V Московский Химический Турнир. Химический турнир Chemical Challenge Обоснование социальной значимости

ХИМИЧЕСКИЙ ТУРНИР

«Химия - наука чудес и превращений»

Цели:

  1. Приобщить учащихся к чтению учебной, научно-популярной литературы
  2. Развивать познавательный интерес к предмету, мыслительную деятельность, эрудицию, логическое мышление, умения решать нестандартные задачи и ситуации, применять свои знания на практике
  3. Воспитывать умение работать коллективно, оценивать свои возможности и знания товарищей

Девиз: «Химии требуется не такой, который из одного чтения книг понял всю науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся»

(М.В. Ломоносов)

Химическая сказка

В сказке зашифрован некоторый элемент и его химические соединения. Задачей учащихся является: определить этот элемент; привести схему строения его атома; указать валентности и степени окисления в соединениях; написать схемы превращений и уравнения соответствующих реакций.

Сказка.

Сидит алхимик у свечи, подходит к нему дочка и спрашивает: «Папа, что ты делаешь?»- «Хочу драгоценность получить, дочка». – «Из этой свечи?»- «Нет, из подсвечника»,-отвечает отец. Дождался он, когда черная окалина на подсвечнике появилась, соскреб ее и в кислоту бросил-стал синим раствор; Бросил щепотку соды- выпал зеленоватый осадок; добавил едкую щелочь- и совсем синим стал осадок внутри. Высушил он эту смесь, вышла краска дивной красоты. Чем не драгоценность?

Проведение опыта: «Взаимодействие щелочи с фенолфталеином»

(Подсказка.(Си Си 2 О СиSО 4 СиСО 3 Си(ОН) 2 )

Задача-загадка

Вы задавали себе вопрос: почему звезды горят? Звезды и наше Солнце состоят из смеси двух газов, превращение одного из них в другой происходит с выделением света и тепла. Что это за газы? Элементы, входящие в их состав,- соседи по ПСХЭ; первый из газов вдвое легче второго, молекула первого газа двухатомна, второй одноатомен, к тому же второй газ инертен. Назовите эти газы. (Водород и гелий)

Подсказка взаимодействие лакмуса с кислотой

Химическая викторина

Командам по очереди задаются вопросы, на которые необходимо ответить. Времени на размышление не дается.

  1. Можно ли свечение белого фосфора считать физическим явлением.

(Это физико-химическое явление, т.к. сначала происходит испарение молекул вещества, а затем их взаимодействие с кислородом, служащее причиной свечения)

  1. Почему в одноименном рассказе А.П, Чехова спички были названы шведскими? (Впервые спички стали изготавливать именно в Швеции)
  2. Какую роль выполняет пищевая сода, когда ее употребляют от изжоги?

(Пищевая сода нейтрализует соляную кислоту)

  1. Почему модницы в 70-80 г.г. ХХ в быстро отказались от фосфорных бус?

(Ношение таких бус вредит здоровью, т.к. фосфор- ядовитое веществ)

  1. Почему, оставаясь в машине или ремонтируя ее при работающем двигателе в закрытом гараже, вы рискуете жизнью?

(При работе двигателя внутреннего сгорания потребуется кислород воздуха, а содержащиеся в выхлопных газах СО 2 и СО накапливаются в непроветриваемом помещении и могут привести к отравлению и удушью)

  1. Попадание в организм человека простого органического соединения Х, которое можно легко перепутать с этанолом, часто является причиной отравлений, заканчивающихся слепотой или даже смертью пострадавшего. Назовите это вещество . (Метанол)
  2. Почему нельзя тушить водой горящие металлы или сплавы?

(Поскольку при взаимодействии воды с горящими металлами образуется водород, то пламя становится более интенсивным и поэтому нельзя пользоваться водой для тушения горящих металлов)

  1. Одинакова ли скорость сгорания свечи у подножия Эльбруса, на его вершине и в стратосфере?

(Лучше всего горит свеча у подножия Эльбруса. На вершине пламя будет меньше(там воздух разряжен и массовая доля кислорода низкая), а в стратосфере из-за недостатка кислорода она не будет гореть вообще)

  1. Можно ли состав воздуха, чугуна и латуни выразить с помощью химической формулы?

(Воздух, чугун и латунь- смеси, а не химические соединения, и поэтому их состав не может быть выражен в виде химической формулы)

  1. Какой газ является составной частью природного газа, рудничного газа, который бывает причиной взрывов в шахтах? (Метан)
  2. Какие известные вам два газа неядовитые, однако в них гибнут любые животные?

(К числу неядовитых газов можно отнести азот и углекислыц газ)

  1. Может ли вода гореть?

(Может. Вода неплохо горит в атмосфере свободного фтора)

  1. Какая соль серебра используется в медицине?

(Нитрат серебра («адский камень» «ляпис» Одно из древнейших лекарственных препаратов)

  1. Какой воздух легче –влажный или сухой?

(Влажный воздух легче, т.к. молярная масса воды 18 г/моль, а воздуха 29 г/моль

Зашифрованное предложение

Какое изречение здесь зашифровано: Аи, Na, NH 3 , Ni, I 2 , Еu, S, In, Li, Аr.

(Знание-сила . Расшифровка названий веществ, обозначенных химическими символами и формулами: золото, натрий, аммиак, никель, иод, европий, сера, индий, литий, аргон)

«Жизнь моя в опасности без правил безопасности»

За правильный ответ команда получает 1 балл

  1. Что вы предпримете, если в глаз попал концентрированный уксус?

(Глаз промыть струей холодной воды)

  1. Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, при недостатке – ее употребляют как лекарство? (Соляная кислота)
  2. Что вы предпримете. Если на кожу попала кислота из автомобильной батареи? (Пораженное место вытереть сухой тряпкой, промыть проточной водой и нейтрализовать 1-3% раствором соды)
  3. Какой газ используют при снятии болевого шока при операциях ?(Веселящий газ)
  4. Что вы предпримете, если в рот или в желудочно-кишечный тракт попала кислота? (Находясь в химической лаборатории, нейтрализовать кислоту суспензией оксида магния, в других условиях можно воспользоваться раствором пищевой соды)
  5. Какой газ в малых концентрациях имеет запах свежести, а в больших- ядовит? (Озон)
  6. Что нужно сделать в случае ожога щелочами ? (Промыть и нейтрализовать 1-2% раствором уксусной кислоты)
  7. Чем опасны нитраты для организма человека? (Нитраты превращаются в нитриты, а те переводят Fe2+ в Fe3+ в гемоглобине, что мешает переносу кислорода)
  8. Какими путями яды могут попасть в организм человека? (Через органы дыхания, кожу)

«Химические страсти»

Царь зовет к себе Стрельца,

Удалого молодца,

И дает ему поручение

Государственного значения.

Чтоб я стал опять богат,

Нужен бария сульфат.

Ночь даю тебе подумать-

Утром буду ждать доклад!

Не смогешь -кого винить?

Должен я тебя казнить.

Запиши себе названье,

Чтоб со страху не забыть.

Задание: из натрия углекислый газ

Подсказка

Задача. Некий жилец второго подъезда пришел в гости в квартиру №8 поиграть в шахматы. Кто из них кому пешку не уступил или шах поставил - неизвестно. Но только они крупно взаимодействовали, в результате чего жилец массой 0,8 г исчез, а вместо него образовалось 1, 12 г его оксида. Определите, как звали пропавшего жильца, который любил ходить в гости? (Кальций)

«Кто больше вспомнит слов»

На каждую букву слова «Бром» в течение 5-7мин вспоминаем и пишем химические термины. Выигрывает тот, кто больше и правильнее напишет химических терминов

«Термины- синонимы»

Задача учащихся - правильно составить пары соответствующих веществ

1.Гидрокарбонат натрия 1. Угарный газ

2. Оксид углерода(1V) 2. Поваренная соль

3. Хлорид натрия 3. Мел, известняк

4. Оксид углерода(11) 4. Углекислый газ

5. Карбонат кальция 5. Пищевая сода

«Приключения с господином Ферром»

Уставший господин Ферр пришел домой. Не успел он стряхнуть с себя металлическую пыль, как неожиданно к нему влетел Кисли и предложил создать совместное предприятие. Зная его коварный нрав, Ферр кат5горически отказался вступать с ним в контакт, но тут явилась очаровательная Аква и настолько легко вошла в доверие к Ферру, притупив его бдительность и осторожность, что Ферр не заметил, как Кисли вместе с Аквой овладели ситуацией. Ферр стал покрываться бурым налетом и выпадать в осадок. Так бы и пропал наивный Ферр, если бы на помощь не пришел Верный Газ, который заставил Ферра как следует погреться, а затем постепенно восстановил его до прежнего состояния.

Вопрос: Постарайтесь узнать героев рассказа, под именами которых зашифрованы вещества.

Расскажите, о каких химических превращениях идет речь? Напишите соответствующие химические реакции.

Ответ : Ферр- это железо (феррум)

Кисли- кислород

Аква- вода

Газ- угарный газ

Цепь химических превращений:

Fe Fe 2 O 3 Fe(OH) 3 Fe 2 O 3 Fe

4Fe+3O 2 2Fe 2 O 3

Fe 2 O 3 +3H 2 O 2Fe(OH) 3

2Fe(OH) 3 Fe 2 O 3 +3H 2 O

Fe 2 O 3 +3CO 2Fe+3CO 2


Химический турнир для 8-х классов

(сценарий проведения внеклассного мероприятия по химии)

Цель: выявление склонностей и способностей, расширение знаний и кругозора учащихся, развитие интереса к предмету, самостоятельности и творческой активности.

Оборудование: штатив с пробирками, универсальная индикаторная бумага, растворы соли, кислоты и щелочи, песочные часы или секундомер, Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Турнир проводится в виде соревнований двух команд, в зависимости от количества учеников в классе. Каждая команда выбирает себе капитана.

Перед началом турнира капитаны команд подходят к столу и выбирают по одной из трех пробирок с прозрачным раствором и с помощью индикатора определяют среду выбранного раствора. Если индикаторная бумага стала красной, то команда будет называться «Кислоты», если синей – «Основания».

Если нужно определить, какая команда начнет конкурс первой, жеребьевка проводится аналогичным способом, только пробирку выбирает зритель.

I тур. «Разминка»

Команды должны дать как можно больше правильных ответов. Право ответа у команды, первой поднявшей руку. За правильный ответ дается 1 балл.

    Название какого химического элемента состоит из названий двух животных? (Мышьяк).

    Из названия какого химического элемента выбросив первые две буквы, можно получить название реки? (Радон - Дон).

    Получите из названия пролива между Европой и Азией химический элемент пятой группы. (Босфор – фосфор).

    Выбросьте из названия полуводного млекопитающего семейства грызунов одну букву и получите название химического элемента третьей группы. (Бобр - бор).

    Отбросив три буквы подряд в названии крупного млекопитающего отряда хищных, получите название химического элемента первой группы. (Медведь – медь).

    Получите название химического элемента., убрав две буквы из названии корабля, который затонул, столкнувшись с айсбергом. (Титаник – титан).

    В названии какого галогена нужно изменить порядок букв, чтобы получить название геометрической фигуры? (Бром – ромб).

    В состав названия какого металла входит название дерева? (Никель).

    Какой газ утверждает, что он – это совсем не он? (Неон).

    Какой элемент всегда рад? (Радон).

    Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина).

    От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного и человека? (Серебро).

    Я – газ мельчайший и бесцветный, Неядовитый и безвредный, Соединяясь с кислородом, Я для питья даю вам воду. (Водород).

    По названью – инвалид, Но крепок в деле и на вид. (Хром.)

    Я – энергии источник. И сказать могу вам точно: если буквы переставить и в углу меня поставить, Буду стойко там стоять, Молча мусор собирать. (Уран - урна.)

    Какой химический элемент третьей группы периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева носит название соснового леса? (Бор).

    Название какого химического элемента напоминает о веселом зрелище? (цирконий)

    Иду на мелкую монету, в колоколах люблю звенеть, мне ставят памятник за это и называют меня - ... (медь).

    Прославлен всеми письменами, Металл, испытанный огнем, Манил к себе людей веками, Алхимик жил в мечтах о нем. Но как кумир он свержен нами, И блеск его не всех манит, Ведь хорошо мы знаем с вами, Не все то ценно, что блестит!

    В составе багровых рубинов,

В сапфировой сини огней,

В серой обыденной глине,

В виде наждачных камней. (3 балла)

Для легкости в сплавы дается,

Мощь самолета создал.

Тягуч и пластичен, отлично куется

Серебряный этот металл. (2 балла)

Он яркой звездой загорится,

Белый и легкий металл

В тринадцатой клетке таблицы

Почетное место занял. (1 балл)

(Алюминий.)

II тур. «Третий - лишний»

На листе пишем несколько строчек химических формул веществ. В каждой строчке по три формулы. Например:

Ва(ОH) 2

NaCl

K 2 SO 4

НNO 3

H Cl

Н 2 О

Na 2 SO 4

H 2 SO 4

BaCl 2

Са(ОН) 2

Al (OH) 3

Al(NO 3 ) 3

Р 2 O 5

SO 2

H 2 S

H 2 O

Задание для учащихся: в каждой строчке вычеркнуть формулу вещества, принадлежащего не к тому классу, к которому относятся два других. Команда работает по принципу эстафеты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

III тур. «Кто быстрее?»

Приглашаются по одному участнику из команды. Пользуясь Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, один называет элемент, а другой – как можно быстрее должен назвать порядковый номер названного элемента. Затем игроки меняются местами.

Побеждает тот участник, который за минуту нашел больше порядковых номеров элементов, названных соперником. Победа – 2 балла.

IV тур. «Эстафета»

Каждая команда садится в ряд друг за другом, получает по листу бумаги, на котором по очереди будет записывать формулы солей и их названия. Последним садится капитан. Он может исправить ошибки товарищей по команде.

Задание учащимся: «Составить формулу соли (1-й ученик), дать название данной соли (2-й ученик)» и т.д. Листок с записью передается по ряду. Нельзя повторять формулы.

Последним пишет капитан, ему разрешается исправлять записи команды. За каждую правильную строчку команда получает один балл, и еще один балл команда получает за скорость выполнения задания.

Вопросы для зрителей

1. В названиях каких химических элементов входят названия животных? (Мышьяк, менделевий, вольфрам, цирконий).

2. Какие химические элементы названы в честь ученых?

(Самарий - В. М. Самарский; гадолиний - Ю. Гадолин; кюрий - Пьер и Мария Кюри; эйнштейний - А. Эйнштейн; фермий -Э. Ферми; менделевий -Д. И. Менделеев; лоуренсий - Э. Лоуренс; курчатовий - И. В. Курчатов; нильсборий - Нильс Бор.)

3. Назовите элементы, которые получили свои названия в честь стран или континентов.

(Скандий - Скандинавский полуостров; медь - остров Кипр; галлий - Галлия - латинское название Франции; рутений - Россия; гафний - старое название Копенгагена; тулий - древнее название Скандинавии; лютеций - древнее название Парижа; полоний - Польша; франций - Франция; америций - Америка; калифорний -штат Калифорния в США (названия этих химических элементов связаны с географией их открытия); Германий, Европий, Тулий)

4. Полагают, что в минувшие эпохи атмосфера Земли состояла, в основном, из углекислого газа. А сейчас 21% воздуха составляет кислород.

Как вы думаете, откуда он взялся?

(За счет фотосинтеза содержание О 2 в атмосфере постепенно уменьшилось )

V тур. «Крестики-нолики»

Правила игры – аналогичные, как и в обычной игре «Крестики-нолики». Выигрышный путь:

а) формулы оксидов б) значки элементов-неметаллов

HNO 3

so 2

so 3

со 2

О 2

NaOH

ZnSО 4

Команда, первой правильно выполнившая задание, получает 2 балла.

VI тур. «Химическая дуэль»

(Конкурс капитанов)

В «Химической дуэли» участвуют капитаны команд и «секундант». Один из «дуэлянтов» должен высказать утверждение о свойствах, области применения вынесенного на обсуждение объекта (это также может быть формула вещества, процесс, реакция и другое). Его соперник должен уточнить приведенное положение либо привести другой факт по обсуждаемой теме. Так каждый из «дуэлянтов» по очереди дополняет предыдущего. «Секундант» отмечает на доске верные и неверные, по его мнению, высказывания. Если один из «дуэлянтов» ошибся, то следующий должен его исправить, прежде чем высказать свое утверждение. Если он этого не сделает, то вмешивается «секундант»; если же и он не знает правильного ответа, то слово предоставляется любому ученику. Выигрывает тот из учащихся, кто наберет большее количество верных ответов, а при их равенстве – тот, кто высказал последнее утверждение. Победа приносит 3 балла.

Задание: Выскажите утверждение о свойствах и области применения металлов.

VII тур. «Кто больше вспомнит слов»

Игра ориентирована на быстроту реакции (дается ограниченное время 5–7 минут).

Выбираем короткое слово, например «БРОМ». Каждую букву этого слова пишем в отдельный столбик таблицы. На каждую букву слова «БРОМ» вспоминаем и пишем химические термины. Игру можно усложнить, строго ограничивая слова тематикой.

Выигрывает команда, игроки которой больше и правильнее напишут химических терминов. Число набранных очков определяется тем, на сколько слов выигравшая команда опередила другую.

Образец результатов такой игры:

бензин

реактив

орбиталь

молекула

бериллий

резина

окисление

мышьяк

бензол

реакция

оксиды

марганец

бутан

радон

озон

металлы

бор

радий

основания

метан

VIII тур. «Гонка за лидером»

Начинает проигрывающая команда. Ведущий в течение 1 мин задает вопросы, требующие быстрого ответа. Задача команд: дать как можно больше правильных ответов на поставленные вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

    Вода в твердом состоянии. (Лед)

    Химически неделимая частица. (Атом)

    Название отрицательно заряженного иона. (Анион)

    Соли серной кислоты. (Сульфаты)

    Химическая реакция, при которой из простых веществ образуется одно сложное вещество. (Соединение)

    Произношение элемента «железо». (Феррум)

    Вещество, поддерживающее горение и дыхание. (Кислород)

    Единица количества вещества. (Моль)

    Элементарная частица, не имеющая заряда. (Нейтрон)

    Оксид водорода. (Вода)

    Разновидности атомов с одинаковым зарядом ядра. (Изотопы)

    Вещества, в растворах которых лакмус меняет окраску на красную. (Кислоты)

    Металл, обладающий бактерицидными свойствами. (Серебро)

    Специально оборудованное помещение для проведения эксперимента и химического анализа веществ. (Лаборатория)

    Процесс распада электролитов на ионы в растворе. (Электролитическая диссоциация)

    Наука, изучающая вещества, их свойства и превращения. (Химия)

    Соли угольной кислоты. (Карбонаты)

    Запись химических реакций посредством химических знаков и формул. (Химические уравнения)

    Сложное вещество, имеющее в составе группу ОН. (Основание)

    Положительные ионы. (Катионы)

    Химическая реакция, при которой из сложного вещества образуется несколько более простых веществ. (Разложения)

    Сумма всех степеней окисления в соединениях. (Ноль)

    Реакция, при которой поглощается теплота. (Эндотермическая)

    Растворы или расплавы, проводящие электрический ток. (Электролиты)

    Единственный жидкий металл. (Ртуть)

    Чему равен заряд ядра атома. (Порядковому номеру элемента)

    Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород. (Оксиды)

    Реакция, при которой выделяется теплота. (Экзотермическая)

    Соли азотной кислоты. (Нитраты)

    Быстро протекающее химическое превращение, сопровождающееся выделением теплоты и света. (Горение)

    Произношение элемента «серебро». (Аргентум)

    Положительно или отрицательно заряженная частица. (Ион)

    Самое распространенное вещество на земле. (Вода)

    Основной компонент воздуха. (Азот)

    Элементарная частица, имеющая положительный заряд. (Протон)

    Соли соляной кислоты. (Хлориды)

    Вода, очищенная от солей. (Дистиллированная)

    Каким химическим элементом богата морская капуста? (Йод)

    Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит. (Негашеная известь)

    Существование химического элемента в виде двух или более простых веществ. (Аллотропия)

    Способность атомов в соединении притягивать к себе электроны. (Электроотрицательность)

Побеждает команда, набравшая за игру большее количество баллов. Зрители выбирают лучшего игрока.

Научно-практический химический турнир «Химический вызов» (Chemical Challenge) проводился в рамках ХХ Менделеевского съезда по общей и прикладной химии под эгидой Международного союза теоретической и прикладной химии (IUPAC) .

В турнире Chemical Challenge приняли участие более 600 школьников 9 - 10 классов и студенты СПО России и Казахстана.

О турнире

Химический турнир Chemical Challenge — лично-командные соревнования по решению задач из области химии и химической технологии, которые заведомо не имеют точного решения (кейсы). В ходе турнира участники смогли познакомиться с ровесниками, увлекающимися химией, из разных уголков страны, а также защитить свои решения перед компетентным жюри из числа участников Менделеевского съезда. Среди них видные российские и иностранные ученые, лауреаты Нобелевской премии, представители ведущих российских и зарубежных предприятий химической и фармацевтической промышленности.

Турнир проходил в три этапа с апреля по сентябрь 2016 года в Екатеринбурге на базе Уральского федерального университета.

Первый этап (заочный)

С 4 апреля по 5 мая 2016 года (23:59 по Екатеринбургу) - к оманды-участники из 4-5 человек решали 2 химических кейса (задачи) из предложенного комплекта. Решение задач заключалось не в поиске единственно верного ответа, а в предложении участниками собственных оригинальных технологических решений и проверке их жизнеспособности.

Второй этап (очный отборочный)

21 мая 2016 года - п о результатам первого этапа команды, показавшие лучшие результаты и прошедшие квалификацию, посетили в Уральский федеральный университет для проведения очного этапа отбора. В течение дня участники посетили институты, занимающиеся подготовкой химиков, выполняли поставленные перед ними задачи, проявляли свою эрудицию и находчивость.

Третий этап (очный)

С 29 по 30 сентября 2016 года - 24 команды, отобранные по результатам первых двух этапов, в очной сессии защищали свои решения кейсов в дискуссии с другими командами перед компетентным жюри. 3 сильнейшие команды вышли в финал и бились за Кубок Менделеева на завершении ХХ Менделеевского съезда по общей и прикладной химии в ЭКСПО .

География участников:

  • Алапаевск
  • Астана
  • с. Баранчинский
  • Березники
  • Бирск
  • Богданович
  • Верхняя Пышма
  • Верхняя Салда
  • Воркута
  • Давлеканово
  • д. Шарлык, Благоврский район
  • Екатеринбург
  • Житикара
  • Каменск-Уральский
  • Караганда
  • Качканар
  • Курган
  • Нефтекамск
  • Нижневартовск
  • Нижний Тагил
  • Новоорск
  • Новотроицк
  • Оренбург
  • Павлодар
  • Первоуральск
  • Пермь
  • Полевской
  • п. Якша
  • п. Цементный
  • Ревда
  • с. Вознесенка
  • с. Москово, Башкортостан
  • с. Тарасково
  • Соликамск
  • Стерлитамак
  • Сургут
  • Ханты-Мансийск
  • Чайковский
  • Челябинск

Все ребята, боровшиеся за выход в финал, показали отличные результаты. В итоговом рейтинге разрыв в баллах между командами достигал нескольких сотых. Финалистами стали команды:

1 место - «Ливерморий» (гимназия № 116 из Екатеринбурга)

2 место - Be_CReAtIV (гимназия № 9 из Екатеринбурга)

3 место - «CH-113» (школа № 113 из Омска)

Химический Турнир – это командное мероприятие для школьников, желающих попробовать свои силы в решении сложных и творческих химических задач. Участникам примерно за полтора месяца до начала объявляется список заданий, которые необходимо решить в его рамках. В отличие от олимпиад, эти задания открытого типа, не предполагающие единственного ответа, для их решения необходимо провести небольшое исследование, работать с литературными источниками и проявлять творческие способности. В 2015 году к участию в Турнире зарегистрировалось более 150 команд из 31 региона России, также свои заявки прислали команды из Казахстана и Украины. Среди них был проведен заочный этап, по результатам которого были отобраны 25 сильнейших команд, которые были приглашены на очную часть V МХТ, где в формате мини-конференции, они по очереди выступали в роли докладчиков, оппонентов и рецензентов.

На открытии V Московского Химического Турнира с приветственным словом выступили академик РАН, декан Химического факультета МГУ Валерий Васильевич Лунин и Директор по науке ЛУКОЙЛ – Смазочные материалы Андрей Владиславович Стерхов. Они пожелали участникам успехов и отметили, что усердная работа в рамках турнира поможет им стать студентами лучшего химического факультета страны. "Возможно, этот турнир станет плацдармом для новых свершений, определит дальнейший выбор жизненного пути многих из вас. И если ваше призвание – реализация инновационных идей и научных разработок в будущем, вы сегодня в правильном месте" – отметил Андрей Владиславович.

Темой задач турнира стала "Химия и Британские ученые" - участникам было предложено вслед за британскими химиками (и не только) придумать способ создания пластмасс из сахара, описать устройство сильмариллов, разработать демонстрационные опыты с соединениями благородных газов и экспериментально исследовать процесс заваривания чая.

Вероятно, самым зрелищным событием стал финал, в котором три сильнейших команды демонстрировали самое лучшее из придуманных ими решений. Довольно любопытным был доклад победителя Турнира – сборной команды из города Кирова. Кировчане рассказывали о решении задачи, посвященной Шерлоку Холмсу, их цель была разработать методику обнаружения в песке следов пороха, использовавшегося в конце XIX века, и крови. Участники продемонстрировали не только хорошую теоретическую подготовку, но и провели неплохую экспериментальную работу, в точности повторив опыт великого сыщика с каплей крови. Отличилась команда Дома научно-технического творчества молодежи Москвы, продемонстрировав во время своего доклада настоящие невидимые чернила.

По итогам химических боев, продолжавшихся в течение трех дней, победителями турнира была определена тройка лидеров, в которую вошла:

  • команда лицея №130 г. Новосибирска,
  • сборная команда Кировской области и
  • московская команда из СУНЦ МГУ.

На церемонии закрытия состоялся финальный этап, в результате которого победителем Турнира стала команда Кировской области. Дипломы II степени вручены командам лицея №130 г. Новосибирска, СУНЦ МГУ и московской школы № 192. Диплом III степени получили команды лицея-интерната при К(П)ФУ (Казань), СУНЦ НГУ (Новосибирск), ДНТТМ (Москва), лицея №2 (Тула), лицея №1568 (Москва) и гимназии №1 им. Ю.А. Гагарина (г.Клинцы, Брянская область).

В личном зачете победителем стала ученица лицея №130 г. Новосибирска Лащинская Зоя.

На церемонии закрытия оргкомитетом Турнира было объявлено о планах развития мероприятия. По географии проведения V Московский Химический Турнир был приравнен к первому Межрегиональному. В 2015 году будет проведено не менее 5 региональных турниров, которые станут отборочными этапами для центрального события - II Межрегионального Химического Турнира, который пройдет 4-6 февраля 2016 года.

Свою готовность обеспечить поддержку мероприятия уже высказал Фонд "Династия", проект вошел в число 29 победителей Конкурса образовательных проектов для школьников в номинации "Стандартные проекты".

Организаторами мероприятия выступили факультет фундаментальной физико-химической инженерии, факультет наук о материалах, химический факультет МГУ и Национальный центр непрерывного естественно-научного образования.

Всероссийский химический турнир школьников - это лично-командное состязание школьников 8-11 классов общеобразовательных и специализированных школ в умении решать сложные исследовательские и научные проблемы, убедительно представлять свои решения, отстаиваться их в научных дискуссиях - химических вызовах.

Организатором Турнира является Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет ». Состав организационного комитета указан на странице .

Основными целями Турнира являются:
. выявление и развитие у учащихся образовательных учреждений, осваивающих общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;
. создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;
. распространение и популяризация научных знаний среди молодежи;
. оказание помощи учащимся старших классов в выборе профессии;
. повышение педагогической квалификации учителей, аспирантов, студентов, научных работников, принимающих участие в проведении Турнира.

Химические вызовы проводятся по заданиям, разработанным, отобранным и утвержденным методической комиссией . С заданиями текущего Турнира Вы можете ознакомиться в соответствующем разделе . Задания прошлых лет представлена на странице архива мероприятий .

Регламент Всероссийского химического турнира школьников представлен в соответствующем разделе , там же представлены регламенты региональных этапов. Полный список региональных этапов Турнира приведен на странице . Команда-победитель регионального этапа вне конкурса приглашается к участию в заключительном этапе Всероссийского химического турнира в Санкт-Петербурге! Для организации регионального этапа в своём субъекте Российской Федерации свяжитесь с Координатором региональных этапов .

Экспертная комиссия Турнира состоит из научно-педагогических работников, аспирантов, докторов и кандидатов химических наук. В экспертную комиссию могут быть включены представители научных и исследовательских отделов химических и смежных с химией коммерческих предприятий, а также преподаватели и научные работники государственных (муниципальных) научных и исследовательских учреждений, имеющих государственную аккредитацию, преподаватели образовательных организаций среднего профессионального образования, преподаватели образовательных организаций дополнительного образования, преподаватели общеобразовательных организаций.

14 мая 2016 года Всероссийский химический турнир школьников отправил заявку в Российский совет олимпиад школьников на присвоение статуса Олимпиады 2 уровня.

Нормативные документы:
Положение об Олимпиаде школьников ВХТШ
Регламент проведения Олимпиады школьников ВХТШ

XIII Всероссийский химический турнир школьников
Заочный этап: 17 июня 2016 - 14 января 2017
Очный этап: 13 марта - 19 марта 2017*
Место проведения: Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
*даты уточняются, следите за объявлениями