Трасса шелковый путь карта. Интернетом, потом и еще раз потом: как рождается маршрут ралли-рейда Шелковый путь

В сентябре начнется сервисное обслуживание новой железной дороги от Баку (порт Алят) через Тбилиси до турецкого города Карс. Протяженность магистрали Баку - Тбилиси - Карс (БТК) составила 826 км. Эту ветку начали строить еще в 2008 году. И хотели закончить за три года, но достраивают только сейчас. В июле этого года наконец-то официально объявлено о начале тест-драйва железной дороги, сообщает турецкое издание Daily Sabah.

Как ожидается, БТК начнет полноценно работать в конце 2017 года или в начале 2018-го. И он должен стать составной частью «Нового шелкового пути» — китайского мегапроекта «Один пояс — один путь», призванного соединить Китай скоростным и безопасным торговым коридором с Европой.

В первые годы эксплуатации по магистрали предполагается перевозить 1 млн пассажиров и 6,5 млн тонн грузов, на втором этапе объем грузоперевозок может достичь 17-20 млн тонн и до 2 млн пассажиров в год.

Грузия: на амбициях не экономят

Идея строительства железнодорожной магистрали Баку - Тбилиси - Карс обсуждалась еще в 90-е годы прошлого столетия, после развала СССР. Реализация же началась только в ноябре 2007 года с территории Грузии. Старт проекту дали на торжественной церемонии с участием президентов трех стран-участниц.

Бывший в то время президентом Грузии Михаил сразу охарактеризовал проект «большой геополитической революцией» и связал его с Китаем.

Саакашвили заявил, что «все китайские грузы, которые поступают сегодня в Европу через территорию России, будут идти по этой дороге». На начальном этапе по этой дороге предполагалось перевозить не более 4-5 млн тонн. Это ставило под сомнение рентабельность всего проекта. Но Саакашвили заверил партнеров, что выручит Казахстан. Якобы Астана решила перенаправить на этот участок 10 млн тонн грузов, идущих в Европу через Россию и Белоруссию.

Грузинская часть магистрали — это дорога из Тифлиса в Карс, которая была построена еще по указу российского императора . Для нового строительства здесь железнодорожного пути Грузия взяла кредит у Азербайджана. Объем кредитной линии — $775 млн. Первый транш в размере $200 млн на 20 лет Государственный нефтяной фонд Азербайджана выдал грузинам под символический 1% годовых.

Второй транш в 2011 году в $575 млн стоил уже 5%, и срок погашения растянули на 25 лет. В докризисное время в Грузии обсуждались и менее затратные проекты, втрое дешевле, но Саакашвили решил не экономить на своих амбициях.

Азербайджан мечтает стать Дубаем

Самое интересное, что даже после погашения кредита Грузия не будет вправе устанавливать тарифную политику на своей части маршрута БТК. Эксклюзивно устанавливать тарифы на транспортировку грузов по БТК намерен Азербайджан — при безусловной поддержке Турции.

Как и соседняя Грузия, Азербайджан пытается использовать свое географическое положение для извлечения транзитной ренты. Но и Баку тоже пришлось потратиться, чтобы транспортный коридор БТК стал эффективным и привлек внимание глобального бенефициара — Китай. В Азербайджане в том же 2007 году решили расширить узкое место будущей торговой магистрали — морской порт на Каспии.

Действующий порт в центре Баку на такую роль не годился и был перемещен на 65 км от столицы, в деревушку Алят. Теперь здесь на площади 20 кв. км строятся порт, терминал для авто- и железнодорожного транспорта — под контейнерные перевозки. Алят также стал зоной свободной торговли. Новый бакинский порт должен будет стать крупнейшим логистическим центром, соединяющим Китай с Европой, Восток — с Западом.

Свободный порт Алят создается по модели Jebel Ali Free Zone (JAFZA) в Дубае. Там это не просто транспортный узел, а целая конгломерация с промышленными предприятиями, банками, жилым сектором. Первая часть проекта Алят рассчитана на перевозку 10 млн тонн грузов и 50 тыс. TEU (20-футовый эквивалент для измерения вместимости контейнеров). Вторая часть проекта начиная с 2017 года увеличит мощность порта до 17 млн тонн грузов и 150 тыс.TEU.

Генплан порта Алят был разработан голландской Royal HaskoningDHV с учетом опыта крупнейших европейских портов — Роттердама и Гамбурга. Консультантом проекта выступает компания DP World, участвовавшая в разработке особой экономической зоны Хоргос в Казахстане. Хоргос также считается частью проекта «Нового шелкового пути».

Транзитная рента манит

Завершение строительства магистрали до турецкого Карса означает, что теперь путь из Китая в Европу стал удобнее, потому что нет необходимости переваливать товары по Черному морю. От Карса до границы с Европой (через Грецию и Болгарию) уже налажено железнодорожное сообщение.

Зарабатывать на транзите товаров из Китая в Европу мечтает едва ли не каждая страна, чье географическое положение это позволяет. Перетянуть на себя «Шелковый путь» хотели бы не только Азербайджан или Турция, не только Россия или Казахстан, Монголия, но и Польша, Болгария, Румыния, Украина. Еще в прошлом году заявляли о запуске поездов в Китай в обход России.

Груз до границы с ЕС украинские железнодорожники обещали доставлять за 11 суток. Но в итоге на доставку ушло 15 с половиной суток.

Китай будет пытаться дружить со всеми странами, которые территориально могут иметь отношение к проекту «Нового шелкового пути», обещая наполнение маршрутов товарами, отмечает гендиректор InfraNews Алексей .

Пока Россия выигрывала у тех же Азербайджана и Турции за счет относительной дешевизны перевозок.

К тому же их стоимость зашкаливает. Это нерентабельно. «Сегодня провезти один контейнер только по морю, на одном отрезке — через Каспий — стоит $1200. За эти деньги можно провезти контейнер от Владивостока до Москвы», — говорит Безбородов.

Тут вам не

Тем не менее эксперты не исключают, что Россия в перспективе нескольких лет может выпасть из проекта «Нового шелкового пути». Китай пытается тестировать различные пути транспортировки грузов в Европу, диверсифицировать их. Каждый из них имеет преимущества и недостатки. Большая часть грузов до ЕС идет морем. На сухопутные перевозки товаров из Китая приходится лишь 5-6% его грузов. Основной их объем идет по российской Транссибирской магистрали (1,5 млн тонн) при стоимости $6-7 тыс. за контейнер.

«Но проблема упирается в загруженность Транссиба внутренними российскими грузами и низкую пропускную способность магистрали. Выдержать масштабный дополнительный транзит из Китая затруднительно», — говорит Марк , ведущий аналитик ГК TeleTrade.

Вторая существенная проблема для наращивания транзита через Россию и Казахстан в Европу — скорость движения грузовых составов. Средняя скорость по Транссибу — примерно 12 км/ч, здесь много «узких участков», где движение тормозится, напоминает Гойхман. По данным Безбородова, скорость контейнерных доставок по Китаю и на экспорт составляет 40 км/ч.

Китай это понимает, но не торопится инвестировать в транспортную инфраструктуру России, отмечают эксперты.

Китайцы любят повторять, что между Китаем и США прохладные политические отношения, но горячие экономические связи. В Китае давно прописались все крупнейшие торговые компании США и банки. С Россией все наоборот. Идеологически две страны близки друг другу, что неоднократно доказывают, например, результаты голосования по повестке Совбеза ООН. А вот экономическая интеграция развивается с трудом.

Это не дорога с верблюдами

«Одна из главных проблем, которая произошла с Россией в последние годы, это то, что она стала труднопредсказуемой страной, с непредсказуемостью внешней политикой», — говорит первый вице-президент .

Неудивительно, что многие партнеры России, даже вроде бы политически лояльные, стремятся на всякий случай присмотреть альтернативные варианты, добавляет эксперт. Китай задействовал сейчас не менее шести вариантов доставки грузов в ЕС.

Сами китайцы, когда их спрашивают, а в чем проблема, почему возрождаемый сейчас «Шелковый путь» из Китая в Европу не может пролегать через соседнюю российскую территорию, отвечают философски, уклончиво. «Шелковый путь» — это не линия на карте, не доставка грузов из пункта А в пункт Б. «Шелковый путь» — это не дорога с верблюдами», — говорил в интервью «Газете.Ru» полномочный министр посольства КНР в России, участник Восточного экономического форума Чжан Ди. Это путь к росту и совершенству. Присоединиться к этому пути имеет право любой. И Россия в нем задействована, успокаивал китайский чиновник.

Страны Центральной Азии роднит не только общее советское прошлое. Экономическая ситуация везде оставляет желать лучшего, уровень коррупции и рейтинг свободы слова во всех странах примерно одинаковый, и даже прирост населения похож. Хотя, конечно, есть и различия.

Узбекистан: Сельское хозяйство отступает

В Узбекистане с момента распада СССР кардинально изменилась структура экономики: раньше доля сельского хозяйства превышала треть, а сейчас не составляет и одной пятой. За последние пять лет в стране существенно выросла безработица. Минимальная зарплата - 36 евро, пенсия - 71 евро. Раньше именно Узбекистан "поставлял" большинство гастарбайтеров в РФ.

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Узбекистан: Политические эмигранты

Во времена правления Ислама Каримова, жестко подавлявшего любые формы инакомыслия, на долю Узбекистана приходилось больше всего политических беженцев из региона - в первую очередь в страны Запада. Многие жители республики вынуждены были бежать, спасаясь от репрессий после подавления узбекскими властями восстания в Андижане.

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Узбекистан: Смена президента

С 1991 года в Узбекистане было всего два руководителя. Ислам Каримов правил с 1991 года вплоть до своей смерти в 2016 году (ему было 78 лет). После него президентом стал Шавкат Мирзиёев. Сейчас ему 59 лет - и сложно угадать, как надолго он "задержится" во власти. Формально в парламенте представлены 4 партии плюс движение экологов, однако независимые СМИ называют выборы "политическим шоу".

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Таджикистан: Гастарбайтеры покидают РФ

Официально безработица в Таджикистане очень низкая - около 2,5%. Однако эксперты убеждены, что эта цифра занижена минимум вчетверо. По данным fergananews.com, средняя пенсия в Таджикистане в 2015 году была гораздо ниже, чем в других странах - около 30 евро в месяц. Количество трудовых мигрантов из этой страны в России уменьшается: сейчас в РФ живет менее 700 тысяч таджиков.

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Таджикистан: Исламский фактор

Многих иностранных боевиков ИГ вербуют в Таджикистане, а потом, через другие страны, переправляют их на боевые территории. Западные эксперты считают, что с точки зрения исламизма Таджикистан - самая уязвимая страна в регионе. Таджикские власти используют этот фактор для подавления всякого инакомыслия.

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Таджикистан: 201-я военная база

На таджикской территории находится 201-я военная база РФ. В 90-е годы российские военные участвовали в миротворческой миссии, остановившей гражданскую войну в Таджикистане. Сейчас база существует для того, чтобы служить своеобразным "щитом" для опасностей, исходящих из соседнего Афганистана. На базе в качестве вольнонаемных служащих работает много таджиков, получая высокие зарплаты.

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Таджикистан: Преследования оппозиции

Глава Таджикистана - Эмомали Рахмон. И хотя он во власти уже 22 года, он не первый и не единственный президент страны - до него Таджикистаном руководили Кахар Махкамов и Рахмон Набиев (каждый - меньше года). В нынешнем составе таджикского парламента представлены 4 партии, однако реальной оппозиции в стране нет. HRW заявили, что власти Таджикистана арестовывают и пытают оппозиционеров.

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Туркмения: Без свободы, но с ресурами

В Туркмении сравнительно высокая средняя зарплата - около 290 евро в месяц (данные asgabad.net). И хотя более половины населения занята в сельском хозяйстве, туркменская экономика до сих пор крайне зависима от экспорта энергоресурсов. Население до сих пор не платит за газ, воду и свет. Зато в рейтинге свободы прессы Туркмения находится на "почетном" третьем месте... с конца - 178-м.

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Туркмения: Жизнь после Туркменбаши

О двух местных президентах слагают песни и легенды. Сапармурат Ниязов, знаменитый "Туркменбаши" - отец всех туркмен - правил (на разных должностях) с 1985 года. В 2006 он скончался, а эстафету перенял Гурбангулы Бердымухамедов. Ему всего 59 лет, а президентские выборы он уже выигрывал трижды. Говорить о какой-либо оппозиции в Туркмении, одной из самых диктаторских стран региона, нельзя.

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Казахстан: Зависимость от нефти

Экономика Казахстана - крупнейшая в регионе и вторая на постсоветском пространстве. Однако ее благополучие вплотную зависит от цен на природные ресурсы, включая нефть. За последние годы курс тенге неоднократно опускался. Средняя зарплата в стране - около 410 евро (по данным forbes.kz).

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Казахстан: Астана - визитная карточка

Казахстан стремится быть как можно более близким к европейской культуре. Столица Астана - визитная карточка страны. Здесь находятся основные административные учреждения страны и офисы крупных компаний.

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Казахстан: Под руководством долгожителя

Казахстаном правит главный постсоветский долгожитель - Нурсултан Назарбаев (официальный титул - "Елбасы", лидер нации). У власти он находится с 1989 года. Очередные выборы, в 2015 году, он выиграл, набрав почти 98% голосов. Оппозиция в Казахстане существует, однако она находится под жестким прессингом властей.

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Киргизия: Иссык-Куль и свобода слова

Не так давно внешний долг Киргизии резко вырос, что осложняет экономическое положение страны. Зато именно здесь находится знаменитый Иссык-Куль - и туризм приносит казне немало денег. Да и со свободой прессы тут неплохо: в рейтинге "Репортеров без границ" Киргизия на 89-м месте - выше всех соседей, РФ, Беларуси и Украины!

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Киргизия: Базы в Манасе и Канте

Киргизия зарабатывала на том, что предоставляла право размещать на своей территории иностранные военные базы. Так в аэропорту "Манас" вблизи Бишкека до 2014 года находилась военная база США - в числе прочего, здесь дозаправлялись американские самолеты, летевшие в Афганистан. А в Канте до сих пор размещена российская военная база.

Центральная Азия: все одинаково, все по-разному

Киргизия: Уже четыре президента

В сравнении с другими странами региона, в Киргизии царит относительная демократия - там с 1990 года правит уже четвертый президент (включая одного временного), причем первых двух - Аскара Акаева и Курманбека Бакиева - свергали в результате революций. Многим памятны трагические события 2010 года, когда на юге страны погибли более 200 человек. Очередные выборы президента пройдут в ноябре 2017 года.


Карта маршрута ралли «Шелковый путь»

Путь, который способен пройти не каждый.

Россия

После грандиозного старта на Красной площади участники отправятся по живописным извилистым трассам и будут мчаться по бескрайним российским полям, где порой за высокой травой только лучшие штурманы в мире смогут разглядеть верное направление. В седьмое издание гонки войдут новейшие и еще никому незнакомые трассы Европейской части России, которые понравятся как поклонникам классического ралли, так и фанатам скоростных спецучастков на открытых просторах.

Длина этапа: 726,95 км

Длина спецучастка: 61,43 км

Этап 1. Путь к Нижнему Новгороду

Первый спецучасток гонки – 61-километровый отрезок между Москвой и Чебоксарами. В первый же день техничная трасса бросит экипажам настоящий вызов: этап будет требовательным к точным настройкам автомобиля, а также к работе штурманов, которым предстоит найти верные направления.

Длина этапа: 785,63 км

Длина спецучастка: 157,00 км

Этап 2. Великие трассы Казани

На втором этапе гонщики продемонстрируют выдающиеся навыки пилотажа – между Чебоксарами и Уфой им предстоит преодолеть 157 километров узких и очень техничных трасс. Скоростные отрезки будут перемежаться менее быстрыми секциями, но в первую очередь экипажам придется сосредоточиться на сохранности машины – здесь очень опасны срезки поворотов, а во многих местах в траве скрыты ямы и кочки.

Длина этапа: 876,39 км

Длина спецучастка: 329,25 км

Этап 3. Река Тобол

Заключительный спецучасток на территории России спортсмены пройдут в ходе третьего этапа ралли, представляющего собой скоростные трассы с частыми сменами направления. Быстрые и техничные секции среди кустарника и растительности не дадут пилотам заскучать, в то время как штурманам предстоит сосредоточиться на работе с «дорожной книгой».

Казахстан

Казахстан – связующий мост между Европой и Азией, простирающийся от дельты Волги до гор Тянь-Шаня – уже в третий раз станет частью маршрута ралли «Шёлковый путь». Потрясающие воображение пейзажи озёр и каньонов наряду с горными плато и впадинами стали главной особенностью этих трасс, которые вновь бросят вызов гонщикам, их навыкам пилотажа и умению адаптироваться к меняющемуся дорожному покрытию. Это будет настоящее испытание на выносливость в условиях начинающихся перепадов высот и нарастающей жары.

Длина этапа: 908,80 км

Длина спецучастка: 373,22 км

Этап 4. По пути к Акмоле

Первый на дистанции этап с двумя спецучастками, разделёнными зоной нейтрализации. В первой части собрана целая россыпь скоростных грунтовых трасс, в то время как вторая секция представляет собой спецучасток по бескрайним степям Казахстана, которые приведут участников на бивуак в столице страны Астане.

Длина этапа: 849,54 км

Длина спецучастка: 484,47 км

Этап 5. По направлению к Семипалатинску

Пятый этап гонки станет настоящим экзаменом для штурманов – почти 400 километров спецучастка по огромным степям среди потрясающих пейзажей Казахстана, где лишь самые внимательные и аккуратные смогут обнаружить верное направление и сохранить позицию в верхней части турнирной таблицы.

Длина этапа: 597,13 км

Длина спецучастка: 387,86 км

Этап 6. Вдоль Турксиба

Спецучасток шестого этапа начнётся с частых смен направления, после чего экипажи ждёт серия быстрых и коварных отрезков – здесь участников ждут многочисленные ловушки, и чтобы их избежать, штурманам необходимо внимательно следить за «дорожной книгой».

Длина этапа: 412,90 км

Длина спецучастка: 106,60 км

Этап 7. В поисках чёрного золота

106-километровый спецучасток седьмого этапа принесёт гонщикам истинное удовольствие. Трассы проходят на фоне удивительных пейзажей холмистой местности, покрытой самой разнообразной растительностью, а финиширует зачётная секция у самой границы с Китаем.

Китай

Через хребты Тянь-Шаня караван ралли «Шёлковый путь» отправится на территорию Китая, где жаркая спортивная схватка в пустыне Гоби вновь станет кульминацией марафона. В Китае спортсменам откроются самые потаённые места древнейшей цивилизации и неизведанные ранее места. Гигантские дюны и грандиозные песчаные массивы в условиях экстремальных температур, постоянные смены направления и подстерегающие экипажи ловушки гарантируют, что путешествие до Сианя станет незабываемым приключением и безжалостным испытанием силы и духа.

Длина этапа: 436,34 км

Длина спецучастка: 250,37 км

Этап 8. По следам Уйгуров Синьцзяна

Трассы восьмого этапа раскинутся в сложной местности, с юга окружённой горами, а с севера – многочисленными буровыми скважинами. Поначалу гонщиков ждут скоростные участки, которые с каждым километром будут становиться всё сложнее и коварнее. Основная работа сведется к пилотированию, но к финишу потребуется сосредоточенная работа штурмана.

Длина этапа: 813,89 км

Длина спецучастка: 421,00 км

Этап 9. В сторону Ичжоу

Первые большие дюны на маршруте – ещё более протяжённые, чем в 2016 году. Множество смен направления на фоне впечатляющих пейзажей не дадут штурманам заскучать, а многочисленные путевые точки немного облегчат экипажам навигацию. К финишу характер спецучастка будет становиться всё быстрее и быстрее.

Длина этапа: 517,53 км

Длина спецучастка: 360,28 км

Этап 10. Святилища Могао

Быстрый на первых километрах спецучасток между высохших русел рек будет становиться всё сложнее и техничнее. Множество смен направления бросят настоящий вызов штурманам, но к концу скоростного отрезка трасса будет хорошо просматриваться.

Длина этапа: 783,84 км

Длина спецучастка: 488,65 км

Этап 11. Стоянка в пустыне

По ходу одиннадцатого этапа экипажам во второй раз предстоит преодолеть два спецучастка. В первой секции пилотам необходимо пройти мягкие дюны, за которыми последуют скоростные трассы вдоль гор Циляньшаня и сложная навигация. Второй отрезок проведёт участников между каньонами по широким песчаным трассам прямо до финиша этапа.

Длина этапа: 483,79 км

Длина спецучастка: 254,75 км

Этап 12. Долгое путешествие

За счёт многочисленных гигантских дюн двенадцатый этап гонки станет одним из самых трудных на маршруте. Скоростные отрезки и различные типы покрытия бросят непростой вызов пилотам, но ключевую роль вновь сыграет навигация.

Длина этапа: 690,31 км

Длина спецучастка: 318,66 км

Этап 13. Великие соборы дюн

Заключительный сдвоенный спецучасток гонки. Невероятная коллекция самых красивых дюн пустыни Гоби, где состязанием насладятся не только спортсмены, но и фото- и видеооператоры, составит первую зачётную секцию. Вторая часть включит в себя множество задач на навигацию и несколько техничных отрезков с дюнами.

Длина этапа: 716,56 км

Длина спецучастка: 100,67 км

Этап 14. Столица тринадцати династий

Двухнедельный марафон завершится решающим спецучастком длиной 100 километров. Песочные трассы и серия небольших дюн обещают напряжённое сражение, в котором невозможно угадать победителя до последних метров дистанции. Финиш в столице тринадцати династий императоров Китая, отправной точке Великого Шёлкового пути, станет достойной наградой каждому, кто смог преодолеть свыше 9 500 километров марафона.

Фото и текст: Silk Way Rally

Только в этот раз участников ждет больше соревновательных участков: 4089 километров, или 43% общей дистанции. Изменились и места, через которые пройдет гонка: поменялись города, где финишируют этапы, добавилось больше скоростных участков. Финиширует ралли-рейд в китайском Сиане 22 июля.

Первые три этапа гонки пройдут по территории России. За это время участники преодолеют 524 километра весьма скоростных спецучастков. Много работы предстоит штурманам: организаторы постарались запутать маршрут, и экипажам надо быть внимательнее, чтобы не пропустить правильную дорогу и взять контрольную точку.

Казахстанский отрезок ралли начинается из Костаная и заканчивается в Карамае, у самой границы с Китаем. Здесь спортсменов ждут многочисленные грунтовые дороги и степные участки. Как пообещал Владимир Чагин на презентации, самым скоростным станет пятый этап, из Астаны в Семей: экипажи смогут развивать скорость более 200 км/ч.

В Китае участники наконец доберутся до дюн и песков: сначала им предстоит проехать вдоль гор Циляньшаня, по каньонам и руслам высохших рек, чтобы затем оказаться в пустыне Гоби. Самым сложным этапом, как обещает Владимир Чагин, станет двенадцатый: без единого населенного пункта. Самым жарким должен стать тринадцатый этап, который как раз проложен через пустыню Гоби. В прошлом году температура воздуха здесь поднималась до 53 градусов по Цельсию. Чагин напомнил, что в этот день надо будет брать с собой больше воды, и призвал мужские экипажи проявить лучшие черты характера и делиться водой с женскими экипажами, если они об этом попросят. Самым горным и каменистым этапом станет последний, четырнадцатый: из Чжунвэя в Сиань. Хоть и всего 100 километров спецучастков, зато весьма сложных.

Маршрут ралли-рейда «Шелковый путь» по дням

4-й этап , 11 июля: Костанай - Астана, два спецучастка общей протяженностью 484 километра.

11-й этап , 19 июля: Дуньхуан - Цзяюйгуань, два спецучастка общей протяженностью 251 километр.

13-й этап , 21 июля: Алашань-Юци - Чжунвэй, два спецучастка общей протяженностью 380 километров.

14 этап , 22 июля: Чжунвэй - Сиань, спецучасток - 100 километров, финиш и награждение победителей и призеров.

На презентации маршрута ралли «Шелковый путь 2017» присутствовали несколько основных героев соревнования: Нассер Аль-Аттия, Стефан Петерансель, Жерар де Рой, Сириль Депре и команда «КАМАЗ-мастер» практически в полном составе. Как и в прошлом году, они планируют побороться за победу в своих зачетах. Со следующего года к ним должны присоединиться и сильнейшие мотоциклисты мира - в 2018 году.

В настоящее время свои заявки уже подали пять экипажей «КАМАЗ-мастера»: пилотировать грузовики «Синей Армады» будут двукратный победитель «Шелкового пути» Айрат Мардеев, Эдуард Николаев, Андрей Каргинов, Антон Шибалов и Дмитрий Сотников.

Заявка также поступила от их главного соперника Жерара де Роя, который ранее лишь однажды, в 2009 году, принимал участие в «Шелковом пути». Вместе с ним в одной команде Petronas De Rooy Iveco поедут еще два грузовика - Артура Ардавичуса и Тона ван Генугтена.

Планируют выйти на старт Мартин ван ден Бринк, Паскаль де Бар и Герт Хузник (Mammoet Riwald Rally Sport) - на грузовиках Renault . Алеш Лопрайс (Instaforex Loprais Team ) поедет на Tatra , Миклош Ковач (Team Qualisport) - на новой Scania , а белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто» выставит три своих грузовика под управлением Сергея Вязовича, Алексея Вишневского и Александра Василевского.

В зачете Т1 вновь заявлены три автомобиля Peugeot Sport, теперь уже новые прототипы 3008 DKR. Пилотировать их будет победитель прошлого года Сириль Депре, а также Стефан Петерансель и Себастьен Лёб. Противостоять им будут несколько экипажей на Toyota : Нассер Аль-Аттия (Toyota Overdrive), Жинель де Вильерс, Лерой Поултер (Toyota Gazoo Racing). И на Mini : два автомобиля MINI John Cooper Works Rally немецкой команды X -Raid - у Язида Аль-Раджи и Брайса Мензиса, - и MINI All4Racing российского экипажа Владимира Васильева / Константина Жильцова (G-Energy Team ).

Организаторы ралли отдельно выделяют «темных лошадок», которые могут преподнести сюрпризы в гонке: Бориса Гадасина (Suprotec Racing), Хань Вэя на багги Geely Boyue Hanwei SMG Team, Паскаля Томасса и Кристиана Лавьеля (Baicmotor Racing Team), серебряного призера «Шелкового пути 2012» Балаша Жалая на прототипе Opel , Мирослава Заплетала на Hummer Evo 3, Фредерика Шавиньи на Nissan , Эудженио Амоса на моноприводном багги, Матье Серрадори на багги SRT .

Десять тысяч километров. Много ли это? Безусловно, немало. Сложно ли проехать такую дистанцию за две недели в гоночном темпе? Изнуряюще тяжело. А сложно ли полностью создать маршрут такой гонки, проложив трассу по интересным и сложным дорогам, но исключив из нее непроходимые участки, обеспечив безопасность гонщиков, зрителей и местных жителей, а главное – перенеся все особенности этих километров на бумагу дорожной книги, по которой поедут гонщики? Можно ли вообще быть уверенным в том, что на десяти тысячах километров дорог и бездорожья все будет под контролем? Как выясняется, можно. Но для этого тебе самому нужно пройти эту трассу несколько раз, и не на гоночной машине, а на практически стоковом Toyota Hilux.

Интернетом

Е сли бы мы рассказывали вам историю создания трассы ралли-рейда лет двадцать пять – тридцать назад, то сказали бы, что все начинается с бумажной карты и компаса. Однако сегодня благодаря современным картографическим сервисам, продвинутой электронике и навигационному оборудованию можно использовать куда более точный и верный способ создать черновой маршрут – это онлайн-разведка.

Да, черновая трасса современного ралли-рейда теперь рождается на компьютере – многонедельные изнуряющие путешествия предваряются немногим менее длительными подготовительными работами, в ходе которых специалисты прокладывают маршрут и проверяют его на онлайн-картах. Труд по созданию первичного маршрута, несомненно, стал несколько проще – но вместе с тем возросли и требования к качеству такой трассы. А еще «электронная разведка», разумеется, усложняет разведку реальную – но об этом чуть позже.

Главная сложность при составлении маршрута гонки – соблюсти баланс между сложностью и интересностью для гонщиков, безопасностью трасс для пилотов, зрителей и местных жителей и требованиями по соблюдению экологических, законодательных и других многочисленных норм. И это – сложнейшие задачи при прокладке маршрута. Гонщики не почувствуют духа настоящего авантюризма, если трасса будет повторяться год от года. Зрители не будут рады, если на трассе не будет зрелищных мест с организованными площадками для них. А местные жители, обитающие неподалеку от трассы, не будут рады даже столь яркому мероприятию, если оно будет нарушать их комфорт и привычный уклад жизни. При этом и первые, и вторые, и третьи на протяжении всего марафона должны быть в абсолютной безопасности. А еще за спиной организаторов стоят МВД, ГИБДД, экологи, военные, местные власти, частные землевладельцы…

И все это – не красочное преувеличение. Поскольку боевая трасса ралли-рейда проходит не по асфальтовым магистралям, а по глуши, каждый ее километр должен удовлетворять требованиям государственных инстанций. Экологи должны быть уверены, что она не проходит по всевозможным заповедникам и заказникам, и участники не нанесут критический ущерб окружающей среде. МВД нужно уверить, что на всей протяженности маршрута будет обеспечена безопасность.

Статьи / Автоспорт

Японский след на Шелковом пути: чем запомнится ралли-рейд образца 2016 года

Организация Ведь если ралли-рейды организовывают - значит - это кому-нибудь нужно? Именно это, перефразируя Маяковского, хочется спросить у каждого, кто, сверкая улыбкой в густой пыли и маяча красной футболкой с белым...

1984 0 476 28.07.2016

Военные – тоже в числе участников согласования пути: во-первых, гонка не должна проходить по засекреченным и закрытым территориям и вблизи них, а во-вторых, гонку непрерывно сопровождает авиация – а это значит, что маршрут не должен проходить в зоне запрета полетов.

С частными землевладельцами в случае задействования их земель для прокладки трассы тоже нужно заключить договоренности – договоры аренды или иные соглашения. Местные власти, пожалуй, входят в число заинтересованных в проведении гонки, но и с ними нужно провести личные встречи и необходимые согласования. А теперь умножьте все это на три – ведь «Шелковый путь» проходит по территории трех стран!

Но вернемся к созданию маршрута. Как мы уже сказали, организаторам нужно не просто создать трассу, но и обеспечить ее проходимость, учитывая вдобавок, что по ней пойдут не только легковые, но и грузовые автомобили. Однако узнаваемость трассы сильно различается в зависимости от сезона, проходимость бродов меняется от весны к осени, иные дороги размывает, какие-то заваливает оползнями, какие-то зарастают кустарником, а отдельные участки и вовсе становятся непроходимыми. Как узнать обо всем этом? Сесть в машину и отправиться туда самому.

Потом

Да, из-за компьютера организаторы трассы перемещаются прямиком за руль, чтобы лично убедиться в том, что дороги, найденные на карте, существуют в реальности и пригодны для проведения гонки. И для того, чтобы быть уверенными в том, что в гонке не будет сюрпризов, боевую трассу придется пройти далеко не один раз…

1 / 2

2 / 2

Первая разведка трассы, или предварительный реконессанс (от фр. reconnaissance – разведка) проводится задолго до гонки – она вполне может состояться и в зимний период. Главная задача во время этой разведки – убедиться в физической возможности проехать по маршруту, намеченному ранее. Как уже говорилось выше, боевая трасса проходит не по большим дорогам, используемым постоянно, а по специфическим тропам, и их состояние зависит от того, насколько они «обжиты» вообще.

Реконессанс (от фр. reconnaissance – разведка)

Случается такое, что дорога перестает использоваться совсем, и ветер, дождь и солнце стирают ее с лица земли, делая путь непригодным или значительно осложняя ориентирование. Иногда проложенная годами тропа подмывается грунтовыми водами или протекающей неподалеку рекой либо засыпается оползнем – в таком случае на пути появляется новый объезд. Не исключены и другие варианты вроде сезонности дороги – зимой она пригодна для эксплуатации, а в теплое время года превращается в болотце или другую непроходимую местность. Все это – работа для «разведчиков», которые пойдут здесь и сейчас, и позже.

Убедившись, что маршрут существует, организаторы сосредотачиваются на его формальной составляющей: как мы уже знаем, весь путь надо перепроверить и согласовать. Но когда до гонки остается полтора-два месяца, наступает время финальной, самой сложной работы.

Эта работа – основной реконессанс: прохождение трассы и составление дорожной книги (или роудбука) – основного путеводителя, по которому поедут экипажи в гонке. Важность дорожной книги сложно переоценить: от нее в буквальном смысле зависит не только успешное прохождение трассы, но и здоровье, а то и жизнь пилотов. Ведь в пылу борьбы каждый из них стремится выжать максимум из своего автомобиля, а вот возможности этих самых автомобилей очень разные.

Поэтому в дорожной книге должны быть прописаны все нюансы и детали трассы, которые могут представлять опасность для автомобиля, мчащегося со скоростью далеко за сотню. Помимо необходимых для навигации развилок, развязок и перекрестков здесь отмечают броды, ямы, трамплины, промоины, сужения и расширения дороги, опасные повороты, крупные камни и другие несущие риск особенности пути.

Наша задача – обеспечить безопасность всех пилотов, поэтому мы включаем в дорожную книгу все потенциально опасные детали, хотя, конечно, они различаются по степени опасности для разных экипажей. Например, крупная яма: новейшие болиды Toyota или Peugeot ее и не заметят, но для менее подготовленных машин – это повод сбросить скорость и быть осторожнее.

Стефан ле Бай организатор, составитель дорожной книги

Для каждого реконессанса на маршрут ралли-рейда отправляется специальная команда. Разумеется, сложность маршрута предполагает необходимость участия нескольких автомобилей. Обычно их три: два основных и один запасной. Такой состав позволяет вытащить застрявшую машину, без риска разведывать броды и пробовать на проходимость сложные участки трассы.

Это вдвойне важно, поскольку подготовка пикапов Toyota Hilux , на которых уже не в первый раз проводят реконессанс, минимальна – на них даже нет лебедок. Самая серьезная доработка – каркас безопасности: он необходим, так как эти автомобили могут при необходимости выходить на трассу и во время проведения ралли-рейда. Кроме каркаса, эти Hilux отличаются силовым передним бампером с усиленной защитой картера, дополнительной защитой приводов и рулевых тяг, дополнительным топливным баком, повышающим автономность до 1 200 – 1 400 километров, и спортивными амортизаторами, позволяющими поддерживать более высокую скорость на бездорожье. В остальном это – обычные серийные автомобили, хоть им и приходится терпеть совсем не обычные режимы эксплуатации.

Газ в пол – четыреста метров отборнейшего бездорожья, где я, болтаясь на ремне безопасности сзади, слушаю щелчки его стопора, не дающего мне проткнуть лбом потолок. Едва заметный «перекресток» двух автомобильных тропинок – тормоз в пол. Очередная пометка в создаваемой с нуля дорожной книге – и снова газ в пол. Еще двести метров болтанки – подскок. Снова тормоз в пол. Отметка о трамплине – газ в пол. Триста метров тряски – снова торможение. Спустя несколько часов голова гудит, желудок заявляет о категорическом несогласии с таким режимом движения, а вестибулярный аппарат просит о пощаде, желая возлежать пусть на пыльной, но твердой и неподвижной земле. А ведь мы едем далеко не на гоночной машине и далеко не в боевом режиме! Да и на лицах организаторов на передних сиденьях при этом – ни тени дискомфорта: только сосредоточенность и внимание к дороге. Пожалуй, если я и захочу еще раз прокатиться в таком темпе, то только на переднем сиденье. Хотя кого я обманываю…

Да, здесь, на реконессансе, не до комфорта: рваный и тяжелый режим движения заставляет думать лишь о том, чтобы не переоценить возможности пусть и прочной, но стандартной машины, и не перегреть тормоза. Главная же задача – перенести на бумагу все то, что заставляет лишний раз повернуть голову, задуматься или нажать на тормоз. Цена ошибки здесь высока: не вписал в роудбук трамплин – получил перевернутые автомобили, не предупредил о сужении дороги с деревьями на обочине – создал аварийную ситуацию, не уточнил категорию опасности препятствия – и вновь пилоты подвергаются ненужному риску. А риск этот нужно свести к минимуму: несмотря на сложность, ралли-рейд – это не гонка на выживание в прямом смысле слова. Поэтому и внимание к деталям здесь соответствующее.

«Деталей» этих в итоге набегает немало: за один спецучасток в черновике дорожной книги, который непрерывно пишется в ходе реконессанса, может оказаться и 500, и 600 отметок. Общее же число указаний для штурманов и пилотов на весь маршрут ралли-рейда исчисляется тысячами! Тысячи – и в каждом зашифрована информация, которая может изменить многое для каждого участника гонки. Более того, в дорожной книге указываются не только важные отметки, но и расстояние между ними, чтобы экипаж был готов к реагированию и мог планировать маневры заранее. Теперь становится окончательно ясно, почему дорожная книга – один из главнейших атрибутов в гонке: без роудбука она превращается в бессмысленное и опасное самоориентирование в пространстве, помноженное на безрассудно быструю езду.

В таком изматывающем режиме организаторы во второй раз проходят всю трассу, спецучасток за спецучастком. Основной реконессанс, как правило, уже позволяет начисто выяснить отличия реальной трассы от того, что было запланировано в ходе онлайн-прокладки маршрута. Ведь обновления карт в картографических сервисах проводятся далеко не каждый день, и многое меняется. Например, за два дня разведки на одном спецучастке мы обнаружили провал дороги из-за протекающего рядом ручья, непроходимый брод, которому пришлось искать альтернативу, и полностью измененный ландшафт на участке, где раньше проходила дорога: в реальности она упиралась в неглубокий обрыв. Мелочи вроде упавших деревьев, узкой дамбы или подтопленных лугов даже не стоят упоминания – в рамках этого текста, конечно: в роудбуке узкая дамба – это столь же важное замечание, как и опасный скоростной поворот.

Сколько таких несоответствий можно встретить за десять тысяч километров – известно лишь организаторам. Только им же известно и то, сколько дополнительных километров надо исколесить, чтобы найти альтернативный путь, сколько времени приходится потратить на эту разведку, и сколько сил нужно иметь, чтобы во второй раз проехать весь маршрут ралли-рейда в таком режиме…

И еще раз потом

Итак, основной реконессанс окончен и составители роудбука отправляются работать дальше – расшифровывать свои записи и превращать рукописный черновик в увесистую «книгу знаний». Казалось бы, можно расслабиться и отдохнуть? Как бы не так.

Последние недели перед гонкой – самое напряженное время, когда приходит пора финальных согласований и организации безопасности на трассе. Повсюду проходят инструктажи и обучения, формируются команды волонтеров и организаторские штабы на местах. Все места пересечения боевой трассы с дорогами и жилыми зонами будут находиться под надзором полиции и ГИБДД – все это тоже оговаривается и согласовывается заранее.

Заранее спланированные в ходе реконессанса зрительские зоны и фототочки для прессы тоже должны быть обустроены так, чтобы обеспечить максимальную зрелищность при максимальной же безопасности. Внимание к деталям предельное – вплоть до того, что жителей всех прилегающих к трассе территорий информируют при помощи специальных листовок, в которых указаны даты и время проведения гонки, ее маршрут и необходимые для соблюдения меры безопасности.

Ну а за несколько дней до начала гонки организаторы… проезжают трассу еще раз! Да-да, практически перед стартом это необходимо для того, чтобы убедиться в том, что ничего не изменилось. Если на трассе вдруг обнаруживаются новые препятствия или особенности, они оперативно вносятся в роудбук – однако вероятность этого уже не так велика. Одно только «но»: этот факт не слишком-то влияет на сложность задачи по очередной проверке трассы.

Если вы думаете, что на этом разведки трассы заканчиваются, то вы ошибаетесь: уже в ходе ралли-рейда перед самым стартом каждого спецучастка на трассу выходит… вертолет. Авиация – единственный способ оперативно проверить путь на наличие форс-мажорных изменений. Организаторы проходят на вертолете всю трассу, стартуя примерно на четверть часа раньше первого экипажа – чтобы не показывать ему дорогу. И вот эта-то проверка неизбежно становится финальной.

Вертолет, кстати – это еще и мера безопасности: параллельно с состоянием трассы организаторы отслеживают и наличие на ней зрителей. Если среди них присутствуют маршалы или волонтеры в опознавательных жилетах марафона – все в норме, порядок будет обеспечен. Если группа зрителей пребывает рядом с трассой сама по себе, с вертолета им будут озвучены предупреждения и спущены пресловутые листовки, сообщающие о маршруте гонки, времени проведения и мерах безопасности. Ну а в крайнем случае, если люди явно не представляют, что происходит, и могут оказаться в опасности, вертолет садится неподалеку, чтобы ее устранить.

Работа, полная потрясений

Теперь, когда рождение ралли-рейда стало вещью чуть более понятной, становится ясно: его создание – это работа, полная потрясений. Причем потрясений как приятных – от живописнейших пейзажей полей, перелесков, степей и пустынь, через которые пролегает маршрут ралли-рейда, так и физических – за рулем пикапов Toyota Hilux , переносящих тебя от старта очередного спецучастка к финишу. Но и в первом, и во втором есть своя прелесть, свой дух и своя романтика. Пожалуй, именно за ними люди год за годом и приезжают сюда, окунаясь в мир больших сложностей и простых радостей.