Шлюпка крузенштерна 4 буквы. Первое кругосветное плавание крузенштерна и лисянского

7 августа 1803 года из Кронштадта в кругосветное путешествие вышли два корабля - «Надежда» и «Нева», начальником экспедиции был капитан-лейтенант Иван Крузенштерн с помощником капитан-лейтенантом Юрием Лисянским. Плавание продолжалось три года и закончилось там же в Кронштадте в 1806-м.

Русская команда

Цели экспедиции были научные и коммерческие. Дело в том, что торговля с Китаем, а также сообщение с русскими владениями на Аляске шло по суше. Такой путь занимал около года. Было решено поискать более короткую морскую дорогу. В 1802 году с таким предложением выступила торговая Русско-Американская компания, акции которой имел сам император Александр I.

Утвердив экспедицию, царь решил использовать её для попытки установить дипломатические и торговые отношения с Японией, в то время закрытой для иностранцев страной. Российским посланником был назначен камергер Николай Резанов, кстати, директор Русско-Американской компании.

Корабли для экспедиции были куплены в Англии, так как в России подходящих для дальнего плавания судов не было. Крузенштерну советовали и команду набрать из английских матросов, но он предпочёл земляков.

Перед отплытием император Александр I лично осмотрел шлюпы, разрешил на обоих поднять российские военные флаги и взял на себя расходы на содержание одного из судов, за другой платила Русско-Американская компания и один из главных вдохновителей экспедиции - министр коммерции граф Николай Румянцев.

Если говорить о научных задачах кругосветного плавания, то на борту шлюпов находились учёные-естествоиспытатели, а также живописец Курлянцев. Оснащение кораблей было по тем временам передовым, а учёные имели приборы для астрономических наблюдений, исследований глубин и морской воды. Предполагалось этнографическое изучение встретившихся народов и племён, флоры и фауны неведомых земель.

Пред отплытием император Александр I лично осмотрел шлюпы/ Фото: Commons.wikimedia.org

Экватор пройден!

Сначала экспедиция направилась в Копенгаген, затем в английский порт Фалмут, где пришлось задержаться, чтобы проконопатить всю подводную часть обоих судов, так как они давали течь. В Англии приобрели и запас продуктов. Затем поплыли на юг, зашли на испанский остров Тенерифе, где пополнили запасы продовольствия и воды. В ноябре пересекла экватор: флаг России впервые развевался в южном полушарии, что и было торжественно отпраздновано.

Иван Крузенштерн происходил из остзейских дворян. Фото: Commons.wikimedia.org

Починка корабля «Нева» на полтора месяца задержала экспедицию в Бразилии, где встретили новый 1804 год. 20 февраля суда успешно обогнули Южную Америку у мыса Горн. Однако вскоре налетели крепкие ветры с градом и снегом, в тумане корабли разлучились. Крузенштерн один достиг Маркизских островов, расположенных в центральной части Тихого океана. Встреча обоих кораблей была намечена у острова Пасхи или Нукагива. Наконец, прибыла «Нева» и путешествие продолжилось. В мае вновь перешли экватор, теперь - по направлению на север. У Сандвичевых островов (как тогда называли Гавайи) корабли вновь разделились: «Надежда» взяла курс на Камчатку и Японию, «Нева» - на Аляску. Встречу назначили в Китае в порту Макао, принадлежавшем португальцам.

Бросив якорь в Нагасаки, Крузенштерн известил местного губернатора о прибытии посла из России. В ожидании ответа прошли месяцы, в конце концов было получено согласование, что император отказывается подписывать торговый договор с Россией, и что судам запрещено заходить в японские порты. Япония продолжала оставаться закрытой страной, миссия Резанова выполнена не была.

«Надежда» взяла курс на Камчатку, по пути исследуя берега Сахалина. Зиму провели в Петропавловске.

«Берега Петропавловска, - писал Крузенштерн, - покрыты разбросанной вонючей рыбой, над которой голодные собаки грызутся за сгнивающие остатки… По выходе на берег тщетно будешь искать сделанные дороги или даже какой-либо удобной стези, ведущей к городу, в коем не находит глаз ни одного хорошо построенного дома… Около него нет ни одной зеленеющей хорошей равнины, ни одного садика, ни одного порядочного огорода…»

Закончив работы по ремонту такелажа и запасшись продовольствием, Крузенштерн направился в Китай.

Возвращение на родину

А в это время «Нева» Юрия Лисянского исследовала Аляску. Команда даже приняла участие в битве при Ситке, когда отряд Русско-Американской компании сражался с местными индейцами за владение этими землями. Индейцы были вынуждены отступить, но в команде «Невы» погибли три матроса.

Юрий Фёдорович Лисянской записал большое количество сведений об индейцах, собрал коллекцию их бытовых предметов. Почти полтора года провела «Нева» у берегов Америки, и опоздала к назначенному Крузенштерном сроку встречи в Китае. Зато корабль был нагружен мехами, добытыми на Аляске, а этот товар в «Поднебесной» ценили.

Юрий Фёдорович Лисянской записал большое количество сведений об индейцах, собрал коллекцию их бытовых предметов. Фото: Commons.wikimedia.org

9 февраля 1806 года корабли вышли из Кантона и взяли курс на родину, но вернулись в Петербург разными маршрутами. Когда 19 августа «Надежда» подошла к Кронштадту, там уже стояла «Нева», прибывшая раньше - 22 июля.

Скандалы на борту

Уже упоминавшиёся Николай Петрович Резанов, первый директор Российско-Американской компании, известен нам благодаря поэме Вознесенского и рок-опере Рыбникова «Юнона и Авось». Впрочем, история его любви к 15-летней Кончите, дочери губернатора Сан-Франциско, произошла, когда он уже не был участником «кругосветки».

Портрет Н. П. Румянцева кисти Джорджа Доу. Фото: Commons.wikimedia.org /

Ну а во время плавания на шлюпе «Надежда» его отношения с Крузенштерном были, мягко говоря, натянутыми. Во-первых, из-за малого размера корабля - его длина составляла всего 35 метров - команда жила очень скученно, Крузенштерну и Резанову пришлось делить одну каюту. Не могли они поделить и власть. Командиром был Крузенштерн, но и Резанов стремился взять руководство на себя. Конфликт достиг крайних пределов, когда камергеру был объявлен бойкот со стороны офицеров, а он в знак протеста последние месяцы плавания не покидал каюты. Общались Крузенштерн и Резанов записками.

Мнение историков о Николае Петровиче противоречивы. Американский адмирал писал: «Живи Резанов на 10 лет дольше, то, что мы называем Калифорнией и Американской Британской Колумбией, были бы русской территорией».

Российский современник отзывался так: «Сей г. Резанов был человек скорый, горячий, затейливый писака, говорун, имевший голову более способную созидать воздушные замки, чем обдумывать и исполнять».

Крузенштерн и Резанов помирились, когда камергер сошёл с корабля на берег в Петропавловске.

Благодарные потомки?

Памятник Ивану Крузенштерну стоит на берегу Невы с 1873 года. На гранитном пьедестале - табличка: «Первому русскому плавателю вокруг света адмиралу Ивану Фёдоровичу Крузенштерну». Здесь же - щит с семейным гербом и девизом «Spe fretus” (живущий надеждой).

Благодаря профессионализму и заботе командира о людях, в кругосветке не погиб ни один из членов экипажа «Надежды». И когда в 1839 году отмечался полувековой юбилей службы адмирала, к нему в Петербург пешком пришли три матроса, одному из которых было уже за восемьдесят. Крузенштерн умер в 1846 году. Деньги на памятник собирали моряки, это были «матросские пятаки и офицерские рубли».

Памятник установлен напротив Морского кадетского корпуса, который адмирал возглавлял 16 лет. В советское время это было Военно-морское училище им. Фрунзе, теперь - Морской корпус им. Петра Великого. Название менялось, но оставалась традиция: накануне выпуска курсанты сшивают из нескольких тельняшек одну огромную и ночью надевают её на широкие плечи адмирала. Считается, что это приносит удачу в начинаниях.

Ну а недавно, 4 августа, было обнаружено, что со скульптуры Крузенштерна «благодарные потомки» украли кортик. Полиция Василеостровского района начала расследование.

24.05.2017 25051

История о первой кругосветной экспедиции И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. О том, как два капитана обогнули земной шар впервые под флагом российского военного флота вопреки жестоким обстоятельствам, которые препятствовали их мечте.

Предпосылки и цель экспедиции

Прошения капитана Ивана Крузенштерна пылились в столах чиновников Адмиралтейства. Столоначальники считали Россию сухопутной державой и не понимали, зачем во­обще нужно ехать на край света - составлять гербарии и карты?! Отчаявшись, Крузенштерн сдается. Теперь его выбор - же­нитьба и тихая жизнь… И проект капитана Крузенштерна наверняка затерялся бы в дальних ящиках чиновников Адмиралтейства, если бы не частный капитал - Российско-Американская компания. Основной ее бизнес – торговля с Аляской. В ту пору - бизнес сверхприбыльный: купленную на Аляске за рубль шкурку соболя в Петербурге можно было продать за 600. Но вот беда: путь из столицы на Аляску и обратно занимал… 5 лет. Какая уж тут торговля!

29 июля 1802 года компания обратилась к императору Александру I, - тоже, кстати, ее акционеру, - с просьбой разрешить кругосветную экспедицию по проекту Крузенштерна. Цели - доставить на Аляску необходимые припасы, забрать товар, а заодно установить торговлю с Китаем и Японией. Подавал прошение член правления компании Николай Резанов.

7 августа 1802 года, всего через неделю после подачи прошения, проект был утвержден. Решено было также отправить с экспедицией посольство в Японию, возглавить которое предстояло Николаю Резанову. Начальником экспедиции был назначен капитан-лейтенант Крузенштерн.


Слева - Иван Федорович Крузенштерн, справа - Юрий Федорович Лисянский


Состав экспедиции, подготовка к плаванию

Летом 1803 года из гавани Кронштадта вышли два парусных шлюпа – «Надежда» и «Нева». Капитаном Надежды был Иван Крузенштерн, капитаном Невы – его друг и однокашник Юрий Лисянский. Шлюпы «Надежда» и «Нева» - трехмачтовые корабли Крузенштерна и Лисянского, способные нести до 24х пушек. Были куплены в Англии за 230 000 рублей, первоначально назывались «Леандр» и «Темза». Длина «Надежды» - 117 футов, т.е. около 35 метров при ширине 8.5 метров, водоизмещение 450 тонн. Длина «Невы» - 108 футов, водоизмещение 370 тонн.



На борту «Надежды» находились:

    мичманы Фаддей Беллинсгаузен и Отто Коцебу, впоследствии прославившие русский флот своими экспедициями

    посол Резанов Николай Петрович (для установления дипотношений с Японией) и его свита

    ученые Горнер, Тилезиус и Лангсдорф, художник Курлянцев

    загадочным образом в экспедицию попал и известный скандалист и дуэлянт граф Федор Толстой, вошедший в историю как Толстой-Американец

Иван Крузенштерн. 32 года. Потомок обрусевшего немецкого дворянского рода. Выпущен из Морского корпуса досрочно в связи с русско-шведской войной. Неоднократно участвовал в морских сражениях. Кавалер ордена Святого Георгия IV степени. Служил волонтером на судах английского флота, посетил берега Северной Америки, Южной Африки, Ост-Индии и Китая.

Ермолай Левенштерн. 26 лет. Лейтенант «Надежды». Отличался слабым здоровьем, но службу нес исполнительно и аккуратно. В своем дневнике подробно описал все происшествия экспедиции, включая курьезные и малопристойные. Давал нелестные характеристики всем своим товарищам, - за исключением Крузенштерна, которому был искренне предан.

Макар Ратманов. 31 год. Первый лейтенант шлюпа «Надежда». Одноклассник Крузенштерна по Морскому корпусу. Самый старший из офицеров экспедиции. участвовал в русско-шведской войне, затем, в составе эскадры Федора Ушакова, во взятии крепости Корфу и Ионических островов. Отличался редкой храбростью, а также прямотой в высказываниях.

Николай Резанов. 38 лет. Из обедневшей дворянской семьи. Служил в Измайловском лейб-гвардии полку, затем секретарем различных канцелярий. Вызвав ревность фаворита императрицы Платона Зубова, был отправлен в Иркутск инспектировать деятельность предпринимателя Григория Шелихова. Женился на дочери Шелихова и стал совладельцем огромного капитала. Добился у императора Павла разрешения на основание Российско-Американской компании и стал одним из ее руководителей.

Граф Федор Толстой, 21 год. Гвардии поручик, член свиты Резанова. Прославился в Петербурге как интриган, авантюрист и шулер. В экспедицию попал случайно: вызвал на дуэль своего командира полка, и во избежание неприятностей по решению семьи оказался в плавании вместо двоюродного брата.

Вильгельм-Теофиль Тилезиус фон Тиленау. 35 лет. Немецкий врач, ботаник, зоолог и, натуралист. Великолепный рисовальщик, составивший рисованную хронику экспедиции. Впоследствии сделает себе имя в науке. Бытует версия, что многие его рисунки скопированы с работ его коллеги и соперника Лангсдорфа.

Барон Георг-Генрих фон Лангсдорф, 29 лет. Доктор медицины. Работал врачом в Португалии, в свободное время проводил естественнонаучные исследования, собирал коллекции. Действительный член Физического общества Геттингенского Университета. Санкт-Петербургской Академии наук.

Иоганн-Каспар Горнер, 31 год. Швейцарский астроном. Вызван из Цюриха для участия в экспедиции в качестве штатного астронома. Отличался редким спокойствием и выдержкой.



Шлюп "Надежда"

Шлюп «Нева»: Командир - Лисянский Юрий Федорович.

Общая численность команды корабля – 54 человека.

Юрий Лисянский. 29 лет. С детства мечтал о море. В возрасте 13 лет досрочно выпущен из Петербургского морского корпуса в связи с Русско-Шведской войной. Участвовал в нескольких сражениях. В 16 лет произведен в мичманы. Кавалер ордена Святого Георгия 4-й степени. Отличался исключительной требовательностью к себе и подчиненным.


Подготовка к экспедиции

В начале 19 века на картах Атлантического и, главное, Тихого океанов белели пятна. Пересекать Великий океан русским морякам предстояло почти вслепую. Корабли должны были идти через Копенгаген и Фалмут на Канары, затем в Бразилию, далее - остров Пасхи, Маркизские острова, Гонолулу и Камчатка, где корабли разделятся: «Нева» отправится к берегам Аляски, а «Надежда» - в Японию. В Кантоне (Китай) корабли должны встретиться и вместе вернуться в Кронштадт. Суда шли по регламенту русского военного флота. Дважды в день - утром и ближе к вечеру - проводились учения: постановка и уборка парусов, а также тревоги на случай пожара или пробоины. Для обеда команды в кубриках опускались подвесные столы, прикрепленные к потолку. За обедом и ужином давали одно блюдо – щи с мясом или солониной или кашу с маслом. Перед едой команда получала чарку водки или рома, а тем, кто не пил, ежемесячно уплачивалось по девять копеек за каждую не выпитую чарку. По окончании работ раздавалось: «Команде петь и веселиться»!



Шлюпы «Нева» и «Надежда» во время кругосветного плавания. Художник С.В.Пен.


Маршрут экспедиции Крузенштерна и Лисянского

Экспедиция вышла из Кронштадта 26 июля по старому стилю (7 августа по новому стилю), взяв курс на Копенгаген. Далее маршрут следовал по схеме Фалмут (Великобритания) - Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова) - Флорианополис (Бразилия) - Остров Пасхи - Нукухива (Маркизские острова) - Гонолулу (Гавайские острова) - Петропавловск-Камчатский - Нагасаки (Япония) - остров Хоккайдо (Япония) - Южно-Сахалинск - Ситка (Аляска) - Кадьяк (Аляска) - Гуанчжоу (Китай) - Макао (Португалия) - остров Святой Елены - острова Корву и Флориш (Азорские острова) - Портсмут (Великобритания). 5 (17) августа 1806 года экспедиция вернулась в Кронштадт, совершив все путешествие за 3 года и 12 дней.


Описание плавания

Экватор

26 ноября 1803 года корабли под российским флагом «Надежда» и «Нева» впервые пересекли экватор и попали в Южное полушарие. По морской традиции был устроен праздник Нептуна.

Мыс Горн и Нука-Хива

В Тихий океан Нева и Надежда вышли порознь, но капитаны предусмотрели этот вариант и заранее договорились о месте встречи – Маркизский архипелаг, остров Нукухива. Но Лисянский решил по дороге зайти еще и на остров Пасхи – проверить, не занесло ли сюда «Надежду». «Надежда» же благополучно обогнула мыс Горн и 3 марта 1804 вышла в Тихий океан, а ранним утром пасхального воскресенья 24 апреля 1804 года, на 235-й день плавания, в солнечном мареве показалась земля. Нука-Хива сегодня – маленький сонный остров. Всего две дороги и три деревушки, одна из которых – столица под названием Таиохае. На весь остров – 2770 душ, которые неспешно занимаются производством копры и подсобным хояйством. Вечерами, когда спадает жара, сидят у домов или играют в петанг, привезенную французами забаву для взрослых… Центр жизни – крохотный причал, единственное место, где можно увидеть сразу несколько человек сразу, да и то ранним утром в субботу, когда рыбаки привозят на продажу свежую рыбу. На 4й день стоянки у Нуку-Хива к капитану прибыл гонец от короля со срочной вестью: на рассвете с горы увидели далеко в море большой корабль. Это была долгожданная «Нева».

Экватор

Аляска

Русской Америкой с 1799 по 1867 год назывались владения Российской империи в Северной Америке, - полуостров Аляска, Алеутские острова, Александровский архипелаг и некоторые поселения на побережье Тихого Океана. «Нева» благополучно достигла цели и подобралась к берегам Аляски 10-го июля 1804 года. Пункт назначения - Павловская бухта на острове Кодьяк, столицы Русской Америки. После мыса Горн и острова каннибалов это часть плавания представлялась морякам тихой и скучной… Но они ошибались. В 1804 году экипаж «Невы» оказался здесь в самом центре боевых действий. Воинственное племя тлинкитов восстало против русских, перебив небольшой гарнизон форта.

Российско-Американская торговая компания была основана в 1799 году «русским Колумбом» - купцом Шелиховым, тестем Николая Резанова. Компания торговала добытыми мехами, моржовыми клыками, китовым усом, ворванью. Но ее главной задачей было укрепление далеких колоний... Управляющим компании был Александр Баранов. Погода на Аляске даже летом переменчива – то дождь, то солнце… Оно и понятно: север. Уютный городок Ситка живет сегодня рыбной ловлей и туризмом. Здесь тоже многое напоминает о временах русской Америки. Сюда, на подмогу Баранову, и спешил Лисянский. Отряд под командой Баранова, который отправился на Ситку, насчитывал 120 промысловиков и около 800 алеутов и эскимосов. Им противостояло несколько сотен индейцев, укрепившихся в деревянной крепости… В те жестокие времена тактика противников повсеместно была одна и та же: в живых не оставляли никого. После нескольких попыток переговоров Баранов и Лисянский решают штурмовать крепость. На берег высаживается десант - 150 человек - русских и алеутов с пятью пушками.

Потери русских после штурма составили 8 человек убитых, (в том числе - трое матросов с «Невы») и 20 раненых, включая начальника Аляски - Баранова. Подсчитывали потери и алеуты… Еще несколько дней осажденные в крепости индейцы самоуверенно стреляли в русские баркасы и даже в «Неву». А потом вдруг прислали гонца с просьбой о мире.


Шлюп "Нева" у берегов Аляски

Нагасаки

Русское посольство Николая Резанова и Ивана Крузенштерна ожидало ответа сегуна у берегов Японии. Только спустя два с половиной месяца «Надежде» позволили войти в порт и приблизиться к берегу, и в гавань Нагасаки корабль Крузенштерна с послом Резановым вошел 8 октября 1804 года. Японцы заявили, что дней через 30 из столицы приедет «большой человек» и объявит волю императора. Но неделя проходила за неделей, а «большого человека» все не было... Спустя полтора месяца переговоров японцы выделили, наконец, посланнику и его свите небольшой дом. А затем отгородили возле дома садик для моционов – 40 на 10 метров.

Послу объявили: принять его при дворе нет никакой возможности. Также сёгун не может принять подарки, потому что он должен будет ответить тем же, а Япония не располагает большими кораблями, чтобы послать их царю… Японское правительство не может заключить с Россией соглашение о торговле, потому что закон запрещает сношения с другими нациями... И по этой же причине всем российским кораблям впредь запрещалось входить в японские гавани… Однако император распорядился снабдить моряков провизией. И выдал 2000 мешков соли, 2000 шелковых ковриков и 100 мешков пшена. Дипломатическая миссия Резанова была провалена. Для экипажа «Надежды» это означало: после многих месяцев на рейде Нагасаки они могут, наконец, продолжить плавание.

Сахалин

«Надежда» обошла всю северную оконечность Сахалина. По дороге Крузенштерн называл открытые мысы именами своих офицеров. Теперь на Сахалине есть мыс Ратманова, мыс Левенштерна, гора Эспенберга, мыс Головачева… Один из заливов был назван именем корабля – залив Надежда. Только спустя 44 года капитан-лейтенант Геннадий Невельской сумеет доказать, что Сахалин – остров, проведя корабль по узкому проливу, который получит его имя. Но и без этого открытия - исследования Крузенштерна на Сахалине были весьма значительны. Он впервые нанес на карту тысячу километров сахалинских берегов.

В Макао

Следующим местом встречи «Невы» и «Надежды» был определен расположенный неподалеку порт Макао. Крузенштерн прибыл в Макао 20 ноября 1805 года. Военный корабль не мог долго находиться в Макао даже с грузом мехов на борту. Тогда Крузенштерн заявил, что намеревается купить столько товаров, что они не поместятся на его судне, и ему необходимо подождать прибытия второго корабля. Но неделя шла за неделей, а «Невы» все не было. В начале декабря, когда «Надежда» уже собиралась выходить в море, появилась, наконец, «Нева». Ее трюмы были забиты пушниной: 160 тысяч шкурок морского бобра и котика. Такое количество «мягкого золота» было вполне способно обрушить меховой рынок Кантона. 9 февраля 1806 года «Надежда» и «Нева» покинули китайский берег и взяли курс на родину. «Нева» и «Надежда» довольно долго шли вместе, но 3 апреля, у мыса Доброй Надежды, при пасмурной погоде потеряли друг друга. Местом встречи на такой случай Крузенштерн назначил остров Святой Елены, куда и прибыл 21 апреля.

В обход Ла-Манша

Крузенштерн, чтобы избежать встречи с французскими каперами, выбрал обходной путь: вокруг северной оконечности Шотландии в Северное море и далее через Кильский пролив – в Балтийское. Лисянский в районе Азорских островов узнал о начале войны, но все равно пошел через Ла-Манш, рискуя встретить французов. И стал первым капитаном в мировой истории, который совершил безостановочный переход из Китая в Англию за 142 дня.


Что открыли Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский

На карту мира были нанесены новые острова, проливы, рифы, бухты и мысы

Исправлены неточности карт Тихого океана

Русские моряки составили описание побережья Японии, Сахалина, Курильской гряды и многих других районов
Крузенштерн и Лисянский провели всесторонние исследования океанических вод Русским мореплавателям удалось изучить различные течения и открыть Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах

Экспедиция собрала богатые сведения о прозрачности, удельном весе, плотности и температуре морской воды на различных глубинах

Экспедиция собрала богатые сведения о климате, давлении атмосферы, приливах и отливах в различных районах океанов и другие данные, которые положили начало новой морской науке - океанографии, изучающей явления в Мировом океане и его частях

Значение экспедиции для развития географии и других наук

Первая русская кругосветная экспедиция внесла огромный вклад в географическую науку: она стерла с карты мира несуществующие острова и уточнила координаты островов настоящих. Иван Крузенштерн описал часть Курильских островов, островов Японии и побережья Сахалина. Появилась новая наука - океанология: никто до Крузенштерна не проводил исследования морских глубин. А еще участники экспедиции собрали ценные коллекции: ботанические, зоологические, этнографические. За последующие 30 лет было совершено еще 36 русских кругосветных плаваний. В том числе, при непосредственном участии офицеров «Невы» и «Надежды».

Рекорды и Награды

Ивана Крузенштерна наградили орденом Святой Анны II степени

Император Александр I по-царски наградил И.Ф. Крузенштерна и всех участников экспедиции. Все офицеры получили следующие чины:

    командиры ордена св. Владимира 3 степени и по 3000 руб.

    лейтенанты по 1000

    мичманы по 800 рублей пожизненного пенсиона

    нижние чины, по желанию, уволены в отставку и награждены пенсионом от 50 до 75 рублей.

    По высочайшему повелению была выбита особая медаль для всех участников этого первого кругосветного путешествия

Юрий Лисянский стал первым капитаном в мировой истории, который совершил безостановочный переход из Китая в Англию за 142 дня.

Короткая справка о жизни участников экспедиции по ее завершении

Участие в этом походе изменило судьбу Лангсдорфа. В 1812 году он будет назначен русским консулом в Рио-де-Жанейро и организует экспе­дицию во внутренние районы Бразилии. Собранные им гербарии, описания языков и традиций индейцев до сих пор считаются уни­кальным, непревзойденным собранием.


Первое пересечение экватора русскими моряками

Из офицеров, совершивших кругосветное плавание, многие с честью служили в русском флоте. Кадет Отто Коцебу стал командиром корабля и сам позже совершил в этом качестве кругосветное путешествие. Фаддей Беллинсгаузен позднее возглавил кругосветную экспедицию на шлюпах «Восток» и «Мирный» и открыл Антарктиду.

За участие в кругосветном путешествии Юрий Лисянский был произведен в капитаны второго ранга, получил от императора пожизненную пенсию в 3000 рублей и единовременную награду от Российско-Американской компании в 10 000 рублей. После возвращения из экспедиции Лисянский продолжил службу в Военно-Морском флоте. В 1807 году возглавлял эскадру из девяти кораблей на Балтике и ходил к Готланду и Борнгольму для наблюдения за английскими военными судами. В 1808 году был назначен командиром корабля "Эмгейтен".

А я бы с радостью писал вам письма,

На вопрос какой русский мореплаватель совершил первое кругосветное путешествие заданный автором Ђатьяна Татьяна лучший ответ это Адмирала Ивана Крузенштерна помнят со школьной скамьи многие. Любителям бардовской песни памятны строки Александра Городницкого «Под северным ветром неверным, под южных небес синевой/Опять паруса «Крузенштерна» шумят над моей головой». Это – о паруснике, носящем имя прославленного русского адмирала, совершившего первое русское кругосветное плавание. Но, к сожалению, далеко не все помнят, что знаменитую экспедицию с Иваном Федоровичем Крузенштерном (шлюп «Надежда») осуществил и уроженец малороссийского городка Нежина Киевской губернии Юрий Федорович Лисянский (шлюп «Нева») .

Ответ от Ёергей лялин [активный]
Магеллан


Ответ от Добрососедство [новичек]
петров петр петрович


Ответ от Двутавровый [новичек]

Он в полной мере должен разделить с коллегой славу великого флотоводца-открывателя. Тем более что, как ниже увидим, плавание его, начавшееся 7 августа (26 июля по ст. ст.) 1803 года, было в большой мере автономным.
Трижды Лисянский был первым: он первым совершил под российским флагом кругосветное путешествие, первым продолжил водный путь от Кронштадта до Русской Америки (до 1867 года принадлежавшей России, а затем, увы, проданной США) , первым открыл необитаемый остров в центральной акватории Тихого океана. Вообще на карте мира имя Лисянского упоминается 8 раз: в честь него названы залив, полуостров, пролив, река и мыс на побережье Северной Америки в районе архипелага Александра, открытый им один из островов Гавайского архипелага, подводная гора в Охотском море и полуостров на северном побережье Охотского моря!


Ответ от Просмотр [гуру]
Иван Фёдорович Крузинштерн, там бабушка моя плавала..



Ответ от ДАНЯ елин [новичек]
Адмирала Ивана Крузенштерна помнят со школьной скамьи многие. Любителям бардовской песни памятны строки Александра Городницкого «Под северным ветром неверным, под южных небес синевой/Опять паруса «Крузенштерна» шумят над моей головой» . Это – о паруснике, носящем имя прославленного русского адмирала, совершившего первое русское кругосветное плавание. Но, к сожалению, далеко не все помнят, что знаменитую экспедицию с Иваном Федоровичем Крузенштерном (шлюп «Надежда») осуществил и уроженец малороссийского городка Нежина Киевской губернии Юрий Федорович Лисянский (шлюп «Нева») .
Он в полной мере должен разделить с коллегой славу великого флотоводца-открывателя. Тем более что, как ниже увидим, плавание его, начавшееся 7 августа (26 июля по ст. ст.) 1803 года, было в большой мере автономным.
Трижды Лисянский был первым: он первым совершил под российским флагом кругосветное путешествие, первым продолжил водный путь от Кронштадта до Русской Америки (до 1867 года принадлежавшей России, а затем, увы, проданной США) , первым открыл необитаемый остров в центральной акватории Тихого океана. Вообще на карте мира имя Лисянского упоминается 8 раз: в честь него названы залив, полуостров, пролив, река и мыс на побережье Северной Америки в районе архипелага Александра, открытый им один из островов Гавайского архипелага, подводная гора в Охотском море и полуостров на северном побережье Охотского моря!