«Повесть о Шемякином суде»: сюжет, художественные особенности.

Повесть о Шемякином суде

XVII в.

Жили два брата-крестьянина: один богатый, а другой - бедный. Много лет богатый давал бедному в долг, но тот оставался таким же бедным. Один раз пришёл бедняк просить у богатого лошадь, чтобы привезти дров. Тот с неохотою дал лошадь. Тогда бедный стал просить хомут. Но брат рассердился и хомута не дал.

Делать нечего - бедный привязал свои дровни к лошадиному хвосту. Когда же он вёз дрова домой, то забыл выставить подворотню, и лошадь, проезжая через ворота, оторвала себе хвост.

Привёл бедняк брату лошадь без хвоста. Но тот лошади не взял, а поехал в город к судье Шемяке бить челом на брата. Бедный пошёл за ним, зная, что его всё равно заставят явиться на суд.

Они дошли до одного села. Богатый остановился у своего знакомого - сельского попа. Бедный пришёл к тому же попу и лёг на полати. Богатый с попом сели есть, а бедняка не позвали. Тот смотрел с полатей, что они едят, свалился, упал на колыбель и задавил ребёнка. Поп тоже пошёл в город жаловаться на бедного.

Они проходили через мост. А внизу, по рву, один человек вёз в баню отца. Бедный, предвидя свою погибель, решил покончить с собой. Он бросился с моста, упал на старика и убил. Его поймали и привели к судье. Задумался бедняк, что же ему дать судье… Взял камень, завернул его в плат и стал перед судьёй.

Выслушав жалобу богатого брата, судья Шемяка велел бедному отвечать. Тот показал судье завёрнутый камень. Шемяка решил: пусть бедный не отдаёт богатому лошади до тех пор, пока у неё не вырастет новый хвост.

Затем принёс челобитную поп. А бедный опять показал камень. Судья решил: пусть поп отдаст бедному попадью до тех пор, пока тот не «добудет» нового ребёнка.

Потом стал жаловаться сын, у которого бедный задавил отца. Бедняк опять показал судье камень. Судья решил: пусть истец убьёт бедного тем же способом, то есть бросится на него с моста.

После суда начал богатый у бедного просить лошадь, но тот отказался отдать, сославшись на судейское решение. Богатый дал ему пять рублей, чтобы он лошадь и без хвоста отдал.

Тогда бедный стал по судейскому решению требовать у попа попадью. Поп дал ему десять рублей, только чтоб он не брал попадьи.

Бедный предложил третьему истцу выполнить решение судьи. Но тот, поразмыслив, не захотел бросаться на него с моста, а начал мириться и тоже дал бедному мзду.

А судья послал к ответчику своего человека, чтобы он спросил о трёх свёртках, которые бедняк показывал судье. Бедный вытащил камень. Шемякин слуга удивился и спросил, что это за камень. Ответчик объяснил, что если бы судья не по нему судил, то он бы его ушиб этим камнем.

Узнав о грозившей ему опасности, судья очень обрадовался, что судил именно так. И бедный, радуясь, пошёл домой.

И издателями Никольского рынка . Была издана Пыпиным в «Архиве исторических и практических сведений, относящихся до России » Калачова (1859) .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Традиционные для сказок братья - богатый и убогий - ссорятся из-за того, что бедный попортил лошадь богатого. Так как богатый не дал хомут , бедному пришлось привязать сани к хвосту лошади. Въезжая в ворота, он забыл выставить подворотню , и у лошади оборвался хвост. Богатый отказывается принять лошадь и идёт в город с жалобой на брата к судье Шемяке . Челобитчик и ответчик совершают путь вместе. С бедняком случается второе невольное несчастье: во время сна он падает с полатей в колыбель и убивает попова ребенка. Поп присоединяется к богатому. При входе в город, бедняк решает покончить с собой и бросается с моста, но падает на больного старика, которого по льду вёз в баню его сын. Потерпевший также идёт к судье с жалобой.

    Во время разбирательства обвиняемый показывает Шемяке камень, завёрнутый в платок. Судья уверен, что это - «посул », и решает все три дела очень своеобразно: лошадь должна остаться у бедняка до тех пор, пока у неё не вырастет хвост; поп отдаёт свою жену бедняку, чтобы от него у попадьи родился ребёнок, а третий истец может отомстить бедняку точно таким же способом, которым последний убил его отца. Вполне естественно, что истцы не только отказываются от пени (штрафов), но дают ответчику щедрое вознаграждение в виде отступного .

    Далее повествуется, что судья высылает своего писца получить от бедняка взятку, но, узнав, что последний показывал ему не деньги, а камень, предназначенный для «ушибленья» судьи в случае обвинительного приговора, - благодарит Бога за спасение жизни. Таким образом, все действующие лица повести остаются так или иначе довольны исходом дела, окончившимся благополучно только благодаря простоте бедняка.

    Издания

    В первой половине XVIII века на Ахметьевской фабрике было выгравировано 12 картинок к «Шемякину суду», с текстом, напечатанным позднее у Ровинского ; лубочное издание повторялось пять раз, и в последний раз, уже с цензурной пометкой, напечатано в 1839 году. Дальнейшее развитие повести выразилось в поздних литературных обработках во вкусе «Похождений пошехонцев », например в изданной в 1860 году «Сказке о Кривосуде, и о том, как голый Ерема, внучек Пахома, у соседа Фомы большой кромы, беду сотворил и о прочем ». Весь комизм этой «Сказки» покоится на развитии общеизвестной темы: «око за око и зуб за зуб », шаржированной в балаганном духе.

    Издания повести о Шемякином суде:

    • «Архив » Калачова (1859; кн. IV, стр. 1-10);
    • «Памятники» Костомарова (вып. II, стр. 405-406);
    • «Народные русские сказки » Александра Афанасьева (ред. А. Грузинского, М., 1897, т. II, стр. 276-279; см. );
    • «Историческая хрестоматия» Буслаева (стр. 1443-1446);
    • «Сборник отделения русского языка и словесности Академии Наук» (т. X, № 6, стр. 7-12);
    • «Русские народные картинки» Ровинского (кн. I, 189-191, кн. IV, стр. 172-175);
    • «Летописи литературы » Тихонравова (т. V, стр. 34-37);
    • отдельное издание Общества любителей древней письменности (СПб., 1879 и др.).

    Исследования

    Пока к делу не были привлечены восточные и западные параллели, на «Шемякин суд» смотрели как на вполне самобытное, очень древнее произведение русской сатиры, связанное с общим взглядом русских людей на печальное состояние судопроизводства ; объясняли такими пословицами, как «с подьячим водись, а камень за пазухой держи », и даже комментировали некоторыми статьями «Уложения » Алексея Михайловича и «Сказаниями иностранцев о России XVII в. ».

    Кроме имени Шемяка , учёных занимала проведенная в повести случайная победа вечной правды над людской кривдой, пусть и с оттенком некоторой иронии. Буслаев не сомневался в её русском происхождении и удивлялся только тому, что тип судьи Шемяки, из мудрого и справедливого (библейский Соломон), принял противоположный оттенок, и вместо рассказа-наставления повесть о Шемякином суде снизошла до шутливой пародии , несмотря на ранние, восточные первообразы. Буслаев считал, что прибавления к повести выразились в сатирических выходках против кривосуда и подкупа посулами , как явлений более позднего времени, то есть сказание превратилось в обыкновенную сатиру на русских подьячих . Сухомлинов объяснял это кажущееся противопоставление различными началами, из которых постепенно слагалась версия о Шемяке, а в падении морали видит влияние семитических легенд о четырёх содомских судьях - «Обманщике» (Шакрай), «Разобманщике» (Шакрурай), «Поддельщике» (Зайфи) и «Кривосуде» (Мацлидин). Подобно еврейским легендам, и в русской повести серьёзное перемешивается с забавным; поэтому «излюбленные идеи народной словесности о победе правды над кривдой, о спасении несчастного от злобы сильных мира сливаются с чертами из сказания о судах, распространенного у индоевропейских и семитических народов » . В «Шемякином суде» судья оправдывает бедняка, совершившего в сущности невольные преступления, и этим спасает его от мести людей, нравственно виноватых, благодаря чему сатира на взяточничество не потеряла назидательного назначения, - так смотрел на тенденцию повести А. Н. Веселовский : конечно, судья ставит вопросы казуистически, но так, что пени падают всей своей тяжестью на истцов и те предпочитают отказаться от иска.

    Привязка к историческому персонажу

    Особенно интриговало историческое имя известного галицкого князя Дмитрия Шемяки , варварски ослепившего Василия Тёмного . Сахаров приводил даже слова какого-то русского хронографа, соединившего поговорку с историческим событием: «от сего убо времени в велицей России на всякого судию и восхитника в укоризнах прозвася Шемякин суд ». В том же духе распространил это наблюдение старинного русского книжника и Карамзин : «не имея на совести, ни правил чести, ни благоразумной системы государственной, Шемяка в краткое время своего владычества усилил привязанность москвитян к Василию, и в самих гражданских делах, попирая ногами справедливость, древние уставы, здравый смысл, оставил навеки память своих беззаконий в народной пословице о суде Шемякине, доныне употребительной ». То же самое повторяют Соловьёв и Бестужев-Рюмин. Александр Николаевич Веселовский первым указал на случайное применение восточного имени Шемяки к исторической личности галицкого князя XV века .

    Западные параллели

    Задаваясь вопросом, какими путями проникло к нам это сказание, и на основании прямого свидетельства Толстовского списка «Шемякина суда XVII века» (выписано из польских книг), Тихонравов полагал, что «в своём настоящем виде сатирическая повесть о суде, уже окрещённом именем Шемяки, прошла через переделку русского человека и получила краски чисто народные, но отдельные эпизоды могли быть заимствованы из польских книг », и указывал на анекдот «О нечаянном случае» в популярной повести «Похождения нового увеселительного шута и великого в делах любовных плута Совест-Драла, большого носа » (каменщик падает с высокой башни и убивает сидевшего внизу человека), а также на один эпизод в «Figei Kach» польского писателя XVI века Миколая Рея из Нагловиц об обвиняемом, который «судье камень показывал» .

    Восточные параллели

    Немецкий филолог Бенфей приводит тибетскую сказку, которая послужила посредствующим звеном между предполагаемым индийским источником и русским «Шемякиным судом»: бедняк-брамин берёт у богача на время быка для работы, но бык убегает с хозяйского двора; по дороге к судье брамин падает со стены и убивает странствующего ткача и ребёнка, спавшего под одеждами, на которые путник присел отдохнуть. Приговоры судьи отличаются такой же казуистикой: так как истец не «видел», что к нему привели быка, то следует выколоть у него «глаз»; ответчик должен жениться на вдове ткача и прижить ребенка с потерпевшей матерью . Такое же сходство немецкий фольклорист заметил с индийской сказкой о каирском купце, которая, вероятно, также восходит к неизвестному буддийскому источнику . Такая стройная и устойчивая в подробностях легенда относится скорее к

    Жили два брата. Один-то был бедный, а другой богатый. Не стало у бедного брата дров. Нечем вытопить печь. Холодно в избе.

    Пошел он в лес, дров нарубил, а лошади нет. Как дрова привезти?

    — Пойду к брату, попрошу коня.

    Неласково принял его богатый брат.

    — Взять коня возьми, да смотри большого возу не накладывай, а вперед на меня не надейся: сегодня дай да завтра дай, а потом и сам по миру ступай.

    Привел бедняк коня домой и вспомнил:

    — Ох, хомута-то у меня нет! Сразу не спросил, а теперь и ходить нечего — не даст брат.

    Кое-как привязал покрепче дровни к хвосту братнина коня и поехал.

    На обратном пути зацепились дровни за пень, а бедняк не заметил, подхлестнул коня.

    Конь был горячий, рванулся и оторвал хвост.

    Как увидал богатый брат, что у коня хвоста нет, заругался, закричал:

    — Сгубил коня! Я этого дела так не оставлю!

    И подал на бедняка в суд.

    Много ли, мало ли времени прошло, вызывают братьев в город на суд.

    Идут они, идут. Бедняк думает:

    Сам в суде не бывал, а пословицу слыхал: слабый с сильным не борись, а бедняк с богатым не судись. Засудят меня.

    Шли они как раз по мосту. Перил не было. Поскользнулся бедняк и упал с моста. А на ту пору внизу по льду ехал купец, вез старика отца к лекарю.

    Бедняк упал да прямо в сани попал и ушиб старика насмерть, а сам остался жив и невредим.

    Купец ухватил бедняка:

    — Пойдем к судье!

    И пошли в город трое: бедняк да богатый брат и купец.

    Совсем бедняк пригорюнился:

    Теперь уж наверняка засудят.

    Тут он увидал на дороге увесистый камень. Схватил камень, завернул в тряпку и сунул за пазуху:

    Семь бед — один ответ: коли не по мне станет судья судить да засудит, убью и судью.

    Пришли к судье. К прежнему делу новое прибавилось. Стал судья судить, допрашивать.

    А бедный брат поглядит на судью, вынет из-за пазухи камень в тряпке да и шепчет судье:

    — Суди, судья, да поглядывай сюда.

    Так раз, и другой, и третий. Судья увидал и думает: Уж не золото ли мужик показывает?

    Еще раз взглянул — посул большой.

    Коли и серебро, денег много.

    И присудил бесхвостого коня держать бедному брату до тех пор, покуда у коня хвост не отрастет.

    А купцу сказал:

    — За то, что этот человек убил твоего отца, пусть он сам станет на льду под тем же мостом, а ты скачи на него с моста и задави его самого насмерть, как он твоего отца задавил.

    На том суд и кончился.

    Богатый брат говорит:

    — Ну ладно, так и быть, возьму у тебя бесхвостого коня.

    — Что ты, братец, — бедняк отвечает. — Уж пусть будет, как судья присудил: подержу твоего коня до тех пор, покуда хвост не вырастет.

    Стал богатый брат уговаривать:

    — Дам тебе тридцать рублей, только отдай коня.

    — Ну ладно, давай деньги.

    Отсчитал богатый брат тридцать рублей, и на том они поладили.

    Тут и купец стал просить:

    — Слушай, мужичок, я тебе твою вину прощаю, все равно родителя не воротишь.

    — Нет, уж пойдем, коли суд присудил, скачи на меня с моста.

    — Не хочу твоей смерти, помирись со мной, а я тебе сто рублей дам, — просит купец.

    Получил бедняк с купца сто рублей. И только собрался уходить, подзывает его судья:

    — Ну, давай посуленное.

    Вынул бедняк из-за пазухи узелок, развернул тряпицу и показал судье камень.

    — Вот чего тебе показывал да приговаривал: Суди, судья, да поглядывай сюда. Кабы ты меня засудил, так я б тебя убил.

    Вот и хорошо, — думает судья, — что судил я по этому мужику, а то бы и живу не быть.

    А бедняк веселый, с песенками, домой пришел.

    Жили два брата. Один-то был бедный, а другой богатый. Не стало у бедного брата дров. Нечем вытопить печь. Холодно в избе.

    Пошел он в лес, дров нарубил, а лошади нет. Как дрова привезти?

    Пойду к брату, попрошу коня. Неласково принял его богатый брат:

    Взять коня возьми, да смотри большого возу не накладывай, а вперед на меня не надейся: сегодня дай да завтра дай, а потом и сам по миру ступай.

    Привел бедняк коня домой и вспомнил:

    Ох, хомута-то у меня нет! Сразу не спросил, а теперь и ходить нечего - не даст брат.

    Кое-как привязал покрепче дровни к хвосту братнина коня и поехал. На обратном пути зацепились дровни за пень, а бедняк не заметил, подхлестнул коня.

    Конь был горячий, рванулся и оторвал хвост.

    Как увидал богатый брат, что у коня хвоста нет, заругался, закричал:

    Сгубил коня! Я этого дела так не оставлю! И подал на бедняка в суд.

    Много ли, мало ли времени прошло, вызывают братьев в город на суд.

    Идут они, идут. Бедняк думает:

    «Сам в суде не бывал, а пословицу слыхал: слабый с сильным не борись, а бедняк с богатым не судись. Засудят меня».

    Шли они как раз по мосту. Перил не было. Поскользнулся бедняк и упал с моста. А на ту пору внизу по льду ехал купец, вез старика отца к лекарю.

    Бедняк упал да прямо в сани попал и ушиб старика насмерть, а сам остался жив и невредим.

    Купец ухватил бедняка:

    Пойдем к судье!

    И пошли в город трое: бедняк да богатый брат и купец.

    Совсем бедняк пригорюнился:

    «Теперь уж наверняка засудят».

    Тут он увидал на дороге увесистый камень. Схватил камень, завернул в тряпку и сунул за пазуху.

    «Семь бед - один ответ: коли не по мне станет судья судить да засудит, убью и судью».

    Пришли к судье. К прежнему делу новое прибавилось. Стал судья судить, допрашивать.

    А бедный брат поглядит на судью, вынет из-за пазухи камень в тряпке да и шепчет судье:

    Суди, судья, да поглядывай сюда.

    Так раз, и другой, и третий. Судья увидал и думает: «Уж не золото ли мужик показывает?» Еще раз взглянул - посул большой. «Коли и серебро, денег много».

    И присудил бесхвостого коня держать бедному брату до тех пор, покуда у коня хвост не отрастет. А купцу сказал:

    За то, что этот человек убил твоего отца, пусть он сам станет на льду под тем же мостом, а ты скачи на него с моста и задави его самого насмерть, как он твоего отца задавил.

    На том суд и кончился. Богатый брат говорит:

    Ну, ладно, так и быть, возьму у тебя бесхвостого коня.

    Что ты, братец,- бедняк отвечает.- Уж пусть будет, как судья присудил: подержу твоего коня до тех пор, покуда хвост не вырастет.

    Стал богатый брат уговаривать:

    Дам тебе тридцать рублей, только отдай коня.

    Ну, ладно, давай деньги.

    Отсчитал богатый брат тридцать рублей, и на том они поладили. Тут и купец стал просить:

    Слушай, мужичок, я тебе твою вину прощаю, все равно родителя не воротишь.

    Нет, уж пойдем, коли суд присудил, скачи на меня с моста.

    Не хочу твоей смерти, помирись со мной, а я тебе сто рублей дам,- просит купец.

    Получил бедняк с купца сто рублей. И только собрался уходить, подзывает его судья:

    Ну, давай посуленное.

    Вынул бедняк из-за пазухи узелок, развернул тряпицу и показал судье камень.

    Вот чего тебе показывал да приговаривал: «Суди, судья, да поглядывай сюда». Кабы ты меня засудил, так я б тебя убил.

    «Вот и хорошо,- думает судья,- что судил я по этому мужику, а то бы и живу не быть».

    А бедняк, веселый, с песенками, домой пришел.

    ШЕМЯКИН СУД

    Русская народная сказка

    Жили два брата. Один-то был бедный, а другой богатый. Не стало у бедного брата дров. Нечем вытопить печь. Холодно в избе.

    Пошел он в лес, дров нарубил, а лошади нет. Как дрова привезти?

    Пойду к брату, попрошу коня.

    Неласково принял его богатый брат.

    Взять коня возьми, да смотри большого возу не накладывай, а вперед на меня не надейся: сегодня дай да завтра дай, а потом и сам по миру ступай.

    Привел бедняк коня домой и вспомнил:

    Ох, хомута-то у меня нет! Сразу не спросил, а теперь и ходить нечего - не даст брат.

    Кое-как привязал покрепче дровни к хвосту братнина коня и поехал.

    На обратном пути зацепились дровни за пень, а бедняк не заметил, подхлестнул коня.

    Конь был горячий, рванулся и оторвал хвост.

    Как увидал богатый брат, что у коня хвоста нет, заругался, закричал:

    Сгубил коня! Я этого дела так не оставлю!

    И подал на бедняка в суд.

    Много ли, мало ли времени прошло, вызывают братьев в город на суд.

    Идут они, идут. Бедняк думает:

    «Сам в суде не бывал, а пословицу слыхал: слабый с сильным не борись, а бедняк с богатым не судись. Засудят меня».

    Шли они как раз по мосту. Перил не было. Поскользнулся бедняк и упал с моста. А на ту пору внизу по льду ехал купец, вез старика отца к лекарю.

    Бедняк упал да прямо в сани попал и ушиб старика насмерть, а сам остался жив и невредим.

    Купец ухватил бедняка:

    Пойдем к судье!

    И пошли в город трое: бедняк да богатый брат и купец.

    Совсем бедняк пригорюнился:

    «Теперь уж наверняка засудят».

    Тут он увидал на дороге увесистый камень. Схватил камень, завернул в тряпку и сунул за пазуху:

    «Семь бед - один ответ: коли не по мне станет судья судить да засудит, убью и судью».

    Пришли к судье. К прежнему делу новое прибавилось. Стал судья судить, допрашивать.

    А бедный брат поглядит на судью, вынет из-за пазухи камень в тряпке да и шепчет судье:

    Суди, судья, да поглядывай сюда.

    Так раз, и другой, и третий. Судья увидал и думает: «Уж не золото ли мужик показывает?»

    Еще раз взглянул - посул большой.

    «Коли и серебро, денег много».

    И присудил бесхвостого коня держать бедному брату до тех пор, покуда у коня хвост не отрастет.

    А купцу сказал:

    За то, что этот человек убил твоего отца, пусть он сам станет на льду под тем же мостом, а ты скачи на него с моста и задави его самого насмерть, как он твоего отца задавил.

    На том суд и кончился.

    Богатый брат говорит:

    Ну ладно, так и быть, возьму у тебя бесхвостого коня.

    Что ты, братец, - бедняк отвечает. - Уж пусть будет, как судья присудил: подержу твоего коня до тех пор, покуда хвост не вырастет.

    Стал богатый брат уговаривать:

    Дам тебе тридцать рублей, только отдай коня.

    Ну ладно, давай деньги.

    Отсчитал богатый брат тридцать рублей, и на том они поладили.

    Тут и купец стал просить:

    Слушай, мужичок, я тебе твою вину прощаю, все равно родителя не воротишь.

    Нет, уж пойдем, коли суд присудил, скачи на меня с моста.

    Не хочу твоей смерти, помирись со мной, а я тебе сто рублей дам, - просит купец.

    Получил бедняк с купца сто рублей. И только собрался уходить, подзывает его судья:

    Ну, давай посуленное.

    Вынул бедняк из-за пазухи узелок, развернул тряпицу и показал судье камень.

    Вот чего тебе показывал да приговаривал: «Суди, судья, да поглядывай сюда». Кабы ты меня засудил, так я б тебя убил.

    «Вот и хорошо, - думает судья, - что судил я по этому мужику, а то бы и живу не быть».

    А бедняк веселый, с песенками, домой пришел.

    ...