Пять легендарных путешествий юрия сенкевича. Лодка из рогоза, названная «Тигрисом Масштабная модель лодки тура хейердала тигрис

Экспедиция “Тигрис”

Книга известного норвежского путешественника и ученого, борца за сохранение природы, смелого экспериментатора, автора нескольких книг о путешествиях на различные континенты земного шара рассказывает о широко известном путешествии интернационального экипажа на лодке "Тигрис".

Предназначена для массового читателя.

Тур Хейердал

Перевод с английского Л. Л. Жданова

М.: Физкультура и спорт, 1981

Сканирование, OCR, вычитка - Владислав Володин

К советскому читателю

Парни с севера и юга, востока и запада шли вместе со мной на борту камышовой ладьи «Тигрис». Кое- кто из них уже ходил со мной через океан на примитивных лодках-плотах и помог показать, что даже в стесненных и трудных условиях можно не только мирно сосуществовать, но и по-братски сотрудничать. К тому же участники плавания обзавелись новыми друзьями не только на суше, но и на море. Из моей книги вам будет понятно, почему мне хочется передать свои наилучшие личные пожелания и приветствия моим многочисленным советским читателям: я надеюсь, что среди них окажутся многие из тех, кто так или иначе оказывал нашей команде дружескую помощь во время строительства ладьи в Иране, при спуске на воду и когда мы встретились с первыми серьезнейшими трудностями в море. Всем им мы говорим искреннее «спасибо».

За здоровье всех нас на борту «Тигриса» отвечал представитель Советского Союза Юрий Александрович Сенкевич, который до того был экспедиционным врачом во время обоих плаваний «Ра» через Атлантику. Юрий согласится со мной, что важнее всех прекрасных лекарств, которые он на всякий случай захватил с собой, для нашего здоровья было то, что мы сами привезли из дома: отменная физическая форма. Самая лучшая профилактика от болезней - физические упражнения в виде напряженного физического труда, разумного спорта и гимнастики. От тела, в котором легкие и кровеносная система стимулируются активной работой мышц, и мозгу польза.

Если кто-то из членов экспедиции не выдержит физического или психического напряжения, это может обернуться плохо для всех остальных. Экспедиционный врач нужен на случай болезни или травм, но даже современная космическая медицина не преподаст нам лучшего урока, чем тот, который содержится в знаменитом древнем изречении: в здоровом теле - здоровый дух.

Тур Хейердал

Глава I. В поисках начал

Начало... Начало всех начал...

Это отсюда все пошло.

Здесь начиналась письменная история. Здесь родилась мифология. Здесь помещались истоки трех из числа самых могучих религий в истории человечества. Около двух миллиардов христиан, иудеев и мусульман во всех концах света узнают из своих священных книг, что именно это место выбрал их бог, чтобы даровать жизнь человечеству.

Две большие неторопливые реки сливаются здесь воедино, и место их встречи обозначено на всех картах мира. Однако на вид знаменитое слияние Тигра и Евфрата ничем не примечательно. Безмолвны, как сами реки, узкие шеренги финиковых пальм вдоль берегов. Солнце и луна хранят свои секреты, исправно навещая древний пустынный ландшафт и озаряя бликами дня и ночи тихие струи. Изредка проплывает лодка с людьми, забрасывающими рыболовные сети.

Здесь, полагает большинство человечества, находилась колыбель гомо сапиенс, находился утерянный рай.

Миновав последнюю зеленую полоску суши, разделяющую их, Тигр и Евфрат приветствуют друг друга плавными завихрениями и, соединясь, словно супруги, образуют великую реку Шатт-эль-Араб, которая тут же пропадает из виду за изгибом берега в пальмовой оторочке. На самом мысу между двумя потоками некогда была построена - а потом почти заброшена - маленькая гостиница. Три номера для постояльцев, широкий холл и еще более широкая терраса с видом на восход за рекой Тигр - вот и все здание. Но какое впечатляющее название начертано большими буквами над входом: ГОСТИНИЦА «САДЫ ЭДЕМА».

Впрочем, столь импозантное имя как будто оправданно, если принимать за истину то, что написано на висящей неподалеку доске. В нескольких десятках шагов от гостиницы, за лужайкой, достаточно широкой, чтобы на ней можно было строить небольшое судно, над рекой Тигр склонились два-три неказистых зеленых деревца. На земле между ними лежит толстая колода - остаток упавшего дерева неизвестной породы, однако удостоенный почестей в виде горящих свечей. Незатейливое святилище торжественно обнесено оградой. Иногда сюда приходят посидеть и предаться раздумьям старики из близлежащего городка Эль- Курны. Доска с текстом на английском языке, а также каменная плита с арабской вязью извещают редких прохожих, что здесь обитали Адам и Ева. И что будто бы сюда ходил молиться пророк Авраам. В самом деле, если верить Библии, то Авраам родился в Уре, а до Ура отсюда несколько часов езды.

Разумеется, на давно истлевших ветвях старого дерева не висели никакие яблоки. И вряд ли Авраам приходил поклониться сему отрадному уголку природы - ведь за последние тысячелетия уровень земли в здешних местах поднялся примерно на шесть метров, так что и течение рек изменилось. Тем не менее место встречи двух рек и весь этот край заслуживают почтительного раздумья. Здесь завязалось что-то важное для вас, для меня, для большинства людей земного шара.

Внеся свои вещи в гостиницу «Сады Эдема», я вышел на террасу посмотреть, как по воде расходятся бесшумные круги - следы охотящейся рыбы. В это время солнце за моей спиной, уйдя за горизонт, растянуло в небе красный занавес, и подкрашенное кровью зеркало реки Тигр отразило черные силуэты финиковых пальм на другом берегу. Сказочная атмосфера... А как же иначе! Ведь я прибыл на родину «Тысячи и одной ночи», «Волшебной лампы Аладдина», ковров-самолетов и Синдбада-Морехода. На этих берегах жили Али-Баба и сорок разбойников. Ниже по течению эти струи омывают остров Синдбад, названный в честь величайшего сочинителя морских небылиц, героя арабских сказок. А начинается Тигр на склонах подпирающих небо гор Араратских, к которым, по иудейским преданиям, пристал со своим ковчегом знаменитейший судостроитель всех времен Ной. Недалеко от берегов Тигра скромные дощечки и поныне указывают путь к освященным веками городам-призракам, вроде Вавилона и Ниневии, чьи библейские стены упорно тянутся к небесам, стряхивая с себя пыль и кирпичную крошку. Реактивные лайнеры скользят над вечным городом Багдадом, где современные краны и здания запрудили пространство среди минаретов и золотых куполов.

Люди разных племен и постройки разных эпох естественно сочетаются в арабской республике, расположенной между Западом и Востоком и знакомой нам под названием «Ирак». Месопотамия - Страна между реками - выразительно наименовали завоеватели-греки этот край, но еще до того он сменил много

Тур Хейердал считал, что цивилизация, существовавшая в Древней Месопотамии , оказывала значительное культурное влияние на другие народы. Чтобы подтвердить свою гипотезу о том, что цивилизация распространялась не столько по суше, сколько морским путём, он задумал экспедицию на лодке, подобной тем, на которой перемещались древние мореплаватели.

Конструкция

Лодка «Тигрис» была построена как точная копия шумерских судов. Строительным материалом для неё Тур Хейердал избрал рогоз узколистный (Typha angustifolia ), известный под обиходными названиями «тростник» и «камыш», который, как он полагал, использовался жителями древней Месопотамии для строительства своих лодок. Предварительно им был проведён ряд экспериментов с целью определить, какой тростник, в каком месте и в какое время года лучше срезать, чтобы он впитывал в себя как можно меньше воды. К постройке «Тигриса» были привлечены пятеро индейцев с высокогорного озера Титикака , признанные искусными строителями подобных судов, а также десять арабов из Ирака , которые превосходно знали свойства тростника. На последнем этапе работ большую помощь строителям оказали советские специалисты с различных объектов в районе Басры . Длина лодки составила 18 метров, ширина - 6 метров. На постройку ушло 30 тонн тростника, общий вес судна составил около 50 тонн. На палубе были сооружены две хижины для экипажа, установлены мачта с парусом, рули и гребные вёсла. Тростник, из которого лодка была связана, должен был обеспечить плавучесть в течение одного года. Имя лодке было дано по названию реки Тигр .

Маршрут и продолжительность экспедиции в этот раз были неопределёнными для Хейердала. Предположительно, «Тигрис» должен был направиться вдоль восточного побережья Африки к мысу Доброй Надежды .

Экипаж «Тигриса»

Кроме 63-летнего Тура Хейердала в экипаж вошли ещё десять человек различных национальностей.

  • Тур Хейердал
  • Норман Бейкер (48 лет) - американский штурман, уже имевший опыт походов на лодках «Ра» и «Ра-2»
  • Карло Маури (47) - итальянский альпинист, специалист по такелажу, также участник предыдущих морских экспедиций Хейердала.
  • Ханс Петтер Бён (22) - норвежский студент.
  • Норрис Брок (38) - профессиональный фотограф из США.
  • Асбьёрн Дамхус - датский студент из Копенгагена, будущий физик.
  • Герман Карраско (53) - мексиканский археолог-любитель, кинооператор.
  • Рашад Назир Салим (20) - иракский студент, будущий художник и скульптор, переводчик Хейердала при строительстве лодки.
  • Юрий Сенкевич (40) - советский врач, осуществлявший, помимо прямых своих обязанностей, широкую программу медико-биологических исследований.
  • Тору Судзуки (40) - японский подводный кинооператор.
  • Детлеф Цольтцек (26) - немецкий капитан дальнего плавания, самый молодой в ФРГ.

Хроника экспедиции

В своём открытом письме Генеральному секретарю ООН Курту Вальдхайму Хейердал, в частности, написал:

«Сегодня мы сжигаем наше гордое судёнышко… в знак протеста против проявлений бесчеловечности в мире 1978 года, в который мы возвратились из открытого моря. Нам пришлось остановиться у входа в Красное море. В окружении военных самолетов и кораблей наиболее цивилизованных и развитых стран мира, не получив разрешения на заход от дружественных правительств, руководствующихся соображениями безопасности, мы были вынуждены высадиться в маленькой, ещё нейтральной Республике Джибути, потому что кругом соседи и братья уничтожают друг друга, пользуясь средствами, предоставленными теми, кто возглавляет движение человечества по пути в третье тысячелетие.

Мы обращаемся к простым людям всех индустриальных стран. Необходимо осознать безумные реальности нашего времени… С нашей стороны будет безответственным не требовать от тех, кто принимает ответственные решения, чтобы современное оружие не предоставлялось народам, которых наши деды корили за секиры и мечи.

Наша планета больше камышовых бунтов, которые пронесли нас через моря, и всё же достаточно мала, чтобы подвергнуться такому же риску, если живущие на ней люди не осознают неотложной необходимости в разумном сотрудничестве, чтобы нас и нашу общую цивилизацию не постигла участь тонущего корабля».

Главная задача экспедиции «Тигриса» была выполнена. Камышовая лодка проявила отличные мореходные качества, а это свидетельствовало о том, что древние жители Месопотамии, долины Инда, Египта могли с помощью подобных судов осуществлять между собой регулярные контакты.

Книга известного норвежского путешественника и ученого, борца за сохранение природы, смелого экспериментатора, автора нескольких книг о путешествиях на различные континенты земного шара рассказывает о широко известном путешествии интернационального экипажа на лодке "Тигрис".

Предназначена для массового читателя.

Тур Хейердал

Перевод с английского Л. Л. Жданова

М.: Физкультура и спорт, 1981

Сканирование, OCR, вычитка - Владислав Володин

К советскому читателю

Парни с севера и юга, востока и запада шли вместе со мной на борту камышовой ладьи «Тигрис». Кое-кто из них уже ходил со мной через океан на примитивных лодках-плотах и помог показать, что даже в стесненных и трудных условиях можно не только мирно сосуществовать, но и по-братски сотрудничать. К тому же участники плавания обзавелись новыми друзьями не только на суше, но и на море. Из моей книги вам будет понятно, почему мне хочется передать свои наилучшие личные пожелания и приветствия моим многочисленным советским читателям: я надеюсь, что среди них окажутся многие из тех, кто так или иначе оказывал нашей команде дружескую помощь во время строительства ладьи в Иране, при спуске на воду и когда мы встретились с первыми серьезнейшими трудностями в море. Всем им мы говорим искреннее «спасибо».

За здоровье всех нас на борту «Тигриса» отвечал представитель Советского Союза Юрий Александрович Сенкевич, который до того был экспедиционным врачом во время обоих плаваний «Ра» через Атлантику. Юрий согласится со мной, что важнее всех прекрасных лекарств, которые он на всякий случай захватил с собой, для нашего здоровья было то, что мы сами привезли из дома: отменная физическая форма. Самая лучшая профилактика от болезней - физические упражнения в виде напряженного физического труда, разумного спорта и гимнастики. От тела, в котором легкие и кровеносная система стимулируются активной работой мышц, и мозгу польза.

Если кто-то из членов экспедиции не выдержит физического или психического напряжения, это может обернуться плохо для всех остальных. Экспедиционный врач нужен на случай болезни или травм, но даже современная космическая медицина не преподаст нам лучшего урока, чем тот, который содержится в знаменитом древнем изречении: в здоровом теле - здоровый дух.

Тур Хейердал

Глава I. В поисках начал

Начало... Начало всех начал...

Это отсюда все пошло.

Здесь начиналась письменная история. Здесь родилась мифология. Здесь помещались истоки трех из числа самых могучих религий в истории человечества. Около двух миллиардов христиан, иудеев и мусульман во всех концах света узнают из своих священных книг, что именно это место выбрал их бог, чтобы даровать жизнь человечеству.

Две большие неторопливые реки сливаются здесь воедино, и место их встречи обозначено на всех картах мира. Однако на вид знаменитое слияние Тигра и Евфрата ничем не примечательно. Безмолвны, как сами реки, узкие шеренги финиковых пальм вдоль берегов. Солнце и луна хранят свои секреты, исправно навещая древний пустынный ландшафт и озаряя бликами дня и ночи тихие струи. Изредка проплывает лодка с людьми, забрасывающими рыболовные сети.

Здесь, полагает большинство человечества, находилась колыбель гомо сапиенс, находился утерянный рай.

Миновав последнюю зеленую полоску суши, разделяющую их, Тигр и Евфрат приветствуют друг друга плавными завихрениями и, соединясь, словно супруги, образуют великую реку Шатт-эль-Араб, которая тут же пропадает из виду за изгибом берега в пальмовой оторочке. На самом мысу между двумя потоками некогда была построена - а потом почти заброшена - маленькая гостиница. Три номера для постояльцев, широкий холл и еще более широкая терраса с видом на восход за рекой Тигр - вот и все здание. Но какое впечатляющее название начертано большими буквами над входом: ГОСТИНИЦА «САДЫ ЭДЕМА».

Впрочем, столь импозантное имя как будто оправданно, если принимать за истину то, что написано на висящей неподалеку доске. В нескольких десятках шагов от гостиницы, за лужайкой, достаточно широкой, чтобы на ней можно было строить небольшое судно, над рекой Тигр склонились два-три неказистых зеленых деревца. На земле между ними лежит толстая колода - остаток упавшего дерева неизвестной породы, однако удостоенный почестей в виде горящих свечей. Незатейливое святилище торжественно обнесено оградой. Иногда сюда приходят посидеть и предаться раздумьям старики из близлежащего городка Эль-Курны. Доска с текстом на английском языке, а также каменная плита с арабской вязью извещают редких прохожих, что здесь обитали Адам и Ева. И что будто бы сюда ходил молиться пророк Авраам. В самом деле, если верить Библии, то Авраам родился в Уре, а до Ура отсюда несколько часов езды.

Разумеется, на давно истлевших ветвях старого дерева не висели никакие яблоки. И вряд ли Авраам приходил поклониться сему отрадному уголку природы - ведь за последние тысячелетия уровень земли в здешних местах поднялся примерно на шесть метров, так что и течение рек изменилось. Тем не менее место встречи двух рек и весь этот край заслуживают почтительного раздумья. Здесь завязалось что-то важное для вас, для меня, для большинства людей земного шара.

Внеся свои вещи в гостиницу «Сады Эдема», я вышел на террасу посмотреть, как по воде расходятся бесшумные круги - следы охотящейся рыбы. В это время солнце за моей спиной, уйдя за горизонт, растянуло в небе красный занавес, и подкрашенное кровью зеркало реки Тигр отразило черные силуэты финиковых пальм на другом берегу. Сказочная атмосфера... А как же иначе! Ведь я прибыл на родину «Тысячи и одной ночи», «Волшебной лампы Аладдина», ковров-самолетов и Синдбада-Морехода. На этих берегах жили Али-Баба и сорок разбойников. Ниже по течению эти струи омывают остров Синдбад, названный в честь величайшего сочинителя морских небылиц, героя арабских сказок. А начинается Тигр на склонах подпирающих небо гор Араратских, к которым, по иудейским преданиям, пристал со своим ковчегом знаменитейший судостроитель всех времен Ной. Недалеко от берегов Тигра скромные дощечки и поныне указывают путь к освященным веками городам-призракам, вроде Вавилона и Ниневии, чьи библейские стены упорно тянутся к небесам, стряхивая с себя пыль и кирпичную крошку. Реактивные лайнеры скользят над вечным городом Багдадом, где современные краны и здания запрудили пространство среди минаретов и золотых куполов.

Люди разных племен и постройки разных эпох естественно сочетаются в арабской республике, расположенной между Западом и Востоком и знакомой нам под названием «Ирак». Месопотамия - Страна между реками - выразительно наименовали завоеватели-греки этот край, но еще до того он сменил много имен, которые древний мир произносил с трепетом, благоговением и восхищением. Наиболее известные среди них - Шумер, затем Вавилония и Ассирия. Со времен пророка Мухаммеда здесь пролегают восточные рубежи арабского мира.

Где некогда зеленели тучные пастбища и орошаемые нивы, через бесплодную пустыню протянулись нефтепроводы с горючим, позволяющим исполнить любые желания не хуже лампы Аладдина. Над оскудевшей землей символами чередующихся цивилизаций возвышаются храмовые пирамиды, минареты и нефтяные вышки. Неподалеку от старого русла Евфрата, южнее Багдада, на полпути от столицы до Садов Эдема, дорога минует огромную бесформенную груду битого кирпича. Установленный на этой груде указатель вызывает в памяти классическую легенду о первой попытке человека строить выше, чем ему предначертано. Указатель гласит: ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ.

Дорога устремляется дальше в сторону полуденного солнца. Через безбрежную, бесплодную равнину с такими колоритными арабскими городишками, что кажется: вон там Синдбад сидит на приступке, а вон там среди люда на рыночной площади толкается Али-Баба, вы из былых владений могущественной Вавилонии попадаете в приморье, откуда все пошло, попадаете в Южный Ирак, известный в древности под именем Шумера.

Юрий Сенкевич, кандидат медицинских наук, ведущий телевизионной программы «Клуб путешественников»

Ю. А. Сенкевич в составе интернациональных экипажей Тура Хейердала дважды пересек Атлантический океан на папирусных лодках «Ра-1» и «Ра-2». В 1977 году по образцу древнешумерских кораблей была построена лодка из рогоза, названная «Тигрисом». Началось новое плавание Тура Хейердала - по путям древних мореходов Востока.

«Тигрис» родился на реке Тигр и, спустившись к устью, вышел в Персидский залив. Впереди - Аравийское море, Индийский океан. На борту вновь интернациональный экипаж - одиннадцать человек из девяти стран...

Новогодний вечер

Стемнело. Мы начали готовить праздничный ужин. Посреди стола водрузили елку, хранимую еще с Эль-Курны.

Хейердал хотел стать на плавучий якорь, чтобы вообще никому не дежурить на мостике, но Карло Маури - был час его вахты - благородно воспротивился: вдруг шквал? А на столе уже мерцали свечи внутри пластиковых бутылочек, сверкали над головами киносветильники Норриса. Полюбовался я на эту красоту и понял, что без Карло праздник не праздник. Пошел и категорически объявил ему это.

«Тигрис»

Карло: «Дьявол с вами!» - покорился коллективу. Живо выбросили за борт маленький парашютик, и вот уже все за столом.

Утром 1 января - противная качка, резкая, частая, будто по булыжнику едем. Все трещит, болтается и ломается. Левая уключина, уже расколотая, треснула заново. Вколотили клин и зафиксировали весло накрепко, так же как и ранее - правое. Теперь у нашего «Тигриса» оба плеча «в гипсе».

В сущности очередной этап нашего эксперимента закончен. Мы прошли под парусом Персидский залив, благополучно миновали Ормузский пролив и доказали тем самым, что подобная мореходная задача была по силам и древним шумерам. Им было даже легче, чем нам: на их пути не возникали ни сухогрузы, ни танкеры. Если уж мы уцелели, то они могли пройти здесь и подавно.

Детлеф закончил штурманские расчеты. Если мы пойдем на Сейшелы, то при средней скорости два с половиной узла путь займет двадцать два дня, если на Мадагаскар - тридцать восемь дней и так далее. До Антарктиды можем добраться за восемьдесят - сто суток. Что нам стоит?! Правда, на землю мы ступим очень скоро. Не через тридцать восемь и не через двадцать два дня, а гораздо раньше. Уключины нуждаются в срочном ремонте. А потому идем к Маскату, в Оман.

У нас на «Тигрисе» есть изданная в Англии книжица об Омане: «Нация строит будущее». Буквально на каждой ее странице упоминается его величество султан

Кабус бен Сайд - полностью или сокращенно: Е. В. О чем бы ни шла речь: о школах, здравоохранении или полицейских силах - Е. В. тут как тут. Очевидно, прежде так же писали об отце султана.

Вышеупомянутое «будущее нации» Е. В. стремится приблизить интенсивной европеизацией султаната, распродажей национальных богатств, привлечением в страну иностранного капитала, львиная доля которого оседает в сокровищницах дворцовой элиты и Е. В. персонально.

На рассвете, вскоре после того как Норрис сменил меня на дежурстве, раздались громкие вопли и рев мощного мотора. Оказывается, нас атаковал катер береговой охраны султаната. Пулемет на нем был расчехлен.

Долго и подробно объясняем, что мы мирные путники, никого не трогаем. На катере настороженно внимали. Потом удалились, на прощание довольно злобно стукнув нас кормой.

Пустяковое происшествие, но впечатление не слишком приятное.

Еще вчера мы радировали в Бахрейн, чтобы там попросили для нас у оманских властей разрешение на заход в Маскат. Сегодня с утра Норман продиктовал в микрофон список экипажа с анкетными данными, причем от меня потребовались более подробные сведения. Бахрейн заверил, что вопрос решится, но не сразу.

На горизонте тем временем показались острова Сувади. Норман вновь говорил с Бахрейном, и нас известили, что к островам подойти можем, но на берег высаживаться - ни в коем случае. Хейердал тоже подошел крации и подробно объяснил причины нашего визита в Маскат. О мелочах вроде уключины и неисправных рулей не упоминалось. Посещение Омана запланировано с самого начала. Цель - знакомство с памятниками древней арабской культуры.

Вплоть до последних лет сведения о древнем Омане в мировой науке были отрывочны.

Среди достославных деяний султана Кабуса числится соизволение вести на территории Омана археологические раскопки. Работы едва начались, но сразу принесли кое-что интересное.

Они подтверждают: в древности, в 3-м тысячелетии до нашей эры и чуть позже, Оман входил в регион Макан, объединявший Аравийский полуостров и долину Инда. Расположенный на ключевых позициях африкано-азиатских связей, Оман торговал с шумерами и их индийскими партнерами, посредничал, перевозил и поставлял лес, медь, диорит.

Легендарные медные рудники Макана - о них масса упоминаний в шумерских документах - были, почти наверняка, в Омане.

Мог ли Хейердал, готовя экспедицию, забыть про Оман? С самого начала он лелеял желание заглянуть в султанат. Но...

Авария на Шатт-эль-Арабе, лишняя неделя на Бахрейне, возня с веслами и парусом, а дни бегут, а корпус «Тигриса» намокает, и нужен, наконец, автономный длительный переход... Тур замолчал об Омане. Собрался пройти мимо, пожертвовать частью ради целого. Так бы, видимо, и случилось, если бы не отказали рули.

К закату оказались на траверзе Маската, миновали город и вошли в порт Матрах, то есть действовали по принципу «а Васька слушает, да ест». Мол, не сомневаемся, что впустите: не сегодня, так завтра.

Весь следующий день мы прождали разрешения на визит. Бумагу должен подписать собственноручно султан, а Е. В. не до нас. Наконец вечером пришла долгожданная весть: повелением Е. В. нам разрешено пришвартоваться у пирса, а также сходить на сушу.

Явился все тот же катер, взял нас на буксир и потащил к пирсу. Долго не мог выбрать, где причалить, а когда решился, то на радостях так разогнался, что мы со всего маху ткнулись в бетон боком и кормой. Поперечина мачты заскрежетала и сместилась вправо. Тур негодовал, полиция улыбалась...

Когда мы ужинали, нам сообщили, что я, по-видимому, первый коммунист, который сошел на берег Омана не в кандалах. «И все еще живой», - добавил я.

Тур заботится, чтобы и об этой стране мы потом судили не понаслышке, - и вот экипаж откладывает топоры, стамески и кувалды и превращается в экскурсантов, и не просто экскурсантов - в исследователей...

Сделаем отступление и отправимся мысленно назад, в минувший ноябрь, в Эль-Курну, в суматошные предстартовые дни. Тогда вокруг нас толклось множество корреспондентов. И вот один из них, репортер журнала «Квик», необычайно рослый, рыжий, с усами столь длинными, что их видно даже со спины, сообщил Туру нечто, от чего тот едва не подпрыгнул. По сведениям, полученным сотрудниками багдадского музея истории, при раскопках на территории султаната Оман якобы только что обнаружена ступенчатая башня пирамидальной формы.

Какой формы? Зиккурат?!

Обратимся к Большой советской энциклопедии: «Зиккурат (аккадское) - культовое сооружение в древнем Двуречье, представляющее собой сырцовую башню из поставленных друг на друга параллелепипедов или усеченных пирамид (от трех до семи), не имевших интерьера (исключение - верхний объем, в котором находилось святилище). Террасы 3., окрашенные в разные цвета (главным образом черный, красный, белый), соединялись лестницами, или пандусами, стены членились прямоугольными нишами. Рядом с 3. обычно находился храм. 3. сохранились в Ираке (в древних городах Борсиппе, Вавилоне, Дур-Шаррукине, все 1-е тысячелетие до н. э.) и Иране (в городище Еога-Зембиле, 2-е тысячелетие до н. э.)».

Как видно из приведенных строк, зиккураты по планете, как черепки, не валяются. А теперь выходило, что к списку знаменитых зиккуратов должен был прибавиться оманский, сенсационный уже по той причине, что его нашли там, где ничего подобного не подозревалось. Вот они, черты общности легендарных цивилизаций!

Экипаж поднят на заре. Командир сухо объявил: назавтра стартуем и потому надлежит закончить дела с веслами, погрузить воду и провиант. Этим заниматься Юрию, Гансу Питеру, Асбьерну, Детлефу, а Герману - снимать на улицах Матраха жанровые сцены. Остальные отбывают в выездную киноэкспедицию. Сели в автобус и умчались. А мы, оставшиеся, засучили рукава.

В 19.00 пробил наш «комендантский час». Между тем путешественники не возвращались. Мы стали беспокоиться: хоть с провожатыми, а не наткнулись ли на султанский патруль? Не хватало нам в Омане осложнений!

«Туристы» (от слова «Тур») приехали час спустя, пропыленные и голодные, во главе с командиром, помолодевшим за день лет на десять. Нижеследующее - по их рассказам....До недавнего времени ни на какие памятники старины в Омане внимания не обращали... Разве что средневековая крепость в Матрахе была реставрирована. В последние годы начались археологические изыскания. Раскопками на севере Омана руководит итальянец Паоло Коста. Хейердал с ним повстречался и стал зондировать почву:

Чем же вы сейчас заняты, дорогой Паоло?

Исследуем древнюю ирригационную систему, связывавшую некогда побережье и медные рудники.

Те самые, известные по шумерским летописям?

Да, вполне возможно, что это знаменитая «медная гора» и есть.

А не обнаружено ли там в окрестностях каких-либо сооружений из камня?

Да торчит вроде башня, ступенчатая. А что?.. Поехали на плато - плоскую, как стол, равнину с развалинами храмов и странными стрельчатыми воротами - ни домов, ни стен, лишь ворота посреди чистого поля.

Здесь когда-то высилась гора, видная далеко с моря. По ней сверяли курс капитаны спешащих в Оман тростниковых судов. Суда спешили за медью. Гора-маяк целиком состояла из медной руды.

Рудокопы врубались в гору. Прорывали в ней норы-туннели. Дырявили, обрушивали, вгрызались - и за много веков сровняли гору с землей. Полностью переплавили в слитки. Но входы в туннели почему-то не тронули. И стоят они как монументы в честь былого месторождения, как памятники циклопическому труду.

Не менее циклопично то, что под ними, в недрах, под пластами грунта. Речь идет о «фаллахе» - главном источнике ирригации и водоснабжения в Омане. На горном склоне роются шахты. Верхняя - до гидрослоя. Шахты соединяются внизу галереями. Получается подземный канал, по которому самотеком струится вода. И так до деревень, до полей, иногда на многие километры. Даже в самое жаркое время года уровень воды в системе «фаллах» меняется мало.

Постройка и эксплуатация «фаллаха» требует величайшего искусства. Жители Омана владеют этим искусством издавна. Возраст многих каналов и галерей - две, две с половиной тысячи лет, встречаются еще более древние. Их и наметил к изучению Паоло Коста. У него четкие задачи и планы. Водопровод прежде всего. Что ему до примелькавшейся, полуразрушенной башни, заурядной, по плечи засыпанной песком?

Верно говорил академик Павлов: «Нет в голове идей - не увидишь фактов». Будь эти руины найдены в Ираке, их сочли бы зиккуратом, в Египте - пирамидой. А здесь башня. Башня, и все. Сколько людей равнодушно прошли мимо нее, по крайней мере за последние годы.

Груда глыб, сложенных уступами, ориентированная по сторонам света, около шести метров высотой над поверхностью, а сколько уходит в глубину, никто не мерил. Ни цветности, ни масштабности - скучный холм с нечеткими от выветривания контурами.

Решено отложить старт на день: с 11 января перенести на 12-е. Ведь «холм» этот все же зиккурат! Тот самый, о котором ходили слухи, и этим слухам мало кто верил, и мы сами уже не надеялись на удачу, но наше открытие подтвердилось, и в копилку достоверных фактов о шумерских связях добавился еще один. Снова Хейердал оказался прав.

Тур счастлив. Распрямился, ходит гоголем. Куда девались озабоченность и брюзгливость? До чего он везучий все же! На Маканском руднике, возле арок, наклонился и - и подобрал крошечный слиток меди. Кусков шлака было полно, а вот чтобы медь!.. Слиток гуляет из рук в руки, им завистливо любуются, удивляются: «Как заметил?» - «Заметил, потому что смотрел!..»

Да, смотреть и видеть далеко не одно и то же.

Мы должны стартовать не позже восьми, пока безветрие, - объяснил он. - Потому что дневной ветер постарается прижать «Тигрис» к берегу и помешает нам отойти.

Отходить решили на веслах: силы имеются, сноровка есть - покажем провожающим класс!

Дружно, в восемь пар рук, наваливаемся. Гребем стоя, как гондольеры. Весла тяжелые, лодка тоже, но движемся. Проползаем мимо кораблей, они гудят, сигналят, на палубах солнечные искорки от направленных на нас объективов - редкое доставлено Матраху зрелище.

Проходит тридцать минут. Гребем. Пот застилает глаза, руки деревенеют - гребем. Поворот, другой, вон уже выход из гавани, справа - гористая гряда, слева - мол: бетонные болванки выстроились на манер противотанковых ежей. Тур кричит: «Ну, еще немного!» Наваливаемся. Вторим Норману хором: «Готов - пошел! Готов- пошел!»

Буксир оттащил нас метров на двести, а там пошли самостоятельно. Ветер был южный, слабый, ему помогало течение - берега медленно удалялись.

4 марта 1937 года родился Юрий Александрович Сенкевич, русский учёный-медик, который стал известен в России как ведущий старейшей телепередачи советского и российского телевидения «Клуб путешественников». Сенкевичу довелось участвовать в интереснейших путешествиях, в ходе которых подтверждались научные гипотезы. Мы расскажем о пяти легендарных путешествиях Юрия Сенкевича.

«Восток»

В 1967 году Сенкевич участвует в 12-й советской антарктической экспедиции на станцию «Восток». Там он планирует изучать поведение человека в экстремальных условиях.

Экспедиция стартовала в январе 1967 года. Основной обязанностью Сенкевича на станции «Восток» была работа врача, однако он получил и другие обязанности в нагрузку. Перед отправлением в Антарктиду он получил предложение от главного редактора журнала «Дружба народов» вести путевой дневник.

Так Сенкевич стал известен в литературных кругах как веселый и очень остроумный автор. Полет на антарктическую станцию стало началом всех будущих путешествий Юрия Сенкевича. Во время зимовки произошел уникальный случай. У Сенкевича произошло воспаление аппендикса. Врачу пришлось делать операцию по удалению аппендикса самому себе. Это было впервые в медицинской практике.

Первое путешествие на Ра

В 1969 году известный норвежский ученый Тур Хейердал организует экспедицию на папирусной лодке через Атлантику. Он искал для интернационального экипажа русского врача, владеющего английским языком и обладающего чувством юмора. Сенкевич оказался идеальным кандидатом. Во время плавания Сенкевич вновь вел дневник.

25 мая 1969 года папирусная лодка «Ра» отправилась в плавание. Тур Хейердал хотел проверить, насколько далеко лодки из папируса могли плавать и смогут ли они пересечь океан.

Путь начинался в Сафу (Марокко) и заканчивался в Бриджтауне (Барбадос). Первое путешествие на «Ра» закончилось неудачно: лодка затонула, а экипаж был спасен американцами. 16 июля 1969 года путешественники переместились на яхту «Шенандоа». Так завершилось путешествие Сенкевича на Ра.

Второе путешествие на Ра

Утром 17 мая 1970 года состоялась вторая попытка. Лодка «Ра-2» вышла из марокканского города Сафи (Северная Африка) и направилась через Атлантический океан к берегам Южной Америки. Экипаж «Ра-2» состоял из восьми человек: Тура Хейердала (Норвегия), Нормана Бейкера (США), Карло Маури (Италия), Кея Охары (Япония), Юрия Сенкевича (СССР), Жоржа Сориала (Египет), Сантьяго Хеновеса (Мексика), Мадани Аит Уханни (Марокко). Хейердал специально подобрал экипаж, в котором было представлено большое разнообразие рас, национальностей, религий и политических мировоззрений, с тем чтобы продемонстрировать, что на маленьком плавучем островке люди могут эффективно сотрудничать между собой.

На этот раз мореплавателей ждал успех - спустя 57 дней они достигли берегов Барбадоса. Длина маршрута составила 5 700 км. Успех экспедиции на «Ра-2» подтвердил, что древние трансокеанские контакты были возможны, как и предполагал Хейердал. Экспедиция также собрала информацию о загрязнении океана и представила свой доклад в ООН.

Тигрис

Тур Хейердал изучал древнюю цивилизацию, существовавшую в Междуречье. По его мнению она оказывала значительное культурное влияние на другие народы. Чтобы подтвердить свою гипотезу о том, что цивилизация распространялась в основном морским путём, он задумал экспедицию на лодке «Тигрис».

«Тигрис» должен был совершить путешествие вдоль восточного побережья Африки к мысу Доброй Надежды. В 1977 году началась подготовка экспедиции. 23 ноября 1977 года «Тигрис» отправился от деревни Эль-Курна, где сливаются вместе Тигр и Евфрат. Через несколько часов плавания исследователям пришлось дать сигнал SOS. На помощь пришел советский теплоход «Славск», на котором они добрались до берегов Бахрейна.

Затем «Тигрис» продолжил путь. Через пять месяцев плавания в марте 1978 года корабль достиг берегов Джибути в Африке.

В результате главная задача экспедиции «Тигриса» была выполнена. Камышовая лодка проявила отличные мореходные качества. Это указывало на то, что древние жители Месопотамии, долины Инда, Египта могли с помощью аналогичных лодок контактировать между собой.

В начале 1980-х Сенкевич участвовал в подготовке первой советской экспедиции на Эверест. В состав экспедиции вошла киногруппа студии «Леннаучфильма».

В 1982 году восхождение началось из лагеря, расположенного на высоте 5 300 метров над уровнем моря. Исследователи были вынуждены преодолевать ледник Кхумбу длиной около восьмисот метров — это место самое опасное на Эвересте.

Последние 348 метров подъема, как всегда, оказались самыми трудными. Исследователям приходилось лезть по скалам, страхуя друг друга. После покорения вершины друзья снимали панорамы китайской и непальской сторон.

Таким образом, экспедиция закончилась небывалым успехом. Русские впервые побывали на Эвересте, проложив самый сложный маршрут, доказав высочайший уровень советского альпинизма.