Себастьен Лёб (Sebastien Loeb). Биография

Себастьен начинал заниматься спортом с гимнастики. В тоже время он увлекался электроникой и механикой и стал профессиональным автоэлектриком. Увлечение техникой и привело его в 1995 году в ралли.

Первые успехи пришли к Себастьену в 1998 году за рулём Citroën Saxo Kit Car. Тогда его наставником стал легендарный Ги Фреклен, а штурманом .

Уже в следующем 1999 году он стал победителем Citroen Saxo Trophy и появился на международной арене, приняв участие в 3-х этапах WRC за команду Equipe de France FFSA (команда Французской Федераации Автомобильного Спорта).

В 2000 году Лёб становится бронзовым призером Чемпионата Франции по ралли на гравийных трассах и вновь трижды стартует на этапах WRC. Причем дважды Equipe de France FFSA предоставляет в его распоряжение Toyota Corolla WRC , и оба раза Себастьен финиширует в десятке «абсолюта». Видимо тогда на талантливого пилота обратил внимание Ситроен.

В 2001 году Карьера Лёба получила дальнейшее развитие. Он выиграл первый Чемпионат мира по ралли в классе Junior на Citroën Saxo S1600 и параллельно Чемпионат Франции на Citroën Xsara Kit Car. А команда впервые пробует Себастьена в серьезном деле, выпустив его на Citroën Xsara WRC на этап Чемпионата мира в Италии. Результат – 2-е место.

В 2002 году Лёб и Элена проводят уже весь сезон в WRC в качестве заводского экипажа Ситроена и отмечают свою первую победу на Ралли Германии.

В сезоне 2003 , втором в WRC, Себастьен боролся уже не за отдельные победы на этапах, а за титул чемпиона мира по ралли с норвежцем Петтером Сольбергом. И эта борьба закончилась в пользу норвежского пилота только на последнем этапе сезона. В этом году француз выиграл Ралли Монте-Карло, Ралли Германии и Ралли Сан-Ремо.


Citroën Xsara WRC Себастьена Лёба на Ралли Франции 2004 года

В 2004 году, после шести побед на этапах: Ралли Монте-Карло, Ралли Швеции (первый нескандинавский победитель), Ралли Кипра, Ралли Турции, Ралли Германии, Ралли Австралии), уже .


На Tour de Corse — Rallye de France 2005 Себастьен Леб и Даниэль Элена на Citroen Xsara WRC выиграли «Большой шлем», показав лучшее время на шейкдауне, на всех 12 спецучастках (341,8 км) и победив в ралли
Фото: Tým

Последующие восемь сезонов подряд Лёб успешно защищал свой титул, сокрушая прежние и устанавливая новые рекорды в Чемпионате мира по ралли.

В 2006 году Себастьен установил рекорд, финишировав на всех этапах чемпионата мира, в которых он участвовал не ниже второго места. Даже пропуск четырех заключительных этапов Чемпионата мира из-за перелома руки, который он получил, катаясь на горном велосипеде, не позволил финну Маркусу Гронхольму лишить француза чемпионского звания.


Tour de Corse — Rallye de France 2008, Себастьен Леб и Даниэль Элена на Citroën C4 WRC.
Фото: Martin Stanislav

В 2011 году после Ралли Каталонии, Лёб вышел на первое место в истории WRC по количеству выигранных спецучастков - 803, опередив Маркку Алена (801).


Себастьену Лёбу и Даниэлю Элене принадлежит рекорд по числу побед на Ралли Каталонии- 10. На снимке они на Citroën DS3 WRC в 2012 году.
Фото: Mfoto.es

В конце сентября 2012 года, Лёб объявил о постепенном свертывании своего участия в Чемпионате мира по ралли, заявив, что в предстоящем сезоне он выступит только на нескольких этапах. И добавил, что хочет принять новый вызов в Чемпионате мира среди автомобилей класса «Туринг».


На подиуме Ралли Монте-Карло 2013

После завершения Лёбом в 2013 году карьеры в WRC, ориентиром для молодых пилотов остались такие рекорды, как 9 чемпионских титулов подряд и 78 побед на этапах Чемпионата мира. Однако, экс-чемпион мира высказал мнение, что рекорды Лёба вряд ли будут побиты.

В 2013 году, Лёб на автомобиле Peugeot 208 T16 Pikes Peak созданном по мотивам формы и дизайна серийного 208, выиграл легендарную гонку по подъему на холм Climb Pikes Peak International Hill со временем 8:13,878, разгромив предыдущий рекорд на полторы минуты.

2014 и 2015 годы девятикратный чемпион мира по ралли провел в Чемпионате мира по шоссейно-кольцевым гонкам на легковых автомобилях (WTCC), выиграв 6 гонок за «Ситроен» и дважды становившись бронзовым призёром. Однако, после того, как он решил присоединиться к команде Peugeot, для участия в ралли-рейде «Дакар», Citroen отказался от его услуг.


Ралли Монте-Карло 2015. Себастьен Леб и Даниэль Элена на церемонии торжественного старта

В 2015 году Себастьен принял единственный старт в WRC на . Он лидировал до заключительного «допа» пятницы, когда допустил аварию. На финише Лёб оказался восьмым, возобновив гонку с 15 места после возвращения по «Ралли 2» в субботу. Между прочим, он выиграл наибольшее количество спецучастков в ралли - 5 из 15.


На «Дакаре 2017» Себастьен Лёб финишировал на втором месте.

На «Дакаре» Лёб стартовал с 2016 по 2019 год, став в 2017 вторым в зачёте внедорожников.

С 2016 по 2018 год Лёб выступал в поддерживаемой производителем шведской команде Team Peugeot-Hansen в Чемпионате мира по ралли-кроссу по полной программе. Его высшее достижение в этой дисциплине — 4 место по итогам 2017 и 2018 года.


Citroën C3 WRC Себастьена Леба и Даниэля Элены на Ралли Мексики 2018

После завершения программы Peugeot Sport на «Дакаре», эльзасец нашёл возможность выступить в 2018 году в WRC в статусе заводского пилота. Но проехал всего три ралли. Он вырвался в лидеры на пыльных гравийных дорогах в Мексике, прежде чем по ошибке остановиться, чтобы сменить колесо. Затем он установил несколько быстрых времён на французском асфальте. Но когда девятикратный чемпион одержал свою первую победу в WRC, спустя более пяти лет, в Испании, чемпионат вновь был в восторге от мастера.

Знаменитый французский автогонщик в классе машин WRC, самый титулованный раллист за всю историю, семикратный чемпион мира по ралли (2004-2010).


Себастьян женат на соотечественнице, Северин, от которой у него есть дочь Валентина. Они живут недалеко от Лозанны, Швейцария. 27 мая 2009 года Себастьян стал рыцарем ордена Почётного легиона, его награждал президент Франции Николя Саркози . Лёб является членом клуба "Чемпионы для мира" - группы из 54 спортсменов, стремящихся служить миру на планете посредством спорта.

Карьера

Первым сезоном в ралли для Себастьена Лёба стал сезон Чемпионат мира по ралли 1998 года, который он провёл за рулём Citroën Saxo. Уже в следующем Чемпионат мира по ралли1999 году, в этой же категории, на этой же машине он принял участие в 3-х этапах WRC.

Сезон 2000

В сезоне Чемпионат мира по ралли 2000 года он пересел на двухлитровый болид. За рулём Toyota Corolla он соревновался на двух этапах чемпионата мира - Ралли Корсика (9 место) и Ралли Санремо (10 место).

Сезон 2001

В сезоне Чемпионат мира по ралли 2001 года Себ стал официальным пилотом Citroën. Француз в этом сезоне сражался на двух фронтах: он управлял Citroën Xsara в чемпионате Франции по ралли и Saxo Super 1600 в WRC. Тем не менее, ему удалось показать отменные результаты, выиграв французское первенство и чемпионат мира в классе 1600. За рулём Citroën Xsara WRC он стал вторым на Ралли Сан-Ремо.

Сезон 2002

Сезон Чемпионат мира по ралли 2002 стал первым для Лёба, который он полностью посвятил чемпионату WRC. На первом же Ралли в Монте-Карло он занял второе место. А первую победу в чемпионате мира по ралли он отметил на Ралли Германия. По итогам сезона он стал 10-м.

Сезон 2003

Себастьен всерьёз рассчитывал стать чемпионом в Чемпионат мира по ралли 2003 году. Борьба за титул, развернувшаяся между ним и норвежцем Петтером Сольбергом, закончилась в пользу норвежского пилота только в последнем ралли сезона. Француз был первым на Ралли Монте-Карло, Германия и Санремо, вторым на Ралли Австралия, Ралли Испания и Ралли Великобритания, а также третьим на Ралли Кипр.

Сезон 2004

В Чемпионат мира по ралли 2004 году Себастьен в первый раз стал чемпионом мира. На 6-ти этапах француз был первым (Монте-Карло, Ралли Швеции (первый нескандинавский победитель), Кипр, Ралли Турция|Турция]], Германия, Австралия), на 6-ти - вторым и на 2-х - четвёртым.

Сезон 2005

Второй чемпионский титул он завоевал уже в следующем сезоне Чемпионат мира по ралли 2005 года - 10 побед (Монте-Карло, Ралли Новая Зеландия, Ралли Сардиния, Германия, Турция, Ралли Акрополис, РаллиАргентина, Ралли Каталония, Ралли Корсика), дважды быв вторым, по одному разу - третьим и четвёртым. В этом году гонщику также удалось стать вторым в престижной автогонке 24 часа Ле Мана.

Сезон 2006

В сезоне Чемпионат мира по ралли 2006 года Лёб установил рекорд, когда на всех этапах чемпионата мира, в которых он участвовал, он ни разу не опускался ниже второго места. Однако, начало сезона оказалось не слишком удачным для него - в Монте-Карло и Швеции он был вторым, проиграв своёму основному конкуренту - финну Маркусу Гронхольму. Но последующая серия из пяти последовательных побед (Ралли Мексика, Каталония, Корсика, Аргентина и Ралли Италии) вывели его в лидеры чемпионата. Далее было второе место в Греции, победа в Германии, снова второе место в Финляндии и победы в Японии и на Кипре. Ралли Кипра оказалось последним для француза в том году. Из-за перелома руки, который он получил, катаясь на горном велосипеде возле своего дома в Альпах, ему пришлось пропустить четыре заключительных этапа чемпионата мира. Благодаря солидному запасу очков и неудачам Гронхольма в Австралии, Себастьен стал трёхкратным чемпионом мира. В том сезоне заводская команда Citroën не принимала участие в первенстве, поэтому Лёб выступал в частной команде Kronos.

Сезоны 2007 - 2010

В 2007, 2008 и 2009 годах Лёб ещё трижды победил в чемпионате мира по ралли. В чемпионате 2009 года француз опередил финна Микко Хирвонена на 1 очко лишь благодаря победе в последней гонке сезона (Хирвонен занял второе место). В 2010 году досрочно завоевал чемпионский титул, победив на ралли Франции, которое финишировало в его родном городе Агно. Всего в 13 этапах сезона он не финишировал на подиуме только в Японии (5 место) и заработал рекордные 276 очков. 23 сентября 2010 Лёб заявил, что завершит карьеру по окончании сезона-2011.

Сезон 2011

Сезон 2011 начал не очень хорошо - впервые с 2001 года Себ не попал на подиум в первой гонке, завершив её 6-м. Но на втором этапе, ралли Мексика, он победил, несмотря на пятидесятисекундный штраф, и занял в чемпионате вторую позицию с 37 очками. В следующих гонках он занимал места только на подиумах (включая две подряд победы на этапах в Италии и Аргентине), заняв в личном зачёте лидирующую позицию со 171 очком, увеличив после восьми гонок преимущество над идущим вторым Микко Хирвоненом до 27 баллов. 18 августа команда Citroen объявила о продлении контракта с Себастьяном до конца 2013 года. 21 августа занял на ралли Германии второе место, впервые за 10 лет не победив на этапе (причина - прокол покрышки на последних допах). Преимущество уменьшилось до 25 балов, вторым в зачёте стал его партнёр по команде

Девятикратный чемпион мира по авторалли, французский гонщик Себастьян Леб является самым титулованным в истории раллийных гонок. Около 170 этапов мировых чемпионатов, 78 побед, 116 подиумов и почти 900 выигранных спецучастков - это все Леб. Помимо этого, Себастьян трижды был победителем "Гонки Чемпионов".

Биография

Себастьян Леб появился на свет 26 февраля 1974 года во французском городке Агно провинции Эльзас. Родители мальчика - Гай и Ингрид - сразу решили, что сын будет активно заниматься спортом, и отдали его на гимнастику. Мама, тренер по этому виду спорта, была рада успехам сына: он четыре раза становился чемпионом округа в своей возрастной категории и занял 5-е место на чемпионате страны.

С детства Себастьян увлекался механикой и электроникой. Именно эти увлечения и привели его к гоночному автоспорту.

Ралли

Карьера Леба в гонках началась в 1995 году. Помощником и тренером молодого гонщика стал Ги Фреклин - вице-чемпион 1981 года, который позже возглавил в WRC бессменную команду Леба - "Ситроен".

Первую свою гонку в высшем дивизионе ралли Себ провел в 2000 году на автомобиле "Тойота Корса" (ралли "Тур де Корс").

В 2001 году пришли первые результаты тренировок прирожденного мастерства Леба. Он выиграл чемпионат юниоров международного уровня и раллийные гонки своей страны.

В сезоне 2002-2003 гг. Леб опередил своих товарищей по команде - Сайнса и МакРея. После этого ему не было равных в личном первенстве.

Себастьян мог стать чемпионом уже в сезоне 2003 года, но руководство команды запретило молодому гонщику побеждать, чтобы выиграть общекомандный зачет.

С 2004 года начинается полная гегемония Себастьяна Леба в ралли. Первый чемпионский титул был получен благодаря шести победам на этапах, а также шести вторым и двум третьим местам.

Благодаря десяти победам на этапах в следующем сезоне Леб второй раз стал чемпионом. В 2005 году он также участвовал в марафоне "24 часа Ле-Мана", где сумел стать вторым.

Сезон 2006 года оказался и удачным, и невезучим одновременно. Француз выступал за частную команду "Кронос", выиграл больше половины подиумов и ни разу не опустился ниже второго места. Но за четыре этапа до конца чемпионата Леб сломал руку и пропустил финиш сезона. Тем не менее запаса выигранных очков ему хватило для получения 3-го титула чемпиона.

Далее, в каждом сезоне эльзасец становился чемпионом без особых проблем. Лишь в 2009 году титул достался французу в последней гонке, причем только одно очко разделило Леба и его соперника Микко Хирвонена. В этом же году Себастьян участвовал в тестовых заездах "Формулы-1" в команде "Ред Булл". Но из-за отказа в выдаче лицензии его участие в престижном чемпионате так и не состоялось.

В 2010-м чемпионский титул сопровождался новым рекордом - 276 очков в личном зачете.

Последнее звание чемпиона мира раллийный гонщик Леб завоевал в 2012 году.

После такой феерической карьеры француз продолжил участие уже в кроссовом ралли, пересев с "Ситроена" на "Пежо".

В настоящее время, помимо автогонок, Себастьян возглавляет собственную команду и помогает молодым гонщикам осуществить свою мечту о чемпионском титуле в раллийных гонках.

"Гонки Чемпионов"

"Гонками Чемпионов" называют международные соревнования, в которых принимают участие известные гонщики различных серий мира автоспорта. В команде по два пилота. Они соревнуются на багги и кузовных авто.

Себастьян Леб трижды побеждал на престижной гонке - в 2003, 2005 и в 2008 годах. Последняя победа досталась французу особенно тяжело. Он выиграл заезд на багги. Но вот в гонке на родстерах в соперники ему достался знаменитый Дэвид Култхард. После напряженной борьбы Леб опередил Култхарда всего на доли секунды.

"Дакар"

Себастьян Леб о "Дакаре" мечтал многие годы. Но участвовать в этом престижном соревновании не позволял плотный график раллийных гонок. По завершении карьеры в этом виде автоспорта француз наконец смог полностью погрузиться в подготовку к тяжелому испытанию - "Дакару". Его бессменный штурман Даниель Элена с радостью согласился участвовать вместе с товарищем в новом для себя виде автогонок.

Первое участие состоялось в 2016 году. На некоторых этапах Леб, к удивлению многих, одержал победу. В итоговом протоколе он занял 9-е место. По словам француза, "участие в такой гонке и финиширование в ней - это уже победа".

"Дакар-2017" также был богат для Себастьяна на взлеты и падения. Набравшись опыта в предыдущем старте, Леб совершил значительный прогресс и завоевал второе место в общем зачете, уступив лишь признанному мастеру "Дакара" - Стефану Петранселю.

Личная жизнь

Вне спорта жизнерадостный француз мечтает о создании спортивного прототипа. Есть информация, что работа в этом направлении уже ведется. Себастьян счастлив в браке с соотечественницей Северин, которая несколько раз была его штурманом. У них растет замечательная дочь Валентина. Семейство проживает в Швейцарии.

Себастьян Леб состоит в клубе "Чемпионы для мира". Это организация из нескольких десятков известных спортсменов, которые пытаются через спорт помогать людям во всех уголках планеты.

В 2009 году президент Франции наградил Леба орденом Почетного Легиона за гражданские заслуги перед страной.

  1. Себастьян Леб установил рекорд скорости в раллийных гонках. На чемпионате 2012 года он разогнал свой автомобиль до 123 км/ч.
  2. В 2012-м француз стал победителем всемирных экстремальных игр в категории ралли-кросс.
  3. В 2013 году эльзасец стал обладателем нового рекорда на "Пайкс-Пик" - трасса на возвышении более 4 тыс. метров над уровнем моря. Его результат составил чуть больше восьми минут на трассе 20 км.
  4. Перед гонкой француз пьет "Ред Булл" и эспрессо для тонуса.
  5. Леб был обладателем "Порше-911" и "Ламборджини Галлардо".
  6. В 2004 году Себастьян вместе с Жаном Алези победил на "Кубке наций".
  7. Самыми удачными для Леба стали испанские, немецкие и аргентинские этапы. Там он побеждал по восемь раз.
  8. После завоевания своего первого чемпионского титула Себастьян вспомнил занятия гимнастикой и сделал сальто назад прямо на подиуме.

2004 по 2008 2003

1974

1999 2001 2000 2001

2002 2003

В 2006

В 2007 , 2008 и 2009 2009

Для WRC имя автогонщика Citroen Себастьяна Лёба стало давно символом непобедимости. Если при слове "Формула 1" или "Мото ГП" даже у людей, далеких от мира моторов, первое приходящее на ум имя - это Михаэль Шумахер или как прозвали болельщики - "Красный барон" и Валентино России король мотоспорта, то можно предположить, что чемпионат мира по ралли ассоциируется у них с именем Себастьяна. Так или иначе, но в любой серии можно отыскать своего гения, оставившего по своим показателем всех соперников далеко позади.

И Лёб - один из этих людей. Вряд ли будет преувеличением сказать, что для Ситроен Себастьян Лёб сделал не меньше, а может, где-то даже и больше, чем Шумахер в формуле 1 для Ferrari. Завоевав 5 чемпионатов мира по ралли подряд (в период с 2004 по 2008 года), сегодня все идет к тому, что Себастьян Лёб выиграет его и в этом сезоне. В свой поход за первым титулом Лёб отправился в 2003 году - на четвертый год своего выступления в WRC. Однако в результате борьбы с Петером Солбергом на протяжении всего сезона, Себастьян Лёб все-таки не совладал со своими нервами и совершил ошибку на последнем этапе чемпионата, упустив звание чемпиона. С тех пор началось легендарное восхождение.

Се6астьян появился на свет 26 февраля 1974 года в одной из Французских деревень. Уже с самого раннего детства стала проявляться его склонность к спорту. Уже в 3 года он занимался гимнастикой, продолжая дело своего папы, который был довольно успешным гимнастом, добившись особых успехов - заняв третье место во французском гимнастическом первенстве. Одновременно с этим Лёб участвовал в - заездах трехколесных велосипедов, которые проходили в одно время с гонками мини-байков. Следующий этап в жизни Себастьяна Лёба ознаменовался тем, что он бросил школу и начал рабочую жизнь. На свою первую зарплату он купил свой любимый автомобиль - Renault GT Turbo Super Five. Но впоследствии часто получалось, что водительские права Лёба оказывались в полиции чаще, чем в его кармане. Еще в юности он начал принимать участие в национальных раллийных чемпионатах. Именно тогда Себастьян Лёб проявил свои будущие задатки чемпиона мира.

Его босс был не против увлечения своего работника, и старался идти навстречу Лёбу - приспосабливая его рабочее время таким образом, чтобы юный гонщик мог принимать участие в местных раллийных чемпионатах. В этих локальных ралли у Себастьяна случались и успехи, и поражения, но юный гонщик не останавливался, упорно стремясь к своей заветной мечте. Первую свою гонку WRC он провел в конце 1999 года. Однако из-за отсутствия спонсорской поддержки до 2001 года его выступления в чемпионате мира были прерывистыми. Стоит сказать, что за сезоны 99 и 2000 он принял участие лишь в 4 этапах первенства. Официальным пилотом Citroen Лёб стал в 2001 году, когда он параллельно выступал в чемпионате мира по ралли и кубке Франции по ралли, в котором он стал лучшим по итогам сезона.

2002 год Лёб полностью переключился на WRC. В первой же гонке на Монте-Карло молодой гонщик занял второе место, но по результатам всего сезона занял десятое место. В 2003 году, выиграв три гонки (Польши, Италии и Монте-Карло) и завоевав три вторых места (Испания, Великобритания, Австралия), Лёб стал вторым в личном зачете, упустив победу на последнем этапе сезона. Но с этого момента будущего чемпиона уже никто не был способен остановить. Придя первым на 6 этапов, заняв шесть вторых мест, Себастьян стал чемпионом мира. Далее результаты шли только в гору. В следующем сезоне им было выиграно десять гонок.

В 2006 году француз установил своеобразный рекорд - он ни разу не опустился ниже второго места в тех гонках, в которых принимал участие. Многие эксперты автомобильного спорта, еще в конце 20 века предсказывали взлет Ситроенов в WRC. Однако вряд ли кто-то мог угадать, что исключительно важную роль сыграет в этом гонщик команды. Разумеется, не нужно уменьшать роль техники, производственных мощностей команды, но и значение Себастьяна весьма трудно переоценить.

В 2007 , 2008 и 2009 годах Лёб ещё трижды победил в чемпионате мира по ралли. В чемпионате 2009 года француз опередил финна Микко Хирвонена на 1 очко лишь благодаря победе в последней гонке сезона (Хирвонен занял второе место).

В 2010 году досрочно завоевал чемпионский титул, победив на ралли Франции, которое финишировало в его родном городе Агно. Всего в 13 этапах сезона он не финишировал на подиуме только в Японии (5 место) и заработал рекордные 276 очков. 23 сентября 2010 Лёб заявил, что завершит карьеру по окончании сезона-2011 .

Сезон 2011 начал не очень хорошо - впервые с 2001 года Себ не попал на подиум в первой гонке, завершив её 6-м. Но на втором этапе, ралли Мексика, он победил, несмотря на пятидесятисекундный штраф, и занял в чемпионате вторую позицию с 37 очками. В следующих гонках он занимал места только на подиумах (включая две подряд победы на этапах в Италии и Аргентине), заняв в личном зачёте лидирующую позицию со 171 очком, увеличив после восьми гонок преимущество над идущим вторым Микко Хирвоненом до 27 баллов. 18 августа команда Citroen объявила о продлении контракта с Себастьяном до конца 2013 года.

21 августа 2011 года занял на ралли Германии второе место, впервые за 10 лет не победив на этапе (причина - прокол покрышки на последних допах). Преимущество уменьшилось до 25 балов, вторым в зачёте стал его партнёр по команде Себастьян Ожье. После предпоследнего этапа, ралли Испании, вышел на первое место в истории WRC по количеству выигранных спецучастков (допов) - 803, опередив Маркку Алена (801).

11 ноября 2011 года пилот команды Citroen Себастьен Леб в восьмой раз подряд стал чемпионом мира по ралли. Как сообщает официальный сайт WRC, француз гарантировал себе титул благодаря сходу его единственного соперника – Микко Хирвонена. Финн боролся с Лебом на протяжении утренней секции второго дня Ралли Великобритании, однако авария на седьмом «допе» Dyfnant лишила пилота Ford шансов на успех.