Третий класс (повороты на параллельных лыжах). Повороты на лыжах — техника выполнения Поворот на параллельных лыжах

Умение правильно делать повороты на лыжах важно при катании по равнине, во время спуска с гор. Способность вовремя объехать препятствие позволяет спортсмену чувствовать уверенность и безопасность на трассе.

Существуют несколько видов поворотов на лыжах, гонщик должен уметь применять их при катании. Главная задача при выполнении — сохранность равновесия и устойчивости при совершении виража.

На месте

Повороты — специализированный комплекс тренировочных упражнений, используется для обучения новичков владеть снарядом, и техникой поворотов на лыжах в горах.

Рассмотрим несколько основных способов совершения поворотов на лыжах:

  • Перешагивание пятками, делается из позиции — лыжи расположены параллельно, палки у ботинок, они переставляются совместно с ногами. Процесс повертывания осуществляется с ноги, находящейся около стороны поворота. Вираж в право, вес туловища перекладывается на противоположную ногу, а нос правой лыжи приподнимается, отводится в сторону, задняя часть остается на поверхности снега. Потом, вес переносится на правую ногу, а левая, переставляется в нужном направлении. Передвижение производится до достижения задуманного направления.

Основные ошибки: отрывание каблука от поверхности доски и задней их части от снега, недостаточный перенос нагрузки со стороны в сторону, не одновременная перестановка ног и рук, перекрещивание лыж.

  • Поворачивание носками — принцип действия схож. Отличие — нос остается прижатый к снегу, а отрывается пятка, и отводится в сторону.
  • Махом ногами- данным способом производить развороты быстрее. Единственно возможный вариант, при узкой лыжной дорожке или не широком склоне. Начинать с положения — ноги вместе, тяжесть тела перекладывается в одну сторону, а мах делается второй ногой, одновременно нога и тело разворачиваются. Нога ставится на поверхность снега, в противоположном направлении. Вторая нога вращается вокруг первой и ставится рядом.
Важно: палка не должна препятствовать, в момент взмаха, ее нужно убирать в противоположную сторону.
  • Прыжком — простой метод, незначительный радиус виража проделывается без упора на палки, а при развороте на 90 градусов, лучше опираться на них. Человек подпрыгивает на месте, подгибает колени, отрывая лыжи от поверхности, резким движением поворачивается в нужную сторону.

В движении

Развороты в движении спортсмены используют для изменения направления во время езды. Отталкиваясь от характеристик и предназначений, выбирается вид поворота, в зависимости от скорости, условий, состояния снежного покрывала и оборудования.

  1. Переступанием — распространенный вид, не требуется торможение, возможно увеличения скорости скольжения. Используется в гонках по равнине и в горах. Осуществляется коньковым ходом по направлению поворота и мощным отталкиванием внешней лыжей.
  2. Упором — выполняется во время спуска с горы на большой скорости и для смены направления. Лыжником набирается скорость, принимается положение полуприсед и перекладывается вес тела на внешнюю ногу. Она выдвигается на 10 см вперед, ставится на ребро. Больше угол отведения задника — круче вираж. На угол разворота влияет толщина снежного покрова и размер перенесенного веса.
  3. «Плугом» — используется на склоне с мягким снегом и не значительной крутизной. Делается на невысокой скорости, в процессе возможно еще понизить ее, при беговых соревнованиях применяется редко. Начиная поворот, гонщик встает в позу «плуга», пятки отводятся в сторону, а носы рядом. Плавным движением осуществляется закантовка внешней лыжи, и на нее переносится вес туловища.

На параллельных лыжах

Разворот на параллельных лыжах — наиболее совершенный метод изменения направления. Не требуется значительно снижать скорость и наличие больших физических затрат, а выглядит эстетичнее. Осуществляется вращением тела и ног в сторону виража. Туловище слегка наклоняется по направлению поворота, чтобы центробежная сила не выкинула гонщика в противоположное направление. В процессе езды снижается давление на снег, и спортсмен выходит на вираж. Двигаясь по дуге, лыжи ставятся на внутреннее ребро.

Методы обучения

Правильное управление горными лыжами, подразумевает умение делать два базовых действия (поворота): вправо и влево.

Метод применяемый для обучения новичков, помогающий делать резаный поворот на горных лыжах:

1. На склоне обучающий располагается выше новичка.

2. Контроль за виражами осуществляется с помощью натянутых строп, с правой или левой стороны, они фиксируются на поясе обучаемого. Устройство имеет обхваты на ногах, соединенные с поясом, они служат для фиксации тазобедренного сустава. Обучающие уроки с использованием данного устройства, делают тренировочные занятия безопасными и эффективными.

Общеизвестная методика, как поворачивать на горных лыжах, предназначенная для новичков:

1. Обучающийся находится на склоне в позе «плуга».

2. Происходит отработка классической карвинговой техники катания. Во время спуска со склона, обучаемый уменьшает радиус угла, а при совершении виража перемещает тяжесть тела на одну из ног. Горнолыжные палки, часто применяются как устройство, для реализации данной методики. Один конец находится в руках тренера, он расположен ниже новичка, второй у новичка. Это позволяет контролировать действия обучаемого и предотвратить возможные травмы.

Важно: эффективность и безопасность катания на лыжах на равнине и в горах, напрямую зависит от овладения техникой поворотов.

Научившись грамотно выполнять любые действия с лыжами, катающийся будет чувствовать уверенность на любом склоне. Поэтому, к обучающему процессу следует подходить серьезно и ответственно.

Задача 2. Обучить действовать ногами и загружать лыжи.

Задача 3. Научить повороту в целом.

Задача 4. Совершенствование поворота в упоре.

Ошибки и их устранение

Поворот на параллельных лыжах

Методика обучения повороту

Задача 2. Обучить занимающихся технике входа в поворот на параллельных лыжах.

Задача 3. Обучение технике в целом и ее совершенствование.

Ошибки и их устранение


Глава 3. Игровой материал
по лыжной подготовке

Введение

Игра - универсальное средство физического воспитания. Нет такого раздела учебной программы, который не включал бы в себя, в том или ином виде, игры. В играх учащиеся самым активным образом проявляют свои личностные качества, развиваются физически, лучше мобилизуются на выполнение поставленных учителем задач.

С помощью специально подобранных игр можно направленно развивать двигательные качества, закреплять и совершенствовать технические навыки. Командные игры воспитывают взаимовыручку, ответственность за личный вклад в результат команды, коллективизм, товарищество, другие качественные черты человеческой личности.

Все, сказанное выше, целиком и полностью относится к играм, используемым на уроках лыжной подготовки. Игры на уроках по лыжной подготовке, помимо прочего, избавляют занятия от монотонности, повышают эмоциональность уроков, вносят в них разнообразие, элемент соревнования, снимают напряжение.

При совершенствовании в играх лыжной техники или ее элементов важно соблюдать условия, при которых она легче выполняется и контролируется.

Например, если проводить игру «Самокат» на мягкой, не укатанной лыжне, на которой при отталкивании лыжа будет проваливаться, эффекта в этих условиях от нее ждать не придется. Есть определенные условия и в проведении игр с оценкой качества выполнения элементов техники в баллах. Здесь ученики должны точно знать, какой элемент хода оценивается, каковы критерии оценки. Тогда выполнение этих элементов будет лучше контролироваться самими учениками, что, в свою очередь, поднимает эффективность обучения.

Оценка элементов кратко и громко объявляется учителем.

При работе над развитием в играх определенных двигательных качеств нужно следить за соблюдением тех условий, при которых они развиваются наилучшим образом. Так, в играх на развитие быстроты - длина отрезка, преодолеваемого школьниками 1-3 классов, не должна быть более 25 м, а для учащихся 8-10 классов - соответственно 60 и 100 м. Продолжительность отдыха между прохождением отрезков или этапами эстафет не менее 2-3 минут.

Игры и игровые упражнения на развитие силовых качеств юного лыжника должны носить четко выраженный силовой характер, но не быть слишком продолжительными. Они могут проводиться на пологом или крутом подъеме, по глубокому снегу, с сопротивлением. Паузы отдыха в таких играх должны давать возможность занимающимся восстановить свои силы, снизить ЧСС до оптимальных величин - 110-120 ударов в минуту.

В играх для развития выносливости следить за тем, чтобы напряженность, вносимая ими, была не слишком высокой. Регулировать нагрузку можно увеличивая или сокращая лыжную дистанцию в игре, а также изменяя ее условия. Контроль за интенсивностью игры следует периодически осуществлять путем подсчета пульса учеников в игровых паузах. Плохое восстановление пульса - сигнал к окончанию игры.

Даже если урок спаренный, не следует давать более двух игр – это перевозбуждает учащихся. В зависимости от задач урока лыжной подготовки игра может быть включена в ту или иную его часть. К примеру, игры, совершенствующие технику юного лыжника, можно включать в первую половину основной части урока, пока внимание учащихся высоко и не ослаблено утомлением. Однако, игру с той же целью можно предложить занимающимся и в конце урока для закрепления техники какого-то элемента лыжного хода при утомлении. В настоящее время доказано, что активизация внимания учащихся к технике движений в состоянии утомления помогает быстрее, лучше и качественнее овладеть ею.

Игры, развивающие силовую и скоростную выносливость лыжника, надо проводить после выполнения упражнений или игр, совершенствующих технику. Игры на развитие ловкости и равновесия могут быть включены как во вводную, так и в конец основной части урока. Игры, развивающие общую выносливость лыжника, чаще всего включают во вторую половину основной части урока.

После завершения включенной в урок игры учащимся следует дать равномерное передвижение в медленном темпе по учебному кругу. Продолжительность передвижения зависит от возраста занимающихся и может колебаться от 3 до 6 минут.

Из приведенных в данной статье игр учитель может выбрать те, которые лучше всего способствуют решению задач того или иного урока лыжной подготовки, наиболее соответствуют условиям, в которых этот урок проводится.

Нагрузка на школьников в играх зависит от темпа их проведения и продолжительности. Поэтому, включая игру в урок, учитель должен быть уверен, что эти параметры соответствуют возрасту и уровню физической подготовленности учеников. Чем меньше возраст занимающихся, тем короче каждая отдельная игра. Не следует слишком быстро прекращать начатую игру, но и не надо затягивать ее, пусть она продолжается до появления у учеников первых признаков утомления. С наступающей усталостью внимание играющих слабеет, рассеивается, и они начинают отвлекаться.

Объяснение игры учителем должно быть кратким, точным и, по возможности, образным. Учитель называет цель игры, указывает на размещение играющих, объясняет правила игры, подчеркивая, что разрешается делать в игре, а что запрещено.

Подвижные игры и игровые упражнения
на уроках по лыжной подготовке
в 1-3 классах

Программой лыжной подготовки для учащихся 1-3 классов ставится задача овладения школьниками ступающим и скользящим шагом, попеременным двухшажным ходом без палок и с палками, поворотами на месте и в движении, торможением, подъемами и спусками. Эта задача решается не только посредством специальных упражнений, но и в играх и эстафетах. Ниже предлагаются игры на лыжах и игровые задания для учащихся 1-3 классов по совершенствованию элементов техники лыжника, развитию быстроты, ловкости и выносливости.

Кто дальше ? Игра проводиться на хорошо накатанной лыжне без палок. После 4-5 шагов разгона, оттолкнувшись у стартовой линии (флажка) одной ногой, юный лыжник скользит на другой; толчковая нога при отталкивании полностью выпрямляется. В таком положении ученик скользит до остановки лыжи. В месте остановки лыжи в снег ставится флажок. Побеждает тот участник игры, флажок которого окажется дальше других.

Кто лучше? Лыжник должен пройти отрезок 25-30 метров по лыжне без палок, следя за тем, чтобы скольжение было однородным, поочередно то на одной, то на другой лыжне.

Тот, кто, проходя отрезок, не допустит ошибок, т.е. не придет на двухопорное положение, получает наибольшее количество баллов (например 10).

За каждую ошибку снимается один балл. Выигрывает участник, набравший в трех попытках наибольшее количество баллов.

Игры можно проводить и между командами. Лыжники каждой команды поочередно проходят перед учителем и его помощниками из числа наиболее подготовленных учеников, которые оценивают в баллах исполнение элемента хода. Побеждает команда, члены которой набрали в сумме больше баллов.

Обе игры направлены на закрепление техники главного элемента скользящего шага - одноопорного скольжения на лыжне. Учитель может изменить задание и оценивать, например, наклон туловища или точность разгибания ноги при отталкивании. Последовательное изменение заданий поможет отработать в игре все основные элементы скользящего шага.

Накаты. Две команды (каждая на своей лыжне) без палок выстраиваются на линии старта в колонны по одному. Первые номера каждой команды делают от линии старта 4-6 накатистых скользящих шагов по своей лыжне и в момент приставления маховой ноги к опорной ставят в снег на уровне лыжного крепления флажки, которые они держали в руках. Затем ученики сходят с лыжни, уступая место вторым номерам своих команд, которые, в свою очередь, начинают движение от этого флажка и, выполнив 6 накатных скользящих шагов, ставят свои флажки и т.д.

Побеждает команда, игроки которой пройдут по своей лыжне большее расстояние.

Шире шаг. Игра проводится по накатанной 30-40 метровой лыжне без палок. Каждый школьник после 4 шагов разгона должен сделать от стартовой линии как можно меньше скользящих шагов до флажка, установленного в конце отрезка. Каждый шаг должен быть мощным и длинным. При подсчете учитываются только полные шаги.

Самокат. Отрезок лыжни 25-30 метров юный лыжник должен преодолеть без палок, отталкиваясь, как на самокате, только одной ногой. Выигрывает ученик, сделавший на установленном отрезке меньшее число отталкиваний. Игра проводится и между командами: побеждает та команда, игроки которой в сумме сделали меньше отталкиваний. Игру можно провести как эстафету команд. В этом случае в баллах может оцениваться быстрота преодоления отрезка командой или умение правильно отталкиваться (при задаче совершенствования техники этого элемента скользящего шага).

Горная эстафета. Выбирается участок подъема до 10 градусов, который можно преодолеть ступающим шагом. Команды выстраиваются на линии старта перед подъемом. По сигналу учителя первые номера команд преодолевают подъем ступающим шагом, огибают на повороте флажок и спускаются вниз к финишу, передавая эстафету следующему участнику (коснувшись его рукой). Побеждает команда, раньше других закончившая прохождение трассы.

Серия игр, начиная с «Накатов» и заканчивая «Горной эстафетой», направлена не только на совершенствование техники скользящего шага, но и на развитие силовых качеств учащихся, прежде всего отталкивания ногами.

Веер . Данная игра способствует освоению поворота переступанием на месте, в результате которого на снегу остается след, похожий на веер. На широкой ровной площадке лыжники выстраиваются в одну или две шеренги на расстоянии 2-3 метра друг от друга.

По команде учителя все делают поворот переступлением на 90,180 или 360 градусов, стараясь, чтобы лыжи оставили на снегу четкий отпечаток. Выставляются оценки от 1 до 5 баллов - в зависимости от четкости и быстроты поворота.

Игру можно усложнить, предложив ученикам после первого поворота переступанием пробежать по лыжне до определенной отметки и затем вновь сделать такой же поворот. Побеждает ученик, набравший в итоге больше баллов, сделавший это быстрее, точнее.

Зигзаги. Игра способствует закреплению поворота переступанием на месте. В ней могут участвовать две и более команд, для каждой из которых размечается своя трасса. От линии старта до финиша на дистанции 30-40 метров - зигзагами на расстояние 5-6 метров один от другого ставятся 4-6 флажков.

Условия игры: пройти на лыжах всю трассу, выполняя у каждого флажка поворот переступанием на месте. Дойдя до последнего флажка, первые номера возвращаются на линию старта и передают эстафету вторым номерам и т.д.

Быстрый спуск . Юные лыжники, стартуя поочередно от стартовой линии, спускаются в высокой средней или низкой стойке с пологого склона. Выигрывает тот, кто, сохраняя правильное положение заданной учителем стойки, прокатится на лыжне дальше всех.

Быстрый лыжник . Игра проводится на нескольких параллельных лыжнях длиной 20-30 метров без палок. Класс разбивается на группы по 8-10 человек. Каждая по сигналу стартует, стараясь как можно быстрее пройти лыжную дистанцию. Два -три победителя каждого забега выходят в финал. Победитель финала становится самым быстрым лыжником класса.

Быстрая команда (эстафета). Класс разбивается на команды по 5-6 человек, которые выстраиваются на стартовой линии в колонну по одному, каждая на своей лыжне (без палок). По сигналу первые номера команд стартуют и пробегают различный отрезок (20-30 метров), огибают флажок и возвращаются, передавая эстафету вторым номерам. Побеждает команда, участники которой раньше других закончат соревнование.

Вариант игры: встречная эстафета; участники каждой команды делятся на две группы и выстраиваются на противоположных сторонах лыжни. Каждый участник пробегает трассу только в одну сторону, передавая эстафету в конце отрезка.

Цель игр «Быстрый лыжник» и «Быстрая команда» - повышение скоростных качеств у лыжников-школьников. Если учитель решает изменить цель урока - направить его на повышение силовой выносливости занимающихся, обе эти игры можно провести по глубокому снегу без лыжни. В этих условиях силовая нагрузка резко возрастает.

Раздел «Лыжная подготовка» в 4-8 классах включает практически весь арсенал техники лыжника: передвижение основными способами ходов (классическими и коньковыми), преодоление подъемов различными способами, спусков и неровностей на них, торможений и поворотов. Техника лыжника, как известно, базируется на оптимальном развитии таких двигательных качеств, как быстрота, ловкость, сила и, главное, выносливость. Без достаточной силы нельзя выполнить мощное и правильное по форме отталкивание лыжами и палками, а без развитой выносливости - сохранить силу и форму отталкиваний на протяжении всей дистанции лыжных гонок. Отсюда, важно развитие этих качеств и для технической подготовки лыжника.

Вдумчивое и умелое включение в уроки игр на лыжах помогает решать эти задачи.

Подвижные игры
на уроках лыжной подготовки
в 4-8 классах

Выбор игр для уроков в 4-8 классах обширен. Можно с успехом повторить игры, рекомендованные для 1-3 классов, соответственно возрасту занимающихся, изменяя их условия, величину лыжных отрезков, дозировку. Так, в играх «Шире шаг», «Быстрый лыжник», «Быстрая команда», «Круговая эстафета», «Гонка с гандикапом» увеличивается длина отрезков или этапов, а сами игры проводятся с палками. В данных играх и эстафетах отрабатывается техника попеременного двухшажного хода, отдельных его элементов, сила и быстрота отталкиваний. В ходе игр повышаются скоростные и силовые качества занимающихся. Игру «Кто лучше?», включая в урок, можно направлять как на совершенствование попеременного двухшажного хода и его элементов, так и на отработку всех других изучаемых лыжных ходов и их деталей.

Ниже приводятся игры для 4-8 классов, способствующие совершенствованию техники лыжника, развивающие его физические качества.

Лисий след. Соревнуются 2-3 команды, каждая на своей размеченной флажками извилистой лыжне (500-600 метров) с естественными и искусственными препятствиями (например: «змейка» из сухих веток, ворота из палок, бугор из снега и т.д.). Все их надо преодолеть, нагибаясь или перепрыгивая, обходя со стороны, поворачивая налево, направо, возвращаясь назад. Выигрывает команда, пришедшая к финишу первой.

Скользи дальше. Предварительно сделав три шага разгона, участник игры от стартовой линии выполняет отталкивание палками и скольжение на лыжах до их остановки. Проехавший дальше всех – победитель. Вариант: от стартовой линии с места лыжник делает одно отталкивание палками, затем еще три, передвигаясь одновременным бесшажным ходом. Побеждает тот, кто, используя эти 4 отталкивания, уедет дальше всех. Игру можно провести и между командами, отрабатывая технику одновременного бесшажного хода и развивая силу отталкиваний палками.

Повороты. Игра рекомендуется для совершенствования поворота переступанием в движении. Лыжники, разогнавшись на отрезке 15-20 метров, точно выполняют поворот переступанием налево (направо). Учитель быстро и кратко оценивает в баллах (от 1 до 5) правильность и быстроту поворота. Побеждает ученик, набравший больше баллов в сумме 2-4 попыток.

Слалом на равнине (эстафета). Цель игры та же, что и предыдущей. На дистанции 60-100 метров расставляются 5-6 флажков. Количество трасс зависит от числа участвующих в эстафете команд. По сигналу учителя первые номера команд стартуют по своим трассам, проходят их туда и обратно, выполняя у флажков повороты в движении (переступанием). Затем передают эстафету второму номеру команды и т.д. Игрок, сбивший флажок, обязан поставить его на место и обогнуть вновь. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Карусель. Участвуют 2-4 команды по 4-8 игроков в каждой. На укатанной площадке флажками намечают центры «каруселей», вокруг которых надо проложить лыжню по кругу диаметром 6-10 метров. По сигналу команды начинают движение вокруг флажков - каруселей, поворачивая переступанием налево и постепенно убыстряя движение. Побеждает команда, участники которой сделают меньше ошибок (остановки, падения, уход за границу круга) за установленное учителем время. Затем игра повторяется в противоположную сторону. Победитель может определяться и по быстроте прохождения заданного количества кругов.

Эстафета с гандикапом. Проводится с целью развития быстроты и скоростной выносливости, когда составить равные по силам команды из учеников класса невозможно или тогда, когда при первом старте эстафеты одна команда значительно опередила другую. Старт лыжникам на первом этапе учитель дает в разное время: первым стартует участник из команды, которая послабее, затем представитель той, что несколько посильнее и т.д. Последним стартует ученик наиболее сильной команды.

Гандикап (разрыв во времени старта) учитель определяет из своего опыта работы с данным классом, знаний и возможностей учеников. Побеждает команда, пришедшая к финишу первой, независимо от времени ее старта.

Выручалки. Играют так же, как в салки (с одним-двумя водящими), но одноклассникам дано право выручать преследуемого игрока. Для этого одному из них нужно пересечь след убегающего игрока перед водящим. Водящий обязан начать преследование игрока, выручившего товарища. Игра развивает быстроту, ловкость, выносливость.

Догонялки. Флажками размечается лыжня, проложенная по окружности длиной 200-300 метров. В четырех диаметрально противоположных точках окружности помечаются места сбора лыжников. В каждом забеге участвуют 4 лыжника. По сигналу со стартовых отметок четверо школьников начинают гонку, и каждый стремится как можно быстрее настигнуть бегущего впереди лыжника. Выходить за пределы лыжни в гонке запрещается. Тот, кого настигли, выбывает из игры. Теперь гонку продолжают три участника. Игра заканчивается, когда на лыжне останется один лыжник. В игре развивается быстрота и скоростная выносливость.

Вариант1: как только один из четырех лыжников догонит следующего впереди товарища, дается сигнал, и гонка заканчивается. Догнавший включается в новую четверку.

Вариант 2: елочкой. Для игры выбирается лыжня в начале с подъемом 20-30 метров и затем с пологим спуском. В конце подъема ставится флажок. Лыжник должен со старта преодолеть подъем «елочкой» и, обогнув флажок, спуститься к финишу. Побеждает тот, кто быстрее пройдет трассу. В игре совершенствуется техника подъема «елочкой» и развивается силовая выносливость.

Буксиры. (Игра включается в уроки, начиная с 7 класса). Играющие распределяются на пары, примерно равные по силам. Каждой паре дается веревка длиной 5-6 метров или резиновый бинт. Первые номера, положив веревку на шею и пропустив ее под мышками, свободные концы веревки передают в руки вторых номеров. Палки только у первых номеров. По команде учителя первые номера буксируют вторых по своим лыжням до флажка, обозначающего границу отрезка. У флажка лыжники меняются ролями и продолжают гонку в обратном направлении. Побеждает пара, сумевшая раньше других прийти к финишу. Вторые номера скользят на обеих лыжах, им запрещено делать шаги при буксировке. В игре активно развиваются силовые качества лыжника.

Гонка с выбыванием. На замкнутой круговой лыжне длиной 200-400 метров одновременно стартуют 5-8 лыжников. Линия старта является и линией финиша. После каждого круга лыжник, оказавшийся на данный момент последним, выбывает из игры. Так, при 5 стартовых участниках после первого круга продолжают гонку четверо, после второго - 3, после третьего - 2 и после четвертого - 1, победитель.

Вариант: в игре может участвовать и больше лыжников, но, чтобы число пробегаемых кругов не стало чрезмерно большим, можно установить, что после каждого круга, выбывают по два гонщика, оказавшиеся последними. Игра предъявляет серьезные требования к специальной выносливости на лыжах, поэтому нагрузку в ней следует точно дозировать, исходя из возраста и подготовленности учеников.

Гонка с преследованием. Гонка проводится по круговой лыжне 300-400 метров. В ней участвуют 2-4 команды по 4-6 лыжников. Команды строятся в колонну по одному на противоположных сторонах круговой лыжни. Устанавливается зачетное число гонщиков и кругов. По сигналу команды начинают гонку, стараясь догнать друг друга. Задача команд: пройдя установленное число кругов (например: 3-5), быть на своем финише раньше других с зачетным числом участников.

Эстафета с преследованием. Условия игры те же, но от команды стартует только один лыжник. Пройдя один круг, он передает эстафету следующему участнику своей команды и т.д., пока все участники не пройдут свои этапы. Побеждает команда, которая раньше других пришла к финишу.

Гонка за лидером. По кругу длиной 300-400 метров прокладываются две параллельные лыжни. Две группы из 5-10 лыжников передвигаются по наружной лыжне, начав движение с противоположных сторон круга. Темп движения может быть медленный или средний - его задает учитель. Лыжники обеих команд, идущие в колонне последними, по сигналу педагога выходят на внутреннюю лыжню делают ускорение по ней, выходят вперед и вновь, перейдя на наружную лыжню, становятся во главе своих групп. Сразу же после этого начинает ускорение следующий лыжник, ставший последним, и т.д., пока каждый в своей группе не побывает в роли лидера установленное число раз. Побеждает группа, участники которой раньше закончат смену лидеров. Последнему лыжнику в группе запрещается начинать ускорение до тех пор, пока его товарищ, завершающий ускорение, не встанет во главе группы. В этой игре совершенствуется скоростная выносливость, а также один из элементов тактики гонщика - обгон соперника на дистанции.

Все вышеописанные игры - тренирующие, развивающие специальные качества лыжника: скоростную, силовую и общую выносливость, значительно повышающие его функциональные возможности. Нагрузку в этих играх можно уменьшать или увеличивать, сокращая или увеличивая длину преодолеваемых учениками отрезков, паузами отдыха между этапами эстафет и забегами.

В играх можно увеличивать как силовую нагрузку, (проводя их по рыхлой лыжне, по глубокому снегу или на местности с пересеченным рельефом), так и нагрузку на выносливость (значительным увеличением длины дистанций в них).

Не менее важно включать в уроки игры, развивающие у школьников 4-8 классов координацию движений, равновесие, ловкость. Многие из этих игр проводятся на склонах горок и холмов.

На одной лыже. Прокладываются параллельные лыжни длиной 25-30 метров. Учащиеся строятся на старте с палками в руках и с одной лыжей на ноге. По сигналам игроки скользят к финишу на одной лыже, отталкиваясь палками. Ногой без лыжи на снег наступать нельзя. Побеждает участник, пришедший к финишу первым и не нарушивший правил.

К своим палкам. Рассчитавшись по порядку номеров, занимающиеся друг за другом передвигаются по кругу. Ведущий, скользя по параллельной лыжне внутри круга, называет номер одного из игроков. Игрок с названным номером по этому сигналу должен оставить палки у лыжни и встать за ведущим. Так, в одном порядке ведущий вызывает всех игроков. На лыжне остаются только палки. Затем по сигналу учителя все лыжники, включая и ведущего, должны подбежать к своим палкам и взять их в руки (ведущий берет любые палки). Игрок, оказавшийся без палок, становится ведущим, прерванная игра продолжается. Игра развивает ловкость, внимание, быстроту и умение владеть лыжам.

Финские гонки. Лыжникам связывают ноги выше колен тесьмой или ремнем и дают старт на дистанции 50-100 метров на ровной лыжне или под небольшой уклон. Победитель определяется так же, как в игре «Быстрый лыжник». Игра может быть проведена и в виде встречной эстафеты.

Старт с выбыванием. Дистанция 80-120 метров делится флажками или линиями на снегу на рубеже через каждые 20 метров. На рубежах выставляются судьи. Лыжники с хорошо видимыми номерами становятся на линию старта перед заранее накатанными лыжнями. По команде ребята бегут по своим лыжням, стараясь не оказаться последним на рубеже. Судья на рубеже громко называет номер лыжника, который последним пересечет рубеж. Этот участник выбывает из игры. На следующем рубеже выбывает тот, кто также окажется последним и т.д.

Пришедшие на последний рубеж становятся победителями.

Салки. Игра проводится на укатанной площадке. Играть можно с палками или без палок. Водящий салит играющих, касаясь своими лыжами задников их лыж. Игрок, которого коснулся водящий, останавливается и громко объявляет: «Я - салка». Игра продолжается с новым водящим. Если группа большая, назначают двух водящих.

Варианты игры:

Салки с приседанием. Игра аналогична предыдущей, только салке нельзя касаться того игрока, который присел. Игрокам не разрешается долго оставаться в приседе, а салке - стоять у присевшего.

Салки «дай руку». Игра отличается от предыдущей тем, что спасаясь от салки, убегающий кричит кому-либо: «Дай руку!», сцепившихся за руки салить нельзя. Если за руки сцепились трое, то водящий может осаливать любого крайнего.

Салки-пересалки. Игра аналогична предыдущей. Спасая своего товарища, убегающего от салки, любой игрок может пересечь дорогу, и тогда салка должен ловить его, и так каждый раз, водящий должен преследовать того, кто пересек дорогу.

Салки по глубокому снегу, как игра «Быстрый лыжник», но участникам запрещается двигаться по лыжне, они бегут по глубокому снегу.

Сильнее оттолкнись. На лыжне длиной 50-100 метров лыжник передвигается одновременным бесшажным ходом, стараясь сильнее оттолкнуться палками и сделать как можно меньше отталкиваний до флажка, ограничивающего отрезок. Победитель определяется по меньшему числу отталкиваний, команда - победитель по наименьшей сумме отталкиваний всех членов команды.

Вариант: То же, передвигаясь одновременным одношажным ходом или одновременным двухшажным ходом.

До флажка. На пологом склоне устанавливаются два флажка: один вверху склона - стартовый, второй - внизу, до выката. Играющие, стартуя от первого флажка, скользят вниз и стараются затормозить «плугом» точно у нижнего флажка. Начинать торможение можно в любом месте склона. Кто точнее затормозит у флажка после разгона - победитель.

Вариант: Торможение «упором» при спуске со склона наискось.

Спуск шеренгами. На вершине склона 2-3 команды по 5-6 человек выстраиваются в шеренгу, взявшись за руки. По сигналу шеренга скатывается вниз, стараясь проехать как можно дальше и не потерять ни одного игрока. Побеждает команда, в полном составе спустившаяся дальше других со склона.

Слалом. На пологом склоне расставляются ворота (из палок или флажков). Задача играющих: поочередно спуститься по трассе, проезжая точно в ворота и не сбив их. Усложненный вариант: спуск по трассе на время, которое фиксируется по секундомеру.

Спуск на одной лыжне. С небольшого склона лыжники спускаются на одной лыже, другая - на весу. Побеждает тот, кто таким образом проедет дальше всех.

Подвижные игры
на уроках лыжной подготовки
в 9-11 классах

Программой лыжной подготовки в 9-11 классах предусматривается обучение переходам с одновременных ходов на попеременные и наоборот, преодолению препятствий, обгону на дистанции и финишированию. Удлиняются тренировочные и соревновательные дистанции, повышается уровень развития выносливости. Таким образом, игры на лыжах не должны исключаться из учебных занятий. В 9-11 классах, проводя уроки лыжной подготовки, учитель может использовать большую часть описанных игр, при необходимости усложняя их условия. Так, например, игру «Кто лучше?» можно проводить, как соревнования на лучшую технику смены ходов, оценивая правильность смены хода в баллах. Совершенствуя полуконьковый и коньковые хода, многие игры можно проводить с их использованием. Это могут быть игровые эстафеты с оценкой техники выполнения хода или игровые задания, направленные на развитие физических качеств этим способом передвижения. Нужно лишь подготовить трассы так, чтобы была возможность использования коньковых ходов.

В 9-11 классах уроки лыжной подготовки для юношей тесно связываются с предстоящей службой в рядах Российской армии. Отсюда особое внимание к прикладной лыжной подготовке, выработке у завтрашних воинов не только прочных навыков передвижения на лыжах различными способами, но и умения преодолевать естественные и искусственные препятствия на лыжах, передвигаться по целине, по раскатанным участкам и дорожкам, метать в цель при спуске со склона и из различных положений на лыжах. Эти упражнения могут быть включены в различные игры-соревнования.

Эстафета с препятствиями. Проводится так же, как и игра «Быстрая команда», но длина этапов увеличивается до 100-150 метров и на них устанавливаются препятствия: вырывается в снегу траншея, натягиваются веревки, через которые нужно перелезть и, такие, под которые следует подлезать, насыпается снежный бугор, вал и т.д.

На одном из этапов можно установить цель (снеговик, щит из фанеры) и предложить занимающимся попасть в нее снежком или мячом. Побеждает команда, быстрее других преодолевшая трассу и не нарушившая правил преодоления препятствий.

Попади в цель. Слева и справа от лыжни, сбегающей со склона, устанавливают цели - снежная «баба», небольшой картонный щит и т.д. Школьники, спускаясь без остановки, должны попасть в них снежками. Выигрывает тот, кто сделает наибольшее число попаданий из 4-5 попыток. Игру можно проводить и между командами.

Умению выполнять обгон на дистанции очень хорошо помогает игра «Гонка за лидером». Напряженность обгона в этой игре можно регулировать скоростью передвижения группы: при малой скорости движения группы обгон будет менее напряженным, при большей - достаточно трудным.

Навыки преследования соперников, обгона - отлично тренируются в игре «Гонка с преследованием» и «Эстафета с преследованием». Умение финишировать хорошо отрабатывается в игре «Гонка с выбыванием». При желании изменить ее направленность на развитие выносливости игру следует дополнить условием: выбывание оставшегося гонщика начинается не с первого круга, а, например, с третьего и отставший выбывает после двух проигрышей.

С целью совершенствования умения финишировать можно проводить игру «Лучший гонщик». Она проводится по замкнутой круговой лыжне длиной 300-400 метров. Линия старта является и линией финиша. Перед линией старта накатывают лыжни длиной 50-80 метров, которые сходятся в основную лыжню, идущую к финишу. Число их должно быть равно числу стартующих. 6-10 лыжников стартуют по своим лыжням, выходят на основную и, передвигаясь по кругу при подходе к финишу, стремятся выиграть его сильным финишированием. Гонщику, финиширующему первым, дается три очка, за второе место - 2 очка, третье - 1 очко. Выигрывает гонщик, набравший к концу игры большее количество очков. Финиш можно разыграть после прохождения 2-3 кругов или по сигналу учителя: «Следующий круг - финишный».

Умение поворачивать на лыжах обязательно пригодится и на равнинной лыжне, и при спуске по снежным склонам. Начавшие кататься лыжники легко освоят заворот шагом, а любители горнолыжного спорта научатся делать резаный поворот на горных лыжах.

Основные виды поворотов на лыжах:

  • на месте;
  • в движении.

Иногда необходимо развернуться стоя на лыжне, чтобы сменить направление. На склонах разной крутизны заворачивают активно, не останавливаясь. Поворачивать при скольжении сложнее. Лыжнику приходится решить несколько важных задач:

  • сохранить равновесие;
  • развернуться без потери скорости;
  • не травмироваться.

Тренироваться следует на пологих спусках или равнинах. При выполнении упражнений необходимо контролировать положение всего тела.

Способы поворотов в движении и на месте

Вне зависимости от положения лыжника на трассе (стоит, двигается) выделяют способы поворотов на лыжах:

  • переступанием;
  • левым или правым махом;
  • прыжком с опорой и без опоры;
  • упором;
  • плугом.

Важно. Новичку рекомендуется опробовать все способы и выделить наиболее комфортные. Каждый способ, несмотря на легкость выполнения, требует многократных повторений, чтобы понять, как двигаться, и довести процесс до совершенства.

На месте

Самый простой способ поворота — переступанием, выполняющийся через заднюю или переднюю часть лыжи. Начинают переступать с внутренней ноги, находящейся ближе к завороту. Например, поворачивая направо, шагают правой ногой. Напоминает перешагивание обычными приставными шагами без перекрещивания. Как сделать:

  • занять исходное положение: поставить ноги параллельно, палки — около крепления, колени слегка согнуть;
  • перенести вес на внешнюю ногу;
  • вместе с отводом палки отставить в сторону внутреннюю ногу, не отрывая от снега пятку или носок в соответствии с частью, через которую делается заворот;
  • приставить параллельно вторую ногу;
  • повторять, пока не будет сделан желаемый угол.

Взмахом правой или левой ноги повернуться значительно быстрее. Способом разворачиваются на узкой лыжне. Действия совершают быстро, не задерживаясь в одном положении надолго:

  • поставить ноги параллельно, палки держать у крепления;
  • перенести вес на одну ногу (например, правую);
  • вторую ногу (левую) оторвать от снега и развернуть вместе с туловищем (влево);
  • одновременно отвести палку за опорную ногу (правую);
  • поставить ногу в противоположную исходному положению сторону;
  • приставить вторую ногу вместе с разворотом туловища.

Третий способ развернуться — подпрыгнуть на месте:

  • без опоры — подогнуть колени, подпрыгнуть и рывком повернуться в необходимую сторону;
  • с опорой — подпрыгнуть, опираясь на широко расставленные палки (чтобы не мешали).

Внимание. Не нужно подпрыгивать слишком высоко или лишь слегка отрывая ноги от снега. И в первом, во втором случае можно потерять равновесие.

В движении

Проще всего изменить направление при скольжении переступанием. Выделяют два метода в соответствии с переносом нагрузки на внешнюю или внутреннюю лыжу. Чаще всего заворачивают, опираясь на ближнюю к завороту ногу, но лучше освоить оба способа. Как делать:

  • перенести вес на внутреннюю лыжу;
  • переднюю часть второй лыжи слегка приподнять, как при переступании на месте, и поставить несколько под углом (в сторону) на внутреннее ребро;
  • перенеся на внешнюю ногу вес, оттолкнуться от снега вместе с толчком палками.

Шаг напоминает конькобежный. В зависимости от радиуса заворота отталкиваются несколько раз. В конце заворота рабочая наружная нога параллельно приставляется к внутренней.

Поворачивать упором можно на склонах средней крутизны при быстром передвижении по склону. Способ отличается от переступания положением внешней ноги. Выполнение упорного заворота:

  • перенести вес тела на внутреннюю ногу;
  • пятку внешней ноги отвести в сторону под углом, а переднюю часть выдвинуть вперед и поставить на внутреннее ребро;
  • поворачивая, плавно перенести на внешнюю ногу вес тела;
  • после прохождения поставить ноги параллельно.

От угла отклонения внешней ноги, а также постановки на ребро зависит крутизна прохождения поворота. Чтобы понять, как правильно переносить массу тела, рекомендуется потренироваться на месте. Тренироваться следует попеременно в обе стороны.

Способ поворота плугом на лыжах отлично подойдет для крутых просторных склонов с уплотненным снегом. По сравнению с другими способами «плуг» замедляет лыжника, поэтому мало применяется в спортивных соревнованиях. Однако для новичков и любителей это отличный способ преодолеть сложный спуск и избежать падения.

Как делается «плуг»:

  • начать спуск в исходном положении;
  • постепенно свести передние части, разведя задники (положение «плуг»);
  • слегка встать на внутренние ребра;
  • направлять вес тела в зависимости от стороны заворота.

Если необходимо повернуть налево, вес переносится на правую ногу. Заворачивая в противоположную сторону, лыжник меняет ногу. За один спуск можно повернуть несколько раз в разные стороны.

Техника спуска на горных лыжах

Теперь рассмотрим, как поворачивать на горных лыжах. Техника мало отличается от беговых лыж: все выше перечисленные способы используются на горных склонах. Однако в горнолыжной технике существуют особые способы, помогающие скользить и плавно спускаться по склонам разной крутизны.

Траверс

Это косой спуск по склону, который поможет обойти неровности на пути. Освоив технику траверса, легко научиться «резать» повороты.

Для выполнения траверса необходимо:

  • встать в исходное положение, поставив ноги поперек склона;
  • слегка выдвинуть верхнюю по склону лыжу вперед, поставить на внешнее ребро;
  • нижнюю ногу установить на внутреннее ребро;
  • оттолкнуться палками и двигаться поперек склона;
  • надавливая на внутренний кант (ребро), контролировать быстроту перемещения и угол наклона.

Достигнув противоположной стороны склона, необходимо плавно повернуть (например, переступанием) и продолжить скольжение траверсом в обратную сторону. Тренировку можно совместить с приемами .

Резаный поворот

Наиболее распространенная техника поворотов на горных лыжах — резаный поворот или . Для успешного выполнения необходимо освоить траверс и «плуг». Как выполнить базовый :

  • встать в стойку траверса: поперек склона, слегка выдвинув верхнюю лыжу, поставленную на внешнее ребро;
  • упереться на нижнюю лыжу, стоящую на внутреннем ребре;
  • начать скольжение;
  • плавно выпрямить колени и отвести вбок верхний задник, принимая стойку «полуплуг»;
  • плавно согнуть колени;
  • снова выпрямить колени и поставить ноги параллельно, вернувшись в траверс.

Потренироваться можно на месте. При спуске, чем больше давление на нижнее ребро, тем четче поворот. Радиус зависит от выреза горных лыж.

Повороты на параллельных лыжах

Поворот на параллельных лыжах помогает спуститься с наименьшей затратой сил и без замедления. Подготовка напоминает технику упора, но ноги остаются параллельными.

Как делать:

  • принять траверса;
  • согнуть колени при входе в заворот;
  • разогнуть колени, увеличивая вес на внутреннее ребро.

Ноги должны оставаться параллельными. Для удерживания равновесия пользуются палками. Перенося вес то на одну, то на другую ногу, легко проходить несколько заворотов, плавно спускаясь траверсом.

При любой технике следует вращать корпус, это значительно повышает маневренность. Поворот корпуса внутрь заворота приводит к уменьшению радиуса и замедлению. Соответственно, вращение наружу приводит к обратному эффекту: увеличению радиуса (получится более прямая траектория) и ускорению.

Техники торможения

От правильного зависит плавность и быстрота катания. Техника торможения напоминает выполнение поворота. Выделяют три основных вида:

  • плугом — чем шире разведены задники, тем выше торможение;
  • упором — сопротивление оказывает одна нога;
  • боковое соскальзывание — ставятся поперек склона, колени сгибаются, плотно смыкаются и отводятся назад, корпус при этом смотрит вперед.
Важно. Торможение палками лишь замедляет спуск, помогая скорректировать скольжение перед препятствиями.

Овладение базовыми способами поворота и торможения (переступание, плуг, упор) придаст уверенности при . Тренировка с большим количеством повторений поможет отработать новый навык и преодолевать самые крутые повороты.

Поворот из упора на параллельных лыжах является новым материалом, который изучается в 8 классе. Этот поворот применяется в горнолыжном спорте, лыжных гонках и может быть выполнен на склонах различной крутизны и рельефа.

Поворот выполняется следующим образом. При спуске в основной стойке лыжник переносит вес тела на внутреннюю (по отношению к повороту) лыжу, слегка приседает и выводит вперед внутреннее плечо, как бы выполняя заках (предварительное закручивание туловища). Полностью облегченную наружную лыжу по воздуху (или чуть касаясь склона) выводят пяткой в сторону. Затем быстрым упругим движением переносят вес тела на наружную лыжу, резко выводя таз вперед и внутрь поворота. Внутренняя лыжа моментально приставляется к наружной и чуть выдвигается вперед; наружная лыжа при этом движении постепенно закантовывается. Лыжник, сгибая колени и продолжая надавливать на наружную лыжу, скользит по дуге; обе лыжи идут параллельно.

Во время движения по дуге лыжник принимает характерное положение: внутреннее бедро и таз перемещаются к центру поворота, а внутреннее плечо разворачивается наружу.

Поворот заканчивается равномерным распределением веса тела на обе лыжи.

Характерным для этого поворота является очень быстрое приведение внутренней лыжи к наружной, продолжительность положения упора очень велика.

Первоначальное обучение повороту лучше проводить на хорошо укатанных (но не жестких) склонах средней крутизны при спуске наискось, предварительно выполнив подготовительные упражнения на месте и в движении.

На ровном месте дети имитируют перенос веса тела, выведение наружной лыжи в положение упора с быстрым приведением к ней внутренней.

Упражнения при спуске наискось: нижнюю лыжу отставляют в положение упора, но более плоско, и, перенося на нее вес тела, моментально приставляют верхнюю, стремясь добиться бокового соскальзывания; при спуске наискось лыжи ставят на ближайшие к склону канты, вес тела переносят на верхнюю лыжу, а затем резким броском на нижнюю, при этом обе лыжи ставят более плоско, за­ставляя их скользить боком по склону вниз.

Следующее упражнение закрепляет навык бокового соскальзывания: при спуске наискось чередуют скольжение прямо с непродолжительным боковым соскальзыванием (на одном спуске несколько раз). Выполнению этих упражнений помогают вращательные движения туловища и плеч. Все упражнения повторяются в обе стороны, а затем ученики переходят к изучению по­ворота в целом. Поворот легче осваивается при спуске наискось по выпуклому склону.

При изучении этого способа поворота встречаются следующие ошибки:

    замедленный или слишком поздний перенос веса тела на наружную лыжу;

    непараллельное ведение лыж при движении по повороту;

    слабое вращательное движение туловища и плеч.

Лыжная подготовка в 9 классе

Вся работа направляется на повышение общей работоспособности учащихся и дальнейшее развитие их физических качеств.

На изучение нового материала отводится меньше времени. Основное внимание уделяется повторению пройденных приемов и совершенствованию их в разнообразных условиях.

Очередность повторения:

    попеременный двухшажный ход;

    бесшажный;

    одношажный;

    двухшажный одновременный;

    попеременный четырехшажный;

    спуски в различных стойках;

    различные способы торможения;

    повороты в движении;

    переходы с хода на ход.

На третьем уроке третьего сезона горнолыжной онлайн-школы Slenergy вы вместе с учеником Ильей Косяченко научитесь делать укол палкой и выполнять базовый поворот на параллельных лыжах большого радиуса.

Ну что, поехали?


- Тренируем укол палкой на месте
- Укол палкой в движении
- Укол палкой при повороте

- Тренируем нижнюю часть поворота
- Тренируем нижнюю часть поворота, стартуя из разных положений
- Тренируем верхнюю часть поворота
- Выполняем связку верхних частей поворота с уколом палкой (гирлянда)
- Соединяем элементы вместе и делаем поворот
- Выполняем связку поворотов

Укол палкой

Сегодня мы научимся делать укол палкой в нужное время и в нужном месте при повороте. Это необходимо для того, чтобы сохранять равновесие и задавать ритмы в скоростных поворотах – на параллельных лыжах и в карвинговых поворотах.

Тренируем укол палкой на месте

Движением кисти вверх на себя выводим нижнюю по склону палку в вертикальное положение из положения, когда конец палки смотрит назад;
- делаем укол палкой – коротким движением руки коснитесь снега концом палки рядом с лыжей в районе между носком лыжи и головкой крепления ботинка (не размахивайте палками – в движении это может вывести вас из равновесия, старайтесь двигать только кистями рук);
- приподнимите конец паки из снега, подняв руку немного наверх;
- отведите руку назад и верните палку в исходное положение – она должна смотреть назад.

Укол палкой в движении

Встаньте поперек склона и начните движение;
- делайте уколы палкой примерно через каждый метр;
- укол делайте только тогда, когда палка находится в перпендикулярном положении к снегу;
- не нужно с ее помощью отталкиваться – палку нужно просто поставить на снег, чтобы обозначить укол, и убрать назад.

Укол палкой при повороте

Вспомните, в и в мы делали разгибание коленей и голеностопов в направлении нового поворота – это называется вертикальной работой.

При движении по склону на параллельных лыжах, спортсмен развивает большую скорость, поэтому здесь нам необходимо делать укол палкой – чтобы не терять равновесие.

Пробуем стойку на месте

Встаньте перпендикулярно к линии падения склона;
- примите (лыжи на ширине бедер, туловище наклонено вперед, палки смотрят назад, ноги согнуты в коленях, лыжи параллельно друг другу);

- лыжи расположите на верхних кантах;
- перенесите вес на нижнюю лыжу;

В движении:


- примите стойку траверса и расположите лыжи на верхних кантах;
- начните движение, удерживая вес тела на нижней лыже;
- плавно распрямите ноги в коленях, одновременно выводя нижнюю палку лыжи в вертикальное положение;
- сделайте укол палкой и, сгибая колени, уведите палку назад по диагонали.

Базовый поворот на параллельных лыжах большого радиуса с уколом палкой

Этот поворот отличается от остальных скоростью и склонами, на которых мы их применяем. Базовый поворот на параллельных лыжах большого радиуса идеален для крутых склонов.

Тренируем нижнюю часть поворота

Для начала выполним карвинговый поворот начального уровня, постепенно уменьшая ширину плуга.

Выполните ;

- в конце поворота снова примите стойку «плуг» в движении, отводя пятку лыжи в сторону;

- увеличивая давление на нижнюю лыжу и начиная поворот, плавно распрямите ноги и подтяните пятку верхней лыжи параллельно нижней, затем снова согните колени и голеностопы, все еще увеличивая ангуляцию и давление на нижнюю лыж;.
- выполняйте повороты, каждый раз делая ширину плуга все меньше и меньше – в итоге ваши лыжи станут параллельными.

Тренируем нижнюю часть поворота, стартуя из разных положений

Это упражнение делается в несколько этапов – мы попробуем сделать поворот, меняя место старта, чтобы потренироваться поворачивать из разных позиций: сначала при старте мы стоим по диагонали к спуску, а затем постепенно доберемся до старта прямо по линии падения склона.
Также в этом упражнении мы переходим из стойки «плуг» на параллельные лыжи в движении.

1. Старт по диагонали

Встаньте по диагонали к спуску;
- примите стойку траверса;

- не двигая ногами, поверните бедра к линии падения склона;
- следите за – ваши бедра должны быть расположены параллельно склону;

2. Старт близко к линии падения склона

Встаньте под более острым углом к спуску со склона в стойке траверса;
- начните движение по склону, постепенно увеличивая вес тела на нижнюю лыжу;
- не двигая ногами, поверните бедра к линии падения склона и следите за ангуляцией – ваши бедра должны быть расположены параллельно склону;
- увеличьте вес на нижней лыже и за счет этого выполните поворот на параллельных лыжах.

3. Старт с линии падения склона

Встаньте лицом к линии падения склона;
- примите стойку траверса и начните движение по склону, постепенно увеличивая вес тела на нижнюю лыжу;
- следите за ангуляцией – ваши бедра должны быть расположены параллельно склону;
- увеличьте вес на нижней лыже и за счет этого выполните поворот на параллельных лыжах.

Тренируем верхнюю часть поворота

Встаньте по диагонали к спуску;
- примите стойку траверса;


- по-прежнему держите вес тела на нижней лыже;
- не выезжая напрямую лицом к линии падения склона, увеличивайте давление на лыжу и делайте поврот;
- вернитесь в исходное положение – по диагонали к спуску – только лицом к подъему склона.

Выполняем связку верхних частей поворота с уколом палкой – упражнение гирлянда

Встаньте по диагонали к спуску в стойке траверса;
- держите вес тела на нижней лыже;
- начните движение и постепенно разгибайте колени и голеностопы, позволяя лыжам скользить к линии падения склона;
- при этом выводите нижнюю руку вперед – когда палка станет параллельной склону, сделайте укол;
- делайте поворот за счет увеличения давления на лыжу;
- перенося вес то на правую, то на левую лыжу, поворачивайте то в одну сторону, то в другую.

Соединяем элементы вместе и делаем полноценный поворот

Встаньте лицом к линии падения склона;
- примите стойку траверса;




- выполните поворот на параллельных лыжах за счет увеличения веса на нижнюю лыжу.

Сделайте связку поворотов на параллельных лыжах большого радиуса

Встаньте лицом к линии падения склона в стойке траверса;
- начните движение, держите лыжи параллельными;
- постепенно разгибайте колени и голеностопы, делая уколы палкой;
- перенесите вес на одну из лыж;
- увеличивайте ангуляцию – ваши бедра должны быть расположены параллельно склону;
- выполните поворот на параллельных лыжах за счет увеличения веса на нижнюю лыжу;
- примите снова исходное положение и перенесите вес на другую лыжу – выполните поворот в другую сторону.

Итак, сегодня вы узнали что такое укол палкой и зачем он нужен, а также научились выполнять базовый поворот на параллельных лыжах большого радиуса. Это был последний урок горнолыжной онлайн школы Slenergy. До встречи на лыжах в следующем сезоне!

Пошаговая инструкция для третьего урока

- Потренируйтесь делать укол палкой сначала на месте, затем в движении: приподнимите руку, и когда палка станет перпендикулярной склону, коснитесь ею снега, затем движением руки отведите палку назад в исходное положение.

- Делайте уколы палкой при повороте: для этого начните выполнять карвинговый поворот начального уровня (в стойке траверса – лыжи параллельны друг другу), разгибайте ноги и одновременно приподнимайте руку, готовясь сделать укол палкой. Сделайте укол, как только разогнете колени полностью. Затем снова сгибайте ноги и возвращайтесь в исходную стойку.

- Потренируйте сначала нижнюю часть базового поворота на параллельных лыжах большого радиуса: выполняйте карвинговые повороты начального уровня из стойки "плуг", с каждым разом все уменьшая ширину плуга и стремясь сделать лыжи параллельными.

- Теперь потренируйте нижнюю часть поворота, стартуя из разных положений на склоне: начните движение сначала по диагонали к склону, затем близко с линии падения склона, и в итоге с линии падения склона.

- Выполните верхнюю часть поворота: из стойки траверса по диагонали к склону начните скользить, держа вес тела на нижней лыже. Плавно разогните ноги и, увеличивая вес на нижнюю лыжу, войдите в поворот.

- Выполните полноценный поворот: из стойки траверса по линии падения склона начните скользить, постепенно перенося вес на одну из лыж. Плавно разогните ноги и, увеличивая вес на нижнюю лыжу, войдите в поворот.
- Сделайте связку поворотов, перенося вес тела то на одну лыжу, то на другую.

Пропустил второй урок третьего сезона горнолыжной онлайн-школы? Смотри, как делать карвинговый поворот начального уровня.

В видео использована музыка:
Dj M.E.G. & N.E.R.A.K — One Mission;
Тамерлан и Алена Омаргалиева — Давай полетаем (Vladimir Nova Remix)