Расположение мест на стадионе зенит. год - Почти готово! Матчи на стадионе «Зенит-Арена»

Стадион на Крестовском острове является одним из самых высокотехнологичных спортивных сооружений мира. Построенная в Санкт-Петербурге арена – это уникальный комплекс с точки зрения применения новейших технологий для данной климатической зоны.

Стадиону на Крестовском острове присвоена высшая категория разряда «А» (по международной классификации «Элит»). Впервые раздвижная крыша и выдвижное поле были созданы при строительстве самого северного стадиона такого класса.

Рабочее название арены - «Стадион Санкт-Петербург». Так он будет называться во время проведения Кубка конфедерации в 2017 году и чемпионата мира по футболу в 2018 году. После мундиаля ему будет присвоено окончательное название с учетом мнения жителей Северной столицы.

Основные характеристики

  • Вместимость арены – 68000 зрительских мест во время спортивных матчей и 80000 – при проведении театрально-концертных мероприятий. Для маломобильных групп населения предусмотрено 600 мест
  • Общая площадь объекта – 287600 кв. метров
  • Высота сооружения – 75 метров
  • Парковочных мест – 3000
  • Количество мест в кафе и ресторанах – 5000
  • Количество туалетов – 2466
  • Размер крыши – 71000 кв. метра, что составляет три Красных площади.

Выдвижное поле и раздвижная крыша позволят стадиону на Крестовском острове трансформироваться в площадку для самых разных мероприятий – футбольных матчей, концертов и даже хоккейных встреч.

Выдвижное поле

Согласно новой технологии, выдвижное поле будет размещаться в чаше стадиона только в дни проведения футбольных матчей. За шесть часов до начала мероприятия оно будет выкатываться на стадион, а в остальное время поле будет находиться под открытым небом - на специальной площадке рядом с ареной. Здесь трава насытится воздухом и отдохнет на солнце, что положительно отразится на состоянии газона и увеличит срок его эксплуатации.

Вес поля составляет 8000 тонн, а передвигается оно по 18 рельсовым путям. Всего установлено 394 колесиков. Управление процессом осуществляется с помощью лазеров, которые могут зафиксировать даже самое незначительное отклонение от заданной траектории движения.

Раздвижная крыша

Крыша сооружения уникальная и суперсовременная. Она состоит из двух частей – стационарной и раздвижной. В холодную погоду раздвижная часть будет закрываться, что позволит поддерживать температуру внутри объекта не ниже 15 градусов.

Раздвижная часть состоит из двух пролетов – северного и южного, смонтированных из двенадцати блоков. Каждый из блоков движется по рельсам с помощью специальных тележек. Раздвижная крыша и примыкающий к ней купол покрываются специальной светопроницаемой пленкой, которая удерживает тепло и защищает арену от дождя.

Механизм сооружения уникальный, он может передвигать крышу практически при любой погоде и даже при нагрузке 50 кг снега на один квадратный метр. Открывается или закрывается крыша за 15 минут при скорости движения четыре метра за минуту.

Коротко о строительстве

Решение о сооружении нового стадиона было принято в 2004 году. Автором проекта по результатам проведенного конкурса был выбран японский архитектор Кисё Курокава.

Строительство арены на Крестовском острове началось в 2007 году, и первым генеральным подрядчиком была определена компания «Авант». Первоначально стоимость работ оценивалась в 6,7 млрд. рублей.

Через год выяснилось, что уложиться в эту сумму не удастся. Согласно заключению Главгосэкспертиы России, стоимость работ оценивается уже в 23,6 млрд. рублей, В результате, договор с «Авантом» был расторгнут и на смену ему пришел другой генеральный подрядчик - «Трансстрой».

За годы строительства проект, разработанный японской фирмой «Kicho Kurokawa architect and associates» корректировался три раза в 2008, 2010 и 2013 годах и смета несколько раз увеличивалась по самым разным причинам, в том числе в связи с изменениями требований ФИФА и резким скачком курса доллара.

В 2016 году между заказчиком (комитетом по строительству Санкт-Петербурга) и генеральным подрядчиком возникли разногласия. Из-за «низких темпов производства работ», «неоправданной волокиты» и «плохого качества работ» Смольный расторг договор с корпорацией "Трансстрой".

В августе 2016 года новым генеральным подрядчиком определен «Метрострой», который и завершил сооружение долгостроя. Разрешение на ввод в эксплуатацию было получено 29 декабря 2016 года. Финальные работы по завершению строительства проводились еще несколько месяцев.

Между тем, между споры и разбирательства в суде между Смольным и «Трансстроем» о возвращении подрядчиком ранее выданного аванса, продолжаются до сих пор (весна 2017 года).

Стадион на Крестовском острове строился 10 лет. Общая стоимость работ обошлась в 43 млрд. рублей, то есть была превышена более, чем в 6 раз и стала больше стоимости сооружения стадиона в Лондоне «O2 Арена» , который был построен совсем недавно к летним олимпийским играм 2012 года.

Летом 2016 года принято решение, согласно которому стадион на Крестовском острове перейдет в управление ФК «Зенит». Именно питерский клуб будет заниматься эксплуатацией и устранением недостатков, допущенных во время проектирования и строительства объекта.

Стадион на Крестовском острове – самый нелепый строительный проект в истории современной России.

События из биографии этой несчастной арены можно пересказывать бесконечно – будет и стыдно, и смешно.

Как всё начиналось

Я прекрасно помню, как Валентина Матвиенко (тогдашний губернатор) впервые объявила про суперсовременный стадион, который построят в Петербурге.

Представьте: это было в апреле 2005 года. 12 лет назад.

Изначально арена должна была стоить 7 миллиардов рублей. Даже эта сумма вызвала жесточайшее осуждение среди тех, кто всегда говорит, что деньги нужно отдавать пенсионерам, врачам и учителям.

Если бы эти люди знали, какой получится итоговая стоимость, они бы завязали с общественной деятельностью и ушли в монастырь.

10 удивительных фактов

Итак, стадион на Крестовском строили больше 10 лет. За это время:

1. Ценник вырос с 7 миллиардов рублей до 43 миллиардов рублей. До изменения курса арена стоила больше миллиарда долларов.

При этом вместимость увеличилась с 50 тысяч (первый проект) до 68 тысяч (финально).

2. Дедлайны переносились десятки раз. Например, в январе 2006 года руководитель петербургского Спорткомитета Вячеслав Чазов сказал, что на 1 000 000% уверен: в 2009 году «Зенит» переедет на новый стадион.

Чиновник ошибся всего на 8 лет. И таких псевдопророческих цитат было много – всё мимо.

3. Под суд попали три компании-подрядчика. Одни завысили стоимость на 500 миллионов рублей, другие реквизировали почти 400 миллионов, третьи захапали авансы на 148 миллионов, ничего не предоставив взамен.

Главный ад: деньги на стадион забирались из бюджетов питерских школ и детских садов.

4. Умер архитектор стадиона Кисе Курокава.

«Он не оставил детальных чертежей – это затянуло время и привело к подорожанию стадиона. Кризис 2008 года привел к удорожанию. Будет один из самых дорогих стадионов в мире. Питер – один из самых красивых городов мира, так что и стадион должен быть неплохой», – заявил сенатор Вадим Тюльпанов.

К сожалению, сам Тюльпанов тоже не дожил до первого матча на Крестовском – за пару недель до игры он неудачно поскользнулся в бане и скончался.

5. Стадион не прошел комиссию ФИФА. В 2009 году чиновники из футбольной организации приехали на стройку, изучили арену и сделали вывод: многомиллиардный проект не соответствует футбольным стандартам. Пришлось все исправлять.

6. Пластиковые кресла годами лежали под пленкой. Их растаможили, привезли к объекту, но устанавливать было некуда. Теперь они навечно грязные: не пачкаются, но смотрятся колхозно.

7. Строители устраивали забастовку из-за того, что им тупо не платили два месяца. Скорее всего, их деньги растекались по чужим карманам.

8. Выяснилось, что выдвижное поле вибрирует – из-за этого на нем невозможно играть в футбол. Опять же, пришлось переделывать.

9. Оказалось, что даже после официального окончания строительства стадион все еще не готов. Например, у него не раздвигается крыша. На всевозможные доработки «Газпром» (уже «Газпром», а не город) в совокупности потратит больше 6 миллиардов рублей.

10. Штатные агрономы забили на поле – теперь за травой ухаживают сотрудники «Зенита». Газон всё еще в ужасном состоянии, но тянуть было нельзя: летом арена на Крестовском должна принять Кубок конфедераций, поэтому ее требовалось протестировать в боевых условиях.

Что в Питере говорят про этот позор?

Свой первый текст про кошмары стадиона на Крестовском я написал в 2012 году, пять лет назад.

Уже тогда всё это выглядело фарсом и трагикомедией.

Из Москвы регулярно приезжали журналисты спортивных изданий: их водили на экскурсию по арене и убеждали, что всё будет хорошо. Говорили, что земля не та, строители ленятся, поставщики подводят – и если бы не спонтанные обстоятельства, всё бы давно построили.

Я не верил в эти рассказы: у меня даже выработался иммунитет к новому стадиону и вкачанному в нему баблу.

Потом я начал избегать новостей про объект, потому что становилось просто стыдно и за город, и конкретно за тех, кто это допустил.

В какой-то момент я даже смирился и подумал, что «Зенит» так и будет играть на маленьком «Петровском», а стройку стадиона на Крестовском прервут и оставят в виде памятника. Памятника коррупции, как верно заметил Михаил Боярский.

К счастью, арену всё же доделали. Но на глаза постоянно попадались заметки о протекающей крыше, убогом газоне и других форс-мажорах, поэтому я не очень хотел идти на открытие.

В итоге друзья всё же уломали меня купить билет на исторический матч, и мы отправились на игру «Зенита» с «Уралом».

Где находится стадион за 43 миллиарда?

Честно говоря, нигде не встречал такой странной логистики, как на Крестовском.

У болельщиков есть два варианта. Первый – доехать до станции метро «Петроградская», сесть на бесплатный автобус, просидеть в нем 15 минут и выйти в полутора километрах от стадиона. Это расстояние нужно преодолеть пешком.

Второй вариант – сразу доехать до метро «Крестовский остров» и топать по парку 2 километра.

На личном транспорте не пускали – только вот так, по-хардкорному. Видимо, ориентировались на обладателей фитнес-браслетов и спортивных приложений.

Погода была ужасной, но мы всё равно решили, что разумнее доехать до «Крестовского» и шагать оттуда.

Как мы дошли?

Путь по парку занял 25 минут.

Тут стоит сказать, что на первую игру пустили только 20 тысяч зрителей (при вместимости в 68 тысяч), чтобы не перегрузить арену. В общем, в парке обошлось без толпы. 20 тысяч – это не так много.

У стадиона, снаружи напоминающего космический корабль из фильма Бондарчука, возникла небольшая давка.

На досмотре к нам отнеслись предельно гуманно: меня еле-еле пощупали, а у друзей даже не открыли рюкзак.

Зато парня, который шел за нами, обшмонали с ног до головы. «Не буду больше сюда ходить, чтобы не терпеть унижений», – пробурчал он. Не знаю, с чем связан такой избирательный подход при досмотре.

Мы поднялись по ступенькам, оперативно показали стюардам билеты и сразу попали на трибуну.

Что понравилось?

1. Температура на стадионе. Крыша захлопнута, поэтому на арене тепло, но не душно. На «Петровском» пришлось бы сидеть в двух свитерах, пуховике и кальсонах, а тут мы ходили в обычных кофтах, без верхней одежды.

2. Видимость. В отличие от «Петровского» нет беговых дорожек между полем и трибунами, поэтому футболисты гораздо ближе к зрителям, чем на старом стадионе.

3. Пространство перед сектором. Можно за пару минут выйти, сходить в туалет (их тут много, они неплохие) или добежать до буфета (там, к сожалению, крошечный ассортимент).

4. Работа стюардов. Нам все улыбались, обращались очень вежливо, отвечали на любые вопросы. Видно, что ребята прошли инструктаж перед международным Кубком Конфедераций.

5. Табло. Очень большие, качественные, всё хорошо видно.

6. Боярский в роли диктора. Крайне бодро для своего возраста. Один раз даже закричал «Каналья!»

Что не понравилось?

1. Слишком много лестниц и мало лифтов. Мне-то нетрудно подняться или спуститься, а вот для пожилых людей даже два пролета – испытание.

2. Чудовищный сигнал сотовой связи. Либо ноль кружочков и «Нет сети», либо один кружочек и по факту тоже «Нет сети». Можно легко потерять ребенка и не дозвониться ему.

Потом я попросил у коллег из ложи прессы пароль от Wi-Fi – там скорость тоже бултыхалась на дне.

3. В буфете – только сосиски в тесте за 200 рублей. Жирновато во всех смыслах.

4. Коллеги из спортивных медиа сказали, что верхний ярус (на него не пускали) конкретно не доделан. Там валяется строительный мусор, всё в пыли, кое-где протекают потолки. Надо скорее с этим что-то делать.

5. Дрянной газон. Людям, которые отвечали за траву, было настолько на нее наплевать, что всё поле получилось неровным, плешивым и просто уродливым. Это провал.

6. Протекающая крыша стадиона. Без комментариев. Пусть говорят те, у кого нет совести сдавать недоделанный объект.

7. Хилая акустика. Фанаты стараются, кричат, но их еле слышно. Непонятно, почему так.

Что по футболу?

«Зенит» играл абсолютно бездарно, но в середине второго тайма судья в спорной ситуации удалил двух игроков «Урала». Видимо, не хотел портить дебют.

Питерцы дожали и забили один мяч на 86-й минуте. К этому времени все адекватные люди начали переживать за гостей, которые мужественно оборонялись.

Потом у «Урала» удалили еще одного человека, и команда из Екатеринбурга осталась ввосьмером.

Игра завершилась выходом «Зенита» втроем на одного вратаря гостей – естественно, фавориты закатили второй гол.

2:0, суперскандальная победа хозяев.

Что говорили люди?

Обратно мы шли по парку в медленной толпе. В основном болельщики обсуждали не стадион, а судейство. Все согласились, что так выигрывать стыдно.

По поводу стадиона мнение тоже более-менее однородное: на 43 миллиарда арена точно не тянет, но находиться внутри приятно. Уж точно приятнее, чем на продуваемом и устаревшем «Петровском».

Любопытно, что под впечатлением в основном остались как раз те зрители, которые годами ходили на старый стадион. Я поспрашивал у московских журналистов – их арена на Крестовском абсолютно не впечатлила.

Говорят, что у «Краснодара» и «Спартака» лучше.

Но в Питере довольны: мы убедились, что на нашем долгострое все-таки можно играть в футбол, а это самое главное.

И всё же: круто или нет?

В Мюнхене стадион «Баварии» явно лучше , чем теперь у «Зенита».

Арена «Спартака» – тот же уровень.

В Амстердаме – чуть удобнее, чем на Крестовском.

В Стокгольме – заметно хуже, чем у нас.

Олимпийский стадион в Турине – в разы хуже, чем в Питере.

Правда, все эти стадионы построены за вменяемые деньги. А наш – за космические.

Известный конструктивист Александр Никольский поднял Крестовский остров на новую высоту и в прямом, и в переносном смысле. Когда в 1932 году его мастерская приступила к проектированию всесоюзного физкультурного парадиза, территория, на которой предполагалось вести строительство, была заболочена, а общепринятые представления о стадионах сводились к замкнутым объемам, отъединенным от окружающей среды высокими стенами трибун. Но для Никольского спортивное сооружение было неотъемлемой частью ландшафта. Вместе с коллегами он разработал уникальную систему осушения участка, поднимавшую его уровень на 2 м. Теперь можно было строить прямо на стрелке, где, по проекту архитектора, насыпали гигантский холм. Его внутренние склоны сформировали искусственный амфитеатр, а внешние образовали террасы, чередующиеся с отлогими откосами. По существу, стадион Крестовский был первым в мире парковым стадионом, предвосхитивший развитие «экологической» архитектуры и вместе с тем продолживший характерную для Петербурга градостроительную линию. Вокруг него должен был появиться целый мир, гуманный и жизнерадостный. Но разразилась война, и строительство заморозили. После победы его возобновили, однако идеология парка изменилась: он превратился в мемориал со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Глобальный замысел Никольского был реализован в лучшем случае процентов на двадцать. Обеднел даже открытый в 1950 году стадион Крестовский: не удалось построить диспетчерскую башню и завершить композицию ажурной металлической галереей, некогда восхитившей Райта. Тем не менее, и в урезанном виде работа зодчего стала настоящим памятником архитектурной мысли и инженерного искусства. От звания шедевра ее отделял один шаг.

Однако сделать этот шаг в эпоху сталинизма не удалось. Космос Никольского не состоялся, хотя Кировский был виден из космоса, что, по-видимому, и подвигло конкурсантов на выстраивание соответствующего ассоциативного ряда. Впрочем, прежде чем их призвали участвовать в соревновании на проектирование нового здания, судьбу стадиона пытались решить совсем по-другому. В 2004 году ЗАО «ПетроМир» провело конкурс, предполагавший реконструкцию творения Никольского. Победу в нем одержал проект архитектора Петра Юшканцева, руководителя мастерской №14 «ЛенНИИпроекта».

Его достаточно консервативная концепция прямо апеллировала к невоплощенным идеям покойного академика и осталась невостребованной, так как потенциальный инвестор не сумел собраться с силами и ресурсами. Тогда за дело взялось ОАО «Открытые инвестиции». Намерения этого общества были варварски бесхитростными: осушенный ленинградцами для ленинградцев Крестовский застроить элитными жилыми домами, а спортивное сооружение возвести в депрессивном районе. Неравноценность обмена оказалась явной не только для рефлексирующих поклонников архитектуры, но и для активных фанатов «Зенита». Кроме того, подобный сценарий означал, что придется снести трассу «Невское кольцо». Тут на горизонте и замаячил «Газпром», преданный Крестовскому и получивший в качестве компенсации за свою преданность часть его территории. Правда, сначала измученная безрезультатными и результативными конкурсами власть заявила, что остров украсит адаптированная копия «Манчестер-Сити». Но здравый смысл возобладал, из многочисленных зол выбрали наименьшее, и в феврале текущего года был объявлен международный конкурс. Желание поучаствовать в нем выразили 17 компаний, среди которых комиссия выделила пятерку финалистов, подготовивших предложения с поразительной оперативностью: уже в июле они представили свои детища на суд жюри и общественности.

СУВЕРЕННАЯ АРХИТЕКТУРА

Работы избранников, как водится в культурной столице, экспонировались на специальной выставке, причем на сей раз горожане могли не только оставить запись в «книге плача», но и проголосовать в Интернете. Результат волеизъявления оказался вполне предсказуемым. Во-первых, жать на кнопки сподручнее молодым «зенитовцам», а во-вторых, питерского патриотизма никто не отменял. В итоговом виртуальном рейтинге вслед за поразившим юные сердца Курокавой с небольшим отрывом шел родной «ЛенНИИпроект» – в части определения победителя народное мнение предвосхитило решение жюри, которому помогал представительный и работоспособный экспертный совет. В архитектурные достоинства проектов вникал Пьер де Мерон, а стандартами УЕФА и вопросами безопасности занимался Эрни Уокер (председатель профильного комитета УЕФА), чей авторитет в этой области практически непререкаем. Но динамика местного конкурсного движения внушает осторожный оптимизм не только поэтому. Складывается впечатление, что претендентам впервые внятно разъяснили, где им предстоит строить.

Конечно, имеется в виду не пятно, а градостроительная традиция Санкт-Петербурга, умудрившаяся пережить многочисленные социальные катаклизмы. Прежде, когда речь шла о новой сцене Мариинки или о горемычной Новой Голландии, конкурсантам скорее приходилось держать в голове вопрос, для кого они творят: харизма Гергиева и размеры потребных ему театральных зданий, сопоставимые с грандиозным дарованием дирижера, просто-напросто не оставляли места для размышлений о природе города. Если добавить к этому, что архитекторы-преобразователи «голландского» острова шли в связке с инвесторами и девелоперами, которых тоже необходимо было ублажить, становится ясно, почему никто не блеснул, а выигравший схватку Фостер явно не озаботился оригинальностью концепции. В этом смысле руки у всех зодчих, нацеленных на строительство стадиона Крестовский, были развязаны, а мозги у иноземцев – заблаговременно промыты. Так что конкурсная картина, раньше делившаяся на чувствительных к петербургской традиции, но скованных отечественных архитекторов и раскрепощенных, но глухих к зову города «варягов», наконец-то обрела цельность. Участники процесса понимали, на что они поднимают руку и чего от них ждут: организаторы хотели получить знаковый объект, вписанный в характерную для города архитектурную ткань. Что каждый, разумеется, трактовал по-своему. «ЛенНИИпроект», выступавший совместно с BSA, а также «Моспроект-4» обратились непосредственно к работе Никольского – это становится очевидным с первого взгляда на их подачи.

Причем москвич Андрей Боков, представляя проект своей мастерской на открытом заседании жюри, не только настойчиво и часто называл Кировский стадион памятником , но и всякий раз грозно повышал при этом голос – видимо, для острастки незримых оппонентов. Архитекторы компании gmp тоже не обошлись без реверансов в сторону Кировского, однако в целом пошли другим путем. Они совершенно буквально превратили свое творение в знак, увенчанный, как, по их мнению, принято в городе на Неве, иглой. А команда Tomas Taveira ограничилась ссылкой на «формальные признаки городской архитектуры в творческой интерпретации авторов», прописанной в пояснениях, но не бросающейся в глаза при взгляде на макет. И наконец, отказался от прямых цитат из Никольского, но использовал вполне узнаваемые композиционные приемы. Азартный спортивный мир явно оказался более либеральным по отношению к конкурсантам, чем возвышенный музыкальный. Освобожденные от поиска инвесторов, они выложились, и если творили с оглядкой, то исключительно на своего талантливого предшественника. Тем не менее, стадион Крестовский оказался крепким орешком даже для маститой пятерки. Суверенитет архитектуры всегда относителен: она решает комплексные, а потому неизбежно противоречивые задачи.

ПРЕТЕНДЕНТЫ И ПРЕТЕНЗИИ

Используя современную морфологию, вполне реально придать грандиозному сооружению визуальную легкость. Гораздо труднее сделать его выразительным независимо от ракурса и расстояния. Если добавить к этому функциональное многообразие и жесткие требования, предъявляемые к стадионам, становится ясно, почему безоговорочного лидера было сложно не только предсказать, но и определить. Единодушные в стремлении избавиться от тяжеловесности зодчие проявили разнохарактерную изобретательность. Тандем из «ЛенНИИпроекта» и BSA спроектировал оптимистичное и симметричное здание, состоящее из двух объемов в форме чаши. Нижняя чаша – сам Стадион Крестовский, а верхняя, опрокинутая – его золотистая раздвижная крыша. Зрительно она приподнята над основанием и соединяется с ним в четырех точках, так что волнистые края объемов образуют «золотые глаза». Эти очерченные дугами проемы придают фасаду дополнительное разнообразие и функционируют как окна, оснащенные мобильными стеклянными конструкциями. По словам координаторов, питерцы, возглавляемые Сергеем Шмаковым, в основном сосредоточились на благоустройстве острова, а к объекту приложили руку преимущественно их немецкие коллеги.

Так или иначе, он получился несколько анахроничным, хотя ретро сегодня в моде. Кроме того, эксперты отметили, что «Золотой глаз» обойдется слишком дорого: проектировщики почему-то не включили в стоимость первый этаж. Возникли и технические вопросы к системе дымоудаления. Совсем другое ощущение оставляет проект трудившихся под руководством Андрея Бокова москвичей: усеченный конус, асимметричный силуэт которого отдаленно напоминает корабль. Его очертания навевают скорее элегическое настроение, так что со стороны главной парковой аллеи мы словно одномоментно видим и новый, и старый стадионы. Точнее, место, на котором стоял Кировский. Говорят, что де Мерон назвал моспроектовский корабль «Титаником». Были высказаны претензии к тому, что с западной трибуны зрителям будет плохо видна арена, а также сомнения по поводу системы водоотвода. Пафосный и дерзкий вариант предложили немецкие архитекторы, сместившие акцент с самого здания на его несущие конструкции. По замыслу авторов, со стороны моря они должны смотреться как символический треугольный бакен высотой почти 200 м. Не вызывает сомнения, что шпиль будет не менее эффектно выглядеть и в ракурсе, открывающемся с подножия холма. Однако при ближайшем рассмотрении «немецкий» стадион все же отдает схематизмом: по существу, он превращается в пьедестал для единственного выдающегося элемента. Невольно вспоминаешь Адмиралтейство и Петропавловку, которые хороши не только шпилями. Конкурсная комиссия также осталась в неведении по поводу многофункционального использования стадиона: оно в предложении не предусмотрено.

Поднаторевшие в проектировании стадионов португальцы продемонстрировали архитектуру настолько модную, что она напоминает дизайн. Их «Корона» представляет собой совершенно цельный обтекаемый овальный диск. Зрительно неотделимые от крыши фасады изобретательно расцвечены во вкусе Вазарелли. Чтобы насыщенный цветом объект не «продавил» холм, архитекторы окружили его выбеленной террасой. Кроме того, предполагается, что здание будет сиять в лучах солнца, изредка появляющегося даже в Питере. Правда, на открытом заседании жюри проектировщики заявили, что готовы отказаться от колоритного оформления. Но в таком случае единственный безупречный, по мнению экспертов, проект стал бы слишком скучным. Впрочем, вряд ли его отвергли по этой причине. По словам директора Агентства стратегических инвестиций Ольги Потифоровой, предложение компании Tomas Taveira было наиболее реалистичным: такой стадион действительно можно возвести очень быстро, используя при этом рядовых строителей, – он собирается, как конструктор.

КУДА ПРИПЛЫВЕТ КУРОКАВА

Кишо Курокава переиграл разработчиков из Tomas Taveira только утонченностью, и его победу можно назвать неожиданной. Японский проект продемонстрировал, что хорошие идеи витают в воздухе, – его предложение определенно перекликается и с питерским, и с московским. Японский архитектор на все сто использовал насыпь Никольского, придал объекту форму чаши, «оторвал» от него крышу и намекнул на корабельную тему с помощью мачт, поддерживающих купол. Рассказывая о своем проекте, он был чрезвычайно лаконичен, однако заметил, что в его работе учтено «низкое» питерское солнце, влияющее на тени, а значит, и на восприятие стадиона. Вообще, все, что связано с освещением, у Курокавы выше всяких похвал. Более того, его сооружение очень точно и красиво прорисовано, поэтому вблизи смотрится не менее привлекательно, чем издали. С другой стороны, асимметричная затея Бокова и шпиль, предложенный gmp, обещают более выигрышный вид с воды, а финансовые и инженерные аспекты полнее проработаны у португальцев. Словом, нельзя сказать, что Курокава опередил всех по всем статьям.

Поэтому вскоре после официального объявления результатов конкурса ему вручили перечень необходимых изменений и дополнений. Помимо общей сметы, архитектор должен представить подробный расчет стоимости выдвижного поля – вероятно, оно представляется слишком дорогим удовольствием. А выдвижных эвакуационных лестниц вообще не будет: они разворачиваются в течение пяти минут, и надеяться, что в чрезвычайной ситуации болельщики станут спокойно ждать завершения процесса, не приходится. Надувную крышу предстоит заменить более привычной вантовой – скорее всего, по сумме денежных мотивов и соображений безопасности. И конечно же, чтобы эксплуатировать стадион Крестовский круглый год, придется как-нибудь закрыть расположенные на фасаде вентиляционные проемы. Но все это мелочи по сравнению с требованием пересмотреть облик стадиона со стороны Финского залива, а заодно и продумать ракурс, открывающийся с северо-западного диаметра и вантового моста, который уже просчитан, хотя и не построен. Желание сделать морской фасад стадиона Крестовский окончательно похожим на парусник, в принципе, понятно. Неясно только, причем тут проект Курокавы: его «космический корабль» для подобной метаморфозы кажется слишком завершенным. Тем интереснее будет наблюдать за развитием событий: главный вопрос конкурса, похоже, остается открытым, и каким именно будет стадион, который построят на месте Кировского, сегодня знает только японский архитектор. Если знает…

30-е годы было принято решение, что Крестовский остров станет местом для активного отдыха горожан (постановление объединенного пленума Ленинградского областного и городского комитетов (ВКПб) от 15 декабря 1934). Стадион на 100 000 зрителей должен был стать доминантой нового спортивно-развлекательного центра города. Его проектированием было поручено заниматься известному архитектору, профессору Академии художеств, почетному член-корреспонденту Королевского института Британских архитекторов Александру Никольскому.

Строительство началось в 1934 году. Только для создания нулевого уровня стадиона понадобился 1 млн м 3 грунта, еще 2 млн м 3 ушло на строительство самого холма. Помимо стадиона, проект должен был включить площадки для любительского спорта, яхт-клуб, центр парусного спорта, водный театр, пляж, трамплины, вышки, плавучие фонтаны и открытые бассейны.

Стадион был открыт 30 июля 1950-го года, здесь состоялся первый матч двух лениградских команд – «Зенит» и «Динамо». На церемонии открытия собралось более 110 тыс. зрителей. Спустя 30 лет, накануне Олимпиады 1980 года, стадион был реконструирован. Впоследствии реконструкции повторялись еще дважды: к Играм доброй воли (1994 год) и юбилею Санкт-Петербурга (2003 год).

Строительство стадиона «Зенит Арена» («Питер Арена») по проекту японского бюро началось в 2006 году. Первоначально работы выполняла компания «Авант», но вскоре заказчик проекта — Комитет по строительству Санкт-Петербурга расторг договор с «Авантом» и объявил новый конкурс.

Победителем нового конкурса в конце 2008 года стала компания «Трансстрой», к этому моменту реализовавшая большое количество знаковых проектов, в том числе, в области строительства спортивных сооружений и инфраструктурных объектов в Санкт-Петербурге. В 2013 году основные проектные вопросы были решены, при этом были сохранены все концептуальные основы проекта, заложенные Кисе Курокавой. Раздвижная крыша, «парящая» на 8 пилонах, выкатное поле, входы в виде порталов космического корабля и, конечно же, сама «тарелка», возвышающаяся на холме. За год до завершения капитально-строительных работ на стадионе — в мае 2015 года составляет более 70%.

Дизайн

В концепции стадиона, заложенной архитектурным бюро Kisho Kurokawa Architect&Associates, заложена идея стадиона-достопримечательности мирового масштаба, привлекающего всеобщее внимание прогрессивным дизайном и высокими технологиями. Одна из характерных особенностей стадиона — сочетание исторически сохраненных элементов стадиона (павильоны, лестница, фонтан) и высокотехнологичных решений, таких как выкатное поле и раздвижная крыша.

Внешний силуэт арены напоминает космический корабль-тарелку, приземлившуюся на остров. Масштабный купол арены опирается на 8 мачт и формирует образ парусника, гармонично вписывающий неземной объект в окружающий морской пейзаж. Материал, используемый для покрытия раздвижной части купола, светопрозрачная пленка ETFE помимо своего основного назначения – защиты стадиона от осадков и удержания тепла – может служить для проецирования изображения внутри крыши.

В концепции дизайна и отделке использованы строгие прямые линии, нейтральные цвета и светлые оттенки. При выборе материалов были учтены все требования по предъявляемой к ним прочности. Пол большей части зрительских зон будет облицован керамогранитной плиткой, стены окрашены, а потолки декорированы металлической решеткой. Для отделки использованы современные материалы высшего качества, прежде всего, российского производства. Для общественных зон, баров и ресторанов с прилегающими частями коридоров и холлов, как для активной публики, так и для зрителей категории ВИП, также выполнена функциональная современная отделка. Зона зрителей категории ВИП на центральной западной трибуне выполнена с отделкой клубно-ресторанного типа с использованием облицовки из дерева и мягкой мебели.

Схема стадиона «Санкт-Петербург»

Этапы подготовки

Стадион «Санкт-Петербург» стал похожим на окончательную версию в 2016 году, хотя темпы строительства снизились. Если говорить о готовности в процентах, то в начале прошлого года она составляла 82%. Это говорило о том, что к середине года стадион будет полностью достроен. Но из-за споров в финансовом вопросе между подрядчиком и администрацией города, процент строительства резко упал до 3.


Предварительно срок сдачи проекта был назначен на конец 2016 года. Но в сложившейся ситуации окончательный срок сдачи был под вопросом. Для проведения ФИФА необходимы гарантии готовности стадиона к началу 2017 года, в противном случае проведение мероприятия на данном месте будет невозможным. В итоге было найдено компромиссное решение, а строительство стадиона завершено на 100%.

Цифры

Готовый проект стадиона «Зенит-Арена» включает в себя следующие технические характеристики:

— вместимость стадиона на футбольных мероприятиях 68000 зрителей;
— вместимости стадиона на концертных мероприятиях 80000 зрителей;
— на верхних трибунах сможет разместиться 46000 человек, на нижних — 22000 человек;
— общая площадь арены составляет 287600 кв.м.;
— площадь коммерческих помещений 26000 кв.м.;
— внешняя парковка на 2732 места, внутренняя — 240 мест.

Транспортная доступность и благоустройство

Стадион расположен в живописном месте – на одном из самых больших и зеленых островов, омываемых Финским заливом — Крестовском. История Крестовского острова, как главного места для активного времяпрепровождения горожан, насчитывает более 100 лет. На протяжении более чем 50 лет здесь находился один из самых известных и крупных в России стадионов – им. Кирова.

Расстояние от стадиона до исторического центра города – около 8 км. Новый спортивный объект не изменит сложившейся панорамы в зоне исторической застройки. В ближайшем окружении – Приморский парк Победы и более десятка других спортивных объектов (велотрек, баскетбольный центр, яхтенный и гребной клуб, центр спортивных единоборств, теннисные корты и т.д.).

К Чемпионату мира по футболу рядом с ареной планируется строительство станции метро «Новокрестовская», пешеходного моста и яхт-клуба с причалом для общественного водного транспорта.

Как добраться до стадиона?

— доехать до станции метро «Крестовский остров», далее пешком до стадиона через главную аллею Приморского парка Победы - Батарейную дорогу (2,5 км, время в пути – 20-25 минут). Для тех, кому сложно преодолеть такое расстояние, организовано движение экомобилей до Велосипедной аллеи, сервис предоставляется бесплатно;

— по Яхтенному мосту. До Яхтенного моста можно добраться на трамвае № 19 от станции метро «Старая деревня» и № 48 от станции метро «Черная речка»;

— от станции метро «Выборгская» (шаттл S4), время в пути - около 22 минут. Остановка у метро «Выборгская» на существующей автобусной остановке на Лесном проспекте;

— от станции «Площадь Восстания» (шаттл S2), время в пути - около 35 минут. Остановка на Лиговском проспекте, между Кузнечным и Лиговским переулками (у дома № 30 по Лиговскому пр.), у входа в ТРК «Галерея».

В субботу на Крестовском острове наконец-то состоится первый матч в истории стадиона "Санкт-Петербург Арена" - "Зенит" в рамках 24-го тура чемпионата России примет . "СЭ" вспоминает основные события, связанные с новым домом невского клуба.

2004 ГОД

Декабрь

Правительство Санкт- Петербурга подписало постановление о начале строительства нового стадиона на Крестовском острове. В частности, в документе было написано, что арена является "стратегическим инвестиционным проектом Санкт-Петербурга".

2005 ГОД

Апрель

Перед началом матча российской премьер-лиги между "Зенитом" и ЦСКА губернатор Санкт-Петербурга и председатель правления ОАО "Газпром" объявили о совместном решении правительства города и энергетической компании начать на месте стадиона имени Кирова строительство новой арены на 50 тысяч зрителей. Предполагалось, что на возведение сооружения уйдет три года, а стоимость его сметы составит около 2,5 миллиарда рублей.

2006 ГОД

Август

Проект стадиона несколько раз меняли - в том числе после получения Россией ЧМ-2018.

В Смольном были подведены итоги конкурса на проект объекта. На победу в нем претендовали пять архитектурных компаний: K isho Kurokawa Architects & Associates (Япония), GMP (Германия), Tomas Taveira (Португалия), "Моспроект-4" и "ЛенНИИпроект" (оба - Россия). Выиграла азиатская фирма Кисе Курокавы и ее проект под названием "Космический корабль".

Сентябрь

Демонтированы мачты освещения стадиона имени Кирова.

Декабрь

ООО "Синтез-СУИ" (ООО "Авант") выиграло тендер на строительство арены. Сумма тендера составила 6 миллиардов 664 миллиона 308 тысяч рублей. Смольный пообещал выделить эти средства генподрядчику.

2007 ГОД

Март

Впервые публично озвучены сроки сдачи арены. На совещании c участием Валентины Матвиенко было объявлено, что строительство стадиона завершится 30 декабря 2008 года, а уже в сезоне-2009 "Зенит" сможет проводить на нем матчи. Правда, на тот момент заказчики проекта еще не определились с тем, будет ли поле на арене выдвижным или нет.

Апрель

Правительство определилось: поле все-таки будет выдвижным. Об этом заявила сама Валентина Матвиенко .

Сентябрь

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров во время встречи с журналистами отметил, что строительство стадиона идет с опережением графика. Сроки его сдачи не изменились - декабрь 2008-го.

Октябрь

В одной из больниц Токио на 74-м году жизни скончался автор проекта стадиона Кисе Курокава . Причиной смерти стала остановка сердца.

2008 ГОД

Апрель