Совершенствование технике подъемов: «полуелочкой» «елочкой» и «лесенкой», спуски с горы. Лыжная подготовка Подъем в гору на лыжах лесенкой

Ступающий шаг

Техника выполнения. При передвижении ступающим шагом лыжник поочередно отталкивается ногами и руками. С окончанием отталкивания одной ногой он сразу же переносит массу тела на другую ногу. Лыжа при этом не скользит. Лыжник ставит палку на опору до окончания отталкивания одноименной ногой и противоположной рукой (фазы свободного скольжения нет). Таким образом, он опирается одновременно на обе палки. При передвижении ступающим шагом лыжник делает перекат через согнутую ногу, не разгибая ее при махе. С началом выпада лыжник продолжает сгибать опорную ногу, а сильнейшие лыжники, как правило, сразу начинают разгибать ее в тазобедренном и коленном суставах, т. е. отталкиваться.

Беговой шаг

Техника выполнения. Крутые короткие подъемы (крутизной 15° и больше) лыжники преодолевают беговым шагом. С момента постановки палки масса тела перемещается на маховую ногу. Далее следует стояние лыжи до выпада. Хорошо подготовленные лыжники начинают выпад одновременно с выпрямлением опорной ноги, а иногда н раньше. Подъем они преодолевают на сильно согнутых в коленях ногах. Темп при беговом шаге 70 циклов в 1 мин.

Шаги «Полуелочкой» и «елочкой»

Техника выполнения. Лыжа, расположенная выше, скользит в направлении движения, а носок нижней лыжи отводится в сторону. Угол постановки нижней лыжи зависит от крутизны подъема и условий скольжения Руки лыжника работают поочередно.

Техника выполнения. Подъем «елочкой» применяется при преодолении подъемов прямо. При этом способе подъема носки лыж разводятся в стороны в направлении движения, и, чтобы улучшить сцепление со снегом, лыжник закантовывает лыжи на внутренние ребра. Чем круче подъем, тем больше разводятся носки лыж.

Подъем «лесенкой»

Техника выполнения. Чтобы подняться «лесенкой», надо встать левым или правым боком к подъему, поставить лыжи на верхние канты и подниматься приставными шагами. Если лыжник преодолевает подъем, повернувшись к нему правым боком, то он отталкивается левой рукой, одновременно разгибая левую ногу, а правую ногу отводит от левой. С постановкой правой лыжи и палки на снег левая нога приставляется к правой и т. д.

При передвижении на лыжах по пересеченной местности военнослужащим приходится преодолевать подъемы различной крутизны, длины и рельефа. Во время обучения и соревнований по лыжным гонкам используются в основном способы подъемов по лыжне, обеспечивающие высокую скорость передвижения (скользящим беговым и ступающим шагом). В очень редких случаях на коротких крутых участках трассы при слабой подготовке или неудачной смазке обучаемые вынужденно переходят на менее быстрые способы подъемов – «елочкой». Военнослужащие во время передвижения без лыжни (по целине), довольно часто пользуются подъемом «елочкой».

Подъем «елочкой» применяется на довольно крутых склонах (до 35°), когда обучаемые не в состоянии преодолеть подъем ступающим шагом. Разведение носков и постановка лыж на внутреннее ребро значительно увеличивают сцепление их со снегом и предотвращают скатывание.

Подъем «елочкой»

Название этого способа происходит от следа на снегу, который оставляет лыжник, и напоминает ветви елочки. Лыжник, преодолевая подъем этим способом, также передвигается ступающим шагом с разведением носков лыж и постановкой их на ребро. Важное значение при этом способе подъема имеет опора на палки, которые ставятся сзади лыж. С увеличением крутизны склона увеличиваются угол разведения лыж и наклон туловища вперед. При передвижении этим способом могут быть различные варианты работы рук: одновременно с лыжей выносится одноименная или противоположная (разноименная) палка.
Этот способ подъема обучаемые осваивают довольно быстро.

После показа военнослужащие пытаются сразу его выполнить, только не следует первоначальное обучение проводить на глубоком снегу. Крутизна склона при этом не должна превышать 5-10°. При обучении могут встретиться следующие ошибки: недостаточное разведение носков и кантование лыж, слабая опора на палки, чрезмерный наклон туловища вперед. Все они легко устраняются после нескольких повторений. Постепенно крутизна склона увеличивается до 20°; кроме того, можно предложить военнослужащим преодолеть подъем по более глубокому снегу.

2. Ознакомление и разучивание техники спуска в средней стойке.

Успешное овладение техникой спусков позволяет быстро и безопасно передвигаться по пересеченной местности во время марш-броска и соревнований по лыжным гонкам. Максимальная скорость движения на склоне во многом зависит от стойки спуска. Большое влияние оказывают крутизна и длина склона, условия скольжения и качество инвентаря.

Наиболее часто применяется при спусках основная (средняя) стойка. Она наименее утомительна и позволяет выполнить при спуске любые другие приемы (торможения, повороты). При прямом спуске в основной стойке лыжи расставлены на 10-15 см одна от другой, ноги слегка согнуты в коленных суставах, туловище немного наклонено вперед, руки опущены и несколько выведены вперед, палки (обязательно кольцами назад) не касаются склона.

Спуск в основной средней стойке

Для увеличения устойчивости одну ногу выдвигают вперед на 10-20 см. Основная стойка обеспечивает наибольшую устойчивость при спуске.
Обучение всем видам стоек начинается на ровном месте. Затем после показа руководитель занятия выполняет спуск по ровному некрутому (до 4-5°) склону небольшой длины. Снежный покров должен быть хорошо укатан, но не леденист. Постепенно крутизна склона увеличивается (до 10°), но значительно удлинять склон не следует.Только после того как обучаемые уверенно будут спускаться с таких склонов, можно переходить к более крутым и длинным.Главная задача - научить военнослужащих уверенному спуску на высокой скорости.
Постепенность усложнения заданий позволит освоить стойки спусков, избежать падений и травм и уверенно преодолеть чувство страха перед скоростью и крутизной спусков.

3.Проведение тренировки техники одношажного хода.

Одношажный ход является одним из основных, наиболее часто применяемых при передвижении на лыжах, так как позволяет развить высокую скорость скольжения - до 8 м/с. Чаще всего ход используется на равнине при хорошем скольжении и при твердой опоре для палок. С ухудшением условий скольжения его можно применять на пологих спусках. При отличном скольжении хорошо подготовленные военнослужащие могут проходить начало пологих подъемов (при переходе на высокой скорости от равнины в подъем), используя этот ход. Цикл одновременного хода состоит из одного скользящего шага и одновременного толчка палками с последующим скольжением на обеих лыжах.
Различают два варианта одношажного хода. Отличие связано с изменением согласованности в работе рук и ног. Основной вариант - руки выносят палки вперед до начала толчка ногой, толчок руками начинается сразу после окончания отталкивания ногой (два толчка следуют непрерывно один за другим). Стартовый вариант – одновременно с толчком ногой палки выносятся вперед, а отталкивание палками выполняется после небольшого проката на одной лыже.
Основной вариант более экономичен (общее время цикла примерно на 0,4 с больше, чем в скоростном), так как частота движений ниже. Естественно, что скорость скольжения в основном варианте чуть меньше, чем в скоростном (на 1-2 м/с).

Одношажный ход (основной вариант)

Основной вариант выполняется следующим образом:

1. После окончания толчка руками лыжник скользит на лыжах.
2. Медленно выпрямляясь, выводит палки вперед.
3. Предварительно перенеся вес тела на левую ногу, лыжник выполняет толчок левой ногой одновременно с постановкой палок на снег.
4. В момент окончания толчка ногой начинается отталкивание руками, которое выполняется так же, как и в других одновременных ходах.
5-6. Лыжник скользит на правой лыже, продолжая толчок руками. Левая нога активным маховым движением выносится вперед и приставляется к опорной в момент окончания толчка руками.
7. Толчок руками закончен, лыжник скользит на двух лыжах.
Цикл движений повторяется.

Изучение этого хода начинается целостным методом по общепринятой методике (рассказ - показ - объяснение). Кроме этого, целесообразно имитировать движение в цикле хода без палок это позволит обучаемым освоить ритм движений хода. Затем обучение продолжается при передвижении по учебному кругу.
В обучении этому ходу встречаются некоторые специфические трудности, заключающиеся в согласованности работы рук и ног. Овладеть согласованностью движений помогает выполнение хода под команды преподавателя «Вынос!» (палок), «Шаг!», «Толчок!» Можно проводить обучение под счет: на «раз» - палки выносятся кольцами вперед; на «два» - шаг с толчком другой ногой и с одновременной постановкой палок на снег; на «три» - толчок палками и приставление ноги. Следует напомнить обучаемым известное методическое правило при выполнении данного хода: не начинать толчок ногой, пока палки не займут положение кольцами вперед. После освоения общей схемы движения переходят к совершенствованию хода в целом - усилению отталкиваний ногами и руками, удлинению скользящего шага и т.д.
Одношажный ход предъявляет довольно высокие требования к силе мышц плечевого пояса, поэтому изучение его также необходимо вести в облегченных условиях (под пологий уклон, при хорошем скольжении и твердой опоре для палок). У военнослужащих при выполнении этого хода встречаются следующие ошибки: преждевременный толчок руками, начало цикла шагом с одной и той же ноги, а также все ошибки, присущие одновременному отталкиванию палками, аналогичные бесшажному ходу.
Вторым вариантом одношажного хода является «скоростной». Цикл движения начинается с отталкивания ногой и одновременного выноса палок вперед, затем следует прокат на опорной ноге. После небольшой паузы (проката) выполняется толчок руками с одновременным приставлением маховой ноги, далее следует более длительный второй прокат. Этот вариант позволяет быстро набрать скорость, он часто применяется при старте, поэтому его иногда называют еще стартовым. Ввиду одновременности в работе рук и ног обучаемые довольно легко овладевают координацией этого хода.

Одношажный ход (скоростной вариант)

Во втором варианте хода очень важно активно («ударом») поставить палки на снег и сразу резко увеличить давление на них, что способствует уменьшению давления лыж на снег и увеличению скорости скольжения.

Скоростной вариант одношажного хода последние годы все шире применяется в соревнованиях по лыжным гонкам. Лыжники, перейдя при необходимости на этот ход, могут значительно повысить частоту движений и на коротком отрезке сразу заметно увеличить скорость по сравнению с основным вариантом. В таком случае движения могут даже выполняться с меньшей амплитудой. В этом варианте хода по сравнению с остальными сила отталкивания может повыситься на 20-30 кг, время отталкивания сокращается на 6-8%, скорость скольжения при прокате на двух лыжах больше на 1-2 м/с, а максимум давления на палки после начала отталкивания (постановки их на снег) достигается в 4-5 раз быстрее.
С целью быстрого освоения скоростного варианта одношажного хода в начале обучения целесообразно проимитировать движения, добиваясь согласованности в работе рук и ног (по времени). Исходное положение для выполнения этого упражнения - положение проката на двух лыжах после окончания толчка палками: на счет «раз» - шаг ногой вперед и одновременный вынос рук с палками вперед (кольца назад); на счет «два» - одновременный толчок палками (обозначение) и приставление толчковой ноги к опорной. После освоения имитации работы рук и ног обучаемые выполняют на лыжне весь ход в целом в медленном темпе, но слитно. Затем скорость движений увеличивается.
При изучении данного варианта хода необходимо обратить внимание на энергичный маховый вынос рук вперед и постановку палок в снег ударом кольцами к себе (назад). Быстрый маховый вынос рук и выпад другой ногой увеличивают силу отталкивания опорной ногой. Толчку ногой предшествует быстрое и короткое подседание. В любом варианте хода большое значение имеет энергичный маховый вынос толчковой ноги вперед с быстрым торможением ее около опорной.

Паспорт урока

1.Класс:

2.Продолжительность урока: 45минут

3.Место проведения: спортивная площадка школы

4.Учебный предмет: физическая культура

5.Тема:

6.Тип урока: Урок совершенствования двигательных умений;

7.Цель урока: Совершенствование техники спуска на лыжах в основной стойке и подъёма в гору «ёлочкой».

8.Задачи урока:

8.1. Образовательные:

Совершенствовать спуск с горы в основной стойке;

Совершенствовать технику подъема в гору «ёлочкой»;

Формировать умение работать в команде;

8.2. Развивающие:

Развивать двигательные способности; координацию движений, скорость, выносливость;

Развивать интерес к занятиям физической культурой и спортом;

8.3. Воспитательные:

Воспитывать здоровый образ жизни через занятия физической культурой;

Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам,

Воспитывать сплоченность, чувство ответственности за свою команду;

    Основной дидактический метод: упражнение;

10.Частные методы и приемы: объяснение, показ, анализ выполнения упражнений, самооценка выполнения упражнений;

11.Оборудование и инвентарь: лыжи, лыжные палки, флажки, свисток.

12.Список литературы:

Лыжная подготовка. (Под редакцией Н.П.Воробьева), «Просвещение», 2005

Фокин Г.Ю. Уроки физкультуры в начальной школе: 1-4 классы. Пособие для учителей физкультуры – М.,2006 г.-224с.

Железняк Ю.Д. Лыжная подготовка: техника, тактика, методика обучения: учебник для студентов высш. педагог. учебн. заведений - М. Академия, 2010.

Родиченко В.С. и др. Твой олимпийский учебник. Учебное пособие для олимпийского образования. М. : Советский спорт, 2014.- 224 с.

Ход урока

Подготовитель-ная часть –

10 мин.

Построение. Приветствие. Сообщение задач урока.

Сегодня мы продолжаем заниматься лыжной подготовкой. А какие виды спорта на лыжах вы знаете (лыжные гонки, биатлон, прыжки с трамплина, фристайл и т.д.).

В 2014 году с 7 по 23 февраля в Сочи прошли ХХ II зимние олимпийские игры. Прочитав книгу «Твой олимпийский учебник», вы сможете для себя вновь открыть ХХ II зимние олимпийские игры..

2-3 мин.

Создать положительный эмоциональный настрой

Разминка: - прохождение скользящим шагом 1 круг на стадионе.

3-4 мин.

Сгибать ногу перед отталкиванием, поднимать левую руку в момент, когда правая нога впереди

Основная часть- 30 мин.

Построение в одну шеренгу перед склоном.

1. Совершенствование техники спуска с горы в основной стойке.

Принять положение основной стойки как при спуске на лыжах: ноги слегка согнуты, одна нога впереди на полступни, вес тела распределен равномерно на обе ноги, туловище немного наклонено вперед, плечи опущены, руки слегка согнуты в локтях и удерживают палки почти в горизонтальном положении;

Вернуться в исходное положение.

Выполните упражнение на пологом склоне.

2. Совершенствование техники подъема в гору «ёлочкой»

Этот способ подъема применяется на довольно крутых склонах (до 35*), когда спортсмены не в состоянии преодолеть подъем ступающим или скользящим шагом. Разведение носков и постановка лыж на внутреннее ребро значительно увеличивают сцепление их со снегом и предотвращает скатывание. Название этого способа происходит от следа на снегу, напоминающего ветви ёлки. Лыжник, преодолевая подъем, так же передвигается ступающим шагом. Важное значение при этом имеет постановка и опора на лыжные палки, которые ставятся сзади лыж. С увеличением крутизны склона увеличивается угол разведения лыж и наклон туловища вперед.

Упражнение выполнять на ровной поверхности и на некрутом подъеме, лыжи ставить на ребро.

Класс делится на 3 команды, по команде учителя первые участники скатываются со склона в основной стойке. Кто дальше прокатится – 1 очко. Побеждает команда, набравшая

наибольшее количество очков.

4. Кто быстрее пройдет ворота и построится.

По команде учителя первые участники выполняют спуск в основной стойке, пройдя последние ворота, выполняют поворот переступанием, поднимаются на склон «ёлочкой» и становятся последним в своей команде. Второй участник начинает спуск в момент, когда первый пройдет последние ворота. Выигрывает команда, которая раньше закончит игру и построится.

Подведение итога игр

3-4 раза

Показ, рассказ.

При спуске соблюдать технику безопасности (упражнение начать тогда, когда впереди идущий освободил лыжню).

Недостаточное разведение носков лыж, слабая опора на палки, чрезмерный наклон туловища.

Заключительная часть –

3 мин.

Построение с лыжами.

Подведение итога урока. Что мы повторили на этом уроке?

Рефлексия.

Домашнее задание.

Кто любит уроки лыжной подготовки – делают 1 шаг вперед.

Кто хочет участвовать на соревнованиях и побеждать - делают 2 шага.

Ходьба на лыжах разученным способом.

Батыс Қазақстан «АТиСО»академиялы қ колледжі

Конспект урока по физической культуре.

Тема: Совершенствование технике подъемов: «полуелочкой» «елочкой» и «лесенкой», спуски с горы.

Образовательные задачи:

    Создать представление и обеспечить основами знаний о технике подъемов в гору и спуска с горы.

Оздоровительные задачи:

    Формирование правильной осанки.

    Укрепление и повышение физической подготовленности учащихся.

    Развитие основных физических качеств.

    Совершенствование попеременного двухшажного хода, тех­ники спусков и подъемов.

Воспитательные задачи:

    Воспитание сознательного отношения к занятиям физической культуры.

    Воспитание самостоятельности.

    Воспитание чувства коллективизма.

Развивающие задачи:

1.Способствовать развитию координации.

Место проведения: Стадион.

Инвентарь и оборудование: Лыжи, флажки.

Часть урока

Частные задачи

Средства

Дозировка

Методические приемы организации обучения и воспитание.

I .

20 мин

II .

50 мин

III .

10 мин

1.Организовать учащихся к проведению урока.

2. Создать целевую установку на урок.

3.Организовать учащихся на проведение разминки

4. Подготовить организм к основной части урока:

Выработать правильную осанку;

Способствовать укреплению голеностопного сустава;

5. Организовать группу к проведению ОРУ:

Способствовать укреплению мышц плечевого пояса;

Способствовать укреплению локтевого сустава;

Способствовать укреплению кистей рук;

Способствовать укреплению мышц спины;

Способствовать укреплению мышц тазобедренного сустава;

Способствовать укреплению мышц ног.

1.Создать зрительное представление о технике подъемов лесенкой.

2.Обеспечить основами знаний о технике подъемов полуелочкой.

3. Обеспечить основами знаний о технике подъемов елочкой.

4. Обеспечить основами знаний о технике спуска с горы.

5. Обеспечить основами знаний о технике спуска с горы.

6. Обеспечить основами знаний о технике спуска с горы.

7. Обеспечить основами знаний о технике спуска с горы.

1.Организовать учащихся к подведению итогов.

2.Воспитать сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями через д/з.

3.Подвести итоги урока.

а) Построение в одну шеренгу;

б) выполнение команд: «Равняйсь! Смирно! Вольно!»

а) Сообщить задачи урока:

Ознакомимся с техникой выполнения надевания лыж;

Закрепим технику надевания лыж;

Разовьем физические качества быстроту и координацию

а) Выполнить команду « Напра-во, за направляющим в обход по кругу шагом марш!»

а)Ходьба по кругу:

На носках, руки вверх;

Ходьба без задания;

Перекаты с пятки на носок;

Ходьба баз задания;

Ходьба на внешней стороне стопы;

Ходьба без задания.

б) Бег по кругу с заданием и без задания:

Бег без задания в медленном темпе;

Бег приставным шагом правым боком;

Бег без задания;

Бег приставным шагом левым боком;

Бег без задания;

Бег с высоким подниманием бедра;

Бег без задания;

Бег с захлестыванием голени;

Бег без задания;

Бег с выносом прямых ног;

Бег без задания в медленном темпе.

Бег, переходящий на ходьбу.

а) Упражнения на восстановление дыхания в ходьбе.

б) Выполнить команду: «Направляющий, на месте! Группа, стой! На первый, второй рассчитайсь! В две шеренги стройся! Первая шеренга на зарядку становись! Вторая шеренга на зарядку становись! Руки в стороны, разомкнулись приставными шагами!»

а) И. п.- руки к плечам;

1.2.3.4- вращение вперед;

1.2.3.4- вращение назад.

б) И.п.- руки в стороны, ноги на ширине плеч;

1.2.3.4- вращение рук в локтевых суставах вперед;

1.2.3.4- вращение рук в локтевых суставах назад.

в) И.п.- руки в стороны, ноги на ширине плеч;

1.2.3.4- вращение кистей вперед;

1.2.3.4- вращение кистей назад.

г) И.п.- о.с.

1- левую ногу на носок, руки на пояс;

2- наклон влево, руку вверх;

3.4- вернуться в и.п.

д) И.п.- о.с.

1.шаг левой, руки в стороны;

2- наклон к левой ноге правой рукой;

3.4- вернуться в и.п.

е) И.п.- о.с.

1- присесть, руки вперед;

2- и.п.

3- присесть, руки вперед;

4- и.п.

ж) И.п.- о.с.

1- шаг левой ногой в сторону, руки вперед;

2- мах левой ногой к правой руке;

3.4- и.п.

з) И.п.- упор присев;

1- прыжком в упор лежа;

2- и.п.

3- прыжком в упор лежа;

4- и.п.

и) И.п.- о.с., руки на поясе;

1.2.3.4- прыжки на двух ногах;

Поворот на 180 градусов

Восстановить дыхание.

На учебной лыжне по пересеченной местности в колонну по одному.

а) Краткий рассказ учителя.

1. «Лесенкой» - подъем на довольно крутые скло-
ны. Можно подниматься любым боком приставны-
ми шагами.

Поднять левую (правую) ногу с лыжей досереди­ны голени, параллельно перенести лыжу на пол­шага влево (вправо), поставить ногу и перенести на нее тяжесть тела. Приставить правую (левую) ногу. Тяжесть тела распределить на обе стопы. Корпус чуть наклонить вперед, палки в упоре воз­ле стопы.

2. «Полуелочкой» - подъем удобен для восхожде-
ния на горку наискось.

Этот прием выполнить ступающим шагом: лыжу, находящуюся по склону выше, переставить в линии движения, а другую, нижнюю, с разворотом носка поперек склона, - под некоторым углом к верхней лыже; лыжи, особенно нижняя, опираются на реб­ро.

3. «Елочкой» - этот подъем можно использовать,
если нога надежно удерживается креплением лыжи.
Подъем «елочкой» выполняется с широким разве-
дением носков лыж в стороны. Пятки лыж при шаге
перенести одна через другую, а лыжи поставить на
снег внутренними ребрами: задний конец перене-
сенной вперед лыжи опустить на склон против бо-
тинка стоящей на снегу ноги. Палки в упор сзади
ноги.

Все способы подъема на горку показать, поточно опробовать

4. Спуск в высокой стойке на лыжне с неболь- шим уклоном.

И. п.: высокая стойка, лыжи расставлены на 10-15 см. Одна нога выдвинута на полступни впе­ред, тяжесть тела распределена равномерно на обе лыжи, руки опущены вниз, палки обращены коль­цами назад.

Сделать несколько шагов вниз по склону, перейти в свободный спуск.

Во время спуска не допускать наклона туловища; неровности спуска амортизировать, слегка сгибая ноги в коленных суставах.

Следить за равномерным распределением тяжести тела на обе лыжи.

Упражнение приучает сохранять равновесие в скольжении на обеих лыжах в облегченных услови­ях (пологий склон), при вьщвижении стопы вперед и пружинистых движениях в коленных суставах, готовит к преодолению неровностей на спуске.

5. Спуск в основной стойке.

И. п.: о. с. - для спусков. Стоя на месте: лыжи рас­ставлены на 10-15 см, ноги слегка согнуты в коле­нях, туловище немного наклонено вперед, руки опущены, согнуты в локтях и вынесены вперед, палки кольцами назад.

Для улучшения устойчивости одну ногу выдвигают вперед на 10-20 см. Во время спуска 2-3 раза надо менять выдвигаемую ногу.

Упражнение позволяет сохранять равновесие в позе готовности к преодолению заметных неровностей рельефа спуска.

6. Спуск в низкой стойке.

И. п.: низкая стойка для спусков на месте, лыжи расставлены на расстоянии 10-15 см. Одну ногу выдвинуть на полступни вперед. Ноги максимально согнуты коленных суставах, туловище подано впе­ред, руки вытянуты вперед как можно дальше, го­лова опущена вперед-вниз, чуть приподнята, взгляд вперед.

Проверить и. п., выпрямиться, сделать 2-3 шага и перейти в спуск в низкой стойке. В положении низкой стойки мышцы расслабить. Тяжесть тела равномерна на обеих лыжах. Упражнение формирует навыки спуска со склонов в малоудобной позе, развивает равновесие.

7. Спуск в стойке для отдыха.

И. п.: стойка отдыха при спуске на месте. Наклонить туловище вперед, опереться руками на колени, палки кольцами назад. Опираться уверенно предплечьями на бедра, мыш­цы расслабив; не занимать палки руками и тулови­щем. Добиваться полной расслабленности. Упражнение учит умению отдыхать в удобной позе на спуске

а) Выполнить команду:

« Группа, в одну шеренгу становись! Равняйсь! Смирно! Вольно!»

а) Написать реферат на тему Подъемы в гору, спуск с горы.

а) Подвести итоги урока, выделить наиболее активных учеников.

2 мин

10 мин

8мин

6.30мин

7.30мин

7.30мин

7.30мин

7.30мин

7.30мин

6мин

10мин

Соблюдать интервал;

обратить внимание на внешний вид учащихся

Следить за дистанцией

Следить за правильностью выполнения задания, спина прямая, взгляд направлен вперед.

Во время бега следить за правильностью постановки ноги.

Во время бега приставным шагом ноги в коленном суставе слегка согнуты, руки в стороны. Взгляд направлен вперед.

Следить за высотой подъема бедра.

Корпус слегка наклонен вперед, нога ставится на носок.

Ноги в коленях не сгибать. Спина прямая. Нога ставится на носок.

Следить за четкостью выполнения команд, за соблюдение интервала.

Следить за амплитудой движений.

Следить за амплитудой движений.

Спина прямая, наклон четко в сторону.

Ноги не сгибать.

Спина прямая, взгляд вперед.

Спина прямая, не приседать, нога прямая.

Следить за тем, чтобы каждый ученик внимательно слушал.

Плечи не запрокидывать назад.

Обратить внимание на детей, которые работают левой рукой, выполнять упражнение в медленном темпе.

Следить за техникой безопасности.

Следить за правильностью выполнения упражнения.

Следить за постановкой ног, за положением рук.

Если допущена ошибка, вернуться и исправить.

Четкое объяснение задания.

Следить за четкостью выполнения команд.

Убедиться, что каждый ученик понял задание.

Следить за четкостью выполнения команд, следить за соблюдением интервала.

Анализ техники подъема скользящим шагом Подъем скользящим шагом применяется на склонах средней крутизны (4-12°) при хорошем сцеплении со снегом. Очень похож на попеременный двухшажный ход, но длина шага здесь короче, движения чаще, опора на палки дольше и сильнее, отталкивание рукой заканчивается одновременно с отталкиванием ногой. Туловище несколько больше наклонено вперед, палки ставятся с большим наклоном. После отталкивания лыжа меньше поднимается над снегом.

Анализ техники подъема ступающим шагом При подъеме ступающим шагом лыжник поочередно отталкивается ногами и руками. С окончанием отталкивания одной ногой он сразу же переносит массу тела на другую ногу. Лыжа при этом не скользит. Гонщик ставит палку на опору до окончания отталкивания одноименной ногой и противоположной рукой (фазы свободного скольжения нет). Таким образом, он опирается одновременно на обе палки. Поэтому задача отталкивания руками - перенос массы тела лыжника вперед на опору. Этот способ подъема применяется на крутых склонах (13-16°), когда скольжение невозможно из-за плохого сцепления лыж со снегом.

Анализ техники подъема скользящим (беговым) шагом Подъем беговым шагом применяется на коротких средних и крутых склонах (крутизной 15° и больше), а также на пологих склонах при плохом скольжении. Он характерен сокращением периода скольжения. Лыжник, сокращая скольжение, может временами переходить на бег. Крутые короткие подъемы лыжники преодолевают беговым шагом. При этом шаге все фазы скольжения сменяются фазой полета (рис. 4). С момента постановки палки масса тела перемещается на маховую ногу. Далее следует стояние лыжи до выпада. Хорошо подготовленные лыжники начинают выпад одновременно с выпрямлением опорной ноги, а иногда и раньше. Подъем они преодолевают на сильно согнутых в коленях ногах. Темп при беговом шаге - 70 циклов в 1 мин.

Анализ техники подъема «полуелочкой» Подъем «полуелочкой» применяется при преодолении подъемов средней крутизны наискось . Он выполняется ступающим шагом с разноименной работой рук и ног. Лыжа, расположенная выше, скользит в направлении движения, а носок нижней лыжи отводится в сторону. Угол постановки нижней лыжи зависит от крутизны подъема и условий скольжения. Руки лыжника работают поочередно. При подъеме «полуелочкой» (рис. 5) верхняя лыжа скользит прямо по направлению движения, а нижняя отводится носком в сторону и ставится на внутреннее ребро. Палки работают так же как при попеременном двухшажном ходе (с перекрестной координацией), и выносятся вперед прямолинейно. Отталкивание ногой при движении в подъем производится, прежде всего за счет развернутой в сторону лыжи.

Анализ техники подъема «елочкой» Подъем «елочкой» применяется при преодолении крутых (до 35°) подъемов прямо и при плохом сцеплении лыж со снегом (см. рис. 1). При подъем «елочкой» (рис. 6) лыжник передвигается ступающим шагом, обе лыжи ставятся на внутреннее ребро под углом к направлению движения с разведенными в сторону носками. С увеличением крутизны склона увеличиваются угол разведения лыж и наклон туловища вперед и лыжа еще больше ставится на ребро. При шаге нога выносится согнутая в колене, ботинок развернут в сторону, задник одной лыжи переносится через задник другой.

Разведение носков лыж в стороны и постановка их на внутреннее ребро обеспечивают надежное сцепление лыж со снегом и полноценные отталкивания ногами. При передвижении этим способом большое значение имеет опора на палки, которые ставятся на снег сзади лыж. При подъеме «елочкой» лыжи не скользят.

Анализ техники подъема «лесенкой» Подъем «лесенкой» применяется на очень крутых склонах (до 40°) как прямо, так и наискось и при глубоком снежном покрове во время походов на лыжах и прогулок (рис. 7). Он осуществляется боковыми приставными шагами. Чтобы подняться «лесенкой», надо встать левым или правым боком к подъему, поставить лыжи на верхние канты и подниматься приставными шагами. Если лыжник преодолевает подъем, повернувшись к нему правым боком, то он отталкивается левой рукой, одновременно разгибая левую ногу, а правую ногу отводит от левой. С постановкой правой лыжи и палки на снег левая нога приставляется к правой и т. д. Туловище при этом держится вертикально. Подъем «лесенкой» может осуществляться с продвижение как вперед так и назад.

Подъем «лесенкой» на соревнованиях лыжников не применяется.