Приложения. Результаты опроса о спортивных пристрастиях россиян

Спорт, создающий ценности спортивной культуры, всегда являлся мощным социальным феноменом и средством успешной социализации. Об этом свидетельствуют и научные данные, и примеры жизненного пути многих выдающихся спортсменов.

При правильной организации спортивной деятельности, она может стать серьезным и действенным средством формирования социальной активности молодежи и здорового образа жизни людей, а именно современной молодежи.

Цель - изучить влияние спорта на жизнь современной молодежи.

1. Выяснить, насколько современная молодежь вовлечена в спорт;

2. Определить наиболее популярные виды спорта у современной молодежи;

3. Узнать какие цели преследует молодежь, занимаясь спортом.

Объект исследования - молодежь города Витебска.

Предмет исследования - влияние спорта на жизнь современной молодежи.

Результаты исследования

При проведении исследования на тему «Спорт в современной жизни человека» был опрошен 141 человек, причем из них 43,3% мужчин и 56,7% женщин (график 2.1), что соответствует гендерным параметрам генеральной совокупности.

График 2.1 Пол респондента, % к опрошенным

Возраст респондентов (график 2.2) соответственно: 6,4% опрошенных в возрасте 14-16; 52,5% респондентов в возрасте 17-19 лет; 33,3% - в возрасте 20-22 года, 7,8% респондентов в возрасте 23-25 лет. Статистические характеристики (мода, медиана) показывают, что центральная тенденция возрастного распределения опрошенных приходится на возрастную группу 17-19 лет, что полностью соответствует нашей выборке.

График 2.2 Возраст респондентов, % к опрошенным

По уровню образования (график 2.3): у 7,1% респондентов неполное среднее образование, у 35,5% опрошенных среднее образование, у 3,5% - среднее специальное, у 0,7% - среднее профессиональное, у 44% респондентов незаконченное высшее образование, у 9,2% опрошенных высшее образование. По модальному и медианному показателю - образование респондентов незаконченное высшее. Это во многом объясняется преобладанием в выборки возрастной группы 17-19 лет.

График 2.3 Образование респондентов, % к опрошенным

97,2% респондентов холосты, 2,8% - женаты (график 2.4). Доминирующее значение - респонденты, не имеющие семьи, это можно объяснить тем, что многие студенты сейчас не стремятся связывать себя узами брака в годы учебы.


График 2.4 Семейное положение респондентов, % к опрошенным

По социальному положению в исследовании приняли участие (график 2.5): 6,4% учащихся, 79,4% студентов, 13,5% рабочих и 0,7% безработных. Доминирующий показатель - социальное положение - студенты. Подавляющее большинство представлено именно студентами, это связано с тем, что преобладающими возрастными группами являются 17-19 и 20-23 года.

Один из блоков анкеты был направлен на выяснение вовлеченности современной молодежи в спорт. Нужно отметить, что по результатам опроса 59,6% респондентов занимаются спортом, а 40,4% спортом не занимаются (график 2.5). Таким образом, все-таки, преобладают представители молодежи, которые занимаются спортом - активные, хотя и не много. Это говорит о том, что спорт постепенно, медленными темпами начинает возрождаться, появилась «мода» на спорт. Это во многом связано с процессами, происходящими в обществе, с популяризацией ведущими телеканалами спорта и активного образа жизни.


График 2.5 Занятие спортом респондентов, % к опрошенным

Ежедневно занимаются спортом 19,3% респондентов, 62,7% опрошенных занимаются спортом 2-3 раза в неделю, 13,3% - 1 раз в неделю, 4,8% опрошенных занимаются спортом реже 1-3 раз в месяц (график 2.6). Доминирующий показатель - занятие спортом 2-3 раза в неделю. Это показывает, что занятие спортом занимает важное место в жизни современной молодежи. Сейчас многие молодые люди успешно совмещают работу и учебу, и, как видно, у них остается время на занятие спортом.

График 6. Частота занятия спортом, % к опрошенным

Также на вовлечение в спорт влияет участие молодежи в спортивных соревнованиях (график 2.7). Итак, 63,1% респондентов не участвует в соревнованиях, а 36,9% - участвуют в различного рода соревнованиях, из них в республиканских соревнованиях участвуют 58,1% опрошенных, в соревнованиях по отдельным видам спорта 27,9% респондентов, 14% молодежи участвуют в городских соревнованиях. Таким образом, видно, что хотя и небольшой процент опрошенных занимается спортом профессионально (участвуют в различного рода соревнованиях лишь 36,9% респондентов), но большинство из участвующих в соревнованиях принимают участие в республиканских соревнованиях. Это говорит о достаточно высоком уровне вовлеченности молодежи в спортивную жизнь страны.

График 2.7 Участие респондентов в соревнованиях, % к опрошенным

Для 81,6% спорт является частью жизни, для 18,4% - не является (график 2.8). Это еще раз подтверждает то, что молодежь все активнее начинает заниматься спортом, спорт и здоровый образ жизни становятся популярным среди молодежи. Более того, 97,1% респондентов указали, что согласны отдать своих детей заниматься спортом.

График 2.8. Спорт - часть жизни, % к опрошенным

Молодежь занимается спортом с определенными целями: для 70,7% респондентов такими целями являются поддержание здоровья и хобби, что составляет 41.1% ответов, для 24,4% респондентов цель занятия спортом - это самовыражение (14,2% ответов), для 6,1% респондентов основная цель занятия спортом - это достижение определенных вершин в спорте, что составляет 3,5% ответов. Итак, видно, что основные цели занятия спортом - это поддержание здоровья и хобби. Это связано, скорее всего, с тем, что здоровый образ жизни сейчас входит в моду, он пропагандируется с экранов телевизоров. То, что лишь малый процент опрошенных выбрали основной целью занятия спортом достижение определенных вершин в спорте, говорит о том, что спорт высших достижений - это трудоемкое занятие, требующее больших физических нагрузок, много времени и финансов. Поэтому не все стремятся к высоким достижениям. Для многих спорт - это хобби.

Также респондентам был задан вопрос, посвященный тому, для какой цели они собираются отдать ребенка в спорт: 91,4% назвали такой целью развитие физических качеств, 4,7% опрошенных - развитие личных, моральных качеств, 3,9% - достижение высших результатов. Это распределение ответов еще раз подтверждает вывод, что основной целью занятия спортом является поддержание здоровья.

Таким образом, большинство опрошенных занимается спортом, причем многие из них участвуют в соревнованиях республиканского уровня. Для большинства опрошенных спорт является смыслом жизни. Наиболее популярными видами спорта в молодежной среде являются борьба, атлетика и гимнастические виды спорта. Основной целью занятия спортом является поддержание здоровья, и спорт также расценивается как хобби.

После решения описательных и аналитических задач в вовлеченности молодежи в спорт были выявлены следующие закономерности:

1. Большинство опрошенных занимается спортом, причем многие из них участвуют в соревнованиях республиканского уровня.

2. Для большинства опрошенных спорт является смыслом жизни. Наиболее популярными видами спорта в молодежной среде являются борьба, атлетика и гимнастические виды спорта.

3. Основной целью занятия спортом является поддержание здоровья, и спорт также расценивается как хобби.

4. Молодые люди вовлечены в спорт больше, чем девушки. Возможно, это связано с тем, что одним из основных хобби молодых людей чаще всего является спорт, девушки могут найти себе и другие увлечения (занятие музыкой, хореографией, шопинг и другие).

Но нужно также отметить, что спортом получает распространение среди молодежи, это, наверняка связано с тем, что сейчас активно идет пропаганда здорового образа жизни.

Также юноши чаще ходят на спортивные соревнования, чем девушки. Как уже упоминалось, многие юноши являются фанатами того или иного спортивного клуба, «горячими» болельщиками и поклонниками.

5. Большинство молодых людей всех представленных возрастных групп занимаются спортом. Однако нужно выделить группу 17-19 лет - это старшеклассники и студенты 1 курса вузов, видимо именно у этих молодых людей не всегда остается время, которое можно потратить на занятие спортом, так как часть из них, заканчивая школу, готовятся к продолжению своей учебы, а многие студенты-первокурсники часто испытывают определенные проблемы в адаптации к учебному процессу, в любом другом учебном заведении, который значительно отличается от школьного.

Анкета.

Тема анкетирования: «Спорт. Отношение к спорту»

Здравствуйте!

Мы - исследовательская статистическая организация.

Мы хотим задать вам вопросы по поводу вашего отношения к спорту. Все ваши ответы не будут разглашены, и будут использованы только для подсчета статистических данных по вопросам спорта.

Правила заполнения данной анкеты.

В анкете представлены два вида вопросов:

1. без вариантов ответов – на них вы можете ответить кратко или полно, на ваше усмотрение.

2. вопросы с двумя или более вариантами ответов – здесь необходимо выбрать один из предложенных вариантов.

  1. Ваша половая принадлежность?
  1. Ваш возраст?
  1. Ваш род занятий?
  1. Ваше семейное положение?
  1. Вы когда-нибудь занимались спортом?
  1. Вы занимаетесь спортом?

Вопросы для тех кто ответил «да» в вопросе №6

  1. Вы профессионально занимаетесь спортом?

В. Хочу выйти на профессиональный уровень.

  1. Каким видом спорта вы занимаетесь?

Вопрос для тех кто в вопросе №7 выбрал варианты А или В

  1. Сколько «тренировок» у вас в неделю?

В. Каждый день – 7

  1. С какой целью вы занимаетесь спортом?
  1. Вы получаете от занятий удовольствие?
  1. С какого возраста вы начинали занятия спортом?
  1. Вы довольны получаемыми результатами?

14. Каких результатов вы планируете достичь в будущем?

Вопросы для тех кто в вопросе №6 выбрал ответ «нет»

  1. Вы когда-нибудь хотели заняться спортом?

В. Были попытки, но на этом все заканчивалось

Г. ни за что и никогда

Вопрос для тех кто выбрал варианты Б или Г в вопросе №15

16. Физические упражнения вам не интересны?

Вопросы для тех кто в вопросе №10 выбрал варианты А или В

  1. Что же вам помешало?

А. Банальная лень

Б. Высокая стоимость абонементов

В. Недостаток времени

Г. Большой выбор видов спорта – Не удалось определиться

  1. Какое желание вас толкало в спортзал?

А. Приобрести стройность

Б. Накачать мышцы

В. Желание здоровья

Г. Не желание, а друг (подруга)

Д. Моего варианта нет в перечисленных

  1. У вас еще будут попытки заняться спортом?

В. Не знаю

Вопросы для всех

20. Как вы считаете, насколько необходим предмет «физическая культура»

в школьных заведениях?

А. да, конечно

Б. нет, только отвлекает от более важных предметов

В. смотря насколько профессиональное преподавание

  1. Какие виды спорта «командные» или «одиночные» вам наиболее интересны?

А. Командные

Б. Одиночные

Г. Никакие

  1. Как вы считаете профессиональный спорт это - …

А. полезно

Б. вредно

В. красиво

Д. интересно

Е. никому не советую

  1. Как вы относитесь к допингу в спорте (анаболики)?

А. нормально

Б. это неприемлемо

В. это личное дело каждого

Г. мне все равно

  1. В вашем понимании спорт это…

А. Большие нагрузки

Б. Приятное времяпрепровождение

В. Бесполезная трата времени

Г. Жизненная необходимость

  1. Составляющие спорта, как вы понимаете

А. Физические нагрузки

Б. Здоровый образ жизни

В. Физические нагрузки + Правильное питание + Здоровый образ жизни

Г. Ваш вариант в свободной форме:

  1. Вы хотели бы чтобы ваш ребенок занимался спортом?

В. не знаю

  1. Вы отдали бы своего ребенка в профессиональный спорт?

В. ни за что

Д. еще рано об этом думать

Е. только под моим строгим наблюдением

Ж. конечно, с превеликим удовольствием

Благодарим вас за ваше участие в нашем опросе.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Программа социологического исследования

«Отношение юных спортсменов к спорту и принципам Фэйр Плэй»

Методологическая часть программы

Обоснование проблемы исследования. Среди множества про-

блем, стоящих перед современной школой, ключевой является проблема формирования гуманистической личности, развития ее морального сознания. Кризисное состояние любого социума всегда негативно сказывается на здоровье подрастающего поколения, будь то физическое или психическое. В связи с этим особенно остро встает вопрос о нравственном воспитании детей и подростков общеобразовательных школ, вовлеченных в сферу спорта.

Таким образом, обращает на себя внимание противоречие между реальной ориентацией молодых спортсменов и участников олимпийского движения на прагматические цели и теми идеалами и ценностями, которые провозглашает олимпийская философия.

О необходимости просветительской работы на основе принципов Фэйр Плэй говорится в Олимпийской хартии и Декларации Международного комитета Фэйр Плэй. Этой теме посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых (С.Ю. Баринов, А.Г. Егоров, В.С. Ро-

диченко, В.И. Столяров, Ул. Люкевич, E. Aripinar, D. Binder, K. Heinila, J. Lipiec, P. McIntosh, F. Wijk, Z. Zukovska).

Особую активность в распространении идей и принципов Фэйр Плэй в современном спорте проявляют Международный комитет Фэйр Плэй и Европейское движение Фэйр Плэй, членом которого с 1995 года является Олимпийский комитет России.

В ряде стран (Австралия, Германия, Канада, Польша, США и др.) национальные олимпийские академии разработали целенаправленные методики и программы олимпийского образования для подрастающего поколения и проводят значительную работу с целью их реализации в практической деятельности школ и вузов. Одной из главных задач этой

Егоров А.Г., Захаров М.А. Фэйр Плэй в современном спорте

работы провозглашается ориентация молодежи на олимпийские идеалы и принципы Фэйр Плэй.

Аналогичная работа проводится и в нашей стране. Приказ Минобразования России и ОКР № 41/84а «Об организации изучения вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр» создал правовую базу и активизировал процессы разработки программ олимпийского образования для различных категорий обучаемых.

На сегодняшний день во многих регионах России в ряде общеобразовательных школ реализуются альтернативные программы по олимпийскому образованию, в чем немалая заслуга региональных олимпийских академий. Эти программы призваны стимулировать у учащихся не только интерес к спорту, но и к истории олимпийского движения, ду- ховно-нравственным ценностям олимпизма, выраженным в идее Фэйр Плэй.

Вместе с тем, многими учеными неоднократно отмечалась взаимосвязь между выбранным видом спорта, уровнем спортивного мастерства и отношением к принципам Фэйр Плэй в спорте.

Все вышесказанное выдвигает перед социологами ряд важных вопросов, и в первую очередь вопрос о том, каково реальное отношение учащихся в системе олимпийского образования к олимпийским идеалам и принципам Фэйр Плэй, выступают они для них как реальные ценности или декларативные?

Насколько сложившиеся в различных регионах России системы олимпийского образования способны противостоять негативным тенденциям, развивающимся в современном детско-юношеском спорте?

Какова реальная зависимость между избранным видом спорта, уровнем спортивной квалификации юного спортсмена и его отношением к этическим спортивным ценностям?

Учитывая стремительное развитие олимпийского образования в России и значимость этических принципов Фэйр Плэй для воспитания подрастающего поколения, актуальность нашего исследования резко возрастает.

Объект исследования. Объектом исследования являются учащиеся 8-х и 11-х классов общеобразовательных средних школ городов России, в которых реализуются различные программы олимпийского образования, а также школьники 8-х и 11-х классов обычной общеобразовательной школы г. Смоленска.

Предмет исследования. Предметом исследования является отношение учащихся в системе олимпийского образования к гуманистическим ценностям олимпизма и принципам Фэйр Плэй

Приложения

Цель исследования - выявить эффективность существующих систем олимпийского образования, в контексте формирования у детей среднего и старшего школьного возраста позитивного отношения к принципам Фэйр Плэй учитывая зависимость между отношением к данным принципам, спортивной специализацией и уровнем спортивной квалификации учащихся.

Задачи исследования: С целью исследования связан ряд исследовательских задач, в ходе решения которых предполагалось выяснить:

какие идеалы и ценности спорта и олимпийского движения являются для школьников наиболее привлекательными;

уровень осведомленности школьников с понятием Фэйр Плэй и его значением;

отношение школьников и их тренеров (преподавателей физической культуры) к соблюдению Фэйр Плэй в занятиях спортом;

отношение школьников к честному, благородному поведению как

необходимому атрибуту спорта и повседневной жизни. Логический анализ понятий. В соответствии с проблемой и це-

лью исследования логическому анализу подлежат следующие понятия. Олимпийское образование - педагогическая деятельность, направленная на приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олим-

пизма, к олимпийской идеи, «обучение олимпизму».

Программы олимпийского образования – научно обоснованные направления педагогической деятельности, направленные на приобщение молодежи к знаниям об олимпизме, олимпийском движении и Олимпийских играх, которые сложились в различных регионах России и имеют собственные методологические и методические особенности.

Принципы Фэйр Плэй - принципы честного и благородного поведения в спорте.

Гипотеза исследования. В ходе исследования предполагалось проверить следующие гипотезы:

1. Восприятие спорта как средства всестороннего развития личности отсутствует у большинства юных спортсменов. Спорт привлекает их прежде всего как сфера деятельности, в которой можно самоутвердиться, стать более физически подготовленным.

2. Понимание юными спортсменами гуманистической ценности Олимпийского движения является не значительным.

3. Большая часть респондентов проявляет скептическое отношение к соблюдению принципов Фэйр Плэй в процессе занятий спортом.

4. Специфика спортивной деятельности и уровень спортивной квалификации трансформирует восприятие молодыми спортсменами гуманистических ценностей спорта.

Анкета для обучающихся

« Мое отношение к занятиям физической культурой и спортом»

Пожалуйста, выскажи свое отношение к занятиям физической культурой и спортом. Нам важно знать твое мнение, чтобы улучшить программу школьных уроков физкультуры, сделать эти уроки более интересными и полезными.

    Я всегда с нетерпением жду уроков физической культуры, потому что они помогают укреплять мое здоровье

2. Я всегда нахожу возможность заниматься физкультурой, потому что движения доставляют мне радость.

3. В любых обстоятельствах я стараюсь регулярно заниматься физической культурой.

4. Мне приходится ходить на уроки физической культуры, чтобы получить оценку.

5. Занятия физкультурой и спортом мне нужны для того, чтобы в дальнейшем использовать эти знания, навыки и умения в жизни.

6. Участвуя в физкультурно-спортивных мероприятиях и соревнованиях, я стремлюсь стать победителем.

7. Интерес к физической культуре у меня не пропадает и во время школьных каникул.

8. Я получаю удовольствие от занятий физкультурой и спортом.

9. Я хочу заниматься физическими упражнениями и спортом, потому что это модно и престижно среди молодежи.

10. Самостоятельные занятия физическими упражнениями уже стали моей привычкой.

11. Дополнительные занятия физическими упражнениями полезны для здоровья, потому что школьных уроков физкультуры недостаточно.

12. На занятиях физическими упражнениями и спортом я воспитываю в себе смелость, решительность и самодисциплину.

13. Даже в каникулы я заставляю себя уделять время занятиям физическими упражнениями.

14. Я стараюсь накопить опыт физкультурно-оздоровительной работы, чтобы использовать его в будущей жизни.

15. Я всегда интересуюсь физкультурно-спортивной работой и принимаю в ней участие.

16. Мне нравится, что в занятиях физкультурой есть элементы соперничества.

17. Мне хочется заниматься физическими упражнениями, чтобы научиться красиво двигаться, иметь стройную фигуру и сильные мышцы.

18. Я участвую в спортивных соревнованиях только тогда, когда в них участвуют мои знакомые и друзья.

19. Активный отдых в выходные дни, прогулки и подвижные игры - это моя привычка.

20. Нравиться ли вам как ведет уроки ваш учитель по физической культуре.

Благодарим тебя за участие и помощь!