указаний.

Метод «автобус, кровать, ванна»

Данный метод основывается на том, что идеи приходят к нам всегда и в различных местах. Не думайте, что только сидя в офисе, или дома в удобном кресле, вы сможете выдумать что-то новое. Как правило, самые интересные идеи застанут Вас врасплох, в 3 часа дня, в какой-то обычный рабочий день. Помните, что озарение приходит спонтанно, но вы должны быть к этому готовы. Носите с собой ручку и блокнот, записывайте все, что кажется интересным.

Новые бизнес идеи: метод расшифровки

Тут в дело идет фантазия. Берете какое-то высказывание на иностранном языке, такое, что Вам не понятно, и стараетесь расшифровать его, использую аналогии, ассоциации, перебирая десятки возможных вариантов. В таком творческом процессе может зародиться интересная идея. Если вы хотите получить новую бизнес идею, то лучше выбирайте какие-то бизнес цитаты на иностранном языке.

Ловушка для идей

Данный метод чем-то схож с предыдущим – автобус, кровать, ванная. Тут вы тоже должны фиксировать все-все-все, что приходит в голову. Записывайте в блокнот, на диктофон, в телефон или планшет. Но не нужно сразу анализировать записанное. Как правило, вернитесь к идеи через несколько дней, обдумайте ее еще раз, сделайте анализ и определенные выводы.
Новые бизнес идеи генерировать не так уж и сложно. Поверьте, если вы освоите один из 10 методов, что я описал, то новые идеи станут обычным делом в вашей жизни. Другой вопрос в том, что любая идея должна быть подобающим образом реализована, чтоб превратиться из концепции в стоящее дело.


Урок – игра по биологии

«Мозговой штурм»

10 класс

Учитель биологии и химии

высшей категории

МОУ «Правохеттинская СОШ»

Лучинская Вера Максимовна

2014

Тема: Мозговой штурм (обобщение и систематизация знаний)

Цель :

    проверить биологические понятия и термины, характеризующие свойства живых организмов;

    воспитывать чувства коллективизма, ответственность за команду;

    развивать способность оперативно переключатся на изменения биологических фактов.

Оборудование: ученики делятся на две команды. Вопросы задания для конкурса.

Тип урока : урок –игра, обобщение и систематизация знаний.

Методы: словесные, частично-поисковый.

Ход урока.

    Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся класса. Объясняет принцип игры. Класс делится на две команды. Каждая команда выбирает себе названия («Клетка», «Жизнь»).

    Контроль знаний через игру . Учитель читает вопросы первой команде, вторая слушает. Если команда не отвечает, вопрос переводится другой команде, она получает дополнительное очко.

Каждой команде зачитывается по 10 вопросов.

Шесть вопросов Читается командам. Какая команда ответит быстрее.

    Подведение итогов. Определяется команда победитель. В каждой команде отмечается ученик, который активно отвечал на вопросы.

Урок -викторина

    Живые организмы приобретают качественные особенности, отличающие их от (неживой природы).

    Важнейший признак живого организма способность (к размножению, способность к передаче генетической информации).

    Живой организм является (открытой) системой.

    Клетки живых организмов образованы различными (биополимерами).

    Пока организм жив, он воспринимает воздействия (окружающей среды).

    Для живых организмов характерна высокая степень (организации).

    На этом уровне изучаются органические и неорганические молекулы. Их строение и функции (молекулярный)

    Осуществляется сложное внутривидовое взаимоотношение (популяционно-видовой уровень)

    Азот, водород, кальций, сера, хлор относится к (макроэлементам).

    В передаче нервных импульсов участвует химический элемент (натрий).

    75% в клетке приходится на долю (кислорода).

    Хорошо растворимые вещества в воде называются (гидрофильные )

    Жиры по отношению к воде являются (гидрофобными).

    Раствор, содержащий смесь какой-либо слабой кислоты и ее растворимой соли называется (буферным раствором).

    рН в клетках примерно равно (7,0) .

    Направление в биологии которое исследует строение живых организмов при помощи современных физических и химических методов относится к (физико-химической биологии).

    Совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний относится к (научному методу) .

    Метод, который позволяет изучить то или иное явление жизни с помощью опыта называется (экспериментальным).

    Высшей формой эксперимента в биологическом исследовании применяют (моделирование).

    Процессы, которые обеспечивают синтез органических веществ в организме и процессы распада сложных органических веществ с выделением энергии характеризуют (обмен веществ и энергии).

    Свойство, благодаря которому сохраняется относительное постоянство внутренней среды организма это (саморегуляция).

    Избирательная реакция любого организма на внешние и внутренние воздействия это (раздражимость).

    Посеяла бабка репку. Тянут потянут вытянут не могут (рост и развитие организма).

    Эвглена зеленая плывет на свет (фототаксис. Положительный раздражитель).

    Клетка амебы, клетка, гидры, клетка червей, клетки крови, клетки млекопитающих (единство структурной организации).

    На этом уровне изучаются взаимоотношения между организмами и окружающей средой. (экосистемный).


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Для решения различного рода проблем в разных сферах жизни сегодня применяется немало эффективных методов. И среди всего их многообразия особую популярность и широкое распространение получил именно метод мозгового штурма. Сегодня мы поговорим о том, что он собой представляет, а также приведём 10 правил его успешного и эффективного проведения.

Мозговой штурм является одним из методов ТРИЗ. Чтобы изучить больше методов, оценить творческий потенциал и узнать способы прокачки ваших креативных навыков, научитсья мыслить нестандартно и легко решать трудные задачи, приходите на нашу онлайн-программу « ».

Что такое метод мозгового штурма?

Метод мозгового штурма был создан в 1941 году Алексом Осборном — сотрудником американского рекламного агентства суперпрофессионалов «BBD&O». Метод служит для оперативного решения проблем и основывается на стимулировании людей, принимающих в нём участие и предлагающих максимальное количество всевозможных вариантов решения. После того, как все варианты озвучены, выбираются те, которые более всего подходят для успешной реализации на практике. Обычно мозговой штурм состоит из трёх обязательных этапов, различных по организации и правилам проведения.

Основные этапы мозгового штурма и правила его построения

Постановка проблемы

Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей (ведущего, помощников и т.д.). Распределение, в свою очередь, зависит от специфики проблемы и формы, в которой будет проводиться штурм.

Это основной этап и именно от него зависит успех всего предприятия. По этой причине важно соблюдать следующие правила:

  • Максимальное количество идей, без любых ограничений
  • Принимаются даже фантастические, абсурдные и нестандартные идеи
  • Идеи можно и нужно комбинировать и улучшать
  • Не должно быть никакой критики или оценивания предлагаемых идей

Отбор, систематизация и оценка идей

Заключительный, но не менее важный этап, который почему-то часто упускается из виду. Нужно понимать, что посредством этого этапа становится возможным выделить по-настоящему эффективные идеи и привести весь мозговой штурм к общему знаменателю. В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются. А то, насколько данный этап пройдёт успешно, зависит от согласованности работы участников и общего направления их мнений относительно решаемой задачи и предлагаемых решений.

Как правило, для мозгового штурма создаётся две группы. В первую группу входят люди – генераторы идей, предлагающие решения. А вторая группа состоит из так называемой комиссии, занимающейся обработкой предложенных решений.

В мозговом штурме принимает участие группа людей, состоящая из ведущего и специалистов. Как только ведущий поставил основную задачу, специалисты начинают высказывать свои идеи. Если в мероприятии принимают участие люди различных должностей, рангов, чинов и социального статуса, то лучше всего, чтобы идеи предлагались именно по возрастанию статуса, во исключение психологического фактора «согласия с начальством». Интересно ещё и то, что в большинстве случаев в начале штурма все выдвигаемые идеи имеют посредственный характер, совершенно обычны и тривиальны, однако по мере вовлечения участников в процесс и активизации мышления и творческого потенциала начинают появляться оригинальные и необычные идеи. На протяжении всего процесса ведущий записывает все озвученные предложения. И уже после этого осуществляется их отбор, анализ и развитие. Результатом и становится наиболее эффективный и оригинальный способ решения поставленной проблемы.

Главные плюсы метода мозгового штурма

Представленные ниже преимущества мозгового штурма основаны на идеях кандидата философских наук, социолога и доцента кафедры социологии Сибирского федерального университета П. А. Старикова.

Во-первых , совместная деятельность участников, каждый из которых имеет свой опыт, видение ситуации и знания, образует синергетический эффект, многократно усиливающий результат поиска решений.

Во-вторых , сам процесс мозгового штурма обладает особым творческим потенциалом, тем самым преобразуясь в увлекательную коллективную и даже игровую деятельность.

И, в-третьих , царящая во время мозгового штурма дружественная и позитивная обстановка позволяет его участникам не только конструктивно воспринимать любую критику, но и импровизировать и использовать максимум своего потенциала, а также служит усилению доверия и положительного настроя.

Представленные данные наглядно демонстрируют эффективность метода мозгового штурма и объясняют его востребованность и популярность среди учёных, педагогов, дизайнеров, менеджеров, политиков и других специалистов различных областей по всему миру. Ведь такая коллективная работа позволяет добиться поистине высоких и превосходных результатов. Однако многие учёные, в частности, психологи, утверждают, что если работа команды участников штурма организована неправильно, то и результаты штурма будут очень низкими, сведя достоинства метода на нет. Чтобы этого избежать следует придерживаться нескольких простых правил.

10 правил эффективного мозгового штурма

  1. Предварительная подготовка. Всем участникам мозгового штурма следует готовиться к нему заранее. Задача штурма должна быть озвучена минимум за 2-3 дня до его проведения. За это время участники смогут неплохо обдумать стоящую перед ними проблему и уже в самом начале штурма предложить несколько интересных идей.
  2. Много участников. Чтобы мозговой штурм прошёл максимально эффективно нужно приглашать для участия в нём как можно больше людей, предлагающих, соответственно, больше идей – результаты от такого подхода могут быть очень неожиданными.
  3. Уточнение поставленной задачи. Перед началом штурма рекомендуется отвести некоторое время на дополнительное уточнение исследуемой проблемы. Это позволит ещё раз настроить всех «на одну волну», удостовериться в том, что все участники стараются решить одну и ту же задачу и ещё раз убедиться, что она поставлена верно.
  4. Записи. На протяжении всей «игры нужно непременно вести записи и делать пометки. Причём, делать это должен каждый участник. Данную задачу, конечно, может выполнять и один ведущий, но он в любом случае может что-то упустить, пропустить, не заметить. Если же фиксировать идеи будут все, то и итоговый список решений и идей будет максимально полным и объективным.
  5. Никакой критики. Этот пункт уже входит в основные правила проведения мозгового штурма, но о нём следует упомянуть ещё раз. Ни в коем случае не отвергайте предлагающиеся идеи, какими бы нелепыми или фантастическими они не казались. Зачастую именно они, переработанные, дополненные и приближённые к реальности, являются теми решениями, ради которых и устраивается мозговой штурм. К тому же, критика всегда действует на людей подавляющим образом, а допускать этого во время штурма категорически не рекомендуется.
  6. Максимальная генерация идей. Каждый участник процесса должен понять, что ему нужно предлагать как можно больше идей. Неопытные участники могут стесняться или обдумывать идеи, не озвучивая их. Следует понимать, что это многократно снижает всю эффективность метода. Это же касается и тех случаев, когда решение, казалось бы, найдено – идеи должны генерироваться на протяжении всего времени, выделенного на второй этап мозгового штурма.
  7. Привлечение других людей. Если, например, во время штурма есть цель составить список из 100 решений, но этот уровень никак не достигается, можно привлечь к мозговому штурму людей, которые либо не присутствуют на штурме, либо вообще не имеют к нему никакого отношения.
  8. Модификация идей. Для получения наилучшего результата можно соединять две идеи (и более) в одну. Особенно эффективно использовать этот приём, когда имеются варианты решения проблемы, предложенные людьми различного статуса, должности, ранга.
  9. Визуальное отображение. Для удобства восприятия и повышения результативности мозгового штурма следует использовать маркерные доски, флэш-панели, плакаты, схемы, таблицы и т.п.
  10. Отрицательный результат. Во время поиска решения и даже по его окончании представьте, что ситуация обернулась образом, прямо противоположным требуемому, и всё пошло не так, как вы планировали. С помощью такого моделирования можно способствовать выработке дополнительных идей, а также морально и психологически подготовить себя к любой ситуации.

Применять метод мозгового штурма для решения проблем и выхода из сложных ситуаций можно везде: на работе, в бизнесе, в семье, в отношениях. Главное уметь правильно организовать процесс, постараться учесть все нюансы и особенности проблемы и следовать основным этапам и правилам мозгового штурма, указанным в этой статье. Тогда нужное вам решение найдётся непременно!

На ваш взгляд, метод мозгового штурма является эффективным? Если нет, то почему? А если вы знаете какие-то другие интересные и эффективные методики решения проблем и поиска их решений, мы будем рады узнать о них из ваших комментариев.